Творчество выдающегося художника Архипа Куинджи вошло золотой страницей в сокровищницу русской классической живописи. Создатель всемирно известных картин «Лунная ночь на Днепре», «Чумацкий тракт у Мариуполя» и «Березовая роща», родился и провел детские и юношеские годы на окраине Мариуполя.
Графика: El Latte
Родился будущий мастер живописи в Карасевке — предместье Мариуполя, в семье бедного сапожника, греческого происхождения. Фамилия Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи) была дана ему по прозвищу деда, и по-татарски означает «золотых дел мастер».
Нелегкая судьба выпала молодому Куинджи: рано лишившись родителей, он жил в большой бедности, служил у подрядчика по постройке церкви, у хлеботорговца, и ретушером у фотографа.
Адольф Фесслер
Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, затем недолго посещал городское училище. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве – он рисовал везде, где приходилось: на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Это увлечение привело Куинджи в Феодосию, где он мечтал поступить в ученики к знаменитому Айвазовскому.
Но маринист его талант оценил не сразу, и поручал лишь толочь краски и красить забор. Однако первые уроки живописи Куинджи все же получил – его учителем стал молодой родственник Айвазовского — Адольф Фесслер, который в то время гостил у мариниста.
Через пару месяцев Архип Иванович покинул Феодосию и стал работать в фотостудиях ретушером — сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы — в Таганроге.
Академия художеств в Петербурге
В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму» (не сохранилась до наших дней).
Там же в Академии Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками, которые оказали большое влияние на его творчество.
Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Архип Иванович создал полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам, который был излюбленным местом петербургских пейзажистов. Сюда же после свадьбы в 1875 году Архип Иванович привез молодую супругу Веру Кетчерджи.
Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валаам» (1873) и «Ладожское озеро» (1872).
О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.
В начале 70-х годов творчество Куинджи «вышло» за пределы России. В 1873 году он показал в Вене свою картину «На острове Валаам». А в 1874 г.
на международной выставке в Лондоне картина «Снег» была удостоена бронзовой медали. В этот год он впервые принял участие в выставке товарищества передвижников, показав картину «Забытая деревня».
На следующий год на выставке товарищества он представил две работы: «Степь» и «Чумацкий тракт».
В 1876 году на передвижной выставке зрители увидели знаменитую «Украинскую ночь», ставшую переломным этапом в его творчестве художника.
Эта картина показала, что в русской живописи появился пейзажист-романтик, которого с этого времени в публикациях стали называть поэтом пейзажа и кудесником южной ночи. Через год «Украинская ночь», а также «На острове Валаам» и «Чумацкий тракт» увидели посетители всемирной выставки в Париже.
Многие французские критики отметили самобытный стиль полотен Куинджи. В частности известный европейский критик Эмиль Дюранти, ярый защитник импрессионизма, отмечал:
«Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
В 1877 году Архип Куинджи стал членом товарищества передвижников, но к концу 1879 года окончательно разорвал с ним отношения — поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Как выяснилось позже, автором публикации был Михаил Клодт.
Куинджи потребовал исключения Клодта из товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Однако исследователи биографии Куинджи полагают, что конфликт стал только поводом: Куинджи давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы товарищества очень ограничивали его.
Последними работами мастера, показанными на передвижной выставке, стали три его большие картины: «Север», «После грозы» и знаменитая «Березовая роща».
Выйдя из товарищества, он устроил выставку одной картины – «Лунная ночь на Днепре». Её успех был небывалый – о ней писали многие знаменитые критики. В этом полотне Куинджи с высочайшим художественным мастерством передал эффект лунного освещения и спокойного сияния самой луны.
Чтобы эффектней преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.
Увидеть знаменитое произведение, выстраивались очереди людей на улице. Некоторые посетители выставки были настолько поражены увиденным, что искали какой-нибудь фокус, вроде спрятанной за холстом лампы. В том же году картина была показана в Париже.
Через год была снова организована выставка одной картины – на этот раз «Березовой рощи». Она имела не менее крупный успех.
Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы решил стать затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна.
За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.
До сих пор до конца не известны причины почему художник решился на подобное затворничество.
С конца 80-х годов Архип Иванович начал активно сотрудничать с Академией художеств, подключившись вместе с Шишкиным к подготовке молодых пейзажистов. Его утвердили в звании профессора, доверили возглавить пейзажную мастерскую. Ученики Архипа Ивановича вскоре стали замечательными художниками, среди которых: К.Ф. Богаевский, Н.П. Крымов, В.Г. Пурвит, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, Е.И. Столица.
Архип Иванович в старости
В последние годы жизни Архип Куинджи активно занимался благотворительностью. Он неоднократно выделял значительные суммы денег на поддержку нуждающихся студентов академии, в премиальные фонды выставок, а в 1909 году пожертвовал полумиллионный капитал для названного его именем общества художников, основным направлением деятельности которого стала поддержка талантливых живописцев.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала — сказалось больное сердце Куинджи. Умер Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 года в Санкт-Петербурге, и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Архип Куинджи оставил после себя целую сокровищницу русской классической живописи. Его картины сейчас хранятся в лучших музеях России и мира: в Государственной Третьяковской галерее, Пермской государственной художественной галерее, Ярославском художественном музее, Киевском музее русского искусства, Государственной картинной галерее Армении, Государственном музее искусства Грузии.
Его именем были названы: Общество художников в Петербурге, Мариупольский художественный музей, а также детская художественная школа в Мариуполе. В память о нем были установлены бюст в Мариуполе и памятная доска в доме проживании Куинджи в Таганроге.
Источник: Правда ДНР
- История
- Российская империя
- История изобретений
- Исторические персоны
Источник: https://cont.ws/post/618147
Валаам в живописи
Александр Афонин. «Валаамские дали».
Александр Афонин. «Моя валаамская красавица». Этюд.
Александр Афонин. «Остров Дивный. Валаам».
Алексий — монах Валаамского монастыря. «Вид на Валаамский монастырь сверху». 1889.
Архип Иванович Куинджи. «На острове Валааме». 1873.
Валаамские острова, группа скалистых островов на северо-западе Ладожского озера. Состоят из одного крупного острова и свыше 50 мелких островов. Площадь 36 квадратных километров. Высота до 70 м. На острове Валаам посёлок и здание монастыря (основан в 14 в.).
Энциклопедический словарь. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия». 1963.
* * *
Архип Иванович Куинджи. «На Валааме».
И. В. Ческий. «Вид Валаамского монастыря». 1-я половина XIX века.
Иван Иванович Шишкин. «Вид на острове Валааме». 1858.
Иван Иванович Шишкин. «Сосна на Валааме». 1858.
Иван Иванович Шишкин. «Валаам. Лес на камнях». 1859.
Иван Иванович Шишкин. «Скалы на острове Валааме. Кукко». 1859.
Иван Иванович Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1858-1860.
Иван Иванович Шишкин. «Камни в лесу. Валаам». 1858-1860.
Иван Иванович Шишкин. «На краю берёзовой рощи. Валаам». 1859-1860.
Иван Иванович Шишкин. «Трущоба (Вид на острове Валааме)». 1860.
Иван Иванович Шишкин. «Пейзаж с охотником. Остров Валаам». 1867.
Юрий Константинович Люкшин. «Беседа». Серия «Валаамские старцы». 1989.
Юрий Константинович Люкшин. «Молитва святого Гермогена». Серия «Валаамские старцы». 1989.
Юрий Константинович Люкшин. «Молитва святого Сергия». Серия «Валаамские старцы». 1989.
Юрий Константинович Люкшин. «Святые Сергий и Герман». Серия «Валаамские старцы». 1989.
ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
Источник: http://aria-art.ru/0/V/Valaam/0.html
Художник Архип Иванович Куинджи | Картины
Художник Архип Куинджи — всемирно известный мастер пейзажной живописи, автор удивительных картин с удивительной судьбой. Впрочем, судьба у него очень похожа на судьбы большинства русских художников девятнадцатого века.
Биография художника Архипа Ивановича Куинджи
Архип Куинджи
О дате и месте рождения Архипа Ивановича нет достоверных сведений. Кто-то утверждает, что будущий художник родился в январе 1841 года, по другим данным это событие имело место быть в 1842 году.
Примерно такая же «достоверная» информация имеется и о фамилии живописца. В метрике о рождении ребенка значится фамилия Еменджи (в переводе «трудовой человек»), а в последующем Еменджи превратился в Куинджи (в переводе с урумского – золотых дел мастер).
Такова же версия и о греческих корнях художника. Скорее можно, с большой долей достоверности, говорить о татарских корнях.
- Родной брат художника взял себе фамилию Золотарёва.
- Впрочем, сам Архип Иванович всегда называл себя русским.
- А теперь вернемся в детство художника.
Художник Архип Куинджи родился в семье бедного сапожника. В раннем детстве Архип Иванович стал сиротой и жил в семье своего дяди. Семья была очень бедной и мальчик с самого раннего детства работал – пас гусей, работал на строительстве, служил в хлебной лавке.
Учился частным образом у учителя-грека, некоторое время посещал классы реального училища. Впоследствии товарищи Архипа вспоминали, что успевал он плохо и единственным предметом, который увлекал мальчика, было рисование. Куинджи рисовал не только на бумаге, но и на стенах зданий, на школьном заборе и т.д.
Хлеботорговец Аморетти, у которого работал Куинджи, увидел рисунки Архипа и посоветовал Куинджи поехать к Ивану Айвазовскому в Крым, и стать учеником знаменитого художника.
Летом 1855 года будущий художник пешком добрался до Феодосии. Совсем не близкий путь. Крымские пейзажи просто очаровали Архипа. Но, Айвазовского в это время в Крыму не оказалось, и Куинджи обратился за помощью к Адофу Фесслеру, который работал у Айвазовского копиистом. Фесслер с пониманием отнесся к желанию Архипа учиться и стал первым настоящим учителем живописи в жизни мальчика.
Куинджи пробыл в доме Айвазовского несколько месяцев: учился и ждал возвращения знаменитого художника. Однако, Айвазовский не увидел таланта в скромном стеснительном пареньке и отказался вести занятия с Куинджи. Айвазовский поручил Архипу смешивать краски и распорядился… покрасить забор вокруг своего дома.
Разочарованный и просто уничтоженный таким холодным приёмом Куинджи отправился в обратный путь, в хлебную лавку, в Мариуполь.
Однако, в Мариуполе для Архипа нашлась работа ретушера у местного фотографа. Архип проработал в фотоателье несколько месяцев, накопил немного денег и перебрался в Одессу, где снова устроился ретушером, но уже к одесскому фотографу. Потом был Таганрог и снова работа ретушера. Архип даже пытался открыть свою собственную фотостудию, но безуспешно.
10 лет ушло на ретуширование чужих фото, на переживания от постигшей его неудачи с Айвазовским. И наконец, в 1865 году, Куинджи решает поступать в Императорскую Академию художеств.
Петербург встретил будущего художника очень прохладно – две попытки поступить в академию окончились печально. Казалось, что неудачи сломят Архипа, но он не оставил живописи и в 1868 предложил на академическую выставку свою картину «Татарская сакля в Крыму».
- 15 сентября 1868 года Совет Академии художеств удостоил Архипа Ивановича Куинджи звания свободного художника.
- Однако, художнику пришлось обратиться к тому же Совету с прошением для получения разрешения на сдачу экзаменов для получения диплома.
- Два года спустя, в 1870 году, Куинджи получил звание неклассного художника.
- Три раза художник сдавал экзамены на право стать вольнослушателем академии и, в конце концов, этого права добился.
В этот период Архип Иванович подружился с И.Е Репиным и И.Н. Крамским. Эта встреча сыграла большую роль в творческой судьбе художника – он увлекся идеями передвижничества.
И результатом этого увлечения стали картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Две последние картины очень быстро оказались в Третьяковской галерее, а за «Осеннюю распутицу» Архипу Куинджи было присвоено звание классного художника.
Забытая деревня
Чумацкий тракт в Мариуполе
Осенняя распутица
Все три работы были выставлены на выставке Товарищества передвижников и произвели настоящий фурор – о Куинджи и его работах заговорили.
Художник, наконец-то, поверил в свой талант, в свои силы. И он перестал посещать занятия в Академии.
Однако, Куинджи не настолько увлекся идеями передвижничества, чтобы полностью отказаться от видения своего пути в живописи.
В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро».
На острове Валааме
Ладожское озеро
Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Реалистическая природа с использованием романтических элементов. А передвижничество не предполагает романтизма.
1873 год стал очень удачным в жизни художника. Это и успех валаамских пейзажей, и экспонирование на выставке Общества поощрения художников картины «Снег». И снова огромный успех. В 1874 году картина «Снег» получает бронзовую медаль на международной выставке в Лондоне.
В 1875 году художник выезжает во Францию, но занимается, в большей мере, не живописью, а заказом свадебного фрака. С детских бедных лет Архип был влюблен в дочь богатого мариупольского купца Веру Кетчерджи-Шаповалову. И вот случилось чудо – красавица (и её родители) согласились на этот брак.
После венчания молодые уезжают на Валаам. В этот счастливый год художник написал «Степь» и свою знаменитую «Украинскую ночь». Искусствоведы говорят о том, что с «Украинской ночи» начался романтический период в творчестве художника. А мне думается, что романтический период начался с венчания и появления в жизни художника его Веры.
Украинская ночь
Степь. Нива
В 1875 году Куинджи принимают в Товарищество передвижников, но он уже далек от идей передвижничества. Он не желает вскрывать язвы и истолковывать жизнь. У Куинджи другой взгляд на живопись и её место – показывать красоту и наслаждаться красотой.
В 1878 году молодая чета отправляется в Париж на Всемирную выставку. Работы Куинджи восхищают парижан и гостей выставки. Критики всего мира говорят и пишут о талантливом русском художнике.
Вернувшись с выставки, Архип Иванович начинает писать «Вечер на Украине». Эту картину он будет писать 23 года.
Вечер на Украине
В марте 1879 года А.И. Куинджи окончательно порывает свои отношения с Товариществом передвижников. Поводом к разрыву стала статья неизвестного автора в одной из газет. Автор очень критически оценивал творчество передвижников, но особой уничижительной критике подвергся Куинджи. Вскоре выяснилось, что автором статьи был М.К. Клодт.
На собрании Куинджи потребовал исключить Клодта из числа передвижников, но собрание отказалось удовлетворить это требование. И тогда Товарищество покинул. А.И. Куинджи.
А вскоре Куинджи устроил, в Обществе поощрения художников, выставку всего одной картины. Живописец продумал эту необычную выставку до мелочей: окна в зале задрапировали, а картину (это была «Лунная ночь на Днепре») осветили лучом электрического света.
Лунная ночь на Днепре
Выставка имела небывалый до этого успех и вызвала самый настоящий ажиотаж в свете.
Увы, картина была написана красками на основе битума. Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски под интенсивным воздействием света и воздуха разлагаются, темнеют.
Картину приобрел Великий князь Константин, который просто влюбился в этот пейзаж, и решил взять его с собой в кругосветное путешествие.
Под воздействием морского воздуха и света состав красок изменился… И сегодня мы имеем возможность любоваться уже не первозданной красотой, которая так поразила зрителей 150 лет назад, а только отзвуками красоты.
Однако, искусствоведы говорят, что и сегодня картина поражает своей глубиной, мощью и красотой.
Окрыленный успехом Куинджи в 1881 году устраивает выставку одной картины для «Березовой рощи». И снова успех.
Березовая роща
В 1882 году выставка картины «Днепр утром» оканчивается провалом. Скепсис публики, прохладные отзывы искусствоведов и критиков.
Днепр утром
В том же году художник устраивает выставку двух картин: «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». И на много лет уединяется в своей мастерской.
Что случилось и почему художник выбрал добровольное затворничество на пике славы? Нет ответа на этот вопрос.
В 1886 году недалеко от поселка Кикенеиз (в Крыму) семейная чета Куинджи приобретает 245 десятин земли, строит на этом участке шалаш и наслаждается безмятежным счастьем. Некоторое время спустя в этом месте возникает небольшое семейное имение Сара Кикенеиз.
Много лет спустя художник будет привозить в имение своих учеников на пленэре.
В 1901 году Куинджи отказывается от добровольного затворничества и показывает, сначала только ученикам и друзьям, а потом и публике, четыре своих картины: завершенную «Вечер на Украине», новую «Христос в Гефсиманском саду», третий вариант «Березовой рощи» и уже единожды неудачно показанную «Днепр утром».
Христос в Гефсиманском саду
Публика пришла в совершеннейший восторг!
В ноябре 1901 года художник устраивает большую публичную выставку работ. Это была последняя выставка. Больше А.И. Куинджи своих работ публике не показывал.
После ноябрьской выставки были написаны «Радуга», «Красный закат», «Ночное» и другие работы художника. Но эти картины публика увидела уже после смерти живописца.
Если художник не выставлял своих работ, то с каких доходов он жил?
На самом пике своей славы и финансового благополучия Куинджи купил в Санкт-Петербурге (на Васильевском острове) большой дом, отремонтировал его и превратил дом в доходный, т.е.
предназначенный для сдачи квартир в аренду, как сказали бы сейчас. Этот дом давал художнику очень приличный доход. В 1904 году Куинджи преподнёс в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий.
Были и другие достаточно серьёзные пожертвования.
А семья Куинджи жила достаточно скромно.
Летом 1910 года, в Крыму, художник заболел воспалением лёгких. По настоянию врачей супруга перевезла больного мужа в Петербург, но врачи были бессильны. В июле 1910 года художника не стало. Похоронили его на Смоленском кладбище в Петербурге.
А Вера Леонтьевна Куинджи пережила мужа на 10 лет. Она умерла в 1920 году от голода.
Я собрал небольшую галерею работ художника. Надеюсь, что вы получите удовольствие от творчества великого русского пейзажиста.
Картины художника Архипа Ивановича Куинджи
Радуга
После дождя
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь
Эффект заката
Море. Крым
Лов рыбы на Чёрном море
Кипарисы на берегу моря. Крым
Эльбрус вечером
Эльбрус. Лунная ночь
Зима
Казбек
Лесное озеро. Облако
Вид Исаакиевского собора при лунном освещении
Закат в степи
Пятна лунного света в лесу. Зима
Север
Цветник. Кавказ
Березовая роща
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-arxip-kuindzhi-trudovoj-chelovek.html
На острове Валааме картина Куинджи
«На острове Валааме» — картина великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи (1841/1842—1910) . Картина была написана в 1873 году. Холст, масло. Размеры: 76 × 130 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Картина была написана во время поездки художника на остров Валаам, который находится на Ладожском озере. Работа относится к серии из трёх картин, посвящённых северной природе. В трилогию входят: «На острове Валааме», «Ладожское озеро» и «Север».
После написания картины, Куинджи получил множество восторженных отзывов, в том числе и от знаменитых художников. Например, художник Илья Репин рассказывал о данной работе: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от неё в восторге». В 1873 году картина была представлена на академической выставке.
Тогда же её купил Павел Третьяков для своей коллекции. Стоит отметить, что именно «На острове Валааме» стала первой картиной Куинджи купленной Третяьковым и ставшей первой работой художника в собрании Третьяковской галереи.
Спустя несколько лет, в 1878 году, за эту и ещё несколько картин Архип Куинджи получил звание классного художника 1-й степени.
На картине «На острове Валааме» художник изобразил мощь и невероятную красоту северной природы. Здесь мы видим каменистый берег у речушки, впадающей в озеро. Тихая речка поросла осокой. Сквозь гранит берега пробились два одиноких дерева — сосна и берёза. На заднем плане можно увидеть край озера и тёмный лес.
Особую атмосферу, необычные цвета и настроение пейзажу придаёт предгрозовое небо. Небо начинает затягиваться тучами, которые уже мрачно сгустились в правой части картины и вот-вот затянут всю остальную площадь небосвода, после чего начнётся буйство стихии.
Перед самым началом грозы в небе будто идёт борьба света и тьмы, в результате рождаются невероятные оттенки, причём не только в небе, но и на земле. Куинджи так точно поймал момент и невероятно тонко прочувствовал свет и атмосферу предгрозового пейзажа, что картина получилась по-настоящему завораживающей и даже живой.
Не удивительно, что в творчестве Куинджи работа «На острове Валааме» занимает одно из самых почётных мест.
Картина «На острове Валааме» Куинджи
Заинтересованы в улучшении интерьера коммерческого посещения? В этом случае вам стоит знать, что дизайн общественных интерьеров предлагает дизайн-студия «Be-Home» в Санкт-Петербурге. Заходите на официальный сайт, чтобы увидеть портфолио и узнать подробнее про услуги.
???? Блинцов | 2017-04-23, 10:24 | ???? 202
Источник: https://art-assorty.ru/13951-na-ostrove-valaame-kuindzhi.html
Архип Куинджи. Ладожское озеро. На острове Валааме. Описание картин. | Русские художники. Russian Artists
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валааме» (1873). Эти пейзажи стоят на перепутье реалистического освоения природы и остаточного влияния романтико-академической стилистики. По замечанию Константина Кавелина, этика — это «гигиена духа». Из такого убеждения проистекало нравственное вдохновение русского пейзажа, в том числе и пейзажей Куинджи. О картине «На острове Валааме» Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». С живописной точки зрения картина безупречна. Ее образ вливается в поток сумеречных пейзажей, так характерных для саврасовско-васильевского направления, с единственной, но существенной оговоркой: образ лишен саврасовской душевности. Он скорее драматичен, нежели лиричен. Положение этой картины в русском пейзаже особенное. Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом. В «Ладожском озере» отчетливая дань романтическому восприятию сказалась в искусственно высветленном, словно невидимым грозовым светом, переднем плане. Художник остался доволен картиной. Будучи проданной с выставки частному лицу, она могла бы затеряться. Но Куинджи спустя год выкупил ее у владельца. Полотно находилось в мастерской художника до его кончины. Картина действительно была хороша. Куинджи преодолел в ней перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков.
С картиной «Ладожское озеро» произошла удивительная и показательная история. Через 10 лет после ее создания, художник Судковский пишет картину «Мертвый штиль», где будет повторен найденный Куинджи мотив просвечивающегося сквозь воду каменистого дна. Разгневанный Куинджи настоял, чтобы А.С. Суворин, известный журналист и издатель, написал статью о защите авторского права. Хотя в своих общественных воззрениях Куинджи и был идеалистом, мечтающим преобразовать жизнь на началах братства и взаимопомощи, но, когда сталкивался с проявлениями несправедливости, он становился твердым и непреклонным. Вот как описывает эту ситуацию М.П.Неведомский, современник и первый биограф А.И.Куинджи:
В тот год, когда писалось «Ладожское озеро», соседом по квартире с Архипом Ивановичем был маринист Судковский. Лет через десять Судковский выставил картину «Мертвый штиль», где повторялся найденный Куинджи мотив просвечивающего сквозь воду каменистого дна… Куинджи объявил ее плагиатом. Он разошелся с Судковским, с которым до тех пор дружил, и настоял на том, чтобы Суворин (в газете которого появилась статья Вагнера, ставившая картину Судковского «рядом с лучшими произведениями Куинджи») написал статью в защиту авторского права на художественное открытие. Он даже свозил в этих видах Суворина на квартиру к собственнику картины (которому она, к слову сказать, досталась всего за 100 рублей)…
Из монографий В.С.Манина, М.П.Неведомского Главная сайта Главная На страницу «Куинджи» «Три шедевра» |
Источник: http://www.tanais.info/art/kuindzhi9more.html
На острове валааме картина куинджи
«На острове Валааме» — картина великого русского живописца Архипа Ивановича Куинджи (1841/1842—1910) . Картина была написана в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века. Холст, масло. Размеры: 76 ? 130 см.
Находится в Национальной Третьяковской галерее, Москва.
Картина была написана на протяжении поездки живописца на остров Валаам, что находится на Ладожском озере. Работа относится к серии из трёх картин, посвящённых северной природе.
В трилогию входят: «На острове Валааме», «Север и» Ладожское «озеро».
По окончании написания картины, Куинджи взял множество восторженных отзывов, среди них и от известных живописцев. К примеру, живописец Илья Репин говорил о данной работе: «Всем она плохо нравится, и еще не дальше как сейчас заходил ко мне Крамской — он от неё в восхищении».
В первой половине 70-ых годов девятнадцатого века картина была представлена на отвлечённой выставке. Тогда же её приобрел Павел Третьяков для собственной коллекции.
Необходимо подчеркнуть, что именно «На острове Валааме» стала первой картиной Куинджи приобретённой Третяьковым и ставшей первой работой живописца в собрании Третьяковской галереи. Спустя пара лет, во второй половине 70-ых годов XIX века, за эту и ещё пара картин Архип Куинджи взял звание классного живописца 1-й степени.
На картине «На острове Валааме» живописец изобразил мощь и немыслимую красоту северной природы. Тут мы видим каменистый берег у речушки, впадающей в озеро. Негромкая речка поросла осокой. Через гранит берега пробились два одиноких дерева — берёза и сосна.
На заднем замысле возможно заметить тёмный лес и край озера. Особенную воздух, необыкновенные настроение и цвета пейзажу придаёт предгрозовое небо.
Небо начинает затягиваться тучами, каковые уже мрачно сгустились в правой части картины и вот-вот затянут всю другую площадь небосвода, по окончании чего начнётся буйство стихии. Перед самым началом грозы в небе словно бы идёт тьмы и борьба света, в следствии рождаются немыслимые оттенки, причём не только в небе, но и на земле.
Куинджи так совершенно верно поймал момент и поразительно тонко прочувствовал свет и воздух предгрозового пейзажа, что картина оказалась по-настоящему завораживающей а также живой. Не страно, что в творчестве Куинджи работа «На острове Валааме» занимает одно из самых почётных мест.
Картина «На острове Валааме» Куинджи
Заинтересованы в улучшении интерьера коммерческого визита? В этом случае вам стоит знать, что дизайн публичных интерьеров предлагает студия дизайна Be-Home в Петербурге.
Заходите на сайт, дабы заметить портфолио и определить подробнее про услуги.
События дня 29.05.2013 (картина ночь на…)
Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…
Источник: http://rodinagagarina.ru/na-ostrove-valaame-kartina-kuindzhi/
Куинджи А.И
Главная — Художники — Куинджи А.И.
На острове Валаам
1873г, холст, масло, 76 x 130 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва,
Картина была написана во время одной из поездок Куинджи на остров Валаам, находящийся на Ладожском озере. В 1873 году картина «На острове Валааме» выставлялась на академической выставке.
Хотя она была датирована 1873 годом, предполагается, что в основном она была написана в 1872 году, во время второй летней поездки Куинджи на Валаам.
Картина «На острове Валааме» вошла в трилогию художника о северной природе, к которой также относятся картины «Ладожское озеро» (1873) и «Север» (1879).
Художник Илья Репин сообщал о новой работе Куинджи: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от неё в восторге».
В результате картина «На острове Валааме» стала первой картиной Куинджи, купленной Павлом Третьяковым, который приобрёл её прямо с выставки 1873 года.
В 1878 году за это полотно, вместе с картинами «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, ГТГ), «Украинская ночь» (1876, ГТГ) и «Степь» (1875, ЯХМ), Куинджи было присвоено звание классного художника 1-й степени.
На картине изображён дикий берег острова в серебристом предгрозовом освещении. На переднем плане — два дерева, сосна и берёза, проросшие сквозь потрескавшийся гранит и стоящие у впадающей в озеро речушки, поросшей осокой. На заднем плане — тёмный лес и край озера.
В статье о творчестве Архипа Куинджи искусствовед Виталий Манин отмечал:
«На острове Валааме» — последнее произведение Куинджи, где непосредственное восприятие природы, отмеченное острой психологической напряжённостью, не заслоняется ещё пронзительным чувством социальной неустроенности. Картина «На острове Валааме» показала, что мастерство Куинджи сравнялось с живописным уменьем ведущих пейзажистов его времени. Куинджи стал известным художником.
Искусствовед Владимир Петров так писал в статье, посвящённой 150-летию Куинджи:
« Природа Валаама оказалась под стать мощной, стихийной натуре Куинджи, и он создал там ряд пейзажей, уже в полную меру обнаруживших самобытность его дарования. Это прежде всего «Ладожское озеро» (1871, ГРМ) и «На острове Валааме» (1873, ГТГ).
Пожалуй, особенно выразительна последняя картина, где художник в красивом серебристом тоне запечатлел освещённый тревожным предгрозовым светом дикий берег острова, над которым сгущаются тучи.
Потрескавшийся гранит, сосна и берёза на первом плане, мрачный бор вдали, колышащаяся в темной прозрачной воде осока и летящая одинокая птица — всё здесь изображено Куинджи с особой «густотой» чувства жизни и вызвало высокую оценку современников, в том числе Ф.М.
Достоевского, писавшего: «Мгла… сырость вас будто пронизывает всего… Что тут особенного?.. А между тем как это хорошо!» »
Kартины Третьяковской галереи
Источник: https://nearyou.ru/kuinji/tr73valaam.html
Русские художники на Валааме. Архип Иванович Куинджи — Калейдоскоп путешествий
Русские художники на Валааме. Архип Иванович Куинджи.
Крупнейшим художником-пейзажистом, для которого посещения Валаама стало судьбой, был Архип Иванович Куинджи.
Архип Иванович Куинджи является довольно значимой и важной фигурой в истории русской живописи и русского искусства XIX века. Биография Архипа Ивановича и по сей день остается загадкой для многих историков, она хранит в себе множество тайн. С самого рождения и до смерти за Куинджи тянулась огромная цепь тайн. Кем же был Куинджи?
Вся жизнь А.И. Куинджи окутана тайнами, детство художника — одна из них. Архип Иванович не любил рассказывать о себе при жизни.
А.И. Куинджи родился под Мариуполем, в предместье Карасевка. Из окон дома было видно Азовское море.
В каком году родился художник? В трех паспортах, которые имелись у Куинджи, стояли разные даты, а сведения исследователей также расходятся: одни утверждают, что в 1840 году, другие — в 1842, а третьи — в 1843 году. Одно из свидетельств является вполне официальным.
Это вид на жительство, выданный в 1870 году Мариупольской городской управой. В документе значится, что Куинджи 28 лет. Наиболее вероятно, что он был рожден в 1842 году.
Неясно и социальное происхождение живописца — крестьянин или мещанин, так как отец художника Иван Христофорович был сапожником, занимавшимся при этом еще и хлебопашеством.
Фамилия Куинджи в переводе — «ювелир, мастер». Интересно, что дед художника действительно был ювелиром. Сам А.И. Куинджи считал себя русским, а вот предками своими считал все же греков.
Систематического образования художник так и не получил. В три года он осиротел. Вместе с братьями и сестрами Архип воспитан родственниками Ивана Христофоровича. Сначала он обучался у «вольного» учителя, а потом был отдан в городскую школу, где проявил первые способности к рисованию, а вот по основным предметам едва успевал.
Когда Архипу исполнилось 10 лет, он начал самостоятельную жизнь. Работал сначала подсобным рабочим на стройке, затем там же вел учет приема кирпичей. После этого Куинджи перешел работать к состоятельному хлеботорговцу Аморетти. Архипу необходимо было прислуживать за столом, чистить сапоги и платье.
Но мальчика чаще можно было увидеть за рисованием картин, чем за требуемой работой. Хозяин всегда ругался, но рисунки Архипа любил.
У Куинджи была мечта – стать художником. Он почти всегда рисовал. Отступать от задуманного упорный потомок золотых дел мастера не собирался. Правда, одними мечтами не долго продержишься, и Архип Иванович поступил на работу ретушером в фотографическое ателье своего старшего брата.
После 1866 года Куинджи добрался до Петербурга. Он поступает в Академию искусств.
Современники отмечали, что Архип Куинджи мыслил цветом, улавливая в природе его тончайшие нюансы… Также художник обладал необычайным даром полно видеть мир. О зоркости Куинджи рассказывали легенды. И.Е.
Репин вспоминал: «В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собрались в обществе Менделеева и Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок. Вот прибор-измеритель чувственности глаза к тонким нюансам тонов; Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей…».
Стоит сразу помянуть, что чувствительность глаза без тонкого знания гармонии цветов, колорита, тона ничем не является. Это – ничто! Куинджи удалось добиться совершенного знаний этого.
О Валааме — острове в Ладожском озере — Куинджи постоянно слышал от своих новых товарищей, молодых художников: с азартом, воодушевлением рассказывали они о суровой природе Валаама, его скалах, отполированных валунах, о ручьях, бегущих среди этого каменного царства.
А деревья? Диво дивное! Высокие сосны, березы, душистые липы и царственные клены… Остров пропитан поэзией со всех сторон. Да и свет там, наверняка, необычный. Там свое царство, заповедный мир природной гармонии. Куинджи решил съездить на Валаам. На Валааме А.И.
Куинджи провел все лето.
Картиной «Ладожское озеро» была открыта северная серия творений знаменитого живописца. Для художника максимально важно водное пространство и небо. Пространство выстроено очень интересно. Мы ощущаем, насколько оно безгранично. Единая гамма цветов объединяет озеро и небо. Цвет невероятно насыщенный и интенсивный. Озеро и небо словно слиты воедино. Они полностью переходят друг в друга. Горизонт, слегка уловимый, является единственной границей между ними.
Но границы максимально условны, поэтому можно полностью почувствовать движение, переход одного пространства в другое.
Сиюминутное причудливым образом перемещается в будущее. Песочно-серые облака не создают ощущение тяжести. Они уравновешены берегом, сложенным из детально прописанных камней.
Атмосфера грозы подчеркнута максимально холодной гаммой голубого и серого. Просто удивительна особая игра тени и света перед началом грозы.
По оценке Репина: «… Только после посещения Валаама, где он проработал с натуры все лето и откуда привез превосходные этюды, началась его оригинальная творческая деятельность». Его картина «На острове Валааме» (1873) по праву считается лучшей из всего, что создано о Валааме в живописи.
Полотно «На острове Валааме» была создана Куинджи, когда художник совершил вторую летнюю поездку на остров. Это одна из картин трилогии, которая посвящена красоте севера.
Сюжет полотна написан на берегу реки. Береза и сосна стоят на пригорке, они проросли через гранит, который потрескался под воздействием времен. На заднем плане мы видим густой северный лес.
Наша страна богата такими красотами. Берег острова дикий. Он ожидает приближающейся бури. Грозовые, тяжелые тучи нависли над этим нетронутым оазисом северной земли. Они становятся все чернее и поглощают багряный закат.
Красота, глубина картины поражает
Репин писал Третьякову: «Картина представляет северную природу.
Замечательна она еще удивительным серебристым тоном… Гранитная плоскость освящена лучом холодного света; даль картины лес… и водоросли тонут во мраке под густыми тучами; на первом плане на пригорке, стоят два, общипанные ветром, дерева — сосна и береза». В 1873 году за картины «На острове Валааме» и «Ладожское озеро» Куинджи получил звание классного художника первой степени.
Восторженные рассказы о них передавались из уст в уста. «Я до сих пор ничего подобного не видел и даже вообразить не мог!» — воскликнул И.И. Шишкин. «Превосходные вещи» — так отозвался о них И.Е.Репин. С таких отзывов началась большая слава А.И.Куинджи.
Вам стоит посетить этот незабываемый остров и увидеть все своими глазами. Это вы можете сделать здесь.
Источник: http://travelclubonline.ru/kareliya/russkie-hudozhniki-na-valaame-arhip-ivanovich-kuindzhi/