Марк Шагал – один из самых известных представителей мирового художественного авангарда XX века
Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
Один из лидеров мирового художественного авангарда XX века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.
Художник прожил довольно насыщенную жизнь, помимо России работая во Франции и США. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, в этом же году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к его 90-летию. Вопреки всем правилам, в музее были выставлены работы ещё здравствующего автора.
- «Вечёрка» предлагает вашему вниманию подборку знаменитых картин художника, принесших ему мировую славу и признание.
- «Я и деревня» (1911) Нью-Йорк, США, Музей современного искусства
ФОТО: marc-chagall.ru
- «Посвящение моей невесте (Моей суженой)» (1911) Филадельфия, США, Художественный музей Филадельфии
ФОТО: marc-chagall.ru
- «Памяти Аполлинера» (1911) Эйндховен, Нидерланды, Стеделийк ван Аббе-музеум
ФОТО: marc-chagall.ru
- «Голгофа» (1912) Нью-Йорк, США, Музей современного искусства
ФОТО: marc-chagall.ru
- «Вид Парижа из окна» (1913) Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма
ФОТО: marc-chagall.ru
- «День рождения» (1915) Нью-Йорк, Музей современного искусства
ФОТО: marc-chagall.ru
«Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся… Я все еще держала цветы… Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок.
И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке… Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь… И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх.
Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, «Горящие огни»)».
- «Над городом» (1917)
ФОТО: marc-chagall.ru
- «Синий домик» (1917)
ФОТО: marc-chagall.ru
- «Прогулка» (1918) Санкт-Петербург, Русский Музей
ФОТО: marc-chagall.ru
- «Одиночество» (1933)
ФОТО: marc-chagall.ru
- «Белое распятие» (1938)
ФОТО: marc-chagall.ru
«Нельзя без боли и слез смотреть на Христа, которого Шагал поместил в центре картины погромов. Фигура распятого, изображенная на фоне цвета слоновой кости, простирается над подвергающимся разрушениям миром. У его ног горит семисвечный светильник. В небе горестно причитают евреи.
Безысходная нищета. Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, «Шагал, или Чарующая буря», 1948)».
- «Свадебные огни» (1945)
ФОТО: marc-chagall.ru
- «Исход» (1952)
ФОТО: marc-chagall.ru
- «Мосты через Сену» (1954)
ФОТО: marc-chagall.ru
- «Война» (1964 – 1966)
ФОТО: marc-chagall.ru
Источник: https://vm.ru/culture/147380-15-znamenityh-kartin-marka-shagala
Единственная муза Марка Шагала (6 фото)
Никто из знаменитых художников не передавал так просто и точно того воздушного, волшебного ощущения оторванности от земли, которое появляется во время влюбленности, как один из самых известных представителей художественного авангарда 20 века Марк Шагал.
Марк и Белла Шагал с дочерью Идой, 1924 г. / Белла Шагал в молодости Художник познакомился с Беллой Розенфельд в Витебске в 1909 г., через 6 лет они поженились и провели вместе 29 лет, вплоть до трагической смерти Беллы.
Все это время он не уставал признаваться в любви и посвящать любимой жене свои картины. В автобиографии Марк напишет, что рядом с Беллой ощущал необыкновенный покой, невесомость, даже полет. Он так ее и рисовал — легкую, летящую, влюбленную.
Образ Беллы встречается в сотнях работ Шагала.
Над городом, 1918 г. Белла была красива, могла стать талантливой писательницей или актрисой, но предпочла посвятить свою жизнь любви — любви к Марку Шагалу.
Она прошла вместе с Шагалом через все : его увлечение революцией, неудачную попытку стать преподавателем и общественным деятелем, полуголодную жизнь московского художника, годы скитаний — сначала по Советскому Союзу, а затем и за океаном, чтобы скрыться от антисемитской немецкой военной машины.
День рождения, 1915 г. Любовью и нежностью переполнена картина «День рождения». Как-то еще до свадьбы Белла пришла к Марку на день рождения с букетом цветов, и это настолько вдохновило художника, что он тут же сделал набросок будущей картины.
Белла вспоминала о том дне: «Не двигайся, стой, где стоишь! (Я все еще держу цветы)… Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Ты закружил меня в вихре красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой.
Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас».
Прогулка, 1918 г. В 1944 году Шагалы жили в США и очень обрадовались новости об освобождении Франции. Они уже собирались вернуться во Францию, когда Белла внезапно занемогла. Инфекция убила ее буквально за несколько дней.
Шагал работает над портретом супруги «Белла в Зеленом», 1935 г. Марк Шагал прожил долгую жизнь и создал еще множество полотен, мозаик, витражей и скульптур, расписал плафон Парижской Оперы Гарнье; скончался в почтенном возрасте 98 лет.
После кончины любимой жены у Шагала были романы и новый брак, но любовь к Белле он пронес через всю жизнь, даже после ее смерти продолжая писать ее портреты. «Все можно изменить в жизни и в искусстве, и все изменится, когда мы избавимся от стыда, произнося слово Любовь.
В нем настоящее искусство: вот все мое мастерство и вся моя религия».
Белла в Мурийоне, 1926 г. По материалам: kulturologia , m-chagall Сморите также: Цветы от Маяковского Потрясающая история любви двух художников
Источник: https://fotojoin.ru/photo/photo_story/edinstvennaya-muza-marka-shagala/
Биография Марка Шагала
Шагал Марк Захарович (1887-1985) – художник еврейского происхождения, творивший в России и во Франции. Занимался живописью, графикой, сценографией, увлекался написанием стихов на идише. Является ярким представителем авангардизма в художестве ХХ века.
Детские и юношеские годы
Настоящее имя Марка Шагала – Моисей. Он появился на свет 6 июля 1887 года на окраине города Витебска (сейчас это республика Беларусь, а в то время Витебская губерния принадлежала Российской империи). В семье он был первым ребёнком.
Отец, Шагал Хацкель Мордухович (Давидович), работал приказчиком. Мама, Фейги-Ита Менделевна Чернина, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Отец с матерью между собой были двоюродными братом и сестрой. У Марка было ещё пять младших сестёр и брат.
Большую часть детства Марк провёл у бабушек с дедушками. Начальное образование, как и было принято у евреев, получил на дому. В возрасте 11 лет Шагал стал учеником 1-го Витебского четырёхклассного училища. С 1906 года обучался живописи у витебского художника Юделя Пэна, который держал собственную школу изобразительного искусства.
Петербург
Марку очень хотелось обучаться дальше изобразительному искусству, он просил отца дать ему денег на учёбу в Петербурге. Тот швырнул сыну 27 рублей, налил себе чаю и самодовольно потягивая, сказал, что больше нет и ни копейки он ему больше не пришлёт.
В Петербурге Марк стал обучаться в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где занимался два сезона. Школой этой руководил русский художник Николай Рерих, Шагала взяли на третий курс без сдачи экзаменов.
После Рисовальной школы он продолжил обучаться живописи в частной школе. Двое его витебских друзей тоже учились в Петербурге, благодаря им Марк стал вхож в круг молодых интеллигентов, поэтов и художников. Шагал жил очень бедно, на жизнь ему приходилось день и ночь зарабатывать, трудясь в качестве ретушера.
Здесь в Петербурге Шагал написал две свои первые знаменитые картины «Смерть» и «Рождение». И ещё у Марка появился первый почитатель творчества – знаменитый в то время адвокат и депутат Госдумы Винавер М. М. Он приобрёл у начинающего художника два полотна и дал стипендию для поездки в Европу.
Париж
Так в 1911 году на полученную стипендию Марку удалось поехать в Париж, где он знакомился с авангардным творчеством европейских поэтов и художников. В этот город Шагал влюбился сразу, он называл Париж вторым Витебском.
В этот период, несмотря на яркость и неповторимость его творчества, в картинах Марка чувствуется тонкая нить влияния Пикассо.
Работы Шагала начали выставлять в Париже, а в 1914 году должна была состояться его персональная выставка в Берлине.
Перед таким значимым в жизни художника событием Марк решил съездить в отпуск в Витебск, тем более как раз выходила замуж его сестра. Он поехал на три месяца, а задержался на 10 лет, всё перевернула начавшаяся Первая мировая война.
Жизнь в России
В 1915 году Марк был служащим военно-промышленного комитета Петербурга. В 1916 году он работал в Еврейском обществе поощрения художеств. После 1917 года Шагал уехал в Витебск, где был назначен на должность уполномоченного комиссариата по делам искусств в Витебской губернии.
В 1919 году Марк способствовал открытию в Витебске художественного училища.
В 1920 году художник переехал в Москву, где устроился на работу в Еврейский камерный театр. Он был художественным оформителем, сначала Марк разрисовывал стены в вестибюле и аудиториях, потом делал эскизы сценических костюмов и декораций.
В 1921 году он устроился на работу в еврейскую трудовую школу-колонию для беспризорных детей, которая находилась в Малаховке. Марк работал там преподавателем.
Всё это время он не переставал творить, из-под его кисти вышли такие знаменитые на весь мир полотна:
- «Я и моя деревня»;
- «Голгофа»;
- «День рождения»;
- «Прогулка»;
- «Над городом»;
- «Белое распятие».
Жизнь за границей
В 1922 году с женой и дочерью Шагал эмигрировал из России, сначала они уехали в Литву, потом в Германию. В 1923 году семья переехала в Париж, где через 14 лет художнику дали гражданство Франции.
В период Второй мировой войны он по приглашению американского Музея современного искусства уехал в США подальше от оккупированной нацистами Франции, вернулся он в Европу лишь в 1947 году.
В 1960 году художника наградили премией Эразма.
С середины 60-х годов Шагал увлёкся мозаикой и витражами, скульптурой, шпалерами, керамикой. Он разрисовывал парламент Иерусалима и Парижскую Гранд-оперу, Метрополитен-оперу в Нью-Йорке и Национальный банк в Чикаго.
В 1973 году Марк приезжал в СССР, где посетил Москву и Ленинград, в Третьяковке состоялась его выставка, он подарил галерее несколько своих произведений.
В 1977 году Шагал получил наивысшую французскую награду – Большой крест Почётного легиона. В год 90-летия Шагала выставка его произведений прошла в Лувре. Марк умер во Франции 28 марта 1985 года, где он и похоронен на кладбище прованского городка Сен-Поль-де-Ванс.
Личная жизнь
В 1909 году в Витебске приятельница Шагала Тея Брахман познакомила его со своей подружкой Бертой Розенфельд. Он в первую же секунду знакомства понял, что эта девушка для него всё – его глаза, его душа.
Он был уверен сразу же, что перед ним его жена. Он ласково называл её Беллой, она стала для него единственной и неповторимой музой. Со дня их знакомства тема любви заняла в творчестве Шагала главное место.
Черты Беллы можно узнать почти во всех изображённых художником женщинах.
В 1915 году они поженились, а в следующем 1916 году на свет появилась их малышка Ида.
Белла была главной любовью в его жизни, после её смерти в 1944 году, он запрещал всем говорить о ней в прошедшем времени, как будто она куда-то вышла и сейчас вернётся.
Второй супругой Шагала стала Вирджиния Макнилл-Хаггард, она родила художнику сына Дэвида. Но в 1950 году они расстались.
В 1952 году Марк женился третий раз. Его супруга Вава – Валентина Бродская – владела в Лондоне салоном моды.
Источник: https://stories-of-success.ru/marka-shagala
"Скромный еврейский художник" Марк Шагал
Культура » История культуры » Личность в культуре
Любовь — это состояние, когда можешь взлететь и летать бесконечно.
Марк Шагал, день рождения которого мы отмечаем сегодня, показал это в своих картинах, прославив свою маленькую родину.
Дома и улочки родного Витебска на его пронизанных светлой печалью полотнах заняли место в лучших музеях мира, опровергнув прижизненные обвинения художника в провинциальности и примитивизме.
«Нарушитель гравитации», мировой гений живописи XX века Марк Шагал сегодня самый популярный и продаваемый художник, после Пикассо и Матисса. И, как утверждают специалисты, первый по числу краж его работ.
Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 году в еврейской семье на окраине Витебска (нынешняя Республика Беларусь). Был он самым старшим из девяти детей, его отец Захар — грузчик у торговца селедки, мать Фейга-Ита содержала маленькую лавку, а дедушка — учитель и певчий в синагоге.
В возрасте девятнадцати лет, благодаря влиянию матери, юный Марк поступил в частную школу художника Пэна. Хотя он проучился всего 2 месяца, но это обучение стало точкой отсчета творческой деятельности Шагала.
В 1907 году Шагал, с 27 рублями в кармане, едет в Петербург поступать в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, возглавляемую тогда Николаем Рерихом. Его работы настолько поразили приемную комиссию, что Марка взяли сразу на третий курс без экзаменов.
Окунувшись в атмосферу революционных лозунгов, Шагал начинает знакомиться с новыми художественными течениями, такими, как футуризм, экспрессионизм, что естественно оказывает влияние на становление его как художника.
Сальвадор Дали: Знаю, что я не в своем уме
День рождения
Но, несмотря на это жизнь молодого Шагала в столице была часто сопряжена с трудностями и лишениями.
Дискриминационная политика к евреям в Петербурге была агрессивнее, чем в родном Витебске, поэтому чтобы не быть выдворенным из города, Шагал работал в мастерской вывесок для получения удостоверения ремесленника, дающее право проживать в столице. Но буйство внешнего мира редко волновало влюбленного в живопись, начинающего художника.
Однако летом 1909 года произошло событие, перевернувшее жизнь художника с ног на голову, он познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира.
Позже Шагал в книге «Моя жизнь» писал про Беллу так: «Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена». Они поженились 25 июля 1915 года, Белла была для Шагала не только верной и любящей женой, но и музой, дающей силы на новые подвиги.
В 1910 году подающего большие надежды художника берет под свое покровительство депутат Государственной думы Максим Винавер, обеспечивая Шагала стипендией и возможностью уехать в Париж, для продолжения обучения.
Париж очаровывает Шагала и влюбляет в себя навсегда. Ночью художник работает над холстами, а днем пропадает на выставках и экспозициях признанных мастеров кисти: Ван Гога, Сезанна, Гогена, Курбе, жадно впитывая художественную технику.
На второй год жизни в Париже он снимает мастерскую в знаменитом прибежище бедных иностранных художников, под названием «Ла Рюш» (Улей), где еще больше погружается в атмосферу парижской богемы, знакомясь с поэтами, художниками; и осваивая новые течения — кубизм, орфизм, футуризм.
Заказчик творений архитектора Гауди — бог
Весной 1914 года Шагал и еще несколько художников принимают участие в выставке своих работ в Берлине, работы Марка Шагала начинают пользоваться популярностью и постепенным признанием критиков. Через некоторое время он уезжает в Витебск, повидать родных и Беллу, но внезапно начинается Первая мировая война и возвращение за границу откладывается на неопределенный срок.
Прогулка
Вскоре красным крылом промелькнула революция в России, и Шагал, как многие деятели искусства, с радостью воспринял становление нового мира и с головой ушел в продвижение искусства в массы.
Он становится уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии, где с большим энтузиазмом принимается за организацию годовщины Октябрьской революции.
Однако вскоре Шагал стал ощущать давление со стороны новой власти.
В 1920 году он вместе с женой и дочерью переезжает в Москву, где активно работает над созданием декораций к театральным постановкам. Потом был Берлин, Париж, Нью-Йорк, предоставивший убежище еврейской семье от террора нацистов.
В США Шагал приехал уже известным художником, Америка восторженно встретила мастера, проявив не дюжий интерес к его работам. Но в конце их пребывания в Америке случилось одно из самых страшных потрясений в жизни Марка Шагала, буквально за два дня до отправления в Париж, умерла Белла.
Только через девять месяцев после смерти жены Шагал сумел взять в руки кисть, чтобы создать две картины в память о навеки потерянной любимой женщине.
Красный еврей
Но даже после смерти Беллы Шагал не опускал руки, продолжал творить и работать не только на холстах, но принимал активное участие в общественной жизни СССР, Франции и Израиля.
Его работы можно встретить и в декорациях «Еврейского театра» находящегося в Санкт-Петербурге, в иллюстрациях к Библии и поэме Н. В.
Гоголя «Мертвые души» для парижского коллекционера Амбруаза Воллара, в росписи плафона Парижской оперы.
Одной из ярких особенностей творчества Шагала, можно выявить то, что ни к одной из определенных художественных школ он не примкнул. То есть его картины, это синтез сгруппированных знаний о нормах художественного направления с его личным мироощущением.
Синий домик
На протяжении всего творчества Шагала в его картинах существуют две главные модели: любимая жена Белла и родной городок Витебск. Образ Беллы узнаваем во всех женских образах, смотрящие на нас с полотен мастера. Что же касается Витебска, то его тихие улочки, низкие дома отражаются даже на полотнах, где изображен Париж, в своем радостном великолепии.
Поль Гоген — брокер с мольбертом
Под личным мироощущением подразумеваются исторические корни художника, будучи евреем, он не потерял связи с национальной историей и бытом. И хотя Шагал не был религиозным человеком, но элемент религиозности в большей или меньшей степени присутствует в его работах.
Свои национальные особенности и темперамент он отразил в изменении образного строя и содержания своих работ.
Многие работы основаны на визуализации еврейских поговорок и фольклора, вкрапление еврейского начала в работах Шагала замечается даже в картинах на христианские мотивы.
Тематика его творчества крайне разнообразна, начиная от тихих пейзажей Витебска, вплоть до картин-размышлений.
А вот определить художественное направление, в котором он творил достаточно проблематично, ибо работ, написанных с соблюдением того или иного течения не так уж и много.
Поэтом искусствоведы, занимающиеся творчеством Шагала, называют его авангардистом, так как за свою долгую жизнь художник отразил в своих работах максимальное количество течений.
Марк Шагал умер на 97 году жизни в любимой Франции. Он не оставил после себя школы, он был единственный в своем роде, сумевший органично соединить новаторские идеи современности и легкие еврейские мотивы воедино. Шагал был гражданином не только еврейского народа, но и всего мира, ибо через свои работы он призывал людей не терять веры в чудо и торжество жизни.
Читайте самое интересное в рубрике «Культура»
Источник: https://www.pravda.ru/culture/1164295-chagall/
128 лет со дня рождения Марка Шагала
1 / 3
2 / 3
3 / 3
О петроградских и московских годах одного из самых известных и самобытных художников русского авангарда во фрагменте статьи из «Энциклопедии русского авангарда»
«Она молчит, я тоже. Она смотрит – о, её глаза! – я тоже.
Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена.
На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. … Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
25 июля 1915 состоялась долгожданная свадьба художника с Беллой Розенфельд.
В сентябре молодые уезжают в Петроград, где военнообязанный Шагал служит в Центральном военно-промышленном комитете, что, впрочем, не особенно мешало ему писать картины.
Шагал оказывается вовлечённым и в культурную деятельность Еврейского ОПХ. Он сразу же становится ориентиром для многих молодых еврейских художников.
Годы жизни в Петрограде и годы активного вхождения Шагала в русскую художественную среду. Его деятельно поддерживает Художественное бюро Н.Е. Добычиной (Марсово поле, 7). Его искусству отведена отдельная комната на первой выставке современной живописи в апреле 1916.
Работы Шагала – петроградские и летние лиозненские и витебские – выстраивались в гармоничные зрительные ряды, подсказанные самим размеренным ритмом жизни художника. В «Окне на даче» (1915.
ГТГ) художник заглядывает в свою картину – как много примечательного можно найти в самом бесхитростном мотиве.
Серия «Любовников». Зелёные. Голубые. Серые. Чёрные. Розовые. (1916–1917). Сомнамбулические видения. Цвет определяет особую эмоциональную интонацию. Серия «Евреев»: «Старик (красный)»; «Старик (зелёный)». «Чёрное и белое». Это и портреты, и лики. Бродячие нищие проповедники и пророки. Живописные притчи.
Герои Шагала («День рождения». 1915; «Прогулка». 1917– 1918. ГРМ) парят, поднимаясь над будничной жизнью… После октябрьских событий Шагал возвращается в Витебск. Осенью 1918 он назначен уполномоченным по делам искусства Витебской губернии, организует работы по оформлению города к первой октябрьской годовщине и создаёт художественное училище (ВНХУ).
В мае 1919 Шагал приглашает в Витебск вести мастерскую архитектуры и графики Л.М. Лисицкого, казалось, целиком посвятившего себя идее модернистского еврейского искусства. Это решение оказывается роковым. Лисицкий приглашает в Витебск Малевича, создаётся Уновис. Ученики Шагала становятся последователями пророка супрематизма.
У Шагала был большой успех на 1-й государственной свободной выставке произведений искусств в бывшем Зимнем дворце весной 1919 – пятнадцать картин и рисунков. Но в Витебске ему не было места. В начале июня 1920 Шагал в Москве.
Иногда он выставлялся – «Мир искусства» (московский) в январе 1922. Выходит монография о нём Тугендхольда и А.М. Эфроса. Шагал учит рисовать беспризорных еврейских подростков в школе-колонии в Малаховке. Проиллюстрировал книгу поэзии Д.Н.
Гофштейна «Tristia» (1922).
Но главное в московские годы – роспись зала Еврейского камерного театра. Шагал оформил и первый московский спектакль театра – «Вечер Шолом-Алейхема» (премьера 1 января 1921, режиссёр А.М. Грановский). Шагал сорок дней работал над оформлением зала.
Это была невообразимая импровизация. Панно он писал на холстах, а не на стенах, опасаясь, что их закрасят при каком-либо ремонте. В них трансформировался и его парижский опыт, и опыт его работы в контексте левого русского искусства.
В них царствует стихия карнавала.
В конце сезона 1920–1921 зрительный зал ненадолго превратился в выставочное помещение: «Роспись художника Марка Шагала». В конце марта 1922 росписи были показаны на «Выставке трёх» (Н.И. Альтман, Шагал, Д.П. Штеренберг).
В эти месяцы 1922 Шагал активно пишет свои «Записки» – будущую книгу «Моя жизнь» – и готовится к отъезду в Берлин через Литву (в Каунасе почитатели его таланта организовали выставку его работ).
Источник: http://rusavangard.ru/avangard-life/128-let-so-dnya-rozhdeniya-marka-shagala/
Муза и "День рождения" Замечательная история любви..
…Ты так прекрасно взлетел… Мы назовём это – «День рождения «
Понять Шагала можно путем «вчувствования», а не «уразумения». «Небо, полет – главное состояние кисти Шагала», – отмечал Андрей Вознесенский.
«Я ходил по Луне, – говорил художник, – когда еще не существовали космонавты. В моих картинах персонажи были в небе и в воздухе…»
Марк Шагал . Картина «День рожденья » (1915 год).
В 1990 году полотно «День рождения» было продано на «Сотбис» в Нью — Йорке за 13,5 миллиона долларов…
Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. Их долгий счастливый брак стал для художника воплощением таинства бытия. Он по себе знал, насколько глубокой и чувственной бывает любовь, как наделяет это чувство способностью летать.
В 1915 году Марк Шагал женился на Белле Розенфельд, дочери богатого ювелира и с этого момента художник рисовал для своей жены, она стала частой героиней его картин. Позднее в дневнике Марк Шагал признавался, что ни одну картину он не мог закончить без одобрения супруги.
Белла получила прекрасное образование: изучала литературу, историю и философию, занималась актерским мастерством в одной из студий К.С. Станиславского. Но главное – Белла и Марк с первой же встречи стали предельно близки друг другу, слились душами.
Шагал так говорил о ней: «Ее молчание было моим молчанием. Глаза – моими глазами. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом… На бледном лице сияют глаза.
Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа».
Белла Розенфельд была очень похожа на самого Шагала. Хотя была красавицей, а он красавцем отнюдь не был. А еще Белла была одухотворенной и воздушной. Занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе, интересовалась философией..
. В ее присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя. Часто он так ее и рисовал -безмятежно парящей в небе, и себя, летящим рядом с ней – над заборами, над свиньями, над столбами, над обыденным и милым Витебском.
Она ждала его четыре года, пока художник знакомился с мировыми шедеврами в Париже. Они были друг для друга единственными близкими людьми и ничего друг от друга не скрывали. И за границей, и в нетопленной, промозглой Малаховке Белла оставалась его музой.
Даже женившись второй раз в 1952 году, Шагал не уставал повторять, что только девушка из Витебска была для него всем.
В качающихся, изгибающихся пространствах предметы, увиденные под разными углами, сползают со своих мест и зависают в невесомости; человеческие фигуры взмывают вверх и плывут как в сновидении.
Эти ирреальные произведения, отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком, пронизаны ощущением нежности и одухотворенности.
Марк Шагал и Белла.
«Сама не помню как я в конце концов узнала, когда у тебя день рождения. И когда этот день настал, я с утра пораньше побежала за город и собрала большой букет…
— Стой, не двигайся!Я все еще держала цветы. Сначала порывалась поставить их в воду. Завянут же. Но очень скоро про них забыла. Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь…
Я слушаю музыку твоего голоса, густого и нежного. Она звучит и в твоем взоре, и вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас. Увешанные платками стены кружатся вокруг нас, и кружатся наши головы. Цветущие поля, дома, крыши, дворики, церкви все плывет под нами…
— Тебе нравится моя картина?Ты вдруг опять стоишь на ногах. И смотришь то на холст, то на меня. То отстраняешься, то наклоняешься к мольберту.- Еще доделать? Или можно оставить так? Скажи, где подправить?Ты говоришь как будто сам себе. Ждешь и боишься моего ответа.- Прекрасно. Ты так прекрасно взлетел… Мы назовем это «День рождения». У тебя отлегло от сердца.
— А завтра придешь? Я напишу новую картину… И мы опять будем летать».
Из мемуаров Беллы Шагал (Розенфельд)
«Горящие огни».
При написании использовались источники:
http://www.art-urok.ru/mark_shagal6.htm , http://www.m-chagall.ru/
Источник: https://drakoshkas.livejournal.com/285895.html