Арест пропагандиста, репин — описание картины

  • Арест пропагандиста, Репин - описание картины

Первый вариант решения сюжета относится к 1878 году. Исполнив маслом хорошо разработанный эскиз, по своему характеру приближающийся уже к картине, Репин оставляет его для новых поисков, Они засвидетельствованы рядом карандашных эскизов 1879 года. В 1880 году новое решение в общих Чертах, очевидно, уже складывается у художника, и он начинает работу над новым вариантом картины. Она с перерывами продолжалась до 1890 года. Затем уже после показа картины на выставке и приобретения ее Третьяковым Репин в 1892 году вносит в нее изменения, в частности, переписывает фигуру сидящего на лавке в глубине слева мужчины и девушку, сообщницу пропагандиста.

Таким образом, время создания «Ареста пропагандиста» охватывает весь период работы Репина над картинами на темы революционного движения, если не считать ранней картинки «Под конвоем», носившей характер еще слишком общей, не развернутой и скорее лирической трактовки темы.

То, что Репин начинает глубокую разработку темы революционного движения с сюжета ареста пропагандиста и им же ее заканчивает, показывает, какое значение он сам ему придавал. Такая длительность работы не могла не отразиться в картине.

В изменении трактовки сюжета, образов, всего строя произведения сказалась как общая эволюция художественной интерпретации Репиным народнического революционного движения, так и достижения художника в различных аспектах решения им этой общей темы в других картинах.

Сравнивая непосредственно оба варианта картины, мы прежде всего обращаем внимание на то, что в первом большую роль играла народная крестьянская масса, представленная самыми различными типами и образами. В окончательном же варианте она, собственно говоря, исчезла.

Зато появились фигуры полицейских, чиновников, кулаков-предателей. Решение сюжета ареста пропагандиста, в первом варианте показывавшее главным образом отношения пропагандиста с народом, заменилось решением, в котором главной стала тема самого ареста, тема борьбы правительства и революционеров.

Недаром мотив чтения бумаг пропагандиста, в первом варианте бывший лишь одним из многих слагаемых композиции и игравший подчиненную роль, в окончательном варианте вылился в целую сложную сцену обыска, стал одной из двух составных частей развития темы. Изменение решения сказалось прежде всего в центральной сцене.

В первом варианте пропагандист противопоставлен группе крестьян, смотрящих с разными чувствами на него, во втором же пропагандист противостоит мрачной фигуре стоящего у окна человека. Соответственно изменился сам образ революционера.

Из мирного, в сущности, пропагандиста, относительно спокойного, как бы печально размышляющего о народе, он превращен в драматический, экспрессивный образ борца. Революционер во втором варианте с ненавистью и презрением смотрит на предателя и даже порывается к нему, удерживаемый сотскими, схватившими его за плечи.

В этом изменении образа сказался результат работы Репина над картинами «Отказ от исповеди» и «Сходка террористов», в которых наблюдается стремление к героизации революционера.

Соответственно в корне изменилось все построение картины. В первом случае она строилась как массовая многофигурная композиция с выделением, акцентировкой главных действующих лиц, но с равномерным заполнением пространства множеством фигур.

Это было решение, вполне подходившее для показа взаимоотношений пропагандиста с народом, для трактовки, где важнейшей была передача того, как народ, разные его представители, реагирует на арест.

Теперь же, когда главной стала тема выдачи и ареста революционера, трактуемая как драматическая сцена, композиция разбилась на три группы: центральную с революционером во главе, группу производящих обыск справа и группу кулаков и понятых слева.

Поскольку исчезла народная масса, постольку уменьшилось число фигур в композиции и появилось свободное пространство интерьера избы. Уменьшилась и величина фигур по отношению к пространству. Композиция приобрела больший лаконизм и ясность, заключающие, однако, сложное развитие в каждой из столь ясно выделенных групп.

Показ столкновения пропагандиста с предателем, естественно, требовал дать между ними свободное пространство, чтобы выявить устремленность пропагандиста, усилить динамику его фигуры. Сцена же обыска представлена как бы в особом, отведенном для нее пространстве.

Выводя фигуру читающего бумаги исправника на первый план, Репин связывает ее зрительно с центральной фигурой пропагандиста, помещая между ними фигуры станового и сотского. Композиция картины в целом носит асимметрический характер с сильной загрузкой правой половины и свободным пространством в левой.

Эта динамика композиции соответствует драматизму сцены в целом. Ее несколько уравновешивают фигуры стоящих у окна понятых и сидящего на лавке человека (предателя, по объяснению самого Репина).

Для того чтобы сцена обыска, многофигурная и обстоятельно развернутая, не оказалась психологически оторванной от главной сцены с арестованным, Репин вводит новый персонаж — девушку, сообщницу пропагандиста. Композиционно чрезвычайно удачно изображен на первом плане чемодан с развороченными и разбросанными по полу бумагами.

Он закрывает спереди ненужное свободное пространство, и завершает связь группы исправника и чиновника с группой пропагандиста и сотских. Выдерживается общий рельеф правой половины картины, противостоящий глубинности ее левой части. Это тот разъясняющий сюжет натюрморт, который, начиная с П.

Федотова, так удачно применялся в жанровой живописи. Мы видим здесь мастерство Репина в писании натюрморта, мастерство, первые достижения которого отмечались в «Воскрешении дочери Иаира». С неменьшим совершенством и предметностью написаны и все остальные детали.

