Джорджо Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо, Италия, скончался 27 июня 1574 года во Флоренции. Итальянский художник, архитектор и писатель, который известен также биографиями итальянских художников эпохи Возрождения.
Ещё будучи ребёнком, Вазари был учеником Гульельмо де Марцилла, но главную подготовку он получил во Флоренции, где пользовался покровительством семьи Медичи. Обученный в кругу Андреа дель Сарто, Джорджо стал пожизненным поклонником Микеланджело. Как художник, Вазари был одновременно прилежным и плодотворным.
Его живопись лучше всего представлена циклами фресок в Палаццо Веккьо во Флоренции и так называемой 100-дневной фреской, изображающей сцены из жизни Папы Павла III в Канчеллерии в Риме.
Картины Вазари, часто создаваемые с помощью команды ассистентов, относятся к стилю тосканских маньеристов и часто подвергались критике за то, что они были слишком лёгкими, поверхностными и лишёнными чувства цвета.
Современные учёные рассматривают Вазари больше как архитектора. Его наиболее известными зданиями являются Уффици во Флоренции, начатая в 1560 году для Козимо Медичи, а также церковь, монастырь и дворец, созданные для Кавальери-ди-Сан-Стефано в Пизе. Эти проекты показывают влияние Микеланджело и являются выдающимися примерами стиля тосканского маньеризма.
Известность Джорджо Вазари как писателя основывается на его обширной книге «Жизнь самых именитых итальянских художников, скульпторов и архитекторов» («Le Vite de «più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani», 1550).
В ней Вазари предлагает свой собственный критический взгляд на историю западного искусства через несколько предисловий и длинную серию биографий художников.
В этой книге представлены три периода художественного развития: по мнению Вазари, превосходство искусства классической древности сопровождалось снижением качества во времена Тёмных веков, которое, в свою очередь, прекратилось с возрождением искусств в Тоскане в 14 веке, инициированным Чимабуэ и Джотто и кульминацией в работах Микеланджело. Второе и значительно расширенное издание «Жизни», в котором добавлены биографии ряда художников, современником Джорджо Вазари, а также собственная автобиография Вазари. Второе издание было переведено на многие языки.
Стиль письма Вазари в «Жизни» является анекдотическим и очень легко читаемым. Однако, когда факты были недостаточными, он, не колеблясь, заполнил пробелы информацией сомнительной достоверности. Его склонность к итальянскому (а точнее, к тосканскому) искусству также неоспорима.
Несмотря на эти недостатки, работа Вазари представляет собой первый грандиозный пример современной историографии и оказалась чрезвычайно влиятельной. Каноны итальянских художников эпохи Возрождения, которые он раскрываеь в своей книге, остаются стандартом по сей день.
Более того, траектория истории искусства, которую он представил, сформировала концептуальную основу для восприятия эпохи Возрождения и продолжает влиять на популярное восприятие истории западной живописи.
Джорджо Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо, Италия, скончался 27 июня 1574 года во Флоренции. Итальянский художник, архитектор и писатель, который известен также биографиями итальянских художников эпохи Возрождения.
Ещё будучи ребёнком, Вазари был учеником Гульельмо де Марцилла, но главную подготовку он получил во Флоренции, где пользовался покровительством семьи Медичи. Обученный в кругу Андреа дель Сарто, Джорджо стал пожизненным поклонником Микеланджело. Как художник, Вазари был одновременно прилежным и плодотворным.
Его живопись лучше всего представлена циклами фресок в Палаццо Веккьо во Флоренции и так называемой 100-дневной фреской, изображающей сцены из жизни Папы Павла III в Канчеллерии в Риме.
Картины Вазари, часто создаваемые с помощью команды ассистентов, относятся к стилю тосканских маньеристов и часто подвергались критике за то, что они были слишком лёгкими, поверхностными и лишёнными чувства цвета.
Современные учёные рассматривают Вазари больше как архитектора. Его наиболее известными зданиями являются Уффици во Флоренции, начатая в 1560 году для Козимо Медичи, а также церковь, монастырь и дворец, созданные для Кавальери-ди-Сан-Стефано в Пизе. Эти проекты показывают влияние Микеланджело и являются выдающимися примерами стиля тосканского маньеризма.
Известность Джорджо Вазари как писателя основывается на его обширной книге «Жизнь самых именитых итальянских художников, скульпторов и архитекторов» («Le Vite de «più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani», 1550).
В ней Вазари предлагает свой собственный критический взгляд на историю западного искусства через несколько предисловий и длинную серию биографий художников.
В этой книге представлены три периода художественного развития: по мнению Вазари, превосходство искусства классической древности сопровождалось снижением качества во времена Тёмных веков, которое, в свою очередь, прекратилось с возрождением искусств в Тоскане в 14 веке, инициированным Чимабуэ и Джотто и кульминацией в работах Микеланджело. Второе и значительно расширенное издание «Жизни», в котором добавлены биографии ряда художников, современником Джорджо Вазари, а также собственная автобиография Вазари. Второе издание было переведено на многие языки.
Стиль письма Вазари в «Жизни» является анекдотическим и очень легко читаемым. Однако, когда факты были недостаточными, он, не колеблясь, заполнил пробелы информацией сомнительной достоверности. Его склонность к итальянскому (а точнее, к тосканскому) искусству также неоспорима.
Несмотря на эти недостатки, работа Вазари представляет собой первый грандиозный пример современной историографии и оказалась чрезвычайно влиятельной. Каноны итальянских художников эпохи Возрождения, которые он раскрываеь в своей книге, остаются стандартом по сей день.
Более того, траектория истории искусства, которую он представил, сформировала концептуальную основу для восприятия эпохи Возрождения и продолжает влиять на популярное восприятие истории западной живописи.
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1743956400/
Джорджо Вазари. Основоположник искусствознания
Посвятив всю свою жизнь созданию шедевров архитектуры и живописи, Джорджо Вазари вошел в историю по большей части как создатель «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Этот труд стал уникальным явлением, вобрав в себя 178 биографий художников эпохи Возрождения, с описанием нескольких их работ.
Некоторые произведения Вазари поистине гениальны и не уступают творениям его учителя — Микеланджело, однако они не обрели столь невероятной популярности.
Родился 30 июля 1511 года в городе Ареццо, Италия. Наблюдая за отцом, занимавшимся гончарным ремеслом, юный Вазари решил посвятить свою жизнь искусству. Первым его учителем стал французский художник Гильом де Марсилья, приехавший в город расписывать витражи в местной церкви.
В возрасте тринадцати лет Джорджо Вазари едет во Флоренцию, где учится и работает в мастерских именитых итальянских художников Андреа дель Сарто и Микеланджело.
Микеланджело оказал особое влияние на стиль письма будущего живописца, под его чутким руководством Вазари нашел для себя то направление архитектуры и живописи, основы которого отражены во всех работах мастера. Вазари начинает творить в стиле маньеризма.
Для художников-маньеристов характерны деформированность форм изображения, преувеличенность, неестественность пропорций фигуры. Главная тема — неустойчивость мира, его непостоянность, неспособность человека противостоять судьбе, высшим силам природы, которые оказываются сильнее.
Художники создают изображение согласно своему мироощущению, при этом их персонажи обладают аристократической замкнутостью характера. Это направление является частью эпохи Возрождения, отражает кризис гуманистических идеалов.
В картинах преобладает холодная цветовая гамма и темные оттенки.
Джорджо Вазари служит художником при дворе кардинала Медичи, который в скором времени покидает город из-за сложной ситуации в стране. За это время Вазари совместно с Аллори успевает расписать Студиоло Франческо в Палаццо Веккьо. Вазари отправляется домой.
В Ареццо он получает ряд заказов, создает фрески. Там же встречается с итальянским живописцем Россо, который делится секретами мастерства с молодым художником. Одну из своих картин Вазари пишет по его рисункам. Позже в своих «Жизнеописаниях…
», в знак благодарности, Вазари одну из глав посвятит своему наставнику, описав его труды и жизненный путь.
Эти годы стали тяжелым этапом в жизни художника. Умер его отец, оставив семью без средств к существованию. Чтобы хоть как-то обеспечить пятерых своих братьев и сестер, Вазари готов взяться за любую работу. В эти же годы он обучается искусству серебряного и золотого ремесла и снова возвращается во Флоренцию.
1529 год становится судьбоносным для флорентийцев: республика осаждена войском испанского императора Карла V. Вазари вынужден уехать, он направляется в Пизу, где продолжает заниматься живописью.
В поисках работы, художник много путешествует по стране и в скором времени вновь встречает герцога Ипполито Медичи, который приглашает его в Рим, трудиться под своим покровительством.
Через некоторое время Медичи заказывает Вазари написание картины «Венера и Грации».
В 1531 году Карлу V удалось восстановить власть семейства во Флоренции и Джорджо Вазари возвращается во двор к Александру Медичи, который является большим ценителем живописи. Следующие годы становятся более плодотворными в жизни Вазари как художника. Он занимается написанием картин, преподает архитектуру и декоративное искусство.
В то же время получает большой заказ: ему поручено декорирование местности по случаю посещения Карлом V Рима. В эти годы он пишет картину «Благовещение» для монастыря св. Клары в Ареццо. На первый взгляд кажется, что Вазари приобретает заслуженную популярность, однако большинство его заказов по-прежнему составляют копии с произведений известных живописцев.
Собственные же картины выходят из-под пера художника гораздо реже.
1537 году Александр Медичи убит своим кузеном. К тому моменту, Вазари считается достаточно популярным художником, поэтому получает множество приглашений и заказов.
После недолгих странствий Джоджо Вазари останавливается в северном городе Италии, Болонье, где получает заказ на написание полотна «Трапеза св. Григория». Эта работа считается одной из лучших творений живописца. На картине автор изобразил лица своих современников.
Одним из лучших творений архитектуры, созданным Вазари, принято считать его собственный особняк, построенный в 1547 году. Также Вазари принимает участие в создании виллы Джулия, построенной по просьбе папы Римского Юлия III. Все здания художника отличаются своеобразной красотой и оригинальностью.
В 1550 году выходит книга, ставшая одним из самых значимых трудов Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» стали первой в своем роде книгой, вобравшей в себя подробную историю жизни и описание работ известнейших итальянских художников ренессанса, в том числе и его собственные.
Ранее подобных сведений, собранных воедино, не было, они отбирались из тщательно подобранных источников (автобиографий, писем, воспоминаний приближенных). Книга стала своеобразным зарождением науки искусствознания, имела научную ценность и была переведена на французский и немецкий языки.
Джорджо Вазари долго работал над созданием произведением, он неоднократно вносил поправки и передавал свой труд лицами, знающим толк в литературе, для перепроверки. Так, его цензорами стали итальянский писатель Аннибале Каро и монах Маттео Фаэтани, получивший литературное просвещение. Но и этого оказалось мало.
Через восемнадцать лет, в 1568 году, Вазари выпустил книгу, в ее окончательном виде, внеся туда еще ряд изменений и добавив новые главы. Второй экземпляр востребован и в наши дни, а книга не имеет аналогов.
Архитектурным шедевром, созданным Вазари, принято считать Палаццо дель Уффици во Флоренции, решение о строительстве которого было принято в 1560 году, а завершен он был только после смерти художника в 1581 году.
В 1564 году Вазари создал «Коридор Вазари», приуроченный к свадьбе Франческо I Медичи и Иоанны Австрийской. «Коридор» расположен намного выше уровня земли и представляет собой галерею длинной около километра, проходящую от Палаццо Веккьо к Палаццо Питти.
Произведения Вазари имеют успех и славятся своей красотой, однако есть и ряд неудачных работ, в которых художник не смог сохранить единство архитектурного изображения.
В 1562 году Джорджо Вазари основывает Флорентийскую академию художеств, на сегодняшний день — Академию Изящных искусств. Позже расписывает Зал Реджа в Ватикане (1571–1573), купол Кафедрального собора и создает надгробие на могилу своего учителя — Микеланджело в церкви Санта-Кроче.
27 июня 1572 года художник умирает в возрасте шестидесяти двух лет. На данный момент география его работ распространяется по всей территории Италии. Большинство произведений расположено во Флоренции, также они находятся в музеях и галереях Венеции, Ареццо, Ватикана, Венгрии, Будапешта, а картина «Благовещение» передана в Лувр с 1814 года.
Мария Сурмина
Источник: http://dailyculture.ru/stati/art/dzhordzho_vazari_osnovopolozhnik_iskusstvoznaniya/
Джорджо Вазари. Giorgio Vasari — Итальянский Живописец
Итальянский живописец. Архитектор. Писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний». Основоположник современного искусствознания.
Джорджо Вазари родился 30 июля 1511 года в городе Ареццо, Италия. Отец мальчика являлся гончаром. Первым учителем молодого человека, когда ему еще не исполнилось и двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо.
Около 1524 года Джорджо Вазари уехал во Флоренцию, где работал в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело. С семнадцати лет Вазари путешествовал по Италии в поисках работы. Однажды счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».
Далее, в 1531 году Вазари вернулся во Флоренцию, где устроился к герцогу Александру Медичи, большому почитателю живописи. Во дворце герцога написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор.
Через шесть лет Александр Медичи оказался злодейски убит и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, художник уже приобрел большую известность и стал получать различные приглашения. Живопись Джорджо представляет собой яркий образец тосканского маньеризма. Картины по большей части написаны в холодной цветовой гамме.
Как архитектор Вазари знаменит проектом Вид на Палаццо Веккьо. Главной архитектурной работой стал ансамбль Уффици во Флоренции. Также Джорджо является автором фресок в палаццо Веккьо во Флоренции и Зале Реджа в Ватикане.
Вазари являлся талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Живописец выступал человеком широких культурных интересов и внес огромный вклад в историю искусства как создатель «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»: книги, которая остается важным источником сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения.
Первое издание осуществлено в 1550 году. Только через восемнадцать лет после первого издания, его сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени.
Великий художник Джорджо Вазари скончался 27 июня 1574 года во Флоренции.
Поклонение пастуховАллегория Непорочного ЗачатияРождество ХристовоПророк ЕлисейПамятник МикеланджелоПортрет Лоренцо ди Пьеро де МедичиТайная вечеряИзбиение адмирала Колиньи и гугенотов в ночь святого ВарфоломеяПапа Григорий IX отлучает от церкви Фридриха IIМученичество святого Стефана
Венера и Грации
Источник: https://ruspekh.ru/people/item/dzhordzho-vazari
Джорджио Вазари
Джорджо Вазари — один из когорты великих людей эпохи Возрождения, «универсальный солдат» от искусства, которому подчинилась не только живопись, но и архитектура. Вазари оказался талантлив не только в этой сфере, и в наши дни у широкой публики он более известен как автор «Жизнеописаний» — монументального труда, в который попали биографии множества знаменитых и талантливых людей.
Точные даты и подробности их жизни нам известны благодаря титанической работе Вазари, который посвятил ей практически всю свою жизнь. Его можно считать основателем искусствоведения, так как именно с его «легкой руки» и началось пристальное, на научной основе, изучение творчества художников, графиков, скульпторов и архитекторов.
