«летний день», ханс даль — описание картины

Ханс Даль (1849 – 1937) — художник, который известен захватывающими норвежскими пейзажами с отвесными фьордами и широкими долинами.

И среди очаровательных пейзажей он изображал молодых женщин, которые занимаются своей повседневной работой на окрестных полях — собирают листья и траву на корм скоту и овцам, рыбачат, косят сено, собирают цветы для продажи на рынке.

Родился художник в селе Гранвин на Хардангер-фьорд, являющимся вторым по длине фьордом в Норвегии. Его талант живописца проявился уже в возрасте 16 лет.

После военной службы он получил опыт, обучаясь на пейзажиста у Юхана Фредрика Эккерсберга и у художника-романиста Ханса Гуде.

Впоследствии продолжил обучение в Дюссельдорфе, где его учителями были Эдуард фон Гебхардт и Вильгельм Зон. Основные работы художника — прекрасно написанные, сказочные, идеализированные пейзажи.

Летний день в Балестранде

«Летний день», Ханс Даль — описание картины

  • Летний день на фьорде
  • «Летний день», Ханс Даль — описание картины
  • Девушка у фьорда

«Летний день», Ханс Даль — описание картины

  1. Молодая женщина на лугу
  2. «Летний день», Ханс Даль — описание картины
  3. Молодая жница
  4. «Летний день», Ханс Даль — описание картины
  5. Летний день в горах
  6. «Летний день», Ханс Даль — описание картины
  7. Доярка с козами
  8. «Летний день», Ханс Даль — описание картины
  9. Последние лучи солнца
  10. «Летний день», Ханс Даль — описание картины
  11. Жницы на берегу фьорда
  12. «Летний день», Ханс Даль — описание картины
  13. Счастливые мысли
  14. «Летний день», Ханс Даль — описание картины
  15. Девушка с серпом
  16. Девушка и фьорд
  17. Девушка, несущая листья
  18. Девушка на горном озере
  19. Девушка рядом с фьордом
  20. Девушка перед фьордом
  21. Свежий бриз в Норвегии
  22. Заигрывание
  23. Фьорд
  24. Фигуры в лодке, плывущие по фьорду
  25. Пересечение фьорда
  26. На краю воды
  27. Рядом с фьордом
  28. На берегу фьорда
  29. Ожидая его возвращения
  30. Альпийский пейзаж с пастушками и козами
  31. Наслаждение видом
  32. Летний день
  33. Согнефьорд
  34. Остальные жницы

Источник: https://fjord.su/article/30-kartin-selskoy-zhizni-sredi-norvezhskih-fordov.html

Картины норвежского живописца, над которым насмехались художники-авангардисты!. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

Воскресенье, 22 Октября 2017 г. 12:27 + в цитатник «Летний день», Ханс Даль — описание картины

Работы норвежского художника Ханса Даля сплошь наполнены позитивом. Его бессменные персонажи – это улыбающиеся юные красавицы в национальных костюмах. На рубеже XIX-ХХ вв. живописец отказывался переходить из романтизма в модернизм, чем вызывал острую критику и насмешки за свои почти пасторальные сюжеты. Тем не менее, на сегодняшний день репродукции картин Ханса Даля востребованы среди мастеров декупажа, ведь очаровательные девушки посреди величественных фьордов и гор поднимут настроение кому угодно.

«Летний день», Ханс Даль — описание картины

Летний день у фьорда. 

Ханс Даль (Hans Dahl) появился на свет в 1849 году в городе Гранвин (Западная Норвегия). Талант художника проявился в нем в подростковом возрасте. Ханс Даль решил связать свою жизнь с живописью, но предварительно ему необходимо было пройти обязательную воинскую службу. После армии юноша отправился на обучение к именитым художникам в Германию в Карлсруэ, а затем в Дюссельдорф.

«Летний день», Ханс Даль — описание картины

Летний день.

«Летний день», Ханс Даль — описание картины

Девушка у фьорда. 

А между тем, наступал рубеж XIX-ХХ вв., и в живопись «ворвались» художники-новаторы. Авангардисты экспериментировали с новыми концепциями, упрощали изображение. Ханс Даль не желал переходить от романтизма к модернизму, чем вызывал насмешки и критику модернистов.

В творчестве норвежского художника доминировали родные пейзажи с фьордами и высокими горами, улыбающиеся девушки в национальных костюмах.

«Летний день», Ханс Даль — описание картины

Девушка на лугу. Ханс Даль, 1894 год.

Ханс Даль женился на дочери немецкого художника Клеменса Бевера. Его сын Ханс Анлерс Даль пошел по стопам отца. Их манеры очень схожи. Современные искусствоведы не могут прийти к общему мнению, чьей кисти (сына или отца) принадлежат поздние картины. От этого часто картины Даля-младшего относят к творчеству отца. 

«Летний день», Ханс Даль — описание картины «Летний день», Ханс Даль — описание картины «Летний день», Ханс Даль — описание картины «Летний день», Ханс Даль — описание картины

Рубрики:  АРТ,ИСКУССТВО, КАРТИНЫ

Источник: http://www.lesyaka.ru/post423560645/?upd

Сочинение по картине Копытцевой Летний день. Цветет сирень 8 класс

«Летний день», Ханс Даль — описание картины

Полотно Майи Кузьминичны Копытцевой «Летный день. Цветет сирень» было написано в конце ХХ столетия. Этот холст считается одним из лучших ее произведений. На этом полотне изображен один из летних дней.

Лето! Какая – это прекрасная пора, лето! Как приятно окунуться в летние дни, даже если на улице лежит снег и стоит мороз, глядя на холст «Летний день. Цветет сирень» зритель забывает обо всем и наслаждается красотой этого полотна.

Стоя перед полотном, чувствуется, как пригревает летнее солнышко, ощущается запах сирени растущей под балконом. Глядя на двух ребятишек находящихся на балконе вспоминаешь свое лето и свои детские годы. Это полотно просто завораживает, возвращает в свои детские годы.

Ведь кто неподдельно может радоваться жизни, как не дети.

Глядя на полотно видишь, как эти двое ребятишек не просто вышли на балкон подышать свежим воздухом, они начали баловаться на нем. Начали прыгать на перила, пытаясь оседлать их как коня.

Глядя на то, как одеты ребятишки, понимаешь, что на улице стоит жаркая погода. Дети пытаются дотянуться до прекрасных кустов сирени цветущей под балконом.

Красота этих сиреневых кустов просто зачаровывает зрителя.

Полотно как бы разделено этими перилами на две части. Большую часть полотна занимает природа. Сразу под балконом художница расположила цветущие кусты сирени, которые уходя вдаль, сменяются деревьями в саду.

Вся левая часть полотна погружена, можно сказать, в зелень. Однако центральную его часть занимает цветущая белая сирень. Она ослепительно поблескивает в лучах яркого солнца. Дальняя часть полотна утопает в зелени.

На передней части полотна внимание зрителя сосредотачивается на ребятишках, которые любуются этой красотой с балкона. Они радуются тому, что сейчас прекрасная пора года — лето, у них каникулы и им не надо учить уроки, а можно гулять сколько хочешь. Лето – это чудесно, они могут ходить купаться и загорать. Могут бегать раздетые, и никто их не заставляет одеваться.

Это полотно настолько пропитано реальностью и позитивом. Смотря на этот холст на сердце становиться спокойно, а на душе светло.

Кажется, что запах этих шикарных цветов доносится до зрителя и уносит его в мир прекрасных воспоминаний. Хочется, как можно глубже вдохнуть этот прекрасный запах лета, запах завораживающей сирени.

Зрителю просто не вериться, что он стоит перед полотном выполненным рукой автора. Эта работа просто великолепна.

