Джузеппе Арчимбольдо (1527, Милан — 11 июля 1593, там же), итальянский художник. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый художник эпохи Возрождения был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в XVI столетии».Библиотекарь
Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя — архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Карикатуры и наброски странных чудовищ нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи для юноши были настоящим потрясением, он их запомнил, что и повлияло на его собственное творчество.Адам
ЕваПортреты-ребусыАрчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Вскоре ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Богемии — будущего императора Фердинанда I, придворным художником которого он станет спустя несколько лет. В начале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.Времена годаЗимаВеснаЛетоОсеньВ 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе.25 лет художник жил при дворах в Вене и Праге После смерти Фердинанда I , продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.Портрет императора Максимилиана с семьей Рудольф II очень любил всё экзотическое, загадочное, парадоксальное. Картиной «Вертумн»он был восхищён и наградил 64-летнего художника титулом пфальцграфа. Вертумн – этрусское божество садов и обработки земли. В картине это существо очень похоже на короля Рудольфа II. Виртуозно переданы плоды, овощи и цветы, удивительно броские и декоративные элементы картины.Вертумн. Портрет Рудольфа IIМаксимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официант» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей, инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.Четыре стихииВодаОгоньЗемляВоздухАдвокатОфициантИнтересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры и т. п. — яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам. Сюжеты и персонажи для представлений, как правило, черпались из античной истории или мифологии, роли исполнялись членами королевской фамилии, королевскими камергерами и дворянами. Может быть, работа над фантастическими персонажами для этих грандиозных праздников и рождала у Арчимбольдо идеи аллегорических картин и необычных портретов. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II.Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи.Эскиз рыцаского шлемаЭскиз украшения дамской прическиДраконФантастические саниПри дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий, исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года».Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. ФлораЗа «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было заболевание почек.Автопортрет
В XX веке портреты Арчимбольдо вновь стали популярны и любимы, а ведь прошло почти триста лет после его смерти, пока французские сюрреалисты не объявили давно забытого художника предтечей их искусства и первым европейским маньеристом. (сайт narod.ru — Биография)
Источник: http://giuseppe-arcimboldo.narod.ru/biografiya-giuseppe-arcimboldo/
Источник: https://baracuda7.ucoz.ru/publ/1-1-0-13
Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.
Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.
Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.
В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста.
Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.
До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.
Повар
Библиотекарь, понятно, — книжный червь.
На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо».
Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов.
Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.
Автопортрет
В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей — учение о живом космосе и единстве человека и природы.
При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке.
У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.
-
Весна
- Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.
-
Лето
- «Осень» изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст — мудростью и добродетелями.
-
Осень
Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы…
Зима
Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» — по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа — придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.
Рудольф II в образе Вертумна
Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.
11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».
Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.
В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.
Из: Забытые истории. Блог Сергея Цветкова
Источник: http://izbrannoe.com/news/iskusstvo/srednevekovyy-syurrealist-dzhuzeppe-archimboldo/
Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)
?
Голиб Саидов (golibus) wrote, 2018-03-21 10:49:00 Голиб Саидов golibus 2018-03-21 10:49:00
«ВЕРТУМН»
Старинный замок Скоклостер — одна из самых известных достопримечательностей Швеции. Он был построен во второй половине XVII века и принадлежал графу Карлу-Густаву Врангелю — фельдмаршалу и богатейшему человеку тогдашней Швеции. Сегодня замок Скоклостер — музей.
Тут можно увидеть настоящие произведения искусства — скульптуры, настенные росписи, картины, а также старинные книги и оружие.
Но самое известное сокровище Скоклостера — «Виртумн», знаменитая картина Джузеппе Арчимбольдо, портрет императора Рудольфа II, составленный из изображений фруктов и овощей.
Императора и художника долгие годы связывали теплые, дружеские отношения. Портрет этот стал последней и, наверное, самой значительной картиной удивительного, ни на кого не похожего мастера Джузеппе Арчимбольдо.
Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семействе миланского художника Бьяджо Арчимбольдо и его супруги Кьяры Паризи. В Милане всегда помнили о том, что несколько лет великий Леонардо да Винчи работал при дворе миланского герцога.