Репинское мастерство выбора и характеристики типажа в картине также обнаруживается во всем своем блеске. Ярок и силен не только образ самого революционера, но и читающего бумагу исправника и склонившегося к нему чиновника. Выразительно как его лицо, так и в особенности тонкая худая рука с длинными пальцами, опирающимися на спинку стула. Он — живое воплощение полицейско-судебной ищейки.

За долгий срок работы Репина над «Арестом пропагандиста» живописная манера художника значительно изменилась, и это сказалось в картине. Начатая в одной манере, она заканчивалась в совсем иной. Это можно понять при сравнении ее с первоначальным вариантом 1878 года.

Эволюция шла в общем в сторону усиления звучности и динамики живописи, свободы мазка. Спокойная, сравнительно светлая желто-коричневая общая гамма первого варианта заменяется в окончательной картине напряженной цветностью.

Ровное освещение сменяет контраст льющегося из окна света с затененностью внутренности избы, на темном фоне которой выделяются лица и костюмы персонажей — красная рубаха арестованного, полицейские мундиры.

Это вполне соответствовало усилению драматизма в трактовке сюжета, экспрессивности образов действующих лиц, но стояло в известном противоречии с размерами картины.

Малый формат, в котором она была начата в соответствии с ранней живописной манерой, при многофигурности и сложности сцены требовал тонкого детализующего и четко вырисовывающего формы письма, к которой приходил Репин. А это постепенно все менее соответствовало широкой экспрессивной манере письма. И приходится удивляться мастерству Репина, с которым он преодолевает это противоречие и успешно решает труднейшую задачу.

При широкой и свободной манере письма экспрессивным мазком он достигает законченности и почти миниатюрной передачи деталей в этом небольшом полотне. В этом отношении стоит особенно обратить внимание не только на лица арестованного, пристава или чиновника, но и на то, как тонко переданы мундиры полицейских с их погонами, портупеями и т. п.

, как написан натюрморт — чемодан с развороченным содержимым. Ту же необычайную при такой экспрессии письма тонкость обнаруживает художник и в передаче освещения.

Дав его сильным пятном в окне, он постепенно проводит его как бы отблесками белого в разбросанных по полу бумажках, в блеске металлического предмета в чемодане, на бумаге, которую читает пристав, на манишке наклонившегося над ним чиновника, на кипе бумаг, которые с торжеством протягивает из глубины сыщик; наконец, свет едва мерцает на свисающем с полатей тряпье.

Этот свет, как бы вспыхивая, движется по всей картине, как и мерцание золота на погонах, портупеях, эфесе и ножнах полицейской шашки. Это легкое движение света и золотистых вспышек усиливает звучность красочных пятен на темном фоне и придает картине еще большую тонкость живописной отработки.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/repin_il_ya_efimovich_1844/arest_propagandista/

Сочинение по картине И. Е. Репина “Арест пропагандиста”

Если верить историческим данным, то это произведение Репин рисовал около 9 лет, и спустя три года после завершения, внес все равно изменения.

Репин считался первым художником, кто в своих произведениях сумел затронуть тему народовольчества.

По мнению историков, при написании этой картины у художника возникали проблемы с образом революционера, но все-таки ему удалось изобразить пропагандиста с типичными для него чертами, такими как, борца за социалистическую идею.

Основное место картине занимает главный герой. Глядя на картину нам кажется, что революционер-пропагандист был схвачен несколько минут назад. Волосы пропагандиста разлохмачены, рубашка не застегнута на груди и во взгляде его читается гнев и ненависть.

Ему скрутили руки и крепко держат на столько, что он не может высвободиться.

Остальные фигуры, изображенные на полотне, как бы позволяют нам сформировать сюжет картины в целом. Изображенные канцеляр, сыщик, несколько мужчин и пристав равнодушно наблюдают за происходящим. Никто кроме девушки, которая стоит в дверях, не сочувствуют арестанту.

Художник ярко попытался передать нам внутренний мир бунтаря, через его внешность. Кричащая, алого цвета рубашка, рыжего цвета волосы, тем самым показывая способность этого человека совершать подвиги. Но не смотря на все, человек выглядит одиноким и непонятым.

Его идеи не признали и что еще хуже отвергли. Многие в то время отвергали народничество, и нередки случаи были доносов на народников.

На меня это произведение произвело неизгладимое впечатление. Столько силы и упорства я не видела в картинах не разу. На столько реалистично удалось художнику передать исторический факт, что мне кажется я оказалась на минутку в том времени в том помещении в виде той, сочувствующей девочки.

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение по картине И. Е. Репина “Арест пропагандиста”

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-i-e-repina-arest-propagandista/

Сочинение по картине Репина «Арест пропагандиста»

Полотно великого русского художника И.Е. Репина было написано в период с 1880 по 1889 год. Необходимо отметить, что некоторые трудности у Репина возникли с созданием подлинного образа революционера.

В этом нет ничего удивительного, особенно, если учесть, что до него никто еще не обращался к теме народовольчества.

Все усилия Репина были направлены на создание объединенного образ настоящего народного борца за справедливость.

На полотне изображен революционер, который был недавно схвачен. Интересны некоторые детали, которые так искусно выделены Репиным. Волосы на голове народовольца взъерошены, рубаха на груди расстегнута, а в глазах его застыла лютая ненависть. Возможно, он пытается освободиться, однако руки его скручены за спиной.

Что же касается других персонажей, изображенных на полотне, в качестве которых выступают мужики, приставы, сыщик, канцелярист, то все они разом дополняют сюжет и даю возможность понять его суть.

