Удивительно, что в дни Великой Отечественной войны, да еще в самые тяжелые, тревожные, трагические ее месяцы, рождались не только талантливые пропагандистские произведения, но и настоящие художественные шедевры.
Речь здесь пойдет о знаменитой картине Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя», созданной им в 1942 году, и, как было сказано в заглавии поста, не только о ней.
Подпочвой для написания картины стали увиденные художником фотоснимки развалин Севастополя. Дейнека долго собирал материалы о городе-герое, делал много набросков и зарисовок, вынашивая свой замысел – показать зрителю трагические события.
А.Дейнека (1899 — 1969) Оборона Севастополя 1942 г, холст, масло, 200×400см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фактически Дейнека стал автором монументального эпического художественного произведения, в котором обобщена героика Великой Отечественной войны. На полотне он запечатлел героизм морской пехоты, солдат, что при обороне Севастополя отдали свою жизнь.
На набережной точится тяжелый бой. Моряки Советской армии перерезают путь вражеским войскам. На заднем плане показано, как рушатся здания, вокруг все полыхает огнем. На передний план автор выводит раненого матроса. В его руках – связка гранат.
Стоя в полный рост, моряк пытается ее бросить. Мускулы лица напряглись, солдат широко расставил ноги и отвел руки в стороны. Такая твердая позиция свидетельствует о самоотверженности воина.
Он готов к сражению, чувствуется даже его напряженное дыхание.
Чтобы достичь правдивости изображаемого, художник сместил фигуру матроса немного влево. Таким образом создается впечатление, что гранаты вот-вот пролетят оставшимся пространством.
Мастерски живописец подошел также к изображению надвигающихся немецких войск. Здесь он использовал своеобразный композиционный прием, показав лишь торчащие винтовки.
Сверхдинамики картине придают люди в движении на заднем плане.
Что касается колористики картины, то она построена на контрасте – красное небо и белая форма матросов.
Каких-то временных ограничений в картине не ощущается. Рассматривая ее, зритель невольно становится участником происходящего.
Художник А. А. Дейнека всегда в своем творчестве воспевал людей могучих, которым многое по плечу, и в его картинах неизменно восхищение земными возможностями человека.
До войны он не раз бывал в Крыму, любил и знал этот край, рыбачил, любовался Севастополем, дружил с его жителями. Во время Великой Отечественной ему удалось побывать на другом фронте, однако подвиг севастопольцев впечатлил его с особенной силой.
Он вчитывался в официальные сводки, распрашивал очевидцев, остальное добавило его воображение.
Зима 1941 — 1942 года была очень жестокой даже в южном Крыму. Но не только из-за холодов, но прежде всего потому, что снег просто почернел от взрывов. Севастополь стоял насмерть, моряки-черноморцы сражались бесстрашно, до последнего..
Исходя из исторических данных, можно предположить, что на картине А.А. Дейнека изображает события Севастополя осени 1941 г., поскольку именно в этот год в период с 30 октября по 21 ноября гитлеровцами был осуществлен первый штурм города.
Сначала бои велись на дальних путях подхода к Севастополю, а со 2 ноября началась атака оборонительной крепости.
И поскольку сухопутных войск в городе уже не осталось, защиту Севастополя взяли на себя морская пехота Черноморского флота, отдельные подразделения с использованием огневой поддержки кораблей. В бою принимали участие и береговые батареи.
А. А. Дейнека вспоминал:
«Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным.
Но писать я все же решил на выставку «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета.
Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам.
Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину.
Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая.Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины».
Автопортрет (1948 г.):
- Работа так захватила художника, что он завершил ее в несколько месяцев, и осенью 1942 года «Оборона Севастополя» была представлена на московской выставке «Великая Отечественная война».
Севастополь после освобождения от гитлеровцев. 1944
После жестоких боев 9 мая 1944 года, ровно за год по Победы, Севастополь был полностью освобожден от захватчиков, а еще через три дня оккупанты были полностью изгнаны из Крыма.
Крымская операция закончилась полным разгромом 17-й немецкой армии. Ее потери на суше составили 100 тыс. человек, в том числе около 62 тыс. пленными.
Кроме того, большое количество немецких и румынских солдат и офицеров погибли в море во время эвакуации. Так, по данным немецкой стороны, только с 3 по 13 мая в море погибли 42 тыс. человек.
А общие потери немецких и румынских войск превысили 140 тысяч солдат и офицеров.
В ходе Крымской операции советские войска потеряли около 85 тыс. человек (в том числе 18 тыс. — безвозвратные потери).
При этом, нужно иметь в виду, что немцы и румыны в Крыму оборонялись, а Красная Армия вела наступление на очень серьезные укрепления и на Перекопе, и на Керченском полуострове, и севернее Симферополя и Бахчисарая, и особенно, перед Севастополем.
Всем, кто интересуется военной историей, хорошо известно, что «нормальными» потерями для наступающих и обороняющихся является соотношение примерно 3 к 1, не так ли?!
В качестве бонуса небольшая подборка фотографий того периода:
Посеченный снарядами фасад cевастопольского Дворца пионеров после освобождения города. Май 1944
Немецкий штурмовик Fw.190, уничтоженный советской авиацией на херсонском аэродроме. 1944
Летчики 3-й эскадрильи 6-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота изучают карту района боевых действий на аэродроме у самолетов Як-9Д. На заднем плане – самолет гвардии лейтенанта В.И. Воронова (бортовой номер «31»). Аэродром Саки, Крым. Апрель-май 1944
Бойцы морской пехоты у арки Приморского бульвара в освобожденном Севастополе. Май 1944
Партизанки, участвовавшие в освобождении Крыма. Поселок Симеиз на южном берегу Крымского полуострова. 1944
Уничтоженная немецкая техника на берегу Казачьей бухты в Севастополе. Май 1944
Освобожденный Севастополь. Май 1944 Экипаж пикирующего бомбардировщика Пe-2 «За великого Сталина» 40-го бомбардировочного авиаполка Черноморского флота после выполнения боевого задания. Крым, май 1944 г. Слева направо: командир экипажа Николай Иванович Горячкин, штурман — Юрий Васильевич Цыпленков, стрелок-радист — Сергей (прозвище Кнопка). Советские солдаты салютуют в честь освобождения Севастополя. Май 1944
- Источники для текста:
- Описания картин русских и зарубежных художников
Литвин Г. А., Смирнов Е. И. Освобождение Крыма (ноябрь 1943 — май 1944). Документы свидетельствуют.. — М.: Агентство «Кречет», 1994.
Подборка фото сделана на основе материалов сайта «Военный альбом» http://waralbum.ru
Спасибо за просмотр!
- История
- Великая Победа
- СССР
- Исторические персоны
Источник: https://cont.ws/post/758518
«Оборона Севастополя» Дейнеки — История одного шедевра
Сюжет
Набережная Севастополя. Матросы идут в контратаку. Защитники города, как вышедшие из моря пушкинские богатыри, обрушиваются на врага. Эта картина не о конкретном эпизоде, а о войне в целом.
Матрос на переднем плане — воплощение воина-защитника. Кстати, изначальная задумка предполагала, что на месте этого матроса будет изображена схватка. Но затем Дейнека отказался от этой идеи и решил центральным сделать созидательный образ.
Для него, что интересно, позировала женщина.
Фон боя — огненно-кровавое месиво. Черное море — в свинцово-сером цвете. Свет (советские войска) и тьма (вражеские силы) сошлись на этом клочке суши в смертельной схватке.
Севастополь, 1942.(wikipedia.org)
В основу сюжета легли события, увиденные художником на фронте под Юхновом. Дейнека вспоминал: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…».
Почему же тогда на картине Севастополь? Художник признавался, что переживал за судьбу любимого города. «Представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам», — рассказывал Дейнека.
Контекст
Художник писал по заказу Комитета по делам искусств при СНК СССР. Договор заключили в декабре 1942-го.
Согласно этому документу, эскиз должен был быть представлен к 28 декабря, а окончательный вариант — к 1 февраля 1943 года. Масштабное полотно размерами 2 на 4 метра Дейнека писал запоем. «Моя картина и я в работе слились воедино.
Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину», — вспоминал художник.
Знатные люди страны Советов, 1937.(wikipedia.org)
Критика встретила полотно неоднозначно. Одни хвалили за эмоциональный накал и силу драматизма, другие — ругали за абстрактность и неубедительность. Сам же Дейнека говорил, что, по его мнению, картина получилась настоящей.
За «Оборону Севастополя» Дейнеку могли наградить Сталинской премией — этот вопрос обсуждался неоднократно. В числе критических замечаний — обвинение в плакатности, непропорциональности фигур, незавершенности. Резюме подвел писатель Александр Фадеев: «Это не лучшее из того, что он написал. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей». Премию было решено не давать.
Будущие летчики, 1937.(wikipedia.org)
Судьба художника
Становление Дейнеки произошло в 1920-е. Это было бурлящее время, кровь молодых, инициативных, творческих людей кипела, голова кружилась от революционной атмосферы. Серьезное влияние на Дейнеку оказал Владимир Маяковский.
Вместе они декларировали в искусстве веру в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату.
Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах.
Мозаика Дейнеки в московском метро.(wikipedia.org)
На 1930-е пришелся пик карьеры Дейнеки. Создаваемый им мир, здоровый и светлый, четко и в рамках линии партии противостоял больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Художнику заказывают роспись и украшение мозаикой помещений для госучреждений и публичных пространств.
После войны Дейнека вернется к изображению трудовых будней правильных советских граждан. Выработанный ранее стиль уже похож скорее на ремесло, где нет места экспериментам и новаторству.
Источник: https://diletant.media/articles/35706212/
Почему Дейнека не получил Сталинскую премию за "Оборону Севастополя"
Исторические картины — хранители культурной памяти о прошлом. Те из них, что написаны по горячим следам событий, особенно ценны, поскольку дают представление о художнике и эпохе.
«Их горе было моим горем»
Полотно «Оборона Севастополя», созданное в период Великой Отечественной войны Александром Александровичем Дейнекой (1899 — 1969), фактически сделало его знаменитым. Картина была написана для выставки «Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками», открывшейся 23 февраля 1943 г. в Москве.
Журнал «Родина» рассказывает историю картины Валентина Серова «Петр I»
Скорее всего, работа над картиной не заняла много времени. Комитет по делам искусств при СНК СССР в декабре 1942 г. заключил договор с художником.
Согласно этому документу, эскиз произведения Дейнека обязан был представить уже к 28 декабря, а окончательный вариант — к 1 февраля 1943 г.
Предполагалось, что полотно, написанное маслом на холсте, будет размером 1,5 — 1,8 кв. метра. В качестве гонорара художнику полагалось 20 тысяч рублей1.
Судя по воспоминаниям Дейнеки, замысел большой картины о героизме советских воинов появился у него после поездки на фронт в феврале 1942 г. в район Юхнова, недалеко от Москвы2.
Находясь рядом с передовой, он сделал зарисовки к своей будущей графической серии «По дорогам войны». После возвращения художник написал серию акварелей «Москва военная».
Он также руководил плакатной мастерской при Московском военном округе и сотрудничал в «Окнах ТАСС»3.
Впервые идея создать полотно именно о Севастопольской обороне возникла у Дейнеки после оставления города советскими войсками в начале июля 1942 г.
Сообщение об этом сильно расстроило художника, хорошо знавшего Севастополь и неоднократно в нем бывавшего. Виды города и его жители были представлены на некоторых его довоенных работах. Так в 1932 — 1934 гг.
он создал серию «Севастопольских акварелей» и картину «Парашютист над морем». В 1937 г. появилась известная работа «Будущие летчики»4.
Дейнека вспоминал, что этот приморский город он «любил еще по молодым годам, любил его веселых жителей, его синее море, зелень парков, лестницы улиц»5.
О подвиге защитников Севастополя Дейнека мог узнать из сообщений радио и прессы. Широко известной стала история о том, как пятеро краснофлотцев держали оборону в 23 километрах от Севастополя у деревни Дуванкой (ныне — Верхнесадовое). 7 ноября 1941 г. они приняли свой последний бой сначала с 7, а затем с 15 танками.
Позднее, 23 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР политрук Н.Д. Фильченков и матросы И.М. Красносельский, Д.С. Одинцов, Ю.К. Паршин, В.Г. Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза. Приказом командующего Черноморским флотом они навечно зачислялись в списки своей воинской части6.
Мифы и заблуждения об отношениях Руси и Золотой Орды
О времени перед созданием картины Дейнека воспоминал: «В тяжелый 1942 год я вернулся с фронта. Севастополь был захвачен фашистами. В одной немецкой газете я видел страшный снимок. Город-красавец был изуродован. Я представил своих «будущих летчиков», которые тоже встали на защиту родного города, женщин и детей, которые узнали ужас блокады. Их горе было моим горем»7.
Период работы над полотном художнику не запомнился: «Это время… как бы выпало из моего сознания. Я жил одним желанием — написать картину, чувствовал, что она должна быть настоящей, полной сверхчеловеческой напряженностью боя»8.
Сказочные богатыри, вышедшие из моря
Художественный стиль Дейнеки вписывался в концепцию нового романтизма, что проявилось и в картине «Оборона Севастополя». Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах.
«Романтизм Александра Дейнеки следует рассматривать как попытку сгладить конфликт между эстетическим идеалом эпохи, к которой он как художник стремился, и мифотворческим идеалом, который ему навязывал государственный режим»9.
В период войны такое противопоставление сглаживается, в жизни появляются настоящие герои, соответствующие романтическому идеалу художника.
На картине предстает эпизод боя на узкой полосе набережной. Матросы-десантники в белых форменках идут в контратаку. Защитники Севастополя, «подобно сказочным богатырям, вышедшим из моря», смело обрушиваются на превосходящего их числом и вооружением врага. В произведении ярко выражена «патетическая экспрессия высшего напряжения битвы»10.
«Взятие Берлина» открывает совместный проект Эрмитажа и журнала «Родина»
С точки зрения реальных событий, этот бой мог произойти в июне 1942 г., когда немцы прорвались к окраине города у Северной бухты. Но художник создал обобщающий образ войны, без соотнесения с конкретикой.
Главная фигура полотна — изображенный на переднем плане матрос атлетического телосложения со связкой гранат в руках, готовый бросить ее в гущу наступающих немецких солдат. Перед нами воин-богатырь с кровавыми подтеками на мужественном лице, со спокойным бесстрашием ведущий бой за родную землю.
Первоначально на эскизе картины эта фигура отсутствовала. Сначала художник рассчитывал сделать центром изображения схватку между матросом и немецким солдатом (изображены на втором плане).
Интересно, что для создания образа сильной и мускулистой центральной мужской фигуры Дейнека пригласил знакомую женщину-спортсменку с соответствующим телосложением.
Слева и позади от центральной фигуры матроса наступают его товарищи. Они устремились вперед. В левой части картины представлена фигура моряка с обнаженным торсом и с гранатой в правой руке. Он делает разворот для броска.
Другой матрос застыл неподвижно на бегу, сраженный вражеской пулей. Впереди и справа от него начинается рукопашный бой — краснофлотец и немецкий солдат сцепились в смертельной схватке, замахиваясь друг на друга прикладами винтовок.
Волна матросов в белых форменках сталкивается с темно-зеленой вражеской волной. Есть убитые и раненые с обеих сторон.
Отрицательные персонажи картины неоднозначны. Вражеские солдаты смело идут рядами в бой. Но за ними нет правды. Фигуры убитых немцев несут определенную смысловую нагрузку.
Поза лежащего на переднем плане солдата с окровавленной головой и белокурыми волосами символизирует «горькое прозрение, снизошедшее в час расплаты, чувство вины за содеянное, в протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде»11.
Фон боя трагичен и тревожен. Художник показал атмосферу кромешного ада. Верх картины занимает темно-красное небо, переполненное огнем и дымом. Белые здания стоят в руинах. Ниже — Черное море в свинцово-сером цвете. Над полуразрушенным городом пикирует «Юнкерс».
Его цель — плывущие в бухте советские корабли. С них ведут огонь по немецкому самолету. На набережной стоит подбитый немецкий танк, уткнувшись дулом вниз. Вообще военная техника представлена на заднем плане.
Для художника же самым важным было показать столкновение человеческих характеров.
Сюжет картины выстроен в двух планах. С одной стороны перед нами конкретный эпизод Великой Отечественной войны, связанный с обороной Севастополя. С другой, благодаря краскам и оттенкам проступает внутренний смысл полотна — борьба сил света и тьмы12.
Можно различить и античные мотивы в созданных художником образах13. Ведь на месте Севастополя когда-то стоял древнегреческий Херсонес. Советские матросы в белых одеяниях, обороняющиеся на набережной из мрамора, могут ассоциироваться с древнегреческими воинами, которые в далеком прошлом защищали свою высокую культуру от темных враждебных сил.
«Это не лучшее из того, что он написал»
Отзывы в прессе на «Оборону Севастополя» были разнообразными. Авторы одних публикаций превозносили художника за «драматическую эмоциональную выразительность» героических образов14.
Другие же, наоборот, подвергали картину критике за «неубедительность» и «абстрактность»15. Сам художник свое творение оценивал так: «Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая.
Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины»16.
Вопрос о награждении Дейнеки обсуждался в феврале — марте 1944 г. на нескольких заседаниях Комитета по Сталинским премиям. От секции художников работы Дейнеки представлял И.Э. Грабарь. После просмотра картин в Третьяковской галерее было выдвинуто 25 кандидатов, в том числе и Дейнека со своими творениями «Оборона Севастополя», «Сбитый ас» и «Транспорт восстанавливается».
Как каменная чаша связала министра Витте и немецкого банкира Фишеля
Грабарь назвал его «мастером», который имеет свой «ясно выраженный, ни на кого не похожий стиль». Но при этом отметил, что на полотне «Оборона Севастополя» лежащая фигура поверженного немца получилась непропорциональной: «короткие ноги при страшно длинном туловище». В то же время выступавшие на заседании режиссеры Ф.М. Эрмлер и А.П. Довженко дали положительную оценку картине17.
Источник: https://rg.ru/2015/11/25/rodina-kartina.html
«Оборона Севастополя». А.А.Дайнека
«Оборона Севастополя» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин А.А.Дайнеки. Картина, написанная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в С-Петербурге.
Импульсом к созданию картины послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые Дейнека увидел в начале 1942 года. Замысел картины родился у художника при просмотре своих материалов, альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны.
Зимой 1942 года Дейнека привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе.
Но этого было недостаточно: мастер делал в пластилине скульптурные наброски, раз за разом, проверяя правильность ракурсов, писал обнаженную натуру, чтобы избежать неточностей.
Можно предположить, какое время изображено на картине. Исходя их исторических данных, первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября – 21 ноября 1941 года.
С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости.
Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей.
Всего было 3 штурма Севастополя. Закончилась битва за город 9 июля 1942 года.
Известно, что работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Следовательно, он мог изобразить военные события осени 1941 года в Севастополе.
Может быть, именно такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных. Художник создал монументально-эпическое полотно, сумев обобщить в нем героику великой войны: на картине запечатлен скорбный и величественный подвиг морских пехотинцев, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя.
…На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу. Вдали – разрушенные дома, кругом огонь. На первом плане в полный рост изображен раненый матрос, бросающий связку гранат.
Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. В позе матроса чувствуется самоотверженность, неприступность и готовность остановить врага.
Мы как будто чувствуем его частое дыхание и напряженность.
Достигая достоверности изображаемого, Дейнека сдвинул фигуру пехотинца в левый угол картины и оставил перед ней пространство, необходимое для полета связки гранат. Величественная фигура матроса в последнем отчаянном броске придает динамику и драматизм всей композиции. Автор умело показывает весь напор надвигающихся немцев, используя композиционный прием — торчащие справа штыки от винтовок.
Фашиста, лежащего замертво у ног моряка, мастер специально изображает несоразмерно маленьким по отношению к главному герою картины, говоря тем самым, как слаб и беспомощен враг перед нашей армией. Дейнека рисует на дальнем плане бегущих матросов. Люди в движении – излюбленная тема для живописца.
По мере удаления матросов от переднего плана их действия достигают наибольшей агрессивности: сначала моряки бегут, затем замахиваются на врага, после вступают с ним в бой. Бойцы бегут рядами, загораживая друг друга, выстраивая, таким образом, цепь. Этот прием придает сверхдинамику данному сюжету.
Рассмотрим колорит картины. Красный цвет неба — самый яркий — контрастирует с белым цветом формы морских пехотинцев и ярко освещенных бетонных развалин, выделяя их еще сильнее. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день.
Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом. Можно предположить, что над происходящей драматической схваткой добра со злом есть еще живой небесный свод, который позволяет падать солнечным лучам на солдат в правой части холста.
Этот свет подчеркивает движения людей, делая складки на одежде контрастнее, падая на лица, помогает сильнее передать эмоции матросов.
На мой взгляд, художник специально скрывает от нас чистое небо, но одновременно дает понять, что оно еще живет среди взрывов снарядов, среди огня и черного дыма, ассоциирует его с надеждой, которая умрет только тогда, когда последний солдат сделает свой последний вздох.
В картине не чувствуется временных границ. Когда рассматриваешь ее, то невольно становишься участником тех героических событий. Действия в картине происходят настолько быстро, что невольно оживляешь и додумываешь сюжет, представляя, как вражеский самолет совершает дугу и улетает, сбрасывая массивные бомбы на город, как матросы с криками и топотом бросаются в рукопашный бой.
Еще раз хочется подчеркнуть, что картина А.А. Дейнеки – не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: богатырских фигур советских моряков в белоснежных одеждах с надвигающейся темно-серой, почти безликой массой захватчиков.
Катрина «Оборона Севастополя» изображает не падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают. Автор показал жертвенность русского бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине. Такого человека нельзя сломить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе.
Литература:
- И. Л. Маца, А. Дейнека, М., 1959; [Г. Л. Демосфенова], Журнальная графика Дейнеки. 1920 — начало 1930 гг., М., 1979;
- В. П. Сысоев, А. Дейнека. Альбом, Л., 1982. Сысоев В. П. «Александр Дейнека» в 2-х томах. М., 1982;
- Н. А. Ионова «100 великих картин», издательство «Вече»,2002 год.
Источник: http://vpk-sevastopol.ru/?p=49
Сочинение по картине Оборона Севастополя — Александр Дейнека
Дейнека Александр Александрович один из замечательных русских художников, который не был в стороне во время Великой Отечественной войны. Он делал то, что умеет лучше всего — творил. Одним из его любимых городов был Севастополь.
Увидев фото из газеты, в котором были видны только развалины города, автор понял какие тяжелые бои здесь проходили.
В своем творении «Оборона Севастополя» автор изобразил только последние часы тяжелой обороны. Тогда в бой пошли моряки в своих белоснежных формах. Шли они на верную гибель, так как враг прорвался уже к самой воде, и отступать было некуда.
Да и в численности немцы побеждали. На картине даже видно, как один из вражеских танков обходит наших ребят с тыльной стороны.
Зрительно картина делится на две части. Дальний план показывает нам объятый пламенем город. Виднеются только несколько развалин, а то все покрыто большими клубками дыма и огнями пламени. Неба совсем невидно, только черно-красный фон.
Этим автор показывал, что происходит, когда враг побеждает. Остаются только руины. И полная противоположность — это первый план картины. Хотя именно здесь автор показал сам бой и как ребята идут на собственную гибель, но именно эта часть картины еще светлая.
Темные только формы врагов. А везде где присутствуют моряки, даже плиты изображены еще чистыми и белыми. Этим подчеркивается смелость, патриотизм, жажда к победе нашего народа.
Воля для каждого человека это что-то светлое, приятное и радостное. И люди готовы до конца за нее бороться.
Так как время создания картины совпадало с военными действиями, автор никак не мог подобрать подходящего человека для изображения центрального моряка с гранатой. Натурщицей выступила девушка-физкультурница, у которой было подходящее телосложение. Вся картина наводит тоску, грусть, чувство трагизма.
Моряки даже в последние минуты жизни пытались как можно больше уничтожить врагов, чтобы их смерть не была напрасной.
Работа над картиной занимала в автора несколько месяцев. Он успел закончить ее к выставке «Великая Отечественная война» в 1942 году. Отнести ее к иллюстрации эпизода военного действия не совсем правильно, так как автор использовал некоторые преображение, но, то, что это одна из самых драматичных картин в русском искусстве никто не сомневается.
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/dejneka-aleksandr/oborona-sevastopolya-aleksandr-dejneka/
Сочинение по картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»
Дейнека Александр Александрович один из замечательных русских художников, который не был в стороне во время Великой Отечественной войны. Он делал то, что умеет лучше всего – творил. Одним из его любимых городов был Севастополь. Увидев фото из газеты, в котором были видны только развалины города, автор понял какие тяжелые бои здесь проходили.
В своем творении «Оборона Севастополя» автор изобразил только последние часы тяжелой обороны. Тогда в бой пошли моряки в своих белоснежных формах. Шли они на верную гибель, так как враг прорвался уже к самой воде, и отступать было некуда. Да и в численности немцы побеждали. На картине даже видно, как один из вражеских танков обходит наших ребят с тыльной стороны.
Зрительно картина делится на две части. Дальний план показывает нам объятый пламенем город. Виднеются только несколько развалин, а то все покрыто большими клубками дыма и огнями пламени. Неба совсем невидно, только черно-красный фон. Этим автор показывал, что происходит, когда враг побеждает. Остаются только руины. И полная противоположность — это первый план картины.
Хотя именно здесь автор показал сам бой и как ребята идут на собственную гибель, но именно эта часть картины еще светлая. Темные только формы врагов. А везде где присутствуют моряки, даже плиты изображены еще чистыми и белыми. Этим подчеркивается смелость, патриотизм, жажда к победе нашего народа. Воля для каждого человека это что-то светлое, приятное и радостное.
И люди готовы до конца за нее бороться.
Так как время создания картины совпадало с военными действиями, автор никак не мог подобрать подходящего человека для изображения центрального моряка с гранатой.
Натурщицей выступила девушка-физкультурница, у которой было подходящее телосложение. Вся картина наводит тоску, грусть, чувство трагизма.
Моряки даже в последние минуты жизни пытались как можно больше уничтожить врагов, чтобы их смерть не была напрасной.
Работа над картиной занимала в автора несколько месяцев. Он успел закончить ее к выставке «Великая Отечественная война» в 1942 году. Отнести ее к иллюстрации эпизода военного действия не совсем правильно, так как автор использовал некоторые преображение, но, то, что это одна из самых драматичных картин в русском искусстве никто не сомневается.
Источник: https://isoch.ru/drugie_hudozhniki/359-aa-deyneki-oborona-sevastopolya.html
Искусствоведческий рассказ о картине А.А. Дейнеки "Оборона Севастополя"
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ РАССКАЗ
о картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»
- I часть. Введение в тему
- Александр Александрович Дейнека – народный художник, во время Великой Отечественной войны в 1942 году написал картину «Оборона Севастополя», которую посвятил мужественным защитникам города-героя.
- Посмотрев на эту картину, каждый из нас сразу скажет, что автор хотел рассказать о таких чертах характера человека, как смелость, бесстрашие и любовь к Родине.
- II часть. Рассматривание и анализ картины
- Как вы понимаете слово «оборона»? (Защита, охрана чего-либо от врагов)
Посмотрите на картину. Она изображает один из боёв за Севастополь. Вся композиция картины А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» построена на контрасте, в сильной динамике. Это помогает художнику выразить тему, сюжет. Динамичность композиции подчёркивается сложными линиями фигур, набережной моря, разрушенными зданиями, тонами, цветом картины. (Слайд 2)
- Кого вы видите на переднем плане картины?
- На переднем плане картины изображены: слева матрос, бросающий связку гранат в наступающих врагов, справа лежит убитый гитлеровский солдат-захватчик. (Слайд 3)
- Опишите матроса на переднем плане картины (его фигуру, позу, действия, выражение лица, одежду).
Матрос изображен во весь свой богатырский рост. Он молодой, широкоплечий, крупного телосложения. Широко расставив ноги, матрос, приготовился бросить тяжелую связку гранат.
Наверное, он уже не раз ходил в атаку на врага: на лице кровь, брюки на колене разорваны, бескозырка потеряна, русые волосы спадают на лоб. Лицо матроса выражает гнев, ненависть к врагу, смелость и бесстрашие.
Одет он в обычную летнюю матросскую форму: белая рубашка с синим воротником и белые брюки, на ногах армейские ботинки. (Слайд 4)
Кто изображен слева на втором плане картины?
Слева на втором плане картины изображён советский матрос с гранатой в руке. Зарево пожара освещает его спину и затылок. На помощь черноморцам, бросающим гранаты, бегут два матроса с автоматом. Один из них – молодой парнишка – смело рвется в гущу боя, где он сейчас очень нужен. (Слайд 5)
Как художник А. Дейнека изобразил советских матросов в глубине картины справа?
Советские матросы единой цепью со штыками наперевес атакуют врага. Их бег стремителен, они полны решимости отстоять родной город. Под их напором цепь фашистских солдат смещалась, дрогнула. Один матрос врукопашную схватился с фашистом.
Наверное, в его автомате кончились патроны, а новый диск с патронами, висящий на поясе, некогда поставить. Матрос удобно перехватил автомат и бьет им фашистов. На лице его – бесстрашие.
В центре картины – матрос, которого, видимо, сразила вражеская пуля: голова поникла, из рук выпадает оружие. Но он делает еще шаг навстречу врагу. (Слайд 6)
А как показаны на картине фашистские захватчики?
На переднем плане вниз лицом лежит убитый фашист. Дальше лежит другой. Бесславно закончили они свою жизнь в чужой стране. Но гитлеровских солдат много. Они сплошной стеной идут на защитников города. (Слайд 7)
Как вы думаете, для чего художник справа показал ряд штыков?
Рядом штыков художник хотел показать, что гитлеровских солдат много, гораздо больше, чем защитников Севастополя. Кроме того, художник этим подчеркивает геройство и бесстрашие черноморцев: на них направлены штыки, а они уничтожают врагов, презирая смерть. Советские матросы не боятся ни фашистских пуль, ни штыков, ни танков, ни самолетов. (Слайд 8)
Как художник передает разгар боя?
Все люди, изображённые на картине, в движении, в порыве атаки. Это позволяет отметить, что бой в самом разгаре. Еще миг – и моряки врежутся в ряды врагов, сомнут их, будут колоть штыками и бить прикладами. (Слайд 9)
- Что изображено на заднем плане картины?
- На заднем плане картины изображены разрушенный город и зарево пожаров. (Слайд 10)
- Опишите небо, море, набережную.
Небо на картине различных оттенков: темно-синее, темно-серое, черное от дыма; темно-красное, желтое, розовое от зарева пожарищ. Море темное, холодное, фиолетовое, а набережная написана бело-розовыми, голубыми красками. (Слайд 11)
Какие цвета художник использует в картине?
Анализ цвета картины: матросы написаны белыми, желтыми, розовыми красками, а фашистские солдаты, их штыки, самолет и танк – черными, темно-зелеными, темно-серыми красками. Таким образом, художник и цветом подчеркивает основную мысль картины – столкновение двух сил: светлых и темных. (Слайд 12)
- Какова основная мысль картины?
- Своей картиной художник Дейнека показал беспримерное мужество, отвагу, бесстрашие, презрение к смерти, лютую ненависть к фашистским захватчикам, героизм защитников Севастополя. (Слайд 13)
- III часть. Заключительная
- После анализа картины предлагаю посмотреть видеоролик с «ожившей» картиной. (Слайд 14)
Этому произведению более 60 лет, но и сейчас мы с волнением смотрим на полотно. Оно рассказывает о мужестве и героизме советских людей в Великой Отечественной войне. Картина вызывает чувство гордости за наш народ. Подвиг севастопольцев никогда не будет забыт.
Варианты вопросов по картине для детей дошкольного возраста:
- Посмотрите на эту картину, какие чувства она у нас вызывает?
- Какими цветами художник подчеркнул состояния людей в эту минуту?
- Взгляните на эту картину, что она изображает?
- А как мы это понимаем?
- Идёт сверхнапряжённый бой. Давайте рассмотрим, как художнику удалось это передать.
- Рассмотрите внимательно выражения лиц моряков. Что можно сказать, глядя на них?
- Какие чувства они испытывают?
- Что ещё говорит о том, что идёт напряжённый бой?
- Краски, цвета в картине помогают раскрыть её содержание. Какие краски преобладают в этой картине: светлые или тёмные?
- Кому посвятил художник эту картину?
- Назовите фамилию художника и название картины.
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
(к искусствоведческому рассказу)
КОМПОЗИЦИЯ – важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел.
Цветовой КОНТРАСТ – это разница между оттенками цвета.
ДИНАМИКА — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно располагаются на плоскости картины.
В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен.
Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.
Источник: https://infourok.ru/iskusstvovedcheskiy-rasskaz-o-kartine-aa-deyneki-oborona-sevastopolya-2754885.html
Лекция
7 февраля в Центральной районной библиотеке им. В. Г. Белинского в рамках проекта «Русский музей» виртуальный филиал» для читателей библиотеки состоялась лекция «Картина Александра Дейнеки «Оборона Севастополя», посвященная 75-летию ее создания.
За время Великой Отечественной немецкой армией предпринималось 3 попытки взять Севастополь. Последняя битва за этот город завершилась 9 июля 1942 г.
И, несмотря на то, что картина, изображенная Александром Дейнекой, не является реально достоверной, на набережной г. Севастополя развертывались сотни подобных боев.
Автор сумел передать солдатский героизм, изобразив на полотне великий подвиг морских пехотинцев, которые пожертвовали собственной жизнью ради защиты города.
Картина А. Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков.
На заднем плане показано, как рушатся здания, вокруг все полыхает огнем. На передний план автор выводит раненого матроса. В его руках – связка гранат. Стоя в полный рост, моряк пытается ее бросить.
Мускулы лица напряглись, солдат широко расставил ноги и отвел руки в стороны. Такая твердая позиция свидетельствует о самоотверженности воина.
Он готов к сражению, чувствуется даже его напряженное дыхание.
Чтобы достичь правдивости изображаемого, художник сместил фигуру матроса немного влево. Таким образом, создается впечатление, что гранаты вот-вот пролетят оставшимся пространством. Мастерски живописец подошел также к изображению надвигающихся немецких войск.
Здесь он использовал своеобразный композиционный прием, показав лишь торчащие винтовки. Что касается колористики картины, то она построена на контрасте – красное небо и белая форма матросов. Каких-то временных ограничений в картине не ощущается.
Рассматривая ее, зритель невольно становится участником происходящего.
Работа над картиной занимала автора несколько месяцев. Он успел закончить ее к выставке «Великая Отечественная война» в 1942 году. «Оборона Севастополя» явилась одним из самых ярких и сильных полотен, посвященных Великой Отечественной войне. «Не знаю, хорошая ли это картина или плохая, — писал А.
Дейнека, — но, кажется, что настоящая, какими хотелось бы мне видеть и другие свои картины». Действительно, картина написана страстно, темпераментно, с огромным творческим напряжением.
Ее писал не просто художник, владеющий кистью, а человек до боли переживший трагедию города, с которым он был связан множеством воспоминаний, художник, сердце которого было переполнено верой в торжество победы и гордостью за свой великий народ.
Историческое полотно «Оборона Севастополя» А. Дейнека создал в Москве в 1942 году. Сегодня этот шедевр искусства хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее.
Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2017/02/lekciya_a_deyneka_oborona_sevastopolyak_75_letiyu_sozdaniya_kartini/
Оборона севастополя. александр дейнека. «100 великих картин (с репродукциями)» | ионина надежда
Видным деятелям искусства во время Великой Отечественной войны давали бронь. Фашистские войска уже два месяца находились на подступах к Москве, но художник Александр Александрович Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и напряженном ритме военного времени. Ушедших на фронт отцов на заводах заменили их сыновья-мальчишки, молодые и старые женщины рыли противотанковые рвы. На подступах к столице велись кровопролитные бои, но вопреки всем опасностям на Красной площади, как всегда, 7 ноября состоялся парад, с которого военные части отправлялись прямо на фронт
В феврале 1942 года А. Дейнека вместе со своим другом художником Г. Нисским уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевые роты, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений, глубокие траншеи, зияющие воронки от бомб и снарядов… По старой привычке А.
Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений. С великой душевной болью заносил он в свой альбом пепелища сожженных деревень, фигуры оставшихся без крова беженцев, замерзшие тела погибших, взорванные железнодорожные составы и мосты…
Некоторые наброски были сделаны художником на поле боя — во время или сразу после прорыва вражеских укреплений. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А.
Дейнеке в работе над эпическим полотном «Оборона Севастополя».
Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Совестополя. «Шла тяжелая война, — говорил потом художник о замысле своей картины.
— Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за веселых людей, море и самолеты.
И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».
В годы войны с особой горечью, как безвозвратно ушедшее детство, вспоминались мирные дни, солнечные брызги на воде, веселые улыбки счастливых людей. Горе севастопольцев стало горем художника, и всю боль своего израненного сердца вложил А. Дейнека в эту одну из своих самых яростных и правдивых картин о Великой Отечественной войне.
Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино.
Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину». А.
Дейнека тогда отошел от документального воспроизведения батальных сцен и изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил — жизни и смерти, светлых сынов народа и темно-серых вражеских полчищ.
…На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки.
Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины.
Эта крупная фигура раненого бойца, бросающего связку гранат, — «нерв» всей картины — была найдена художником уже в первом беглом карандашном наброске.
А. Дейнека специально не выбрал какой-нибудь отдельный, единичный эпизод обороны города, ибо намеревался создать образ обобщающий, поднять его до символа народной эпопеи.
Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных, и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны. Композиция картины построена так, что зрители будто ощущают себя непосредственными участниками боя, как будто они сами являются участниками рукопашной схватки.
Потому что это героическое полотно писал не просто освоивший сюжет и владеющий кистью художник, а мастер, до боли сердечной переживший трагедию города, с которым был связан множеством счастливых воспоминаний.
На картине крупным планом изображен матрос. В его позе, в том, как он стоит на широко расставленных крепких ногах, в развороте его сильного торса, в крепко держащих связку гранат руках, в решительном лице — во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага.
Для позирования А. Дейнеке нужен был крепкий молодой парень, но ему никак не удавалось найти подходящую мужскую натуру. «Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре, — рассказывал художник. — Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать». Так появились наброски для фигуры моряка с гранатами и ряда других персонажей картины.
Когда зритель отходит от картины на некоторое расстояние, составляющие ее отдельные части начинают разворачиваться как бы в новом масштабном измерении, приобретают монументальность и особую динамическую выразительность.
Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками «мессершмитт» и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба — все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А.
Дейнеки, его ненависть и восхищение.
Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А.
Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему было нужно для свободного полета связки гранат.
В центре второго плана картины шеренга моряков, разворачивающаяся от главной фигуры по диагонали в глубь перспективы, идет в штыковую атаку, внизу слева поднимается новая волна атакующих.
Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо — все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки.
В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной «жесткости» пластических форм. Может быть, действительно, простота образов «Обороны Севастополя» граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным.
Однако простота эта — не упрощение, а отточенный до формулы, до предельной лаконичности художественный прием мастера. Эта особенность произведения А.
Дейнеки продиктована его поэтикой, сдвиг пространственных планов, резкое выделение главных героев и второстепенных — все укрупнено и подчинено логике монументального обобщения.
Источник: https://litra.pro/100-velikih-kartin-s-reprodukciyami/ionina-nadezhda/read/99