Пьетро Перуджино — «Обручение Марии и Иосифа» (1500 -1504), Музей Изящных Искусств, Каэн Рафаэль Санти «Обручение Марии и Иосифа» , 1504 г. Галерея Брера, Милан
Флорентийский период между 1504 и 1508 гг. Часто газывают «периодом мадонн» : Рафаэль создает ряд изображений Мадонн, которые принесли ему славу Рафаэль Санти — «Мадонна Грандука» , 1504 г. , Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция
В этих картинах Рафаэль разрабатывает устойчивую пирамидальную композицию. Рафаэль Санти — «Мадонна в зелени» , 1506 г. , Художественно-исторический музей, Вена
В этих картинах Рафаэль разрабатывает устойчивую пирамидальную композицию. Рафаэль Санти — «Мадонна – Прекрасная Садовница», 1507 г. , Лувр, Париж
В этих картинах Рафаэль разрабатывает устойчивую пирамидальную композицию. Рафаэль Санти — «Мадонна со щегленком» , 1507 г. , Галерея Уффици, Флоренция
Самое гармоничное тондо Рафаэля, демонстрирующее идеальную вписанность фигуры и группы в круг. Рафаэль Санти — Мадонна Альба» , 1511 г. , Национальная Галерея Искусств, Вашингтон
Лирическое настроение, которым были проникнуты образы его ранних Мадонн, перекрывается ощущением беспокойства, ощущением гнетущей опасности, грозящей маленькому Иисусу.
Согласно преданию, Рафаэля заинтересовала своей натурной живописностью цыганка в традиционном костюме, которая стала прототипом образа этой Мадонны. «Мадонна делла седья» , 1514 г.
, Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция
Рафаэль отделяет Марию от реального мира. Здесь же мир делится на земную и ирреальную, небесную сферу. Рафаэль Санти — «Мадонна ди Фолиньо» , 1511 -1512, Пинакотека Ватикана, Рим
Облака здесь не прогибаются под ногами Мадонны, а св. Сикст и св. Варвара чуть ли не утопают в них. Это дает нам ощущение бестелесности Богоматери и материальности фигур предстоящих.
Движение руки Сикста, указывающее ей дорогу на землю, еще более активизирует направление динамики из глубины к переднему плану, как и взгляд св. Варвары.
Взгляд Марии проницателен, она несет сына, самое драгоценное, что у нее есть, людям, миру, зная о его жертвенной участи; не по-детски смотрит младенец перед собой, осознавая, что его ждет, принимая свою судьбу. Рафаэль Санти — «Сикстинская Мадонна» , 1513 -1514, Картинная Галерея, Дрезден
В 1508 г. Рафаэль переезжает в Рим, где расписывает Станцы Ватикана. В пяти фресках представлены четыре важнейших отрасли человеческого знания. Станца делла Сеньятура, Общий вид, 1510 -1511, Ватикан, Рим
«Афинская школа» представляет светскую философию, естественную философию и этику, которые причислялись к кругу философских наук. «Афинская школа» , 1509 г. , фреска, Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим
Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона.
Первый из них указывает поднятой рукой вверх, давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; второй же, напротив, показывает на землю, духовный мир неразрывно связан с миром земным.
Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа… Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на Леонардо да Винчи
А в Гераклите легко узнать Микеланджело
Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Т
«Диспут о причастии» аллегория теологии, богословия «Диспут» , 1510 -1511, фреска, Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим
. Вверху, на небесах, изображён Бог -отец, под ним — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико.
«Парнас» — царство поэзии, искусств «Парнас» , 1509 г. , фреска, Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим
Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо и другие, справа — Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций, Боккаччо и другие.
«Станца дель Элиодоро» , Общий вид, 1510 -1511, Ватикан. Рим. Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.
«Изгнание Илиодора из храма» фреска, 1510 -1511. Станца дель Элиодоро, Ватикан, Рим
«Изведение ангелом апостола Петра из темницы» фреска, 1510 -1511. Станца дель Элиодоро, Ватикан, Рим
«Пожар в Борго» фреска, 1510 -1511. Станца дель Инчендио, По легенде, когда в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу.
Поэзия Рафаэля Санти сонет Амур, умерь слепящее сиянье Двух дивных глаз, ниспосланных тобой. Они сулят то хлад, то летний зной, Но нет в них малой капли состраданья. Едва познал я их очарованье, Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой Не справятся с огнём мне в наказанье. Готов безропотно сносить твой гнёт И жить рабом, закованным цепями, А их лишиться — равносильно смерти.
Мои страдания любой поймёт, Кто был не в силах управлять страстями И жертвой стал любовной круговерти.
Рафаэль Санти – «Автопортрет с другом, учителем фехтования» , фрагмент, 1520, Лувр, Париж
Источник: https://present5.com/rafael-santi-1483-1520-rafael-santi-2/
Рафаэль Санти – творческий путь и картины художника
Рафаэль (Автопортрет )
Сильная и яркая художественная индивидуальность Рафаэля Санти (Урбино, 1483 — Рим,1520) — живописца и архитектора, интерпретатора классической формы, сумевшего наделить ее христианской духовностью. Его искусство создает образ возвышенной красоты, идеальной и вместе с тем совершенно естественной.
Творчество в ранние годы жизни
К ремеслу живописца его приобщил отец, Джованни Санти.
На первом этапе определяющим было влияние Перуджино: об этом говорят плавный, волнистый ритм композиций и мягкие переходы цвета в таких его ранних работах, как Коронование Марии (1502—1503) и Обручение Марии (1504).
Интенсивная игра светотени и четкая пространственная артикуляция Штандарта города Кастелло (1499) свидетельствуют, напротив, о глубоком и вдумчивом освоении искусства Пьеро делла Франчески.
С 1504 по 1508 г. Рафаэль находился во Флоренции.
К этим годам относятся картины Сон рыцаря флорентийского, Святой Михаил периода и Святой Георгий и Три грации; удивительные произведения, одно время считавшиеся плодами его раннего творчества, Мадонна Конестабиле, Мадонна Грандука, Бельведерская Мадонна (1506), Мадонна со щегленком (ок. 1507), так называемая Прекрасная садовница (1507). Рафаэль проявил себя также и в первых портретах: Дама с единорогом, Аньоло Дони и Маддалена Дони (1506) и Немая (ок. 1507).
В Риме, где его присутствие впервые зафиксировано в 1509 г., Рафаэль приступил к украшению Ватиканских Станц для папы Юлия II, лично написав фрески в Станце делла Сеньятура (1508— 1511) и в Станце Элиодора (1511-1514).
Мадонна со щегленком (ок. 1507, Галерея Уффици, Флоренция)
Творчество в последние годы жизни
В последние годы жизни Рафаэль был загружен ответственными заказами, выполнение которых шло у него с чередованием моментов наивысшего творческого вдохновения и периодов кризиса и усталости: фрески зала Галатеи (1511), украшение Лоджий Ватикана (1517—1519), картоны Евангельской истории к коврам для Сикстинской капеллы (1515-1516), Мадонна Фолиньо (1511-1512), Сикстинская Мадонна (1513—1514), Мадонна в кресле (1514), Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо). Он пишет и портреты: Бальдассаре Кастильоне (1514—1515), так называемая Донна Велата (ок. 1516), Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция) и Папа Юлий II (1512, там же).
После смерти Браманте (1514) Рафаэль стал ведущим архитектором на строительстве собора Святого Петра, а затем и хранителем римских древностей (1515). Ему приписывают также проекты пеллы Киджи в Санта-Мария дель Пололо, Вилла Мадама и церкви Сант-Элиджио дель и Орефици.
Картины Рафаэля Санти с описанием
Бельведерская Мадонна (1506, Музей истории искусства, Вена)
Видение Иезекииля (1518)
Дама с единорогом (1506, Галерея Боргезе, Рим)
Донна Велата (ок. 1516, Палаццо Питти, Флоренция)
Коронация Девы Марии (1502-1503, Музеи Ватикана)
Лоджия Ватикана (1517—1519)
Мадонна в кресле (1514, Палаццо Питти, Флоренция)
Мадонна Грандука (1504 — 1505, Палаццо Питти, Флоренция),
Мадонна Конестабиле (1502, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Мадонна Фолиньо (1511-1512, Музеи Ватикана)
Немая (ок. 1507, Национальная галерея Марке, Урбино)
Обручение Девы Марии (1504, Галерея Брера, Милан)
Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция)
Папа Юлий II (1512, Галерея Уффици, Флоренция)
Портрет Аньоло Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)
Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515, Лувр, Париж)
Портрет Маддалена Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)
Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо; Пинакотека Ватикана)
Святой Георгий (1503, Лувр, Париж)
Святой Михаил (1503 — 1505, Лувр, Париж)
Сикстинская Мадонна (1513 — 1514, Картинная галерея, Дрезден)
Сон рыцаря флорентийского (1504, Национальная галерея, Лондон)
Три грации (1505, Музей Конде, Шантийи)
Триумф Галатеи ( 1511)
Источник: https://evivid.ru/rafayel-santi-tvorcheskiy-put-i-kar.html
Автопортрет Рафаэля Санти
Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение. Этот портрет был создан художником Рафаэлем Санти в возрасте 22 лет. Размер картины 45 x 33 см, дерево, масло. Представитель Высокого Возрождения с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил в своих работах жизнеутверждающие идеалы Ренессанса.
Ранние произведения художника («Мадонна Конестабиле», около 1502-1504) проникнуты изяществом, мягким лиризмом.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил великий живописец прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», около 1513), художественные ансамбли Рафаэля в росписях виллы Фарнезина (1514-1518) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками), а также портреты («Бальдассаре Кастильоне», 1514-1515 и другие) создали идеальный образ человека Возрождения. Рафаэль также проектировал собор святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме.
Рафаэль Санти родился в 1483 году в Урбино, который в 15 веке стал одним из центров гуманистической культуры. Первым учителем Рафаэля был, вероятно, его отец Джованни Санти, довольно посредственный живописец, а с 1495 года он учился у местного мастера Тимотео делла Вите.
Рано пробудившееся дарование открыло Рафаэлю доступ к урбинскому двору и сосредоточенным вокруг него гуманистическим кругам. Самые ранние дошедшие до нас работы Рафаэля выполнены около 1500-1501 года, то есть примерно в семнадцатилетнем возрасте.
Это небольшие по размерам композиции «Святой Себастьян» и «Ангел», а также алтарь семейства Колонна (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Первоначально алтарь предназначался для женского монастыря Сант Антонио в Перудже; в 17 веке алтарь был разделен, средняя доска – из наследия семейства Колонна, люнет (Благословляющий Бог-Отец) и пределла (Моление о чаше) также хранятся в музее Метрополитен.
В 1500 году Рафаэль Санти покинул Урбино и направился в главный город Умбрии Перуджу, где поступил в мастерскую главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Как рассказывает Вазари, Рафаэль настолько глубоко усвоил манеру Перуджино, что работы обоих мастеров было невозможно различить. Ряд произведений учитель и ученик выполнили совместно.
В этом сказалось другое специфическое качество молодого Рафаэля Санти – его большая внутренняя гибкость и творческая отзывчивость, способность глубоко и органично вживаться в строй образов различных мастеров.
Но при всей близости к Перуджино в самостоятельных произведениях Рафаэля, созданных во время его пребывания в Умбрии, превосходство его дарования очевидно.
Творческий прогресс Рафаэля Санти был настолько быстрым, что мастерская Перуджино вскоре стала для него слишком тесной. В 1504 году молодой живописец перебрался во Флоренцию. Художественная атмосфера Флоренции в эти годы была насыщена новыми веяниями.
То было время первых великих созданий Микеланджело и его соперничества с Леонардо в работе над батальными композициями для Зала Совета; именно в этот период принципы искусства Высокого Возрождения начали свое распространение среди все более широкого круга художников.
Перейти к следующей работе мастера ►
Источник: http://smallbay.ru/artreness/raffaello00.html
Описание картины Рафаэля «Автопортрет»
Описание картины Рафаэля «Автопортрет»
Портрет живописца и архитектора Рафаэля был закончен им в 1506 году, когда его автору исполнилось двадцать три года. На нейтральном оливковом фоне мы наблюдаем лицо юноши, расположенное к нам вполоборота. Он взирает с картины немного отрешенным, мечтательным взглядом. Видно, что молодой человек полон тяжких раздумий. Его лик немного опечален, он скрывает внутри своей души какие-то тайные тревоги и страдания.
Строение лица героя картины говорит о том, что перед нами человек решительный, с сильной волей и полный планов и жажды творчества. В нем спит ураган страстей, но он показывает нам только малую толику своих мыслей. Этот человек умеет прятать свои истинные чувства под маской вежливого безразличия. Он считает зрителей недостойными прочитать в глазах все его возвышенные думы.
Молодой художник облачен в белую рубашку, поверх которой надето строгое черное одеяние. На голове Рафаэля одета небольшая темная шапка. Благодаря такому детальному описанию внешнего облика, мы можем сказать, что автор холста заботился о своем виде, но не хотел, чтобы на нем акцентировали внимание. Он стремится показать простой образ, который в действительности был тщательно продуман.
Темные тона полотна помогают нам проникнуться симпатией к ее персонажу. Легкие зеленоватые, золотистые, коричневые и оранжевые оттенки придают работе Рафаэля нежные нотки меланхолии. Художник использует минимальный набор цветов, что позволяет сосредоточить внимание только на эмоциях, изображенных с помощью выражения глаз героя полотна.
Автопортрет изображает все лучшие черты художника, он молод и прекрасен. Мягкие очертания таинственных глаз, изящного прямого носа и нежных губ придают образу на картине небольшую женственность, расслабленная поза и величественная осанка передают благородство.
(2 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-rafaelya-avtoportret/
Автопортрет Рафаэля Санти из Галереи Уффици, описание и анализ картины
Может быть, потому, что собственных портретов Рафаэль создал совсем мало, или же оттого, что с этим обликом красивого юноши так легко и логично соотнести идеал ренессансного человека, но именно этот автопортрет из Уффици стал эталонным изображением художника: редкая книга о нём или выставочный каталог обходится без юного Рафаэля в чёрном берете на обложке.
В Италии до вхождения в зону евро этот портрет печатался на 500-тысячной купюре: на реверсе (обратной стороне) пятисот лир размещалась знаменитая рафаэлевская «Афинская школа», а вот аверс (лицевую сторону) украшал фрагмент фрески Рафаэля «Галатея» и знаменитый автопортрет.
Тем удивительнее, что некоторые искусствоведы называют автопортрет спорным, ссылаясь на несколько запутанную историю смены владельцев работы и её плохую сохранность, усугублённую неумелыми реставрациями.
И всё же (несмотря на оговорку, что это может быть лишь копия с утраченного оригинала) абсолютное большинство специалистов не сомневается – перед нами именно Рафаэль и именно автопортрет. Автопортрет датируют 1504-1506-м годами – Рафаэлю, стало быть, здесь не более 22-23 лет.
В это время он уже закончил учиться у Перуджино, но вместо того чтобы вернуться к себе на родину в Урбино с ясной перспективой вслед за своим отцом Джованни Санти стать придворным живописцем урбинских герцогов, молодой человек на свой страх и риск отправляется во Флоренцию.
Эпоха расцвета флорентийского искусства близится к концу, но там всё еще работают (перед скорым отъездом) великие старшие современники Рафаэля – Леонардо да Винчи и Микеланджело, и Рафаэль знает, что ему есть чему у них учиться.
Мягкий свет, ложащийся на данное вполоборота лицо в этом портрете, и такие же мягкие, уже лишившиеся перуджиновской жёсткости контуры указывают, что уроки живописи Леонардо не прошли для Рафаэля даром: он интенсивно учится и готовится покорять новые рубежи в искусстве.
Похоже, и автопортрет должен был исполнять представительские функции: он демонстрировал потенциальным заказчикам, богатым и знатным флорентийцам, возможности молодого живописца.
Пройдёт еще 5-6 лет, Рафаэль переберётся из Флоренции в Рим, станет папским художником и в знаменитой фреске «Афинская школа», украшающей кабинет папы Юлия II, впишет еще один автопортрет в компанию других великих – Микеланджело, Леонардо, архитектора Браманте. Поставит таким образом себя, самого молодого и наименее опытного, с корифеями на равных. Авто-изображение Рафаэля в «Афинской школе» очень напоминает этот его ранний автопортрет. Это те же черты – с той разницей, что они даны здесь в зеркальном отображении (игры с зеркальностью, кстати, были одним из любимых приёмов да Винчи).
«Можно смело утверждать, что он был воистину баловнем судьбы и вполне счастливым человеком, безраздельно преданным любимому делу, – пишет в биографии Рафаэля её автор Александр Махов. – Всё давалось ему легко и без особого напряжения. Этой поразительной лёгкостью он обязан своему гению, который оберегал его от всяких потрясений. Именно таким он выглядит на известном автопортрете (Флоренция, Уффици) – уверенным в себе молодым человеком с каштановыми волосами до плеч, правильными чертами лица и завораживающим взглядом карих глаз, в которых проглядывает некая хитринка».
Выражение лица Рафаэля на автопортрете толковали по-разному. Кто-то, напротив, видел в нём прямодушие и бесхитростность. Кто-то читал в его глазах бездонную печаль, сродни творческой меланхолии Дюрера (по свидетельству Вазари, Дюрер и Рафаэль однажды встречались).
Кто-то воспринимал автопортрет Рафаэля как выражение абсолютной уравновешенности и спокойствия, выводя из счастливого характера художника гармоничность его живописи.
Кто-то отмечал, что красивые очертания рта Рафаэля намекают на его чувственность (о которой тоже неделикатно раструбил Вазари), а немного выступающая вперёд нижняя губа выдаёт в художнике природное упрямство и упорство в достижении целей. Но многие находили в лице Рафаэля приятность, утончённость, нежность и доброту.
Впрочем, все эти упражнения в физиогномике – вещь весьма субъективная.
А объективности ради укажем, что далеко не у всех автопортрет Рафаэля вызывал восхищённый трепет.
Например, знаменитый английский историк Эдуард Гиббон (1737-1794) описал его так: «Без выражения, без рисунка и без цвета».
Кроме того, отмечали, что в том, как соотносятся на картине лицо и шея, мастер допускает анатомические неточности, характерные также и для некоторых других работ Рафаэля.
Молодой человек на портрете одет просто и строго и в то же время элегантно. Из-под черного одеяния выступает тонкая белая полоска ворота. Волосы убраны под черный берет. Его изящный облик соотносят с двумя важными понятиями ренессансной эстетики и ренессансного кодекса поведения. Первое из них – грация, а второе – sprezzatura.Красота невозможна без гармонии, но понимали гармонию по-разному. Леон Баттиста Альберти (ученый, псиатель, теоретик искусства эпохи Возрождения), например, трактовал гармонию как идеальное соотношение частей. А вот философ-неоплатоник Марсилио Фичино уточнял: красота – это не только гармония, но и грация. Что такое грация? Это красота в движении, «сияние целого», присутствие в теле одухотворяющего божественного начала. Живым воплощением грации многие называли Рафаэля.
Второе понятие – sprezzatura – принадлежит другу Рафаэля, дипломату и гуманисту Бальдассаре Кастильоне. В знаменитом трактате «О придворном» он воспевает sprezzatura – качество, без которого немыслим успешный человек света.
Это умение вести себя так, словно всё, что бы ты ни делал и чего бы ни достиг, не стоит тебе никаких особых усилий, всё даётся без напряжения и труда.
Автопортрет Рафаэля, в согласии с кодексом Кастильоне, демонстрирует зрителю: перед ним блестящий молодой художник, которому всё даётся с необыкновенной, поистине божественной лёгкостью.
Огромный талант Рафаэля не омрачался, как это часто случалось с художниками на всём протяжении истории, каким-либо душевным изъяном. Напротив, как говорил Вазари, ему присуще были редкие обаяние, доброта и скромность – такие, что «при одном виде Рафаэля любое дурное настроение и любая подлая или злобная мысль вылетала из головы».
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/raphael/works/270349~Avtoportret