Автопортрет с сэром эндимионом портером, антонис ван дейк

Седьмой из двенадцати детей богатого торговца шёлком из Бельгии, Антонис ван Дейк начал рисовать в очень раннем возрасте. К девятнадцати годам он стал учителем в Антверпене. Вскоре после этого он обучался у знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса.  

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван ДейкРаспятый Христос Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван ДейкАнтонис ван Дейк – Видение Святого Антония Падуанс…Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван ДейкПортрет Вильгельма Оранского и его невесты Марии С…Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван ДейкЮпитер и АнтиопаАвтопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван ДейкАвтопортретАвтопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван ДейкВъезд Христа в ИерусалимАвтопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван ДейкСамсон и ДалилаАвтопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван ДейкАвтопортретАвтопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван ДейкПортрет Томаса Киллигрея и лорда Вильяма Крофтса, …Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван ДейкПраведник Иосиф ОбручникФрансуа ЛанглуаСвятой Франциск КсаверийПортрет Маргариты ЛотарингскойАнтонис ван Дейк – Карл I, английский король, на о…Портрет Корнелиса ван дер ГестаЛеди Люси ПерсиМоисей и Медный ЗмейСусанна и старцыКоронование терновым венцомДиана Сесиль, графиня ОксфордскаяПитер СтевенсДжеймс Стюарт, герцог РичмондскийПортрет супружеской парыПортрет Девушки в образе Эрминии с Купидоном, 1638#10252Этюд: Мужские головыКарл I в трех ракурсахПортрет Вильгельма Оранского с его невестой Марией…Дорога в сельской местностиСемейный портрет, 1618-20Мария, младенец и СвятыеЛист этюдовСемейный портретДжеймс Стюарт, герцог Леннокский и РичмондскийСэр Эндимион Портер и художникКающийся Апостол ПетрЛукас ван УффеленПортрет мужчины , ок.1620Оплакивание ХристаПортрет художника Мартина ПепейнаМаркиза Елена Гримальди КаттанеоАпостол Фаддей Снятие с крестаПортрет Лукаса ВорстерманаВильгельм Оранский с его невестой Марией СтюартАнна ВэйкКоролева Генриэтта МарияПортрет Энн Карр, графини БедфордскойПортрет Карла II в бытность его Принцем УэльскимСестры УортонКонный портрет Карла I, короля АнглииРинальдо и АрмидаСв. Мартин, разрезающий надвое свой плащОплакивание ХристаАнглийский король Карл I на охотеАвтопортретМолодая женщина с ребенкомАпостол Фаддей Карл I в трех ракурсахГолгофаФредерик Хендрик Нассауский, принц ОранскийАвтопортрет с подсолнухомПортрет Эндимиона ПортераПортрет Марии Луизы де ТассисСв. Мартин, отрезающий половину своего плаща для н…Сусанна и старцыМолодая женщина с ребенкомПортрет Николя ЛаньеПортрет девушки в образе Эрминии с Купидоном, 1638Оплакивание Христа Йохан ОксенстирнаАгостино ПаллавичиниРубенс, горюющий по своей супругеПортрет Эндимиона ПортераФиладельфия и Элизабет ВортонФилип Четвертый лорд ВортонПортрет джентльменаАвтопортретЖена и дочь Колена ДенолеМолодая женщина с ребенкомАвтопортретПортрет Паулины АдорноРаскаяние Святого ПетраМузыкант Николя ЛаньеПортрет английского короля Карла I в трех ракурсахМаргарета СнейдерсМистический брак Праведника Иосифа Обручника с Дев…#10242Конный портрет Карла I, английского короляКоронование терновым венцомПортрет Дианы Сесил, графини Оксфордской, 1638Портрет Филадельфии и Елизаветы ВортонПортрет Филиппа, четвертого лорда Вортона, 1632Оплакивание Христа, 1618-20Раскаяние Св. Петра, 1617-18Портрет Адриана Стивенса, 1629Семейный портрет, 1618-20Антонис ван Дейк – Английские король Карл I и кор…Принц Вильгельм II Оранский и принцесса Генриетта …Генуэзская аристократка с сыномПортрет Марии Люции де ТассисПортрет художника Корнелиса де ВэВидение Св. АнтонияПортрет генуэзского аристократаПортрет жены генуэзского сенатораПортрет Марии Луизы де ТассисКоролева Генриетта Мария с сэром Джеффри ХадсономПортрет Томаса Киллигрея и лорда Вильяма Крофтса, …ПьетаГолова разбойника, 1617-18Портрет Сюзанны Фурмен с дочерью, 1620-21Портрет Франса Снейдерса, ок. 1620Амур и ПсихеяПортрет Филиппа, четвертого лорда Вортона, 1632Портрет скульптора Франсуа ДюкенуаПринц Вильгельм II Оранский и принцесса Генриетта …Конный портрет Карла I, английского короляГенуэзская аристократка с сыномГолова разбойникаПортрет джентльменаПортрет супружеской парыРинальдо и Армида, 1629Жена и дочь Колена ДенолеАвтопортретПортрет Мари-Луизы де ТассиАнглийский король Карл I в трех ракурсахДжеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский, 16…Молодая женщина с ребенкомТретье повторное воспроизведение картины – см. выш…Карл I на конеНиколас ван дер Борхт, антверпенский купецМаркиза Елена ГримальдиПортрет девушки в образе Эрминии, которой аккомпан…Портрет члена семейства БальбиПортрет молодого генералаТомас Киллигрю и лорд Вильям КрофтсПортрет молодого генералаПортрет маркизы Елены Гримальди, супруги маркиза Н…Ринальдо и Армида, 1629Портрет Адриана Стивенса, 1629Портрет Марии Босхертс, жены Адриана Стивенса, 162…Портрет Карла I, короля АнглииПортрет Филадельфии и Елизаветы ВортонСэр Томас Калоунер, 1637Филипп, четвертый лорд УортонСемейный портрет, 1618-20Маргарета Снейдерс, ок. 1620Апостол Фаддей Английские король Карл I и королева Генриетта Мари…Антонис ван Дейк – Распятый Христос Николас ван дер Борхт, антверпенский купецСвятой Георгий и ДраконПортрет Анны Карр, графини БедфордскойПортрет принца Карла IIПортрет молодого генералаПортрет художника Корнелиса Деваэ /?/АвтопортретВидение Святого АнтонияРинальдо и Армида, 1629Портрет Марии Босхертс, жены Адриана Стивенса, 162…Портрет генуэзского сенатораПортрет генуэзской аристократки Портрет Филадельфии и Елизаветы ВортонПортрет королевы Генриетты Марии с карликом Джеффр…Оплакивание Христа, 1618-20Голова разбойникаЛукас ван УффеленСв. Иоанн Креститель в пустынеДжеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский, 16…#10257Портрет Святого отца Жан-Шарля де Лафейля, члена с…#10261#10266Портрет Джеймса Стюарта, герцога Леннокского и Рич…Джеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский, 16…Портрет Лукаса ван Уффелена, 1622Портрет девушки в образе Эрминии с Купидоном, 1638Автопортрет, фрагментАвтопортретПортрет Лукаса ван Уффелена, 1622Портрет молодого генералаГенуэзская аристократка с сыномРаскаяние Св. Петра, 1617-18Портрет Карла I, короля АнглииСэр Томас Калоунер, 1637Филипп, четвертый лорд ВортонГолова разбойникаАпостол Фаддей Портрет Сюзанны Фурмен с дочерью, 1620-21Портрет мужчины , ок.1620Портрет члена семейства БальбиСэр Эндимион Портер и художникПортрет маркизы Елены Гримальди, супруги маркиза Н…Время обрезать крылья любви [Последователь]Кающаяся Магдалина

Рисунки и наброски

Автопортрет#10255АвтопортретПортрет Питера Брейгеля младшегоТициан и его возлюбленнаяЛукас ФорстерманЦерковь Св. Марии в городке Рай, Англия Портрет Джеймса Стюарта, герцога Леннокса и Ричмонда
Женский портрет. ок1618. 105х82. М Лихтенштейн
Женский портрет. 1618. 105х76.

М Лихтенштейн
Портрет генуэзского аристократа
Ван Дейк, Антонис Помпон II де Бельевр
Святой Себастьян
Ван Дейк, Антонис Неизвестное духовное лицо
Портрет Антониса ван Дейка
Апостол Симон (64х48 см) ок1618
Портрет Агостино Паллавичини (216х141 см) ок1621
Томас Говард, 2-й граф Арундель (103х79 см) ок1621
Святой Франциск у ног того, кто на кресте, 1606-91
Портрет Хенрика ван Либерти (), композитора и органиста, 1630-1800
Кающаяся Мария Магдалина, 1620-1635
Святое Семейство с Марией Магдалиной, 1620-1700
Апостол Иуда Фаддей
Благословение Жозефа Германа
Венера в кузнице Вулкана
Маркиз Франсиско де Монсада
Музыкант Никола Ланье ()
Оплакивание Христа
Принц Палатинский Карл Людвиг
Принц Палатинский Рупрехт фон дер Пфальц
Распятие
Самсон и Далила
Св Семейство
Автопортрет
Апостол Петр
Явление Христа ученикам
Отдых на пути в Египет
Семейный портрет
Тициан и его возлюбленная
Портрет Иниго Джонса
Портрет Эверхарда Ябаха
Портрет живописца Корнелиса Схюта
Портрет леди Джейн Гудвин
Портрет королевы Генриетты-Марии
Портрет короля Карла I
Портрет Яна Брейгеля
Портрет придворных дам миссис Джордж Керк и неизвестной дамы
Портрет Уильяма Лода
Портрет молодого человека
Портрет молодой женщины с ребенком
Портрет Марка Антуана Люманя
Кающийся св Иероним
Увенчание тернием
Пьета
Взятие под стражу
Св Франциск Ассизский в экстазе
Художник Мартин Рейкарт
Кардинал-инфант Фердинанд Австрийский
Беатриса, графиня Оксфорд
Фредерик Хендрик Нассау, принц Оранский
Амалия ван Сольмс-Браунфельс
Портрет дамы
Граф Генрих де Берг
Мужчина с лютней
Мужской портрет
Сэр Эндимион Портер и Антонис ван Дейк
Музыкант Джеронимо Либерти
Голова старика
Диана и нимфы, увиденные сатиром
Полисена Спинола, маркиза де Леганес
Святая Розалия
Мария Ратвен, жена ван Дейка
Дон Франсиско де Монкада, маркиз де Айтона
Мистическое бракосочетание святой Екатерины
Св Иоанн и Иисус с ягненком
Медный змей
Пьета
Голова старика
Инфанта Изабелла Клара Евгения
Двойной портрет принца Карла Людовика, курфюрста, и принца Руперта
Портрет детей короля Англии Карла I
Портрет Гийома Ришардо с сыном
Портрет маркизы Джеронимы Спинола-Дориа из Генуи
Портрет знатной дамы с сыном
Венера в кузнице Вулкана
Портрет аристократа с сыном
Конный портрет Франсиско де Монсада
Мадонна с младенцем и донаторы
Портрет Карла I на охоте
Распятие с Марией Магдалиной и святым Иоанном
Ринальдо и Армида
Портрет Николаса Рококса
Портрет Вирджинио Чезарини
Портрет Генри Денверса, графа Денби, в костюме кавалера ордена Подвязки
Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон
Портрет Лукаса Ворстермана Старшего
Портрет сэра Томаса Чалонера
Портрет сэра Томаса Уортона
Портрет Питера Стевенса ()
Портрет Анны Вейк ()
Портрет Квинтейна Симонса ()
Иоганн III (1583-1638), граф Нассау-Зигенский
Кающаяся грешница
Апостол со сложенными в молитве руками
Маркиза Джеронима Спинола
Портрет генуэзской аристократки
Семейный портрет ()
Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея.
Джеймс Стюарт, герцог Аеннокский и Ричмондский.
Предполагаемый портрет маркизы Джеронимы Спинола-Дориа из Генуи.
Мария с младенцем Христом и с донаторами.
Карл I, король Англии, на охоте.
Роберт Рич, второй граф Варвик
Автопортрет
Милосердие
Пьяный Силен, сопровождаемый Сатиром
Конный портрет Карла I
Леди Элизабет Тимбелби с сестрой
Лорд Джон Стюарт с братом, лордом Бернардом Стюартом
Портрет женщины с ребенком
Женский портрет
Портрет Корнелиса ван дер Геста
Портрет Джорджа Гейджа с двумя слугами
Портрет Джованни Баттисты Каттанео
Ринальдо, покоренный любовью к Армиде
Святой Амвросий останавливает императора Феодосия у входа в миланский собор
Детьи из семьи Бальби
Уильям Филдинг, первый граф Денби
Портрет Франсуа Ланглуа
Портрет аббата Скалья
Аббат Скалья, поклоняющийся Мадонне с Младенцем
Принц Карл Людвиг, граф Палатинский
Принц Руперт, граф Палатинский
Женский портрет
Портрет двух молодых англичан
Конь Ахиллеса
Конный портрет императора Карла V
Портрет Мери Хилл, леди Киллигрю
Портрет сэра Уильяма Киллигрю
Маркиза Елена Гримальди Каттанео
Маркиза Бальби
Филипп, лорд Уортон
Изабелла Брант
Дева Мария
Филиппо Каттанео
Королева Генриетта Мария с сэром Джеффри Хадсоном
Дама с веером
Кэтрин Говард, дама д’Обиньи
Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы
Джеймс Стюарт (), герцог Ричмонда и Леннокса
Лукас ван Уффель ()
Портрет маркизы Дураццо
Роберт Рич (), второй граф Ворвика
Набросок головы молодой женщины
Голова старика с белой бородой. Эскиз
Богоматерь с младенцем
Мадонна и младенец со святой Екатериной Александрийской
Мужской портрет. 1618. 106х74. М Лихтенштейн
Портрет мужчины с медальоном. 120х101. М Лихтенштейн
Портрет пожилого мужчины. ок1618. 107х74. М Лихтенштейн
Св Иероним. 1615-16. 158х131. М Лихтенштейн
Мужской портрет. 1630-32. 105х81. М Лихтенштейн
Мужской портрет. 74х56. М Лихтенштейн
Портрет Антонио де Тассис. 1634. 126х89. М Лихтенштейн
Портрет Джеймса, 3-го маркиза Хэмильтона. 1640. 219х129. М Лихтенштейн
Портрет Иоганна VIII, графа Нассау-Зиген. 1617. 204х122. М Лихтенштейн
Портрет Каспара де Крайера. 76х60. М Лихтенштейн
Портрет Марии Луизы де Тассис. ок1630. 128х92. М Лихтенштейн
Портрет Энгельберта Тэя, барона Веммеля. 65х54. М Лихтенштейн
Портрет генуэзского дворянина. 1624. 131х101. М Лихтенштейн

Седьмой из двенадцати детей богатого торговца шёлком из Бельгии, Антонис ван Дейк начал рисовать в очень раннем возрасте. К девятнадцати годам он стал учителем в Антверпене. Вскоре после этого он обучался у знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса.

В свои двадцать с небольшим лет Ван Дейк отправился в Италию, где изучал картины Тициана и Паоло Веронезе и работал портретистом выполняя заказы итальянского дворянства.

Он стал настолько известным, что король Англии Карл I вызвал его в Лондон, чтобы сделать его своим эксклюзивным придворным художником, и, в конце концов, дал ему рыцарское звание.

Современники восхищались многочисленными портретами Короля Карла I и его семьи кисти Ван Дейка . Понимая, что политическое и финансовое состояние Карла находилось в упадке, ван Дейк уехал из Англии в Антверпен и Париж.

Год спустя, после нескольких неудачных проектов за границей, он вернулся в Лондон со слабым здоровьем и вскоре после этого умер. Ван Дейк похоронен в соборе Святого Павла, где находятся могилы только выдающихся британских подданных.

Первая сохранившаяся работа Ван Дейка «Портрет мужчины» датируется 1613 годом. В фигуральных композициях первых восьми лет своей карьеры он явно подражал мелодраматическому стилю Рубенса, но вместо того, чтобы использовать технику Рубенса в виде эмалевых глазурей, он писал прямо и с довольно грубой текстурой.

Его цветовая гамма темнее и теплее, чем у его наставника; его огни и тени более резкие; фигуры – более угловаты в своих жестах и ​​менее гармоничны.

Он преувеличивал эмоции своих персонажей: от яростного фанатизма или лихорадочного экстаза святых и жестокости палачей до сладострастных улыбок сатиров и пьяного оцепенения Силена, спутника бога вина, Диониса.

Хотя отношения между Рубенсом и Ван Дейком стали напряженными после 1630 года, Рубенс не пытался мешать карьере молодого соперника. Вероятно, он помог ему с рекомендациями во время его первой поездки в Англию (с ноября 1620 по февраль 1621 года), где поклонник Рубенса, граф Арундел, также помогал ван Дейку.

В 1634 году Антверпенская гильдия художников назначила Антониса Ван Дейка «почётным деканом» — титул, которого ранее был удостоен только Рубенс.

Читайте также:  Где и как отдохнуть в мюнхене в декабре: фото, погода, цены и туры

Устойчивая слава ван Дейка покоится на его портретах. Независимо от того, писал ли он патрициев, художников Антверпена, дворян Генуи или придворных Карла I, ван Дейку удавалось идеализировать свои модели, не жертвуя при этом их индивидуальностью.

Он принял технику портрета, сформулированную ранее такими мастерами, как Ганс Гольбейн, Антонио Моро, Тициан и Рубенс, но изобрёл бесчисленные новые вариации, никогда не упуская из виду фундаментальную необходимость сохранения безупречной формальности, какой бы точной ни была схожесть. Его репутация всегда была на высоте.

И хотя ранее произведения его последнего периода вызывали наибольшее восхищение, в 20-м веке его раннему творчеству и работам генуэзского периода отдавалось предпочтению за их свежесть и непосредственность.

Интерес учёных и коллекционеров всё больше обращался к заброшенным ранее работам, таким как масляные зарисовки, многочисленные рисунки и акварели, включая некоторые из его чувствительных пейзажей.

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1754571569/

Неповторимый стиль Ван Дейка

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Младший современник Рубенса,  крупнейший  фламандский живописец  Антонис Ван Дейк родился в Антверпене  22 марта 1599 г семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка.  Начал получать   художественное образование с 10-ти лет, и с 1618 года уже имел собственную мастерскую. Тогда же начался его творческий союз с Рубенсом. Однако в мастерской своего прославленного земляка Ван Дейк работает только помощником. Положение второго живописца Фландрии  не удовлетворяло талантливого и честолюбивого юношу. Дело в том, что Ван Дейк, будучи выходцем из зажиточных слоёв буржуазии, всю жизнь стремился войти в избранные круги аристократического общества, в которое был принят его великий учитель. Но происхождение подкачало. Питер Пауль  Рубенс был сыном крупного юриста — Яна Рубенса, блестяще образованного и, по-видимому, неотразимого мужчины. В пользу этого предположения говорит то обстоятельство, что у него была любовная связь с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого.

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Ван Дейк же мог рассчитывать только на свой талант художника. Ни происхождение, ни иные заслуги или обстоятельства не могли помочь ему стать признанным в аристократических кругах.

К тому же в 16-17-х веках профессия художника вовсе не делала человека кем-то избранным, она всего лишь обеспечивала или не обеспечивала ему доход, а, в сущности, считалась ремеслом, а не искусством. Многие живописцы всю свою жизнь оставались неизвестными подмастерьями у своих прославленных современников, как, например, у Рубенса.

Так что Ван Дейку было просто необходимо выйти из тени своего великого учителя, и в конце 1620 года он уезжает в Англию, где работает при дворе английского короля Якова I. Здесь, наконец,  его талант портретиста проявляется в полной мере.

В Англии того периода живопись находилась в полном упадке, и появление такого талантливейшего художника как Ван Дейк, оживило аристократическое общество, стремившееся запечатлеть свои высокородные черты на память потомкам.

Таким образом, английская знать и Ван Дейк, можно сказать, нашли друг друга и образовали удачный альянс – художник писал аристократов, аристократы принимали его в своём кругу. Антонис Ван Дейк создал свой неповторимый стиль портретного искусства, завоевавший широкую популярность в высших кругах многих европейских стран.

Заказчиков привлекало не только блестящее мастерство художника , но и его индивидуальный подход в решении аристократического парадного портрета. Самым притягательным в искусстве Ван Дейка было его представление об идеале, которому он следовал во всех своих произведениях. Его портреты как бы приподняты над повседневностью, лишены отпечатка заурядности, внутренне облагорожены. Художник стремиться передать духовную утончённость каждого человека, не впадая в поверхностную идеализацию, он создаёт романтические и изысканные образы, обладающие поэтической привлекательностью

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Семья Ван Дейка. Автопортрет

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером. 1633

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

 Рубенс и Ван Дейк. Неизвестный художник.

В 1627 года художник снова работает на родине, в Антверпене. Дело в том, что в этот период Рубенс уезжает в длительную дипломатическую поездку и Ван Дейк фактически становится первым художником Фландрии. Но после возвращения Рубенса в 1632 году снова уезжает в Англию и становится придворным художником Карла 1.

Здесь, наконец – то полностью осуществляются его честолюбивые мечты. Он получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря, становится королевским  художником. Живописец получает солидное жалование, удачно  женится. Благодаря женитьбе на Мэри Расвен, происходившей из обедневшей, но очень древней фамилии, Ван Дейк становится членом высших кругов чопорной английской аристократии.

И вот уже всё это высшее общество добивается чести позировать сыну фламандского торговца тканями. Это ли не «сбытие мечт»?Художник  остаётся верен своему стремлению облагородить своих аристократов, сделать их ещё более одухотворёнными и утончёнными.

Он даже возит с собой слепки идеальных рук, все его модели  на портретах- обладатели этих самых рук – тонких, изящных, с удлинёнными пальцами. Такие же изящные, холёные и нежные руки и на автопортретах Ван Дейка. Всю свою жизнь он служит своему внутреннему идеалу красоты. Однако портреты английской знати, которые художник пишет в эти годы, достаточно однотипны.

Эффектные костюмы и украшения не могут скрыть невыразительность характеров. Возможно, это вызвано надменной замкнутостью заказчиков – благородные дамы и господа никого  не желали допускать в мир своих чувств. 

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Зато Ван Дейку открылся мир их детей. В Англии художник написал замечательные детские портреты, то забавно важные, то обаятельно непосредственные, эти портреты стали образцом совершенства для художников и предметом восхищения ценителей жанра детского портрета.

Пятеро детей карла 1

 Столь блестяще начатый путь закончился для Ван Дейка драматично. В 1641 году художник отправился в Париж для того, чтобы выполнить декоративные работы в Лувре. Для чего ему это было нужно? Ведь Ван Дейк не был обделён заказами и при английском дворе. Однако в этот период в Англии назревали политические перемены, и художник искал более спокойное место для работы.

Но за свой труд в Лувре Ван Дейк запросил непомерную, по мнению заказчиков, цену, и ему было отказано. Такой удар по самолюбию художника сказался на его здоровье, и  без того подорванном долгой дорогой. В Англию он вернулся тяжело больным.

Карл 1 пообещал поистине царское вознаграждение лекарю, который сумел бы вылечить любимого королевского живописца, но все было тщетно. Ван Дейк умер неделю спустя после рождения дочери, 9 декабря 1641 г. в Лондоне, и был погребен в Соборе святого Павла. Художнику были устроены пышные похороны, по желанию Карла Первого на могиле Ван Дейка был воздвигнут памятник.

Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет. В 1649 ему отрубили венценосную голову.  Две его дочери, увековеченные художником, умерли  от горя, а королева бежала из Англии. Да и большинство высокородных заказчиков сэра Антониса Ван Дейка разорились или пали на полях сражений.

И в довершение этой драматической истории в разразившемся в 1666 году в Лондоне пожаре сгорел собор Святого Павла, а вместе с ним могила Ван Дейка с его останками,  и памятник, надписанный королем Карлом Первым.

Но память о выдающемся художнике не могли уничтожить ни пожар,  ни время, остались его прекрасные картины, и сэр Антонис Ван Дейк остаётся одних из лучших мировых портретистов. А созданный художником тип идеализированного парадного портрета стал образцом для многих живописцев последующих веков.

Источник: http://svetart.by/portretnoe-skhodstvo/nepovtorimyj-stil-van-dejka

Дейк, Антонис ван

 Путеводитель по картинной галерее Императорского ЭрмитажаБенуа Александр Николаевич

Впрочем, задолго до того, чтобы стать общей, метаморфоза самого духа фламандской живописи обозначилась сначала в лучшем из лучших учеников Рубенса, в Антонисе ван Дейке (1599 — 1641).

Еще Рубенс был в полном блеске и никто не думал о новых веяниях, когда ван Дейк, до тех пор покорный его ученик, уехал в Италию и стал там, в Генуе, писать портреты, в которых неожиданно проявилась черта, дотоле незнакомая Фландрии: самая подлинная “grandezza” — в связи с какой-то нежной меланхолией, пришедшейся по вкусу аристократам, желавшим казаться пресыщенными и усталыми. Рассказывают, что в бытность свою в Риме, Ван Дейк держался в стороне от своих товарищей, грубых весельчаков и кутил-фламандцев, и был за это в насмешку прозван “кавалерчиком живописи”. Это характерно и для всего его искусства. В дальнейшем творчестве он все больше и больше остерегался грубой простоты и сделался, наконец, настоящим pr?cieux.

Если картины Рубенса на религиозные темы мы предпочли обойти молчанием, то еще основательнее можно так поступить относительно подобных картин ван Дейка, хотя в смысле чистого живописного мастерства некоторые из них, и в том числе наши эрмитажные “Мадонна с куропатками”, “Неверие Фомы” и “Св. Севастиан”, занимают первейшие места в искусстве позднего барокко.

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк. Отдых на пути в Египет (Мадонна с куропатками). 2 Фрагмента. Начало 1630-х. Холст, масло. 215х285,5. Инв. 539. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779

Ведь тягостно видеть приторную “грёзовскую” сентиментальность этих картин, их позирование на изящество — черты в картинах церковных еще менее выносимые, нежели грубость, пафос и пышность прочих фламандцев. Обратимся поэтому сразу к настоящей области ван Дейка, к портретам, указав попутно на огромное влияние опять-таки венецианцев (особенно Тициана), сказавшееся в “Мадонне”.

Ван Дейк принадлежит к первым портретистам истории искусства. Портретная живопись сделалась его специальностью именно в силу личного характера художника. Его влекло в общество изящных воспитанных людей, подальше от грязи и безалаберности художественной богемы, от оргиазма прочего фламандского творчества.

Характерно для него то, что треть жизни он провел вне Фландрии, и то, что он кончил жизнь в качестве придворного английского короля, самого утонченного, но и самого жалкого из государей XVII века. Количество портретов мастера доказывает, что в нем жила настоящая фламандская производительность, удивительная творческая сила.

Почти равномерное достоинство этой нескончаемой галереи доказывает огромную силу дарования, неослабевавшую энергию, которая изумляет даже рядом с фантастической энергией Рубенса.

Но одна общая всем портретам ван Дейка черта: сдержанность, недоступность, какой-то взгляд сверху вниз и “благородная” тень грусти обнаруживают в нем болезненную психологию, которая больше всего и нравилась современникам, особенно высшему обществу.

Лишь в среде своих буржуазных соотечественников ван Дейк покидал на время холодную вежливость и принимался говорить общим всем языком. Вероятно, большое личное влияние оказывал на него в этих случаях и бывший его учитель Рубенс.

В характере последнего написаны, уже по возвращении ван Дейка из Италии, эрмитажные портреты, удивительно сильный портрет антверпенского “милостынника” Адриана Стевенса и портрет его жены (1629).

В особенности же хорош семейный портрет (быть может, пейзажиста Вильденса).

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк. Семейный портрет. Холст, масло. 113,5х93,5. Инв. 534. Из собр. Лалив де Жюли, Париж, до 1774

Более итальянский характер носят другие портреты мастера, писанные во Фландрии (или в первый период его пребывания в Англии), но и они еще дают впечатление простоты и искренности.

Читайте также:  Бриг «меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, айвазовский

Сюда относится писанный под несомненным влиянием Фети портрет Яна ван дер Воувера, портрет в стиле флорентийцев доктора Маркизюса, портрет великого архитектора Джонса, портрет молодого человека, считавшийся прежде автопортретом ван Дейка, портрет знаменитого коллекционера Жабака и, наконец, написанные под впечатлением работ Тициана портреты парижского мецената Люманя и сэра Томаса Челонера.

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк. Автопортрет (Ранее: портрет молодого человека). 1622/23. Холст, масло. 116,5х93,5. Инв. 548. Из собр. Кроза, Париж, 1772

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк. Мужской портрет (предположительно – портрет лионского банкира Марка Антуана Люманя). Холст, масло. 104,8х85,5. Из собр. Кроза, Париж, 1772

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк. Портрет сэра Томаса Чалонера. Холст, масло. 104х81,5. Инв. 551. Из собр.Уолпола, Хоутон холл, 1779

Ближайшие к Рубенсу портреты (вроде нашего Вильденса), а также исторические картины ван Дейка первого периода допускают и атрибуцию таких двух рубенсовских шедевров, как портреты Изабеллы Брандт и Сусанны Фоурман, ученику, а не учителю.

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк. Портрет Сусанны Фурмен (Фоурман) с дочерью. Около 1621. Холст, масло. 172,7х117,5. . Продан из Эрмитажа в марте 1930 года Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон. Коллекция Эндрю В. Меллона

В живописном отношении картины ван Дейка, предшествующие его переселению в Англию, превосходят позднейшие.

Они спорят по колоритности с Рубенсом и Корнелисом де Вос, по остроте характеристики — с голландцем Халсом.

Но все же “настоящий ван Дейк”, художник, создавший особый мир, обнаружился лишь в последние десять лет его жизни при нарядном, горделивом и упадочном дворе несчастного внука Марии Стюарт — Карла I.

Уже при отце Карла Ван Дейк прожил около 2 лет в Лондоне. Итальянская поездка прервала это пребывание и службу.

Вторично он был приглашен в 1632 году, и с тех пор он почти постоянно оставался при короле (в 1634 году он жил в Антверпене), женился в Англии на благородной девице Рётвен, был возведен в рыцарское достоинство, сделался своим человеком в высшем обществе и переписал почти без исключения всех видных политических деятелей и весь двор Англии. Количество английских портретов ван Дейка баснословно. Короля, королеву, детей их, несчастного друга короля Страффорда, благородного мецената Арёнделя — ван Дейк написал даже по нескольку раз.

Естественно, что при такой продуктивности техническая сторона исполнения должна была получить нечто ремесленное, тем более что все чаще и чаще сам мастер принужден был ограничиваться наброском с натуры и поручать окончание портрета своим ученикам.

Последние портреты выдают и большую усталость художника, силы которого были надорваны чрезмерной работой и слишком роскошным образом жизни. Характеристики становятся менее внимательными, посадка поз, жесты рук приобретают однообразие, краски тускнеют, делаются холодными и мертвыми.

Быть может, проживи ван Дейк еще несколько лет, он дошел бы до полного упадка, до пошлости. Но смерть спасла его от этого и остановила его в тот момент, когда его стиль стал превращаться в шаблон.

Настоящее значение ван Дейка именно в том, что он нашел стиль. Он, ученик Рубенса, насквозь пропитанный художественными наставлениями учителя, почти сверстник Йорданса, нашел свой стиль — противоположный и даже враждебный им, он открыл новую эру живописи. Недаром его так ценили в XVIII веке — он был предтечей, угадавшим его изощренность.

Ван Дейк был одним из первых, нашедших чисто аристократические формулы искусства.

Он передал в живописи специфические чувства замкнутого мира “синей крови” в ту пору, когда этот мир, уйдя от средневековой грубости и свободы, превратился в “двор”, выработал все приемы внутреннего и внешнего этикета и получил взамен неудобной автономии феодализма иную полноту власти и огромные материальные средства, основанные на государевой милости и на дворцовых интригах. В Англии, в 1630-х годах при “рыцарском”, но безвольном Карле I претензии “синей крови” достигли своего максимума, и безмерность этих требований кончилась политической катаклизмой вроде той, которая 100 лет позже постигла Францию — после эры Людовика XV и его метресс.

Серию английских портретов ван Дейка в Эрмитаже следует начать с самой королевской четы. “Эрмитажный Карл” не лучший по живописи из нам известных, но, быть может, это самый характерный, самый жуткий.

Во взоре, в болезненном цвете лица, в складках лба виднеется что-то фатальное, какая-то тяжелая трагедия.[99] Это уже не Карл луврского портрета: элегантный кавалер, уверенный в себе монарх, дипломат, меценат, охотник и сибарит.

Это уже Карл времени вечного лукавства, путаной политики, прозревший неизбежное будущее и боровшийся против судьбы самыми негодными и непоследовательными средствами. Хороший человек и благожелательный политик, но декадент с головы до ног… И в то же время король с головы до ног.

Такой “настоящий король”, каких не было с тех пор в истории. Людовик XIV рядом с Карлом кажется лишь “актером, играющим роль”.

Портрет энергичной, умной, но фатальной для своего супруга королевы менее выразителен, как вообще все дамские портреты ван Дейка. Но какая живая картина! Восхитительно сочетание красноватых и коричневых красок, какое опять достигнуто впечатление высшего благородства — абсолютно уверенным распоряжением очень простыми средствами.

Далее перед нами проходят примас Англии — еще одна из погубивших Карла личностей, погибший сам на плахе архиепископ Лауд (быть может, лишь хорошая копия с портрета в Lambeth palace); величественный граф Денби,

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк. Портрет Генри Денверса, графа Денби, в костюме кавалера ордена Подвязки. 1638/40. Холст, масло. 223х130,6. Инв. 545. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779

в своем орденском костюме, с модной курьезной мушкой на виске; длинный, элегантный сэр Томас Уортон, бравый кавалер и деятельный участник придворных событий; его красавец брат лорд Филипп Уортон, изменивший королю, воевавший против него и лишь впоследствии снова примкнувший к королевской партии. Характерно видеть такого человека в маскарадном костюме, пастушком, в бархате и шелке.

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк. Портрет Филиппа, лорда Уортона. 1632. Холст, масло. 133,4х106,4. Продан из Эрмитажа в марте 1930 года Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон. Коллекция Эндрю В. Меллона

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис ван Дейк. Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон. Конец 1630-х. Холст, масло. 162х130. Инв. 533. Из собр.Уолпола, Хоутон холл, 1779

Вслед за ними идут дамы: восхитительный по краскам и очень непольщенный портрет тещи предыдущего лица, леди Джен Гудвин в ее черном с розовым платье, с тюльпаном в руке, двойной портрет леди Делькейс и дочери сэра Томаса Киллигрью Анны и другой, также двойной, портрет леди Обиньи (Катарины Говард) с ее сестрой Елизаветой, графиней Нортумберлендской

Антонис ван Дейк. Портрет придворных дам Анны Далькит, графини Мортон, и Анны Керк. 1638/40. Холст, масло. 131,5х150,6. Инв. 540

Антонис ван Дейк. Портрет придворных дам Анны Далькит, графини Мортон, и Анны Керк. Крупный план. 1638/40. Холст, масло. 131,5х150,6. Инв. 540

Все это особы, не игравшие видных ролей в путаных политических, религиозных и придворных интригах, но их образы достаточно говорят о степени изощренности высшего английского общества, о “зрелости его аристократизма”.

Какими здоровыми, трезвыми, жизненными кажутся портреты XVI века и даже современные фламандские и голландские портреты рядом с этими величавыми жеманницами.

Или это ван Дейк нам их показывал такими? Если это и “прихоть художника”, то наверное прихоть, соответствовавшая распространенным во всей придворной аристократии вкусам. [100]

Следующая глава

Источник: https://culture.wikireading.ru/40420

Англичане хотят оставить последний автопортрет Ван Дейка

  • Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк
  • «Автопортрет» Антониса Ван Дейка
  • Британский министр культуры Эд Вейзи запретил до конца февраля 2014 года вывозить из страны «Автопортрет» фламандского живописца Антониса ван Дейка, написанный в 1641 году.
  • Как пишет The Guardian, таким образом власти попытаются спасти картину, многие годы хранящуюся в Великобритании.

Произведение искусства более 300 лет принадлежало семье графов Джерси. В 2009 году полотно было выставлено на аукцион Sotheby's, где оно было продано за 8,5 миллиона фунтов стерлингов (13,6 миллиона долларов), что почти в три раза превысило оценочную стоимость.

Картину совместно приобрели два арт-дилера: англичанин Филип Моулд (Philip Mould) и американец Альфред Бейдер (Alfred Bader). Новые владельцы сразу объявили, что произведение снова выставлено на продажу, но на этот раз за него попросили «адекватную» цену.

Британским музеям и спонсорам необходимо собрать 12,5 миллиона фунтов (20 миллионов долларов), чтобы «Автопортрет» остался в стране, где он был создан.

Эд Вейзи выразил надежду, что произведение удастся сохранить, напомнив об удачных кампаниях по сбору средств в прошлом.

По такой схеме британцы выкупили «Портрет мадемуазель Клаус» кисти Эдуарда Мане, кольцо, принадлежавшее Джейн Остин, и многие другие ценности, считающиеся национальным достоянием, которые были проданы иностранным покупателям.

«Автопортрет» Антониса Ван Дейка 1641 года считается одной из тончайших и наиболее эмоциональных работ художника. Этот автопортрет — один из трех, написанных автором в Англии, когда он был при дворе, и одно из последних его произведений. Картина была создана за несколько месяцев до смерти фламандца: он умер в возрасте 42 лет, предположительно, от чумы.

Одним из любимых жанров Ван Дейка был портрет, он оказал значительно влияние на развитие портретного жанра в Англии. В Англии он жил трижды: в 1620-1621 годах работал при дворе короля Якова I, в 1632-1635 и 1635-1641 — был придворным живописцем Карла I. В 1632 году английских монарх посвятил Ван Дейка в рыцари, а в 1633-м — сделал его королевским художником.

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк
«Автопортрет» Антониса Ван Дейка

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис Ван Дейк Принц Уэльский в доспехах (будущий король Карл II)

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис Ван Дейк Автопортрет с сэром Эндимионом Портером

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис Ван Дейк Маркиза Бальби

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис Ван Дейк Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, Антонис ван Дейк

Антонис Ван Дейк Карл I , тройной портрет

Источник: https://obiskusstve.com/283840651056908703/anglichane-hotyat-ostavit-poslednij-avtoportret-van-dejka/

Антонис Ван Дейк. Гениальный и честолюбивый портретист

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1622-1623 гг. Государственный Эрмитаж. Wikipedia.org

Фландрия. Антверпен. В зажиточной купеческой семье в 1599 году родился Антонис Ван Дейк. Он был седьмым по счёту ребёнком. Его мать родит ещё пятерых. И умрет вскоре после 12-ых родов. Антонису было всего 8 лет.

Его отец не видел ничего дурного в том, что сын хочет стать художником. Ведь его мать виртуозно вышивала. Сам он в молодости увлекался рисованием. Поэтому с лёгким сердцем в 10 лет отец отдал мальчика в обучение к художнику.

Имея талант и необыкновенную усидчивость, уже через 4 года обучения юный Ван Дейк начал работать самостоятельно.

Ван Дейк был вундеркиндом

Вот его автопортрет, написанный в 14 лет. Ван Дейк явно был вундеркиндом. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста. Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1613 г. Музей истории искусств в Вене. Wikipedia.org

Его успехи замечены. В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.

А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.

Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия

По этой работе уже можно сказать, что быть Антонису Ван Дейку великим портретистом.

Но пока он этого ещё не осознал, он попадает в ученики к великому Рубенсу.

Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс ?

Рубенс редко писал портреты. Чаще он получал заказы на алтарные картины или картины на мифологические сюжеты. Под его влиянием Ван Дейк создаёт немало полотен на эти же темы.

Читайте также:  Картина левитана «весна. большая вода» — описание и видео

Вот одна из ранних его картин на мифологический сюжет о Самсоне и Далиле.

Антонис Ван Дейк. Самсон и Далила. 1619 г. Далвичская картинная галерея, Лондон. Commons.wikimedia.org

Сама по себе эта картина великолепна. Однако за основу Ван Дейк взял работу Рубенса. Найдите 10 отличий.

Питер-Пауль Рубенс. Самсон и Далила. 1609-1610 гг. Национальная Лондонская галерея. Commons.wikimedia.org

А если серьёзно, то Ван Дейк уже внёс много чего своего, особенного. Он не стал изображать Самсона с гипертрофированными мышцами, как его учитель. Сделав героя более человечным. При этом усилил драму, добавив эмоций. Посмотрите, как взбудоражена женщина рядом с Далилой.

Рубенс более роскошен и монументален. Ван Дейк более эмоционален и человечен. Что и сделает его впоследствии великим в портретном жанре.

По словам современников 20-летний Ван Дейк писал с тем же мастерством, что и зрелый Рубенс. До сих пор по части работ не установлено авторство. Так обстоит дело с “Пьяным Силеном”.

Антонис Ван Дейк (?). Пьяный Силен. 1620 г. Национальная Лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Достигнув уровня мастерства учителя, Ван Дейк задумался. А стоит ли ему тягаться с Рубенсом на поприще исторической живописи?

Тогда он начал больше принимать заказов на портреты.

Портреты, которые общаются с нами

Уже в 20-летнем возрасте Ван Дейк пишет портреты аристократов, отличающиеся невероятным мастерством. Как будто оно с неба на него свалилось. Такого уровня иные художники достигают к 40 годам.

Посмотрите на знаменитый «Семейный портрет».

Антонис Ван Дейк. Семейный портрет. 1621 г. Государственный Эрмитаж

Герои картины очень естественны. Особенно их руки. Вообще Ван Дейк будет всегда уделять особое внимание рукам. Именно по ним вы можете узнать его портреты.

Если видите красивые руки с длинными пальцами, грациозно расслабленные, значит перед вами творение Ван Дейка.

Герои “Семейного портрета” не просто позируют, они “общаются” с нами. Они рассказывают, какие у них интересы. Как они любят тихие семейные вечера. Какие у них отношения. Как они ещё узнают друг друга, поженившись пару лет назад. Но уже успев построить тёплые отношения.

Однако в этом портрете ещё мало того индивидуального стиля, по которому Ван Дейк узнаваем. Его современнники-портретисты писали в том же ключе.

Сравните его портрет с работой Корнелиса де Воса. Написанный в том же 1621 году. Правда мастер на 14 лет старше Ван Дейка.

Корнелис де Вос. Семейный портрет. 1621 г. Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе, Бельгия. Wikipedia.org

Ван Дейк чуть не стал итальянским художником

В 22 года Ван Дейк уезжает в Италию. Где он проведёт 6 лет. Путешествовать он направился по настоянию Рубенса, который был немного задет талантом ученика. И решил, что так будет лучше для всех.

Здесь Ван Дейка привлекли шедевры Тициана. Изящество поз, которым он в будущем наделит каждого английского аристократа, он позаимствует именно у этого художника Эпохи Возрождения.

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.

Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Ван Дейк мог стать религиозным художником

Вернуться художника заставило несчастье в семье. Серьёзно заболела его сестра. Однако живой он не успел ее застать.

Несколько лет Ван Дейк сосредотачивается на религиозных сюжетах. Видимо под влиянием происшедшего. Так появилась его картина “Вознесение Марии”.

Антонис Ван Дейк. Вознесение Марии. 1628-1629 гг. Национальная галерея Вашингтона. Nga.gov

Почему-то Ван Дейк всех святых дев изображал с толстыми шеями. Да и некоторые ангелочки у него весьма странные. Вот зачем один из них обернул голову покрывалом? Да ещё так своенравно на нас смотрит.

Вот для сравнения картина Рубенса на ту же тему.

Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф. Artchive.ru

У Рубенса больше возвышенности, религиозной торжественности. Его герои не подразумевают двусмысленности. Мария безукоризненна. Ангелы тоже.

Нет, все-таки не зря Ван Дейк отступил. Зачем бороться с гением? Когда можно уехать в другую страну и стать равным по величию, но в другом жанре. Так Ван Дейк и поступил.

Почему Ван Дейк переехал в Англию

В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником.

Он согласился. В Англии у него были все шансы стать художником номер один. Алтарные картины англичанам были не нужны. Этим они отличались от католиков. А вот портреты с удовольствием заказывали.

Вот какой портретная живопись в Англии была до приезда Ван Дейка.

Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Что вы видите? Абсолютно неподвижных кукол. С цветом кожи и худобой тяжело больных существ. И оживить этих людей не может ни яркий румянец, ни парадная одежда.

Ничего удивительного, что Ван Дейк пленил английскую аристократию. И в первую очередь короля Карла I.

Вот самый известный его портрет, созданный Ван Дейком. “Карл I на охоте”.

Антонис Ван Дейк. Портрет Карла 1 на охоте. 1635 г. Лувр, Париж. Renessans.ru

Перед нами живой человек. Джентельмен. Никаких тяжёлых платьев, а лишь охотничий костюм. Непринужденная, но аристократичная поза. Томный взгляд человека, наделённого властью.

Королю было, от чего прийти в восторг. И он заказывает свой портрет, а также портреты жены и детей 30 раз!

Антонис Ван Дейк. Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон. 1633 г. Национальная галерея Вашингтона

Ван Дейк, конечно, приукрашивал своих заказчиков. Судить об этом мы можем по воспоминаниям их современников. Одна дама видела портреты Ван Дейка. По которым заключила, что все дамы в Англии красивы.

Но была сильно разочарована, когда вживую увидела Королеву Генриетту-Марию. Вместо миловидной женщины ей явилась немолодая особа с тощими руками, кривыми плечами и торчащими изо рта передними зубами.

Звёздный час Ван Дейка

Мастеру был присвоен титул дворянина. Он получил из рук короля звание рыцаря. Мечты сбылись.

Ему позируют самые знатные вельможи британского общества. У него нет отбоя от дорогостоящих заказов.

Ван Дейк виртуозно чувствует и передает на холсте атмосферу королевского окружения. Портретист придает осанке своих клиентов горделивость, а позам и жестам элегантное благородство.

Вот отпрыски семейства Стюарт. Один из самых известных портретов Ван Дейка.

Антонис Ван Дейк. Лорд Джон Стюарт и его брат Лорд Бернард Стюарт. 1638 г. Национальная лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Этим кавалерам всего по 17 и 16 лет. Оба они погибнут в возрасте 23 лет на Гражданской войне. В результате которой погибнет и сам Карл I. Он будет единственным казнённым английским королём за всю историю Англии.

Антонис Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

А эти дамы рассказывают свою семейную историю. Та, что слева, сестра мужа той, что справа. Портрет был написан в знак их примирения. Ведь граф Стюарт женился на девушке без согласия семьи. Через некоторое время его родственники признали этот брак. И сестра графа благосклонно это демонстрирует.

Еще Ван Дейк был непревзойдённым детским портретистом. Хоть и изображает он их во взрослых позах и взрослой одежде. А иначе не позволял этикет.

Но в их глазах мы можем уловить озорство. А ещё читается у каждого свой характер.

Антонис Ван Дейк. Старшие дети короля Карла 1. 1636 г. Королевское художественное собрание Виндзорского замка, Великобритания

Горшочек, не вари

Ван Дейк был по горло завален подобными заказами. Каждый аристократ жаждал быть запечатлённым Ван Дейком.

В результате получилось как в сказке, “Горшочек, не вари”.

Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.

Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.

Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.

Антонис Ван Дейк. Портрет сэра Энтони-Джорджа Дигби. 1638 г. Далвичская картинная галерея, Великобритания. Commons.wikimedia.org

Личная жизнь Ван Дейка

В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были отношения не один год.

Но жениться он решил на аристократке. Мисс Лемон была в полном шоке, когда узнала о помолвке возлюбленного. Устроила скандал, попытавшись откусить художнику палец. Чтобы он не смог больше писать. Но благо ей не удалось этого сделать.

Антонис Ван Дейк. Маргарет Лемон (портрет не окончен). 1639 г. Хэмптон-корт замок, Великобритания. Royalcollection.org.uk

Несчастной пришлось смириться. И в 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.

Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639 г. Музей Прадо, Мадрид. Artchive.ru

Была ли это любовь? Или очередной тщеславный поступок? Неизвестно. В любом случае семейное счастье длилось очень недолго.

Однажды Ван Дейк поехал в Париж, где занимался росписями галерей Лувра. Там он серьезно заболел. Вернувшись домой в декабре 1641 г., он скончался. Ему было всего 42 года.

Похоронен он был в день крестин своей новорожденной дочери. Которой на тот момент было всего восемь дней.

Почему Ван Дейк так известен

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.

Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.

Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.

Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.

О другом выдающемся художнике Эпохи Барокко читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.

* Вночь на 24 августа 1572 года католики устроили массовое убийство гугенотов (протестантов) на улицах Парижа. Погибло 6000 человек.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

Источник: https://arts-dnevnik.ru/van-deyk/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector