13.08.2014
Верон предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Именно такое имя получил в детстве всемирно прославленный в будущем художник Паоло Веронезе. В реестре Сан Паоло за 1529 год сказано, что Паоло, младшему из пяти детей каменщика Габриэле и его жены Катарины, исполнился один год. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. В том же реестре, но уже за 1541 год, говорится, что семья насчитывает 8 человек и что Франциско, второй ребенок, стал, подобно отцу, каменщиком, его младший брат Антонио ткачом, а Паоло, несмотря на юный возраст, художником. Прозвище Кальяри впервые возникает в контракте от 3 июля 1555 года: Паоло Кальаро Веронезе, жителю Венеции будет заказано исполнение алтарного образа для собора Монтаньяна. Об учебе художника известно больше. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Город уже не славился как центр живописи, каким он был за сто-двести лет до этого, однако сохранились традиции, восходившие к средневековью и сделавшие веронскую школу на полстолетия крупнейшей на севере Италии.
Юнона одаривает подарками Венецию. 1554-56 гг. П.Веронезе. Венеция, Дворец Дожей.
В молодости, художник всегда ощущает чье-то влияние, но затем оно отходит на задний план, уступая место собственной манере.
Постороннее влияние проглядывает в ранних работах Паоло, которые он выполнял совместно с другом детства Зелотти по заказу Санмичели, военного архитектора Венецианской республики, также выходца из Вероны, любившего обоих друзей, по свидетельству современника, как собственных детей.
Когда Веронезе приехал в конце 1553 года в Венецию, проработав пять лет в провинции в соприкосновении с культурой, которая по сравнению с достижениями Венеции начала XVI века выглядела отсталой, его манера могла быть воспринята как необычная, а то и чуждая. Именно поэтому его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности.
К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Такое отношение опиралось на совершенно конкретное обстоятельство его замечательный талант рисовальщика. Это был рисующий художник, поэтому он стоял особняком от великих венецианских колористов.
Белла Нани. П.Веронезе.
В течение тридцати пяти лет, с 1553 года и до самой смерти, Веронезе создал огромное количество полотен. Его мастерская была местом, где жизнь била ключом, настоящей семейной фирмой с ним самим и его братом Бенедетто во главе. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника.
В Венецию он прибыл по вызову Пончино посредственного художника, получившего заказ на роспись плафона в одном из залов Дворца дожей и боявшегося не справиться с заданием. Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Ему поручили три главных сюжета.
Плодом труда живописца стала роспись, обозначившая важный этап в становлении его мастерства. Чисто веронская интенсивность красок у него не только сохранилась, но и усилилась, а изображение от этого только выиграло.
Венецианцам предстояло привыкнуть к характерным оттенкам розовому, особенному веронскому зеленому, и небесной лазури.
Здесь же появился пример того, как Веронезе понимал женскую красоту: слегка затененные лица, золотистые волосы, алебастровая кожа, маленькие полуоткрытые рты, сверкающие драгоценности, мраморный отлив изысканных одеяний. Первым новаторство этого подхода отметил в 1556 году Сансовино, назвавший роспись во Дворце дожей воистину завораживающей живописью.
Музыка, Астрономия и Обман. 1556-57 гг. П.Веронезе. Венеция, Национальная библиотека Марциана.
Веронезе проводил в Венеции все больше времени, хотя и не торопился с окончательным переездом.
В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. Справившись с этой работой к следующему году, он получил новое предложение, послужившее началом длительного сотрудничества: роспись монастырской церкви святого Себастьяна. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника.
Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Его кисти принадлежит роспись сводов, алтарные образы и многое другое: грандиозное предприятие, позволившее мастеру продемонстрировать небывалую целостность замысла. Особенно яркое выражение нашел принцип пространственно-цветового решения, сложившийся у Паоло к 1558 году.
В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Совершенно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. На других фрагментах, за фигурами персонажей, выполненных в нежных тонах, высятся сооружения, увиденные как бы снизу вверх, за что Веронезе окрестили предшественником искусства XVIII века.
Новаторство росписи бросалось в глаза. Вазари отозвался о ней как о величайшем достижении, а Сансовино дал ей следующую характеристику: История Эсфири написана с такой силой и мастерством, одежды, краски так изумительны, что роспись сразу завоевала признание, тем более что она была творением юноши.
Когда живописец скончался, его прах был погребен здесь, в церкви святого Себастьяна, по праву принадлежавшей ему, ибо он создал в ней земной рай для людей.
Триумф Мардохея. 1556 — 57 гг. П.Веронезе.
Веронезе часто приглашали писать портреты, и этот жанр стал для него привычным, хотя и не поглощал целиком, как Тициана.
Художник отдавал предпочтение тем портретам, которые имел возможность творить свободно, с большей долей непосредственности, в частности, картинам с изображением пиршеств и групповым портретам. Последние, заказывались семьями, оговаривавшими обязательное присутствие на полотнах библейских мотивов.
С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Мир Веронезе, отмечает итальянский историк Паллуччини, еще не заражен сомнением, терзающим героев полотен Тинторетто. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Лишь в некоторых из его женских портретов заметны следы более глубокого проникновения в психологию.
К примеру, пленительная Белла Нани не просто каноническая красавица, чья прелесть подчеркивается драгоценными камнями и изысканной одеждой. У нее внимательный, чуть меланхолический взор, подобие румянца на щеках просто оттенок, некое сгущение тона, типичный легкий наклон головы. Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой.
Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. Его языком были краски.
Даниеле Барбаро. 1561 — 65 гг. П.Веронезе.
Весной 1560 года Веронезе побывал в Риме.
Его интересовала не роскошь папского двора, он приехал туда как художник, чтобы полюбоваться великолепием построек, поклониться гению Рафаэля и величию Микеланджело, увидеть знаменитые статуи остатки былого. Каким же был тогда Веронезе? Тридцать два года, не очень высокий, одет в костюм испанского покроя, несколько устаревший, с точки зрения венецианцев.
Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. Его дом ломился от одежды, надеваемой натурщиками для позирования, шелков, бархата, париков. Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. Но они не слишком достоверны.
Ясно лишь, что мастер был обладателем тонкого аристократического лица с внимательным выражением серо-голубых глаз, с небольшой бородкой, удлинившейся с годами, с небольшим ровным носом и маленьким полногубым ртом, широким лбом с растущими залысинами. Веронезе был любителем музыки.
Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил в составе квартета музыкантов себя самого, Тинторетто, Я.Бассано и Тициана. Свободные от работы часы он проводил с друзьями, наиболее близкие из которых были архитекторами.
Старший среди них Санмичели, затем шли Сансовино и Палладио гениальная троица, под стать четверке живописцев. Веронезе чувствовал себя с ними на равных. Недаром, его кисть все чаще воссоздавала на стенах и плафонах дворцов, соборов причудливые архитектурные конструкции.
Брак в Кане Галилейской. Фрагмент. 15621563 гг. П.Веронезе.
Вилла в Мазере — вершина не только творчества Веронезе, но и всего венецианского искусства в целом.
В 1559 году Палладио возвел недалеко от Тревизо виллу для семейства Барбаро, одно из своих наиболее удачных сооружений, из окон которого открывались виды неописуемой красоты.
Веронезе смело занял все внутреннее пространство виллы, создав в ней свою, иллюзорную архитектуру.
Стены расступились, и между ними заплескались озера и пролегли тропинки, ведущие к виллам на близлежащих холмах, повсюду распахивались двери, свисали лоджии, возвышались колонны, развевались флаги.
Об этой работе Веронезе можно рассказывать бесконечно. Каждому помещению присущ особый живописный ритм. На плафонах царит классический Олимп, населенный богами, аллегориями времен года и фавнами. Стены испещрены вымышленными пейзажами древними руинами и спящими под жемчужными небесами озерами. Все это было совершенно новым для венецианского искусства.
Вилла Барбаро в Мазере. Настенные фрески П.Веронезе.
В нишах были спрятаны имитации женских фигур, рядом красовались настоящие статуи.
В самых неприметных уголках обращали на себя внимание изображения мальчиков: один читает, другой играет с собакой, в то время как хозяйка дома, облаченная в наряд из голубых шелков, опирается на ограду балкона… Вилла в Мазере свидетельство абсолютной гениальности Веронезе. Он стал последним из художников Возрождения, искренне исповедовавшим поиски счастья.
Вакх и Церера. Роспись виллы Барбаро в Мазере. 1560 — 61 гг. П.Веронезе.
Кисти Веронезе принадлежат прекрасные картины, предназначавшиеся для церкви, и все-таки, считать его религиозным художником нет достаточных оснований. Его вдохновлял не библейский пафос.
Полотна с изображением пиршеств, занимающие столь важное место в творчестве Веронезе, не имеют ничего общего с тем смыслом, который хотели бы вложить в них служители церкви.
Это — земные празднества, и присутствие на них Христа, который и композиционно не является центральной фигурой, не мешает веселью.
Гименей, Юнона и Венера. Роспись виллы Барбаро в Мазере. 1560-61 г. П.Веронезе
Даже то, что в отличие от остальных, Христос, апостолы, мадонна и другие канонические персонажи всегда облачены в традиционные одежды, проходит мимо сознания.
Сцены пиршеств, безусловно, светские произведения. Им надлежало украшать монастырские трапезные, всегда заполненные народом, в том числе и весьма именитым.
Тема эта получала все более смелое развитие: «Брак в Кане», «Пир в доме Симона» и др.
Венера и Вулкан. Роспись виллы Барбаро в Мазере. 1560-61 г. П.Веронезе.
Последний пир стал завершающей картиной в серии, возможно, потому, что в том же году художник был вызван в трибунал инквизиции. Инквизиторы были встревожены не столько отсутствием почтения к церкви со стороны Веронезе, сколько возможностью того, что он попал под чужое влияние.
Муза с лирой. Роспись виллы Барбаро в Мазере. 1560-61 г. П.Веронезе.
Ими руководила боязнь ереси и проникновения лютеранства в не очень-то послушную Венецианскую республику.
Когда выяснилось, что Веронезе всего лишь воплощает собственные воззрения, стараясь сделать сцену более яркой, дело закрыли. Инцидент не остановил потока заказов от церкви, государства, аристократов.
Веронезе достиг вершины славы, и вскоре после смерти престарелого Тициана в 1576 году стал официальным художником республики.
Брак в Кане Галилейской. 15621563 гг. П.Веронезе.
В последние пятнадцать лет жизни получили известность работы мастерской, выполнявшиеся под его руководством. Одновременно, его гений продолжал одаривать мир все новыми шедеврами.
Правда, краски на картинах стали спокойнее, холоднее в сравнении со звонкими, сочными тонами таких работ, как «Семья Дария у ног Александра Македонского» или» Обручение святой Екатерины», о которой говорили, что краски на ней это смесь золота, жемчугов, рубинов, изумрудов, сапфиров и чистейшей воды алмазов…
Обручение св. Екатерины. П.Веронезе.
Второе направление живописи Веронезе — мифологические сюжеты.
Художник отличался обширными познаниями, в следствии чего его творения наполнены аллегориями, параллелями и скрытым смыслом, за которыми, нередко, просматривается целая программа. Ее автором, как в случае шедевров на вилле в Мазере, вполне мог быть конкретный мыслитель-гуманист, каких было немало в окружении художника.
Музыка. 1556-1557 гг. П.Веронезе.
Третье — это прославление Венеции, аллегория которой триумфально взирала на посетителей со сводов Дворца дожей.
Веронезе возвратился сюда в 1575 — 1577 годах и приступил к росписи зала Коллегии, посвятив ее победе в битве при Лепанто, прославляя венецианский флот.
Плафоном зала Большого Совета Веронезе занимался в 1579 — 1582 годах.
В результате, на свет родился «Триумф Венеции» — истинный подвиг живописца, замысел, ставший реальностью благодаря сорокалетнему опыту и непревзойденному чувству пространства.
Лукреция. 1580-е гг. П.Веронезе.
Достигнув таких высот и создав образец для подражания живописцам эпохи барокко, Веронезе мог со спокойной совестью оставить пост официального живописца Венеции: своей кистью он воздал городу почести, воплотил образ, указавший Венеции на ее предназначение.
Кроме прочих заслуг, Веронезе был свойствен высочайший профессионализм.
Художник тщательно готовил холсты и так умело накладывал краски, что они выдержали испытание временем и до сих пор находятся в безупречном состоянии. Лучше и глубже, чем любой другой венецианский художник того времени, овладел он и секретами фресковой живописи.
Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. Искусство мастера послужило источником вдохновения для художников XVII века: от Рубенса до Пьетро да Картона и Тьеполо.
И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно… так, как мы не умеем до сих пор… Я обязан всем Паоло Веронезе».
При подготовке публикации были использованы материалы статьи «Паоло Веронезе» Ренцо Дзорци.
Источник: https://8-poster.ru/onenews/184/
Паоло Веронезе картины
Паоло Веронезе (Paolo Veronese) — великий итальянский художник Позднего Возрождения. Родился в 1528 году в городе Верона. От названия этого города и получил прозвище Веронезе (настоящее имя художника Паоло Кальяри). Стал одним из самых прославленных художников Венецианской школы живописи.
В 27 лет художник уже пользовался большим почётом, а слава о его таланте разлетелась по всей Италии. Тогда он впервые был приглашён для росписи церкви Святого Себастиана, где и по сей день можно увидеть множество из его шедевров.
Стоит отметить тот факт из биографии художника, что свободная трактовка библейских образов навлекла на него немилость церкви, и Паоло одно время даже преследовался инквизицией, которая усмотрела в его работах элементы противные их вере и исходящие видимо от Дьявола.
Обвинение он получил в 1573 году, однако сумел оправдаться и был вынужден впоследствии перерисовать некоторые из своих картин, изменив образы главных персонажей, а также исключить некоторые фигуры, которые инквизиция посчитала неуместными.
Кроме религиозных картин и росписи церквей, Паоло Вернезе был известен как живописец мифологических и светских сцен, а также как портретист. Особое внимание в его мифологическом творчестве заслуживают картины: Семейство Дария, Похищение Европы, Юпитер, Марс и Венера, Марс и Нептун и другие. Дл его картин характерна мягкая атмосфера, великолепная красочная гамма и декоративная пышность.
Многие его картины очень сложны по составу, содержат множество действующих лиц, однако всегда точны по составлению композиции и от того выглядят практически идеально, максимально выразительно, поражая зрителя необыкновенным реализмом и торжественным характером, который возбуждает в человеке особые чувства радости и счастья. Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года.
Хотите знать об искусстве больше? В этом случае вам обязательно придётся по душе сайт artelectronics.ru. Большое количество интересных статей и материалов.
Вакх и Церера
Вакх, Вертумн и Сатурн
Венера и Адонис
Венера и Вулкан
Влюбленные Марс и Венера
Гименей, Юнона и Венера
Марс и Нептун
Минерва прогоняет Марса прочь от Мира и Процветания
Муза с лирой
Музыка, Астрономия и Обман
Похищение Европы
Фортуна
Юнона одаривает подарками Венецию
Юпитер, мечущий молнии в пороки
Источник: https://art-assorty.ru/7514-paolo-veronese-kartiny.html
Паоло Веронезе (Veronese): портреты в творчестве художника
Паоло Веронезе (Veronese; настоящее Кальяри, Caliari) (1528, Верона, — 1588, Венеция) — венецианский живописец Позднего Возрождения.
Многие искусствоведs считают, что в творчестве Паоло Веронезе происходит переход к новому направлению – маньеризм. Учился Паоло Веронезе у веронского художника Антонио Бадиле. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе.
В стиле Паоло Веронезе сочетаются лёгкий, артистически изощренный рисунок и пластика форм с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных созвучиях чистых цветов, объединённых светоносным серебристым тоном.
Главная сфера деятельности Паоло Веронезе — монументально-декоративная живопись; наиболее известны картины Веронезе с многофигурными композициями.
Смотрите Картины Веронезе
Паоло Веронезе создал немного портретов. Его портретамсвойственны мягкая лиричность, иногда оттенок жанровости («Белла Нани», 1550-е гг., Лувр, Париж; «Граф да Порто с сыном Адриано», около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).
В портретах Паоло Веронезе великолепно передает множество деталей, аксессуары, благородную аристократическую непринужденность поз своих персонажей.
Модели Веронезе – это всегда значительные личности ( скульптор Алессандро Витториа , видный дипломат и меценат Даниеле Барбаро, граф Джузеппе да Порто).
Автопортрет Паоло Веронезе
Портрет Даниеле Барбаро
Даниеле Барбаро
Портрет венецианки
Портрет Алессандро Витториа
Белла Нани
- Портрет графа Джузеппе да Порто с сыном Адриано.
На заметку: Ищите подарок для друзей? На странице mir-dekora.com.ua/nabori-dlya-interera.html вы найдете интересное решение. В интернет-магазине изделий ручной работы «Мир декора» вы можете купить предметы декора интерьера, сделанные вручную. Например, в ассортименте есть красивые картины ручной работы.
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/265-veroneze.html
Паоло Веронезе
Паоло Веронезе родился в Вероне в 1528 году в районе Сан Паоло в семье резчика по камню и скульптора Габриэле Кальяри и Катерины. Паоло был младшим из пяти детей. В церковных приходских книгах в 1529 году он указан как Paulo di Gabriele в возрасте одного года, а в 1541 году как 14-летний ученик художника Антонио Бадиле. Район Сан Паоло, где родился будущий художник, был районом ремесленников-артистов на левом берегу реки Адидже, здесь жили семьи Санмикели и Фаринати, вокруг были мельницы, красильни, кузницы, фабрики по обработке шерсти и мастерские – боттеги ремесленников, каменных дел мастеров, как их называли в Вероне.
Горбун работы отца Паоло Габриэле Кальяри 1495г.
Габриэле Кальяри, отец Паоло, автор прекрасной скульптуры, купели для святой воды в церкви Сант Анастасии в Вероне. Горбун с трудом держит на спине купель, украшенную гирляндами фруктов, и привлекает внимание сразу при входе в церковь.
Как было принято, с детства сыновья Габриэле работают в боттеге отца, и маленький Паоло отличается способностью к рисованию. Отец отдал его в мастерскую художника Антонио Бадиле, который старше Паоло Кальяри всего на двенадцать лет.
Боттега Бадиле была расположена в центральном районе Санта Цецилия, между площадью Эрбе и церквью Сант Анастасия.
Паоло учился очень быстро, схватывал на лету приёмы, копировал статуи и барельефы древних, отличался упорством и хорошей памятью, изучал эстампы Дюрера и Пармиджанино и рисовал с натуры портреты и виды.
Паж — 12-летний Паоло на картине Антонио Бадиле
Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал. Его маэстро Антонио Бадиле написал Паоло, своего молодого ученика в возрасте 12 лет на полотне для церкви Св.
Назария, где наверняка работала вся его боттега, включая Паоло, в 1540 году.
Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне, и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле.
Пала Бевильаква 1548г. Музей Кастельвеккио
В Вероне быстро распространилась слава о способном ученике, и знатная семья Бевильаква-Лацизе заказала работу в 1548 году Паоло Кальяри для семейной капеллы в церкви Святых Фермо и Рустико в Вероне- Мадонну с младенцем и Святыми, которую называют Пала Бевильаква-Лацизе. Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне. 20-летний Паоло Кальяри изобразил традиционную композицию с бюстами заказчиков Бевильаква — Лацизе на переднем плане картины, а вот непринуждённые позы персонажей были новшеством для Вероны в то время.
Фреска из виллы Соранцо Минерва среди Геометрии и Арифметики, 1551г.
В 1551 году архитектор Микеле Санмикели приглашает Паоло Кальяри и Джанбаттиста Дзелотти, двух молодых художников Вероны, для росписи фресками виллы Соранца в Кастельфранко.
Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей», и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру». Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы.
Виллу Соранца снесли в 1817 году веке, а её украшения спасли, сняв со стен более ста фрагментов фресок. Некоторые находятся в ризнице Кафедрального Собора города Кастельфранко Венето, некоторые в Венеции, в Виченце, в Читаделле и Париже.
Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе.
Искушение Св.Антонио Аббата, 1552г, Веронезе
В 1552 г. Паоло в числе четырёх самых значительных художников Вероны того времени (Фаринати, Брусасорци и Баттиста дель Моро) работает по заказу Кардинала Гонзага для Домского Собора Мантуи. Его произведение Искушение Св.Антонио Аббата теперь находится во Франции.
Преображение, 1555 Дуомо Монтаньяры
С 1553-54гг. Паоло Веронезе переезжает в Венецию, где начинает цикл грандиозных фресок для Зала Большого Совета Дворца Дожей. Уже с 1555г. на образе Преображение, созданном для Кафедрального Собора Монтаньяны появляется впервые подпись с указанием: «Мессир Паоло Кальяро веронезе (т.е.
веронский), проживающий в Венеции». Со временем прилагательное веронский заменит его фамилию Кальяри, и все его будут знать как Паоло Веронезе. В Венеции он работает со своей боттегой – это подмастерья, братья, в том числе Антонио, двоюрдные братья и потом сыновья.
Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников.
Аллегория Музыки, 1556г. в Библиотеке Марчиана Венеции
Вместе с шестью важнейшими хкдожниками, которые в этот период живут в Венеции, Паоло Веронезе пишет три работы для Библиотеки — Либрерии Марчиана на площади Сан Марко, построенной по проекту Сансовино. «Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан
Источник: http://www.veronavisita.it/?p=6150
Паоло Веронезе
09 Марта 2017
Паоло Веронезе (Кальяри), родившийся в 1528 году в Венеции, по праву считается одним из величайших живописцев венецианской школы, наравне с Тицианом и Тинторетто. Наличие характерных для венецианской школы черт не исключает и неповторимую индивидуальность живописного стиля Веронезе. С характерной для гениев смелостью, художник сумел переосмыслить традиционные каноны и представить знакомые образы в новом свете. Смелость взглядов художника коснулась, прежде всего, религиозной тематики. В его работах Иисус, апостолы и святые не просто помещены в современные для художника реалии — это был уже известный прием — но оказываются представлены, как живые люди, вместо образов, всем своим видом демонстрирующих духовное превосходство. Подобная смелость даже столкнула Паоло с инквизицией, узревшей ересь в его вариации на тему Тайной вечери, однако стороны сумели достичь компромисса. Наставниками Веронезе были Антонио Бадиле, на дочери которого художник в итоге женился, и Джованни Франческо Карото — оба художника представляли живописную школу Вероны, влияние которой прослеживается на ранних работах Паоло.
Преображение Марии Магдалины, 1548.
В возрасте 23-х лет начинает получать заказы от знатных фамилий Венеции: семья Джустиниани пригласила художника для росписи стен церкви Сан-Франческо-делла-Винья, семья Соранцо наняла художника (а вместе с ним еще Джованни Баттисту Зелотти и Ансельмо Каннери) для росписи своей виллы под Тревизо. До нашего времени сохранились лишь фрагменты этих работ, но именно они, по мнению искусствоведов, сыграли важную роль в становлении репутации молодого художника. Так, в 1552 году кардинал Эрколе Гонзага, двоюродный дед Гульельмо Гонзага, герцога Мантуи, заказал Веронезе алтарь для базилики Святого Петра — кафедрального собора Мантуи. Выполняя заказ, художник не упустил возможности изучить работы Джулио Романо, наиболее известного из учеников Рафаэля, одного из основоположников маньеризма. В следующем году Паоло окончательно переезжает в Венецию, получив правительственный заказ на роспись потолков в Зале Совета Десяти (Sala dei Cosiglio dei Dieci) во Дворце Дожей. Затем он написал «историю Эстер» на потолке церкви Сан-Себастьяно. А в 1557 году Веронезе украсил фресками библиотеку Марциана, за что он был удостоен премии, присужденной Тицианом и Сансовино. Эти работы закрепили за Паоло репутацию настоящего мастера, выделив его имя среди венецианских современников.
Коронация Богородицы, 1555.
Во время перерыва в работе в Сан-Себастьяно, Веронезе украсил виллу семейства Барбаро в Мазере, великого архитектора Андреа Палладио. Прекрасно сработанные мифологические сюжеты фресок буквально лучились поэтическим вдохновением. Эти работы были призваны объединить культуру гуманизма с христианской духовностью. Заодно Веронезе написал и портреты некоторых представителей семьи Барбаро, после чего у художника не было недостатка в заказах на портреты для первых лиц республики. Стоит заметить, что после завершения работ на вилле Барбаро художник встретился с ди Пьетро (настоящая фамилия Палладио, признаваемого одним из наиболее влиятельных архитекторов ever), и встречу эту современники характеризовали, как «триумф».
Портрет неизвестного мужчины (предположительно Даниеля Барбаро) и венецианки (La Bella Nani).
«Свадьба в Кане», написанная в 1562-63 годах, также была связана с Палладио. Работа была заказана монахами-бенедиктинцами для монастыря Сан-Джорджо-Маджоре (архитектором которого являлся Палладио), расположенного на небольшом острове напротив Собора Святого Марка, в Венеции. Спецификой заказа были огромный размер изображения (необходимо было покрыть 66 кв. м.) и обязательное качество используемых материалов (синяя краска и ее оттенки, к примеру, должны были содержать лазурит). Договором также было предусмотрено, что картина должна содержать как можно больше рисунков (в результате на ней оказались портреты Тициана и Тинторетто, а также автопортрет самого Веронезе).
Свадьба в Кане, 1563.
Другой шедевр Веронезе — «Семейство Дария перед Александром». Картина отражает сцену, описанную у различных греческих, а позже и римских историков: Александр Македонский отпускает жену, дочерей и мать Дария III, после разгрома последнего в битве при Иссе. Что характерно, сцена носит ироничный и юмористический характер — мать Дария, Сисигамбис, преклоняет колено перед Гефестионом, перепутав его с Александром, но последний, понимая ее ошибку, переводит все в шутку. По легенде, картина была написана Веронезе тайком, во время его отдыха в гостях семейства Пизани в их фамильной вилле. Он оставил полотно под кроватью в своей комнате, в знак благодарности хозяевам. Распространению данной легенды способствовал Гёте, посещавший в 1786 Венецию, гостивший в Палаццо Пизани-Моретта и вспоминавший после о данном полотне и истории его возникновения.
Семья Дария перед Александром, 1570.
Было также увековечено и удивительно счастливое морское сражение при Лепанто, в ходе которого в 1571 году флот объединенной Священной лиги разгромил османскую флотилию в Патрасском заливе у мыса Скрофа. Сегодня существует мнение, что чудесная победа европейцев — заслуга стихии — незадолго до сражения состоялось извержение вулкана Санторин, последствия которого и «покарали» сарацин, что образно изображено в виде помощи небесного воинства.
Битва при Лепанто, 1572.
Самой известной работой Паоло Веронезе является «Пир в доме Левия», изначально именовавшаяся «Тайная вечеря». Однако вольная трактовка обстановки и деталей композиции, присутствие не отмеченных в каноничных источниках действующих лиц — все это заинтересовало инквизицию, представители которой вежливо поинтересовались, не еретик ли Паоло часом? Но, благо, итальянская инквизиция действовала не так жестко, как испанская, а у самого художника к тому времени было достаточно покровителей из числа представителей политической, религиозной и экономической элиты. Так что суд состоялся более-менее честный, художник объяснил все элементы, присутствующие на полотне, а компромиссом стало переименование картины в «Пир в доме Левия».
Пир в доме Левия, 1573.
Будучи не только большого таланта, но и великого мастерства живописцем, желая сохранить свои полотна в веках, Паоло Веронезе много экспериментировал с грунтами, стремясь совершенству — благодаря этому и по сей день удивительные цвета его картин радуют глаз. Эмоциональностью своих картин художник снискал славу предвестника импрессионистов. А если копнуть еще чуть глубже, то выяснится, что представители различных теософских обществ почитают Паоло Веронезе, как Павла Венецианца — последнюю известную инкарнацию великого Учителя Света, многие тысячелетия ведущего деятельность во благо развития творческого потенциала человечества. Павел Венецианец, кроме прочего, под именем Флорентиец присутствует в известном оккультном труде К. Антаровой «Две жизни». Однако тут уже мы вновь ступаем на шаткую стезю тайн, домыслов и догадок, а Паоло Веронезе — личность историческая, оставившая в наследие множество прекрасных полотен, трудами вписав свое имя в историю мировой культуры.
Поклонение волхвов, 1573.
Источник: https://estetico.me/posts/view/paolo-veroneze
Паоло Калиари (Paolo Veronese) — живописец
19 ноября 1528 года родился один из виднейших живописцев венецианской школы Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (Paolo Veronese). Художник родился в городе Верона (отсюда и получил творческий псевдоним).
Cristo ed il Centurione
Паоло Веронезе родился в семье известного скульптора Габриеля Калиари, и был его пятым сыном. Живописи Паоло Веронезе обучал его дядя — венецианский художник Антонио Бадиле. В начале карьеры художнику пришлось работать в Вероне и в Мантуе, а в 1553 году он был приглашен в Дворец дожей в Венеции.
Несколько позже Паоло Веронезе был приглашен расписывать церковную ризницу, а в 1560 году живописец посетил Рим. После посещения Рима Paolo Veronese расписывал в селении Мазер находящейся недалеко от Виченцы церковь Святой Вероники.
Семья Каина
В 1566 году художник женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле. Паоло Веронезе в 1573 году был обвинен судом инквизиции, но ему удалось себя оправдать, правда пришлось исправить и даже некоторые фигуры исключить на одной из своих картин.
Christus und die Ehebrecherin
Умер Паоло Веронезе от воспаления лёгких, находясь в Венеции 19 апреля 1588 года, и был похоронен в церкви Святого Себастьяна
Битва при Лепанто, 1572 г
После смерти Паоло Веронезе его сыновья Габриеле и Карлетто вместе с братом живописца Бенедетто создали товарищество художников, которое выпускало картины за подписью «наследники Павла» (Heredes Paoli). Хотя они и переняли манеру Веронезе но не смогли унаследовать главного — таланта художника, поэтому в их произведениях не было того качества, которое они пытались декларировать.
Justitia und Prudentia
Подражателями и последователями Веронезе также были художники: Баттиста д’Анджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати.
Bildnis des Sultans Murad I
автопортрет
автопортрет (1558 и 1563)
Задолго предвосхищая художников импрессионистов …
фрески на вилле Мазер 1560-61гг
- Booking.com
Источник: https://juicyworld.org/paolo-veronese/
Читать
Кристина Ляхова, Галина Дятлева
Мастера портрета
История портретной живописи
Портрет (от франц. portrait) – это жанр изобразительного искусства, а также произведения этого жанра, показывающие внешний облик конкретного человека. Портрет передает индивидуальные особенности, неповторимые черты, присущие только одной модели (моделью называют человека, позирующего мастеру при работе над художественным произведением).
Но внешнее сходство – не единственное и, пожалуй, не самое главное свойство, присущее портрету. Настоящий портретист не ограничивается воспроизведением внешних черт своей модели, он стремится передать свойства ее характера, раскрыть ее внутренний, духовный мир. Очень важно также показать социальное положение портретируемого, создать типический образ представителя определенной эпохи.
Как жанр, портрет появился несколько тысячелетий назад в античном искусстве.
Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к XVI веку до н. э.
Хотя исследователи назвали эти образы «придворными дамами», нам неведомо, кого пытались показать критские мастера – богинь, жриц или знатных дам, одетых в нарядные платья.
Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными «Парижанка». Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и ярко накрашенные губы.
Художники, создававшие фресковые портреты своих современников, не углублялись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображениях весьма относительно.
В Древней Греции и Древнем Риме станковой живописи не существовало, поэтому искусство портрета выразилось главным образом в скульптуре. Античные мастера создавали пластические образы поэтов, философов, военачальников и политиков. Этим произведениям свойственна идеализация, и в то же время среди них встречаются и очень точные по своей психологической характеристике образы.
«Парижанка». Фреска из Кносского дворца, XVI век до н. э.
Большой интерес представляют живописные портреты, созданные в Египте в I–IV веках н. э. По месту находки (гробницы Хавары севернее Каира и некрополи Фаюмского оазиса, при Птолемеях именовавшегося Арсиноей) их называют фаюмскими.
Эти изображения выполняли ритуально-магические функции. Появились они в эпоху эллинизма, когда Древний Египет был захвачен римлянами.
Эти портретные образы, выполненные на деревянных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего.
«Портрет молодого римлянина», начало III века н. э.
На фаюмских портретах мы видим египтян, сирийцев, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I–IV веках н. э. Из Древнего Рима в Египет пришел обычай хранить в доме написанные на деревянных дощечках портреты хозяев, а также скульптурные маски умерших родственников.
Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно для более ранних изображений. Энкаустика – это живопись красками, где главным связующим звеном был воск.
Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). Подобная техника требовала особых приемов.
На области щек, подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.
Среди самых известных портретов, исполненных в технике экаустики, – «Мужской портрет» (вторая половина I века н. э.) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н. э.), являющиеся прижизненными изображениями. В этих произведениях поражает умелая светотеневая моделировка и использование цветового рефлекса.
Вероятно, неизвестные нам мастера, написавшие портреты, прошли эллинистическую школу живописи. В такой же манере исполнены и две другие картины – «Портрет нубийца» и прекрасное женское изображение, т. н. «Госпожа Алина» (II век н. э.). Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы.
В период Средневековья, когда искусство было подчинено церкви, в живописи создавались в основном религиозные образы. Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты.
Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. Образы донаторов обладали несомненным внешним сходством с оригиналами, но не выходили за рамки иконописных канонов, играя в композиции второстепенную роль.
Профильные изображения, идущие от иконы, сохраняли главенствующие позиции даже тогда, когда портрет начал приобретать самостоятельное значение.
Дж. Беллини. «Портрет донатора». Фрагмент
Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, когда главной ценностью мира стала активная и целеустремленная личность, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам.
В XV веке художники начали создавать самостоятельные портреты, на которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей. Таков «Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо.
Тем не менее наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, единства человека и окружающего его мира, портретируемый как будто бы заслоняет собой природный ландшафт. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм.
К портретной живописи обращались многие знаменитые мастера Возрождения, в том числе Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Величайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Леонардо – портрет «Мона Лиза» («Джоконда», ок. 1503), в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.
Огромную роль в развитии европейского портретного жанра сыграл Тициан, создавший целую галерею образов своих современников: поэтов, ученых, церковнослужителей, правителей. В этих произведениях великий итальянский мастер выступил как тонкий психолог и прекрасный знаток человеческой души.
В период Ренессанса многие художники, создававшие алтарные и мифологические композиции, обращались к портретному жанру.
Глубоким проникновением во внутренний мир модели отличаются психологические портреты нидерландского живописца Яна ван Эйка («Тимофей», 1432; «Человек в красном тюрбане», 1433).
Признанным мастером портретного жанра был немецкий художник Альбрехт Дюрер, автопортреты которого до сих пор восхищают зрителей и служат примером для художников.
Б. Пинтуриккьо. «Портрет мальчика». Картинная галерея, Дрезден
В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Большой популярностью в то время пользовался погрудный портрет, хотя появлялись и поясные, поколенные изображения и портреты в полный рост.
Знатные супружеские пары заказывали парные портреты, в которых модели изображались на разных холстах, но обе композиции объединял общий замысел, колорит, пейзажный фон.
Яркий пример парных портретов – изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=178556&p=21