Картина «осень в абрамцеве», поленов — описание

«Русская усадьба — это вообще смысл всей нашей жизни, всего нашего искусства, всё идёт от усадьбы. Усадьба, вот меня иностранцы спрашивают — ну объясните, как вот ваши догадались, что должна быть усадьба. Ведь ваша вся жизнь, литература связана с усадьбой.

А что такое Абрамцево? Это тоже самое что «Евгений Онегин», «Мертвые души» только в музейном виде». Савва Васильевич Ямщиков, реставратор Картина Поездка в Абрамцево вызвала во мне сложные чувства. С одной стороны я давно мечтала посетить это необыкновенное место, райский уголок писателей и художников, действительно овеянный славой, с другой стороны я была несколько разочарована увиденным.
На самом же деле я просто почти ничего не знала о жизни Абрамцево — мало о прошлом и ничего о настоящем. Вернувшись домой из поездки, занялась поиском информации, чтобы понять, в чем феномен этой усадьбы, и как она оказалась в столь бедственном положении теперь.

Но давайте все по порядку. Для того, чтоб рассказать, что такое Абрамцево, но не углубляться в описание слишком глубоко, ограничусь общей информацией. Излишние погружения в историю в данном случае чреваты. О месте, связанном с творчеством великих, можно говорить бесконечно.

Расскажу вам кратко об истории усадьбы, архитектурных постройках, парке, состоянии усадьбы на данный момент, покажу фотографии, сделанные в поездке, поделюсь своими впечатлениями и выводами. Разговор поделим на 2 части:

  1. Жизнь усадьбы — история, архитектура, особенности Абрамцево, современное состояние.
  2. Мои впечатления — очарование или разочарование сегодняшним Абрамцевым? Фотографии от начала до конца нашей прогулки по усадьбе с комментариями.

История. Усадьба стала известной благодаря двум своим знаменитым владельцам.В 1843 г. Абрамцево приобрел писатель С. Т. Аксаков. Именно здесь он создал свои лучшие произведения. При Аксакове усадьбу посещали писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин, другие знаменитые современники.

Этот период истории усадьбы я назвала бы литературным периодом. Здесь Аксаков написал свой «Аленький цветочек», а Гоголь писал второй том «Мертвых душ». А вот художественный период в жизни усадьбы наступил, когда в 1870 г. Абрамцево купил Савва Мамонтов — промышленник-миллионер, очень творческий, незаурядный человек.

При Мамонтове в Абрамцеве гостили В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и другие художники, музыканты, актеры. Эти великие мастера сплотились в абрамцевский художественный кружок и создавали свои архитектурные и художественные шедевры.

В Абрамцеве были написаны такие всеми нами хорошо известные и любимые произведения как «Девочка с персиками» Серова, портрет старшей дочери Мамонтова Верочки, «Три богатыря» и «Алёнушка» Васнецова, картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и многие другие.

А как хороши картины Репина, посвященные Абрамцеву: «Летний сад в Абрамцево», «Летний пейзаж» ( Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве), а так же картины Поленова «На лодке. Абрамцево», «Осень в Абрамцеве», «Пруд в Абрамцеве».

Картина

Особенность. Усадьба Абрамцево — усадьба особенная. С одной стороны она классическая, с другой — необычная. И в этом ее прелесть. Расскажу подробнее.

Классическая помещичья усадьба обычно состоит из барского дома, нескольких флигелей, конюшни, оранжереи, постройки для прислуги и др. К усадьбе примыкает парк, французский или английский, в котором имеются: пруд или несколько прудов, аллеи, беседки, гроты и др. Крупные усадьбы имеют на своей территории храм. А как в Абрамцево?

Картина

Картина

В Абрамцево есть Главный усадебный дом, флигели различного назначения, храм. На территории парка, больше похожего на лес, имеются пруды, аллеи, беседка. Были здесь когда-то и оранжереи, но их разобрали за ветхостью в 1926 году. В этом плане усадьба совершенно традиционна для своей эпохи. Но есть один нюанс, который смущает тех, кто посещает Абрамцево после Архангельского, например, или Кусково. А дело в том, что Абрамцево не парадная летняя резиденция для проведения различных увеселительных и торжественных мероприятий, приема особ царской и княжеской крови. Абрамцево — по сути это «дом творчества», где приглашенные хозяевами писатели и художники жили и с упоением занимались творчеством. Поэтому и имеются такие явные различия с другими усадьбами. Абрамцево очень естественно и просто. Нет и не было никогда здесь блеска, глянца и столичного шика. Ну деревенька и есть деревенька. Сам Аксаков называл Абрамцево «премилой деревенькой», «чудом», «раем земным». В этом и есть суть Абрамцева. В письме к сыну он писал: «Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею… тишиною и спокойствием. Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу!»

Нынче главный дом закрыт. Повыгорели и обветшали деревянные домики. Накрыты полиэтиленовыми навесами древние каменные бабы, которых Мамонтов привез из харьковских степей.

Запущен перегороженный металлическими заборами парк. Все так… Но знаете, в чем уникальность Абрамцева? В подлинности, натуральности.

Эта натуральность даже немного отталкивает, пугает, потому что отвыкли мы от всего настоящего в мире лакированного и рафинированного.

Как хороши абрамцевские пейзажи! Смотришь старинные картины, старые фотографии и кажется, что ничего не изменилось с тех пор. И стоит ли менять? Ведь если перестараться, то Абрамцево будет уже не Абрамцево, потеряется его прелесть, очарование, самобытность.

Картина Картина Готовясь к поездке в Абрамцево, лучше изучить маршрут и возможности осмотра. В Абрамцево хорошо погулять по дорожкам, посидеть на лавочках, которых здесь предостаточно, понаслаждаться тишиной. Осмотр экспозиций — по желанию. На мой взгляд это не главное и не самое лучшее в Абрамцево. Главное — природа, парк, архитектура и атмосфера. Для того, чтоб вы представили усадьбу в целом, размещаю ее план с сайта Абрамцево: Картина 1. Вход в музей-заповедник 2. Касса 3. Людская (1870-е, реконструкция): экскурсии, сувениры. 4. Кухня (1870): коллекция произведений народного искусства. 5. «Скамья Врубеля» (начало XX в.) 6. Мастерская (проект В. Гартмана, 1873). 7. Усадебный дом (к. XVIII в. — XIX в.): экспозиции «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок». 8. Баня-теремок (1877–1878): изделия абрамцевской столярной мастерской. 9. «Избушка на курьих ножках» (по проекту В. М. Васнецова, 1883) 10. Церковь Спаса Нерукотворного (проект Васнецова и Поленова, 1881–1882) 11. Поленовская дача (1882): выставки. 12. Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве» 13. Административные здания 14. Туалет 15. Верхний (Поленовский) пруд 16. Нижний пруд 17. Река Воря

В заключение хочу сказать, что особенно меня радует тот факт, что усадьба не только живет, но в усадьбе до сих пор жив дух творчества. Наверное нет современного пейзажиста, кто не творил свои полотна в Абрамцево. Предлагаю вам насладиться этой красотой и вам.

Анастасия Бурденкова. «Абрамцево». 2003 г.

Картина

Бурденкова Анастасия. Русская сказка. 2003 г. Видите девочку на картине? Я даже знаю, чем она занимается. Она перебирает камешки на дорожке. Точно так же, на том же самом месте сидела и моя дочка несколько дней назад у Мастерской. Фото сможете посмотреть во второй части этой статьи.

Картина

Валерий Изумрудов. «Церковь в Абрамцево». Холст, масло.

Картина

Алексей Савченко. Абрамцево. 2009 г. Холст, масло.

Виктория Кирьянова. «Керамическая мастерская в Абрамцево».2008 г. Бумага, акварель.

Года Лайма. «Абрамцево. Пруд». 2004 г. Картон, масло. Аннотация автора к картине: «Аннотация: Этюд написан до того, как спустили все пруды :(«

Нестерчук Степан Владимирович. «Абрамцево. Мостик». 2008 г. Холст, масло.

Яр. «Баня-Теремок Музея-Усадьбы Абрамцево». 2012 г. Холст, масло.

Сколько света в этих полотнах. Сколько жизни… Усадьба возрождается.

Источник: https://galina-lukas.ru/article/168/abramcevo-zhizn-russkoy-usadby

Абрамцево в живописи — "Абрамцевский пейзаж"

?

anabelle215

May 12 2018, 18:47

Category: Картина

Усадьба Абрамцево («Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник „Абрамцево“») — музей-заповедник, расположенный на берегу реки Вори, в 60 км к северо-востоку от Москвы, в Сергиево-Посадском районе Московской области.

Расцвет  имения Абрамцево начался в середине XIX века, когда усадьбу купил Сергей Аксаков. Здесь писатель создал «Семейную хронику», «Детские годы Багрова-внука» и «Аленький цветочек». О том периоде он вспоминал – «Деревня буквально обняла меня своим пространством, спокойствием и тишиной».

Позже, когда усадьбу приобрел Савва Мамонтов, Абрамцево стало настоящей Меккой для художников. В усадьбе гостили и работали знаменитые русские художники И. Е. Репин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов , В. Д. Поленов, П. П. Трубецкой, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Т.

Матвеев (Мамонтовский художественный кружок), музыканты, актёры, певец Ф. И. Шаляпин. 

В Абрамцеве и его окрестностях написаны такие знаменитые картины, как «Богатыри » и «Алёнушка» Виктора Васнецова, «Девочка с персиками» Валентина Серова. Образы для своей картины «Видение отроку Варфоломею» Нестеров М. В. нашел именно в  окрестностях Абрамцево. 

Читайте также:  Музей леси украинки в ялте, украина

И, конечно же, здесь, в Абрамцеве, написаны пейзажи кисти талантливейших  русских художников, покоренных красотой природы,  живописными просторами и речкой Ворей.

Картина Летний пейзаж (В.А.Репина на мостике в Абрамцеве). Илья Ефимович Репин. 1879, 37.5×61 см

Картина Репин Илья Ефимович (1844 — 1930). Абрамцево. 1880. Холст, масло. 52 x 49 см. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская обл
Картина Левитан Исаак Ильич (1860 — 1900). Абрамцево. 1880-е. Этюд. Дерево, масло. 10 x 17 см.Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская обл.
Картина Осень в Абрамцеве. Василий Дмитриевич Поленов. 1890, 77×126 см
Картина На лодке. Абрамцево. Василий Дмитриевич Поленов. 1880, 58×106.5 см
Картина Валентин Александрович Серов. Прудик. Абрамцево. 1886, 34.5×24.5 см • Масло, Дерево. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина Валентин Александрович Серов. Зима в Абрамцеве. Церковь 1886, 20×15 см • Масло, Холст. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Осинки. Абрамцево. 1886. Васнецов Аполлинарий Михайлович
Васнецов Аполлинарий Михайлович – Лесная тропинка. Абрамцево. 1885
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 — 1933). Абрамцевские дали. 1880-е. Холст, масло.Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова, Москва
Коровин Константин Алексеевич – Речка Воря. Абрамцево. 1880-е
Василий Дмитриевич Поленов – Березовая аллея в Абрамцеве. 1880
И. С. Остроухов. В абрамцевском парке. 1885
«Последний снег. Абрамцево» 1887 г. Холст, масло. Остроухов И.С.
Весна. Абрамцево. Михаил Васильевич Нестеров
М.В.Нестеров. Река Воря в Абрамцеве. 1917

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» образован 11 августа 1920 г. Его первым директором была младшая дочь последнего владельца усадьбы Александра Саввишна Мамонтова.

Традиции мамонтовского кружка не прервались. В 30-х годах поблизости от усадьбы, на противоположном берегу Вори, возник поселок художников, где жили и работали выдающиеся советские мастера Вера Мухина, И.И. Машков, И.Э. Грабарь, Б.Д.

Королев и др.

«Абрамцевский пейзаж» продолжает радовать нас и по сей день…

Грабарь Игорь Эммануилович. 1871 — 1960. Абрамцево. Плетень. 1944. Холст, масло. 64 x 80 см. Самарский областной художественный музей
Кончаловский Петр Петрович (1876 — 1956). Абрамцево. Дубовая роща. 1920. Холст, масло. 98 x 106 см. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская обл.
П.Радимов. Абрамцево. Музей
Дача Машкова в Абрамцево (1942). И.И.Машков
Тихановский Михаил. Абрамцево
В.Рождественский. Лето. Река Воря

art-catalog.ru , artchive.ru , artpoisk.info

wikiwand.com/ru 

russian artАбрамцевоживописьживопись 19 векаживопись 19/20 векапейзаж

Источник: https://anabelle215.livejournal.com/62702.html

время В. Поленова / осенние пейзажи / описание

li_ga2014

  • Картина Картина
  • 1 июня 1844 -18 июля 1927
  • русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи

Картина

Фрагмент интерьера с картинами

музей-заповедник В. Д. Поленова

Осенью часто обращаюсь к творчеству Поленова .

Природная красота, открывающаяся в его картинах, какая-то близкая моему сердцу, родная и понятная. Тёплое чувство, рождающееся от созерцания пейзажей Поленова,  делает его творчество таким притягательным и даже гипнотизирующим.

Гений Поленова-живописца и его искренняя безграничная любовь к русской земле  восхищает.Картина

Картина «Осень в Абрамцеве»1890

Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Автор впервые отказывается от своего излюбленного приёма: противопоставления переднего и заднего планов, разворачивая перед нами всю красочность осеннего леса, выполненного с одной точки. Богатейшее колористическое решение, свежесть красок и какое-то личное любовное отношение художника Поленова, превратило произведение в романтическую элегию, восхитительно красивую и полнозвучную.

Здесь осень уже отвоевала свои права у лета, окрасив в яркий жёлтый цвет деревья. Однако в воздухе ещё летает какое-то тёплое ощущение, которое отсылает зрителя к ещё недавним приветливым летним денькам.

Это ощущение в чистом голубом небе, в спокойной зеркальной воде, в зелёных, едва заметных проплешинах травы на берегу, в тихих деревьях, листву которых ещё не треплет порывистый осенний ветер. Заводь речки Вори в глухом еловом лесу.

Группы пожелтевших берез бросают горячий отблеск, разливающийся в небе, на темных елях и тихой воде.

Заслуга необыкновенной реалистичности и осязательности полотна в скрупулёзной технике и необыкновенно точном подборе цветов и оттенков, тончайших переходах и гармоничных контрастах. Ну, и конечно, в гениальности создателя картины – только талантливая рука смогла вдохнуть жизнь в работу, создать шедевр полный чистоты, поэтичности, любви и естественного природного великолепия.

Картина

«Золотая осень.»1893 г.

Музей-заповедник В. Д. Поленова

Композиция картины подчинена геометрической линии – пространство организовано с помощью дуги. Такое дугообразное изображение реки является характерным поленовским приёмом, формирующим композицию.  Вид на Оку открывается с противоположной стороны от Очковых гор, а в верхнем правом углу можно заметить белую колокольню, поблескивающую на солнце.

Генеральным цветом является жёлтый во всех его тональных вариациях: от мягкого охристого до торжественного золотого. Стройными рядами обступают реку жёлтые березы, но сквозь их густой, броский наряд проглядывает тёмно-зелёная листва какого-то другого дерева с раскидистыми ветками.

Скорее всего, это дуб, который пока не тронут, не раскрашен осенний порой, и он несёт ещё эхо безвозвратно уходящего лета.

Разбавляют охристый колорит и зелёные молодые ёлочки, рассаженные неровно на открытом лугу вдоль протоптанной дорожки, и пологий песчаный берег на противоположной стороне реки.

Благородное сопоставление жёлтого и зелёного скрашивается голубым колоритом. Он и в изгибе Оки, и в небе, покрытом мелкими островками пышных облаков, и в тонкой дымчатой линии горизонта, придающий картине воздушность, невесомость.

Небо же в этой работе заслуживает отдельного внимания и детального разбора. Художник сумел «словить» здесь все оттенки и передать их мерцание – от серых тонов облаков до лёгкой голубизны небосвода и розовых линий, рождённых отблесками солнца. Всё это подчинено своему ритму, и, кажется, что небо лишено статики, и вот-вот глаза начнут замечать плавное движение.

Интересным является и изображение глади реки. Зеркальная ребристая поверхность смогла вобрать в себя все краски полотна. Здесь и благородная синь самой реки, и отражение жёлтых листьев деревьев, и дублирование неба, которое тем самым «закольцовывает» композицию. «Золотая осень» зовет к широким просторам и манящим далям

На картине  изображена Беховская старая деревянная церковь. На ее месте в 1906–1907 годах Поленов по своим проектам и на свои средства построил Церковь Святой Троицы. Рядом с церковью – старое деревенское кладбище, на котором похоронен и художник. На его могиле – деревянный крест-голубец, выполненный по эскизу самого Поленова. Василий Дмитриевич в своем духовном завещании писал:

«Смерть для человека, которому хоть что-то из задуманного удалось сделать в жизни – событие даже не печальное, а скорее радостное, закономерное: переход от земных трудов к покою небытия. А бытие переходит и остается в том, что человек после себя оставил».Картина

«Стынет. Осень на Оке близ Тарусы» 1893. Холст, маслоЧастное собрание

Широкая панорама долины реки поздней осенью. Она просматривается с высокого холма над рекой, от которого вниз ведет классическая российская дорога — две очень глубокие колеи, выдавленные в глубокой осенней грязи гружеными телегами.

Пейзаж пустой и безжизненный, на нем нет ни людей, ни животных, ни даже птиц. Природа действительно стынет — кажется, что природа замерзла и боится даже пошевелиться. Нет ни ветра, ни движения воды — свинцовые тучи тяжело нависли над водой, вода гладкая, застывшая, приготовившаяся покрыться толстым слоем льда.

Но зима только вступает в свои права — на деревьях еще есть желтые осенние листья, хвоя украшена темно-зелеными пятнами, а трава, пусть и пожухлая, еще покрывает склоны и берега реки. Правда, радоваться остается недолго — нужно подождать еще совсем чуть-чуть, и все это будет укрыто плотным слоем снега, а реку скует льдом.

  1. Пока что природа засыпает, краски гаснут, и художнику очень точно удалось ухватить этот момент перехода от осени к зиме, когда яркие, пламенные расцветки лесов словно выцветают, утрачивают объемность и фактурность, становятся контрастными и графичными, оставляя нам только два зимних цвета — черный и белый.
  2. Картина
  3. «Ранний снег»Холст, масло. 48 х 85 см Третьяковская галерея

Замечательный русский пейзаж изображает берега реки Оки со стороны деревни Бехово, рядом с которой было имение мастера, позже названное Поленово. В тот год снег выпал очень рано, еще в сентябре, поэтому пейзаж оказался очень эффектным, художник не мог устоять перед таким искушением.   Деревья на картине все еще в осеннем уборе, листья еще не упали, ведь это ранняя осень, зима просто поспешила прийти в эти края. Пейзаж поражает простором и безлюдностью, картина кажется наполненной свежим морозным воздухом. Ее колорит построен на контрасте теплых оттенков осенней листвы и чистых холодных красок снега, замерзающей воды в реке и нависшего тяжелыми снежными тучами неба.   На полотне изображена глубокая панорама излучины реки с крутыми берегами, частично заросшими лесом. Над рекой повисло темное синее небо с низкими тучами, которые вот-вот раскроются и засыплют окрестности новой «порцией» снега. В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление. В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях.   Лес застыл, оцепенев от внезапного холода, вся жизнь в нем как будто неожиданно остановилась. Река кажется неподвижной. На полотне запечатлена пауза в жизни, вызванная резким и необычным изменением природы. Художник мастерски уловил это ощущение внезапного шока, который испытало все живое из-за неожиданно и очень рано выпавшего снега. Возможно, на следующий день потеплеет и снег быстро растает, но сейчас природа словно задумалась над тем, как же ей поступить дальше.

Читайте также:  Мадонна с тремя казначеями, якопо тинторетто

   У картины интересная история. Художником было создано целых 8 ее авторских копий, которые сейчас находятся в различных музеях, а одна даже попала во Францию, в театр Комеди Франсез.

  • Картина

Будущийталантливый мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи родился в1844 году в многодетной и просвещенной дворянской семье. Именноокружение Василия в детские годы оказало на него огромное влияние,сделав его восприимчивым к различным проявлениям жизни и подарив

возможность отражать свои чувства на полотне.

  1. Удивительный

талант художника сформировался под влиянием бабушки, котораявоспитывала детей, прививая им любовь к искусству и русской природе. Онапоощряла художественные способности внуков и их любовь к рисованию. Вдетстве на Василия оказал огромное влияние северный Олонецкий край сбогатейшей природой, практически незатронутой человеческим влиянием.   Будущий художник после гимназии пошел учиться на физматуниверситета Санкт-Петербурга, но и свою любовь к живописи не забыл.После занятий он учился в Академии Художеств, посещая множестворазнообразных занятий и классов по разным дисциплинам в этой сфере.Василий был разносторонним и богато одаренным человеком. Кромерисования, он увлекался оперным искусством, хорошо пел и писалмузыкальные творения.

   Для получения художественного образования мастеру

пришлось прервать курс обучения в университете и закончить Академию (ссеребряной медалью). В это время он уже успешно выставлялся и получал засвои выдающиеся работы признание и награды в виде золотых медалей.

Новсе это не вскружило голову молодому человеку, и он успешно завершилучебу в университете на юридическом факультете.    С помощьюакадемической стипендии художник уезжает заграницу, побывав в странах,которые сейчас стали Австрией, Германией, Италией.

Он много временипрожил во Франции, в Париже, где создал знаменитое полотно «Арест

графини д'Этремон», которое принесло ему звание академика.

  • «Арест гугенотки»
  • 1875

Жизнь художника была бурной и очень интересной. В 1874 году он вместе сИльей Репиным живет и работает во французской Нормандии, где пишетмногочисленные пейзажи, отражающие красоту местной природы. Через двагода он возвращается в Россию, а когда начинается русско-турецкая война,становится официальным художником при ставке будущего императора

Александра III.

Следующие годы жизни художника тесно связаны спреподаванием и работой с театральными декорациями. Преподавание взнаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве связано сименами таких в будущем известных художников, как Коровин, Левитан и

множество других

На выставке художников-передвижников в 1877 году картинаПоленова «Московский дворик» становится известной и очень популярной, асам мастер приобретает статус основателя нового жанра, названного«интимным пейзажем».Став членом Товарищества передвижных художественныхвыставок, художник увлекается пейзажной живописью и много путешествуетпо местам, связанных с древней историей и зарождением христианства.Любовь к природе и большим открытым пространствам заставляет егоприобрести имение над рекой Ока, которое сейчас всем хорошо известно какПоленово. Там мастер обустроил все по своему вкусу, построив дом ихудожественные мастерские по своему проекту. В своем имении он много ипродуктивно работал над полотнами, а также занимался образованиемсельских детей, в том числе и обучая их живописи.   В последующие годы художник неоднократно выезжаетзаграницу для получения нужных сведений и художественного материала длясвоих полотен. Он провел много лет над созданием серии картин наевангельскую тематику, побывал в Италии и Германии.   Во время Первой Мировой войны его картины участвовали вблаготворительных выставках, проводимых для сбора средств раненым ипострадавшим от военных действий. После революции художник жил в своемимении и продолжал работать над художественными произведениями, отражая вних красоту и безбрежную мощь русской природы.   Мастер прожил долгую, плодотворную и насыщенную событиямии свершениями творческую жизнь. Он скончался в возрасте 83 лет ипохоронен в Поленово, в своем любимом месте, где он часто рисовал с

натуры

.После художника осталось множество картин и его дом, ставший музеем

.http://www.polenovo.ru/ru

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/631541.html

"Рыцарь красоты": на какую выставку Третьяковки мы будем стоять в очередях

МОСКВА, 17 окт — РИА Новости, Анна Нехаева. Он положил начало искусству Серебряного века, по-новому писал евангельские сюжеты и открыл пленэризм для русской пейзажной школы.

В Новой Третьяковке — ретроспектива автора «Московского дворика» Василия Поленова, приуроченная к 175-летию со дня рождения художника.

О том, за что ругали и за что превозносили мастера, — в материале РИА Новости.

Кто-кто во дворике живет?

Ясный летний день, церковные купола на горизонте, покосившийся забор и запущенный сад городской усадьбы — сюжет картины Поленова «Московский дворик», знакомой со школьных лет. Но не все знают, что создана и впервые показана эта работа была случайно.

В конце 1870-х Василий Дмитриевич готовился к выставке художников-передвижников и приехал в Москву писать «Пострижение негодной царевны», собирал материалы, зарисовывал интерьеры кремлевских соборов. Но понял, что не успевает к сроку.

Поселился Поленов недалеко от Арбата, и из окна его комнаты открывался вид на ставший потом знаменитым московский дворик. Сначала художник сделал этюд, а потом — картину, которую в итоге представил на передвижнической выставке. Он извинялся, что «ничего порядочного не успел написать и в будущем надеется оправдаться и показать что-то приличное».

Картина

1 из 2

Картина «Московский дворик» на подготовке выставки Василия Поленова в Третьяковке

© РИА Новости / Сергей Пятаков

Картина

2 из 2

Посетительница рассматривает картину Поленова «Московский дворик» в Третьяковской галерее на Крымском Валу

© РИА Новости / Сергей Пятаков

1 из 2

Картина «Московский дворик» на подготовке выставки Василия Поленова в Третьяковке

© РИА Новости / Сергей Пятаков

2 из 2

Посетительница рассматривает картину Поленова «Московский дворик» в Третьяковской галерее на Крымском Валу

© РИА Новости / Сергей Пятаков

Никто не ожидал, что «Дворик» получит такой успех. Особенно на фоне других полотен той экспозиции — «Протодиакона» Репина или «Встречи иконы» Савицкого.

«Это вещь, которую мы знаем с детства, Москва, которой почти нет, — рассказывает РИА Новости заместитель гендиректора ГТГ по научной работе Татьяна Карпова. — В картине есть теплота, добро, радость жизни, выраженная удивительно органично. Художник ничего не навязывает, но вы как будто погружаетесь, входите в картину. Мало кому удается это передать».

Сюжет по-домашнему уютен — неяркий солнечный день, дети из-за чего-то плачут, у березы обломилась верхушка, а в углу виден запущенный сад усадьбы, в которой, по словам Карповой, и жил художник. Кстати, этот сад можно увидеть в другой канонической картине Поленова, «Бабушкин сад» (создана в том же 1878 году).

«Он вслед за Саврасовым развивал линию интимного пейзажа, — продолжает Карпова. — У Поленова учились Левитан, Коровин, Головин, Сапунов. Все говорили о притяжении его личности: он не ломал индивидуальность последователей. А его влияние распространялось широко — у него дома в Москве организовывались рисовальные вечера, в которых участвовали и мастера старшего поколения, и ученики Поленова».

Новатор-монументалист

Самое грандиозное полотно на выставке (3,2 метра в высоту и более шести метров в длину), впервые привезенное в Третьяковку из Русского музея, «Христос и грешница» («Кто из вас без греха?») занимает отдельную стену.

Над монументальной картиной Поленов трудился более 15 лет — для придания большей натуралистичности мастер путешествовал по Ближнему Востоку и Италии. Это чувствуется как в цвете, так и в антураже: художник соединил в картине традиции академической живописи и приемы реалистического искусства.

Картина

1 из 2

Посетительница на экспозиции Василия Поленова в Третьяковке на Крымском Валу

© РИА Новости / Сергей Пятаков

1 из 2

Посетительница на экспозиции Василия Поленова в Третьяковке на Крымском Валу

© РИА Новости / Сергей Пятаков

На картине запечатлен сюжет из Евангелия от Иоанна о том, как к Христу привели грешницу, уличенную в прелюбодеянии. «Иисус сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Читайте также:  Франсиско де сурбаран, картины и биография

По мнению самого Василия Поленова, смысл этого сюжета — в том, чтобы донести до людей идею добра и всепрощения.

«Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек» — так писал Поленов об этой работе.

Его критиковали за роскошество пленэрных красок в большой картине и, главное, за недостаточную божественность Христа. Но потом картину купил император Александр III, и с художника автоматически были сняты все обвинения.

Русский импрессионист

Еще одна любимая тема Поленова, нашедшая отражение на выставке, — пейзажи, в создании которых ему помогал опыт театрального декоратора.

«В поленовских пейзажах, в отличие от работ Саврасова или перовских пейзажных фонов, нет мрачности, тоски. Только меланхолия — как, например, в осенних сюжетах», — отмечает Карпова. По ее мнению, знаменитый пейзажист Иван Шишкин вряд ли был бы доволен живописью коллеги.

Если для Шишкина была важна максимальная реалистичность — порода дерева или тип растений, то у Поленова на первый план выходит настроение. При приближении ко многим его работам создается впечатление небрежности, как у импрессионистов («Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Река Опять», «Пруд в парке. Ольшанка»).

В поздних пейзажах мастер и вовсе пользовался грубым холстом (что потом перенял его ученик Борисов-Мусатов), и живопись превращалась в своеобразный гобелен. Это особенно заметно в пейзажах с рекой Окой.

Картина

1 из 3

Посетительница фотографирует картину Василия Поленова «Вид на Тарусу» в Третьяковской галерее

© РИА Новости / Сергей Пятаков

Картина

2 из 3

Посетитель рассматривает картину Василия Поленова «Пруд в Абрамцеве» в Третьяковке

© РИА Новости / Сергей Пятаков

1 из 3

Посетительница фотографирует картину Василия Поленова «Вид на Тарусу» в Третьяковской галерее

© РИА Новости / Сергей Пятаков

2 из 3

Посетитель рассматривает картину Василия Поленова «Пруд в Абрамцеве» в Третьяковке

© РИА Новости / Сергей Пятаков

«У него много совершенно разных работ, но при этом нет ощущения эклектичности, потому что все сплавлено, гармонизировано, везде чувствуется характер его личности», — заключает Карпова.

Эклектичной была и жизнь Поленова: он учился на физмате Императорского Санкт-Петербургского университета, сочинял музыку (романсы, оперы), участвовал в создании народного театра. А еще — добровольцем отправился на войну, участвовал в боях и был отмечен наградами, в том числе «За храбрость». При этом успевал заниматься живописью.

Недаром Савва Мамонтов назвал Поленова «рыцарем красоты» — художник искал ее во всем: театре, жизни, архитектуре. И переносил в живопись.

На выставке в Третьяковской галерее представлено более 150 работ из 14 музеев и четырех частных коллекций. Экспозиция открыта до 16 февраля 2020 года.

Источник: https://ria.ru/20191017/1559859100.html

Картина "Осень в Абрамцеве", Поленов — описание

Осень в Абрамцеве — Василий Дмитриевич Поленов. 1890. Холст, масло 77,5×126    Картина «Осень в Абрамцеве» является одной из самых известных и знаковых работ Василия Поленова. Свою пейзажную технику автор совершенствовал всю жизнь, создавая поджанры и находя новые средства выразительности.

Представленная картина является транслятором новой идеи живописца в области построения композиции – автор впервые отказывается от своего излюбленного приёма противопоставления переднего и заднего планов, разворачивая перед нами всю красочность осеннего леса, выполненного с одной точки.

   Чудесное произведение было написано в 1890 году, когда Поленов только вернулся из Парижа. Главной его задачей теперь было найти хорошее спокойное место для своей будущей усадьбы, для этого он со своим другом живописцем К. Коровиным часто совершал речные прогулки, любуясь живописными берегами.

В одну из таких прогулок и была задумана данная работа, и уже в очень скором времени блестяще исполнена.

   Название картины подчёркивает не только время, но и место – это Абрамцево. Данное живописное место, находящееся всего в 60 км от Москвы, именуют «местом силы» русских художников.

А как же иначе, ведь здесь обосновался в прекрасном имении сам Мамонтов с семьёй, и хлебосольно принимал у себя гостей, столичную интеллигенцию, самых выдающихся людей своего времени.

Сюда приезжали погостить и поработать Репин, Суриков, Васнецов, Несторов, Коровин и многие другие.

   За вдохновением и сюжетами заезжал в имение и Василий Поленов. Причём художник очень сдружился с Мамонтовыми, много возился с детьми, учил ходить их на лодке, влюблялся и творил. Здесь же Поленов и встретил свою любовь, и не единожды. Дважды его любовь терпела крах: первый раз его тайная возлюбленная внезапно умерла из-за врачебной ошибки, во второй раз чувства живописца были отвергнуты, а вот третий раз стал счастливым – Наталья Якунчикова, сестра супруги Мамонтова, стала преданной женой и близким другом художника. Здесь же в Абрамцево они и обвенчались. Более того, Наталья Васильевна Поленова впоследствии создала мемуары, которые назвала самым близким для них словом – «Абрамцево».    Зная эти факты, совсем по-другому оцениваешь эту работу, которая открывает нам всю красоту заповедного места любимого имения мастера.    Критики и зрители сразу отметили мелодичность звучания и лиричность картины, хотя работе и свойственна некая ритмическая строгость в композиционном построении. Однако богатейшее колористическое решение, свежесть красок и какое-то личное любовное отношение художника Поленова, превратило произведение в романтическую элегию, восхитительно красивую и полнозвучную.    Ценитель творчества художника заметит, что на этот раз автор не стал внедрять в сюжет человека или какие-то другие отвлекающие факторы. Поленов стремился максимально точно и тонко передать мельчайшие переходные состояния природы. Здесь осень уже отвоевала свои права у лета, окрасив в яркий жёлтый цвет деревья. Однако в воздухе ещё летает какое-то тёплое ощущение, которое отсылает зрителя к ещё недавним приветливым летним денькам. Это ощущение в чистом голубом небе, в спокойной зеркальной воде, в зелёных, едва заметных проплешинах травы на берегу, в тихих деревьях, листву которых ещё не треплет порывистый осенний ветер.

   Заслуга необыкновенной реалистичности и осязательности полотна в скрупулёзной технике и необыкновенно точном подборе цветов и оттенков, тончайших переходах и гармоничных контрастах. Ну, и конечно, в гениальности создателя картины – только талантливая рука смогла вдохнуть жизнь в работу, создать шедевр полный чистоты, поэтичности, любви и естественного природного великолепия.

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2098-kartina-osen-v-abramceve-polenov-opisanie.html

Без заголовка

?

kolybanov (kolybanov) wrote, 2012-03-30 00:38:00 kolybanov kolybanov 2012-03-30 00:38:00 Автор — НаталинаЯ. Это цитата этого сообщенияВасилий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». В. Д. Поленов Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов — фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы и тайну притягательной красоты национального пейзажа

Бабушкин сад

«>

На лодке. Усадьба Абрамцево Заросший пруд Золотая осень Осень в Абрамцеве. 1898 Березовая аллея. 1880 Лопухи Деревня Тургенево Русская деревня Речка Оять Московский дворик Этюд к картине «Московский дворик» художник писал из окон своей московской квартиры (на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков). Этой картиной В.Д. Поленов дебютировал на Выставке художников-передвижников в 1878 году. Посылая ее в Петербург, он писал И.Н. Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». Однако именно эта «картинка» принесла В.Д. Поленову известность и славу. Подобно саврасовским «Грачам», «Московский дворик» говорил зрителю о чем-то близком и родном, что с детства живет в сознании каждого человека

Ранний снег

Зима. Имоченцы. 1880

Дворик

Горелый лес Вид Тарусы с высокого берега Оки Ливень Долина Оки Московский дворик,тургеневский вариант Пруд в Абрамцеве. 1883

биография

Серия сообщений «пейзаж»:

Часть 1 — Зимняя,нежная Москва в великолепной живописи Игоря Тарнова

Часть 2 — Marty Bell художница из Америки…

Часть 38 — Рудольф Риттер фон Альт (акварель)

Часть 39 — Живопись на бересте Сергей Иванович Сурин Часть 40 — Василий Дмитриевич Поленов

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/2107616.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector