Картина «святой сергий радонежский», николай рерих — описание

О преподобном Сергии Радонежском знают все.Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Из серии Житие прп. Сергия (Благословения Дмитрия Донского)

Все знают, что именно этот святой благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Многие помнят картину М. Нестерова «Видение отроку Варфоломея» из школьного учебника! Запечатленный в ней образ будущего преподобного стал почти хрестоматийным. А какой преподобный Сергий у нашего современника, петербургского художника Александра Простева?

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Молитва отрока Варфоломея

Большеглазый мальчонка с льняными волосами, стоящий всю ночь на молитве, слезно просящий дать ему дар разумения грамоты.

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Из серии Житие прп. Сергия (отрок Варфоломей читающий псалмы). Александр Простев

Тонкий отрок с упоением читающий псалмы под иконой Божией Матери.

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Из серии Житие прп. Сергия (боярыня Мария родительница Сергия Радонежского)

Смиренный юноша, отдавший последний долг своим родителям, и уединившийся в осеннем лесу.

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Из серии Житие прп. Сергия (В келье)

А вот уже молодой монах в келье! Его лицо озарено светлой улыбкой. Он читает Священное Писание.

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Из серии Житие прп. Сергия (на монастырском дворе игумен Сергий

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Из серии Житие прп. Сергия (боярыня Мария родительница Сергия Радонежского)

Вот его труды – он зашивает рясу, рубит кельи, колет дрова, несет в водоносах воду для братии.

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Из серии Житие прп. Сергия (молитва прп Сергия о воскрешении умершего отрока)

Вот чудеса! Своею молитвой преподобный воскрешает отрока.

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Из серии Житие прп. Сергия (великий Князь Дмитрий Донской у преподобного Сергия Радонежского накануне Куликовской битвы)

В тихой уютной келье он благословляет князя на ратный подвиг!

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Из серии Житие прп. Сергия (Молитва прп Сергия о даровании победы русскому воинству на поле Куликовом)

А после как Ангел Хранитель молится о даровании победы русскому воинству на Куликовом поле.

Из серии Житие прп. Сергия (Свет невечерний Современный вид троицеСергиевой Лавры)

Так перед нами разворачивается весь жизненный путь игумена Земли Русской, преподобного Сергия Радонежского – путь из бесконечных русских тропок и дорог, путь спасения себя и всей Русской земли, путь в Небесное Отечество!

В материале использованы репродукции картин художника Александра Простева

Свет из окошка. Картины Александра Простева

Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей»

Молитва Михаила Нестерова

(40 votes, average: 4,95

Источник: https://foma.ru/sergiy-radonezhskiy-kartinyi.html

Сергий Радонежский

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Картина Николая Рериха — «Сергиева пустынь»

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Уже давно обещал Я вам сказать о явлениях жизни С[ергия]. Пришло время указать главное. Вы уже знаете о сияющем видении Владычицы, но не знаете слова Ее. Неужели великое предуказанное видение было молчаливо? Неужели потрясение духа и седина волос не были следствием Провозвестия? Вл[адычица] сказала:
«Придет время Мое, когда небесное светило Мое к земле устремится, и тогда придешь ты исполнить волю сроков, и ненавистные будут спасителями; и побежденный будет вести победивших; и три корня, разделенные проклятием, срастутся любовью, и вести их будет посланный не из их племени. До срока проклянут татар и евреев, и они проклянут землю русскую. Когда же твои кости будут преданы уничтожению, трем проклятиям исполнится срок. И невидимо видимый станешь у престола, облеченный венцами и перстнем. И где приложишь перстень, там будет рука Моя и Вл[адык]».
Так поймете сроки данные, так принесете лучшее умение, посланное Провозвестие прославить. Исполним возложенный труд, когда светила небесные проходят небывалою чередою. Зачем погибать земле, когда разрубленное дерево дало листья? Канон выше – «Господом твоим». Прошу всех, знак носящих, применить и приложить лучшие силы.

(Рерих Е.И. — Записи Учения Живой Этики, 04.09.1924)

«Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется, — так говорил Сергий. — «И ушедший в леса не может слышать речь людскую, и на ложе уснувший не услышит птичек, солнца возвесников. И чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь, занозу из ноги своей не вынет» — так говорил Сергий.
О Сергии придется сказать, народ захочет узнать о Нем. Так положим краски на Лик Сергия. Расцветив, рассказав жизнь и пословицы Его.
(Озарение, 2 часть, 3,11)

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу.

Молитва первая

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, а от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавится, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

 Молитва вторая

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 Молитва третья

О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе, на Небеси; мы на земли, низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси, на Небеси! Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог. Предстояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помоги, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

 Молитва четвертая

О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

 Тропарь преподобному Сергию Радонежскому Тропарь, глас 4

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди якоже обещался еси, посещай чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.

 Тропарь, глас 4 (Обретение мощей)

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие; пречестная же и славная обитель твоя, юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется. Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных, яко цвет благоуханен и кадило благовонно, любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша.

 Тропарь, глас 8 От юности восприял еси

Христа в души твоей, преподобне, и паче всего возжелал еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси, и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, исцеления всем подавал обильно, отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Акафист преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу Икона Преподобному Сергию Радонежскому, чудотворецу.

3 мая(16 мая) – День рождения Преподобного Сергия Радонежского

 Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

(в мире Варфоломей) — святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 г. (по другим — в 1319 г.). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 верст от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы.

Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 г. иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был ее вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (напр., ростовского князя — в 1356 г., нижегородского — в 1365 г., рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

П. Рыженко. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву  

Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (см.). Приблизившись к Дону, Дмитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

 Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Ю. Понтюхин. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 г., 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскую и др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

См. «Преп. Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины» («Христианское чтение», 1892, № 9 — 10); «Жизнь и труды преп. Сергия Радонежского» («Странник». 1892, № 9); А. Г—в, «О значении преп. Сергия Радонежского в истории русского монашества» («Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1892, № 9); E. Голубинский, «Преп. Сергий Радонежский и созданная им Лавра» (Сергиевский Посад, 1892); «Жизнь и чудеса преп. Сергия Радонежского» (М., 1897, 5-е изд.); В. Эйнгорн, «О значении преп. Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории» (М., 1899, 2-е изд.).

Русские художники — о преподобном Сергии Радонежском.

https://eparhia-saratov.ru/Articles/russkie-khudozhniki-o-prepodobnom-sergii-radonezhskom

Читайте также:  Дом-музей рембрандта в амстердаме, голландия

http://rushist.com/index.php/russia/414-sergij-radonezhskij

Источник: http://center-dialogue.ru/?page_id=3070

Николай Рерих. Святой Сергий Радонежский

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описаниеВ записной книжке нашел красивое описание картины Николая Рериха «Святой Сергий Радонежский». На самом деле, художник писал эту картину как минимум дважды, и детали этих вариантов сильно отличаются. Николай Рерих большое значение вкладывал в малейшие детали и символы картины, ведь он писал Историю, которая для него была живой. И вместо слов у него были краски и символы.Мой друг несколько лет назад, глядя на оба варианта, сложил свои впечатления вот в такую Песнь.

  • Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание
  • Матф.6:19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
  • 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Проходит время, и во многом житие Подвижников забывается, становится внешним и далеким, не связанным с настоящей жизнью.И силы тьмы трудятся над искажением и принижением пресветлых обликов. Но кто, как не Подвижники, пролагают путь и являют образец для подражания на многие тысячелетия.Из дневников Е.Рерих узнаем, что ее Учитель посчитал необходимым и важным запечатлеть истинный образ Св.Сергия.Так родились замечательная книга «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» и картина Н.Рериха «Святой Сергий Радонежский».Когда рисует обычный человек или выражает свои мысли, идеи, мировоззрение — это одно.Когда земной художник запечатлевает мысли, вдохновленные из тонкого мира, — это иное.Но когда живописует Мастер, иеровдохновленный самим Преподобным, когда каждый мазок происходит в состоянии, погруженном в Мир Сергия, то это больше, чем символ или просто картина. Это сами Небеса запечатлены на холсте, это понимание самого художника, переживающего погружение в Небеса.Сила настоящего искусства в красоте и простоте. Нет сложности, но рассказывается о Высочайшем. Узор и композиция не сложны, но непостижимо явлена многогранность идей, качеств и оттенков мыслечувств: это как бы поле для проявления жизни души. И каждый может найти по-своему.Кто-то увидит красоту форм, другой узнает смысл знакомых символов, кто-то поймет аллегорические смыслы, а кто-то погрузится в атмосферу картины и вместит переживания художника и Мир самого Сергия — сами Небеса расскажут ему об этом, и каждый вместит по размеру сосудов своих…В центре картины — изображение Сергия в молитвенном Предстоянии.Что мы знаем о молитве?В молитве люди с чем-то обращаются к высшему: обычно с просьбой чего-то или за кого-то.Но мы помним, что это молится не обычный человек, но сам Высочайший, хотя Он и видится нам воплощенным, как человек, а значит и имеющим все человеческие ограничения.Что это за состояние, каковы должны быть движения души, чтобы приобщиться? Как нужно просить, какова соизмеримость, мотивы и этика Предстояния в духе, что это за труд такой и деяние – молитва?В фигуре Сергия чувствуется торжественность и достоинство, отрешенность от всего внешнего. Ведь ничего не может быть более важным, главным, священным и трепетным, чем Предстояние перед Высшим. Одно дело, когда молящийся ещё не убедился в реальности Небес и обращается в неведении; иное — когда уже убедился. Но каждый раз соприкосновение с Небесным — потрясение и необычность, как в первый раз.Каждый раз это таинство, происходящее в глубине души. Потому фигура Сергия изображена одиноко, вдали от людей.В радости и умиротворении ждет молящийся, когда чистота и красота отношений и Домов Небесных начнет опускаться на землю и окутывать, подобно тому, как белый свет окутал Святого на картине Н.Рериха.Не откроются Небеса, пока сам молящийся не станет подобным жителям Небес — Небожителям.Простая одежда Сергия как бы подчеркивает нищету молящегося перед Небесами, перед глубиной и богатством сокровищ небесных; говорит о том, что не твои Они, но ты принадлежишь Им и можешь только приносить лучшие дары собственных трудов и мыслей и преумножать доверенное. Но всегда к сокровищам этим ты можешь вернуться, если сердце твое Там. А земное богатство, сверх необходимого, только мешает.Так и жил Сергий в жизни земной — только самым простым и необходимым.И как бы ни был велик Дух, и сколько бы ему ни открылось, но богатства небесные бездонны.Это не измышленное состояние, но внутреннее чувство естества, природа Высшего Я, когда узда духа наброшена на человеческие чувства, а ум уже не властен над тобой и жажда Небес — не твоя. Но как естественно стремишься ты дышать и дышишь, так же естественно такой Человек стремится дышать красотой Небес, стремится жить Небесами.Голова Сергия едва наклонена вперед, а взор как бы потуплен, что говорит о великом смирении его сердца пред высшей Мудростью, перед беспредельностью небесного Отца.Но не за благодатью и не за переживаниями пришел Сергий к Небесам, но за трудами и с приношением даров.О трудах земных Сергия известно многое, но каков он, труд молитвенный?Если посмотреть на лик Преподобного, то чувствуется сосредоточенное напряжение, всматривание в Небеса, что находятся хотя и внутри Него, но всё же снаружи, и ожидание ответа. Он как бы стал внутри себя стрелой — в полете, стремящейся к цели, самим полетом радостного и смиренного ожидания. И даже тень, короткая от полуденного солнца — как стрела.Все огни напряжены, и угадывающиеся по тени вокруг Преподобного белые языки пламени Пространственного Огня как бы созвучат этому горению и устремляются навстречу порыву Святого, окружают Его в огненном Предстоянии. Недвижимо подвижным предстает перед нами воплощенный Предвечный: как огонь не может жить без движения, хотя и разлит в пространстве, так и Разум Сергия подвижно-неподвижен.И дома небесные открываются, рассказывая о сужденных построениях, словно отбрасывая тени на землю перед Сергием.Небеса кармически не принадлежат человечеству, «мир долин антагонистичен миру гор». И только тот, кто принадлежит воплощенному человечеству, может соединить в своем сознании землю и Небеса. И через себя устремить небесный ток на земное Человечество. И не каждому это доступно — слишком велика разница звучаний между этими сферами, слишком большим диапазоном Разума преодолевается эта разница. Но, взрощенный так, такой Разум воистину живет во всех Сферах одновременно.Сергий стоит на возвышении, как бы на шаре земном, а над ним — сфера Небес, которой он касается челом. Фигура Сергия выделяется по размерам по отношению к другим элементам картины, что говорит о величине его Духа.То, что значит прикасание к Небесному Огню в воплощенном состоянии, известно из Жития Преподобного. Когда его посетила Богородица в огненном теле, даже Он поседел, а послушник, оказавшийся рядом, упал замертво. Прикосновение к Небесам потрясает всё естество, вплоть до тела физического.В руках у Сергия русский православный храм на рушниках — как символ Руси.Трепетно и бережно, и с великой любовью несет этот дар Сергий Небесам — этот предмет его забот и радостных трудов.Не о себе вопрошает Сергий у Небес, а о благе Руси, о лучших путях и лучшем строительстве.

Читайте также:  «распятие христа», бартоломе эстебан мурильо — описание картины

«К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом – что делать? Сергий ответил: «Помоги земле Русской». Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? – он ответил: «Помогите земле Русской». Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Русской!» Когда позвал вас, сказал: «Помогите земле Русской»».

И не только вопрошал, но за плечами его уже было земное строительство и воплощение Указов.Знаем земные труды Сергия как строителя государства, как духовного вождя и вдохновителя и объединителя народа Русского; как строителя духовных общин и традиций, как попечителя искусства, как заступника Руси, как заботливого Наставника и смиренного собрата даже в быту.

И все труды земные были наполнены высшим смыслом, когда вокруг была смута и разрушение.

  1. «И лилеи возрастут на камени,И келию отвори первому лучу.
  2. И птицы воспоют славу труду».

Сергий — также реформатор и возродитель истинных духовных традиций.

Подобно тому, как православные храмы уподобились на картине по своей архитектуре Твердыне, о которой иногда говорил Сергий, но никогда не называл её места, так, используя среду Православия, он изменил суть внутримонастырской жизни, наполнив её духовными смыслами. Сделал монастыри, огражденные стенами, источником и хранителем идей, оплотом объединения, защиты и развития Руси.

И это его Приношение земле и Небу символично изображено поодаль от Святого. То – изображение Сергиевой Лавры, Славу которой он отдал Небу, оставив себе Труды.Как сам трудился, тому учил и учеников своих.

«Так Сергий приветствовал начало каждого сотрудничества.

Он посылал учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. Так пользуйтесь каждым случаем, чтобы посеять зерна по качеству пашни.» Дневники Е. Рерих.

Как и Будда, и Христос, он вводил в общинную монастырскую жизнь суровую дисциплину и запрещал действовать магией и механическими средствами, но следил, чтоб лишь уделом духа и трудами достигали сердечного возношения.Даже преломление хлебов при трапезах для него имело смысл преломления и передачи небесной Мудрости.

Труды Сергия как последователя Плана и Учения Христа проходили под Знаком Христа.Перед Сергием изображен Спас. То, что изображение стоит на земле, означает завет Христа – всё сужденное и полученное свыше должно быть осознано и воплощено трудами земными, «руками и ногами человеческими».

«Простота, красота и бесстрашие – Христос и Будда ничего иного не говорили.

И благо, если дух трепещет этими заветами».

Эти три принципа легли и в основу трудов Сергия, и символично древний знак из 3 оснований (Знамя Мира) изображен на рушнике, обрамляющем Храм в его руках.А ещё Христос говорил:

«О, как Аум проникает в сознание человеческое!»Криптограммы Востока

Когда высокий дух прикасается к мыслям сфер высших, когда сочетает их пространственным огнем, находясь на земле, тогда рождается АУМ, психическая энергия наивысочайшего качества, которая в земных условиях может в красоте и простоте открыть людям путь Духа и подвигнуть к Небесам.

Так все Труды Небесные становятся трудами земными.Таковы результаты трудов того, кто способен на огненное Служение. Потому над Сергием изображен треугольник с прозревающим оком — как символ АУМа.

«1967 г. 270. (Гуру).

Сергий, несмотря на то, что Находился в уединении, вдалеке от городов, Вращал вокруг Себя сознание целого народа».Грани Агни Йоги

Не случайно Явление Св.Сергия.Времена те были тяжелые, враги внешние вынашивали планы завоевания Руси.Но ещё опаснее были распри и внутренние междуусобные войны, разъединение и стремление русских князей в этих условиях к личной власти, разрушающие Русь изнутри.

Причины были не только видимые – завоевание богатых территорий и утверждение власти личной — но и скрытые.Давно уже был задуман План Космоса, согласно которому России отводилась ключевая роль в битве с силами тьмы и как колыбель новой нарождающейся Расы.Здесь, на Руси, рождались души тех, кто в непростых условиях должен был стать в будущем воинством Майтрейи.

А потому силы тьмы, понимая это, устремляли свои силы на Русь.Необходим был не просто правитель, но Вождь-воин, который бы принес объединяющие идеи и вдохновение на брань духовную во всех ключевых сферах, который мог бы воспитать духовных воинов и собрать воинство для внешних сражений, когда потребуется.

Известно, что Сергий не благословлял на военные меры в государственных делах, пока не исчерпаны все мирные средства.Идеи правят миром, и когда Вождь Иеровдохновлен и действует в соответствии и согласии с необходимостью и непреложностью, то не может проиграть ни на каком поле брани.Но победы те — ради миротворчества.

Там, под горой, замерло воинство в готовности, как бы ожидая, что скажет их Наставник, которому доверие безусловное.Сам Сергий-воин ждет Указов для претворения, о том Его молитва. Его облик полон решимости и веры, он целостен, а нимб вокруг головы — символ Иеровдохновения — показывает Благоволение Небес.

Воспитанники Сергия ещё малы и молоды и только пробиваются, как ростки над землей, к высотам, но уже видно, что они воины, облаченные оружием Духа, и Спас – на их Знаменах.

«Велик воин, одолевший тысячу воинов.Ещё более велик тот, кто одолел самого себя».

Сказано о победе над астральной оболочкой посредством удела Духа.Только такие ученики нужны были для внешних дел, только такие могли достичь единения и стать воинами Ригдена — кто сражается согласованно плечом к плечу, с мастерством спартанцев царя Леонида и силой Духа Сергия, Христа и Будды.

Даже шлемы их символически по форме напоминают форму Обители, а суть воспитания и дисциплины – от Иерархии.Только такие ученики могли своим примером и правдой показать другим – как нужно.

В те времена собиралось Воинство Ивана Стотысячного, о котором упоминается в Агни Йоге, и внешние условия способствовали рождению Героев при мудром водительстве Сергия.В целом, картина отражает Единение Воинов Иерархии и претворение идей Иерархии всей жизнью Сергия во всех сферах.

Это определило путь успешного развития Руси на многие столетия.Далеко позади те времена, когда жил, трудился и сражался Сергий, но взыскующие Общего Блага могут считать этого Величайшего Святого своим Идеалом и многое почерпнуть для уподобления из его подвижнической жизни.«Борьба рождает Героев.

После войн остаются Подвиги.Память о них бессмертна».

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Follow @DmitriyRaevskiy

  • Наша личность постоянно меняется. Наша психология непрестанно меняет одни свои элементы старые на другие, новые. Но, как и в любой системе, есть…
  • Из беседы с учениками — Как это — учиться у Космоса? — Здесь, в горах, можно тренироваться тому, чтобы просить горы научить нас учиться у Космоса.…
  • ⠀ Человек — это микрокосм, а планета и все вокруг — это макрокосм. И мы постоянно сталкиваемся с тем, что малое — это лишь…
  • Причина любой болезни лежит в сознании. То как мы мыслим, и то какие чувства и эмоции испытываем, полностью определяет наше здоровье. Здоровье…
  • Меня часто спрашивают, что такое трансформация, для чего она нужна. Ведь настоящее развитие – это достаточно серьезные перемены! ⠀ Так…
  • Метод психосинтеза основывается на постижении своего Высшего Я и выстраивании на основании этого внутренней гармонии. ⠀ Кто или что это такое?…
Читайте также:  Натюрморт с оловянной кружкой, виллем клас хеда, 1632

Источник: https://dmitriyraevskiy.livejournal.com/235019.html

Сочинение по картине Святой Сергий Радонежский — Николай Рерих

Картина «Святой Сергий Радонежский», Николай Рерих — описание

Николая Константиновича Рериха как тонкого художника и ценителя красоты притягивали сложные, великие образы, будь то горные вершины или герои духа. В творчестве Рериха присутствует исключительный цикл живописных работ.

Художник создает серии «Святые горы», серии, изображающие подвижников духа, святых. Изображение святых, героев духа показывает, на какую высоту может возвыситься дух человека, какой несокрушимой и сильной может быть вера. Вершины гор и вершины духа человеческого — вот ключевые мотивы творчества Рериха.

Николай Рерих создает немало картин, связанных данной темой, одной из которых по праву можно считать полотно «Святой Сергий Радонежский», написанное им в 1932 году.

Нелегкая задача стояла перед художником — воплотить образ святого. В данной работе художник намеренно отходит от вековых традиций и религиозных канонов изображения. Кроткое спокойствие читается в облике Сергия Радонежского.

Это истинный символ великой духовности и нравственности. Создавая подобные великие полотна, художник помогает нам более вдумчиво и с трепетом относится к образам великих исторических личностей, обратиться к описаниям жизни и дел святых, во имя просветления собственной жизни и поиска истины.

Рерих особенно ценил явление такого святого, как Сергий Радонежский. Этому образу художник посвятил не один картинный сюжет. Полотно «Святой Сергий Радонежский» написано в 1932 году и в настоящее время хранится в Третьяковской галерее.

Художник изобразил Святого Сергия как центральный персонаж, крупно, объемно и во весь рост. Рерих лишь отчасти соблюдает традиционную для иконописи манеру изображения. За тонкой, высокой фигурой святого выписан русский монастырь.

Яркий образ монастыря выписан открытыми, нетрадиционными для ортодоксальной, канонической живописи цветами с использованием оттенков розового и желтого.

Монастырь символизирует радость прославления учения святого, светлое ликование учеников, прославляющих великое слово Сергия Радонежского. Фрагментарно изображены идущие воины с образом святого. Этот образ напоминает нам об исторической встрече святого Сергия и Дмитрия Донского перед Донским побоищем.

Чуть позже Куликовская битва оказалась великой победой, ярким примером силы духовного начала русского народа и его веры.

Изображение Всевидящего Ока на самом верху полотна являет собой древний божественный знак. Вся картина точно подчинена этому великому божьему миропорядку, устройству всего мира подобно святилищу. А сам Сергий Радонежский держит перед собой храм — символ духовного возрождения России.

Россия заключает в себе этот великий образ храма, а знак святой троицы на материи святого призван оберегать и направлять Россию к свету в трех временных измерениях.

В нижней части холста выведена красивым старинным орнаментально-декоративным видом письма надпись, смысл которой показывает силу предчувствия Рерихом приближающихся неизбежных и страшных испытаний для России.

Несмотря ни на что художник верил в свою страну, которая не принимала творчество Рериха вплоть до самой смерти художника в 1947 году.

Однако он до конца верил в будущее величие России, ценил великое прошлое родной земли.

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/rerix-nikolaj/svyatoj-sergij-radonezhskij-nikolaj-rerix/

Каково значение символа на картине Рериха "Святой Сергий Радонежский" (см)?

Символизирует всеведение, всевидящее око, способность к интуитивному видению. Глаз олицетворяет всех солнечных богов, обладающих оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в боге-царе.

Платон называет глаз главным солнечным инструментом. С одной стороны, это мистический глаз, свет, озарение, знание, ум, бдительность, защита, стабильность и целеустремленность, но с другой — ограничение видимого.

Десять тысяч небесных глаз — это звезды, глаза ночи, олицетворяющие всеведение, неусыпную бдительность.

Применительно к ритуальной архитектуре, глаз — это направленное к небесам отверстие в своде храма, собора, постройки или любого другого традиционно созданного центра мира, представляющее собой солярную дверь, открывающую доступ к небесным мирам.

Глаз сердца — это знак духовного озарения, интеллектуальной интуиции. Глаз также может олицетворять андрогина, сформированного из овального женского символа и круглого мужского. Один глаз может символизировать зло, как в примере с Циклопом и чудищами-разрушителями. Глаз в центре треугольника — всевидящее око Господа, символ всеведения и вездесущия.

На Западе правый глаз означает Солнце, день и будущее, левый глаз — Луну, ночь и прошлое.

На Востоке ситуация обратная. Символизм глаза может принимать на себя перо фазана.

У американских индейцев глаз сердца видит все. Это глаз Великого Духа и всеведения.

У буддистов глаз символизирует свет и мудрость. Третий глаз Будды, пылающая жемчужина, — это духовное сознание и трансцендентная мудрость.

В кельтском эпосе злой глаз, символизирущий злые намерения и зависть, противопоставляется доброму сердцу, благородству и состраданию.

В китайской и японской символике левый глаз — Солнце, правый — Луна.

В христианстве глаз символизирует всевидящего Бога, всеведение, силу, свет. Свет тела — это глаз (Матф, , 6:22). Семь глаз Апокалипсиса — это семь Божьих духов. Глаз в треугольнике олицетворяет Главу Божью; а в треугольнике, окруженном сияющим кругом, — ее бесконечную святость. Глаза являются эмблемой святых Люси и От-тилии.

У египтян глаз имеет чрезвычайно сложный символизм — Глаз Гора, Атшет, всевидящий. Предполагалось, что это Полярная звезда и символ озарения, глаз разума. Глаз и бровь Гора означают силу и мощь.

Два крылатых глаза — это Север и Юг как два раздела небес, Солнце и Луна, небесное пространство. Правый глаз — это Солнце, Ра и Озирис, левый — это Луна и Изида. Глаз Pa — это также Урей.

Глаз Гора мог быть связан с луной и ее фазами и, в то же время, символизировать приношения богам в храмах.

В Древней Греции глаз символизирует Аполлона, наблюдателя небес, Солнце, которое также является глазом Зевса (Юпитера).

У индусов третий глаз Шивы (жемчужина в середине лба) представляет собой духовное сознание, трансцендентную мудрость. Глаз Варуны — это солнце.

  • В иранской мифологии Добрый Пастырь Йима обладает солнечным глазом и секретом бессмертия.
  • В исламе глаз сердца является духовным центром, местом абсолютного интеллекта и просветления.
  • У японцев правый глаз Иза-наги породил бога Луны.

У народов Океании солнце — это большое глазное яблоко. Платон считал, что у души имеется глаз, и ему одному видима Истина.

В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет Владыку Священного Глаза Эа или Энки, где он символизирует мудрость, всезнание, бодрствование.

У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что означает постоянное бодрствование.

Всевидящее Око — в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века под западным влиянием.

Также Всевидящим Оком может называться символическое изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник — символ Троицы.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1408865-kakovo-znachenie-simvola-na-kartine-reriha-svjatoj-sergij-radonezhskij-sm.html

Сочинение по картине Рериха «Святой Сергий Радонежский»

В истории мирового искусства имя Николая Рериха занимает особое место. Его, совершенно своеобразная манера живописи, отражает попытку художника соединить культуры Запада и Востока.

Несмотря на глубокое проникновение в культуру Индии и Тибета, художник не утрачивает ценностей своей Родины.

Множество своих картин Николай Рерих посвятил подвижникам и святым Земли русской.

В 1932 году художник пишет картину, посвященную Преподобному Сергию Радонежскому, который был самым почитаемым святым на Руси. Она написана под влиянием встречи художника с Мастером Мориа, его духовным учителем. Эта встреча наложила отпечаток на все мировоззрение художника и на его дальнейшее творчество.

Примечательно, что знаменитая ясновидящая Ванга, никогда не видевшая эту картину, и даже не слышавшая о ней, в подробностях описала это полотно. Пророчица просила, чтобы оно никогда не покидало пределы России. Ванга была уверена, что все картины Рериха – предсказания, содержащие тайный смысл, который прояснится стечением времени.

Картина «Сергий Радонежский» написана Рерихом в свойственной ему иконописной манере.

На переднем плане возвышается величественная фигура Сергия. Художник намеренно придает его лицу черты восточного мудреца. В руках Сергия модель Храма Покрова на Нерли. По замыслу художника, храм – олицетворение Руси. Так Сергий благословляет русских воинов на Куликовскую битву. Этот храм был посвящен Святой Богородице, с которой Сергий был удостоен встрече.

Голову Святого обрамляет золотой нимб, сияющий на фоне неба с облаками нереальной кристаллической формы. Три круга на его одеянии, символизируют предназначение Сергия – Он заслоняет Россию от беды и ведет ее в настоящем, прошлом и будущем.

Рядом с величественной фигурой Сергия воинское знамя с образом Спаса Вседержителя. У подножья холма видны алые стяги русских полков, выступающих в поход. Вдали виднеются купола и звонница Троице – Сергиевой лавры. Их очертания как бы повторяют форму виднеющихся на фоне неба горных вершин.

Особое значение придает художник выбору цветности всех деталей полотна. Смирение, мужество, связь Святого с Высшими силами – подчеркнута темно – сиреневым цветом его одежд. Бело – золотистый цвет ауры символ чистоты и высокой духовности.

Над головой Святителя в фиолетовом треугольнике знак иерархии Сил Света в виде Всевидящего Ока. Это знак того, что преподобный Сергий Радонежский выполняет волю Высших сил.

  • Святой Сергий стоит на земле объятой пламенем, как бы защищая собою Русь от пожаров и бед.
  • В нижней части картины была надпись, сделанная на старославянском языке: «Тебе, трижды суждено спасти Россию. Первый раз при Дмитрии Донском; второй раз в Смутное время; третий раз …»
  • Рерих чувствовал опасность, нависшую над Родиной, и веровал в победу России.
  • Ясновидящая Ванга была права…

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-rerixa-svyatoj-sergij-radonezhskij.html

Ссылка на основную публикацию