Для 8 класса

Описание настроения картины Копытцева — Летний день. Цветет сирень

«Летний день», Ханс Даль — описание картины

Популярные сегодня темы

  • Сочинение описание картины Старая мельница Поленова
    Василий Поленов всегда мечтал прославиться как мастер исторической живописи, но по иронии судьбы стал выдающимся пейзажистом. Благодаря Поленову в теме пейзажа появилось множество новых поджанров
  • Саврасов
    Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»
  • Сочинение по картине Герасимова После дождя мокрая терраса 6 класс
    При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.
  • Сочинение по картине Март Левитана 4, 5 классы
    Исаак Ильич Левитан очень любил изображать природу родного края. У художника большой багаж работ на тематику природы. Левитан большую часть своей жизни провел в путешествии, поэтому видел много красот большой России
  • Сочинение по картине Воззвание Минина к нижегородцам К.Е. Маковского
    Если несведущий в истории России человек посмотрит на эту громадную картину (ведь площадь её 40 кв.м.), то он сразу ничего не поймёт. Картина, по цвету, какая-то блеклая, не яркая. Ничем не привлекает.
Читайте также:  «христос в родительском доме», джон эверетт милле — описание картины

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/drugie/kopytceva-letnij-den-cvetet-siren-8-klass-opisanie

30 картин сельской жизни среди норвежских фьордов

  • ____________
  • Ханс Даль (1849 – 1937) — художник, который известен захватывающими норвежскими пейзажами с отвесными фьордами и широкими долинами.
  • И среди очаровательных пейзажей он изображал молодых женщин, которые занимаются своей повседневной работой на окрестных полях — собирают листья и траву на корм скоту и овцам, рыбачат, косят сено, собирают цветы для продажи на рынке.

Родился художник в селе Гранвин на Хардангер-фьорд, являющимся вторым по длине фьордом в Норвегии. Его талант живописца проявился уже в возрасте 16 лет.

После военной службы он получил опыт, обучаясь на пейзажиста у Юхана Фредрика Эккерсберга и у художника-романиста Ханса Гуде.

Впоследствии продолжил обучение в Дюссельдорфе, где его учителями были Эдуард фон Гебхардт и Вильгельм Зон. Основные работы художника — прекрасно написанные, сказочные, идеализированные пейзажи. 

Летний день в Балестранде

Летний день на фьорде

Девушка у фьорда

Молодая женщина на лугу

Молодая жница

Летний день в горах

Доярка с козами

Последние лучи солнца

Жницы на берегу фьорда

Счастливые мысли

Девушка с серпом

Девушка и фьорд

Девушка, несущая листья

Девушка на горном озере

Девушка рядом с фьордом

Девушка перед фьордом

Свежий бриз в Норвегии

Заигрывание

Фьорд

Фигуры в лодке, плывущие по фьорду

Пересечение фьорда

На краю воды

Рядом с фьордом

На берегу фьорда

Ожидая его возвращения

Альпийский пейзаж с пастушками и козами

Наслаждение видом

Летний день

Согнефьорд

Остальные жницы

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae2014f1aa80c451f7d1ec1/5b026bb783090562e4b15a5f

ПОСИДЕЛКИ. Картинно-галерейные

Картины норвежского живописца, над которым насмехались художники-авангардисты

Работы норвежского художника Ханса Даля сплошь наполнены позитивом. Его бессменные персонажи – это улыбающиеся юные красавицы в национальных костюмах. На рубеже XIX-ХХ вв. живописец отказывался переходить из романтизма в модернизм, чем вызывал острую критику и насмешки за свои почти пасторальные сюжеты. Тем не менее, на сегодняшний день репродукции картин Ханса Даля востребованы среди мастеров декупажа, ведь очаровательные девушки посреди величественных фьордов и гор поднимут настроение кому угодно.

Летний день у фьорда.

Ханс Даль (Hans Dahl) появился на свет в 1849 году в городе Гранвин (Западная Норвегия). Талант художника проявился в нем в подростковом возрасте. Ханс Даль решил связать свою жизнь с живописью, но предварительно ему необходимо было пройти обязательную воинскую службу. После армии юноша отправился на обучение к именитым художникам в Германию в Карлсруэ, а затем в Дюссельдорф.

