«эстафета по кольцу б», александр дейнека — описание картины

2016-06-16

16.06.2016

Плоские, андрогинного типа женские фигуры – это не про нас. Anita воспевает красоту женственных форм – посмотрите на наших манекенов, они разительно отличаются от тех, что стоят в витринах соседних бельевых магазинов. Широкие бедра, высокая грудь — что может быть красивее здорового, ладно сложенного женского тела? Точно такие же физические параметры женского тела воспевал в своих полотнах известный советский живописец, график и скульптор Александр Дейнека. Он много работал над темой спорта. На его картинах мы видим пышущих здоровьем девушек, занимающихся физкультурой, ведущих активный образ жизни. Изучая его работы в подробностях, обращаешь внимание не только на их атлетически сложенные фигуры, но и узнаешь много интересного о моде и стиле в одежде первой половины и середины прошлого века, о деталях быта, о предпочтениях в проведении свободного времени. Как незатейливо одеты девушки – хлопчатобумажные майки, короткие трусы. В то время натуральные ткани были основным материалом для производства одежды, тем более спортивной. Взгляд профессионала замечает, что, скорее всего, девушки не носили белья, их грудь свободно колышется в такт движениям. Вот в этом вопросе мнение технологов Anita не совпадает с традициями прошлого века: современная медицина настаивает на том, чтобы женщины занимались спортом только в функциональном белье, разработанным специально для активных физических нагрузок. Спортивные бюстгальтеры Anita шьются с учетом анатомического строения женского тела, они надежно фиксируют грудь и гасят ее колебания до 78%. Это достигается за счет инновационных малоэластичных тканей и «умного» кроя. Вот как играли в баскетбол в 1962 году: грудь прыгает вместе с девушкой, что отнюдь не способствует сохранению ее здоровья. В то время как тело спортсменки становится все более мускулистым, мягкие ткани молочной железы страдают, на коже появляются растяжки. Правильное белье для занятий таким подвижным видом спорта, как баскетбол, должно сидеть как влитое. Как на фото справа.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины   «Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины

А. Дейнека. Баскетбол, 1962 г.                                   Баскетбол, наши дни Художник хорошо разбирался в анатомии – на его картинах женские фигуры изображены со всеми подробностями, выписана каждая мышца. Вот девушка, метающая диск: ее правая рука отведена далеко назад, правая нога отталкивается и готовится к броску вперед. Грудь следует за движением корпуса, право. Хорошо, что она не большая, иначе ее бы совсем занесло вбок. На современной фотографии (справа) девушка тоже собирается метать диск, правда, рулевой. Ее грудь надежно зафиксирована, ей ничего не грозит.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины   «Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины

А. Дейнека. Физкультурница, 1933 г.                                                               Физкультурница, наши дни А вот прыжок через перекладину. Грудь норовит «выпрыгнуть» из-под тонкой майки, отечественная легкая промышленность не выпускала нижнего белья для занятий спортом. Современная девушка в белье Anita на фото справа не боится прыжка с парашютом – в свободном падении ее грудь будет прижата к телу.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины   «Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины   

А. Дейнека. Юность, 1962 г.                                                                                                   Юность, наши дни Александр Дейнека много картин посвятил бегу. «Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины А. Дейнека. Эстафета по кольцу «Б», 1947 г.

Мы уже сравнивали поведение женской груди, одетой в функциональное белье и без него. Во время бега. Сравните картину и фотографию – результат налицо.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины    «Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины

А. Дейнека. Бегунья, 1936 г.                                                                        Бегунья в наши дни Или вот: кросс по пересеченной местности. И героиням картины Дейнеки, и девушке в белье Anita приходится не легко. Во время такого бега на выносливость тело отдает очень много жидкости, поэтому одежда должна легко впитывать и сразу же выводить влагу. На это хлопковые майки не способны, для этих целей современные технологии предлагают сетчатое микроволокно CoolMax®. «Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины А. Дейнека. Раздолье, 1944 г. Раздолье, наши дни Но что мы все о бюстгальтерах. Комфорт во время занятий спортом должен быть обеспечен не только груди, но и нижней части тела. В чем ездили на велосипеде в прошлом веке? Да в чем попало! Кстати, подол платья мог попасть в цепь – так и упасть не долго! А. Дейнека. Колхозница на велосипеде, 1935 г. Для езды на велосипеде (и на лошади тоже) у Anita есть специальные удлиненные шорты-панталоны. Это специально разработанный фасон белья, в котором отсутствуют шаговые швы. Шорты позволяют наслаждаться любым видом спорта, не опасаясь того, что на внутренней стороне ноги появится раздражение от трения. Тонкая ткань полностью прилегает к телу, создавая ощущение комфорта и полной свободы. Особенность кроя данной модели — завышенная талия, прикрывающая спину во время езды. Для занятий гимнастикой в середине прошлого века были предусмотрены костюмы, представляющие собой нечто среднее между грацией и купальником. В наши дни художественными видами спорта принято заниматься в специальных костюмах или спортивных купальниках. А. Дейнека. Девушка в красном платке, 1951 г.                          Девушка в спортивном купальнике, наши дни А вот еще один спортивный купальник на полотне Дейнеки – девушка занимается водными лыжами. Одежда лыжницы должна быть непременно эластична, иначе ее можно потерять в мощном водовороте волн. У Anita для таких случаем есть целая серия спортивных купальников. У многих моделей бретели застегиваются на спине крест-накрест – это гарантирует надежную посадку.                                                                                         А. Дейнека. Прыжок к воду, эскиз к мозаике на ст. метро Маяковская, 1937 г. И раз уж речь зашла о купальниках, то стоит рассказать и о чудесных, ярких, жизнерадостных картинах Дейнеки об отдыхе на воде. На картине «Выходной день» изображены девушки в цельных купальниках, гуляющие в приморском парке. Как им не хватает пляжных аксессуаров – одна их них даже захватила с собой полотенце, чтобы прикрыть от палящего солнца руки. А. Дейнека. Выходной день, 1949 г. Такая проблема не возникнет у поклонниц пляжных коллекций Anita – выйдя из воды, они могут набросить на себя тунику или парео, которые будут уместно смотреться и на пляже, и в парке, и в прибрежном кафе. А. Дейнека. В Крыму, 1956 г.                                                             Не в Крыму, наши дни Аксессуары спасут нежную женскую кожу от солнечных ожогов. Кстати, солнца не боятся и ткани купальников Anita. Им нипочем ни морская соль, ни хлорка, ни ультрафиолет. А. Дейнека. У воды, 1935 г.                                                                                       У воды в наши дни А. Дейнека. В Севастополе, 1956 г.

Девушки, берегите спину от палящего летнего солнца! А также занимайтесь спортом, как это делали в прошлом веке активные героини полотен Александра Дейнеки. Но только в специальном белье Anita!

0ik8uusqegkanobiivhgaivqi1

Источник: https://anitashop.ru/blog/sport-i-otdyh/istoriya-sporta/

Изображая бег: Как Дейнека объединил бег, визуальное искусство и героя нашего времени

Спорт и искусство в настоящее время кажутся сферами несвязанными — слишком много есть нюансов в каждом из этих занятий.

Так было не всегда, и ближайший пример, подтверждающий это, родом из советского периода, и первое имя, которое приходит в голову — Александр Дейнека.

О том, какими средствами художнику удавалось соединить кажущееся несоединимым, Stride Mag попросил рассказать искусствоведа Богдану Моторкину.

Физическая культура присутствовала на всех этапах развития человечества, и потому спортивный жанр в искусстве начинает формироваться еще в эпоху античности (что неудивительно, ведь древняя Греция — родина Олимпийских игр). Красной нитью спортивный жанр пронизывает и период Средневековья, значительное место эстетике телесного отводится в искусстве эпохи Возрождения.

После возобновления Олимпийских игр в 1896 году художники вновь обращаются к античным сюжетам с целью героизации современности. Так, художественный замысел выдающегося графика, живописца и монументалиста Александра Дейнеки стал квинтэссенцией идеала нового человека новой страны.

Один из создателей пластического языка советского искусства, в центре его искусства — спорт, авиация, образ советского человека.

Посещая курс Харьковского художественного училища, Дейнека поначалу увлекся течениями европейского модернизма.

Но впоследствии, став учеником великого графика и художника-монументалиста Фаворского, Дейнека стал работать над иллюстрациями для популярных в то время журналов («Безбожник у станка», «Искорка», «Прожектор» и т.п.

), сотрудничать с передовыми издательствами и иллюстрировать книги для взрослых и детей. Ректор ВХУТЕМАСа и актуальная повестка 1920-х гг.

Читайте также:  Чудесный улов, рафаэль

непосредственно повлияли на художественный язык Дейнеки: первоначальный интерес к импрессионизму постепенно сменился более лаконичными графическими образами. Сам художник позднее признавался, что именно в то время сформировалась его манера письма, которая нашла отражение и в его станковой живописи, и в скульптуре. Именно тогда появились и первые зарисовки на спортивную тему.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины В 1935 году; Автопортрет, 1948 г. Холст, масло. 175,2×110

Важно отметить, что спорт как лейтмотив творческого пути Дейнеки интересовал художника задолго до того, как тот стал исполнителем соответствующих государственных заказов. Дейнека с детства был крепким ребенком, вел активный образ жизни; известно, что в юношестве он серьезно занимался боксом.

По мере того как спорт в СССР постепенно становился массовым зрелищем, Дейнека стал посещать спортивные мероприятия, не расставаясь с этюдником и набором карандашей.

Для того, чтобы отобразить идею спортивных состязаний, он искал сложные ракурсы, прибегал к оптическим искажениям, игре с перспективой.

Характерное произведение того периода — «Забег по бульвару» (1929–1930г. Бумага, тушь, акварель. 26,2х21,2 см.

) Дейнека придавал большое значение работе с натурой, для художника очень важно запомнить, зарисовать момент, который впоследствии сможет наиболее явно воплотиться в художественных образах. На небольшом наброске мы видим момент состязания.

Диагональный ритм подчеркивает движение маленьких человечков, а разноцветные пятна акцентируют наше внимание на главном, — на эйфории, чувстве беззаботной радости от забега.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины ‌«Забег по бульвару», 1929–1930 гг. Бумага, тушь, акварель. 26,2х21,2

Движение, спорт для мастера — средоточие жизни, как будто повод буквально использовать сразу всю цветовую палитру. Дейнека постоянно работает с натуры, черпая вдохновение в парадах физкультурников, забегах, спортсменах и зрителях.

«Я придаю огромное значение технике — это основа мастерства, без которой лучшие пожелания художника сводятся к дилетантству, но мастерство — это выражение духовной сущности мастера… Поэтому я говорю молодым художникам: «Как можно больше наблюдайте и зарисовывайте.

Это позволит вам постоянно тренировать себя как мастера, и труд этот себя с лихвой оправдает», — писал уже в зрелые годы Дейнека (цитата приводится по изданию проекта «Интерроса» «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2008-2011», — прим.ред.).

На картине «Бег» для того, чтобы передать наиболее явный момент движения, автор противопоставляет передний план с основным, создавая ощущение скорости.

Пять мускулистых и загорелых спортсменов пробегают мимо застывшей фигуры девушки, что глядит им вслед. Персонажам тесно в рамках картины, слаженная команда бегунов вырывается за границы холста.

Напряженная композиция уравновешивается теплым, мягким колоритом.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины «‌Бег», 1934 г. Холст, масло. 235×260

К концу 1930-х гг. взаимосвязь искусства Дейнеки и физической культуры достигает своего максимального воплощения в монументальных работах художника.

Сообразно историческому контексту и герой Дейнеки обретает сверхчеловеческие качества, становится посланником, апологетом, телесным воплощением социалистической риторики. Одним из государственных заказов был проект строительства здания театра Красной армии (сегодня театр Российской армии) в Москве.

Дейнеку вместе с другими художниками пригласили для оформления внутреннего убранства театра, в частности, плафона буфета, на тему «Красноармейский кросс» (1939-1940г.). Круглая форма холста, словно режиссерская экспликация, позволяет запечатлеть сразу несколько состояний кросса.

Загорелые атлеты бегут из белых ворот мимо сада, где их приветствуют девушки, собирающие яблоки с деревьев, а после спортсмены стремятся навстречу огромному, всеобъемлющему небу.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины «Кросс красноармейцев». Эскиз росписи плафона для здания Центрального театра Красной Армии. 1937 г. Холст, темпера. 135,2×135,2

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины «‌Бегунья». 1936 г. Холст, масло. 90×65

В книге «Новеллы о художниках» (автор — Игорь Долгополов, — прим.ред.) приведены слова Дейнеки о его художественных задачах: «Мечтаю украшать архитектуру цветом, чтобы она была веселей, писать фрески или набирать ряд мозаик,  чтобы они были эпосом наших дней.

Чтобы они были ритмичны и выразительны, как сама природа, и человек себя чувствовал среди них смелее, полнокровней и богаче.

Чтобы пульс жизни утерял неврастенический тонус и беспокойные шумы сердца, чтобы даже черный цвет перестал быть траурным и напомнил бы сочный вспаханный чернозем моей Родины».

Занятия физкультурой выражены в холстах Дейнеки через экспрессивную композицию и монументальные форматы. Это хорошо заметно на примере послевоенной картины «Эстафета по кольцу «Б»» (1947г.
Холст, масло. 199х299 см.), в которой автор обращается к теме спортивного мероприятия как празднества (так долго отсутствовавшего в стране).

Атлеты привычно выходят на первый план, их фигуры пропорционально больше (и важнее) высотных зданий Садового кольца на фоне. Характерно меняется манера письма художника: мазки становятся более пастозными, общий колорит, по сравнению с 1930 гг., более светлый, лица спортсменов и болельщиков — контрастные, насыщенные.

Здесь навык художника молниеносно схватывать силуэты спортсменов и ловить их характерные движения выражен особенно явно.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины «Эстафета по кольцу «Б»», 1947 г. Холст, масло. 199×299‌

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины «‌Раздолье», 1944 г. Холст, масло. 204×300

По-прежнему большую роль играет концептуальная сторона работы: спорт — это способ транслировать идеологию, выздоровление и единение нации после войны. Поэтому не менее атлетов важны фигуры столпившихся у проезжей части зрителей; в одном из них можно узнать самого художника, который сосредоточенно вглядывается в молодое спортивное будущее.

Каждый из планов картины прописан с небывалым тщанием. Яркий солнечный свет, голубое небо с плывущими облаками и движущиеся тени на асфальте, детально прорисованные лица бегунов и зрителей с присущими каждому индивидуальными чертами даже сегодня, спустя 80 лет, создают ощущение правдоподобия, современной нам действительности.

Дейнека описывает происходящее с точностью репортажного фотографа: процесс передачи эстафетной палочки запечатлен во временной последовательности в несколько этапов. Спортсмен, получивший эстафетную палочку, мчится вперед, оставляя позади друга, пока тот ожидает передачи палочки от приближающейся спортсменки.

Чувство движения, колеблющегося мгновения, усиливается и развевающимися флагами, позами спортсменов и широкими мазками автора работы.

В послевоенное время Дейнека возглавляет кафедру скульптуры Московского Государственного художественно-промышленного университета им. Строганова. Создание трехмерного пространства теперь захватывает и поглощает художника без остатка.

В своих новых этюдах он разрабатывает композиционные задачи движения.

Двухфигурная композиция «Эстафета», отлитая  в бронзе, — отличный пример работ Дейнеки того периода: каждый  мускул спортсменов  напряжен, детально проработана анатомия тела, захвачен и замер миг движения.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины Двухфигурная композиция «Эстафета». 1945г.
 
Бронза, постамент — металл. В. 56 см, ш. 99см; в.п. 3 см

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины «Физкультурники». Эскиз фрески для кинотеатра в ЦПКиО им. М. Горького. 1934 г. Холст, масло. 135×190,5

К этому принципу художник прибегает на протяжении всего пятидесятилетнего своего пути, в центре которого — экспрессивный образ гармонично развитого, атлетичного человека будущего, заложенный в далеком античном прошлом.

В 1961 году выходят два издания, к которым Дейнека имеет непосредственное отношение уже как литератор: автобиографический очерк художника «Из моей рабочей практики», а также учебник по рисунку «Учитесь рисовать», где Александр Александрович стал автором вводной статьи и трёх глав.

В них художник описал принципы, по которым он выстраивал свои монументальные работы, мозаики, росписи, и эти строчки отчасти объясняют его глобальный замысел, объединяющий спорт в изобразительном искусстве: «Спорт — увлекательное зрелище. Слово «равнодушие» к нему неприменимо.

Я наслаждаюсь красотой вольных движений, стремительностью бегунов, упругостью прыгунов, живописностью голубого неба и зеленого поля… Спорт вмещает все оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического». 

Для оформления фичера статьи была использована работа А.А. Дейнеки «Бег», 1930 г. Холст, масло. 150×120

Источник: https://stridemag.ru/rules/deyneka-and-running/

Спорт в массы. Физкультурники СССР

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины

Александр Дейнека. «Эстафета по кольцу «Б»

С 1920-х годов спорт стал неотъемлемой частью жизни советского человека. Массовое занятие физкультурой, культ силы   диктовались главенствующим положением рабочего класса, представители которого должны были обладать физическим здоровьем и закаленным духом для построения нового государства. Пропаганде спорта уделялось огромное внимание.

Повсеместно были распространены спортивные кружки и секции для детей и взрослых, государство устраивало для своих граждан спортивные праздники и парады, неотъемлемой частью которых были шествия физкультурников. Эстетическим идеалом эпохи стал образ атлета с натренированным телом, которое предполагало наличие сильного, здорового духа.

Спорт становится главенствующей темой советского искусства.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины

Александр Самохвалов. «Советская физкультура»

В 1937 году по эскизу Александра Самохвалова было создано панно «Советская физкультура» для заключительного зала советского павильона Международной  выставки в Париже. За него художнику была присуждена высшая награда – «гран-при».  Панно пронизано ликующим восторгом  движения, радостью физического здоровья.

Люди, на фоне залитого солнцем стадиона словно взлетают вверх, их сильный дух стремиться в простор голубого неба, где парят невесомые купола парашютистов. Центром композиции является огромный шар с надписью СССР, поддерживаемый готовящимися к шествию юношами.

Стоящая на нем спортсменка с развевающимся красным знаменем привносит в произведение патриотический пафос, свойственный искусству довоенного периода.

Одним из самых жизнеутверждающих художников советской эпохи был Александр Дейнека. Многие его полотна посвящены теме спорта, физического движения оздоравливающего и облагораживающего человека.  В 1947 году было написана «Эстафета по кольцу «Б», изображающая традиционные первомайские соревнования (титульное изображение).

Масштабная композиция, наполненная весенним воздухом, светом, естественной радостью движения. Соревнующихся девушек и юношей, одетых в не скрывающую их прекрасные спортивные тела форму, художник изображает на фоне широкой свободной улицы. Выражения их лиц, пластика фигур передают азарт игры.

Девушка, передавшая эстафету своему напарнику, счастливо улыбаясь, смотрит на зрителя.

На этом полотне Дейнека впервые в своем творчестве помещает спортивное действие в конкретную архитектурную среду, отрезок московского Садового кольца недалеко от улицы Чайковского. Весеннее настроение картины передает настроение надежды послевоенных лет.

В 1964-1965 годах Дмитрий Жилинский пишет полотно «Гимнасты СССР», в котором спортивная тема раскрывается с несколько другой стороны. Искусство Жилинского аполитично, он не был художником социалистического реализма, примыкая скорее к «суровому стилю», пришедшему в 60-х годах в советское искусство.

Читайте также:  Мадонна с младенцем и ангелами (мадонна дель магнификат), боттичелли, 1483

Спорт в произведении «Гимнасты СССР», в отличие от наполненных движением полотен Самохвалова и Дейнеки показан в статике. Художник сосредоточен на личностной характеристике героев, индивидуальности каждого, что передает отношение к человеку периода середины 1960-х годов.

Одинаковые белые костюмы, выделяющиеся на красном фоне, выразительные лаконичные движения, ясная композиция создают особое напряжение, внутреннее движение воли спортсменов перед соревнованием.

Жилинский ввел в картину портретные изображения выдающихся спортсменов СССР – трехкратных олимпийских  чемпионов Полину Астахову и Бориса Шахлина, олимпийского чемпиона и абсолютного чемпиона мира Юрия Титова.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины

Дмитрий Жилинский. «Гимнасты СССР»

Спорт в советской живописи стал олицетворением  неиссякаемого движения вперед, стальной воли атлета. Произведения наполненные духом соревнования заряжают зрителя своим азартом, неиссякаемой жизненной энергией, побуждая присоединиться к этим прекрасным, олицетворяющим физическое и моральное здоровье юношам и девушкам.

 Алина Свердлова-Александрова

Источник: https://lenin.guru/sport-v-massy-fizkulturniki-sssr/

«Эстафета по кольцу „Б“» Дейнеки

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картиныСамая известная «спортивная» картина советского художника Александра Дейнеки «Эстафета по кольцу „Б“», созданная в 1947 году, укрепила его репутацию интерпретатора темы спорта. Эта работа была представлена на многочисленных всесоюзных, всероссийских и международных выставках. А в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Александр Дейнека за неё, панно советского павильона «За мир» и картины «Оборона Петрограда» и «Окраина Москвы. 1941 год» был награждён золотой медалью.

   История гласит — Первая легкоатлетическая эстафета по Садовому кольцу состоялась 2 мая 1922 года. Организатором выступала Главная школа физического образования трудящихся. Потом учреждение переехало в Ленинград и мероприятие в Москве перестали проводить.

   В 1927 году эстафету возродила газета «Вечерняя Москва» и журналист Герман Колодный. Состязания проводились ежегодно, даже война не помешала этим забегам. Маршрут, длина дистанции и количество участников были разными.

Идея картины родилась не сразу

  В 1947-м, когда была написана картина, главным судьёй Легкоатлетической эстафеты по Садовому кольцу стал генерал-полковник авиации Михаил Громов.

В том году успешнее всех выступили представители спортивного общества «Динамо», среди которых бежали чемпион Европы Николай Каракулов и двукратная чемпионка Европы Евгения Сеченова, а также чемпионка СССР по легкоатлетическим дисциплинам и обладательница Кубка СССР по хоккею с мячом Александра Чудина.

   В конце сороковых художник жил в доме 25 по улице Чайковская, так что мог не только наблюдать за проведением легкоатлетической эстафеты, но и делать наброски. Однако идея написать большое полотно пришла к нему не сразу.

Использовал кино и фото-материалы

   Следует отметить, что  наряду с натурными зарисовками Дейнека при создании картины «Эстафета по кольцу „Б“» прибегал к возможностям кино и фото-материалов. Художник использовал десятки фотографий, изучая технику и пластику бегунов. Всё это позволило ему фиксировать позы, жесты, движения бегунов, длящиеся считанные секунды.

  Позже Александр Дейнека напишет: «Это событие связано с Москвой. И впервые для меня тема спорта решена среди архитектуры Москвы. Это вполне конкретное место — Садовое кольцо, около улицы Чайковского. Писал я эту картину в 1947 году. За эти годы Москва так сильно изменилась! Появились высотные здания, новые дома. И моя картина стала в какой-то степени исторической».

  Художник изобразил на картине три пары бегущих спортсменов: трое юношей и три девушки. По всей видимости, это вырвавшиеся вперёд лучшие участники своих команд. За ними — пустое Садовое кольцо. Виден жилой дом Военно-морского флота на Новинском бульваре.

  Композиция строится вокруг белой линии на асфальте, которая обозначает финиш одного этапа и старт следующего. Атлеты приближаются к ней или удаляются от неё. Девушки передают эстафетную палочку юношам, которые побегут следующий отрезок.

   Несколько позже, в 1950 году, Александр Дейнека напишет ещё одну картину с похожим названием и сюжетом, которая сейчас хранится в частном собрании.

Среди зрителей сам автор

  Попавшие на холст немногочисленные зрители, среди которых выделяется мужчина в тренировочном костюме с надписью на груди «СССР», находятся на правой передней стороне полотна.

К слову, некоторые искусствоведы считают, что фигура на дальнем плане — сам художник.

В доказательство обычно приводится уверенная посадка головы и чёткий профиль, похожий на фотографические изображения Дейнеки 1930-х годов.

   По всей видимости, изображая себя, художник хотел показать, что сам находится «в самой гуще повседневной действительности, среди своих любимых героев».

  Дейнека включил в картину архитектурные образы: три многоэтажных здания, среди которых жилой дом Военно-морского флота под номером 12 на Новинском бульваре. Над головами советских граждан реют флаги с эмблемами спортивных организаций.

  Размер полотна довольно большой и составляет более чем 3 на 2 метра. Сейчас картина «Эстафета по кольцу „Б“», как и другие работы автора, хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Наталья Швец
Репродукция картины Александра Дейнеки «Эстафета по кольцу „Б“»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — ««Снегири. Детский сад» — полузабытая картина Николая Ульянова»

Источник: http://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/estafeta-po-koltsu-b-dejneki.html

Спортивная тематика на картинах Александра Дейнеки

 Ещё ученические рисунки Александра Дейнеки демонстрируют его уверенную манеру письма, отличительной особенностью которой являлось динамичное и экспрессивное изображение человеческого тела в движении.

«Эстафета по кольцу Б», Александр Дейнека — описание картины

Плакат. Физкультурница. Работать, строить и не ныть! 1933. исотчник nevecspic.com.ua

Именно поэтому на большей части его удачных композиций воспроизведены танцующие, занимающиеся спортом и тяжелой физической работой люди.  В последующем  Дейнека даже утверждал, что  спорт помог ему найти свой собственный художественный язык.

В этом отношении очень интересен эпизод из книги Дейнеки «Из моей рабочей практики», в котором он рассказывает,  как рождалась его первая картина — «Футбол» (1924):  «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей.

Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков, и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин.  Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок.

Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

Футбол. 1924

Таким образом,  спортивная тематика помогла Дейнеке найти не только  своеобразное содержание, но и создать свои особые композиционные и пластические средства выразительности.

  Важно отметить, что произведения на тему спорта имели правильную с точки зрения советской идеологии (которую Дейнека искренне считал единственно верной) общественно-политическую направленность  Живопись социалистического реализма подразумевала изображение радости,  оптимизма и здорового духа человека – созидателя новой счастливой жизни.

Вртатарь. 1934

Со временем Дейнеку продолжала интересовать возможность максимальной передачи на картине пластики тренированного тела.

  В его понимании красота спортсменов, занятых физическими упражнениями, символизирует здоровый дух состязательности, молодости, любви к жизни, товариществу. Дейнека с удовольствием выписывал напряженные мышцы рук и ног.

  Необычные, неожиданные ракурсы спортсменов, упругость и стремительность их движений наполняют картины Дейнеки динамикой, внутренним напряжением. В каждом его полотне всегда ощущается ритм современности.

Игра в мяч. 1932

В процессе работы над спортивной темой Александра Дейнеку интересовала и обнаженная натура. На картине «Игра в мяч»  изображена обнаженная женская натура, исполненная строгой античной простоты и мощи. Для этой картины специально позировали профессиональные спортсменки.

Александр Дейнека и сам занимался многими видами спорта, что, безусловно, сообщало его произведениям достоверную убедительность.

Можно смело сказать, что  для Дейнеки спорт был художественной реальностью, которую он воспринимал абсолютно органически.

Он являлся страстным пропагандистом физической культуры, ратуя за участие в спортивном движении широких масс трудящихся. Этот искренний интерес трансформировался в оригинальное художественное решение.

  • Эстафета по кольцу «Б». 1947
  • Бег. 1934
  • Раздолье. 1944
  • Футболист. 1932
  • Физкультурники. 1934
  • Юность. 1961
  • Мозаичное панно для станции метро «Маяковская» 1938
  • «Динамо»
  • Утрення зарядка. 1932
  • Лыжники. 1931

Источник: http://www.artcontext.info/articles-about-art/380-sport-iskusstvo.html

«Эстафета по кольцу „Б“» Александра Дейнеки

Самая известная «спортивная» картина советского художника Александра Дейнеки «Эстафета по кольцу „Б“», созданная в 1947 году, укрепила его репутацию интерпретатора темы спорта.

Эта работа была представлена на многочисленных всесоюзных, всероссийских и международных выставках.

А в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Александр Дейнека за неё, панно советского павильона «За мир» и картины «Оборона Петрограда» и «Окраина Москвы. 1941 год» был награждён золотой медалью.

История гласит — Первая легкоатлетическая эстафета по Садовому кольцу состоялась 2 мая 1922 года. Организатором выступала Главная школа физического образования трудящихся. Потом учреждение переехало в Ленинград и мероприятие в Москве перестали проводить.

В 1927 году эстафету возродила газета «Вечерняя Москва» и журналист Герман Колодный. Состязания проводились ежегодно, даже война не помешала этим забегам. Маршрут, длина дистанции и количество участников были разными.

Идея картины родилась не сразу

В 1947-м, когда была написана картина, главным судьёй Легкоатлетической эстафеты по Садовому кольцу стал генерал-полковник авиации Михаил Громов.

В том году успешнее всех выступили представители спортивного общества «Динамо», среди которых бежали чемпион Европы Николай Каракулов и двукратная чемпионка Европы Евгения Сеченова, а также чемпионка СССР по легкоатлетическим дисциплинам и обладательница Кубка СССР по хоккею с мячом Александра Чудина.

В конце сороковых художник жил в доме 25 по улице Чайковская, так что мог не только наблюдать за проведением легкоатлетической эстафеты, но и делать наброски. Однако идея написать большое полотно пришла к нему не сразу.

Использовал кино и фото-материалы

Следует отметить, что наряду с натурными зарисовками Дейнека при создании картины «Эстафета по кольцу „Б“» прибегал к возможностям кино и фото-материалов. Художник использовал десятки фотографий, изучая технику и пластику бегунов. Всё это позволило ему фиксировать позы, жесты, движения бегунов, длящиеся считанные секунды.

Читайте также:  Картина «корабль дураков», иероним босх — описание

Позже Александр Дейнека напишет: «Это событие связано с Москвой. И впервые для меня тема спорта решена среди архитектуры Москвы. Это вполне конкретное место — Садовое кольцо, около улицы Чайковского. Писал я эту картину в 1947 году. За эти годы Москва так сильно изменилась! Появились высотные здания, новые дома. И моя картина стала в какой-то степени исторической».

Художник изобразил на картине три пары бегущих спортсменов: трое юношей и три девушки. По всей видимости, это вырвавшиеся вперёд лучшие участники своих команд. За ними — пустое Садовое кольцо. Виден жилой дом Военно-морского флота на Новинском бульваре.

Композиция строится вокруг белой линии на асфальте, которая обозначает финиш одного этапа и старт следующего. Атлеты приближаются к ней или удаляются от неё. Девушки передают эстафетную палочку юношам, которые побегут следующий отрезок.

Несколько позже, в 1950 году, Александр Дейнека напишет ещё одну картину с похожим названием и сюжетом, которая сейчас хранится в частном собрании.

Среди зрителей сам автор

Попавшие на холст немногочисленные зрители, среди которых выделяется мужчина в тренировочном костюме с надписью на груди «СССР», находятся на правой передней стороне полотна.

К слову, некоторые искусствоведы считают, что фигура на дальнем плане — сам художник.

В доказательство обычно приводится уверенная посадка головы и чёткий профиль, похожий на фотографические изображения Дейнеки 1930-х годов.

По всей видимости, изображая себя, художник хотел показать, что сам находится «в самой гуще повседневной действительности, среди своих любимых героев».

Дейнека включил в картину архитектурные образы: три многоэтажных здания, среди которых жилой дом Военно-морского флота под номером 12 на Новинском бульваре. Над головами советских граждан реют флаги с эмблемами спортивных организаций.

Размер полотна довольно большой и составляет более чем 3 на 2 метра. Сейчас картина «Эстафета по кольцу „Б“», как и другие работы автора, хранится в Государственной Третьяковской галерее

Источник: http://litclubbs.ru/posts/2407-estafeta-po-kolcu-b-aleksandra-deineki.html

Советские художники — Дейнека Александр Александрович

Советские художники — Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — Живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Действительный член Академии Художеств СССР. Народный художник СССР. Член-корреспондент Академии искусств ГДР. Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. «Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое… Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». …Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Учился в Харьковском художественном училище. В 1919— 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах «Безбожник у станка», «У станка», иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса «В огне». Картина «Оборона Петрограда» была первым живописным произведением художника. За ней последовали другие работы: «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Никитка—первый русский летун» (1940), «Будущие летчики» (1937)… Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—»Хорошее утро» (1959— 1960), «Хоккеисты» (1959—1960), «Доярка» (1962) и «Красногвардеец» (1962).

Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина «Эстафета по кольцу «Б» (1947), мозаика «Лыжники» (1950), скульптуры «Стометровка», «Бегущая спортсменка» и многие другие — убедительное тому подтверждение.

Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.

Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций — «Оборона Севастополя»—исполнена в 1942 году.

В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады, и мрачные дни.

Его объявляли формалистом, его самая сильная картина «Оборона Петрограда» долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея.

В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство.

Советский художник Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.

Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.77

Любите вкусно поесть, ноне любите готовить? Замороженные пельмени — это то, что вам нужно! Приятного аппетита!

Искали информацию про грузоперевозки Москва? В этом вам будет полезен сайт tkvvg.ru!

