Художник лукас кранах старший, картины и биография

На XXXIV Антикварном салоне в Москве демонстрируется «Мадонна с ангелами» мастерской Лукаса Кранаха из частного собрания. О мастере эпохи Возрождения мы рассказываем в рубрике «Художник недели»

Лукас Кранах Старший.

Один из самых популярных немецких мастеров XVI века.

Представитель искусства Возрождения, придворный художник курфюрста Фридриха Мудрого, последователь Альфреда Дюрера и Иеронима Босха, родился 4 октября 1472 года в местечке Кронах, название которого впоследствии трансформировалось в фамилию художника.

Отец и дед Кранаха также были живописцами, и азы ремесла он постигал под руководством отца, Ганса Мюллера, чье имя сохранилось лишь в косвенных упоминаниях.

О годах детства и юности Лукаса Кранаха точных сведений нет, но многое специалисты предполагают с большой долей вероятности.

По обычаю того времени, окончив первоначальное обучение в мастерской отца, он в 1490-х — 1500-х годах, вероятнее всего, отправляется в путешествие по придунайскому региону.

Его ранние работы позволяют предположить, что он был в Баварии, — в них чувствуется знакомство с работами баварских мастеров.

В 1500–1504 годах Кранах живет в Вене.

Здесь он знакомится с творчеством Альбрехта Дюрера, которое оказывает на него влияние столь заметное, что, например, ранняя работа Кранаха «Адам и Ева» поступила в галерею Уффици в конце XVI века именно как произведение Дюрера; позднее авторство Кранаха подтвердилось, как и то, что для написания этой работы он использовал одноименную дюреровскую композицию.

К началу 1500-х годов относятся самые ранние дошедшие до нас произведения, подписанные именем Лукас Кранах, — религиозные сцены, пейзажи, портреты («Распятие», «Отдых на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем), «Парный свадебный портрет доктора Иоганна Куспиниана»). Эти работы несколько сумбурны, в них нет еще тех мелких деталей и многоплановой композиции, которые будут присущи картинам Кранаха в дальнейшем.

В 1505 году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45 лет) в качестве придворного художника. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника.

Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления — оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу.

Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации, иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).

В 1508 году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.

В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509 года.

В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример — дипломатическая карьера Рубенса).

В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд»), испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы, изображения Мадонны.

Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. В 1509 году он пишет «Венеру и Амура» — первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).

Для самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью.

Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».

По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом.

Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой — крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга.

В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин — в основном на мифологические и библейские сюжеты.

Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело, изысканные одежды и фоны.

Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в домах вельмож или патрициев. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.

Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством — почти все его время занято выполнением дипломатических поручений. Однако это приносит и неожиданные результаты.

В 1526 году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской.

Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году), и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.

Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины — высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.

В старости Кранах работает мало, однако количество картин, подписанных его знаком — крылатым драконом, не уменьшается. Весьма плодотворна его мастерская, в которой он осуществляет общее руководство. Становятся сложившимися мастерами его сыновья Ханс Кранах и Лукас Кранах младший. После смерти отца они примут на себя руководство мастерской.

За свою долгую жизнь Кранах успел побывать придворным художником при дворах трех курфюрстов, был дипломатом, политиком, камердинером.

После смерти Фридриха Мудрого, не имеющего прямых наследников, Кранах остается при дворе его брата, Иоганна Твердого, и даже становится наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище Великодушный.

Известно, что когда Иоганн Фридрих попал в плен к императору Карлу V, Кранах умолял императора о милостивом отношении к своему воспитаннику. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар.

16 октября 1553 года Лукас Кранах скончался в Веймаре.

Кранаха, на 10 лет пережившего Ханса Хольбейна Младшего и на 25 — Дюрера и Грюневальда, по праву можно назвать последним представителем «великого поколения» эпохи Северного Возрождения.

Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха — одним из ее основателей.

Дунайская школа живописи — направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность, интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка.

Сегодня образы Кранаха, созданные 500 лет назад, узнаваемы и довольно популярны: модные наряды с его светских портретов копируются реконструкторами и просто любителями старины, а анимированная картинка по мотивам многократно разработанного Кранахом сюжета «Адам и Ева» красовалась на заставке популярного сериала «Отчаянные домохозяйки».

Время от времени работу Лукаса Кранаха или его мастерской можно встретить и на аукционах. Известно, что его живописные работы продавались на аукционах 110 раз.

Рекордная для аукционных результатов сумма — 7 748 000 долларов была отдана за парные портреты курфюрста Иоганна Твердого Саксонского и его сына Иоганна-Фридриха на Christie's 6 июля 1990 года.

Этот диптих можно видеть сейчас в Национальной галерее (Лондон).

Однако 1990-ми годами крупные сделки с живописными произведениями Лукаса Кранаха Старшего не ограничиваются. В июле прошлого года его «Алтарный триптих семьи Фейлитш» ушел за 6 533 538 долларов (4 297 250 фунтов) при эстимейте 4 000 000–6 000 000 фунтов в ходе торгов аукционного дома Sotheby’s.

Практически все лучшие работы Лукаса Кранаха Старшего принадлежат коллекциям больших музеев; его живопись и графика есть в коллекциях всех значимых музеев мира. Поэтому каждое появление в открытой продаже работ, атрибутируемых именно мастеру, а не его кругу или мастерской, представляет собой значимое событие в мире искусства.

Мария Кузнецова, AI

Источники: bibliotekar.ru, megabook.ru, dic.academic.ru, artprice.com, artinvestment.ru

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография

Источник: https://artinvestment.ru/invest/painters/20130405_kranach.html

Кранах, Лукас Старший — это… Что такое Кранах, Лукас Старший?

Лу́кас Кра́нах Ста́рший (нем.

 Lucas Cranach der Ältere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.

Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается.

С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты правописания — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах.

Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца.

С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах».

Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей.

Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.

Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга М. Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык.

Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи.

Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников.

Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.

Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 г. в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII в.

Избранные произведения

Мартин Лютер, портрет работы Кранаха Старшего

  • Венера и Амур. 1509, Эрмитаж
  • Мадонна, Эрмитаж
  • Мадонна с младенцем. ок. 1520. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
  • Алтарь Святой Анны (Триптих Торгау). 1509, Франкфурт, Штеделевский институт
  • Отдых Святого Семейства на пути в Египет
  • Алтарь Святой Екатерины, Дрезденская Картинная Галерея, Дрезден
  • Христос на оливковой горе, Дрезденская Картинная Галерея, Дрезден
  • Нимфа источника. 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг
  • Портрет И. Куспиниана. 1502-1503, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур
  • Портрет С. Рейса. 1503, Германский национальный музей, Нюрнберг
  • Портрет И. Шёнера. 1529, Музей старинного искусства, Брюссель
  • Портрет герцога Генриха Благочестивого
  • Портрет Катарины Мекленбургской
  • Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием. ок. 1520, Старая пинакотека, Мюнхен
  • Портрет принцессы Сибиллы Клевской в наряде невесты
  • Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого
  • Портрет Мартина Лютера
  • Юдифь с головой Олоферна. Государственная галерея Штуттгарта
  • Меланхолия
Читайте также:  Поклонение пастухов, джорджоне

Галерея

Герб и подпись Кранаха, 1529

  • «Венера и Амур». 1509, Эрмитаж

  • «Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием»

  • «Юдифь с головой Олоферна». Государственная галерея Штуттгарта

  • Мадонна с младенцем. ок. 1520. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

  • Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография

    «Адам и Ева в райском саду». 1530. Вена

Библиография

На русском языке

  • Гершензон Н. М. Лукас Кранах. — М.: Изогиз, 1933. — 42 с.
  • Немилов А. Н. Лукас Кранах Старший: (Альбом) / Макет и оформление Б. П. Кыштымова.. — М.: Изобразительное искусство, 1973. — 120 с. — (Мастера мирового искусства). — 30 000 экз. (в пер.)

На иностранных языках

  • Friedländer М. J., Rosenberg J., Die Gemälde von Lucas Cranach, B., 1932;
  • Lucas Cranach der Ältere. Der Künstler und seine Zeit, B., 1953;
  • Lucas Cranach der Ältere im Spiegel seiner Zeit, B., 1953;
  • Jahn J., Lucas Cranach als Graphiker, Lpz., 1955;
  • Rosenberg J., Die Zeichnungen Lucas Cranachs, B., 1960.
  • «Lucas Cranach — Sein Leben, seine Welt und seine Bilder» von Peter Moser erschienen im Babenberg Verlag Bamberg 2004, ISBN 3-933469-14-7

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/95615

Библейский Израиль — Биография Лукаса Кранаха Старшего

Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография

Кранах Лукас Старший (1472—1553)
Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Большую часть жизни работал в Виттенберге при дворе саксонского курфюста Фридриха Мудрого и его преемников. Создавал алтарные композиции, писал картины на библейские и мифологические сюжеты, жанровые сцены, сцены охоты. Известен как замечательный мастер портретного жанра. Был близким другом Мартина Лютера, писал его портреты, создавал произведения, выражавшие идеи Реформации. В позднем творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530—50-х гг.: манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски.

Лукас Кранах Старший родился в городке Кронах в 1472 году. Освоив у отца-художника первые уроки мастерства, он ушёл из родительского дома и после скитаний на несколько лет обосновался в Вене.

Уже в первых работах художник проявил себя дерзким новатором. В композициях он избегал традиций иконографии, используя более яркие краски и выразительные пейзажи. Образцом этого стиля стал «Отдых на пути в Египет» (1504) – сияющая цветом картина с ювелирно прописанными героями.

Когда Кранах перебрался в Виттенберг, талантливого живописца заметил правящий Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый и приблизил к своему двору. Как настоящий человек эпохи Возрождения Кранах Старший был универсалом. Помимо живописи он занимался ювелирными украшениями, церковной утварью, разрабатывал фасоны одежды, эскизы гобеленов и тканей, расписывал стены и оформлял праздники.

В 1508-м Кранах Старший на год уехал в Нидерланды, где познакомился с Иеронимом Босхом, самым мистическим художником того времени, и вступил в секту «Садовых братьев». Адепты секты мечтали о возвращении легендарного Золотого века и исповедовали полную свободу в любви.

Под впечатлением их идей, в 1509 году художник возвестил о расцвете Северного Возрождения, впервые в немецком искусстве изобразив обнажённую женщину. Правда, пока это была богиня Венера.

Так, с его легкой руки в немецкой живописи появились дохристианские мифологические темы и обнажённые тела.

В 1510-е годы Кранах Старший пишет много жеманных портретов знати и сцен охоты, став законодателем маньеризма. Герои его мифологических сцен обретают портретное сходство со знатными людьми, которые охотно ему позируют, принимая участие в этих живописных постановках. Характерны для этого периода творчества и изысканные кабинетные картинки на религиозные темы, например, «Рождество Христа».

Портреты женщин Кранаха Старшего трудно не распознать. Его женские образы — хрупкие принцессы с раскосыми кошачьими глазами и сладкими полуулыбками.

В 1520-е годы Кранах Старший — один из богатейших и уважаемых людей Виттенберга и потому может позволить себе некоторые вольности.

Например, принимать и даже писать портреты скандального религиозного реформатора Мартина Лютера. Эти портреты тысячами гравированных отпечатков распространяются в народе.

Кроме того, Кранах иллюстрирует и на собственные деньги издает прогремевшее на всю Германию «Сентябрьское Евангелие» Лютера.

В 1546 году покровитель художника оказался в немилости короля Карла V и Кранах последовал за ним в город Веймар, в ссылку, где и скончался через три года. Достойным финалом творчества художника стала картина «Источник юности» — мистическая легенда о возможности возвращения молодости.

Наследником мастерской отца стал его сын Лукас Кранах Младший, родившийся в 1515 году. Он продолжил династию живописцев, но был менее знаменит, чем отец.

К тому времени на волне популярности в Германии был «стиль Кранаха». Многочисленные ученики виртуозно повторяли ставшую стереотипной манеру старшего из мастеров. Бесконечные «Юдифи», «Магдалины», «Адам и Ева» стали модными образами, размноженными по знатным домам.

Лучшим произведением Кранаха Младшего является картина «Христос и блудница» (после 1532). Плоское, иконописное пространство картины компенсируется тонкой проработкой лиц её героев. Показан конфликт окружения Христа с воинствующими фарисеями.

16 октября 1553 г. Лукас Кранах скончался.

Наследником мастерской отца стал его сын Лукас Кранах Младший. Он продолжил династию живописцев, но был менее знаменит, чем отец.

Лукас Кранах Младший родился 4 октября 1515 в Виттенберге в семье немецкого живописца и графика эпохи Ренессанса Лукаса Кранаха Старшего. Его старший брат Ганс Кранах тоже стал художником. Они вместе работали в мастерской у отца и были его учениками. Лукас Младший унаследовал мастерскую после смерти отца. Его работы выполнены в основном в жанре портрета или мифических сцен.

Лукас Кранах Младший (1515-1586), сын и ученик Лукаса Кранаха Старшего, исторический и портретный живописец. Рисунок у него слабее, чем у отца, колорит нежнее и богаче нюансами. Произведения Кранаха Младшего находятся в церквах Виттенберга и во многих картинных галереях.

Лучшим произведением Кранаха Младшего является картина «Христос и блудница» (после 1532). Плоское, иконописное пространство картины компенсируется тонкой проработкой лиц её героев. Показан конфликт окружения Христа с воинствующими фарисеями.

Источник: http://myisrael.at.ua/index/0-547

Лукас Кранах Старший. Известные работы

Краткая биография

Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Приблизительно в 1500–1504 годы находился в Вене, где сблизился с гуманистами, а с 1505 — при дворе курфюрста Саксонского в Виттенберге.

Там художник создает мастерскую, с 1519 многократно становится членом Городского совета и бургомистром.

Под влиянием искусства альпийских стран и произведений Альбрехта Дюрера Кранах рано выработал свой стиль в живописи, в котором гармонично соединены жанровые сцены и ландшафт при общей романтичности композиции.

Такой подход, имевший большое значение для развития южно-немецкой живописи, дает право считать Кранаха основателем дунайской школы. Новые творческие импульсы ему дало итальянское и нидерландское искусство, с которым он познакомился во время пребывания в Голландии в 1508.

Известные картины

Портрет дамы, 1526. Дерево, масло, 88,5*58,6 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Богатые одежды и украшения молодой, умной, красивой женщины выписаны художником с миниатюрной тщательностью.

В портрете переплелись тенденции искусства северной и южной Европы. Идеально пропорциональные черты лица свидетельствуют о влиянии на художника традиций ломбардской живописи.

Его картины с элементами как готики, так и маньеризма были популярны при дворе саксонских курфюрстов.

