Диего Веласкес – художник-индивидуалист испанской эпохи барокко, придворный живописец Филиппа IV, воссоздававший исторические сцены, писавший портреты монархов, известных персон и простолюдинов.
Его работы стали образцом для импрессионистов и художников-реалистов и были воссозданы в творчестве Сальвадора Дали и Пабло Пикассо.
Полотна Веласкеса хранятся в собраниях крупнейших музеев мира, в 1999 и 2014 годах на экраны вышли документальные фильмы, посвященные мастерству признанного гения.
Детство и юность
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился в Севилье в семье Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, которые крестили сына в местной церкви Святого Петра 6 июня 1599 года, через несколько дней или недель после появления на свет.
Портрет Диего Веласкеса
В детстве мальчик получил хорошую подготовку в области языков и философии, параллельно увлекаясь изящными искусствами. Учиться рисованию Диего начал в студии Франсиско де Эрреры, прогрессивного художника, игнорировавшего влияние итальянской школы.
Когда Веласкесу исполнилось 12 лет, он перешел под начало Франсиско Пачеко. Учитель поверил в талант начинающего мастера и вывел его в свет. В 17-летнем возрасте Диего стал самостоятельным художником, присоединился к корпорации живописцев Севильи, мечтая о карьере при дворе короля.
Живопись
В начале творческой биографии Веласкес прославился изображением бытовых сцен из жизни простолюдинов. «Старуха, жарящая яйца», «Двое юношей у стола», «Завтрак» были написаны в жанре bodegones, что в переводе с испанского означало «харчевня, трактир».
Картина Диего Веласкеса «Завтрак»
Весной 1622 года Диего поехал в Мадрид с рекомендательным письмом к архиепископу Хуану Родригесу де Фонсеке, который представил молодого художника королевскому министру, герцогу Оливаресу. Придворный вельможа заказал Веласкесу собственный портрет, написав который Диего удостоился аудиенции у короля и получил похвалу монарха.
В 1623 году Диего приказали поселиться в Мадриде, пообещав, что другие художники никогда не будут писать Филиппа IV. Первый портрет испанского величества Веласкес создал в 1623-м. После этого он начал придворную карьеру, получая 20 дукатов в месяц, медицинское обслуживание, жилье и плату за картины, которые он будет рисовать.
Картина Диего Веласкеса «Старуха, жарящая яйца»
В 1627 году Веласкес стал победителем в конкурсе испанских живописцев, устроенном королем, темой которого было изгнание мавров.
Картина погибла при пожаре в Мадридском Алькасаре в 1734 году, по описанию современников, на ней был изображен Филипп III, показывающий дубинкой в сторону на толпы мужчин и женщин, гонимых солдатами.
В качестве награды Диего получил должность камергера, а через год стал придворным художником его величества короля Испании, заменив умершего Джеймса Морана.
В 1629 году с разрешения монарха Веласкес уехал в Италию на полтора года. Хотя его первый визит на родину Микеланджело исследователи признали важной вехой в развитии индивидуального стиля, сохранилось мало информации о том, с кем встречался художник, что видел и какие инновации надеялся внести в свою живопись.
Картина Диего Веласкеса «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса»
Вернувшись в Испанию, Веласкес начал создавать портреты королевской семьи и окружения Филиппа IV.
Наиболее известными являются картины «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса», где юный наследник изображен в одеянии фельдмаршала на гарцующем коне, изображения королевы Елизаветы Бурбонской и поэта Франсиско де Кеведо, а также несколько портретов герцога Оливареса, в которых художник выразил благодарность своему благодетелю.
Выполняя обязанности придворного живописца, Веласкес постоянно и внимательно следил за Филиппом IV, он написал более 40 его портретов. Часто следуя за монархом в путешествиях, он присутствовал при завоевании Лериды. Именно тогда художник нарисовал конный портрет, на котором король предстал в образе великого полководца, возглавлявшего войска, чего на самом деле никогда не было.
Картина Диего Веласкеса «Портрет Филиппа IV»
Веласкес также написал некоторое количество шутов и карликов при дворе Филиппа, к которым относился с уважением и сочувствием.
На картине «Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо» умное лицо и солидный фолиант с чернильной бутылкой и ручкой рядом с персонажем показывают, что королевский слуга мудрее и образованнее многих придворных вельмож.
Другими работами художника на эту тему являются произведения «Пабло Де Вальядолид», «Франсиско Лескано», «Дон Хуан де Калабасас».
К 1630-м годам относится величайшая из картин Веласкеса религиозного направления «Христос на кресте», изображающая спасителя сразу после смерти. В конце 1640-х годов Филипп доверил придворному живописцу основание академии искусств в Мадриде. Богатая картинами Испания нуждалась в скульптуре, и Веласкесу поручили еще раз посетить Италию, чтобы сделать приобретения.
Картина Диего Веласкеса «Христос на кресте»
В 1649 году художник побывал в Генуе, Милане и Венеции, чтобы купить работы Тициана, Тинторетто и Веронезе. Прибыв в Ватикан, Веласкес получил заказ на портрет Папы Иннокентия X и выполнил его в новом смелом и резком стиле, получившем название manera abreviada (техника быстрого письма).
Картина показала такую беспощадность в выражении лица понтифика, что некоторые приближенные боялись гнева главы римской католической церкви. Вопреки ожиданиям, Иннокентию понравилась работа, он повесил ее комнате перед своим кабинетом.
Картина Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X»
В 1651 году по желанию Филиппа Веласкес вернулся в Испанию, организовал и каталогизировал картины и скульптуры, привезенные из Италии, и приступил к созданию своих самых знаменитых произведений.
Почерпнув вдохновение в произведениях итальянских живописцев, Веласкес закончил картину «Венера с зеркалом», изображающую римскую богиню любви, красоты и плодородия, томно лежащую на кровати, спиной к зрителю.
Она смотрит в зеркало, удерживаемое Купидоном.
Складки простыней повторяют физическую форму богини и подчеркивают широкие изгибы ее тела. Художник использовал оттенки красного, белого и серого цветов в фигуре Венеры на переднем плане композиции. Эти краски контрастируют с темными шелками, на которых лежит богиня, и с коричневым цветом стены за ее отражением.
Картина Диего Веласкеса «Венера с зеркалом»
Интересен тот факт, что «Венера с зеркалом» подверглась нападению вандалов в 1914 году. Суфражистка Мэри Ричардсон вошла в Национальную галерею Лондона и атаковала полотно Веласкеса мясным тесаком, оставив порезы между плечами центральной фигуры.
К 1655 году искусствоведы относят другую знаменитую картину Веласкеса «Пряхи», где, по мнению некоторых исследователей, изображены женщины-работницы в гобеленовой мастерской.
По другой версии, считающейся правильной трактовкой произведения, художник нарисовал сюжет из басни Овидия о смертной Арахне, которая осмелилась бросить вызов богине Афине на конкурсе ткачества.
В этой работе Веласкес использовал многослойную композицию жанра bodegones, характерную для его ранних работ.
Картина Диего Веласкеса «Пряхи, или Миф об Арахне»
«Пряхи» были созданы по заказу придворного охотника дона Педро де Арсе и вошли в королевскую коллекцию. Полотно выжило в пожаре 1734 года, но получило значительные повреждения по краям.
В процессе реставрации недостающие элементы были добавлены и сохранились до настоящего времени.
Однако в музее Прадо экспонируется только уцелевшая часть картины, а восстановленные элементы, не принадлежащие кисти Веласкеса, закрыты рамкой.
Последние портреты королевских отроков Веласкеса, нарисованные незадолго до смерти, входят в число лучших картин испанского мастера. В «Инфанте Маргарите Терезе в синем платье» индивидуальный стиль автора достиг апогея: мерцающие пятна цвета на широких живописных поверхностях производят почти импрессионистический эффект трехмерного пространства.
Личная жизнь
23 апреля 1618 года Диего Веласкес женился на дочери своего учителя Франсиско Пачеки — Хуане. У художника и его жены было двое детей. Младшая дочь, Игнасия, умерла в младенчестве, а старшая Франциска устроила свою личную жизнь, выйдя замуж за будущего придворного художника Хуана Батиста Мартинеса дель Мазо, который продолжил традиции своего великого тестя.
Смерть
В июне 1660 года Веласкесу выпала честь оформлять испанский павильон и всю живописную экспозицию церемонии бракосочетания принцессы Марии Терезии с королем Франции Людовиком XIV, которая прошла на острове Фазанов, на реке Бидасоа.
Автопортрет Диего Веласкеса
Это мероприятие подорвало здоровье придворного живописца. После возвращения в Мадрид у него поднялась температура. Чувствуя приближение конца, Веласкес подписал завещание, назначив единоличными исполнителями последней воли и наследниками жену и своего друга, хранителя королевских записей.
6 августа 1660 года художник скончался. Причиной смерти стала лихорадка. Через 8 дней после того, как Веласкес был предан земле, умерла его жена Хуана. Их могилы находились в церкви Сан-Хуан Баутиста, которую разрушили французы в 1811 году. Где сейчас находится захоронение художника, неизвестно.
Картины
- 1618-1619 — «Завтрак»
- 1619 — «Поклонение волхвов»
- 1628 — «Триумф Вакха, или Пьяницы»
- 1631 — «Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом»
- 1632 — «Распятый Христос»
- 1638 — «Портрет графа Оливареса»
- 1637-1639 — «Дон Хуан де Калабасас»
- 1647-1651 — «Венера с зеркалом»
- 1650 — «Портрет папы Иннокентия X»
- 1653-1655 — «Портрет Филиппа IV»
- 1656 — «Менины»
- 1657 — «Пряхи, или Миф об Арахне»
Источник: https://24smi.org/celebrity/5073-diego-velaskes.html
Диего Веласкес: биография, произведения художника :
Прожил творец на белом свете почти 6 десятилетий, и 2/3 своей жизни он провел в качестве придворного живописца у Филиппа IV.
Это, несомненно, почетная и желанная должность, однако, она была частично губительна для его таланта. Это связано со строгим регламентом, который предъявлял ему королевский двор.
Тем не менее это не помешало Диего Веласкесу создавать картины в его уникальной, живописной манере.
Несравненный портретист
С многочисленных портретов королевской четы или знати на зрителей смотрят настоящие, живые люди. Живописец часто раскрывал тайны, которые люди, изображенные на его картинах, хотели бы скрыть. Он вовлекает зрителя в их переживания, раскрывая многогранность их тревог и волнений, а также сложности, что находятся в душах самых сильных и великих людей мира.
Начало карьеры
Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье.
Талант к живописи мальчик смог обнаружить у себя в очень раннем возрасте, а уже в десятилетнем возрасте его отдали учиться сначала к известному художнику Франсиско Эррере Старшему. После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко.
По достижению 18 лет Диего Веласкес прошел экзамен для получения звания мастера, и стал гордым членом гильдии живописцев в Севилье. В своем раннем периоде мастер черпал вдохновение с быта и жизни простых людей, которые окружали его.
Зарисовки обыденной жизни жителей Севильи художник старательно выписывал, придерживаясь особой реалистичности, которую постарался подчеркнуть у Караваджо.
Престижное повышение
Получить престижное место живописца при дворе короля Испании художнику Диего Веласкесу помог портрет знаменитого поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, который был ярым конкурентом и соперником Лопе де Веги. Работа настолько понравилась монарху, что тот решил заказать у живописца собственный портрет. Готовая картина настолько его поразила, что он пообещал, что никто кроме Диего Веласкеса не будет больше писать его таким образом. Итак, с 1623 года он завоевал эксклюзивное право писать картины обо всем королевском семействе, прославляя на своих полотнах Великую династию Габсбургов.
Кончина
Умер Диего Веласкес в августе 1660 года. После себя он оставил огромное творческое наследие, из которого брали вдохновение различные поколения художников, относившихся как к романтизму, так и к импрессионизму. Безусловно, биография Диего Веласкеса интересная и захватывающая, однако ничто не сравниться с его творчеством.
Портрет папы Иннокентия X (написана в 1650 году)
Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов. Папа Иннокентий X нарисован в своих парадных пышных убранствах, он сидит богато в своем украшенном кресле. Тем не менее это не классический парадный портрет, художник Диего Веласкес решил передать на своем холсте глубокий внутренний мир понтифика. Всего дважды он встречался в живую с Иннокентием X. Это было во время его визита в Вечный город в 1650 году. Эмоции от обеих встреч настолько сильно на него повлияли, что он сумел непревзойденно перенести эти ощущения в портрете.
Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека. Тем не менее в холодном свете его глаз можно прочитать подавленность: мы понимаем, что понтифик чем-то сильно озадачен.
Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа. Он стал свидетелем личных переживаний столь выдающейся личности, которые понтифик не смог скрыть от посторонних. Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек.
Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво!» За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне.
Слава о столь талантливом и непревзойденном испанском живописце молниеносно пронеслась по всей Италии, из-за чего сразу же начали появляться многочисленные подражатели.
«Венера с зеркалом»
Картина Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» сейчас хранится на территории Лондонской Национальной галереи и является последним сохранившимся полотном обнаженной женщины, которую писал художник. Точные даты картины, когда она была нарисована, определить не удается. Художник трудился над ней на территории Италии, ведь в Испании рисовать обнаженное тело строго запрещалось законами инквизиции.
Сюжет был выбран Диего из-за влияния творчества венецианцев, принадлежавших к эпохе Возрождения: Тициану и Джорджоне. В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины.
Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. Согласно данным искусствоведов, самая первая рама для картины также была черной, что играло на перспективу. Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному.
Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.
Портрет Маргариты
Диего Веласкес, являясь придворным служителем испанской короны, часто на своих полотнах рисовал членов королевской семьи. Это не только было очень популярно, но и помогало подчеркивать могущество и выдающееся благородство правящей династии. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Этот портрет является важным событием в творчестве художника, его смело можно отнести к зрелому периоду его искусства. В это время Веласкес написал большое количество портретов дочери короля Филиппа IV, в последствии ставшей императрицей Римской империи.
На картине мы видим маленькую девочку, одетую в официальный наряд. У нее холодный и надменный взгляд, какой и должен быть у представителя столь великой династии. Осанка тоже отображает в девочке прямую принадлежность к королевскому роду.
Тем не менее, несмотря на всю чопорность и статичность фигуры, художник сумел передать детали лица с малейшими подробностями: мягкость линий, золото ее волос, нежные слегка пухлыми губы. Это помогает придать портрету некую теплоту и детскую нежность, что сильно контрастирует с внешним строгим обличием.
Если вы хотите увидеть воочию этот великолепный портрет Диего Веласкеса, тогда вам стоит отправиться в Лувр, один из самых известных и роскошных музеев на территории не только Европы, но и всего мира. Картина относится к стилю барокко.
«Менины»
Это произведение Диего Веласкеса находится на территории мадридского музея Прадо. Полотно изображает мастерскую художника на территории Королевского дворца в Мадриде. Сейчас такую обстановку могли бы назвать «бэкстейджем».
Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. Стоит отметить, что это единственная картина Диего, где венценосная пара изображается вместе.
Девочка, что находится в центре картины, это единственная на то время дочь королевской семьи – пятилетняя Маргарита. В облике девочки Веласкес старается воплотить все состояние, богатство и изящество, которыми обладала семья. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием.
Она ничем не выдает ту радость, которую испытывает от нахождения с родителями, на ее лице мы не можем разглядеть интереса, непременно появившегося бы у ребенка при виде необычной обстановки внутри мастерской художника.
Становится очевидным, что наследная принцесса отлично выучила: сдержанность считается главной добродетелью в ее семье. Стоит отметить, что король Филипп IV смеялся на людях всего два раза, прожив долгих 60 лет.
Полотно называется «Менины». Именно так называли фрейлин, которые с самого раннего возраста прислуживали принцессе. На сцене, которую изображает Веласкес, можем заметить двух фрейлин.
Это реальные девушки, имена которых, к счастью, удалось сохранить. Дама, которая подает молодой принцессе кувшин в глубоком реверансе, является доньей Марией Сармиенто.
Позади малышки находится донья Иабелла де Веласко.
На просторном полотне нашлось место и для придворных карликов – это Мария Барболе и Николас Петрусато. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. Таким образом художник напоминает об их статусе. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь.
Они помогали веселить знать, заставляли их чувствовать себя более привлекательными и уверенными в себе. Тем не менее для зрителя очевидно, что художник относился к карликам со значительным уважением. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели, их образы пересекаются. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание.
Однако каждая из них отличается умными чертами лица, в этом и заключается особый трагизм полотна.
Отдельно стоит обратить внимание на автопортрет Веласкеса. Себя он изображает занятым работой. В руках он держит кисть с палитрой и одет в черный костюм.
На груди его красуется величественный крест Великого военного ордена Меча святого Иакова Компостельского. «Менины» писались в 1656 году, однако, членом ордена Диего стал лишь 3 года спустя. Крест дописали позже.
Согласно легенде, его написал король собственной рукой.
«Дама с веером»
Помимо представленных картин, также предлагаем насладиться величественным произведением Диего Веласкеса «Дама с веером». Она написана в 1640 году и изображает привлекательную интересную испанскую женщину. Изысканно подчеркиваются ее национальные особенности: маленький рост, стройная фигура, изящные движения.
Источник: https://www.syl.ru/article/378817/diego-velaskes-biografiya-proizvedeniya-hudojnika
Веласкес Диего. Биография, названия, описание картин
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (6.06.1599, Севилья — 6.08.1660, Мадрид) — испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.
Биография Диего Веласкеса.
Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, но зафиксирован день крестин — 6 июня (а в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения).
Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.
У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.
Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями». По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес.
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной — достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.
Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение.
Также немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались. Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.
Описание картин Диего Веласкеса:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/velaskes-diego/
Диего Веласкес
Диего Веласкеса во всем мире знают как выдающегося барочного художника-индивидуалиста. Филипп IV сделал его придворным живописцем. За свою насыщенную творческую биографию Веласкес написал много портретов королей, выдающихся личностей своей эпохи и простых людей. На него равнялись художники-реалисты и импрессионисты. Он был почитаем Пикассо и Дали. Картины испанского художника можно увидеть в самых известных музеях по всему миру.
Придворный художник
Знаменитый испанский живописец родился 6 июня 1599 года в городе Севилья. Его учил рисовать прогрессивный художник того времени Франсиско де Эррера, который не признавал итальянскую школу живописи.
В 1622 году Веласкес прибыл в столицу Испании. Архиепископ Хуан Родригес де Фонсека получил от него рекомендательное письмо и познакомил с королевским министром, герцогом Оливаресом, над портретом которого молодой художник сразу же начал работу, после чего Веласкеса принял король.
Филиппу IV понравился портрет министра и он заказал Диего свое изображение, которое получил уже в следующем году. Затем Веласкес стал работать при дворе короля. Его месячное жалованье составляло двадцать дукатов.
Кроме того, Диего получил квартиру, его бесплатно лечили и платили за новые полотна.
В 1627 году художник выиграл королевский конкурс на тему изгнания мавров, в котором участвовали его испанские коллеги. Веласкес нарисовал Филиппа IV, держащего в руке дубинку, указывающую на толпу, которую гнали солдаты. После этого Диего стал камергером, а впоследствии получил должность придворного художника при испанском короле. Ранее ее занимал Джеймс Моран, который умер накануне.
Портреты
В 1629 году по разрешению Филиппа IV Веласкес начал свое полуторагодовое путешествие по Италии.
По возвращению домой он снова стал рисовать королевскую семью и близкое окружение монарха. Всего художником написано свыше сорока портретов Филиппа IV.
На некоторых картинах Веласкеса изображены придворные шуты и карлики, которых Диего уважал и сочувствовал им.
В тридцатых годах он пишет свое величайшее религиозное полотно «Христос на кресте», на котором изображен распятый Спаситель. В следующем десятилетии по решению короля Веласкес возглавил Мадридскую академию искусств.
Путешествие в Италию
В 1649 году живописец посетил Венецию, Милан и Геную. В этих городах Италии он скупал произведения, созданные Веронезе, Тинторетто и Тицианом. В Ватикане художник работал над портретом Иннокентия X. Он нарисовал Папу в технике быстрого письма «манера абревиада».
В 1651 году в Испании Веласкес занялся каталогизацией художественных произведений итальянских мастеров и продолжал работу над своими великими полотнами, одним из которых стала «Венера с зеркалом». Через четыре года он завершил писать своих знаменитых «Прях».
Последние годы жизни
В 1618 году женой живописца стала девушка Хуана, отцом которой был его учитель Франсиско Пачека.
В 1660 году Веласкес оформил свадьбу французского короля Людовика XIV с принцессой Марией Терезией. Местом ее проведения стал остров Фазанов на реке Бидасоа. После этого художник сильно заболел. Вернувшись домой, он слег с высокой температурой и почувствовал, что скоро умрет. Согласно завещанию Веласкеса, все его наследство должно было перейти жене и другу, хранителю королевских записей.
Художника не стало 6 августа 1660 года. Он умер от лихорадки, а уже 14 августа ушла из жизни и его супруга. Местом их упокоения стала церковь Сан-Хуан Батиста, разрушенная французами в 1811 году. Нынешнее место захоронения великого испанского живописца неизвестно.
Источник: http://spain-dream.ru/diego-velaskes/
Диего Веласкес: картины, биография художника
Величайший испанский живописец XVII века Диего де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez) отразил в своем искусстве гуманистические идеалы эпохи. В своем творчество он всесторонне показал жизнь своей страны, что обеспечило бессмертие художественным образам его лучших полотен.
Творческий диапазон Веласкеса необычайно широк. Он с одинаковым увлечением писал портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи. Но люди интересовали его больше всего. И больше всего поражают нас портреты современников художника, изображенных всегда правдиво с какой-то особой прямотой и силой характеристик.
Веласкес родился в Севилье, в семье небогатого дворянина. Первым учителем его был художник Франсиско Эррера — старший. Позднее молодой живописец постигал мастерство в доме своего тестя Франсиско Пачеко, где он сблизился с передовыми людьми своего времени и быстро развивался в благодатной художественной атмосфере.
Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Картины «Завтрак» (ок. 1617), «Продавец воды» (ок. 1620 ), «Старая кухарка» (ок. 1620) привлекают значительностью и монументальностью изображенного при подчерконутой простоте обстановки.
Правда, лица персонажей выражают весьма несложные чувства, действия мало, движения скованы. Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным.
Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. 1620).
В 1623 году Веласкес переезжает в Мадрид и вскоре становится придворным живописцем короля Филиппа IV.
Испанский двор был очень чопорным и строгим, говорили, что сам король улыбнулся лишь три раза в жизни, но художник и в этих условиях сумел сохранить верность идеалам своей юности. В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх», или «Пьяницы».
Мифологический сюжет не помешал ему взять в качестве героев группу просто одетых крестьян, а, может быть, бродяг, с грубыми лицами, простодушно состязающихся между собой, выпивая вино в честь юного Вакха.
Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. Он не сразу преодолел каноны этого жанра.
Первые изображения короля, инфанта Фердинанда и графа Оливареса во многом еще традиционные Деревья в виде кулис и торжественно стоящая между ними неподвижная фигура в черном создают неизменную парадную композицию.
Но уже в конных портретах того же Оливареса, всесильного первого министра, и инфанта Валтасара Карлоса виден умный и тонкий мастер-психолог. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок. 1638 г.).
Целая серия портретных изображений Веласкеса запечатлела самых униженных и несчастных обитателей королевского дворца — карликов, шутов и уродцев. Эти портреты, написанные с глубоким сочувствием к жалким моделям, Говорят о подлинном гуманизме их автора.
Художник не довольствовался придворными заказами, он находил свои модели и писал их прочувствованно и смело. Таков портрет скульптора Мартинеса Монтаньеса (ок. 1637 г.), портрет «Дамы с веером» (ок. 1648 г.), портрет слуги (1650).
Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды», или «Копья» была закончена им в 1636 году. На картине изображен момент передачи ключей города Бреды испанскому военачальнику Спиноле предводителем побежденной голландской армии принцем Нассау.
Сам по себе торжественный эпизод, венчающий одну из немногих побед испанцев в XVII веке, художник передал со всей правдивостью и значительностью. Справа за спиной испанского полководца, учтивым жестом встречающего своего противника, высится гордый ряд поднятых вверх копий. Слева в беспорядке толпятся голландцы.
На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости.
Полотно отличается колористическим совершенством, тонкой живописной связью фигур и пейзажа. Кроме того, оно открывает собой жанр реалистической, подлинно исторической картины.
В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью. Портрет исключительно хорош в живописном отношении.
Контрасты белого и интенсивно красного цветов, взятых в солнечном освещении, игра рефлексов на лице с рыжеватой бородкой, повышают выразительность этого образа. «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. Она изображала сцену придворного быта.
Художник, в нем легко узнать самого Веласкеса, пишет с натуры портрет королевской четы, рядом с ним стоит инфанта Маргарита, окруженная придворными. Полотно оригинально во всех своих качествах. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы. Король и королева не показаны совсем, их отражения только видны в зеркале.
Маленькая инфанта с распущенными золотыми волосами в пышном, странном для ребенка, платье с кринолином находится в центре композиции. Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Картину невозможно смотреть вблизи. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н.
Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами».
Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. Изображена внутренность мастерской шпалер. На переднем плане группа ткачих за работой. Вот они- то и являются главными персонажами полотна.
Красота этих женщин из народа, грация и достоинство, проявляющиеся в их движениях, особая светозарность полотна, в освещенной глубине которого представлена еще одна сцена с женщинами, рассматривающими ковер, снискали этому произведению Веласкеса мировую славу. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного.
Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах».
Картины Веласкеса
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1414-velazquez.html
Диего Веласкес — картины и биография
Великий испанский художник Диего де Сильва-и-Веласкес родился в 1599 году в Севилье. Его творчество пришлось на период, который сейчас в искусствоведении известен как «золотой век испанской живописи».
Родители его матери были родом из Португалии. Всего в семье было 8 детей, старшим из которых был Диего.
Став взрослыми, Диего и его брат Хуан взяли материнскую фамилию, так как этот обычай был очень популярен у художников тогдашней провинции Андалусия.
Маленький Диего был отдан на обучение в мастерскую Франсиско Эрреры в возрасте 10 лет, так как он очень рано продемонстрировал свой талант.
Но учеба его здесь была недолгой — у мастера был отвратительный характер, а мальчик не хотел с ним мириться. Вскоре отец Диего отдает его на обучение другому художнику — Франсиско Пачеко. Время обучения составляло шесть лет.
Сам Пачеко был весьма неординарным человеком — при том, что он занимал пост цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции, он был неплохим рисовальщиком, придерживавшимся школы Рафаэля и Микеланджело.
В школе Пачеко будущий мастер выучил основы своего ремесла и познакомился с такими же талантливыми, как и он, молодыми людьми — будущим скульптором и художником Алонсо Кано и еще одним титаном испанской живописи — Франсиско де Сурбараном.
Диего быстро стал не только учеником, но и членом семьи Пачеко, так как женился на его дочери. В браке родились две дочери, одна из которых, Игнасия, умерла еще крошкой.
После сдачи экзамена на звание мастера при протекции своего тестя, Веласкес стал членом гильдии живописцев Севильи.
Ранний период творчества Веласкеса в основном представлен работами в стиле, который называется бодегонес, то есть изображения обычной жизни и посетителей испанских питейных заведений под названием бодега. Уже эти работы говорят о великом живописном даре молодого художника, а его полотна неоднократно копировались и тиражировались как образцы высокого искусства. Особенно известной картиной этого периода является «Водонос» с необыкновенно точным и эффектным изображением воды в каплях.
В этот период на картинах мастера можно заметить сильное влияние полотен Караваджо с характерным очень темным, почти черным фоном и выступающими из него освещенными частями картины.
Карьерному продвижению Веласкеса способствовали его родственники и знакомые, родом из Севильи. Первая попытка сделать его придворным художником не удалась, но всего пару месяцев спустя они все-таки им стал из-за смерти предыдущего придворного живописца. На пути к новому месту назначения Веласкес написал портрет капеллана Луиса де Гонгора-и-Агорте, благодаря которому стремительно став популярным как портретист среди мадридской знати и богачей.
Умный, молодой король Филипп IV высоко оценил художественный талан Веласкеса. Он принял его на должность, но ему предписывалось работать исключительно для высокопоставленной знати. К тому же головокружительный взлет Веласкеса заставлял других претендентов постоянно строить против него козни.
В 1629 году Веласкес сумел совершить поездку в Италию, где познакомился со множеством знаменитых произведений искусства. Это существенно повлияло на качество его живописи. Ее стиль стал свободнее, естественнее, избавился от чрезмерной черноты и контрастности.
Зрелый период творчества художника характеризуется исполнением многочисленных работ для короля и придворных, призванных украшать покои и дворцы знати. Наиболее известным полотном является «Сдача Бреды» — многофигурная, сложная композиция на историческую тематику.
В 1648 году Веласкесу довелось вторично посетить Италию. Он прибыл туда не только как известный художник, но и как тайный дипломат, посланный к папе римскому. Он выполнил портрет понтифика, потрясший Рим и всю Италию своим реализмом и талантливым изображением.
Еще одна картина этого периода — «Венера перед зеркалом» — совершенно необычна как для самого Веласкеса, так и для испанской живописи в частности. Она полна чувственности и неги, имеет выраженный эротический подтекст, что совершенно противоречит несколько чопорной и сдержанной испанской «католической» живописи.
В 1651 году художник вернулся в Испанию. В этот период его жизни были созданы всемирно известные «Менины» и «Пряхи».
Как представитель двора Веласкес принимал непосредственное участие в организации брака дочери испанского короля и короля Франции Людовика XIV.
Скончался художник на 62 году жизни, был похоронен рядом с женой в Мадриде. Могилы не сохранились, но великие творения мастера пережили столетия.
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2196-diego-velaskes-kartiny-i-biografiya.html
Диего Родригес де Сильва и Веласкес, Изображений: 127
Диего де Веласкес – знаменитый испанский живописец эпохи барокко, придворный художник и дипломат. Он прожил насыщенную и плодотворную жизнь, участвовал во многих исторических событиях своего времени и общался со многими государственными деятелями.
Его работы получили признание ещё при жизни художника и всегда были гордостью испанского искусства. Мировую известность они получили во времена французского импрессионизма – конец XIX – начало XX веков.
Эдуард Мане называл Веласкеса величайшим из когда-либо живших художников, а Сальвадор Дали и Пабло Пикассо создавали свои интерпретации его знаменитых полотен.
Биографическая справка
Диего Родригес де Сильва и Веласкес родился в Севилье (Андалусия), в семье местной уроженки Жеронимы Веласкес и наследника португальских обедневших дворян (по другой версии – крещёных евреев) – Хуана де Сильва. О дате рождения художника можно судить лишь по записи в церковной книге о его крещении, датированной 6 июня 1599 года.
Он рано проявил интерес к живописи и в десятилетнем возрасте был отдан в ученики к известному в то время художнику Франсиско Эррере Старшему. Обучение длилось всего год. Не выдержав тяжелого нрава учителя, юный Диего покинул его студию. Однако Эррера обладал несомненным талантом, и его влияние, по мнению специалистов, прослеживается в ранних работах Веласкеса.
Следующим учителем будущего художника был Франциско Пачеко, который на долгие годы стал не только наставником, но и другом, а позднее родственником, выдав за него свою дочь Хуану Миранду.
Пачеко был разносторонне образован, имел обширные связи, как в творческой среде, так и среди духовенства и знати Севильи.
При его протекции в 1623 году Веласкес отправился в столицу, где, написав несколько портретов придворных, привлек внимание короля Филиппа IV.
Государь заказал талантливому живописцу свой портрет и остался так доволен результатом, что принял Веласкеса на должность придворного художника.
Его обязанности заключались в создании портретов короля и его родственников, а также полотен для интерьеров королевских резиденций.
В следующие годы, несмотря на козни завистливых коллег по ремеслу, его положение при дворе упрочилось, а жалование выросло.
В 1629-1630 годах Веласкес впервые поехал в Италию. Целью поездки сам он называл окончание своего обучения. Посланнику испанского короля открывались двери дворцов и галерей, давая возможность знакомиться с образцами античного искусства и работами итальянских мастеров.
30-е годы XVII столетия были весьма плодотворными для Веласкеса и в творчестве, и в карьере. Он получил должности гофмейстера и хранителя королевского гардероба, а позже должности королевского камердинера и смотрителя работ.
Он создал целый ряд замечательных полотен, среди которых: Сдача Бреды, Серия портретов придворных шутов, Марс отдыхает, Несколько портретов королевских особ династии Габсбургов.
Треть всех сохранившихся работ мастера принадлежит именно к этому периоду.
Следующее десятилетие, напротив, характеризуется затишьем в творчестве Веласкеса, которое, возможно, объясняется сильной занятостью при дворе и чередой трагических событий в стране и личной жизни художника.
В период с 1648 по 1651 годы состоялось вторая поездка в Италию. На этот раз Веласкес имел конкретное задание по приобретению античных статуй и картин для королевской коллекции, а также должен был нанять мастеров для росписи потолков дворца. В Риме он был удостоен аудиенции Папы Иннокентия X и написал его портрет и ряд портретов римской знати.
В Мадриде художника ждала новая должность главного администратора двора и новые придворным обязанностям, которые включали в себя теперь не только живопись, но и различные организационные мероприятия.
Наиболее важным из них стала организация в 1660 году брака между испанской инфантой Марией Терезией и французским королем Людовиком XIV. Веласкес лично сопровождал кортеж принцессы во Францию, занимался организацией всех торжеств, посвященных этому событию.
Однако эти хлопоты подорвали здоровье 61-летнего мастера, по возвращении он слёг с лихорадкой и умер 6 августа 1660 года, несмотря на все усилия придворных врачей.
Знаменитые картины
Творчество художника с самого начала отличает смелость, реалистичность, стремление к использованию новых приемов, переосмыслению обыденных сюжетов.
Если в ранних работах чувствуется влияние известных художественных школ при сохранении индивидуального почерка, то в поздних полотнах виден уже полностью самостоятельный уникальный стиль Веласкеса, новый и даже слишком передовой для его времени. Стиль, который найдет понимание только через 200 лет.
«Старая кухарка» (1618)
Один из ярких примеров раннего «севильского» периода в творчестве Диего де Веласкеса. 9 из 20 сохранившихся работ того времени относятся к жанру бодегонес (от исп. bodegon – трактир).
Натюрморт в этом жанре сочетается с бытовой сценой с участием нескольких фигур. Обычно действие происходит в харчевне, на кухне, в лавке.
Во всех таких работах чувствуется влияние стиля Караваджо – реалистичность в изображении людей и предметов, яркое освещение объектов переднего плана и тёмный плоский фон.
«Христос в доме Марии и Марфы» (1620)
Здесь бытовая сцена сочетается с религиозной. Художник использует свой любимый приём «картина в картине», который можно будет наблюдать и в более поздних его работах.
Пожилая служанка призывает молодую оторваться от работы, возможно приводя в пример евангельский сюжет, на изображение которого она указывает: Иисус приходит в дом к двум благочестивым женщинам, и они слушают его проповедь оторвавшись от дел.
«Портрет герцога Оливареса» (1624)
Один из первых известных парадных портретов кисти Веласкеса, выполненный с соблюдением всех канонов того времени, но при этом точно отражающий индивидуальность, характер модели.
По некоторым данным, именно этот портрет стал для молодого художника «пропуском» ко двору испанского короля.
А изображённый на нём могущественный вельможа, длительное время был покровителем придворного живописца.
«Сдача Бреды» (1634-1635)
Единственное, сохранившееся до нашего времени историческое полотно мастера. На нём изображён момент триумфа испанского оружия – передача побежденными голландцами символического ключа от города Бреда испанскому полководцу. Обе стороны показаны мастером с симпатией и сочувствием. Как обычно, великолепно проработаны детали от лиц до тканей костюмов.
«Портрет карлика Эль Примо» (1644)
Серия портретов королевских карликов позволяет оценить мастерство Веласкеса в передаче психологизма, настроения через портрет.
На этих картинах, в отличии от портретов царственных особ, художник мог позволить себе изображать людей без прикрас и в естественных позах. В лице Эль Примо читается неожиданная для шута мудрость и затаенная печаль.
Известно, что этот человек имел благородное происхождение и был достаточно образован, что добавляет трагизма его образу.
«Венера перед зеркалом» (1648)
Под влиянием творчества итальянских и фламандских мастеров, с которым он смог познакомиться во Время поездки по Италии, Веласкес заинтересовался изображением обнажённой натуры – направлением, не свойственным чопорному испанскому обществу того времени. До наших дней дошла только одна такая картина – загадочная «Венера».
Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Однако отражение это темно и неясно.
Вокруг этой картины существует множество споров: по одной версии, художник хотел показать обыденность и приземленность божественного образа, по другой, на картине изображена Фламиния Тривио – итальянская художница и возлюбленная Веласкеса.
«Портрет папы Иннокентия X» (1650)
К созданию портрета главы святого Престола Веласкес отнёсся с большей тщательностью, чем даже к изображению королевских особ, ведь его соперниками были лучшие художники знаменитой итальянской школы, изображавшие образы предыдущих пап. И портрет удался.
Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника.
Детально прорисованная одежда не отвлекает внимание зрителя от мастерски переданного лица, на котором отражены, кажется, все пороки, добродетели и даже тайные мысли этого государственного мужа.
«Менины» (1656)
Последняя крупная работа великого мастера и одно из самых таинственных произведений мировой живописи. Исследователи спорят о том, что именно изображено на картине, ищут и находят сотни тайных смыслов и загадочных посланий.
«Менины» действительно содержат несколько планов и обладает необычайной притягательностью.
Юная инфанта – главная героиня картины стала своего рода «брэндом» испанского искусства, при упоминании имени Диего Веласкеса, большинству приходит в голову именно эта картина.
Маленькая принцесса Маргарита в окружении своей свиты то ли позирует художнику, который тоже изображён на холсте, то ли приостановилась, увидев своих родителей. Царственная чета, по замыслу Веласкеса, находится по эту сторону холста, их отражение можно увидеть в зеркале на заднем плане картины.
По словам одного из исследователей, «Менины» изображают последний счастливый день в жизни Габсбургов.
Действительно, не имея наследников, могущественная некогда королевская династия обречена на угасание, вместе с ней уходит и золотой век Испании, на смену могуществу и процветанию приходит упадок, потеря завоеванных ранее земель и политического влияния в мире.
Сохранились лишь 125 работ Диего де Веласкеса. Большая часть хранится в музее Прадо в Мадриде. В России в Государственном Эрмитаже можно увидеть две его картины: «Портрет графа-герцога Оливареса» и «Обед».
Источник: https://gallerix.ru/album/Velazquez