«явление воскресшего христа марии магдалине», иванов — описание картины

Иванов Александр Андреевич — русский художник.

Будучи рожденным в 1806 году в семье живописца Андрея Ивановича Иванова, Александру как бы на роду было написано стать художником. Мальчик, с раннего детства подрастая в атмосфере любви к искусству, уже в одиннадцать лет станет «посторонним» учеником в Императорской Академии художеств, где под руководством отца начнет осваивать азы классической живописи. В процессе учебы были на счету молодого художника и серебряные медали и золотые и поездка в Европу за особые успехи. И вместо планируемых трех лет за границей Иванов прожил на чужбине тридцать три года.

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». (1835).

В Италии, ознакомившись с работами великих мастеров эпохи Возрождения, Иванов увлекся религиозными сюжетами и досконально начал изучать Священное Писание, а в особенности Новый Завет. Художника манила идея написать на огромном полотне первое явление Мессии народу.

Но изначально, решив испробовать свое мастерство на менее масштабной картине, он напишет в 1834—1835 годах «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», которая будет иметь колоссальный успех в Италии и в России. Академия художеств за это полотно в 1836 году удостоит Иванова звания академика.

Успех вдохновил мастера и он безотлагательно взялся за «Явление Христа народу». Кропотливый труд живописца затянулся более чем на 20 лет (1837—1857), и только в мае 1858 года Иванов решает везти гигантское полотно в Санкт-Петербург.

Выставка картины и всех этюдов с натуры, а было их около 600, проводилась в Академии Художеств и произвела противоречивое впечатление на посетителей.

Надгробный памятник А.А. Иванова.

Получилось так, что все кто интересовался живописью и наблюдали за творчеством Иванова — ожидали большего. И поговаривали, что эскизы к картине были намного впечатляющими.

Остальные же зрители не прочувствовали значимости и величия момента, так как в то время бурно шло обсуждение грядущей отмены крепостного права и как-то было ни до Христа, ни до его явления.

А некоторых больше впечатлил Иоанн Креститель нежели сам Мессия.

На фоне всеобщего непонимания и критических замечаний жизнь художника закончилась трагически вскоре после презентации полотна.

Многие склонны были считать, что здоровье мастера подорвали стрессы из-за критики современников. А некоторые мистически настроенные приписывали это тому, что «автор сделал свое дело — автор может уходить».

Скончался А.А. Иванов в июне 1858 года от холеры, захоронен в Санкт-Петербурге.

«Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», Иванов — описание картины

«Явление Христа народу». (1837-1957). Александр Иванов.

Спустя несколько часов после смерти живописца это грандиозное творение приобрел император Александр II за пятнадцать тысяч рублей, отдав распоряжение соорудить для него павильон в Румянцевском музее. А все эскизы выкупил Павел Третьяков. После революции 1917 года в 20-х «Явление Христа народу» было перенесено в Третьяковскую галерею, где был специально для картины построен выставочный зал.

«Явление Христа народу» (1837 — 1857) — зашифрованное послание современникам

Это полотно — Евангелие на холсте, художник замыслил как масштабное творение и выбрал для него соответствующие размеры: более пяти с половиной метров в высоту и семь — в длину. На таком гигантском полотне мастер задумал «донести до зрителя всю мощь и силу веры в деяния и слова Божьи».Александр Андреевич с фанатизмом продумал все детали будущей работы, на одну только подготовку к которой ушло три года. Он изучал Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил всю Италию в поисках нужного вида, легшего в основу полотна; посетил множество храмов и синагог разыскивая типажи исконных иудеев для натуры. Мастер написал огромное множество этюдов, эскизов и зарисовок.

На первый взгляд картина впечатляет многолюдностью и многоплановостью композиции, где автором задумано два композиционных центра, вокруг которых развивается сюжет: на первом плане — Иоанн Креститель, на втором — Мессия. И взором, переходя от образа к образу, наблюдаем за происходящим на полотне событием: появление Христа в момент крещения Иоанном Предтечей иудеев, поверивших в Спасителя, в реке Иордан.

«Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», Иванов — описание картины

«Иоанн Креститель и апостолы». Фрагмент.

Иоанн, за спиной которого видим апостолов Иоанна Богослова, Петра, Андрея Первозванного, увидев Христа, указывает на него движением руки. И многие из присутствующих устремили свои взоры на одинокую фигуру, идущую по пустыне. Спаситель является народу как чудо, которое предрек праведный Иоанн. Чудо которое должно было произвести коренные перемены в жизни человечества.

«Христос». Фрагмент

Полотно наполнено большим количеством образов, противоречиво настроенных к происходящему: одни с верой и восхищением, другие с испугом и ненавистью, третьи с неподдельным интересом. Художник показал ни одного безразличного лица, все подчинены единому порыву.

  • «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», Иванов — описание картины
  • «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», Иванов — описание картины
  • В центре — богатый, услышав о пришествии Мессии отшатнулся от Христа, и его обрадованный раб, о котором Иванов скажет: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».

«Римские кавалеристы» Фрагмент.«Дрожащие». Фрагмент.«Раб и господин». Фрагмент.«Старик и юноша». Фрагмент.

Образы юноши и старика внизу картины слева, выходящих из воды, как аллегория Древнего Израиля и Израиля после пришествия Иисуса, как соотношение молодого и зрелого, старого и нового. Это образы непрекращающейся жизни.

  1. Интересны образы фарисеев и книжников, хранящих Закон, от лиц которых сквозит холодом, злобой, завистью пренебрежением и осуждением.

«Книжники и фарисеи». Фрагмент.«Ближайший ко Христу». Фрагмент.

Как было сказано выше, типажи для своего творения живописец собирал годами. Так, для образа одного из героев полотна позировал сам Николай Гоголь, известный своей набожностью. Он то и вдохновил художника на создание образа темноволосого мужчины, ближайшего ко Христу.

«Мужчина с посохом». Фрагмент.

В образе мужчины в серой шляпе с посохом, что невдалеке от Иоанна Крестителя, художник запечатлел себя. По давней традиции живописцы часто писали свои образы в картинах такого плана. Иванов также не упустил такого случая и изобразил себя в качестве ученика Иоанна Крестителя, путешествующего вместе с праведником и апостолами по миру.

  • Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова

«Люди за деревьями. Фрагмент».

Давно известно, что любое творение рук человеческих несет в себе энергетическое биополе, воздействующее на окружающих. Так, исследовав биолокационным методом «Явление Христа народу», ученые заявили, что это произведение несет в себе мощнейшую положительную биоэнергетику, что относится и ко всем остальным работам мастера.

«Явление Христа народу». Фрагмент. Александр Иванов.

Исследование показало, что «…радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Креститетя — пять, а всех остальных персонажей намного меньше. И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше чем все остальные образы, изображенные на холсте.»

kulturologia

Источник: https://storm100.livejournal.com/5841387.html

Топ-5 самых загадочных полотен Третьяковки

Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны.

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи. Благодарим проект Level One за предоставленный материал.

Благодаря работе ребят многие научатся разбираться в прекрасном и получать кайф от этого.

«Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», Иванов — описание картины

«Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», Иванов — описание картины

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.

Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой.

Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное — это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича.

Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин — Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=808305

Сюжет картины основан на Евангелии

«Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», Иванов — описание картины

«Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», Иванов — описание картиныСюжет картины Александра Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу», авт.) основывается на первой главе Евангелия от Иоанна и третьей главе Евангелия от Матфея. Картина находится в зале № 10 Третьяковской галереи, который полностью посвящен этой работе живописца.

       Само полотно занимает целую стену. Оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, которых за двадцать лет работы над картиной, которая была окутана завесой тайны, а мастерская закрыта для публики, было исполнено свыше шестисот.

    «Иванов… уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы», — писал своим друзьям Николай Гоголь. К слову, именно благодаря его письмам, в России узнали о создании картины «Явление Христа народу».

Тема картины

     Прежде чем приступить к работе над полотном, Александо Иванов перечитал Евангелие. Затем написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

И только спустя три года в 1837 году приступил к созданию знаменитого шедевра, которому суждено будет обессмертить его имя на века. Надо сказать, что подобную тему в своей живописи использовали и другие художники.

Одним из них стал итальянский живописец эпохи Возрождения Доменико ди Томмазо дель Гирландайо, который написал картину «Крещение святым Иоанном Христа».

     Помимо изучения Евангелия, Иванов познакомился с археологическими изысканиями о Палестине. Объездил Италию, желая найти подходящий пейзаж. Настойчиво обходил храмы и синагоги в поисках лиц истинных иудеев. Искал прообразы героев картины среди друзей, прохожих на улицах, рынках… Например, Христос собран из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики.

     Каждая фигура, по мнению мастера, должна была представлять целый мир со сложной жизненной судьбой. И только после того, когда картина сложилась в голове, приступил к работе.

Один из главных эпизодов Нового завета

     На берегу священной реки Иордан, которая начинается в горах Ермона и Ливана, изображен пророк Иоанн Креститель. Художник нарисовал его высоким сильным человеком с длинными волосами, беспорядочно ниспадающими с плеч, и бородой.

    У него бледное худое лицо, запавшие глаза. Одет пророк в верблюжью шкуру и плащ светлого оттенка из грубой материи. Крепкие руки и ноги, высокий умный лоб, твёрдый решительный взгляд говорят о внутренней силе Предтечи. Он указывает людям на фигуру человека, медленно идущую по каменистой, выжженной солнцем равнине.

    Это сам Иисус Христос – Мессия, которого так долго ждали последователи пророка. В левой руке Предтечи находится крест – символ новой веры. Решительный жест Иоанна, его выражение лица говорят о волнении и восторге, с которым он встречает долгожданного Мессию… Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя.

Читайте также:  Панно "танец", матисс, 1932-1933

    Это особая задумка автора картины: до второго пришествия Христа может увидеть только тот, кто очень этого хочет. Это уважение к человеческой свободе: если человек не хочет этой встречи, она не произойдет.

Апостолы

     Картина как бы собрана из нескольких композиций. На первой из них ученики Христа, которые стоят за Иоанном Крестителем.
Первый, рыжий, – апостол Иоанн, самый молодой из них. Его можно узнать сразу. За ним стоит апостол Пётр. Он, как и Иоанн, был тоже очень горячим и порывистым. У Петра ухо обращено в ту сторону, где Христос, но голова при этом развёрнута.

    Рядом с Петром – апостол Иаков, который смотрит не на Христа и не на Иоанна Крестителя, а куда-то внутрь себя. Иаков здесь воплощает тип человека спокойного, не порывистого, но такого, которому для принятия решения нужны очень серьёзные основания. Рядом лицо ещё одного ученика – Нафана.

Персонажей на картине изображено много

     Вообще, на полотне довольно много персонажей и все они выписаны настолько реально, что кажутся живыми. Например, юноша и старик внизу картины, на которых нельзя не обратить внимание. С этой парой композиционно соотносится изображение дерева: оно одновременно молодое, зрелое, и старое. В нём как бы заключена вся полнота возрастов.

    Данная тема повторяется и в этой паре «старик и юноша». Сам юноша похож на мраморную скульптуру. Его тело идеально выписано. Многие искусствоведы в нём видели символ античности, который Иванову удалось великолепно написать.

    Ещё одна пара. Критики их сразу назвали «дрожащие». Речь идёт о ребёнке и мужчине, вышедших из воды. Охватившую тело дрожь можно объяснить именно этим, хотя, вполне возможно, они дрожат от страха перед неизвестностью.

    Великолепно нарисован раб с верёвкой на шее. Он изображён спиной к Христу и наклоняется к покрывалу, чтобы накрыть господина. В то же время он слушает, о чем говорит Иоанн Креститель, и его наполняет радость. Сразу понятно — этот человек станет самым верным последователем Христа.

Гоголь, французы и другие…

     Этого тёмноволосого мужчину, повёрнутого лицом к мессии, обычно называют «ближайший ко Христу». Примечательно, что в ряде ранних эскизов он отвернут. Иванов делает это лицо очень похожим на своего друга Гоголя, известного своей набожностью. Они по жизни очень тесно общались.

      Размышляя над непростым путем Гоголя, его духовными поисками, Иванов поначалу нарисовал его отвернувшимся.. Но в последнем варианте картины, зная, что происходит в сердце друга, художник разворачивает свой персонаж и обращает его лицо ко Христу.

    Ещё Иванов изображает двух римских солдат, которых он пишет с французских кавалеристов.

Дело в том, что в это время французская армия оккупировала Рим и художник переживал это событие, как личную трагедию. Однако это не лица злодеев. В особенности подобное заметно у солдата слева.

Он всматривается в Христа без агрессии и без презрения. Скорее, это вопрошающий взгляд наблюдателя со стороны.

    Интересна также группа левитов и книжников, хранителей Закона, которые сами себя олицетворяют с Законом. В их лицах читается пренебрежение, осуждение, холод и зарождающаяся злоба, зависть – то, что приведёт к непримиримому конфликту.

Автопортрет

    В те времена имелась такая традиция вносить себя в библейские сюжеты и на иконы. Не ушел от неё и Иванов. Человек в серой шляпе с посохом, находящийся ближе всего к Иоанну Крестителю, – это автопортрет самого художника.

    С одной стороны он путешественник, с другой — ученик. Он очень внимательно слушает, что говорит Иоанн Креститель, и смотрит туда, куда тот показывает. Этот образ, по свидетельству знающих Иванова людей, очень точно передает его характер и отношение к религии.

    И ещё. Это довольно сложно рассмотреть. Но если приглядеться, можно увидеть, что за деревьями идёт огромное множество людей. Это те, кто ещё в пути и, возможно, придут ко Христу только через несколько сотен лет и даже через тысячелетия.

Пейзаж смотрится колоритно

    Действие, изображенное на полотне, происходит в Палестине. Но Александр Иванов, в силу определенных причин, не мог посетить эту сторону. Поэтому натуру хотел найти в Италии. Времени на эти поиски ушло много. Наконец, ему удалось воссоздать природу Святой Земли в своей работе.

    Художник сумел изобразить выжженную солнцем каменистую равнину, горы в голубой дымке вдали, поросший деревьями и кустарником берег реки.

Судьба картины

     В Риме картина имела огромный успех. Естественно, Иванову хотелось показать её в России. Но перевозка огромного полотна, размером 540 x 750 см, стоило дорого. На помощь пришла Великая княгиня Елена Павловна, пожертвовавшая средства на транспортировку. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии Художеств.

    Но, как это не печально, зрители не почувствовали величия и никто не обратил внимание на то, какой новаторской по тем временам получилась картина Иванова. Более того, работу встретили прохладно. Критики говорили, что эскизы вышли гораздо сильнее. К тому же, общество было охвачено обсуждением скорой отмены крепостного права и его как-то не волновал Христос.

    Современники картину не поняли. Только прогрессивная молодежь, споря у полотна, признала в нем величайший образец совершенно нового поворота в живописи. Да ещё художник Иван Крамской посчитал образ Крестителя идеальным портретом.

Мастер умер практически сразу после демонстрации картины

     Всего через несколько недель после представления общественности картины «Явление Христа народу» Александра Иванова не стало. Последние дни его жизни были полны унижения и отчаяния. Он не получил обещанный гонорар за работу, а ценители живописи раскритиковали её.

     А сразу после смерти автора царь Александр II милостиво пожаловал ему орден Святого Владимира и выкупил картину за немалые по тем временам деньги — 15,0 тыс. рублей. Практически все эскизы и этюды к полотну приобрёл Павел Третьяков, опоздавший к началу торгов.

      Когда полотно попало в Третьяковку, в 1932 году специально для него был пристроен зал к основному зданию в Лаврушинском переулке.

Предыдущая публикация по теме «Сто шедевров живописи» — «Итальянский быт вдохновил художника на написание картины «Октябрьский праздник в Италии»
Наталья Швец
Репродукция картины Александра Иванова «Явление Христа народу»

Источник: http://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/syuzhet-kartiny-osnovan-na-evangel.html

Явление Христа живописцу Иванову Дмитрий Петров

Явление Христа живописцу Иванову

Дмитрий Петров

В любом деле важно правильное начало. В любом – и в статье тоже. Как мне начать рассказ об Иванове – гениальном художнике, чье имя в русском искусстве стоит рядом с именем Андрея Рублева? Попробовать, может быть, так: «Александр Андреевич Иванов родился 16 июня 1806 года в Петербурге в семье художника.

Отец его, Андрей Иванович, исторический живописец, академик и профессор Императорской академии художеств, был лучшим педагогом своего времени и имел большое влияние на сына.

В 1817 году Александр Иванов поступил в Академию художеств и проучился там десять лет…» А можно, например, и так: «Иванов – один из самых глубоких русских художников, сумевших выработать целостное философское мировоззрение. Понять его непросто.

Для этого нужны тишина и сосредоточенность, рядом с ним хочется остановиться, задуматься, затаить дыхание, перестать суетиться и мельтешить, выключиться из маленького времени, чтобы включиться в большое…»

Замечательно начал свое письмо о художнике Н. В. Гоголь: «Пишу к вам об Иванове. Что за непостижимая судьба этого человека!»

«Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», Иванов — описание картины

С. П. Постников. Портрет художника Александра Андреевича Иванова. Около 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Короче, проще и яснее уж и не скажешь, поэтому, без лишних слов, я лучше отправлюсь смотреть на картины великого мастера.

* * *

Апрель. Воскресенье. Иду в Третьяковку. Выбираюсь из метро. Взгляд привычно упирается в мекку быстрого питания «Макдональдс».

На «пятачке» у станции всегда кипит жизнь, но сегодня как-то особенно шумно и людно: бабушки, перекрикивая друг друга, настойчиво предлагают «гарачии пирашки», из ларьков раздается «умц, умц, умц, бум», студенты, примостившись на парапете, пьют свое утреннее пиво, у газетного киоска и приткнувшейся рядом с ним церковной лавки – равное оживление.

На выходе меня тут же берет в оборот гражданин, обвешанный какими-то причиндалами, с табличкой на груди: «Святой странник». Ловко уворачиваюсь и ухожу налево, к Лаврушинскому. Хорошо, что уже не нужно носить шапку, и сугробы становятся меньше, и солнце так греет… Это весна.

Вот и Лаврушинский переулок, 12. Государственная Третьяковская галерея.

Поднимаюсь на третий этаж. Зал № 10, сердце галереи. Отсюда расходятся тропы, ведущие в искусство Крамского и Ге, Репина и Поленова. Здравствуй, Иванов!

Короткий привал на удобном диванчике – присядем на дорожку. Впереди целый день, и торопиться не надо. Сам Иванов говорил: «В моих картинах все должно быть тихо и выразительно».

Ну, в путь!

Вот «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Учебная работа, которую Александр Иванов пишет на предложенный советом Академии гомеровский сюжет в 1824 году. Картина получила вторую золотую медаль, юный автор удостоился одобрения знатоков искусства, которые единодушно отметили его способность «вдумчиво вникать в предмет свой».

Царь осажденной ахейцами Трои Приам проникает к Ахиллу, чтобы получить у него разрешение на погребение тела Гектора – своего сына, павшего в бою у стен Трои от руки Ахилла. Ахилл, потерявший Патрокла – любимого друга, сраженного Гектором, – воплощение печали и глубокого горя.

Слова, прикосновение Приама возвращают его к действительности, но, кажется, он не до конца понимает, что происходит. В верхнем правом углу картины изображен скульптурный бюст Зевса. Великий бог как будто наблюдает сверху за этой сценой, полной ожидания и неопределенности. У подножия бюста – орел.

Божественная птица обернулась к Зевсу и как посредник передает слова Приама своему покровителю. Что будет дальше? Чем закончится встреча двух соперников?

Уже в этой ранней работе – весь Иванов: уверенная кисть сложившегося мастера и размышления о выборе, величии в проявлении души, восстановлении нарушенной меры, нахождении самого себя, судьбе, которая в руках Бога и человека.

А вот «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Над этой картиной Иванов работал в Италии в 1831–1834 годах. Но так и не окончил ее.

В Италию молодой художник попал в 30-м. У этого приезда – своя история.

В 1827 году в качестве аттестационного шедевра по окончании Академии (по нашему – диплома) Иванов пишет картину «Иосиф, толкующий сны в темнице заключенному с ним виночерпию и хлебодару». Это произведение сейчас находится в Русском музее, в Петербурге.

Читайте также:  Александр александрович дейнека, биография и картины

В «Иосифе» получили свое дальнейшее развитие не только идеи «Приама и Ахиллеса», но и отразились совсем недавние события 14 декабря 1825 года, потрясшие всю Россию. Расстрел мятежных полков на Сенатской площади был хорошо виден из окон Академии, где жил профессор Андрей Иванович Иванов с сыновьями.

На всю оставшуюся жизнь восемнадцатилетний юноша запомнил эту страшную сцену. Над Россией сгущалась тьма. Образ египетской темницы стал символом эпохи.

Иванов размышляет о прошлом, чтобы понять свое время, о роке, перед которым нет правых и виноватых, о свободе – самой главной ценности для художника. «Русский исторический живописец должен быть бездомен, совершенно свободен… никогда ничему не подчинен, независимость его должна быть беспредельна», – скажет Иванов. Он никогда не изменял этим своим словам.

Несмотря на то что в картине увидели сознательный намек на судьбу казненных декабристов, Академия наградила Иванова большой золотой медалью. А это означало пенсионерскую поездку на три года в Италию на средства Общества поощрения художников.

Кажется, все прекрасно, лучшего и желать нечего! Но – Иванов влюблен. В дочь учителя музыки Академии художеств. А женатых за границу не пускают…

Это был трудный выбор для Александра Андреевича. Сомнения, любовь, ночь, мосты Петербурга, мольбы отца… В 1830 году он уезжает в Италию.

Небыстрая дорога через Германию, Австрию. В Дрезденской галерее художник копирует голову Сикстинской мадонны. Во Флоренции осматривает галереи Уффици и Питти.

Восторг и трепет от первой встречи с давным-давно знакомыми по репродукциям шедеврами архитектуры, скульптуры, живописи.

И пьянящее ощущение счастья и радости, как у всякого русского, пересекшего границу и отъехавшего от нее на расстояние пушечного ядра. Свобода!

В начале 31-го он в Риме. Предполагалось, что Иванов пробудет здесь три года, копируя творения мастеров Возрождения, изучая превосходную коллекцию антиков из сокровищ Ватикана, постигая вечный город с его руинами, соборами, дворцами. Но все случилось иначе. Не три года, а долгих 28 лет понадобится Иванову, чтобы вернуться домой.

Художник много путешествует по стране, изучает сотни зданий, изваяний и полотен, одновременно ища тему для картины, которая по возвращении на родину послужит отчетом о его успехах и даровании.

Итогом итальянских впечатлений становится «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». В этой картине уловлен, кажется, сам дух античности, в ней чувствуется живое дыхание древней Эллады.

Аполлон, Гиацинт, Кипарис – три разных состояния души, три степени зрелости, три ступени восхождения. Атмосфера покоя, гармонии и вдохновения. Самое светлое творение Иванова.

Почему он не закончил «Аполлона»? Неизвестно. Может быть, причина в том, что, подобно своему кумиру Леонардо да Винчи, он ставил перед собой художественные задачи, которые были неразрешимы. Нам не дано это узнать.

Иванов не доводит до конца и другую «отчетную» картину, уже по библейскому сюжету, – «Братья Иосифа находят чашку в мешке Вениамина». Считают, что работа над «Братьями Иосифа» была самой плодотворной неудачей Иванова: следствием ее стал поиск сюжета «Явления Христа народу».

Однако, отложив в сторону «Аполлона» и «Братьев Иосифа», Александр Андреевич оказался в очень неловком положении перед теми, кто отправлял его в долгую заграничную командировку. Все сроки подходили к концу, а каков результат? Общество поощрения художников и Академия никак не могли взять в толк причин медлительности молодого художника. Иванова призвали к ответу.

Источник: https://history.wikireading.ru/226239

Явление Христа Марии Магдалине

  • Александр Андреевич Иванов
  • (16 июля 1806 — 3 июля 1858)
  • Выдающийся русский живописец, пейзажист, портретист.
  • Биография
  • Родился в семье профессора исторической живописи Андрея Ивановича Иванова.

В 11 лет поступил в Петербургскую Академию Художеств в качестве вольноприходящего ученика. Учился хорошо, получил несколько золотых медалей.

В 1830 году на средства Общества поощрения художников А.А. Иванов едет в Италию в качестве пенсионера, посещает Австрию и Германию. За границей живет до 58 года.

В Италии он изучает античные памятники и живопись великих мастеров (Микеланджело), пишет эскизы на разные библейские сюжеты.

Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, он пишет менее масштабное произведение. С этой целью он в 1834 году написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Картина была отправлена в Петербург, имела большой успех и доставила художнику звание академика (1836).

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. (купил Александр — 2 за 15.000)

  1. Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года от холеры.
  2. Иванов был выдающимся русский художник, создатель произведений на библейские и антично — мифологические сюжеты, одним из представитель академизма.
  3. Нужное:

Иоанне Крестителе — ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. крестил в водах Иордана Иисуса Христа.

Мессия — (от ивр. מָשִׁיחַ‎, Маши́ах; др.-греч. Χριστός, Христо́с) — букв. «помазанник», откуда происходит еще одно значение слова — «избранник», «посвященный».

Иисус Христос — центральная фигура христианства, которое рассматривает его как Мессию, предсказанного в Ветхом Завете, причём большинство христианских конфессий верят, что он — Сын Божий.

Мария Магдалина — (город Магдалы)— блудница, которая, раскаявшись, стала последовательницей Христа.

(была исцелена Христом от одержимости семью бесами, затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при кончине Господа, была свидетельницей его погребения, она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться, она же рассказала апостолам о воскрешении Иисуса)

В 20-й главе Евангелия от Иоанна рассказывается о явлении воскресшего Христа Марии Магдалине. Иисус говорит ей: «Мария!» Она, обратившись, говорит: «Равви!» — что значит: «Учитель!». Иисус говорит ей: «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему…».

Явление Христа Марии Магдалине

(1835г, холст, масло. 242 x 321 см Государственный Русский музей)

Простота композиции, пластичность фигур, фронтально развернутых на темном фоне – перед нами произведение строго следующее канонам классицизма. Композиция отличается изяществом и простотой.

Несмотря на классицистическую условность, художнику удалось создать жизненный образ Магдалины, передать сложность и искренность ее чувств.

Мария отличается большей живостью. Художник сумел передать сложное чувство: радость, горе, волнение одновременно изображены на ее лице. Золотые волосы, мягко льющиеся на плечи, теплые цвета говорят о влиянии на художника веницианской живописи (Тициан).

Порывистое движение восхищенной Марии останавливается величественным жестом Христа: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».

Образ Христа наделен у Иванова физическим совершенством, идеальной красотой. На вдохновенном лице Иисуса читается непоколебимая твердость духа

Христос спокоен. Жест его не бездушный и отчужденный, он исполнен строгости и любви. Художник делает акцент на психологической стороне эпизода, стремится показать его внутреннюю напряженность и драматизм.

Христос пребывает на грани двух миров. Это выражается в контрасте пламенеющего цвета красного платья Марии и белых пелен Христа с их прозрачными переливами холодных и теплых тонов.

+

В работе над образом Марии Магдалины особенно наглядно проявились творческий метод художника, его стремление достигнуть предельной наглядности, пластической достоверности поведения героев. Первой моделью для Марии Магдалины послужила знаменитая красавица из Альбано – Виттория Кальдони.

Второй – неизвестная натурщица, с которой художник писал голову и руки. Чтобы добиться убедительности женских эмоций, Иванов заставлял натурщицу резать лук и одновременно смешил ее, желая вызвать на ее лице улыбку сквозь слезы. Для написания картины Иванов ездил на север Италии и изучал худ.

школы.

Явление Христа народу

(1837–1857, холст, масло, 540 на 750 см, Третьяковская галерея)

  • Творение всей жизни (работал 20 лет)

Близкий друг — Николай Васильевич Гоголь, писал: «Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы»

Пока Иванов писал картину, его пенсионерство закончилось, он жил на пособия и помощь мицинатов, которую он буквально клянчил. В тот момент он крайне бедно жил, питался хлебом и водой, а все свободные деньги тратил на краски, натурщиков.

Стремясь к максимальной жизненной убедительности, Иванов много сил и времени отдавал поиску подходящих натурщиков, изучает натуру, предавая внимание всякой мелочи, будь то деревья или камни. За время работы над картиной было написано более 600 этюдов и эскизов, включая рисунки. (ходил в храмы, см молящихся)

Художник настойчиво искал натуру для Христа, Иоанна и других. Искал на улице, на рынке, среди друзей и знакомых. Каждая фигура должна была, по его мысли, представлять целый мир со своей жизненной судьбой.

  • Содержание картины — Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу

Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Христа, данный Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие.

  • Идея картины — духовный переворот в жизни угнетённого человечества.

В картине каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл (каждый по своему переживает появление ИХ, не зависимо от сословий.

  • Участники картины объединены в группы (одни с надеждой, радостью,

любопытством встречают идущего, другие — хитро и недоверчиво смотрят на проповедника, который находится в центре композиции)

Иоанн Креститель, совершающий обряд крещения в водах реки Иордан. Он указывает собравшимся на приближающегося Христа. Движения Иоанна полны торжественности и одновременно напряженной страстности. Его вдохновенное лицо с огромными скорбными глазами выражает непоколебимую твердость духа, фанатическую убежденность и глубокое внутреннее волнение.

Слева от пророка изображена группа апостолов — будущих учеников Христа (юный Иоанн Богослов, за ним – Петр, далее – Андрей Первозванный и Нафанаил).

Дряхлый старик и цветущий юноша, с одинаковым радостным волнением прислушивающиеся к речам пророка.

Рядом с Иоанном группа сидящих на земле. Человека в шляпе – А. А. Иванов.

Группа из 2 фигур — седой человек, сидящий на земле, и раб, подающий одежду своему господину. Образ раба является, быть может, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Художник уловил на его лице выражение сложных и противоречивых чувств — радости и отчаяния, веры и недоверия, ожидания и безнадежности. Иванов считал, что на земле не может быть счастья, пока не будет уничтожено рабство.

Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями (Фарисеи (отлученные) — известная секта, возникшая между иудеями, после долговременного их плена в Вавилоне.). Среди них выделяется фигура человека в коричневом хитоне с непокрытой головой. В нем угадываются портретные черты писателя Н.В. Гоголя.

Читайте также:  Картина плот «медузы», теодор жерико

В образах “дрожащего” и рыжеволосого юношей передан страх и восторг. Тело обнаженного рыжеволосого юноши прекрасно, в нем сочетается духовное и физическое совершенство, он весь устремлен к Христу.

А “дрожащий” слушает, а не смотрит. Он стоит в полусогнутой позе с опущенными плечами, горячая душевная радость и умиление выразились на его лице, а глаза наполнились слезами.

К нему жмется озябший после крещения в водах Иордана мальчик.

Вдалеке, за холмом изображена группу людей в черном. Они держатся особняком. Это прокаженные. им не разрешалось приближаться ко всему остальному обществу. Они ждут Того о Ком говорит пророк, потому что верят, что Он может дать исцеление не только физическое, но и духовное.

Фигура Христа, несмотря на малый масштаб, смотрится внушительно. Он идет спокойно, величаво, будто несет с собой в мир гармонию, согласие и спокойствие. Изображение его отличается естественностью и простотой.

Шаг Христа в картине А. Иванова направлен прямо к группе «грешников», возглавляемых фарисеями. В первоначальных живописных эскизах Спаситель был изображен идущим навстречу Иоанну, но впоследствии художник изменил направление Его движения. Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию».

Коллективным героем тут как бы является все человечество. Художник разрабатывает сложную гамму чувств — от недоверия, вражды и равнодушия до крепнущей веры, — богатейший диапазон характеров и народных типов, восходящих к различным прообразам.

Художник мечтал о том, чтобы поместить Мессию в храм Христа Спасителя. Однако в период, когда великий труд художника, детище всей его жизни почти завершен, Иванова увлекают исследования Д. Ф.

Штрауса, его скандальной книгой «Жизнь Иисуса», где отвергается возможность каких-либо чудес в Евангельских событиях. Под воздействием этого, мастер несколько охладевает к «Явлению Мессии», хотя и доводит работу до конца.

«Мой труд — большая картина — все более и более понижается в глазах моих, — писал А. Иванов Герцену.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s17789t8.html

Александр Иванов «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» 1835 :: Георгий Петрович Чистяков :: Социальная сеть. Сайт знакомств. OwOhHo.com

Факты всегда упрямы. А те факты, что «считываются» с Плащаницы фантастически точно соответствуют тому, что говорит нам Евангелие и вообще древняя история.

Даже странные на первый взгляд ее размеры (4,37 на 1,11) с точки зрения истории оказываются вполне объяснимыми, ибо, как показал английский ассириолог Ян Дикинсон, достаточно точно соответствуют 8 и 2 еврейским локтям.

Более того, эти факты иной раз исправляют иконографическую традицию.

Так терновый венец оказался похожим не на лавровый венок, каким он обычно изображается как на Востоке, так и на Западе, а на шапку, или, вернее, на шлем, которым голова Иисуса была чудовищно сдавлена со всех сторон. Взирая на Плащаницу, нельзя не заметить и кровавого пятна у Его ребер. «Един от воин, — говорится в Евангелии от Иоанна (19: 34), — ребра Его копием прободе, и абие изыде кровь и вода».

Само изображение Его тела, когда смотришь на Плащаницу, кажется слегка неясным и размытым.

Вспоминаются слова знаменитой английской подвижницы Юлиании Норичской, которая, возможно, побывав в Риме в конце XIV века, писала о том, что образ Христа (правда, она говорила не о Плащанице, а о Нерукотворенном образе) выглядит каким-то коричневым и обесцвеченным. Но Его кровь… Ее следы видны потрясающе ясно.

Пятна Его крови… Их можно увидеть собственными глазами. В этот момент переживаешь что-то такое, о чем вообще невозможно рассказать в словах. На негативных воспроизведениях лика Иисусова, наоборот, до предела ясно видны черты Его лица, но на месте кровоподтеков оказываются всего лишь белые пятна.

Иллюстрация: Лик Иисуса на Плащенице

Впервые о Святой Плащанице достаточно подробно сообщает в своей «Истории завоевания Константинополя» Робер де Клари, который рассказал, что во Влахернах «хранят плащаницу, в которую был завернут наш Господь и которую каждую пятницу показывают, так что на ней можно видеть фигуру Господа». Он же пишет о том, что в 1204 году после разграбления Константинополя крестоносцами она исчезла и «никто — ни греки, ни франки — так никогда и не узнали, что случилось с этой плащаницей».

Лишь через полтораста лет приблизительно в 1353 году Плащаница обнаруживается как собственность Жоффруа де Шарни во Франции в Лирее близ Труа, хотя местный епископ считает, что это не реликвия, а подделка. Затем (еще через 100 лет) в 1453 году она переносится в Камбери, средневековую столицу Савойи.

В ночь с 3 на 4 декабря 1532 года чуть было не сгорела в Камбери во время пожара. Одна из стенок серебряного ларца, в котором в сложенном виде хранилась Плащаница, раскалилась добела и капли расплавленного металла прожгли на ткани дыры.

К счастью, сохранилась точнейшая копия Святого Синдона, сделанная задолго до пожара в 1516 году, скорее всего, Альбрехтом Дюрером.

В апреле 1534 года сестры–кларисы из местного монастыря инокинь святой Клары реставрируют обуглившиеся места, заменяя их заплатами из новой ткани, которые можно видеть и сейчас.

Через 44 года после этого Плащаницу переносят в Турин.

Бывший тогда архиепископом Милана Карл Борромей, будущий святой, служит перед ней торжественную мессу, на которой, затерявшись в толпе, присутствует, растерянный и поражённый, великий итальянский поэт Торквато Тассо.

В 1657 году начинается строительство капеллы, в которой будет помещена и доныне находится Плащаница. В 1983 году умирает король Умберто II, являвшийся, как и все представители Савойского дома, начиная с середины XV века, собственником Плащаницы.

Согласно его завещанию она передается Ватикану, но Иоанн Павел II принимает решение, согласно которому Плащаница должна остаться в Турине, а архиепископ этого города назначается её хранителем. В апреле 1997 года в капелле Святого Синдона, как некогда в Камбери, вспыхнул пожар.

Святыню удалось спасти, поскольку в это время она находилась не в самой капелле, а в центральном нефе кафедрального собора.

Чувство огромной боли охватывает вас с головы до ног и каким-то особым образом наполняет изнутри, когда вы смотрите на Плащаницу… Мне удалось провести рядом с нею несколько часов, стоя перед ней на коленях. Это была своего рода утреня Великой субботы:

«Иисусе сладкий мой, и Спасительный Свете, во гробе како темном скрылся еси? О несказанное и неизреченное терпение!»….

И далее:

«Ужасеся земля и солнце, Спасе, скрыся, Тебе невечернему Свету, Христе, зашедшу во гробе плотски»… Иосиф погребает Иисуса «и, видев мертва, нага, непогребенна», плачет над Его телом… Так поется в стихире Великой Субботы, что начинается словами «Тебе одеющегося светом яко ризою…»

«Мертва, нага, непогребенна»… Мёртвым, нагим и непогребённым изображает Его византийский поэт, и именно таким вижу я Его сегодня. «Благосердый плач сотвори», — продолжает древний церковный поэт, а я понимаю, что это мой сегодняшний плач.

Боже, до чего же больно! А ведь Ей-то было больнее, когда она из глубины своего сердца всё никак не могла услышать те слова, что запишет потом инокиня Кассия «не рыдай Meне Мати, зрящи во гробе…» Как же больно это — видеть Его мёртвым, нагим и непогребённым.

Наша богослужебная поэзия удивительным образом в словах сумела передать то, что вижу я теперь сам своими глазами. Словно меня перенесло в Иерусалим в дни Цезаря Тиберия… Я вижу даже не след Его рук, но те самые руки, которыми коснулся Он умершей дочери Иаира.

Руки, которыми «помазал Он брением» глаза слепорожденному… Эти руки возложил Он на курчавые головки детей, сказав «Если не обратитеся и не будите как дети…» И те самые уста, что некогда Ты, Господи, отверз, чтобы сказать «блажени нищие духом, яко тех есть царство небесное»… Вот те самые ноги, что некогда помазала Мария, «взявши фунт нардового чистого драгоценного мира… и отёрла волосами своими».

«Это больше, чем изображение, это — присутствие», — сказал о Плащанице Поль Клодель. Наступает вечер. Девять часов. Храм должен сейчас закрыться, а на другой день на заре я улечу из Турина и, скорее всего, больше никогда не увижу Плащаницу, которую откроют теперь лет через 25, не раньше. Но оказывается, что здесь можно побыть еще, потому что будет служиться месса.

Зачем? Мне почему-то кажется, что торжественная литургия, которую совершат сейчас три кардинала, здесь абсолютно неуместна. Здесь нужно молчать и тихо плакать. Беззвучно. «Ученик любимый каменел», — как говорит Анна Ахматова. Но ведь не я же это решаю. Месса начинается, а у меня есть ещё неожиданная возможность до её окончания помолиться у Плащаницы.

Я стою перед самой Святыней, а где-то, как мне кажется, очень далеко, за моей спиной поется Gloria in excelsis Deo и служится месса. Все, кто стоят рядом со мною, не отрывая глаз, как и я, смотрят на Плащаницу, хотя кажется, что она уже так врезалась в память, что и теперь, когда закрываешь глаза, видишь буквально каждый её сантиметр.

Откуда-то словно издалека, будто из какого-то другого храма до меня все же донеслись слова Евангелия:

«И положил Его в новом своем гробе, что высек он в скале, и привалив большой камень к двери гроба, удалился»…

И вдруг произошло что-то невероятное и я почувствовал, что нахожусь словно на Эммаусской вечере, когда Он, воскресший, но не узнанный, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им». Кардинал четко произнес questo e il mio Corpo — «сие есть Тело Мое»… Ещё не прошла боль, та боль, ослабить которую не в силах никакой наркоз, но свет Воскресения уже светит.

Белоснежная боль Святой Пасхи… Наверное, она всё-таки знакома каждому священнику. Пасхальная литургия уже закончилась, а ты стоишь в алтаре перед престолом.

В храме всё сияет и искрится, и свечи, и солнечные зайчики на окладах икон и на бронзовых лампадках и подсвечниках, и лица молящихся.

А у тебя перед глазами Он, потому что на престоле лежит перенесенная ночью сюда из центральной части храма Плащаница. Он — мёртвый. Его нестирающийся след. Он — «мёртвый, нагой и непогребённый»…

В этот момент, услышав слова questo e il mio Corpo, я увидел Святую Плащаницу словно другими глазами. «Видите гробные пелены! Тецыте и миру проповедите, яко восста Христос, победивый смерть, яко есть Сын Бога, Спасающего род человеческий», — так в стихирах Святой Пасхи говорит ангел жёнам–мироносицам. «Видите гробные пелены»… Это только пустые пелены, ибо «Его нет здесь. Он воскрес».

«И ожидает вас в Галилее».

Источник: https://owohho.com/739/article/36624

Ссылка на основную публикацию