- Год рождения: 30 июля 1511
- Дата смерти: 27 июня 1574
- Страна: Италия
Вазари любил представляться выходцем из Ареццо в Тоскане, поэтому за ним закрепилось прозвище Аретино. Там он родился в 1511 году и вырос. В 11 лет он уже стал учиться расписывать церкви, хотя его отец был гончаром. Близость Флоренции, тогдашнего крупного центра искусств и политической жизни, сыграла свою роль, и юный Вазари уже через год стал учиться у великого Микеланджело, Андреа дель Сарто и Бандинелли. Покровительство представителей рода Медичи внезапно закончилось, когда им пришлось бежать из Флоренции, и Вазари вернулся в родной Ареццо. Здесь ему пришлось довольно туго — отец скончался, и художник был вынужден один содержать большую семью.
Именно в Ареццо была заложена основа будущих «Жизнеописаний». Мастер Россо, фактически давший юному Вазари средства к пропитанию и пару дельных советов, стал первым художником, получившим описание своих трудов и достижений в будущей знаменитой книге.
Из-за осады Флоренции в 1529 году Вазари вынужден был бежать и путешествовать по стране в поисках работы и покровителя. Он побывал в Пизе и других местах, а затем встретился с Ипполито Медичи, забравшего его в Рим. Там у него появились первые крупные заказы и была создана картина «Венера и Грации», написанная по заказу Медичи.
С восстановлением власти Медичи во Флоренции Вазари возвращается в этот город, где успешно работает и даже преподает архитектуру и декорирование. В это время он много пишет и возводит декоративные постройки.
Живопись Вазари — это впечатляющий образчик тосканского маньеризма. Он предпочитал многофигурные броские композиции, холодную цветовую гамму, пользовался услугами подмастерий, благодаря чему даже масштабные полотна создавались очень быстро. К чести Вазари, он всегда упоминал имена своих помощников, которые даже сохранились в «Жизнеописаниях».
В архитектуре он преуспел намного меньше, но в ту эпоху титанов сделать это было достаточно сложно. С перестройкой нескольких строений он не справился, а вот возведение новых зданий по своим чертежам показали своеобразное видение пространства и индивидуальность Вазари. К сожалению, как архитектор он известен намного меньше, чем как автор «Жизнеописаний».
Это был труд всей его жизни, который подвергался корректировке и литературной обработке даже после его окончания в 1550 году. В книгу вошли жизнеописания и творчество множества современников Вазари и во многом именно благодаря его литературному подвигу мы так много знаем о жизни и искусстве Италии этого периода.
Лоренцо Великолепный 1533 г
Мученичество Стефана 1560 г
1570-1572 г Палаццо Веккьо Персей и Андромеда
Благовещение 1564-67 г Благовещение Лувр
Святой Лука пишет портрет Богородицы примерно 1565 г
Пророк Елисей 1566 г галерея Уффици
Осада Сан-Лео 1556-1560 палаццо Веккьо
Аллегория правосудия 1560 г
Портрет Алессандро Медичи 1534 г палаццо Питти
Кузница Гефеста 1564 галерея Уффици
Павел 3 Фарнезе 1546 дворец Канчеллерия Рим
Студия художника 1563 г
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43603727106/Dzhordzhio-Vazari
Читать
Джорджо Вазари
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих
- © А. Габричевский (наследник), перевод, 2018
- © Издание на русском языке, оформление.
- ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2018
- Издательство АЗБУКА®
- * * *
Вазари и его история искусств
Джорджо Вазари (1511–1574), флорентинский живописец и архитектор, вошел в историю как писатель, как автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», вышедших в свет первым изданием в 1550 и вторым – в 1568 году.
Вазари-художник – не более как плодовитый и посредственный эпигон своих великих предшественников и современников.
Его пространные и витиеватые стенные росписи во флорентинском дворце Синьории и в римской Канчеллерии, его многочисленные и столь же витиеватые картины на аллегорические и религиозные сюжеты, в которых добротность мастерства и легкость выдумки никак не искупают скудости художественного содержания, и даже такая блестящая архитектурная удача, как его улица Уффици, соединяющая общественный центр Флоренции с набережной реки Арно и сыгравшая значительную роль в истории градостроительства, – все это меркнет на ярком фоне художественной культуры Италии XVI века с ее плеядой крупнейших мастеров и изобилием выдающихся произведений искусства.
В лице же писателя Вазари перед нами встает мощная и самобытная фигура создателя первой истории искусств, мастера итальянской прозы, классика науки об искусстве и художественной критики.
Его «Жизнеописания» служили, служат и всегда будут служить настольной книгой для всякого любителя и исследователя итальянского искусства эпохи Возрождения как замечательный исторический документ, являющийся не только богатейшей сокровищницей фактического материала, но и полноценным художественным произведением, воссоздающим яркую и живую картину художественной жизни Италии на протяжении двух столетий.
Мало того, историческая концепция автора, естественно во многом наивная и ограниченная, но сложившаяся на почве творческой практики реалистического искусства итальянского Ренессанса, нисколько не утратила своей объективной познавательной ценности и в основных чертах подтверждалась и подтверждается достижениями прогрессивной исторической науки.
1
Одной из основных и, по-видимому, первоначальной задачей, поставленной и разрешенной автором «Жизнеописаний», было прославление и увековечение памяти итальянских художников, их личностей и произведений в помощь, в пример и в назидание молодым художникам, современным и будущим.
Эта галерея исторических литературных портретов охватывает период времени от середины XIII и до середины XVI века, то есть начиная от основоположников реалистического искусства – Чимабуе и Никколо Пизано – и кончая самим автором и его современниками во главе с его кумиром – «божественным» Микеланджело.
В своей автобиографии Вазари рассказывает, что толчком к созданию его труда послужила беседа, которая завязалась в 1546 году в обществе писателей и гуманистов, собравшихся на ужин у просвещенного их покровителя кардинала Александра Фарнезе, в ходе которой писатель Паоло Джовио, автор жизнеописаний знаменитых людей и собиратель галереи исторических портретов, предложил Вазари продолжить эту работу, составив биографии знаменитых художников, которых Джовио в своем сборнике не касался. Пусть беседа эта происходила не в 1546 году, а раньше, ибо первое издание «Жизнеописаний» вышло уже в 1550 году, пусть даже весь эпизод – не более как одна из новелл, которыми автор придает художественное правдоподобие своему повествованию, несомненно одно, что в основе «Жизнеописаний» лежит замысел панегирический, педагогический и, по существу, глубоко патриотический, гордость итальянца, в данном случае – флорентинца, ясно сознающего все значение и величие того искусства, которое на протяжении двух столетий создавалось из поколения в поколение лучшими людьми народа, его художниками.
Ведь для культуры итальянского Возрождения в высшей степени характерны, с одной стороны, та ведущая роль, которая принадлежала в этой культуре изобразительным искусствам и архитектуре, «искусствам рисунка» согласно терминологии Вазари, а с другой стороны, то обстоятельство, что эта роль глубоко осознавалась всеми без исключения и в первую очередь приписывалась выдающимся личностям. Несмотря на комические и уродливые формы самого безудержного тщеславия и столь же безудержной лести, ренессансный индивидуализм в лучших своих проявлениях питался высоким идеалом совершенного человека, который представлялся в образе человека универсального. Этот идеал находил себе наиболее яркое воплощение именно в реальном типе универсального художника, владеющего всеми отраслями искусства и науки и являющего гармоническое единство души и тела. Именно такими «героями» и жили в народном сознании всем понятные и всеми любимые Джотто, Брунеллеско, Альберти, Леонардо, Рафаэль или Микеланджело. Но этого мало. Художник был не только народным любимцем, но в значительной степени и национальным «героем». Если, как известно, итальянские города-коммуны не преодолели своего сепаратизма и не слились в единое национальное государство, то единство это, не осуществившееся в политической и экономической жизни страны, созрело к началу XVI века как мощный фактор общественного сознания и культуры и ярче всего в авангарде этой культуры – в изобразительных искусствах, обладавших к этому времени общенациональным, всем понятным изобразительным и выразительным языком. Поэтому каждый итальянский художник дорог и близок каждому итальянцу, его одинаково любят и почитают и в родном городе, и в двух соседних городах, находящихся в непримиримой вражде, а творение великих мастеров вызывает чувство подлинно национальной гордости.
Этим чувством признательности, гордости и любви к своим художникам дышит каждая строчка «Жизнеописаний».
К тому же нельзя не вспомнить, что художник – один из любимых героев всей итальянской новеллистики эпохи Возрождения: от грубоватых шутников и балагуров в новеллах Саккетти или Боккаччо вплоть до величавой, но глубоко человечной фигуры «божественного» Микеланджело в новеллах XVI века. Именно к этой литературной традиции и примыкает Вазари, к традиции, в которой воплощена глубокая любовь народа к своему искусству и своим художникам, воспитывающих в нем чувство национального единства и национального достоинства.
Эта основная идея определила и характер изложения: ряд биографий-портретов в форме новелл.
Как и в портретах итальянского Возрождения, в биографиях Вазари типическое преобладает над случайным, и отдельные, остро подмеченные индивидуальные черты естественно подчиняются обобщенному образу гениального новатора или трудолюбивой посредственности, бескорыстного фанатика или алчного борзописца, баловня судьбы или неудачника, щедрого изобретателя или ревнивого хранителя профессиональных секретов. Фигура вырисовывается на фоне родного или чужого города, в кипучей атмосфере больших и малых исторических событий, городских сплетен, веселых анекдотов, ожесточенного соперничества, выгодных сделок и невыполненных заказов, удач и несчастий, постигающих художников и их произведения. Каждая биография излагается по определенному шаблону, от которого автор не отступает. Биография начинается витиеватой и напыщенной сентенцией, формулирующей типические черты той или иной добродетели, порока, характера или творческого темперамента, примером которого и служит жизнь и деятельность данного художника. Эти вычурные заставки, в которых сам автор нередко путается в неравной борьбе с правилами итальянского синтаксиса, написаны по рецептам тогдашней школьной риторики и напоминают сложные орнаментальные обрамления декоративного искусства середины XVI века. Далее следует само жизнеописание, которое в большей или меньшей степени выдержано в стиле новеллы, излагаемой простым и выразительным языком, свойственным лучшим образцам этого жанра. Биография нередко завершается назидательной моральной концовкой, перекликающейся со вступительной сентенцией. В самом конце автор обычно указывает тот оригинал, с которого по его рисунку гравирован портрет художника, приложенный почти к каждой биографии и входящий, таким образом, в портретную галерею, иллюстрирующую сборник жизнеописаний, как этого требовал Джовио, благословивший своего друга на его смелое начинание.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=611733&p=1
Фигура, изображающая правосудие: Фемида или Юстиция?
Информационного-аналитический журнал «Политическе обозрение»
Прочитал интересную заметку о том, что в рамках проекта «Символ Права» в Екатеринбурге был разработан образ богини Права – Православа. По словам координатора проекта Геннадия Чеурина, весы, в руках богини Права должны состоять из трех чаш, равноудаленных и равновеликих.
Они символизируют основу права: юридические (правовые) конструкции, первоэлементами которых являются дозволение, запрет и позитивное обязывание.
Авторы нового образа считают необходимым различать богиню Права Православу и других известных богинь: древнегреческих Фемиду (богиня правосудия) и Диос (богиня справедливости), древнеримскую богиню правосудия Юстицию и древнеегипетскую богиню Маат, а также понятия Права и Правосудия. Правосудие, по мнению авторов, является частью Права.
— Фигура, изображающая правосудие! — провозгласил аукционист. — Бронзовая. В полном порядке. Пять рублей. Кто больше? Шесть с полтиной справа, в конце — семь. Восемь рублей в первом ряду прямо. Второй раз восемь рублей прямо. Третий раз. В первом ряду прямо.
К гражданину из первого ряда сейчас же понеслась девица с квитанцией для получения денег. («Двенадцать стульев», И. Ильф, Е. Петров)
Итак, кто же эта фигура – Фемида или Юстиция, которую купил гражданин из первого ряда? И чем все-таки различаются все эти образы?
Вот как мы можем представить Фемиду в соответствие с современными описаниями из словарей.
Фемида (Темида, Темис) (гр. themis (themidos), Θέμις, Thomis) — богиня древнегреческой мифологии. Титанида, дочь Урана и Геи.
По одной из версий, Фемида была второй законной женой Зевса. Так, по Гезиоду Фемида —вторая после богини Метис (ум) супруга Зевса, олицетворяющая идею порядка. Перестав быть женой Зевса, Фемида вместе с Дике осталась его помощницей и советницей.
По другой версии, Фемида была возлюбленной Зевса и приближенной советницей верховного олимпийского бога, сидящей возле его трона. По Гомеру она исполняет обязанности Зевсова глашатая на Олимпе, созывает богов на собрания, председательствует на пирах и собраниях небожителей (по другим источникам, и людей), разрешает их споры, при возвращении Геры на Олимп встречает богиню с чашею.
От Зевса Фемида была матерью Гор (богинь времен года) и Мойры (богинь судьбы Клото, Лахесис, Атропос).
По одной из версий Эсхила, Фемида также является матерью Прометея (Aeschyl. Prom. 18), при этом она явно сближается с землёй Геей и мыслится одним божеством под разными именами.
Как блюстительнице установленного в мире порядка, Фемиде приписывается способность предсказывать будущее; в Дельфах, до утверждения там культа Феба Аполлона, ей принадлежал унаследованный от Матери-земли оракул и треножник, с которого она давала предсказания вопрошающим.
От матери Геи она получила Дельфийский оракул, который передала своей сестре Фебе, та отдала это прорицалище Аполлону — своему внуку. Обладая даром прорицания, Фемида открыла Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет Зевса.
В Олимпии вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды.
Считается, что благодаря заботам Фемиды поддерживается внешний порядок как в жизни богов на Олимпе, так и среди людей на земле. Под ее же покровительством находятся все ищущие гостеприимства, угнетенные, потерпевшие несправедливость.
Фемиду называют богиней права, правды, порядка (правопорядка, законного порядка, законопорядка), справедливости и правосудия. В этом облике она предстает устроительницей и блюстительницей нравственных основ и всего строя жизни, а также богиней предсказаний.
- Фемида первоначально – олицетворение обычного права, нормы поведения, позднее – богиня правосудия, председательствовавшая на собраниях богов и людей, в последующем — персонификация правосудия в современном мире (самое имя богини употребляется также для обозначения отвлеченного понятия правовых норм (θέμιστες), регулирующих человеческую жизнь).
- Иносказательно Фемида в переносном смысле означает правосудие, закон
- Фемида как богиня обладала соответствующими ее статусу атрибутами и слугами.
Слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Жрецами Фемиды также иногда называют юристов.
Мантия Фемиды — торжественное ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае — правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние.
Весы Фемиды — древний символ меры и справедливости. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание на весах правосудия Фемиды деяний, добра и зла, вины и невинности.
Повязка на глазах богини Фемиды символизирует беспристрастность. Судья не взирает на конкретные личности, — истца или ответчика, — на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.
Меч Фемиды — символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он — символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения.
Меч богини — обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука — правая: это сторона действия «правого дела».
Строго говоря, раньше богиня, как правило, опиралась на него, что показывало, что правосудие опирается на силу.
- Статуя Фемиды до сих пор считается символом правосудия, олицетворением правосудия, самим правосудием.
- Но в настоящее время существует значительное разночтение, как должна выглядеть Фемида.
- Как указано в различных современных источниках Фемида изображалась:
- с рогом изобилия и весами,
- с повязкой на глазах и весами в руке,
- с повязкой на глазах, с мечом (иногда с рогом изобилия) и весами в руках
- с повязкой на глазах, с весами в одной руке и мечом в другой
- с повязкой на глазах, с рогом изобилия и весами в руках.
- всегда с повязкой на глазах, с рогом изобилия и весами в руках.
Интересно, что этим описания не соответствует образ Фемиды, изображенный на картинах средневековых художников. Ими Фемида запечатлена, например, следующим образом.
- Кисти французского живописца и рисовальщика Прюдона Пьера Поля (Prudon Pierre Paul, 1758-1823) принадлежит картина «Фемида и Немезида» (
- Итальянский художник, писатель, историк и архитектор, основатель историко-художественного письма Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 30 July 1511 – 27 June 1574) написал образ Фемиды в свойственной ему манере.
- Итальянский художник эпохи барокко Джордано Лука персонифицирует Правосудие с женской фигурой («Фемида», Джордано Лука (Giordano Luca) (1632-1705)).
Как известно, богиня Юстиция (лат.Iustitia; Justitia Augusta) — богиня правосудия в древнеримской мифологии, соответствующая богине Дике в древнегреческой мифологии. Как отмечают составили статей о богине Юстиции, она являлась аллегорическим олицетворение моральных сил в юридической системе.
Культ Богини Юстиции существовал в Риме со времён Тиберия, посвятившего ей статую в Риме. Судя по одной надписи, Юстиция имела особого жреца.
В настоящее время, юстиция (лат. justitia — справедливость, законность, от jus — право), термин, обозначающий — 1) правосудие; 2) система судебных учреждений, судебное ведомство, их деятельность. В зависимости от вида и сферы судопроизводства выделяют гражданскую, административную, уголовную, электоральную, конституционную, военную, международную юстицию.
- Как утверждают составители словарей, Богиня Юстиция — изображает правосудие как обладательница трех символов: меча, символизирующего принудительную власть суда; чаши весов в каждой руке, взвешивающие людские дела; с завязанными глазами — символом беспристрастного вынесения решений.
- Как утверждается, начиная со средневековья, Богиня Юстиция стала изображаться с повязкой на глазах и, иногда, обнажённой грудью.
- Какой же видели Юстицию – Правосудие средневековые художники?
Вот так увидел «Правосудие» Рафаэль (Рафаэлло Санти или Санцио; Raphael, Raffaello Santi, Sanzio, 1483–1520 гг. · итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения), произведения которого отличаются мягкостью и округлостью форм, гармонией колорита и уравновешенностью композиции («Правосудие», Рафаэль Санти, 1509-11 гг. Рим, музеи Ватикана)
Такими запечатлил Юстицию и Пакс (в римской мифологии богиня мира, соответствующая греческой Эйрене) один из блестящих колористов венецианской школы художник позднего Возрождения Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528-1588 гг., настоящее имя — Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari), по прозвищу Веронезе). («Юстиция и Пакс перед троном Венеции», Паоло Веронезе (Paolo Veronese), 1575-77 гг., Венеция, палаццо Дукале)
Одно из семи добродетелей – Правосудие, на своем полотне написал величайший живописец и архитектор периода Предвозрождения флорентийский художник Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266 или 1267-1337), новаторски предопределивший классический стиль грядущей эпохи Возрождения. («Семь добродетелей: Правосудие», Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone, (1266 или 1267-1337), 1306 г. Падуя (Италия), Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена)).
Образ Правосудия можно на живописной аллегории «Справедливость и Божественное Возмездие преследуют Преступление», написанной для Дворца юстиции французским живописцем и рисовальщиком Прюдон Пьер Полем (Prudon Pierre Paul, 1758-1823) в стиле живописи романтизма. Как отмечают специалисты, после того, как картина стала узнаваемым фоном в сценах судебных заседаний, представленных Оноре Домье, зрители более поздних времен воспринимали эту картину с иронией.
Аллегорию Правосудия оставил потомкам и основатель историко-художественного письма итальянский художник, писатель, историк и архитектор Джорджо Вазари (30 июля 1511 — 27 июня 1574) (Giorgio Vasari, 30 July 1511 – 27 June 1574). («Аллегория правосудия» (Allegory of Justice), Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 30 июля 1511 — 27 июня 1574)).
Образ Правосудия мастерски воплощен в скульптурной форме позднего Ренессанса – маньеризме, нидерландским архитектором и скульптором Хендриком де Кейсером
(Hendrick de Keyser, 15 мая 1565 года— 15 мая 1621 года). («Правосудие», Хендрик де Кейсер (Hendrick de Keyser), 1614-20 гг. Дельфт (Нидерланды), Ниуве Керк).
Интересен и своеобразен скульптурный образ Правосудия, созданный скульптором, и архитектором Гансом Крупером (1570-1637 гг., родом из Вейльгейма). («Правосудие», скульптура, Ганс Крумпер (Hans Krumper, 1570-1637 гг.), 1610-20 гг. Мюнхен, Резиденц).
Правосудие, обнимающиеся с Миром, увидел Лоран Де Ла Гир, французский живописец XVII в., один из основателей Королевской Академии живописи и скульптуры. («Обнимающиеся Мир и Правосудие», Лоран Де Ла Гир (Hyre, Laurent De La, 27 февраля 1606 г. — 28 декабря 1656 г.), 1654 г., Толедо (Огайо), Музей искусств).
Аллегория Правосудия была создана и фламандским живописцем, рисовальщиком и гравером Бартоломеусом Шпрангером, типичным представителем интернационального стиля маньеризма, который он активно разрабатывал и распространял в Европе. («Аллегория Правосудия», Шпрангер Бартоломеус (1546—1611) (Spranger Bartholomeus), 1599-1600 гг., Париж, Лувр).
Правосудие и Мужество неразделимы на картине итальянского живописца, рисовальщика, гравера Тьеполо Джованни Баттиста, бывшего в 1756-1758 президентом венецианской Академии художеств. («Мужество и Правосудие», Тьеполо Джованни Баттиста (1696-1770) (Tiepolo Giovanni Battista), 1743 г., Венеция, Скуола Гранде деи Кармини).
В изображении итальянского художника эпохи барокко Джордано Лука Правосудие персонифицирует женская фигура в белом одеянии, сидящая верхом на страусе в центре композиции, одним из атрибутов которого согласно старым иконографическим источникам, служит изображение мертвого страуса. Справа – Амур со стрелой в руке, слева – старец, олицетворяющий пороки. Картина насыщена светским духом, несет в себе оттенок чувственной грации, предвосхищающей рококо.
Аллегорию Юстиции можно увидеть на картине Гаэтано Гандольфи, итальянского художника Болонской школы живописи. («Аллегория Юстиции (Allegory of Justice)», Гаэтано Гандольфи (Gaetano Gandolfi; 31 августа 1734 — 20 июня 1802), 1760).
Шотландско-американский скульптор John Massey Rhind (9 July 1860–1936) свою Юстицию изваял в камне. («Юстиция (Justice)» John Massey Rhind (9 July 1860–1936)).
Представляет интерес работа канадского скульптора монументалист Walter Seymour Allward (18 November 1876 – 24 April 1955), установленная перед Верховным судом Канады в Оттаве
А вот современные образы Фемиды — Юстиции
Как пишет Сергей Середенко, «Божественность справедливости сохранилась до наших дней, и выражается в виде статуи богини правосудия, которая является почти обязательной принадлежностью судебных зданий.
Называют эту богиню Фемида (Темида, Темис), что не совсем верно, поскольку эта греческая богиня, будучи действительно богиней правосудия, держала в правой руке не привычный меч, а рог изобилия.
Рог на меч своей богине правосудия Юстиции заменили римляне, оставив неизменными другие обязательные атрибуты гречанки – весы в левой руке и повязку на глазах, символизирующую беспристрастность. Добрые эстонцы решили вернуть бедной женщине зрение и установили перед зданием Харьюского уездного суда в Таллине барельеф Юстиции без повязки…»
- Да и в России статуи правосудия заслуживают изучения:
- Фемида на здании Конституционного суда РФ
- Статуя Фемиды у здания Верховного Суда России
- Статуя Фемиды у здания Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания
- Статуя Фемиды в здании апелляционного суда Москвы (Надпись гласит — Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Тулий Цицерон)
- Статуя Фемиды в Арбитражном суде Амурской области
- Статуя Фемиды в Брянском областном суде
- Статуя Фемиды в Красноярском городском суде
- Статуя Фемиды в Московском городском суде
- Статуя Фемиды в Одинцовском районном суде
- Статуя Фемиды в Федеральном арбитражном суде Западно-сибирского округа
- Фемида на Здании Костромского областного суда
- Вы также можете принять участие в нашем опросе.
- Так, всет-таки какие у нас символы?
- Источники:
- Современная энциклопедия. 2000.
- Большой Энциклопедический словарь. 2000.
- Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.
- Щеглов Г., Арчер В. Мифологический словарь, 2006 г.
- Пигулевская И.С. Словарь греческой мифологии, 2010 г.
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
- Большая советская энциклопедия, 1969-1978.
- Краткий словарь мифологии и древностей. М. Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.
- Ehrenberg V., Die Rechtsidee im frühen Griechentum, Lpz., 1921; Harrison J. Е., Themis, A study of the social origins of greek religion. Camb., 1927. А. Л.
- Мифы народов мира
- Мифы Древней Греции. Словарь-справочник. EdwART, 2009.
- И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2001
- Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000
- Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.
- Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.
- Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
- Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.
- Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
- Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.
- Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
- Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
- Энциклопедия Кругосвет
- Энциклопедия мифологии
информационного-аналитический журнал «Политическе обозрение»
http://www.lawinrussia.ru/node/298097
Источник: http://sachev.ru/simvol_prava_publikacii_v_smi/figura_izobrazhauscaya_pravosudie_femida_ili_usticiya.htm