Архип Куинджи один из самых необычных пейзажистов 2-й половины XIX века, которого называют «художником света». Виной тому невероятно точная передача световых потоков, а может, особенная любовь к жизни и ко всему окружающему. Ему даже приписывают использование «лунных красок». Конечно, это всего лишь легенда, подчеркивающая, однако, магию его творчества.
Художник Архип Куинджи
Не многие люди искусства могут похвастаться такой биографией: успех в личной жизни и в творчестве, прижизненные любовь и признание публики, критиков, коллег. Сюжеты мастера — березовые рощи, лунные ночи, облака после дождя, солнечные закаты — поражали и поражают своим реализмом и дарят умиротворение.
Детство и юность
Будущий художник родился 27 (15 по старому стилю) января в Мариуполе. Известны 3 варианта года рождения. После смерти в архиве Куинджи нашли три паспорта, в которых указаны – 1841, 1842 и 1843 г.р.
Его отца Ивана Христофоровича – грека по происхождению, сапожника по профессии – все звали еменджи (с турецкого – «трудовой человек»). А вот деда ювелира величали куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника.
О матери никаких сведений нет.
Портрет Архипа Куинджи
Мальчик рано осиротел и воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Он много работал: пас гусей, собирал кизяк. Будучи еще малышом, яро защищал животных от хулиганов и помогал тем, кто слабее.
Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холоста будущему пейзажисту подходило все: забор, стена, обрывок бумаги.
В 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время расписывал стены комнаты, в которой жил. После этого трудился у хлеботорговца. Рисовал мальчик все время, и ему посоветовали пойти в ученики к Ивану Айвазовскому.
Архип Куинджи
Архип пешком отправился в Феодосию, где жил именитый маринист. Иван Константинович, не увидев таланта, учить ребенка не стал, но и не прогнал. Выделил ему место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого.
Занимался с Архипом родственник Айвазовского Адольф Фейсслер. Спустя пару месяцев Куинджи вернулся в Мариуполь и начал работать ретушером у местного фотографа.
Затем Куинджи отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Картины
Два года подряд художник пытался поступить в академию, и оба раза неудачно. После второго поражения Куинджи написал картину «Татарская сакля» и представил ее на Академической выставке. Ему дали звание неклассного художника, но, отказавшись, молодой человек попросился вольнослушателем в Академию. Так в 1868 году он попал на скамью учеников.
Картина Архипа Куинджи «Ладожское озеро»
В это время ближайшими друзьями Архипа Ивановича становятся передвижники Илья Репин и Виктор Васнецов. Под их влиянием он написал несколько мрачных пейзажей, которые имели успех на выставках.
С 1870 года художник часто бывает на острове Валааме и пишет несколько работ, посвященных ему. Самые известные – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последнюю высоко оценил Крамской. Ее же приобрел для своей галереи Павел Третьяков.
Картина Архипа Куинджи «На острове Валааме»
В 1873 году Куинджи участвует в выставке Общества поощрения художников. Он представил вниманию взыскательной публики картину «Снег», за которую через год в Лондоне получил бронзовую медаль.
В 1875 году Куинджи приняли в передвижники. Он написал и выставил на очередном вернисаже полотно «Украинская ночь». Зрители восторгались как будто живым светом луны, который на фоне темной ночи освещал украинские хаты.
Картина Архипа Куинджи «Украинская ночь»
С этой работы начался «романтический период» в творчестве пейзажиста. В это время мастер находится в активном творческом поиске. Новаторством в русском искусстве становится применение им яркого цвета за счет введения дополнительных цветов.
В 1876 году мастер распрощался с идеями передвижников. Он понял, что для него важнее не истолковывать жизнь, а радоваться ей. А в 1879-м окончательно покинул товарищество. В том же году художник представил публике трилогию: «Север», «Березовая роща», «После дождя». Здесь отчетливо заметно влияние импрессионистов, хотя автор и не использует типичных для этого направления приемов.
Картина Архипа Куинджи «После дождя»
В 1880 году живописец устроил выставку одной картины. «Лунная ночь на берегу Днепра» стала сосредоточием внимания публики. В темной комнате, куда не проникал ни единый луч света, лишь произведение было освещено электрическим фонарем. В таком антураже казалось, что луна действительно светится. Посетители заглядывали за полотно, чтобы убедиться, что там нет источника света.
Работа стала желанной для многих ценителей живописи, купил ее великий князь Константин Константинович. Трудясь над картиной, художник экспериментировал с красками, применял битум.
Оказалось, что от воздействия воздуха и света он темнеет. И «Лунная ночь на берегу Днепра» со временем изменила цвет, но это не сказалось на ее смысле.
В ней уже появились первые задатки философского направления в пейзаже.
Картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на берегу Днепра»
В июне 1882 года Куинджи устроил выставку двух работ: «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», а потом на целых 20 лет стал затворником. Он по-прежнему много писал, но перестал показывать свои произведения.
В 1888 году художник вместе с Николаем Ярошенко отправился на Кавказ. Там они увидели редчайшее явление – отражение собственных увеличенных фигур на ярко окрашенном облаке. По итогам поездки родились прекрасные горные пейзажи.
Картина Архипа Куинджи «Христос в Гефсиманском саду»
В 1901 году живописец решил показать своим ученикам и ограниченному кругу зрителей ряд новых работ. Среди них было полотно «Христос в Гефсиманском саду». Оно поразило присутствующих. Вот что написал о картине искусствовед Владимир Петров:
«Сюжет, не раз привлекавший его товарищей-передвижников, Куинджи интерпретировал соответственно своему переживанию космического смысла бытия — фигура освещённого лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла». Картина Архипа Куинджи «Радуга»
Произведение хранится в Воронцовском дворце-музее в Алупке.
В период с 1900 по 1905 годы мастер пишет картину «Радуга». Сегодня она является частью собрания Государственного русского музея. Есть подобная, но меньшая по размеру работа, хранящаяся в Чувашском музее.
Личная жизнь
В 17 лет юноша влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки — зажиточного купца. Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка. На что получил категоричный ответ:
«Если не за Архипа, то только в монастырь». Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова
Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.
В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.
Архип Куинджи
После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам.
Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом.
Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.
Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.
Смерть
В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909-го, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно.
Архип Куинджи на смертном одре
Следующей весной, во время поездки в Крым, Куинджи остановился в гостинице, где и настигла его болезнь. У него диагностировали воспаление легких. Художнику было 68 лет. В таком возрасте болезнь особенно коварна, а в сочетании с больным сердцем практически неизлечима. Миокардит постепенно убивал гения.
Врачи прописали полный покой, никаких встреч и бесед. Вера Леонтьевна в это время оставалась в Петербурге. Обеспокоенная отсутствием вестей, отправилась в Ялту. На тот момент Архипу Ивановичу стало лучше.
Она вернулась в Северную столицу, куда должны были перевезти художника. Но этого не происходило. Она второй раз приехала в Ялту и сама организовала переезд. Врачи советовали лечиться на Кавказе, но мастер предпочел курортный Сестрорецк.
Однако и туда ему попасть не удалось.
Памятник Архипу Куинджи
В Петербурге состояние Архипа Ивановича ухудшилось настолько, что стало понятно – дни его сочтены. Два месяца прошли в мучениях. Художник понимал, что смерть уже рядом. Ему хотелось видеть друзей. В это время к нему часто приходили ученики Рерих, Зарубин, Рылов. Друзья также не оставляли его.
Доктор Александр Гаврилович Гурвич записал в своем дневнике некоторые беседы с художником в последние недели его жизни. В частности, он проводил параллель между художниками и врачами, рассуждая:
«Художник есть тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее, единое — ту жизнь и тот смысл жизни, которые как бы рассыпаны в частностях, раздроблены в них… Почему не умеют это делать врачи? И они должны уметь».Могила Архипа Куинджи
Много философских бесед вел талантливый художник в последние дни жизни. Касался он темы искусства, религии и человеческой морали. Будучи добрейшим человеком с широкой душой, уходил он мучительно трудно.