Сеньор Бьяджо дружил с семейством Луини, преданными поклонниками Леонардо, хранившими его рукописи и рисунки, — Аурелио Луини берег как святую реликвию наброски из записных книжек Леонардо, счастливым образом попавшие в руки его отца Бернардино.
Несомненно, юному Джузеппе показывали листы Леонардо, и он с восторгом разглядывал фантастические образы, созданные воображением гения Возрождения, — удивительные чудовища, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица.
Эти рисунки навсегда остались в памяти Джузеппе.
«Флора», 1588
Заметив у сына явные способности к рисованию, старший Арчимбольдо стал привлекать его к своей работе. В 22 года Джузеппе, уже на равных с отцом, работал в Миланском соборе, а в 1551 году самостоятельно выполнил очень важную работу — расписал пять гербов, которые были торжественно преподнесены миланским герцогом королю Богемии Фердинанду I. Фердинанду очень понравились гербы. Тогда он впервые узнал о способном молодом художнике и запомнил его имя, а спустя 11 лет, уже будучи императором Священной Римской империи, пригласил художника в Вену на должность придворного портретиста и копииста, предоставив, как сообщают хроники, «почетнейшее жалование». Последующие 25 лет жизни Арчимбольдо были связаны с Габсбургами — императорами Фердинандом I, его сыном Максимилианом II, высоко ценившим художника, и внуком Рудольфом II, просто обожавшим Арчимбольдо. Все это время он прожил в Вене и Праге в качестве придворного живописца.
«Вода» 1566
Перебравшись в Вену, Арчимбольдо и начал рисовать свои головы, составленные из различных цветов, плодов и животных (портреты членов высочайшего семейства и первая серия «Времена года»). Эти причудливые картины очень нравились Габсбургам, они с удовольствием дарили их своим друзьям, правителям европейских государств.
У Арчимбольдо были прекрасные отношения со всеми тремя императорами, но особенная дружба его связывала с Рудольфом. Перенеся столицу в Прагу, он захватил с собой и своего любимого художника. Рудольф II был удивительным человеком. Современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем
«Зима», 1563
Известный историк Н. Гордеев пишет в своей книге «Пражская научная школа конца XVI — начала XVII века»: «Рудольф стремился к универсальному знанию, а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Широта взглядов императора, его исключительная толерантность позволили ему создать щадящую атмосферу для окружавших его деятелей науки и искусства, что ставит его в один ряд с такими покровителями наук и искусств, как Птолемеи». Прага при Рудольфе стала культурным центром всей Европы. Здесь работали лучшие умы того времени: выдающиеся астрономы — Тихо Браге и Иоганн Кеплер, крупнейшие алхимики — Михаэль Сендивой и Михаил Майер, Эдвард Келли, знаменитые философы, медики и мистики. Уже после смерти Рудольфа Иоганн Кеплер в своей работе «Рудольфовы таблицы» высоко отзывался об императоре, подчеркивая его роль в деле просвещения и развития наук. Особо почитались при дворе алхимики, из всего пытавшиеся найти философский камень и способ превращения свинца в золото. Однако сам Рудольф II совсем не стремился с их помощью обречь неслыханные богатства, гораздо больше ему хотелось общения с внеземным,«астральным» миром. Недаром пражане, попивая пиво, любили послушать легенды о том, как их император общается с духами. И недаром: именно во времена правления Рудольфа возникла знаменитая легенда о раввине Иегуде Ливен бен Бецалеле, создавшем искусственного человека Голема, разгуливавшего по ночной Праге…
«Сидящий образ лета», 1573
Мистические пристрастия Рудольфа не мешали ему увлекаться искусством. В знаменитой «Книге художников» Карел Ван Мандер пишет о великолепном вкусе императора, понимании искусства и поддержке, оказываемой художникам. В своем дворце Рудольф собрал огромное количество настоящих шедевров. Среди сокровищ его кунсткамеры были картины Дюрера, Брейгеля Старшего, Тициана, Лукаса Кранаха Старшего и многих других художников — голландских, итальянских, немецких. Часто полотна покупались за весьма немалые деньги. Когда императору что-то нравилось, он не скупился. Коллекция Рудольфа II считалась тогда лучшей в Европе. Но кроме картин в кунсткамере хранились и странные, экзотичные предметы, к примеру, как пишет Бенно Гейгер в книге об Арчимбольдо, «чучела птиц со всего света, гигантские мидии, рыба-меч и рыба-игла, драгоценные камни, демоны, запаянные в стекло, предметы из недавно открытой Америки, драгоценности и целый зверинец экзотических животных». Рудольф отправлял по всему свету своих агентов, чтобы они добывали экспонаты для его кунсткамеры. Участвовал в деле ее создания и Арчимбольдо — во первых, одной из его обязанностей, помимо писания королевских портретов, было приведение в порядок и украшение кунсткамеры, а, во-вторых, он тоже иногда отправлялся в поездки в поисках новых сокровищ императорского собрания. При блестящем дворе Рудольфа, среди умнейших и образованнейших людей того времени, собранных императором, Арчимбольдо занимал далеко не последнее место. В чем-то он очень походил на своего кумира Леонардо — талантливый в самых разных областях, с широчайшей эрудицией, он служил императору и как архитектор, и как театральный художник, музыкант, гидротехник. Арчимбольдо носил титул «Мастер празднеств». Подобно Леонардо, он помогал своим венценосным господам устраивать роскошные яркие зрелища, театральные представления, которые славились по всей Европе и служили доказательством могущества и богатства Габсбургов.
«Земля», 1570
В одной из придуманных им праздничных процессий шли лошади, «переодетые» драконами, и настоящий слон! А еще, как и Леонардо, он был замечательным изобретателем — придумывал и строил различные гидравлические механизмы (говорили, что он изобрел способ быстро форсировать реки без мостов и паромов) и удивительные музыкальные автоматы. Так, к примеру, современники рассказывают о двух его изобретениях — «перспективной лютне» и «цветовом клавикорде». О лютне рассказывается в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, а о клавикорде — в «Мантуанском диалоге» поэта и философа Грегорио-Команини, одного из ближайших друзей художника. В те времена были в моде пифагорейские теории цвета и звука, и Арчимбольдо попытался в своих музыкальных инструментах поставить в соответствие определенные цвета и звуки. И видно, на этом пути художник добился определенных успехов: однажды, рассказывает Команини, Арчимбольдо нарисовал на бумаге (видно, цветом) последовательность аккордов, и придворный музыкант Мауро Кремонезе сыграл их на клавесине! «Этот в высшей степени изобретательный живописец, — писал Команини, — умел не только верно передать цветами полутона, но и разделять тон точно пополам. Он мог изобразить очень мягкий и равномерный переход от белого к черному, постепенно добавляя черноты, подобно тому, как музыкант начинает с низких тяжелых нот, переходит к более высоким и кончает совсем высокими».
«Огонь» (он же «Марс»), 1566
С годами Рудольф становился все более закрытым человеком. Он так и не женился, хотя молва приписывала ему многочисленные любовные интриги (правда, некоторые утверждали, что он был девственником). Порой, никого не желая принимать, он уединялся в своем замке и часами бродил по залам среди своих картин и редкостей. Или проводил опыты, пытаясь получить эликсир вечной молодости, не зная, что это невозможно, как невозможен и вечный двигатель, который придумывали его придворные ученые. И Арчимбольдо затосковал, ему захотелось вернуться домой, в любимый Милан. В 1587 году император отпустил художника, а за долгую и верную службу пожаловал своему любимцу 1500 рейнских гульденов — сумму по тем временам далеко немалую. Отпустил, но с условием, что живописец и далее будет радовать его своими картинами. Арчимбольдо, конечно, согласился и действительно отправил из Милана в Прагу несколько своих работ, а в 1591 году Рудольф получил своего «Вертумна». «Портретом Рудольфа II» назвали эту работу друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини. И действительно, в этом странном существе натюрморте из тыкв, вишен, яблок легко угадывались черты пражского короля. Команини, вдохновленный этой картиной, даже сочинил целую поэму, которая также была отправлена императору. Рудольфу, обожавшему все необычное, странное, этому правителю магической Праги, города алхимиков и мистиков, портрет очень понравился, и в знак благодарности и восхищения мастерством художника император пожаловал Арчимбольдо титул пфальцграфа. Да, Арчимбольдо мог не бояться, что заказчик его не поймет, они были под стать друг другу — этот император и этот художник… Вертумном звали этрусского бога садов и земледелия. В Древнем Риме он стал также покровителем торговли. Часто Вертумна изображали в образе юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ, что он и сделал под властью волшебной кисти Арчимбольдо. Художник написал его в образе существа, состоящего из спелых плодов, овощей, злаков, цветов. Но удивительным образом это странное существо вдруг становится похожим на Рудольфо II: тяжелый, типично габсбургский подбородок, заросший бородой (колючие растения), круглые блестящие глаза ( темные вишня и ежевика), одутловатые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), уши (початки кукурузы). Бог Вертумн, каким его изобразил художник, словно двойник императора, живущий в ином мире.
«Портрет Ирода», 1580
Тут много спрятанных зашифрованных деталей, в которых отражается личность Рудольфа. Именно об этом и говорит Команини в своей поэме «Вертумн»:Хоть мой вид, быть может, страшен —Скрыт мой королевский облик.Мне скажи теперь, ты хочешьПокрывало тогда сброшу… Замечательный фантазер, удивительный художник и философ Арчимбольдо покинул наш бренныймир 11 июля 1593 года. В миланской книге регистрации смертей есть запись: «от удержания мочи и почечныхкамней». Умер, оставив после себя множество поразительных картин. А высочайший покровитель Арчимбольдо Рудольф II, прослыв безумным, пережив заговоры и козни близких (его родной брат Матиуш заставил Рудольфа отречься от престола и заточил его в Градчанском замке), скончался спустя 15 лет, 20 января 1612 года. После его смерти столицей империи Габсбургов опять стала Вена, а Прага постепенно превратилась в глубокую провинцию. Но в 1648 году любимый город Рудольфа вновь стал местом, где творилась история — здесь разыгралось одно из последних сражений Тридцатилетней войны. В Прагу вошли войска шведского короля. Прекрасная Злата Прага была безжалостно разграблена. Были разграблены и богатейшие коллекции Рудольфа. Многие из них попали во дворец шведского короля, но кое-что осталось у его генералов. Так, «Витрумн» попал тонкому ценителю живописи фельдмаршалу Врангелю и стал жемчужиной его собрания, украсившей и прославившей замок Скоклостер.
«Официант» (Натюрморт с бочкой), 1574
Источник: https://golibus.livejournal.com/214859.html
"Библиотекарь" Арчимбольдо своми руками
Вы слышали о художнике, который рисовал человеческие лица
из… фруктов, овощей и цветов?
Этот художник-
Джузеппе Арчимбольдо — величайший
итальянский живописец, живший в XVI веке.Джузеппе Арчимбольдо
родился в Милане ок. 1527 г. Он был придворным художником при императорах
габсбургской династии во второй половине XVI века.
Итальянец из семьи потомственных художников, большую
часть своей жизни он провел между Веной и Прагой, где тогда находился
императорский двор. Эти государи были страстными коллекционерами редкостных
вещей, для которых они создали особый музей или, как тогда говорили,
Кунсткамеру. Одним из кураторов Кунсткамеры был и Арчимбольдо.
Во время
правления Фердинанда I
в Вене, Арчимбольдо занимал должность портретиста-копировщика. После, когда
трон перешел к старшему сыну Фердинанда I — Максимилиану II живописец занял пост
художника при дворе.
Арчимбольдо выполнял не только функции придворного
живописца, а так же занимался оформлением театрализованных представлений, был
главным организатором ярмарок, турниров, праздников для художников, учёных и аристократов. Джузеппе Арчимбольдо
принимал участие в основании музея искусств.
Арчимбольдо — гений, полотнами которого при жизни восхищались, а
церковная власть осуждала за немыслимые
идеи. Однажды Джузеппе Арчимбольдо даже захотел
написать портрет Христа. А Сальвадор Дали называл живопись художника «предтечей сюрреализма».
Сохранилось мало его
работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения
составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных
и иных инструментов, книг и т. д.
Эта картина называется Библиотекарь. В 1565 году ее написал
художник Джузеппе Арчимбольдо. Его «Библиотекарь» состоит, конечно же,
только из книг.Эта картина названа «триумфом абстрактного искусства в
16-м
столетии».
Вдохновившись такими удивительными работами, мы решили,что тоже хотим творчества! Поколдовали над самым приятным и привычным для нас материалом-книгами…И у нас получился вот такой очень даже симпатичный Библиотекарь.
Инсталляция на картину Д.Арчимбольдо «Библиотекарь»
Источник: http://izmchldbibl.blogspot.com/2012/10/blog-post_25.html
Сочинение-описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Библиотекарь»
Джузеппе Арчимбольдо – художник, который жил в Италии в 16 веке, живописец при дворе Габсбургов. Он был загадочным и своеобразным художником того времени, благодаря чему и прославился. Ни широкая публика, ни специалисты до сих пор не могут до конца разгадать тайну его живописи.Сегодня его живопись впечатляет своим уникальным художественным замыслом, и смелым «авангардным» воплощением. До наших дней дошло 14 его картин. Арчимбольдо – гениальный выразитель природы, он очень умело и правдиво передавал на своих полотнах ее краски, умирающее и возрождающееся великолепие.Одна из его картин «Библиотекарь» была нарисована им в 1565 году. Смотря на эту картину, возникает впечатление, что автор изобразил настоящего книжного червя.Эта объемная композиция в которой воплощен образ стереотипного работника библиотеки, который выработан за много лет.Это такой мужчина с бородой не понятного возраста, он весь обложен книгами.Библиотекарь словно выходит из-за закрытой темной шторы, чтобы принести из архива несколько книг читателю. Он уже много лет работает в библиотеке, полностью погружен в свою деятельность. Этот книжный червь знает, как помочь читателям с выбором нужной книги, и где какая на какой полке находится.В руках и на груди он придерживает книги разных цветов и размеров, они также изображены в виде руки, головы и туловища. Некоторым изображенный библиотекарь может показаться занудным, немолодым работником, который ревниво оберегает книжные богатства.
Этот образ созданный автором при помощи визуального каламбура в виде символической фигуры, которые так удавалось создавать художнику. Данные трансформации в 20 веке были в качестве источника для вдохновения и подражания известным всем художником-сюрреалистом Сальвадора Дали.
-
- Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью цикла сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом…
- Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали…
- Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки, где подмечал особенности местного фольклора,…
- Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них можно было лишь обнаружить отдельные иллюстрации с…
- Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее перья поражают причудливыми отсветами. Перо может…
- И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на чудесных пейзажах Грабаря. Его любимым занятием были…
- Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он старался изображать на многих своих полотнах….
- Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают темные краски. Высокие пенящиеся волны подчеркивают…
- Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает значительное место в творчество…
- Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескучном под…
Источник: https://shollklass.ru/sochineniya-po-kartinam/4248-sochinenie-opisanie-kartiny-dzhuzeppe-archimboldo-bibliotekar
Странные портреты Джузеппе Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо по праву можно считать дедушкой сюрреализма. В 16 веке, когда остальные художники писали картины на различные религиозные темы, Джузеппе создавал необычные портреты, составленные из предметов быта и продуктов питания.
Художник родился в 1526 году в Милане. С ранних лет помогал отцу расписывать церкви, попутно создавал эскизы для витражей.
С 1562 года работал придворным живописцем в Вене у римского императора Максимилиана второго, а затем у его наследника Рудольфа второго в Праге. Живопись, не единственная работа, которой был занят у императора Джузеппе.
Он также организовывал увеселительные мероприятия, которые декорировал, занимался покупкой предметов искусства и был инженером. В это время он открывает собственный стиль.
Пишет необычный портрет императора Рудольфа второго в образе Вертумна.
«Портрет императора Рудольфа второго в образе Вертумна»
Портрет Рудольфа второго художник написал в образе итальянского бога плодородия и изобилия. В итальянской мифологии Вертумн изображался в виде садовника с плодами и ножницами. У Арчимбольдо божество выглядит иначе. Портрет полностью составлен из фруктов и плодов, которые можно встретить во все времена года. Этот портрет символизирует плодородие и растительность.
Спустя двадцать пять лет работа художника при дворе закончилась. Джузеппе ушел в отставку и уехал на родину. В Милане художник продолжает писать своеобразные портреты, которые так нравятся заказчикам, и отправляет их в Прагу.
Времена года.
Цикл из серии четырех фруктовых портретов, которые представляют собой весну, лето, осень и зиму.
«Весна»
Аллегорический портрет весны составлен из цветов и зеленой листвы.
«Лето»
Портрет “Лето” составлен из соответствующих этому времени года фруктов. Здесь и горох, и сочный персик, спелая вишня и чеснок.
«Осень»
“Осень” изображена в виде старика, собранного из овощей, которые присущи именно этому времени года: тыква, виноград, грибы и винная бочка вместо тела.
«Зима»
- Корни старого дерева с грибами вместо губ и лимонами — аллегория зимы.
- Четыре стихии.
- Четыре фантасмагориных портрета символизируют четыре важных элемента; земля, воздух, вода и огонь.
«Вода»
“Вода” составлена из сплетений различных морских гадов.
«Возду»
Портрет “Воздуха” — это птицы.
«Земля»
Портрет “Земли” собран из представителей земной фауны.
«Огонь»
В портрет “Огня” вошли предметы, которые ассоциируются с этим элементом. Это — утюг, оружие, свеча, костер и яркое золотое украшение.
Сохранились всего около двадцати картин Джузеппе, самые известные среди которых это — “Библиотекарь”, “Флора”, “Юрист” и картины-перевертыши.
«Библиотекарь»»Повар»»Корзина с фруктами»»Юрист»
“Юрист” — карикатура на реального персонажа. На картине адвокат Максимилиана второго Ульрих Цазий. Лицо составлено из курицы и рыбы. Якобы адвокат был скользкий тип и любил покушать.
Умер Джузеппе Арчимбольдо 11 июля 1593 года во время чумы, от мочекаменной болезни.
После смерти художника его странные портреты забылись. Популярность работ Джузеппе возобновилась с приходом сюрреализма.
Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c50a5104d5f1400ad919a43/5d38925aa1b4f100adad66f9
Описание картины Библиотекарь – Джузеппе Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо – это новатор своей эпохи, который приподнял завесу времени и заглянул в будущее, предвосхитил появление сюрреализма.
Становление Арчимбольдо как художника связано в том числе с работами Гауденцио Феррари и Леонардо да Винчи. Джузеппе Арчимбольдо жил и работал в XVI веке в Италии, и состоял на службе у Габсбургов придворным художником. По сей день публика, искусствоведы и специалисты бьются над непостижимыми загадками его живописи. Всего 14 работ мастера дошло до наших дней.
Как и во времена художника, все работы поражают зрителей своими новаторскими замыслами и причудливыми формами.
В 1565 году Джузеппе Арчимбольдо пишет картину “Библиотекарь”. Зритель, смотря на это полотно, сначала видит кипу книг, разложенных причудливым образом. Но, постепенно Вы понимаете, что это человек, который просто растворился в своей работе.
Считается, что каждая профессия оставляет неизгладимый отпечаток на характере и внешности человека. Но этот человек не просто впитал в себя черты профессии, но и стал неотъемлемой ее частью, частью библиотеки – книгами, за которыми он следил и ухаживал. Возможно, книги разных форм и цветов, из которых он состоит, были им прочитаны, и приняты им настолько, что они его поглотили целиком.
Можно также предположить, что это просто портрет-карикатура, метаморфоза, который автор создавал играючи. Но именно эти метаморфозы в XX веке дали жизнь таким направлениям в искусстве как сюрреализм, символизм, авангардизм и многим другим; дали источник вдохновения многим художникам, в частности, Сальвадору Дали и Максу Эрнсту.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Флора – Джузеппе Арчимбольдо Человеческий портрет, состоящий из цветов – так можно охарактеризовать работу Джузеппе Арчимбольдо под названием “Флора”. Из бутонов и лепестков складываются……
- Аллегория американского рождества – Сальвадор Дали Картина была создана в 1934 году, когда Дали и Гала впервые были в США с визитом, который положил начало многим……
- Загадка Вильгельма Телля – Сальвадор Дали В 1933 Дали написал картину, ставшую причиной его разрыва с сюрреалистами, – “Загадка Вильгельма Телля” . Телль в художественном мире……
- Автопортрет – Джузеппе Мария Креспи Среди немногочисленных портретов Креспи встречаются выдающиеся произведения, к которым относится и его “Автопортрет”. Созданный на рубеже столетий, он уже полностью……
- Перспективы – Сальвадор Дали Виртуальность и сюрреализм Дали – глубок, сложен, непроизвольно связан и ускользает от логического анализа. В этом и состоит смысл нереального……
- Приспосабливаемость желаний – Сальвадор Дали Работа Сальвадора Дали “Приспосабливаемость желаний” – еще один образец пугающе – притягательной живописи художника. Страсть к расчленению деталей на мелкие……
- Искушение святого Антония – Сальвадор Дали Картина Сальвадора Дали “Искушение святого Антония” появилась благодаря кинематографу. Для фильма “Милый друг” потребовалось нарисовать образ святого, подвергающегося различным искушениям…….
- Крестьянский обед – Михаил Шибанов Картины”Крестьянский обед” и “Празднество свадебного договора” не только несут явные художественные достоинства, но и уникальны для своего времени по тематике……
- Венера и матрос – Сальвадор Дали Ранняя работа Сальвадора Дали “Венера и матрос” написана в стиле, редко используемом автором. Это аппликативность деталей более похожа на кубизм,……
- Лебеди, отраженные в слонах – Сальвадор Дали Лебеди и три засохших дерева, отражаясь в воде, принимают облик слонов, причем, если повернуть картину вверх ногами, слоны превращаются в……
- Гала и Анжелюс Милле непосредственно перед наступлением конического анаморфоза – Сальвадор Дали В этой увлекательной психодраме усмехающаяся, модно одетая Гала противопоставлена искаженной фигуре вождя русской революции Ленина. Максим Горький, имя которого ассоциируется……
- Портрет Александра Сергеевича Пушкина – Орест Кипренский Наверное, каждому со школьной скамьи знаком портрет знаменитого русского классика Пушкина А. С., который написал еще один великий творец Кипренский……
- Череп Сурбарана – Сальвадор Дали Источники вдохновения Дали часто находил в прошлом. В ряде его картин прослеживается влияние художников XVII века Веласкеса и Вермеера. “Череп……
- Портрет Пикассо – Сальвадор Дали “Портрет Пикассо” работы Сальвадора Дали – с одной стороны, язвительная сатира, с другой – дань уважения великому испанцу, которым Дали……
- Мед слаще чем кровь – Сальвадор Дали На этом холсте Дали изобразил восседающую на облаках нагую женщину. Бедра ее прикрыты скомканным лоскутом ткани. Лицо женщины скрыто клубящимся……
- Блудный сын – Олег Королев Трансцендентная часть человеческой природы всегда направлена на поиск ее собственного Вечного источника и неизбежно имеет сомнения по поводу видимой действительности…….
- Шулеры – Микеланджело Меризи да Караваджо Картина Шулеры была создана около 1594 года итальянским художником Микеланджело да Караваджо, известного не только своими работами, но и буйным……
- Проницательность – Рене Магритт Магритт Рене писал свои работы в стиле сюрреализм, но все же в каждой работе присутствует глубокий философский смысл и часть……
- Сказка о спящей царевне – Виктор Васнецов Васнецов Виктор Михайлович – русский архитектор, художник, мастер фольклорной и исторической живописи. Прежде всего, многим известен своим умением отражать народный……
- Портрет Хосе Торреса – Сальвадор Дали Одно из ранних произведений Сальвадора Дали “Портрет Хосе Торреса” написано не в сюрреалистической манере, столь характерной для произведений художника 1920-х……
Описание картины Библиотекарь – Джузеппе Арчимбольдо.
Источник: https://art.goldsoch.info/bibliotekar-dzhuzeppe-archimboldo/
Библиотекарь, 1566 — Джузеппе Арчимбольдо — WikiArt.org
«Библиотекарь» (итал. Il Bibliotecario) — «непревзойденный образец философской карикатуры» работы итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо. Выполнен в экспериментальной геометризирующей технике, предвещающей кубизм. Оригинал, по-видимому, утрачен.
О ранней жизни Джузеппе Арчимбольдо мало что известно. Как и многие итальянские художники, он начал свою карьеру с выполнения нескольких заказов в различных местах, таких как создание витражей, фресок и шпалер в Милане, Комо и Монце.
В 1562 году он стал официальным портретистом императора Священной Римской империи Максимилиана II. Картина «Библиотекарь» является одной из серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо, соответствуя по стилю работам «Юрист» и «Повар».
Портрет датируется 1562 годом, однако некоторые считают датой написания портрета приблизительно 1566 год.
В тот период Арчимбольдо создал ряд антропоморфных портретов людей с использованием различных объектов, имеющих связь с жизнью или профессиональной деятельностью человека, таких как фрукты, овощи, цветы. Однако в данном случае, используя книги, Арчимбольдо впервые написал картину, в которой нет элементов природы.
После смерти в 1593 году в возрасте всего 66 лет, Арчимбольдо был на долгое время забыт. Интерес к нему вновь проявился в XX веке, когда его начали называть «дедом сюрреализма». Исследователь творчества Арчимбольдо Бенно Гейгер[de] охарактеризовал картину «Библиотекарь» как «триумф абстрактного искусства в XVI веке».
В 1957 году историк искусства Свен Альфонс[sv] первым сделал вывод о том, что на этом портрете изображён Вольфганг Лазиус[en] (1514—1565), гуманист и историк, служивший при дворе династии Габсбургов. В контексте интерпретации работы как сатирической насмешки над библиотекарями и учёными, К. К.
Элхард предположил, что картина, ставшая «неотъемлемой частью визуальной истории библиотечной профессии», может быть пародией на «материалистических коллекционеров книг, более заинтересованных в приобретении книг, чем в их чтении».
Несмотря на всю провокационность изображения, современники признали верность портрета библиотекаря, и спустя 400 лет репутация Лазиуса, получавшего книги любыми средствами, в том числе и путём кражи, остаётся неизменной.
Фигура библиотекаря строится из жёстко геометризованных форм (стилистика кубизма): она представляет собой стопку книг на фоне серо-голубого занавеса.
Пальцы — это бумажные закладки, жадно сжимающие книги (намёк на то, что из-под пера Лазиуса вышло более 50 томов), глаза — это костяные ключи с брелоками (как отсылка на суетливое хранение драгоценных томов), а борода — метёлка из кисточек для смахивания пыли. Причёска же представляет собой раскрытую книгу с крючками (аллегория заполненности головы знаниями).
Долгое время считалось, что оригинал «Библиотекаря» висит в шведском замке Скоклостер[en] рядом с «Вертумном» того же художника. Оригинальное название картины неизвестно, «Библиотекарем» (швед. Bibliotekarien) её назвали при инвентаризации в XX веке. В 1970 году картина была вставлена в новую раму. Считается, что эта картина была привезена в Швецию в качестве военного трофея генералом Гансом Кристофом фон Кёнигсмарком после разграбления Пражского града во время битвы под Прагой 1648 года. Научное исследование 2011 года показало, что шведский «Библиотекарь» является поздней копией оригинальной картины Арчимбольдо, местонахождение которой неизвестно. Известны ещё три версии картины худшего качества.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Источник: https://www.wikiart.org/ru/dzhuzeppe-archimboldo/bibliotekar