Франсиско де сурбаран, картины и биография

Искусство и развлечения 25 декабря 2017

Данная статья расскажет об испанском художнике Франсиско Сурбаране, который являлся представителем севильской школы и золотого века испанской живописи.

Современник и друг Веласкеса? Сурбаран славился своей религиозной живописью, которая обладала большой визуальной силой и глубокой мистикой. Но его представления о живописи отличаются от реализма Веласкеса.

Композиции художника характеризуются шикарными светотеневыми решениями, поражающими воображение.

Биография Франсиско Сурбарана

Будущий великий художник родился 7 ноября 1598 года в поселении Фуэнте-де-Кантосе в испанской провинции Эстремадура. Его отец, Луис Сурбаран, был богатым баскским торговцем, обосновавшимся ранее в этих местах.

Мать великого испанского художника звали Изабель Маркес. Родители Франсиско де Сурбарана поженилась в соседнем городе Монестерио 10 января 1588 года.

Кстати, еще два других известных живописца испанского золотого века родились немного позже Сурбарана: великий Веласкес (1599-1660) и Алонсо Кано (1601-1667).

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

Начало творческого пути

Вероятно, его путь как художника начался в школе изобразительного искусства Хуана де Роэласа в родном городе Фуэнте-де-Кантосе.

В 1614 году Франсиско Сурбарана приняли в мастерскую художника Педро Диаса де Вильянуэвы (1564-1654) в Севилье, где он встретился с Алонсо Кано в 1616 году. Испанский художник, вероятно, также был знаком с Франсиско Пачеко, учителем живописи Веласкеса.

Помимо этого, на него оказал некоторое влияние художник Санчес Котан, как видно из натюрморта, который написал Сурбаран примерно в 1633 году.

Его ученичество было завершено в 1617 году, когда он женился на Марии Паес.

Картина «Непорочный», которая считается началом его профессиональной карьеры, предположительно была написана в 1616 году и на данный момент хранится в частной коллекции Пласидо Аранго.

Но специалисты считают, что фактическая дата написания этого полотна — 1656 год, поскольку здесь заметно влияние Тициана и Гвидо Рени, что было более характерно для последнего творческого периода художника.

Семья Франсиско Сурбарана

В 1617 году он поселился в городе Лерене, провинция Эстремадура, где и родились его трое детей: Мария, Хуан, Изабель. Его единственный сын Хуан родился в 1620 году и стал художником, как и отец, он умер во время великой эпидемии чумы, которая произошла в Севилье в 1649 году. После смерти первой жены Франсиско снова женился в 1625 году на Беатрис де Моралес.

Беатрис являлась вдовой торговца, который оставил ей хорошее наследство. Она была на десять лет старше Франсиско Сурбарана, как и его первая жена. В 1939 году Беатрис скончалась от тяжелого заболевания. В 1644 году он женился в третий раз на Леоноре де Тордера, дочери ювелира. Ей было двадцать восемь лет, а Сурбарану сорок шесть. У них родилось шестеро детей.

Христианские мотивы в творчестве

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

На этом полотне изображено распятие Христа. Он пригвожден к грубому деревянному кресту. Белая ткань, опоясывающая его талию, задрапирована в стиле барокко. Она резко контрастирует с хорошо сформированными мышцами тела Христа. Его лицо склонено к правому плечу. Страдание, которое невыносимо, все же уступает перед его последним желанием воскрешения, перед последней мыслью об обещанной жизни. Измученное тело Христа наглядно это демонстрирует. Стиль этого произведения Франсиско де Сурбарана — барокко.

Как и у Веласкеса, ноги Христа на картине Сурбарана прибиты отдельно. В то время художники пытались воссоздать мучительность распятия. Но многие богословы считали, что тела Иисуса и Марии должны быть совершенными.

Сурбаран хорошо внял этим требованиям церкви, утвердив себя в качестве выдающегося мастера в 29 лет.

В 1631 году испанский живописец создал еще один шедевр — картину «Апофеоз Фомы Аквинского», которая поразила его современников.

Переезд в Севилью

Франсиско де Сурбаран считался живописцем образов, то есть религиозным художником, специализировавшимся на изображениях святых. В 1628 году Сурбаран подписал новый контракт с одним из севильских монастырей.

Он поселился в городе вместе со своей семьей и работниками его мастерской.

В этот период он написал картину «Сан-Серапио», изображающую одного из монахов-мучеников, умершего в 1240 году после пыток, которым его предположительно подвергли английские пираты.

Братья Ордена, к которому принадлежал Сан-Серапио, в дополнение к традиционным обетам целомудрия, нищеты и послушания объявляли обет искупления или крови.

В согласии с ним они обещали отдать свою жизнь в обмен на спасение пленников, которые боятся потерять свою веру. Сурбаран хотел выразить весь ужас пыток и смерти, но при этом избежать появления в композиции даже капли крови.

Белое одеяние мученика занимает большую часть полотна и демонстрирует предсмертную агонию. Ниже представлено фото данной картины Франсиско Сурбарана.

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

Называя себя мастером-художником города Севильи, испанский живописец вызвал ревность своих коллег, например, презираемого им Алонсо Кано.

Сурбаран отказался сдавать экзамены, дававшие ему право использовать этот титул, потому что считал свою работу и признание великих художников более ценными, чем мнение гильдии живописцев Севильи, настроенных против него.

На Сурбарана буквально сыпались заказы как от членов благородных семей Испании ,так и от покровителей великих монастырей.

Расцвет карьеры

В 1634 году он совершил поездку в Мадрид. Пребывание в столице было решающим для его творческого роста. Он встретил там своего друга Диего Веласкеса, с которым он анализировал собственные работы. Он смог увидеть картины итальянских художников, которые работали в Испании, например, Анджело Нарди и Гвидо Рени.

В Мадриде он становится придворным художником. Король Испании был поражен творчеством Франсиско Сурбарана. Став придворным живописцем, он вернулся в Лерену, где бесплатно написал картину для церкви Богоматери Гранады, поскольку был предан Деве Марии. Были также заказы от ряда других церквей и монастырей Севильи.

Картина «Погребение мощей святого Бонавентуры»

В 1629 году Сурбаран пишет известную картину «Погребение мощей Святого Бонавентуры», которую эксперты считают венцом его творчества. Святой Бонавентура умер приблизительно в 1237 году. Произведение написано маслом на холсте. Размер картины составляет два с половиной метра в высоту и два метра в ширину.

На картине изображено тело покойника, лежащее диагонально на золотистой драпировке. Вокруг одра художник изобразил шесть францисканских монахов. Двое из них молятся, двое разговаривают, а другие размышляют. На левой стороне полотна стоят король Арагона, папа Григорий Х и епископ Лионский.

Лицо умершего контрастирует с лицами людей вокруг него. Сильным акцентом в картине является красная шляпа кардинала, лежащая в ногах Бонавентуры. Композиция считается одной из самых рискованных и лучших в творчестве Франсиско де Сурбарана.

Обычно его полотнам характерна простота расположения элементов, показанных на картине.

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

Новый рынок

Сурбаран писал также религиозные картины для испанских колоний в Америке. Иногда коллекции полотен, изображавшие святых, содержали более десяти работ. В 1638 году он потребовал выплату суммы, которую южно-американские закупщики были ему должны.

Исключительным примером произведений Франсиско Сурбарана, написанных им для Америки, является серия из двенадцати картин «Племена Израиля». Три произведения из нее в настоящее время находятся в Окленде, графство Дарем (Англия). Предполагается, что они не достигли места назначения из-за пиратской атаки.

К 1636 году Сурбаран расширил экспорт в Южную Америку.

Ниже вы видите картину «Святой Иероним с ангелами».