Читайте также:  Амстердам в ноябре: туры, погода, фото

Характерной особенностью взглядов второстепенных персонажей является равнодушие. Именно оно отчетливо видно на картине.

Сочувствие арестованному просматривается только в глазах девушки, застывшей возле дверей.

Чтобы создать реалистичный образ революционера – борца за народное счастье, Репин пользуется исключительно яркими красками, попутно намеренно выделяя такие элементы, как рыжие волосы, алая рубаха. Кроме того, яркие цвета также служат для подчеркивания внутреннего порыва борца за свободу, его непреклонность и бескомпромиссность.

Очень точно удалось передать художнику весь трагизм ситуации. Революционер в этот момент совершенно одинок, ему некому помочь, а идеи его, кажется, так и остались никому непонятными. В этом нет ничего удивительного, так как хорошо известно из истории, что крестьянство в России не приняло идеи «народников».

На полотне «Арест пропагандиста» Репину удалось в полной мере выразить крушение надежд народовольческого движения и показать это наиболее отчетливо. Можно говорить об особой зоркости Репина, ведь он смог не только уловить настроение эпохи, но и отлично ее передать на картине.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-repina-arest-propagandista.html

Илья Репин 1844-1930

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 г. в украинском городке Чугуеве близ Харькова. Там и начал свои занятия живописью. В 19 лет он приезжает в Петербург и поступает в Академию художеств.

Закончив академию с золотой медалью за конкурсную программу «Воскрешение дочери Иаира» и будучи уже автором прославившей его картины «Бурлаки на Волге», Репин едет во Францию для совершенствования своего живописного мастерства. По возвращении в Россию много работает. 80-е гг.

– период в творчестве Репина, когда в полную силу раскрылось его дарование. Именно тогда написаны «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван», портреты Мусоргского, Пирогова, Стасова, Третьякова, Л.Н.Толстого и многие другие.

К этому периоду относится и народовольческий цикл (который представлен на страницах этого номера газеты). В 1892 г. И.Е.Репин получает звание профессора Академии художеств и с 1894 г. начинает преподавательскую деятельность. 90-е гг. отмечены расцветом графического искусства художника (портреты Л.Толстого, Э.Дузе, В.Серова, А.П.

Боткиной, рисунки «За роялем», «Девочка Ада» и др.). В 1901 г. Репин начинает работу над полотном «Торжественное заседание Государственного совета». Пишет множество этюдов-портретов. Картина была закончена в 1903 г. С 1903 г. И.Е.Репин постоянно живет в местечке Куоккала на Карельском перешейке под Петербургом, в усадьбе «Пенаты».

После Октябрьской революции Куоккала отходит к Финляндии, и Репин оказывается в эмиграции. В 1920 г. его избирают почетным членом Финского художественного общества. Произведения Репина экспонировались в Финляндии, Швеции, Франции, США, Чехии.

29 сентября 1930 г. Илья Ефимович Репин умер и был похоронен в «Пенатах». После Великой Отечественной войны Куоккала вновь отошла России, и сейчас там находится мемориальный музей художника, а Куоккала получила название «Репино».

Уникальность в данном случае касается именно искусства. Сама способность проецировать традиционные евангельские образы на события и фигуры окружающей жизни в высшей степени характерна для настроений российской интеллигенции той поры.

Один из бывших участников хождений в народ вспоминал: «Я видел не раз, как молодежь, отправляющаяся уже в народ, читала Евангелие и горько рыдала над ним. У всех почти находим Евангелие».

Народническая «религия братства» опиралась на идею нравственного единства человечества, которая противопоставлялась укоренившемуся сознанию исторических различий эпох и характеров.

Репин в пределах народовольческой серии осознавал себя непосредственным участником эмоционально-нравственного движения, захватившего широкие слои демократической интеллигенции. Отсюда его взволнованный отзыв на все перипетии народнического движения.

Репин начал цикл небольшой картиной «Под конвоем. По грязной дороге». В ее основе – непосредственное натурное впечатление, что нетипично для цикла, в составе которого полотна более сложные по сюжету и композиции.

Недавно вернувшийся из-за границы Репин, по-видимому, встретил на одной из российских дорог давно знакомую, но уже чуть подзабытую им сцену: по грязной дороге ползет телега с фигурами жандарма и арестанта, возница нахлестывает лошадей. Справа на фоне пейзажа – покосившаяся верста, слева – уходящие вдаль телеграфные столбы.

Перед нами почти этюд, хотя достаточно емкий и по смысловым ассоциациям, и по общему поэтическому содержанию. Необычайно актуальной и задевающей за живое была и прямая тема картины. Так же, как в 1874 г.

, «из всех городов и весей» России начался беспрецедентный по своей массовости поход народников в российскую деревню, так годом позже последовал не менее массовый своз из российских деревень сначала в губернские остроги, а затем и в петербургские тюрьмы сотен и сотен арестованных пропагандистов.

И все же репинский взгляд еще как бы с обочины: не только дороги, но и самого народнического движения.

Здесь нет еще ни акцентированного момента, который делал бы нас непосредственными участниками события, как в более поздних вещах, ни человеческих характеров, по которым мы могли бы судить, как это будет позднее, кто именно в данном случае оказывается жертвой насилия.

Здесь действуют прежде всего более обобщенные и более устойчивые для русского пейзажа акценты: и образ большой дороги, к концу 1870-х гг.

уже достаточно укорененный в живописи, и бесконечная вытянутость горизонта, предвосхищавшая серовскую «бабу в телеге» и образовавшая в искусстве второй половины XIX – начала ХХ в. как бы выразительный архетип придавленности деревенского российского мира. Поэзия русской жизни не отделена здесь от ее печали, а потому и свет и тень не разделены так резко, как это будет в более поздних картинах.

Такая трактовка событий отражала безоговорочную поддержку интеллигенцией борьбы народников, осужденных на громких судебных процессах 1870-х гг.

Здесь сказались и нравственная высота подсудимых, самопожертвование и поддержка ими друг друга, их вера в свои цели и достоинство, с которым они держались на судах, а вместе с тем евангельская готовность принять страдание, заставлявшая, по свидетельству тогдашней печати, людей, присутствовавших на процессах, приходить к заключению: «Это святые!» Не меньшую роль сыграла и жестокость выпадавшей им доли. Следствие в самом большом «процессе 193-х» (1877–1878) тянулось около двух лет, за это время многие умерли или сошли с ума, не выдержав условий содержания в казематах. Необычайно жестокими были приговоры: за хранение или передачу товарищу какой-нибудь совершенно невинной книги человека обрекали на долгие годы каторги. Становились известны и факты издевательства над заключенными.

В 1878–1879 гг. интеллигенция в целом еще не различала пропагандистов 1874 г., за которыми, в сущности, и не было никакой вины, и осужденных народовольцев, у которых на совести или убийство, или покушение на убийство. Все они были в глазах современников прежде всего жертвами, сознательно идущими «на крест» ради народного блага.

В эскизах к «Аресту пропагандиста» (из бывших собраний Лезина и Остроухова) Репин как бы непосредственно ощутил себя участником народнического движения. В них он опирается на те композиции европейской живописи XV–XVIII вв.

, где схваченный и привязанный к столбу Христос подвергается бичеванию и допросам: в обоих карандашных эскизах российский студент, участник «хождений в народ», точно так же привязан к столбу и окружен враждебной ему толпой.

Другое идейно-композиционное направление образуют эскиз к «Аресту пропагандиста» с фигурой крестьянки на первом плане и сама законченная картина.

Здесь уже преобладает «коренная» для Репина тенденция: свет идеала рассеивается, евангельские уподобления не столь различимы, а в основе – внимательный интерес к характеру.

На смену фигуре страдальца «не от мира сего», привязанного к столбу и окруженного звероподобной толпой, явился характер «российского заговорщика».

.К 1881 г. сами народовольцы разочаровались в идее террора. Еще раньше остыло к ней общество. В картине «Арест пропагандиста» речь идет не о нравственном осуждении героя. Художник отдает должное и решимости, и силе этого озлобленного, мрачного человека.

Репин не принимает сам характер, отвердевший в своих законченно-жестких формах, он инстинктивно не согласен с тем, что живая и сильная человеческая душа, предназначенная для обновления, для жизни, мертвит и губит себя тем, что загоняет себя, как в клетку, в сложившийся характер, столь (к тому же) с неизбежностью ограниченный как тип – заговорщика и конспиратора.

В картинах, выражающих именно эту грань серии, особое значение приобретало, как и у Ге, сближение неподвижного «времени мифа» и непрестанно текущего «мгновенного времени». Напряженной остроты это сближение достигает в картине «Не ждали» с ее соединением нравственной экзальтации и психологического натурализма. В поздних картинах Репина евангельская ассоциативность вспыхивает по-особому остро.

Однако она получает значение, во многом противоположное прежнему. В «Не ждали» или в «Сходке» художник, с одной стороны, ставит персонажей в ситуацию, подобную «Тайной вечере» или «Узнаванию близкими воскресшего из мертвых», но с другой – он и судит, и осуждает их с точки зрения этих ситуаций, не отож-дествляя, но скорее противопоставляя их в нравственном отношении евангельскому прообразу.

1880-е гг. – своего рода эпилог движения «действенного народничества». Цареубийство 1 марта 1881 г. стало водоразделом в отношении общества к войне народовольцев с царизмом. Если до этого многие еще колебались в своих оценках методов террористов, то теперь подобным колебаниям приходит конец.

Единодушное неприятие террора обществом немедленно отразилось и на самом движении: террор прекратился как по мановению руки и «Народная воля» распалась. «Все рассказы о цареубийстве носили тогда одинаковый характер, – вспоминал А.Н.

Бенуа, – ужас перед совершившимся и абсолютное осуждение преступников-террористов, тогда как до того «нигилисты» были почти в моде».

В картинах 1880-х гг. сформировались у Репина два контрастных друг другу обобщенных образных мира. Один – сгущенно-темное настроение «заговоров» или «узилищ» в «Сходке» и «В одиночном заключении», другой – свет покоя и домашнего очага, добра и ясности в отношениях между людьми, как в первом варианте «Не ждали» (1883).

Свет в этой небольшой картине – не просто физический свет, меняющийся с движением дня, как это было тогда же у импрессионистов, но прежде всего «нравственное свечение» естественной и ясной человеческой жизни.

Прямая антитеза этому свету – сгущенно-мрачная атмосфера «Сходки», персонажи которой как бы и сами олицетворяют нравственный мрак и темноту, угнетающую их молодые жизни.

Темы «света» и «тьмы» в особенности усиливаются тогда, когда мы погружаемся в подробности фабулы и связанных с ней евангельских ассоциаций. Изображенная сцена должна была вызывать в памяти зрителя распространенные в мировой иконографии эпизоды узнавания близкими воскресшего из мертвых.

Читайте также:  Автопортрет, паоло веронезе, 1528

Ведь именно об этом идет речь в картине Репина, и именно это подчеркивается несколькими недвусмысленными деталями. Семья – в глубоком трауре, о чем говорят не только черные одежды женщин, но главным образом траурная наколка на голове у матери. Вторая деталь – гравюра с изображением Голгофы на стене за роялем.

Казнь свершилась, фигура матери в трауре – «у самого подножья Голгофы». Здесь неизбежны ассоциации с Богоматерью, тем более что очертания головы старой женщины прямо повторяют закругленные очертания гравюры.

И вот – внезапное появление ее казненного сына! Словно сраженная, в немом изумлении она поднимается с кресла, дети не узнают отца, а на лице жены за роялем запечатлен момент, когда недоумение сменяется «судорогой надежды».

Однако темнота лица явившегося семье человека – прямой контраст такому смыслу подтекста. И это переносит нас в реальный, сегодняшний план картины. Фигура распятого на гравюре светла, по сторонам от нее – Некрасов и Шевченко, такие же заведомо светлые личности по восприятию той эпохи.

Фигуры матери, жены, детей – из этого же светлого мира, недаром они и сгруппированы в правой части картины вокруг стола и рояля и как будто осенены «иконостасом подвижников». На этом фоне лицо явившегося воспринимается не просто как темное, но как пугающе темное.

Вместе с ним в атмосферу домашнего мира вторгается ощущение страха, сосредоточенный «сгусток мрака», перед которым все застывает в оцепенении, – это следы, отпечатанные на человеческом лице не просто страданием (ибо страдание не отемняет, но осветляет личность), но каким-то собственным деянием, поступком, после которого человеческое лицо навсегда перестает светиться.

При таком прочтении картины совершенно иное значение приобретает и самый момент узнавания. Речь не о том, узнает ли семья возвратившегося отца семейства, но о том, примет ли она его в свое лоно. Имеет ли право вернувшийся, с его темным лицом, смотреть в глаза матери. В несколько следующих мгновений это должно решиться, однако сюжет как раз и застыл, оцепенел на этом вопросе.

Вот в этой остановленности момента, когда всех нас, предполагаемых зрителей картины, как бы приглашают принять участие в решении тяжелой нравственной проблемы, – смысл остроты изображенных психологических состояний. В их передаче Репин к идущему от «моралистической» художественной традиции «растворению» лиц в тени и свете присоединяет остроту психологической обрисовки.

Как и во второстепенных персонажах «Крестного хода», показанных «извне» или «со стороны» (например, в фигуре заслоняющегося от плети), здесь в лицах жены и детей – и прежде всего мальчика-сына с его чуть экзальтированным выражением – аффекты, как будто бы выхваченные из потока психологического переживания, а в лицах детей – восприятие не только стороннее, но и неприятно подсматривающее.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200300701

Сочинения по картинам Репина. Отказ от исповеди. Арест пропагандиста

Илья Репин.Отказ от исповеди 
(Перед исповедью).
1879—1885. Холст, масло. 48 x 59. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1878 году, только переехав в Москву и поселившись в Большом Трубном переулке, Репин создает картину «Арест пропагандиста».

К работе над новым вариантом картины И.Е.Репин приступил в 1880, завершил ее в 1889; в 1892 художник внес в картину частичные изменения, переписав фигуру сидящего в глубине мужика и лицо девушки в проеме двери.

Графические эскизы картины, исполненные в 1879, находятся в ГТГ (бумага, графитный карандаш, растушка) и в ГРМ. Живописные этюды, исполненные в 1879, — в Музее личных коллекций ГМИИ и в РГОХМ, исполненный в 1883 — в Дальневосточном музее.

В общей сложности на картиной художник работал 14 лет. Варианты, наброски композиции, перемены в числе действующих лиц бесчисленны. Здесь любимая стихия Репина. Художник дышит революцией.

Видел ли он сцену, подобную той, что изображена на картине? Мы не знаем, возможно, и видел.

Но участников этой сцены видел точно: жандармов; филера (старое название полицейского агента); следователя, читающего бумаги; дюжего дворника (недавнего крестьянина), который держит за плечи юношу студента; старых и малых, собравшихся в избе послушать слово правды. Видел Репин и усыпанный бумагами пол, вспоротую подкладку чемодана… А самое главное: знал и любил людей, подобных главному герою его картины, пропагандисту.

Прообразом главного героя был студент-естественник Николай Вентцель. Несколько его портретов – карандаш и масло – «предвидят» дальнейшую жизнь Николая Николаевича в живописи Репина.

Этот же изящный образ напоминает лицо заключенного в тюрьме, а может, и приговоренного к смерти из картины «Отказ от исповеди».

В первом номере журнала «Народная воля», который Репин прочел в Петербурге, в ноябре 1879 года, было напечатано стихотворение Николая Минского «Последняя исповедь». Приговоренный к казни отвечает священнику, вошедшему к нему, чтобы принять покаяние:

Пусть будет так! Услышь же ты, старик,
Предсмертное раскаянье мое!
Прости, господь, что бедных и голодных
Я горячо, как братьев, полюбил…
Я кафедру создам из эшафота
И проповедь могучую безмолвно
В последний раз скажу перед толпой!
Как надо жить, тебя не научил я,
Но покажу, как надо умирать. 

Илья Репин. Арест пропагандиста. 
1880—1889, 1892.
Дерево, масло. 34,8 x 54,6.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Шесть лет шла работа Репина над картиной. Но тему он будет продолжать еще очень долго. В 1913 году он напишет тот же сюжет акварелью и введет в изображение строку стихотворения, прочитанного быстро и тайно тридцать пять лет назад. Процитирует он на память почти точно: «Грех! Бедных и голодных, как братьев, я любил».

Закончив «Отказ от исповеди» в 1885 году, через год Репин дарит свое произведение поэту, вдохновившему его. Минский показал полотно Стасову, ведь именно Владимир Васильевич давал Репину читать тот журнал «Народная воля».

Стасов пишет: «Илья, я вне себя – не то что от восхищения, а от счастья! Я получил сию секунду Вашу «Исповедь». Наконец-то я эту вещь увидел, в то же мгновение выпросил, вымолил себе фотографию у Минского. Наконец-то, наконец-то я увидел эту картину. Потому что это настоящая картина, какая только может быть картина!!!..

Она для меня в первую секунду вступила в казнохранительницу всего, что только есть для меня дорогого и важного от искусства: «Бурлаки», «Крестный ход», «Не ждали»… Вот что мне от нынешнего искусства надо; это то, что мне от него дорого и бесценно!..

Только у Вас, Сурикова, да у Верещагина в целой Европе я нахожу те глубокие ноты, с которыми ничто остальное в искусстве несравнимо – по правде, по истинной перечувствованности до корней души. Я помню, как мы с Вами вместе лет десяток тому назад читали «Исповедь» и как мы метались, словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные.

Ну, вот у такого только чувства и бывают такие художественнее всходы потом. Все остальное без такого «ужаления» ложь, вздор и притворство в искусстве…»

В девяностых годах, когда Илья Ефимович уже будет хорошо знаком с поэтом Минским, тот напишет о Репине: «Всяким настроениям он предпочитает идеал подвига, не подвижничества, а именно подвига, протестующего, шумного, главное, несомненного, соединенного с очередной жертвой. Герои, изображенные Репиным, живут в мире освободительных идей… Это – просветители и преобразователи, это – борцы».

Источник: http://www.tanais.info/art/repin86more.html 

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/sochineniya-po-kartinam-repina-otkaz-ot-ispovedi-arest-propagandista.html

Описание картины Арест пропагандиста – Илья Репин

В 1880 году Репин начал писать “Арест пропагандиста”. Он работал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стоила художнику работа над центральным образом.

Репин искал натуру, собирая отдельные черты, присущие той или иной модели.

Все внимание в картине сосредоточено на революционере. Он только что схвачен. Руки скручены на спине.

Возле него суетятся сотские и урядники. Пропагандист словно еще силится высвободиться. Во всей его фигуре зритель чувствует скрытую энергию, волю к борьбе. Гневный взгляд его направлен в сторону мужчины, стоящего у окна.

Волосы пропагандиста растрепаны, рубаха расстегнута.

Особенно остро чувствуется героизм революционера при сравнении его образа с образом стоящего рядом урядника. Тот словно боится подойти к пропагандисту, дотронуться до него рукой. Вся фигура урядника с откинутой назад головой, предостерегающее движение рук, тупое лицо с красным вспухшим носом – все это делает его образ почти гротескным.

Другие фигуры – производящие обыск становой пристав, канцелярист и агент, девушка, созерцающая это зрелище, явно сочувствующая арестованному, мужики, стоящие у окна и с опаской посматривающие на революционера, мужик, сидящий на лавке, – все эти персонажи с большим тактом дополняют главное содержание, до конца раскрывают сюжет, не споря с образом главного героя.

В “Аресте пропагандиста” самое событие требовало применения средств развернутого рассказа.

Репин постарался сделать так, чтобы этот рассказ получил живописно-пластическое воплощение.

Сохранив принцип построения бытовой жанровой картины, действие которой происходит в интерьере, тщательно выписав необходимые детали, Репин выделил композиционно фигуру революционера: он поместил его в центре холста, дав простор для его порывистого взгляда и ищущего выхода внутреннего движения. Художник собрал самые жаркие краски в фигуре пропагандиста. Их оттеняет холодок льющегося через окно света.

В “Аресте пропагандиста” Репин создает образ, типичный и для других его картин на революционную тему.

В нем подчеркнуты героизм, внутренняя красота, сила, способность идти на подвиг. Но вместе с тем в этом образе звучит и трагическая нота: картина раскрывает одиночество революционера, его оторванность от тех, кому он отдает свою жизнь. В том, что именно так трактует Репин избранную им тему, сказывается особая зоркость художника, глубоко понимавшего окружающую действительность, свое время.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Павел Михайлович Третьяков – Илья Репин Павел Михайлович Третьяков является основателем картинной галереи, меценатом, успешным предпринимателем. С ним любили общаться многие художники, он был замечательным добрым……
  2. Негритянка – Илья Репин Картина исполнена Репиным во время пребывания в Париже в качестве пенсионера ИАХ. В работе ощущается увлечение творчеством известного испанского художника……
  3. Домаха – Илья Репин Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от……
  4. Осенний букет (Дочь Вера) – Илья Репин Это портрет дочери художника В. И. Репиной. Живя в 1890-х годах в имении “Здравнево” в Белоруссии, Репин особенно увлекался пленэрной……
  5. Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу – Илья Репин Репин много раз писал портреты Толстого. В 1891 году он изобразил писателя лежащим с книгой под деревом, в Ясной Поляне…….
  6. Отказ от исповеди – Илья Репин Исповедоваться в поступках, не считая их грехами, отказывается революционер, так можно коротко описать сюжет полотна великого живописца. Всего два человека……
  7. Монахиня – Илья Репин Моделью послужила Софья Алексеевна Репина, сестра жены художника. По воспоминаниям Л. А. Шевцовой-Споре, племянницы В. А. Репиной, И. Е. Репин……
  8. Садко – Илья Репин Картину “Садко” Репин написал в 1876 году, находясь в Париже. Но во Франции русские фольклорные мотивы полотна не оценили по……
  9. Портрет Антона Григорьевича Рубенштейна – Илья Репин Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Портрет своего друга – знаменитого композитора и дирижера……
  10. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила – Илья Репин Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Своего друга – знаменитого композитора и дирижера А…….
  11. Бурлаки на Волге – Илья Репин Для того чтобы написать “Бурлаков на Волге”, Репину потребовалось несколько лет напряженного труда. Он предпринял несколько поездок на Волгу, завел……
  12. На дерновой скамье – Илья Репин Илья Ефимович Репин – выдающийся русский художник. Он создал множество великолепных полотен, которые хранятся во многих собраниях музеев и частных……
  13. Портрет К. П. Победоносцева – Илья Репин При всей широте своих художественных интересов Репин был все же прежде всего портретистом. Глубокий знаток людей и психолог, он умел……
  14. Портрет композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина – Илья Репин Мастерство Репина-портретиста поражает богатством и разнообразием созданных художником образов. В каждом конкретном случае Репин демонстрирует способность к модификации живописной манеры,……
  15. Портрет Л. Н. Толстого – Илья Репин Л. Н. Толстого Репин писал несколько раз. Но самым удачным из всех получился портрет, написанный в 1887 году, в Ясной……
  16. Проводы новобранца – Илья Репин Нет такого человека, которому не было бы известно имя великого русского художника И. Репина. Его картины украшают собрания самых знаменитых……
  17. Портрет В. С. Сурикова – Илья Репин Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника. Мастер психологического портрета отлично передает характер, темперамент своего коллеги. Репинский Суриков полон……
  18. Портрет композитора М. П. Мусоргского – Илья Репин Известный русский живописец Илья Репин за свою жизнь написал множество замечательных портретов. Но портрет Модеста Петровича Мусоргского занимает особое место……
  19. Дуэль – Илья Репин Жанровая картина изображает участников дуэли после свершившегося события. Художник очень выразительно написал лица участников, особенно лицо раненого, который протягивает руку……
  20. Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года – Илья Репин Картина была заказана Репину к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе по инициативе Лицейского общества. По воспоминаниям современников, художник стал……
Читайте также:  «клод моне, работающий на опушке леса», джон сингер сарджент — описание картины

Описание картины Арест пропагандиста – Илья Репин.

Источник: https://art.goldsoch.info/arest-propagandista-ilya-repin/

Описание картины Ильи Репина «Арест пропагандиста»

Описание картины Ильи Репина «Арест пропагандиста»

Впервые художник задумал написать данную картину после того, как ему пришлось стать свидетелем расправы над «народными преступниками». Как известно, эти люди вовсе не были преступниками, просто они не хотели подчиняться властям. Позже этот суд получил название «Процесс 193-х». Данные события происходили в Петербурге в 1878 году.

Окончательный вариант картины «арест пропагандиста», которую Репин начал писать еще в 1880 году, появился только спустя несколько лет. Художник постоянно дорабатывал ее, считая, что ей чего-то не хватает. Все изменения он вносил из-за того, что хотел добиться максимальной честности и правдивости картины.

На самом деле, получилась она очень реальной. Репин выделил главного героя при помощи использования разнообразных художественных средств. Его ярко-красная рубаха контрастирует с окружающим фоном. Точно также отличны и его мысли, взгляды, понимание жизни. Он видит окружающую действительность не так, как все те, кто его арестовывает.

Он – настоящий революционер с прогрессивными взглядами и идеями. Расположен пропагандист в самом центре. За счет этого художник умело подметил его взгляд. Смотрит революционер очень сурово на человека, расположенного у самой стены. В его глазах – ненависть по отношению к нему, но он не боится. Он очень спокоен.

Именно это спокойствие и подчеркивает то, что арестант имеет несгибаемую волю и силу духа.

Все остальные совершенно не переживают за то, как сложится дальнейшая судьба героя. Собравшаяся толпа просто с интересом смотрит на то, как будут дальше развиваться события.

«Арест пропагандиста» относится к «народовольческой» серии произведений художника.

(3 votes, average: 3.67

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ili-repina-arest-propagandista/

Загадка картины Репина "Арест пропагандиста"

Великий русский художник Илья Ефимович Репин (1844-1930) создал много работ, которые, как принято считать, «изобличают самодержавие». Одной из них является его знаменитая картина «Арест пропагандиста».

Картина И.Е.Репина «Арест пропагандиста»

Репин начал над ней работать в 1880 году, через несколько лет после того, как в России возникло революционное движение, получившее название «Хождение в народ».

Тогда часть русской интеллигенции решила, что все зло в нашей жизни от царя, поэтому его можно и нужно «смести» народными бунтами.

С этой целью молодые люди, которых называли революционерами-народниками, переодевшись в русские народные костюмы, отправлялись по деревням и селам, где пытались проводить пропаганду своих идей среди крестьян, подбивая тех бунтовать.

ПРОПАГА́НДА, пропаганды, мн. нет, жен. (лат. propaganda — букв. то, что следует распространить). Распространение каких-нибудь идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. «От пропаганды марксизма среди небольшого количества передовых рабочих, собранных в пропагандистских кружках, Ленин предложил перейти к злободневной политической агитации среди широких масс рабочего класса.» История ВКП(б). «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.» Конституция СССР.|| Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-нибудь. Пропаганда электрификации. Пропаганда физкультуры. Пропаганда займа обороны СССР.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Крестьяне же, как правило, сдавали этих молодых людей жандармам и полиции. Именно это и попытался изобразить Репин.

Ни у кого не вызывает сомнений, на чьей стороне симпатии художника, который сам принадлежал к русской демократической интеллигенции. Но нас интересует не то, кто, по его мнению, являлся «хорошими», а кто «плохими парнями». Нас интересует другое.

То, на что, обычно не обращают внимания, а, если и обращают, то не задаются вопросом, который, пожалуй, впервые с момента создания Репиным картины «Арест пропагандиста» будет поставлен в конце этой заметки.

Пока же рассмотрим то, из-за чего этот вопрос возник.

Видите на переднем плане распотрошенный чемодан со вскрытым тайником, который называют «двойным дном»?

Чемодан с двойным дном с картины Репина «Арест пропагандиста»

В таких контрабандисты перевозили контрабанду, а революционеры — запрещенную литературу. И здесь мы тоже видим в дальнем от нас, потайном отделении какие-то бумаги.

Еще одну пачку бумаг держит в руке радостный (видимо от того, что он ее нашел) полицейский на заднем плане.

Полицейский с пачкой листовок с картины Репина «Арест пропагандиста»

Почему полицейский? Да потому что усатый, а усы тогда носили в основном военные и полицейские.

Очевидно, что это именно те бумаги, за которые «царские палачи» и повязали пропагандиста, перевоплотившегося в «добра молодца» в красной косоворотке, кафтане и фасонистых сапогах.

Вон с каким торжеством демонстрирует молодой хлыщ в штатском важному чину в синем мундире листок точно такого же формата, что и в потайном отделении чемодана, что и в пачке, которую показывает из-за открытой двери усатый полицейский.

Старый жандарм и молодой следователь с картины Репина «Арест пропагандиста»

И это тот самый формат, который революционеры любили использовать для своих прокламаций.

ПРОКЛАМА́ЦИЯ, прокламации, жен. (лат. proclamatio — всенародное объявление). 1. Провозглашение, обнародование (книжн.). 2. Печатный или рукописный листок политического содержания, распространяемый с агитационной целью (чаще — о нелегальных листовках). Почка прокламаций. Разбрасывать прокламации.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

И таких прокламаций на картине Репина «Арест пропагандиста», как мы уже видели, не мало. Причем, не факт, что мы видим все. Ведь, что-то при обыске могли и не обнаружить, а что-то пропагандист мог распространить до задержания.

А теперь, как и обещал, вопрос, который до сих пор никто не задавал:

Кому он все это вез, если в конце 19 века большинство крестьян не умело читать?!!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b1e89aac3321bddc7a05a0b/5d02a772c8a69200af4b28b0

Картина "Арест пропагандиста". Репин И.Е

Картина «Арест пропагандиста». Репин И.Е.viktor_shilinAugust 13th, 2016Спросите своих знакомых, каких русских художников они знают, и вы наверняка одним из первых услышите имя Ильи Ефимовича Репина. Всенародную славу он заслужил по праву – такого широкого, в смысле тематики и стиля, живописца найти сложно. Впрочем, несмотря на разнообразие, общий знаменатель у его творчества, конечно, есть. О нем говорит сам Репин:

«Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз… Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст.»

И.Е. Репин отвергает эстетство, творчество ради творчества. Холст для него – это и лаборатория и сцена. На нем он исследует жизнь и несет познанное людям.

В небольшой серии постов я бы хотел привести ряд картин великого художника, посвященных одной из самых драматичных страниц русской истории – движению русских революционеров 19 — начала 20 веков.

Первая подобна картина называется «Арест пропагандиста». За время своего создания она перетерпела немалые изменения. На ранней версии можно увидеть, что прототипом центральной фигуры, арестованного революционера, был сам художник – так очевидно сходство.

Окружение арестанта – сплошь крестьяне, главными героями являются сам пропагандист и стоящий спиной к нам условный «деревенский староста.

После долгой работы появляется, по сути, совсем другая картина, с массой новых «героев»: если изначально арестанта окружали в основном взбудораженные мужики, то теперь они лишь робко оглядываются у окна. Справа мы видим лакейского вида мужчин, производящих обыск, самого революционера держат полицейские и один крестьянин.

Но главное изменение заключается во взгляде арестанта: он дерзко смотрит в темный левый угол комнаты, в котором мы можем увидеть неясную фигуру – истинного противника главного героя картины. Это уже не «деревенский староста» — это некто совсем другой, тот, кого художник хочет облечь в таинственную темноту.

О другой, не менее интересной работе, повествующей о судьбах русских революционеров – картине «Отказ от исповеди», напишу в следующий раз.

Источник: https://viktor-shilin.livejournal.com/189551.html

Ссылка на основную публикацию