Луи Леопольд Буальи (1761 — 1845гг.) – французский живописец, по картинам которого можно изучать интерьеры, моду и нравы времен Директории,Консульства и Первой империи. В частности, мы можем увидеть множество работ, изображающих так называемую «голую моду» — характерную для Франции самого начала века, когда декольте и прозрачность платья могли достигнуть абсурда [2].
Невероятный и изумительная, 1797г
Что можно увидеть на картинах Буальи? Жизнь французов, иногда анекдотическую, удивительную. Кажется, художнику есть до всего дело.
Чего только стоит его картина «Тридцать шесть лиц» [3], изображающая толпу, и у каждого человека в ней свое выражения лица.
Они настолько органично смотрятся все вместе, будто, к примеру, естественная очередь или стихийное сборище, решившее поглазеть на какое-то внезапное событие. Наверное, каждый из нас мог наблюдать такое в современных реалиях в метро в час пик.
Кроме этого, живописец выпустил целую серию рисунков «Гримасы» [4-5]. На каждом запечатлены до 5 человек с искаженными лицами – дамы кривятся от неприятного запаха, артисты выступают в театре, мужчины принимают горькое лекарство и тд. Карикатуры не избежали ни богачи, ни дамы, ни старики, ни дети, ни врачи, ни художники, … , ни сам Буальи. И свои автопортреты он рисовал, веселясь [1].
Тридцать шесть лиц, 1823-1828гг
Гримасы, 1823г. Концерт
Гримасы, 1823г
Художник любит лица, эмоции, народ – «Эффект мелодрамы» [6], «Ложа, в день бесплатного спектакля» [7] или, продолжая тему театра, «Вход в Théâtre de l’Ambigu-Comique в день бесплатного спектакля» [8]. Первая картина — более лирическая, в отличии от остальных.
На ней изображено сословие выше среднего класса, тонкую и чувствительную даму в обмороке окружают хорошо одетые, ухоженные люди, сочувствующие ей, тогда как на второй из приведенных картин мы видим стариков, средний и низший класс. Люди жадные к бесплатному представлению, беспардонные.
Кто-то откровенно скучает, других увлекло чудо на сцене, некоторых просто задавили, как, возможно, прелестную молодую даму в сопровождении ее матери, которым, правда, больше интересен молодой человек рядом, а люди все так же лезут вперед.
Обе картины написаны в 1830 году, и, похоже, что в том же театре.
Эффект мелодрамы, 1830г
Ложа, в день бесплатного спектакля, 1830г
Вход в Theatre de l’Ambigu-Comique в день бесплатного спектакля, 1819г
Конфликты, драки – все это настолько живое, что живописец не может пройти мимо. Будь это свалка пьяниц в парке во время «Карнавала» [9], «Мужская ссора» [10] в сельском доме или даже «Женская драка» [11] – обе 1818 года.
Карнавал, 1822г
Мужская ссора, 1818г
Женская драка, 1818г
Компрометирующие изображения женского пола на этом только начинаются. Буальи обращается к извечной теме любви между мужчиной и женщиной, более плотской на его картинах, чем у его коллег современников («Прелюдия» [12], «Постоянный любовник» [13] — начало творчества, 1780е).
Блистательный Пале-Ройаль, бывший дворец кардинала, при последнем владельце, Филиппе Эгалите, герцоге Орлеанском, превратился в огромный развлекательный центр Парижа.
Лавки, кофейни, салоны, игорные комнаты, театральные сцены (именно отсюда пошел французский театр Comédie-Française) и музыкальные уголки наводнили его галереи, а сам дворец превратился в большой бордель, где можно было найти девицу на любой вкус, кошелек и нрав. Это частично отражается в рисунке художника «Галереи Пале-Рояля» [14].
Прелюдия, 1786г
Постоянный любовник, 1780е
Галереи Пале-Рояля, 1809г
Буальи прибегает и к совершенно интимным сюжетам. Картина конца XVIII века «Интимный туалет с запахом розы» вполне отображает свое название. Остается только гадать, действительно ли изображенная дама позировала живописцу, или это подсмотренный им сюжет.
Более скромные «домашние» темы, спокойные, наполненные детским смехом и рассказами бабушки, художник пишет наравне с остальными.
Тут встречаются и портреты натурщиков за повседневными делами — «Молодая девушка за глажкой» [15], и семейные сборы – «Чтение вестника о Великой армии» [16], «Семейная игра в шашки», где отец учит играть столпившихся вокруг отпрысков [17], а на следующем полотне – «Урок географии» для дочки [18].
Молодая девушка за глажкой, 1800е
Чтение вестника о Великой армии, 1807г
Семейная игра в шашки, 1803г
Урок географии, 1812г
На его полотнах часто встречается также родственная ему тема – мастерские художников [19]. Множество дам за мольбертами означало, что во Франции конца века и начала нового резко увеличилось число женщин-художниц, а живописец это исправно изобразил в своей «графической хронике и энциклопедии быта» – своих картинах.
Мастерская художника, 1800е
А светская жизнь находит выход под кистью Буальи в картине «Бильярд» [20]. Игра, раньше позволенная только мужчинам, после Революции с растущим числом кафе и, собственно, бильярдных стала широко популярной и доступной для дам.
Бильярд, 1807г
Платная переправа, 1803г
Прибытие почтовой кареты, 1803г
Политиканы в Тюильрийском саду, 1832г
Буальи мастер массовых сцен – настолько массовых, что за всеми участниками сложно уследить. Это «Платная переправа» [21], дождь на улицах города, – время ярких зонтиков и глубоких луж, которые очень неудобно преодолевать в модных нарядах.
За небольшую плату более богатым горожанам предлагалось пройти через лужу по специальной доске. «Прибытие почтовой кареты» [22] возвращает мужа домой молодой женщине, которая его обнимает, на фоне кто-то занят баулами с кареты, а молодая пара в углу друг с другом.
«Политиканы в Тюильрийском саду» [23] напоминают немного сборы современных нам пенсионеров за шахматами в парке. К слову, аналогичная картина у него тоже есть – «Партия в шашки в кафе Lamblin в Пале-Ройаль» [24]. Он часто рисует детей [25]: их игры, в том числе, можно увидеть на картине «Вход в турецкий сад» [26].
Жизнь бьет ключом, все чем-то заняты, переживают и чувствуют, и это то, что может описать все произведения этого художника.
Партия в шашки в кафе Lamblin в Пале-Ройаль, 1836г
Gabrielle Arnault as a Child, 1815г
Вход в турецкий сад, 1812г
У Буальи мало картин на политическую тематику, самые известные это «Санкюлот» [27], поднимающий флаг, 1792г., и «Триумф Марата» [28], спасшее его от штрафов за картины с эротическим подтекстом, 1794г. Вдобавок к этому он нарисовал портрет очень несчастного Наполеона, времен должности Первого консула [29].
Санкюлот, 1792г
Триумф Марата, 1794г
Наполеон, 1799-1804гг
Еще одна интересная работа — картина в картине — «Публика смотрит на «Коронацию…» Давида в Лувре» [30].
Также наследие художника представлено несколькими натюрмортами — изображение вазы с цветами, под которой лежит две мертвые птицы — «Nature Morte…» [31], 1790е, и парочка «Обманок» (Trompe l'oeil) [32].
Публика смотрит на «Коронацию…» Давида в Лувре, 1810г
Натюрморт цветов в стеклянной вазе, 1790-95гг
Trompe l'oeil, 1785г
В 1833 году Буальи был награжден орденом Почетного Легиона. За свою творческую жизнь он выполнил около 500 жанровых картин и приблизительно 5 000 портретов, его творчество настолько всеобъемлющее, что о нем можно говорить еще очень долго. Но лучше — наблюдать, что мы и предлагаем сделать вам.
Источник: http://xix.olddance.org/2016_05/artist.html
Луи-Леопольд Буальи картины
Луи-Леопольд Буальи (Louis-Leopold Boilly) — великий французский художник 18-19 вв. Родился в Ла-Бассе в 1761 году. Стал увлекаться живописью ещё в детстве. Первые свои картины стал писать в 12 лет.
Благодаря неимоверному таланту, которому завидовали даже признанные художники его времени, он не ходил ни в какие учебные заведения. Художник-самоучка сам добился всех необходимых для живописца качеств, изучил все основы и тонкости изобразительного искусства.
Может быть, благодаря именно этому фактору, его картины так отличны от работ других художников — его современников, предшественников и художников, которые пытались подражать талантливому мастеру. Конечно, будет лукавством сказать, что Буальи опирался исключительно на свой талант.
Всё же были люди, которых можно назвать его учителями, в числе которых и его отец, который был резчиком по дереву, а также Д. Донкоро, который писал, так называемые, «картины-обманки».
Его работы — это портреты и жанровые сцены. Всё искусство в целом можно отнести к его наблюдениям за жизнью Франции.
Обычная жизнь представителей среднего класса в невероятно искусном, тщательно-прорисованном творчестве Луи-Леопольда Буальи, овеяно каким-то красивым, даже сказочным настроением.
Детализированные картины с занимательными сюжетами сделали его очень популярным художником. С 1791 по 1824 год он выставлялся в знаменитом парижском салоне вместе с другими именитыми живописцами.
Луи-Леопольд Буальи умер в Париже в 1845 году. Его работы находятся в самых известных музеях мира. Несколько работ представлены в Эрмитаже, Санкт-Петербург.
Автопортрет
Бильярд
В гостях у дедушки
Вечеринка художников в мастерской Изабэ
Галерея Пале-Рояль
Невероятный и Изумительная
Отправление дилижанса
Платная переправа
Политиканы в Тюильрийском саду
Прибытие почтовой кареты
Санкюлот
У входа
Художница
???? Блинцов | 2014-02-18, 10:37 | ???? 324
Источник: https://art-assorty.ru/5253-lui-leopold-buali-kartiny.html
Искусство игры в бильярд… и бильярд в искусстве
В мою галерею поступила новая коллеция, посвященная теме этой недели — бильярду. Картины и комментарии.
Адриан ван де Венне (1589 — 1662), «Игра в бильярд»
«Помилуйте! — возмутитесь вы. — Какой же это бильярд — клюшка вместо кия, воротца вместо луз (или вместе с лузами)?! Это ж помесь гольфа с крокетом!» И будете, несомненно, правы: многие исследователи этого вопроса сходятся на том, что бильярд состоит в тесном родстве с такими играми, как крикет, крокет и гольф. Мало того, и в бильярд когда-то играли на открытом воздухе, и зеленое сукно, которым покрыт стол, призвано напоминать о траве… Еще одно свидетельство родства:
Людовик XIV играет в бильярд в Версале. 1694
Предполагается, что бильярд — игра довольно древняя и в Европу пришла с Востока. Первые свидетельства об подобных играх на Западе относятся к XIII столетию.
В помещения игроки перебрались позднее — чтобы меньше зависеть от погодных условий. Одновременно сократился и размер игровой площадки.
Первый бильярдный стол, как свидетельствуют документы, в 1469 году изготовил Анри де Виньи по заказу Людовика XI.
К середине XVI века бильярд уже прочно обосновался в королевских дворцах Европы. Известно, что с ним были знакомы шотландская королева Мария Стюарт и французский король Карл IX. К концу века бильярдные столы (с помощью испанцев) достигли берегов Америки.
К этому же времени относятся первые упоминания игры в литературе, например в «Сказке матушки Хабберд» Эдмунда Спенсера или в трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра: «Let it alone; let's to billiards: come, Charmian».
В русских переводах — «сыграть в шары» или «катать шары», у Сороки, правда, бильярд…
Смотрим дальше?
Жан-Батист-Симеон Шарден, «Игра в бильярд», 1721 г.
Обратите внимание, трех десятков лет не прошло с того момента, как Людовик Великий демонстрировал нам свое искусство игры на зеленом сукне, а выглядит все уже иначе: лузы я пока не могу разглядеть, но кии в наличии. Надо полагать, Шарден в этом вопросе разбирался, ведь он был старшим сыном столяра, изготавливавшего бильярдные столы для французского короля.
Януариус Цик, «Семья Реми», 1776 г.
Луи Леопольд Буальи, «Игра в бильярд», 1807
А тут, посмотрите, играет дама. На самой первой картине тоже дамы присутствуют, но не очень понятно, принимают они участие действием или только советом. А здесь — несомненно. И то, не все ж одной Клеопатре шары гонять. Впрочем, Мария Стюарт тоже гоняла. И обе дамы, как известно, плохо кончили. Снова дамы у бильярдного стола:
Шарль Эдуар Бутибонн, «Леди играют в бильярд», 1869
Шарль Эдуар Бутибонн, «Игра в бильярд», 1869
- А страсти в игре разыгрывались порой нешуточные:
«Двойной карамболь», 1874 г.
Что ж, карамболь и есть, иначе не скажешь. И именно двойной. Хотя, говорят, в оригинале это должно выглядеть примерно так или так.
А вот две картины одного года, которые, надо полагать, изображают одно и то же заведение — ночное кафе в Арле:
Винсент ван Гог, «Ночное кафе», 1888
Поль Гоген, «В кафе» («Портрет мадам Жино»), 1888
- И еще несколько полотен:
Андерс Цорн, «Джордж Пибоди Гарднер», 1899
Жан Беро (1849 — 1935), «Партия в бильярд».
Еще две картины Жана Беро: 1 и 2.
Хосе де Тогорес, «Бильярдисты», 1920 г.
Фернандо Ботеро, «Бильярдный салон», 1995 г.
Не стану утверждать, что это достаточно полная подборка живописи на тему бильярда… Да и исторический экскурс у меня тут довольно поверхностный, при желании можно было бы написать и больше. Просто я не ставила перед собой такую задачу — все это от настроения и для настроения.
Источник: https://nika-el.livejournal.com/375191.html
Государственный Эрмитаж
Франсуа Буше, яркий представитель искусства французского барокко, был весьма разносторонним мастером: он работал как живописец, гравер, иллюстратор, декоратор, расписывал веера и сервизы. Буше был удостоен звания придворного художника, ему покровительствовала фаворитка Людовика XV — знаменитая маркиза де Помпадур. Творчество живописца лишено трагических и драматических коллизий, его искусству присущи легкость, веселье, яркая декоративность. Буше писал мифологические сюжеты для того, чтобы иметь возможность изобразить красивых, изящных, как статуэтки, обнаженных женщин в образах богинь и нимф.
В овальном по форме произведении «Туалет Венеры» богиня показана во всем блеске своей наготы. Она окружена проворными амурами, помогающими выполнять утренние ритуалы. Один держит зеркало, другой повязывает ей ленту на ногу, служанки разбирают драгоценности.
Взоры всех персонажей обращены к Венере, выдвигая богиню на первый план, в центр композиции. Колорит характерен для стиля рококо, он построен на сочетании сияющих золотых, мягких розовых, зеленых и голубоватых оттенков цвета.
В отличие от предшественника Антуана Ватто в работах Буше нет повествовательного элемента, сюжет присутствует исключительно как художественный повод.
Этьен Морис Фальконе (1716–1791) Амур 1750-е. Мрамор. Высота 85
Автор знаменитого памятника Петру I в Санкт-Петербурге — так называемого Медного всадника, — Фальконе создал и данное изящное произведение в стиле рококо. Первоначально «Амур» предназначался для садового павильона в поместье маркизы де Помпадур. Это обусловило композицию статуи: ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон.
Скульптура пользовалась большой популярностью у знатоков искусства XVIII века, с успехом экспонировалась на выставках. Фальконе многократно повторял своего «Амура», экземпляр, хранящийся в Эрмитаже, был заказан графом Строгановым.
Шаловливый крылатый мальчик, бог любви, предостерегающе держит пальчик около губ, ведь украдкой он вытаскивает стрелу из лежащего рядом колчана. Его лукавая улыбка намекает, что никто не укроет свое сердце от этих метких стрел. Фальконе убедительно передал пухлое тельце ребенка, мягкие пушистые волосы, обрамляющие живое лицо, перышки крыльев.
В его свободной и естественной позе, в том, как он сидит, свесив одну ножку, мастер показал непринужденность и обаяние, свойственные детям.
Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779) Натюрморт с атрибутами искусства 1766. Холст, масло. 112×140,5
Жан-Батист Симеон Шарден — французский художник, писавший натюрморты и жанровые сценки, в которых воспевал повседневную домашнюю жизнь горожан, передавая ее в спокойной, реалистической манере. Натюрморты мастера тесно связаны с человеком, ведь он — хозяин изображенных вещей, и его присутствие чувствуется в каждом предмете.
Эрмитажное полотно — один из лучших аллегорических натюрмортов. Императрица Екатерина II заказала Шардену исполнить десюдепорт (наддверное живописное панно) для конференц-зала Академии художеств в Санкт-Петербурге. Картина изображает стол художника, на котором разбросаны вещи — атрибуты искусства.
В центре композиции — статуэтка бога Меркурия работы Жана-Батиста Пигаля, она символизирует скульптуру. Искусство живописи представлено палитрой и ящиком для красок, архитектура — свитками чертежей и готовальней.
Орденский крест, монеты и медали — это награды, которых художник удостоился в результате своего творчества. Все предметы Шарден писал исключительно с натуры, фигурка Меркурия реально принадлежала ему, как и кувшин, который можно обнаружить и на других полотнах.
Книги, вероятно, — тоже автора, их присутствие в натюрморте как бы намекает, что художник должен быть образованным человеком.
Искусство Шардена как нельзя лучше отражает идеалы эпохи Просвещения.
Жан-Батист Грёз (1725–1805) Паралитик 1763. Холст, масло. 11 5,5×146
Французский живописец Жан-Батист Грёз прославился как портретист и художник, писавший произведения на тему родственных отношений. В жанре семейного быта у него почти не было соперников во французской живописи.
Картина «Паралитик», характерный пример художественного искусства эпохи Просвещения, была главным событием парижской выставки 1763. Мастер представил многочисленное семейство, которое собралось вокруг разбитого параличом старика.
Скромный тяжелобольной труженик окружен нежной заботой и всеобщей любовью. Недаром полотно имеет второе название — «Плоды хорошего воспитания». Грез стремился создавать произведения, побуждающие к добродетели.
Основная мораль работы — превосходство простого человека над развращенностью французского дворянина. Живописец прекрасно группирует фигуры, однако сцена выглядит несколько сентиментально и театрально. Успех картины у зрителей был огромен.
Благосклонность критики Денни Дидро, советника русской императрицы, способствовала приобретению в 1766 полотна Екатериной II у самого автора. В фондах Эрмитажа хранится множество подготовительных рисунков к этому произведению.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806) Поцелуй украдкой 1787–1789. Холст, масло. 45×55
Виртуозный мастер стиля рококо, Жан Оноре Фрагонар был учеником прославленных художников — Франсуа Буше и Жана-Батиста Шардена.
Живописец известен как автор полотен на «галантные» темы, он развивал направление, заданное Антуаном Ватто.
Но в отличие от работ предшественника картины Фрагонара не ограничиваются платонизмом отношений между персонажами, его сцены очень чувственны, а порой даже откровенно эротичны.
«Поцелуй украдкой» — вершина «галантного» творчества мастера.
В комнате, отделенной от залы полуоткрытой дверью, юноша «похищает» поцелуй у молодой девушки, ее правая рука сжата ладонями юноши, который удерживает героиню подле себя.
Она тревожно смотрит на приоткрытую дверь, опасаясь, что кто-нибудь может войти и увидеть их. Поражают убедительность, с которой написаны фигуры, фактурность ткани, интерьер и светотень в комнате.
Картина имела также другое название — «Тайная страсть». Галантные сюжеты Фрагонара естественны в передаче земных чувств, они изящны, поэтичны и декоративны, так как выражают дух культуры XVIII века.
Элизабет-Луиз Виже-Лебрен (1755–1842) Портрет дочерей императора Павла I 1796. Холст, масло. 99×99
Французская художница Элизабет-Луиз Виже-Лебрен принадлежит к небольшому числу европейских живописцев, сумевших занять место на первом плане искусства своего времени. Любимая портретистка королевы Франции Марии-Антуанетты, она эмигрировала с началом революции и, объездив многие европейские столицы, на шесть лет обосновалась в России.
Портрет великих княжон Александры и Елены исполнен художницей в 1796, когда им шел тринадцатый-четырнадцатый год. Лица моделей несколько идеализированы, но каждое обладает особенным выражением.
Старшая, Александра, похожа на брата, великого князя Александра Павловича, черты лица младшей, в розовом платье, более мелкие. Княжны изображены рядом друг с другом, они лишь на минуту подняли глаза на зрителя, оторвавшись от созерцания миниатюрного портрета бабушки, Екатерины II, в алмазном обрамлении.
Изначально наряды княжон были иными. Слух о том, что картина показалась Екатерине II чересчур откровенной, побудил портретистку изменить одеяния девушек с греческих туник на платья с длинными рукавами.
Работая при русском императорском дворе, Виже-Лебрен получала большое количество заказов от аристократии, что способствовало ее финансовому процветанию. По приглашению Наполеона художница вернулась во Францию, где так же плодотворно и успешно творила.
Луи Леопольд Буальи (1761–1845) Бильярд 1807. Холст, масло. 56×81
Французский живописец Луи Леопольд Буальи специализировался в основном на камерных жанровых сценах и портретах. Он настолько точно выписывал детали окружающего мира, что по его произведениям можно изучать интерьеры, моду и нравы времен Консульства, Директории и Первой империи.
После революции появилось множество кафе, недорогих ресторанчиков, где люди могли встретиться, завести новые знакомства, поговорить, обсудить последние новости.
К числу таких заведений относились и бильярдные — просторные залы, в которых, выпив чашку чая и пообщавшись с друзьями, можно было развлечься ставшей чрезвычайно популярной после 1789 игрой.
В зале, освещенном верхним светом, дающим художнику возможность сделать ряд акцентов, изображено весьма пестрое общество. Главные действующие лица — игроки и бильярд.
Источник: https://nemaloknig.com/read-315879/?page=11
Игра в бильярд
Игру в бильярд, в числе прочего, завез в Россию из Голландии Петр I, и она быстро распространилась в аристократической среде. В него сразу же стали играть и мужчины, и женщины, последние моментально оценили всю прелесть этой игры в платьях с глубоким декольте. После смерти Петра I обучение игре на бильярде Верховный тайный совет включил в курс наук юного Петра II.
Играла на бильярде и Екатерина II. Когда весной 1763 г. она переехала в Зимний дворец, то среди прочего в ее комнатах появился и бильярдный стол. Об этом свидетельствует счет от 16 марта 1763 г.
«О заплате столярному мастеру Будт за сделанной в Каменной дворец биллиард с принадлежностями – 456 р.»[562]. В конце 1764 г.
тот же мастер изготовил для императорской резиденции еще один бильярдный стол: «О заплате столярному мастеру Воде за зделанный билиарт и мазы» (25 ноября 1764 г.)[563]. Видимо, одного стола стало не хватать…
В поденных записях за 1765 г. учитель маленького великого князя Павла Петровича – С. А. Порошин, упоминает, что мальчик уже в 10 лет почти ежедневно играл в Зимнем дворце на половине матери на бильярде: «в бильярд с Талызиным»; «после учения в бильярд играл» и т. д. В тех же записках упоминается и Екатерина II, которая «в бильярдной в карты играла».
Судя по мимолетным упоминаниям мемуаристов, императрица играла на бильярде и в преклонных летах.
Тогда бильярдный стол находился в надворной галерее Большого Эрмитажа, где императрица предавалась своим увлечениям: резала печати и камеи, играла с гостями в бильярд. Например, графиня В. Н.
Головина, описывая события начала 1790-х гг., упоминает, что Екатерина II играла на бильярде с лицами из своего ближайшего окружения.
Луи Леопольд Буальи. Игра на бильярде. 1807 г.
- Игра на бильярде
Тарелка прорезная и десять фишек для карточной игры (золото; чеканка, гравировка, полировка. Диаметр тарелки 19,3 см, размер фишек 5,4 ? 2,6 см)
Попутно упомянем, что, кроме бильярда, в стенах Зимнего дворца играли и в другие игры. Так, в 1768 г. мастер Иван Мейснер изготовил для императрицы для игры в карты прорезную золотую тарелку с золотыми же фишками разной формы.
В кабинетных документах указывается: «Из принятого от Кабинета Ея Императорского Величества золотых дел мастером Мейснером апреля 11 числа сего 1768 г. золота сделано для комнаты Ея Величества к Редерсной игре марон сезною – работою, 16 – продолговатых, 3 четвероугольных, 8 круглых и того 27. За работу оных Марон надлежит получить 200 р.»[564].
Эти золотые вещи по сей день хранятся в Государственном Эрмитаже, только из 27 жетонов осталось всего пять «продолговатых» было (16) и пять круглых (было 8).
Упомянем и о том, что императрица сочла возможным в 1770 г. позволить устанавливать в трактирах и на постоялых дворах «для увеселения приходящих» бильярдные столы.
Поточное производство бильярдных столов в России началось в 1849 г. на фабрике А.
Фрейберга, он начал использовать в качестве рабочего поля стола не доски, а аспидную плиту (натуральный сланец-ардезит). По его лекалам резались лузы[565] на всех бильярдных фабриках России.
Именно фрейберговские бильярдные столы с начала 1850-х гг. и вплоть до 1917 г. стояли в бильярдных комнатах Зимнего дворца.
Качество бильярдных столов фабрики А. Фрейберга отмечалось большими серебряными и золотыми медалями на крупнейших российских и международных промышленных выставках: Мануфактурной выставке в С.-Петербурге (1861 г.); Международной выставке в Лондоне (1862 г.); Мануфактурной выставке в Москве (1865 г.); Всероссийской выставке в С.-Петербурге (1870 г.).
Э. П. Гау. Бильярдная комната Александра II. Сер. XIX в.
В 1876 г. «биллиардный фабрикант С.-Петербургский 2-й гильдии купец» А. Фрейберг обратился к министру Императорского двора А. В. Адлербергу с прошением о даровании ему звания придворного поставщика. В прошении А.
Фрейберг коротко изложил историю поставок своей фабрики «для Его Императорского Величества дворцов с 1850 года»: «В 1855 г. по приказанию Ея Императорского Величества Государыни Императрицы мною сделан маленький биллиард для Его Императорского Величества Государя Наследника Николая Александровича. В 1862 г.
, тоже по приказанию Ея Императорского Величества Государыни Императрицы, сделан мною большой изящный биллиард для Его Высочества Государя Наследника Николая Александровича…».
Из этого текста прямо следует, что бильярд входил в «общеобразовательную» подготовку 13-летнего наследника-цесаревича, за которой пристально следила императрица Мария Александровна. Когда цесаревичу исполнилось 19 лет, императрица Мария Александровна заказала новый бильярдный стол «по росту» цесаревича.
А.
Фрейберг также указывает, что им «сделаны биллиарды и произведены ремонты таковых во дворцах Государя Наследника Александра Александровича, Его Высочества Великого Князя Николая Николаевича, Великого Князя Константина Николаевича, Великого Князя Михаила Николаевича, Великого Князя Владимира Александровича, Великой Княгини Марии Николаевны» и т. д. Таким образом, вся мужская половина Романовых квалифицированно играла на бильярде.
- Король Дании Христиан IX, император Александр III и принц Уэльский за игрой в бильярд
- Бильярдная комната Николая II в Зимнем дворце
Подставка для киев
По подсчетам А. Фрейберга, им за период с 1851 по 1875 гг. изготовлено и отреставрировано более 30 бильярдных столов, установленных в Зимнем и Царскосельском дворцах, а также в Ропше, Лисине, Красном Селе, в Аничковом дворце и др.
Заведующий Зимним дворцом генерал-майор А. П. Дельсаль в июне 1877 г. уточнил, что «в Императорском Зимнем Дворце находится всего один биллиард, на половине Государя Императора, записанный в описные книги комнатного имущества, при составлении оных в 1859 г.
Биллиард этот работы Фрейберга, и, по его объяснению, будто бы оный обновлен был им в апреле месяце 1859 г. и поставлены тогда новые пирамидные и карамбольные шары, и затем обновлен еще в ноябре 1871 г., а счет подан переплетчиком Мартенсом. По делу значится, что 19 декабря 1871 г.
уплачено было переплетных дел мастеру Мартенсу, по счету его, за наклейку казенного сукна и бархата на разные столы и сукна на биллиард 91 руб. и в этом счете относительно биллиарда объяснено так: „Биллиард в комнате Его Величества обстроган и выверен и сукно натянуто и мешки новые, за все 38 руб.“».
[566] В результате переписки А. Фрейберг искомого звания поставщика Императорского двора не удостоился.
Судя по всему, речь идет о бильярдной комнате Александра II, располагавшейся на третьем этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца. По описи, составленной в марте 1894 г.
, в этой «биллиардной комнате» находилось следующее имущество: «Шкафы библиотечные, биллиард мозаичной работы из разных дерев, на 12-ти усечено-пирамидальных ножках с проножками, украшенный бронзовыми кронштейнами, поддерживающими капители.
Биллиард о б лузах с деревянною доскою с натянутым на ней зеленым сукном (длина 5 арш. 5 верш., ширина 2 арш. 11,5 верш.
); Станок для киев и биллиардных машинок красного дерева на колонке… к нему: машинка 1, киев 12, мазик 1, крючок 1; К столу – шаров слоновой кости битых – 21, треугольник орехового дерева 1; Стол 4-угольный красного дерева, для биллиардной игры на 4 прямых ножках, с 1 ящиком.
На крышке стола прикреплена грифельная доска и на крышке же приделан ящик красного дерева для принадлежностей игры»[567]. Кроме этого, в бильярдной императора имелись 2 стола, диван, 12 стульев, камин, плевательница, каминный станок красного дерева, термометр внутренний и наружный, ваза, канделябры и часы. Эту бильярдную уничтожили в 1903 г., когда на ее месте по распоряжению царя оборудовали квартиры для прислуги царской семьи.
Когда в 1896 г. в Зимнем дворце поселился Николай II, для него на втором этаже северо-западного ризалита, за Готической библиотекой, оборудовали «обязательную» бильярдную комнату, которой он по прямому назначению пользовался не очень часто, предпочитая принимать там представляющихся.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/131105
Игра в бильярд 1807 Louis Leopold Boilly (1761 1845 французский) холст, масло — AliExpress — 11.11_Double 11_Singles Day
информация о продукте
описание продукта
Кто мы?
В Dot & Bo мы работаем, чтобы вы нашли лучшие предложения на все, что вы любите. С тех пор, как удивительные бренды, которые у нас есть, одобрены для присоединения к нашему магазину, мы тесно сотрудничаем с ними, чтобы убедиться, что вам обеспечен самый счастливый опыт покупок.
Мы понимаем, каково это-перемещаться в интернет-магазине, полный торговцев, которых вы никогда не встречали раньше, и мы стремимся сократить этот разрыв, находясь там для вас каждый шаг пути.
От нахождения лучшие предложения настроены, чтобы ваш личный вкус к предоставлению выделенной поддержки клиентов любое время вам это нужно, мы не остановит пока ты счастлив.
Что это за продукт?
Бренд: Posterazzi
Игра в бильярд 1807 Louis Leopold Boilly (1761-1845 французский) холст, масло Государственный музей Эрмитаж St. петербург, Россия воспроизводится на премиальной тяжелой стоковой бумаге, которая захватывает все яркие цвета и детали оригинала. Общий размер бумаги составляет 18,00×24,00 дюйма, а размер изображения-18,00×24,00 дюйма.
Этот принт готов для подвешивания или обрамления. Совершенно новый и свернутый и готовый для дисплея или обрамления. Название печати: игра в бильярд 1807 Louis Leopold Boilly (1761-1845 французский) холст, масло Государственный музей Эрмитаж ст. Петербург, Россия. Размер бумаги: 18,00×24,00 дюйма. Тип товара: постер художника печати: Louis Leopold Boilly.
Фотографии
Возвращает
Магазин не беспокоиться! Если вы не на 100% довольны своей покупкой, вы можете вернуть этот товар в течение 14 дней с момента получения.
Гарантия
В Dot & Bo мы работаем, чтобы вы нашли лучшие предложения на все, что вы любите. С момента, когда удивительные бренды, которые мы имеем, одобрены для присоединения к нашему рынку, мы тесно сотрудничаем с ними, чтобы убедиться, что вы обеспечены с самым счастливым опытом покупок.Мы понимаем, каково это-перемещаться на онлайн-рынке, полный торговцев, которых вы никогда не встречали раньше, и мы стремимся устранить этот разрыв, находясь там для вас каждый шаг пути. От нахождения лучшие предложения настроены, чтобы ваш личный вкус к предоставлению выделенной поддержки клиентов любое время вам это нужно, мы не остановит пока ты счастлив.
Источник: https://ru.aliexpress.com/i/32912610933.html
Интимная гигиена во Франции 18-го века
Так и быть, начну с самого интересного. Но вы обязательно долистайте до конца — картины того стоят, к тому же в финале вас ждут живописные фокусы и котик:)Интимный туалет, или Обнажённая роза. около 1790. Частная коллекция
Эта картина написана не для того, чтобы шокировать публику (или выполнить функции современных «сайтов для взрослых»). Во-первых, художник демонстрирует прежде всего своё потрясающее мастерство: блестящий атлас, прозрачная вуаль, бликующая посуда, бахрома на шарфе, висящем на вешалке, — его кисти подвластно всё.
Во-вторых, Буальи стремился зафиксировать на своих картинах всё самое актуальное, модное и современное. А биде как раз в его время и были изобретены во Франции — в конце 18-го века.
Благодаря этой картине можно понять, почему стульчик (деревянная основа + фарфоровая чаша с водой) для мытья «заповедных» мест называется именно биде. Биде в переводе с французского — лошадка. И дама буквально оседлала новинку: между прочим, очень удобно, когда ты в пышной юбке.
Картины француза Луи-Леопольда Буальи (1761 — 1845) часто можно встретить в книгах по истории моды, быта и нравов — его очень интересовала жизнь современной ему Франции, он запечатлевал её на своих картинах в мельчайших деталях.
Вот одна из самых популярных его картин — женщины выясняют, у кого изящнее стопа, для этого они обменялись обувью и примеряют туфельки друг дружки:
Сравнение маленьких ног
Поднятые юбки — уже дерзость по тем временам, а уж такое глубокое декольте…
Художнику, конечно, доставалось за откровенность, но то, что его картины были написаны с большим мастерством, с игрой света и тени, с отсылкой к голландским художникам, сильно его оправдывало: всё-таки, искусство, а не просто услада для мужских глаз. В конце концов, обнажённые части тела с белоснежной фарфоровой кожей виртуозной выписаны!
Буальи изображал не только красивенькое и волнующее. Вот вам женская драка. Конечно, в динамике есть своя красота…
Женская драка. 1818
А ещё Буальи, который не испытывал недостатка в клиентуре, специализировался на написании небольших портретов — размером 21 x 17 см. Писал такие портреты он безостановочно: до наших дней дошло боле 4500 (да-да, четыре с половиной тысячи!) таких его картин.
Здесь художник развлёкся от души, собрав сразу 35 эмоциональных лиц на одном полотне:
35 выражений лица
Ещё одна страсть Буальи — картины-обманки, создающие иллюзию трехмерности:
Эффект мелодрамы. 1830
На картине «Эффект мелодрамы» соединились сразу два увлечения художника: много лиц + эффект 3Д.
Чёрный виноград. 1842-1845
Написать виноград — дело чести для художника работающего в жанре «тромплей» (по-французски — обманка). Ведь с винограда началась античная гиперреалистическая живопись, увековеченная в легенде о соревновании двух художников:
Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше напишет картину. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого в руках картина под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис Паррасию.
«Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано». Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».Зевксис недаром выбрал предметом для своей картины виноградную гроздь: это он умел изображать как никто.
Однажды он написал мальчика с гроздью в руках, и опять птицы слетались и клевали ягоды, а народ рукоплескал. Недоволен был только сам Зевксис. Он говорил: «Значит, я плохо написал мальчика: если бы мальчик был так же хорош, птицы боялись бы подлетать к ягодам».
(Из книги Михаила Гаспарова «Занимательная Греция»)
А вот ещё одна обманка — на поверхности холста создана иллюзия оборотной стороны картины, сильно пострадавшей от времени, людей и котика:)
Тромплей с котом, оборотной стороной порванной картины и рыбой
Как вам картины? Знали этого художника раньше?:)
Источник: https://beauty-talking.livejournal.com/568896.html
Читать
- Андрей Иванов
- ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ФРАНЦУЗОВ ПРИ НАПОЛЕОНЕ
Новая книга о Наполеоне и его времени
В те дни, когда пишущий эти строки редактировал перевод тюларовского «Наполеона»[1], наш читатель располагал весьма ограниченной литературой на эту тему. За исключением ставших классическими биографий Тарле и Манфреда[2] да вдруг вынырнувших с Запада поделок вроде дамской болтовни Кирхейзен или сомнительной книги Вейдера и Хэпгуда[3] почти ничего не было.
Во всяком случае, в русскоязычную библиографию, приложенную к переводу, пришлось, чтобы заполнить лакуны, включить такие труды, как «Всеобщая история» Лависса и Рамбо.
Неудивительно, что книга Тюлара произвела сенсацию: начались читательские конференции, посыпались письма из разных концов бывшего Советского Союза с просьбой «прислать экземплярчик», и «Молодая гвардия» оказалась вынужденной молниеносно подготовить второе издание.
Ныне положение радикально изменилось: когда я недавно забрел в престижный книжный магазин, в глазах зарябило от обилия названий, связанных с наполеоновской эпохой. Тут были и биографии, и справочники, и экскурсы военного профиля. И невольно подумалось: в подобных условиях нынешнему русскому писателю, возжелавшему бы вновь обратиться к наполеоновской теме, нужно обладать большой смелостью.
И вот такой писатель нашелся. Им оказался автор книги, лежащей перед нами.
«Повседневная жизнь французов при Наполеоне»… Собственно, схему «повседневной жизни» той поры уже дал Ж. Тюлар.
Несмотря на крайнюю лаконичность (вспомним: во французском издании его книга вышла в серии «Livre de poche» — карманный формат), он сумел поднять целый пласт политической, экономической и культурной жизни Франции, причем, что особенно ново, дал все это в становлении и по отдельным регионам страны.
А. Иванов не пошел по «схеме Тюлара». Он избрал — и это его полное право — свой оригинальный путь, дав серию более или менее последовательно уложенных в хронологическое русло документированных этюдов и очерков.
В каждом из них господствует какая-либо одна тема, например, организация армии и ее командного состава («Волонтеры и рекруты», «Мы — французские офицеры!»), военные кампании и отдельные сражения («В стране фараонов», «Замечательные битвы», «Расколотили нас!»), сельское хозяйство и промышленность («То, что приносит доход», «Вино — то же золото», «Картофель — наше спасение»), наука и культура («Институт — детище Конституции», «Почему Гёте не поехал в Париж», «Я вас приветствую, Давид!»), персоналии («Шапталь и шаптализация», «Иллюзорная жизнь Стендаля», «Сражения Доминика Ларрея»), замечательные явления эпохи («Мир мадам Тюссо», «Кафе “Режанс” и “автомат” Кемпелена») и т. д. Впрочем, в большинстве этюдов подобная моноплановость вовсе не исключает и иных линий. Так, рассказывая о египетской экспедиции, автор параллельно уделяет место науке, говоря об экономике, обращается и к политике, а рассказы о современниках и спутниках Наполеона умело вплетает во многие этюды, посвященные другой проблематике. А главное, все вместе эти на первый взгляд разноплановые и разрозненные сюжеты являются органическими частями целого; все они прочно повязаны зримым и незримым присутствием главного героя повествования, личность которого — и в этом большая заслуга автора — показана динамично и разносторонне. Можно спорить относительно отбора фактического материала, можно соглашаться или не соглашаться с авторскими оценками тех или иных событий и самого Наполеона, но книга, для создания которой использовано столь большое количество источников и литературы (а это видно хотя бы из приложенной библиографии) и которая содержит ряд интересных авторских находок, вполне заслуживает своего места на книжной полке читателя любого ранга и уровня, интересующегося Наполеоном и его временем.
А.П. Левандовский
Счастливы те, кому удалось избежать духа времени! Счастливы те, которые перешли через пропасть, глядя в небо! Несомненно, такие были, и они пожалеют нас.
Альфред де Мюссе
Кто автор этого письма?
«Уже час ночи. Мне сейчас подали письмо. В нем печальные вести. Душа моя взволнована, мне сообщают о смерти Шове. Он был комиссаром армии по финансовой части; ты встречала его у Барраса.
Иногда, друг мой, мне необходимо, чтобы кто-нибудь утешил меня; я утешаюсь, когда пишу тебе, только тебе одной, мысль о которой может оказать такое влияние на мое нравственное состояние; тебе я должен рассказать о своих неприятностях.
Что есть будущее? Что — прошлое? Что такое мы сами? Какой магический флюид окружает нас и мешает нам видеть то, что нам важнее всего было бы узнать? Мы рождаемся, живем, умираем среди чудесного.
Надо ли удивляться, что жрецы, астрологи, шарлатаны пользуются этой склонностью, этим странным обстоятельством, овладевая нашим сознанием и направляя его по прихоти своих страстей? Шове умер; он был привязан ко мне; он мог бы оказать своей родине еще большие услуги. Последним его словом было, что он едет ко мне.
О да, я вижу его тень: ведь он блуждает здесь, всюду он свистит в воздухе, душа его — в облаках, он будет благосклонен к моей судьбе. Но, безумец, я проливаю слезы дружбы. Кто знает, может быть, я скоро должен буду проливать слезы о непоправимом? Душа жизни моей, пиши мне с каждым курьером, без этого я не могу жить!..»
В Риме любовные письма этого человека имели огромный успех. Одна дама, прочитав их, сказала: «Видно, что он был итальянец».
Письмо, приведенное выше, вызвало наибольший интерес. И если бы не пара известных имен, обо всем говорящих искушенному читателю, то мы бы еще поломали голову над тем, в какую эпоху оно написано.
- Может быть, в ту, о которой поэт сложил возвышенные строки?
- Пою дам и рыцарей, пою брани и любовь,
- И придворное вежество, и отважные подвиги
- Тех времен, когда мавры из заморской Африки
- Столько зла обрушили на французский край,
- Устремленные гневом и юным пылом
- Аграманта, их короля,
- Вставшего отмстить за Троянову смерть
- Карлу, императору Римскому.
Л. Ариосто[4]. Неистовый Роланд
Перевод М. Гаспарова
В те годы поэзия и романы рыцарских времен были очень популярны среди соотечественников автора письма — именно потому, что его короткий век напомнил рыцарский. Он был итальянцем. Он успел побывать в Африке. В детстве он даже думал о том, чтобы «обрушить зло на французский край», поскольку французы поработили его родину.
Он совершил много отважных подвигов и уподобился «Карлу, императору Римскому»[5]. Чего ему определенно недоставало — так это «придворного вежества». Он не любил «жрецов», а первого из них жестоко притеснял и подверг лишениям. Враги отомстили ему еще более жестоко.
Письмо было написано за неделю до феерической битвы при Монтенотте. Он обращал эти слова к женщине, которую безумно любил и которой открывал свою душу — чего она не поняла и не оценила. Он слал и слал ей подобные письма до тех пор, пока не узнал о ее супружеских изменах. После этого она перестала быть «божественной». Позже у него будет другая жена, но она не получит подобных писем.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=270688&p=37