Ранним утром 11 июля 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало. Гроб с телом поставили в Академии художеств, а оттуда до кладбища его несли на руках ученики.
К процессии присоединились нищие, которым не раз помогал художник. Могила «художника света» — на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
К ее оформлению приложили руку архитектор Щусев, скульптор Беклемишев, художник Николай Рерих, мозаист Фролов.
Картины
- 1869 — «Исаакиевский собор при луне»
- 1871 — «Ладожское озеро»
- 1873 — «На острове Валааме»
- 1875 — «Бурьян»
- 1875 — «Осень. Пасмурный день над степью»
- 1876 — «Украинская ночь»
- 1878 — «Вечер на Украине»
- 1878 — «Закат солнца в леу»
- 1889 — «Берёзовая роща»
- 1880 — «Лунная ночь на Днепре»
- 1887 — «Крым. Берег моря»
- 1900 — «Закат в степи»
- 1905 — «В Крыму»
- 1908 — «Цветник. Кавказ»
Источник: https://24smi.org/celebrity/43454-arkhip-kuindzhi.html
Куинджи картины. Биография
Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Архип был выходцем далеко не из богатой семьи, он был сыном сапожника и имел греческие корни. Родился он в Мариуполе в полной нищете, пас гусей, работал на хлебопекарне и на постройке церкви. Большое влияние на него и его творчество оказали картины Айвазовского, а именно его мастерство передачи света. Он всегда стремился передать именно эту стороны природы, о чём говорят такие его картины, как “Сумерки”, “Утро”, “Солнечные пятна на инее”. Художник придумывал свои собственные приёмы живописи, например, часто изображал в своих картинах высокий горизонт, оптическую иллюзию освещения. Такие работы как “Ночь на Днепре”, “Берёзовая роща” произвели большое впечатление на его современников, и за многие свои картины мастер был награждён премиями, званиями и медалями, а самое главное – известностью.
Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. Он преподавал в художественной мастерской, где его учениками были такие великие деятели, как Н.К.Рерих, А.А.Рылов, К.Ф.Богаевский.
Свой талант знаменитый пейзажист не унёс с собой в могилу, а передал по художественной линии и отдал его в надёжные руки своих последователей. Удивительно, но в 1897 году его уволили из этой мастерской за поддержку студенческих волнений.
Спустя два года он создал своё собственное общество художников, которое целиком и полностью существовало на его средства.
Умер великий русский художник в 1910 году от тяжёлой болезни сердца. В последние свои дни он хотел увидеть всех своих учеников, но, к сожалению, не все смогли навестить своего учителя.
Почти все свои деньги живописец завещал в Общество художников имени Куинджи. Остальные полагались жене, детям, семье и церкви.
Вот таким он остался в сердцах потомков – талантливым, щедрым, защитником и меценатом.
Господар — строительная компания предлагает профессиональный генподряд. Полный спектр услуг от момента проектирования строительного объекта до сдачи. Все заботы компания возьмёт на себя: исследование, организация, контроль и многое другое.
Картины Куинджи
Берёзовая роща
Цветник. Кавказ
Эффект заката
Эльбрус
Кипарисы на берегу моря. Крым
Крым
Лесное озеро. Облака
Лодка в море
Лунное пятно в зимнем лесу
Море. Крым
Москва. Вид на Кремль
На острове Валааме
Ночь
Ночное
Осенняя распутица
Полдень. Стадо в степи
После дождя
Роща
Север
Снежные вершины. Кавказ
Солнечные пятна на инее
Степь
Сумерки
Утро на Днепре
Вид на Москву с Воробьёвых гор
Волга
Забытая деревня
Зима
Владельцы садовых участков и дачники могут заказать навес из поликарбоната. Надёжные навесы из современного строительного материала защитят от дождя и снега.
???? Блинцов | 2011-04-21, 13:08 | ???? 791
Источник: https://art-assorty.ru/61-kuindzhi.html
Куинджи Архип ИвановичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Куинджи Архип Иванович (Kuinji Arkhip Ivanovich) – известный русский живописец. Родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище. С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.
На Валааме, 1872
Осенняя распутица, 1872
Ладожское озеро, 1873
Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге – «Ладожское озеро».
В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году – две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 – знаменитую «Украинскую ночь».
На острове Валааме, 1873
Украинская ночь, 1876
Осень, 1876-1890
Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве
Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.
В 1878 году Куинджи выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.
В 1879 году Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников.
В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев. В том же году картина была выставлена в Париже.
В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре».
После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.
Березовая роща, 1879
Север, 1879
Ночь на Днепре, 1880
Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве
В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению. «Украинская ночь» знаменует перелом в творчестве Куинджи.
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство.
Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.
Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.
Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного, 1882
Вид на Кремль со стороны Замоскворечья, 1882
Крым. Вид на берег и море с гор, 1880-е
Несмотря на то, что с 1882 года Архип Иванович Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.
Крым. Яйла, 1885-1890, Русский музей
Кипарисы на берегу моря, 1887, Русский музей
Эльбрус. Лунная ночь, 1890-1895, Третьяковская галерея
Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью.
Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот.
Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.
Кавказ. Снежные вершины, 1890-1895, Русский музей
Дарьяльское ущелье, 1890-1895, Третьяковская галерея
Зима. Пятна света на крышах хат, 1890-1895 годы
Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи.
«Ночь на Днепре» находится у великого князя Константина Константиновича , «Березовая роща» и «Степь» – в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Степь», «Чумацкий тракт», «Украинская ночь», «Север», «Березовая роща», «После грозы», «Днепр утром» и «Закат в лесу»; в музее императора Александра III в Петрограде – «Вечер в Малороссии», «Туман на море», «Радуга» и эскизы.
Полдень. Стадо в степи, 1890-1895
Волга, 1890-е
Лесное озеро. Облако, 1891
Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.
В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи; 11 июля 1910 года Архип Иванович Куинджи скончался.По материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Ночь, 1880-1890, Музей-квартира Архипа Куинджи, Санкт-Петербург
Туман в горах, 1898-1908, Русский музей
Море. Крым, 1898-1908, Русский музей
Источник: http://smallbay.ru/kuingi.html
Архип Куинджи – жизнь и творчество художника
Один из самых ярких и самобытных русских художников XIX века, который совершил прорыв в художественных тенденциях целого поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного творческой индивидуальностью художника.
А. Куинджи постоянно экспериментировал, использовал в своем творчестве новейшие открытия физики и химии. Новаторство Куинджи связано не только с формальными сторонами живописи, но и с тем восприятием единства мира и человека, которое было особенно близко следующему поколению мастеров начала ХХ века.
Он безбоязненно работал с цветами и красками, что было, по мнению его современников, дерзким и часто необъяснимым, однако такой метод находит свое продолжение в творчестве его учеников – Н. Рериха, А. Рылова, К. Богаевского, Ф. Рущица, Н. Крымова.
Куинджи открыл богатые перспективы и для искусства будущего – символизма, экспрессионизма, примитивизма, фовизма.
“Березовая роща” А. Куинджи, 1879 г.
Архип Куинджи (1842-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека (при рождении Куюмджи – в переводе с урумского «золотых дел мастер»), рано остался сиротой и воспитывался в семье родственников. Учился в городском училище, но занятия мало его интересовали, мальчик увлекся живописью и рисовал постоянно.
Из-за бедственного положения семьи Архипу рано пришлось работать, один из хозяев увидел его рисунки и посоветовал поехать в Крым к И.К. Айвазовскому. В 1855 году Куинджи решился на поездку в Феодосию, но у живописца ему поручили лишь готовить краски.
Через два месяца он вернулся в Мариуполь и устроился ретушёром у местного фотографа, позже безрезультатно пытался открыть свою фотостудию. Он много работал, а всё свободное время проводил за мольбертом.
В 1865 году Куинджи дважды пытался поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге, но только после картины «Татарская сакля в Крыму» в 1868 году Совет Академии художеств дал ему звание свободного художника.
И лишь с третьей попытки в 1970 году Куинджи становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. Одновременно знакомится и очень сближается с художниками-передвижниками, среди которых были И.Н. Крамской и И.Е. Репин.
Это общение приводит к реалистическому переосмыслению Архипом своего творческого подхода, результатом становятся картины «Осенняя распутица» (за эту картину получает звание классного художника), «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Полотна отличает социальная направленность и стремление выразить свою гражданскую позицию, доминируют мрачные тона. После выставок Товарищества передвижников Куинджи стал известным, наконец-то поверил в себя.
Осенняя распутица, 1870
Однако достаточно быстро художник следует к созданию собственного индивидуального стиля. О чем свидетельствуют пейзажи «На острове Валааме» (первая картина Куинджи, купленная П.М. Третьяковым) и «Ладожское озеро».
Здесь реалистический подход сочетается с элементами романтизма: сумрачной тревожностью, одиночеством, бунтарством, глубинными переживаниями. Федор Достоевский назвал картину «На острове Валааме» «национальным пейзажем».
На острове Валааме, 1873
В легком и тонком пейзаже «Ладожское озеро» особое внимание привлекает каменистое дно, которое просвечивается через воду. Спустя десять лет Р.Г. Судаковский позаимствует этот прием в «Мертвом штиле», что приведет к скандалу.
Ладожское озеро, 1873
Успех продолжает сопутствовать А. Куинджи: в 1873 году он участвует в выставке Общества поощрения художников, а в 1874 году получает бронзовую медаль на выставке в Лондоне за картину «Снег».
В 1875 году осуществляет давнюю мечту – венчается с Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, и молодожены отправляются на Валаам.
В том же году публике представлена картина «Степь», и художник становится членом Товарищества передвижников, но уже через год отходит от идей передвижничества, – теперь главным становится не подробное изображение жизни, а наслаждение её красотой.
Не все современники, восхищаясь талантом художника, могли понять такой подход. В 1876 году написана «Украинская ночь», ошеломившая всех и ставшая первой в череде новаторских произведений.
Куинджи экспериментирует с цветом (метод, основанный на системе дополнительных цветов) до тех пор, пока он не начинает сиять. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». На Всемирной выставке в Париже импрессионист Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
Украинская ночь, 1876
В 1879 году зрителям представлена великолепная трилогия «Север», «Березовая роща» и «После дождя». В цветовом и пространственном решении чувствуется влияние импрессионизма и постимпрессионизма.
Александр Бенуа называет Куинджи «русским Моне».
Художник, которого сковывала необходимость вписываться в определенную программу, уходит от передвижников, хотя и сохраняет со многими из них дружеские отношения.
Результатом выхода из Товарищества передвижных выставок становится полотно «Лунная ночь на Днепре».
Сначала Куинджи показывал картину прямо в своей мастерской, а потом для неё была организована индивидуальная (случай уникальный!) вставка в зале Общества поощрения художников.
Желающих посмотреть на невероятное сияние было слишком много, а приобрел картину князь Константин Николаевич и сразу решил увезти её с собой в кругосветное путешествие. К сожалению, из-за яркого света краски стали темнеть.
Лунная ночь на Днепре, 1880
Архип Куинджи продолжает экспериментировать с красками, изучает влияние на них света, многие коллеги относятся к этому с недоверием, некоторые даже обвиняют в использовании дешевых спецэффектов и скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида.
В 1882 году на пике славы Куинджи «замолчал» на 20 лет, он просто перестал выставляться и уединился в мастерской. Критики предполагали, что мастер исчерпал себя, но художник продолжал много работать, писал в разных стилях (за этот период у него накопилось не менее 500 эскизов и картин), купил участок в Крыму, где жил с женой, а позже приезжал на пленэр с учениками, посетил Кавказ.
В 1901 году художник нарушил молчание и представил картины «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». Долгожданные и глубоко философские произведения были приняты с восторгом. Позже прошла последняя прижизненная выставка Архипа Куинджи, больше его картин никто не видел.
Христос в Гефсиманском саду, 1901
Художник вёл скромный образ жизни, отдавал много денег на благотворительность: в 1904 году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, в 1909 году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму, в том же 1909 году он передал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи.
Летом 1910 года художник заболел воспалением легких и вскоре умер в Санкт-Петербурге, где и похоронен на Смоленском православном кладбище. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А.
Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. В 1952 году прах и надгробие были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
«Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его.
Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек.
Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя».
Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…»
Н. К. Рерих, ученик А. И. Куинджи
Источник: https://porusski.me/2019/02/13/arhip-kuindzhi-zhizn-i-tvorchestvo/
Архип Куинджи: жизнь и творчество художника
Архип Куинджи (при рождении Куюмджи;(15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.
Содержание
- Биография Архипа Куинджи
- Творчество Куинджи
- Работы художника
- Картины Архипа Куинджи
- Библиография
Родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе.
Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище.
Творчество Куинджи
- С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги.
- Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.
- В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро».
В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году — две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 — знаменитую «Украинскую ночь». Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ.
В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.
В 1878 выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.
В 1879 году Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников.
В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев.
В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре».
После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.
В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи; 11 июля 1910 года Куинджи скончался.
В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.
«Украинская ночь» знаменует перелом в творчестве Куинджи.
Лунная ночь на Днепре
Осенняя распутица
Украинская ночь
Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство.
Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.
Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.
Несмотря на то, что с 1882 года Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.
Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью.
Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.
Работы художника
Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи.
- «Ночь на Днепре» находится у великого князя Константина Константиновича ,
- «Березовая роща» и «Степь» — в коллекции Терещенко в Киеве.
В Третьяковской галерее в Москве находятся:
- «На острове Валааме»,
- «Забытая деревня»,
- «Степь»,
- «Чумацкий тракт»,
- «Украинская ночь»,
- «Север»,
- «Березовая роща»,
- «После грозы»,
- «Днепр утром» и «Закат в лесу».
В музее императора Александра III в Петрограде:
- «Вечер в Малороссии»,
- «Туман на море»,
- «Радуга» и эскизы.
Библиография
- Архип Иванович Куинджи: Альбом / Составитель альбома и автор вступительной статьи Н. Новоуспенский. — М.-Л.: Гос. изд-во изобразительного искусства, 1961. — 40 с. — (Мастера русского искусства). — 27 500 экз. (обл.)
- Свет Куинджи : Роман / Виктор Шутов, Семен Илюшин; [Худож. И. А. Галюченко], 268 с ил., 5 л. цв. ил., Донецк Донбасс 1983
- Свет Куинджи : Роман / Виктор Шутов, 462,[2] с., [1] л. портр. 22 см, Киев Дніпро 1990
- Илюшин С. В. Юность Куинджи.:Повесть. — Донецк: Донбасс, 1977.. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
- Мельникова Л. Куинджи / В серии «Великие художники» — Т.5 — К.,2010 — 48 с
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Источник: https://allpainters.ru/kuindzhi-arhip.html
Архип Иванович Куинджи, Изображений: 175
Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.
Талант и бедность (1841-1854)
Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.
Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.
Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.
Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом.
Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе.
Это занятие приносило ему неподдельную радость.
Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью.
Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию.
Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.
Новый поворот (1855-1859)
Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.
Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.
Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.
Удача с третьей попытки (1860-1868)
В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда — в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.
Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу — провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.
Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.
В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.
«Северный» период (1869-1873)
Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.
Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».
Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)
В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.
Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.
Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.
Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?
Молчание гения (1882-1910)
После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика — он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.
Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.
Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.
В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.
Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.
Источник: https://gallerix.ru/album/Quingy