- Мы с вами уже знакомились с творчеством Иеронима Босха (1450-1516) — нидерландского художника, одного из крупнейших мастеров Северного Возрождения.
- Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
- Сегодня посмотрим один из его шедевров «КОРАБЛЬ ДУРАКОВ»
- Эта картина одна из самых известных картин великого нидерландского художника.
Иероним Босх. Корабль дураков.1495-1500гг. Лувр.Париж.
«Корабль дураков». Это емкий символ, возникший в Средние века — символ безумного человечества, которое плывет без руля и без ветрил, не зная цели своего путешествия.
- Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».
- По одной версии — это произведение было написано под вдохновением от сатирической поэмы Себастиана Бранта «Корабль дураков», в котором описывается, как корабль с дураками отчалил в страну дураков.
- По другой версии — это аллегорическая тема, которая направлена на осмеяние существующей церкви.
- Картина наполнена большим количеством символов,поэтому требует детального объяснения.
- АНАЛИЗ ДЕТАЛЕЙ КАРТИНЫ.
Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски.
Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.
В центре картины вместе с крестьянами на корабле беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова.
Монахиня с лютней, забыв о скромности, об обете послушания, горланит что-то развеселое и совершенно светское. Напротив нее сидит монах.
- Рты персонажей широко раскрыты, но не только потому, что они поют во все горло, — они заняты весьма своеобразным и требующим полного сосредоточения делом: на шнуре подвешена краюха хлеба – традиционное ярмарочное развлечение, – надо укусить хлеб, не касаясь его руками.
- Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
- Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином.
- Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом.
- Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад.
- Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём.
- Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.
Если вы присмотритесь, то увидите, что к стволу орешника прикреплен вымпел розоватого цвета, а у основания этого вымпела изображен перевернутый полумесяц. Полумесяц – мусульманский знак, знак неверных, знак ереси, и шире – знак дьявола.
ИНТЕРЕСНАЯ ДЕТАЛЬ
Единственный дурак по профессии – шут, единственный, кому следовало бы балагурить, скоморошничать, дурачиться, ведет себя серьезней остальных. Нахохлился, отвернулся, пьет свой стакан. Его функции исполняют другие. Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости.
Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков.
ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ БОСХ?
Босх смеётся , но это — грустный смех. Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и «дураки». Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно.
Эксцентричный и загадочный гений, Босх ясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи — скрытые существа нашего внутреннего мира.
«Корабль Дураков» — не о других людях, это — о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?
Источники.
http://nearyou.ru/bosch/fool.html
http://bibliotekar.ru/muzeumLuvr/13.htm
http://art-assorty.ru/5395-korabl-durakov-bosch.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C_%D0%B4%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B0)
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3033078
«Корабль дураков» картина Иеронима Босха
Картина «Корабль дураков» выполнена маслом на доске, примерно в 1495 – 1500 году. Ее размер: 33 см. 58 см. Картина находится в Лувре, в Париже.
Родившийся в семье потомственных живописцев, в городе Хертогенбосе, Босх, должно быть, изучил свое ремесло в семейной студии. Об этом известно не многое и наши знания о его развитии, как художника, основаны на изучении его картин. Он инициировал сатирический и фантастический жанр живописи, населенной монстрами и выдуманными фигурами, погруженной в североевропейские притчи, которые позже вдохновят и других художников, таких как, например, Брейгель старший. Картина «Корабль дураков» представляет собой великолепный образец мастерства Иеронима Босха.
На картине изображены 12 человек. В центре — францисканский монах и монахиня, играющая на лютне. Они сидят лицом друг к другу. Их рты широко открыты, как будто они поют, но на самом деле они, как и их товарищи, собираются откусить от блина, свисающего с мачты их маленькой лодки.
Был такой народный обычай, который заключался в поедании висящего блина, не используя рук. За ними сидят два лодочника. Один из них гребет гигантским половником, другой размахивает разбитым кувшином, надетым на его весло. Левее женщина готовящаяся ударить кувшином мужчину, который держит бутыль наполовину погруженный в воду.
На другом конце корабля, на импровизированном руле сидит шут, пьет из чаши. Ниже – мужчина, которого тошнит, склонился за борт. Мачту кораблю заменяет дерево, из кроны которого выглядывает сова. Ниже, на мачте, королевский флаг Франции с мусульманским полумесяцем. Под ним, привязанный к мачте, жареный гусь.
Радостная группа бесцельно дрейфует; обширный пейзаж на заднем плане простирается к бесконечности.
Было высказано предположение, что эта необычная сцена – интерпретация книги Корабль дураков, опубликованной в Базеле в 1494, аллегория на гуманиста Себастьяна Бранта.
Это произведение было проиллюстрировано гравюрами, изображающими заполненные дураками корабли, дрейфующие к раю глупцов, который называется Narragonia.
Это предположение многие считают ошибочным, хотя-бы потому, что в иллюстрациях к этой книге, дураки явно отличаются от дураков Босха, своими костюмами и шляпками с ушами ослов.
На картине Корабль дураков, есть только одна такая фигура (шут), и он, кажется, и разъясняет смысл картины. Вполне вероятно, что Босх изобразил людей, пьющих и плывущих невесть куда, одержимых едой и питьем.
Это сатира на духовенство тех времен и ироническая критика пьянства, которое лишает плывущих и разума и души. Монахи на переднем плане символизируют религиозных деятелей. Гнев – последствие пьянства, объясняет жест женщины, замахивающейся кувшином.
Развратное духовенство, таким образом, позволяет лодке церкви дрейфовать, пренебрегая здоровьем души и тела.
Этот аспект, представляющий собой критические замечания, провозглашенные во времена Реформации, кажется, воплощен при помощи изображения человека в воде, который висит на лодке, в то время как все остальные остаются бессознательными.
Поделись в соц. сетях:
Рекомендуем к прочтению:
Художник Иероним Босх. Картины Босха с названиями, фото.
Сад земных наслаждений. Иероним Босх.
Источник: http://new-original-style.com.ua/pages/article2/ship/of_fools.htm
Описание картины Иеронима Босха «Корабль дураков»
Описание картины Иеронима Босха «Корабль дураков»
Босх — мрачновато готический художник Эпохи Северного Возрождения с головой полной удивительных и странных мыслей, которые выливались на полотна гротескными и демоническими образами вкупе с нравоучительными тенденциями. В то время как Церковь считалась единственной и непоколебимой догмой, а священнослужители представителями высшей знати, Босх в открытую насмехался над ними всеми вместе взятыми.
Это наглядно можно увидеть на его картине «Корабль Дураков». Корабль — традиционный символ Церкви в древние века, наполнен разными людьми. В центре, среди народа, сидит монах и монахиня, играющая на лютне. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук.
Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. Кому-то плохо от чрезмерно выпитого вина, кто-то объедается до икоты, а кто-то настолько отупел, что гребет черпаком как будто веслом, пытаясь ускорить движение корабля. Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами.
На весь этот шабаш, из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова.
Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Лютня — аллегория женского полового органа, Майское Дерево и сова — символы зла, ереси и дьявола в Средние века. Картина ясно дает понять всем, кто на нее смотрит, что будущего у этого корабля нет, т. к.
он никем не управляем, люди беспокойны и рано или поздно перевернут корабль, он медленно пойдет ко дну. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, абсолютно не заботясь о спасении их душ.
Все фигуры на картине вызывают антипатию, они плоские и уродливые, будто неумелые маски, а неустойчивость и эфемерность корабля подчеркивает бессмысленность всего происходящего.
Картина «Корабль Дураков» была верхней частью триптиха, который, к сожалению, не сохранился до наших дней, лишив удовольствия созерцать очередное творение смелого и прогрессивного, мрачного гения иронии и сарказма, Иеронима Босха.
(3 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ieronima-bosxa-korabl-durakov/
«Корабль дураков» — человеческая глупость на картине Босха
Гротескные фигуры, уродливые силуэты… что это, изображение девяти кругов ада по Данте? Нет, это настоящий корабль дураков. Но что же скрыто за преувеличенно отвратительными образами?
Иероним Босх был выдающимся нидерландским живописцем. Он родился около 1453 г. в Хертогенбосе, семья его происходила из немецкого города и была издавна связана с живописным ремеслом, так что свой первый творческий опыт Иероним Босх получил еще дома. Все начиналось с росписей в церквях.
Но круг деятельности его не ограничивался только живописью, Босх был неплох также в изготовлении гравюр и кузнечном деле. Но прославила его все же живопись, скорее даже его необычный стиль. Босх соединял в своем творчестве средневековые мотивы, фольклор, философию и метафоричность.
На полотнах его часто можно встретить чудищ, множество гротескных фигур и огромное количество отсылок и символов, помогающих раскрыть замысел, заложенный в картине.
Одной из самых широко известных работ Босха является его «Корабль дураков». Казалось бы, что значит это название? Его придумал не сам Босх. Как известно, в конце 15 века, когда, как предполагается, писалась эта картина, времена были неспокойные. Начиналась эпоха протестантизма и лютеранства.
В языке того времени существовал особый термин – корабль. Так называли церковь, а если точнее, то в самом здании церкви есть часть, которая называется кораблем, именно в ней сидят молящиеся. И этот корабль церкви должен направлять людей и направляться Богом, творцом.
Согласно другой средневековой традиции, образ корабля в море обозначал жизненный путь человечества, полный трудностей. Здесь и заложен смысл картины, в этом и состоит проблема.
Корабль дураков обозначает грешное человечество, которое либо плывет неведома куда, либо стоит на месте, причем уже так давно, что корабль даже пророс деревом. Именно поэтому корабль с дураками, а, следовательно, и всех людей не ожидает ничего хорошего.
Ничего не известно о том, как Босху пришла идея написания этой картины и о том, как он, собственно, ее писал.
Но, раз уж мы перешли непосредственно к изображению картины, то давайте поподробнее рассмотрим ее. На жалком суденышке без рулевого предаются греховным развлечениям глупые и уродливые существа. Мы видим здесь монаха и монахинь, которые фривольно горланят песни, параллельно соревнуясь в излюбленном на ярмарках развлечении – нужно укусить хлеб, подвешенный на веревке.
Это аллегория на обжорство и чревоугодие. Монахиня играет на лютне, которая является инструментом, предназначенным для исполнения любовных арий. Кроме того, можно заметить несколько и других символов ведения не самого аскетичного образа жизни. Вишни на тарелке и кувшин с вином – знаки искушения и сладострастия.
Перевернутый месяц на розоватом вымпеле – знак неверных и ереси.
Композицией фигур на картине Босх показывает нам эфемерность и жуткую неустойчивость всего корабля. Веселящаяся компания его вот-вот перевернет. Таким способом художник дает нам понять, насколько бессмысленно все происходящее.
Как вы уже, наверное, поняли, корабль этот символизирует церковь. Церковь, которая пришла в упадок и так уверовала в свою непоколебимость и нерушимость, что позабыла все свои принципы и учения. Церковь погрязла в грехах.
Монахи, которые купались в роскоши, ничего при этом не делая, были на виду у людей. Никто даже не пытался скрываться. Корабль дураков – это воплощение дурости, и того, что тогда церковь вела людей не в Рай, а на погибель.
Единственный дурак по профессии на корабле – шут. В те времена многие богачи держали при себе юродивых или дурачков-шутов, потому что только они могли говорить правду, и только их слушали.
Шут – единственный, кому позволительно веселиться и дурачиться. Но ему нет места среди этой клоунады, он отвернулся и одиноко сидит со своим стаканом.
Именно этими его действиями Босх доносит до нас правду и суть.
Эта картина полна аллегорий и явственно намекает нам на царящее в те времена безбожие. И, безусловно, она является одной из самых знаковых и важных картин в творчестве Босха.
Художник осуждает человеческую глупость сурово и безжалостно. В своих работах он высмеивает пороки, но это скорбный смех.
Ведь мы все плывем на этом корабле, мы все подвержены тем же грехам и порокам, что и герои картины.
Не многим удавалось достичь такого мастерства в передаче смысла и эмоций, как удалось Босху. Его по праву можно называть отцом жанровой живописи в европейском искусстве.
Сейчас картина «Корабль дураков» находится в Парижском Лувре. По количеству желающих приобщиться к прекрасному ей, безусловно, не победить «Мона Лизу» да Винчи, но зато да Винчи не тягаться с Босхом в метафоричности.
«Корабль дураков», явственно вскрывающий жуткие вещи, сокрытые глубоко в темных уголках человеческих душ, навсегда останется для нас напоминанием о том, что нужно не забывать следить за тем, куда держит курс наш корабль.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b3ca1c408695100a8a06df9
«Корабли дураков»
В литературе довольно часто встречается приём помещения персонажей романа, повести, рассказа в какое-то замкнутое пространство . Используется этот прием вероятно для более полного раскрытия характера персонажа, исключив внешние воздействия. Впрочем автор может преследовать различные цели.
Такой приём можно встретить, например, у Даниэля Дефо, Джонатана Свифта, Агаты Кристи, Жюль Верна и других. Но тема такой изоляции персонажей своих произведений для обозначения людских пороков будоражит умы многих уже на протяжении ни одной сотни лет.Это создание «Корабля дураков»Символ – человечество, плывущее на ковчеге-корабле – весьма благодатный.
Дураками прозывались в средневековой европейской традиции просто порочные и греховные люди.Замкнутое пространство корабля, обыватели, превращающиеся в варваров, – символ нашего общего гигантского ковчега. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья.
Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях.
- ***
И вот к этой теме обратился выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе – Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен ), 1460 -1516Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени… воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире.Иероним Босх, Корабль дураков (Лувр, Париж)Пассажиры корабля Босха— представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни.Вместо мачты — дерево, сломанная ветвь служит рулем, ковш с длинной ручкой — веслом На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве — симолы зла и ересиМонах и монахиня, изображены в таких же позах, как пары в средневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдей к занятию любовью.Плоды вишни, лютня и винный кувшин — распутство и потеря самообладания от вина.Корабль дураков, гравюра на дереве, 1549 год (автор неизвестен).
Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и «дураки». Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно.
«Корабль Дураков» — не о других людях, это — о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?
***
КОРАБЛЬ ДУРАКОВ
Мир погружен, отвергнут богом,Кишат глупцы по всем дорогам.Жить дураками им не стыдно,Но узнанными быть обидно«Что делать?» — думал я.
- И вот Решил создать дурацкий флот
- «Дурак» — излюбленное слово.Когда дурак честит другого,Но между ними ни на грош
- Ни в чем различья не найдешь.
- ***
- ***
- Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе
- Много бед погребено.
- ***
Всё это есть в тексте Себастьяна Бранта Корабль дураков.А. Дюрер, портрет С.Бранта Себастьян Брант (Brant, Sebastian) (1457-1521), немецкий ученый, гуманист, поэт. Родился в 1457 в Страсбурге. Учился в Базеле, там же в 1484 получил право на преподавание, в 1489 — ученую степень доктора права. В 1501 стал синдиком в Страсбурге, в 1503 — муниципальным канцлером этого города. Умер Брант в Страсбурге 10 мая 1521.БРАНТ Себастьян (фронтиспис в книге Корабль дураков)Брант сочинял латинские стихи (Varia carmina; лат. — разные стихи; 1498) и составлял своды законов, но наибольшую известность снискало ему стихотворное сочинение на немецком языке Корабль дураков (Das Narrenschiff, 1494). Дурак с волынкой (иллюстрация к главе 54 книги Себастьяна Бранта)Изощренная изобретательность, подкрепляемая иллюстрациями — в книге было 75 гравюр, бульшей частью превосходных, в духе ранних работ А.Дюрера, — сделала это произведение своего рода светской Библией.«Корабль дураков.» Брант«Корабль дураков», rоторый ради пользы, благого поучения, увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого — с исключительным тщанием, рачительностью и трудолюбием создан Себастианом Брантом, доктором обоих прав, и отпечатан в Базеле на масленой неделе, именуемой «Ярмаркой дураков», в лето тысяча четыреста девяносто четвертое от рождества Христова»Себастьян Брант.Кэтрин Энн Портер и ее «Корабль дураков».Кэтрин Энн Портер (1890-1980)Кэтрин Энн Портер написала единственный роман в своей жизни . Роман «Корабль дураков», который разошелся по миру, получил международное признание и стал основой для одноименного фильма Стенли Крамера. Моментально было выкуплено право на экранизацию. За весьма немалую сумму: 500000 долларов (сейчас 3,5 миллиона с учетом инфляции).Фильм, кстати, тоже получил всевозможные награды. Постер к фильму «Корабль дураков» Кэтрин Энн Портер родилась 15 мая 1890 года и умерла 18 сентября 1980 года. Мать умерла в пятых родах. Старший ребенок умер во младенчестве, осталось четверо – один грудничок, а Кэтрин (тогда Келли) было всего два годика. Отец отдал всех четверых бабушке. Кстати, по отцу она была родственницей О.Генри. Урожденная Калли Рассел Портер поменяла своё имя на Кэтрин Энн Портер – в честь бабушки. Кэтрин Энн Портер, урожденная Калли Рассел Портер,В 16 лет Кэтрин Портер уже выходит замуж, но быстро разводится: богатый муж распускал руки. Затем она очень тяжело заболевает и болеет долго. Врачи диагностируют то туберкулез, то бронхит, дальше не легче – эпидемия «испанки», особого гриппа. Но организм справился, хотя когда молодая женщина выходила из санатория, она была бестелесная и лысая. Когда же волосы отросли, то были совершенно белыми и таковыми уже и остались на всю жизнь .Дальше был Нью-Йорк и существование «литературным негром». Портер (Porter) Кэтрин Энн В шумном бурлящем Нью-Йорке Портер увлекается левыми идеями и даже отправляется в Мексику, где знакомится с Диего Риверой. В Мексике же она переживает какую-то драму, в результате которой отходит одновременно и от радикализма, и от католической церкви. Целое десятилетие Кэтрин Энн Портер так и курсирует из Мексики в Нью-Йорк и обратно. Еще раз выходит замуж, но тоже ненадолго. Только в 40 лет она публикует под своим именем полноценный цикл рассказов, который сразу принес ей литературное признание. Еще два раза выходит замуж, но снова мечты о семейном счастье не сбываются. Детей тоже не было по состоянию здоровья.Кэтрин Энн Портер начинает преподавать в различных американских университетах. Ее лекции пользовались большим успехом у студентов. И только в 1962 году (в 72 года) она публикует свой первый и единственный роман «Корабль дураков», который тут же стал знаменит везде, где был переведен. Обложка первого издания книги И, хотя автор заявила, что больше писать не будет, через несколько лет последовал сборник рассказов, за который писательница получила Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию. А в 87 лет Кэтрин Энн Портер написала повесть «Тщета земная». Кэтрин Энн Портер (Katherine Anne Porter)«Корабль дураков» – слепок человеческого общества, вне зависимости от времени и места. «Карго греховных душ» пересекает моря и океаны (путь человечества). Обличаемые человеческие пороки за 500 лет не иссякли и не изменились, разве что в список нашлось еще что добавить.Кэтрин Энн Портер написала книгу-обличение, книгу-предупреждение, книгу-раздумье. Николай Владимирович Коляда — советский и российский актёр, писатель, драматург, сценарист, театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации лауреат международной премии им. К. С. СтаниславскогоНиколай Коляда Нелюдимо наше море… или Корабль дураков» Жанр: трагикомическая притча «Корабль дураков» — это злополучная коммуналка, которых в нашей стране еще немало. Разные здесь живут люди, со своими горестями и радостями. Дружат, ругаются, но, несмотря на непростые взаимоотношения, соседи вьнуждены уживаться. В сложности и абсурдности нашей жизни, попадая в нелепые, комедийные ситуации, они все же находят радости и праздники души. Герои нашей истории — просты? люди, очень похожие на «чудиков» Василия Шукшина. Комедия по пьесе Н.Коляды.Свою коммуналку они сравнивают с Ноевым ковчегом и не случайно название пьесы взято из библейских сюжетов. Свою пьесу Коляда написал в советское время, но характеры людей с тех пор не намного изменились, да и жизнь простых людей не стала лучше. Психология спектакля и строится на поведении и взаимоотношениях людей, живущих рядом. Грегори НОРМИНТОНКОРАБЛЬ ДУРАКОВ«Корабль дураков», дебютный роман 25-летнего писателя и актера Грегори Норминтона – лучший пастиш на средневековую тему после «Имени Розы» и «Баудолино» Умберто Эко. Вдохновясь знаменитым полотном Иеронима Босха, Норминтон создал искуснейшую постмодернистскую мозаику – оживил всех героев картины и снабдил каждого из них своей историей-стилизацией. Искусное подражание разнообразным высоким и низким штилям (рыцарский роман, поэзия вагантов, куртуазная литература и даже барочная грубость Гриммельсгаузена) сочитается у Норминтона с живой и весьма ироничной интонацией. Это один из немногих примеров, свидетельствующих о великолепном знании автором своего предмета, не затененного мертвым наукообразием.Грегори Норминтон (Gregory Norminton)
«Нагруженный под завязку, что твое блюдо, до краев полное вишни, корабль дураков застыл на лужайке моря. И хотя легкий бриз развевает флажок на мачте, море – зеленое и спокойное, точно сад. Корабль – это скорее утлая лодчонка, и даже не лодка, а так, непонятного свойства посудина с еще живым деревом вместо мачты.
В его пышной кроне засел чудной вахтенный (чудной, потому что сова; да и сама сова тоже чудная, потому что и с клювом, и со ртом). И немало еще несуразиц на этом неправильном корабле: вместо руля – деревянный черпак, команды нет и в помине, а пассажиры явно не приспособлены к мореходному делу.
Вот вся честная компания (в произвольном порядке): трое певцов-горлопанов, бесстыдник-купальщик, блюющий пропойца, храпящий пропойца, пьяная баба, обжора, монах, шут и монашка с лютней.
Список предметов неодушевленных: фляги с вином или элем, стакан, плошка для подаяний, бочка спиртного, нож, жареная курица, дохлая рыба, ком теста и блюдо (как вы уже догадались) с вишней, каковая олицетворяет собой грех сладострастия, либо сладострастную тягу к греху – понятия часто равнозначные.»
Корабль дураков. Грегори Норминтон.
Компания, надо сказать, разношерстная. Давно ли они собрались вместе? Все указания на Время отсутствуют. Время, кажется, отсутствует тоже. Здесь всегда – полдень, если судить по свету.
Можно предположить, что тепло, но и Погоды тут нет.Этот унылый застой, это настырное однообразие – как все нудно и скучно.
Чем они развлекают себя, эти люди? Что они здесь делают? Сидят, стоят и лежат, перегибаются через борт, тянутся приподнявшись на цыпочках, плещутся в море.
Да, это понятно. Но что они здесь делают?»
***
Кто такой Тед Качинский? Тед Качинский – профессор математики, объявивший войну человечеству. В 1971 году он покинул цивилизацию и поселился в лесах штата Монтана в самодельной хижине, питаясь добытыми охотой кроликами, выращенными скудными овощами и собранными кореньями.
Кроме того, в своем уединении, он собирал самодельные взрывные устройства, упаковывал их в посылки и отправлял по адресам виднейших лабораторий, научных центров, университетов. В результате его деятельности погибло 3 человека, 29 были ранены.
ФБР искало его 18 лет и дало ему кличку Unabomber (от «UNiversities and Airlines BOMbings» — «УНиверситетов и Авиакомпаний БОМбардировки»). Тед хотел парализовать общество, целясь в его самые уязвимые узлы, системы коммуникации, транспорта и научные объекты.
Общество объявило его Сатаной, сделала из него врага номер 1, монстра, способного уничтожить любого. 3 апреля 1996 года Тед был арестован, благодаря тому, что его опознал собственный брат.
Сейчас он отбывает 4 пожизненных срока в федеральной тюрьме ADX Florens в Колорадо, принадлежащей к разряду supermax, это один из наиболее охраняемых объектов в США.Тедом написано несколько статей, «Манифест Унабомбера» или «Индустриальное общество и его будущее», рассказы, из которых наиболее известным является «Корабль дураков».
«Как-то раз капитан корабля и его помощники так высоко возомнили о самих себе и о своем мастерстве, и до того преисполнились спеси, что разум их помутился. Они взяли курс на север и плыли вперед, пока им не стали встречаться на пути айсберги и опасные льдины, но и тогда они продолжали держать курс на север, посреди предательских вод, с тем только, чтобы предоставить себе возможность еще блистательнее отличиться в деле морского искусства.
По мере того, как судно прибавляло и прибавляло градусы широты, пассажирам становилось все неуютнее. Они стали ссориться между собой и жаловаться на условия, в которых им приходилось жить…………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Корабль же все плыл и плыл на север, и спустя какое-то время попал в затор между двумя айсбергами и все утонули.»
***
«Корабль дураков » — это образ не сегодняшний, образ с традицией.Но оказался затребован в наше время.О «Корабле дураков» написано множество песен»
Пьяный ветер, волны — быки,В трюмах крысы и мрак.Наш корабль ведут дуракиНа фальшивый маяк.Дураки! Дураки! Дураки!Ярко светит красный фонарьВ бухте у Сатаны,Ждет давно безумный корабльЗуб огромной скалы.
Дураки! Дураки! Дураки!Скалы, эй! Скалы, эй! Скалы, эй, Берегись!Дуракам на всё наплевать,Им неведом закон,Брошен руль и мачты скрипят,Под ударами волн.Дураков нам не вразумитьИ не взять на испуг,Прежде чем добычу делить,Оглянитесь вокруг.
Дураки! Дураки! Дураки!
Скалы, эй! Скалы, эй! Скалы, эй! Берегись!
Пепел На Ветру. Корабль Дураков. Я Не Хочу Войны
Источник: https://ngasanova.livejournal.com/153372.html
Иероним Босх. Корабль дураков
Иероним Босх (1450-1516)
Корабль дураков. 1495—1500
La Nef des fous
Доска, масло. 58 × 33 см
Лувр, Париж
«Корабль дураков», часто встречающийся в литературе и искусстве образ, – аллегория стремления к достижению материальных целей в ущерб духовным. Эта картина может служить своеобразным титульным листом, выражающим суть всего творчества Босха, в котором сатира стала мощным средством выражения размышлений художника о человеке и мире.
Возможно, при создании этой картины (первоначальное название ее нам неизвестно) Босх вдохновлялся сатирической поэмой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», которая рассказывает, как корабль с дураками отчалил в Страну Дураков. Это своеобразная энциклопедия времени, в которой описывается более ста видов проявления глупости.
Иероним Босх (1450-1516)
Корабль дураков. 1495—1500
Фрагмент
Художник осуждает человеческую глупость с суровостью и безжалостностью. В его исполнении нравоучительные темы зазвучали столь своеобразно и натуралистично, что Босха по праву можно считать основоположником жанровой живописи в европейском искусстве.
Согласно средневековой литературной традиции, образ корабля в море — метафора, означающая жизненный путь, полный опасностей: море всегда представлялось грозящим кораблекрушением. Картина Босха дает более глубокое толкование образа. Его «Корабль дураков» — олицетворение грешного и неразумного человечества, не ведающего, куда ему плыть, и именно поэтому обреченного на гибель.
На утлом суденышке предаются греховным развлечениям глупые и безобразные существа. Корабль плывет неведомо куда. Обе мачты поросли листвой. Пустой сосуд, держащийся на копье, и вымпел с полумесяцем — знаки ереси.
Корабль плывет без рулевого, главные здесь — монах и монахиня, горланящие непристойные песни. В руках у монахини — лютня, инструмент, предназначанный для любовных песен.
Прямо у ртов этой пары подвешен пирог, от которого без труда можно откусить. На тарелке — вишни (знак искушения).
Пища сама просится к ним в рот, в то время как над ними человек с превеликими трудами лезет по мачте за птичьей тушкой.
Иероним Босх (1450-1516)
Корабль дураков. 1495—1500
Фрагмент
Иероним Босх (1450-1516)
Корабль дураков. 1495—1500
Фрагмент
Иероним Босх (1450-1516)
Корабль дураков. 1495—1500
Фрагмент
В зрелищах того времени главную идею происходящего до зрителей доносил шут. На картине Босха он, сгорбившись, сидит с чашей вина в руке, как бы иллюстритуя строчки из «Корабля дураков» Бранта: «А спился там — пошел на дно… Таких встречали вы и сами: колпак на каждом с бубенцами!»
Иероним Босх (1450-1516)
Корабль дураков. 1495—1500
Фрагмент
Иероним Босх (1450-1516)
Корабль дураков. 1495—1500
Фрагмент
Иероним Босх (1450-1516)
Корабль дураков. 1495—1500
Фрагмент
Иероним Босх (1450-1516)
Корабль дураков. 1495—1500
La Nef des fous
Доска, масло. 58 × 33 см
Лувр, Париж
Морозова О.В. Галерея гениев. Босх. 2008
Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/21680.html
Иероним Босх «Корабль дураков». Описание картины
Иероним Босх — один из уникальных художников своего времени, его знаменитые полотна содержат столько загадок и шифров, что даже мы, современники, еще не в силах разгадать все, что хотел донести до нас этот фламандец. Его манера написания разительно отличалась от творчества его современников эпохи Возрождения. Он не уделял внимания реалистичности изображения человеческих тел, игре света и тени, цветовой колоритуре.
Босх был целиком сосредоточен на выражении своих религиозных мыслей и христианской наполненности картин. Чего стоит его триптих «Сад земных наслаждений».
Кажущаяся на первый взгляд нелепица так точно и достоверно отражает ту картину мира, которая складывалась в людских головах в средневековую мрачную эпоху.
При всей своей уникальности и творческой деятельности фламандский живописец прожил всю жизнь в одном городе, под названием Хердогенбос, скончавшись 66 лет от роду.
Голландцы поставили своему великому земляку памятник на родине. Его любили за манеру написания и технику раскрытия и прочтения библейских заповедей, за то, что он умел раскрыть людям, не умеющим читать, величие христианства, обрисовывал кару за грехи и и высмеивал людские пороки.
Одним из самых знаменитых полотен считается «Корабль дураков» — полагают, что это часть триптиха, вернее ее верхняя часть. Нижний фрагмент носит имя «Аллегории обжорства и сладострастия».
Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия»
По анологии со всеми полотнами, в качестве корабля выступает Церковь, которая ведет верующих на небесную пристань.
Однако, Босх умудрился высмеять церковнослужителей, изобразив беспутствующего монаха в компании двух монахинь. Это изображение показывает, как упали нравы ортодоксальной Церкви.
В руках монахини лютня, вокруг нее миряне, все поют или хватают ртами блин, который спускается сверху на веревке.
Босх. Корабль дураков
Лютню традиционно считали женским началом, а то, что она находится в руках монахини, подразумевает разврат в монастырях. Помогают убедиться в смысле описанного и другие символы – тарелка с вишнями на столе и привязанный к борту графинчик, наполненный вином. За всем этим следит сова, которая спряталась в лиственной гуще.
Далее за развратом недвусмысленно высмеивается и грех чревоугодия — вот один дурак висит за бортом, борясь с приступами тошноты от обжорства; вся компания сплоченно сидит за столом, а у одного персонажа в руке вместо весла гигантская ложка.
Все полотно отображает видение того, что корабль, наполненный дураками, становится кораблем Зла. Вместо мачты – живое дерево с зеленой кроной, рулем служит сломанная ветка. И идет этот диковинный корабль, никем и ничем неуправляемый прямиком в Ад.
Босху удалось передать аморальность в облике действующих персонажей, которые восседают под майским деревом на корабле, предвкушая время, когда отступают моральные запреты. Книгу с тем же названием Босх вряд ли читал, но подоплека и суть одна. Картину признали цельным смысловым произведением, и она находится в постоянной экспозиции в Парижском Лувре.
Автор сочинения: Волкова Элла
Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/ieronim-bosx-korabl-durakov-opisanie-kartiny.html
Корабль дураков
Корабль дураков. И.Босх.
Годы создания: 1490-1500 гг.
Лувр. Париж.
Иероним Босх»Корабль дураков»
1495-1500гг. доска, масло.
Лувр, Париж
Очередная работа Босха в которой он высмеивает Церкву и всё лицемерную околоцерковную «тусовку».
Корабль — традиционный символ Церкви, наполнен разными людьми. В центре, среди народа, сидит монах и монахиня, играющая на лютне. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук. Люди на корабле и священнослужители пьют, безчинствуют и горланят песни.
Кому-то плохо от чрезмерно выпитого вина, кто-то объедается до икоты, а кто-то настолько отупел, что гребёт черпаком как будто веслом, пытаясь ускорить движение корабля. Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами.
На весь этот шабаш, из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова.
Полотно буквально перенасыщено двузначными символами. Лютня — аллегория женского полового органа, Майское Дерево и сова — символы зла, ереси и дьявола в Средние века.
Картина ясно даёт понять всем, что будущего у этого корабля нет, т. к. он никем не управляем, люди беспокойны и рано или поздно перевернут корабль, он медленно пойдет ко дну.
Незавуалированное изображение Церкви, которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, абсолютно не заботясь о спасении их душ. Все фигуры на картине вызывают антипатию, они плоские и уродливые, будто неумелые маски, а неустойчивость и эфемерность корабля подчеркивает бессмысленность всего происходящего.
«Корабль дураков» был верхней частью триптиха, который не сохранился, а нижним фрагментом считается «Аллегория чревоугодия и сладострастия»
Иероним Босх «Корабль дураков» (1500). Доска, масло. 58 х 33 смMusée du Louvre, Paris, France
Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова.
Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином.
Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом.
Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём.
Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.
Здесь верховодит шут; по замыслу его роль — сатирическое обличение обычаев и нравов того времени. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность; «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой.
Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками, и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин; её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни, и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного.
Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков.
Вероятно, и Босх был знаком с этой сатирой, но вряд ли она послужила ему творческим стимулом — в Средние века корабль был одной из самых распространённых метафор. Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486 г.
в Харлеме, и потому возникает искушение представить картину Босха, вероятно, читавшего её, как пародию.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Korabl_durakov/