Женщина в шляпе, Анри Матисс, 1904.
Когда Матисс впервые выставил эту картину, на которой изображена его жена, на ежегодном Осеннем салоне в 1905 году, она вызвала насмешливую реакцию у прессы, общественности и группы консервативных художников. Даже Лео Штейн, который потом купил эту картину, сначала сказал, что более противного владения краской он еще не видел.
Крепостной, Матисс, 1900-1903.
Этот шедевр принадлежал Майклу и Саре Стайн. Он находился на видном месте в комнате с картинами в их квартире в Париже. Но потом когда они переехали в виллу, построенную для них модернистским архитектором Ле Корбюзье, для статуи Крепостного был отведен специальная ниша.
Дама с веером, Пабло Пикассо, 1905.
Необычная поза этой девушки напоминает иероглиф. Гертруда Стайн купила эту картину сразу после того, как Пикассо закончил работу над ней. В 1929 году Гертруда продает данную картину, чтобы собрать деньги для публикации своих произведений. Пикассо сказал ей, что она и так владела картиной очень долго.
Радость жизни, нефтяной эскиз для Ле Бонер де Вивр, Матисс, 1905-1906.
Законченный вариант комплекса картин Матисса на тему пастырской сцены из воображаемого золотого века. Картина в стиле модерн была одной из основных в коллекции Стайн.
Мальчик, ведущий лошадь, Пикассо, 1905-1906.
Маленький спокойный мальчик ведет мощную, но послушную лошадь. Эта картина была продана только в 1936 году, два десятилетия спустя. Купили ее Лео и Гертруда Стайн. Позже она была продана Уильяму С. Палей, главе телеканала CBS.
Гертруда Стайн, Пикассо, 1905-1906.
Стайн утверждала, что потребовалось около 80-90 визитов в студию Пикассо на Монмартре, чтобы произвести этот портрет. После того как Пикассо увидел картину Матисса Ле Бонер де Вивр, его стали переполнять странные чувства.
В итоге он полностью уничтожил портрет Гертруды. Позже Пикассо отправляется в каталонский горный город Госоль, где он вспомнил о древних иберийских резных главах, которых он видел в Лувре. По возвращению он нарисовал голову Гертруды.
Стайн как-то возразила Пикассо, что на портрете она не похожа на себя, на что Пабло парировал: «Она будет».
Голубая обнаженная: Воспоминание о Бискре, Матисс, 1907.
Данная картина была написана после визита в Алжир.
В своем непонятном исполнении, жестокой конфигурации и закрученной позе эта картина является одной из ключевых работ в его карьере и в западном искусстве в целом.
В 1920-х годах Гертруда Стайн продала ряд работ, в том числе и эту картину еврейскому коллекционеру, проживающему в США, доктору Кларибелю и его сестре Этте. Они позже передали их в Музей Искусств в Балтиморе.
Голова спящей женщины, Пикассо, 1907.
Спровоцированный работой Матисса Голубая Обнаженная, Пикассо решился на работы, подобный этой, что открыло путь к кубизму с угловой конфигурацией и лицами по образцу африканских масок.
Девочка с зелеными глазами, Матисс, 1908.
Когда американские друзья Гертруды навещали Париж, она иногда призывала их купить произведения своих любимых художников.
Ее друг Гарриет Лейн Леви однажды приобрел эту картину и увез ее в Сан-Франциско, где она привлекла огромное внимание местной прессы.
Заголовок в статье с этой картиной был следующим: «Матисс рисует лица под сумасшествием от абсента.»
Архитектурная таблица, Пикассо, 1912.
В отличие от своего брата Лео Гертруда осталась верна Пикассо даже после того, как он перешел на кубизм, чего Лео просто не выдержал. Это была первая картина, которую Гертруда Стайн купила после того, как ее с братом пути разошлись. Как дань уважения Гертруде, Пикассо прикрепил ее визитную карточку в правжой нижней части холста.
Сара Стайн, Матисс, 1916.
В 1914 году лучшие работы Матисса, которые принадлежали Майклу и Саре Стайн, исчезли в Германии, когда те принимали участие в выставке в Берлине незадолго до начала Первой мировой войны. Два года спустя Матисс осуществил парный портрет Майкла и Сары Стайн, своих самых преданных ранних коллекционеров.
Думаю, всем известно, что дети очень часто ревнуют взрослых. Но ничего страшного в этом нет. На самом деле детская ревность говорит лишь о том, что ребенок начинает понимать, что такое любовь.
Источник: http://photo-day.ru/kollekciya-shedevrov-gertrudy-stajn/
Художник Анри Матисс (1869-1954). Женский образ и его главная муза 18+
Ну, вот и до Анри Матисса добралась… Честно скажу, побаивалась лидера незнакомого мне стиля под названием «фовизм».
Думала, не пойму, а в результате почти влюбилась в работы этого величайшего мастера.
Представляю только некоторые женские образы (кстати, выполненные в самых разнообразных стилях), хотя наследие его огромно. Хочу надеяться, что вы разделите со мной радость этого открытия…
Ф. Лист — Утешение
Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года на севере Франции в местечке Като-Камбрези. Его детство прошло в расположенном по соседству Боэнан-Верманду, где находилась лавка по продаже зерна отца Эмиля Ипполита Анри Матисса. Мать будущего художника Анна Элоиза Жерар занималась росписью фаянсовой посуды.
Белое Перо
Матисс сначала учился в коллеже Сен-Кантене, а затем, по воле родителей, изучал юриспруденцию в Париже. После окончания обучения Матисс вернулся в Сен-Кантен и стал работать простым клерком в адвокатской конторе. В это же время (в 1887 году), Анри начал брать уроки рисунка в школе, основанной Контеном де Латуром. Но только в 1889 после операции по удалению аппендицита Матисс понял, что ему суждено быть художником. Именно болезнь, открыла художнику его предназначение.
Поднятое колено
В октябре 1891 году Матисс с рекомендательным письмом от сен-кантеского художника поступает в академию Жюльена к художнику Вильяму Адольфу Бугро, чтобы подготовиться к экзаменам в Школу изящных искусств. Через год Матисс не смог поступить в эту школу, не выдержал экзамена.
Поэтому он записался в Школу декоративно-прикладных искусств на курсы рисунка и перспективы, где познакомился с Альбером Марке, который стал его лучшим другом. В этом же году Матисс стал неофициально заниматься в студии символиста Гюстава Моро в Школе изящных искусств.
Так же как и Сезанн, любимый художник Матисса, Моро считал необходимой школой для начинающего живописца посещение Лувра и копирование старых мастеров. Матисс повторил около 20 картин.
Гармония в красных тонах
С 1895 году Матисс жил в Париже на набережной Сен-Мишель с красивыми видами из окон квартиры на Сену, Нотр-Дам, Лувр. В этом же году Матисс начал искать разнообразное освещение, что побудило художника к путешествиям.
Сперва он едил на этюды в Бретань, позднее побывал во многих странах: Великобритании, Корсике, Швейцарии, на юге Франции, Италии, Алжире, Германии, Испании, России, Морокко, Таити, США.
Из своих путешествий Матисс привозил ткани, необычные статуэтки, маски, керамику.
Индуистская поза
В 1896 году на выставке Национального общества изящных искусств государство, в лице супруги президента, приобрело для летней резиденции в Рамбуйе одну из первых картин Матисса «Интерьер с читающей женщиной.
Для этой работы позировала гражданская жена Матисса — Каролин Жобло, подарившая художнику в 1894 году дочь Маргерит. В 1896 году Матисс был избран членом-корреспондентом Национального общества изящных искусств.
Портрет жены художника
В 1898 году Матисс женился на Амели Парейр, которая родила ему двух сыновей — Жана и Пьера. В медовое путешествие они отправились в Лондон, чтобы увидеть Тернера…
Голубые глаза
А теперь о его музе…Осенью 1932 года в мастерской знаменитого художника появилась молодая русская эмигрантка Лидия Делекторская, ставшая для него на долгие годы музой и верной помощницей. Пришла по объявлению наниматься ассистентом к художнику.
В тот момент он работал над огромным «Танцем» для Альберта Барнса. Художнику уже шел седьмой десяток лет, одному было трудно справляться со всеми делами в мастерской, и ему нужна была помощь.
К тому времени за плечами Анри Матисса был уже сорокалетний чрезвычайно плодотворный и яркий путь в искусстве.
Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской)
Молодая женщина была рада даже временной работе у живописца. Однако через полгода прекрасное панно было закончено, и помощнице Матисса снова пришлось искать заработок. Но вдруг ее опять пригласили в семью художника.
На этот раз Лидии предложили ухаживать за тяжело больной мадам Матисс, которая была вынуждена большую часть времени проводить в постели. Сначала заботливая «сиделка» приходила каждый день и вечером уходила к себе домой. Потом она согласилась на работу в семье Матисса «с жильем и питанием» и ежемесячной оплатой труда.
В октябре 1933 года Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и прожила в нем …почти 22 года до последнего вздоха великого мастера.
Одалиска (Лидия Делекторская)
Матиссу тогда было 63 года, Лидии — 22, и она была очень красива. Вполне естественно, что художник захотел увидеть эти яркие голубые глаза, русые локоны, статную фигуру на своих картинах.
И так же естественно, что пожилой мужчина полюбил эту молодую красавицу. Судя по портретам, они были счастливы. Хотя отношения в семье Матисса из-за его привязанности к Лидии были очень напряженными.
На вопрос многих, была ли Делекторская женой художника.
Она сама ответила в одном из писем:«…Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».
Лауретт с чашкой кофе
Ежегодно Анри Матисс преподносил Лидии два своих оригинальных рисунка: один — к Новому году, другой — ко дню ее рождения.
Думается, что это уже были дары не только модели, но, прежде всего, очаровательной и душевной женщине, которая вдохновляла художника на создание поистине блистательных произведений.
Преподнося в дар Лидии Делекторской свои произведения, стоившие огромных денег, Анри Матисс хотел в то же время обеспечить ее будущее: ведь он был уже немолод, а она по-прежнему оставалась одинокой, да к тому же в чужой стране.
Начиная с 1935 года, когда Лидия начала почти ежедневно позировать для Матисса, вплоть до лета 1939 года художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов. Во многих из этих произведений так или иначе присутствует образ прекрасной славянки, который можно видеть в лучших музеях Франции, России, США и ряда других стран.
Женщина в голубом (Лидия Делекторская)
Приближалось 70-летие мэтра, он был полон творческих планов, но многим из них не суждено было сбыться — началась Вторая мировая война.
Случилось так, что в эту суровую пору Лидия Делекторская оказалась чуть ли не единственным близким художнику человеком, который поддерживал его, ежедневно помогал ему переносить тяготы военного лихолетья, вдохновлял на продолжение работы.
Волею судьбы дети и жена Матисса были в эти годы оторваны от него. Старший сын Пьер еще до войны переехал в США. Другой сын, ставший скульптором, жил под Парижем. Дочь Маргарита участвовала в движении Сопративления, была выдана врагам предателем и едва не угодила в лагерь Равенсбрук.
Молодая Матисс сидела в тюрьме города Труа за печатание на машинке некоторых подпольных газет. К счастью освобождение Франции от захватчиков вызволило из заключения и жену Матисса, и его дочь.
В последние месяцы своей жизни Анри Матисс работал, передвигаясь по мастерской в кресле на колесиках. На исходе осеннего дня 3 ноября 1954 года его внезапно сразил удар. Великий художник скончался на руках своих близких.
Жизнь Лидии Делекторской после смерти Матисса была продолжением служения ему. Сразу после смерти она собрала свои вещи и ушла из его дома. На похороны ее не пригласили.
Она не стала писать мемуары, а начала собирать и покупать рисунки, гравюры и книги Матисса.
Так составилось собрание, которое она начала переправлять в Россию, разделив его между Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств им. Пушкина
- Она говорила: «В тот день, когда я открыла для себя, что каким бы не был режим, правительство, руководители, в России немало людей, любящих произведения Матисса, а я испытала настоящую потребность разделить с ними сокровища, которыми я владела только для самой себя, позволить им, не дожидаясь исчезновения поколения или поколений, познать уже сейчас один из аспектов творчества Матисса».
Лежащая обнаженная на фиолетовом фонеЖенщина отдыхает на локте
Все, что выставлено сейчас в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа, подарено ею. Причем делала это Лидия Делекторская очень деликатно. В письме к директору Эрмитажа в 1963 году она просит, а не предлагает принять в дар книги Матисса с эксклюзивной графикой, и еще там была такая фраза: «…
Если бы когда-нибудь было решено сделать, например, выставку книг, иллюстрированных Матиссом, я прошу прикрыть посвящение мне узенькой полоской белой же бумаги». А однажды, она сама привезла в Ленинград свой портрет, и подарила его Эрмитажу.
За свои дары она допускала лишь одну форму благодарности — выставки… Все, связанное с Матиссом, она подарила России.
Читающая женщина
…Урна с прахом Лидии Делекторской была привезена в 1998 году из Парижа и покоится на сельском кладбище в Павловске. На памятнике надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».
ЛютняМузыкаДве девушкиИтальянская женщина в соломенной шляпеОдалискаТанцовщица с пальмойЖенщина в желтом и голубом с гитаройСон МаргаритыЖенщина в шляпке с цветамиМавританский этажВ садуМаргаритаОдадискаРумынка в блузкеЧерный столЖенщина перед аквариумомОдалиска с бубномПерсидский халат и большое янтарное ожерелье
Источник: https://dem-2011.livejournal.com/386381.html
"Голубая обнаженная"
anirishНа каком-то эмоционально-подсознательном порыве вдруг заинтересовало творчество Матисса. Уж не знаю, с чем это связано… Он один из тех художников, чье творчество не зависело от кошелька заказчика, а по-настоящему было смыслом всей жизни. И очень интересно было попытаться прочувствовать его творческие поиски, возможно, попробовать по-новому видеть. Вообще одним из приятных открытий для меня является сам факт творческого поиска и мук творчества (порой физических) у известных мастеров. Да, в истории живописи много примеров, когда шедевры являются нам в порыве вдохновения автора, но в большинстве своем этому предшествует серьезная каждодневная даже монотонная работа с натурой, наблюдения за явлениями, изучение, как воздействует цвет и свет, поиск сочетаний цвета, форм, объемов и плоскостей и многое другое. Т.е. они — великие мастера — оказывается тоже люди, и любому произведению искусства предшествует не мысль «а нарисую ка я еще одну обнаженную натуру теперь с этого ракурса», а нечто совсем иное.Меня сразу притянула картина с обложки издания — «Голубая обнаженная» (1952 г.) Всего два цвета: белый из белых и синий из синих. Ощущение усиливалось еще тем, что оформление самой книги являлось как бы продолжением картины: она такая же белая-белая.
Глядя на эту картину испытываешь чувство легкости, света, чистоты, покоя и гармонии. Все показалось настолько уравновешено, едино и логично, что смотрел бы и смотрел. Белые фрагменты дополняют синие и наоборот, невозможно что-то убрать отсюда (я попробовала закрыть некоторые части): гармония тут же исчезает. Какое-то бесконечное единство окружающего белого-белого пространства и синей-синей формы. И невозможно представить себе ни какого другого сочетания цветов, кроме этого. Возможно, смысл этой работы и есть — гармония …Последующее чтение других источников укрепило в возникшем ощущении. А когда я увидела, как происходил творческий поиск, то очень обрадовалась: насколько аппликация может облегчать (по сравнению с красками) подобную работу и насколько она напоминает скульптуру на плоскости.
«Воздействие «Голубых обнаженных» Матисса подобно воздействию скульптуры, выполненной из какого-то неосязаемого матриала. У них физическая скульптурность и, одновременно, плоскостная, декоративная точность… Вырезки занимали у Матисса недели мучений и ошибок, прежде чем он находил удовлетворительное решение.»
«Аппликация, — говорил он, — позволяет мне рисовать цветом. Мне так легче. Вместо того, чтобы рисовать контуры и наполнять их цветом — когда одно видоизменяет другое, — я сразу рисую цветом.»
В одном источнике как бы в подтверждение своих ощущений я прочитала следующее:
«Эти произведения должны стоять в одном ряду светлых, наполненных чувством радости работ, когда-либо созданных художниками в преклонном возрасте.
В отличие от многих его современников Матисс не старался показать в своих работах те страдания, которые испытывал. «О чем я мечтаю, — писал он, — так это об искусстве гармонии, чистоты и мятежности, лишенном тревожащих и беспокойных мотивов (…
), похожем на целебное средство для ума, — о чем-то вроде удобного кресла, в котором можно расслабиться после физического напряжения».
«Для Матисса, как декоративиста, особенно важна слитность картины с ее основой, холстом, белизна и строение которого учитываются им настолько же, насколько монументалист учитывает поверхность стены. … В последние годы у Матисса заметно стремление к нежной гармоничности, к более углубленной разработке цвета и большей слитности.
«
«Голубая обнаженная» — одна из последних его работ по сути является итогом творческого пути. На самом деле работы Матисса было очень сложно воспринимать.
Вот здесь есть хорошая подборка его работ (еще меня приятно удивило, что дочь очень заинтересовалась творчеством Матисса, хотя до этого была равнодушна к картинками, которые бесконечно рассматривает мама).
Мне показалось, что общее в них — это цветовое равновесие, цветовые пятна уравновешены с другими и по размеру, и по оттенку, и по форме. Нет ничего лишнего.
«Если на одной из моих картин есть какое-то красное пятно, вряд ли оно станет сердцем работы. Картина сделана независимо от него. Вы можете убрать красное пятно, но картина сохранится. Но из работ Матисса невозможно убрать пятно красного цвета — не важно, насколько оно маленькое, — чтобы вся картина сразу же не развалилась». (Пабло Пикассо)
Источник: https://anirish.livejournal.com/131928.html
Описание картины Анри Матисса «Голубая обнаженная»
Описание картины Анри Матисса «Голубая обнаженная»
В 1952 году Матисс закончил работать над серией полотен, которые имели общее название – «Голубая обнаженная». На полотнах была изображена женская фигура, которая умело сочеталась с абстрактными конструкциями и формами. Художник любил изображать женское тело в пространстве в одном положении – фигура всегда имела скрещенные ноги, при этом запрокинув руки.
Картина примечательна своей гармонией. На полотне удачно сочетаются белый с голубым, при этом их замысловатые переплетения при удачной компоновке деталей превращаются в женский силуэт, немного искаженный.
Матисс любил аппликацию, это позволяло сразу заполнить всю фигуру нужным ему цветом. Здесь нельзя убрать один цвет – тогда нарушится вся гармония, все произведение станет бессмысленным.
Картина похожа на замысловатую скульптуру, которой удалось трансформироваться в двухмерное изображение.
Глядя на произведение «Голубая обнаженная», зритель испытывает только ощущение чистоты, гармонии, легкости. Все в картине настолько уравновешенно, что смотреть на нее можно бесконечно. Невозможно представить себе сегодня полотно в другом варианте изображения, белые пятна настолько гармонично дополняют синий цвет, что, если их убрать – исчезнет вся гармония и легкость.
Воздействие произведения «Голубая обнаженная» на зрителя подобно созерцанию скульптур, которые выполнены из легкого, невесомого материала. Как считал сам автор, он хотел донести своим почитателям то чувство радости, которое испытывают сами живописцы, скульпторы. Матиссу важно было создать ощущение слитности самой картины непосредственно с основой, с холстом, на котором ее он писал.
«Голубая обнаженная» – стала одной из последних работ в конце его творчества. Далась она ему нелегко. Перед тем, как закончить картину, Матиссу пришлось испещрить большим количеством набросок и эскизов свой блокнот. Это доказывает тот факт, что художнику не хватало для завершения произведения нужного кусочка фрагмента.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-anri-matissa-golubaya-obnazhennaya/