История скульптуры из камня с древности и до наших времен

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Молчание великих статуй хранит множество секретов

Когда Огюста Родена спрашивали, как он создает свои статуи, скульптор повторял слова великого Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Наверное, поэтому скульптура настоящего мастера всегда создает ощущение чуда: кажется, что увидеть красоту, которая прячется в куске камня, способен только гений.

Мы в AdMe.ru уверены, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

Рогатый Моисей

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Микеланджело Буанаротти, «Моисей», 1513-1515 г.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии.

В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога».

Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

Цветная Античность

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Август из Прима-Порта», античная статуя.

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене — одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят вандалы. История ее существования была очень бурной. Ее ломали и распиливали на куски множество раз.

И сейчас можно еще обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости заменить голову скульптуры. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 году. В 1984 году ей отпилили правую руку.

8 марта 2006 года на руку русалке был водружен фаллоимитатор, а сама горемыка была забрызгана зеленой краской.

К тому же, на спине красовалась нацарапанная надпись «С 8 марта!» В 2007 году власти Копенгагена объявили, что статуя может быть перенесена дальше в гавань, чтобы избежать дальнейших случаев вандализма и для предотвращения постоянных попыток туристов взобраться на неё.

«Поцелуй» без поцелуя

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь).

Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу.

Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое — Поцелуй (Le Baiser) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре мрамора, использовавшегося для этих скульптур.

Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя — один более прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какую именно глыбу ищет.

Он работал с ней, соблюдая текстуру нормальной поверхности, и шел по границе, разделяющей более плотную и более прозрачную часть камня. В итоге остатки этой прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Идеальный Давид из испорченного мрамора

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Микеланджело Буанаротти, «Давид», 1501-1504 г.

Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его.

Кстати, Давид, веками считавшийся образцом мужской красоты, не так уж и совершенен. Дело в том, что он косоглаз. К такому выводу пришел американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники.

«Дефект зрения» более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мнению экспертов, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.

Смерть, вдохновившая на творчество

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

«Поцелуй смерти», 1930 г.

Самая загадочная статуя на каталонском кладбище Побленоу носит название «Поцелуй смерти». Создавший ее скульптор до сих пор остается неизвестным.

Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу.

Именно она вдохновила кинорежиссера Бергмана на создание картины «Седьмая печать» — об общении Рыцаря и Смерти.

Руки Венеры Милосской

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Агесандр (?), «Венера Милосская», ок. 130-100 г. до н.э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения фигура была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние.

Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись.

Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Ника Самофракийская», II в. до н.э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены.

Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны — все они портили шедевр.

Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, Памятник Петру I, 1768–1770 г.

Медный всадник — памятник, окруженный мистическими и потусторонними историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе и памятник Петру I.

В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье».

Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-tajn-znamenityh-skulptur-656655/

10 самых старых произведений искусства

Кажется, тяга создавать что-то прекрасное появилась вместе с зарождением человечества. Иначе как объяснить то, что наши древние предки создавали рисунки сцен охоты на стенах своих домов-пещер? Кстати, впервые они были обнаружены лишь в 1879 году в пещере Альтамира в Испании.

Позднее археологи стали находить древние произведения наскальной живописи и скульптуры по всему миру — и в Европе, и в Африке, и в Австралии, и в обеих Америках. Мы решили поделиться с вами историями о старейших произведениях искусства, которые известны в настоящее время.

Сегодня примером самого древнего искусства можно считать купулы — небольшие углубления на стенах пещер в виде чашек. Купулы располагались не хаотично, а колонками, а иногда и рядами на скалах. Исследователи находят такие чаши по всему миру, а относятся купулы к разным временным периодам. Даже сегодня у некоторых племён Австралии существует традиция вырезать чаши на стенах пещер.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Самое древнее произведение искусства такого рода было найдено в пещерах Бхимбетка в самом сердце Индии. Здесь купулы остались в целости и сохранности из-за идеальных условий, царящих в пещерах. По крайней мере две из обнаруженных в пещере Бхимбетка купул археологи отнесли к раннему палеолиту.

Другие обнаруженные здесь произведения искусства древнего человека не были исследованы столь тщательно, но, вероятнее всего, они принадлежат к тому же периоду. Радиоуглеродные исследования ещё только предстоит провести, но учёные уже считают, что эти пиктограммы можно отнести к ашельской культуре.

Примерный возраст этих древних произведений искусства — около 290 000 лет.

В той же части Индии в одной из пещер Дараки-Чатан были найдены 500 пиктограмм-купул, а вместе с ними — и целый клад древних каменных орудий. Считается, что в Дарак-Чатан находится самый большой сборник доисторического искусства такого рода. Однако не все учёные согласны с тем, что купулы являются произведениями искусства.

Вероятно, люди использовали купулы как ступки или в них наливали воду для проведения некоторых ритуалов. По крайней мере, современные представители некоторых народностей используют купулы именно так.

Но с большой долей вероятности эти пиктограммы всё-таки являются образцами древнего наскального искусства.

К тому же иногда купулы расположены в таких местах, что их рациональное использование было бы затруднительно.

Самая старая скульптура из камня

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Самой древней скульптурой, чья подлинность и датировка не поддаётся сомнениям, считается Швабская Венера, или Венера из Холе-Фельса. Её возраст составляет около 40 000 лет. Однако не так давно археологи обнаружили более древнюю скульптуру.

Скульптуру, вероятно сделанную до появления неандертальцев, обнаружили в Израиле и окрестили Венерой из Берехат-Рама. Нашли её между слоем земли и слоем вулканического камня, чьи возрасты колеблются в промежутке от 230 тысяч до 800 тысяч лет до н. э.

Сначала Венеру из Берехат-Рама приняли просто за камень, который лишь походил на фигуру человека. Однако когда исследователь Александр Маршак провёл более тщательный анализ, то он обнаружил на камне явные признаки того, что его обрабатывал человек.

Кроме того, основание скульптуры абсолютно плоское, а значит, её могли использовать в ритуальных целях.

Похожие произведения искусства древнего человека нашлись и в Марокко. Например, возраст статуэтки Венеры из Тан-Тана, очень похожей на скульптуру Венеры из Берехат-Рама, учёные оценили в 300–500 тысяч лет. На ней сохранились следы коричневато-жёлтой краски, что свидетельствует о том, что эту статуэтку использовали в церемониальных целях.

Самое древнее изображение на скорлупе яиц

Представители многих древних культур выполняли резьбу или рисунки на скорлупе яиц страуса. Можно сказать, что это было одним из самых первых способов самовыражения наших древних предков. В 2010 году археологи нашли вероятно одно из самых древних произведений искусства такого рода.

В 2010 году в ходе раскопок в южно-африканской пещере Дипклоф был обнаружен настоящий клад. Он состоял из 270 осколков скорлупы страусиных яиц, на которых сохранились рисунки.

Большинство из них сделаны на тему вылупления птенца из яйца, а наносили их на скорлупу гравировкой или с помощью различных пигментов. Мотивы других узоров состояли из сходящихся или параллельных линий, нанесённых рядом с заштрихованными полосами.

Эта находка позволила учёным установить существование традиционных узоров у представителей человечества, живших в каменном веке.

История скульптуры из камня с древности и до наших временРаскопки в пещере Дипклоф

Кроме того, в найденных в Дипклофе осколках яичной скорлупы обнаружились вырезанные человеком круглые отверстия. Благодаря этому учёные пришли к выводу, что пустые яйца страусов использовали в качестве обычных сосудов для воды или другой жидкости.

Древнейшее наскальное искусство в Европе

Ещё не так давно считалось, что способность неандертальцев к созданию произведений искусства стремилась к нулю.

Читайте также:  Юдифь, джорджоне (джорджо да кастельфранко), 1504

Но в 2012 году в пещере Нехра в Испании обнаружили рисунки, которые старше представителей наскальной живописи первобытных людей из пещеры Шове.

Обнаруженный рядом с рисунками в Нехре древесный уголь позволил учёным при помощи радиоуглеродного анализа установить примерный возраст рисунков. Оказалось, что им примерно 42 300–43 500 лет. Так что же изобразили на этих рисунках наши древние предки?

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

На наскальных рисунках в пещере Нехра неандертальцы нарисовали тюленей. В те далёкие времена они составляли основной рацион питания людей, живших в этих местах. Кроме того, руководитель исследования Хосе Луис Санчидриан заметил, что у данной наскальной живописи отсутствуют какие бы то ни было параллели с другим рисунками эпохи палеолита.

Самые древние отпечатки ладоней

Наскальную живопись в индонезийской пещере Сулавеси можно считать одним из самых старых произведений искусства.

Её возраст оценивается примерно в 35 тысяч лет, что ставит её в один ряд с такими старинными наскальными рисунками, как рисунки в пещере Эль-Кастильо и в пещере Шов.

Их возраст 37 000 лет и почти 41 000 лет соответственно. И в той же пещере Сулавеси археологи заметили весьма древний образец доисторического искусства.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

На одной из стен пещеры нашли 12 отпечатков рук. Древние люди знали один любопытнейший способ перенести что-то на плоскость стены. Они прикладывали предмет к стене, а после выдували на него из тонкой трубки порошок краски охры.

Таким образом на стене оставался отпечаток предмета, и отпечатки ладоней в пещере Сулавеси сделаны таким же образом. Интересно, что и в современном искусстве такой трафаретный способ оставления отпечатков активно используется.

Пока что возраст этих рисунков учёные определили как примерно 40 тысяч лет. Это стало известно благодаря проведённому радиоизотопному урановому исследованию минерального покрытия на осадочном слое стены пещеры.

В случае, если дальнейшее исследование именно отпечатков покажет, что они появились раньше осадочного слоя, то эти наскальные рисунки можно будет назвать самыми по-настоящему древними произведениями наскальной живописи.

Самая старая фигурка из слоновой кости

В 2007 году группа археологов из университета Тюбингена провела раскопки в пещерах Швабского Альба. Там ими были обнаружены несколько фигурок из кости слона, чей возраст по примерным подсчётам составил 35 тысяч лет.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

В пещерах Фогельхерда нашли пять фигурок из слоновой кости, а их анализ радиоуглеродным методом показал, что им приблизительно 30–60 тысяч лет. Вполне вероятно, что эти фигурки изготовили представители ауриньякской культуры.

Они, кстати, считаются первой группой современных людей, пришедших в Европу. А в 2009 году в том же регионе археолог Николас Дж. Конард нашёл три статуэтки, датированные тем же периодом.

Примечательно, что среди них были костяная фигурка птицы, фигурка, похожая на лошадь, и териантропическая фигурка, изображающая наполовину человека, наполовину животное.

Кстати, в пещерах на юго-западе Германии обнаружились и другие интересные находки. В частности фигурка человека-льва из Хохленштайн Стадель и Венера из Холе-Фельс, ещё называемая Швабской Венерой.

Древнейшая керамическая скульптура

Вестоницкая Венера имеет сходство со многими статуэтками Венеры, найденными по всей Земле.

Это небольшая (всего 11,3 см) фигурка с огромной грудью и большими ягодицами, а на её лице есть две прорези, символично изображающие глаза. Нашли её в Южной Моравии в июле 1925 года.

Вестоницкая Венера стала первой керамической скульптурой, полностью сделанной из глины, обожженной при низких температурах.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Возраст Вестоницкой Венеры составляет около 27 тысяч лет, что означает, что она появилась на свет задолго до того, как, по мнению учёных, люди освоили изготовление керамики. Исследования показали, что фигурку Вестоницкой Венеры обжигали при 700 градусах Цельсия.

Отнесли её к граветской культуре, существовавшей 22–28 тысяч лет назад. Её представители были знакомы с обжигом глины, но, вероятно, впоследствии их знания были утрачены. Учёные не обнаружили подобных керамических фигурок более позднего периода в том регионе Чехословакии.

Зато в 2002 на Вестоницкой Венере нашли кое-что интересное.

Помимо того, что на керамической скульптуре нашли четыре небольших отверстия на голове, в которые ставили цветы или благовония, на ней обнаружили отпечаток пальца. И принадлежал он явно ребёнку 7–15 лет. Точно не известно, создал ли Вестоницкую Венеру ребёнок, но даже если не создал, то он явно помогал творцу. Это означает, что в граветской культуре старшие передавали свои знания младшим.

Самый древний пейзаж

В 1963 году археолог Джеймс Меллаарт участвовал в раскопках в Катайхолке, Турция. Именно там на территории большого города каменного века он нашёл фреску, которая с большой долей вероятности является самым древним наскальным рисунком, изображавшем пейзаж.

Точнее Меллаарт считал, что на фреске, названной фреской Чатала, неизвестный художник представил вид на город, жилища в котором были похожи на коробки. А на заднем плане на этом наскальном рисунке изображён вулкан Хасан Даг. Но другие учёные с ним не согласны.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Некоторые исследователи предполагают, что Меллаарт нашёл вовсе не старую картину-пейзаж, а просто абстрактную картину. По их мнению, коробки на наскальном рисунке — это просто абстрактные формы, а «вулкан» — рисунок шкуры леопарда.

Однако в 2013 году нашлось некоторое подтверждение гипотезе археолога Меллаарта. Исследования показали, что примерно 6–8 тысяч лет назад в этом регионе действительно произошло извержение вулкана Хасан Даг, которое древние могли и изобразить на наскальном рисунке.

Только вот в мире есть и другие претенденты на звание самого старого пейзажа. Это карта Павлова, относящаяся к 24–25 тысяче лет до н. э., и карта, обнаруженная в Западной Европе.

Но то карты, а Меллаарт, вероятно, и правда обнаружил самую старую пейзажную живопись, являющуюся произведением искусства древнего человека.

Самая древняя христианская иллюминированная рукопись

В Средние века книги считались невероятно ценными. Их было немного, а стоили они невероятно дорого.

Обложки христианских писаний украшали камнями, а на страницах использовали замысловатую каллиграфию и краски ярких оттенков для создания иллюминированных рукописей.

Даже средневековых рукописей и книг до наших дней дошло очень мало, что уж говорить о более ранних изданиях. Но не так давно археологи обнаружили очень и очень древнюю рукопись.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

В 2010 году в одном закрытом монастыре в Эфиопии учёные нашли два свитка — Евангелия Гаримы. Стоит сказать, что в самом начале они посчитали, что свитки были написаны примерно в XI веке. Но более тщательный радиоуглеродный анализ выявил, что книга намного древнее. Выяснилось, что написали её приблизительно в 330–650 годах.

Вокруг Евангелия Гаримы ходит немало легенд. Например, считается, что её автором является Исаак Гарима — основатель монастыря. По легенде он написал два Евангелия за два дня. А чтобы святой смог это сделать, Бог сделал так, что Солнце не двигалось по небу.

Самая древняя картина маслом

В 2008 году в афганских пещерах Бамиана обнаружили буддийскую фреску и несколько других картин. Казалось бы, ничего странного. Но проведя анализ краски и химические тесты, учёные выяснили, что она была на масляной основе. Это сделало находку самой старой картиной, написанной маслом, ведь её датировали VII веком. Раньше считалось, что картины маслом начали писать лишь в VIII веке.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Кроме того, следы масляной краски были обнаружены и на останках двух статуй Будды в пещерах Бамиана, а также на других фресках в этих пещерах. Учёные полагают, что их изучение даст ценную информацию о том, как благодаря Великому Шёлковому пути проходил культурный обмен между населением Западной и Восточной Азии.

Самая старая деревянная статуя

Древние фигурки из кости сохранились до наших дней потому, что их материал меньше подвержен влиянию времени и погодных условий. А вот древние фигуры из дерева можно пересчитать по пальцам. Так, идолы славянских богов, выточенные из дерева, практически не дошли до современности. За исключением одного — Шигирского идола.

Шигирского идола обнаружили на Среднем Урале, неподалёку от Екатеринбурга. Скульптура из лиственницы долгое время пролежала в торфянике на глубине четырёх метров, что позволило ей прекрасно сохраниться.

Проведя анализы древесины, учёные выяснили, что его создали в эпоху мезолита, то есть примерно 8000–9500 лет назад.

Также на месте обнаружения этого деревянного идола нашли множество костей и различные предметы из глины.

Первоначально Шигирский идол, по предположениям современных учёных, был около пяти метров в высоту. Но в торфянике обнаружили несколько фрагментов, которые долго никак не могли связать друг с другом. Собрав идола в случайном порядке вскоре после его обнаружения в 1890 году, учёные получили фигуру высотой в 2,8 метра.

Лишь в 1914 году была проведена реконструкция с использованием всех найденных фрагментов, и вот тогда-то всё стало на свои места. Шигирский идол возвысился над полом на 5,3 метра. Но в суматохе революции некоторые его части были утрачены, и теперь его рост составляет 3,4 метра.

Шигирский идол, вероятно, является самым древним произведением древнего искусства резьбы по дереву в мире.

10 новых археологических открытий, связанных с древними богами

Перевод статьи Listverse специально для Фактрума

Источник: https://www.factroom.ru/kultura/10-samyh-staryh-proizvedenij-iskusstva

Интересно знать: история скульптуры из камня с древности и до наших времен — Фото

2019-08-02 14:19 , Интересно знать․․․, 213

В попытке воплотить свое представление об окружающем мире древний человек изготовил одну из самых первых каменных скульптур, получившую впоследствии название неолитической Венеры. Это утрированное, даже гротескное изображение женского тела, по мнению ученых, символизировало плодородие, великую Богиню-Мать, вечный символ бесконечности жизни.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Эпоха великих древних цивилизаций также ознаменовалась созданием великолепных каменных скульптур, достаточно вспомнить могучих ассирийских крылатых львов и буйволов, сфинксов и богов Египта и потрясающей красоты римские мраморные копии древнегреческих статуй, которые в большинстве своем были сделаны из бронзы. До сих пор воображение потрясает фигура крылатой Ники Самофракийской, хоть и лишенной головы, но за столетия не растерявшей своей необыкновенной экспрессии.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

В средние века каменная скульптура в основном была предназначена для создания религиозных изображений и запечатления на века образов правителей. Скульптуры многочисленных храмов, например, собора Руана и Нотр-Дам де Пари дошли до наших дней, однако не сохранили имен своих создателей.

Статуи эпохи Возрождения поражают реализмом изображения и своим художественным совершенством. Техника обработки камня достигла вершин в знаменитой статуе Давида работы Микеланджело Буонаротти.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Этот гениальный мастер в совершенстве знал человеческое тело и не менее виртуозно владел резцом. Его Давид не просто совершенен, он выполнен предельно реалистично, кажется, что по его мраморным венам течет настоящая кровь.

Постепенно скульптура становится все более камерной и перестает быть украшением лишь городских площадей, церквей и дворцов.

Небольшие по размеру статуи изготавливаются для парков и декорирования фонтанов, все больше изделий украшает быт аристократов и зажиточных буржуа.

Камень для такой скульптуры используется все реже, в основном это мрамор как наиболее дорогой вид материала. Своими скульптурными группами необыкновенной красоты прославился Антонио Канова.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Если говорить о новом времени, то наиболее впечатляющими и новаторскими можно считать каменные статуи Огюста Родена. Его авторские версии «Поцелуя» производили неизгладимое впечатление на публику, поражая реализмом изображения и силой чувств.

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Новейшее же время ознаменовалось бурными переменами в искусстве, что сказалось и на скульптуре. Возникли новые формы и течения, а каменная скульптура утратила реалистичность изображения, полностью соответствуя авангардным представлениям об искусстве. В моду вошли современные материалы, а камень как дорогой и трудно поддающийся обработке материал стал использоваться реже.

Новое время принесло и новые образы и технологии. Например, испанский скульптор Хосе Мануэль Лопес Кастро умеет обращаться со сложным в работе гранитом и кварцем так, как будто это мягкая глина. Его работы просты, уникальны и весьма впечатляющи.

Читайте также:  Репин: картины, биография. произведения ильи ефимовича репина

История скульптуры из камня с древности и до наших времен

Что будет в будущем с каменной скульптурой, покажет время.

Источник: https://radiovan.fm/station/article/12056

История скульптуры

Введение

Любой хронологический отчет о происхождении и эволюции скульптуры должен занимать несколько томов, если не целую библиотеку, соответственно, его краткое изложение означает, что большая часть исторических фактов будет неизбежно опущена.

Тем не менее, даже такой далеко не полный экскурс в историю скульптуры будет изобиловать замечательными историями о необыкновенных мастерах, направивших свой талант на создание мраморных, терракотовых, бронзовых скульптур и рельефов.

Произведения скульпторов не теряют актуальности и в наше время.

Доисторическая и неолитическая скульптура

История скульптуры берет начало в каменном веке. Самые ранние из известных нам работ (например, «Венера из Берехат-Рама» и «Венера из Тан-Тана») датируются примерно 230.000–200.000 годами до н.э.

Венера из Берехат-Рама. Зарисовка.

Объектом доисторической скульптуры становились различные животные и человеческие фигуры. Материалом для произведений служили мамонтовая кость, глина, различные типы камня.

Неолитическое искусство скульптуры, прежде всего, характеризуется произведениями из керамики. Самой впечатляющей формой искусства этого периода была скульптура в египетских пирамидах и гробницах фараонов: их украшением (с религиозным подтекстом) были различные барельефы и статуи.

Венера из Тан-Тана. Зарисовка.

Начало бронзового века, характеризующегося развитием городов и архитектуры общественных зданий, которому сопутствовало и способствовало создание и усовершенствование сложных инструментов, вызвали увеличение спроса на все виды изобразительного искусства, включая скульптуру. Новые произведения отражали могущество богов и земных правителей.

Скульптура классической древности (1100–100 г. до н.э.)

Так называемый «Темный век» (1100–900 г. до н. э.) в истории греческой культуры характеризуется преобладанием произведений из керамики. Греческая скульптура в привычном для нас виде появляется начиная с 650 годов до н. э. После этого греческое искусство развивается в соответствии с традиционной хронологией.

Стоит упомянуть также кельтскую металлическую скульптуру (400–100 г. до н. э.). Ее развитию и распространению влияния помешала дезорганизованность разрозненных кельтских племен, которые не выдержали конкуренции с более организованными и централизованными государствами.

Кельтский обруч

Архаическая греческая скульптура (600–500 г. до н. э.)

Этот период характеризуется непрерывной чередой экспериментов в области скульптуры как вида искусства. В это время создаются многие работы в стиле курос, изображающие обнаженных атлетов.

Классическая греческая скульптура (около 500–323 г. до н.э.)

Высшей точкой греческого творчества является классический период, подаривший пластическому искусству таких скульпторов, как Поликлет, Фидий, Мирон из Елевфер, Скопас, Лисипп, Пракситель и т. д. Эти мастера достигли нового уровня реализма, который в дальнейшем взяли за основу и совершенствовали непревзойденные мастера эпохи Возрождения.

Артемида Габийская. Пракситель. Фрагмент. Геракл и Телефос. Лисипп. Римская копия. Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея. Скопас. Анадумен. Фидий.

Эллинистическая греческая скульптура (около 323–27 г. до н. э.)

Этот период характеризуется распространением греческой культуры почти во всем цивилизованном мире. Классический реализм сменяется большей героичностью и экспрессионизмом.

Несмотря на кризис и распад греческих городов, скульптура сохранила свой высокий статус в иерархии искусств.

В дальнейшем римляне создали множество качественных копий произведений греческого искусства, и именно благодаря им нам известны многие произведения классического и эллинистического периода.

Статуи и рельефы, созданные греческими скульпторами, оказали сильное влияние на мастеров эпохи Возрождения и барокко, после чего стали краеугольным камнем европейского искусства в течение многих лет.

Римская скульптура (около 200 г. до н. э.–200 н. э.)

Долгое время римская скульптура была далека от идеализации объектов и реалистична. В дальнейшем римские скульпторы при создании бюстов императоров, сановников, исторических рельефов и памятников стали злоупотреблять героизацией, создавая все более и более посредственные образцы скульптуры.

Дискобол. Мирон. Римская копия.

Византийская скульптура (330–1450 годы)

Вплоть до IV века н.э. ранняя христианская скульптура представляла собой, в основном, рельефы для могил и саркофагов. Искусство Восточной Римской империи было почти полностью религиозным и кроме небольших произведений из слоновой кости, а также работ в ювелирном деле, не содержало объемных скульптур.

Скульптура во время темных веков (около 500–800)

Как следует из названия периода, это было не лучшее время для европейских скульпторов. Церковь не имела весомой силы, города были обедневшими, а уровень культуры — низким.

В дальнейшем формируется связь между общественной архитектурой и скульптурой. Новые здания, как правило, нуждались в скульптурном оформлении как внутри, так и снаружи. Опорные колонны включали в себя декоративные элементы различных форм, фасады и дверные проемы украшались рельефами.

Ранняя романская скульптура (около 800–1050)

Возрождение скульптуры средневековья началось благодаря Карлу Великому I, королю франков, ставшему императором Священной Римской империи в 800 году. Позитивные культурные изменения были продолжены императорами Отто I, Отто II и Отто III, в стиле, известном как Оттоновское искусство.

Романская скульптура (около 1000–1200)

Различные политические события, в том числе крестовые походы, привели к бурному строительству новых соборов и церквей по всей Европе. Романский стиль, известный в Великобритании и Ирландии как «нормандская» архитектура, был крайне популярен, что привело к развитию пластического искусства, созданию мастерских по резьбе и т.д.

Готическая скульптура (около 1150–1300)

Новые архитектурные приемы и развитие спроса на изобразительное искусство в разных формах в конце XII века сформировали так называемый «готический стиль«.

Характерные особенности романского стиля (закругленные арки, массивные толстые стены и маленькие окна) были заменены остроконечными арками, высокими потолками, тонкими стенами и огромными витражами.

Это полностью трансформировало интерьер многих соборов.

Скульптуры Реймского собора.

Церковные фасады и дверные проемы заполнились скульптурными рельефами, изображающими библейские сцены, а также рядом статуй на религиозную тему. Можно сказать, что готический собор был призван продемонстрировать вселенную в миниатюре, предназначенную для иллюстрации Божьей силы и славы.

Три неразумные девы. Магдебургский собор. Портал собора Нотр-Дам. Скульптуры Страсбургского собора

Несмотря на то, что церковь еще долгое время будет продолжать вкладывать средства в произведения живописи и скульптуры, чтобы вдохновлять посетителей (особенно в период барочной контрреформации), готическая эпоха была действительно апогеем «идеалистического» религиозного искусства. Отныне искусство стало все больше и больше связано со светской и политической жизнью.

Поклонение волхвов. Никколо Пизано.

Скульптура эпохи Возрождения (1400–1600)

Итальянский Ренессанс вдохновлялся искусством античности, особенно в области архитектуры и скульптуры. Период Возрождения был ознаменован сильной верой в гуманизм и благородство человека.

Начало эпохи обычно связывают с именами архитектора Филиппо Брунллески (1377–1446), скульптора Донателло (1386–1466), художника Томмзо Мазаччо (1401–1428), теоретика Леона Баттиста Альберти (1404–1472) и другими мастерами.

Новое искусство зарождается в Италии, распространяется в Риме (из предыдущего текста непонятно, откуда идет распространение), где получает папскую поддержку, и в Венеции.

Статуя Альберти во дворе Уффици

Искусство Северной Европы (в частности, Фландрии, Голландии, Германии и Англии) также испытало подъем, особенно в области масляной живописи, гравюры, резьбы по дереву. Так называемое Северное Возрождение развивалось несколько независимо от Реформации и, следовательно, избегало религиозного покровительства протестантской церкви, не одобрявшей религиозную живопись и скульптуру.

Скульптура раннего ренессанса (1400–1490)

Многие из художников эпохи Возрождения вдохновлялись готическими произведениями и традициями. Наряду с безусловно общими приемами и подходами к работе существует серьезное отличие между готическими скульпторами и мастерами Ренессанса: имена последних теперь известны всему миру, тогда как готические мастера оставались анонимными.

Художники раннего Возрождения стремились к совершенствованию готических произведений, а также в значительной степени вдохновлялись классической римской и греческой скульптурой, но при этом привносили в свои творения новые эмоции и гуманистические идеи.

Среди величайших мастеров этой эпохи следует выделить Донателло — первого гения итальянской скульптуры, Андреа Верроккио, Лоренцо Гиберти, Якопо делла Кверча и т.д.

Пир Ирода. Лоренцо Гиберти. Бронза. Путто с Дельфином. Верроккьо. Давид. Донателло. Давид (1408–1409). Донателло.

Скульптура высокого ренессанса (около 1490–1530)

Величайшим скульптором итальянского Возрождения, и, возможно, всех времен, был Микеланджело (1475–1564). Художник-историк Энтони Блант отмечает «сверхчеловеческие качества» произведений мастера: задумчивость, мрачную тревогу и отражение трагедии человеческой судьбы. Об абсолютном мастерстве Микеланджело свидетельствует безупречная красота и гармония его мраморных произведений.

Пьета. Микеланджело. Моисей Давид Вакх

Среди знаковых для скульптуры Высокого Возрождения имен — Якопо Сансовино (1486–1570) и Баччо Бандинелли (1493–1560).

Скульптура маньеризма (1530–1600)

Если произведения Высокого Возрождения идеализировали форму, демонстрировали гармонию, то работы маньеризма отражали хаос и неопределенность, царившие в это время в Европе. Скульптуры маньеризма несли в себе новую выразительность и идеологию.

Барочная скульптура (1600–1700)

В XVI веке в ответ на протестантскую реформацию католическая церковь организует пропагандистскую компанию, призванную убедить верующих вернуться в «истинную» церковь.

В качестве инструментов для достижения этой цели использовался полный спектр изобразительного искусства, включающий в себя архитектуру, скульптуру и живопись.

Грандиозный и драматический стиль в дальнейшем стал известен как искусство барокко.

Бюст кардинала Ришелье. Бернини. Экстаз блаженной Людовики Альбертони. Бернини.

Скульптура Рококо (около 1700–1789)

Французской реакцией на драматичность и серьезность барокко стал неформальный и веселый стиль рококо. В дальнейшем причудливый декадентский стиль был сменен на более жесткий неоклассицизм, что было связано с политической ситуацией в стране.

Меркурий, завязывающий сандалию Жан-Батист Пигаль. Амур, делающий себе лук из палицы Геркулеса. Эдме Бушардон. Кони Марли. Гийом Кусту.

Неоклассическая скульптура (около 1790–1830)

Неоклассическое искусство связано, в основном, с обращением к классическим образцам античного творчества. Ведущие скульпторы того времени выражали идеи достоинства, долга и героизма.

Амур и Психея. Канова. Грозящий Амур. Фальконе. Иоганн Шадов. Принцессы. Гипс. Минерва. Джозеф Ноллекенс.

Скульптура XIX века

Архитектурное развитие в значительной степени исчерпало себя, церковь лишилась былой силы, скульпторы того времени оказывались во власти общественного мнения, городских советов и комитетов.

Общественные памятники и статуи неизменно исполнялись в стерильном конформистском стиле (однако, были и исключения, например, работы Огюста Родена). Скульпторы XIX века имели мало возможностей продемонстрировать свою оригинальность.

Читайте также:  Поклонение младенцу христу, филиппино липпи

Однако этот период характеризуется захватывающими изменениями в области живописи.

Уголино и его дети. Жан-Батист Карпо.

Скульптура XX века: Приход модернизма

Тенденции современного искусства уже в начале века привели к крушению традиций и канонов.

Революционное движение кубизма, изобретенное Пабло Пикассо и Жоржем Браком, разгромило многие каноны традиционного искусства и вызвало последующую волну экспериментов в живописи и скульптуре (Марсель Дюшан, Умберто Боччони, Жак Липшиц и т.д.). Развитие дадаизма и конструктивизма продемонстрировали новые идеологии дизайна и формы.

Ягуар пожирающий зайца. Матисс.

В Париже, в 1920-е годы зарождается сюрреализм, сочетающий в себе как идеи абстрактного искусства, так и образы натурализма (Жан Арп, Сальвадор Дали, Генри Мур и другие).

Послевоенная скульптура (1945–1970)

Новые стили (например, абстрактный экспрессионизм) фокусируются на идеях объемности объекта, размывая грани между живописью и скульптурой. Инновации затрагивают также материалы, с которыми работают мастера (кинетическое искусство, неоновые композиции, произведения из мусора и т.д.).

Орфей. Оссип Цадкин. Работа Брюса Наумана Велосипеда. Роберт Раушенберг. Приклонившая колено. Вильгельм Лембрук.

Скульптура поп-арт (1960-е годы)

Первое крупное послевоенное движение в области скульптуры возникло на основе работ Роберта Раушенберга и Джаспера Джонcа, в 1950-х годах. Поп-арт скульптуры несерьезны, но, зачастую, остроумны.

Микеланджело. Эдуардо Паолоцци.

Минималистская скульптура

Минималисты исследовали чистоту ультра-упрощенных, до абсурда, форм. Скульптуру этого направления может оценить любой человек, способный философски взглянуть на произведение.

Постмодернистская современная скульптура (1970-е годы)

К 1970 году развитие современного искусства приводит его к чрезвычайно экспериментальным формам. Искусствоведы могли называть произведения современников дурацкими и безвкусными.

Данное название, «постмодернистское искусство», в действительности не имеет точного определения.

Что касается скульптуры этого периода, она берет известную трехмерную основу и зачастую переходит в другие художественные формы (ассамбляж, инсталляции, театр и т.д.).

Скульптура в Нью-Йорке. Аниш Капур.

Источник: https://artrue.ru/sculpture/istoriya-skulptury.html

Развитие скульптуры от палеолитических Венер до наших дней

Скульптура занимает одно из важнейших мест в жизни человека, начиная с древнейших времён, с появлением человечества. Спустя тысячи лет до наших времен дошли знаменитые архитектурные памятники и до сих пор, мы восторгаемся их красотой и величественностью.

С древних времен человек пытался создать что-нибудь прекрасное, необычное, в перерывах между охотой и выживанием, рисуя узоры на стенах пещеры. С развитием человечества стало развиваться и искусство. Одним из главных видов изобразительного искусства является скульптура [1].

Сейчас мы рассмотрим, каким образом развивалась скульптура с Древнего мира и до наших времён, какие уникальные скульптурные памятники и великие ваятели были характерны для каждого времени.

 В Древнем мире было множество статуй и различных идолов. В палеолитических стоянках, странах (Франции и Австрии), найдены скульптурные изображения животных и женщин — прародительниц рода (палеолитические Венеры). Так же было множество неолитических скульптурных памятников.

 Для Античности (Древняя Греция) главной формой греческого искусства была статуя. Они находились в храмах, на открытом воздухе, на берегу моря на площадях. Статуи принимали участие  в празднованиях, в спортивных состязаниях, шествиях.

Идеализацияявляется отличительной чертой греческого искусства. Для Греков тело и дух человека находились в гармонии и представляли собой единое целое. Развитое тело, развитое мышление, активная гражданская позиция — составляющие идеального  человеческого облика.

В статуях Греки постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесий человеческого тела.

 В Древнем Риме для скульптуры была характерна индивидуализация, которая постепенно вытеснила идеализацию. Совершенные формы греческого изобразительного искусства сменились реализмом натуры. Здесь скульптура использовалась в основном для поддержания престижа военной власти. Характерными атрибуты для неё были – поза, идеализированный торс, венок.

Главная особенность Средневековой скульптуры, в том, что она стала частью архитектуры. Здесь скульптура имела полную свободу. Всё задуманное осуществлялось в лоне христианства, варварские традиции проявили себя во многих скульптурных образах.

 В эпоху Возрождения одним из талантливых скульпторов был Микеланджело [2]. Он говорил о том, что если скатить хорошую статую с горы, на ней не останется никаких повреждений. Эта мысль является символом главной особенности эпохи Возрождения – компактность композиции. Статуи обратились к античным традициям, и имели с ними много общего, воспевали гимн человеческому разуму и духу.

Отличительной особенностью скульптуры Барокко являются — контрастная проработка объёма с обилием глубоких впадин и подчёркнутых выпуклостей. Лучшим ваятелем данной эпохи был Лоренцо Бернини.

 В эпоху Классицизма скульптура возвращается в строго очерченные пространственные и канонические рамки. Становятся отполированные поверхности пластических форм и  самодостаточность, предельная предметность образов. Известным скульптором был Антонио Канова.

 Главным скульптором 19 в. является Огюст Роден. Он совершил  революцию в академической скульптуре, несглаженной лепкой формы и световоздушными эффектами фактуры.

Скульпторы в это время стали активно использовать пространство в качестве составного материала своих скульптур, а границы объёма были достаточно размыты.

Медардо Россо говорил: «Объёмы пропитаны атмосферным светом и не существуют, как объёмы или массы» [7].

В 20 в. произошло внедрение пространства в скульптуру. Подтверждение тому высказывания известных скульпторов и конструктивистов:

Джакометти: «Они либо дематериализуются под давлением пространства, либо делают его частью себя».

Архипенко: «Традиционно считают, что скульптура начинается тогда, когда материал соприкасается с пространством, т. е пространство понимается как нечто вроде рамы вокруг массы. Я полагаю, что скульптура начинается тогда, когда пространство окружается материалом».

Г.Мур : « Блок камня может иметь сквозное отверстие и ничего не терять при этом, если размер, форма и направление отверстия продуманы…Отверстие связывает одну сторону с другой, сразу же делая форму более трёхмерной» [6].

Н. Габо: « Я строю её образ (скульптуры) из ничего. Образ рождается изнутри и пространство, также является, важной его частью… Произведение не говорит о чём-то; оно существует, само по себе… Я говорю о своём произведении, что его могла бы создать природа, но не создала. Однако она делает это через меня».  Таким образом, пустота внутри скульптуры и есть скульптура.

Вся культура и искусство 20 в. разнопланова и многозначна, необычна, интересна, значима. Множество различных методов и направлений было разработано в этом веке. Новизна являлась движущей силой искусства 20 в.

Но не стоит воспринимать это слишком однозначно – многие « новые» идеи представляли собой переработанные заимствования из предыдущих эпох. Одним из самых смелых и интереснейших экспериментов в искусстве скульптуры 20 в. стал «Поцелуй» Бранкузи.

Своей материальностью, ясной общностью схож с древними статуями. Окружающее пространство не играет здесь совершенно никакой роли.

Примерно туже плотность и предметность можно наблюдать в работах Ханса Арпа.

Масса материала, как основного средства художественного языка скульптуры, понималась и другим величайшим скульптором 20 в. Артистидом Майолем, он выделялся спокойной и ясной гармонией в искусстве.

Ассоциации со средневековым романским стилем вызывают экспрессионистические скульптуры Эрнста Барлаха.

 Четвёртое измерение (время) в скульптуре хотели осуществить в своих работах футуристы, это стало предвестием кинетической скульптуры. В 1912-1913 гг. Боччони создаёт «Разбитие бутылки в пространстве» и «Уникальные формы непрерывности в пространстве» [5].

Кинетическая скульптура начинается с конструктивистов. Например, В.Татлина или Н.Габо, который создаёт скульптуру с вибрирующей пружиной. (Ласло Мохоль-Надь)

Так же для нас впечатляет «Велосипедное колесо» на табуретке Марселя Дюшана [4]. Во второй половине 20 столетия скульптура влилась во все жанры и направления искусства.

Границы между скульптурой, живописью, дизайном, рекламой и инсталляцией и стали весьма условны. Современное искусство стало ещё более краткосрочно.

Идеи нового искусства подхватываются дизайном и рекламой, вырождая их в примитив, и оставляют для истории искусства только их первопроходцев-создателей.

Для скульптуры второй половины 20 в. характерны идеи минимализма. Это повторяемость, отсутствие символизма, использование промышленных материалов, геометричность. Данные идеи можно наблюдать в работах Дональда Джадда, Сол Ле Витта .

В конце 20 столетия скульптура, схожая с архитектурой с особой ролью заиграла в лэнд арте, вступив с окружающим пространством в диалог.

Скульптуры прошлого могли органично смотреться в закрытом пространстве, то в лэнд и стрит арте, скульптура имеет смысл, лишь во взаимодействии с той средой, где она расположена.

Интересны работы: Аниша Капура, Дональда Джадда, Дэвида Нэша, Николая Полисский, Франциско Инфанте, Энтони Гормли , Класса Ольденбурга [3].

 Так же своё отражение в скульптуре нашёл и поп-арт. В дальнейшем из поп-арта родился стиль китч, среди известных последователей можно назвать Джеффа Кунса [9].

Тем не менее, общей чертой скульптуры 20 столетия является её активное взаимодействие с пространством вокруг.

Искусство ваяния, создания скульптур играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.

Отвечая на вопрос «Что такое скульптура?», великий французский философ-материалист XVIII века Д. Дидро сказал: «Это сильная муза, но молчаливая и скрытная» [8].

И на самом деле: понимать, читать язык скульптуры несколько труднее, чем в живописи. Скульптура встречается нам повсюду. Её можно встретить везде : на площади своего города, в парках, на фронтонах театров.

И на самом деле её произведения уникальны и многообразны .

В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. «Язык» скульптуры — объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Через скульптурную форму раскрывается содержание скульптурного произведения, доносится до нас замысел скульптора.

Начиная с глубокой древности, мы проследили развитие особенностей скульптуры на разных временных этапах. Рассмотрели ключевые этапы развития скульптуры. Просмотрели произведения искусства в области скульптуры отдельных периодов, а так же творчество художников-ваятелей, которые прекрасно владели трёхмерной передачей объёма.

Таких примеров в истории оказалось достаточно, что, в свою очередь, активно помогает формированию мировоззрения и становлению художника-педагога.

В этом случае художник-педагог, имея твёрдую профессиональную подготовку, сможет достойно и грамотно обучать подрастающее поколение основам изобразительного искусства и его понимание в историческом и современном процессе развития мирового искусства.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56210.htm

Ссылка на основную публикацию