Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (6-2 годы до н. э. — ок. 30 года н. э.) — в христианском учении является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода Мессии.
Он жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения для очищения от грехов и покаяния иудеев, крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа. Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи.
Считается исторической фигурой, его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.
Голова Иоанна Крестителя. Иванов Александр Андреевич. 1840-50 гг. Холст, бумага, масло 51 x 44. Эскиз к картине «Явление Христа народу». Государственная Третьяковская галерея
Государственный Русский музей, Санк-Петербург
- Государственная Третьяковская галерея
- ***
***
***
www.artsait.ru
Парашутов
Палач с головой Иоанна Крестителя (эскиз). Исаак Львович Аскназий (1856-1902). 1885 г.
Научно-исследовательский музей Академии художеств, С-Петербург
Весной 1881 года художник приехал в Вену, где брал уроки в студии знаменитого Ганса Маккарта.
Именно из Вены Исаак в очередном отчете Совету Академии художеств написал, что им сделаны «следующие эскизы в красках: «Иоанн Креститель в то время, когда к нему спускается палач с блюдом и мечом», «Палач с головой Иоанна» и «Смерть еврейского поэта Иегуды Бен Галеви» по мотивам стихотворения Гейне».
Как отмечают историки, «Палач» — одно из немногих произведений художника, историю создания которого можно проследить более или менее детально. В декабре этого же 1881 года художник, попутешествовав по всей Италии, прибыл в Рим. Здесь он продолжил работу над полотном «Палач с головой Иоанна Крестителя».
В Научно-исследовательском музее Академии художеств хранится второй эскиз картины, выполненный уже в Риме, подписанный и датированный. Художник начал писать работу «набело», но позже решил переписать холст, поменяв цветовое решение (картина находилась в собрании Харьковского художественного музея, погибла во время войны).
Историки уверяют, что, видимо, не всё получилось, потому что «в мае 1882 года художник оставил «Палача» и переключился на другие работы, вернувшись к нему почти через год». Картина была окончена только к 1885 году, в этом же году Аскназий отправил часть своих работ в Санкт-Петербург – для отчета. В числе их был и «Палач».
Сохранилось письмо учителя Исаака – Павла Петровича Чистякова, другу Аскназия и также своему ученику — Василию Савинскому, в котором мастер описал свои впечатления от картины «Палач»: «Картину Аскназия видел, очень, очень выразительная. И трактование вполне достойное сюжета. Небо плохо, он его теперь переделывает.
Хорошо исполнена фигура Спекулятора с головой Иоанна Предтечи. Только нога левая поставлена и нарисована нехорошо. Я торжествую душевно, разумно, конечно, за Аскназия, да вместе и за русское искусство». В результате, в 1885 году за картины «Палач с головой Иоанна Крестителя» и «Моисей в пустыне» Исаак Аскназий получил звание академика исторической живописи. В октябре того же года Чистяков написал Савинскому, продолжавшему жить в Италии: «Аскназий успех имел и достойно получил академика».
Обе картины были выставлены на академической выставке 1886 года. «Палача с головой Иоанна Крестителя» тут же приобрели для Музея Академии художеств, в самом конце XIX века картина была передана в Харьковский художественный музей.
Один из эскизов к картине подарила Научно-исследовательскому музею Академии в 1973 году одна из наследниц художника М.Г.Португалова. В архивах также найдена репродукция этой картины, напечатанная в одном из столичных журналов. Любопытно посмотреть, что поменялось на готовой работе по сравнению с эскизом.
Жаль, что картина не в цвете, но то, что Аскназий переписал не понравившуюся Чистякову ногу — очевидно! Парашутов
Усекновение головы Иоанна Предтечи. (Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи ?) Худяков Василий Григорьевич. 1861 г.
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде.
Суриков Василий Иванович. 1872 г.
Иродиада. Крамской И.Н. 1886 г. Государственная Третьяковская галерея
И.Н. Крамской выбрал не кульминацию, а финал библейской драмы. В картине нет ни крови, ни жестоких ужасов, которых живописец сторонился в своем творчестве. Его волновали морально-философские аспекты давно прошедших событий. Он развивал ту же идею, что и в «Хохоте»: нравственную победу человеческого духа над косностью и жестокостью «духовных невегласов».
Замысел картины строится на противопоставлении тяжелой, массивной фигуры Иродиады, наполненной грубой плоти, и головы Иоанна Крестителя, воплощающей человеческую одухотворенность. Живая Иродиада выглядит безобразной рядом с прекрасной головой мертвого Иоанна Крестителя. Для Крамского в понятии красоты лежат прежде всего духовные и нравственные начала. artclassic.edu.ru
Иоанн Креститель был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Иродиада была женой Ирода Филиппа, но была отнята у него его родным братом тетрархом Галилеи Иродом Антипой, за что Иоанн обличал последнего. Ирод Антипа заключил Иоанна в тюрьму, но казнить его не решался (Мф. 14:3-5, Мк. 6:17-20).
Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним».
В награду за танец, известный как танец семи покрывал, которые Саломея снимала с себя один за другим, Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу, даже отдать полцарства.
Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её сожительства, попросила голову Иоанна Крестителя, и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26).
В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Ученики Иоанна Крестителя, узнав об этом, тайно взяли его тело и ночью погребли в самарийском городе Севастии, а о смерти сообщили Иисусу (Мф. 14:6-12, Мк. 6:21-29).
Для всех троих интриганов казнь пророка повлекла самые плачевные последствия. Саломея, переходя зимой реку, провались под лед так, что ей отрезало глыбами голову. Ирод Антипа был побежден в одном из боев, чем разгневал римского императора Калигулу, который сослал его вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а затем – в Испанию.
Источник: http://www.ippo.ru/ipporu/article/ioann-predtecha-202185
Картины Крамского
На странице самые знаменитые картины Крамского Ивана Николаевича.
Крамской один из основателей и главной идеолог объединения передвижников.
Главным событием первой выставки передвижников и была картина Крамского «Христос в пустыне». Но самой известной и популярной картиной стала в дальнейшем картина «Неизвестная».
Крамской как никто другой оставил нам массу портретов великих деятелей своего времени.
Далее идут фото с названиями и описаниями этих и других картин.
Автопортрет Крамского.
Неизвестная. Крамской.
Самая таинственная и интригующая картина Крамского. И самая известная.
Но совершенно неизвестен прототип, та женщина, с которой художник писал. Лицо сразу бросается в глаза. Взгляд у женщины холодный и надменный, одета по самой последней моде. Сидит в коляске на фоне зимнего Петербурга с его Александринским театром.
На фото картина «Букет цветов. Флоксы». Крамской. Редкий для Крамского натюрморт.
Картины Крамского почти всегда изображают людей.
Девушка с распущенной косой. Крамской.
Какое горестное лицо у девушки, какой тоскливый взгляд!
Наверняка сам Крамской испытывал разочарования в жизни, пустоту и муку. Неслучайно картина многие годы была без зрителей, находясь в мастерской художника.
Сидит девушка и взгляд её обращён в никуда, в пустоту.
Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. Увлечённо она читает книгу.
Иродиада. Крамской.
Здесь религиозный сюжет. Иродиада виновна в гибели Иоанна крестителя, который откровенно осуждал брак её с дядей.
И после убийства Иоанна пожелала Иродиада взглянуть на его отрубленную голову и насладиться долгожданной победой над врагом. В картине кругом ядовитый красный цвет, цвет крови и смертоубийства! И это не столько религиозный сюжет, сколько нравственный или точнее сюжет безнравственности.
Крестьянин с уздечкой. Крамской. Былинный крестьянин!
Картины Крамского очень часто изображают простых людей, людей из народа! И эта картина своего рода итог многочисленных портретов крестьян. Моделью стал реальный крестьянин Мина Моисеев. Мудрое спокойствие и добрый юмор на лице его!
Лесная тропинка. Крамской.
Редкий для Крамского пейзаж без людей. Картины Крамского почти всегда с людьми!
Лунная ночь. Крамской.
Первоначальное название картины «Волшебная ночь».
И действительно ночь волшебна, но как раз волшебная луна её и делает такой! Множество деталей в ночи луна осветила своим ярким светом. В центре красивая и задумчивая девушка в шикарном белом платье на лавке сидит.
Перед ней пруд с кувшинками. Позади неё парк с могучими деревьями! Картина наполнена лирикой и таинственностью!
- Молитва Моисея после перехода израильтян через Красное море.
- Некрасов в период Последних песен.
В изголовье умирающего Некрасова Крамской поместил портрет Добролюбова и бюстик Белинского. Так он изобразил во имя чего поэт жил и творил!
- Оскорблённый еврейский мальчик
На фото «Пасечник». Крамской.
Картины Крамского нередко изображают простого русского мужика.
Полесовщик. Крамской.
- Полесовщик — это старое слово, означавшее лесника.
- Другие названия картины «Мужик с дубиной» и «Мужик в простреленной шапке».
- Вот такого грозного и сильного лесника написал Крамской.
- Крамской ещё и комментировал этот портрет словами о том, что именно из таких мужиков и складываются народные восстания Разина и Пугачёва.
- Портрет Александра III
Это уже не герой из народа, а герой над народом. Впрочем, самый лучший был царь, только пил много.
- Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника.
- Портрет Веры Николаевны Третьяковой
- Замечательные портреты у Крамского!
- Портрет великого доктора Боткина
Портрет И. И. Шишкина. Крамской.
Самый знаменитый портрет Шишкина!
А это уже Шишкин на фоне природы. Наверняка деревьями любуется Шишкин.
Сам Крамской почти не отделял портреты от картин. И на этом полотне могучий и раскованный Шишкин изображён на фоне солнечной лесной поляны. Портреты и картины Крамского великолепны!
- Портрет великого Третьякова
Портрет Гончарова. Крамской.
Портрет Льва Николаевича Толстого. Крамской.
Самый известный портрет Толстого!
Портрет Салтыкова-Щедрина. Крамской.
- Строгий и взыскательный взгляд у великого писателя!
- Портрет поэта и художника Тараса Шевченко
Портрет Софьи Крамской, дочери художника. Задумчивый взгляд у девушки.
На фото картина «Русалки». Крамской.
Картины Крамского редко изображают сказочные сцены.
И в данном случае художник ловил сказочное влияние луны в ночное время. Так и писал: «Всё в настоящее время стараюсь поймать луну…Трудная штука-луна». Таинственная получилась картина.
Христос в пустыне. Крамской.
Христос в полной отрешённости от окружающего мира! Да и на что тут в пустыне обращать внимание? Христос погружён в себя, в тяжкие свои думы и переживания.
Ноги его босы. Руки скрещены. Подобная поза рук трактуется психологами как нерешительность и бессилие! Христос переживает бессилие перед бездуховностью и умопомрачением человечества?
Мнение о картине у каждого своё!
Вот такие великие картины Крамского!
Источник: http://andrey-eltsov.ru/kartiny-kramskogo/
История одной распутницы
?
Categories:
- история
- религия
- криминал
- искусство
- Cancel
Оригинал взят у imperium_ross в История одной распутницы. Иродиада. И. Крамской. 1884 г., Государственная Третьяковская галерея.
Известная картина «Иродиада» Ивана Крамского создана на Библейскую тему.По сюжету Иоанн Креститель осуждал преступный брак Иродиады с ее дядей, и при представившейся возможности дочь Ирода, красавица Иродиада жестоко отмстила за это осуждение Иоанну Крестителю,пожелав, чтобы ей принесли на блюде голову Крестителя, её желание было исполнено.Иван Крамской изобразил тот момент, когда Иродиада смотрит на отрубленную голову Иоанна Крестителя наслаждаясь победой. На картине изображены правильные черты лица, которые притягивают взгляды зрителей, распутница красива, пышные волосы собраны, но при всей притягательности поражает её жесткость, которая сквозит во взгляде Иродиады.Художник неплохо изображает складки белой ткани, под которыми угадывается выпуклости её развратного женского тела. Голова Иоанна Крестителя с правильными чертами лица накрыта белой тканью, и скорбно лежит на чаше.Красный цветовой оттенок особо притягивает взгляд зрителя, тем самым Иван Крамской подчеркивает символичность совершенного убийства, и виновность Иродиады в смерти этого человека, и как бы задает вопрос, что толкает человека на убийство себе подобных? Что же известно об изображенной на картине Иродиаде?
Поль Деларош «Иродиада» 1843 год, музей Вальрафа Рихардса, Кольн, Германия.
Иродиада внучка Ирода Великого от его сына Аристовула. С ее именем связывается история смерти Иоанна Крестителя. Она была замужем за дядей своим Филиппом и имела уже от него взрослую дочь Саломию, но увлеклась преступной связью с братом его, Иродом Антипой.
Эта преступная связь произвела на всех тяжелое впечатление; народ глухо роптал, но не смел высказать своих чувств. Тогда мстителем за поруганный нравственный закон выступил Иоанн Креститель, который, наподобие своего первообраза Илии, смело явился к тирану и высказал ему горький укор.
Это разъярило И., и она добилась того, что голова «величайшего из рожденных женами» пала под мечом палача (см. Ев. Матфея XIV, 1—12; Марка VI, 14—29; Луки IX, 7—9). Своими интригами И. навлекла бедствие на Ирода Антипу и была сослана вместе с ним в Галлию, где и умерла. См.
«Библейскую историю Н. З.» А. П. Лопухина (гл. XXVI).
Также в иудейских древностях Иосифа Флавия, сообщено, что Иродиада (ок. 15 до н. э. — после 39 н. э.) — внучка Ирода Великого от его сына Аристобула, с её именем синоптические Евангелия связывают казнь Иоанна Крестителя.
Согласно Флавию, вторым браком она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом II (её дочь Саломея приходилась ему падчерицей), но увлеклась преступной связью с его единокровным братом, Иродом II Антипой (оба — сыновья Ирода I Великого). Эта преступная связь произвела на иудеев тяжёлое впечатление.
Согласно синоптикам, мстителем за поруганный закон выступил Иоанн Креститель, который, наподобие своего первообраза Илии, смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Это разъярило Иродиаду и она, воспользовавшись случаем, добилась того, что голова «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача (см. Мф.
14:1—12; Мк. 6:14—29; Лк. 9:7—9).
Как пишет Флавий, Иродиада навлекла бедствие на Ирода Антипу и была сослана вместе с ним в Галлию, где и умерла.
Библейскому сюжету истории Иродиады посвящены не только картины известных художников, но также написана опера Иродиада в четырех актах французского композитора Жюля Массне, либретто Полем Милье и Анри Гремоном по мотивам новеллы Гюстава Флобера «Иродиада» (1877).
Премьера состоялась 19 декабря 1881 года в Брюсселе в Театре Ла Монне. Дирекция Парижской оперы (Огюст Эммануэль Вокорбей) отклонила оперу Массне из-за слабости либретто. Оно было переработано при участии Андре Занардини, и в 1884 году опера была поставлена в Париже.IMPERIUM_ROSS.
Источник: https://picturehistory.livejournal.com/1717018.html
Крамской И.Н
Для увеличения — нажмите на изображение
Автопортрет. 1867
Русский художник Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в городе Острогожске Воронежской губернии. Отец художника был писарем.
Художественные способности у мальчика открыл один из жителей города ретушер Тулинов, дружба с которым скрашивала его невзрачное детство в провинциальном городке.
Когда Ивану исполнилось пятнадцать лет, мать отдала его в учение к местному иконописцу, а через год юноша нанялся ретушером к харьковскому фотографу, вместе с которым много путешествовал по России. В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у лучших столичных фотографов.
В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств. С первого года обучения Иван Николаевич отвергает консервативные устои и каноны, принятые на тот момент в Академии. У Крамского сложились взгляды на искусство, близкие к реалистическим воззрениям Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. Этот метод работы, основанный на раскрытии выразительности самой жизненной ситуации, Крамской противопоставляет сложившемуся ранее академическому методу — поиску красивых, но условных форм. Вторую серебряную медаль живописец получает за картину «Смертельно раненный Ленский». В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему — «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. Это событие показало рождение нового направления в искусстве, новой силы, способной противостоять косному, оторванному от жизни академическому искусству. Этот скандал получил широкую огласку. За Крамским был установлен полицейский надзор. «Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. оказавшись в безвыходном положении. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского. Изгнанные из Академии художники образовали самостоятельную Артель, которую возглавил Крамской. «Бунтовщики» поселились на одной квартире; каждый член Артели занимался самостоятельной работой. Вечером художники собирались вместе и проводили время за чтением, рисованием, обменивались творческими планами и идеями. Артель художников была независимой от официальных кругов, ее целью была борьба за реалистические методы в искусстве. В это же период Иван Николаевич преподавал в школе Общества поощрения художников. Здесь среди его учеников был Репин. Крамской пользовался непререкаемым авторитетом среди молодежи. Он был хорошо осведомлен во многих вопросах, объективен в оценках, обладал великолепным даром рассказчика. В начале самостоятельной творческой деятельности Крамской по большей части писал портреты по заказам частных лиц, общественных деятелей. Также художник рисовал образа для церквей, расписывал храмы. В 1860-е годы Иван Николаевич разработал новую технику исполнения портретов — мокрым соусом с добавлением белил. В этот период Крамской пишет портреты Кошелева, Мясоедова, Шишкина, многих других товарищей по Артели, своей жены — С.Н. Крамской, автопортрет. Поначалу дела артели шли превосходно. Однако со временем у некоторых художников-членов артели начинают проявляться личные амбиции, желание установить связь с Академией художеств. Крамской не мог принять этого, хотя и понимал, что самостоятельное существование в те времена подобной организации было утопичным. Вскоре Крамской выходит из артели. Выход художника из Артели совпал с зарождением другой организации — Товарищества передвижных художественных выставок. Главной целью Товарищества было приблизить искусство к народу посредством передвижений выставок по городам России. Крамской заинтересовался этой идеей и стал председателем и идейным руководителем этой организации, участвовал на выставках Товарищества с 1871 по 1887 год. В 1872 году Крамской создает большое полотно «Христос в пустыне», первые наброски которого были сделаны еще в 1867 году. Картина была экспонирована на второй выставке Товарищества передвижников. Признание Крамскому-портретисту пришло в 1870-80-е годы. В этот период П.М. Третьяков для своей галереи решил собрать портреты выдающихся представителей русского искусства. Большинство заказов известный меценат отдал Крамскому. Среди них были портреты Грибоедова, Шевченко, Кольцова, Толстого, Шишкина, Репина, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. В 1883 году Иван Николаевич пишет картину «Неизвестная». «Неизвестная» является одним из самых ярких портретов в русской живописи. Женский образ в этой картине производит впечатление необыкновенного изящества и благородства. Густые ресницы, бархатистая кожа, перелив атласных лент, шелковистого меха – все детали гармонично дополняют друг друга. В 1870-80-х годах кроме большого количества портретов Крамской пишет ряд картин других жанров. Среди них можно отметить картину «Русалки» (1871), созданную на сюжет Гоголя «Майская ночь»; жанровую картину «Деревенская кузница» (1873); пейзажи «Жуковка. Озеро» (1879), «Сиверская. Река Оредеж» (1883). Последнее большое произведение Крамского — «Неутешное горе», написанное в 1884 году. Эта картина посвящена трагедии человеческой жизни, воплотившаяся в образе безутешной женщины, потерявшей детей. В последние годы жизни здоровье Крамского становилось все хуже, угнетало тяжелое ощущение от жизни. В 1883 году художник писал Третьякову: «Через 20 лет напряженного состояния я сознаюсь, что обстоятельства выше моего характера и воли. Я сломлен жизнью и далеко не сделал того, что хотел и что был должен…» Русский художник Иван Николаевич Крамской умер 25 марта 1887 года.
* * *
Галерея (99 изображений)
- * * *
- Историко-биографический фильм «Иван Крамской. Выбор пути» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)
- Год выпуска: 2006
Продолжительность: 00:26:03Формат: aviРазмер: 174 Мб
Режиссер: Г. Иванова
Крамской вошел в историю русского искусства как прекрасный портретист, художественный критик, один из идейных вдохновителей и руководителей Товарищества передвижных выставок.
«Не уступать ни шагу злу» — этот выбор он сделал на всю жизнь. Он служил добру и умер с кистью в руках.
Скачать для ознакомления: Иван Крамской. Выбор пути
Источник: http://gorenka.org/index.php/kramskoj-i-n
Крамской Иван Николаевич (Kramskoy Ivan)
Имя: Крамской Иван Николаевич (Kramskoy Ivan)
Годы жизни: 1837 – 1887 годы
Направление: Реализм
Биография: Иван Николаевич Крамской родился в семье писаря в городе Острогожске недалеко от Воронежа в 1837 году. В юности он работал ретушером при фотографических мастерских, а в 20 лет приехал в Петербург и поступил в Академию Художеств. В 1858 году написал первую критическую статью, в которой заявил, что современный художник подобен пророку, что он должен “поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы их сердце забило тревогу”.
Осенью 1863 года Крамской возглавил “бунт 14-ти” – демонстративный выход из Академии 14 претендентов на Большую золотую медаль с требованием свободного выбора темы для конкурсной программы. Крамской получил звание классного художника второй степени.
Вышедшие из Академии художники образовали первую в России независимую организацию Санкт-Петербургскую художественную артель, чтобы “работать вместе и вместе жить”. Некоторое время Крамской был старостой Артели.
В 1865 году он способствовал первому участию членов Артели в художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде.
С 1863 по 1869 годы Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества Поощрения Художеств, также давал уроки живописи в царской семье с конца 1860-х – по 1880-е годы, а 1869 году за ряд живописных портретов был удостоен звания академика.
В письмах 1860-х Крамской выступил последовательным защитником новых идей. Он не мыслил себя вне времени, вне окружающей жизни. В его понимании, как и в понимании многих его современников, свобода личная неотделима от интересов общества.
Вместе с тем он много работал на заказ, в частности в 1866-1869 годах участвовал в росписи купола храма Христа Спасителя в Москве. Но более всего в эти годы он был увлечен поиском собственного пути в искусстве. С самого начала своего творчества Крамской определился как портретист.
В это время он работал как в живописной, так и в графической технике, писал камерные и парадные композиции. Его моделями были в основном товарищи по Артели и её гости.
Среди ранних работ выделяется живописный овальный автопортрет 1867 года и портрет жены Софьи Николаевны Крамской, изображенной в саду за чтением на фоне заката.
На рубеже 1860–1870-х годов Крамской активно участвовал в учреждении Товарищества передвижных выставок, в котором видел возможности осуществления своей давней мечты о взаимопонимании среди художников.
Артель в этом смысле не оправдала его надежд, он вышел из нее в 1870-м году. С начала 1870-х годов Крамской стал общепризнанным авторитетом среди передвижников, во многом определяя их политику.
С первой передвижной выставки 1871 года и вплоть до 15-ой, состоявшейся в год смерти художника, он активно участвовал в каждой выставке Товарищества.
На первой передвижной он представил картину “Русалки”, написанную по повести “Майская ночь” Н.В.Гоголя.
Обратившись к поэтическому мотиву, художник расширил представления о жанре, бытовавшие в русской живописи 1860-х годов, и создал бессобытийный жанр. Эта лирико-романтическая линия творчества нашла свое продолжение как в иллюстрациях к Н.
В.Гоголю, А.С.Пушкину, так и в целой группе «поэтических» работ Крамского («Девушка с распущенной косой», «Осмотр старого дома»).
В серии портретов, исполненных в технике монохромной живописи художников М.К.Клодта, Ф.А.Васильева и скульптора М.М.
Антокольского Крамской бросил вызов фотографии, ставшей особенно популярной в эти годы: белые рамки, окаймлявшие изображения, воспринимались как имитация фотографического паспарту.
В то же время каждый портрет выделяла емкость и глубина психологической характеристики. Тем самым Крамской решительно утверждал, что только искусству доступно внутреннее сходство.
На второй передвижной Крамской выставил картину “Христос в пустыне”. В том же году, узнав о намерении Совета Академии Художеств удостоить его звания профессора исторической живописи, отказался принять это звание.
Тема Христа стала едва ли не самой важной и в дальнейшей судьбе художника. Над “вторым томом Христа” – картиной “Хохот”, художник работал до конца своих дней. История восприятия полотна богата самыми противоположными суждениями.
Христа Крамского называли революционером-нигилистом и Богочеловеком, в нем видели конкретный образ современника и в то же время находили “отвлеченный абстракт идеи”, “иероглиф мысли”.
В связи с картиной поднимали вопросы как религиозного, так и мистического, как философского, так и нравственного характера.
Письма Крамского раскрывают глубину и важность постановки вопросов христианского мировоззрения в жизни художника. В них отражен также и процесс мучительно долгой работы над самим полотном, которое писалось по выражению художника “слезами и кровью”.
Крамской не сомневался в исторической достоверности Евангелия, в действительном существовании Христа.
Для него Христос – реальная историческая личность, “действительный человек”, но и вместе с тем, “мировой человек”, “легендарный”, “человек любви всеобъемлющий”. Он называл его то “сыном человеческим”, то “сыном Божиим”, то равным, то неравным Богу.
В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе.
Эстетика картины лежит в границах того, чем вдохновлялось время Крамского. Художник искал изображение, соотнося его с собственным мыслимым образом, нисколько не претендуя на универсальность. Созданный им образ не божественен и не сверхъестественен.
А «правда лица» зависела не от принятого канона, а от подлинности отношения художника, от его веры.
«И на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему Вы знаете, что он был такой? Я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», – писал художник.
С начала 1870-х годов Крамской – ведущий портретист своего времени, удивлявший современников редкой проницательностью и тонкими психологическими характеристиками.
Спокойно смотрят его модели из серого, ”муругого” пространства портретных фонов. Детали костюма, внешней обстановки менее всего интересовали художника, порой оставались едва прописанными.
В объектив художника прежде всего, попадали лица и руки, которые писались при помощи излюбленного приема Крамского – светотени, выявляющей “сердечные движения”. Именно в лице заключалось самое важное и значительное.
Оно выделялось светом, проникающим в самые глубины человеческого существования. Этот прием Крамской возвел в принцип своего портретирования.
Сдержанность в изображении подробностей предполагала такое художественное измерение, которое обнаруживало внутреннее содержание личности, её мироощущение. Он утверждал лучшее в человеке, изображая модель в состоянии духовного и душевного напряжения, отбросив пелену житейского и повседневного.
Духовная стойкость, незаурядный ум переданы в портрете Л.Н.Толстого, одном из лучших произведений русской живописи второй половины ХIХ века. Собранная воля, подвижническая решимость почувствованы Крамским в портрете М.Е.Салтыкова-Щедрина. В портрете Д.В.
Григоровича за изящной светскостью жеста, ярко характеризующим, по признаниям современников его манеры, в усталом взгляде обнаруживается драма писателя, пережившего собственный успех и литературное призвание.
Под сильным впечатлением от встреч с неизлечимо больным поэтом был создан своеобразный портрет — картина “Некрасов в период “Последних песен”ставший живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смерти в момент творческого порыва.
Свидетельством близких отношений Крамского и Третьякова стал небольшой камерный портрет коллекционера (1876, ГТГ), признанный лучшим портретом собирателя. Он оставляет впечатление подвижнической строгости и внутреннего благородства модели.
Путешествие по Европе, осуществленное Крамским в 1876 году, повлекло за собой увлечение искусством Запада. Он интересовался современной французской живописью, античной классикой, изучал наследие старых европейских мастеров: Ван-Дейка, Веласкеса, Рембрандта.
В портретах В.Н.Третьяковой, С.Н.Крамской, В.В.Самойлова художник претворил традиции старой испанской живописи. А портрет художника А.Д.Литовченко отличает свободное энергичное письмо, что позволяет говорить об определенных перекличках с искусством Э.Мане и Дега.
Наиболее близким ему было портретное искусство Гольбейна, который по выражению Крамского “опускался своим анализом в самую глубину человеческого лица…запускал свой щуп до дна души человеческой”.
Это соответствовало пониманию собственных художественных задач.
“Я всегда любил человеческую голову”, – говорил художник, стремясь увидеть в своих современниках такие качества человеческой натуры, которые не меняются с течением времени.
В конце 1870-х – 1880-е годы в жизни Крамского наступил период тяжелого кризиса. В его письмах чувствуется драматизм мироощущения. Он признавался, что в последние годы погрузился в “состояние мятежа”, что испытывал “отчаяние за будущее”, что болезненно реагировал на происшедшую в обществе утрату близких ему идеалов 1860-х. Он тяжело пережил смерть Ф.М.
Достоевского, был неудовлетворен ходом работы над картиной “Хохот”, так и оставшейся неоконченной. “Я сломлен жизнью, и далеко не сделал того, что хотел и должен был”, – писал он П.М.Третьякову. Отношения Крамского с членами Товарищества обострились в это время и привели в конечном итоге к конфликту.
Его идеи о необходимости обновления организационных форм выставочного объединения так и не нашли понимания в среде передвижников.
В эти годы к Крамскому пришла слава общеизвестного, и даже “модного” портретиста. Он исполнял портреты императора, императрицы, великосветской знати, давал уроки рисования цесаревнам. И при этом с болью отмечал, что устал иметь дело с публикой, что работа на заказ все более тяготит его.
Депрессия и болезнь, одолевшие Крамского в эти годы жизни, глубоко омрачали его существование. В то же время, словно внутренне сопротивляясь безрадостной реальности, он много работал.
Свидетельство тому — глубокое, осмысленное, выстраданное искусство Крамского последних лет, непрекращающиеся творческие поиски, создание необычайно выразительных образов. Среди них блестящие портреты И.И.Шишкина, А.С.
Суворина, дочери С.И.Крамской, В.С.Соловьева, 1885.
В 1880-е годы Крамским были исполнены несколько значительных картин. Преображение человека под воздействием таинственных сил природы оказывается главным для художника в картине “Лунная ночь”. Часть демократически настроенной публики восприняла это произведение как явление салонного искусства, внешне красивое, но поверхностное.
Еще более резким оценкам подверглась картина “Неизвестная”. Изысканная внешняя красота и грациозность “Неизвестной”, подчеркнутые художником некоторая отчужденность и высокомерие не могли скрыть чувство незащищенности и одиночества перед лицом мира, к которому она принадлежала и от которого она зависела.
Это сообщало неоднозначность психологическому состоянию героини.
Картина “Неутешное горе” по своему замыслу имела глубоко личный характер. Она написана под впечатлением смерти двух младших сыновей художника и воплощала “драму человеческого сердца”, драму личности, ищущей при столкновении с трагическими обстоятельствами опору в себе.
В облике матери, изображенной в глубоком трауре, звучит безмолвное отчаяние, глухая боль — и в то же время огромная внутренняя сила, готовность противостоять горю, миру, судьбе. Картина “Неутешное горе” была приобретена П.М.
Третьяковым, несмотря на возникшее в 1880-е годы непонимание между собирателем и художником.
В том же 1884 году Крамской приступил к последней своей большой картине на библейский сюжет “Иродиада перед головой Иоанна Крестителя”. Эта неоконченная картина сегодня воспринимается как предсмертная исповедь художника. Физическое уничтожение человека не означало смерти его духа. В образе Иоанна Крестителя отражена судьба поколения 1860-х годов, судьба самого Крамского.
Сознание неумолимого движения жизни пронизывает небольшой по размеру последний автопортрет Крамского с дочерью С.И.Крамской.
В сопоставлении стареющего художника, обременнего опытом и знаниями, и юного существа, стоящего на пороге жизни, полного надежды и молодости, видится глубокий философский смысл.
Этот автопортрет художника был исполнен во время последнего его путешествия во Францию на Лазурный берег в Ментону, куда Крамской ездил лечиться.
В целом ряде статей и писем 1880-х годов Крамской подводил итог своим размышлениям о назначении искусства. Важнейшим положением его эстетики стало требование совершенства живописной формы.
Он не уставал призывать художников писать “просто, легко, свободно и, мало того, обворожительно”, но при этом остерегал от утраты “самого дорогого качества художника – сердца”. Немало сил отдал он привлечению в ряды передвижников И.Е.Репина, В.Д.Поленова, Н.А.Ярошенко, В.И.Сурикова, и др.
Он искренне радовался достижениям талантливой молодежи, успехам всего русского реализма, в котором видел “историческое оправдание” усилий собственной жизни.
Крамской умер в 1887 году в Петербурге в своей мастерской за работой над портретом доктора К.А.Раухфуса. Похоронен на Смоленском кладбище, а в 1987 его могила была перенесена в Некрополь Александро- Невской Лавры.
school-collection.edu.ru
Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=890
Крамской Иван Николаевич
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Отдавая большую часть сил портрету, Крамской тем не менее связывал понятие «творчества» с созданием картин, несущих в себе общезначимый, общечеловеческий смысл.
Две центральные для искусства XIX века идеи – «идея личности» и «идея мессианства» – красной нитью проходят через все искусство Крамского. Еще в юности огромное влияние на него оказали личность и творчество Александра Иванова, его подвижнический путь в искусстве.
Потрясенный картиной Явление Христа народу, Крамской определил для себя высшую задачу искусства: «Настоящему художнику предстоит громадный труд… поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу» (Переписка Крамского, т. 2, с. 272).
В своем центральном произведении Христос в пустыне, продолжая гуманистическую традицию Александра Иванова, художник трактовал религиозный сюжет в морально-философском плане.
Картина Христос в пустыне стала центром II передвижной выставки 1873 года, вызвав множество откликов в печати, неумолкающие споры, недоуменные вопросы. Поражал прежде всего сам образ Христа, столь далекий от церковной традиции и традиции классического европейского искусства. Авторская интерпретация личности Христа в картине оказалась остро современной.
Современники называли Христа Крамского «русским Гамлетом». Толкование замысла картины самим Крамским, содержащееся в письмах к Всеволоду Гаршину, также развивает тему нравственного выбора, неизбежного в жизни человека, когда приходится решать – «пойти ли направо или налево, взять за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу» (Там же, т.
1, с. 446). Но вряд ли эти слова можно считать главным ключом к содержанию картины. Изможденный сорокадневным постом, мукой мысли, Христос Крамского сосредоточен и самоуглублен, в его душе нет места сомнениям и колебаниям.
Образ Христа выражает состояние не сомнения и выбора, а концентрации, готовности принять на себя искупительную жертву за страдания и грехи человечества, сознание тяжести этого бремени и решимость следовать начертанному пути.
Печать аскезы, истончающей плоть, иссушающей краски жизни, равно лежит и на портретных образах Крамского 1870-х годов, и на его Христе. Существо образа Христа у Крамского особенно высвечивается рядом с Христом Поленова из картины Христос и грешница (Кто без греха?) (1888).
Христос Поленова – просветленный покой, гармония духа, любовь и всепрощение, это Христос милостивый. Христос Крамского – мужественный, суровый, требовательный, аскетичный. Это Бог героического времени 1870-х годов, эпохи «хождения в народ», времени чрезвычайного напряжения и обострения нравственного чувства в обществе.
Крамской неоднократно говорил, что язык иероглифа ему ближе всего. В картине Христос в пустыне он дал формулу напряжения всех духовных сил человека в момент постижения им своей судьбы. Композиция картины, выстроенная с безупречной логикой, подобна математической формуле.
Монументальная фигура Христа вырисовывается на фоне предрассветного неба. Линия горизонта делит холст на две равные части – мир дольний, земную твердь, каменистую «пустыню», погруженную в тень, мертвую и холодную, и мир горний, освещенный лучами предрассветного солнца, мир света и надежды, символ будущего преображения.
Ровно на границе этих двух миров в геометрическом центре картины находятся сомкнутые в замок кисти рук Христа. Сомкнутые руки образует круг. По нему словно движутся, не находя исхода, тяжелые мысли, мысли-глыбы, будто камни, изображенные за его спиной.
Замок рук и лицо Христа, находящиеся на одной оси круга, – зрительные и смысловые центры картины. Этот круг – зона наибольшего «напряжения», эпицентр свершившейся драмы мысли и чувства, свершившейся победы человеческого духа, воли, разума над хаосом, злом, пороком.
Христос Крамского – символ вселенского значения этой победы и напоминание об ее огромной цене. В углах рамы картины, заказанной, по-видимому, по рисунку самого художника, – настоящие сплетенные веревки – атрибут будущих мук Христа.
В образной ткани произведения пейзаж равнозначен фигуре Христа. Пейзаж, вдохновленный впечатлениями от природы Чу-фут-Кале в Крыму, космичен и символичен одновременно. Это некое надмирное пространство, где сам воздух столь чист и разрежен, что непригоден для легких обычного человека. Горнее место, обитель горнего духа.
В своей главной картине Крамской выступил восприемником духовного импульса, сообщенного русскому искусству Александром Ивановым, и предвосхитил будущие пути русского искусства.
Мера обобщения реальности, смысловой и символической насыщенности полотна позволяет назвать его протосимволистским.
Прямые пути ведут от этой работы Крамского к искусству Врубеля, Демон сидящий которого – вывернутая наизнанку формула Христа в пустыне Крамского.
Продолжением темы Христа явилось монументальное полотно Хохот (1877-1882). Как свидетельствуют письма Крамского к Федору Васильеву, оно задумывалось еще в 1872 году, после окончания Христа в пустыне: «Надо написать еще Христа, непременно надо, т. е. не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во все горло, всеми силами своих громадных животных легких» (Переписка Крамского, т. 2, с. 112).
Над картиной Крамской работал до конца жизни, но так и не смог ее закончить, что переживалось художником как самая мучительная творческая неудача его жизни. Тема совести, готовности к самопожертвованию сменяется в этом произведении темой кощунственно осмеиваемого страдания за идею, глумления над истиной.
«Пока мы не всерьез болтаем о добре, честности, мы в ладу со всеми; попробуйте всерьез проводить ваши идеи в жизнь, посмотрите, какой хохот поднимется кругом. Я всюду слышу этот хохот… До сих пор продолжают смеяться над Ним, строя в то же время алтари», – писал Крамской (Там же, т. 1, с. 227). В этой картине он выразил и пессимистический опыт поколения шестидесятников, и крушение их надежд.
«Хохот – ответ на дела, на убеждения, составляющие задачу и цель всей жизни. Хохот – наказание за дерзость почитать себя умнее тех, кого он мнил видеть блуждающими в неведении… Хохот – на все, …что высоко и прекрасно, не похоже на пошлость, самодовольство и косность… Христос, выставленный на осмеяние. Что ему распятие? Что смерть? Но этот Хохот! Он не в состоянии был от него отделаться» (П.
К-ский (П. М. Ковалевский). Посмертная выставка произведений Крамского. – Новое время, 1887, №4224).
Замысел Хохота оказался сильнее и интереснее его исполнения. Пространство картины напоминает подмостки оперной сцены. Фигура Христа теряется среди толпы воинов. Справиться с задачей создания многофигурного монументального полотна Крамской не смог.
Тем не менее эта картина не прошла бесследно для русского искусства. Ее правая часть с хохочущими воинами и вываливающейся на зрителя фигурой первого плана послужила Репину канвой для композиции картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану. «Питательной» неудавшаяся картина Крамского оказалась и для творчества Ге.
Его картину «Что есть истина?» можно рассматривать как реализацию концентрированной идеи Хохота Крамского, идеи глумления над истиной. Ге словно «очистил» замысел Крамского от лишних фигур, оставив только Христа и Пилата.
Христос Ге – развитие образа смиренного в страдании, тщедушного телом, но неуязвимого духом Христа из Хохота Крамского.
Иродиада (1884-1886) завершает библейскую трилогию Крамского. Как и Хохот, картина осталась неоконченной. Тем не менее ее живописные качества были высоко оценены Репиным, посоветовавшим Третьякову приобрести Иродиаду с посмертной выставки Крамского.
Художник обратился к одному из самых драматичных сюжетов в библейской истории. Но при этом выбрал не кульминацию, а финал кровавой библейской драмы. В картине Крамского нет крови и ужаса, которых он всегда последовательно сторонился в своем творчестве.
Крамского интересовали философские аспекты ветхозаветной истории. Иродиада развивала тему Хохота – физической победы косного, бездуховного начала над духом и одновременно нравственного поражения животного начала.
Композиция картины строится на противопоставлении тяжелой, массивной, плотной фигуры сидящей Иродиады – воплощения неодухотворенной материи, грубой плоти, и головы Иоанна Крестителя на блюде, поражающей своей красотой и одухотворенностью. Мертвое «живее» живого.
Эта картина – очередной философский «трактат» художника на тему «что есть жизнь?». Жизнь – это жизнь духа для Крамского. Эта жизнь вечна, ибо не подвержена тлению.
Массивная, «сырая», будто глиняная фигура Иродиады выглядит уродливой рядом с прекрасной головой Иоанна Крестителя. Красота для Крамского – это категория прежде всего духовная, нравственная.
Вещное начало, выступающее на передний план, активно себя демонстрирующее, в сознании эпохи трактовалось как оппозиция духовному началу.
Не случайно в искусстве второй половины XIX века так были распространены сцены болезни, умирания, увядания: Больной музыкант (1859) и Последняя весна (1861) Михаила Клодта, У постели больного (1869) Федора Бронникова, Больная (1866) Василия Поленова, В теплых краях (1890) Николая Ярошенко, Больной художник (1892) Алексея Корина, У больного учителя (1897) Николая Богданова-Бельского.
Этот ряд можно было бы продолжать достаточно долго. Крамской также отдал дань этой теме: Девушка с распущенной косой (1873), Некрасов в период «Последних песен» (1877-1878), Девушка с кошкой (1882), Выздоравливающая (1885). Но в отличие от художников-современников Крамского не интересовали социальный, равно как и бытовой, сюжетный аспекты темы.
Для него болезнь – это состояние физического покоя, вынужденного и одновременно благотворного выпадения из круговерти ежедневной суеты, время работы души, ее совершенствования; время умудрения сердца под влиянием физических страданий, обращенности внутрь себя, выявления внутренней сути человека, его духовной красоты.
Источник: http://art.liim.ru/hr/hr09_06.html
Крамской иван николаевич
Российский живописец, график и художественный критик.
Родился в семье письмоводителя городской думы. В юные годы был писцом, ретушёром фотографий. Учился в петерб. Академии художест (1857-1863) у А.Т. Маркова.
В 1863 году возглавил «бунт четырнадцати», который завершился выходом из Академии художеств её выпускников, организовавших Артель художников во главе с Крамским (1863). В 1869 году посетил Берлин, Дрезден, Антверпен, Париж; в 1876 – Рим, Неаполь, Париж, где познакомился с Ж.Э.
Ренаном, автором книги «Жизнь Иисуса». В 1870 году стал одним из учредителей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1870-е годы по заказу П.М. Третьякова Крамской создал галерею портретов деятелей русской культуры и науки: Ф.А. Васильева (1871), Л.Н. Толстого (1873), И.И. Шишкина (1873), И.А. Гончарова (1874), П.М. Третьякова, Д.В. Григоровича (оба 1876), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1879; все – в ГТГ); С.П. Боткина (1880), В.С.
Соловьёва (1885; оба – в ГРМ), «Н.А. Некрасов в период «Последних песен»» (1877-1878); также автопортреты (1867, 1874; оба – в ГТГ). Эти «портреты-драмы» (по определению В.В.
Стасова) воплощают возвышенные этические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине; нейтральность поз, точность рисунка и мягкость пластики акцентируют углублённость психологической характеристики.
Созданные Крамским портреты крестьян отразили внутреннее достоинство человека из народа, а порой и зреющий социальный протест («Полесовщик», 1874, ГТГ; «Мина Моисеев», 1882, ГРМ; «Крестьянин с уздечкой», 1883, Музей русского искусства, Киев).
Центральное произведение Крамского – «Христос в пустыне» (1872, ГТГ); за эту работу ему присуждено звание профессора Академии художеств, от которого он отказался. Продолжая гуманистическую традицию А.А.
Иванова, Крамской интерпретирует евангельский сюжет в морально-философском плане, воплощая в картине идею героического самопожертвования.
Продолжением данной темы стало незавершённое полотно «Хохот» («Радуйся, царю иудейский!», 1877-1880-е годы, ГРМ), в котором Крамской выразил пессимистический опыт поколения шестидесятников и крушение их надежд.
Завершила библейскую трилогию картина «Иродиада» (1884-1886, ГТГ), трактующая известный сюжет как философское размышление о жизни и смерти.
Стремясь психологизировать сюжетные композиции, Крамской создал произведения, сочетающие элементы портрета и тематические картины, раскрывающие тонкие душевные переживания и сложные судьбы («Лунная ночь», конец 1870-х годов, «Неизвестная», 1883, «Неутешное горе», 1884; все – в ГТГ). В ряде произведений художника проявились черты академизма (портреты певицы Е.А. Лавровской, 1879; императрицы Марии Фёдоровны, 1882; оба – в ГРМ). Участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве (1863-1866); исполнил образа́ для русской посольской церкви в Копенгагене (1883-1885). Работал над альбомом, посвящённым коронации Александра III (1883-1885); создал также несколько скульптур («Голова Христа», ГТГ; «Христос», 1883, ГРМ).
В художественно-критических статьях и письмах Крамской отстаивал идею демократизации искусства, понимая его как образную форму выражения идеи.
Многие идеи Крамского получили осуществление уже после его смерти (организация независимой от Академии художеств художественной школы, созыв съезда русских художников и др.). Крамской преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863-1868).
На Всемирной выставке 1878 года в Париже награждён золотой медалью. В 1910 году на родине художника был основан музей Крамского (ныне Районный историко-художественный музей им. И. Н. Крамского).
Сочинения:
Письма. Статьи. М., 1965–1966. Т. 1–2;
Крамской об искусстве. 2-е изд. М., 1989.
Иллюстрации:
И. Н. Крамской. «Неутешное горе». 1884. Третьяковская галерея (Москва). Архив БРЭ;
И. Н. Крамской. Портрет Л. Н. Толстого. 1873. Третьяковская галерея (Москва). Апхив БРЭ.
Автор статьи: С. М. Грачёва.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- И. Н. Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи / Под ред. В. В. Стасова. СПб., 1888
- Гольдштейн С. Н. И. Н. Крамской. М., 1965
- И. Н. Крамской. (Кат. выставки). М., 1988
- Курочкина Т. И. И. Н. Крамской. Л., 1989
- Яковлева Н. А. И. Н. Крамской. Л., 1990
- Карпова Т. И. Крамской. М., 2001
- Порудоминский В. И. И. Крамской. М., 2001
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kramskoi_ivan_nikolaievich