Источник: https://kreep-81.livejournal.com/449182.html

Накануне своей 89 эстафеты газета «Звезда» вспоминает о советских эстафетных традициях

Сотни зрителей собирались на стадионах, чтобы посмотреть на зрелище. Эстафеты, как и спорт, были массовым увлечением большинства молодых людей. Советский человек с детства понимал, что живет в стране героев, и знал, к каким идеалам стремился. Фразы типа «В здоровом теле здоровый дух» Ювенала и «Спорт формирует культуру оптимизма, культуру бодрости» Луначарского были у всех на слуху.

Спорт и спортивные достижения воспевались во всех передовицах и плакатах советского времени, загорелое и стройное, подтянутое тело красовалось на полотнах живописцев, агитплакатах и воплощалось в парковых изваяниях, уподобленных классическим образцам Мирона и Афродитам. Идеалы искусства на спортивную тематику равнялись идеалам греко-римской классики.

«Огромен размах массового физкультурного движения, – писали в центральных газетах тридцатых годов. – С каждым годом ширятся и множатся ряды физкультурников. К активным систематическим занятиям физической культурой и спортом – целебному источнику здоровья, бодрости, долголетия, жизнерадостности, трудоспособности – приобщено уже свыше 38 миллионов советских людей».

Одним из художников, воспевших спорт советской эпохи, был Александр Дейнека. Тема движения и атмосферы спорта, приравненной к праздничной, была основной в творчестве мастера. «Я люблю спорт, – говорил художник. – Могу часами любоваться на бегущих, пятиборцев, пловцов, лыжников.

Мне всегда казалось, что спорт облагораживает человека, как все красивое». С детства Александр был сильным мальчиком. Бегал, плавал, занимался гимнастикой. Любовь к спорту художник сохранил на всю жизнь. Во время обучения во ВХУТЕМАСе студент Дейнека осваивает волейбол и бокс. Первые уроки бокса Дейнека брал у прославленного спортсмена Градополова.

Вхутемасовцы любили бороться. Дейнека выступал в паре против Вильямса.

В творчестве Дейнеки много полотен и зарисовок на тему массового спорта. Одно из известных полотен художника посвящено эстафете по кольцу «Б». Первого мая 1947 года он наблюдал за проходившими на Садовом кольце столицы эстафетами и делал зарисовки с натуры. Они легли в основу картины «Эстафета по кольцу «Б».

Это традиционная с 1922 года эстафета, проходившая в столице страны.

Уровень подобного мероприятия можно оценить, если привести факты: на эстафете 9 мая 1947 года главным судьей был легендарный летчик, генерал-полковник авиации Михаил Громов, в составе команды «Динамо» выступали первые советские чемпионы Европы Николай Каракулов и Евгения Сеченова.

Эстафеты, проходившие по стране, часто спонсировали местные общественные газеты. И если в столице эстафета по Садовому кольцу проходила под спонсорством газеты «Вечерняя Москва», то в Перми организатором городской эстафеты стала газета «Звезда».

25 апреля 1930 года в газете появилось обращение группы физкультурников Союза полиграфистов, которые предложили 5 мая – в День печати – организовать первую в Перми массовую физкультурную весеннюю эстафету по улицам города и присвоить ей имя «Звезды».

«Нам думается, эта эстафета должна стать традиционной», — написали физкультурники. Старт первой эстафеты был дан вечером у мотовилихинского клуба имени Свердлова. Спортсмены бежали до редакции газеты «Звезда», находившейся на улице Карла Маркса.

Почти каждый из этапов был связан с финишем телефоном. Судьи извещали редакцию о ходе бега.

Победителем стал коллектив моторостроительного завода. Главным призом эстафеты было Красное знамя редакции «Звезды».

Традиция продолжаетсяВ этом году эстафета (0+) на призы газеты «Звезда» пройдет 1 мая. Парад и торжественное открытие состоятся в 12.00 на стадионе «Динамо».

  • Время старта: первый забег (4-я, 6-я группы) – 13.00,
  • второй забег
  • третий забег
  • четвертый забег
  • пятый забег

(5-я группа-1) – 13.30, (5-я группа-2) – 14.00, (3-я группа) – 14.30, (1-я, 2-я группы) – 15.00.

Комиссия по допуску осуществляет прием заявок на участие в эстафете 26 апреля с 13.00 до 15.00 в зале заседаний дома спорта «Динамо» по адресу: ул. Краснова, 1.

Предварительные заявки принимаются до 25 апреля по телефонам: (342) 236-02-22, 293-45-92, по e-mail: bola70@mail.ru, и по адресу: г. Пермь, ул. Ласьвинская, 1–28.

* на фото эскиз к картине «Эстафета» Александра Дейнека, 1947 год 

  Ольга Якунчева из свободных источников

Источник: https://zwezda.su/sport-and-recreation/2018/04/nakanune-svoej-89-estafety-gazeta-zvezda-vspominaet-o-sovetskih-estafetnyh-tradiciyah

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector