Эжен Делакруа – французский художник-романтик начала 19 века.
Будучи живописцем и монументалистом, он использовал экспрессивную технику кисти, изучал оптические эффекты цвета, оказывая глубокое влияние на творчество импрессионистов, а его страсть к экзотике вдохновляла художников-символистов.
Прекрасный литограф, Делакруа иллюстрировал различные произведения Уильяма Шекспира, Вальтера Скотта и Иоганна Вольфганга фон Гете. Основное собрание картин живописца сейчас находится в Лувре.
Детство и юность
Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина.
У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора.
Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.
Портрет Эжена Делакруа
Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория — в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.
Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.
Министр Шарль Талейран, возможный отец Эжена Делакруа
В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.
Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами Гойи, Рубенса и Тициана.
Живопись
Первую крупную картину Делакруа «Ладья Данте», написанную под влиянием «Плота Медузы» Жерико, общество не оценило, но при содействии Талейрана она была куплена государством для люксембургских галерей.
Картина Эжена Делакруа «Ладья Данте»
Успех пришел к художнику после демонстрации в салоне «Резни на Хиосе» в 1824 году. На картине представлена жуткая сцена гибели греческого народа в войне за независимость, поддерживаемой английским, русским и французским правительствами. Делакруа был быстро признан властями ведущим живописцем в новом романтическом стиле, а картину выкупило государство.
Его изображение страданий было спорным. Многие критики выражали сожаление по поводу отчаянного тона картины, художник Антуан-Жан Грос называл ее «резня искусства». Пафос в изображении младенца, сжимающего грудь мертвой матери, имел особенно мощный эффект, хотя критики осудили эту деталь как непригодную для искусства.
Картина Эжена Делакруа «Резня на Хиосе»
Вскоре Делакруа создал вторую картину на тему греко-турецкой войны – захвата города Миссолонги турецкими войсками. «Греция на развалинах Миссолонги» отличалась сдержанностью палитры.
Художник изобразил женщину в греческом костюме с обнаженной грудью, руки, наполовину поднятые в умоляющем жесте перед ужасной сценой: самоубийство греков, которые решили погибнуть и уничтожить свой город, но не сдаться туркам.
Картина послужила памятником народу Миссолонги и идее свободы, борьбы против тиранического правления. Художник обратился к этим событиям не только из-за его симпатий к эллинам, но и потому, что в это время в Греции умер поэт Джордж Гордон Байрон, которым Делакруа искренне восхищался.
Картина Эжена Делакруа «Греция на развалинах Миссолонги»
Поездка в Англию в 1825 году, встреча с молодыми художниками Томасом Лоуренсом и Ричардом Бонингтоном, цвет и манера письма английской живописи дали толчок для написания произведений разных жанров в духе романтизма.
Это направление в искусстве, для которого характерны изображение сильных характеров и страстей, одухотворенных личностей и целительной природы, интересовало Эжена более 30 лет. Кроме того, он выпускал литографии, иллюстрирующие Шекспира и Фауста Гете. По возвращении на родину были написаны «Поединок Гяура с Хасаном» и «Женщина с попугаем».
Картина Эжена Делакруа «Поединок Гяура с Хасаном»
В 1828 году в Салоне выставили картину Делакруа «Смерть Сарданапала». Художник изобразил осажденного короля, безучастно наблюдающего, как стражи выполняют его приказы убивать слуг, наложниц и животных. Литературным источником работы послужила пьеса Байрона. Критики назвали картину ужасной фантазией о смерти и похоти.
Особенно их поразила борьба обнаженной женщины, чье горло вот-вот будет перерезано, расположенная на переднем плане для максимального воздействия. Чувственная красота и экзотические цвета композиции сделали картину одновременно приятной и шокирующей.
Картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала»
Пожалуй, самое известное произведение Делакруа появилось в 1830 году. «Свобода, ведущая народ» — полотно, ознаменовавшее переход от романтического стиля к неоклассическому.
Художник чувствовал композицию в целом, одновременно думал о каждой фигуре в толпе как о типе. Мертвые воины, лежащие на переднем плане, остро подчеркивали символическую женскую фигуру со знаменем триколора, олицетворяющего свободу, равенство и братство, торжественно освещенную, словно в свете прожекторов.
Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»
Вместо того чтобы прославлять фактическое событие, революцию 1830 года, Делакруа хотел передать волю и характер народа, вызвать романтический образ духа свободы. Интересен факт, что мальчик, держащий пистолет справа, иногда считается вдохновением для персонажа Гавроша в романе Виктора Гюго «Отверженные».
Хотя французское правительство купило картину, чиновники сочли ее опасной и убрали из поля зрения общественности. Тем не менее, художник по-прежнему получал много государственных заказов на фрески и потолочные росписи. После революции 1848 года, которая привела к концу правления короля Луи Филиппа, «Свобода, ведущая народ», была, наконец, выставлена на обозрение Наполеоном III в Лувре.
Фрески Эжена Делакруа
В 1832 году Делакруа отправился в Марокко в составе дипломатической миссии. Он хотел вырваться из цивилизации Парижа в надежде увидеть более примитивную культуру. Во время поездки живописец создал более 100 картин и рисунков, сцен из жизни народов Северной Африки. Делакруа считал, что жители этого региона в своем одеянии подобны людям классического Рима и Греции:
«Греки и римляне здесь, у моей двери, в арабах, которые укутываются в белое одеяло и выглядят как Катон или Брут».
Художнику удалось тайно нарисовать некоторых восточных женщин («Алжирские женщины в своих покоях»), но он столкнулся с трудностями в поиске мусульманских натурщиц.
Находясь в Танжере, Делакруа сделал много набросков людей и города, животных.
На их основе в конце жизни живописец создал картины «Арабские лошади, дерущиеся в конюшне», «Охота на львов в Марокко» (несколько версий, написанных между 1856 и 1861 годами), «Марокканец, седлающий коня».
Картина Эжена Делакруа «Охота на львов в Марокко»
Делакруа черпал вдохновение из многих источников: литературные произведения Уильяма Шекспира и лорда Байрона, мастерство Рубенса и Микеланджело. Но от начала и до конца своей жизни он нуждался в музыке.
От печальных зарисовок Шопена или «пасторальных» пьес Бетховена художник получал больше всего эмоций.
В какой-то момент своей жизни Делакруа подружился с Шопеном и написал портреты композитора и его избранницы, писательницы Жорж Санд.
В течение жизни живописец создал несколько картин на библейские сюжеты: «Распятие», «Кающаяся грешница», «Христос на Генисаретском озере», «Иисус на кресте».
Картина Эжена Делакруа «Кающаяся грешница»
С 1833 года художник получил заказы на оформление общественных зданий в Париже. В течение 10 лет он писал картины в библиотеке во Дворце Бурбонов и Люксембургском дворце.
В 1843-м Делакруа украсил церковь Святого Причастия большой Пьетой, а с 1848 по 1850 годы расписывал потолок в галерее Аполлона в Лувре.
С 1857-го по 1861-й он работал над фресками часовни ангелов в церкви Сен-Сюльпис в Париже.
Личная жизнь
По официальной информации, Делакруа не был женат. Однако он был страстно влюблен в Жюльетту де Лавалетт, жену Тони де Форже, родственницу императрицы Жозефины.
Жюльетта де Лавалетт
Когда началась эта связь, неизвестно, сохранилось письмо Эжена к возлюбленной, датированное 23 ноября 1833 года. В это время Жюльетта рассталась с супругом и жила с матерью в Париже. Их роман вскоре перерос в нежные дружеские отношения, длившиеся до смерти художника.
Во время работы во дворце Бурбонов Делакруа начал длительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, подробности их отношений – белое пятно в биографии обоих.
Мари-Элизабет Блаво-Буланже
Одной из причин безбрачия живописца исследователи считают тот факт, что он не любил детей. Для него ребенок был воплощением грязных рук, портящих холсты, шума, отвлекающего от работы.
Делакруа жил в Париже, а с 1844 года приобрел небольшой коттедж на севере Франции, где любил отдыхать в сельской местности. С 1834 года до самой смерти о нем добросовестно заботилась его домработница Жанна-Мари Ле Гийю, которая ревностно охраняла его личную жизнь.
Смерть
Утомительная работа над фресками подорвала здоровье Делакруа. Зимой 1862-1863 годов он страдал от тяжелой инфекции горла, ставшей причиной смерти.
1 июня 1863 года он обратился к своему врачу в Париже. Через 2 недели ему стало лучше, и он вернулся в свой дом за городом. Но к 15 июля состояние ухудшилось, а приглашенный доктор сказал, что больше ничего не может для него сделать. К тому времени единственной пищей, которую ел художник, были фрукты.
Могила Эжена Делакруа
Делакруа понял серьезность своего состояния и написал завещание, каждому из друзей предназначался подарок. Доверенной домработнице, Дженни Ле Гийю, он оставил достаточно денег, чтобы жить. Затем приказал продать все в своей студии. Последней волей Эжена был запрет на любое его изображение,
«будь то посмертная маска, рисунок или фотография».
13 августа 1863 года художник скончался в Париже, в доме, где в настоящее время находится его музей. Могила Делакруа расположена на кладбище Пер-Лашез.
Картины
- 1822 — «Ладья Данте»
- 1824 – «Резня на Хиосе»
- 1826 – «Греция на развалинах Миссолонги»
- 1827 – «Смерть Сарданапала»
- 1830 – «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»)
- 1832 – «Автопртрет»
- 1834 – «Алжирские женщины в своих покоях»
- 1835 – «Поединок Гяура с Хасаном»
- 1838 – «Портрет Фридерика Шопена»
- 1847 – «Похищение Ребекки»
- 1853 – «Христос на кресте»
- 1860 – «Драка арабских лошадей в конюшне»
Источник: https://24smi.org/celebrity/69613-ezhen-delakrua.html
Эжен Делакруа картины
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) – великий французский художник. Родился 26 апреля 1798 года в Шарантон, умер в Париже 13 августа 1863 года. Французский художник прославился своими произведениями в жанре Романтизм. Его творчеству характерны дух свободы и борьба за свободу, динамичные композиции, экспрессивный колорит. Страстный темперамент автора выразился в серии его восточных работ.
Эжен Делакруа родился в обеспеченной семье, ни в чём не нуждался и даже окончил Императорский лицей. Но в 16 лет он остался круглой сиротой и поступил в Школу Изящных Искусств. Здесь Делакруа начинает работать в Лувре – копирует работы известных мастеров живописи – Рубенс, Веласкес, Микеланджело и др.
Сначала его творчество имело копировальный характер, но затем, после картины Барки Данте, которая на данный момент висит в Лувре, всем стало ясно, что во Франции появился новый великий живописец. Эта картина произвела настоящий фурор и стала ярким цветком среди застоявшегося классицизма, который стал порядком всем надоедать.
Затем были картины Резня на острове Хиос, Греция на развалинах Миссолунги и многие другие, которые имели схожий эффект.
Героический период его романтизма был наиболее ярким в творчестве. Самым известным его произведением стала Свобода, ведущая народ. Эта картина, кстати, была очень известна в СССР и являлась прообразом многих агитационных плакатов.
Кроме того, в истории его живописи можно найти и другие периоды, когда он писал картины на мифологические и религиозные темы.
Отдельно можно назвать цикл картин, посвящённых произведениям таких писателей, как Данте, Шекспир, Вальтер Скотт, Байрон, Гете.
Его всегда влекла присущая романтикам свобода, освобождение от оков обыденности. Результатом этого стала его поездка в Марокко. Десятки картин, зарисовок, рисунков — Свадьба в Марокко, Султан Марокко, Львиная охота, Алжирские женщины стали одними из самых известных произведений великого французского художника Eugene Delacroix.
Самые известные художники и ценители живописи считают Эжена Делакруа сопоставимым с художниками Ренессанса. По своей жажде творить, воплощать любые идеи он был настоящим революционером в искусстве.
На сайте для девушек Элли вы найдёте широкий ассортимент модной одежды. Лосины, леггинсы высокого качества и различных расцветок обязательно понравятся любой моднице.
Арабские всадники
Автопортрет как Равенсвуд
Данте и Вергилии
Фанатики Танжера
Греция на руинах Миссолунги
Женщина с попугаем
Женщины Алжира в своих покоях
Клеопатра и крестьянин
Медея
Микеланджело в своей мастерской
Невеста в Абидосе
Охота на львов в Марокко
Поединок ягуара с Пашой
Портрет Фредерика Шопена
Портрет Жорж Санд
Резня на Хиосе
Схватка арабских скакунов
Сирота на кладбище
Смерть Сарданапала
Султан Марокко и его свита
Сумасшедшая
Свобода, ведущая народ
Война
Вступление крестоносцев в Константинополь
???? Блинцов | 2012-03-8, 09:05 | ???? 1 258
Источник: https://art-assorty.ru/824-ezhen-delakrua-kartiny.html
Эжен Делакруа: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Париже. Он появился в семье, которая поднялась при Наполеоне и относилась к элите. Мать происходила из рода знаменитых краснодеревщиков.
Отец был министром иностранных дел во времена первой Французской республики, а позже послом в Батавии (современные Нидерланды) и префектом Марселя.
На посту министра его сменил Шарль Талейран – экс-епископ, хитрый и изворотливый человек.
Биографы художника впоследствии выяснили, что именно он и был его настоящим отцом. Талейран часто захаживал в дом Делакруа и заглядывался на хозяйку. Однако сам Эжен скрывал это родство. Человек, которого он считал своим отцом, умер рано. Делакруа тогда было всего семь лет. Без отца семья обеднела и лишилась былого внимания в обществе.
Эжен рос эмоциональным и нервным мальчишкой. Окружающие называли его сущим сорванцом. Друг детства, Александр Дюма, впоследствии вспоминал, что «к трем годам Делакруа уже горел, тонус и травился».
Поступив на полный пансион в лицей Людовика Великого, Эжен стал более степенным. Тогда он увлекся словесностью, классической литературой и живописью. Страстью к последней он обязан своему дяде, который часто брал его в Нормандию, чтобы рисовать с натуры.
Когда будущему художнику исполнилось 15, скончалась и мать. Эжен переехал в дом старшей сестры, семья которой жила скромно. В 17 лет он оказался предоставлен сам себе.
Тогда он решил стать художником и поступил в мастерскую известного любителя классицизма в живописи Пьера-Нарсиса Герена. Спустя год Эжен стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен.
Там он отточил технику рисунка.
Весомый вклад в будущее творчество Делакруа внесло общение с молодым художником Теодором Жерико и походы в Лувр. Там он восхищался работами Рубенса и Тициана. Но большое влияние на его творчество оказал именно Жерико, который тогда писал «Плот Медузы». Эжен позировал ему. На его глазах Жерико ломал привычные каноны классицизма. Картина вызвала фурор.
Дебютной работой Эжена Делакруа стала картина «Ладья Данте». Она была написана в 1822 году и выставлена в Салоне. Критики восприняли ее в штыки. «обноски Рубенса», «нарисовано пьяной метлой» – такие характеристики давали его первой работе. Однако были и восторженные отзывы. Кроме этого, он получил за нее две тысячи франков, что по тем временам были неплохие деньги.
Второй картиной Делакруа стала «Резня на Хиосе», где он показал ужасы войны греков за независимость. Она была представлена спустя два года после дебютной работы. Картина снова раззадорила критиков, которые посчитали ее слишком натуралистичной. После этого имя Делакруа стало известно широким массам.
Позже он выставляет в Салоне «Смерть Сарданапала». Картина снова взбесила критиков, которые посчитали, что Делакруа специально их злит. Глядя на картину, хорошо чувствуется, что художник словно наслаждается жестокостью, тщательно прорисовывая детали.
У каждого художника свой стиль написания картин. Для полотен Делакруа характерны:
- выразительные мазки;
- оптический эффект цветов;
- акцент на динамике и цвете;
- натуралистичность.
Французская революция 1830 года была воспринята молодым поколением художников и прочих деятелей искусств как некое обновление и шаг из пропасти традиций, в которой на тот момент увязло не только творчество, но и вся страна.
Эжена Делакруа это политическое событие вдохновило на написание теперь уже легендарного полотна «Свобода, ведущая народ», она же «Свобода на баррикадах». Пожалуй, картину можно смело назвать самой известной работой художника. На ее написание ушло около трех месяцев.
Но впервые ее выставили только спустя год после революционных событий.
На картине Делакруа абстрактно изобразил понятие «свобода». Для этого он использовал аллегорию. Мечту о свободе он воплотил в образе полуобнаженной женщины. Она выступала в роли своеобразного символа Французской революции.
В ее внешнем виде отчетливо просматриваются черты античности, а пропорции лица соответствуют всем канонам греческой скульптуры. Развевающаяся на ветру одежда придает полотну характерную для романтизма динамику.
Отважная женщина с флагом республиканской Франции в одной руке, с ружьем – в другой, ведет за собой народ. У героини картины обнажен бюст. Тем самым Эжен хотел показать, что французский народ защищал свою свободу с голой грудью, и в этом заключалась их отвага.
Рядом с женщиной изображены буржуа, рабочий и юноша. Так художник показал единство народа во время революции.
Французы с восторгом принял картину. Государство сразу же ее выкупило у Делакруа. Однако следующие четверть века полотно было скрыто от людских глаз. Правительство боялось, что картина подвигнет народ на новую революцию.
За свою жизнь художник написал немало полотен, среди которых:
- «Греция на руинах Миссолонги» (1826);
- «Убийство епископа Льежа» (1829);
- «Вступление крестоносцев в Константинополь» (1840);
- «Христос в Галилейском море» (1854);
- «Охота на тигра» (1854) и т.д.
Помимо картин, Делакруа расписывал стены фресками. Этим занятием он увлекся после возвращения из Северной Африки. На протяжении двух десятилетий он с упоением расписывал стены дворцов, библиотек и прочих государственных зданий.
Эжен Делакруа не был женат. Однако с 1834 года и до последних дней жизни с ним была рядом его экономка, Жанна-Мари Ле Гийю. Художник умер в 1863 году в своей парижской квартире. Погребен на кладбище Пер-Лашез.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-962706-ezhen-delakrua-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn
Эжен Делакруа: жизнь и творчество художника
Эжен Делакруа (Фердинанд Виктор Эжен Делакруа; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.
Содержание
- Биография Эжена Делакруа
- Творчество Делакруа
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Эжена Делакруа
- Библиография
Эжен Делакруа родился возле Парижа в 1798 году 26 апреля. До сих пор так и неизвестно кто был отец Эжена Делакруа. То ли Шарль Делакруа, известный чиновник, то ли ребенок был незаконнорожденным, а отцом считался Шарль Талейран – министр иностранных дел во Франции.
Эжен рос очень взбалмошным мальчиком. Его другом детства был Александр Дюма, который писал о Делакруа, что к трем годам, он уже вешался, травился и горел. Все это происходило с Эженом Делакруа по воле случая, но не без его помощи.
Уже обучаюсь в лицее, и, проявив свой художественный талант, Делакруа стал спокойней. Он даже получал грамоты за свои работы, а также за знание классической литературы.
Склонности к рисованию Эжен Делакруа перенял у своей матери, которую звали Виктория. Но именно страсть к живописи у Делакруа зародилась в сердце Нормандии. Его дядя был художником, и часто туда отправлялся, чтобы рисовать пейзажи.
Родители будущего художника умерли рано, и Эжен первое время жил у сестры, пока она не попала в трудное финансовое положение. Тут перед Делакруа стала проблема, как жить дальше? Его выбором стала живопись. Он поступил в мастерскую Пьера Нарсисса Герена.
В 1816 году Делакруа поступил в школу изящных искусств, где преподавал Герен. Там он получил много знаний, но настоящими уроками для него стало посещение Лувра, в котором он познакомился с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном – талантливыми молодыми живописцами.
Общение с молодыми художниками шло Делакруа на пользу. Он развивался, стал более начитан, познакомился с произведениями Шекспира, картинами Рубенса и Тициана.
Творчество Делакруа
В 1818 году Делакруа позировал Теодору Жерико, когда тот рисовал картину «Плот Медузы». Это была необычайная картина, которая положила начало французскому романтизму, и этому событию свидетелем был Эжен Делакруа.
В 1832 году Делакруа с группой отправился в Марокко с дипломатической миссией. Это поездка сыграла огромную роль в изменении стиля рисования художника. Он увидел Африку,которую представлял себе совсем по другому. Сделав там огромное число набросков, они вылились в замечательные картины по приезду во Францию.
К этому времени Делакруа уже стал получать персональные заказы, в том числе и роспись потолков в Лувре. 12 лет он работал для церкви Сен-Сюльпис, расписывая фрески.
Первая великая работа Делакруа была представлена в Салоне в 1822 году («The Bark of Dante», Лувр). Работа была куплена правительством.
Барка Данте
Гесиод и Муза
Смерть Сарданапала
В 1824 году Делакруа написал «Massacre at Chios» (Лувр). Принужденность тематической значимости, а также цвета его работы «The Death of Sardanapalus» (1827, Лувр) были тяжело осуждены некоторыми критиками.
Его влияние на искусство как художника-колориста неоценимо громадно.
Интересные факты из жизни художника
К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом.
«Мое сердце, — писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».
С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу.
Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа. Его появление ждали — художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер.
При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.
- В 1850-е годы его признание стало неоспоримым.
- В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855 году наградили орденом Почетного легиона.
- В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки.
Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают её неизменный интерес.
- Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
- Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез.
Библиография
- Ситник К. А. Э. Делакруа. М.-Л., 1947.
- Кожина Е. Ф. Эжен Делакруа. Альбом. М., 1961.
- Гастев А. А. Делакруа. — М. «Молодая гвардия», 1966. — 224 с. — (ЖЗЛ; Вып. 427). — 115 000 экз.
- Дьяков Л. А. Э. Делакруа. М., 1973.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, muzei-mira.com, ru.
wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Эжен Делакруа: картины художника
Эжен Делакруа — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Эжен Делакруа: жизнь и творчество художника
3.5 (70%) 4 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/delakrua-jezhen.html
Эжен Делакруа — краткая биография, факты, личная жизнь
Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́ (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 1798—1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.
Детство и юношество
Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года.
Официально его отцом считался Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорождённым сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814—1815 годов. Иногда отцовство приписывали самому Наполеону. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.
Более спокойными оказались годы учёбы в лицее Людовика Великого, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы.
Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков; но настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии — там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.
Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение.
В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен.
Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнажённых натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико.
В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращённых их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан.
Бонингтон, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Делакруа и живопись
Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвёл «Плот» Жерико), она не вызвала.
Настоящий успех пришёл к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию».
Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.
Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр
Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил своих хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определённой сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».
Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.
Смерть Сарданапала
В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов.
Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»).
Выставленное в Салоне 1831 года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.
Фрески Делакруа на западной стене
К этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко.
Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество.
Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию.
В Марокко Делакруа сделал сотни эскизов, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения. Картина «Арабы, играющие в шахматы» написана спустя 15 лет после поездки и отражает отдельные стилистические элементы персидской и индийской миниатюры.
По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833—1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840—1847) и росписью потолков в Лувре (1850—1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849—1861).
В конце жизни
К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом.«Мое сердце, — писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».С возрастом продуктивность Делакруа снижалась.
В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приёмы и знаменитые салоны Парижа. Его появления ждали — художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер.
При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.
В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855 году наградили орденом Почётного легиона.В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки.
Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают её неизменный интерес.
Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своём парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез.
Хронология жизни
- 1798 Родился в Париже в семье чиновника Шарля Делакруа. Многие считают его незаконнорождённым ребёнком знаменитого политика Шарля Талейрана.
- 1805 Умирает отец Эжена.
- 1814 Умирает мать Эжена.
- 1815 Принимает решение стать художником. Поступает учеником в мастерскую известного классициста Пьера Нарсисса Герена.
- 1816 Поступает в Школу изящных искусств. Знакомится с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном.
- 1818 Позирует Жерико для его картины «Плот „Медузы“». Находится под большим влиянием живописи Жерико.
- 1822 Выставляет в Салоне полотно «Ладья Данте».
- 1824 Картина Делакруа «Резня на Хиосе» становится одной из сенсаций Салона.
- 1830 Июльское восстание в Париже. Пишет своё знаменитое полотно «Свобода, ведущая народ».
- 1832 В составе официальной дипломатической миссии посещает Марокко.
- 1833 Приступает к работе над первой из серии больших фресок, заказанных ему правительством.
- 1835 У Делакруа обнаруживается серьёзная болезнь горла.
- 1851 Художника избирают в городской совет Парижа.
- 1855 Награждён орденом Почетного легиона. В рамках Всемирной выставки в Париже проходит персональная выставка.
- 1863 Завершает продолжавшуюся много лет работу над фресками для церкви Сен-Сюльпис.
- 1863 13 августа умирает в своём парижском доме.
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/ehzhen-delakrua
Биография и картины Эжена Делакруа
Эжен Делакруа родился возле Парижа в 1798 году 26 апреля. До сих пор так и неизвестно кто был отец Эжена Делакруа. То ли Шарль Делакруа, известный чиновник, то ли ребенок был незаконнорожденным, а отцом считался Шарль Талейран – министр иностранных дел во Франции.
Эжен рос очень взбалмошным мальчиком.
Его другом детства был Александр Дюма, который писал о Делакруа, что к трем годам, он уже вешался, травился и горел. Все это происходило с Эженом Делакруа по воле случая, но не без его помощи.
Уже обучаясь в лицее, и, проявив свой художественный талант, Делакруа стал спокойней.
Он даже получал грамоты за свои работы, а также за знание классической литературы. Склонности к рисованию Эжен Делакруа перенял у своей матери, которую звали Виктория. Но именно страсть к живописи у Делакруа зародилась в сердце Нормандии. Его дядя был художником, и часто туда отправлялся, чтобы рисовать пейзажи.
Родители будущего художника умерли рано, и Эжен первое время жил у сестры, пока она не попала в трудное финансовое положение. Тут перед Делакруа стала проблема, как жить дальше? Его выбором стала живопись. Он поступил в мастерскую Пьера Нарсисса Герена.
В 1816 году Делакруа поступил в школу изящных искусств, где преподавал Герен.
Там он получил много знаний, но настоящими уроками для него стало посещение Лувра, в котором он познакомился с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном – талантливыми молодыми живописцами.
Общение с молодыми художниками шло Делакруа на пользу. Он развивался, стал более начитан, познакомился с произведениями Шекспира, картинами Рубенса и Тициана.
В 1818 году Делакруа позировал Теодору Жерико, когда тот рисовал картину «Плот Медузы». Это была необычайная картина, которая положила начало французскому романтизму, и этому событию свидетелем был Эжен Делакруа.
В 1832 году Делакруа с группой отправился в Марокко с дипломатической миссией. Это поездка сыграла огромную роль в изменении стиля рисования художника. Он увидел Африку,которую представлял себе совсем по другому. Сделав там огромное число набросков, они вылились в замечательные картины по приезду во Францию. К этому времени Делакруа уже стал получать персональные заказы, в том числе и роспись потолков в Лувре. 12 лет он работал для церкви Сен-Сюльпис, расписывая фрески.
К 1835 году Эжен Делакруа серьезно заболел. Его болезнь была связано с горлом, которую не могли вылечить, и которая привела его к смерти. Умер он 13 августа 1863 года в Париже.
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/777-biografiya-ezhena-delakrua.html
Эжен Делакруа: картины, биография
Эжен Делакруа (Delacroix) (26.4.1798, Сен-Морис, близ Парижа, — 13.8.1863, Париж), — известный французский живописец и график.
Наделённый страстным темпераментом и мощной творческой фантазией, Делакруа с первых шагов решительно вступил на путь романтизма и вскоре стал главой романтической школы, ярчайшим выразителем её прогрессивных тенденций.
Холодной и условной, оторванной от жизни официальной академической живописи Делакруа противопоставил взволнованное и напряжённое искусство, проникнутое гуманистическим пафосом, духом активного действия и борьбы. Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные приёмы Делакруа: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит со звучными контрастами светотени и цвета.
Творчество Делакруа принадлежит к вершинам мировой живописи 19 века благодаря его героическому свободолюбивому духу, драматическому ощущению противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности живописного языка. Делакруа придал цвету активную эмоционально-образную выразительность; в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов.
Биография художника Делакруа
«Вы говорите — глава школы? Скажите лучше — глава мятежа!» — это восклицание, вырвавшееся у одного из зрителей перед картинами Делакруа, облетело весь Париж. И в нем была, конечно, своя доля истины, хотя знаменитый уже к тому времени живописец был все-таки прежде всего главой художественной школы — школы романтизма.
Представителей этого течения в европейском искусстве первой половины прошлого столетия называли детьми Великой Французской революции. Но за эпохой революционного подъема последовала реставрация королевской власти, и «романтики» были скорее разочарованными молодыми людьми, которым претили «добродетели» буржуазно-ограниченного существования.
В искусстве «романтики» требовали неограниченной свободы, борясь с официальным академическим классицизмом. Они пытались говорить в литературе, музыке, живописи на живом языке человеческих страстей. Их увлекали смелость контрастов, сила мятежных характеров, эмоциональная насыщенность образов.
Гюго, Санд, Шопен, Берлиоз, Жерико, Рюд, Делакруа — блестящее созвездие имен единомышленников в искусстве.
Художник Эжен Делакруа — сын выдвинувшегося в годы революции политического деятеля Шарля Делакруа — имел, о чем со страхом писали критики, «совершенно революционное происхождение». Он был широко образован. Посещал Школу изящных искусств в Париже (1816—1822), затем занимался в студии П. Герена, был знаком с Жерико, хорошо знал и ценил старых мастеров.
В 1822 году в Салоне впервые появилась картина Делакруа «Данте и Вергилий», изображавшая сцену из «Божественной комедии» Данте. Драматизм в передаче человеческих страданий, мощная пластика обнаженных тел заставили критиков заговорить о «смелости Микельанджело».
Следующим крупным произведением молодого художника было полотно «Резня в Хиосе» (1824).
На нем развернулось повествование о жутком, кровавом событии — подавлении гурками восстания в Греции, происшедшем «на глазах у просвещенной Европы» за два года до появления картины Делакруа.
К волнующей его теме борьбы за независимость художник вернется еще раз, написав в 1827 году ♦ Грецию на развалинах Миссолунги». А свободная широкая живопись с яркими пятнами сочных, горячих красок на долгие годы останется его индивидуальной манерой.
В 1830 году Париж покрылся баррикадами, ненавистные народу Бурбоны были вышвырнуты из страны. Возбужденный, счастливый художник стал свидетелем революционных битв.
И тогда родилась его «Свобода на баррикадах» (1831) — неувядаемый шедевр, прозванный «марсельезой французской живописи».
Восставших парижан, готовых на все в своей непоколебимой решимости, ведет в бой сама Свобода в образе прекрасной женщины с винтовкой и трехцветным знаменем республики в руках.
Героизм народа, запечатленный Делакруа, оказался, в сущности, напрасным. К власти пришло правительство «короля банкиров» Луи-Филиппа, реакция восторжествовала. Делакруа не находит больше на родине тем для своих произведений. Он отправляется путешествовать.
Испания, Марокко, Алжир — необычная жизнь, новые краски природы. По впечатлениям поездки художник пишет «Алжирских женщин» (1834), «Охоту на львов в Марокко» (1854), «Арабских комедиантов» (1848).
Кисти Делакруа принадлежит большое число полотен на исторические темы («Смерть Сарданапала», 1827; «Казнь дожа Марино Фальеро», 1826; «Битва при Пуатье», 1830; «Битва при Тайбуре», 1837; «Вступление крестоносцев в Константинополь», 1841).
Они отличались убедительностью трактовки событий, показываемых обычно в момент наивысшего трагического напряжения. Ряд портретов современников и среди них не завершенный, но прекрасный портрет Фредерика Шопена оставил нам художник.
В последние годы жизни он отдал много сил монументальным росписям. Бурбонский дворец, Люксембургский дворец, старая Парижская ратуша, Лувр и другие здания французской столицы хранят на своих стенах следы его кисти.
Богатая фантазия, декоративная красочность, восхваление стихийной мощи и величавой красоты, наконец, сам размах, масштабы огромных плоскостей стен и плафонов были подстать неукротимому таланту художника.
Между тем, официальные круги никогда не забывали его бунтарские полотна. Кандидатуру Делакруа в Академия? проваливали шесть раз. Всемирно известного мастера не допускали к преподаванию. Старый, больной человек, он говорил накануне смерти: «Если я вылечусь, я создам удивительные вещи: я чувствую, как кипят во мне мысли».
Галерея картин Делакруа
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/929-delacroix.html
Эжен Делакруа Биография
Художник (1798–1863)
Художник Эжен Делакруа был одним из ведущих художников французского романтического периода 19 века.
Синопсис
Эжен Делакруа родился в Шарантон-Сен-Морис, Франция, 26 апреля 1798 года. Он получил художественное образование в Париже и стал известен как ведущая фигура французской романтической эпохи 19 век.
Вдохновленный историей, литературой и экзотическими местами, Делакруа написал такие знаменитые произведения, как «Свобода, ведущая народ» и «Смерть Сарданапала». Он умер в Париже 13 августа 1863 года.
Ранние годы и образование
Фердинанд-Эжен-Виктор Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Шарантон-Сен-Морис, Франция. , Его отец, Чарльз, был министром иностранных дел и служил правительственным префектом в Марселе и Бордо. Его мать, Виктуар Оебен, была культурной женщиной, которая поощряла любовь молодого Делакруа к литературе и искусству.
Отец Делакруа умер, когда ему было 7 лет, а его мать скончалась, когда ему было 16 лет. Он учился в лицее Луи-ле-Гран в Париже, но бросил школу, чтобы начать свое художественное образование.
, При поддержке полезного и хорошо связанного дяди он присоединился к мастерской художника Пьера-Нарцисса Герена. В 1816 году он поступил в Школу изящных искусств.
Делакруа также много раз посещал Лувр, где восхищался картинами таких старых мастеров, как Тициан и Рубенс.
Раннее общественное признание
Многие из ранних картин Делакруа имели религиозные предметы. Однако первую работу он выставил на престижном парижском салоне «Данте и Вирджил в аду». (1822), черпал вдохновение из литературы.
Для других работ 1820-х годов Делакруа обратился к недавним историческим событиям. Его интерес к греческой войне за независимость и его беспокойство по поводу зверств этой войны привели к «Резне в Хиосе» (1824) и Греция на руинах Миссолонги (1826).
Даже на этой ранней стадии своей карьеры Делакруа посчастливилось найти покупателей на его работу.
Он был провозглашен центральной фигурой в эпоху романтического французского искусства вместе с Теодором Жерико и Антуаном-Жаном Гро.
Как и эти другие художники, он изображал предметы, чреватые крайними эмоциями, драматическими конфликтами и насилием. Часто вдохновленный историей, литературой и музыкой, он работал с яркими цветами и свободной кистью.
Основные произведения романтизма
Делакруа продолжал удивлять критиков и его клиентов такими работами, как & quot; Смерть Сарданапала & # x201D; (1827), декадентская сцена побежденного ассирийского царя, готовящегося к самоубийству.
Одной из его самых известных картин была «Свобода, ведущая людей», & # x201D; ответ на июльскую революцию 1830 года, в которой женщина с французским флагом возглавляет отряд борцов из всех социальных слоев.
Он был куплен французским правительством в 1831 году.
После поездки в Марокко в 1832 году Делакруа вернулся в Париж с новыми идеями для своего искусства.
Картины, такие как «Алжирские женщины в своих квартирах» & # x201D; (1834) и Mor марокканский вождь, получающий дань (1837) определил его романтический интерес к экзотическим предметам и далеким землям.
Он также продолжал рисовать сцены, заимствованные у его любимых авторов, в том числе лорда Байрона и Шекспира, и ему было поручено нарисовать несколько комнат во Дворце Бурбонов и Версальском дворце.
Эжен Делакруа
Поздняя жизнь и творчество
С 1840-х годов Делакруа провел больше времени в сельской местности за пределами Парижа. Он дружил с другими известными деятелями культуры, такими как композитор Фредерик Шопен и писатель Джордж Санд. В дополнение к своим литературным предметам он создал цветочные натюрморты и множество картин под названием «Охота на льва».
Delacroix последняя главная комиссия была набором фресок для церкви Сен-Сюльпис в Париже. Они включают в себя & Jacob Wrestling with the Angel, сцена интенсивного физического сражения между двумя фигурами в темном лесу. Эта комиссия оккупировала Делакруа в течение 1850-х годов и в последующее десятилетие. Он умер 13 августа 1863 года в Париже.
Источник: https://biography-live.ru/ezhen-delakrua-biografiya/