Картина «нестор-летописец», васнецов — описание

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, считается автором «Повести временных лет» — памятника древнерусской литературы и славянской культуры. Благодаря этому бесценному труду агиограф получил звание «отец русской истории». Православная церковь воздала монаху почести, причислив его к лику святых. 9 ноября верующие отмечают день памяти Нестора Летописца.

Судьба

Нестор Летописец, а также Нестор Печерский, или Нестор Киевский (по названию монастыря, в котором служил), жил во времена, о которых сегодня известно немногое. В исторических сводках перечисляются ключевые сведения из биографии святого, но поскольку истинный монах избегает людской славы, подлинность этих сведений неоднозначна.

Картина «Нестор-летописец», Васнецов  — описаниеНестор на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде / Дар Ветер, Википедия

Историки предполагают, что святой родился около 1056 года.

Житие преподобного Нестора Летописца из сборника «Киево-Печерский патерик» повествует, что он, будучи 17-летним юношей, подошел к стенам монастыря, когда те только возводились преподобным Феодосием Печерским. По канонам церкви прежде, чем принять монашество, нужно было пройти испытание послушником, которое иногда длилось десятки лет.

В 1074 году Феодосий Печерский умер, пост игумена принял Стефан Блаженный. При нем Нестор постригся в монахи. Согласно летописям, Стефан пробыл во главе Киево-Печерского монастыря 4 года, поэтому иноческий сан Нестор принял в периоде до 1078 года.

Не исключено, что святой был знаком с Феодосием: именно Нестор в 1091 году по благословению преподобного Иоанна раскрыл место захоронения наставника. В «Повести временных лет» описываются эти события. Автор говорит о себе в первом лице, как о «лаврском иноке», но имени не называет. Имя Нестора впервые упоминается в рассказе о перенесении мощей Феодосия только в 1462 году.

Картина «Нестор-летописец», Васнецов  — описаниеСкульптура Нестора работы Марка Антокольского / Alex Bakharev, Википедия

Если Нестор и был знаком с Феодосием, то пообщаться лично им удавалось редко, если вообще удавалось. В конце «Жития Феодосия Печерского», автором которого доподлинно является Нестор, указано:

«Все, что было изложено выше о нашем блаженном Феодосии, расспросив, я узнал от престарелых отцов, заставших то время».

Быт в Киево-Печерском монастыре основывался на строгом воздержании: послушникам полагалась скудная пища — хлеб с водой, некоторые добровольно голодали, время проводили в многочасовых молитвах и мыслях о благе. Личная жизнь Нестора посвящалась истории Древней Руси. Первые летописи агиограф начал писать около 1095 года при игуменстве Иоанна.

Год рождения Нестора определяется хоть и приблизительно, но однозначно. Мнения историков о дате смерти же значительно разнятся.

В 1113 году святой закончил работу над первой полной редакцией «Повести временных лет». С тех пор летописи из-под пера Нестора не выходили.

Согласно одной из версий, послушник Киево-Печерского монастыря решил сосредоточиться на богослужении. В молитвах и постах прошли еще несколько лет, и Нестор умер в первой четверти XII века.

Ученые, которые не представляют святого в литературном бездействии, свидетельствуют, что он умер в 1114-1115 годах.

Картина «Нестор-летописец», Васнецов  — описаниеРеконструкция портрета Нестора по черепу. Автор Сергей Никитин / Sergey Nikitin, Википедия

В «Киево-Печерском патерике» не содержится сведений о внешнем виде Нестора. Однако главный судебно-медицинский эксперт Москвы Сергей Никитин, известный в первую очередь пластической реконструкцией портретов по черепу методом Михаила Герасимова, смог воссоздать лик святого. Ему принадлежит самая известная на сегодняшний день скульптура Нестора.

Сергею Никитину посчастливилось не только увидеть, но и изучить мощи Нестора. По размеру черепа специалист определил, что рост преподобного составлял не выше 160 см.

Резко выраженная правосторонняя симметрия костного каркаса головы указывает, что Нестор правша, а зубочелюстная система свидетельствует, что монах умер в глубокой старости – за 70 или даже 80 лет.

Причина смерти не носила насильственный характер.

Летописи

Нестору приписывают авторство по меньшей мере трех произведений, главное из которых — «Повесть временных лет». В литературоведении труд также носит название «Первоначальная летопись», поскольку является самым ранним древнерусским сводом, дошедшим до наших лет, или «Несторова летопись».

Картина «Нестор-летописец», Васнецов  — описаниеНестор-летописец на почтовых марках / Марки Украины

«Повестью временных лет» охватывается значительный временной промежуток — с библейских времен до 1117 года. Летопись составлялась в 1110-1118 годах несколькими авторами, если принять за основу версию о кончине Нестора в 1115-м, но личности остальных неизвестны. Впервые «Повесть временных лет» была подписана именем Нестора в Хлебниковском списке середины XVI века.

Повествование начинается с Ноя, трое сыновей которого поделили Землю. Нестор объясняет, откуда появились народности — немцы, русы, варяги и как возникли древнерусские города.

Первой датой, упоминаемой в «Повести временных лет», становится 852 год, когда появилась Русская земля. Новая географическая точка основана Рюриком, Трувором и Синеусом. Вскоре полноправным владельцем становится Рюрик. Самым ярким и запоминающимся эпизодом книги, который знаком даже школьнику, считается смерть Олега, потомка Рюрика, от укуса змеи, выползшей из черепа верного скакуна князя.

Картина «Нестор-летописец», Васнецов  — описаниеВещий Олег у костей коня. Художник Виктор Васнецов / Википедия

Далее Нестор кратко рассказывает о правлении князя Игоря, его супруги Ольги и сына Святослава, о подвигах Ярополка и, наконец, о крещении Руси при Владимире в 988 году. Последним князем, упомянутым в «Повести временных лет», становится Владимир Мономах.

Нестору, как человеку православному, важно было рассказать о своей вере, поэтому тема христианства проходит по книге красной нитью: начиная с аллюзий на Библию и заканчивая описанием божественных событий, которые сопровождают процесс крещения Руси.

Монах пишет, что Бог состоит из «трех событий»: Отца, Сына и Святого Духа, что он находится на небесах в окружении ангелов. Ему противостоят бесы, которые находятся не в аду, как принято считать сегодня, а в «бездне». Крещение Руси Нестор описывает как способ спасения человечества от невежества и соблазна. Те, кто вел праведный образ жизни, достоин места рядом с Богом на небесах.

Картина «Нестор-летописец», Васнецов  — описаниеПамятник Борису и Глебу в Дмитрове, Московская область / Википедия

Вторая (но не по хронологии) летопись, авторство которой приписывается Нестору, — «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба», или «Житие Бориса и Глеба».

Борис и Глеб — сыновья князя Владимира, воплощение благочестия и смирения, которые умирают от руки сводного брата Святополка. Летопись написана по канону жития-мартирия. Например, вместо того чтобы защищаться от своего губителя, Борис и Глеб молятся, желая скорее принять мученическую смерть. Летопись датируется 1110 годом.

Третья работа Нестора, частично дошедшая до наших дней, — «Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго», или просто «Житие Феодосия Печерского». Оно создано не позднее 1088 года. В летописи рассказывается о пути Феодосия от рождения и до самой смерти. Значительная часть посвящена игуменству.

Память

Нестор Летописец канонизирован в Русской православной и Римско-католической церквях. У славян день его памяти отмечается 9 ноября, одновременно с Днем украинской письменности и языка. Мощи святого покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры.

Картина «Нестор-летописец», Васнецов  — описаниеКартина Виктора Васнецова «Нестор-летописец» / Энциклопедия искусства

Нестора, как любого преподобного, часто изображали на иконах, но многие из произведений утратили автора. Одним из самых известных визуальных воплощений святого является картина Виктора Васнецова «Нестор-летописец», написанная в 1885-1893 годах. Оригинал хранится в Третьяковской галерее.

Памятники Нестора Летописца находятся в Киеве, Владимире, Борисполе. В родной обители святого возведены два храма имени преподобного.

Летописи

  • 1088 – «Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго»
  • 1110 – «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба»
  • 1110-1118 – «Повесть временных лет»

Источник: https://24smi.org/celebrity/43437-nestor-letopisets.html

В м васнецов нестор летописец описание картины. российская история в лицах

Есть в Государственной Третьяковской галерее удивительная картина. На ней изображен смиренный монах с мудрым, сосредоточенным лицом, в руке которого застыло перо. Это автор русских летописей, написавший историю Руси как составную часть всемирной
истории, образованнейший инок-монах преподобный Нестор-летописец.

В тишине монастырских келий пишет он
свой главный труд – «Повесть временных
лет», – ставший высочайшим творением мировой письменности. А автор знаменитой
картины «Нестор-летописец» – русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

Глядя на картину Васнецова, вспоминаю строчки из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», посвященные труду летописца:

  • Еще одно, последнее, сказанье –
  • И летопись окончена моя,
  • Исполнен долг, завещанный от Бога
  • Мне, грешному. Недаром многих лет
  • Свидетелем Господь меня поставил
  • И книжному искусству вразумил;
  • Когда-нибудь монах трудолюбивый
  • Найдет мой труд усердный, безымянный,
  • Засветит он, как я, свою лампаду –
  • И, пыль веков от хартий отряхнув,
  • Правдивые сказанья перепишет,
  • Да ведают потомки православных
  • Земли родной минувшую судьбу…

Преподобный Нестор жил и творил на
рубеже XI-XII веков. В юности он пришел в
Киево-Печерский монастырь к преподобному
Феодосию и стал его послушником. Об этом
времени Нестор-летописец напишет позднее:

«Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий,
чернецы как светила сияли в Руси.

Одни
были крепкими наставниками, другие тверды
были на бдении или на коленопреклонной
молитве; иные постились через день и через
два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные – вареное зелие, другие – только
сырое.

Читайте также:  Аристотель перед бюстом гомера, рембрандт, 1653

Все пребывали в любви: младшие
покорялись старшим, не смея и говорить
пред ними и изъявляя полную покорность и
послушание; а старшие оказывали любовь к
младшим, наставляли и утешали их, как отцы
детей малых.

Если какой-либо брат впадал
в какое-либо прегрешение, утешали его и
по великой любви делили епитимию одного
на двух и на трех. Такова была любовь
взаимная, при строгом воздержании! Если
брат выходил из монастыря, то все братия
скорбели о том, посылали за ним и звали
брата в монастырь, потом шли игумену,
кланялись и упрашивали принять брата, и
принимали с великой радостью».

Будучи послушником Киево-Печерского
монастыря, наделенный талантом от Бога
быть внимательным и вдумчивым слушателем, Нестор с годами развивает свой талант. «Одаренный умом любопытным, – писал историк Н.М.

Карамзин о преподобном
Несторе-летописце, – слушал со вниманием изустные предания древности, народные
исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские хроники, записки церковные и
сделался первым летописцем Отечества».

Под его пером оживали картины героического прошлого нашего Отечества. Он открыл
перед нами завесу времени, чтобы мы могли окунуться в историческое прошлое своей
Родины, знать, «…откуду есть пошла Русская
земля».

Об основании Киева-града, правлении князя Владимира, крестившего Русь, и
княгини Ольги, о первых страстотерпцах Борисе и Глебе, сыновьях князя Владимира,
невинно убиенных, о великих киевских князьях Игоре и Святославе, о сражениях и испытаниях, выпавших на долю Киевской Руси,
и о многом другом рассказывает летописец
в «Повести временных лет».

В «Энциклопедии людей и идей» о
Несторе-летописце говорится: «Инок-патриот
излагает историю Русской Церкви в главных
моментах ее исторического становления.

Он
говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году,
при святом патриархе Константинопольском
Фотии; повествует о создании славянской
грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам
рассказ о первом православном храме в
Киеве (под 945 годом), об исповедническом
подвиге святых варягов-мучеников (под 983
годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год).

Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и
подвижниках. Время преподобного Нестора
было нелегким для Русской земли и Русской
Церкви.

Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными
набегами разоряли города и села, угоняли
в рабство русских людей, сжигали храмы и
обители. Преподобный Нестор был очевидцем
разгрома Печерской обители в 1096 году.
В летописи дано богословское осмысление
отечественной истории.

Духовная глубина,
историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности».
Преподобный Нестор глубоко ценил «учение книжное», соединенное со смирением и
покаянием: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас
пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки,
напояющие вселенную, от которых исходит
мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими
утешаемся в печали, они узда воздержания.
Если прилежно поищешь в книгах мудрости,
то приобретешь великую пользу для своей
души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с
Богом или святыми мужами».

Для современных людей, забывающих
о великом значении книги, черпающих информацию методом скоростного чтения
в интернет-ресурсах, увлекающихся SMS-сообщениями, зачастую безграмотными, с
массой орфографических ошибок, слова преподобного Нестора-летописца звучат как напоминание: остановись, человек, возьми в
руки книгу, почерпни из нее мудрость веков, глубину мысли и получи «великую пользу для своей души».

Лариса ТЕЛЕГИНА,
г. Нижневартовск

В. М. Васнецов. «Нестор-летописец», 1919

Хотя каждый из богатырей воплощает в себе определенные типические черты, вместе они стали символом всего древнерусского воинства.

Они твердо сидят в седлах своих богатырских коней и всем своим видом выражают уверенность в своих силах и нерушимость дружбы.

Величественность изображению придает и истинно русский пейзаж: желтый степной ковыль, темный лес за спинами всадников, клубящиеся в небе облака, словно объединяющие фигуры одетых в сверкающие серебром доспехи воинов.

Васнецов построил композицию огромного полотна так, что богатыри, выдвинутые на первый план, как бы возвышаются над горизонтом и кажутся необыкновенно сильными и мощными. Их монументальность подчеркивают маленькие елочки, растущие у ног коней.

«Богатырей» у Васнецова купил за шестнадцать тысяч рублей П. М. Третьяков. К тому времени старый коллекционер уже передал свое грандиозное собрание (1276 картин русских художников, 471 рисунок, 10 скульптур, 84 полотна иностранных мастеров) в дар Москве. Васнецовские «Богатыри» стали одним из последних приобретений Третьякова, умершего 4 декабря 1898 года.

В 1899 году в Москве состоялась первая персональная выставка Васнецова. Современники свидетельствуют, что публика валила на нее толпами. Художника огорчало то, что на ней не было П. М. Третьякова: это была первая выставка после смерти знаменитого коллекционера, подарившего родине свое замечательное собрание картин.

В творчестве Васнецова множество лиричных портретов друзей и знакомых. Мастер никогда не писал их на заказ, а только по зову своего сердца. Один из самых удачных — портрет М. В. Нестерова (1926, Третьяковская галерея, Москва), созданный художником незадолго до смерти. Умер Васнецов в возрасте 78 лет от остановки сердца.

Мастеров, подобных Илье Ефимовичу Репину, Василию Ивановичу Сурикову, Василию Васильевичу Верещагину, Виктору Михайловичу Васнецову, среди других художников исторического жанра в конце XIX — начале XX века в России не было.

Их младшие современники (Андрей Петрович Рябушкин, Сергей Васильевич Иванов, Аполлинарий Михайлович Васнецов, Борис Михайлович Кустодиев, Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа и др.) создавали совершенно иные по звучанию картины. Изменилась тематика, другими стали герои.

Вместо значительных событий, острых конфликтов и ярких образов живописцы стремились запечатлеть красоту старинных одежд, архитектуры, передать быт, обычаи, традиции далекого прошлого.

Аполлинарий Михайлович Васнецов(1856–1933)

В отличие от своего знаменитого брата, Виктора Васнецова, Аполлинарий Васнецов гораздо больше времени и внимания уделял пейзажу. И если старшего брата привлекали человеческие образы (богатыри, полководцы, князья, витязи, боярышни), то младший преуспел в области исторического пейзажа.

Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово Вятской губернии. Первым его учителем стал брат, В. М.

Васнецов, а затем уроки живописи и рисунка художник получил у мастера Эльвиро Андриолли, расписывавшего в Вятке новый собор.

Живя вместе со старшим братом в Петербурге, Аполлинарий увлекся идеями народничества и, вернувшись в Вятскую губернию, некоторое время работал учителем в одной из сельских школ.

Выросший в северном селе, Васнецов с детства любил и понимал природу, ставшую главной темой его творчества. Художник писал: «Природа, окружавшая меня в детстве, воспитала во мне пейзажиста. Местность моей родины, с. Рябово, была живописна и разнообразна».

При создании пейзажей молодой художник пользовался советами своего земляка, знаменитого живописца И. И. Шишкина. Позднее он обращался за консультациями к таким известным мастерам, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов.

Ранние произведения Васнецова, отразившие впечатления художника от поездок по стране (в 1880–1890-х годах он побывал на Украине, в Крыму, на Кавказе, путешествовал по Уралу), передают его увлечение монументальными, обобщенными образами природы («Родина», 1886; «Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895 — все в Третьяковской галерее, Москва).

Поэтическое восприятие природы отразилось в зрелых работах мастера — таких, как пронизанное тонким лиризмом полотно «Лесное озеро» (1902, Третьяковская галерея, Москва). Умение чувствовать и понимать красоту природы сказалось и в произведениях Васнецова с исторической тематикой.

В 1897 году Аполлинарий занимался созданием эскизов декораций к опере М. П. Мусоргского «Хованщина». В этих работах («Красная площадь», «Стрелецкая слобода», «Скит» — все в Третьяковской галерее, Москва), очень точно передающих стилистику музыкального произведения, Древняя Русь предстала именно такой, какой видел ее знаменитый композитор.

Картина «Нестор-летописец», Васнецов  — описание

А. М. Васнецов. «Новгородский торг», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Возможно, именно вступление к опере Мусоргского («Рассвет на Москве-реке») и навеяло замысел исторической картины Васнецова «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот» (1900, Третьяковская галерея, Москва).

Удивительно точно художник воссоздает облик города, величественную красоту древнего Кремля, башен, колокольни Ивана Великого, торжественно возвышающихся над низкими деревянными домами горожан.

Лунный свет, падающий на ночной город и спокойную гладь воды, придает изображению поэтический вид.

Заинтересовавшись историей, Васнецов начал изучать все, что относится к прошлому России. Он познакомился с документами, археологическими открытиями, сделанными на территории Московской Руси, изучал старинную утварь, исторические костюмы XVII столетия.

Картины Васнецова очень достоверно и в то же время эмоционально и лирично отражают облик старинной Москвы. Название картины точно передает место действия: «Старая Москва.

Улица в Китай-городе начала XVII века» (1900, Русский музей, Санкт-Петербург), «Москворецкий мост и Водяные ворота» (1900, Третьяковская галерея, Москва). На многих своих исторических картинах мастер изобразил и людей, живших в ту эпоху.

Человеческие фигуры — не просто дополнение к пейзажу, его украшение. Герои полотен Васнецова живут своей жизнью, занимаются обычными, будничными делами.

Читайте также:  Воскрешение дочери иаира, 1947, стенли спенсер

Картина «Нестор-летописец», Васнецов  — описание

А. М. Васнецов. «Монастырь в Московской Руси», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Не менее выразительны акварели и иллюстрации Васнецова. Они еще более наглядно, чем картины, передают контраст между белокаменными кремлевскими постройками и деревянным московским зодчеством: «Книжные лавки на Спасском мосту», «Площадь Ивана Великого в Кремле» (1903, Исторический музей, Москва).

В 1900-х годах Аполлинарий Васнецов вместе с другими художниками принял участие в создании «Картин по русской истории» издательства И. Кнебеля.

Одна из композиций серии, получившая название «Новгородский торг», изображает торговую площадь в Великом Новгороде в эпоху его могущества.

Художник показал храм Иоанна Предтечи на Опоках (в его подвалах бережно хранились самые важные документы Новгородской республики, городская казна, ценные товары), торговые лавки и склады, расположенные по краям площади.

Здесь вели свой торг русские и заморские купцы. Рядом с храмом Иоанна Предтечи стояли весы, служившие эталоном для всех новгородских земель. На заднем плане картины автор изобразил детинец — огражденную центральную часть города с боярскими теремами и собором Св. Софии, куда от площади через реку Волхов вел деревянный мост.

Интересна и композиция «Монастырь в Московской Руси», также выполненная для издательства И. Кнебеля. Васнецов знакомит зрителей с историей создания на Руси монастырей, ведущих начало от маленьких скитов, выстроенных монахами-отшельниками на севере и востоке Московского государства.

К отшельникам присоединялись монахи и послушники, а вместо небольшой часовни строился красивый деревянный храм с колокольней. Монахи жили собственным трудом, они сеяли и обрабатывали землю, несли знания и давали советы мирскому населению, завоевывая уважение окружающих.

Со временем князья отдавали монахам в пользование земли, крестьян, и таким образом из маленького скита монастырь превращался в большое феодальное владение.

Художник прекрасно знал историю Древнерусского государства. В 1901 году вышла в свет книга «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря, в которой была напечатана статья Аполлинария Васнецова «Облик старой Москвы». В ней рассказывалось не только об архитектуре, но и о жизни городского населения.

В 1901 году Васнецова пригласили преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник играл активную роль в организации выставок «36 художников», являлся учредителем Союза русских художников. С 1918 года живописец стоял во главе Комиссии по изучению старой Москвы.

28.11.2014

В 1885 — 1896 годах художник-передвижник Виктор Михайлович Васнецов был приглашен для росписи Владимирского собора в Киеве. Для этой работы им было создано огромное множество эскизов с изображением ликов святых.

Одним из них был летописец Нестор, один из авторов «Повести временных лет» — основного источника, на котором основываются современные представления о раннем периоде русской истории.

Признавая заслуги этого образованнейшего человека своего времени, Русская православная церковь канонизировала его в лике преподобного.

В 1919 году Васнецов вновь возвращается к религиозной теме. Личность Нестора и особенно его неоценимый вклад в русскую культуру вызывает у него глубокое уважение. Недаром он изобразил летописца в православной традиции, с нимбом вокруг головы, подчеркивая его святость и величие.

Нестор изображен за работой в своей небольшой келье в Киево-Печерской лавре, на высокой конторке лежат исписанные свитки, в руке у него гусиное перо. Позади на специальной подставке лежит рукописная Библия. На стене икона с изображением архангела.

В полукруглом окне виден Киев — трехглавый Владимирский собор и другие здания. Летописец предстает перед нами в виде высокого старика с длинной седой бородой. Он в монашеском одеянии, взгляд его внимательных глаз устремлен вдаль, как будто он обдумывает написанное и подбирает дальнейшие слова.

Выражение его лица скорее доброе, он производит впечатление честного и очень умного человека, добросовестно запечатлевающего на бумаге все происходящие события.

На картине Васнецова мы видим не святого преподобного Нестора, ставшего для последующих поколений легендарным автором древних рукописей, а вроде бы обычного человека, стремящегося к праведной жизни и воплощающего свое стремление на деле.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИПочинковского района»Курс лекций.История картин.В. Васнецов «Нестор ­ летописец».История изобразительного искусства.ДХШ.Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района»

Казакова Инна Викторовна

Источник: https://optistore.ru/v-m-vasnecov-nestor-letopisec-opisanie-kartiny-rossiiskaya/

Описание картины нестор летописец васнецов кратко. Описание картины виктора васнецова "нестор-летописец"

Главный русский летописец

«Повесть временных лет» сохраняет свою актуальность и в наши дни

Алфавит, грамотность, просвещенность — без этих понятий невозможно, пожалуй, ни развитие духовности, ни, тем более, цивилизации.

Это способы, с помощью которых передаются из поколения в поколение как сакральные, так и нравственные, интеллектуальные, эстетические знания.

Вся святость и книжность по Руси пошли, прежде всего, из Киева, матери городов русских, ныне претерпевающего тяжелые испытания

В.М. Васнецов. Святой Нестор летописец. 1885 -1893 гг.

Один из известнейших монахов, почивающих в Ближних (преподобного Антония) пещерах Киевской лавры, — Нестор Летописец (чествуется Церковью 9 ноября по нов. ст.

), оставивший нам «Повесть временных лет» — самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений XII века, описывающее в основном историю восточных славян, где повествование начинается от Всемирного потопа, охватывая исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. Иначе памятник называют Летописью Нестора или Первоначальной летописью.

Именно здесь мы читаем волнующие сердце каждого русского православного человека слова о том, как на земли будущей Руси пришел святой апостол. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра … и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру.

И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».

И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…».

Картина «Нестор-летописец», Васнецов  — описание Повесть временных лет», на глаголице

А вот еще один фрагмент из Повести: «По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань».

Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?».

Они же показали меч.

И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель».

И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению.

Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: «Этому суждено унизить землю Египетскую». Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи.

Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день»

* * *

Источник: https://artviolin.ru/opisanie-kartiny-nestor-letopisec-vasnecov-kratko-opisanie/

Сочинение на тему: ВЕЛИКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ НЕСТОР

Самыми ранними древнерусскими произведениями были ле­тописи, в которых записывались события по годам, или, как говорили в старину, по летам. На протяжении семи веков, с XI по XVII столетие, создавалось русское летописание.

Первую историю Древней Руси – летопись под названием “По­весть временных лет ” составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В заглавии своего великого труда он написал: “Се Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть “.

Летописец подробно излагает не только историю славянс­ких племен, но и связывает ее с историей всего человечества.

Он описывает события давно минувших дней и своего времени, сла­вит князя Владимира, который ввел христианство на Руси, тем самым открыв государству дорогу для культурного развития и обмена с другими народами.

Высоко оценивает Нестор заслуги Ярослава Мудрого, много сделавшего для просвещения Руси.

Он упорно трудился над уточнением хронологии, начиная повествование с 852 года, поскольку под этим годом он нашел в Византийской хронике первое упоминание о Руси. Однако Не­стор не считал этот год “началом” Русского государства. По­весть в том виде, как ее написал Нестор, не дошла до нас.

Читайте также:  «натюрморт перед открытым окном», хуан грис — описание картины

Летописец постоянно напоминает о моральности поступков, об уважительном отношении к отеческим традициям и обыча­ям. От первых рассказов (“Месть Ольги”, “Об убийстве Бориса и Глеба”, “Белгородский кисель”, “Ослепление Василька”) до последних утверждает мысль, что зло наказуемо.

Глоссарий:

  • – сочинение по картине васнецова нестор летописец
  • – описание картины васнецова нестор-летописец
  • – сочинения для 6 класса
  • – описание картины васнецова нестор летописец
  • – темы сочинений 6 класс

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение на тему: ВЕЛИКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ НЕСТОР« Герои Бунина живут под звездою рокаРассказ “Старуха Изергиль” »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-velikij-letopisec-nestor/

Слайд презентации. Картина В. М. Васнецов «Нестор-летописец»

Тема урока: « Повесть временных лет». Особенности древнерусской летописи, её связь с искусством».

(Интегрированный урок в 7 классе)

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями древнерусских летописей;

показать связь русской истории, литературы, живописи; на примере шедевров Древнерусского искусства показать высоту духовных устремлений русского народа, привить вкус к красоте художественного слова.

Оборудование: сборник «Рассказы русских летописей» (Москва, «Просвещение», 1992 год), электронная презентация « Древняя Русь», герб Москвы, иллюстрации учеников.Эпиграф: «О светло светлая и украсно украшена земля русская!

И многими красотами удивлена еси». (Отрывок из летописи)

Ход урока: Так писал летописец о нашей родной земле много веков назад. Итак, русская летопись. Мы с вами только чуть-чуть прикоснулись к этому чистому и звонкому роднику, имя которому летопись. Из этого родника выросла вся наша замечательная русская литература.

Вы, конечно, почувствовали, что летописные сказания похожи на легенды, устные народные предания.

Летописи – описание истории земли русской по летам, по годам. В них мы находим описание важных, значительных событий в истории Руси. Писали летописи в монастырях – центрах культуры и просвещения.

Создавали летописи монахи – люди просвещённые, глубоко верующие, беззаветно преданные своей родной земле.

При составлении летописи монахи использовали дневники походов, донесения сторожей (лазутчиков), письма разного рода, грамоты, духовные завещания. И мы с огромной благодарностью относимся к людям, которые сохранили для нас сведения о былом.

Замечательный художник и знаток русской древности В. М. Васнецов так и назвал свою картину «Нестор-летописец».

  1. Слайд презентации. Картина В. М. Васнецов «Нестор-летописец».

Сочинение ученика по картине.

На картине В. М. Васнецова «Нестор-летописец» мы видим небольшую монашескую келью. В самом центре на высоком деревянном стуле перед кафедрой в простой рясе сидит убелённый сединами старец – монах. В тихой келье при свете лампады неустанно пишет Нестор свой труд.

Лежат на столе древние книги – огромные в толстых кожаных переплётах с медными застёжками. Скрипит гусиное перо в руке летописца. Одной рукой он придерживает свиток тонко выделанной кожи. Бумаги ещё нет. Взгляд монаха сосредоточен. Он весь погружен в события, о которых пишет в летописи.

Ни -что не может отвлечь от его труда. В келье царит мир, тишина, покой. Обстановка кельи очень проста. Мы видим аналой с Евангелием, на стенках иконы, на кафедре вазочка с гусиными перьями. За спиной монаха через арку окна открывается вид на древний город. Над золотыми куполами храма раскинулось безбрежное небо.

Замечателен образ летописца Пимена в драме А.С. Пушкина « Борис Годунов»

3. Чтение учеником наизусть отрывка из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов».

— Какие же черты летописца показал А.С. Пушкин в этом отрывке?

Свой труд летописец называет безымянным. И понимали его как исполнение воли Божией. Монахи — летописцы редко оставляли нам свои имена. Это ещё были и безымянные молитвенники за землю русскую.

До нас дошли имена немногих из них.

И одно из таких имён – имя монаха-летописца Нестора, создавшего «Повесть временных лет», самую древнюю русскую книгу, которая дойдёт до потомков, станет первой историей Руси.

Тихо-тихо в келье летописца. Оживают под неторопливым пером события и люди, прочитаем и мы отрывки из этой книги.

-Чтение отрывков из летописи.

  • «На сих горах будет город великий…»
  • «Начали братья Кирилл и Мефодий составлять славянскую азбуку…»
  • «Не посрамим земли Русской…»
  • «Пришли впервые печенеги на Русскую землю…»
  • «Тогда выступил муж Владимира…»
  • «Завёл Владимир на дворе своём в гриднице пиры…»
  • «И пошёл Владимир на Ярополка брата своего…»
  • «Имейте любовь между собою…»
  • «Воздвиг дьявол распрю среди братьев Ярославичей…»

— А слышится ли за докуметальной точностью повествования голос летописца?

(Да, автор прославляет защитников родной земли , славит мудрых князей, распространителей просвещения, составителей азбуки, осуждает тех князей, которые воевали со своими братьями. За документальной точностью – тревога и боль за судьбу родной земли.)

  1. Слайд презентации «Куликовское сражение».

Давайте послушаем ещё один отрывок из летописи.

Чтение отрывка «О побоище на Дону и о том, как Великий князь бился с ордою».

— О каком важном событии в жизни Русского государства рассказал летописец?

(Да, это Куликовское сражение. Велика победа под предводительством Дмитрия Донского. )

Слайд презентации «Памятник Дмитрию Донскому в Коломне».

Именно из нашей подмосковной Коломны русская дружина и ополчение под предводительством князя Дмитрия отправлялись на решающую битву.

-Вы услышали взволнованный голос автора? Почувствовали напряжение, тяжесть этого сражения?

(Да, победа на Куликовом поле была добыта дорогой ценой. Но без этой победы не было бы объединения всего русского народа для окончательной победы над врагом. Она показала, что наше спасение в силе и единстве.)

5.Мысль о единстве звучит в лучших произведениях древнерусского искусства.

Слайд пезентации. «Троица» Андрея Рублёва.

Рассказ ученика.

В одном из залов Третьяковской галереи находится одна из самых известных и прославленных в мире икон, а также одна из самых любимых и почитаемых на Руси – «Троица», написанная в начале 15 века великим древнерусским живописцем Андреем Рублёвым.

Под зелёным дубом перед жертвенной чашей за столом мы видим трёх ангелов, которые словно между собой ведут тихую, неспешную беседу.

Кажется поначалу, как далёк этот сюжет от реальной жизни с её бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?

Головы ангелов наклонены друг к другу, чуть заметные движения от одного к другому, краски одеяний перекликаются одна с другой в различных деталях одежды. Фигуры ангелов образуют круг, воспринимаются как одно целое, неделимое. Мир. согласие. любовь – вот к чему призывал своих современникоа Андрей Рублёв, и не было в ту эпоху призыва более важного.

Слайд презентации. Икона Божией Матери «Владимирская».

Рассказ ученика.

Говоря об эпохе Древней Руси, нельзя не сказать о том, какое место в духовной жизни наших предков занимали иконы. Особенно почитаемы на Руси иконы Божией Матери. Русь издревле называют уделом Пресвятой Богородицы.

Перед образом Божией Матери молились наши предки в часы испытаний, перед лицом смертельной опасности, перед началом походов и сражений, перед принятием важных, ответственных решений, в дни душевной скорби и невзгод.

Одна из самых почитаемых и любимых на Руси икон – «Богоматерь Владимирская». По преданию эта икона была написана самим евангелистом Лукой и была привезена на Русь из Византии.

Невозможно отвести глаз от лика Богородицы, которая словно смотрит в душу каждого смотрящего на неё. Глаза её выражают великую скорбь. Они вызывают глубочайшее сочувствие к страданию матери, которая предчувствует трагическую участь своего сына.

Младенец нежно обнял шею матери. Этот стиль в иконописи получил название «Умиление».

Произведения древнерусского искусства в литературе, в живописи, в архитектуре остаются по сей день непревзойдёнными шедеврами. Они отражение высоты духовных устремлений наших предков, их стремления к идеалу, совершенству, святости. Из такого чистого и святого источника выросла наша русская литература. Уже у своих истоков она служила высоким нравственным идеалам: любви к Богу, к родной земле, к ближнему.

Слайд презентации «Герб Москвы».

-Чтение наизусть стихотворения Р. Рождественского «Всадник».

  1. Темнолицый и огневолосый,
  2. Весь в лучах уходящего дня,
  3. Прорываясь сквозь сумрак белесый,
  4. Над обрывом он вздыбил коня.
  5. И глаза его в сумрачном блеске,
  6. Разгораясь, как тёмный алмаз,
  7. В полустёртой столетьями фреске
  8. Неотступно летели на нас.
  9. Пред художником встал как виденье,
  10. Этот всадник на голой стене,
  11. Уносящийся вихрем в сраженье
  12. Со стрелою, застрявшей в броне.
  13. Он схватил свои кисти в восторге,
  14. Чтоб навеки тот миг удержать,
  15. Словно некогда сам, как Георгий,
  16. Вёл на недругов русскую рать.

В полумраке пустого собора,

  • Про еду забывая и сон,
  • Он писал то, что встало для взора
  • Из клубящейся дали времён.
  • Он писал не для тьмы и покоя,
  • Не для нимбов и ангельских крыл,
  • Он в отважное сердце героя
  • Неуёмную страсть перелил.
  • И летит его всадник крылатый
  • Всех архангелов краше стократ,
  • Принимая на светлые латы
  • Бурной жизни победный закат.

Литература: Словарь юного художника

( Москва « Просвещение 1999г.)

Рассказы русских летописей

(М., «Просвещение» 1992г.)

«Рассказы по родной истории»

(Москва, «Просвещение» 1999 г.)

Источник: http://literature-edu.ru/literatura/14543/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector