- То мне птица Гамаюн Надежду подаёт…
- Первое, что пишет по поводу птицы Гамаюн «Википедия» — своим падением эта птица предвещает смерть государственных деятелей.
- Интересно, когда Владимир Высоцкий писал свои «Купола» в 1975-м (если не ошибаюсь) году, имел ли он в виду что-либо подобное?
Это я, собственно, к тому, что Третьяковская галерея извлекла из своих запасников и повесила в экспозиции картину Виктора Васнецова «Сирин и Алконост». С обозначением «дар великой княгини Елизаветы Федоровны».
Так что начинать приходится с птицы Гамаюна, да. Да еще с того, что Виктор Васнецов был хорошо знаком (слово «приятельствовал», наверно, не слишком уместно, хотя и напрашивается) с великой княгиней Елизаветой Федоровной. С Елизаветой Александрой Луизой Гессен-Дармштадтской, да.
Обычно говорят о религиозности великой княгини, но гораздо меньше — о ее увлечении историей и фольклором. На чем, собственно, она и познакомилась с художником Васнецовым — вскоре после переезда в начале 1890-х из Петербурга в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора.
По васнецовским эскизам для великокняжеской четы изготавливались киоты для икон, некоторые свои работы художник предоставлял для благотворительных мероприятий.
В 1894 году Елизавета приобрела в качестве рождественского подарка мужу написанного Васнецовым «Спаса Нерукотворного» (местонахождение этой работы неизвестно).
А еще через некоторое время сама получила в подарок от дам, участвовавших в организации ее благотворительных базаров, вышитую по рисунку Виктора Васнецова хоругвь с изображением птицы из славянского фольклора. И вот изображение пусть не самой хоругви, но этого эскиза отыскать удалось.
Через пару лет Васнецов пишет уже большую картину на эту тему, и ее приобретает Елизавета Федоровна (эта работа уцелела, и сейчас находится в Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале — не спрашивайте, как она там оказалась, но надо полагать, уже в советское время).
Работа не оставалась скрытой от публики — ее предоставляли на выставки. Так что изображение быстро стало известным и даже вдохновляло поэтов. Вспомним блоковское:
На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных. Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
И отметим подпись под стихотворением: «23 февраля 1899 (Картина В. Васнецова)».
У других авторов, впрочем, возникали иные ассоциации. Вот Ахматова (1910 год):
«Я смертельна для тех, кто нежен и юн. Я птица печали. Я — Гамаюн. Но тебя, сероглазый, не трону, иди. Глаза я закрою, я крылья сложу на груди, Чтоб, меня не заметив, ты верной дорогой нашел…» Так пел Гамаюн среди черных осенних ветвей, Но путник свернул с осиянной дороги своей.
А у Сергея Есенина (в стихотворении «Табун») это вообще синоним певца, без особых аллегорий:
Погасло солнце. Тихо на лужке. Пастух играет песню на рожке. Уставясь лбами, слушает табун, Что им поет вихрастый гамаюн. А эхо резвое, скользнув по их губам,
Уносит думы их к неведомым лугам.
Но нам пора к Сирину с Алконостом. Написанным Васнецовым в 1895 году. С добавлением к названию — «птицы радости и печали». Кстати, если само слово «гамаюн» имеет, по мнению лингвистов, персидское происхождение, то уж «сирин» и «алконост» — вполне греческие.
Имя «Сирин» для нас прозрачно — вспомним сирен древнегреческой мифологии. А они ой как двояки. Да, сладкоголосы, да, обещают блаженство и счастье. Но…
Но двояк Сирин — «сирена» — и у Васнецова. Если взглянем на мощные когти, которыми птица оперлась на ветку.
С Алконостом еще интереснее. Само слово — от греческого ἀλκυών, «зимородок». И в русском сначала имело логичную форму «алкион». И мне лично нравится гипотеза, что искажение возникло при переписывании известного на Руси с XI века «Шестоднева» Иоанна Болгарского, где попросту слились соседние слова во фразе «алкион есть птица морская»… Ну, а дальше без труда еще немного исказилось.
Алконост у Васнецова ничего не обещает, а только печалится. Не ожидание рая, а рыдание об утраченном.
И эта картина, как и предыдущая, вдохновила Блока. Не удержусь, приведу стихотворение полностью (это 1915 год):
Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье, Перистый стан лучам открыв, Вдыхает всё благоуханье, Весны неведомой прилив… И нега мощного усилья Слезой туманит блеск очей… Вот, вот, сейчас распустит крылья И улетит в снопах лучей! Другая — вся печалью мощной Истощена, изнурена… Тоской вседневной и всенощной Вся грудь высокая полна… Напев звучит глубоким стоном, В груди рыданье залегло, И над ее ветвистым троном Нависло черное крыло… Вдали — багровые зарницы, Небес померкла бирюза… И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза…
Как же оказалась картина в Третьяковке? Это действительно был дар Елизаветы Федоровны. Только уже в 1908 году, когда она, после убийства мужа, создает Марфо-Мариинскую обитель и отходит от светской жизни. Работы же из семейного собрания безвозмездно передает ряду музеев, в том числе Третьяковской галерее.
Добавим, что именно Виктор Васнецов сделал проект поклонного креста, который был установлен в Кремле на месте гибели Сергея Александровича.
В личном архиве Виктора Васнецова сохранилось письмо Елизаветы Федоровны: «Не нахожу слов, достаточных выразить вам, как глубоко и сердечно благодарна вам за ваши труды по составлению проекта рисунка памятника-креста… Вы поработали для того, кто так искренно вас всегда уважал, ценил и восхищался вашим талантом. Искренне уважающая вас, Елизавета».
Крест был снесен в 1918 году. Что описано в целом ряде мемуаров — обратимся, пожалуй, к Бонч-Бруевичу: «1 мая 1918 г. члены ВЦИК, сотрудники ВЦИК и Совнаркома собрались в 9.30 утра в Кремле, перед зданием Судебных Установлений. Вышел Владимир Ильич. Он был весел, шутил, смеялся… — Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали.
Это уже нехорошо, — и указал на памятник… — Я мигом… принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник… Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, Крупская, Дзержинский, Шиваров, Агранов, Эльберт, Маяковский, сестра Ленина и почти все члены ВЦИК и Совнаркома, сколько хватило веревок, впряглись в веревки. Налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжники.
Долой его с глаз, на свалку! — продолжал распоряжаться Ленин В. И.»
Крест в Кремле относительно недавно восстановили. Судить о том, насколько он соответствует прежнему виду, сложно. Да и собственной фотографии у меня нет — памятник находится в закрытой зоне Кремля. Вот официальное фото из открытых источников.
Возвращаясь к картине «Сирин и Алконост». Она находилась когда-то в экспозиции Третьяковки. Потом на каком-то повороте оказалась в запасниках. И вот вновь перенесена в экспозиционный зал. Где сейчас к ней добавлена «мультимедийная презентация».
- А закончим все-таки Высоцким:
- Птица Сирин мне радостно скалится, Веселит, зазывает из гнёзд, А напротив тоскует-печалится, Травит душу чудной Алконост. Словно семь заветных струн Зазвенели в свой черёд — То мне птица Гамаюн
- Надежду подаёт!
Источник: https://diletant.media/blogs/67288/38161634/
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний.
О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?
Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока.
Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы.
По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя.
Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.
Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов
Птица Сирин
Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен.
В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове. Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине.
Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей.
Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами.
Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.
Сирин на виноградном дереве 1710г
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти.
В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия.
А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.
Алканост
Птица Алконост
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает.
Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней.
Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись.
В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах.
Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает.
А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода.
Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода.
Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.
Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц.
Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед.
Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.
С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр.
Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам.
Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки.
Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств.
Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.
Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике.
Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е.
божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже.
Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира.
В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле.
Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.
До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.
Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).
Птица гамаюн
Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».
Картина Васнецова
Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью.
Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов.
Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».
- Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:
- Гамаюн — птица на дереве На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет,
- Не в силах крыл поднять смятенных…
Источник: https://veles.site/news/ptitsy-solnechnogo-sada-sirin-alkonost-gamayun
Песня вещих птиц. Выставка картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»
До 01.03.2018 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.
Выставка Третьяковской галереи, организованная при поддержке Сергиевского мемориального фонда, посвящена 170-летию со дня рождения художника В.М. Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны.
Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея.
В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Собрание Государственной Третьяковской галереи
- Этот проект продолжает серию выставок-фокусов, которые привлекают внимание к избранному произведению искусства, меняют привычную экспозицию и дополняют представление посетителей о русском искусстве прошлых веков.
- Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны.
- Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых.
Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович
Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.
Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон.
Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.
В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора.
Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой.
В.М. Васнецов «Птица Гамаюн. Эскиз к торжественному панно-хоругви» 1895
В.М. Васнецов «Птица Гамаюн» 1897 Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала
В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн».
Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.
Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку.
В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи.
Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека.
Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.
Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами.
В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Фрагмент – Сирин
Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.
Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.
Елизавета Федоровна занималась благотворительностью все годы, проведенные в России, и возглавляла общественные организации.
Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году.
В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Фрагмент — Алконост
Информация (на 21.11.2017):
- Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, зал 26.
- Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10.
- Ближайшая станция метро – «Третьяковская».
- Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
- Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.
Источник: http://cultobzor.ru/2017/11/viktor-vasnetsov-sirin-i-alkonost-gtg/
Купить репродукцию картины Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896, Васнецов Виктор
- Закажите подарочный сертификат на выбранную вами сумму!
- Электронный сертификат — мгновенная скорость доставки
- Заказать сертификат
Творчество Виктора Васнецова тесно связано с древнерусской мифологией. В 1896 году он заканчивает работу над ещё одним своим произведением данной тематики, получившим название «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Какое-то время картина хранилась в запасниках Третьяковской галереи, но затем снова стала экспонироваться.
Картина рассказывает нам о двух райских птицах с головами дев, которые символизируют вечную радость и вечную печаль. Образы птиц кардинально отличаются друг от друга. Тёмная – печальна и грустна. Она сидит на ветке, а её лицо выражает скорбь.
Вторая же птица, наоборот, радостна и открыта. Она развела в стороны свои массивные крылья, приглашая в свои объятия. Но, посмотрите на её когтистые лапы, цепко ухватившие ветвь дерева.
Так ли добродушна эта райская птица, или она как сирена, зазывает к себе, но потребует взамен самую большую цену? Есть в этом особенная загадка.
Обе птицы сидят на разных ветвях одного дерева. И если со стороны тёмной птицы листва практически облетела, то фоном для белой птицы счастья случат зелёные заросли листвы.
Художник талантливо и символично изобразил гармонию жизни, где радость всегда идёт рука об руку с грустью.
Разные типы исполнения Для Ваших задач: на холсте в раме, без рамы, с паспарту под стеклом, в рулоне | Оформление онлайн 3 000 рам и множество цветов паспарту для оформления постеров и картин | Включено в цену Все холсты уже покрыты защитным лаком, подвесы в наличии, сделана упаковка | |||
Эко-материалы Наши постеры и картины можно вешать в детскую: печать делается самими безвредными пигментными чернилами | Заказывайте без риска! Оплата при получении, возврат если не понравится в течение 14 дней | Подарок и скидки Сертификат на следующую покупку в подарок, скидки на объем |
Оформление картины
Исполнение
Любой постер или картину можно сделать в виде
![]() |
![]() |
![]() |
||
Холст в раме Холст в деревянной или пластиковой раме. Натуральный хлопковый холст, натянутый на сосновый подрамник вручную | Холст без рамы Холст на усиленном галерейном подрамнике с боковиной 35мм. Идеально выглядит для размеров постера от 50см и более устойчив к перепадам влажности | Картина маслом Картина на холсте в раме, 100% роспись художника. Багетная рама на любой бюджет и цвет на Ваш выбор, можно без рамы | Под стеклом в раме Постер под стеклом в рамес паспарту или без. На фотобумаге или акварельной бумаге (идеально для ретро или винтажных постеров) | В рулоне Постер в релоне на холсте с полями для натяжки холста. Также на фото- или акварельной бумаге |
Размер
Вы можете установить любой размер картины или постера, который подходит именно Вам
Размер изображения Минимальный размер | Инструмент для обрезки изображения Размер картины вместе с рамой и паспарту Максимально возможный размер печати |
Выбор оформления
Выбор из 3 000 багетных рам и десятков паспарту для оформления вашего постера или картины на стену
Выбор обработок
Любой постер или картину можно сделать в виде
Черно-белое изображение или сепия | Ручная цифровая стилизация под живопись | Роспись текстурным гелем для имитации мазков | Роспись художником масляными красками |
Каждую картину можно разделить на модули, выбрав один из стандартных предложенных вариантов, либо вручную задать количество частей, их размер, порядок и расположение исходного изображения на каждом модуле в окне конструктора.
НЕ НРАВИТСЯ КАРТИНКА? ХОЧЕШЬ ЗАКАЗАТЬ СВОЮ?
Воспользуйся сервисом “Картина из вашего фото”
похожие постеры и картины
100% экологичные материалы
Используем только натуральные материалы
70 лет яркости красок
Пигментные краски не выцветают 70 лет
Вернем деньги, если не понравится
100% возврат в течение 3-х недель
Помогаем с подбором
Постеров и картин по запросу за 1-2 дня
Источник: https://artpostergallery.ru/poster/sirin-i-alkonost-pesn-radosti-i-pechali-1896-20167
Сочинение по картине Васнецова Сирин и Алконост. Песнь радости и печали описание
Васнецов Виктор Михайлович популярен благодаря своему уникальному стремлению выражать навыки и мысли с использованием древней языческой славянской символики. Его работы, собственно, как и само творчество основаны на народных преданиях, былинах и сказках. Прекрасным примером проявления символизма является уникальная работа «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», которую автор закончил в 1896 году.
Автор, при написании данной работы, обратился к мифическим существам. Главные персонажи Алконост и Сирин.
Пение первой символизирует обещание Рая, пение же второй, наоборот, говорит нам о печали потери Рая и будто молит о праве вернуться на небо. Мифические существа изображены наполовину птицами, наполовину людьми.
При этом Васнецов не отошел от славянских традиций, и изобразил главных персонажей с лицами юных девушек, на голове которых находятся короны.
В центре работы изображено дерево, а птицы сидят на его ветвях. Алконост своим пением рассчитывает на то, что ей найдется место в Раю. Автор подчеркивает ее светлость прекрасной улыбкой и нежными тонами ее пышных крыльев.
Согласно мифологии, Алконост своим пением способна утешать страждущих, оно настолько прекрасно и мелодично, что человек, услышавший его, способен забыть о всех проблемах и муках.
Светлый Алконост при пении полностью уходит в себя.
Полной противоположностью светлой птицы является Сирин, на лице которой изображено горе. Ее голова опущена вниз, взгляд полностью закрыт от зрителя.
Васнецов придал ее крыльям темные тона, которые подчеркивают скорбь птицы об утраченном месте на небесах. Под ее глазами отчетливо видны синяки от бессонных ночей, которые были проплаканы сутками напролет.
Согласно мифологии, Сирин своим пением несет смерть, муки и вечное забвение.
Контраст образов птиц отлично подчеркнут задним планом. Каждая из птиц сидит на разных ветках единого дерева, при этом вокруг печальной Сирин мир почернел, листья практически опали, а те, которые еще на дереве, имеют мрачный серый цвет. Листва же вокруг светлой Алконост имеет насыщенные цвета, поражает своей пышностью и желанием к жизни.
«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» является наиболее известной работой Васнецова.
Описание настроения картины Сирин и Алконост. Песнь радости и печали
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Левитана Золотая осень описание для 3, 4, 5, 8 класса
Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени - Сочинение по картине Портрет сестёр Шишмарёвых Брюллова 8 класс
На картине четыре главных действующих лица, — две молодых стройных девушки, игривый пес и красивый, породистый конь. Есть также два второстепенных действующих лица, — это другой конь и конюх - Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене
Картина была написана в 1911 году. Её заказало лицейское общество в честь 100-летия Императорского лицея. На картине изображён парадный зал лицея. По обеим сторонам расположены широкие окна с малиновыми шторами - Сочинение по картине Георгиевский монастырь Айвазовского
Айвазовский известен по большей части как маринист, то есть существенную часть своего творчества он отдал морю. Георгиевский монастырь является ранней картиной - Сочинение по картине Свидание Маковского 4, 7 класс
В далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием Свидание. Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/vasnecov/sirin-i-alkonost-pesn-radosti-i-pechali
Васнецов Виктор Михайлович — Сирин и Алконост. Песнь радости и печали, Русская живопись XIX века, Культуры мира. Постеры, репродукции художников на холсте в интернет-магазине 8-Poster
- Виктор Васнецов — «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» — 1896
- Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
- «Сирин и Алконост»
- 1896 г.
Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое.
.. На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.
#символизм, #Васнецов, #живопись, #фольклор
Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Птица Радости и Птица Печали» (1896). Холст, масло. 133 x 250 смГосударственная Третьяковская Галерея, Москва Алконост (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье, в апокрифах и сказаниях птица светлой грусти и печали. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы (Палея XIV в., азбуковники XVI—XVII в.) и лубочным картинкам. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. Алконост изображается на русских лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. В некоторых описаниях Алконоста упоминается река Евфраний как место его обитания. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах.
Сирин — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен.
В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
@learn_painters
Впервые за долгие годы эта прекрасная картина появилась в постоянной экспозиции в Третьяковской галерее. Мало кто из нас знает сказание об этих девах-птицах — Сирине и Алконосте, а ведь именно благодаря им яблоки на Яблочный спас обретают чудодейственную силу.
Творчество Виктора Васнецова — это сказки и грёзы полные русским духом. Русские сказки потихоньку перебрались и в жизнь художника. Дом, в котором жил художник и в котором сейчас находится его музей больше похож на терем.
Васнецов входил в товарищество художников-передвижников, как Брюллов, Суриков, Шишкин и многие другие русские художники, о которых вы знаете с детства. Передвижники — это не направление искусства, не школа, это объединение художников, которые хотели не только творить, но и просвещать. На собственные деньги, вскладчину, они устраивали свои передвижные выставки. Отсюда и название.
Героини картины “Песнь радости и печали” так же родом из русских легенд и сказок, хотя мало кто из нас знает про них. Сирин и Алконост — это девы-птицы, неразделимы, противоположны: одна несет своим пением жизнь, другая — смерть.
По народному сказанию, утром на Яблочный спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу, преображая плоды.
В них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся освященными.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Sirin_i_Alkonost_Pesn_radosti_i_pechali/
Сирин и Алконост. Русский рисованный лубок
Сирин и Алконост — птицы древнейших легенд и сказаний. Как они попали в русскую культуру?
Сирин и Алконост — птицы-девы древнейших легенд и сказаний. Упоминания о них остались в русских летописях, а изображения сохранились среди миниатюр в древних рукописных книгах, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов от Киева до Владимиро-Суздальской земли.
Как райские птицы попали в русскую традицию?«Птицы Сирины». Приобретено «на торгу» в 1903 г. Художник объединил двух одинаковых птице дев, поместив их над большим деревом. Парные изображения райских птиц известны в печатном лубке.
Трудный и долгий путь совершили эти сказочные образы, прежде чем они попали на Русь! По Черному и Каспийскому морю, по Днепру и Славянской реке (Волге) плыли купеческие корабли из Индии и Персии с товарами. Где по воде, а где и волоком, отправлялись корабли дальше во все стороны Руси. Купцы тогда были не просто коммерсантами, державшими в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказчиками, которые делились с русскими людьми о далеких странах, об услышанных в чужих краях мифах и легендах.
«Птица Сирин святаго и блаженнаго рая». Далее текст в 4 строки: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и… дондеже пад умирает, гласа ея слышати не престает». Над головой птицы надпись: «Видом и гласом».
Самое раннее изображение Алконоста найдено среди миниатюр и заставок в одном из древнейших памятников русской письменности, Юрьевском евангелии 1120-1128 годов. Оно было написано по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода.
Райская птица Алконост. Конец 18 — начало 19 века. Название: «Птица райская Алконос». На свитке в руке: «Праведницы во веки живут и от Господа мзда им и попечение их пред Вышним сего ради приимут».
Древнейшими изображениями Сирина считаются изображения на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах и серебряных браслетах-запястьях.
Райская птица Сирин. Начало 19 века. Поступило из коллекции И. Щукина
Две райские птицы: Сирин, тоскующая о рае, и Алконост, возвещающая радость от грядущей жизни в раю, вдохновили художника В. М. Васнецова на создание картины «Песня радости и печали».
Но вопреки традиционной трактовке, певец русской сказки изобразил Сирин как птицу радости, а Алконост как птицу печали.
Позже Блок, вдохновившись картиной Васнецова, написал стихотворение «Сирин и Алконост» с похожей трактовкой их образов.
Райская птица Сирин. Первая половина 19 века. Поступило из коллекции И. Щукина
Если вам когда-нибудь доведется побывать в Нижегородской, Владимирской, Ивановской и Костромской областях, в деревнях Поволжья, обратите внимание на дома, нарядно украшенные резными досками. Среди флористических узоров, завивающихся побегов и листьев, вы встретите изображения птиц-дев.
Райская птица Сирин. Середина XIX в. Поступило из коллекции А. П. Бахрушина в 1905 г.
отсюда
Источник: https://matveychev-oleg.livejournal.com/1324140.html