Алексей гаврилович венецианов, картины и биография

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Автопортрет

Художник Алексей Гаврилович Венецианов остался в истории, как основатель венециановской школы, мастер портретной и жанровой живописи, талантливый педагог и академик императорской Академии художеств.

Биография художника Алексея Венецианова

Алексей родился в феврале 1780 года в купеческой семье, в Москве. С самого раннего детства мальчик увлекался рисованием, но этого не одобряли члены семьи будущего художника и преподаватели пансиона, в который отдал мальчика отец.

Однако прошло всего пять лет и, с рисованием смирились и родители, и преподаватели – он получил право рисовать уже не карандашом, а маслом по холсту.

История сохранило имя учителя юного живописца – Пахомыч. Однако, учеба у Пахомыча была совсем не простой – юный ученик бунтовал, пытался писать на холсте без грунта. И постоянно спорил с Пахомычем. Можно предположить, что до Пахомыча у Алексея был другой учитель, который учил мальчика иначе.

Летом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о художнике «списывающем предметы с натуры пастеллем в три часа. Живет у каменного моста в Рижском кофейном доме».

Однако, для успеха в Петербурге одного объявления в газете было мало и Алексей Венецианов вернулся в Первопрестольную. В Москве художник продолжил писать, совершенствовал своё искусство портретиста и ему, в итоге, удалось создать несколько действительно примечательных полотен.

В 1807 году Венецианов вторично приезжает в Петербург и поступает на казенную службу в канцелярию директора почт. Алексей Гаврилович усердно служит в канцелярии, в свободное время посещает Эрмитаж и старается понять секреты мастерства художников. В один из таких визитов он знакомится с «великим Боровиковским» и становится одним из учеников действительно великого художника.

В 1808 году Алексей Венецианов начинает издавать «Журнал карикатур на 1808 год в лицах». Журнал состоял из листов с гравюрами сатирического содержания. И так случилось, что третий по счету лист «Вельможа» показали императору Александру I. Император сатиру «оценил» и посоветовал молодому живописцу заниматься приучением себя к службе, в коей находится.

Иначе говоря, император погрозил пальчиком, а правительство запретило дальнейшее издание журнала. Нужно сказать, что Венецианов намёк понял и к жанру карикатуры вернулся всего один раз – во время войны 1812 года художник создавал карикатуры на Наполеона и его окружение.

В 1811 году за «Автопортрет» Венецианов получил звание «назначенного» (было такое звание в Академии живописи и присваивалось оно тем, чья кандидатура выдвигалась на звание академика), а за портрет инспектора Академии К.И. Головачевского с тремя воспитанниками, был удостоен звания академика и стал одним из самых именитых художников-портретистов России.

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками

После окончания Отечественной войны 1812 года художник вступил в «Вольное общество учреждения училищ по метоле взаимного обучения», которое было организовано известными поэтами Жуковским и Крыловым.

На средства Общества Венецианов открыл школу, в которой обучал детей рисованию и скульптуре. Нужно сказать, что из стен этой школы вышло много будущих известных художников (Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тырянов, Е.

Крендовский), которые впоследствии стали именоваться выпускниками венециановской школы.

В эти годы дом Венецианова становится местом, где регулярно собираются известные литераторы, живописцы и музыканты. По инициативе Алексея Гавриловича был выкуплен из крепостной зависимости Тарас Шевченко.

В 1819 году Алексей Гаврилович Венецианов выходит в отставку и оставляет место землемера Ведомства государственных имуществ. Художник оставляет Петербург и обосновывается в маленьком имении в Тверской губернии.

Деревенская жизнь открывает для художника другой мир и он начинает писать картины деревенского быта.

Уже первые работы художника в этом жанре привлекают вниманию публики своей глубокой реалистичностью, новым свежим взглядом на русскую жанровую живопись.

Картина «Гумно» была выставлена в Академии и обрела огромное количество поклонников. В числе поклонников оказался и сам император, который эту картину и приобрел. Потом были «Чистка свеклы», «Жница», «Утро помещицы» (эта картина была подарена Венециановым императору Александру I) и много других полотен.

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Гумно

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Чистка свеклы

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Утро помещицы

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Жница

В 1824 году Венецианов выставил свои картины на выставке в Петербурге. Вот что о работах художника писала газета «Отечественные записки»:

Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему.

За годы трудов Венецианов создал целую «галерею русских крестьян» — работящих, сильных, очаровывающих врожденным благородством и чувством собственного достоинства.

Однако, не всем понравилось крестьянское творчество художника и Венецианова обвинили в неспособности писать на темы «благородные». Ответом на эту абсурдную критику стала картина «Купальщицы».  Куда уж благороднее?

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Купальщицы

Критики вынуждены были признать свою неправоту. А художник вернулся к своей любимой теме крестьянского быта.

Жизнь художника оборвалась совершенно трагически и случайно – он ехал в Тверь, кони понесли и сани с художником врезались в столб каменных ворот. Алексей Гаврилович Венецианов умер на месте. Это случилось 16 декабря 1847 года.

А теперь давайте перейдем к картинам живописца.

Картины художника Алексея Гавриловича Венецианова

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

На пашне. Весна

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Спящий пастушок

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Спящая девушка

Жнецы

Девушка в платке

Крестьянка Тверской губернии

Кормилица с ребенком

Гадание на картах

Встреча у колодца

Сенокос

Портрет А. А. Венециановой, дочери художника

Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-aleksej-venecianov-u-istokov-russkoj-zhivopisi.html

Художник Венецианов биография

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и БиографияВенецианов Алексей Гаврилович биография и творчество художника. Родился в семье купца грека по происхождению Г. Ю. Венецианова. В детстве молодой художник полюбил рисование и осваивал основы живописи и рисунка, как самоучка. В юнные годы он часто копировал картины знаменитых живописцев. Интерес к миру русского крестьянина, трудовая жизнь вдали от столицы, бескорыстное обучение юношей из нищих слоев крестьянства – все это имело свои начинания в наиболее передовых воззрениях эпохи формирования декабристских обществ.

Более точной информации о его первых наставниках неизвестно, судя по его работам в юношеском возрасте можно с уверенностью сказать так, как начинающий художник он был очень наблюдательный и кто то с ним все таки занимался и показывал ему некоторые нехитрые премудрости в приготовлении необходимым материалов для работы и процесс живописного писания красками. Так сложилось Венецианов не получил официального художественного обучения, как мы видим это недоразумение ни чуть помешало художнику творчески развиваться и обратить на себя внимание.

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и БиографияАлексей Гаврилович Венецианов, Картины и БиографияАлексей Гаврилович Венецианов, Картины и БиографияАлексей Гаврилович Венецианов, Картины и БиографияАлексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и БиографияИзвестно, что в 1807 году Венецианов приехал в столицу в Петербург, где первое время был принят на работу в почтовую службу. Будучи в столице он часто посещает картинные галереи и выставки, чувствую страсть к живописи он знакомится с различными художниками, среди которых оказался известный на то время художник Боровиковский, чье наставничество положительно сказалось в дальнейшей творческой судьбе Венецианова.

Вместе с Боровиковским художник работает в мастерской изучает процесс работы мастера, копирует знаменитые картины и совершенствует свои навыки в рисовании и написании различных портретов с натуры. Его первые заметные работы до 1809 отражены в портрете Бибикова, где он старался придерживаться стиля того времени, раскрывая в портретном образе черты характера просвещенного человека.

Некоторое время он принимает участие в карикатурном журнале, где пробует себя, как шаржиста.

Конечно в карикатурах он не находит своего полного призвания, да и сам журнал впоследствии был под запретом в 1809 году, из за государственной цензуры тех времен.

Тем не менее к карикатурному жанру он будет обращаться в последствии, после войны с Наполеоном 1812 году были популярны сатирические карикатуры высмеивающие дворян тяготевших к французскому стилю, моде и языку

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и БиографияВ творческих и в последствии педагогических принципах Алексея Венецианова получил свое последовательное развитие и истолкование лозунг приближения к родной российской природе, любовь к натуре, к реальной действительности жизни, это было характерно для эстетических и культурных взглядов начала 19 века.

Именно в искусстве Венецианова бытовые сюжеты из жизни русских крестьян получают массовое общественное признание. Появление его небольших по размеру полотен было воспринято современным обществом того времени как становление исключительно родной национальной сферы в русской живописи.

1811 год для Венецианова Алексея Гавриловича является удачным этапом в его творчестве он создает первоклассные работы портрет инспектора Петербургской Академии художеств Головачевского Кирила Ивановича и также он пишет свой Автопортрет, за проделанную работу его он получает звание кандидата в академики или тем языком в академии это звание звучало, как назначенный художник. В этом же году после с отличием выполненного академического задания художник получает звание академика живописи.

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

В 1815 Алексей Венецианов женился, его избраннице становится Азарьева Марфа Афанасьевна, а в 1819 году он со своей семьей переезжает в ее небогатое имение в селе Сафонково расположенное в окрестностях Тверской губернии. Жизнь в селе в корни отличалась от столичной суеты, здесь художника вдохновляла совсем другая атмосфера, жизнь простых крестьян их повседневный быт казался художнику очень колоритным да и новым в его творчестве.

Отражать крестьянские образы в картинах в того времени было не популярным занятием среди большинства художников, куда прибыльней было писать дорогие портреты дворян, тем не менее Венецианов пренебрег этим.

В его картинах продемонстрированных на выставке в академии в 1824 году, как раз показаны крестьяне в качестве персонажей 'Утро помещицы', 'Гумно', 'Крестьянская девушка с граблями и косой', трогательная работа 'Крестьянка с васильками' на что последовало много разных положительных откликов людей с демократически настроенным взглядом.

Читайте также:  Юдифь обезглавливающая олоферна, артемизия джентилески, 1620

С еще большим воодушевлением проникся художник к крестьянской теме, из под его кисти выходят новые произведения 'На пашне Весна', и приблизительно в середине двадцатых годов картина 'На жатве.

Лето' и очень трогательные картины 'Вот-те и батькин обед', 'Захарка', 'Спящий пастушок' в которых персонажи это крестьянские дети.

Детей как мы видим Алексей Венецианов очень любил, он отлично понимал их обездоленность был добр к ним и обязательно желал раскрыть детские характеры в своих работах.

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Конечно нетронутая до селе крестьянская тема была очень не по нраву руководству академии да и застойному дворянству вкупе, они яростно не признавали работы Венецианова, как искусство. Алексей Венецианов не раз предлагал открыть в академии классы для обучения крепостных крестьян, но там его и слушать не желали по этому поводу.

Не смотря на это художник впоследствии за свой счет учредил художественное заведение для обучения одаренных крестьянских детей и сирот, всячески помогал им. Из под его руководства некоторые ученики стали настоящими художниками среди них художники Зарянко С., Тыранов А, Сорока Г..

Конечно содержать далеко не прибыльную школу, было тяжелым бременем для художника, помогали некоторые частные заказы по написанию портретов и даже иконописных образов для церквей.

1830-e годы можно считать более скромным творческим периодом художника.

В его работах проявляется новое для него направление он создает картины в старом стиле жесткого классического академизма с обнаженными женскими фигурами в 1829 году картина 'Купальщицы', примерно 1832 год полотно 'Вакханка' Несколько изменив тематику работы r более продвинутому живописному решению в начале тридцатых годов написан интерьерный Портрет Кочубея В. П. 1842. Вернувшись снова к крестьянской теме в этом же году создает картину 'Гадание на картах', считается одной из последних работ заслуживающих внимание. в 1843 в более скромных оттенках написана картина Крестьянская девушка за вышиванием'

В 1847 году 16 декабря жизнь талантливого художника была оборвана совершенно нелепым случаем, не управляемая упряжка испуганных и быстро несущихся с крутого холма лошадей в санях которых находился Венецианов перевернулась и на смерть придавила художника.

Значение вклада художника Венецианова Алексея Гавриловича в русском изобразительном искусстве имеет просто огромное значение.

Он один из первых открывателей живописного направления связанного с крестьянским бытом и это в эпоху классического академизма, эпоху крепостного права, угодничающего и чванливого дворянства.

Крестьянская тема, столь характерная для начала XIX века, наиболее глубоко продвинута в творчестве нашего русского живописца А. Г. Венецианова.

Живописные произведения этого талантливого художника донесшего отпечаток того времени и рассказавший нам о другой стороне жизни русского простого народа 19 века, просто неоценимо.

Источник: https://www.art-portrets.ru/hudozhnik-venetsianov.html

Венецианов Алексей. Биография, названия, описание картин

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и БиографияАлексей Гаврилович Венецианов (18.04.1780, Москва — 16.12.1847, Поддубье, Российская империя) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

Биография Алексея Венецианова.

Прадед Алексея Венецианова происходил родом из Греции, в 1730-х годах переселился с семьей в Россию, где они получили прозвище Венециано. Сам Алексей Гаврилович родился 18 февраля 1780 года в Москве, семья его занималась торговлей, отец служил землемером.

Будущего художника с детства тянуло к живописи, он сам учился рисовать, затем его учителем стал Владимир Боровиковский. В начале своего творческого пути писал лирические портреты. В 1811 году признан кандидатом в академики, а затем получил звание академика.

Во время войны с Наполеоном из-под его пера выходили карикатурно-пропагандистские работы на французов и дворян, тяготеющих к французскому образу жизни. Писал жанровые картины, показывающие дворянскую и мещанскую жизнь, вступил в Общество поощрения художников.

  • В 1819 году Алексей Венецианов уволился с государственной службы и вместе с семьей переселился в деревню в Тверской губернии, где организовал художественную школу. Работы своих учеников он выставлял на академических выставках, живое участие в деятельности школы принимал Василий Жуковский
  • В 1829 году получил звание придворного живописца.
  • Алексей Венецианов погиб в результате несчастного случая на дороге и был похоронен на кладбище деревни Дубровское (впоследствии переименованное в Венецианово) в Тверской области.

Описание картин Алексея Венецианова:

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/venecianov-aleksey/

Алексей Венецианов: жизнь и творчество художника

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография художника
  • Творчество
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Алексея Венецианова
  • Библиография

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве.

Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г.

 Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

ТВОРЧЕСТВО

С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802, ГРМ).

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828).

На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г.

 Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

«Захарка»

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

«Жнецы»

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

«Спящий пастушок»

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа».

Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I. Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице.

В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.

После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу.

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела.

Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным.

В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. 

Интересные факты из жизни художника

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

А. Г. Венецианов — автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862
  • Алексей Гаврилович Венецианов. 1780—1847: Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. А. М. Эфроса и А. П. Мюллера. – М.; Л., 1931
  • Савинов А. Н. Художник Венецианов / Художник П. И. Басманов. — Л.; М.: Искусство, 1949
  • Алексей Гавриилович Венецианов. 1780—1847: Альбом / Сост. М. В. Алпатов. – М., 1954
  • Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955
  • Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963
  • Алексей Гаврилович Венецианов, 1780—1847 / Составитель альбома и автор вступит. статьи А. Савинов. — М.; Л.: Изогиз, 1963
  • Голубева Э. И. Школа Венецианова / Оформление Я. Д. Соснера. — Л.: Художник РСФСР, 1970
  • Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. – Л.: Искусство, 1980
  • Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей / Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г. В. Смирнов. – М., 1983
Читайте также:  Художник джозеф райт, картины и биография

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Алексей Венецианов: картины художника

Алексей Венецианов — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Алексей Венецианов: жизнь и творчество художника

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/venecianov-aleksej.html

Алек­сей Венецианов: картины, биография

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

В Петербурге александровской поры одни его знали как непримет­ного чиновника, землемера, другие как недурного портретиста, умело­го, но не из первых. Но вот Алек­сей Гаврилович Венецианов стал художником. Он получил акаде­мика за «Портрет К. Головачевского с воспитанниками Академии» в 1811 году, в годы наполеонов­ских войн участвовал в выпуске сатирической графики, одно время даже пытался безуспешно издавать сатирический журнал. Потом, ку­пив небольшую деревеньку Сафонково в Тверской губернии и пере­селившись туда в 1820 году, Вене­цианов открыл в себе совсем дру­гого художника, нежели тот, которым он старался быть до сих пор.

Прежде он видел, или старался ви­деть, как и все, прекрасное только в музейных залах, пытался верить, что возвышенно только то, что бы­ло когда-то, в «золотые времена», что приукрашать надо все, что пишешь. Теперь он бывал в Петер­бурге лишь наездами.

А здесь, в деревне, — в поле золотится рожь, на праздник крестьянки наряжают­ся в нарядные сарафаны, небо чи­стое, высокое.

Неужели это все низко, недостойно кисти настоя­щего художника? Венецианов ре­шился: первым в русской живопи­си он стал писать картины о крестьянах и сознательно увидел в этом свою главную задачу.

Это был важный и смелый шаг, если мы вспомним еще раз о взглядах того времени на художественное творче­ство, которым прежде пытался сле­довать и сам Венецианов. Первой из его новых картин было всем известное ныне полотно «Гум­но» (1823).

Алексей Гаврилович Венецианов, Картины и Биография

И сам мотив, и выборгероев, и сама манера письма были весьма дерзким вызовом сущест­вовавшим в искусстве правилам, предписанным Академией. Худож­ник показал крестьян отдыхающих и работающих, занятых своими обычными делами, и увидел в этом нехитром проявлении жизни под­линную поэзию.

Своим принципом Венецианов избрал предельную верность жизни. Как он сам гово­рил: «Ничего не изображать ина­че, чем в натуре является, и по­виноваться ей одной без примеси манеры какого-нибудь художника».

В своем увлечении жизнью, от­крывшейся ему, в стремлении точ­нее передать прочувствованную им поэзию художник, когда писал «Гумно», даже приказал разобрать одну из стенок сарая, чтобы поме­щение залил нужный ему теплый ровный свет.

Эта, казалось бы, только забавная деталь многое го­ворит о творческом, антинатура­листическом отношении мастера к своей задаче. Он и впрямь занялся познанием законов природы, а не списыванием с натуры. Вскоре год для Венецианова-художника стал измеряться крестьян­скими трудами. Он пишет как бы сельский календарь в картинах.

Весна — «На пашне», лето — «На жатве». Венецианов пишет чистку свеклы, спящего пастушка, лица крестьян, девушку с васильками. В его больших картинах очень важ­ную эмоциональную роль начинает играть пейзаж. Он любит созерцать простые сельские виды, поля, леса. Пейзаж подчеркивает лирическое начало его картин, их ясную поэ­зию.

Венециановские мотивы нехитры, но будничными их не назовешь. Его простота, конечно, глубоко чужда прозе. Глядя на венециановскую картину «На пашне», мы ощу­щаем праздничность, торжествен­ность труда.

Мало кто такими гла­зами видел в ту пору крестьянский труд. Ведь крестьянин был «вещью», и Венецианов одним из первых во всей русской культуре увидел в нем человеческое досто­инство, красоту и благородство.

Его крестьянки — это и своего ро­да идеальные образы, «крестьян­ские мадонны».

В картинах Венецианова царят мир и спокойствие. Все ясно и чисто. Краски его звучны и спокойны. Густое золото ржи, мягкая зеленьтравы, красная юбка крестьянской девушки. Художник наслаждается ощущаемой им цельностью мира людей и природы, гармонией. Клас­сическая мера здесь впервые встре­чается с величавостью сельского хоровода.

Можно сказать, что Ве­нецианов намеренно идеализирует действительность, если видеть в его картинах материал к исследованию социально-экономического положе­ния деревни тех лет.

Один из исто­риков искусства, пытаясь опреде­лить главную черту творческого об­лика мастера, назвал его реалисти­ческим сентименталистом, как бы соединив в этом определении и лю­бовь Венецианова к натуре, и его «идеализм».

Но чего нет в картинах Венецианова, так это фальши. Просто он радуется открытому им для искус­ства миру, его красоте и моральной чистоте. Это уже позже передвиж­ники увидят русскую деревню в упор, со всеми ее бедами, порож­денными страшной социальной дей­ствительностью России. А Вене­цианов — лирик, поэт, сам удивляющийся миру крестьянской жиз­ни и увлекающий своей любовью зрителей.

«Отец русского жанра», как назы­вали Венецианова, открыл для рус­ской живописи новую область — изображение интерьера («Утро по­мещицы»). В противовес холодным величественным канонам он обра­щал внимание на ценность и интересность каждодневной жизни человека.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1784-venec.html

Алексей Гаврилович Венецианов: картины с названиями, творчество, биография

Алексей Гаврилович Венецианов (18 февраля 1780, Москва — 16 декабря 1847, село Поддубье Тверской губернии) — выдающийся русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, основавший так называемую «венециановскую школу живописи» — эффективную систему подготовки живописцев, полностью опровергающую классицистские установки Академии художеств.

Особенности творчества художника. Венецианов сознательно избирает бытовой жанр как основу своей живописи, с его именем связана эмансипация бытовых сцен как равноправного жанра в отечественном искусстве. Художник разработал форму многофигурной жанровой картины, в которой значительную роль играет пейзаж или интерьер. Значителен вклад Венецианова в искусство русского портрета: он создал целую галерею поэтизированных портретов молодых русских крестьянок. Образованные современники называли Венецианова «русским Тенирсом» (имея в виду выдающегося фламандского жанриста Давида Тенирса (младшего), который тоже писал сцены из крестьянской жизни), но Венецианов не был эпигоном ни Тенирса, ни Шардена, ни кого другого из жанристов. Выбрав свою редкую для русского искусства «нишу», он научил современников видеть в крестьянах — людей, а за неброской красотой среднерусского равнины — усматривать эпическую, бытийную природу пахоты или жатвы.

Известные картины Алексея Венецианова: «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок», «Жнецы», «Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга».

Звучная фамилия «Венецианов», отсылающая к живописным взлётам ренессансной Венеции, для русского художника выглядит как псевдоним. Причем псевдоним чудовищно претенциозный.

Но это только если не знать, что Алексей Гаврилович Венецианов был человеком совестливым и скромным, а по числу бескорыстных добрых дел — и вовсе святым бессребреником.

Несоразмерная характеру громкая фамилия — не его изобретение, она досталась в наследство от греческих предков по фамилии Проко, перебравшихся в Россию в первой половине XVIII века и прозванных там «Венециано».

Алексей Венецианов появился на свет 7 (18) февраля 1780 года в Москве в семействе небогатых купцов. Анна Лукинична Венецианова в девичестве звалась Калашникова и принадлежала к старому купеческому роду. Её супруг Гаврила Юрьевич приторговывал в розницу сельхозтоварами — цветами и луковицами, ягодами и саженцами, варьеньем и соленьями. А еще — картинами.

Нет, никаким, как теперь сказали бы, арт-дилером отец Венецианова не был — настоящие арт-дилеры той поры имели совсем иной масштаб: не считаясь с затратами, они скупали картины на европейских аукционах для российских императорских дворцов. А Гаврила Юрьевич всего лишь продавал картинки «в золотых рамах за стёклами» замоскворецких художников-самоучек.

Народный, низовой интерес к «художеству» был новым явлением в русском обществе.

Он развивался как бы в пику Академии художеств, где еще полвека назад воспитанникам, чтобы не испортить глаз, не разрешалось не то что рисовать крестьян — даже глядеть на них. Теперь крепостные сами взялись за краски.

Известно, что с юным Алексеем Венециановым живописью занимался его «дядька» (так тогда назывался гибрид камердинера и гувернера) Прохорыч.

Русская живопись времени взросления Венецианова почти не знала пейзажа, натюрморта и жанра. Главным был портрет. Именно в портретах пробует себя и Венецианов. Написав весьма правдоподобный портрет собственной матушки, он решил попытать счастья в столице и в 1802 году, простившись с родителями, уехал в Петербург.

Нужно было зарабатывать на жизнь. Венецианов дал объявление в газеты: молодой художник напишет ваш портрет в технике пастели. Но откликов не последовало.

Конкуренция в этой области в столице, наводненной иностранными художниками и жадными до заказов выкормышами Академии, была чрезвычайно велика.

Не имея протекции и образования, Венецианов вынужден был сдаться. Он поступил чертежником в почтовую канцелярию.

Так прошло несколько лет. Писать картины Венецианов продолжал по выходным и вечерам, чувствуя, что ему не хватает не только рекомендаций, но и опыта. Тут вмешался счастливый случай.

Директор канцелярии представил начинающего художника признанному Боровиковскому, который поселил Венецианова у себя в доме и взялся за него всерьез: обучал, достал разрешение на копирование в Эрмитаже, знакомил с нужными людьми.

Постепенно пошли заказы, жизнь налаживалась, но в Венецианове проснулось желание исправлять нравы и бичевать пороки. В 1807 году он начинает выпускать «Журнал карикатур». Издание пользовалось популярностью. Однако к 1809 году, когда у него уже будет внушительное число подписчиков, Венецианов узнал, что такое цензура и что чиновник в России — фигура неприкосновенная.

В свежем номере «Журнала карикатур» был помещен карикатурный оттиск, на котором отвратительный, заплывший жиром дворянин презрительно смотрит на просителей — израненного солдата и голодную вдову. Сразу два министерства, внутренних дел и просвещения, усмотрели в карикатуре угрозу государству.

По личному распоряжению Александра I журнал был закрыт, а Венецианову порекомендовали опять обратиться к стезе чертежника.

Читайте также:  Портрет придворного шута «эль примо», диего веласкес

На почту он не вернулся. Устроился землемером в Лесной департамент. И стал вынашивать амбициозный для человека без специального образования план: получить официальное звание художника. В принципе, устав Академии такое допускал. Для этого нужно было предоставить свою работу на конкурс.

В 1811 году Венецианов написал для этой цели «Автопортрет». Поступок странный, чтоб не сказать дерзкий. Да кто ты таков будешь, чтобы совет академиков интересовала твоя малоприметная физиономия? И все же удача Венецианову опять улыбнулась.

В Академии оценили взвешенную композицию и продуманный колорит, а более всего — раскрытие характера.

Скромность, честность, сдержанность, близорукий взгляд из-за очков — таким знаем Венецианова и мы. Он выполнил следующее задание — написать портрет инспектора Академии Головачевского — и получил искомое звание.

В 1815 году Венецианов неожиданно для всех знакомых женился — у 35-летнего живописца успела сложиться репутация убеждённого холостяка. Марфа Афанасьевна Азарьева, которой он не на шутку увлёкся, была дочкой небогатых дворян. После венчания молодожены уехали гостить к её родителям в Тверскую губернию.

Венецианов, знавший до этого только городские виды двух столиц, был очарован непроходимыми древними лесами, их гулкой и влажной прохладой, прозрачностью лесных озёр. Крестьянский быт ему, городскому жителю, рисовался полным неизъяснимой привлекательности.

Он самозабвенно вникает в помещичьи дела, узнает, например, как наладить полив или что такое «четырёхпольная пахота» и признается себе, что хотел бы остаться здесь навсегда.

Вскоре художник купил имение Сафонково. Именно там Венецианов написал знаменитые картины «Гумно» и «На пашне», откровенно поэтизирующие то, что до него считалось не достойным изображения.

Строгую болезненную Марфу Афанасьевну супруг напишет в русском костюме.

В это же время определится его главная тема — портреты и жанровые сцены из крестьянского быта («Захарка», «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Жнецы» и др.)

Однажды у помещика-соседа Венецианов увидел крепостного мальчишку, рисующего на доске. Поразившись умелости, а может, вспомнив себя в детстве, Венецианов понял своё второе призвание — учить основам мастерства способных крестьянских детей.

Из этого замысла выросло то, что потом будут называть «Школой Венецианова». Более чем 70-ти детям он дал путёвку в жизнь, будут среди них даже медалисты Академии. Кого-то приходилось выкупать у хозяев, кого-то помещики отдавали в школу сами. Венецианов учил их лично.

Его метода заключалась в запрете копировать чужие картины и разрешении писать только натуру. У художника уже подростали две дочери — Александра и Фелицата, которые тоже интересовались живописью.

Но не их, а крестьянских мальчишек он возит в Эрмитаж и даже, чтобы получить пропуск, выдает за своих сыновей.

В 1828 году Николай I срочно вызвал Венецианова в Петербург. Скромный провинциал понадобился, чтобы исправить курьёз с англичанином Джорджем Доу, Первым художником Императорского двора. Десяток лет назад он писал портрет Голицына. За истекшее время Голицын вырос в чинах и потребовалось переписать его мундир.

Но Доу был уже настолько избалован, что не стал возиться с холстом, просто дорисовал новый мундир на бумаге и прилепил к картине. Разумеется, фальшивка отвалилась в самый неподходящий момент. Для переписывания мундира и был вызван Венецианов. Роскошь мастерской Доу неприятно поразила его, но еще больше поразило убожество его крепостных подмастерий.

Венецианов потратит много усилий, чтобы они получили вольную.

Недолгий период Венецианов поработает придворным художником, но впоследствии даст себе зарок не писать заказных портретов.

Дела его, за исключением времени непродолжительного императорского протектората, шли неважно. И до, и после него средств вечно не хватало. Из-за выкупа талантливых крепостных подростков Сафонково не раз оказывалось на грани продажи.

Раз в последний момент выручила неожиданная покупка Александром I картины «Гумно» — едва расплатившись с долгами, Венецианов пожертвовал оставшееся на детскую больницу. В другой раз, когда безденежье опять подступит, ему придётся, скрепя сердце, отправить дочь Сашеньку, дворянку по матери, осваивать профессию домашней учительницы.

Не однажды Венецианов будет подавать прошения предоставить ему место преподавателя Академии. Но ни разу оно не будет удовлетворено: конкурировать с его мастерством педагога академики не собирались.

Последние годы Венецианова были мрачны: жена умерла от холеры, дочери-бесприданницы не устроены, ученики пишут бездушные приукрашенные портреты довольных крестьян, оскорбляя своей псевдонародностью всё, что Венецианову было дорого в искусстве. Жизнь Венецианова оборвалась зимой 1847 года жесточайшим образом.

В конной повозке он выехал из своего имения в Тверь, где работал над росписями Троицкого храма. Неожиданно лошади понесли. Венецианов схватил поводья, чтобы усмирить лошадей, но его запястья запутались в них, а сам он был выброшен из повозки. Несколько километров его тело билось о придорожные камни.

Когда соседские крестьяне обнаружили художника, он был уже мёртв.

Анна Вчерашняя

Источник: https://artchive.ru/artists/1165~Aleksej_Gavrilovich_Venetsianov

Венецианов Алексей Гаврилович

1780, Москва 1847, с. Поддубье, Тверская губ. А. Г. Венецианов был сыном небогатого купца, происходившего от греческого рода Венециано. Рано поступив на службу, он в начале 1800-х гг. был переведен в Петербург, в почтовое ведомство. Там он стал самостоятельно заниматься живописью — копировал картины в Эрмитаже, писал портреты близких людей.

Познакомившись с выдающимся портретистом В. Л. Боровиковским, Венецианов некоторое время жил в его доме в качестве ученика и пользовался советами художника. В 1808 г.

Венецианов попытался издавать «Журнал карикатур в лицах», но издание было запрещено по указанию Александра I. Пробовал он зарабатывать и как профессиональный портретист, даже дал в газете объявление с предложением услуг, но безрезультатно. А ведь самых заметных успехов он сумел добиться именно в портретном искусстве.

Совет АХ в начале 1811 г. за представленный им автопортрет присвоил ему звание назначенного, а в конце того же года — и академика, уже за написанный им «Портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками».

В 1819 г.

, желая полностью отдаться искусству, Венецианов оставил службу, купил в Тверской губернии сельцо Сафонково с 70 душами крепостных, построил себе дом и переселился туда, правда регулярно наезжая по многочисленным делам в Петербург. В один из таких приездов на него сильнейшее впечатление произвела привезенная в Эрмитаж картина Ф. Гране — рядовая, но иллюзионистически передававшая пространство церковного интерьера.

Задавшись целью достигнуть такого же умения, Венецианов решил написать деревенское гумно с трудящимися и отдыхающими крестьянами.

Для удобства работы даже не пожалел выпилить часть стены в принадлежавшей ему постройке.

В картине «Гумно» (1821-23) поставленная цель была достигнута, а в процессе работы художник сильнее укрепился в намерении запечатлеть окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая.

В 1820-х гг., лучшую и продуктивную пору своей жизни, Венецианов написал ряд произведений, в которых неуклонно следовал этому намерению. Они и определили его неповторимый вклад в искусство. В небольшой картине «Утро помещицы» (1823) он, воспроизведя обыденную сценку, проложил дорогу русскому бытовому жанру.

В многочисленных портретных этюдах Венецианов впервые создал целую галерею крестьянских образов, переданных правдиво, с добрым чувством, не лишенным, однако, некоторой сентиментальности. В полотнах «На пашне. Весна» и «На жатве.

Лето» (оба 1820-х) он впервые поэтично запечатлел крестьянскую жизнь.

В обеих этих картинах, а также в «Спящем пастушке» (1823-24) реалистическое изображение характерного среднерусского пейзажа задолго предвосхитило будущие искания русских пейзажистов.

Показанные на академической выставке в 1824 г., его работы имели шумный успех и вызвали восхищенные отзывы в печати.

Венецианов предпринял попытку стать преподавателем в АХ, претендуя на ведение класса перспективной живописи.

Но картина, написанная им на предложенную тему, не была одобрена: академики сплоченно оберегали свою стройную систему от «чужака», не прошедшего, как они, академической выучки.

Между тем Венецианов был прирожденным педагогом и успел доказать это. Еще с конца 1810-х гг. он стал собирать у себя юношей из простого сословия и обучать их рисованию и живописи. К середине 1820-х гг. у него сложилась группа учеников.

Обучение и содержание их обходилось дорого, небогатый Венецианов не вылезал из долгов, и в 1829 г. ему пришлось заложить имение. К счастью, он сохранял в себе практическую жилку и мог для дела быть обходительным: напомнил о себе Николаю I, и тот, склонный поощрять «народность», выразил художнику свое одобрение и в 1830 г.

назначил его придворным живописцем (звание это, ничего не требуя, давало в год 3000 рублей).

В педагогической практике Венецианов делал упор на работе с натурой, на изображении реальной окружающей жизни. Но он не отрицал полностью академическую выучку, некоторых питомцев посылал в академические классы, где их охотно принимали и не раз отмечали наградами.

В общей сложности у него перебывало до 70 учеников. Далеко не все они оправдали надежды, однако среди них было немало талантливых мастеров. Среди них Сергей Константинович Зарянко (1818—1870), Капитон Алексеевич Зеленцов (1790—1845), Александр Алексеевич Алексеев (1811 —1878), Григорий Васильевич Сорока (1823—1864) и др.

В 1833 г. Зеленцов получил звание академика за работу «Мастерская художника Петра Васильевича Басина», изображающую обучение художников в одном из залов академии. Зарянко был удостоен этого звания в 1843 г. за картину «Внутренний вид Никольского собора», в которой виртуозно построена перспектива интерьера и передано эффектное освещение.

Алексеев создал вид мастерской Венецианова, написанный в близкой учителю манере — в оливковых тонах и мягком освещении («В мастерской А. Г. Венецианова в Петербурге», 1827 г.).

Сорока, крепостной соседей Венецианова Милюковых, в пейзажах, интерьерах и портретах создал собственный мир: идеально прекрасный и неподвижный, застывший в своей красоте («Кабинет дома в Островках, имении Н. К. Милюкова», 1844 г.).

С конца 1830-х гг. Венецианов бывал в Петербурге все реже, тем более что и вторая его попытка пробиться в АХ потерпела крах. Он занимался хозяйством и продолжал писать, но менее успешно, чем прежде: изображения крестьян стали приобретать у него некоторую этнографичность и слащавость, а попытки заняться исторической или мифологической живописью оказались неудачными.

Пожилой, но еще достаточно бодрый человек, Венецианов погиб в результате несчастного случая, когда кони понесли его сани с крутого спуска. 

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/venecianov_aleksey_gavrilovich_1780/bio/

Ссылка на основную публикацию