  • Летний день.
  • Девушка у фьорда.

А между тем, наступал рубеж XIX-ХХ вв., и в живопись «ворвались» художники-новаторы. Авангардисты экспериментировали с новыми концепциями, упрощали изображение. Ханс Даль не желал переходить от романтизма к модернизму, чем вызывал насмешки и критику модернистов.

В творчестве норвежского художника доминировали родные пейзажи с фьордами и высокими горами, улыбающиеся девушки в национальных костюмах.

Девушка на лугу. Ханс Даль, 1894 год.

Ханс Даль женился на дочери немецкого художника Клеменса Бевера. Его сын Ханс Анлерс Даль пошел по стопам отца. Их манеры очень схожи. Современные искусствоведы не могут прийти к общему мнению, чьей кисти (сына или отца) принадлежат поздние картины. От этого часто картины Даля-младшего относят к творчеству отца.

Источник: https://comfycozyhome.ru/blog/43376628657/prev

Летний день Исаака Левитана. Из истории находок

Номер журнала: 

#1 2014 (42)

КАЖДАЯ КАРТИНА ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ПЕЙЗАЖИСТА ИСААКА ИЛЬИЧА ЛЕВИТАНА, БУДЬ ТО ЗАВЕРШЕННОЕ   МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ПОЛОТНО, НАТУРНЫЙ ЭТЮД, БЕГЛЫЙ НАБРОСОК ИЛИ ТОНЧАЙШАЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПАСТЕЛЬ, ЯВЛЯЕТ СОБОЙ ПРЕКРАСНУЮ МЕЛОДИЮ О ПРИРОДЕ РОССИИ, ЗВУЧАЩУЮ ТО ЯСНО И СВЕТЛО, ТО НАПРЯЖЕННО И ТРЕВОЖНО, НО ВСЕГДА ИСКРЕННО И ПРОЧУВСТВОВАННО. ПОНИМАНИЕ ЛЕВИТАНОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, КОТОРАЯ ВЗРАСТИЛА ЕГО КАК ХУДОЖНИКА И ЧЕЛОВЕКА, КОТОРУЮ) ОН ЗНАЛ И ЛЮБИЛ, СДЕЛАЛО ЕГО ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЧУТКИХ ПЕЙЗАЖИСТОВ, ВЫРАЗИВШИХ НАЦИОНАЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ И СОКРОВЕННУЮ ТАЙНУ РУССКОЙ ПРИРОДЫ. «ХУДОЖНИК ЧУТКИЙ И ГЕНИАЛЬНЫЙ» — ТАК НАЗВАЛ ЕГО АЛЕКСАНДР БЕНУА.

В середине мая 1892 года Левитан со своей верной подругой Софьей Петровной Кувшинниковой, неизменной спутницей в совместных летних поездках и работах на пленэре, оставили прогретую солнцем Москву и уехали во Владимирскую губернию, где обосновались в «имении Городок» близ железнодорожной станции Болдино по Нижегородской железной дороге, что в 120 километрах от Москвы. 1892 год оказался трудным в жизни и судьбе художника. Очередной раз ему, как еврею, нужно было испытать на себе унизительную процедуру выселения за пределы Москвы. Более того, художнику грозил отъезд за черту оседлости, несмотря на то, что он к этому времени приобрел широкую известность и полное признание своего таланта. Не только творческой необходимостью летней работы на натуре, но и этими сложными жизненными обстоятельствами объясняется то, что Левитан прожил близ Болдино не только лето, но и осенние месяцы, и начало зимы, вернувшись в Москву лишь в декабре.

Читайте также:  Картина "бильярд", луи леопольд буальи, 1807

Летняя пора для Левитана — это всегда время плодотворной и счастливой работы. К осени он привозил десятки живописных этюдов, множество альбомов с рисунками, а часто начатые или даже завершенные картины. Как правило, уже в московской мастерской продолжалась детальная проработка больших живописных полотен.

Художнику нужно было к выставочному сезону, а он начинался поздней осенью или зимой, завершить картины и показать их на самых ответственных экспозициях.

Прежде всего — это выставка Товарищества передвижников, к которой Левитан относился с особой ответственностью, стремясь показать на ней наиболее значимые работы.

Лето 1892 года не стало исключением в сложившейся творческой практике Левитана. Владимирская земля с лесами и перелесками, тихими речками, небольшими озерами была привлекательна и для работы, и для столь любимой художником охоты.

Он мог пропадать с ружьем и неразлучной собакой Вестой по нескольку дней в полях и лесах.

Эти «охотничьи отлучки» — возможность полного единения с природой, вслушивания в ее голоса — формировали то понимание идеала пейзажиста, которое давало художнику высшее наслаждение «слышать трав прозябанье».

Художественными «трофеями» «страдной» летней поры стали масштабные полотна, давно занявшие свое место в большой истории русской пейзажной живописи. Это знаменитая картина «Владимирка» (1892, ГТГ), «Лесистый берег.

Сумерки» (1892, Тверская картинная галерея), «Вечерний звон» (1982, ГТГ), «Осень», «Под вечер», «Пожар в лесу» (все — 1892, частные собрания). Все они были показаны на XXI выставке передвижников, открывшейся в Петербурге 14 февраля 1893 года. Художник стремился завершить их к открытию передвижной.

В минувшем 1891 году он стал постоянным членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и очень ответственно воспринимал свое членство. Товарищество в эти годы еще оставалось самым влиятельным и уважаемым творческим объединением.

Но помимо экспонированных на передвижной масштабных картин художник выставил ряд менее крупных произведений и на другой выставке — периодической — Московского общества любителей художеств (МОЛХ), открывшейся 25 декабря 1892 года.

Левитан был членом Московского выставочного объединения и ежегодно, начиная с 1888 года, экспонировал свои пейзажи на его выставках. После Товарищества передвижников МОЛХ было одним из наиболее значимых художественных обществ в России. В 1891 году Левитан был избран в члены комитета МОЛх и входил в комиссию по присуждению премий за лучшие произведения.

На открывшейся в рождественские дни 1892 года выставке Левитан представил три картины: «Летний день», «Берег реки», «Сумерки». Все три написаны в только что минувшие летние месяцы на Владимирской земле и куплены с выставки разными владельцами по ее окончании.

Судьбы картин, как и людей, непредсказуемы. Казалось, картины навсегда ушли из поля зрения специалистов и недоступны любителям искусства. Но словно из небытия к нам вернулось одно из трех полотен — «Летний день» (холст, масло. 55,5 х 90,8. Слева внизу подпись: И Левитанъ 1892. Частное собрание).

Художник воссоздает на холсте умиротворенное состояние природы покойного летнего дня, клонящегося к закату. На землю тихо спускаются летние прозрачные сумерки. Солнце слегка золотит верхушки деревьев и волнистые очертания лесного массива, замыкающего горизонт и четко рисующегося на фоне еще светлого неба.

Но густая тень уже легла у ближнего края леса, захватила дальний берег и готова вместе с отражением в воде двинуться и к ближнему краю картины.

Но пока наш глаз с наслаждением вглядывается в мягкий разворот неширокой реки, в ее недвижную воду и ближний к нам берег с его неровностями, с пробивающейся сквозь утоптанную землю травой.

В таком бесхитростном пейзажном мотиве Левитан находит множество простых подробностей и деталей, говорящих не только о жизни природы, но и человека в ней. Бежит по берегу тропинка, протоптанная людьми за многие-многие годы. Она то приближается к берегу, то уходит в лес и снова повторяет изгибы реки.

Вода кажется недвижной, но вот она, журча, огибает маленький островок посередине и легкой прибрежной пеной напоминает о своем течении. Сама живопись с подвижными мазками создает богатую и сложную фактурную поверхность картины.

Левитан то «сталкивает» мазки друг с другом на переднем плане, то длинными «протяжками» кладет их по дальнему берегу, то они мягко «круглятся» в изображении крон деревьев. Именно живописная пластика передает богатство и красоту природного мира, которые завораживают художника, и он мастерски воссоздает в своих пейзажах собственное воприятие жизни природы, ее подвижность и изменчивость.

«Он настоящий живописец. Один из немногих русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво (выделено А. Бенуа — Г.Ч.) писать. Все его картины чисто живописного характера», — отмечал А. Бенуа 1.

Мягкость цветовых соединений и одновременно богатая разработка зеленого цвета вызывают в памяти пейзажи Левитана, где множественные оттенки зелени, освещенной солнцем или погруженной в глубокую тень, свидетельствуют об особой чуткости глаза художника, восприимчивости им десятков оттенков этого очень сложного для воспроизведения на холсте цвета.

У картины «Летний день» есть конкретный адрес. Художник пишет речку пекшу, извилистую, с причудливыми поворотами, впадающую в Клязьму. Она течет то лениво и спокойно, то становится стремительной и бурливой. Не случайно на ней в те, прошедшие времена, были возведены плотины и поставлены мельницы.

Деревня Городок, или, как называл его Левитан в письме к П.М. Третьякову, «имение Городок», где жил художник летом 1892 года, ныне соединилось с деревней пекша. Левитан снимал две комнаты в доме зажиточного крестьянина А.Н. попкова.

Его дом стоял на высоком берегу, окна выходили на реку, и оттуда можно было видеть и обрывистый берег, и поросшую душистыми травами луговину, и подходивший к деревне лес. Между деревьями и вдоль берега бежала тропинка, спускавшаяся к реке.

Читайте также:  Овидий среди скифов, эжен делакруа, 1859

Многое изменилось за прошедшие годы, но и ныне эти места сохранили ту же притягательную красоту, что в свое время пленяла Левитана.

Окружающая природа предлагала художнику разнообразные сюжеты и мотивы для его пейзажей. Если картина «Летний день» носит камерный характер, то созданное тогда же и в тех же местах большое полотно «Лесистый берег. Сумерки» стремится к монументальности, значительности и драматической наполненности образа.

По своему настроению, сумрачности и настороженности темного леса, куда не ведут обжитые тропинки и в густую темноту которого не хочется входить, картина сближается с созданным годом ранее знаменитым полотном «У омута».

для этой последней, уже купленной Третьяковым, Левитан на берегах пекши, у плотин, где река особенно бурлива, писал этюды воды, «уточняя» верность ее воспроизведения на большом холсте. Об этом просил Левитана Третьяков, которого не удовлетворяло изображение воды на картине.

А художник в свою очередь просил собирателя подождать покрывать картину лаком. «пока не проверю этот мотив с натурою. Теперь напишу несколько этюдов воды и в конце мая приеду в Москву и начну переделывать картину», — писал Левитан из деревни Городок 2.

Самым серьезным результатом этого лета стало создание картины «Владимирка». Простота и ясность изображения подчеркивают содержательную значимость этого великого произведения. Рядом с подписью художник поставил название картины «Володимiрка», как извечно народ называл эту дорогу печали и скорби. С.П.

Кувшинникова в воспоминаниях о Левитане передала эмоциональное возбуждение, охватившее ее и художника, осознавших, какой пейзаж открылся перед ними. «Постойте.

Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звеня кандалами, прошло в Сибирь столько несчастных людей», — записала в воспоминаниях Софья Петровна и привела здесь же строки из стихотворения А.К. Толстого «Колодники»:

Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль, Колодников звонкие цепи

Вздымают дорожную пыль

…»3

В картине соединяется типичность равнинного, безмерно протяженного русского пейзажа с темой дороги, олицетворяющей человеческую жизнь и судьбу.

«Лесистый берег. Сумерки», «Владимирка» отражают сильные эмоциональные переживания… Многосложными и тонкими настроениями наполнен «Вечерний звон» (1892). художник начал писать картину в иных местах, другие зрительные впечатления лежат в ее основе, но заканчивал он ее в том же 1892 году, что свидетельствует о многообразии восприятий и взаимоотношений Левитана с миром природы.

Столь разные картины — «Лесистый берег», «Владимирка», «Летний день» —вдохновлены пейзажами Владимирской земли. Очевидно, в этих же местах или на основе этюдов, исполненных здесь, написаны и другие полотна.

Мы узнаем причудливый разворот пекши и песчаный язык, огибаемый ее течением, рельеф земли в картинах «деревня на берегу реки» (1890-е, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева), «Тишина» (1898, ГРМ) и ряде других произведений.

Левитан не однажды, спустя годы, использовал и варьировал полюбившиеся ему пейзажные виды.

Лето 1892 года было наполнено творчеством и общением с близкими и интересными художнику людьми. В деревне Городок он сошелся с небогатым помещиком Ларионовым, с которым общался почти ежедневно.

В доме Ларионова останавливался доктор Дмитрий Петрович Кувшинников, муж Софьи Петровны, знавший издавна Ларионова, также врача. Кувшинников приезжал в Городок в сентябре в связи с хлопотами о возможности Левитану вернуться в Москву.

Терраса небольшого усадебного дома Ларионовых изображена на картине живописца «На даче в сумерки» (1892, Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник).

Левитан не случайно выбрал для летней работы эти места. Здесь находились обширные владения семьи крупных предпринимателей и землевладельцев Морозовых, с которыми живописец был хорошо знаком. Сергей Тимофеевич Морозов являлся большим поклонником таланта Левитана и его покровителем.

Он безвозмездно предоставил Исааку Ильичу удобную, с верхним светом, мастерскую в Москве, подобные условия для работы мало кто из художников имел в те годы. Именно в ее интерьере В.А. Серов писал портрет Левитана. Сестра С.Т.

Морозова Анна Тимофеевна Карпова жила с многочисленной семьей (у нее было 15 детей) в богатом имении Сушнево, что расположено также на берегу пекши, в нескольких верстах от Городка, земли которого принадлежали ей.

В этих же местах находилось имение еще одного Морозова, Саввы Тимофеевича, в чьем собрании находилось несколько пейзажных работ Левитана. Художник был дружен с этим семейством и стал частым гостем в усадьбе Сушнево. Морозовы и Карповы имели в своих собраниях картины Левитана.

Другом семей Морозовых — Карповых был историк В.О. Ключевский, живший в летние месяцы в Сушневе. Часто наезжал в имение Карповых близкий к ним по родству И.С. Остроухов, живописец и коллекционер, владевший рядом первоклассных работ Левитана и друживший с ним.

Но вернемся к картине «Летний день». Живописные берега неширокой пекши, прилегающие леса, расположенные по ее берегам деревушки были множество раз исхожены Левитаном, безмерно любившим и тонко чувствовавшим природу.

Ее переменчивые состояния, созвучные настрою души человека, он чутко воспроизводил на своих холстах.

Покой и тишина «Летнего дня» создают впечатление ясной гармонии, разлитой в природе, вызывая в душе человека ответные чувства.

Показанная на выставке в 1892 году4 картина исчезла на долгие 120 лет. Но, как сказано, «рукописи не горят». Будем надеяться, что и картины не пропадают бесследно.

Временно экспонируемая ныне в Третьяковской галерее, в зале Левитана, рядом с «Владимиркой», «Вечерним звоном», созданными художником в том же, что и «Летний день», 1892 году, картина естественно соединяется с этими шедеврами живописца и помогает увидеть еще одну очень важную грань в богатом творческом наследии великого мастера и приоткрыть малоизвестную страницу его жизни.

  1. А. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. М., 1995. С. 350.
  2. И.И. Левитан. Письма. документы. Воспоминания. М., 1956. С. 42.
  3. Там же. С. 170.
  4. Каталог двенадцатой периодической выставки картин Московского Общества любителей художеств.[М., 1892], № 49.

Вернуться назад

Источник: https://www.tg-m.ru/articles/1-2014-42/letnii-den-isaaka-levitana

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector