03 Ноября 2015
В последнее время необъяснимо усилилась тяга к средневековой живописи и популярным художественным образам, которые визуализируют известные мифические сюжеты. Они привлекали и продолжают привлекать художников до сих пор. В данном контексты мы недавно писали про Вавилонскую башню, например. А сегодня хотелось бы вновь обратиться к сюжету «Искушение святого Антония».
Жак Калло, 1635
Преподобный Антоний Великий — реальный исторический персонаж, живший в эпоху становления христианства в Египте, в III-IV веках от Рождества Христова. Он является раннехристианским монахом-отшельником, постигавшим божественное путем самоотречения и сознательного уединения. Уединялся Антоний в развалинах древнего воинского форпоста в Писпире на берегу Нила. Он лишь изредка прерывал свой пост для помощи мирянам и поддержки христиан, которые в то время подвергались гонениям, а также оказания посильной помощи в формировании христианства, как религиозной институции. Известен случай, что, будучи уже в преклонном возрасте, Антоний посещал Александрию где принимал участие в дискуссии с арианами, представителями еретического ответвления христианства. Кроме того, он стал одним из отцов монашеского движения, воплотив образ «идеального отшельника». Стоит заметить, что скромный образ жизни не повлиял на физическое здоровье Антония, напротив — он обладал отменным здоровьем, что подробно описывает один из отцов Церкви, святитель Афанасий Александрийский в своем агиографическом труде «Жизнь Антония». Почил с миром Антоний в возрасте 105 лет. Его гробница была обнаружена стараниями византийского императора Юстиниана, который организовал перезахоронение останков преподобного сперва в Александрии, примерно в 529-м году. В районе 623-го года его мощи перезахоронили в Константинополе, в 980-м — в альпийском Мот-Сен-Дидье, ныне известном как французская коммуна Сент-Антуан-л'Аббеи. Именно там они и покоятся в 114-килограммовом ковчеге. При этом, череп святого Антония с 1491-го года хранится в другом месте, в церкви св. Иулиана города Арль.
Питер Брейгель Cтарший, XVI век
Популярность жития преподобного Антония и показательность его деяний способствовали тому, что «Искушение святого Антония» были воплощены на холстах. Многократно. Авторы изображали историю по-своему, оставаясь в рамках общей идеи, так что их стараниями множество Антониев оказались всячески одолеваемы легионами всевозможных злых духов, олицетворяющих собою соблазны материального мира. Разумеется, каждый художник стремился воплотить в краске краеугольный камень данного сюжета — стоическую самоотверженность преподобного Антония на пути веры. Многочисленные результаты их трудов, и то не все, представленны ниже.
Стефано ди Джованни Сассетта, 1430-1432
Мартин Шонгауэр, ок. 1470-1475
Микеланджело Буонарроти, 1487-1488
Бернардино Паренцано, 1494
- Иероним Босх, 1497
- Иероним Босх, 1505-1506
- Иоахим Патинирб, ок. 1515
- Корнелис Кунст, 1530
- Ян Мандейн, после 1530
Питер Хьюс, 1547
- Джованни Джироламо Савольдо, 1524
- Никлаус Мануэль Дойч, 1520
- Мартен де Вос, 1591-1594
- Паоло Веронезе, 1553
- Давид Тенирс Младший, середина XVII века
- Жус Ван Краесбек, 1650
- Анри Фантен-Латур, вторая половина XIX века
- Поль Сезанн, 1867-1869
- Доменико Морелли, 1878
- Фелисьен Ропс, 1878
- Макс Эрнст, 1945
- Сальвадор Дали, 1946
- Бела Кондор, 1966
- Сергей Шаров, 1969
Источник: https://estetico.me/posts/view/iskushenie-svjatogo-antonija-v-zhivopisi
Искушение святого Антония
Никому не предлагай того, никого не учи тому, что прежде сам не исполнил на деле. Святой Антоний.
Святой Антоний — один из самых известных христианских аскетов и подвижников. Его жизнь для многих была примером великой святости и праведности, которая словно столб света пронизывала светлый образ святого.
За великие духовные подвиги, стойкость и постоянное пребывание в молитве, Бог даровал святому Антонию глубокую мудрость, власть над бесами, прозорливость, и еще много разных даров, благодаря которым Антоний прославился и навсегда вписал свое имя в историю.
Образ святого Антония популярен не только в религии, а и в искусстве: немало знаменитых художников изображали его на своих картинах.
Причем изображали в кульминационный момент жизни – во время тяжелой и героической внутренней борьбы с многочисленными бесами и чертиками (которые, между прочим, в каждом из нас живут, на шее сидят и ногами мотают), картины же назывались: «Искушение святого Антония».
Родился Антоний примерно 250 году в Египте в богатой семье, и когда парню исполнилось 20 лет, умерли оба его родителя, так что он был вынужден взять на себя управление поместьем и уходом за младшей сестрой.
Однако душа его неуклонно стремилась вверх, поэтому Антоний продает свое поместье, раздает деньги бедным, сестру отправляет в монастырь.
(История умалчивает о дальнейшей судьбе сестры) Сам идет в пустыню, где уединяется в пещере, проводя все время за раздумьями о Боге, молитвою и рукоделием (которым зарабатывает себе на жизнь, а заодно и борется с «чертиком скуки»). Местный крестьянин раз в неделю приносит ему еду, в обмен на рукоделие.
Святой Антоний на картине испанского художника Сурбарана.
Так просто и незамысловато живет Антоний в своей пещере, но чертики не спят, а так и хотят сбить подвижника с его пути к праведности. Тогда начинается великая невидимая брань, где линия фронта с окопами, траншеями и артиллерией проходит внутри нас.
Соблазняли святого Антония сильно и долго, сначала активно досаждал «чертик сожаления», который то и дело напоминал ему про покинутое поместье, тщетно розданные деньги, кучу земных удовольствий, от которых он добровольно отказался, про сестру, брошенную на произвол судьбы и так далее в том же роде. Антоний стоял твердо и непоколебимо в своем намерении духовного совершенствования, злые жалостливые мысли (помыслы) отгонял размышлениями о том, что все покинутое и все нынешние терпения — ничто по сравнению с бесконечными благами, которые уготовал Бог для тех, кто будет служить Ему.
Так интересно «Искушение святого Антония» изобразил малоизвестный голландский художник Joos van Craesbeeck (Жус Ван Краесбек) На картине в большой голове святого продолжает копошится вся разнообразная суета нашего мира, хотя он и покинул ее (суету) уединившись в пустыне, но она никуда не исчезла из головы, которую мы хотим или нет, а всегда должны носить с собой. И даже в уединении продолжает жить тяга по той мирской суете и всяческими приземленными удовольствиями и развлечениями, к которым мы привыкли в жизни.
В конце «чертик сожаления» таки отступил, а на смену ему пришел другой куда более мощный «чертик сексуальной похоти» или блуда. Численные сексуальные мысли и фантазии с необычайной силой начинают смущать святого и днем и ночью.
Антоний побеждает их постом, молитвой, тяжелым физическим трудом (когда о сексе уже думать совсем сил нет).
По легенде, дьявол неоднократно превращался в красивую сексуальную женщину и являлся к святому Антонию, но тот всегда гнал его (точнее ее) прочь.
Так «Искушение святого Антония» сексуальными желаниями изобразил бельгийский художник Ропс Фелисьен.
Или еще такая картина английского художника Джона Чарльза Долмана. (В живописи этот художник прославился иллюстрациями к книге Киплинга «Маугли»).
В конце концов, дьявол, терпя не удачу и с этой стороны, решил пойти на хитрость (а это он прекрасно умеет делать).
Блудные помыслы отступили от святого, дьявол же превратился в чернокожего подростка и явился к Антонию со словами: «Ты победил меня великий святой и подвижник, я — дух блуда и разврата, многих аскетов и подвижников я свел на их пути, но только ты смог поломать мое оружие, и вот я повержен тобою «. Хитрость была в том, что дьявол пытался вызвать у святого гордость (типа вот какой я крутой праведник, победивший даже самого духа блуда). Но Антоний не поддался на провокацию товарища сатаны и ответил темнокожему парню: «Не я тебя победил, а Бог и только Его в этом заслуга. Черным допустил тебя мой Бог появиться ко мне в доказательство черноты злых замыслов твоих и подростком на разоблачения твоего бессилия. Поэтому и достоин ты всякого презрения «.
Дьявол убежал от этих слов словно ошпаренный кипятком. (Кстати, в эту ловушку гордыни попадает немало духовных подвижников, аскетов, всевозможных гуру, которые действительно начинают считать себя великими духовными гуру и сразу – бульк.)
После того как у чертиков не получается соблазнить святого через мысли и помыслы они начинают появляться ему явно в виде страшных уродливых существ, пытаясь посеять страх, и вообще свести Антония с ума. Благодать Божия допускает это для прогресса подвижника, открывая ему тем выход на высшую ступень и одновременно наделяя особой властью над самими духами-искусителями.
Последняя битва святого Антония с темными силами стала источником вдохновения для многих талантливых художников:
Картина «Искушение святого Антония» немецкого художника Матиаса Грюневальда. В иступленной злости бесы избивают святого, но еще чуть-чуть и святой им покажет, где раки зимуют.
А эта картина на тему «Искушение святого Антония» вышла из под кисточки гениального художника эпохи ренессанса — Микеланджело Буонарроти. За преданием, однажды, когда святой Антоний вышел из церкви на него налетели многочисленные бесы и подняли его высоко в небо, а потом оттуда бросили вниз.
А эту очень известную картину нарисовал голландский художник Иероним Босх. Святой Антоний стоит в центре картины, а многочисленные бесы в виде страшных причудливых существ вертятся вокруг.
- А это уже картина «Искушение святого Антония» более современного последователя Босха — Сальвадора Дали.
- После того как святой Антоний победил все дьявольские искушения и ловушки он наконец получил великую духовную власть, мудрость, спокойствие и заслуженно стал одним из крупнейших христианских святых.
- Источник: Источник
Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1118933/
Описание картины Босха "Искушение Святого Антония" :
Человечество периодически возвращается к культурному наследию прошедших веков, черпая в нем все новые идеи для современного творчества. Потомки нередко пытаются по-новому трактовать те сюжеты, образы и символы, что прошли многовековой путь, не утратив своей актуальности.
Сегодня особенно популярной является средневековая живопись. Ее таинственность, загадочность сюжетов заставила ценителей искусства всех времен переосмыслить предназначение картин. Мифические сюжеты и образы продолжают привлекать художников и по сей день. Одним из ярчайших полотен того времени было «Искушение святого Антония».
Средневековье
Именно в эту эпоху живопись стала одним из главнейших видов искусства.
Появлялись все новые приемы, мотивы, жизнь общества стремительно менялась – все это дало художникам необычайно богатый материал для создания картин. Они были пронизаны глубоким гуманизмом, несли в себе определенное послание.
Эти произведения должны были наставлять массы на правильный путь. В результате они совершили настоящую революцию в западноевропейском искусстве.
Дворцовые покои, замки стали украшать с особым великолепием. Париж, Прага, Лондон, города Италии – все они просто переполнились прекрасными картинами. Не только служители церкви, но и знать жаждали новых полотен.
Но поскольку эпоха Средневековья характеризуется прежде всего своим вниманием к церкви, то и сюжеты работ носили преимущественно религиозный характер.
«Искушение святого Антония» – мотив, который стал необычайно популярным и нашел отражение в картинах множества художников.
Личность Антония
Преподобный Антоний Великий – реальная личность. Годы его жизни пришлись на эпоху распространения и становления христианской веры в Египте, в III-IV веках от Рождества Христова.
Он известен как раннехристианский монах-отшельник, который смог познать божественное, пройдя сложный путь самоотречения и добровольного затворничества.
Бытует мнение, что именно он положил начало отшельническому монашеству.
Антоний нашел уединение в пещерах воинского форпоста в Писпире на берегу Нила. Свое отшельническое существование он лишь иногда прерывал, чтобы помочь людям и поддержать христиан, жестоко преследуемых и гонимых. Он также способствовал формированию еще молодой религии.
В себе он воплотил образ «идеального отшельника». Преподобный вел аскетический образ жизни, но славился хорошим физическим здоровьем. Это подтверждал Афанасий Александрийский в агиографическом произведении «Жизнь Антония».
Из жизни отшельник ушел в рекордном для нас возрасте – 105 лет. Византийский император Юстиниан обнаружил его гробницу и организовал перезахоронение останков в Александрии. В 623 году мощи Антония снова переместили, уже в Константинополь, а в 980-м – в Монт-Сен-Дидье. Там останки преподобного обрели свое окончательное пристанище.
Популярность жития отшельника и величие его деяний сподвигли многих художников использовать сюжет «Искушения святого Антония» в своем творчестве. Иероним Босх стал одним из них.
Повышенный интерес к образу
Триптих Босха «Искушение святого Антония» — одна из самых знаменитых работ художника. Специалисты утверждают, что она как нельзя лучше отражает все особенности творческой манеры и мировосприятия автора.
Босх неоднократно обращался к образу св. Антония. Среди работ художника есть более раннее полотно с изображением искушений преподобного (1790-е), которое хранится в Прадо. Исследователи до сих пор ведут дискуссии относительно авторства этой картины. Ряд ирландских специалистов утверждает, что работа написана последователем Босха, а не им самим.
Рисунок, относящейся к этой же теме, размещен в Берлинской картинной галерее. Его авторство также приписывают великому художнику. Даже знаменитый Лувр может похвастать образцами, которые предположительно написал Босх.
Однако сенсационным стало открытие 2016 года: небольшая по размерам картина «Искушение святого Антония», размещенная в Канзас Сити и ранее считавшаяся лишь подражанием стилю великого художника, теперь считается подлинной работой Босха.
Почему святой Антоний?
Исследователи находят в подобной заинтересованности определенным образом личные мотивы. Биография Босха тесно связана с этим именем: его отца звали Антонисом, а семейная церковь ван Акенов носила имя Святого Антония.
Общая информация о композиции картины
Картина Босха «Искушение святого Антония» — триптих. Центральная часть имеет одноименное название, левая створка – «Полет и падение святого Антония», правая – «Видения святого Антония».
Лиссабонский триптих отражает общую направленность творчества Босха.
Художник мастерски изображает не только вечную борьбу человека с грехами, а также общество, погрязшее в них, но и Страсти Христовы, сцены искушения святого, который смог выстоять благодаря твердости веры.
В эпоху Средневековья достоверность существования Рая и Ада была неоспоримой, а приход Антихриста заставлял служителей церкви находиться в постоянном напряжении. Поэтому изображение стойкости духа у святого, который неустанно борется с силами зла и побеждает их, должно было служить поддержкой для людей, символом надежды.
Центральная часть
Стоит начать описание картины «Искушение святого Антония» с центральной части триптиха. Она привлекает внимание современного наблюдателя прежде всего насыщенностью фантастическими существами.
Их так много, что первые секунды трудно остановить взгляд на одном из них. Каждый удивительно непохож на других, изображен детально.
Вальтер Бозинг признавал великое мастерство Босха, который смог создать большое количество демонов, атакующих святого, но не олицетворяющих толпу, а строго индивидуальных в своем обличии.
К примеру, ближе к правому краю центрально части художник изобразил необычную группу. Нечто, в чем можно разглядеть черты женского тела, держит на руках ребенка и одновременно сидит на спине у крысы.
Перед ней на странном животном с телом кувшина и ногами лошади изображен демон с чертополохом на голове, символизирующий первородный грех.
Немного ниже по реке плывет утка с отверстием вместо головы, через которое проглядывает человеческое лицо.
Отведя взгляд влево, можно увидеть демона, который играет на лютне. Вместо головы у него лошадиный череп.
Он, как и предыдущие персонажи картины, восседает на странном животном, тело которого похоже на птичье, а шею завершает морда овцы.
На пару миллиметров выше – огромная красная ягода (символизирующая алхимический процесс, а следовательно – греховный). Из нее вылезают демоны, похожие на птиц, людей и животных.
Еще выше расположена не менее интересная группа персонажей. Один из них телом напоминает человека, однако его лицо проглядывает сквозь насаженное дупло в древесном стволе. Это существо как будто ведет под уздцы удивительный гибрид лошади с головой собаки, шествующей на двух ногах. Позади них нечто похожее на дракона, жареную курицу и других существ.
Впереди этой странной процессии идут собаки, человек с головой кабана и мандолиной в руках. Сверху него сидит сова, которая, по одним источникам, символизирует ложь и тьму, по другим же — представитель светлых сил, служащит в роли глаза Божьего, чтобы на Страшном суде давать показания против алхимиков.
В центральной части «Искушения святого Антония» демоны расположены во всех стихиях – их можно наблюдать и в воде, и на суше, и в воздухе. У них есть общая цель. Все чудища стремятся к центру полотна, где изображена полуразрушенная гробница с распятием Христа.
Вокруг Антония, который стоит на коленях, происходит дьявольская месса. Совершается она женщинами, одна из которых держит чашу для причастия. Рядом с ними игроки бросают кости. Ведьмы, летающие в воздухе, подожгли деревню в глубине полотна.
Святой Антоний изображен отвернувшимся от всего происходящего вокруг и как будто смотрит на зрителя.
Левая створка
В описании «Искушения святого Антония» не менее важное место занимают сюжеты боковых створок. В левой части триптиха изображен Преподобный, который во время творения молитвы был захвачен демонами. Они избили его и, подняв высоко в небо, сбросили вниз.
Святой Антоний в этой части картины занимает центральное место. После падения его поднимают монахи ордена (антониты). Лицо одного из членов этой группы, по мнению исследователей, очень напоминает самого Босха.
В сцене, где Антония захватили демоны и унесли на небеса, он изображен с молитвенно сложенными руками, что является знаком твердости его веры даже перед лицом смертельной опасности.
В средней части створки изображена пещера, но, присмотревшись, можно четко различить фигуру человека, который стоит на четвереньках. Между его ног размещена пещера.
Часть исследователей утверждают, что именно она была пристанищем Антония. Туда, как и в разрушенную гробницу в центральной части, стремится демоническая процессия странных существ.
В ней участвует олень, который является символом верности души, но художник использует этот образ как символ святотатства.
В нижней части створки под хрупким мостом группа бесов слушает монаха, который читает письмо. К ним направляется птица в странной одежде и обуви, похожей на коньки.
Правая створка
В правой створке картины Босха «Искушения святого Антония» изображена соблазнительная женщина. Она являлась Антонию, когда он жил в пещерах, и пыталась искушать его плоть. Обнаженная женщина является бесом, принявшим облик королевы. Дама стоит за сухим деревом, что тоже символично: это алхимический образ, без которого не обходится ни одна работа художника.
Преподобный снова не обращает взор в сторону соблазна и предстает победителем над коварными силами зла. Вся правая створка посвящена силе духа Антония, который остается неискушенным.
Однако в этой части картины взгляд отшельника все же не полностью избегает греховных сцен. В углу створки он наблюдает пиршество, устроенное бесами. Они призывают Антония к себе. Накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы, — изображение последнего искушения святого — греха чревоугодия.
Где хранится
Картина Иеронима Босха «Искушение святого Антония» (1505-1506) хранится в Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне. Существует около 20 копий триптиха — полных и (чаще) фрагментарных, из которых, пожалуй, самая точная и полная находится в брюссельском Музее старинного искусства.
Символичность
Каждый элемент картины наполнен смыслом. К примеру, старик-гном, изображенный на правой створке.
Он идет в детских ходунках, которые являются символом людской невинности, которую человек может сохранить в течение всей жизни. Вообще символизм в произведениях эпохи Средневековья — прием обычный, даже обязательный.
К сожалению, тайный язык картин, понятный живописцу и его современникам, часто так и остается неуслышанным…
Выводы
О чем же хотел сказать Иероним Босх? «Искушение святого Антония» демонстрирует зрителю, что соблазн и присутствие дьявола сопровождают нас по жизни, и только мы можем противостоять ему, сохраняя твердость веры. Полотно подтверждает мастерство Босха, поскольку не всякий мастер смог бы вложить в работу такой великий смысл, не повторяясь и проявляя исключительную изобретательность в изображении демонов.
Источник: https://www.syl.ru/article/329437/opisanie-kartinyi-bosha-iskushenie-svyatogo-antoniya
История одного шедевра: «Искушение святого Антония» Дали
Кем только ни называют Сальвадора Дали: гением, коммерсантом, гуру самопиара. Это и правда все он. Сюрреализм, который прославил его и обогатил, был отличным средством не только для заработка, но и для избавления от своих фобий, страстей, навязчивых идей.
Провокационные образы, вынесенные на полотно, — это всегда исповедь самого Дали, который может всерьез говорить с вами на языке живописи, а может и разыгрывать, меняя маски.
Что таится за хороводом образов на полотне «Искушение святого Антония», разбиралась Снежана Петрова.
«Искушение святого Антония», 1946
Сюжет
Без словаря символов Дали полотно, конечно, выглядит набором — пусть и композиционно выстроенным — волшебных фигур. О каждой — по порядку.
В левом нижнем углу — святой Антоний, защищающийся крестом (символом своей неугасимой веры) от искушений дьявола. Сами соблазны — это хоровод, находящийся в фокусе нашего внимания.
История святого Антония — один из самых популярных сюжетов Средневековья
Вздыбленный конь — это символ чувственного наслаждения и непревзойденной мощи. Слоны — доминирование и власть. У первого из них на спине — чаша желания с обнаженной женщиной, у второго — обелиск, напоминающий творение римского скульптора Бернини, а у последних — архитектурная композиция в стиле Палладио.
Огромные фигуры опираются на паучьи ноги и, кажется, вот-вот обрушатся на святого. Этот образ длинных тонких ног со множеством суставов отчасти напоминает кузнечиков, которых Дали жутко боялся с детства.
На горизонте в облаках виднеется испанский Эль-Эскориаль, который для художника был символом закона и порядка, достигаемого через слияние духовного и светского.
С «Искушений святого Антония» начинается новая эра творчества Дали
Огромные слоны на спичечных ногах — образ, который нередко появляется в работах Дали. Человек в своей жизни строит множество планов, тщеславие не знает границ, жизнь проходит под грузом желаний.
Горы драгоценностей, золотые храмы, что несут на себе слоны на тоненьких ножках, которые вот-вот обломятся, — это символ того, что наши возможности ограничены.
«Игрушечный» храм с фрагментом обнажённого женского тела в проёме интерпретируется как духовность, искажённая демонами.
Считается, что эта картина дала начало новому направлению в творчестве Сальвадора: он стал сочетать в своих работах спиритуализм, классическую живопись и образы атомной эры.
Контекст
Святой Антоний — отшельник из IV века. Свою приверженность вере он доказывал бесстрашием перед лицом ужасающих видений, которые посещали его регулярно. Галлюцинации, как правило, были в двух формах: в виде соблазнительной женщины и в виде грозных демонов. В раннем Ренессансе художники соединяли эти образы и писали женщин с рогами, напоминая об их сатанинском происхождении.
У Дали Антоний изображен не дряхлым старцем, а мускулистым мужчиной
Обычно Антония изображали бородатым старцем
История Антония была неплохо растиражирована в Средние века. Но по мере того, как все больше воспевались простые бренные радости, про святого начали забывать.
Почему о нем вспомнил Дали? Все очень просто — из желания победить. Альберт Левин, американский кинопродюссер, объявил конкурс на образ искушаемого святого. Не для забавы ради было это сделано.
Левин как раз думал о съемках фильма по новелле Ги де Мопассана «Милый друг». 11 художников, в том числе и Дали, предложили свои варианты. Победил сюрреалист Макс Эрнст.
А в вечность вошло творение Сальвадора.
Годы спустя бразильское рекламное агентство Leo Burnett Sao Paulo, вдохновившись Дали, адаптировало сюжет к современности. Во главе «процессии» — символ доллара Джордж Вашингтон, стилизованный под богиню правосудия Фемиду.
За ним следуют одряхлевший дядюшка Сэм — американская экономика, на теле которой сидит комар Усама бен Ладен, высасывая последние «соки». Далее идут Китай и арабские страны.
А слоган у этой карикатуры-аллегории звучит так: Don’t be lost in the weird world of investment («Не теряйтесь в мире странных, непонятных инвестиций»).
Судьба художника
С детства Сальвадор чувствовал себя особенным. И всячески старался продемонстрировать это окружающим: затевал драки, устраивал скандалы, закатывал истерики — все, чтобы только выделиться и привлечь к себе внимание.
Со временем, когда встал вопрос о карьере, Дали был так одержим коммерческим успехом, что Андре Бретон придумал ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совсем точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов»). Прозвучало хлестко, но на гонорарах Сальвадора не отразилось — люди продолжали тратить состояния на произведения Дали.
Последние годы жизни Дали был больным никому не нужным стариком
Самое печальное в истории художника — умер он одиноким и больным. Ни деньги, ни слава не спасли его от навалившихся страстей, паучьи ножки которых подкосились все-таки.
После смерти жены в начале 1980-х Дали впал в глубокую депрессию. Болезнь Паркинсона мешала работать. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.
Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе.
Источник: https://diletant.media/articles/28657681/
Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
[sg_popup id=”1″ event=”onload”][/sg_popup]
Человек-дерево с чешуйчатым хвостом. Монстр на коньках с воронкой вместо шляпы. Летающие рыбы. Ощипанный гусь с головой овцы в башмаках. Много-много разнообразной нечисти. Жутковато. Очень любопытно.
Конечно, это о картине Босха. Об “Искушении святого Антония”. Как всегда, деталей на полотне очень много. Как обычно, в их символике крайне сложно разобраться современному человеку.
Для этого нужно хорошо понимать, в какое время художник жил. А время по нашим меркам было тёмное. Охота на ведьм в самом разгаре. Алхимики на полном серьезе ищут философский камень и колдуют над элексиром молодости. Свирепствуют жуткие болезни типа эрготизма и чумы. Люди напуганы. Люди в ожидании конца света.
В такой обстановке Босх и пишет картину “Искушение святого Антония”. Попробуем в ней разобраться.
Почему “Искушение святого Антония” появилось на свет?
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старинного искусства в Лиссабоне, Португалия
Для современников Босха мир был насквозь пропитан злом. Представьте. Целыми деревнями люди впадают в истерии. Сжигают половину женского населения. Ведь они искренне верят, что из-за их колдовских деяний град побил весь урожай.
Вокруг ловушки дьявола. Очень легко впасть в грех. И уже никогда свою душу не спасти. Мировоззрение той эпохи и отражается на картине Босха.
Поэтому образ святого Антония был столь популярен в те времена. Он вселял людям надежду, что злу можно противостоять.
Святой Антоний родился в 3 веке н.э. в Египте. Уверовав в единого Бога, совсем молодым он решает покинуть мирскую суету. Чтобы в тишине пустыни бороться с земными искушениями.
Но его намерения были неугодны дьяволу. Сильно его злило, что обычный человек отказывается от всех соблазнов ради спасения своей души. С этого момента и начинается искушение святого. Но он стойко выдержит все испытания. Став одним из самых известных отшельников христианства.
Кстати, подробности его искушений Босх и его современники узнали из книги монаха Якова Ворогинского “Золотая легенда”. Это книга описывает жизнь почти 200 святых. В том числе и жизнь святого Антония.
Миниатюра об искушении святого Антония из книги “Золотая легенда”. Издание 1470 года, Франция. Хранится в национальной библиотеке Лондона
Левая створка триптиха. Как бесы истязали святого Антония
Сначала дьявол решил истязать святого физически. Шайка бесов подхватила его, подняла высоко в небо. Там они его терзали, били. Но как мы видим на фрагменте левой створки, святой продолжал молиться, углубившись в себя.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Кстати, этот образ Босх мог взять не только из “Золотой легенды”. Но и познакомившись с гравюрой Шонгауэра. Бесы двух художников, конечно, не очень похожи. Однако становится понятно, что во времена Босха было обычным делом изображать такое количество нечистой силы. Причём в самом жутком Ее облике.
Мартин Шонгауэр. Искушение святого Антония. Гравюра на меди. 1470 г. Музей изящных искусств, Будапешт
Когда святой Антоний уже был при смерти от терзаний бесов, они скинули его вниз на землю. Мы видим на левой створке вторую сцену с отшельником. Два монаха и сельский житель ведут измученного святого по дряхлому мостику. Он без сознания повис на их руках.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Центральная часть триптиха. Святой Антоний и алхимики
Святой Антоний выжил. После чего продолжил свои молитвы. Раздасадованный дьявол решил действовать по-другому. Наслав к нему видимо-невидимо бесов. Чтобы демонстрацией превосходства зла на земле запугать святого.
И вот перед нами третья сцена с отшельником. Он смотрит на зрителя спокойным смиренным взглядом. Очевидно, что бесы его не пугают. Он владеет собой и своими страхами. Они тоже его не трогают. Хотя заняты своими дьявольскими делишками.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Около святого бесы в людском обличии занимаются алхимией. Целью этой псевдонауки было видоизменить вещество или даже живое существо. Из железа сделать золото. Из сперматозоида вырастить в пробирке гомункула. Из воды сделать элексир вечной молодости. И так далее.
Это, конечно, вызывало негодование у глубоко верующих людей. Которые твёрдо верили, что нечего вмешиваться в то, что дано всевышним. Поэтому Босх, как ортодоксальный верующий, алхимию считал делом бесовским.
Итак, рядом со святым три беса занимаются алхимией. В образе белой, красной и чёрной женщин. Это скорее всего цвета элементов алхимии. Соль, ртуть, земля.
Черная женщина держит поднос с гомункулом. Он же держит философский камень. Во времена Босха его ещё называли “философским яйцом”. Это реактив, который по представлениям алхимиков должен превращать металл в золото. Бесы демонстрируют его. Чтобы соблазнить святого Антония. Ведь многие были одержимы в его поисках. Даже короли.
Красная женщина протягивает чашу с элексиром вечной жизни бесу со свиной головой. Калека видимо ожидает, что ему дадут панацею от его увечий. Ее тоже алхимики стремились получить в своих опытах.
Женщина в розовом платье и подолом в виде хвоста ската протягивает старухе элексир вечной молодости. Дабы та могла помолодеть.
Все эти соблазны оставляют отшельника равнодушным. В разрушенной башне стоит Иисус Христос и смотрит на святого. Он помогает ему не поддаться искушению.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»
Правая створка триптиха. Святой Антоний и сладострастие
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Правая створка триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Дьявол понял, что запугать святого не удастся. Золотом и перспективой вечной молодости его тоже не соблазнить. Тогда он решает действовать по-другому.
Он превращается в прекрасную царицу. Та приходит к святому и поражает того своей набожностью. Но святой сразу понял, с кем имеет дело, когда та попыталась его соблазнить. Эта сцена и изображена на правой створке триптиха.
Обнаженная женщина стоит у шатра и прикрывает рукой своё лоно. Она смотрит в сторону святого. Возможно, зовёт его разделить с ней ложе. Но тот отвернулся. Он не поддался греху сладострастия.
Почему “Искушение святого Антония” – шедевр ?
Конечно, картина очень любопытна благодаря своим невероятным персонажам. Но как я уже писала, таких картин и миниатюр было немало в то время. Так почему же именно Босха мы знаем лучше всего? Чем он так поражает?
Босх был виртуозом в проработке деталей. Их так много, что становится жутко. Он как будто охватывает весь мир. И ничто не скроется от его глаз.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Чего только стоит вид горящей вдали деревни. Всполохи пламени, падающий шпиль, толпа спасающихся людей. И все это просто микроскопично. Но так реалистично!
Босх создавал невероятное ощущение глубины пространства. Для этого он высветлял небо у самого горизонта. Но делал его темнее у самого верха картины. За счёт этого картина наполняется воздухом. Это усиливает воздействие образов на зрителя.
Даже самые уродские создания Босха можно назвать изящными. Они чудовищны, но не отвратительны. Омерзения они не вызывают. Скорее любопытство. Каждый из них тщательно продуман.
Считается, что в изображении всяких монстров и бесов именно в картине “Искушение святого Антония” Босх превзошёл самого себя. Всех остальных тем более.
Некоторые монстры даже сделали свою собственную карьеру. Они узнаваемы. Хотя не всегда люди знают, с какой картины Босха она прибыли. Пожалуй, вот этот – самый известный.
Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Расшифровать самых интересных существ я попробовала в статье “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины”.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»
Оксана Копенкина
Источник: https://arts-dnevnik.ru/bosh-iskushenie-svyatovo-antoniya/
Страшные картины великих художников
Искусство не только воспевает красоту и любовь. Она может внушать или рассказывать об ужасах, заключенных в человеке. Рассмотрим такие произведения.
Юдифь и Олоферн, КараваджоЭта картина написана по мотивам ветхозаветной «Книги Юдифи», рассказывающей историю о молодой вдове, Юдифи. Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Вавилоняне осадили город Ветилую, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он заснул пьяным, она отрезала ему голову и вернулась в родной город. Выражение мрачной решимости на лице служанки резко уравновешивается нечитаемым взглядом Юдифь и криком ужаса самого Олоферна.
«Ночной кошмар»Серия из четырех картин швейцарского и английского художника Генри Фюзели, которые иллюстрируют готическое направление в искусстве Нового времени.
Великий красный дракон и морское чудовищеСегодня Уильям Блейк хорошо известен своими гравюрами и романтической поэзией, но при жизни он был совсем не знаменит. Его гравюры и иллюстрации выполнены в классическом стиле. В своем творчестве он отталкивался от воображения, а не от реальных исследований природы. Блейк написал серию акварельных картин, изображающих великого красного дракона из Книги Откровений. На картине изображен красный дракон, воплощение дьявола, стоящий над семиглавым морским чудовищем.
Исследование портрета Иннокентия Х Веласкеса, Фрэнсис Бэкон.Ф. Бэкон был одним из самых влиятельных художников 20 века. Его картины дерзкие и холодные в переносном смысле. Они продаются за миллионы фунтов, и даже куски холста (Бэкон уничтожал работы, которые ему не нравились) стоят немало. На протяжении всей жизни он возвращался к портрету Иннокентия X, делая свои интерпретации этой картины. Работа Веласкеса изображает Папу в задумчивости, а у Бэкона он нарисован кричащим.
Сатурн, пожирающий своего сына, Франсиско ГойяСогласно римской мифологии, основанной на греческой, отец всех богов пожирал своих собственных детей, чтобы никто из них не смог занять его место. Гойя изобразил на холсте убийство ребенка. Эта картина никогда не задумывалась для широкой публики, она была нарисована на стене его дома вместе с такими же мрачными «Черными картинами».
Данте и Вергилий в аду, Адольф Вильям БугроАд Данте, с его изображениями пыток, с самого дня публикации вдохновлял многих художников. Бугро – самый знаменитый из всех. Однако он переходит от классического спокойствия к кругам ада, где персонажи непрерывно борются, крадя через укус личности друг друга. Под торжество демона Данте и Вергилий наблюдают за осужденными на вечные муки.
Смерть Марата, Эдвард МункЭдвард Мунк – самый известный норвежский художник. Его знаменитая картина «Крик» прочно въелась в сознание людей. Жан-Поль Марат был одним из лидеров Французской революции. Страдая от болезни кожи, он проводил большую часть времени в ванной, где он работал над своими записями. Там же он и был убит Шарлоттой Корде. Смерть Марата изображали несколько раз, но работа Мунка отличается своей жестокостью.
Отрубленные головы, Теодор ЖерикоЕго самая известная работа – это «Плот Медузы», огромная картина, написанная в романтическом стиле. Жерико пытался разбить рамки классицизма, перейдя к романтизму. Эти картины были начальным этапом его творчества. Для своих работ он использовал настоящие конечности и головы, которые находил в моргах и лабораториях.
Искушение Святого Антония, Матиас ГрюневальдЭтот художник изображал религиозные сюжеты Средних веков, хотя сам жил во времена Возрождения. Говорили, что святой Антоний столкнулся с испытаниями своей веры во время молитвы в пустыне. Согласно легенде его убили демоны в пещере, затем он воскрес и уничтожил их. Эта картина изображает Святого Антония, подвергнувшегося атаке демонов.
Натюрморт из масок, Эмиль НольдеЭмиль Нольде был одним из ранних художников-экспрессионистов, хотя его славу затмили другие, такие как, например, Мунк. Сутью экспрессионизма является изображение реальности с субъективной точки зрения. Нольде написал эту картину после изучения масок в Берлинском музее. На протяжении всей жизни он увлекался другими культурами, и эта работа не является исключением.
Сад земных наслаждений, Иероним БосхИероним Босх, известен своими тревожными и фантастическими картинами религиозной тематики.
Сад земных наслаждений – это триптих, изображающий Райский сад, Сад земных наслаждений и Наказания за смертные грехи которые происходят в этом земном саду.
Внимательное изучение картины показывает истинный талант Босха, к остроумным деталям. В целом, работы Босха является одними из самых ужасных.
Тициан. Наказание Марсия.Картина «Наказание Марсия» выполнена в совершенной технике рисования, отточенной за долгие года. Художник продолжает традицию изображения мифов и легенд.
За основу взят миф об Аполлоне и Марсии, которые вступили в долгий спор: Что лучше – кифара или флейта? Чье мастерство выше – бога или сатира? Возможно, художник хотел показать самого себя, как представлял его разум.
Можно рассмотреть на картине, как Марсий, когда-то гордый и надменный, жалеет за содеянное.
Караваджо. Медуза горгонаКартина итальянского живописца Караваджо «Медуза Горгона». Размер картины 60 x 56 см, холст, натянутый на щит, масло.
Картину художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте, собираясь преподнести её в качестве подарка (оригинального щита) Фердинанду, великому герцогу Тосканскому.
Внешне ужасное стращилище, изображаемое художниками в позднее средневековье и в эпоху возрождения, постепенно сменилось изображениями ужасного выражения красивого лица. Лучшей картиной, изображающей Медузу Горгону, считается работа Микеланджело Меризи да Караваджо.
Уильям Блейк. Призрак блохиУ Блейка были видения в буквальном смысле слова. Какие-то создания приходили к нему во сне или являлись при свете дня. Иногда они приносили успокоение, а подчас заставляли тревожиться.
Со всей торжественностью он заявил как-то друзьям, что видел духа блохи, и изображенное здесь таинственное и зловещее существо и есть тотпризрак. Дух появился, чтобы завернуться в портьеру, и, возможно, представлял подсознательный образ блохи, попавшей в полог кровати или в простыни Блейка.
Хотя эта похожая на Франкенштейна фигура никак не привлекательна, она живет в мире золотых звезд и мерцающего света, и Блейк никоим образом не дает понять, что
- этот дух ему неприятен.»
- Питер-Пауль Рубенс «Сатурн, пожирающий своего сына»
Согласно некоторым греческим мифам, Сатурн (Кронос) знал, что с трона его свергнет один из его сыновей, и поэтому он поедал их еще младенцами, чтобы защитить свою власть. У Рубенса этот сюжет показан иначе, чем у Гойи, который изобразил монстра, откусывающего голову взрослому человеку. У Рубенса Сатурн это беспощадный убийца, поедающий свое собственное дитя новорожденным.
Франсиско Гойя «Тонущая собака».«Собака» («Тонущая собака») относится к «Мрачным картинам» Гойи, которые он писал прямо на стенах своего дома в округе Мадрида, где он жил уже абсолютно глухим.
Самая пустынная, безвременная из них изображает голову собаки, плывущей в непонятном ничто, бездне, олицетворяющей забвение.
Этот образ собаки, пытающейся удержать голову над водой, но, несмотря на это, скорее тонущей, чем плывущей, тем страшнее, когда осознаешь немоту этого существа.
Источник: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/comments/42232940549/page