Мадонна с младенцем под яблоней, около 1530. Дерево, масло, перенесено с дерева на холст, 87*59 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Живописец обращается к идее искупительной жертвы Христа и представляет младенца как нового Адама. Яблоко наряду с грехопадением символизирует возможность искупления первородного греха и спасение через грядущую жертву Христа.

Фигуру Девы Марии и младенца с яблоком в руке отделяет от пейзажа на заднем плане усыпанная плодами яблоня.

Портрет Мартина Лютера, 1543. Дерево, масло, 21*16 см. Уффици, Флоренция.Глубокая духовная близость связывала Кранаха и Мартина Лютера (1483–1546). Художник создал несколько его портретов.

Будучи пламенным сторонником и проводником идей Реформации, он пытался отразить их в изобразительном искусстве и создал знаменитую серию гравюр для вышедшей в 1522 «Библии Лютера».

Для заказчиков-католиков он писал иконы в традиционной манере.

Портрет доктора Иоганна Ширинга, 1529. Дерево, масло, 51,5*35 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель. Кранах создавал замечательные портреты представителей бюргерства. Он передавал индивидуальные черты заказчиков, проникая в глубину их характеров и находя для их воплощения изобразительные средства, отражающие влияние итальянской портретной живописи.

Отдых на пути в Египет, 1504. Темпера, масло, 60*51 см. Картинная галерея, Берлин. Первое датированное и подписанное художником произведение отличают четкая композиция и свободное расположение фигур в пространстве.

Кранах переносит евангельскую сцену в типичный для Южной Германии лесной предгорный пейзаж. Состояние природы создает неповторимое настроение, подчеркиваемое мастерски выполненными тональными переходами.

Это близкая к романтизму трактовка уникальна для немецкой живописи.

Адам и Ева, 1528. Дерево, масло. Левая часть 172*63 см, правая часть 167*61 см. Уффици, Флоренция. Без сомнения в трактовке образов прародителей человечества Кранах опирается на одноименные творения Дюрера.

Библейская тема дала художнику возможность изображать красоту человеческого тела.

В моделировании стройных фигур Адама и Евы, не обладающих большой пластичностью, обнаруживается сочетание готических и маньеристских тенденций.

Венера, 1529. Дерево, масло, 38*22 см. Лувр, Париж. Частое обращение к образу Венеры, для трактовки которого характерны тонкие, изящные линии, свидетельствуют о влиянии на Кранаха итальянского стиля.

Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст.

Прозрачная вуаль — пример художественного мастерства — выписана таким образом, что не прикрывает, а подчеркивает прелести богини.

Отдыхающая речная нимфа, после 1537. Дерево, масло, 48*73 см. Музей изящных искусств, Безансон.
Знаменитые изображения обнаженных женских фигур Кранаха отвечают идеалу утонченной грации и манящей чувственности.

Он постоянно обращался к классическим женским образам. Полотно Джорджоне «Спящая Венера» вдохновило Кранаха на создание цикла о нимфах. Надпись «Не беспокой сон нимф священного ручья» несет в себе аллегорический подтекст.

Художник создал три варианта картины.

Источник молодости, 1546. Дерево, масло, 122,5*186,5 см. Картинная галерея, Берлин.
Тема картины — бессмертие и вечная молодость, мистическая вера в очищающую и живительную силу воды.

К источнику, принадлежащему Венере и Купидону, приезжают пожилые женщины, которым даруется преображение; они купаются и выходят из него молодыми и прекрасными. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам.

Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/lukas-kranax-starshij-izvestnye-raboty.html

Немецкие художники. Лукас Кранах Старший

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился, вероятно, у отца; в 1509 посетил Нидерланды. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).

В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (“Распятие”, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен).

В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (“Отдых на пути в Египет”, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем).

В период работы художника в Виттенберге окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и формировавшей его среды.

Достижения ренессансного искусства, идеалы возрожденческого гуманизма претворены в “Алтаре святой Екатерины” (1506, Картинная галерея, Дрезден)

Читайте также:  Арльские дамы (воспоминание о саде в эттене), ван гог, 1888

и “Княжеском алтаре” (1510, Государственная галерея, Дессау),

в картинах “Венера и Амур” (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

и “Нимфа источника” (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).

Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (“Проповедь Иоанна Крестителя”, ксилография , 1516).

Одновременно в творчестве художника Лукаса Кранаха нарастали тенденции, предвосхищавшие европейский маньеризм 1530-1550-х годов: сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнаженного женского тела, выполненные по заказам знати и в очень большом количестве размножавшиеся в мастерской художника.

На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур;

“Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель).

(Красавчик! Не правда ли? Schoener (нем.) — красавчик. Примечание мое. Серый волк)

  • Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Богоматерь” (Собор святого Якова, Инсбрук);(не нашел) “Распятие Христа” (Старая пинакотека, Мюнхен);
  • “Покаяние святого Иеронима” (Музей истории искусства, Вена);
  • “Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж, Санкт-Петербург)

и “Мадонна в винограднике” (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва),

несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Вене, Дрездене, Штутгарте и т. д.), “Блудница перед Христом” (в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште) и другие.

Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма.

Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой” и другие, созданные им самим, или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника.

Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы.

Немецкий живописец Лукас Кранах Старший также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины.

Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова)(26) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Зато многочисленные гравюры на дереве, исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров.

После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного.

В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку.

Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года.

Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 — Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.

Источник: https://subscribe.ru/group/zabugore/2436177/

Кранах Лукас Старший (1472 — 1553).Северное Возрождение

Кранах Лукас Старший

Последний художник немецкого Ренессанса, живописец и график. Учился, вероятно, у отца. Он рано приобрел популярность и был приглашен ко двору курфюста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников в Витенберге. Имел обширную мастерскую и множество учеников.

Лукас Кранах писал в основном на религиозные сюжеты. Его картины полны движения, красок,света,но в центре их — всегда человек. Особенно часто писал женщин — их мягкие, изысканные фигуры на его картинах причудливо вытянуты, грациозны. Лица на его полотнах округлы, с чуть раскосыми глазами, приподнятыми к вискам — по ним легко можно узнать почерк художника Кранаха.

Святое семейство (1509)

Отдых на пути в Египет (1504)

Христос на кресте (1552 — 1555)

Мученичество святой Екатерины (1506)

Это третья часть триптиха «Мученичество святой Екатерины».
Сюжет из известной христианской легенды. Одно время в Александрии правила царила Екатерина, которая хотела стать христианкой. Ее желание исполнилось: она была крещена отшельником.

В то же время в Александрии находился император Максенций, который стремился подорвать истинную веру женщины. Он подослал к ней 50 ученых мужей, но они не смогли поколебать преданность Екатерины христианству.

Более того, Екатерина сама смогла так убедить этих мужей в правдивости христианства, что эти мудрецы сами решили стать христианами. Однако, жестокий Максенций казнил их всех до одного. Теперь император приказал изготовить Екатерине колесо с шипами, в котором ее будут пытать, пока она не отречется от веры.

Но замысел императора так и не воплотился в жизнь: ударила молния и разрубила адское приспособление на две части. Разгневанный император приказал Екатерину обезглавить.

Художник изобразил этот самый страшный момент в судьбе отважной женщины — вот-вот она будет обезглавлена стоящим за нее палачом, но лицо Екатерины спокойно, она уверена в правильности своего поступка.

Венера и амур (1509)

Эффектная картина, выполненная в гамме желтых и золотистых тонов, благодаря чему фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы. Выделяются лишь красные бусы на шее Амура.

 Обнаженная Венера позирует перед зрителем, рукой придерживая маленького божка любви, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Каштановые волосы богини ручейками стекают по ее плечам, прозрачная ткань подчеркивает то, что ей надлежит таить. Венера Кранаха — рослая, длинноногая женщина, ее жесты как изысканны, так и несколько неуклюжи, скованны.

Кранах, изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера».

Расплата (мезальянс) 1532

Меланхолия (1532)

Портрет молодой дамы (1526)

Красивая молодая женщина изображена в свободной, спокойной позе. Она задумчива, ее фигура грациозна, очерчена гибкими, плавными линиями. Женщина полна достоинства, даже высокомерия. Угадывается властный характер высокородной дамы, роскошно одетой по моде того времени; на ней множество украшений.

Портрет написан яркими, праздничными красками.

Портрет герцога Генриха Благочестивого Саксонского и герцогини Екатерины Макленбургской (1514), диптих

Перед нами парные портреты герцога Генриха Благочестивого Саксонского и его супруги герцогини Екатерины Макленбургской. Вместе они смотрятся очень эффектно.
Оба изображены на черном фоне, что особенно подчеркивает золото экстравагантных костюмов, придающих портретам изысканную декоративность. Рядом с ними собаки — у герцогини маленькая, ручная, у герцога — сильная охотничья гончая.

Нимфа фонтана (1534)

Иоганн Фридрих Великолепный (6 лет) 1509

Адам и Ева (1526)

В ветвях дерева познания и зла спрятался змей и стал искушать наивную, доверчивую Еву, что несмотря на наказ Бога не есть плоды с этого дерева, стоит их попробовать, т.к. от этого они не умрут, но у них на многое откроются глаза, и они станут сами как боги, научившись отличать добро от зла.
Эти слова разбудили у Евы любопытство.

Она подошла к дереву ближе и увидела прекрасные плоды, которые своим внешним видом вызывали желание их попробовать. Она сорвала плод и съела его. Он так понравился Еве, что она дала его попробовать и Адаму. И он тоже съел.
Так впервые люди поддались искушению дьявола в виде змея и согрешили, нарушив одну из главных Божеских заповедей.

Когда Адам и Ева съели плод, то сразу заметили, что они наги, на них нет одежды. Им стало стыдно. Они сшили из листьев смоковницы опоясания и надели их.Так был совершен первородный грех.

Борьба Самсона со львом (1525)

Здесь изображен сюжет из христианской мифологии. Самсона, обладающего огромной силой, часто отождествляют с Давидом и Гераклом, которые боролись со львом.

Как гласит мифология, Самсон, когда подходил с отцом своим и матерью своею к виноградникам Финафским, молодой лев, рыкая, вышел навстречу ему.

И сошел на него Дух Господень, и он разорвал льва как козленка, хотя в руках у него ничего не было.

На самом деле Самсон разорвал именно льва, а не пасть его, однако, в некоторых рассказах сюжет отклоняется, описывая, как Самсон разорвал пасть льву.

Венера и Амур (1530)

На небольшом полотне художник изобразил прекрасную женщину и маленького Амура, подающего ей медовые соты. Эта навеянная литературными источниками и двусмысленная в своем эротизме сюжетная композиция имела большой успех и неоднократно варьировалась художником.

Особую пикантность Венере придает то, что на ней, обнаженной, роскошная, опушенная перьями шляпа. Ее шею украшают цепи. Венера держится за ветку, на которой висят прекрасные яблоки.

Художник будто намекает, что это, может быть, и не Венера, а Ева. Фигуры Венеры и Амура смотрятся светлыми силуэтами на фоне темной листвы леса, в которой можно разглядеть головы оленя и косули.

Правый край картины занят чудесным пейзажем, написанным с точностью миниатюриста.

Эдем (1536)

Христианская религия гласит, что Бог создал как первого человека. так и позаботился о том, чтобы человеку жилось вольготно на земле, и создал на востоке рай, или сад, в Эдеме, в нем имелось все, что требовалось для приятной и вольготной жизни. Человеку не нужно было трудиться.

В Эдеме по Божьему повелению стали произрастать разные деревья, приятные на вид и с плодами, годными для пищи.
В самом центре Эдема он посадил еще одно дерево, которое называлось деревом познания добра и зла. Он сделал это с целью испытать послушание человека, его следование Божеским заповедям.

Поселив человека в саду Эдемском, Бог сказал ему: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания и зла не ешь ничего; ибо в тот день, когда ты вкусишь от него, смертию умрешь».
И тогда же понял Бог, что нехорошо быть человеку одному, нужен ему помощник.

он собрал всех полевых животных, всех птиц небесных, привел к человеку, чтобы тот дал название каждому. И человек дал названия всем скотам и птицам и всем зверям, но сам по-прежнему был один.
Понял Бог, что человеку нужна пара. И навел Он на Адама крепкий сон, взял одно из его ребер и создал из него женщину.

Он привел ее к Адаму и сказал, что это кость от кости его, плоть от плоти его и называться она будет его женою, потому что взята от мужа. Адам назвал жену Евой, что на иудейском языке означало «жизнь», и она должна была стать прародительницей всех людей на земле.

Адам и Ева жили в спокойствии и радости, они были нагие и не стыдились своей наготы. Они не боялись ни болезней, ни голода, ни смерти. И окружавшие их животные были ласковы с ними, сильные не трогали слабых, и все питались травой и плодами с деревьев, и всем всего хватало.

Курфюстр Фридрих Мудрый на охоте (1529)

С одной стороны, это историческая картина, потому что изображает конкретный случай — охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана. Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве.

Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь: панорама с холмами и лесами, лужайками, омываемыми рекой; в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей; на холме возвышается гордый замок.

Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных. Один за другим чередуются эпизоды охоты, и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины.

Читайте также:  «плач ярославны», перов — описание и видеообзор картины

Нимфа источника (речная нимфа) 1518

Ева (1528)

Святые Женевьева и Аполлония (1506)

Изображения служили внешними створками знаменитого алтаря Святой Екатерины. На темном фоне изображены две нарядно одетые девушки, в облике которых Лукас Кранах, как всегда, выразил свой идеал женской красоты. Над Святыми — золотой орнамент из плодов и листьев.

Христос и грешница

Мадонна с младенцем под яблоней (1530)

Поза молодой женщины, отдыхающей под яблоней в саду, полна безмятежного покоя и умиротворенности. В ее лице нет той тревоги и печали, которые трогают нас в русских иконах. Младенец Христос, стоящий в полный рост на коленях у матери, кажется нам обыкновенным играющим ребенком, он изображен без нимба — сияния над головой, символа святости.

Природа на дальнем плане дышит величием и покоем. Но не все в картине так просто. В те времена многие вещи и предметы на картинах имели еще другой, тайный смысл.

Яблоки здесь — это не просто вкусные фрукты, это напрминание о райском саде, где жили Адам и Ева, где Ева нарушила запрет бога, вкусив яблоко. Яблоки означают также дары жизни, изобилие земли, плоды знания. Христос держит в одной руке яблоко, словно протягивая его людям.

Адам и Ева, диптих (1528)

Оплакивание Христа (1538)

Юдифь с головой Олоферна

Укрепленный израильский город Ветилуя, располагавшийся в горах, осадили войска ассирийского царя Навуходоносора. Ими командовал выдающийся полководец Олоферн. Он уже предвидел скорую победу, но этому помешала жившая в городе богатая вдова Юдифь.
Юдифь призывала людей не сдаваться, подбадривала их. как могла.

а затем сама решила спасти свой город и осажденных в нем людей.
Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Она оделась в богатые одежды и вместе со своей служанкой пошла к великому полководцу Олоферну, сказав его слугам, что несет ему дары. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу.

Они долго беседовали, пировали. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. Слишком много выпив, он быстро уснул. Тогда Юдифь помолилась,попросив у Господа прощения, схватила Олоферна за голову и изо всех сил ударила мечом по его шее. Брызнула кровь, и голова Олоферна оказалась в ее руках.

Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.

Осторожно подошли Юдифь со служанкой к воротам своего города и показали осажденным жителям голову жестокого Олоферна. Восторг и ликование охватил всех жителей города. А ассирийские воины утром обнаружили труп обезглавленного полководца. Панический ужас охватил воинов и, прихватив тело Олоферна, они бежали из города Ветилуя.

Венера и купидон (1520)

Двор немецких курфюстов не любил унылых, церковных проповедей, поэтому им нравились сюжеты, близкие итальянскому Ренессансу.

С восхищением пишет художник пленительную фигуру юной Венеры. Чтобы подчеркнуть ее целомудренную красоту, он одевает богиню в прозрачную накидку, добавленную легкой, зеленой. Только бусы украшают женщину. Образ полон любви и нежности.

Оленья охота короля Карла V близ замка Торгау (1544)

Одна из заказных работ мастера, своеобразная по жанру картина, изображающая любимое развлечение его августейших покровителей — охоту на оленей. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.

Опушка леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей, извилистая речка, виднеющийся вдали замок — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. Скачущие всадники, преследуемые гончими псами олени, в страхе бросающиеся в воду, поджидающие их на другом берегу знатные охотники с арбалетами.

лодки на реке — одни подбирают убитых оленей, на других — придворные дамы, любующиеся столь завлекательным зрелищем, — вся композиция пронизана движением, звуками гона. лаем собак.

Портрет юриста (Иоганн Стефан Реус) 1503

Закон и Благодать (1529)

Святые Кристина и Оттилия

Источник: http://cvetamira.ru/kranah-lukas-starshiy-1472-1553severnoe-vozrozhdenie

Лукас кранах старший

(1472–1553)

Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени.

«…Если исключить моего земляка Альбрехта Дюрера, этого несомненного, единственного в своем роде гения, то могу поручиться – только тебе наш век отводит первое место в живописи… Все прочие немцы расступаются перед тобой, итальянцы, столь тщеславные, протягивают тебе руку, французы приветствуют тебя как своего учителя», – писал современник художника, известный ученый-гуманист, ректор Виттенбергского университета доктор Кристоф Шойрль.

Лукас Малер известный как Кранах Старший, родился в 1472 году в верхнефранконском городе Кронахе в семье живописца Ганса Малера. Очевидно, отец и дал Лукасу первые уроки живописи. Ученические работы Кранаха не дошли до нас. Известны лишь несколько произведений, выполненных им уже в тридцатилетнем возрасте.

Когда Лукасу исполнилось восемнадцать лет, он отправился в Вену.

В столице Австрии молодой художник добивается первого успеха. В 1504 году курфюрст Фридрих Мудрый Саксонский приглашает его в Виттенберг в качестве придворного живописца, и на пасху 1505 года художник туда переезжает.

К тому времени Кранах – автор картины «Распятие». Глядя на распятого Христа, пожертвовавшего собой ради людей, человек Средневековья обретал надежду на прощение грехов, жизнь после смерти.

Мы видим залитое кровью место казни, видим изувеченные тела казненных.

Христос, вознесенный над землей, затопленной вешним половодьем, сетка высохших сучьев на фоне грозовых туч – так соединились друг с другом волнующие образы.

В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет».

Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Поиски в области формы приводят художника к счастливым находкам, которыми изобилует эта работа.

Мария как бы находится в широкой раковине, образованной ее одеждами; через всю картину тянется вереница обращенных к младенцу Христу фигурок ангелов, чьи беспокойные движения уравновешиваются позой Иосифа, прислонившегося к сосне.

Значительной вехой на пути живописца стала работа над алтарем св. Екатерины в 1506 году. Живописная манера алтарной росписи отличается утонченностью, колорит ясен и светел, хотя в центральной части алтаря над местом казни св. Екатерины нависла туча.

1 января 1508 года курфюрст дарует художнику гербовую грамоту. Ядром герба становится впоследствии знаменитая змейка с перепончатыми крыльями, перьями на голове и колечком в пасти.

В том же году Кранах отправился в Мехелен, чтобы написать портрет молодого Карла V. Эта поездка дала ему возможность познакомиться с фламандской живописью. Наибольшее впечатление произвел на него Квентин Массейс. Он открывает для себя итальянские картины, в первую очередь Леонардо да Винчи.

Очевидно, эта поездка стала причиной появления картины «Венера и Амур», где он сделал первую попытку в живописи Северной Европы изобразить античную богиню обнаженной. То был без сомнения смелый шаг. Средневековое мировоззрение сковывало художника, и он придает картине аллегорический, морализующий характер, предостерегая зрителя от мирских соблазнов.

Воздействие классического искусства ощущается, в частности, и в трактовке образа Мадонны. «Мадонна с младенцем» – едва ли не самая любимая тема художника.

Н.Н. Никулин пишет: «В трактовке образа Мадонны можно заметить лишь относительную близость к мастерам итальянского Ренессанса. Динамичный острый рисунок, особенно складок одежды, дробная трактовка листвы и резкие очертания устремленных ввысь скал создают напряженность, характерную для присущего немецким мастерам чувства формы.

Облику Мадонны художник придал также национальные черты. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. Такие своеобразные лица с широкими скулами, заостренным подбородком и узкими широко расставленными глазами встречаются и в других картинах Кранаха.

Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника».

Около 1512 года Кранах женился на Барбаре Бренгбир, девушке из знатного семейства города Готы. К 1515 году в их семье было уже двое детей, а всего родилось пятеро: два мальчика и три девочки. К 1513 году художник – владелец дома с садом, он организует торговлю вином.

С 1519 года Кранах – член виттенбергского городского совета. В 1522–1523 годах он впервые становится ратсгерром. Впоследствии его не раз избирают на эту должность. В 1520 году художник покупает городскую аптеку и получает от курфюрста аптечную привилегию. К тому времени уже работает его мастерская.

В 1524 году Кранах сопровождает Фридриха Мудрого в Нюрнберг. Тогда же он и некий Деринг, также член городского совета, сообща приобретают печатный станок. В 1525 году документы уже говорят о «книжной лавке Лукаса Кранаха».

В зрелые годы Кранахом создан целый ряд портретов, в том числе «Портрет Шеринга», «Портрет Дамы» (1526), «Автопортрет» (1527).

«К лучшим из них принадлежит «Портрет отца Лютера» (1530), – считает Н. Чегодаева. – Здесь дано яркое изображение человека с характерным выразительным лицом.

Художнику прекрасно удалось отметить умный, несколько угрюмый взгляд, вылепить крупные черты старческого лица, передать его морщинистую кожу, редкие седые волосы.

В портрете господствует графическая манера письма, тонкий извилистый контур».

Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520–1521, гравюра на меди). Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации. Художник создает в нем такое простое, серьезное изображение человека, какое больше не встречается в его искусстве.

Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. Сопоставлением более светлых поверхностей лица и одежды с серебристыми тенями и темным фоном он придает образу особенную живость, отличающую его от других портретов художника. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь.

Этот портрет как бы суммирует все его завоевания в области передачи реальной действительности.

В 1528 году Кранах становится самым богатым бюргером Виттенберга. Три раза его выбирают бургомистром (1537–1538, 1540–1541, 1543–1544 годах).

Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. «Наряду с сухими и скучными произведениями, отражавшими те или иные догмы лютеранства, – «Христианские заповеди», «Грехопадение и спасение», он написал несколько картин, осуждающих пороки и недостачей общества.

Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – «Оплата» (1532), «Влюбленный старик»; уродливая старуха ищет взаимности юноши – «Влюбленная старуха». Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха.

Несмотря на надуманность и гротескность образов, картины были важным шагом в формировании бытового жанра.

Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах «Рай» (1530) и «Источник юности» (1546).

Они напоминают детский рисунок, лубок, нечто нереальное, но подкупающее своей наивностью и своеобразной, сказочной поэтичностью.

Построение пространства в этих картинах нарочито упрощенное: на фоне цветущего пейзажа с игрушечными горами, домиками, деревьями резвятся крохотные, смешные, хрупкие фигурки людей и животных, изображенные художником совсем в иной плоскости» (Н.Н. Никулин).

Мастер часто обращался и к сюжетам на античные темы. Такие картины при дворе саксонского курфюрста пользовались большой популярностью. Однако мифологические сюжеты художник часто пересказывал по-своему.

Знатные заказчики охотно покупали и украшали этими небольшими картинами свои кабинеты. Из мастерской Кранаха выпускается большое количество различных Венер, Аполлонов, Парисов, нимф и граций.

Одних только Лукрециев вышло из мастерской тридцать пять.

Сам Кранах в преклонном возрасте работал мало, но количество картин, подписанных крылатым драконом, не уменьшалось – безостановочно действовала мастерская. Значительную помощь художнику оказывали его сыновья: старший – Ганс, а после его смерти младший – Лукас. Получив прекрасную профессиональную выучку, они создавали собственные произведения, но в основном работали по готовым образцам.

В июле 1550 года Кранах пишет свое завещание и отправляется к курфюрсту в Аугсбург. В 1551 году он сопровождает своего плененного господина в Инсбрук и возвращается в 1552 году с восстановленным во власти курфюрстом в Саксонию, поселяется в Веймаре. 16 октября 1553 года старый художник умирает.

Следующая глава

Источник: https://info.wikireading.ru/20280

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector