Другие известные живописцы
Рубенс Питер Пауль — фламандский живописец, глава фламандской школы живописи эпохи барокко.Родился Рубенс в семье юриста. В 1889 году поселился в Антверпене, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано начал заниматься живописью, Учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591 — 94), О. Венуса (ван Вена; ок. 1594 — 98).
С 1600 по 1608 гг. жил в Италии ( Риме, Мантуе, Генуе), где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской.
Уже в первых произведениях Рубенса, выполненных после возвращения на родину, появилось стремление переработать впечатления от итальянских мастеров в духе национальных художественных традиций. Созданный Рубенсом в начале 1610 — х гг.
монумент религиозной композиции, идущие стилистически в русле барокко в соборе Онзе — ливе — Врауэкерк, Антверпен, отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.
Вместе с тем в них пробиваются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника.
В начале своего творческого пути Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций ( «Автопортрет с Изабеллой Брант» 1609, отличающихся интимной простотой композиции, тщательностью воссоздания облика моделей и нарядных деталей одежды. Серия 1610 -х гг. отмечена обращения Рубенса к классическим мотивам и традиционного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монументальной цельности композиции.
Автопортрет 1623 года
В 1612 — 20 гг. складывается зрелый стиль художника. Обращаясь к темам античности и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Картины этого периода отличаются многообразием композиции, светлостью колорита.
Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов.
Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно — розовые, жемчужно — серые, красно — коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. К 1615 — 20 гг. Рубенс получил широкое признание и известность.
Обширная мастерская художника ( в которой работали и крупные живописцы — А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс ) выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально — декоративные композиции. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи («История Марии Медичи» , ок.1622 — 25.
Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифические фигуры и иносказание с реалистическими элементами. что являлось новым словом в развитии исторической живописи. Он вып олнил много парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели ( портреты Марии Медичи, ок.
1622 — 25, Прадо и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620.Ст. пинакотека, Мюнхен).
Рубенс. Портрет мужчины 26 лет[22]. 1597. Масло на меди, 22 × 15 см. Метрополитен-музей
Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в т. ч. » Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (ок.1825.
ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели. Около 1611- 18 гг. Рубенс выступил и в качестве архитектора ( отмеченный пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене).
Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Используя приёмы «идеального» европейского пейзажа, он перерабатывал их в духе национальной пейзажной школы.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, мягкостью красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы.
В 1626 году, потеряв свою жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где вновь знакомился с произведениями Тициана, работами испанских мастеров. В 1630 -х гг.
начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевайте (Брабант). Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника Елены Фаурмент ( «Шубка» , ок. 1638 — 40, М.
истории истории искусств, Вена), иногда изображённой в виде мифических персонажей («Вирсавия», ок. 1635. Картинная галерея, Дрезден).
Положение во гроб. 1602, масло, холст. 180 × 137 см. Рим, Галерея Боргезе
Тематика произведений этого времени многообразна. Наряду с поэтическими пейзажами он писал сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватой правды и захватывающей жизнерадостности.
В «стеновский» период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость («Елена Фаурмент с детьми», ок. 16638 — 40, Прадо; «Вакх», около 1638 — 40, ГЭ). Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки.
зарисовки голов и фигур, изображения животных. эскизы композиций, другое.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских художников. Его влияние испытали также многие европейские художники 18 — 19 веков ( А. Ватто, Ж.О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и другие).
Геркулес и Омфала. Около 1602—1605, 278 × 215 см. Париж, Лувр
История жизни Петера Пауля Рубенса
За свою жизнь в искусстве Рубенс создал более 3000 произведений живописи. На многих из них изображены женщины, при описании которых можно смело употреблять выражение «кровь с молоком». Изображение цветущего женского тела удавалось Рубенсу лучше, чем многим другим художникам.
Эти цветущие пышные женщины были идеалом красоты для своего времени. Их было, вероятно, и просто приятно рисовать: в их телах было столько впадинок, бугорков, ямочек и холмиков.
Уже в самом начале своей карьеры Рубенс стал любимцем при большинстве королевских дворов Европы, что позволило ему стать необычайно богатым человеком.
Несмотря на то, что Рубенс изображал на своих полотнах обнаженных вакханок, у него была внешность банкира и манеры дипломата.
Его родители в свое время с трудом сумели спастись от приближающихся войск герцога Альбы, которые несли с собой смерть, насилие, пожары и разрушения, преследуя кальвинистов, интеллектуалов и купцов в Голландии. Семья поселилась недалеко от Кельна.
Его отец Ян Рубенс сумел получить должность советника по финансовым и юридическим вопросам при дворе 26- летней принцессы Анны Саксонской, прекрасной голубоглазой блондинки, чей муж Вильгельм Оранский оставил ее в их замке на несколько лет, а сам отправился освобождать Голландию от испанского владычества. Между Яном и Анной вспыхнула любовь, о которой стало широко известно, поскольку они особенно и не старались ее скрывать.
Конный портрет герцога Лерма. 1603, масло, холст. 290,5 × 207,5 см. Мадрид, Музей Прадо
Когда Анна забеременела, ее изгнали из замка, а Ян оказался в заключении. Принцесса родила дочь, и ей разрешили уехать с ребенком к своим родителям в Саксонию, где она и умерла через 5 лет. Яна Рубенса вскоре выпустили из тюрьмы, но ему и его семье запретили жить в Кельне. Именно в это время и родился Петер Пауль Рубенс.
Когда он был еще юношей, его отец умер, и Петер со своей матерью вернулись в родную Фландрию. В юности Рубенс вынужден был рано оставить учебу, поскольку его мать не могла платить за нее, собирая деньги на приданое к свадьбе его сестры. Рубенс стал служить пажем при дворе графини де Лялен.
Именно там он приобрел умение великолепно держаться в обществе и прекрасные манеры.
Служба Рубенса была нелегкой, поскольку графиня обожала жестокие игры и розыгрыши. Она, например, заставляла своих мальчиков-пажей переодеваться в женскую одежду и развлекать своих гостей-мужчин.
Рубенс, в конце концов, сумел убедить свою мать, чтобы она забрала его с этой службы при дворе, и стал учиться живописи. Вскоре он превзошел всех своих учителей и стал одним из самых выдающихся художников Европы. Ребенс дважды был женат.
У него было в общей сложности восемь детей, к которым он относился с гораздо большей любовью, чем большинство отцов того времени. Он был другом римского папы Павла V и Марии Медичи. Чарльз I произвел его в рыцарское звание.
Став богатым человеком, Рубенс построил такое огромное поместье, что опись имущества в нем заняла позже 5 лет. В последние годы жизни Рубенс из-за подагры стал практически инвалидом. Он умер за месяц до своего 63-летия.
Гераклит и Демокрит. 1603, масло по дереву. 95 × 125,5 см. Вальядолид, Национальный музей искусств
Во время учебы и работы в Италии (1600—1608 г.г.) у Рубенса было много любовных связей с итальянскими актрисами. Он также часто пользовался услугами проституток.
Первой его серьезной любовной связью стал роман с римской аристократкой, имя которой осталось неизвестным.
Она, по всей вероятности, тоже полюбила его, но ее родители прекратили этот роман своей дочери с неизвестным художником-иностранцем. В 32-летнем возрасте Рубенс женился в первый раз.
Его женой стала 18-летняя Изабелла Брандт из Антверпена. Изабелла была красивой высокой темноволосой девушкой. В отличие от большинства других художников Рубенс не был донжуаном.
В семье родилось трое детей, а позже супруги усыновили и обоих детей брата Рубенса, оставшихся сиротами после его смерти. Изабелла, по всей вероятности, была моделью для рубенсовских мадонн. Она умерла в возрасте 35 лет.
Рубенс тяжело переживал ее смерть.
Мадонна делла Валичелла. 1608, масло, холст. 425 × 250 см. Рим, Санта-Мария-ин-Валичелла
После смерти Изабеллы у Рубенса была любовная связь с красавицей Сюзан Фурман, которая послужила моделью для его знаменитой картины «Соломенная шляпка «. Их роман продолжался год и закончился после того, как Сюзан вышла замуж за другого.
Через два года 53-летний Рубенс женился на 16-летней сестре Сюзан Елене, ослепительной красавице, которая стала его любимой натурщицей. Рубенс обожал рисовать ее обнаженной.
С помощью целой армии учеников и помощников Рубенс рисовал свою Елену, у которой были цветущее здоровье и великолепное тело.
Елена изображена на многих работах художника и является прототипом того, что называют «рубенсовская женщина». Кеннет Кларк написал: «Рубенсовские женщины одновременно и чутки, и бесстрастны…
Они счастливы и совершенно не застенчивы». Семейная жизнь Рубенса и Елены тоже сложилась счастливо. У них родилось 5 детей.
Последний их ребенок родился почти через девять месяцев после смерти Рубенса.
Святая Домицилла, поддерживаемая святым Нереем и святым Ахиллесом Римским. 1608, масло, холст. 425 × 280 см. Рим, Санта-Мария-ин-Валичелла
Источник: https://tunnel.ru/post-rubens-peter-paul
Рубенс, «Автопортрет с Изабеллой Брант». Зачем художник нарисовал шпагу?
Вот что писал о сюжете картины художник и историк искусства Франсуа-Эмиль Мишель:
«Правая рука Изабеллы лежит на правой руке мужа, ее лицо обращено к зрителю, ее поза естественна. Ее проницательный взгляд светится счастьем, а в слегка шаловливом выражении глаз можно прочитать гордость за победу над сердцем великого художника, который выбрал ее как спутницу жизни. Лицо Рубенса безмятежно, он уверен в будущем и полон радостного ощущения, что он любим».
Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», фрагмент «Изабелла»Источник: artchive.ru
Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», фрагмент «Питер»Источник: artchive.ru
И далее:
«Вокруг них все улыбается, и кажется, что природа в праздничном настроении разделяет чувства, которые наполняют их сердца.
Картина, замечательная как своими качествами, так и датой ее создания, скорее всего была написана весной после свадьбы (бракосочетание состоялось 3 октября 1609 года): перед жимолостью, на фоне которой расположены высвеченные фигуры, располагаются свежие цветы, здесь и там в зеленой траве пучки папоротника и только что распустившиеся фиалки.
Питер Пауль Рубенс, „Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости“, 1609 г.Источник: artchive.ru
Живопись, чистая и бесхитростная, в каждой детали гармонирует с характером сцены: это и утонченная тональность, и свободные и нежные штрихи, — всем этим художник показывает душевное удовлетворение, которое он чувствовал с ранних дней их счастливого союза.»
Франсуа-Эмиль Мишель отметил, что на руках Изабеллы — браслеты из полудрагоценных камней, которые, вероятно, Рубенс привез из Италии. Это только догадка: трудно предположить, что холостяк везет какие-то подарки будущей жене, о которой он еще ничего не знает. Возможно, что авторство браслетов принадлежит Рубенсу (заметим, что впоследствии такие браслеты на его картинах украшали Венеру).
К этому можно добавить, что Рубенс выглядит как бы отстраненным от того, что происходит вокруг, он погружен в себя. О чем может думать молодой муж? Естественно, о будущем. Мало того, он уже видит себя богатым и знаменитым.
Деталь из богатого будущего художника — воротник «мельничный жернов» у платья Изабеллы. В те времена существовали писаные правила ношения одежды: простолюдины — одно, дворяне — другое, высшая знать — третье. Рубенс во время написания портрета не был дворянином. Мало того, он еще не был заметно богат, хотя нужда уже не преследовала его.
Еще одна деталь из будущего художника — шпага. В те времена шпага была привилегией дворян, а дворянское звание было пожаловано Рубенсу только в 1624 году:
«Мадрид, 5 июня 1624 г. [франц.
] Филипп, милостью Божией Король Кастилии, Леона, Арагона, обеих Сицилий, взяв в рассуждение вышесказанное и учитывая славу, заслуженную и достигнутую просителем благодаря совершенству и редкостному умению в искусстве живописи, а также его познания в истории и языках и иные его прекрасные дарования и качества, делающие его достойным нашей королевской милости, исходя из нашего твердого знания, верховной власти и особой милости, настоящей грамотой навеки даруем и передаем указанному просителю Пьеру Полю Рубенсу, его детям и потомкам мужского и женского пола, рожденным в законном браке, дворянский титул и звание».
И там же Франсуа-Эмиль Мишель пишет:
«Рубенсу открылась новая жизнь: любовь и преданность верного спутника хранила его, пока она была жива. В этой новой жизни была безмятежность, необходимая для создания блестящих полотен, которые прославили его имя».
Автопортрет с Изабеллой Брант как бы обозначил устремления художника: высокое общественное положение и богатство. И сделано это было всего двумя деталями: воротником «мельничный жернов» и эфесом шпаги.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/94068/
Питер Пауль Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант»
В 1608 году Рубенс находился в Риме и оканчивал три последние, заказанные ему картины, когда к нему пришло известие о тяжкой болезни, постигшей его мать. Поспешно покинув Рим, Рубенс явился на родину, но уже не застал матери в живых. Несмотря на данное Рубенсом мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, художник остался на родине во Фландрии. В 1609 году Рубенс был назначен живописцем при дворе эрцгерцога Альберта и вскоре женился на Изабелле Брант, дочери секретаря города Антверпена.
Для первых зрителей картины она казалась чем-то новым, доселе невиданным в нидерландской живописи, хотя бы прежде всего своим размером. Двойной портрет представляет собой действительно большую картину.
Фигуры художника и его жены кажутся такими большими для этой картины, что первоначально даже предполагали, что картина могла быть обрезана по краям. Художник и его супруга изображены в натуральную величину и не позируют отстранённо, как это было принято, а естественно соотнесены и контактируют со зрителем.
Автор намеренно придал групповому портрету многозначность смысла и уделил большое внимание её композиции.
Эта картина создана Рубенсом вскоре после женитьбы и изображает супругов на фоне куста жимолости.
Спокойная, даже в чём-то невозмутимая самоуверенность исходит от картины, на которой фигуры изображены одинаково большими и рядом друг с другом — выражение самостоятельности и равноправного положения супругов.
Рубенс расположился на скамье, а Изабелла — на коленях возле него на брошенном на землю голубом плаще. Поза художника исполнена крайней непринуждённости и свободы, он сидит, закинув ногу на ногу. История мирового портрета ещё не знала подобной раскованности движения позирующей для портрета модели.
Как точно подметил один из критиков, Рубенс изобразил на этом портрете не просто себя и жену, но портрет брака. Исполненный внутренней свободы жест молодой женщины, доверчиво положившей свою правую руку на руку мужа, напоминает жест Джованны Ченами из «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка.
Рубенс сохранил сакральный по своей значимости смысл его, связанный с таинством обручения, но наделил особой теплотой интимности, включив в целую систему связей, объединяющих молодых людей и развивающих ту же тему в картине.
Трогательное нежное прикосновение рук являющихся частью S-подобной кривой, которая начинается от головы художника и заканчивается в опущенной руке Изабеллы, связуя композицию воедино.
Большую роль играет пейзажный фон, который превращён по сути в реальную среду местонахождения портретируемых. Эту иллюзию усиливает выбранная точка зрения, земля с травами и цветами. Изображение кажется частью живой реальности. Однако групповой портрет лишён какого бы то ни было налёта прозаизма достоверности.
Он создан по законам искуснейшей ритмической организации форм и объёмов в пространстве и на плоскости. Можно заметить, что фигуры вписываются в овал, что их объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. В богатой колористической гамме живо ощущаются отголоски палитры венецианцев XVI в.
, особенно Веронезе, однако же сама система работы заглаженным скрытым мазком, создающим впечатление эмалевидной поверхности, выдаёт руку северного живописца.
Источник: https://imcreator.ru/archives/5620
Питер Пауль Рубенс
dm_kalashnikovПродолжаем самоликбез и начинаем эпоху барокко.Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.Живопись барокко или барочная живопись — живописные произведения периода барокко в культуре XVI—XVII веков, тогда как в политическом плане исторический период разделяется на Абсолютизм и Контрреформацию. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — Рубенс, Караваджо.
Питер Пауль Ру́бенс — плодовитый южнонидерландский (фламандский) живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Автопортрет с Изабеллой Брант
Влюбившись в 18-летнюю Изабеллу Брант, Рубенс женился на ней 3 октября 1609 года.
Изабелла была дочерью очень почитаемого антверпенского патриция и статс-секретаря Яна Бранта, чей портрет также находится в «Старой пинакотеке». Она родила художнику дочь и двух сыновей.
После её скоропостижной кончины 20 июня 1626 года Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе:
Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она была невздорной и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти.
Для первых зрителей картины она казалась чем-то новым, доселе невиданным в нидерландской живописи, хотя бы прежде всего своим размером. Двойной портрет представляет собой действительно большую картину. Фигуры художника и его жены кажутся такими большими для этой картины, что первоначально даже предполагали, что картина могла быть обрезана по краям.
Художник и его супруга изображены в натуральную величину и не позируют отстранённо, как это было принято, а естественно соотнесены и контактируют со зрителем. Автор намеренно придал групповому портрету многозначность смысла и уделил большое внимание её композиции.Эта картина создана Рубенсом вскоре после женитьбы и изображает супругов на фоне куста жимолости. Спокойная, даже в чём-то невозмутимая самоуверенность исходит от картины, на которой фигуры изображены одинаково большими и рядом друг с другом — выражение самостоятельности и равноправного положения супругов. Рубенс расположился на скамье, а Изабелла — на коленях возле него на брошенном на землю голубом плаще. Поза художника исполнена крайней непринуждённости и свободы, он сидит, закинув ногу на ногу. История мирового портрета ещё не знала подобной раскованности движения позирующей для портрета модели.Как точно подметил один из критиков, Рубенс изобразил на этом портрете не просто себя и жену, но портрет брака. Исполненный внутренней свободы жест молодой женщины, доверчиво положившей свою правую руку на руку мужа, напоминает жест Джованны Ченами из «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка. Рубенс сохранил сакральный по своей значимости смысл его, связанный с таинством обручения, но наделил особой теплотой интимности, включив в целую систему связей, объединяющих молодых людей и развивающих ту же тему в картине. Трогательное нежное прикосновение рук являющихся частью S-подобной кривой, которая начинается от головы художника и заканчивается в опущенной руке Изабеллы, связуя композицию воедино.Большую роль играет пейзажный фон, который превращён по сути в реальную среду местонахождения портретируемых. Эту иллюзию усиливает выбранная точка зрения, земля с травами и цветами. Изображение кажется частью живой реальности. Однако групповой портрет лишён какого бы то ни было налёта прозаизма достоверности. Он создан по законам искуснейшей ритмической организации форм и объёмов в пространстве и на плоскости. Можно заметить, что фигуры вписываются в овал, что их объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. В богатой колористической гамме живо ощущаются отголоски палитры венецианцев XVI в., особенно Веронезе, однако же сама система работы заглаженным скрытым мазком, создающим впечатление эмалевидной поверхности, выдаёт руку северного живописца.И несколько аллюзий.И для любителей кошек 🙂
А также здесь.
Источник: https://dm-kalashnikov.livejournal.com/301744.html
Питер Рубенс – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.
Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, — обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.
Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой.
Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.
Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин “История Марии Медичи” (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок,они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Возчики камней”, около 1620, “Пейзаж с радугой”, около 1632-1635, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.
В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей (“Вирсавия”, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (“Кермесса”, около 1635-1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок , выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — “Елена Фаурмент с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), “Три грации” (1638-1640, Прадо, Мадрид), “Вакх” (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие.
В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.
Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.
Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.
Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, — обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.
Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой.
Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.
Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин “История Марии Медичи” (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок,они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Возчики камней”, около 1620, “Пейзаж с радугой”, около 1632-1635, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.
В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей (“Вирсавия”, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (“Кермесса”, около 1635-1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок , выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — “Елена Фаурмент с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), “Три грации” (1638-1640, Прадо, Мадрид), “Вакх” (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие.
В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.
Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.
Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/29.html
Музы Рубенса — Елена Фоурмен, Изабелла Брандт, семейноПортретное и не только…
Музы Рубенса — Елена Фоурмен, Изабелла Брандт, семейноПортретное и не только….
lomovolga
Helena Fourment
ок.1630, Гаага
- «>
- Портрет Елены Фоурмен
- 1630
- Портрет Елены Фоурмен
- «Шубка»
- 1638, Музей истории искусств, Вена (фрагмент)
Портрет Елены Фоурмен
Портрет Елены Фоурмен (деталь)
Портрет Елены Фоурмен
- Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми, Клар-Джоанной и Франсуа
- ок. 1636, Лувр (портрет не закончен)
- Портрет Елены Фоурмен с её старшим сыном Францем
- 1638, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
- Портрет Изабеллы Брандт
- Ок. 1625-1626, Галерея Уффици
- «Соломенная шляпка»
- Portrait of Susanna Lunden
- Портрет Сусанны (сестры Елены Фоурмент)
- Женский портрет
- Женский портрет
- Женский портрет, возможно, Сусанна Лундин
- (урожденная Фурмен, 1599-1628)
- Женский портрет
- Этюд к образу Апполонии
- Николас Рубенс с коралловыми бусами
- 1620-1621, Альбертина, Вена, Австрия
- Мальчик с птичкой
- Два спящих ребенка
- Маленькие Христос и Иоанн
- Портрет Клары Серены Рубенс
- 1615 — 1616
- Портрет герцога Букингема
- 1625, Альбертина, Вена, Австрия
- Портрет Николаса Рубенса
- Портрет сына художника
- Портрет Инфанты Изабеллы (Эскиз к картине)
- 1625, Альбертина, Вена, Австрия
Этот рисунок стал основой для живописного портрета, украшающего коллекцию Государственного Эрмитажа. Путь от натурного рисунка, в первую очередь лица, к масляными красками, свойственен Рубенсу-портретисту.
- Инфанта Изабелла, правительница Нидерландов — 1624-1626
- Портрет Клары Сирены, дочери художника?
- Портрет Елены Фоурмен в свадебном платье
1630-1631 г.г. Старая Пинакотека, Мюнхен
- Вирсавия у фонтана
- 1635, Картинная галерея, Дрезден, Германия
Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде (совместно с Яном Брейгелем I)
- Портрет Изабеллы Брандт
- Портрет Изабеллы Брандт
- Автопортрет с супругой Изабеллой Брандт
- Virgin in Adoration before the Christ Child
- Мадонна с Младенцем
- Мадонна, поклоняющаяся спящему Младенцу
- Святое Семейство со свв Елизаветой и Иоанном Крестителем
- Святое Семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем
- 1614
- Святое Семейство с попугаем
- Возвращение Святого Семейства из Египта
- Автопортрет со второй женой Еленой Фоурмен в саду
- Venus at a Mirror — Венера перед зеркалом
- 1615
- Туалет Венеры
- Helena Fourment
- 1630 -1632
- Юдифь с головой Олоферна
- Сусанна и старцы
- Гигиея — богиня здоровья
- Венера, Марс и Купидон
- Святое Семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем
- Автопортрет с Еленой Фоурмен и сыном
- ок. 1639, Метрополитен музей искусств, Нью Йорк, США
- Елена Фоурмен в свадебном наряде (деталь)
- 1630-1631,Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
- Елена Фоурмен
- Portrait of Helena Fourment
- 1636-1638
- «Шубка». Портрет Елены Фоурмен
- 1638, Музей истории искусств, Вена
Вершина творчества последних лет жизни художника — картина «Шубка» из собрания Венского музея. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. Он, видимо, создан всего лишь в перерывах, когда Елена Фоурмент отдыхала от утомительного позирования.
Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр.
Он не побоялся — решил, что красота его Елены должна остаться навсегда: художник создал редкий по откровенности личного чувства образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой.
- The Virgin and Child in a Garland of Flower — 1621
- Отцелюбие римлянки — 1612
- Благовещение
- Агарь в пустыне
- 1630-1632
- Иродиада
- Диана с нимфами, отправляющиеся на охоту
- Венчание святой Екатерины
- Мадонна с младенцем — 1624 -1625
Святая Цицилия, 1639 (прим. — др.типография полотна)
- Святая Цецилия
- 1639-1640 , Картинная галерея, Берлин, Германия
- Женщина с зеркалом
- 1640
- Портрет Елены Фоурмент, идущей к карете
- 1639, Лувр, Париж,Франция
- Андромеда
- 1638, Государственный музей, Берлин, Германия
- Рубенс и Елена Фоурмен в саду
- «Прогулка» (деталь)
- Ок.1631, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
- Портрет Альберта, сына художника
- 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Портрет Елены Фоурмен
- Шалунья
- Кабинет рисунков, Лувр, Париж, Франция
- bonus (просто люблю этот портрет)
- Портрет Екатерины Мэннерс, герцогини Бекингем
- 1625-1630, Королевское собрание, Лондон
- Портрет Антониса ван Дейка
Художник, создавший множество полотен, на которых царствует изобильная плоть, Рубенс (1577-1640) был в то же время тончайшим портретистом. Писал он по большей части родных и по нескольку раз, как, например, свою первую жену Изабеллу Брант.
После кончины жены он так отозвался о ней в одном из писем: «Поистине Я потерял превосходную подругу … она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую».
«Я решил снова жениться,— пишет Рубенс другу,— потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия.
Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе…
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи».
Шестого декабря 1630 года состоялось бракосочетание Петера Пауля Рубенса «кавалера, секретаря тайного совета его величества и камер-юнкера ее высочества принцессы Изабеллы» с Еленой Фоурмен.
Елены Фоурмен Елене было в ту пору шестнадцать лет. Белая, румяная, веселая, точно языческая богиня, она была воплощением мечты Рубенса. Художник любуется ею. Счастливый, он и в своих картинах воплощает стихийную силу всепобеждающей любви. Почти все лучшее, написанное Рубенсом в последнее десятилетие, освещено этим чувством.
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/7722890.html