Заявка на добавление в друзья
Как и большинство женщин, не очень люблю сцены боев и сражений, будь то на море или на суше. Но картины этого художника, воспевающие историю русского флота, привели меня в полный восторг, не говоря уже о его великолепных морских пейзажах. Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов — один из талантливейших наших маринистов.
Другие его пейзажи тоже очень хороши, но об этом позже. Сегодня же 2 поста с морскими пейзажами, кораблями и батальными сценами, в один из которых отдельно вынесены пейзажи прибрежные.
Maksim Mrvica — Leelos Tune Вздымаются волны как горы
И к тверди возносятся звездной,
И с ужасом падают взоры
В мгновенно разрытые бездны.
Подобная страсти, не знает
Средины тревожная сила,
То к небу, то в пропасть бросает
Ладью без весла и кормила. Не верь же, ко звездам взлетая,
Высокой избранника доле,
Не верь, в глубину ниспадая,
Что звезд не увидишь ты боле.
Стихии безбрежной, бездонной
Уймется волненье, и вскоре
В свой уровень вступит законный
Души успокоенной море.
Толстой А.К. (1866)
Фрегат Паллада 1847 года. 1847
Атака турецкого парохода миноносной лодкой Шутка 16 июня 1877 года. Не ранее 1881
Лоцманы Бискайской бухты. 1857-1859
Первое сражение русского корабельного флота под командой Сенявина около острова Эзель со шведским флотом 24 мая 1719 года. 1866
Возвращение в порт Трепор в полую воду. Франция, Нормандия. 1876
Бой 44-пушечного фрегата Флора с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. 1854
Балтийское море. 1880-е
Бой русского брига с турецкими кораблями. 1857
Море в непогоду. 1871
Захват катером Меркурий шведского фрегата Венус 21 мая 1789 года. 1845
Парусники в море. 1864
Захват катером Меркурий шведского фрегата Венус 21 мая 1789 года. 1851
12-пушечный пароходофрегат Камчатка. 1848
Морской бой. Пленение фрегатом Владимиром турецкого парохода Перваз-Бахри. 1858
Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция). Около 1859
Источник: https://newsland.com/community/5652/content/khudozhnik-bogoliubov-aleksei-petrovich-rossiia-1824-1896-chast-1-more-korabli-batalnye-stseny-chast-pervaia/5895674
русский живописец, художник—маринист Боголюбов Алексей Петрович
li_ga2014в такую жару спасают марины…Вид на Смольный монастырьс Большой Охты, 1851
Боголюбов Алексей Петрович
русский живописец, художник—маринист.
Родился в 1824 году в Новгородской губернии, воспитывался в Морском корпусе. Еще будучи кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1839 году начал службу во флоте. В 1849 году художник был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
Вход рыбачьего судна в бурю в гаваньСен-Валери в Ко, 1858, Русский музей
Катание на Неве, 1854,Третьяковская галерея
Прибой у мыса Сен-Мартини, 1854, Историко-художественный музей, Серпухов
Боголюбов последовал совету герцога и в 1850 году поступил в Академию художеств вольноопределяющимся учеником. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан профессору М.П. Воробьеву и Б.И.
Виллевальде.
За два вида Кронштадтской гавани и за картину «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году» молодой художник Алексей Боголюбов был пожалован высочайшими подарками от имени Его Императорского величества
В 1852 году художник получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига «Меркурия» с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона». Боголюбов окончил академию в 1863 с первой золотой медалью и тогда же по высочайшему повелению был назначен художником Главного морского штаба.
Золотой рог в Константинополе, 1864, Государственная Третьяковская галереяЗатем, оставив морскую службу, Боголюбов в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изобэ и в течение двух лет учился у известного мариниста Андрея Ахенбаха. В том же 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.
Сражение при Гангуте27 июля 1714 года, 1877
По возвращении получил звание академика, а в 1860 году профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников.
На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в особенности его «Синоп» и «Кермес в Амстердаме» (в настоящее время находится в Эрмитаже).
В последующих годах Боголюбов много путешествовал с художественными целями по России.
Вид Смольного монастыряс Большой Охты, 1870-еИмператор Александр II, оценив труды и талант Боголюбова,поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого; этими работами Боголюбов был занят в течение всего прошлого царствования. Последняя турецкая война в ее черноморских и дунайских подвигах точно так же отразились в творчестве нашего мариниста.
Летняя ночь на Неве у взморья,1875, Третьяковская галерея
Кроме этих трудов, Боголюбов по поручениюгидрографического департамента морского министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном плавал по балтийским портам, по Финскому заливу и шхерам для исполнения атласа, изображал берега и промерил места портов и шхерных проходов.
Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова. В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сетей и акварелей.
Морской вид,Ярославский художественный музей
Последние двадцать лет Боголюбов живет в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам, которое дает приют и возможность молодым русским художникам работать в общественной мастерской с натуры, без всяких личных затрат.
8 января 1891 года по почину членов этого общества был отпразднован пятидесятилетний юбилей А. П. Боголюбова, так как восьмого января 1841 года Боголюбов окончил морской кадетский корпус с чином мичмана флота.
Необходимо также отметить устройство Боголюбовым в городе Саратове музея имени Радищева, которому художник приходится внуком.
Трепор. Нормандия,Третьяковская галерея
- Ипатьевский монастырь в Костроме,1861, Третьяковская галерея
- Берег в Онфлере. Знойный день,Художественный музей, Саратов
Лидо. Венеция, 1870-е, Музейискусств Татарстана, Казань
Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду, воздушную перспективу Боголюбов знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство.
Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/579646.html
Читать онлайн Государственный Русский музей страница 6. Большая и бесплатная библиотека
Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896) Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция). Около 1859. Холст, масло. 121×189
Алексей Петрович Боголюбов — блистательный мастер морских и батальных пейзажей второй половины XIX века. Получив признание русской публики за выполненные виды Петербурга с величественными набережными Невы, он переехал в Европу, где подолгу останавливался в Риме и Париже. Там наряду с И. С.
Тургеневым Боголюбов стал главой русской диаспоры, даже организовал общество помощи художникам, приезжавшим во французскую столицу для обучения.
Боголюбов был близок императорскому дому, занимался живописью с великим князем Алексеем Александровичем и будущей императрицей Марией Федоровной, неоднократно сопровождал в путешествиях по России и Европе членов царской семьи.
Картина «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко» разворачивает перед зрителем панораму средиземноморского побережья. Моряки пытаются пришвартовать к городскому причалу судно, уносимое бурным предрассветным морем.
Мастерски выписанные волны, движимые сильным ветром, прозрачность вод и верно подмеченное переменчивое состояние неба выдают в Боголюбове наблюдательного художника.
Его тонкая и изящная живописная манера рождает восхищение публики и желание других художников подражать ему.
Федор Александрович Васильев (1850–1873) Вид на Волге. Барки 1870. Холст, масло. 67×105
Федор Александрович Васильев — удивительно тонкий пейзажист второй половины XIX века. Он соединил в своем творчестве романтическую линию живописи предшественников и предвосхитил зарождение в жанре пейзажа передачи эмоционального переживания художника, наблюдающего за природой. Расцвет таланта оборвала ранняя смерть Васильева, заболевшего туберкулезом.
Картина «Вид на Волге. Барки» разворачивает перед зрителем величественную панораму волжских просторов с высоким голубым небом, исполненную торжественного звучания.
Введя в пейзаж бытовой мотив с барками и бурлаками, художник стремится прежде всего подчеркнуть гармонию человека и природы. Невольно возникает сравнение с картиной И. Е. Репина «Бурлаки на Волге».
Известно, что многие живописцы совершали путешествие по этой реке и видели тяжкий труд бурлаков-невольников, подобные сюжеты встречаются и у других мастеров этого времени.
Но Васильев, оставаясь верным пути художника-пейзажиста, не пытается призвать зрителя к социальному прочтению полотна, а стремится возвысить восприятие увиденной им природы до общечеловеческих чувств и настроений.
Мастерски переданная сложная «жизнь» неба содержит в себе гамму «очеловеченных» переживаний — драм и радостей, душевных потрясений и воскресения духа. Одаренный тонким восприятием цветовых оттенков и переходов, Васильев неподражаем в колористическом решении полотен — теплая золотисто-коричневая ткань земли и солнечный свет удивительно нежно подчеркивают прозрачную синеву неба и водных пространств.
Василий Григорьевич Перов (1834–1882) Трапеза 1865–1876. Холст, масло. 84×126
Василий Григорьевич Перов — выдающийся мастер 1860-1870-х, темой творчества которого стало обличение несовершенств современного общества.
В его живописи нашли отражение волновавшие российскую интеллигенцию судьбы «униженных и оскорбленных», жизни конкретных людей, их боль и страдания.
Объединившись в своем противостоянии «мраку» окружающей действительности, писатели и художники выступали с резкой критикой и страстным осуждением пороков человечества и несправедливости социального строя.
Полотно «Трапеза» представляет зрителю сцену монастырского обеда с роскошно накрытом столом, изобилующим разнообразными яствами. Разворачивающаяся на глазах композиция словно иллюстрирует мерзость поведения и уродство сущности представленного духовенства.
В общем шуме вакханалии, происходящей на фоне распятого Христа, разрумянившиеся батюшки предаются земным утехам — пьянству и чревоугодию, в правой части картины один из сановников заискивает перед богатой барыней. Устроенный в храме балаган, изображенный Перовым, выдает истинное лицо церкви того времени.
По выражению современника художника, Ф. М. Достоевского, «исчезли и стерлись границы добра и зла».
Гражданственность поэзии и живописи 1860-1870-х, в которых зачастую встречаются прямолинейность, едкая ирония, выраженная в общей бескрасочности и будничности повествования, воспринимается сегодня не как недостаток, а как особенность «художественной скорби» эпохи. Неслучайно многие произведения художника не допускались до экспонирования на выставках и показа публике.
Илья Ефимович Репин (1844–1930) Бурлаки на Волге 1870–1873. Холст, масло. 131,5×281
Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны.
Увиденные молодым Репиным в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку.
Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе живописец выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Позже идеолог передвижничества В. В. Стасов напишет: «…Одиннадцать человек шагают в одну ногу. Это те могучие, бодрые, несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню «Дубинушка». Все это глубоко почувствовала вся Россия, и картина Репина сделалась знаменитой повсюду».
Илья Ефимович Репин (1844–1930) Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения 1903. Холст, масло. 400×877
Обладающий несомненным авторитетом выдающегося художника своей эпохи, Илья Ефимович Репин в апреле 1901 получил правительственный заказ на исполнение монументального полотна, призванного стать «памятником» к 100-летию учреждения Государственного совета.
Талант живописца в полной мере проявился в композиционном решении многофигурной картины. Обозначив перспективу с нескольких точек зрения, мастер дал панораму зала, где при всей масштабности полотна ни один из участников заседания не теряется среди остальных и лица вполне узнаваемы.
Наблюдательно подмеченные характерные жесты беседующих между собой или внимательно слушающих докладчика чиновников, общая оживленная атмосфера и правдивость передачи мельчайших деталей создают ощущение соучастия происходящему, зритель словно включается в процесс заседания.
Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Для создания группового портрета Репин привлек учеников — Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Вся центральная часть написана самим Репиным.
Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев — Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III.
Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом.
В настоящее время этому полотну и сопровождавшим его натурным этюдам отведен отдельный зал Государственного Русского музея.
Источник: https://dom-knig.com/read_188598-6
Книга: Государственный Русский музей
Бартоломео Растрелли (1675–1744) Анна Иоанновна с арапчонком 1841.
Бронза
Карло Бартоломео Растрелли — представитель искусства «россики», своим творчеством повлиявший на сложение скульптурной традиции в России.
В 1716 по приглашению Петра I он вместе с сыном Франческо (будущим знаменитым архитектором) приехал из Италии в Петербург для исполнения художественных работ по украшению новой русской столицы.
Скульптура «Анна Иоанновна с арапчонком» — самая знаменитая работа мастера. Имеющая жанровое начало, композиция в своем бытовом сюжете содержит аллегорический смысл.
В контрасте двух фигур — живого арапчонка и грузной императрицы, преисполненной торжественности и позерства, — олицетворен деспотизм эпохи ее правления.
Помимо верно переданных характерных особенностей личности Анны Иоанновны, подмеченных придворным скульптором, восхищает тонкая обработка мельчайших деталей и почти осязательная фактурность материалов — кружев и расшитой украшениями ткани платья.
Максим Никифорович Воробьев (1787–1855) Исаакиевский собор и памятник Петру I 1844. Холст, масло. 102×131
Максим Никифорович Воробьев — пейзажист первой половины XIX века. Его творчество невозможно строго отнести к изображениям видов природы или зарисовкам городской архитектуры.
Находясь на службе при императорском дворе и сопровождая многочисленные экспедиции, Воробьеву часто приходилось писать картины, запечатлевавшие важные дипломатические события в жизни отечества.
Но в художественном наследии мастера встречаются и классические пейзажи, не лишенные лирических чувств.
Картина «Исаакиевский собор и памятник Петру I» написана вскоре после окончания многолетнего строительства храма по проекту О. Монферана и возведения конного монумента императору работы скульптора Э. Фальконе.
Вид, запечатленный художником, любопытен.
Зная, что точка, с которой была написана работа, располагается на набережной, становится удивительным ракурс сверху, с которого Воробьев якобы смотрит на проходящих по площади людей и проезжающие экипажи.
Искусство второй половины XIX века
В. Д. Поленов. В парке. Местечко Вель в Нормандии. 1874
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) Девятый вал 1850. Холст, масло. 221×332
Иван Константинович Айвазовский — выдающийся мастер морского пейзажа (марины) середины — второй половины XIX века. Родившись вблизи моря, в Феодосии, художник на протяжении всей жизни оставался верен излюбленной стихии, посвятив ей все свое многолетнее творчество.
Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I. Известный коллекционер П. М.
Третьяков стал интересоваться успехами Айвазовского, отслеживал его произведения на выставках и посещал мастерскую живописца в Феодосии.
В одном из восторженных писем художнику Третьяков писал: «…дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант!., уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!»
Изображенное после ночной бури море, едва переведя дух, должно встретиться с девятым валом. По легенде, именно он — апогей штормов. За обломки мачт корабля цепляются выжившие изнемогающие мореплаватели. Озаренное рассветным солнцем небо словно сулит им победу. Натиск бури, противоборство грозной стихии, упоение борьбой, отчаяние и надежда на спасение — все есть в этом полотне.
Такие произведения создаются в счастливые моменты творческого подъема. Вслед за картиной Айвазовский написал целую серию «бурь». Они чередуются с изображениями спокойного элегического моря, выдающего в их авторе последнего представителя живописи эпохи романтизма.
Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896) Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция). Около 1859. Холст, масло. 121×189
Алексей Петрович Боголюбов — блистательный мастер морских и батальных пейзажей второй половины XIX века. Получив признание русской публики за выполненные виды Петербурга с величественными набережными Невы, он переехал в Европу, где подолгу останавливался в Риме и Париже. Там наряду с И. С.
Тургеневым Боголюбов стал главой русской диаспоры, даже организовал общество помощи художникам, приезжавшим во французскую столицу для обучения.
Боголюбов был близок императорскому дому, занимался живописью с великим князем Алексеем Александровичем и будущей императрицей Марией Федоровной, неоднократно сопровождал в путешествиях по России и Европе членов царской семьи.
Картина «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко» разворачивает перед зрителем панораму средиземноморского побережья. Моряки пытаются пришвартовать к городскому причалу судно, уносимое бурным предрассветным морем.
Мастерски выписанные волны, движимые сильным ветром, прозрачность вод и верно подмеченное переменчивое состояние неба выдают в Боголюбове наблюдательного художника.
Его тонкая и изящная живописная манера рождает восхищение публики и желание других художников подражать ему.
Федор Александрович Васильев (1850–1873) Вид на Волге. Барки 1870. Холст, масло. 67×105
Федор Александрович Васильев — удивительно тонкий пейзажист второй половины XIX века. Он соединил в своем творчестве романтическую линию живописи предшественников и предвосхитил зарождение в жанре пейзажа передачи эмоционального переживания художника, наблюдающего за природой. Расцвет таланта оборвала ранняя смерть Васильева, заболевшего туберкулезом.
Картина «Вид на Волге. Барки» разворачивает перед зрителем величественную панораму волжских просторов с высоким голубым небом, исполненную торжественного звучания.
Введя в пейзаж бытовой мотив с барками и бурлаками, художник стремится прежде всего подчеркнуть гармонию человека и природы. Невольно возникает сравнение с картиной И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Известно, что многие живописцы совершали путешествие по этой реке и видели тяжкий труд бурлаков-невольников, подобные сюжеты
Источник: https://litvek.com/book-read/346737-kniga-m-chizhmak-gosudarstvennyiy-russkiy-muzey-chitat-online?p=7
Художник Боголюбов Алексей Петрович (Россия, 1824-1896). Часть 1 — Море, корабли, батальные сцены
?
kolybanov (kolybanov) wrote, 2017-06-30 04:03:00 kolybanov kolybanov 2017-06-30 04:03:00 Category: Автор — ovenca. Это цитата этого сообщенияХудожник Боголюбов Алексей Петрович (Россия, 1824-1896). Часть 1 — Море, корабли, батальные сцены
Как и большинство женщин, не очень люблю сцены боев и сражений, будь то на море или на суше. Но картины этого художника, воспевающие историю русского флота, привели меня в полный восторг, не говоря уже о его великолепных морских пейзажах. Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов — один из талантливейших наших маринистов.
Другие его пейзажи тоже очень хороши, но об этом позже. Сегодня же 2 поста с морскими пейзажами, кораблями и батальными сценами, в один из которых отдельно вынесены пейзажи прибрежные.
Maksim Mrvica — Leelos Tune Вздымаются волны как горы И к тверди возносятся звездной, И с ужасом падают взоры В мгновенно разрытые бездны.
Подобная страсти, не знает Средины тревожная сила, То к небу, то в пропасть бросает Ладью без весла и кормила. Не верь же, ко звездам взлетая, Высокой избранника доле, Не верь, в глубину ниспадая, Что звезд не увидишь ты боле.
Стихии безбрежной, бездонной Уймется волненье, и вскоре В свой уровень вступит законный Души успокоенной море.
Толстой А.К. (1866)
Фрегат Паллада 1847 года. 1847 Атака турецкого парохода миноносной лодкой Шутка 16 июня 1877 года. Не ранее 1881 Лоцманы Бискайской бухты. 1857-1859 Первое сражение русского корабельного флота под командой Сенявина около острова Эзель со шведским флотом 24 мая 1719 года. 1866 Возвращение в порт Трепор в полую воду. Франция, Нормандия. 1876 Бой 44-пушечного фрегата Флора с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. 1854 Балтийское море. 1880-е Бой русского брига с турецкими кораблями. 1857 Море в непогоду. 1871 Захват катером Меркурий шведского фрегата Венус 21 мая 1789 года. 1845 Парусники в море. 1864 Захват катером Меркурий шведского фрегата Венус 21 мая 1789 года. 1851 12-пушечный пароходофрегат Камчатка. 1848 Морской бой. Пленение фрегатом Владимиром турецкого парохода Перваз-Бахри. 1858 Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция). Около 1859 Ревельский бой 2 мая 1790 года. 1860-е Выход из реки Тахо фрегата Илья Муромец на буксире пароходофрегата Камчатка. 1860-е Синопская битва 8 ноября 1853 года. 1860 Дарданеллы. 1873 Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке. 1866 Морской вид Афонское сражение 19 июня 1807 года. 1853 Остенде. Дамба в бурю. 1870 Ночное нападение на 44-пушечный фрегат Флора с 5 на 6 ноября 1853 года. 1857 Пожар на борту. 1888 Атака катера Шутка турецкого парохода на Дунае 14 мая 1877 года. 1882 Пассажирский пароход Император Николай у Черноморского побережья. 1840–1850-е Потопление турецкого монитора Сейфи на Дунае 14 мая 1877 года. 1877–1878 Последние минуты императорской яхты Ливадия (фрагмент). 1878 Смотр Балтийского флота Николаем I на пароходе Невка в 1848 году. 1850–1860-е Русская эскадра в пути, 1863 год. 1880-е
Как прекрасны старые корабли! Будто жарким днем, в холодке квартир, Кружевницы гентские их плели, А точили резчик и ювелир. Грациозно выгнуто их крыло. И настолько тонкий на них чекан, Будто их готовили под стекло. А послали все-таки — в ураган…
Новелла Матвеева (1975)
Яхта Дружба. 1849 год. 1878
____________
Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии.
Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью — Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века А.Н. Радищева.
Двух сыновей своих — Николая и Алексея — она с детства воспитывала в уважении к памяти их «крамольного» деда.
В 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский малолетний корпус, откуда через два года его перевели в Морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. Молодой художник был «…отчаянной веселости и озорного нрава…».
«Страсть к рисованию меня тоже губила, — вспоминал он, — ибо я ударялся в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды». Однажды Боголюбов чуть было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию.
Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет… Продолжение здесь
——-
Заслуги Боголюбова на морской службе, в искусстве и как художественного деятеля отмечались и в России, и в Европе. Он имел высший чин действительного тайного советника.
Был кавалером русских орденов — нескольких степеней Святого Станислава, Святого Владимира, Святой Анны, награждён датским орденом Данеброга, австрийской Звездой Франца-Иосифа. Франция отметила его труды сначала Офицерским Крестом Почётного Легиона, затем самым чтимым — Командорским Крестом Почётного Легиона.
Когда он умер в Париже в ночь на 7 ноября 1896 года, у гроба его нёс караул с музыкой и знаменем батальон 28-го линейного полка французской армии.
Часть 2 — Прибрежный морской пейзаж
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/17378449.html
Читать онлайн "Государственный Русский музей" автора Чижмак М. — RuLit — Страница 10
Картина «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко» разворачивает перед зрителем панораму средиземноморского побережья. Моряки пытаются пришвартовать к городскому причалу судно, уносимое бурным предрассветным морем.
Мастерски выписанные волны, движимые сильным ветром, прозрачность вод и верно подмеченное переменчивое состояние неба выдают в Боголюбове наблюдательного художника.
Его тонкая и изящная живописная манера рождает восхищение публики и желание других художников подражать ему.
Федор Александрович Васильев (1850–1873) Вид на Волге. Барки 1870. Холст, масло. 67×105
Федор Александрович Васильев — удивительно тонкий пейзажист второй половины XIX века. Он соединил в своем творчестве романтическую линию живописи предшественников и предвосхитил зарождение в жанре пейзажа передачи эмоционального переживания художника, наблюдающего за природой. Расцвет таланта оборвала ранняя смерть Васильева, заболевшего туберкулезом.
Картина «Вид на Волге. Барки» разворачивает перед зрителем величественную панораму волжских просторов с высоким голубым небом, исполненную торжественного звучания.
Введя в пейзаж бытовой мотив с барками и бурлаками, художник стремится прежде всего подчеркнуть гармонию человека и природы. Невольно возникает сравнение с картиной И. Е. Репина «Бурлаки на Волге».
Известно, что многие живописцы совершали путешествие по этой реке и видели тяжкий труд бурлаков-невольников, подобные сюжеты встречаются и у других мастеров этого времени.
Но Васильев, оставаясь верным пути художника-пейзажиста, не пытается призвать зрителя к социальному прочтению полотна, а стремится возвысить восприятие увиденной им природы до общечеловеческих чувств и настроений.
Мастерски переданная сложная «жизнь» неба содержит в себе гамму «очеловеченных» переживаний — драм и радостей, душевных потрясений и воскресения духа. Одаренный тонким восприятием цветовых оттенков и переходов, Васильев неподражаем в колористическом решении полотен — теплая золотисто-коричневая ткань земли и солнечный свет удивительно нежно подчеркивают прозрачную синеву неба и водных пространств.
Василий Григорьевич Перов (1834–1882) Трапеза 1865–1876. Холст, масло. 84×126
Василий Григорьевич Перов — выдающийся мастер 1860-1870-х, темой творчества которого стало обличение несовершенств современного общества.
В его живописи нашли отражение волновавшие российскую интеллигенцию судьбы «униженных и оскорбленных», жизни конкретных людей, их боль и страдания.
Объединившись в своем противостоянии «мраку» окружающей действительности, писатели и художники выступали с резкой критикой и страстным осуждением пороков человечества и несправедливости социального строя.
Полотно «Трапеза» представляет зрителю сцену монастырского обеда с роскошно накрытом столом, изобилующим разнообразными яствами. Разворачивающаяся на глазах композиция словно иллюстрирует мерзость поведения и уродство сущности представленного духовенства.
В общем шуме вакханалии, происходящей на фоне распятого Христа, разрумянившиеся батюшки предаются земным утехам — пьянству и чревоугодию, в правой части картины один из сановников заискивает перед богатой барыней. Устроенный в храме балаган, изображенный Перовым, выдает истинное лицо церкви того времени.
По выражению современника художника, Ф. М. Достоевского, «исчезли и стерлись границы добра и зла».
Гражданственность поэзии и живописи 1860-1870-х, в которых зачастую встречаются прямолинейность, едкая ирония, выраженная в общей бескрасочности и будничности повествования, воспринимается сегодня не как недостаток, а как особенность «художественной скорби» эпохи. Неслучайно многие произведения художника не допускались до экспонирования на выставках и показа публике.
Илья Ефимович Репин (1844–1930) Бурлаки на Волге 1870–1873. Холст, масло. 131,5×281
Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны.
Источник: https://www.rulit.me/books/gosudarstvennyj-russkij-muzej-read-434449-10.html