Алонсо Санчес Коэльо (Ок. 1531 — 1588). Имя этого живописца неразрывно связано с историей испанского портрета. Как и все живописцы Испании, Санчес Коэльо писал картины на религиозные сюжеты, в первую очередь для возводимого в ту пору грандиозного ансамбля дворца-монастыря Эскориала, однако подлинную славу Санчесу Коэльо принесло искусство портрета. Он не просто исполнил превосходные изображения своих современников, а создал тип парадного придворного портрета, своего рода изобразительную формулу, которая долго жила в живописи Испании и преломилась в более широком ареале европейского портретного искусства.
Alonso Sánchez Coello (1532–1588)Portrait of Don Juan of Austria
1559-60,The Art Institute of Chicago
Гендель *Tecum principium in die virtutis* исп.Натали Десси
Парадный портрет Испании следовал строгим правилам придворного этикета, сословным нормам поведения. Заказчик хотел видеть себя воплощением важности, величия, чести и отличающего облик испанского аристократа «сосиего», то есть сдержанности, ледяной невозмутимости.
Именно этим требованиям отвечали портреты Алонсо Санчеса Коэльо.
Представленные во весь рост или поколенно статичные фигуры в канонических позах, с однообразными жестами и аксессуарами, облачены в великолепные одежды с тщательно выписанными драгоценными деталями и изолированы от зрителя как бы невидимой преградой.
Alonso Sánchez Coello (1532–1588)La dama del abanicobetween
1570 and 1573
С непревзойденным мастерством Алонсо Санчес Коэльо и его ученики передавали мельчайшие детали придворного костюма, узорчатые парчовые и атласные ткани, жесткие кружевные воротники, вышивки, жемчуг, сверкающие самоцветы. По придворным портретам можно составить представление о бесценных сокровищах испанской короны, конкретные образцы которых известны в истории и очень редкие из них дожили до современности.
Alonso Sánchez CoelloPrince Don Carlos of Austria (1545-1568)
circa 1558 Museo Nacional del Prado
Alonso Sánchez Coello and workshop (1532–1588)Portrait of Infante Ferdinand of Spain —
circa 1575 Walters
Особенно удавались Санчесу Коэльо женские и детские портреты, в которых ощущается человеческая теплота. Детские портреты — первые в истории испанской живописи — созданы в традиции того же взрослого канона.
Алонсо Санчес КоэллоИзабелла де Валуа (1546-1568)
Музей истории искусств
Алонсо Санчес Коэлло- Эрцгерцогиня Анна Австрийская, королева Испании (1549-1580)
Музей истории искусств
Alonso Sánchez CoelloThe Infanta Isabel Clara Eugenia and Magdalena Ruiz,1585–88 oil on canvas,
Museo Nacional del Prado, Madrid
Portrait of Infanta Catherine Michelle of Spain (1567-1597)circa 1585 Museo Nacional del Prado
Alonso Sánchez CoelloInfanta Catalina Micaela (detail)
ca. 1585 (Museo Nacional del Prado — Madrid Spain)
Attributed to Alonso Sánchez Coello (1532–1588)Portrait de jeune prince
Musée Fabre Montpellier
Alonso Sánchez CoelloAnne of Austria, Queen of Spain
1571 Museo Lázaro Galdiano Madrid
Alonso Sánchez CoelloPortrait of Juana of Austria, Princess of Portugal
c.-1557 Museo de Bellas Artes de Bilbao
Alonso Sánchez Coello (1532–1588)Дон Карлос (1545-1568)
The Infanta Isabel Clara Eugenia1579 Прадо
К числу лучших произведений Алонсо Санчеса Коэльо принадлежит поколенный портрет тринадцатилетней принцессы Изабеллы Клары Эухении (Мадрид, Прадо). Хрупкий подросток, любимица отца, в изысканном парадном туалете стоит в изящной традиционной позе.
Белое шелковое, затканное золотом платье с высоким гофрированным воротником из серебристых кружев как бы определяет тон светлой бледно-золотистой гаммы портрета. Фон с градациями цвета и едва намеченным очертанием окна создает впечатление пространственной воздушной глубины.
Завитые волосы девочки подобраны кверху и скрыты под богатым головным убором. Ожерелье и пояс из золота, ряды пуговиц украшены жемчугом и сапфирами. Глубокий и внимательный взгляд принцессы устремлен на зрителя. В портрете угадывается сильный характер и ум будущей правительницы Нидерландов.
Стоит представить себе, что по прошествии десятилетий ко двору испанской наместницы станут стекаться лучшие творческие силы Фландрии, среди них великие живописцы Рубенс и Ван Дейк.
El archiduque Diego Ernesto de Austria,hacia 1580, óleo sobre lienzo, 116 x 109 cm.
Museo del Prado (Madrid, España).
Portrait of Philip II of Spain (1527-1598)c. 1570
Glasgow Museums and Art Galleries
Follower of Alonso Sánchez CoelloPortrait of a Lady in a White Dress
Санчес Коэльо, АлонсоПортрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской
between 1682 and 1685, Государственный Эрмитаж
Alonso Sánchez CoelloPhilip II Holding a Rosary1573
Prado Museum
Follower of Alonso Sánchez Coello (1532–1588)
Portrait of a boy, head and shoulders
Санчес Коэльо, АлонсоАвтопортрет (?)
Музей Прадо
Коэлльо, Алонсо (1531-32-1588)Король Испании Филипп II
Sánchez CoelloKing Philip II of Spain banqueting with his family and courtiers (The Royal feast — detail)
Las infantas Isabel Clara Eugenia y Catalina Micaela,h. 1575, óleo sobre lienzo,
135 x 149 cm. Museo del Prado (Madrid, España)
Маленькие девочки — принцессы Изабелла Клара Эухения и Каталина Микаэла (Ок. 1575, Мадрид, Прадо) застыли в заученных позах, в твердых, как панцири, парадных туалетах. Букет цветов, веночек в руках подчеркивает их нежный возраст. Они кажутся одинаковыми и словно кукольными фигурками.
Но стоит вглядеться в их лица, чтобы убедиться, с какой непосредственной прямотой, без малейшего оттенка трогательной миловидности и приукрашивания художник запечатлел их заурядные, еще не вполне сложившиеся, отнюдь не идеальные черты.
Такого рода изображение царственных детей стало неким правилом для испанской живописи.
Алонсо Санчес Коэльо (последователь)Портрет молодой женщины
Portrait of Alonso Sánchez CoelloPerteneció a la colección de Valentín Carderera Solano (1796 — 1880)
Infantin Isabella Clara Eugenia at age 13 (Detail)1579 Prado Museum
Diego de Covarrubias1574
Museo de El Greco, Toledo
Alonso Sánchez Coello.Portrait of Archduke Rudolph, later Rudolph II, Holy Roman Emperor, as a young man aged approximately 14 or 15 years old, bust length,between circa 1566 and circa 1567
Private collection
Alonso Sanchez CoelloThe Infant Don Felipe Spain1580 oil
San Diego Museum of Art in San Diego, California.
Alonso Sanchez CoelloThe Infant Don Felipe Spain (detail)1580 oil
San Diego Museum of Art in San Diego, California.
Алонсо Санчес Коэльо,ок. 1575
Desposorios místicos de Santa Catalina1578
La dama del armiño
Sanchez Coello.El criado de Su Majestad
After Alonso Sanchez CoelloPortrait of a lady before a window
Détail du portrait de Jeanne d'Autriche par Alonso Sánchez Coello.
Infant Don Carlos (1545-1568) detailKunsthistorisches Museum Vienna, Austria
Sánchez CoelloPortrait of a young woman
1580s Muzeum Narodowe w Krakowie
La dama del abanico, Alonso Sánchez Coello,hacia 1575-80,
Museo del Prado, Madrid (detalle)
Sánchez Coello
Alonso Sanchez Coello.Retrato Ana Mendoza Cerda Princesa Boli
Portrait of a Ladyby Alonso Sánchez Coello (circle of)
Collection: Tameside Museums and Galleries Service: The Astley Cheetham Art Collection
Alonso Sanchez Coello
Sanchez Coello, Alonso 1531-1588
Anne of Austria (1546–1580), Fourth Wife of Philip IIby Alonso Sánchez Coelloc.1570Oil on canvas, 109.5 x 93 cm
Collection: Glasgow Museums
Alonso Sánchez CoelloAnne of Austria
Anne of Austria (1549–1580)by Alonso Sánchez Coello
Alonso Sánchez-CoelloInfanta Isabella Clara Eugenia
Alonso Sanchez Coello (c. 1532-1588)Portrait of Don Diego, Son of. Philip II of Spain
Oil on canvas — 108 x 88.2 cm. Vienna, Liechtenstein Museum
Portrait of a Boyby Alonso Sánchez Coello
(follower of)
Called 'Margarita of Austria (1584–1611), Queen of Spain'(but probably Anne of Austria, 1549–1580)by Alonso Sánchez Coello
(after)
The Duchess of Lermaby Alonso Sánchez Coello (follower of)
16th C Collection: The Bowes Museum
Lady Jane Dormer (1538–1612), Duchess of Feriaby Alonso Sánchez Coello (after)
Burton Constable Hall
Alonso Sánchez Coello
Elizabeth of Valois (1545-1568), Queen of Spain
James VI (1566–1625)by Alonso Sánchez Coello(circle of)
The National Trust for Scotland
After Alonso Sanchez Coello, Spanish, ca. 1531-1588″Portrait of Infanta Isabella Clara Eugenia of Spain»
(around age 19-22), oil on canvas.
Alonso Sanchez CoelloPortrait of Don John of Austria
Alonso Sánchez CoelloThe .Infanta Isabel Clara Eugenia and Magdalena Ruiz (detail)
1585–88 Museo Nacional del Prado, Madrid
Alonso Sánchez Coello (1532–1588)
Anna Tochter des Maximilian II. von Habsburg Österreich, Königin von Spanien (detail)
Источник: http://wolshebniza100.blogspot.com/2015/01/alonso-sanchez-coello-15321588-spanish.html
Алонсо Санчес Коэльо (Ок. 1531 — 1588)
14.07.2008
Публикации
Имя этого живописца неразрывно связано с историей испанского портрета.
Как самостоятельный светский жанр портрет сложился в Испании только со второй половины XVI столетия в рамках придворного искусства. Первоначально портреты писали иностранные мастера.
Среди них Тициан, работавший по заказам Карла V и наследного принца Филиппа.
К испанскому двору был приглашен и известный нидерландский портретист Антонис Мор, с бесстрастной точностью запечатлевший многих государственных деятелей Европы того времени.
Мученичество Святого Себастьяна со Святыми Бернардом и Франциском. 1582
Алонсо Санчес Коэльо возглавил национальную школу портретистов. Судьба художника сложилась так, что ему удалось плодотворно проявить свой природный дар. Уроженец Валенсии, он провел юность в Португалии, где был приближен ко двору португальского короля Жоана III и послан им учиться в Нидерланды.
В Брюсселе он стал учеником Антониса Мора, с которым, по-видимому, еще раньше встречался в Лиссабоне. В 1555 году Санчес Коэльо переехал в Испанию и до конца своих дней оказался связанным с испанским королевским домом. В 1560 году он получил звание личного художника Филиппа II, чрезвычайно к нему благоволившего.
Испанский монарх крестил дочерей живописца, часто посещал его мастерскую, которая находилась во дворце —мадридском Алькасаре. Художник жил на широкую ногу, его богатый дом в Мадриде хранил прекрасную коллекцию произведений искусства.
В Толедо он владел загородной усадьбой, принадлежностью самых зажиточных слоев испанского общества.
Как и все живописцы Испании, Санчес Коэльо писал картины на религиозные сюжеты, в первую очередь для возводимого в ту пору грандиозного ансамбля дворца-монастыря Эскориала, однако подлинную славу Санчесу Коэльо принесло искусство портрета. Он не просто исполнил превосходные изображения своих современников, а создал тип парадного придворного портрета, своего рода изобразительную формулу, которая долго жила в
живописи Испании и преломилась в более широком ареале европейского портретного искусства.
Портрет инфанта Дон Карлоса. Ок. 1557
Парадный портрет Испании следовал строгим правилам придворного этикета, сословным нормам поведения. Заказчик хотел видеть себя воплощением важности, величия, чести и отличающего облик испанского аристократа «сосиего», то есть сдержанности, ледяной невозмутимости.
Именно этим требованиям отвечали портреты Алонсо Санчеса Коэльо.
Представленные во весь рост или поколенно статичные фигуры в канонических позах, с однообразными жестами и аксессуарами, облачены в великолепные одежды с тщательно выписанными драгоценными деталями и изолированы от зрителя как бы невидимой преградой.
Следуя официальной схеме, требованиям возвеличения и идеализации, Алонсо Санчес Коэльо вместе с тем подчеркивал портретную достоверность модели, ее подчас житейскую заурядность, наполняя чопорные и замкнутые образы правдивым и непредвзятым чувством натуры. Сочетание этих полярных качеств составило своеобразие испанских парадных портретов XVI века, превратило их в бесценные документы истории.
Многочисленные придворные портреты, связанные с именем Санчеса Коэльо, повторялись в репликах и копиях, посылаемых ко дворам Германии, Франции, Англии, Австрии. Установление авторства, датировка и точная идентификация изображенных лиц породили немало научных споров и трудностей в изучении всего испанского портрета XVI — начала XVII века.
С непревзойденным мастерством Алонсо Санчес Коэльо и его ученики передавали мельчайшие детали придворного костюма, узорчатые парчовые и атласные ткани, жесткие кружевные воротники, вышивки, жемчуг, сверкающие самоцветы. По придворным портретам можно составить представление о бесценных сокровищах испанской короны, конкретные образцы которых известны в истории и очень редкие из них дожили до современности.
Инфанты Изабелла Клара Эухения и Каталина Микаэла
Особенно удавались Санчесу Коэльо женские и детские портреты, в которых ощущается человеческая теплота. Детские портреты — первые в истории испанской живописи — созданы в традиции того же взрослого канона.
Маленькие девочки — принцессы Изабелла Клара Эухения и Каталина Микаэла (Ок. 1575, Мадрид, Прадо) застыли в заученных позах, в твердых, как панцири, парадных туалетах. Букет цветов, веночек в руках подчеркивает их нежный возраст.
Они кажутся одинаковыми и словно кукольными фигурками.
Но стоит вглядеться в их лица, чтобы убедиться, с какой непосредственной прямотой, без малейшего оттенка трогательной миловидности и приукрашивания художник запечатлел их заурядные, еще не вполне сложившиеся, отнюдь не идеальные черты. Такого рода изображение царственных детей стало неким правилом для испанской живописи.
Портрет инфанты Изабеллы Клары Эухении. 1579эла
К числу лучших произведений Алонсо Санчеса Коэльо принадлежит поколенный портрет тринадцатилетней принцессы Изабеллы Клары Эухении (Мадрид, Прадо). Хрупкий подросток, любимица отца, в изысканном парадном туалете стоит в изящной традиционной позе.
Белое шелковое, затканное золотом платье с высоким гофрированным воротником из серебристых кружев как бы определяет тон светлой бледно-золотистой гаммы портрета. Фон с градациями цвета и едва намеченным очертанием окна создает впечатление пространственной воздушной глубины.
Завитые волосы девочки подобраны кверху и скрыты под богатым головным убором. Ожерелье и пояс из золота, ряды пуговиц украшены жемчугом и сапфирами. Глубокий и внимательный взгляд принцессы устремлен на зрителя. В портрете угадывается сильный характер и ум будущей правительницы Нидерландов.
Стоит представить себе, что по прошествии десятилетий ко двору испанской наместницы станут стекаться лучшие творческие силы Фландрии, среди них великие живописцы Рубенс и Ван Дейк.
В типе сословного портрета, возникшем и широко распространившемся в Европе во время перехода от маньеризма к барокко, противоречиво сочетались физиономическая точность и узорчатая плоскостная условность, конкретность натуры и рафинированность придворной культуры. В его сложении немалую роль сыграла созданная Алонсо Санчесом Коэльо и его последователями «испанская формула».
Татьяна Каптерева
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=544
Алонсо Санчес Коэльо (1531-1588)
Портрет короля Испании, Филипа II (1527-1598)
1580, холст, масло, 88 x 72 см Музей Прадо, Мадрид, Испания
Санчес Коэльо был придворным живописцем при дворе короля. На портрете он попытался правдиво показать неоднозначную личность и одновременно выразить уважение королю, не обидeв его.
В течение первой половины шестнадцатого столетия Испания была обширной империей, растущей за счёт колоний, но к концу столетия это расширение прекратилось. В этот период Испанией управлял Филипп II (1556-1598), из династии Габсбургов.
Он вступил на престол, в возрасте двадцати девяти лет, после отречения своего отца Карла V(Карлосa I) и раздела империи, по которому получил Испанию, Королевство обеих Сицилии, Нидерланды, Франш-Конте, Милан, владения в Америке и Африке.
Филип II активно боролся с протестантизмом, поддерживал инквизицию; еретики подвергались массовому сожжению. Лишил Арагон, Кастилию, Каталонию значительной части средневековых вольностей, усилил феодально-абсолютистский гнёт в Нидерландах. В ответ на это в Нидерландах вспыхнула Нидерландская буржуазная революция 16 века.
Испанские армии были побеждены, но борьба между Католическим югом и Протестантским севером продолжалась. В 1581 году семь северных областей (Gelderland, Friesland, Holland, Groningen, Overijssel, Utrecht, и Zeeland) объявили свою независимость. В то же время, южные области (Бельгия) остались лояльными по отношению к Испании.
Филипп II довольно долго ещё пытался подчинить себе области севера, но без успеха.
В 1581 он добился присоединения к своим владениям Португалии. Помощь английской королевы Елизаветы Тюдор Нидерландам и казнь Марии Стюарт ускорили решение Филипа II вторгнуться в Англию. Бесславная гибель созданной ради этого в 1588 «Непобедимой армады» подорвала могущество Испании.
Филипп II оказывал военную помощь французским католикам в Религиозных войнах, в 1591 в Париж был введён испанский гарнизон.Пытался посадить на французский престол свою дочь Изабеллу, но этому воспротивились Генеральные штаты 1593.
В июне 1595 исп. войска были разбиты Генрихом Наваррским при Фонтен-Франсез.
В 1598 Филип II вынужден был признать французским королём Генриха IV и подписать с ним мир (Вервен, май 1598); испанские войска были изгнаны из Франции.
Ведение бесконечных войн требовало денежных средств. Филипп II увеличивал налоги, для погашения государственного дефицита неоднократно конфисковывал золото, серебро, грузы, прибывавшие из Америки. Но казна оставалась истощённой; в 1557, 1575, 1598 король объявлял государственное банкротство, что вносило ещё большее расстройство в хозяйственной жизнь страны.
Филипп II оставил наследникам разорённую страну и необыкновенный по красоте дворец Эскориал
История музея Прадо
Музей Прадо — испанская живопись
Источник: https://nearyou.ru/0prado/spain/coello2.html
Санчес Коэльо, Алонсо ????²
Алонсо Санчес Коэльо. «Портрет Филиппа II c чётками», Прадо. 1573
Алонсо Санчес Коэльо (Alonso Sánchez Coello; около 1531, Бенифайо, Валенсия — 8 августа 1588, Мадрид) — испанский художник-портретист, работал при дворе Филиппа II
.
Содержание
|
Биография
Родился в валенсийском городе Бенифайро в начале 1530-х годов. Еще ребенком был перевезен в Португалию, где и вырос. Португальский король Жуан III узнал о способностях юноши к живописи, и послал его во Фландрию для совершенствования в искусствах. Во Фландрии Санчес Коэльо жил несколько лет в доме кардинала Гранвелы, покровителя художника Антониса Мора. Он стал учеником Мора
.
В 1550 году Санчес Коэльо вернулся в Португалию, ко двору короля Жуана III, где работал несколько лет. Когда Мор по дипломатическим поручениям приезжал в Лиссабон, он общался со своим учеником
.
Портрет инфанты Изабеллы Клары Эухении
В 1555 году Санчес Коэльо перебрался в Испанию. При дворе Филиппа II он продолжил обучаться у Мора. После того как тот по невыясненным причинам стремительно покинул Мадрид, придворным художником короля назначали Санчеса Коэльо
.
До своей смерти в 1588 году он оставался в этой должности, пользуясь благосклонностью короля и вниманием аристократии. Король был крестным двух из семи его детей. Его пост унаследовал его ученик Хуан Пантоха де ла Крус
.
Творчество
Инфанты Изабелла Клара Евгения и Катарина Михаела, 1571
Хотя Санчес Коэльо писал и религиозные картины, многие из которых хранятся в Эскориале, большой художественной ценности они не имеют. Зато его портретное творчество достаточно важно
.
Он оставил изображения короля Филиппа II, его детей инфант Изабеллы Клары Эухении и Катарины Микаэлы, дона Карлоса, других членов семьи, знати
.
Портрет дона Карлоса
Стиль
Сферой работы Санчеса Коэльо был официальный портрет. Санчес Коэльо работал в канонах испанского придворного портрета, которые начали складываться благодаря Антонису Мору, когда тот работал для испанского короля
.
Санчес Коэльо, используя сдержанный подход к модели, шел по стопам своего фламандского учителя, заимствуя у него формальные приемы (см.
Мор, Антонис): статика, детализация и тщательность, неприкрашенная трактовка лица представителей династии Габсбургов, никогда не славящейся своей красотой.
Отличия вызваны особенностями самого художника: он был не так тверд в рисунке, не может быть также пластически точен при передаче объемов. Но эти недостатки трансформируются в его полотнах и становятся эстетической ценностью
.
Он нежно и тонко передавал градации света. Практически избегал углубляться в светотень. Испанские искусствоведы называют его «мастером серого цвета» — он отлично владел гаммой серых и серебристых тонов.
Это придает его полотнам изысканность и элегантность, и вызванная этими качествами едва заметная идеализация уменьшает реалистическую суровость и физиологичность его образов.
Одна из величайших находок в испанской живописи — это выработанное им обыкновение использовать нейтральный серый фон в портретах (вместо пейзажных и интерьерных фонов, принятых в итальянских ренессансных портретах
).
Он выработал канон испанского придворного портрета: статичность, нейтральный фон, позирование модели, тщательность в деталях костюма, неприглядная передача внешности и физиологических особенностей лиц (без идеализации
).
Его ученик Хуан Пантоха де ла Крус сделал этот канон еще более формализированным
.
Литература
- C.Пономарева. «Портреты испанских королей XV—XIX вв.»
Ссылки
- Санчес Коэльо в Artcyclopedia
Источник: https://academic2.ru/dic.nsf/ruwiki/282776