Якопо Бассано, также известный как Якопо да Понте, родился в 1517 году в Бассано дель Граппа в Венецианской Республике, умер там же 13 февраля 1592 года.
Художник позднего ренессанса венецианской школы, известный своими религиозными картинами, пышными пейзажами и сценами повседневной жизни.
Сын провинциального художника Франческо Старшего, который принял имя Бассано, он был выдающимся членом процветающей семейной мастерской.
Якопо Бассано, также известный как Якопо да Понте, родился в 1517 году в Бассано дель Граппа в Венецианской Республике, умер там же 13 февраля 1592 года.
Художник позднего ренессанса венецианской школы, известный своими религиозными картинами, пышными пейзажами и сценами повседневной жизни.
Сын провинциального художника Франческо Старшего, который принял имя Бассано, он был выдающимся членом процветающей семейной мастерской.
Его ранние работы, такие как «Сюзанна и Старцы» (1534-36) и «Бегство в Египет» (1536), показывают влияние его учителя, Бонифацио Веронезе (Бонифацио де Питати), малоизвестного венецианского живописца, а также Лоренцо Лото и атмосферный свет Тициана. По мере того, как искусство Бассано созревало, его мазки становились всё слабее, а формы и массы его композиций становились всё более и более живыми – развитие, которое привело к таким фреско-подобным полотнам, как «Голгофа» (1538-40).
После 1540 года в его работах стало заметным сильное влияние элегантности флорентийских и римских маньеристов. Он особенно восхищался грациозным затуханием фигур Пармиджанино, как это видно из его «Поклонения пастухов».
После 1560 года Якопо написал большое количество работ, характеризующихся бледным светом, тусклыми цветами и аттенуированными фигурами в поразительно сложных позах.
Пейзаж и жанровые предметы стали особенно важны в его творчестве в 1565-70 годах, когда были созданы его первые картины сельской жизни. Одна из лучших – его «Пастор». В этих работах были разработаны жанровые и ландшафтные элементы, которые были случайными в более ранних религиозных сценах.
Четверо сыновей Якопо также были художниками. Франческо Младший (1549-92) и Леандро (1557-1622) были особенно важны для непрерывности работы мастерской. Многие картины Бассано являются продуктом семейного сотрудничества. Франческо Младший, вслед за отцом, имел склонность к сельским сценам.
Ему было доверено венецианское отделение мастерской вплоть до его смерти в результате самоубийства в 1592 году. Леандро, поселившийся в Венеции в 1582 году, также был успешным там, получив ряд комиссионных за полотна для Дожского дворца.
Он теперь известен своими портретами в стиле, основанном на стиле Тинторетто.
Якопо Бассано
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/62989189/
Якопо Бассано «Наполнение Ноева ковчега»
Произведение художника венецианской школы в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева. Цикл «Дары Эрмитажа Радищевскому музею»
ЯКОПО БАССАНОНаполнение Ноева ковчега
В общей сложности Эрмитажем было подарено Радищевскому музею 27 работ, не равных по художественной ценности.
В каталоге Радищевского музея «Зарубежное искусство» произведения западноевропейских мастеров идут самыми первыми инвентарными номерами. Представление цикла публикаций «Дары Эрмитажа Радищевскому музею» мы начинаем с итальянской живописи эпохи Возрождения.
В числе работ, которые были получены музеем имени А. Н. Радищева от Императорского Эрмитажа, интересна работа Якопо Бассано (Якопо де Понто) «Наполнение Ноева ковчега». Якопо Бассано (1510–1592) — представитель «венецианской школы» художников итальянского Ренессанса.
Одной из особенностей этой школы является повышенный интерес к возможностям пластической выразительности живописного начала. Бассано учился у Веронезе в Венеции в течение шести лет. Он взял от венецианской школы яркость и насыщенность красок, блистательное колористическое решение произведений.
После Венеции он вернулся в свой родной город Бассано, где работал как художник, график и фресковый живописец.
Бассано работал в жанре религиозной живописи, насыщая полотна конкретными деталями итальянского быта XVI века. В его произведениях много пейзажа, животных.
Его образы живы и материальны, как и все, что было создано в эпоху итальянского Возрождения, но одновременно ему присущи определенные композиционные особенности, которые делают его стиль узнаваемым.
Фигуры его часто наклонены к центру и как бы стелятся по земле. Это качество было присуще таким его ранним полотнам, как «Тайная вечеря» и «Бегство в Египет».
Как свидетельствуют исследования составителей каталога «Зарубежное искусство» собрания музея имени А. Н.
Радищева, в мастерской художника «неоднократно повторялась серия из четырех частей, посвященная всемирному потопу: «Постройка ковчега», «Вход животных в Ноев ковчег», «Потоп», «Жертвоприношение Ноя».
Все картины серии, подписанные Якопо Бассано, созданы мастером в зрелые годы, в 1575–1580 и находятся в дворцовой галерее Замка Кромержиж (Чехия). Полотна на тот же сюжет находились и в его мастерской. Так что этот сюжет является одним из самых повторяемых в его творчестве.
Работа Радищевского музея характеризуется исследователями как произведение мастерской Бассано, может быть, выполненная его сыном Франческо.
Здесь следует отметить, что отец и сын Якопо и Франческо Бассано умерли в один год, и в любом случае это произведение той же эпохи и той же мастерской, то есть оно несет все особенности индивидуального стиля мастера, хотя в каталоге и утверждается, что картина «написана сухо и мелочно, ее красочная палитра не богата, компоновка деталей механистична».
Особенности письма венецианской художественной школы эпохи Возрождения был шагом от эстетики и стилистики Возрождения к маньеризму.
Черты маньеризма проявляются в произведении Бассано в изломанности линий, некоторой деформированности фигур, своеобразии композиции и перспективы.
Последнее — устремленность всех персонажей картины к единому центру — оправдано сюжетом живописного полотна: все люди и животные движутся по направлению к единому центру — Ковчегу.
Надежда Гришина
Источник: Сайт «Новости Радищевского музея»
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100705_bassano.html
Бассано ЯкопоКартины и биография
Бассано Якопо (Bassano Jacopo) (около 1517–1592) Итальянский живописец, крупнейший представитель семьи художников эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. Настоящее имя, собственно, Якопо да Понте (Jacopo da Ponte).
В творчестве Бассано демократическая, жанровая трактовка многофигурных религиозных композиций (в которые он включал сцены крестьянской жизни, изображения животных, натюрморты), сочная материальность образов и звучность цвета сочетаются с тенденциями маньеризма: динамичными композиционными ритмами, резкими, часто драматичными контрастами света и тени («Поклонение пастухов», 1568, Городской музей, Бассано; «Отдых на пути в Египет», Пинакотека Амброзиана, Милан).
Якопо да Понте, прозванный Бассано по названию своего родного городка, родился около 1510 года. Есть и другие версии о времени рождения художника, но эта дата представляется более правдоподобной, поскольку существуют сведения о картине Якопо Бассано, документированной 1531 годом.
Родина художника, небольшой провинциальный город Бассано (ныне его полное название – Бассано дель Граппа), никогда не имела, в отличие от, к примеру, Венеции, серьезных культурных традиций.
Упоминания о первых ученых-гуманистах, поэтах и живописцах, которые были уроженцами Бассано, относятся к 16 веку (таким образом, Якопо да Понте принадлежал к первому поколению «интеллигенции» своего города). В целом же Бассано жил тихой и размеренной жизнью, как и положено центру сельской области.
Прямо у городских стен пастухи пасли овец, а сами горожане занимались в большинстве своем выделкой кож, производством шерстяных тканей и изготовлением сальных свечей. Эти патриархальные занятия, питавшие Бассано, не могли не отразиться на нравах его жителей.
Старые авторы писали, что еще в 16 столетии в Бассано свято хранились заветы предков, давно уже забытые в крупных городах Италии. Один из них в таких выражениях восхищался женщинами этого города: «Они доброго и доблестного нрава, их обычаи и одежды скромны и далеки от роскоши».
Несомненно, некоторая архаичность жизненного уклада в Бассано оказала большое влияние на формирование личности будущего художника.
Недаром впоследствии он одним из первых итальянских живописцев обратился к сельской тематике, и именно картины, в которых так или иначе присутствуют деревенские детали, принесли ему наибольшую известность. Но нельзя также сбрасывать со счетов и семейную обстановку.
Семья, где возрастал Якопо да Понте, была, вероятно, одной из самых оригинальных во всем городе. Его отец, Франческо да Понте (дата его рождения неизвестна, а умер он, по всей видимости, в 1540 году), был, как свидетельствует Карло Ридольфи, весьма образованным для своего времени человеком.
Он увлекался изящной словесностью, философией и алхимией. Надо полагать, что он постарался передать сыну большинство своих знаний, ибо та легкость, с которой Якопо да Понте сочинял сюжеты для своих полотен, свидетельствует о его близком знакомстве с литературой. Первые уроки живописи он также получил от отца.
Неизвестно, с какого момента он начал помогать отцу в его трудах. Исследователи полагают, что к совместным работам Франческо и Якопо да Понте следует отнести некоторые полотна, созданные около 1530 года и хранящиеся ныне в Городском музее в Бассано. Бок о бок с отцом наш герой проработал приблизительно пять лет. В 1535 году мы обнаруживаем его уже в Венеции, в мастерской Бонифацио Веронезе.
Картина «Вход зверей в ковчег». Спасаясь от потопа, Ной вместе со своей семьей ведет стадо животных на ковчег. Само судно занимает незначительное место в композиции, так как художник изображает лишь одну его сторону и вход во внутреннее пространство. Вместо этого он сосредоточивает внимание на показе зверей.
Фигуры их отчетливо выделяются на холсте, столь убедительно и живо они трактованы мастером. Чтобы создать этот удивительный зверинец, Бассано должен был изучить различные породы животных – собак, кошек и даже индюков. Плодовитый рисовальщик, Бассано часто использовал при подготовке своих живописных композиций цветные мелки.
Его ранние произведения производят впечатление несколько провинциальных, но со временем он выработал собственную манеру, тонко синтезировав в ней венецианский колоризм, родственный искусству таких художников, как Тинторетто и Веронезе, и пластические ритмы фигур, характерные для мастеров Центральной Италии, например, Франческо Сальвиати.
Хотя Бассано большую часть своей жизни прожил в расположенном в предгорьях Альп родном городке Бассано, он тесно связан с кругом собственно венецианской живописи позднего Возрождения, занимая в ней своеобразное и достаточно важное место.
Возможно, из всех мастеров Италии второй половины 16 века Бассано ближе всего подошел к превращению в главного героя картин обычного человека своего времени. Правда, в ранних произведениях художника Якопо Бассано («Христос в Эммаусе» и другие) жанрово-бытовые моменты вкраплены в традиционные схемы решения сюжетов такого рода.
В дальнейшем, точнее, в 1540–х годах искусство Якопо Бассано переживает своеобразный перелом. Образы становятся более беспокойными, внутренне драматичными.
От изображения отдельных персонажей, скомпонованных в устойчивые уравновешенные группы согласно канонам Высокого Возрождения, которыми Бассано, кстати говоря, владел не слишком совершенно, мастер переходит к изображению охваченных общим беспокойством людских групп и толп. Простые люди – пастухи, земледельцы – становятся главными действующими лицами в его картинах.
Таковы его «Отдых на пути в Египет», «Поклонение пастухов» и др. Картина живописца Якопо Бассано «Возвращение Иакова» представляет собой своеобразное переплетение рассказа на библейскую тему с изображением «трудов и дней» простых жителей маленького приальпийского городка. Последнее при этом явно превалирует во всей образной структуре картины.
В ряде своих произведений позднего периода Якопо Бассано полностью освобождается и от формальной сюжетной связи с религиозно-мифологической темой. Картина «Осень» – это своеобразная элегия, воспевающая спокойные радости поры зрелой осени. Великолепный пейзаж, поэтичный мотив уходящей вдаль группы охотников, охваченных влажно-серебристой осенней атмосферой, составляют главное очарование этой картины.
В Венеции художник занимался совершенствованием своей живописной техники. Его работа в мастерской Бонифацио Веронезе подтверждается и многочисленными свидетельствами старых авторов, и его собственными полотнами конца 1530–х годов.
Неизвестно лишь, как долго и в каком статусе находился он здесь. С трудом можно поверить, что Бассано работал у Веронезе исключительно на положении ученика. Слишком уж великовозрастен он был (в 1535 году ему минуло уже двадцать пять лет).
Легко представить себе, как поразила пышная Венеция нашего провинциала, выросшего в краю ремесленников, пастухов и землепашцев. Роскошные палаццо, великолепные храмы, толпы богато одетых горожан – поначалу все это показалось Бассано восхитительным.
В мастерской Веронезе он старательно приобщался к венецианской школе с ее тяготением к пышности, изысканному колориту и повествовательности.
В 1540 году Якопо да Понте получил из дому известие о смерти отца и поспешил в Бассано. Надеялся ли он вернуться в Венецию потом, по завершении всех печальных хлопот, связанных с устройством дел семьи? Или уже заранее знал, что отныне его судьба будет связана с родным городом? Вернее всего – второе.
Можно предположить, что за несколько лет Венеция с ее «праздником каждый день» успела прискучить молодому художнику, с детства привыкшему к иному ритму жизни и иному окружению. Он взял от Венеции все, что хотел взять. Да.
он больше не мог участвовать в художественной жизни Венеции и лицезреть живописные новинки, но зато получил возможность в тишине и покое наслаждаться гравюрами. Их он изучил гораздо более досконально, нежели его «коллеги» и друзья, оставшиеся в Венеции.
Так, в его работах раньше, чем в полотнах кого-либо из венецианцев, можно заметить следы знакомства с гравюрами Пармиджанино.
К концу 1540–х годов мастер обзавелся семьей. Когда точно произошло это событие, сказать трудно, но первый из известных сыновей Якопо Бассано, Франческо, появился на свет в 1549 году. Жизнь художника текла спокойно.
Он трудился для городских и окрестных церквей, проводил свои досуги в кругу семьи, мастерил затейливые штуки для украшения своего дома и сада, неизменно поражавшие гостей.
Один за другим рождались сыновья и, подрастая, становились помощниками отца в его мастерской.
Нельзя сказать, что, покинув Венецию, Бассано жил анахоретом. Судя по всему, старые знакомые, с которыми он сошелся еще в молодые годы, не забывали о нем. Так, есть сведения, что Паоло Веронезе послал своего сына Карлетто «учиться ремеслу» именно в мастерскую Бассано. Это, несомненно, свидетельствует о том, сколь высоко ценил он талант своего товарища по цеху.
Помимо прочего, если верить биографам Бассано, тот же Веронезе в своем знаменитом «Браке в Кане» (1562–1563) изобразил его рядом с собой, Тицианом и Тинторетто в группе музыкантов.
Успехом пользовались работы Якопо да Понте и у некоторых коллекционеров-любителей (в особенности им нравились его сельские сцены, где он с большой достоверностью воспроизводил пейзажи своей родной Террафермы).
В середине 1570–х годов старый мастер взялся за совершенно новую для него работу – монументальные росписи. Открытый лишь недавно, этот фресковый цикл в приходской церкви Картильяно, небольшой деревушки неподалеку от Бассано, создавался при странных обстоятельствах.
Исследователи предполагают, что в 1574–1575 годах художник был вынужден оставить Бассано (иные говорят, что это было связано с эпидемией чумы, действительно разразившейся в эти годы в близлежащих городах, другие винят во всем религиозные распри, связанные с Контрреформацией).
Как бы там ни было, Бассано пришлось «спасаться» в деревне, благодаря чему он создал великолепные фрески капеллы дель Розарио – единственное свое произведение в этом жанре. 1570–е годы вообще явились для живописца наиболее плодотворным периодом. Он и сам не растерял еще сил, да и сыновья были рядом.
И, хотя Бассано не оставлял кисти до самой своей смерти, в следующее десятилетие он работал далеко не так продуктивно. Умер художник в 1592 году, лишь ненамного пережив своего старшего и самого талантливого сына Франческо, скончавшегося полгода спустя.
В творчестве Якопо Бассано искусство позднего Возрождения в Венеции ближе всего подошло к созданию новой системы жанров, непосредственно обращенных к реальной жизни в ее повседневных формах развития.
Однако этот важный шаг мог быть осуществлен не на почве доживающей свои последние дни величия Венеции – то есть ренессансного города-государства, а на почве культур, возникших на базе национальных государств, на основе нового, прогрессивного этапа в истории человеческого общества.
Источник: http://smallbay.ru/artitaly/bassano.html
Бассано (Якопо Де Понте)
Путеводитель по картинной галерее Императорского ЭрмитажаБенуа Александр Николаевич
Однако лишь с половины XVI века в творчестве Якопо де Понте (прозванного по месту его рождения Бассано, 1510 — 1592) — художника, родившегося в год смерти Джорджоне, проявляется эта новая отрасль живописи, вполне обособленной и самодовлеющей. В Венеции были свои местные причины, почему именно жанр возник и развился здесь с особым успехом. Каждый мало-мальски зажиточный венецианец имел на материке свою виллу, свою усадьбу, и отдых от торговых дел, от морской службы на лоне природы, в мирных занятиях сельским хозяйством представлялся особенно пленительным для горожан, которые остальное время года не видели ничего, кроме каменных домов, мостовой и каналов. Эта ностальгия по земле, по природе, по зелени вызвала в Венеции расцвет чистого пейзажа (в творчестве Тициана и Кампаньолы), она же вызвала и бытовую живопись, Бассано носившую вначале исключительно сельский характер.
Франческо Бассано Младший (Школа Якопо Бассано). Осень. Холст, масло. 97х127. Инв. 1598. Из собр. Кроза, Париж, 1772
Бассано писал и религиозные сюжеты (хорошая копия с превосходной его картины “Поклонение волхвов”, хранится в Эрмитаже), но славу себе стяжал мастер сериями бытовых сельских картин, сделавшихся в гравюрах достоянием всего мира.
Якопо Бассано. Св. Фабиан, св. Рох и св. Себастьян. Бумага, масло. 57,5х45. Инв. 2590. Из собр. Кроза. Париж, 1772
Эрмитаж, к сожалению, не имеет подлинных произведений этого простоватого, но замечательно искреннего художника и блестящего колориста, но ряд копий “Христос у Марфы и Марии”, “Снятие с креста”, “Положение во гроб” и “работа мастерской” “Лето” знакомят с манерой Бассано и с общим настроением времени. Внимание к простой жизни, выразившееся в них, находилось во всяком случае в зависимости от все усиливавшейся индифферентности к мистическим вопросам.
К концу XVI века, начавшегося с истинно “божественного” искусства Леонардо, Микель Анджело, Корреджо, Джорджоне и Рафаэля, итальянское искусство представляло из себя несколько безотрадную картину.
И не в талантах чувствовался недостаток, не в знаниях и в мастерстве, в духовной силе.
Художникам, пошедшим вслед за Микель Анджело, удалось заимствовать у него одну “маску”, и их произведения носят характер “упражнений в колоссальном стиле”; художники, пошедшие вслед за Корреджо, разменяли его грацию на дряблую манерность, не сумев вникнуть в его внутреннюю психологию. Только в Венеции и окрестных провинциях (где тоже чувствовалась некоторая усталость) могла сформироваться разумная реакция против грозившего упадка. Но именно “разумность” становится отныне (взамен непосредственности и вдохновения) одним из главных двигателей творчества.
Следующая глава
Пальма, Якопо старший
О Пальме в Эрмитаже можно иметь лишь очень одностороннее представление по превосходному мужскому портрету (симфония серого с черным), чрезвычайно типичному для венецианского Ренессанса, но, к сожалению, испорченному реставрацией. Пальма старший.
Пармеджанино (Маццола, Франческо), Бертоя (Якопо Цангуиди), Скидоне, Бартоломео Пагани, Грегорио
Вообще для того, чтобы дополнить понятие о дальнейших исканиях художников первого периода барокко по Эрмитажу, приходится останавливаться на вещах второстепенных. Укажем
Источник: https://culture.wikireading.ru/40286
Якопо Бассано — биография и картины
Будущий художник родился примерно в 1510 году в Бассано-дель-Граппа под Венецией, в семье известного художника. Его настоящая фамилия даль Понте, а свое прозвище он, как и его отец Франческо, получил по месту рождения.
Якопо даль Понте (Бассано) считается первым из современных мастеров пейзажа, так как именно он стал использовать его как отдельный жанр живописи, уделяя много внимания отдельным фрагментам и изображая окружающий мир в удивительно радостном и эффектном виде.
Некоторая торжественность и праздничность его картин дает основание отнести его творчество сразу к нескольким направлениям в искусстве. Он считается видным представителем венецианской школы живописи, в его стиле отмечается влияние позднего Ренессанса, маньеризма и частично барокко.
Творчество мастера характеризуется огромным вниманием к детализации, большим количеством подробностей и тщательной проработкой мельчайших элементов. Живописец писал великолепные реалистичные портреты, красивые пейзажи, изображения животных и натюрморты со множеством мелких деталей.
Для его работ свойственна сложная многофигурная композиция и тяжелые для изображения позы, но он мастерски справлялся с такими комбинированными задачами. При всей сложности его картины выглядят естественно и очень нарядно.
На творческую манеру художника оказало влияние несколько значительных мастеров того времени, в том числе, конечно же, его отец, а также Тициан, Беллини и Веронезе. Сам же Бассано повлиял на работы своих сыновей и на знаменитого Эль Греко. Уже одно это говорит о нем как о Мастере с большой буквы.
Первый опыт живописи он получил от своего отца, которому ассистировал в течение 5 лет. Якопо выполнял различные детали на полотнах своего отца. Первой полностью самостоятельной картиной стала «Бегство в Египет», написанная в 1534 году. В следующем году Бассано переехал в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Бонифачо Веронезе. Через несколько лет он выработал, сформировал и окончательно освоил собственную узнаваемую манеру живописи. В ней он воспевал красоты природы и находил интересные моменты в повседневной жизни людей. Среди его работ есть и портреты, а также многочисленные полотна на библейскую тематику, без которой нельзя представить себе ни одного известного художника того времени.
В его картинах используется четкая и контрастная светотень, но нет такого драматизма и резкости, как в полотнах Караваджо и его школы. Еще одно отличие творчества мастера – это многоцветие, использование множества достаточно ярких и сочных красок.
Благодаря таким творческим приемам картины выглядят очень эффектно, празднично и отлично запоминаются. Производит впечатление и вдумчивая проработка мелких деталей.
По его работам можно в буквальном смысле слова изучать жизнь и быт людей тогдашнего временного периода.
Многофигурные картины Бассано отличаются добротной композицией, которая зачастую составлена из многочисленных фигур в сложных позах, в ярких нарядах с драпировками и множеством подробностей. Ярким примером может служить ранняя картина «Ужин в Эмаусе», где применены очень сочные и выразительные краски, а скатерть или ковер, которой застелен стол под белым полотном, выглядит настолько реально, что ее буквально можно пощупать.
Сохранилось довольно много работ художника, находящихся в разных музеях мира, в том числе и в Галерее Боргезе в Риме, в собрании лучших полотен итальянских и других европейских мастеров.
Почти всю свою жизнь художник провел в родном городе, где и скончался в 1592 году. Его работу в семейной мастерской продолжили четыре сына, тоже ставшие достаточно известными и успешными художниками.
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2517-yakopo-bassano-biografiya-i-kartiny.html
Бассано, Якопо (1517/18-1592)
11.09.2012
Один из великих провинциалов Террафермы, ловкий изобразитель козочек и ягнят, последний великий живописец Возрождения, крестьянский король венецианской живописи чинквеченто, утонченный и артистичный мастер, представитель наиболее демократической и реалистической линии венецианского искусства, маньерист.
Все эти достаточно разноречивые определения, список которых можно продолжить, относятся к художнику Якопо да Понте, более известному как Якопо Бассано. Вряд ли это имя звучит сейчас так же громко, как имена других венецианских мастеров.
Но в знаменитом веронезовском «Пире в Кане» (1562) автор изобразил в квартете музыкантов, кроме себя самого, Тинторетто и Тициана, также и Якопо Бассано и тем самым оставил свидетельство современника, понимающего толк в искусстве, о значительности «музыки» последнего.
Якопо да Понте действительно искусно музицировал, особенно на духовых инструментах, но все же известность и даже популярность он снискал благодаря своей кисти.
Небольшой городок Бассано на севере венецианской провинции — Террафермы, в котором родился Якопо да Понте, был далек от центров ренессансной культуры и не имел собственной художественной школы вплоть до рубежа 15 -16 веков.
Именно в это время здесь начинает работать Франческо да Понте — отец будущего художника. Франческо — весьма образованный человек, увлекающийся литературой и философией, не только дал неплохое образование сыну, но и привил ему любовь к искусству, стал его первым учителем.
Якопо начал делать свои первые шаги в искусстве с совместной работы с отцом, который сохранил в 16 веке приемы и методы кватроченто. С 1530-х годов молодой художник занимается уже самостоятельной художественной деятельностью.
В его ранних живописных работах недостаток мастерства и архаизмы искупаются иногда непосредственностью видения, наблюдательностью взгляда и лирическими интонациями.
В 1535 году Якопо Бассано совершает свою первую поездку в столицу республики св. Марка, где некоторое время работает в мастерской Бонифацио Веронезе, «самого благонамеренного живописца Венеции» (В.Н.
Лазарев). Молодой художник получает возможность преодолеть свой «глухой» провинциализм, приобщиться к художественным достижениям чинквеченто, к культуре Венеции, переживающей в этот момент расцвет.
В произведениях Бассано второй половины 1530-х годов уже вполне определяются сильные и слабые стороны его таланта, его интересы и пристрастия. На раннем этапе творчества он осознанно заимствует готовые композиционные схемы и мотивы из работ различных художников. Так, основа построения «Бегства в Египет» восходит к фреске Джотто, а образ Мадонны с младенцем — к фреске Тициана.
Подобные заимствования, которые будут постоянно у него встречаться, определены особенностью художественного сознания — ему всегда будет важен не столько замысел, сколько его исполнение, не столько сюжет, сколько его воплощение.
Отсутствие «композиторского» дара компенсировалось в работах художника необычайно тонким чувством цвета, а также рисунком, который с годами становился все совершеннее.
Одной из лучших картин его раннего периода является «Поклонение волхвов» (1-я половина 1540-х, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), в которой сочетание изумрудно-зеленых, вишнево-красных, синих, коричневых и приглушенно-оранжевых тонов свидетельствует о нем как о прирожденном колористе.
Диагональные построения, используемые здесь для введения многочисленных персонажей, в дальнейшем творчестве станут излюбленным композиционным приемом. И, наконец, в «Поклонении волхвов», как и в некоторых других работах того времени, проявился интерес к крестьянским образам, изображение которых никак не связано по сюжету со священными событиями. Постепенно эти персонажи будут занимать все больше места на его полотнах, что приведет к появлению крестьянского жанра.
Пребывание Якопо в Венеции было, по-видимому, недолгим. С начала 1540-х годов он почти безвыездно живет в родном Бассано, предпочитая его провинциальный быт и спокойную местную природу столичной жизни.
Это добровольное «отшельничество» не мешало, однако, живописцу интенсивно впитывать новые художественные веяния. Он интересуется не только искусством Венеции, но и Эмилии, Тосканы, Рима.
В его работах так или иначе видны следы влияния или прямого заимствования изобразительных формул из произведений Бонифаций Веронезе, Лотто, Парденоне, Пармиджанино, флорентийских маньеристов, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Веронезе и даже немецких мастеров.
Разные художественные импульсы, доходившие до живописца преимущественно в рисунках и гравюрах, не привели к растворению его творческой индивидуальности.
Однако когда в 1540-е годы маньеристические тенденции получали все большее распространение в искусстве Венеции, Якопо, чуткий к изменениям, оказался в некоторой растерянности. Он часто менял манеру, пробовал различные средства художественной выразительности, искал то, что было бы созвучно его темпераменту.
В это время он создает подчеркнуто эмоциональные и напряженные образы («Христос в храме», Эшмолен-музей, Оксфорд), строит необычайно динамичные композиции с большим количеством фигур, с преувеличенной экспрессией поз и движений («Мученичество св. Екатерины», Городской музей, Бассано; «Битва Самсона с филистимлянами», Картинная галерея,. Дрезден).
До середины 1560-х годов маньеризм играл важную стилеобразующую роль в творчестве Бассано. Он расширил в его искусстве репертуар композиционных схем и пластических мотивов, обогатил художественный язык большей тонкостью эмоциональных характеристик.
Но уже в таких произведениях 1550-х — начала 1560-х годов, как «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1558), «Распятие» (1562, оба — Городской музей, Бассано), Якопо, уходя от субъективистских крайностей маньеристической стилистики, пытается сплавить ее (хотя и не всегда органично) с более естественным и непосредственным видением натуры. И эта тенденция будет определять эволюцию его живописи.
С середины 1560-х годов в его творчестве особое место станут занимать жанровые картины, а также композиции на библейские сюжеты, связанные с сельским бытом и дающие возможность показать крестьян, их быт, утварь, скот.
Стремление художника к изображению подобных сельских сцен было созвучно интересу венецианской публики, желавшей смены сюжетного репертуара.
Многочисленные «Месяцы года», «Ноевы ковчеги», «Времена года», «Стихии», «Всемирные потопы», изображения ярмарок, базаров, переселений, гроз позволили художнику наполнить свои картины бесчисленным множеством лошадей, овец, ослов, собак, изобразить крестьян, их быт, дома, показать «бесчисленные котлы, кастрюли и сверкающие медью кухонные принадлежности, затем — осветить боковым светом не одну тысячу потных спин поселян в бумазейных и ситцевых рубахах, окинуть беглым взором щеки крестьянок и строптивых мальчишек и, под конец, показать торчащий подол белой рубахи… выбившийся из штанов мальчишки…» (Р.Лонги).
Необычайный успех, выпавший на долю этих композиций, привел к тому, что художник, будучи не в силах выполнять все заказы, поручал их сыновьям. Массовое изготовление по заготовкам Якопо жанрово-библейских сцен получило название «бассанизма» и сослужило плохую службу живописцу, лучшие произведения которого растворились в огромном потоке ремесленной продукции.
Несмотря на то, что Якопо действительно явился родоначальником крестьянского жанра, сам этот жанр был составной частью его живописной системы. Главные достижения живописца — в области собственно живописной техники, которую он довел в своем роде до совершенства.
С помощью мелких мазков, чутко реагирующих на свет, из которых сотканы его лучшие полотна, художник моделировал объемную форму, виртуозно передавал неуловимые переходы от света к тени. Созданный им художественный мир обладал необычайной материальностью, предвосхищавшей веризм Риверы.
Один из авторов 16 века сравнивал его с Апеллесом, говоря, что он вводит в заблуждение человеческий глаз. Якопо был также изобретателем ночных сцен и сцен с искусственным освещением.
Художник прожил долгую и плодотворную жизнь. Его творчество наполнено поисками, в которых достижения чередуются с неудачами. Но жажда совершенства никогда не покидала художника.
Перед смертью он сокрушался, что не имеет больше возможности «заново учиться и… усваивать добрые основы живописи, уже с осознанием того, сколь трудно достичь совершенства в этом искусстве…
подобном огромному океану».
Г.Прохоров
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.
Источник: http://www.art-100.ru/text.php?id_texts=3523
Якопо Бассано
Якопо Да Понте (Якопо Бассано) (1510/1515 — 1592). «Мадонна с Младенцем и святыми». 1545−1550.
Холст, масло, 191×134см. Мюнхенская пинакотека.
Большой алтарный образ кисти Якопо Бассано (художника, прозванного так по названию города, в котором работал — Бассано) представляется чрезвычайно интересным.
На картине изображены: Богоматерь с Младенцем, Святой Иаков Старший (старший брат Иоанна-евангелиста, входивший в число 12-ти апостолов) и Святой Иоанн Креститель. Что здесь вызывает повышенное внимание? Конечно же, необычность персонажей, их откровенно простонародные типажи.
Это касается всех присутствующих, но в первую очередь — Св. Иакова и Предтечи, словно взятых из какого-нибудь кабачка на соседней с художником улице. Поразительна пластика Иоанна Крестителя. Хотя нечто подобное нам уже встречалось: у Понтормо, например, у Бронзино, у Россо Фьорентино.
То есть у итальянских маньеристов первой половины XVI века, когда на смену прекрасным, атлетически сложенным фигурам всеми почитаемых святых пришли рахитичного вида старцы и персоналии женского полу.
И такой вот, прямо скажем — непривычный облик библейских персонажей на самом деле куда больше соответствует их непререкаемой духовности и акцентированной нравственности. Ведь когда глядишь на фигуру атлета, больше думаешь о его физических (читай — материальных) достижениях и кондициях, нежели о каком-то внутреннем совершенстве.
Однако, данная картина заставляет вспомнить и вполне конкретных персонажей с вполне конкретных картин тридцатилетней давности. Например, со сравнительно небольшой работы Понтормо, которую Якопо Бассано практически наверняка видел, а то и пристально изучал. Сравнение «понтормовского» Св. Иеронима и «бассановского» Св. Иоанна Крестителя напрашивается само собой. Оно здесь просто неизбежно.
Понтормо (1494−1557). Мадонна с Младенцем, Святым Иеронимом, Святым Франциском и двумя ангелами. Около 1520 г. Дерево, масло, 73×61см. Уффици и Питти.
Бассано проявил несомненное чувство юмора, превратив абсолютно лысых старцев «от Понтормо» в лохмачей «от Бассано» и интеллектуалов от первого в простолюдинов от второго. Кстати, Понтормо в своё время наверняка шокировал публику столь впечатляющими образами святых. Бассано от него отставать не хотел. Правда, получилось у него не столь эпатажно.
А если сравнивать Святых Младенцев, то по сравнению с малохольным (если не сказать больше) Младенцем у Понтормо Младенец «от Бассано» смотрится вполне себе приемлемо для любого почитателя Христа. И не только приемлемо, но и весьма эффектно: складывается впечатление, будто Он — сама целеустремлённость и напористость.
Что, конечно же, наталкивает на некоторые размышления: Иисус, всё же, прославился не этим.
Мне не довелось увидеть работу Бассано, что называется, вживую и судить о технике её исполнения мне несколько затруднительно.
Могу только предположить некоторую эскизность, то есть нарочитую небрежность, незаконченность, недоработанность живописных поверхностей, их намеренную, ярко выраженную фактурность. Да и контуры слегка размыты. Особенно это заметно у Иоанна Крестителя.
В работе Понтормо ничего подобного нет, живописная техника ещё вполне традиционна. Эту же тенденцию (склонность к эскизности) легко заметить и в работах позднего Тициана. Так что веяния эпохи вполне очевидны.
Эскизность у Бассано не случайна, а имеет глубокий смысл. Возможно, он одним из первых понял: если есть желание наполнить картину движением, энергией, дотошное прорисовывание ни к чему. Чёткий, так называемый академический рисунок омертвляет натуру.
«Законченное» изображение, как правило, статично, фигуры больше напоминают статуи. Эскизность же создаёт иллюзию вибрации, ощущение живой, дышащей поверхности. А именно этого и добивался художник.
Развевающиеся ткани Богоматери не оставляют в том никаких сомнений.
Резюмируя сказанное, хотелось бы отметить несомненную склонность Якопо Бассано к юмору. Святой Иаков у него — этакий блаженненький старичок-рыбачок, мудрый и праведный. И вправду: рыбная ловля ко многому располагает, в том числе — и к философствованию.
Чего только не передумаешь, глядя на поплавок… Что же касается Иоанна Крестителя с его могучими, явно мужицкими руками и ногами и намёком на измождённость непосильным трудом, то это образ народа-богоносца с его простым, безыскусным пониманием справедливости.
Прекрасная картина…
Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка
на сайт «Дилетант» — diletant.media.
Главный редактор: Снежана Петрова
12+
Источник: https://diletant.media/blogs/60826/31415749/