Белая лошадка. нормандия, василий дмитриевич поленов

Василий Поленов — один из главных русских пейзажистов XIX века. Художник запомнился обществу как тонко чувствующий натуралист, ревностный последователь христианства. Его непринятая обществом картина «Христос и грешница» стала частью личной коллекции императора Александра III, а полотно «Московский дворик» послужило родоначальником жанра «интимный пейзаж».

Детство и юность

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге.

Мальчик и его сестра-близнец Вера стали первенцами прославленного археолога Дмитрия Васильевича и художницы, детской писательницы Марии Алексеевны Воейковой.

В семье воспитывались еще трое детей: Константин (1848 г. р.), Алексей (1849 г. р.), Елена (1850 г. р.). Брат Александр умер в младенчестве.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовХудожник Василий Поленов

Мария Алексеевна, занимавшаяся живописью под руководством Карла Брюллова, любила рисовать портреты. Благодаря этому современники знают, как выглядел Василий Поленов в детстве.

Дети воспитывались в творческой семье. Бабушка Вера Николаевна Воейкова прекрасно знала русскую историю, любила народную поэзию и сказки. Внуки часто приезжали в ее имение в Тамбовскую область. В родном доме их ждали состязания в искусстве рисовать, сочинять и пр. За лучшие работы бабушка дарила самодельные медальки.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовПортрет Василия Поленова. Художник Илья Репин

Родители тоже поддерживали творческие порывы детей, нанимали именитых педагогов из Академии художеств, например, Павла Чистякова. Впоследствии Василий Дмитриевич преуспел в пейзажном жанре, а его сестра Елена стала одной из первых женщин-иллюстраторов детских книг.

Поленов рано почувствовал тягу к холсту и собирался поступать в Академию художеств, но родители настояли на получении «серьезного» образования.

В 1861-1863 годах молодой человек получил общие знания в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске, затем вместе с братом Алексеем овладевал точными науками на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовВасилий Поленов и меценат Савва Мамонтов

В свободное от занятий время Поленов посещал курсы в Академии художеств, изучал не только живопись, но и анатомию, начертательную геометрию, биологию. Здесь будущий художник раскрыл еще и музыкальный талант: пел в хоре, сочинял композиции на фортепиано, был завсегдатаем оперы. Значительно позже, в 1906 году, в Московской консерватории состоялась премьера оперы Поленова «Призраки Эллады».

Окончив в 1867 году ученический курс с серебряными медалями за свои картины, Поленов не покинул альма-матер, а поступил на юридический факультет. Спустя 5 лет удачно защитил диссертацию на тему «О значении искусства в его применении к ремеслам».

Живопись

В 1867 году Поленов запечатлел любимую бабушку Веру Николаевну на холсте, и этот портрет стал дебютной работой автора.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовКартина Василия Поленова «Портрет Веры Николаевны Воейковой»

Интересный факт: в ряде источников указано, что в 1869 году художник получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». На самом деле работа принадлежит однокурснику Поленова, прославленному живописцу Илье Репину. Василий Дмитриевич же получил первую творческую награду — большую золотую медаль — в 1871 году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».

За проявленный талант Поленова и Репина направили на стажировку в Европу. Несмотря на осознанный возраст — 27 лет, Василий Дмитриевич не мог определиться, какому жанру себя посвятить. За вдохновением он пошел в музеи, обратившись к мастерам пера: Карлу Пилоти, Габриэлю Максу, Арнольду Беклину, Гансу Макарту.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовКартина Василия Поленова «Христос воскрешает дочь Иаира»

В 6-летней стажировке родились пейзажи «Белая лошадка. Нормандия» (1874), «Итальянский пейзаж с крестьянином» (1874), «Аббатство в Редоне» (1876), портрет «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон» (1875), который в 1876 году обеспечил Поленову звание академика искусств.

Посетив Вену, Мюнхен, старейшие города Италии и Франции, в 1876 году художник вернулся в Россию с четким видением дальнейшего творческого пути.

«Я попробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, пейзаж, марину, портрет головы, образы животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь», — писал в дневнике Поленов.Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовКартина Василия Поленова «Бабушкин сад»

Заняться творчеством сразу по приезде Василий Дмитриевич не успел — началась Русско-турецкая война. Впрочем, государи, наслышанные о выпускнике Академии художеств, пригласили Поленова занять место официального художника при Александре III.

Ужасы войны мастер пера переносил не на монументальные холсты, а на бумагу — его фронтовые эскизы печатались в журнале «Пчела». Больше внимания Поленов уделял мирным пейзажам. В годы противостояния Российской и Османской империй были созданы «Бабушкин сад» и «Московский дворик» (1878), сразу после войны — «Заросший пруд» (1879).

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовКартина Василия Поленова «Московский дворик»

Картина «Московский дворик» считается одной из наиболее известных в творчестве Поленова. Она запечатлела жизнь горожан в разгар летнего дня: женщина тащит коромысло, дети играют в траве, а рядом пасется запряженная лошадь. На заднем фоне – загороженный домами, но могущественный Спас на Песках. Коллеги Поленова по ремеслу отнесли холст к самобытному жанру — «интимный пейзаж».

В начале 1880-х годов в творчестве Василия Дмитриевича появились восточные пейзажи и библейские мотивы. В тот период биографии художник совершал поездку по колыбелям христианства: Константинополю, Палестине, Сирии. В дороге родились картины «Вифлеем», «Олива в Гефсиманском саду», «Источник Девы Марии в Назарете» (1882).

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовКартина Василия Поленова «Заросший пруд»

Тогда же Поленов начинал писать эпохальное полотно «Христос и грешница». Замысел картины «Христос и грешница» (другое название — «Кто без греха?») появился у Поленова под впечатлением от полотна «Явление Христа народу» Александра Иванова. Художника хотел показать Иисуса, который не просто появляется, а существует среди мирян.

Работа над произведением велась долго, и если бы не сестра-близнец Василия Дмитриевича, вряд ли бы завершилась — умирая, Вера взяла с брата обещание, что он допишет картину и сделает ее большого формата. Первые эскизы житейской истории Христа появились в 1870-х годах, а окончательное произведение — в 1888-м.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовКартина Василия Поленова «Христос и грешница»

«Христос и грешница» была воспринята с сомнением, цензоры даже отказывались пускать полотно на выставку. Александр III приобрел картину для собственной коллекции, и расположение императора к художнику сразу поменяло мнение общества.

На вырученные средства Поленов купил участок в Тульской губернии, на берегу реки Оки. Позже здесь была возведена усадьба Борок. Вид, открывающийся из окон имения, лег в основу полотен «Золотая осень», «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Часовня на берегу Оки» (1893).

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовКартина Василия Поленова «Золотая осень»

В 1900-е годы художник собирал материал для первой и единственной серии картин «Из жизни Христа». Выставка, состоявшаяся в 1909-м, имела громогласный успех и навсегда поместила имя Поленова в список лучших живописцев современности.

Финальная картина Василия Дмитриевича «Ока. Пароход “Владимир”, превращенный в буксир» датируется 1920 годом.

Личная жизнь

В личной жизни Василия Поленова была только одна женщина — Наталья Васильевна Якунчикова, дочь московского купца. Она стала женой художника в 1882 году.

Василий Поленов на лодке с дочерьми Натальей и Ольгой и доктором И.И. Трояновским

В браке родились 6 детей. Первенец Федор, появившись на свет в 1884-м, не прожил и двух лет. Затем родились Дмитрий (1886 г. р.), Екатерина (1887 г. р.), Мария (1891 г. р.), Ольга (1894 г. р.) и Наталья (1898 г. р.).

Смерть

Смерть настигла Василия Дмитриевича Поленова на 83-м году жизни, 18 июля 1927 года, в усадьбе Борок. Похоронен на сельском кладбище на берегу реки Оки. По последней воле усопшего на могиле установлен олонецкий крест.

Могила Василия Поленова

После ухода из жизни продолжило жить наследие Поленова. Сейчас в усадьбе Борок расположен Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Руководителями учреждения во все времена были родственники художника.

Картины

  • 1867 – «Портрет Веры Николаевны Войековой»
  • 1873 – «Березы и папоротники»
  • 1874 – «Белая лошадка. Нормандия»
  • 1874 – «Мельница в Вёле. Нормандия»
  • 1875 – «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон»
  • 1877 – «Московский дворик»
  • 1878 – «Бабушкин сад»
  • 1879 – «Заросший пруд»
  • 1882 – «Вифлеем»
  • 1888 – «Христос и грешница»
  • 1891 – «Ранний снег»
  • 1896-1909 – «Исполнился премудрости»
  • 1908 – «Кто из вас без греха?»

Источник: https://24smi.org/celebrity/27856-vasilii-polenov.html

Открытие сквера Поленова в Нормандии

Нормандия — живописнейший регион на севере Франции, который славится своими скалами, песочными пляжами и уютными курортами. Туристы приезжают сюда за…

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

Нормандия — живописнейший регион на севере Франции, который славится своими скалами, песочными пляжами и уютными курортами. Туристы приезжают сюда за спокойным отдыхом, люди творческих профессий — за вдохновением.

Русские художники открыли для себя красоты французского побережья Ла-Манша в середине 19 века. По совету Алексея Боголюбова, который курировал пребывание во Франции лучших выпускников Императорской Академии художеств (так называемых пенсионеров), Нормандию посетили многие молодые живописцы: Василий Поленов, Илья Репин, Алексей Харламов, Константин Савицкий, Александр Беггров.

Василий Дмитриевич Поленов (1844 — 1927) побывал в Нормандии в 1874 году и выполнил здесь множество прекрасных этюдов: «Старая мельница», «Белая лошадка», «Старые ворота в Вёле » (картина украшает сегодня Государственный Русский музей).
В деревушке Вёль он провел всего несколько недель, но эта поездка оказалась для него очень плодотворной. Недаром в книге искусствоведа Татьяны Моженок «Василий Поленов: рыцарь красоты» этому городку посвящены почти 30 страниц.

Вёль-ле-Роз примечателен тем, что здесь протекает самая короткая река Франции, длиной всего 1100 м. На ней построено 11 мельниц, 3 из которых до сих пор действуют! Архитектура Вёль-ле-Роза, с прекрасно сохранившимися постройками 19 века, типична для северных прибрежных курортов и вместе с тем, расположенный на холмах, вдоль извилистой речушки, город обладает совершенно особым шармом.

Александр Ляпин, внук Василия Поленова, долго искал места, запечатленные на картинах знаменитого предка. Приехав однажды в Вёль-ле-Роз, он был крайне растроган и, преданный традициям семьи, часто сюда возвращался.

В 2005 году при активном участии Ляпина одна из улиц Вёль-ле-Роза превратилась в Пассаж русских художников. После кончины Ляпина эстафету переняла его племянница Наталья Поленова, правнучка художника.

Сегодня она руководит музеем «Поленово» в Тульской обрасти и вместе с коллегами занимается популяризацией творчества Василия Поленова, в том числе за рубежом.

По ее инициативе 26 января 2015 года была подписана конвенция о сотрудничестве с мэрией города Вёль-ле-Роз.

В рамках подписанного соглашения 11 июля 2015 года в Вёле состоится открытие Сквера имени Василия Поленова.
Сотрудничество Ассоциации Василия Поленова с мэрией французского города Вёль-ле-Роз этим не ограничится.

Планируется реализовать целый ряд проектов: резиденции французских художников в «Поленово» и резиденции русских художников в Вёль-ле-Розе, разработка маршрута для посещения города по местам, где работали русские живописцы.

Совместные проекты продолжат богатую традицию культурных обменов между Россией и Францией.
Ассоциация Василия Поленова была создана в Париже 2007 году.

Цели ассоциации охватывают целый круг направлений: знакомство зарубежной публики с наследием Василия Поленова и с творчеством других русских
художников, организация научного и культурного обмена между Россией и Францией.

Читайте также:  Сикстинская капелла, ватикан. фото, фрески микеланджело и их описание

Программа открытия сквера имени Поленова в г.Вёль-ле-Роз

10:30 — Сбор на площади перед мэрией
11:00 — Открытие Сквера имени Василия Поленова у Старых ворот.
Речи г-на Жан-Клода Клэра, мэра г.

Вёль-ле-Роз; г-на Александра Орлова, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации во Франции; г-жи Натальи Поленовой, правнучки художника, директора музея «Поленово» и основателя Ассоциации Василия Поленова
12:00 — Торжественный коктейль в мэрии
Открытие выставки постеров «Евангельский круг» (в зале
бракосочетания в мэрии)

Экскурсии по местам русских художников в Вёль-ле-Розе.

Гид — Татьяна Моженок-Нинэн, искусствовед, автор книги «Василий Поленов: рыцарь красоты»:
15:30 — экскурсия на русском языке
16:30 — экскурсия на французском языке

18:00 — Показ документального фильма «Евангельский круг Василия Поленова» в кинотеатре «Le Rex» в Вёль-ле-Розе

La Veules est connue pour être la plus courte rivière de France (sa longueur n'atteint que 1100 m) sur laquelle sont construits 11 moulins dont 3 sont toujours actifs.

L'architecture de Veules-les-Roses avec ses bâtiments du 19ème siècle bien préservés est typique des stations balnéaires du Nord-Ouest du pays et en même temps cette ville située sur les collines, le long de la rivière sinueuse, a un charme tout à fait particulier.

Alexandre Liapine, le petit-fils de Vassily Polenov, a longtemps cherché les paysages peints par son célèbre aïeul. Une fois venu à Veules-les-Roses il fut tellement touché que, fidèle aux traditions de la famille, il revint là-bas plus d’une fois. Grace à lui, en 2005, une des rues de Veules-les-Roses a été ornée d’une plaque dédiée au passage des peintres russes.

Après sa mort, sa nièce Natalia Polenova, l'arrière-petite-fille du peintre, a pris le relais. Aujourd'hui, c'est elle qui dirige le musée Polenovo (dans la région de Toula à Moscou).

Elle promeut, avec ses collègues, les œuvres de Vassily Polenov auprès du grand public y compris à l'étranger.

Elle a noué une relation étroite avec la mairie de Veules-les-Roses et une convention de coopération a été signée le 26 janvier 2015.

Dans le cadre de cet accord, le 11 juillet 2015 à Veules-les-Roses sera baptisé le Square Vassily Polenov. La coopération entre l'Association Vassily Polenov et la mairie de Veules-les-Roses ne va pas se limiter à cette inauguration.

Toute une série de projets sont prévus : résidences des peintres français à Polenovo et résidences des peintres russes à Veules-les-Roses, élaboration d'un circuit touristique dans la ville pour montrer les endroits peints par les artistes russes.

Ce type de projets communs poursuit la tradition des échanges culturels franco-russes.

L’Association Vassily Polenov a été créée à Paris en 2007. Elle a plusieurs objectifs : la valorisation de l’œuvre de Vassily Polenov et de celles d'autres artistes russes à l'étranger, le développement des échanges scientifiques et culturels entre la France et la Russie.

Programme du 11 juillet 2015 à Veules-les-Roses

10:30 : Rassemblement sur la place de la Mairie
11:00 : Inauguration du Square Vassily Polenov au Vieux Portail

Discours de M. Jean-Claude Claire, Maire de Veules-les-Roses; M. Alexander Orlov, Ambassadeur de la Fédération de Russie en France; Mme Natalia Polenova, l'arrière petite-fille du peintre, directrice du musée Polenovo et fondatrice de l'Association Vassily Polenov

12:00 : Vin d'honneur à la Mairie
Ouverture de l'exposition «Le cercle évangélique» (dans la salle des mariages à la Mairie)

  • Visites guidées des endroits liés aux peintres russes à Veules-les-Roses, avec Tatiana Mojenok-Ninin, docteur en histoire de l'art, l'auteur du livre «Vassily Polenov : chevalier de la beauté»
  • 18:00 : Projection du film documentaire «Le cercle évangélique de Vassily Polenov» au cinéma «Le Rex» à Veules-les-Roses

15:30 : visite en russe
16:30 : visite en français

Мы в соцсетях

Источник: http://rusoch.fr/events/24198.html

«Василий Поленов и Франция» • ARTANDHOUSES

Летом в усадьбах устраиваются любопытные во всех отношениях мероприятия, и Государственный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова не оставил эту традицию в стороне.

Здесь, на берегах Оки, скоро развернется экспозиция «Василий Поленов и Франция», которая, пожалуй, впервые представит творчество замечательного русского художника, автора «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «Заросшего пруда», «Золотой осени» в таком ракурсе.

Именно Франция, куда Василий Поленов (1844–1927), получив большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», после окончания Академии художеств отправляется в пенсионерскую командировку, дала ему возможность почувствовать себя пейзажистом. Здесь художник пройдет через увлечение многими западными мастерами и приобретет собственный опыт пленэрной живописи. Совсем не случайно Поленова называют предтечей русского импрессионизма.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

Николай Дмитриевич Кузнецов «Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова»

1887

Шестьдесят работ извлекут из фондов музея, в том числе альбом рисунков Поленова 1860-х годов, где большое место занимают романтические изображения замков и сюжеты из истории Франции, и живописные полотна «Пир блудного сына» (1875), «Заговор гёзов» (1875–1919), «Арест гугенотки» (1875–1919), и, разумеется, пейзажи. Любопытно, кстати, что сам Поленов свои немного грустные элегичные пейзажи почитал бытовыми пустячками, всё стремясь создать «большую картину русской живописи».

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

Музей-усадьба Поленово

А вот как отзывался о Поленове Федор Шаляпин: «Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни.

Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос — как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?» 

Можно смело утверждать, что небывалый успех будущих пейзажных работ Василия Поленова начался именно в Нормандии. Поленов направлялся во Францию как исторический живописец, а в Россию вернулся три года спустя как один из самых значительных русских пейзажистов.

Выставка, которую будут открывать посол Франции в России и мэр города Вёль-ле-Роз в Нормандии, где Поленов бывал и который увековечил в своих пейзажах, приурочена к российско-французскому Году культурного туризма.

Помимо выставки, в музее-усадьбе Поленово с 19 по 25 июня пройдет Неделя франкофонии, в которой примут участие российские и французские писатели и музыканты.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

«Старые ворота в Вёле. Нормандия»1874

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

Этюд к картине «В парке»1874

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

«Отлив. Вёль. Нормандия», этюд 1874

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

«Белая лошадка. Нормандия», этюд 1874

Добавить событие в календарь Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

Читайте также

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

Источник: http://art-and-houses.ru/2016/06/11/vasilij-polenov-i-frantsiya/

Поленово

vita_colorata

«Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше — вверх по течению. Вот где бы нам поселиться. Если буду жив-здоров, то проедусь по Оке от Серпухова до Алексина. Может быть, и найду что-нибудь.»      Из письма В.Д. Поленова Н.В. Поленовой, 30 августа 1887 года.

История музея в Поленово, это история о том, как один человек способен создать вокруг себя удивительный мир, который продолжает жить и после него.

Представляется символичным, что впервые на окский беховский берег Поленов ступил именно весной, в мае 1889 года, когда природа как нельзя более лирична.

Поленов путешествовал по Оке вместе со своим учеником Константином Коровиным.

Заметив с палубы идущего вверх по Оке колесного парохода на береговой тропинке человека, Василий Дмитриевич сказал Коровину:» Взгляни, Костенька, — вот счастливый человек. В каких благодатных местах он живет».

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

В Тарусе Коровин предложил сойти на берег, 6 дней проведенных на приокских холмах были наполнены счастьем творчества и поэзией беховской округи. Поленов решился приступить к исполнению своей мечты. По наведенным справкам , в Бехове продавалось небольшое имение помещицы Саблуковой.

Было решено купить его и начать строительство. Выбранный для строительства участок с прекрасным видом на Оку был куском неплодородной земли. Поленов предложил крестьянам выгодный обмен: за каждую десятину песчаного бугра, на котором ничего толком не росло, он давал 2 десятины плодородной земли.

Крестьяне с радостью и удивлением согласились.

Удивительно сейчас представлять это место таким, каким оно было когда-то. Поленов, сделав выбор в пользу сосен, хорошо растущих на песке, посадил вокруг будущего дома сосновый бор и усадьба стала называться вспоследствии Борок. За жизнь художника было высажено порядка 9 тысяч саженцев, причем многие деревья для этих мест экзотические.

Поленов не только построил дом, но и преобразовал вокруг природу. Вообще, когда знакомишься ближе с его личностью, то думаешь, что у него удавалось все задуманное. Талантливый художник и педагог, талантливый архитектор, еще учась в Академии Художеств, рисовал для друзей проекты и строил в своей усадьбе по своим проектам.

Прекрасный фотограф, заядлый путешественник, хороший музыкант, не только играл на фортепиано, но и сочинял музыку. Знал 7 языков.

Усадьба встречает ухоженным парком, а вход на территорию огорожен забором с калиткой.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

Главными постройками являются дом-музей и «Аббатство» — отдельная мастерская Поленова.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовБелая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

Однако есть и другие постройки:» Адмиралтейство», где делали лодки для катания по Оке, хозяйственный блок.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовБелая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовБелая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовБелая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич ПоленовБелая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

Пока мы ждали экскурсию в музей, посмотрели небольшую выставку в хоз.блоке, теперь приспособленном под галерею. Выставка сразу настроила нас на определенный лад. Она была посвящена годам, которые Поленов провел во Франции еще молодым художником. В 2015 году в нормандском  городке Вёль-ле Роз открылся сквер Поленова.

Русские художники открыли для себя красоты Ла-Манша в середине XIX века.

По совету Алексея Боголюбова, курировавшего пребывание во Франции лучших выпускников Императорской академии художеств (так называемых пенсионеров, поскольку они получали пенсию, аналог современной стипендии), Нормандию посетили многие молодые живописцы: Василий Поленов, Илья Репин, Алексей Харламов, Константин Савицкий, Александр Беггров.

Василий Дмитриевич Поленов побывал в Нормандии в 1874 году и выполнил здесь множество этюдов: «Старая мельница», «Белая лошадка», «Старые ворота в Вёле» (последняя картина украшает сегодня экспозицию Государственного Русского музея). В деревушке Вёль он провел всего несколько недель, но эта поездка оказалась для него очень плодотворной.

Пребывание во Франции наложило отпечаток на творчество Поленова. Я до этой поездки считала его исключительно русским художником, а его архитектурные постройки сделанными под влиянием модерна.

Однако, когда смотришь на французские этюды Поленова и потом видишь ту же ограду с калиткой, словно перенесенную с этюда, где написано старое кладбище, то становится ясно: художник строил для себя уголок любимой Франции.

Виды из окон дома чудесны, когда попадаешь внутрь, то понимаешь, что художник и его семья жили практически круглый год рядом с природой.

Дом получился сразу домом-музеем, когда ходишь по нему, то видишь, что в нем очень мало интимного пространства и много продуманных до мелочей интерьеров, заполненных картинами, артефактами, привезенными из поездок, что-то для создания атмосферы в доме, что-то для создания картин. В первых залах экспонируются семейные рекликвии.

Поленов вырос в семье с традициями просветительства. Прадед художника Алексей Поленов был командирован для учебы Ломоносовым за границу в Геттингенский университет.

Читайте также:  Картина танец, анри матисс, 1910

Он изучал историю, римское право, философию, и стал первым русским «ученым -законоведом», и еще стал автором труда «О крепостном состоянии крестьян в России»,написанного в 1766 году.

Его сын Василий Поленов тоже был академиком, ученый и литератор, архивист, с ним общался Пушкин, когда писал «Историю Пугачевского бунта».

Один из сыновей Василия Алексеевича, — Дмитрий, отец художника, был известным археологом, историком и библиографом, долголетним ученым секретарем Русского археологического общества. Понятен интерес сына к древним местам, и цикл картин, иллюстрирующих евангельскую историю, написанных после путешествия по святой земле.

С другой стороны, прадедом художника был знаменитый архитектор, литератор Николай Львов. Дочь Львова Вера Николаевна рано осиротела и воспитывалась в доме его близкого друга поэта Гаврилы Романовича Державина.

Атмосфера державинских кружков, блестящее общество лучших петербургских умов оказало влияние на нее. В доме Державина она встретилась со своим мужем А.В. Воейковым.

Его портрет в генеральской форме работы Джорджа Доу можно увидеть в галерее 1812 года Эрмитажа. Он висит слева от портрета царя вверху.

Великолепный портрет В.Н. Воейковой, выполненный в более позднее время (1867 год) И.Н. Крамским ( по мнению В.Д. Поленова — один из лучших портретов Крамского), находится в экспозиции музея.

В памяти внуков бабушка осталась человеком, приобщенным к передовой культуре своего времени, знавшим и любившим русскую историю, народную поэзию и сказку.

Бабушка оказала благотворное влияние на формирование таланта Поленова, заметив его пристрастие к карандашу и краскам, она же обратила внимание на увлеченность младшей сестры Елены рисованием картинок к русским народным сказкам.

Вера Николаевна заботилась о художественном воспитании своей дочери Марии, матери художника, вместе с ней живописью стал заниматься и Василий. В эскпозиции есть портрет бабушки, написанный им вместе с Крамским, при всей похожести, можно отметить, что на нем бабушка добрее. Увлечениям Василия потакали, он восхищался творчеством Иванова и отец пригласил художника в гости. Иванов был сильно болен и не приехал.

Сразу после того, как дом был достроен, он стал местом встречи друзей художника. И в подарок хозяину они привозят свои картины, а кто-то оставляет этюды, написанные здесь. Дом быстро превращается в музей.

На лестнице дома висят гравюры из собрания художника, ясно чем вдохновлялся Поленов, создавая интерьеры дома. Это старинная мастерская художника с деревянными балками и окнами с витражами на европейский манер. Интерес к историзму был не только его личным пристрастием, но и веянием эпохи.

Продолжение следует…

Источник: https://vita-colorata.livejournal.com/1097284.html

Художник света и воздуха Поленов Василий Дмитриевич (1844 – 1927)

Поленов родился в Петербурге 1 июня 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом, членом-корреспондентом Императорской Академии наук. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью.

Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии в имение бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А.

Львова, воспитанная после смерти родителей в доме Гавриила Романовича Державина, хорошо знала русскую историю, народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины.

Вера Николаевна поощряла увлечение живописью своих внуков, устраивала обычно среди детей конкурсы наподобие академических, присуждая за лучшую работу «медаль».

Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых. Наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей — П.П. Чистяковым — и определила дальнейший жизненный путь Василия Поленова.

Павел Петрович Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, будучи еще студентом Академии художеств. Он требовал от своих учеников пристального изучения натуры, сумел передать им главное -профессиональный подход к живописи, понимание того, что настоящее искусство может возникнуть лишь в результате тяжелой работы.

Но от учебы до выбора профессии художника путь был еще очень далекий.

Этот выбор и заставил Василия Поленова отойти от «нормальной» проторенной предшествующими поколениями его семьи дороги, связанной с государственной службой, что, в конце концов, могло бы привести к появлению еще одного Поленова-сенатора (сенатором был дядя художника -М.В. Поленов).

Во всяком случае, без университетского образования семья Поленова не мыслила его дальнейшей жизни. И, после долгих колебаний в 1863 году он, окончив Петрозаводскую гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета.

Одновременно по вечерам в качестве вольно-приходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но с интересом слушает лекции по предметам, которые отсутствуют в университетском курсе, — анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств.

Не прекращал Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного, театра и концертов (к этому времени относится первое знакомство Поленова с музыкой Вагнера — увлечение искусством великого композитора-романтика, выступавшего в 1863 в России с концертами, сохранилось на всю жизнь), но и сам пел в студенческом хоре Академии.

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Василий Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью.

В 1867 он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд.

Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентам университета, но теперь уже юридического факультета.

«Я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т.д. — и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь.»

Дворик

Летом 1867 Василий Поленов едет во Францию, посещает там Всемирную выставку, где был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран.

Впечатления от этой выставки впоследствии лягут в основу диссертации, которую он защитит в университете.

В 1869 году Поленов получает малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья» и право конкурировать на большую золотую медаль, заданную для конкурса тему «Воскрешение дочери Иаира» он готовит вместе с Репиным.

«Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было одной из главных задач моей работы, и это побудило меня в начале моего художественного поприща присоединиться к Товариществу передвижников, так как оно основалось и сплотилось именно на этом принципе.»

Старая мельница

Оба художника стремились создать произведение высокого стиля, придать возвышенный характер изображенному. Они с блеском, почти на равных, справились с заданной программой.

Хотя картина Поленова не уступала репинскому полотну по колористическим достоинствам и мастерству организации композиции, она носила черты жанровости и несколько проигрывала в глубине и значительности замысла.

Однако многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей худенькую руку к Христу.

И Поленов и Репин получили большие золотые медали и право на заграничные пенсионерские поездки- В 1871 году Поленов оканчивает университет -сдает выпускные экзамены и представляет диссертацию «О значении искусства в его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент». Тема эта, безусловно, не случайна. Она связана как с личным знакомством автора с народными художественными промыслами, так и с идейным движением эпохи — широкой волной тяготения к национальному в искусстве.

Книга, из которой я черпал содержание моих работ, учит нас милости и прощению, а не осуждению и нетерпимости, она учит относиться строго к себе и снисходительно к другим. Правда, задача очень трудная, это подвиг?

Парк в Ольшанке

Пятилетний период путешествий (1872-1876) по Германии, Италии и Франции сыграл в творческом развитии В.Д. Поленова очень важную роль — большую, чем для находившегося вместе с ним за границей Репина, который к этому времени уже нашел свою линию в искусстве.

Несмотря на возраст (за границу он уехал двадцати семи лет), он еще не сложился как художник. Уже это делало его более «открытым» заграничным влияниям. Он продолжал интенсивно учиться, посещает многочисленные галереи, музеи, частные коллекции.

Посещая старинные немецкие рыцарские замки, Поленов делает множество зарисовок, они потом лягут в основу его замысла картины «Право господина» (1874); а посещение им русской церкви в Париже, в оформлении интерьера которой были использованы пейзажи Боголюбова, найдет позже отклик в работе художника над циклом картин «Из жизни Христа» (1899-1909).

Но наиболее сильное впечатление произвела на него «Venezia la bella» (красавица Венеция), представляющаяся, по его словам, «проезжему путнику чем-то фантастическим, каким-то волшебным сном».

Восхищение Василия Поленова Венецией усиливалось оттого, что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе, покорившего его і еще в период обучения в Академии художеств. С этим запасом художественных впечатлений Поленов прибыл в Рим.

В голове его роилось множество планов и замыслов, в Душе жило горячее желание самозабвенно работать. Но Вечный город очень скоро его разочаровал, а окружающая художественная жизнь оказалась мало способствующей вдохновенному творчеству.

«Искусственность есть, по моему мнению, один из злейших врагов искусства.»

Река Оять

В Риме Поленов познакомился с семьей Мамонтовых, где собиралась артистическая молодежь, и стал часто бывать у них. Талантливый, постоянно увлекающийся хозяин дома — СИ.

Мамонтов — умел наполнять жизнь вечно новыми выдумками, веселыми забавами и развлечениями, умел возбуждать в людях их артистические задатки, как бы ни были они скромны. Домашние спектакли, концерты, карнавалы следовали беспрерывно друг за другом, и во всем этом Василий Поленов принимал самое деятельное участие.

Углубленные занятия, о которых мечтал художник, отступили сами собой на второй план, замыслы изо дня в день оставались неосуществленными… В Риме им не было создано ни одной картины.

Читайте также:  Продавец посуды, франсиско де гойя - описание картины

«С юных лет я был восхищенным почитателем «Бабушкина сада», «Московского дворика», «Болота с лягушками». В них Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали мне поэзию старого родного быта, неисчерпаемые тайны нашей природы. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок. «

Нестеров М. В.

Белая лошадка. Нормандия, Василий Дмитриевич Поленов

Заросший пруд

Иные впечатления ждали его в Париже. Здесь его восхищает разнообразие стилевых направлений, в русле которых работают художники — «что кому по душе», их умение «осуществить свои силы и способности».

Пенсионерство В.Д. Поленова в Париже совпало со временем первого выступления импрессионистов, произведения которых вызвали живейшие споры в художественных кругах.

Искусство нового направления глубоко не затронуло художника, но явилось дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи. Овладение тайнами живописи на открытом воздухе стало важной задачей для многих художников, учившихся в то время за границей.

По совету Боголюбова, вокруг которого собралась группа русских художников, работавших на пленэре, Репин, а затем Поленов выехали на север Франции — в Нормандию, к морю, в маленький городок Вель. За полтора месяца Василий Поленов написал массу превосходиых этюдов.

Среди них — «Белая лошадка, Нормандия», «Старые ворота», «Вель», несколько «Отливов», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».

Осень в Абрамцево

Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не историческая живопись является его настоящей стихией. Взоры его безраздельно обратились к пейзажу. Таков был итог его исканий за границей.

Вместе с определением своего места в искусстве пришло убеждение в том, что плодотворным может быть творчество только на родине, пришла настоятельная потребность как можно скорее вернуться в Россию, несмотря ни на что.

«На днях открылся Салон, — сообщал Василий Дмитриевич матери 30 апреля (12 мая) 1876 года, — и окончательно убедил меня в нелепости торчать тут и учиться…»

Но поселиться в Москве сразу же по возвращении из-за границы Поленову не Удалось. Волна энтузиазма, охватившего русское общество в связи с началом борьбы сербов за освобождение от турецкого гнета, увлекла его.

В сентябре 1876 года он отправляется добровольцем на сербско-турецкий фронт. За участие в боях и проявленную храбрость В.Д.

Поленов был награжден черногорской медалью «За храбрость» и сербским золотым орденом «Таковский крест».

Свои военные впечатления художник передал в рисунках, исполненных для . журнала «Пчела». Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий. В большинстве своем это либо видовые рисунки («Вид г.

Парачина», «Белград с восточной стороны», «Долина Моравы перед Делиградом» ), либо этнографические (типы Сербии), либо бытовые («Сербские конники у водопоя», «На бивуаках за Дунаем», «Тыл сербской армии»).

Объяснение этому следует искать не только в пристрастии Василия Поленова к пейзажному, бытовому жанру. Сочувствуя целям освободительной войны, он в то же время не мог бед содрогания смотреть на те жертвы, которые она несла с собой…

Золотая осень

  С 1870-х Василий Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. С 1879 он состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1884 Поленов совершил путешествие в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет.

В 1882—1895 художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были Левитан, К. А. Коровин, Остроухов, Архипов, Головин и Татевосян.

  В 1910—1918 Поленов вел в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

18 июля 1927 года Василий Дмитриевич Поленов скончался в городе Таруса и был похоронен на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать свои этюды.

ynik.info›2008/06/05/v…polenov_khudozhnik_sveta_i…

«Живопись Поленова, явилась чем-то совершенно новым на общем сероватом тусклом фоне тогдашней живописи. Его этюды — палестинские и египетские — радовали глаз своей сочностью, свежестью, солнечностью. Его палитра сверкала, и уже этого одного было достаточно, чтобы зажечь художественную молодежь. » Головин А. Я.

  • Маленький домик на берегу Нила
  • Раньше: Василий Дмитриевич Поленов (1844 — 1927)
  • Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://slavikap.livejournal.com/8199009.html

В.Д. Поленов «Мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру…»

Посетители выставки «У Боголюбова в Париже» могут увидеть известные картины Василия Дмитриевича Поленова из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Радищевского музея и музея-заповедника мастера в Тульской области. Полотна самых разных жанров – исторического, пейзажного, портретного – показывают многогранность дарования художника.

Сын археолога, он с детства увлекался историей. Завещанная ему отцом коллекция древнегреческого и древнеегипетского искусства до сих пор хранится в доме-музее мастера.

Когда летом 1872 года Поленов отправился в пенсионерскую поездку по Европе для продолжения обучения, он особенно интересовался старой архитектурой. Мрачно роскошные твердыни средневековых замков рождали в его воображении образы прошлого.

В небольшой картине «Аббатство в Редоне» (Между 1873 и 1876. ГРМ) он запечатлел стены монастыря IX века, окрашенные заходящим солнцем в нежные фиолетово-розовые тона.

В 1873 году Поленов обосновался в Париже, где принялся за работу над историческими полотнами. Через три года он получил звание академика живописи за картину «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон» (1875.

ГРМ), которую отправил в Академию художеств в качестве отчета о пенсионерской командировке. Она посвящена одному из эпизодов религиозной войны между католиками и гугенотами во Франции XVI века. Вдову адмирала де Колиньи, одного из вождей гугенотов, ведут под арест.

Всю оставшуюся жизнь – более 25 лет – она проведет в тюрьме. Хрупкая фигурка женщины в окружении каменных глыб и равнодушных стражников вызывает сочувствие. При этом графиня не теряет достоинства и смело идет вперед.

Показатель ее истинного душевного состояния – рука, которая вот-вот сорвется с холодного камня стены.

Завершенная уже в России «Цезарская забава» (1879. ГТГ) рассказывает о тяжкой участи безвестной мученицы, «игрушки» жестокого императора. Автор не ограничивается изображением свирепого тигра, готового разорвать девушку, и вводит в повествование «красноречивые» детали – засохшие пятна крови, человеческий череп и кости.

Эти картины не удовлетворяли самого художника. С юности он мечтал о создании монументального полотна, сравнимого по силе воздействия на зрителя с знаменитым «Явлением Мессии» Александра Иванова.

Сестра-близнец Поленова Вера Дмитриевна в одном из писем к брату перечисляет библейские, исторические и бытовые сюжеты, которые могли бы заинтересовать его и послужить основами будущих картин.

Нежно любимую и, к сожалению, рано умершую сестру мастер запечатлел в написанном в Париже портрете (1874. Музей-заповедник В.Д. Поленова).

Однако, проживая во Франции, художник обращался и к другому жанру – пейзажу, которому он поначалу не придавал серьезного значения.

Маленький городок Вёль, находящийся на побережье Нормандии, сыграл важную роль в развитии русской пейзажной живописи. Алексей Петрович Боголюбов рекомендовал посетить это местечко молодым выпускникам Академии художеств, которые продолжали свое обучение во Франции.

Илья Репин, приехавший в Вёль раньше Василия Поленова, настойчиво звал его в этот живописный уголок.

В письме к другу он восклицал: «Варвар ты, варвар! злодей ты, злодей! До сих пор тиранишь себя в одухотелом Париже! Как не стыдно. У нас тут благодать […]» (См.: Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма.

Дневники. Воспоминания. М., Л., 1948. С. 64). Поленов откликнулся на приглашение и летом 1874 года уехал в Нормандию.

Работавшие в Вёле А.П. Боголюбов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий, А.К. Беггров и другие мастера осваивали принципы пленэрной живописи, т.е. живописи на открытом воздухе.

Они стремились преодолеть условность в передаче световоздушной среды и изобразить все богатство красок окружающего мира.

Для этого необходимо постоянно наблюдать за природой, фиксировать малейшие изменения оттенков цвета предмета, находящегося под воздействием «разлитых» в атмосфере лучей света.

В Вёле палитра Поленова засверкала светлыми переливчатыми тонами. Особенно ярко эти изменения в живописи мастера иллюстрирует маленький этюд «Белая лошадка. Нормандия» (1874. Музей-заповедник В.Д. Поленова).

Чтобы передать атмосферу яркого солнечного дня, Поленов кладет на холст яркие краски, не приглушая цвет в угоду общей гармонии пейзажа.

Автор завороженно наблюдает за игрой света и тени, за мельканием оттенков синего, зеленого, фиолетового и коричневого. Он намеренно пишет лошадь белой масти на фоне белой стены, тем самым усложняя свою задачу.

Но именно из-за богатства подмеченных художником оттенков визуального слияния белого тела «модели» с белой стеной не происходит.

Не многим русским пейзажистам до Василия Поленова удавалось так убедительно передать ослепительный свет солнца. Ту же лошадку и так же блистательно запечатлел Илья Репин в своем этюде («Лошадь для сбора камней в Вёле». 1874. СГХМ им. А.Н. Радищева).

В природе Нормандии Поленов «открывает» тихие, уютные уголки, где царит покой и кажется, что время остановилось, давая человеку возможность полюбоваться окружающей красотой, никуда не спеша. Таковы старый парк и мельница у речки в его очаровательных этюдах («В парке. Местечко Вёль в Нормандии». 1874. ГРМ; «Мельница на истоке речки Вёль». 1874. Музей-заповедник В.Д. Поленова).

Вернувшись в Париж, художник продолжил заниматься исторической живописью. Однако работа на пленэре в Нормандии помогла ему осознать свою склонность к пейзажу.

Тоскуя по родине, Поленов уехал в Россию на два года раньше окончания срока пенсионерской поездки. Вдохновленный природой и архитектурой своей страны, он создал настоящие шедевры пейзажного жанра: «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1878), «Заросший пруд» (1879. Все – ГТГ), «Русская деревня» (1889. СГХМ им. А.Н. Радищева).

Картину «Русская деревня» автор подарил Алексею Боголюбову, в котором видел прекрасного художника и человека. «Работая с натуры летом вместе с ним и сравнивая свои этюды с его мастерскими произведениями, я научился в несколько часов большему, чем работая месяцы один», – писал Поленов о своем наставнике (См.: Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма. Дневники.

Воспоминания. М., Л., 1948. С. 79).

Впоследствии Василий Поленов также будет опекать талантливую молодежь, помогая художникам осознать свой путь в живописи. У Поленова учились К. Коровин, А. Архипов, И. Левитан, А. Головин и другие выдающиеся мастера.

В собственной усадьбе на берегу Оки близ Тарусы он устроит музей, где каждый желающий мог увидеть произведения искусства, собранные семьей Поленовых. Это произойдет в 1892 году, спустя семь лет после открытия в Саратове основанного А.П.

Боголюбовым Радищевского музея.

В статье использованы репродукции, опубликованные в следующих источниках:

1. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. Каталог. Живопись. М., 2005.

2. Государственная Третьяковская галерея. Живопись второй половины XIX века. Том 4. Книга вторая. Н-Я. М., 2006.

3. Официальный сайт Государственного Русского музея: http://rusmuseum.ru/

Источник: http://radmuseumart.ru/news/announcements/4188/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector