pro100_mica
В 1889 году 26-летний норвежский художник Эдвард Мунк записал в своём дневнике фразу, которая вошла в историю, как Манифест Сен-Клу: Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…, открыв истинный замысел всего своего творчества – создания искусства, затрагивающего такие глубинные чувства, как одиночество, потаённые тревоги, страхи человека.
Встречает нас в зале живописи Мунка пианистка, писательница, переводчица, возлюбленная и модель для многих работ художника,
на тот момент жена Станислава Пшибышевского Дагни Юль-Пшибышевская, 1893 год. Музей Мунка, Осло
Мужчина и женщина на берегу моря, 1907 год. Музей Мунка, Осло
Поцелуй, 1897 год. Музей Мунка, Осло
Амур и Психея, 1907 год. Музей Мунка, Осло Эта оригинальная работа (фото и иллюстрации не передают этого) посвящена несчастной любви Эдварда Мунка и Туллы Ларсен, их противостоянию и отчаянной тоске друг по другу.
Убийца, 1910 год. Музей Мунка, ОслоОт этого палача тоже трудно оторвать взгляд…
Ревность, 1913–1915 годы. Музей Мунка, Осло
Смерть Марата, 1907 год. Музей Мунка, Осло
В молодости Эдвард Мунк часто проводил время в обществе участников кружка Богема Кристиании, славившегося своей эпатажностью, свободной любовью, борьбой с мещанством. Члены Богемии отвергали христианские заповеди и даже придумали десять своих, первая из которых гласила: Не почитай отца и мать свою, а десятая – Покончи с собой… Здесь же Мунк познакомился с дочерью богатого норвежского коммерсанта рыжеволосой красавицей Туллой Ларсен и на несколько лет погрузился в бурный и тягостный роман: любовники то мучительно рвали отношения, то снова стремительно бросались в объятья друг друга, пока однажды Тулла, имитируя самоубийство, не прострелила Мунку указательный палец на левой руке… Свои переживания от произошедшего художник выразил в сцене убийства якобинца Марата на картине Смерть Марата. Тулла Ларсен предстала на ней в образе террористки-аристократки Шарлотты Корде, а себя художник изобразил мертвым Маратом. Тулла Ларсен оставила в судьбе и творчестве Мунка глубокий и болезненный след, и все последующие годы художник говорил о ней не иначе, как та женщина.
- Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище
За рулеткой в Монте-Карло, 1892 год. Музей Мунка, ОслоУдивление, 1907 год. Музей Мунка, ОслоПоцелуй у окна, 1891 год. Музей Мунка, Осло Глаза в глаза, 1899–1900 годы. Музей Мунка, ОслоВампир, 1895 год. Музей Мунка, ОслоПепел, 1925 год. Музей Мунка, Осло.Эдвард МункРевность, 1907 год. Музей Мунка, Осло.Меланхолия, 1891–1892 год. Музей Мунка, Осло
Эта картина – одна из тех, что была написана в конце парижского периода Эдварда Мунка. Пребывание в тогдашней столице художественного мира не прошло для художника даром. Именно тогда он записал в дневнике: Камера не может соревноваться с кистью и полотном, покуда их можно использовать на небесах и в аду.
Меланхолия представлена в образе погруженного в печальные думы тоскующего мужчины на фоне морского пейзажа. Извивы береговой линии символизировали для художника линии судьбы человека, его жизни и смерти. Меланхолия в ряду других работ была показана на скандальной берлинской выставке 1892 года, волевым актом закрытой германским кайзером Лео фон Каприви.
Но нет худа без добра, так как это добавило Мунку популярности.
Метаболизм. Жизнь и смерть, 1898–1899 годы. Музей Мунка, Осло
Основой сюжета является изображение Адама и Евы в саду Эдема. Прообразом женского персонажа считается Тулла Ларсен. Резная рама продолжает тему картины. Корни древа жизни уходят в землю, в которой лежат человеческий и звериный черепа, а на верхней части рамы виднеется силуэт города. Мунк символически обощает круговорот жизни – любовь, зарождение новой жизни, смерть.
- Крик, 1893 год. Музей Мунка, Осло Крик к нам приехал пастельный и совсем не страшный)
Танец жизни. 1925 год. Холст, масло. Музей Мунка, Осло
Это одна из самых больших по размеру картин Мунка. Она входит в его Фриз Жизни – серию полотен, объединенных общей темой Поэма о жизни, любви и смерти. Эту картину искусствоведы интерпретируют по-разному.
По одной из версий танцующие персонажи символизируют эволюцию женщины и разные стадии физического наслаждения. Центральные фигуры, словно застыли в напряженной позе, с выпрямленными спинами, в то время как пара на заднем плане, изогнувшись в объятии, сгорает от желания. По бокам картины размещены одинокие женские фигуры.
Левая (в белом платье), очевидно, является знаком непорочности. Кажется, будто эта девушка вот-вот сделает шаг вперед, чтобы присоединиться к Танцу жизни. Женщина справа (в тёмном) – воплощенная печаль; для нее Танец жизни уже стал безвозвратным прошлым.
Таким образом, если смотреть слева направо, картина описывает три возраста женщины – невинную, полную надежд юность; отмеченную страстным желанием зрелость; исполненную тоски и рухнувших надежд увядание. Второй вариант более конкретен: картина Мунка изображает сразу двух возлюбленных художника.
В центре сам Эдвард танцует со своей первой возлюбленной Милли Таулов. Женщина в белом слева – молодая Тулла Ларсен, которая ещё надеется на взаимную любовь. Женщина в чёрном справа – тоже Тулла, но уже утратившая веру в то, что может стать женой художника.
Милли Таулов на момент их знакомства была замужем и относилась к молодому художнику легкомысленно, имела и другого любовника. Этот роман нанес Мунку психологическую травму, в результате которой он страстно боялся быть отвергнутым или обманутым, поэтому предпочитал бить первым.
- Красный плющ, 1899–1900 годы. Музей Мунка, Осло
- Купающиеся мальчики, 1897–1898 годы. Музей Мунка, Осло
Голгофа, 1900 год. Музей Мунка, Осло Агония, 1915 год. Музей Мунка, ОслоЗапах смерти, 1895 год. Музей Мунка, Осло Смерть в комнате больного, 1893 год. Музей Мунка, ОслоНаследственность, 1897–1899 годы. Музей Мунка, Осло Девушки на мосту, 1901 год. ГМИИ им. ПушкинаВечернее настроение, 1927 год. Музей Мунка, ОслоМеланхолия, 1900–1991 год. Музей Мунка, ОслоПредположительно изображена сестра художника Лаура, страдавшая нервным расстройством. В 1902 году лечилась в госпитале КристианииПервый снег на аллее или Снег в переулке, 1906 год. Музей Мунка, ОслоКупающиеся девочки, 1897–1899 годы. Музей Мунка, ОслоСозревание (переходный возраст), 1894 год. Музей Мунка, Осло
Эта картина откровенно передает пробуждающееся сексуальное чувство, которое Мунк считал одним из самых глубоких и опасных переживаний, выпадающих на долю человека. Создана картина в Берлине. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: На краю кровати сидит обнаженная девочка.
Она не кажется воплощением невинной святости, хотя еще остается застенчивой и не совсем понимающей, что с ней происходит. Фигура героини освещена ярким весенним солнцем, заставляя ее тело отбрасывать резкую тень. Девочка сидит в излюбленной Мунком фронтальной позе, тесно сведя колени и сложив руки на них.
Выглядит она очень хрупкой, ранимой, беззащитной и немного испуганной.
Наконец, последний зал выставки, в котором лично меня ждало несколько сюрпризов и ярких впечатлений.
Куда-то исчез тот мрачный, вечно рефлексирующий трагический Мунк, измученный своими тоской, любовными разочарованиями, ревностью, фобиями, издающий безысходный Крик отчаяния, и появился пусть поначалу робкий и, кажущийся даже несколько искусственным, оптимист, восхищённый величием, красотой, мощью, энергией окружающей природы, пытающийся по-новому смотреть на жизнь и человека в ней.
Берег моря. 1904 год. Холст, масло. Музей Мунка, Осло
- Природа – это не только то, что видно глазу – это и внутренние образы души – образы на внутренней стороне глаза
(Эдвард Мунк)Солнце, 1912 год. Музей Мунка, ОслоЭта работа в прямом смысле слова освещает весь зал, кажется, что лучи солнца выходят за пределы рамы и распространяются на все выставочное пространство.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Кристиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
До этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, но он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей, несмотря на то, что ему пришлось изрядно потрудиться: Я уже упоминал, что для создания моих картин потребна искра – некое внутреннее переживание, поэтому вначале мне не удавалось полностью погрузиться в выполнение заказа – работы, с которой у меня не было связано никакого внутреннего переживания. Но мало-помалу, пока я жил в Крагерё и путешествовал вдоль берега и по горам, первое искреннее впечатление от норвежской природы и ощущения, связанные с возвращением домой после стольких лет, проведённых за границей, слились… в переживание, которое и дало необходимую искру для создания университетских картин Искра нашлась…Сама картина со смещённым от центра солнцем выполнена в круговой технике, даже трава и камни подстраиваются в ритм светила. Солнце отражается в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что невольно отсылает к абстрактной живописи. Работая с этим заказом, Мунк писал маслом на холсте, что позволило ему достичь удивительных эффектов цвета и фактуры, не характерных для настенной росписи.
- Вязовый лес весной, 1923–1925 годы. Музей Мунка, Осло
Вязовый лес весной, 1923–1925 годы. Музей Мунка, ОслоЦветущие фруктовые деревья на ветру. 1917–1918 годы. Музей Мунка, Осло.
Возвратившись в Норвегию в 1909 году после лечения, Мунк некоторое время снимал дом Крагерё, на южном побережье. Позже он жил в других тихих уголках родной страны, наслаждаясь покоем и уединением.
Вдохновленный окружающей природой, он начал писать пейзажи, к которым до этого не проявлял особого интереса.
Пейзажи Мунка, пытающегося по-новому смотреть на жизнь, своеобразны и необычны, несмотря на то, что он пишет довольно банальные вещи: цветение садов, краски весеннего леса, величие зимней природы…
- Яблоня, 1921 год. Музей Мунка, Осло
Яблоня в саду, 1932–1942 годы. Музей Мунка, Осло
Дом Мунка в Экелю окружал большой яблоневый сад из 400 деревьев, которые он любил писать. Осенью 1918 года художник задумал цикл Жизнь под сенью деревьев, сюжетно перекликающегося с Фризом жизни. Дополняя и развивая тему тесной связи человека с природой, Мунк пишет несколько вариантов картины Под яблоней, аллегорически воплотивших образы Адама и Евы в райском саду
- Под яблоней, 1927–1930 годы. Музей Мунка, Осло
- Пейзаж с деревьями и лодками, 1905–1906 годы. Музей Мунка, Осло
Волна, 1931 год. Музей Мунка, ОслоАвторское повторение картины Волна 1919 года, созданной в прибрежном посёлке Витстен на берегу Кристиания-фьорда Звёздная ночь, 1923–1924 годы. Музей Мунка, ОслоДым поезда, 1900 год. Музей Мунка, ОслоЗима в Крагерё, 1912 год. Музей Мунка, Осло Зима Эльгерсбург, 1906 год. Музей Мунка, Осло
В этом зале представлено также несколько портретов, написанных Мунком в достаточно реалистической манере. При этом он считал, что Похож портрет или не похож – вопрос второстепенный. Первостепенный вопрос – чтобы он стал произведением искусства. Ну так и радуйтесь, что из вас сделали произведение искусства. Кому не нравится – пусть идут к фотографу.
- Консул Кристен Сандберг, 1901 год. Музей Мунка, ОслоНорвежский морской офицер, бизнесмен, вице-консул Норвегии в Германии
- Друг Мунка, писатель и художественный критик, член объединения Богема Кристиании
Даниэль Якобсон, 1908–1909 годы. Музей Мунка, Осло датский врач, невропатолог, профессор, автор мемуаров. В его частной клинике в Копенгагене Мунк лечился в 1908–1909 годахЖенщина в сером, 1924–1925 годы. Музей Мунка, Осло Изображена Биргит Престё, натурщица Мунка с 1924 по 1931 годыЯппе Нильсен, 1909 год. Музей Мунка, ОслоТурвальд Станг, 1909 год. Музей Мунка, ОслоАдвокат, друг юности МункаПлачущая женщина, 1907 год. Музей Мунка, ОслоСтоящая обнажённая, 1922–1923 годы. Музей Мунка, ОслоНатурщица у плетенного кресла, 1919–1921 годы. Музей Мунка, ОслоНа ступенях веранды, 1922–1924 годы. Музей Мунка, ОслоНатурщица, сидящая на диване, 1925–1926 годы. Музей Мунка, ОслоПолуночник, 1923–1924 годы. Музей Мунка, Осло Начала я первый пост с автопортретов Мунка, завершу ими и второйХудожник и его модель, 1919–1921 годы. Музей Мунка, ОслоБесcонная ночь. Автопортрет в состоянии смятения, 1920 год. Музей Мунка, Осло Автопортрет у стены дома, около 1926 года. Музей Мунка, ОслоАвтопортрет с бутылками, 1938 год. Музей Мунка, ОслоАвтопортрет у окна, около 1940 года. Музей Мунка, ОслоАвтопортрет между часами и кроватью, 1940–1943 годы. Музей Мунка, Осло
Один из последних автопортретов Мунка, написан в поместье Экелю, где он жил с 1916 года. Изображение обнажённой справа – картина Кроткая 1927–1929 годов по мотивам одноименной повести Фёдора Достоевского, переведённой на норвежский язык и изданной в 1926 году. Наряду с Хенриком Ибсеном Фёдор Михайлович был любимым писателем Эдварда Мунка
Все работы с выставки Мунка в Третьяковке я вам показала, надеюсь они вас не оставили равнодушными)Понравились или нет это уже дело другое…
Источник: https://pro100-mica.livejournal.com/371151.html
Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
Художник, творчество которого на Западе ставят в один ряд с Гогеном и Сезанном, не очень хорошо известен в России. Гений, считавшийся создателем новой эпохи и писавший мрачные картины о смерти, страдал нервными срывами, от которых лечился.
В юношестве он обмолвился, что придет день, когда перед его полотнами все снимут шляпы, словно в церкви, но до общественного признания ему было еще очень далеко. «Без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.
Чтобы понять самобытное творчество художника, необходимо узнать, как и чем он жил, создавая шедевры, «написанные кровью своего сердца».
Потери близких
В 1863 году в Норвегии родился будущий художник, чье творчество назовут совершенно новой живописью, взорвавшей устоявшиеся традиции в искусстве. Эдвард Мунк, биография которого наполнена трагическими событиями, оставившими свой след в его произведениях, прочно вошел в историю как творец, чьи работы вызывали бурное эмоциональное воздействие на зрителя.
Свое детство Эдвард вспоминал как безрадостное и наполненное потерями. Лишившись матери и любимой сестры, умерших от туберкулеза, мальчик трагически воспринял и свой жизненный путь. Известно его воспоминание о той поре: «К моей колыбели слетелись черные ангелы безумия, болезни, смерти и сопровождали всю жизнь».
Изображение внутреннего мира
«Часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», – сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Картины молодого живописца передавали его переживания: он не любил «красивые» изображения, акцентируя внимание на том, что не видно за внешней оболочкой человека.
Изображая людей, он делал слепки с их внутреннего мира: «Больше не найдется другого художника, выжавшего свою тему до последней капли, как я».
Мрачные мотивы в творчестве
Череда трагических уходов продолжалась – Мунк лишился отца, младшего брата, в клинике для душевнобольных скончалась сестра. Это отражается на творчестве живописца – мрачные мотивы одиночества и смерти набирают еще большую силу. Критики отмечали, что автор обладал удивительной способностью визуально отображать свои настроения и эмоции.
После потерь Мунк посчитал главным виновником всех трагедий Бога. Он отрекается от религии, ища для себя новую систему ценностей. Считая весь мир пустым, художник заявляет о бессмысленности человеческой жизни и уверяет, что только через искусство можно добиться бессмертия.
Учась в художественной школе, Эдвард Мунк, картины которого трудно отнести к одному направлению, самоотверженно отдается искусству. Он не хотел, чтобы его произведения просто украшали стены домов или музеев. «Мои картины – это то, что я сам пережил, мой дневник. Они придали смысл моей жизни» – делился самым сокровенным живописец.
Закрытие выставок
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс, и его выставки закрывали.
Мастера классической школы в живописи посчитали странные картины оскорбительными для просмотра, а самого Мунка назвали анархистом.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
Неустроенная личная жизнь
Привыкший к одиночеству молодой человек бежал от отношений с женщинами, отводя им роковую роль в судьбе всех мужчин. Представительницы прекрасного пола влюблялись в увлеченного искусством странного юношу с горящими глазами, но Мунк считал, что сильные чувства ослабят его тягу творить.
Известен страстный роман художника с дочерью знатного торговца, окончившийся трагично для обоих: навязчивая девушка, ставшая обузой для молодого человека, пыталась отравиться, узнав от Эдварда о расставании, а после того, как ее буквально вернули с того света, она прострелила руку живописцу.
Нервные срывы и лечение болезни
Перенесший несколько операций и потерявший палец, Мунк переживал за свое творческое будущее. У нелюдимого художника после этого случая начинается настоящая мания преследования. Его нервы сдавали все чаще, и художник срывался на случайных людях.
Он мог даже поколотить тех, кто, по его мнению, о нем нелестно отзывался. Частые приступы, сопровождавшиеся агрессивными действиями, приводят Мунка в психиатрическую лечебницу, где его лечили электрошоком.
Художник понимал, что в одиночку ему не справиться с алкоголизмом и депрессией, и отправляется за помощью к специалистам. Надо сказать, что болезнь не оставляла его и после длительного лечения. Но Эдвард принял ее, считая, что его творчество неразрывно связано с психическими срывами.
Неожиданная популярность
После интенсивной терапии Мунка отпускают. «Оттуда не так легко выйти. На все вопросы нельзя отвечать, как захочешь. Нужно догадаться, что от тебя ждут врачи, иначе останешься там навсегда», – делился воспоминаниями Эдвард Мунк. Произведения гениального художника за то время, которое он пробыл в клинике, становятся популярными.
Мастера, ставшего в одночасье знаменитым, забрасывают предложениями галереи мира и частные коллекционеры. Но «мрачный норвежец», как его иногда называли современники, не спешил расставаться со своими детищами. Он не мог творить, не видя своих полотен.
Портреты как передача человеческой души
Творчество в последние годы жизни
А вот поздний период творчества мастера многие критики признают самым неудачным.
Эдвард Мунк, произведения которого были наполнены глубокими философскими идеями, но признаны слабыми в художественном плане, упорно работал в своей мастерской.
Его стиль поменялся в худшую сторону, а картины, написанные грубыми мазками, разочаровывали своих поклонников. Известно, что автор страдал глазным заболеванием, из-за которого впоследствии он полностью прекратил работать.
Умер Мунк в начале 1944 года, вблизи Осло, во время немецкой оккупации. Он не оставил после своей смерти учеников, ведь его самобытное творчество было слишком личным и субъективным.
«Больная девочка»: прощание с любимой сестрой
На протяжении сорока лет Мунка не отпускала неожиданная смерть любимой сестры, и он создал пять вариантов этой картины, подвергшейся жесточайшей критике со стороны публики. Изображающее девочку на смертном одре произведение, признанное значительным и переломным моментом в творчестве художника, вызвало скандальную реакцию общественности за столь жесткую манеру письма и выражение самых запретных чувств – страдания, боли и отчаяния человека.
Травля критиков и непонимание публики
Постоянно выслушивал обвинения в депрессивности и бесформенности представленного на суд зрителей произведения нелюдимый Эдвард Мунк.
Картины с названиями, подчеркивающими глубокий трагизм и постоянную боль автора, не принимались публикой, не готовой полюбить полотна, далекие от реалистического искусства.
Критики делали оскорбляющие художника выпады и называли его творения откровенными провалами.
Талантливый живописец был вынужден бороться за свободу в творчестве, ежедневно сталкиваясь с откровенным презрением и осмеянием выстраданного детища, передающего состояние человека, а не его внешний облик. Мунк специально создавал не прилизанные под стандартные каноны искусства рисунки, буквально ошеломившие современников правдой жизни.
Загадочное полотно «Крик»
Самое узнаваемое произведение гениального мастера – передающее реальный ужас человека, картина «Крик». Мунк, страдавший боязнью открытого пространства, изобразил главного героя, ощущающего нечто враждебное.
Причем невероятный страх охватил только его, а две фигуры сзади мирно беседуют, не слыша ужасного крика.
Исследователи творчества норвежского живописца склоняются к мнению, что это полотно написано под влиянием развившегося психического заболевания Мунка. Бесполое существо, открывшее рот и обхватившее голову руками, чтобы не слышать страшные вопли, возможно, было навеяно образом мумии, которую увидел на выставке норвежец.
Обнаженный нерв Мунка
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик»? Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Изображенное существо лишено защитной оболочки, и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения.
Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Мунк защищается от природного вопля, и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов.
Недобрая слава
Изначально рисунок назывался «Крик природы». Именно его, дрожа от волнения, почувствовал автор в 1892 году в Ницце.
Наверное, неудивительно, что со столь мрачной картиной связано мистическое проклятие всех, кто входит с ним в какой-либо контакт.
Рабочие, переносившие картину, кончали с собой из-за сильных головных болей и попадали в страшные аварии. Потрогавший пальцем полотно любопытный посетитель сгорел заживо у себя в доме.
Картину стоимостью более 70 миллионов долларов неоднократно похищали, но она всегда возвращалась Музей Мунка в Осло. Жуткая атмосфера, воссозданная на холсте, влияет на психику зрителя, и этот факт научно подтвержден.
Никто не знает, трагическая ли это случайность, забирающая души людей, или действительно мистическая картина обладает злым роком. Как бы то ни было, но посетители музея стараются обойти ее стороной.
«Утешение». Графика в черно-белом цвете
Необычное черно-белое изображение двух сидящих обнаженных людей на фоне обоев создал в 1894 году еще мало кому известный Мунк.
«Утешение» – так он назвал свою графическую работу, реалистично передающую отчаяние и горе женщины, закрывшей руками свое заплаканное лицо.
Ее нежно обнимает за плечо мужчина, но его успокаивающий жест не может смягчить неожиданный удар судьбы, разрушивший безмятежную жизнь его спутницы.
Графика Мунка – это отдельный мир, в котором автор отходил от детализированных образов к обобщению. «Утешение» стало одной из первых графических работ знаменитого норвежца.
Картина-провокация «Мадонна»
Всю жизнь страдающий Мунк, «Мадонна» которого мало похожа на привычный классический образ, воплотил на холсте свои тайные переживания. Он считал женщину загадкой для всех мужчин: «Святая и порочная, наркотик и страдание. Человек, который сводит с ума».
Мунк, создавая произведение, в котором любовь тесно связана с окончанием жизни на земле, хотел передать все стадии, которые проходит женщина – от зачатия и рождения ребенка до самой смерти. А зрители посчитали достаточно вульгарной картину, на которой лишь нимб придает сходство с каноническим образом Мадонны.
«Расставание»: боль от разрыва отношений
Прямо перед мужчиной находится нечто, похожее на странное растение или существо с двумя головами. Красная субстанция, выглядящая поначалу цельной, неумолимо рвется в разные стороны. В работе использованы сюрреализм, символизм и модерн, передающие трагедию расставания.
Бессмертие в полотнах
Одинокий и трудно сходившийся с людьми Эдвард Мунк, произведения которого свидетельствуют о его несомненном таланте, при жизни вызывал много разговоров о своем творчестве, на котором отразилась противоречивая личность автора. Не желавший расставаться с выстраданными полотнами и мечтавший слиться с ними воедино, Мунк продолжает жить в своих картинах, сделавших его бессмертным.
Источник: https://autogear.ru/article/240/103/hudojnik-edvard-munk-proizvedeniya-biografiya/
Эдвард Мунк. Крик. Рассказы о шедеврах мировой живописи | Русские художники. Russian Artists
Эдвард Мунк (1863 — 1944)
Крик
1895. Пастель, картон. Частная коллекция, Норвегия.
Эта версия картины была продана на аукционе Сотбис в мае 2012 года Леону Блэку за 119 922 500 долларов, что явилось рекордом аукционных сделок для произведений искусства.
Сентябрь 2012, новости в мире искусства:
Знаменитая картина «Крик» норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка (1863-1944) — самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное с аукциона, — будет впервые выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
«Крик» был продан в мае 2012 года на аукционе «Сотбис» почти за 120 млн долларов.
Имя нынешнего владельца картины до сих пор не раскрывается, однако эксперты полагают, что им может быть нью-йоркский финансист и известный коллекционер Леон Блэк.
Как сообщили представители музея, полотно будет выставлено на показ с 24 октября 2012 года по 29 апреля 2013 года. Из-за огромной ценности «Крика» в музее будут усилены меры безопасности. Это также связано с тем, что работы Мунка в последние годы часто являются объектом внимания преступников.
В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи (илл. вверху). Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.
![]() “Крик”. 1910. Масло, темпера на картоне. |
Самая громкая кража была совершена 22 августа 2004 года, когда из музея Мунка в норвежском Осло были похищены одна из версий «Крика» и полотно «Мадонна».
В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметно. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
Обе картины снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.
![]() “Крик”. 1893. |
«Крик» Мунка является одним из самых знаковых произведений искусства периода модернизма. На картине изображена фигура человека, сжимающего руками голову, его лицо обезображено ужасом, рот широко открыт в отчаянном крике.
Человек стоит на мосту на фоне кроваво-красного заката, за спиной у него двое спокойно идущих прочь людей. На раме картины имеется авторская надпись, поясняющая ее сюжет: «Мои друзья пошли дальше, я остался позади, дрожа от беспокойства, я ощущал великий Крик Природы».
По мнению критиков, картина выражает чувство экзистенциального страха и беспокойства, преследующего человека современной цивилизации.
Из четырех созданных Мунком версий «Крика» только одна принадлежит частному коллекционеру. Именно она выставляется на показ в Нью-Йорке. Три другие полотна хранятся в норвежских музеях.
Прежним владельцем картины был норвежский миллионер Петтер Олсен. Он унаследовал картину от своего отца, богатого судовладельца Томаса Олсена, который был другом и соседом Мунка.
Начиная с 1920-х годов Олсен-старший оказывал покровительство художнику, приобретая его картины.
После прихода к власти в Германии нацистов, которые считали творчество Мунка дегенеративным, Олсен организовал вывоз 74 произведений мастера из Германии и тем самым спас их от возможного уничтожения.
Американские астрономы решили загадку картины «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка. Они нашли ответ на давно мучивший искусствоведов вопрос — почему небо на знаменитой картине Мунка 1893-го года имеет столь странный и неповторимый пылающе-красный цвет.
Как выяснилось, цветовая гамма картины — отнюдь не плод воображения, а вполне реалистичное изображение закатов в Европе в тот период. Они приобрели совершенно неожиданный цвет после происшедшего в Индонезии в августе 1883 г. извержения вулкана Кракатау, когда в атмосферу планеты было выброшено огромное количество пепла.
Это извержение считается одним из самых сильных и трагичных в истории человечества. Ученые Университета Техаса провели подробнейший анализ дневников Мунка, материалов об извержении Кракатау и изучили сообщения норвежских газет 1883 года.
«Наша исследовательская поездка в Осло достигла своей главной точки, когда мы обнаружили поворот на дороге и поняли, что оказались именно в том месте, где стоял Мунк 120 лет назад, — рассказал руководитель исследования, профессор физики и астрономии университета Дональд Олсон. — Мы поняли, что он смотрел на юго-запад.
Глядя именно в этом направлении, можно было видеть зимой 1883-84 гг. закаты, связанные с извержением Кракатау».
«Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002г
В 1892 году на выставке в Берлине было показано 55 полотен норвежского живописца Эдварда Мунка, и среди них первые картины его большого цикла «Фриз жизни». Эта экспозиция вызвала большие споры, в которых столкнулись мнения приверженцев кайзеровского режима, а с другой стороны — прогрессивных художников.
Hе успела выставка открыться, как некоторые тут же потребовали ее закрытия: «Из уважения к искусству и честному имени художника».
Первым потребовал закрытия выставки живописец кайзеровского режима Антон фон Вернер, против чего решительного выступили Макс Либерман и некоторые другие художники.
Первому трудно было согласиться с самостоятельностью Мунка, который смело перешагнул рамки натурализма, и немецкая пресса писала о норвежском художнике, как о сумасшедшем. Его ругали в большом городе и пока было мало тех, кому нравилось его искусство.
Но вскоре число друзей стало быстро увеличиваться, а особенно хорошо писали о Мунке молодые поэты. Разыгравшаяся вокруг его имени буря подняла Мунка на ступеньку выше на лестнице славы, а последовавшее вскоре закрытие выставки только способствовало широкой известности Мунка за рубежом.
За свою долгую жизнь норвежский художник Эдвард Мунк — живописец, рисовальщик и гравер — создал поразительно много произведений: от миниатюрных графических листов до масштабных полотен. Его наследие — это более 1000 работ маслом, более 15 000 гравюрных оттисков, почти 4500 рисунков и акварелей. Оно поистине стало национальной гордостью Норвегии.
Однако значение Мунка-художника не только в многоплановости его искусства, а в и особой философии мастера, в его способности неоднозначно видеть и трактовать окружающий мир. Сам Мунк неоднократно говорил, что он изображал не просто то, что видел, а то, что пробуждало в нем философскую реакцию.
Такое видение мира стало определяющим и для Мунка-живописца, и для Мунка-графика.
Он был одержим работой и сам об этом говорил так: «Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать». В основе почти всех его произведений всегда лежат личные переживания и неповторимое восприятие жизни. Его картины проникнуты трагическим ощущением бытия, настроением отчаяния и пессимизма.
Особый период в творчестве Мунка — 90-е годы прошлого века. Именно в это время он создает произведения, в которых тема страдания и одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. Главное для художника — изображение «состояния нагой души».
Недаром его картины носят названия, обобщающие формулы, понятия, настроения, состояния: «Отчаяние», «Страх», «Разрыв», «Меланхолия», «Ревность» и т.д.
![]() |
Образы медленно угасающей жизни (больных и умирающих) не раз появлялись на полотнах Мунка и раньше. В частности, этому посвящена целая серия картин и гравюр «Больная девочка».
Последовательное развитие этой темы, поиски ее различных решений стали неотъемлемой частью творческого метода Мунка.
Так, реальные предметы и фигуры людей на его полотнах превращаются в пятна черного и белого контраста; пространство помещений едва обозначается силуэтами застывших фигур; лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе (картина 1896 года «Смерть в комнате больного»).
Особенно ярко образная система символизма нашла свое выражение в цикле его произведений под общим названием «Фриз жизни». Сам Эдвард Мунк говорил, что это поэма о жизни, любви и смерти, над которой он работал в течение тридцати лет. Он задумал ее как «цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.
В этих картинах за извилистой линией берега — всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали». «Фриз жизни» включает такие картины, как «Поцелуй», «Барка юности», «Вампир», «Мадонна» и другие.
Тема самой большой картины из этого цикла — мужчина и женщина в лесу, — может быть, несколько выпадает из общего тона других полотен, но она — необходимое звено в цепи.
На рисунке 1892 года «Отчаяние» Мунк сделал следующую запись: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем.
Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени.
Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».
Впоследствии эти впечатления стали основой замысла полотна «Крик», которое Мунк написал в 1893 году, а потом повторил его несколько раз в гравюре.
Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль.
Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин. Стенерсен увидел в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его.
Действительно, картина «Крик» является апогеем психологического обобщения. Живопись Мунка в этой картине достигла исключительной напряженности, а само полотно уподобляется пластической метафоре человеческого отчаяния и одиночества.
Сам художник — молчаливый и нелюдимый, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, сомневающийся и бескомпромиссный, — трудно сходился с людьми. И хотя у него было достаточно много друзей, предпочитал одиночество и одновременно все-таки стремился быть среди них.
Мотивы смерти и страха (наряду с эротическими мотивами) характерны для всех картин цикла «Фриз жизни», а используемые в нем приемы символизма — не просто дань одному из художественных течений того времени, Мунк долго находился под его влиянием. В это время ему особенно близким был живописный язык Ван Гога.
Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине: «Крик»! Невозможно даже дать представление об этой картине, — все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы.
Каждое страдание — это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания — клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров…
И небо кричит, — вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы».
Эдвард Мунк родился в норвежском городе Лётен, в семье военного врача, 12 декабря 1863 года. Слабый и болезненный от рождения Эдвард теряет мать в пятилетнем возрасте: она умирает от туберкулеза в 1868 году.
Самым близким человеком для мальчика становится старшая сестра Софи. Но и она умирает от туберкулеза в 15 лет, в 1877 году.
Эти трагедии, пережитые в раннем детстве, накладывают отпечаток на характер, психику и всё творчество Эдварда Мунка.
В школьные годы Мунк проявлял значительные способности в химии, математике и физике. В 1879 году отец настоял, чтобы Эдвард, мечтавший о карьере художника, поступил в технический колледж. Мунк бросает техникум на первом году обучения и в 1881 году поступает в норвежскую Королевскую академию искусств и художественных ремесел.
В годы студенчества Мунк пишет пейзажи и окружающих людей в стиле близком к импрессионизму и натурализму, но остается недоволен своими первыми опытами.
В отображении действительности формируется собственная, экспрессивная манера Эдварда Мунка. В 1883 году вместе с сокурсниками он принимает участие в первой выставке. Творческие успехи сына ненавистны его крайне религиозному отцу.
Конфликт между Мунком и его отцом заканчивается окончательным разрывом отношений.
В 1885 году Мунк завершает работу над картиной «Больная девочка», а чуть позже организует выставку в Осло, которая вызывает бурю негодования у прессы и критиков. Плоды больного воображения Мунка кажутся публике слишком мрачными и жестокими…
В Париже, в 1889 году, Мунк посещает выставки и школу искусств, ведет богемный образ жизни, который плохо отражается на его здоровье. А в декабре умирает его отец. Мунк подавлен, страдает галлюцинациями и мыслями о самоубийстве…
В 1892 году Мунку предложена выставка в Берлине. Картины вызывают скандал и выставку закрывают через неделю. Мунк иронизирует, что невинная живопись, смогла поднять такой ажиотаж. Позднее картины Мунка успешно выставлялись в Дюссельдорфе, Мюнхене, Бреслау и Копенгагене.
Проводить в Норвегии лето стало традицией для художника, в остальное время года он много путешествовал по Европе и много работал: литографии, гравюры, иллюстрации, акварели. В 1893 году рождается первая версия «Крик».
В 1896 году на выставке в Париже Мунк впервые обласкан критикой. Его называют основателем экспрессионизма — нового направления в живописи.
Мунк успешно продает несколько картин, но признание, деньги и слава не приносят счастья. Состояние здоровья и психики художника ухудшаются, он покупает уединенный дом в Осгордстранде.
До 1906 года дом будет пристанищем от людей и собственных страхов художника.
В 1899 году начался долгий бурный роман Мунка с Таллой Ларсен. Мунк оказался не готов стать супругом, а предательство любимой повергло его в жестокую депрессию. К осени 1908 года паранойя и галлюцинации на много месяцев загоняют Мунка в психиатрическую лечебницу доктора Якобсона, но художник продолжает творить и там.
Слава и признание, пришедшие к зрелому Мунку, знаменуются чередой триумфальных выставок в Европе. В 1915 году он принимает участие в международной выставке в Сан-Франциско. Мунк путешествует, а затем истощенным возвращается в Норвегию, чтобы создать новый шедевр полный боли и страсти, любви или страха…
Больной, почти ослепший, Эдвард Мунк отшельником проведет последние годы жизни в собственном доме в норвежском городке Экели. Разобрав и систематизировав свои картины, гравюры и литографии, и завещав их городу Осло, Эдвард Мунк умрет в возрасте 80 лет, 23 января 1944 года.
Источник: http://www.tanais.info/art/world/munk.html
Эдвард Мунк
- Edvard Munch 1863-1944 г.
- Норвежский художник-экспрессионист, теоретик живописи.
Хотя в творчестве Эдварда Мунка сложно найти соответствие каким-либо определенным направлениям живописи, огромное значение его творчества, способствовавшего появлению нового художественного направления – экспрессионизма, неоспоримо.
Родился Мунк в Норвегии 12 декабря 1863, в городке Лётен, в семье военного врача, фанатично преданного лютеранству, так же как и его жена. С раннего детства в жизни будущего художника начали происходить трагические события, связанные со смертью наиболее близких ему людей, что впоследствии отразилось на его живописи. Мотивы смерти, угасания, тема одиночества – сюжет многих произведений Мунка, при этом в его картинах ощущается и жажда жизни.
Решение стать художником созрело в 1880-м, он порывает с религией, позиционирует себя как радикальный индивидуалист, а в 1881-го становится учеником Королевской школы искусств, которую оканчивает в 1886-м. В этот период он обучался и в мастерской Крога.
Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже, и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. На следующий год он снова посещает этот город, и попадает на последнюю выставку импрессионистов.
Новые впечатления волной нахлынули на Мунка, и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку, и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья.
В 1889-м Мунк организовывает первую персональную выставку, его работы не воспринимаются критикой, но замечены влиятельными авангардистами, а от государства назначается стипендия для учебы в Париже; на этот раз путешествие за границу растягивается на двадцать лет. В Париже на мировоззрение художника оказывают влияние импрессионисты и скандинавские символисты, а с началом 1890-х, его творчество начинает постепенно трансформироваться, поддаваясь влиянию стиля модерн. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. В его творчестве эта работа считается самой известной, и поначалу это был рисунок, затем гравюра, и окончательный вариант – пастельная картина. Человек без лица – сам Мунк, потерявший смысл жизни, пребывающий в изоляции, и оттого отчаявшийся до предела.
Скандал, принесший Мунку известность, начал разгораться осенью 1892-го в Осло (тогда еще Христиания), когда его выставка оказалась неудачной, затем та же участь постигла ее и в Берлине, но в остальных культурных центрах Германии работы художника сочли почти за революцию в живописи, назвав картины «ломающими все барьеры категорий искусства».
Вопросы любви, женственности, взаимоотношений мужчины и женщины были для художника центральной темой. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге.
Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни; начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.
В 1909-м Мунк переезжает в Норвегию, и больше не покидает ее пределов. На этом закончился его «европейский» период творчества. В стиле художника преобладает резкая и грубая манера, а используемые им краски отличаются четкостью и яркостью. Многие картины экспонируются на международных выставках. Настоящее признание пришло к Эдварду Мунку в последнее десятилетие жизни.
Зимой 1943-го, от взрыва немецкого снаряда, разорвавшегося неподалеку от его дома, в жилище образовался сквозняк, что привело к болезни художника, но, несмотря на это он рисует картину «Взрыв по соседству», а через месяц, 23 января 1944-го умирает в кресле. В руках почившего мастера находилась книга Достоевского «Бесы».
Смотреть картины Эдварда Мунка
Источник: http://expressionists.ru/edvard-munk/
Эдвард Мунк. Жизнь и творчество
Описание знаковых работ знаменитого мастера.
Эдвард Мунк (1863–1944)
Вклад в искусство модерна
Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. Каждое из них так или иначе связано с югендстилем, появившемся в Германии в конце XIX века. До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь.
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн.
Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. Значение же Мунка для искусства модерна состоит в том, что созданные им образы объединяют синтетизм и смелый колорит с графической условностью плоскостного решения.
Германские влияния
Вернувшись в Париж, художник какое-то время посещает студию Леона Бонна (1833–1922). Работы Мунка уже появляются в немецких и французских художественных журналах.
В 1892 году Союз берлинских художников (Verdin Berliner Kimstlef) пригласил Эдварда Мунка участвовать в ноябрьской выставке объединения.
Однако произведения художника, сложные для понимания и по содержанию, и по форме, были встречены недоброжелательно; тогда в знак протеста против вкусов обывателей возникла группа «Одиннадцать», которая поддержала Мунка.
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935) и Рихард Демель (1863–1920).
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Крик
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских версий. На переднем плане Мунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Утрированные изгибы тела женщины уподоблены изогнутым, будто закручивающимся в спираль линиям пейзажа. Она одновременно является и частью пейзажа, и отторгнута от него.
По направлению к женщине движутся две фигуры, и это еще более подчеркивает ее одиночество.
По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.
Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом.
Хотя перспективные сокращения и присутствуют на дальних планах, ее фантастические краски еще более усиливают общее впечатление условности построения плоскостного картинного пространства.
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
В них он сублимирует свои психологические юношеские травмы, связанные с неистовой религиозностью его отца, со смертью матери и сестры. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
В произведениях Мунка боль личных утрат ощущается столь остро, что зритель видит в них отнюдь не сколки с реальности, но именно состояния страдающей души.
Героини Мунка
В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Он пишет картину Мадонна (около 1894–1895). Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадая на плечи, струятся до пояса.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
В картине Три возраста женщины (Сфинкс) (1893–1895) Мунк объединил юность героини Переходного возраста и эротизм Мадонны. Здесь художник представил три женские фигуры, и каждая из них символизирует определенный возраст от детства до старости. Стоит отметить, что тема трех возрастов также фигурирует в одноименной работе Климта.
Три возраста женщины Мунка
Три возраста женщины по версии Густава Климта
Источник: https://artrue.ru/style/modern/edvard-munk-zhizn-i-tvorchestvo.html