Кандинский: картины, биография. произведения василия васильевича кандинского

Василий Кандинский не родился художником, пришел к живописи достаточно поздно – в 30 лет. Однако за оставшиеся полвека ему удалось прославиться не только картинами, но и теоретическими трактатами, самый известный из которых — «О духовном в искусстве». Во многом благодаря этому труду в мире Кандинский известен как основоположник абстракционизма.

Детство и молодость

Василий Васильевич Кандинский родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве в знатной семье. Отец, прославленный коммерсант Василий Сильвестрович, происходил из древнего кяхтинского рода Кандинских, которые считались потомками царей мансийского Кондинского княжества. Прабабушка — княжна из тунгусского рода Гантимуровых.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоПортрет Василия Кандинского

Большую часть состояния семья тратила на путешествия. В течение первых 5 лет после рождения Василия они объездили Россию и Европу, в 1871 году поселившись в Одессе. Здесь будущий художник получил классическое образование, одновременно развиваясь творчески.

Частный преподаватель учил его игре на фортепиано и виолончели, рисованию. В юном возрасте мальчик умело обращался с кистью, сочетал, казалось, несочетаемо яркие цвета. Позже эта особенность легла в основу развиваемого им стиля живописи — абстракционизма.

Родители таланта сына не рассмотрели. По их воле в 1885 году Василий Кандинский поступил в Московский университет на юридический факультет, кафедра политической экономики и статистики. Пропустив два года по болезни, в 1893 году успешно завершил обучение.

Преподавателям Кандинский зарекомендовал себя как способного ученика и многообещающего ученого. Сразу после выпуска ему предложили преподавать на кафедре. В процессе образовательной деятельности получил звание доцента.

С 1895 года работал в московской типографии «Товарищество И. Н. Кушневера и Ко» художественным директором. В 1896 году поступило приглашение занять место профессора юриспруденции в Дерптском университете, но Василий Васильевич отказался в пользу реализации себя как художника.

Живопись и творчество

Как писал Василий Кандинский в дневниках, на решение стать художником повлияли два события: выставка французских импрессионистов 1895 года, где демонстрировался в числе прочего «Стог сена» Клода Моне, и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. На момент, когда будущий великий художник и теоретик искусства понял истинное предназначение, ему исполнилось 30 лет.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоКартина Василия Кандинского «Двое на лошади»

В 1896 году Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе в Мюнхене. Там он получил первые советы по построению композиции, работе с формой и цветом. Необычность его работ стала предметом для насмешек коллег по кисти. Реалист Игорь Грабарь вспоминал:

«Он писал маленькие пейзажные этюдики, пользуясь не кистью, а мастихином и накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пёстрые, никак не согласованные этюдики. Все мы относились к ним сдержанно, подшучивали между собой над этими упражнениями в «чистоте красок». У Ажбе Кандинский также не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал».

Не пришлось по вкусу буйство красок и немецкому живописцу Францу фон Штуку, у которого Василий Васильевич обучался в Мюнхенской академии художеств.

Из-за этого весь 1900 год Кандинский рисовал черно-белые произведения, сосредоточиваясь на графике.

Спустя год будущий абстракционист открыл школу Münchner Malschule Phalanx, где познакомился с Габриэль Мюнтер, молодой многообещающей художницей. Она стала для Кандинского музой и любовницей.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоКартина Василия Кандинского «Синяя гора»

В тот период из-под кисти Василия Васильевича выходили насыщенные цветами пейзажи: «Старый город», «Синяя гора», «Улица в Мурнау с женщинами», «Осенний пейзаж» и др. Нашлось место и портретам, например, «Двое на лошади».

В 1911 году Кандинский написал первую книгу «О духовном в искусстве». По факту трактат стал первым теоретическим обоснованием появления такого жанра, как абстракционизм.

Василий Васильевич рассуждал о средствах воплощения творчества: цвет, форма, толщина линий.

В 1914 году абстракционист начал работать над вторым теоретическим трудом, который получил название «Точка и линия на плоскости». Он увидел свет в 1926-м.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоКниги Василия Кандинского «Точка и линия на плоскости» и «О духовном в искусстве»

Война 1914 года заставила Кандинского вернуться на родину, в Москву. Он преподавал в Свободных мастерских, затем — Высших художественно-технических мастерских. На занятиях пропагандировал свободный стиль написания, из-за чего часто вступал в конфликт с коллегами-реалистами. Василий Васильевич возражал:

«Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать «реалистическим академиком» можно так же легко, как «абстрактным академиком».

Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом». Кандинский продолжил продвигать абстракционизм студентам берлинского «Баухауза». В доказательство того, что абстрактные картины не уступают реалистическим, в 1910-1920 годы художник написал произведения «Белый овал», «Белая линия», «Фуга», «Красная площадь», «Голубой сегмент», «Знак».

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоКартина Василия Кандинского «Белый овал»

После закрытия «Баухауза» в 1933 году Кандинский иммигрировал в Париж. Во Франции абстракционизм как жанр отсутствовал в принципе, поэтому новаторские творения художника общественность не приняла. Стараясь подстроиться, Василий Васильевич сделал ставку на форму и композицию, смягчая яркие, броские цвета. Он создал картины «Небесно-голубое», «Сложное-простое», играя на контрастах.

Личная жизнь

В личной жизни Василия Кандинского были три женщины.

Анна Филипповна Чемякина приходилась художнику двоюродной сестрой и была на 6 лет старше. Свадьба состоялась в 1892 году, причем скорее от одиночества, чем по любви.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоВасилий Кандинский и Габриеле Мюнтер

В 1902 году Кандинский познакомился с немецкой художницей Габриэле Мюнтер. Спустя год пара обручилась, несмотря на то, что развод Чемякина дала лишь в 1911-м.

Молодая Мюнтер, которая была на 11 лет младше, хотела стать женой Василия Васильевича. А художник оттягивал этот момент, часто путешествовал без спутницы. Весной 1916 года уехал в Москву, обещая подготовить бумаги для брака. И сдержал обещание – зимой 1917-го женился. Правда, не на Мюнтер, а на Нине Николаевне Андреевской, с которой в 1916 году познакомился по телефону.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоВасилий Кандинский и его жена Нина Андреевская

Тогда Нине было 17 лет, а Кандинскому почти 50, и на совместных фото они выглядели скорее как дочь с отцом. Но их любовь казалась чистой и искренней.

«Меня удивили его потрясающие голубые глаза…», — писала Нина об их первой встрече.

В конце 1917 года у них родился сын Всеволод, которого ласково назвали Лодя. Не прошло и трех лет, как мальчик умер. С тех пор тема детей стала запретной в семье Кандинских.

Смерть

Василий Кандинский прожил долгую жизнь — смерть настигла его на 78-м году жизни в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоМогила Василия Кандинского

Трагедия случилась 13 декабря 1944 года. Тело покоится на Новом кладбище Нёйи, в коммунах Пюто.

Интересные факты

№1. В 1926 году в Чинли, штат Аризона, родился Дэвид Паладин, будущий солдат-картограф. В военные годы его взяли в плен, и молодой человек оказался в концлагере.

Он терпел все возможные издевательства, пока однажды узников не освободили. Поскольку Паладин не проявлял признаков жизни, его в числе сотен других повезли хоронить. В пути солдат зашевелился.

В срочном порядке его доставили в госпиталь.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоВасилий Кандинский во Франции

Два с половиной года молодой человек пробыл в коме, а когда пришел в сознание, представился Василием Кандинским на чистом русском языке. В доказательство честности произнесенных слов теперь уже бывший солдат нарисовал картину, которую искусствоведы сочли подходящей стилю великого абстракциониста.

Выйдя из госпиталя, Дэвид, получивший прозвище Новый Кандинский, продолжил рисовать, устроился преподавателем в колледж искусств Аризоны, а потом открыл собственную школу. Под подписью Кандинского он написал более 130 полотен.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоВасилий Кандинский в старости

Говорят, что однажды Паладина ввели в гипноз. Он рассказал о «своей» биографии: родился в Москве в семье коммерсанта, учился в Одессе, имел трех жен. И все это – голосом Кандинского. В конце сеанса молодой человек произнес:

«Но почему и после смерти моей душе нет покоя? Почему она вселилась в этого человека? Может быть, для того, чтобы завершить незаконченный цикл картин…».

№2. Кузен Василия Кандинского, Виктор, — прославленный психиатр, единственным пациентом которого был он сам. В 30 лет у Виктора произошел первый приступ болезни, которая позже стала известна как шизофрения.

Психиатра мучили звуковые и образные галлюцинации, бред, синдром «открытых мыслей». Он, осознав, что не здоров, начал исследования.

На их основе Виктор Кандинский написал трактаты «О псевдогаллюцинациях», «К вопросу о невменяемости», которые доказали, что шизофрения поддается лечению.

Психиатр Виктор Кандинский

Правда, на практике биография больного имела печальный конец — во время очередного приступа психиатр вел такую запись:

«Проглотил столько-то граммов опиума. Читаю «Казаков» Толстого. Читать становится трудно. Я не могу больше писать, не вижу больше ясно. Света! Света!».

Виктор умер в 40 лет.

№3. Василий Кандинский писал стихи в прозе. В 1913 году вышел сборник «Звуки», куда вошли семь произведений.

Произведения

  • 1901 – «Лето»
  • 1903 – «Синий всадник»
  • 1905 – «Габриэль Мюнтер»
  • 1908-1909 – «Синяя гора»
  • 1911 – «Все святые»
  • 1914 – «Фуга»
  • 1923 – «В черном квадрате»
  • 1924 – «Черный аккомпанемент»
  • 1927 – «Вершины на дуге»
  • 1932 – «Справа – налево»
  • 1936 – «Доминирующая кривая»
  • 1939 – «Сложное-простое»
  • 1941 – «Различные происшествия»
  • 1944 – «Лента с квадратами»

Источник: https://24smi.org/celebrity/36448-vasilii-kandinskii.html

Кандинский Василий ВасильевичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кандинский Василий Васильевич (Kandinsky Wassily Wassilyevich), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 года. Еще в гимназические годы начал активно заниматься музыкой и живописью. С 1885 года Кандинский изучал юриспруденцию в университете в Москве, но в дальнейшем решил посвятить себя искусству.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Волжская Песнь, 1906, Центр Помпиду, Париж

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Пара, едущая верхом на коне, 1906, Ленбаххаус, Мюнхен

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен

Выбор Кандинского стать художником определили два момента: во-первых, яркие впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в 1889 году в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картинами Клода Моне. С 1897 года жил в Мюнхене, где занимался в местной Академии художеств под руководством Франца фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Марнау (Баварские Альпы).

Читайте также:  Портрет мадемуазель ривьер, жан огюст доминик энгр

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Лунная ночь, 1907, Третьяковская галерея

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Осень в Баварии, 1908, Музей современного искусства, Париж

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Кладбище и дом священника в Кохеле 1909, Ленбаххаус, Мюнхен

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов художник перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины «Пестрая жизнь», «Дамы в кринолинах» и другие).

В 1910 году Кандинский создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат «О духовном в искусстве» (книга была опубликована в 1911 на немецком языке).

Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Моя столовая, 1909, Ленбаххаус, Мюнхен

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Импровизация 7, 1910, Третьяковская галерея

Церковь в Марнау, 1910, Ленбаххаус, Мюнхен

В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.).

День Всех Святых II, 1911, Ленбаххаус, Мюнхен

Композиция, 1913, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Москва I, 1916, Третьяковская галерея

В 1914 Василий Кандинский вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения в искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер («Москва.

Красная площадь», 1916, Третьяковская галерея; «Смутное», там же; «Сумеречное», Русский музей; «Серый овал», Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 году Кандинский издал автобиографическую книгу «Ступени».

Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, не приняв коммунистическую идеологию, навсегда покинул Россию в 1921 году.

Казаки, 1917, Третьяковская галерея

Синий гребень, 1917, Русский музей, Санкт-Петербург

Поперечная линия, 1923, Музей земли Северный Рейн-Вестфалия

Уехав из России, Кандинский проживал в основном в Германии.

Его космологические фантазии (графическая серия «Малые миры», 1922) обретают в этот период более рационально – геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность («В черном квадрате», 1923; «Несколько кругов», 1926; обе картины – в Музее Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с А.

Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» в театре Дессау (1928). После прихода нацистов к власти в 1933 году художник переехал во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен.

Смутное, 1917, Третьяковская галерея

Серый овал, 1917, Художественный музей, Екатеринбург

В сером, 1919, Центр Жоржа Помпиду

Испытав значительное воздействие сюрреализма, Кандинский все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте («Доминирующая кривая», 1936, «Голубое небо», 1940, Центр Жоржа Помпиду, Париж; «Разнообразные действия», 1941, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) художник намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года.

Маленькие Миры, 1922, частная коллекция

Точки, 1920, Художественный музей Охара, Япония

Жена художника Нина Кандинская, 1917, частная коллекция

Источник: http://smallbay.ru/kandinsky.html

Кандинский Василий Васильевич

Художник нового искусства, абстракционист, переживший войны и революции. Большевики называли его живопись «дегенеративной». В труде — «О духовном в искусстве» — Кандинский раскрывает  психологическое воздействие чистого цвета на человека, находит связь между живописью и музыкой. Кандинский мастер «композиций», «импровизаций» и «впечатлений».

Обеспеченная, благополучная семья с ранних лет поддерживала стремления Василия Кандинского к искусству. Однако, в будущем он должен был стать юристом. Юноша блестяще окончил Московский Университет, после чего преподавал.

Судьба Василия Кандинского вновь вернула его к искусству, когда в 1895 году состоялась выставка французских импрессионистов. Василий Кандинский был поражен произведением Моне – «Стога». Оставив Университет, он еден в Мюнхен, обучаться живописи. В те времена Мюнхен считался центром европейского искусства, в 1892 году было организовано модернистское объединение художников – Сецессион.

Два года обучался русских художник у югославского живописца Антона Ашбе, всё более увлекаясь творчеством, а не техникой исполнения. Первые импрессионистские работы отличались особой цветовой гаммой, Кандинский придавал большое значение не форме, колориту картины.

  Вот и позднее, когда Кандинский брал уроки у знаменитого Франца Фон Штука (художник Сецессиона), ему пришлось оставить свою яркую палитру и писать в чёрно-белой гамме, изучая форму.

Эти требования были установлены учителем, считавшим Кандинского хорошим учеником, но обладавшего не удачной способностью яркого колорита.

Кандинский провёл четыре года в Мюнхене, но не осталось никаких работ того времени. Остаётся загадкой, какова их судьба, были ли они уничтожены художником или утеряны.

Закончив учёбу в возрасте 35 лет, Василий Кандинский создаёт своё движение художников-абстракционистов под названием «Фаланга», что сделало его лидером мюнхенского братства художников.

В 1901 году, в Берлине состоялась первая выставка ассоциации, на которой были представлены работы импрессионистов и откровения немецкого «югендстиля». В это время художник встретил молодую художницу Габриэлу Мюнтер, развёлся с женой.

5 лет он путешествовал с Габриэлой по Европе, занимаясь живописью и участвовал в выставках.

В 1908 году Кандинский с Габриэлой вернулись в Мюнхен, случилось так, что они поселились недалеко от студии художника Пауля Клее. Спустя десять лет они вместе работали в «Баухаузе», став единомышленниками.

Габриэла купила дом, они прожили в нём 6 лет. Дом находился в Марнау, недалеко от подножия Баварских Альп. Этот период стал самым продуктивным в жизни художника.

Художник всё больше переходил от конкретного изображения к абстракции.

В 1911 году, вместе с другом художником Францем Марком, Кандинский организовал группу «Синий всадник». Художники смогли организовать только две выставки.

В 1912 году состоялась первая персональная выставка. Зритель не принял картин Кандинского, что повергло его в глубокое уныние.

Началась Мировая война и Кандинский переехал из Германии в Швейцарию. Здесь он начал работу над книгой «Точка и линия». К ноябрю 1914 года он расстаётся с Габриэлой и едет в Москву, почти два года художник не занимался живописью.

В 1916 году Кандинский познакомился с Ниной Андреевской, дочерью русского генерала, спустя год женится на ней. Получив наследство после смерти отца, художник тут же потерял средства на существование, большевики конфисковали всё имущество. Оказавшись за чертой бедности Кандинский впал в отчаяние.

Энтузиазм жены спас Кандинского. Он приступает к работе в Наркомате просвещения, став руководителем секции кино и театра. Затем был приглашён в Московский университет на должность профессора, организовав в это же время Институт художественной культуры.

Благодаря Кандинскому были открыты около 22 художественных галерей в России. Но, к сожалению, все усилия Кандинского найти себя в своей стране не увенчались успехом, абстракционизм был объявлен «упаднечиским», а Кандинского называли «приспешником буржуазии».

И в 1921 году, получив предложение на место преподавателя в «Баухаузе», в Веймаре, Кандинский покидает страну.

Сложная была судьба «Баухауза». В 1924 году по политическим соображениям школа подверглась нападкам, и её пришлось перевести в Дессау, там она просуществовала до 1932 года. Под давлением местных нацистов школу перевели в Берлин. В апреле 1833 года она окончательно была закрыта. Кандинский с женой покидает Германию из соображений безопасности, они поселяются в пригороде Парижа.

Много критики Василий Кандинский слышал в свой адрес, галереи не брали работ художника. Но, несмотря на всё, художник работал до конца жизни, оставаясь преданным творчеству.

Известные произведения Василия Васильевича Кандинского

Картина «Импровизация 21А» написана русским художником в 1911 году, находится в Государственной  галерее Ленбаххауз, в Мюнхене. Картина была написана в период утверждения Кандинского — абстракциониста. По сути это реакция художника на окружающий его мир, основанная на впечатлениях и интуиции.

С первого взгляда, кажется, что картина абсолютно  отвлечена от реальных предметов, но если всмотреться, начинают вырисовываться изображения. Например, в центре видна гора. Яркие цветовые пятна очерчиваются чёрным контуром – характерная черта живописи Кандинского во всём последующем творчестве. Ещё одно конкретное изображение – стилизованная фигура человека в неестественном расположении.

Картина «В сером» выполнена в 1919 году, находится в Национальном музее современного искусства, в Центре им. Ж. Помпиду, в Париже. Её можно причислить к картинам «русского периода» (1915-21).

Эта картина ознаменовала завершение периода изучения взаимодействия форм Кандинским. Художник замыслил «композицию», состоящею из изображений  – гор, фигур людей, лодок.

По завершению работы картина превратилась в абстракцию с более мягким колоритом по сравнению с предыдущими работами.

В картине строгие геометрические фигуры заменяются биоморфными формами, характерно для живописи художника в парижские годы. Колорит звучит в приглушённых серых, коричневых и голубых тенях. Композиция сменяется хаосом.

Картина «Вибрация» выполнена в 1925 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне.   На картине изображены геометрические фигуры, о которых художник пишет в «Точке и линии».

Контакт между острым треугольником и кругом производит не меньшей эффект, чем палец Бога  протянутый Адаму на картине Микеланджело.

В. Кандинский

Самый яркий предмет – шахматная доска. Сложная структура достигнута единством формы и цвета. Сама картина выполнена в приглушённых тонах. Напряжение передается путём сопоставления форм и цвета. Доминируют круги, как неисчерпаемые скрытые возможности (Кандинский).

Картина «Вверх» написана в 1929 году, из собрания Пегги Гуггенхейм, в Венеции. В «Баухаузовский» период художник в основном писал картины, состоящие из геометрических фигур.

«Вверх» — это изображение человека, сложившееся из геометрических фигур. Здесь видно влияние живописи Пауля Клее. Прослеживается теория «Точки и линии на плоскости».

Когда Кандинский изображал фон, он стремился вырваться из тесных рамок, в которые сам загнал себя в «Баухаузе». Что удалось ему позднее в Париже.

Читайте также:  Башня сумасшедших в вене, австрия: фото и описание

Шедевр Кандинского В.В. – картина «Деталь для Композиции IV»

Картина исполнена в 1910 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне. Второе название – «Казаки». Сам художник говорил, что сюжет этой картины был взят им из событий революции 1905 года, когда казаки скакали по улицам Москвы.

Перед зрителем два сражающихся казака, под ними – радуга, образующая дорогу, ведущая к дворцу на голубом холме. Справа – ещё трое казаков. У двоих из них пики. Элементы картины трудно распознаваемы, что заставляет зрителя долго пристально смотреть на изображения, постепенно погружаясь в сюжет.

Абстракция предполагает отвлечение от реальных форм и творческое выражение в геометрических элементах.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоКандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоКандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоКандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоКандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича КандинскогоКандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Источник: http://rus-artist.ru/kandinskij-vv.html

Василий Кандинский: жизнь и творчество художника

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных… между собою создать новый мир, который зовется произведением».

В.В. Кандинский

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография Василия Кандинского
  • Творчество Василия Кандинского
  • Интересные факты о художнике
  • Картины Василия Кандинского
  • Библиография

Великий русский живописец Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве.

Во всем мире знают Кандинского как одного из основоположников абстракционизма. В детстве живописец много путешествовал с родителями по России и странам Европы.

В 1871 году семья переехала на постоянное место жительства в Одессу, здесь Василий получил художественное и музыкальное образование.

Василий Кандинский учился в университете на юриста, но вынужден был на время прервать обучение в связи с ухудшением здоровья.

Заниматься живописью Кандинский решил относительно поздно – на тот момент начинающему художнику было уже 30 лет. В 1896 году Кандинский переезжает в Мюнхен, и вплоть до 1914 года Германия стала его второй родиной.

Сегодня туристы, заказывающие в Мюнхен туры, имеют редкий шанс посетить места, где когда-то жил и работал великий мастер абстракции.

Творчество Василия Кандинского

Родившийся в обеспеченной семье с богатыми культурными традициями, Кандинский получил великолепное образование — родители видели своего наследника блестящим юристом. Но в 30 лет он почувствовал, что должен искать себя в живописи и отправился в Германию, славящуюся своими художественными школами.

Изучая композицию и особенности живописи и графики, Кандинский не раз сталкивался с непониманием учителей, которые находили его цветовые решения слишком яркими, а компоновку картины излишне вольной.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Горный пейзаж с церковью

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Железная дорога

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Страшный суд

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает.

За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство.

Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет».

Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник».

По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, — писал М.К. Лакост.

— Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера — веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи.

Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения.

Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910).

Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».

«Синий всадник», написанный им в 1903 году, отражает пограничное состояние художника.

Картина представляет собой переход от реализма к новому направлению в живописи и, можно сказать, открывает цикл абстрактных работ Кандинского.

Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна — отражение мыслей. Ярких, как это бывает у всех неординарных личностей, и кажущихся хаотичными, как это свойственно работам гениям.

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

 Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах.

К ним, например, можно отнести картину «Причудливое», 1930, навевающую космически — египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы.

Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.

Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников «дегенеративной».

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

 Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому — ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями.

В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами.

Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста.

Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения «холодной романтики», в них кипит и бурлит жизнь. Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой».

В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу:

«Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью».

Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир.

Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».

  Кандинский до самого конца не усомнился в своем «внутреннем мире», мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм «мертворожденным»; они возникали из воли к содержательности и жизненности.

Интересные факты о художнике

Британские ученые нашли наконец объяснение того, почему картины основоположника абстракционизма Василия Кандинского производят впечатление не на всех зрителей.

Нейрофизиологи убеждены: Кандинский писал свои полотна в расчете на тех, у кого созерцание порождает и звуковые ассоциации.

Синестетов, то есть людей, способных «видеть звуки» и «слышать живопись», насчитывается сегодня, по данным исследователей, не более 250 млн. человек. Однако ученые выяснили, что в первые месяцы жизни все мы синестеты.

«Мы уверены: Кандинский взывал к слуховому восприятию, хотя не знаем, был ли он сам синестетом», – заявил на недавней конференции британских нейробиологов доктор Джейми Уорд.

По его словам, лишь 1–2% из нас могут считать себя синестетами, но каждый человек подсознательно склонен связывать музыку и живопись и воспринимать их слитно, а не раздельно. Как сообщает Газета.Ru, чтобы проверить свою теорию, д-р Уорд поставил серию экспериментов, в которых шести синестетам предлагалось описать свое видение музыки, исполняемой Новым Лондонским оркестром.

Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей. Художник-аниматор Сэм Мур создал для них динамические изображения, связанные с проигрываемой музыкой. Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы.

После эксперимента с контрольными группами фильмы продемонстрировали посетителям Музея науки в Лондоне, попросив отобрать изо всех изображений те, которые лучше всего соответствуют музыке.

Подавляющее большинство выбрали именно те изображения, на которые обратили свой благосклонный взгляд синестеты.

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. — М.: Галарт, 1994. — 238 с. — 5000 экз. — ISBN 5-269-00880-7.
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия. Кандинский и «Синий всадник». — М.: Министерство культуры Российской Федерации, Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-4350-0011-5.

Статьи

  • Рейнгардт Л. Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101-11.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. — ISBN 3-8297-1004-6

Источник: https://allpainters.ru/kandinskij-vasilij.html

Василий Кандинский краткая биография

Кандинский: картины, биография. Произведения Василия Васильевича Кандинского

Василий Кандинский биография и творчество известного художника изложены в этой статье.

Василий Кандинский биография краткая

Биография Кандинского Василия, будущего художника началась 16 декабря 1866 года. Он родился в Москве в семье купца. Вместе с семьей он в 1871 году переезжает в Одессу. В городе он посещал классическую гимназию и занимался с учителем по рисованию, которого приглашали на дом.

Василий Кандинский в 1885 году поступает в Московский университет на факультет юрисдикции. Успешно закончив его, Василий даже начал писать диссертацию. Но так и не закончил ее. Кандинский решил стать художником.

Читайте также:  Расчесывание волос, 1896, эдгар дега

Он в 1896 году уехал в Мюнхен, чтобы посещать художественную школу А. Ашбе. Здесь он научился строить композиции и работать с формами, линией. Также художник слушал курсы анатомии, и каждый день рисовал натурные этюды. Позже Кандинский поступает в академию художеств Штука.

В 1901 году в Мюнхене он  основал художественное объединение под названием  «Фаланга». За 4 года в пребывании в городе, Кандинский организовал 12 выставок. А в 1909 году художник возглавил Новое художественное общество.

Василий Кандинский любил путешествовать. Он посетил Голландию, Швейцарию, Италию, Францию, Россию. Во время путешествий он преимущественно писал цветовые пейзажи.

В 1911 году Кандинский написал книгу «О духовном в искусстве», которая перевернула устоявшиеся представления об искусстве. Книга была первым теоретическим справочником абстракционизма.

Также в этом году было организовано им объединение «Синий всадник». Цель объединения – пропаганда новых идей в театре, живописи и музыке.

Параллельно с этим в Берлине прошла персональная выставка работ Кандинского с 64 художественных композиций.

Также он, живя за границей, активно сотрудничал с русскими художниками — К. С. Малевичем, Д. Д. Бурлюком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой. Помогал им организовывать и участвовать в разнообразных выставках.

В 1915 году художник возвращается в Москву. После Октябрьской революции Кандинский занимался преподавательской и музейной деятельностью, вошел в 1918 году в коллегию Отдела ИЗО Нар-компроса. Он организовал в Петрограде Музей живописной культуры в 1919 году и возглавил в 1919-1921 годах Всероссийскую закупочную комиссию.

В 1921 году его делегировали в Германию в качестве представителя Академии художественных наук, чтобы установить постоянные связи между лицами и учреждениями художественного значения.

Спустя год Василия пригласили в высшую школу художественного строительства и конструирования в Германии. Это сделало его имя известным на весь мир. Художника назвали теоретиком абстрактного искусства.

Каждый год проходили персональные выставки в Америке и Европе.  В 1926 году была издана его книга «Точка и линия на плоскости».

В 1933 году Кандинский переехал во Францию. С приходом нацистов к власти, много работ художника были уничтожены.

Во Франции он прожил 11 лет и создал здесь 250 гуашей и акварелей, 144 картины. Искусство Василия Кандинского признано во всем мире

Умер великий художник 13 декабря 1944 года.

Картины Василия Кандинского – «Ахтырка. Осень. Этюд», «Шлюз», «Старый город», « Синий всадник», « Берег залива в Голландии», « Мурнау. Двор замка», «Русский всадник», «Русская красавица в пейзаже», «Русская деревня на реке с ладьями», «К городу».

Источник: https://kratkoe.com/vasiliy-kandinskiy-kratkaya-biografiya/

Биография Василия Кандинского

В 1889 году участвовал в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, где познакомился с народным искусством и иконописью.

В 1893 году, после окончания университета с дипломом 1-й степени, он был оставлен на кафедре политической экономии и статистики, в 1895 году написал диссертацию, но оставил занятия наукой и посвятил себя искусству.

Он отказался от места профессора в Дерптском университете в Эстонии и в 1896 году уехал в Мюнхен учиться живописи. Кандинский учился в школе Антона Ашбе, в 1900 году перешел в Академию художеств в класс художника и скульптора Франца Штука.

В 1901 году Кандинский основал художественное общество «Фаланга», которое занималось организацией выставок молодых художников; 1902 году стал президентом общества. В 1902 году Кандинский также стал членом Берлинского сецессиона — объединения художников и скульпторов.

В начале 1900-х годов художник много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем городок Мурнау в Баварских Альпах.

В раннем творчестве Кандинского основой для создании красочных пейзажей служили натурные впечатления («Синий всадник», 1903). Середина и вторая половина 1900-х годов прошли под знаком увлечения русской стариной.

В картинах «Песня Волги» (1906), «Пестрая жизнь» (1907), «Рок» (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна с приемами пуантилизма (манера письма раздельными неизолированными мазками) и стилизацией под народный лубок.

Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.

В этот период он исполнил альбомы гравюр «Стихи без слов» (1904) и «Ксилографии» (1909). Выставлялся в Берлинском сецессионе (с 1902), парижских «Осеннем салоне» (1904-1912) и салоне Независимых (с 1908), участвовал в групповых выставках в Мюнхене, Дрездене, Гамбурге, Берлине, Варшаве, Риме и Париже, а также в Москве (с 1902, 1906) и Санкт-Петербурге (1904, 1906).

Одновременно он писал корреспонденции о художественной жизни Мюнхена для журналов «Мир искусства» (1902) и «Аполлон» (1909-1910).

В 1909 году Кандинский возглавил мюнхенское Новое художественное общество, созданное вследствие отказа организаторов сецессиона принять новаторские произведения.

В 1911 году из-за эстетических разногласий вышел из общества и вместе с немецким живописцем Францем Марком создал объединение «Синий всадник».

В 1912 году он выпустил одноименный альманах, который стал программным документом художественного авангарда.

  • В 1911 году Кандинский исполнил первую абстрактную акварель, в 1911-1913 годах написал серии беспредметных картин «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции».
  • В 1912 году Кандинский выпустил книгу «О духовном в искусстве», в которой дал первое теоретическое обоснование абстрактного искусства; прислал одноименный доклад на Всероссийский съезд художников в Петербурге (декабрь 1911 года — январь 1912 года).
  • В 1913 году издал поэтическую книгу Klänge («Звуки») в сопровождении ксилографий.

В октябре 1912 году в галерее берлинского объединения Der Sturm состоялась первая персональная выставка художника. В издательстве объединения был опубликован его альбом картин Rückbliсke, а также ряд теоретических трудов.

В начале Первой мировой войны (1914-1918) Кандинский вернулся в Россию. После Октябрьской революции 1917 года был занят в основном реорганизацией художественной жизни. В 1918 году он вошел в Коллегию ИЗО Наркомпроса, в 1919 году стал членом Международного бюро ИЗО Наркомпроса, одним из организаторов и ученым секретарем Музея живописной культуры в Петрограде.

В 1920 году был директором Института художественной культуры (ИНХУК) в Москве и профессором Московского университета, в 1921 году — вице-президентом Российской академии художественных наук. Участвовал в ряде выставок художников.

  1. В конце 1921 года Кандинский был командирован в Берлин для создания международного отдела Академии художественных наук и решил не возвращаться в Россию.
  2. 1922 году по предложению архитектора Вальтера Гропиуса преподавал настенную живопись и теорию формы в учебном центре «Баухауз» в Веймаре (Объединение художественной академии Веймара и училища прикладного искусства; с 1925 года — в Дессау).
  3. В «Баухаузе» художник получил всемирное признание лидера абстрактного искусства.
  4. В 1920-1930-е Кандинский создал альбом гравюр «Малые миры» (1923), абстрактные декорации к «Картинкам с выставки» Модеста Мусоргского для театра в Дессау (1928), проект оформления
  5. Музыкальной комнаты для Международной архитектурной выставки в Берлине (1931).
  6. Ежегодно проводил персональные выставки в Европе и США, участвовал совместно с Явленским, Фейнингером и Клее в выставках группы «Синяя четверка», в международных выставках и выставках русского искусства.
  7. В этот период им была написана книга «Точка и линия на плоскости» (1926), которая была переведена на несколько языков.
  8. В 1933 году после закрытия «Баухауса» нацистами Кандинский переехал во Францию, в 1939 году получил французское гражданство.
  9. В Германии его работы были продемонстрированы в пропагандистских целях на выставке «Дегенеративное искусство» (1937), а затем изъяты из музеев.

В 1936-1944 годах Кандинский проводил персональные выставки в парижской галерее J. Bucher, выставлялся в галерее Neumann, Музее современного искусства, Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке, галерее Гуггенхейма в Лондоне.

В ноябре-декабре 1944 года состоялась последняя прижизненная персональная выставка художника в Париже.

13 декабря 1944 года Василий Кандинский скончался в Нейи-сюр-Сен, близ Парижа во Франции. Похоронен на кладбище в Нейи.

Кандинский был дважды официально женат. В 1892 году он женился на своей кузине Анне Чемякиной, брак распался в начале 1900-х годов и был расторгнут в 1911 году. В 1917 году в Москве он сочетался браком с Ниной Андреевской (1893 или 1899-1980), дочерью офицера. В том же году у них родился сын Всеволод, который вскоре умер.

После смерти мужа Нина Кандинская продавала и дарила его картины музеям, организовывала мемориальные выставки, в 1973 году опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я». В начале 1970-х годов она купила дом в Швейцарии, где 2 сентября 1980 года была убита грабителем (преступление осталось не раскрытым).

По ее завещанию 150 картин мужа поступили в Музей современного искусства в Париже (Центр Помпиду).

Также близкой подругой художника была его ученица Габриэла Мюнтер. Обещая жениться на ней, накануне Первой мировой войны он уехал из Германии, оставив на попечение Мюнтер свои работы и бумаги. После его возвращения с юной женой в 1921 году, Мюнтер отказалась вернуть картины. В день своего 80-летия Мюнтер подарила все принадлежащие ей полотна художника галерее Lenbachhaus в Мюнхене.

В настоящее время Кандинский является одним из самых дорогих русских художников. На аукционах его творения оцениваются в десятки миллионов долларов.

В 2007 году в России учреждена Премия Кандинского — одна из наиболее важных национальных наград в области современного искусства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20161216/1483583714.html

Василий Васильевич Кандинский, Изображений: 259

На долю Василия Кандинского выпало немало испытаний. Он смог пережить и войны и революции, диктаторский режим. Его искусство не понимали, что вызывало возмущение со стороны критиков.

На 1911 год приходится становление Кандинского как абстракциониста. Он называет свои работы композициями, впечатлениями, импровизациями. Классический пример полотно «Импровизация 21А».

Это абстрактная композиция, но если всмотреться, можно увидеть реальные предметы. Например, в центральной части видна гора с башней. Четкие чёрные линии окружают участки интенсивного цвета.

Такие линии станут основными в творчестве Кандинского.

Одной из редких картин написанной маслом является «В сером». Она была задумана как композиция с горами, лодками и фигурами людей. Но на окончательном полотне эти предметы и фигуры почти не различимы. Все сведено к абстрактным иероглифам.

Картина отражает стремление художника к продуманной композиции живописного пространства. Палитра мастера становится более мягкой. Приглушенные серые, коричневые, голубые тона характерны для так называемого русского периода творчества Кандинского.

Уехав в Германию, цвета становятся однотипными и плоскими.

В Веймаре создана картина «Вибрация». Здесь много геометрических фигур. Примечательный элемент – это шахматная доска. Треугольник взаимодействует с кругом. Передается противопоставление форм и цветов. В целом же композиция достаточна, цельна и продумана, а единство цвета и формы создало сложную структуру. Палитра, кроме шахматной доски, приглушенна.

В своей абстрактной живописи Кандинский использует реальные предметы, но передает их с помощью геометрических форм. Например, картина «Казаки». Сюжет навеян во время революции 1905, когда по Москве скакали казаки.

На полотне особо изображены два казака, под ними радуга, которая образует дорогу, ведущую к дворцу на холме. Кандинский не стремится, что предметы хорошо были распознаваемы, он хочет, чтобы зритель проникся духовностью.

В это время у него происходит поиски нового языка, с помощью которого можно было выразить новое мироощущение. Формы рассыпаются на глазах, оставляя после себя только следы.

Весь путь Кандинского это, прежде всего эволюция. Начинал он с общих рассуждений о духовности, то позже пришла конкретика. Он разрабатывает математическую теорию пластического искусства, которая базируется на взаимодействии геометрических форм на человека, и соотношении их с цветом в живописи.

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1193097145/

Ссылка на основную публикацию