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

В 1647 году перуанский монастырь заказал ему тридцать восемь картин, двадцать четыре из которых должны были быть большого размера. На американский рынок он также продавал некоторые полотна, не касавшиеся религиозной тематики, например натюрморты. Они компенсировали уменьшение андалузской клиентуры.

Натюрморты

Картина «Лимоны, апельсины и роза» считается единственным натюрмортом Франсиско Сурбарана, который был подписан и датирован самим художником.

На холсте изображены желтые цитроны на тарелке, оранжевые апельсины в корзинке, а также чашка на серебряной тарелке с лежащей в ней розой. Все эти предметы ярко выделяются на темном фоне позади них.

Многие эксперты считают, что данные фрукты и кухонная утварь являются религиозной метафорой Святой Троицы.

Ниже представлено фото данного произведения.

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

Натюрморт » Тарелка и чашка с розой» находится в Лондонской галерее. В Мадриде хранится картина «Четыре сосуда», которая считается самым известным произведением Сурбарана в данном жанре.

Снова для Южной Америки

Также Сурбаран заключил договор с покупателями из колоний, согласно которому он продал в Буэнос-Айрес пятнадцать картин мучеников, пятнадцать изображений королей и знаменитых людей, двадцать четыре картины, изображавшие святых и патриархов (все большого размера), а также девять голландских пейзажей.

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

Последние годы жизни живописца

Франсиско Сурбаран скончался в возрасте 65 лет. В последние годы он имел мало заказов и потерял свою популярность. Бытует миф, что великий художник скончался в нищете, однако это не так. После смерти он оставил хорошее наследство своим детям в сумме двадцать тысяч реалов. Его картины хранятся в музейных коллекциях по всему миру.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/265379/

Франсиско де Сурбаран: жизнь и творчество художника

Франси́ско де Сурбара́н (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.

СОДЕРЖАНИЕ

    Биография художника     Творчество Франсиско де Сурбарана     Картины Франсиско де Сурбарана БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа. В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там. В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры. В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца. В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса». Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов». Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника. В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны». В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности. Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года. Большинство произведений Сурбарана находятся в Мадриде, Севилье, Кадисе и Гуадалупе. Живопись Сурбарана оказала заметное влияние на латиноамериканское искусство.

Читайте также:  Музей группы абба в стокгольме, швеция

ТВОРЧЕСТВО ФРАНЦИСКО ДЕ СУРБАРАНА

Главный вклад Сурбарана в искусство барокко – необыкновенный сплав мистического и реального, будь то религиозная живопись, портрет или натюрморт. Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи. В его картинах на религиозные сюжеты нашли отражение тишина, уединенность и созерцательная отрешенность испанских монастырей 17 в. Для полотен Сурбарана характерны аскетическая простота образов, строгая упорядоченность и оригинальность композиций, смелое использование глубоких темных тонов. В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр. Художественные идеалы Испании 17 века по-другому воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана, сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма. Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах.     Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, но их религиозность не исступленная, как у Эль Греко, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью. Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью. Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности. Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени. Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.

В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов.

Самая значительная картина цикла — «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским». Строгая обстановка кельи ученого-монаха — деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение умиротворенного покоя и важности происходящего. Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах — жившем в 12 веке Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами. Художник писал их с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны. Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности. Франсиско де Сурбаран, картины и биография     Смерть Св. Бонавентуры 1629 Франсиско де Сурбаран, картины и биография   

 Св. Бонавентура принимает посланцев императора. 1640-1650

Франсиско де Сурбаран, картины и биография  

   Св. Бонавентура. 1640-1650

Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях. Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности. Франсиско де Сурбаран, картины и биография

Святая Касильда, 1640-1645

Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности, исполненная строгой грации гордая знатная дама; она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках.

Властное смуглое лицо с решительным суровым взглядом заставляет вспомнить о ее подвиге — тайной помощи пленным христианам. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама,— хлеб внезапно превращается в роскошные цветы.

Образ Касильды типичен для Испании 15 века: несмотря на домостроевский уклад, росло самосознание женщины, появлялись среди женщин ученые, политики, конкистадоры. Рождались образы, овеянные романтикой.

Звучные, сильные темно-зеленые, палевые и лиловые тона одежды, блеск шелка, жемчуга, воздушность фона безукоризненно переданы художником-колористом.

Источник: http://yarcenter.ru/articles/culture/visual-arts/fransisko-de-surbaran-zhizn-i-tvorchestvo-khudozhnika/

Сурбаран ФрансискоЖивопись, картины и биография

Художественные идеалы Испании 17 века по-другому воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана (Francisco de Zurbaran) (1598–1664), сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма.

Он родился в сельской местности, художественное образование получил в Севилье.

Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах.

Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, но их религиозность не исступленная, как у Эль Греко, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью.

Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью.

Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности.

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени.

Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен.

Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.

В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Самая значительная картина цикла – «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским».

Строгая обстановка кельи ученого-монаха – деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение умиротворенного покоя и важности происходящего.

Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах – жившем в 12 веке Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами. Художник писал их с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны.

Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности.

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях.

Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности.

Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности, исполненная строгой грации гордая знатная дама; она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках.

Властное смуглое лицо с решительным суровым взглядом заставляет вспомнить о ее подвиге – тайной помощи пленным христианам. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама,– хлеб внезапно превращается в роскошные цветы.

Образ Касильды типичен для Испании 15 века: несмотря на домостроевский уклад, росло самосознание женщины, появлялись среди женщин ученые, политики, конкистадоры. Рождались образы, овеянные романтикой.

Звучные, сильные темно-зеленые, палевые и лиловые тона одежды, блеск шелка, жемчуга, воздушность фона безукоризненно переданы художником-колористом.

Благоговейное отношение Сурбарана к предметам каждодневности чувствуется в его натюрмортах, полных сурового лаконизма и вещественной мощи «Натюрморт с четырьмя сосудами» (1632–1634, Мадрид, Прадо); «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1633, Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, в настоящее время – Музей Нортон Саймон, Пасадена, Калифорния).

Читайте также:  Смерть марии, микеланджело меризи де караваджо

В Испании уже в начале 17 столетия распространился обычай писать фрукты, цветы и предметы кухонного обихода. Наиболее характерное из того, что было создано в этом жанре, принадлежит Сурбарану. Наделенные пластическим совершенством, плоды и предметы живут в его натюрмортах вне атмосферы повседневного быта.

Строгий порядок, при котором ни один предмет не закрывает другой, монументальная архитектурно-ритмическая композиция, сила изысканного колорита рождают чувство спокойствия и торжественной значительности их бытия. Каждый предмет остро охарактеризован, подчеркнутые светом крепкие формы обладают весомостью.

Вместе с тем в предметах выявлено то, что сближает их друг с другом,– соотношение форм, фактуры, красок, линий, образующих стройное, исполненное согласия целое.

В конце жизни Сурбарана характер его искусства изменился.

В образах появились мягкость, теплота, нежность; в «Отрочестве Марии» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж) запечатлена скромная девочка, рукодельница – воплощение кротости и душевной чистоты.

Вместе с тем во многих произведениях Сурбарана заметно выражение усталости, формы лишены пластичности. Усилились мистические тенденции и идеализация.

Картина Франсиско де Сурбарана Святой Франциск Ассизский. Образ Святого Франциска, стоящего в своей могиле, восходит к апокрифическому тексту XIII века. Посетители крипты в церкви в Ассизи видели, как Святой Франциск спустя долгое время после своей смерти поднялся в могиле.

Сурбаран создал еще более выразительный образ святого, благодаря сильному свету, падающему слева и выхватывающему его темную рясу и экстатическое лицо, оставляя правую часть в глубокой тени.

Этот эффект освещения вдохновлен караваджистским кьяроскуро, но в отличие от типичных для итальянца Караваджо пламенеющих композиций, Сурбаран наделил свою картину суровой религиозностью, более характерной для живописи испанского барокко того времени.

Однако Сурбаран не смог приспособиться к изменениям живописной моды, которую диктовал Бартоломео Мурильо. Не в силах восстановить свою некогда высокую репутацию, Сурбаран умер в нищете 27 августа 1664 года в Мадриде.

История зарубежного искусства ►

Источник: http://smallbay.ru/article/art_spain_surbaran.html

Франсиско Сурбаран (1598–1664)

Франсиско Сурбаран

(1598–1664)

Сохранившийся до наших дней цикл из десяти картин, посвященных подвигам Геракла (1634, Прадо, Мадрид), вызывал множество споров. Искусствоведы сомневались, что работы выполнены Сурбараном, несмотря на его характерную манеру. И только недавно, при очередном подробном изучении картин, на них были обнаружены подписи Сурбарана, благодаря которым теперь его авторство не вызывает сомнений.

Испанский художник Франсиско Сурбаран родился в Фуэнте де Кантос, в провинции Бадахос, Эстремадура. Его отец был небогатым торговцем. Заметив склонность мальчика к рисованию, он привез его в Севилью и отдал в мастерскую П. де Вильянуэве, который занимался раскрашиванием деревянных статуй.

Франсиско обучался в мастерской художника два года. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он покинул своего первого учителя и, по некоторым сведениям, посещал мастерскую Х. де Роэласа и Ф. Пачеко. Живя в Севилье, Франсиско общался и даже выполнял совместные работы с Эррерой Старшим, а также дружил с Веласкесом.

О жизни Сурбарана сохранилось не так много сведений. Известно, что он никогда не покидал Испании. В 1617 году, в девятнадцать лет, Сурбаран обосновался в небольшом поселении Льерене, в области Эстремадура, где прожил одиннадцать лет.

Сурбаран получал много заказов от монастырей на создание полотен религиозной тематики. Сам он наиболее часто изображал сцены из жизни монахов, которых впоследствии канонизировали как святых. Некоторым из них он посвящал циклы картин, на которых показывал наиболее важные факты из их биографии.

В 20-х годах XVII века Сурбаран получал заказы от доминиканского ордена, в частности, в 1626 году он выполнил картину для монастыря Сан-Пабло в Севилье, затем «Апофеоз св. Фомы Аквинского» для Главной коллегии Св. Фомы Аквинского в Севилье (1631, Музей изящных искусств, Севилья).

В то же время в 1628–1630 годах художник выполнял заказ для ордена обутых мерседариев. Он создал цикл из шести полотен, посвященных св. Петру Ноласко («Видение св. Петру Ноласко небесного Иерусалима», «Видение св. Петру Ноласко распятого апостола Петра», обе — в Прадо, Мадрид).

Расцвет творческой деятельности художника пришелся на 30–40-е годы XVII столетия. Сурбаран отказался от мистицизма, присущего его ранним работам, и стал изображать своих героев с максимальным реализмом.

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

Ф. Сурбаран. «Отрочество Богоматери», ок. 1660, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Именно тогда он, приехав в Севилью, вместе с Эррерой Старшим создал по заказу францисканцев очередной цикл, посвященный жизни монаха Бонавентуры, которого после смерти церковь признала святым.

Несмотря на то что эти картины были заказаны церковью и изображали факты из жизни святого, их более уместно считать не религиозными, а историческими, так как художник изображал монастырскую обстановку и живших там в действительности людей.

Всех персонажей своих полотен Сурбаран писал с натуры. Что касается монастырской обстановки, то он изображал ее по возможности упрощенно, лаконично, с наименьшим количеством деталей. Герои картин, например св. Бонавентура, предстают рассудительными и умиротворенными. При взгляде на эти лица зритель ощущает их веру и духовную силу.

Композиции спокойны, просты и уравновешенны. Крупные фигуры мастер обычно размещал так, что казалось, будто они находятся параллельно плоскости полотна.

В то же время Сурбаран изображал как бы проход в глубь картины в виде коридора, двери или окна, причем он не всегда правильно сочетался с передним планом, то есть были нарушены правила перспективы.

Но, несмотря на это, в целом полотно выглядело гармоничным. Большинство картин выполнены в коричнево-черных и серебристо-серых тонах.

Для усиления эффекта мастер использовал яркий, насыщенный красный цвет.

Работы «Св. Бонавентура на Лионском соборе» и «Смерть св. Бонавентуры» по способу художественного выражения кажутся слишком упрощенными, фигуры расположены в пространстве условно и выглядят застывшими. Кроме того, все персонажи имеют одинаковые размеры, независимо от того, находятся они на переднем плане или в перспективе.

Самыми удачными из всего цикла являются полотна «Молитва св. Бонавентуры» (Картинная галерея, Дрезден) и «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским» (находилась в музее в Берлине, не сохранилась).

Несмотря на то что художник работал над этим заказом не один, четыре картины, в том числе «Молитва св. Бонавентуры», были от начала и до конца выполнены самим Сурбараном.

На последней мастер показал монаха в серо-зеленой рясе, находящегося в своей келье. Он стоит на коленях и читает молитву перед назначением Папы. Руками Бонавентура облокачивается на стол, на котором помещается папский головной убор с тремя венцами, обозначающими три степени власти. Вдруг появляется ангел и сообщает Бонавентуре имя будущего Папы.

В правой части картины мастер поместил самостоятельную композицию, не связанную с изображенной на переднем плане кельей: кардиналов, из числа которых должен быть избран Папа. Они стоят толпой на фоне собора, в красных одеяниях.

В начале 1630-х годов Сурбаран выполнял заказ для ордена картезианцев: полотна «Мадонна де ла Куэвас», «Св. Бруно и Папа Урбан II», «Чудо св. Гуго Гренобльского» (ныне все — в Музее изящных искусств, Севилья).

Из трех перечисленных наиболее известна последняя работа, сюжетом для которой послужила легенда о чуде, которое произошло однажды в присутствии св.

Гуго: он вошел в трапезную, где монахи ели мясо в один из дней поста, и в ту же минуту все мясо на тарелках превратилось в угли.

Сурбаран писал и портреты. Например, ок. 1633 года он выполнял для ордена мерседариев портреты ученых монахов Иеронимо Переса, Франсиско Сумьеля, Педро Мачадо (все — в Академии Сан-Фернандо, Мадрид), а также портрет доктора Саламанского университета (1630 или 1558, Музей изящных искусств, Бостон).

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

Ф. Сурбаран. «Оборона Кадиса от англичан», 1634, Прадо, Мадрид

Художник создавал картины и на светские сюжеты. Одна из таких работ, выполненная мастером для украшения дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, под названием «Оборона Кадиса от англичан» относится к историческому жанру.

Полотно больше напоминает театральную сцену — на переднем плане зритель видит фигуры испанского губернатора и герцога Медина Сидонии, командующего флотом.

За ними в перспективе виднеется кадисский берег и море с множеством английских судов.

Примерно в это же время художник выполнил полотно «Король св. Фернандо III» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Фернандо III, живший в 1199–1252 годах, являлся королем Леона и Кастилии.

Среди натюрмортов Сурбарана наиболее известна картина под названием «Натюрморт» (ок. 1634, Прадо, Мадрид). На первый взгляд эта и остальные работы данного жанра чересчур просты по композиции, но при более подробном рассмотрении — настолько правдоподобны, что изображенные на полотне предметы кажутся почти настоящими.

В 1638–1639 годах художник создал картины «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Обрезание» для украшения монастыря в городе Херес де ла Фронтерра. Сегодня они хранятся в Музее изящных искусств в Гренобле.

В 50-х годах в творчестве Сурбарана начался спад. Это объясняется тем, что он уже достиг мастерства в пластическом изображении предметов и человеческих фигур, сформировал живописную манеру, перестал развиваться. В картинах мастера стали появляться повторы.

Примерно в это же время он начал подражать творчеству Мурильо.

В 1658 году Сурбаран вновь приехал в Мадрид. Однако заказы перестали поступать, и художник в последние годы жил очень бедно.

Не выезжая из Мадрида, всеми забытый, Франсиско Сурбаран умер в нищете.

Следующая глава

Источник: https://design.wikireading.ru/13732

Сурбаран — это… Что такое Сурбаран?

Франси́ско де Сурбара́н (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте де Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.

Читайте также:  «праздник венков из роз», альбрехт дюрер — описание картины

Биография

Сурбаран родился в городке Фуэнте де Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 г. непрерывно жил там.

В 1622 г. он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 гг. по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 гг. Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.

В 1631 г. Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца.

В 1634 г. художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

  • В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».
  • В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде, его популярность шла на спад, несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.
  • Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 г.

Творчество

В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, как с натуры, Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни.

Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных.

В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.

В период творческого расцвета Сурбаран удачно сочетал монументальность и суровость образов (главным образом святых), с их внутренней выразительностью. В 1650-х годах в его картинах появились черты лиричности и эмоциональной взволнованности.

Франсиско де Сурбаран, картины и биография

Памятник Сурбарану в Севилье

Известные картины

  • Христос на кресте (1627; институт искусств, Чикаго).
  • Видения св. Педро Ноласко (1629; Прадо, Мадрид).
  • Погребение св. Бонавентуры (1629; Лувр, Париж).
  • Св. Маргарита (1631; Национальная галерея, Лондон).
  • Апофеоз св. Фомы Аквинского (1631; Музей искусств, Севилья).
  • Св. Андрей (1632; Будапешт).
  • Подвиги Геркулеса (1634; Прадо, Мадрид).
  • Оборона Кадиса (1634; Прадо, Мадрид).
  • Св. Аполлония (1636; Лувр, Париж).
  • Поклонение волхвов (1639; Музей изящных искусств, Гренобль).
  • Св. Франциск (1658; Мюнхен).
  • Отрочество мадонны (1660; Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1246398

Испанская живопись франсиско сурбаран. франсиско де сурбаран (15981664) франсиско де сурбаран родился в 1598 г. в небольшом андалусском селении в семье. — презентация

1 ИСПАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ Франсиско Сурбаран

2 Франсиско де Сурбаран ( ) Франсиско де Сурбаран родился в 1598 г. в небольшом андалусском селении в семье крестьянина. В 15-тилетнем возрасте Франсиско начинает обучение живописи. Стиль и характер творчества Сурбарана определились уже в его ранней юности. Заказчиками его были, главным образом, богатые монастыри.

К их жизни и обращался Сурбаран в своих произведениях, написанных на те или иные религиозные сюжеты, а моделями ему служили сами монахи. Ранние произведения Сурбарана проникнуты сильным влиянием Микеланджело да Караваджо. В конце 1620-х гг.

к Сурбарану приходит громкая слава; он становится главным художником города Севильи и персональным живописцем монастырей. В 1626 г. Сурбаран подписывает свой первый крупный контракт с доминиканским монастырем Сан-Пабло Эль Реаль в Севилье, для которого он написал цикл из 21 композиции. В гг.

мастер получает два заказа, очень значительных для молодого живописца. По одному из них Сурбаран сделал двадцать две картины из жизни основателя ордена мерседариев Педро Ноласко, освобождавшего христиан из мавританского плена. Другой заказ, выполненный совместно с Эррерой Старшим, заключался в написании серии картин из жизни св. Бонавентуры.

К началу 1630-х гг. Сурбаран сложился как неповторимый живописец религиозных сцен. Наряду с картинами на традиционные религиозные сюжеты («Апостол Андрей», «Спаситель», «Поклонение пастухов») Сурбаран живописует сцены из жизни монастырей, заимствует сюжеты для своих картин из монастырских легенд, изображает прославленных и канонизированных монахов.

Сурбаран работал также и в светских жанрах. Светских портретов у художника всего несколько. Наиболее известен из них «Портрет доктора прав» (собрание Гарднер, Бостон). По манере эти портреты напоминают стиль Веласкеса, с которым художник был очень дружен. Но излюбленным светским жанром художника был натюрморт.

Как естественная составная часть картины натюрморт появляется уже в раннем творчестве Сурбарана, а в 1630-е гг. он выделяется в отдельный жанр. Однако, получая заказы, главным образом, от монастырей, Сурбаран писал преимущественно на религиозные темы. Ф.Сурбаран. Автопортрет

3 Видение апостола Петра св. Петру из Ноласко, Музей Прадо. Мадрид Художник писал своих героев с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны. Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности.

4 Моление св. Бонавентуры перед избранием Папы. Дрезденская галерея, Германия. В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Св.

Бонавентура, молодой южанин-испанец с открытым одухотворенным лицом, жил в 12 веке. Сурбарана интересовала прежде всего тайна мистического общения человека с Богом. Картина «Молитва Святого Бонавентуры» (1629 г.) посвящена истории о том, как святой разрешил спор кардиналов по поводу избрания Папы Римского и указал им достойного кандидата.

Главной темой здесь стал диалог молящегося Бонавентуры с ангелом, который открывает ему имя избранника. Свет от фигуры ангела широкими полосами ложится на тёмное одеяние святого, обволакивает его одухотворённое лицо, наделяет мягким сиянием сомкнутые руки.

Цветовую гамму дополняют золотистый блеск тиары (папского головного убора) и перекличка двух красочных пятен красной скатерти на столе и пурпурных одежд кардиналов, чьи фигуры видны сквозь арочное окно.

5 Мадонна с младенцем, 1658 музей им. А.С.Пушкина, Москва Ведущую роль в произведениях Сурбарана играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение.

Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен.

Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо- коричневых тонов.

6 Святой Франциск, Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия. Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени.

7 Отрочестве Марии, ок. 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж В конце жизни Сурбарана характер его искусства изменился. В образах появились мягкость, теплота, нежность. В «Отрочестве Марии» запечатлена скромная девочка, рукодельница воплощение кротости и душевной чистоты.

8 Прославление св.

Фомы Аквинского Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах.

Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью. Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью.

Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности.

9 Портрет доктора Хуана Мартинеса Серрано е гг. Парадный портрет доктора Хуана Мартинеса Серрано, священнослужителя и профессора университета Сеговии.

10 Защита Кадиса от английского вторжения, 1634, Музей Прадо. Мадрид.

11 Дом в Назарете, Художественный музей г. Кливленда.

12 Натюрморт с четырьмя сосудами, музей Прадо. Мадрид. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой, Музей Нортон Саймон. в г. Пасадена, США. Наделенные пластическим совершенством, плоды и предметы живут в его натюрмортах вне атмосферы повседневного быта.

Строгий порядок, при котором ни один предмет не закрывает другой, ритмическая организация композиции, сила изысканного колорита рождают чувство спокойствия и торжественной значительности их бытия. Благодаря тонкой игре цветных бликов картины наполнены жизнью. Каждый предмет остро охарактеризован, подчеркнутые светом крепкие формы обладают весомостью.

Вместе с тем в предметах выявлено то, что сближает их друг с другом, соотношение форм, фактуры, сочных красок, линий, образующих стройное, исполненное согласия целое. Живописец изображал, как правило, простые и изящные вещи вазочки, кувшинчики, металлические блюда, фрукты и цветы.

В Испании уже в начале 17 столетия распространился обычай писать фрукты, цветы и предметы кухонного обихода. Наиболее характерное из того, что было создано в этом жанре, принадлежит Сурбарану.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/925845/

Ссылка на основную публикацию