Генрих Семирадский является самым ярким представителем академического направления в русском искусстве второй половины 19-го века. В своём творчестве он отдавал предпочтение античным, библейским и историческим сюжетам, противостоя таким образом реализму передвижников
Обладая колоссальной работоспособностью он год за годом писал масштабные полотна, поражавшие современников техникой исполнения и знанием классического искусства. Произведения Семирадского были необычайно популярны и неизменно получали награды и отличия на европейских выставках и салонах.
Генрих Ипполитович Семирадский родился 24 ноября (6 декабря) 1843 года в селе Новобелгород близ Харькова. Сын генерала драгунского полка царской армии, выходца из Царства Польского.
В 1860-1864 годах учился в Харьковском университете, закончил его со званием кандидата физико-математических наук.
Учился в Императорской Академии Художеств (1864-1870), до 1866 в качестве вольнослушающего, после – в мастерской у К.Б. Венига и Б.П. Виллевальде. Был неоднократно награжден малыми серебряными медалями.
За программу «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет.
В 187-1877 годах – пенсионер ИАХ, работал и жил в Италии, Мюнхене и Варшаве. За свои произведения неоднократно получал медали на зарубежных выставках. В 1873 получил звание академика, в 1877 за картину «Светочи христианства» — звание профессора. Действительный член ИАХ с 1893 года
В 1876-1879 года Семирадский работал над росписями Храма Христа Спасителя в Москве. Выполнил алтарные композиции для храмов в С.-Петербурге, Варшавы и в других городах.
- В 1883-1884 годах написал две композиции для оформления зала X века «Эпохи железа» Российского Исторического музея.
- В 1889 картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» была приобретена с персональной выставки художника императором Александром III, при покупке картины Александр III публично высказал идею создания Русского музея.
- С 1879 года летние месяцы проводил в своём имении Стражалков под Новорадомском близ Чернигова, где скончался 23 августа (5 сентября) 1902 года.
1.
Семирадский Генрих
«Автопортрет (не окончен)»
1876
Национальный музей, Краков
2..
Семирадский Генрих
«Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу»
1879
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
3.
Семирадский Генрих
«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»
1889
Государственный Русский музей
4.
Семирадский Генрих
«Христианская Дирцея в цирке Нерона»
1898
Национальная галерея, Варшава
5.
Семирадский Генрих
«Светочи христианства. Живые факелы Нерона»
1876-1877
Национальный музей, Краков
6.
Семирадский Генрих
«Грешница»
1873
Государственный Русский музей
7.
Семирадский Генрих
«Христос у Марфы и Марии»
1886
Государственный Русский музей
8.
Семирадский Генрих
«Христос и самаритянка»
1890
Львовская картинная галерея
9.
Семирадский Генрих
«Женский портрет»
1866
Тверская областная картинная галерея
10.
Семирадский Генрих
«В лавке гробовщика»
1860-е
Харьковский музей изобразительного искусства
11.
Семирадский Генрих
«Римская оргия блестящих времен цезаризма»
1872
Государственный Русский музей
12.
Семирадский Генрих
«Натурщица. Этюд»
1882
Государственный Русский музей
13.
Семирадский Генрих
» Дорога из Рима в Альбано »
1873
Тверская областная картинная галерея
14.
Семирадский Генрих
«Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры»
1875
Ставропольский краевой музей изобразительного искусства
15.
Семирадский Генрих
«Рим. Деревня. За водой»
Конец 1880-х
Омский музей изобразительных искусств
16.
Семирадский Генрих
«Баловник»
Николаевский областной музей им. В.В. Верещагина
17.
Семирадский Генрих
«Итальянский дворик»
Краснодарский краевой художественный музей
18.
Семирадский Генрих
«Вдохновение Гомера»
1879
Частное собрание
19.
Семирадский Генрих
«Библейский сюжет»
Музей Белорусского Полесья, Пинск
20.
Семирадский Генрих
«Блудный сын. Эскиз»
Севастопольский художественный музей
Источник: http://cultobzor.ru/2016/10/henryk-siemiradzki-gallery/
Генрих Семирадский картины
Генрих Ипполитович Семирадский — великий русский художник. Родился в 1843 году в Ново-Белгороде, что в Харьковской губернии. Генрих Семирадский является одним из ярчайших представителей академизма. Его творчество очень разнообразно.
В картинах живописца можно встретить, как традиционные славянские мотивы (Ночь накануне Ивана Купалы, Похороны знатного руса), христианские и библейские, а также античной Греции и Рима. Генрих Семирадский проходил обучение живописи в Харькове и Санкт-Петербурге.
Значительную часть жизни провёл в Риме, что, несомненно, сказалось на его творчестве.
Искусство этого великого художника настолько разнообразно, насколько это вообще позволяет академизм.
Портреты, пейзажи, сценки из обычной жизни, мифологические сюжеты, монументальные полотна. Кажется, что художник успел попробовать себя во всех видах жанра.
Кроме того, художник занимался оформлением различных театров и храмов, что также принесло ему немало популярности ещё при жизни.
В настоящее время его картины находятся в самых известных музеях Европы. Большая часть представлена в музеях России, Украины и Польши. Великий художник умер в 1902 году в Стшалково Петроковской губернии.
Автопортрет
Баловник
Беседа
Блудный сын
Восточный пейзаж
Игра в кости
Исаврийские пираты, продающие свою добычу
Наяды
Ночь накануне Ивана Купалы
Опасный урок
Оргия времен Тиберия на острове Капри
Пастушок, играющий на свирели
Песня рабыни
По примеру богов
Похороны знатного руса
Праздник Вакха
Пруд Фавна
Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине
Шопен, играющий на фортепьяно в салоне князя Радзивилла
Хотите приобрести икону для себя или в подарок? К вашим услугам икона георгия победоносца в мастерской Ангел Хранитель. Здесь вы найдёте огромный выбор товаров для верующих. Иконы святых и самые настоящие иконостасы.
???? Блинцов | 2013-09-19, 10:49 | ???? 635
Источник: https://art-assorty.ru/4161-genrih-semiradskiy-kartiny.html
Генрих Семирадский. Русская живопись
Генрих Семирадский родился 24 октября 1843 года в селе Новобелгород (в настоящее время Печенеги) примерно Харькова в семье врача — офицера царской армии. После окончания харьковской гимназии поступил на физико-математический факультет Харьковского университета, тот, что благополучно закончил в 1864 году.
Семирадский с детства показывал заинтересованность к живописи, оттого позже окончания университета он решил продолжить обучение в Императорской Академии Художеств, которую закончил в 1870 году, получив 6-летнюю государственную стипендию и вероятность совершенствовать мастерство за рубежом.
До 1871 года Семирадский обучался в Мюнхен у немецкого художника Карла фон Пилоти, а в 1873 переехал в Рим.
В 1873 году Семирадский удостоился титула академика Академии Художеств. В том же году он женился на совей двоюродной сестре — Марии Прушиньской. Геррих Семирадский в основном работал за рубежом. В России его наиболее значимые работы — участие в росписи хоров придела северного крыла храма Христа Спасителя в Москве.
он предпринял нарисовать на полотне огромного размера единственный из эпизодов борьбы язычества с христианством, а как раз иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживосожженных последователей новой религии.
Этой картиной, известной под названием «Светочи Нерона», художник блестящим образом завершил завершение срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в Санкт-Петербург, она возбудила общее изумление, которым сопровождалось и явление ее на парижской всемирной экспозиции 1878 г.
За нее Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское руководство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона
Кавалер Ордена Почетного Легиона. Генрих Семирадский умер 23 августа (5 сентября) 1902 года в своем имении Стршалкове близ Радомска, похоронен в Кракове, в пантеоне на Скалке.
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2013/02/blog-post_2564.html
Семирадский Генрих Ипполитович — Art-Salon
Семирадский Генрих Ипполитович
Семирадский, Генрих Ипполитович, исторический живописец; родился в 1843 году; по окончании харьковской 2-ой гимназии и физико-математического факультета в харьковском университете, в 1864 году поступил в Академию Художеств, которая за картину “Доверие Александра Македонского врачу Филиппу” в 1870 году дала ему большую золотую медаль и право на шестилетнее заграничное пенсионерство. В Мюнхене в 1871 году Семирадским написана картина “Римляне блестящих времён цезаризма”, в Италии – “Грешница”, за которую ему было дано звание академика в 1873 году.
Звание профессора Семирадский получил за картину “Светочи христианства” в 1877 году. За эту картину и за “Трудный выбор”, бывшей на всемирной выставке в Париже, была присуждена Семирадскому большая золотая медаль, и художник получил орден Почётного Легиона.
Тогда же академии изящных искусств в Берлине, Стокгольме и Риме избрали Семирадского своим членом, а флорентийская галерея Уффици предложила ему написать собственный портрет для своего исторического собрания знаменитых мастеров.
Кроме того, Семирадским написаны: “Элегия”, “Пляска среди мечей”, “Во времена Тиберия на Капрее”, “Продавец амулетов”, “Жрец Изиды”, “Песнь невольницы”, четыре сцены из жизни св.
Александра Невского, “Тайная вечеря”, “Крещение Спасителя” – в храме Христа Спасителя в Москве, “Тризна воинов Святослава” и “Сожжение Русса” – в Московском Историческом музее, “Шопен у князя Радзивилла”, “Фрина на празднике Посейдона в Элевзисе”, “По примеру богов”. За “Фрину” Туринская академия Albertina избрала Семирадского своим членом, а Парижская академия изящных искусств – членом-корреспондентом. Семирадский пользовался громкой известностью талантливого и блестящего живописца.
Лучшие его картины – из античной жизни, менее удачны другие исторические и ещё менее религиозные.
Колоритные сочетания, полные гармонии и вкуса экспрессия и разнообразие поз и лиц, эффекты освещения, масса движения составляют главные достоинства художника.
Манерность композиции и некоторая слабость рисунка, поверхностность трактовки и содержания – его слабые стороны. Картины Семирадского с его биографией изданы Булгаковым.
Семирадский (Генрих Ипполитович) – исторический живописец, родился в 1843 г., близ Харькова. (Умер в Риме, в 1902 году, профессор живописи.
) Учился во 2-й харьковской гимназии и еще в ней выказал задатки больших художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал учитель рисования в этом заведении, Д.И. Бесперчий, один из учеников К. Брюллова . В 1860 г.
Семирадский поступил студентом на физико-математический факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук, но продолжал свои занятия рисованием и живописью под руководством того же Бесперчия.
Будучи выпущен из университета со степенью кандидата, он отправился в Санкт-Петербург и поступил в вольные слушатели Императорской Академии Художеств, из которых, два года спустя, перечислился в академисты.
В течение четырех лет он был награжден пятью серебряными медалями и несколькими денежными премиями, между прочим за исполненные черным карандашом эскизы на заданные темы: “Избиение младенцев”, “Сошествие Спасителя в ад” и “Гибель Содома” (все три находятся в музее академии). В 1868 г.
, за написанную по конкурсной программе картину: “Диоген разбивает свою чашу”, была присуждена ему малая золотая медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, “Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу” (находится в музее академии), большая золотая медаль и звание художника 1 степени.
В качестве пенсионера академии, Семирадский отправился в заграничное путешествие в 1871 г. и остановился сначала в Мюнхене, где пользовался советами известного К.
Пилоти и написал картину: “Римляне блестящих времен империи” (находится в Александровском дворце, в Царском Селе); затем прибыл в Рим, который с того времени сделался его постоянным местопребыванием. Здесь была им исполнена прежде всего большая картина “Христос и грешница”, на сюжет поэмы графа А.К. Толстого .
В Санкт-Петербург, на академической выставке 1873 г., она произвела сильное впечатление на публику, доставила художнику звание академика (находится ныне в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге).
После нее из-под кисти Семирадского вышли “Гонители христиан у входа в катакомбы” (1874; принадлежит г.
Ивашеву), несколько религиозных картин на стенах московского храма Христа Спасителя, между прочим колоссальное изображение Тайной Вечери в запрестольной апсиде; сцены из античного быта: “Элегия”, “Выбор между невольницей и дорогой вазой” (“La coupe ou la femme”), “Продавец амулетов” и “Римский нищий”.
Наконец, он предпринял изобразить на полотне огромного размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством, а именно иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживосожженных последователей новой религии.
Этой картиной, известной под названием “Светочи Нерона”, художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в Санкт-Петербург, она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление ее на парижской всемирной выставке 1878 г.
За нее Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона; тогда же он получил дипломы на звание члена от берлинской, стокгольмской и римской академий, флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици. “Светочи Нерона”, побывав на выставках в разных городах Европы, были наконец подарены автором Краковскому музею (повторение их, в меньшем виде – в собрании Д. Боткина, в Москве). Из следовавших за ними произведений Семирадского укажем на “Древний танец между мечами” (находится у К. Солдатенкова , в Москве), “Оргию времен Тиверия на острове Капри” (у него же), “Искушение” (у великого князя Константина Константиновича ), две большие стенные картины, украшающие собой московский исторический музей (“Похороны древнего руса в Болгарах” и “Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола”), “Христос у Марфы и Марии” (находится в музее Александра III, в Санкт-Петербурге) и на сцену из жизни музыканта Шопена (“Вечер у князя Радзивилла”). В 1889 г. устроена была Семирадским в Санкт-Петербурге выставка пяти новых его картин, из которых одна изображала “Искушение святого Иеронима”, а остальные – сцены из древнегреческой жизни: “Перед купанием”, “У фонтана”, “По примеру богов” (находится в Александровском дворце в Царском Селе) и “Фрину на празднике Посейдона в Элевзисе” (находится в музее императора Александра III).
Последнее из этих произведений, превосходящее своей величиной “Светочи Нерона”, еще более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена туринской академии и корреспондента французского института.
Наконец, после весьма удачной картины: “Исаврийские пираты, продающие свою добычу”, за которую Семирадский получил золотую медаль на Мельбурнской международной выставке в 1889 г.
, и нескольких других не столько значительных его работ, явилось его четвертое колоссальное произведение – “Дирцея на римском цирке”, выставленная в Санкт-Петербурге в 1898 г.
Справедливость требует заметить, что в этой картине талант художника выразился в менее сильной степени, чем в большинстве прочих его созданий, главное достоинство которых составляют мастерская, блестящая техника, красивая постановка и группировка изображенных фигур, археологически точная передача античного быта во всех его подробностях, сила и изящно-гармоничное их сочетание, превосходное воспроизведение света, воздуха и всего, что относится к пейзажной части.
Источник: http://art.batato.ru/semiradskij-genrih-ippolitovich/
Биография художника Семирадский Генрих Ипполитович
Живописец, график
Родился в семье генерала драгунского полка царской армии, выходца из Польши. В 1850-х учился во 2-ой харьковской гимназии у Д. И. Безперчего. В 1860–1864 учился на физико-математическом факультете Харьковского университета, который окончил со званием кандидата физико-математических наук. Параллельно брал частные уроки живописи и рисунка у Безперчего.
В 1864–1870 учился в ИАХ, сперва в качестве вольнослушателя, затем — постоянного ученика у К. Б. Венига и Б. П. Виллевальде.
За период обучения неоднократно отмечался наградами: в 1865 — малой серебряной медалью за эскиз «Ангел смерти избивает всех первенцев Египта», в 1866 — малой и большой серебряными медалями за рисунок и этюд с натуры, в 1868 — малой серебряной медалью за картину «Диоген, разбивающий чашу», в 1869 получил денежную премию за эскиз композиции «Разрушение Содома и Гоморры».
В 1870 за программную картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни» награжден большой золотой медалью. В том же году был выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу сроком на шесть лет.
В 1871–1877 — пенсионер ИАХ. С осени 1871 до весны 1872 жил в Мюнхене, где знакомился с творчеством К.-Т. фон Пилоти и В. фон Каульбаха. В апреле 1872 переехал в Италию, некоторое время находился во Флоренции, в мае поселился в Риме. В 1873 за картину «Грешница», написанную по заказу великого князя Владимира Александровича на сюжет одноименной поэмы А.
К. Толстого, был удостоен звания академика. На Всемирной выставке в Вене в 1873 за это же произведение был отмечен медалью «За искусство». В 1874 экспонировал «Грешницу» на специальной выставке в Варшаве, пожертвовав доход от выставки в пользу нуждающихся польских художников.
В 1876 окончил картину «Светочи христианства» («Факелы Нерона»), которая в 1876–1881 была показана во многих европейских городах: Риме, Вене, Мюнхене, Берлине, Петербурге, Варшаве, Кракове, Львове, Париже, Познани, Праге, Москве, Лондоне, Цюрихе, Дрездене, Стокгольме, Копенгагене и Амстердаме.
В 1876 был признан членом Академий художеств в Берлине, Стокгольме, Риме, Турине и Париже. В 1877 получил за картину звание профессора ИАХ.
После окончания срока пенсионерства оставался в Риме, где имел мастерскую, сохраняя контакты с ИАХ. В 1878 галерея Уффици во Флоренции заказала Семирадскому его автопортрет. С 1879 проводил летние месяцы в своем имении Стражалков под Новорадомском близ Ченстоховы. С 1893 — действительный член ИАХ.
Участвовал во многих международных выставках: в 1876 был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Филадельфии за картину «Продавец амулетов», в 1878 — большой золотой медалью и орденом Почетного легиона на Всемирной выставке в Париже за картины «Светочи христианства» («Факелы Нерона») и «Трудный выбор» («Женщину или вазу?»), в 1880 — золотой медалью на Международной выставке в Мельбурне за картину «Изаварийские пираты, продающие добычу» («В логове пиратов»).
Присылал свои работы на академические выставки (1872–1889, с перерывами), выставки Московского общества любителей художеств (1880–1882), Общества поощрения художеств (1886), Санкт-Петербургского общества художников (1898 и 1903).
Провел персональные выставки во Львове (1888 и 1890), Москве (1889, 1898) и Петербурге (1889, 1898).
В 1889 картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» была приобретена с персональной выставки Александром III и легла в основу коллекции Русского музея.
Много работал в области монументальной и декоративной живописи. В 1876–1879 был привлечен к росписи Храма Христа Спасителя в Москве. В 1883–1884 написал две композиции («Похороны руса в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году») для оформления зала Х века Российского Исторического музея.
В 1883 расписал плафон «Свет и тьма» во дворце графов Завишей в Варшаве. Создал плафоны «Аврора» (1886) и «Весна» (1890) в доме Ю. С. Нечаева-Мальцева в Петербурге. Написал алтарную картину «Христос, усмиряющий бурю» для костела евангелистов Кракове (1882), образ «Евангелист Лука» и композицию «Мученичество Св.
Тимофея и его жены Марии» для Исаакиевского собора в Петербурге (1886), алтарные композиции «Воскресение» для костела Всех Святых в Варшаве и «Вознесение» для костела монашеского ордена Воскресения Христова в Риме, «Распятие» для польского костела в Харькове (1891).
В 1890 исполнил композиции «Апофеоз Коперника» и «Въезд Георгия Оссолинского в Рим» для библиотеки Варшавского университета. Создал занавесы Краковского (1894) и Львовского (1900) театров.
Собрал значительную коллекцию античных древностей.
В 1902 был похоронен на Варшавском кладбище Повонзки, в 1903 перезахоронен в Кракове в костеле Паулинов на Скалке — некрополе крупнейших деятелей польской культуры.
В 1903 прошла мемориальная выставка Семирадского в Варшаве. Ретроспективные выставки художника состоялись в Варшаве (1939), Лодзи (1968), Кракове (1980), Львове (2002).
Семирадский — крупнейший представитель академического, «салонного» искусства в России второй половины XIX века. В своем творчестве отдавал предпочтение сюжетам из античной и раннехристианской истории.
Произведения художника в основном представляют собой большие многофигурные композиции, отличаются мастерством построения, тщательностью рисунка, светлым колоритом, детальной разработкой эффектов солнечного освещения.
Произведения Семирадского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Национальном музее в Кракове, Львовской государственной картинной галерее, галерее Уффици во Флоренции и других.
Источник: https://artinvestment.ru/auctions/1346/biography.html
Художник Генрих Семирадский (1843 — 1902)
eho_2013Генрих Семирадский (Henryk Hektor Siemiradzki) считался баловнем фортуны. Едва завершив обучение в Петербургской Академии художеств, Семирадский в 1871 году отправился совершенствовать мастерство в Мюнхен. Там он быстро и вдохновенно написал полотно «Римская оргия блестящих времен цезаризма», которое было представлено на Академической выставке 1872 года и сразу сделало художнику громкое имя. Картину приобрел наследник-цесаревич Александр (будущий император Александр III), занимавшийся формированием личной коллекции русской живописи, на основе которой он мечтал открыть музей. Впоследствии это собрание действительно легло в основу фондов Музея Александра III (после 1917 года — Русского музея) в Санкт-Петербурге. Правда, открытие выдающегося живописного собрания состоялось уже после смерти Александра III; дело довел до завершения его сын, Николай II.Римская оргия блестящих времен цезаризма
«Выставка в Академии художеств порядочная и между большой дрянью есть очень порядочные картины. Я купил там картину Семирадского, которая представляет римский вечер или, лучше, оргию времен Цесарей. Картина очень хороша и освещение очень хорошо, хотя сюжет немного игривого содержания» (
Из письма цесаревича Александра художнику А.П. Боголюбову, апрель 1872 года).
По примеру богов
Песня рабыни
Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу
В 1875 году Семирадский, уже известный художник, пользующийся высоким покровительством (а в будущем — один из столпов академизма), получил задание написать для Храма Христа Спасителя четыре картины на тему жития Св. Александра Невского. Позже Семирадский обратился и к евангельским сюжетам.
Эскизы Генриха Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», «Александр Невский в Орде», «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим», «Крещение Господне», «Тайная вечеря» и другие, дающие представление об этих утраченных работах, можно увидеть в Русском музее.Тайная вечеря, эскиз росписи«Когда мы работали в Москве в храме Христа Спасителя, Семирадскому надо было написать громадное полотно «Тайную вечерю». Он написал его прямо по эскизу ровно в 15 дней и получил за него 16 тысяч рублей» (художник Б.Б. Вениг).
Живопись Семирадского, блестящая по технике исполнения, мало отвечала задачам храмовых росписей, создающих у прихожан молитвенное настроение. Работая над образом Александра Невского, художник писал не иконы, а исторические композиции. Князь Александр у Семирадского — волевой воин и правитель, облик которого далек от святости. Современники были разочарованы…
Св. Александр Невский и папские легаты
Особые нарекания вызвала картина «Св. Александр Невский принимает папских легатов». Осенью 1877 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появился такой отзыв: «Фигура князя необыкновенно толста и антипатична; руки с короткими пальцами, жирные. Своею откинутою назад позою и дюжестью фигуры он напоминает типы: «нраву моему не препятствуй»…
Окружающие князя… столь же уродливы и карикатурны в отношении рисунка. Лица не имеют решительно никакого выражения; каждая фигура представляется смотрящей куда ей угодно… Ни одного типа, изображенного сколько-нибудь приличным для картины религиозного содержания и предназначенного для храма, стало быть, для поклонения верующих и молящихся.
Зато, взамен, в глаза бросаются целые массы золота, серебра, бархату, драгоценных каменьев и прочей мишуры… Св. Александр Невский представлен утопающим в роскоши, как Нерон»… Святой благоверный князь и вправду демонстрирует скорее физическую силу и материальный достаток, нежели высоту православного духа.
Но религиозная тема была Семирадскому близка и возвращался он к ней неоднократно.
Христос и грешницаХристос у Марфы и Марии
Хотя критики в России принимали творчество Семирадского прохладно, слава его была громкой.
Академик и профессор Петербургской академии художеств, а также Академий живописи Рима, Турина, Берлина, Стокгольма и Французской академии изящных искусств, Семирадский предпочитал жить в Риме, где у него была вилла с удобной мастерской и где он вдохновенно работал над картинами на античные и библейские сюжеты.
Вилла Семирадского в РимеМастерская художника в РимеКартина «Фрина на празднике Посейдона», написанная Семирадским для Всемирной выставки в Париже, пользовалась там фантастическим успехом. Александр III сразу же приобрел ее, вызвав раздражение критиков. Мясоедов писал об этом Стасову, обзывая Семирадского чертополохом.
Третьяков принципиально не желал покупать картины Семирадского для своей галереи, не считая их подлинно русской живописью (позже работы этого художника все же попали в собрание). Светочи христианства
Экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и одна из самых знаменитых картин Семирадского «Светочи христианства», над которой художник работал более трех лет.
Ее сюжет — сожжение Нероном христиан, обвиненных в поджоге Риме. Творческое решение этой темы произвело сильное впечатление на зрителей. Король Италии наградил мастера орденом «Золотой короны», а французское правительство — орденом Почетного легиона. Свое восхищение выразил и знаменитый Альма-Тадема, писавший в близкой Семирадскому манере.
Сейчас картина «Светочи христианства» находится в Краковском музее.
Христианская Дирцея в цирке Нерона (одна из поздних работ художника, не снискавшая успеха, хотя тоже была написана на сюжет о первых мучениках-христианах, в настоящее время находится в Варшавском национальном музее)
Пик популярности художника пришелся на 1880-1890-е годы, потом пришла эпоха модерна, и его стали забывать. Академический стиль вышел из моды, картины художника показались зрителям слишком помпезными, и их почти перестали покупать. Смерть художника в 1902 году избавила его от разочарований и больших обид, он ушел вместе со своим временем. Но для поляков Семирадский всегда оставался великим национальным художником. Его торжественно похоронили в Варшаве рядом с могилами отца и матери, а в 1903 году прах Генриха Семирадского был перенесен в Крипту заслуженных в Кракове, где он и поныне покоится в мраморном саркофаге.
Похороны Генриха Семирадского
- В 21 веке снова произошла переоценка — Семирадского все чаще стали вспоминать, выставлять его работы, выпускать посвященные его творчеству издания — и в России, где он учился и всегда считался русским художником, и на его родине Украине (он родился под Харьковом), и в Польше, где имя Семирадского причислено к великим полякам.
- Польская усадьба Семирадского Стшалково
- Сократ застает своего ученика у гетеры
Источник: https://eho-2013.livejournal.com/335578.html
Семирадский Генрих Ипполитович(Siemiradzki Henryk) | Студия И
Семирадский Генрих Ипполитович(1879–1963)-выдающийся русский и польский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма.
Генрих Семирадский родился 24 октября 1843 года в слободе Ново-Белгород (ныне посёлок Печенеги) около Харькова в семье врача Ипполита Семирадского — офицера драгунского полка царской армии.
В 1850 году Ипполит Семирадский был удостоен потомственного дворянства. Мать — Михалина Прушиньская — сестра Анны Цундзевицкой (1803—1850), известной книгой по домоводству. Семья сохраняла католическое вероисповедание и польские национальные традиции и язык в быту.
В 1871 году отец будущего художника вышел в отставку в чине генерала и перебрался на постоянное жительство в Варшаву.
Первые уроки рисования Семирадский получил во время обучения во Второй Харьковской гимназии у Дмитрия Ивановича Безперчего (1825—1913) — ученика Карла Брюллова.
Под влиянием Безперчего сформировались вкусы и определились пристрастия Семирадского в искусстве — академический классицизм.
В 1860 году, уступив воле отца, Генрих Семирадский поступил на естественное отделение Харьковского университета (физико-математический факультет). В 1864 году он его окончил со степенью кандидата, защитив выпускную работу на тему «Об инстинктах насекомых».
В студенческие годы Семирадский собрал богатую коллекцию бабочек и до конца жизни сохранил интерес к этим насекомым.Успешно занимаясь в университете, Семирадский продолжал общаться с Д. И. Безперчим и брать у него уроки.
Из ученических работ его сохранилось только несколько графических листов, которые по ряду причин Семирадский сохранял в римской мастерской. В 1979 году наследники художника передали их в коллекцию Национального музея в Кракове.
В основном это жанровые зарисовки, самый ранний сохранившийся образец датируется 1860 годом. Живописные работы харьковского периода утрачены.
В сентябре 1864 года Г. Семирадский отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.В Академию художеств Генрих Семирадский поступил вольнослушателем, поскольку по уставу лица, возраст которых превышал 20 лет, не могли учиться там на общих основаниях.
Статус вольнослушателя не только предполагал платное обучение (25 рублей в год), но и не позволял участвовать в конкурсе на золотую медаль, дающую право на 6-летнюю пенсионерскую поездку в Европу. В 1866 году он подал прошение о переводе из вольнослушателей в ученики, Советом Академии оно было удовлетворено 13 сентября 1866 года.
Семирадский был зачислен в натурный класс, где его преподавателями стали Б. Виллевальде и К. Вениг. На осеннем экзамене 1866 года он был удостоен сразу двух серебряных медалей за рисунок с натуры и натурный этюд. В 1868—1869 годах три его этюда были отмечены денежными премиями и благодарностями Совета Академии.
Несмотря на успехи, Семирадский жил в большой бедности, вдобавок, он стеснялся просить помощи у родителей. Для заработков Семирадский писал с фотографий миниатюрные портреты на слоновой кости, а также брался за самые разнообразные заказы.
В 1868 году Семирадский участвовал в конкурсе на малую золотую медаль, для которого избрал тему «Диоген, разбивающий чашу».
12 сентября Совет присудил ему малую золотую медаль, которая давала возможность участвовать в конкурсе на соискание пенсионерской поездки. Малая золотая медаль означала также присуждение звания художника 2-го класса, что в «Табели о рангах» соответствовало губернскому секретарю.
Кроме обязательных академических заданий на библейские и античные сюжеты, Семирадский в Петербурге пытался писать на самостоятельно выбранные темы.Характерным примером творчества Семирадского петербургского периода была «Нимфа» (1869), которая фактически была вариацией на тему «Купальщицы» Т. Неффа.
В 1870 году Семирадский представил программу «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу». Жюри Академии 4 ноября единодушно присудило ему большую золотую медаль и право заграничной поездки за казённый счёт. В августе 1871 года художник покинул Петербург и направился в Мюнхен через Краков.
Семирадский отправился для начала в Мюнхен, бывший тогда одним из крупнейших в Европе художественных центров.Его привлекла мастерская Карла фон Пилоти, учеником которого Семирадского часто называют без всяких оснований. С собой художник вёз эскизы большого полотна «Римская оргия блестящих времён цезаризма», сюжет которого был основан на античном романе Гая Петрония «Сатирикон».
Это было первое многофигурное полотно Семирадского. В 1872 году полотно было показано на выставке Мюнхенского художественного общества, а далее оно было отправлено на академическую выставку в Петербург. На выставке картина была приобретена Академией за 2000 рублей и перепродана великому князю Александру Александровичу (будущему императору).
Это обстоятельство сыграло свою роль в жизни и творческой судьбе Семирадского: в лице наследника престола он нашёл заказчика и покровителя, который приобретал в дальнейшем практически все масштабные полотна художника. Впоследствии коллекция великого князя станет ядром Русского музея.
Продажа «Римской оргии» также решила все финансовые проблемы художника и позволила ему отправиться в Италию.
В отличие от большинства своих однокашников по Академии, Семирадский стремился работать в Италии, а не во Франции. Именно в Италии происходит окончательное формирование круга сюжетов художника: античность и раннее христианство.
Бо́льшую часть активной жизни Семирадский провёл в Италии, ненадолго приезжая по делам в Петербург и Варшаву, а лето проводя в польском имении.Приехав в Рим в мае 1872 года, Семирадский снял студию на виа Маргутта, 53, близ Испанской лестницы, где традиционно селились художники, а также собирались потенциальные натурщики и натурщицы. В этой мастерской он проработал до 1883 года.
Первой картиной, завершённой Семирадским в Риме, была «Грешница». Она была написана по заказу президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, сюжет — поэма «Грешница» А. К. Толстого — был задан заказчиком ещё в Мюнхене.
Картиной «Грешница» Семирадский открыл в своём творчестве тему противостояния христианства и язычества, на этом конфликте основана драматургия его основных полотен.
В 1873 году в Варшаве 30-летний Семирадский обвенчался со своей 18-летней кузиной Марией Прушиньской.
В этом браке у супругов родилось трое сыновей — Болеслав (родился в 1874 году), Леон (родился в 1875 году), Казимир (родился в 1876 году, умер в годовалом возрасте) — и дочь Ванда (родилась в 1878 году).
В начале 1874 года Совет Императорской Академии Художеств объявил Семирадскому благодарность за картину «Продавец амулетов» и ходатайствовал о присуждении ордена св. Станислава 3-й степени, который он получил в августе 1875 года.
На рубеж 1880—1890-х годов приходится наивысший пик популярности Семирадского, который неизменно получал награды на академических выставках в Петербурге.В этот период было создано одно из наиболее известных его произведений — «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине».Европейские экспозиции «Фрины» добавили Семирадскому наград: он стал членом Туринской академии и членом-корреспондентом Французской Академии изящных искусств.
Античные работы Семирадского объединяют с творческим наследием таких художников, как Ф. А. Бронников, С. В. Бакалович, В. С. Смирнов, братья П. А. и А. А. Сведомские, в особое направление академического классицизма — стиль «неогрек».
В 1890-е годы, параллельно со станковыми композициями, Семирадский брался за оформление декоративных панно для интерьеров/
Последняя крупная композиция Семирадского — «Христианская Дирцея в цирке Нерона», начатая ещё в 1885 году, была завершена в 1897 году и показана на академической выставке в Петербурге и Москве в 1898 году.
С осени 1901 года Семирадский страдал чрезвычайно мучительным недугом — раком языка.
Лето 1902 года выдалось в Риме жарким, больного художника было решено перевезти на родину в Польшу.
20 августа 1902 года датировано его завещание, в котором он оставлял супруге имение Стшалково, дом в окрестностях Варшавы и дом в Риме со всем имуществом и произведениями искусства (всё состояние художника оценивалось в 400 тыс. руб.), а каждому из детей — по 60 000 руб.
Он скончался 23 августа 1902 года в имении Стшалково и был погребён в Варшаве рядом с могилами отца и матери. Однако 26 сентября 1903 года его прах был перенесён в Краков, в Крипту заслуженных в церкви святого Станислава.
В начале ХХ века в среде художников модерна имя Семирадского пользовалось значительно бо́льшим уважением, чем в кругу передвижников.В период расцвета авангарда Семирадский был забыт. Музеи перестали покупать оставшиеся от него произведения, множество вещей были утрачены или рассеяны по частным собраниям Германии, Польши, Белоруссии, Украины и России.
Отношение к Семирадскому, и к академическому и салонному искусству вообще, стало меняться только в последней четверти ХХ века. В 2002 году на Украине в честь 100-летия кончины художника прошли научные конференции, посвящённые его творчеству. В октябре 2004 года в Третьяковской галерее открылась выставка «Пленники красоты.
Русское академическое и салонное искусство 1830—1910-х годов», где были представлены «Фрина» и некоторые другие работы Семирадского.
После возрождения интереса к салонно-академическому искусству, работы Семирадского ценятся на антикварном рынке.
В 2011 году авторская копия картины «Танец среди мечей» была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 2 миллиона 098 тысяч долларов (при начальной оценке в 600—800 тысяч долларов) — это рекордная аукционная цена для картин Семирадского.
Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/siemiradzki-henryk/
Генрих Ипполитович Семирадский — биография и картины
Известный художник второй половины 19-го века Генрих Ипполитович Семирадский родился в Харьковской губернии в 1843 году, в семье военного врача царской армии. Род Семирадских польского происхождения, достаточно древний, в архивах он начинает упоминаться с 17-го века. В семье придерживаются католической веры, польского языка и уклада жизни.
Обучаясь в харьковской гимназии, мальчик приобретает первые навыки в художестве от своего наставника Д. И. Бесперчего, известного мастера жанровой живописи академического направления. Впоследствии Генрих Ипполитович называл его своим учителем, так как благодаря Бесперчему классический академический стиль стал основным в творчестве Семирадского.
Отец Генриха не возражал против интереса сына к живописи, но желал ему научной карьеры. По настоянию отца Генрих в 1860 году поступил в местный университет на факультет по направлению естественных наук. Студентом он увлекается насекомыми, до последних лет жизни собирает богатейшую коллекцию бабочек.
В 1864 году, закончив в Харькове университет с ученой степенью, Генрих, не послушав отца, уезжает в Санкт-Петербург, где поступает в Академию искусств вольнослушателем. Он сразу обращает на себя внимание работой, написанной в 1865 году, на библейскую тему десятой казни для египтян — об избиении всех первенцев в Египте.
За нее получена первая серебряная медаль Академии и перевод из вольного слушателя в ученики. У него знаменитые преподаватели – профессор батальной живописи Богдан Виллевальде и религиозный живописец Карл Вениг. В силу своего характера или наличия неординарного интеллекта или еще по каким-то причинам, у Генриха Семирадского совсем нет друзей.
Он увлекается музыкой, театром, много и успешно рисует, получает премии и благодарности от Академии. Семирадский пишет картины и эскизы на библейские и античные сюжеты, на исторические темы.
Он получает золотую награду и звание художника, но Генрих все время в сомнениях, многие его работы не нравятся преподавателям, часто подвергается критике то за излишний натурализм, то за небрежность к второстепенным деталям.
В 1870 году у Семирадского все-таки появляются знакомые и друзья. Он вливается в кружок петербургской интеллигенции, знакомится с М. М. Антокольским, Н. Г. Рубинтштейном, И. Е. Репиным и другими литераторами, музыкантами, художниками.
Осенью этого же года ему вручают золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу за счет Академии. Будучи в Мюнхене, Семирадский представляет эскиз своего первого большого полотна, посвященного жизни Древнего Рима. Законченная работа имеет громадный успех. На выставке в Петербурге ее приобретает будущий император Александр Третий.
Теперь у художника есть деньги и он стремится в Италию, выбирает Рим, где и остается на долгие годы, начиная с мая 1872. В 1873 году он женится. В Италии пишет картины «Грешница», «Римский пейзаж», «По примеру богов» и многие-многие другие.
У него вырабатывается свой стиль, прекрасные пейзажи, интересные сюжеты, современники очень любят его картины, несмотря на то, что критики по-прежнему считают его разрушителем старого академического стиля. Главными работами в творчестве Семирадского являются: «Светочи христианства», «Фрина на празднике Посейдона», роспись Храма Христа Спасителя. На склоне лет он продолжает активно работать, создает панно для филармонии, театральный занавес для Краковской оперы. В 1901 году он тяжело заболел, с семьей решили вернуться в Польшу, в имение Стшалково. В 1902 году Генрих Ипполитович скончался и был похоронен в Кракове.
В периоды модерна и авангарда работы художника были незаслуженно забыты. Но в настоящее время интерес к работам Семирадского возрожден, они ценятся у зрителей и знатоков искусства.
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2727-genrih-ippolitovich-semiradskij-biografija-i-kartiny.html
Генрих Семирадский: картины, биография. Академическая живопись
В 70-е — 80-е годы 19 века в России вновь стал активизироваться академизм с его проповедью «чистого» и «возвышенного искусства», с культом «классической» античной тематики. Самым талантливым и типичным представителем молодого поколения академической реставрации был Генрих Семирадский.
Генрик (Генрих Ипполитович) Семирадский, поляк по национальности, родился в селе Печенеги близ Харькова. Отец его был военным. Еще обучаясь во 2-й харьковской гимназии, Семирадский проявил большие художественные способности.
Их развитию содействовал гимназический преподаватель рисования, бывший в свое время учеником К. П. Брюллова. Окончив физико-математический факультет Харьковского университета, Семирадский в 1864 году поступил в Петербургскую Академию художеств.
Пройдя курс, он получил за картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» (1872) большую золотую медаль и шестилетнюю командировку за границу.
Сначала Генрих Семирадский работал в Мюнхене, пользуясь советами немецкого академиста К. Пилоти, и в его стиле исполнил картину «Римляне блестящего времени империи».
Затем он отправился в Италию, в Рим, где и провел всю жизнь, лишь иногда приезжая в Польшу.
Однако Генрих Семирадский не порывал связей с Петербургской Академией; он выполнял по ее рекомендациям многие официальные заказы, участвовал в ее выставках, входил в Совет Академии, получил звание академика (1873) и профессора (1877).
Уже в годы пенсионерства Генрих Семирадский показал себя убежденным приверженцем академической школы. Яркое свидетельство этому — большое многофигурное полотно «Фрина на празднике Посейдона», вновь переписанное художником в 1889 году.
Сюжетом для этой картины Семирадского послужило древнее предание об афинской красавице Фрине, изображавшей богиню чувственной любви и любовного очарования Афродиту, обвиненной за это в кощунстве, но оправданной судьями благодаря своей исключительной красоте.
Глядя на картину, убеждаешься, что Семирадский, блестяще овладев всеми теми профессиональными навыками, которые усвоил в Академии, стремился по-своему обновить академическую живопись, вводя элементы пленера, особую праздничную декоративность красок.
Обычно на своих картинах Семирадский представлял сцены из древнегреческой и древнеримской жизни.
Для этих полотен были характерны свободная композиция, светлый колорит, различные эффекты световоздушной среды.
Во многих своих картинах художник бесконечно варьировал условные каноны и заученные приемы, отсутствовала подлинная психологическая выразительность.. Это делало его произведения похожими друг на друга.
Кроме сюжетов из античной жизни Семирадский разрабатывал и религиозные сюжеты («Христос и грешница», «Христос у Марфы и Марии», «Тайная вечеря», «Крещение Спасителя»). Им были также исполнены стенные росписи в Историческом музее в Москве на темы из жизни древних славян, расписаны занавесы для театров в Кракове и Львове.
Искусство Семирадского при жизни художника пользовалось шумным успехом.
За картину «Светочи христианства» Семирадскому на всемирной выставке в Париже была присуждена большая золотая медаль; Академии изящных искусств в Берлине, Стокгольме и Риме избрали Семирадского своим членом, а флорентийская галерея Уффици предложила ему написать свой собственный портрет для ее исторического собрания знаменитых мастеров всех времен и народов. Со стороны русских художников и критиков демократического направления искусство Семирадского встречало резкую критику.
Галерея картин Семирадского
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1127-semiradskiy.html