Всюду жизнь, николай александрович ярошенко, 1888

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Автопортрет 1895
года

Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) – выдающийся
русский художник второй половины XIX века родился
13 декабря 1846 года в Полтаве, в семье отставного генерала, мечтавшего о
военной карьере для своего первенца.

Когда сын подрос, отец отдал его в
Полтавский кадетский корпус, где служил сам. Вскоре мальчик был переведён в
Петербург, где и окончил Михайловское артиллерийское училище, а затем
Михайловскую артиллерийскую академию.

Одновременно Николай Александрович посещал
Академию художеств.

«По
окончании курса наук в Михайловской артиллерийской академии,
– говорит запись в послужном списке, – … произведён за отличные успехи в науках в штабс-капитаны, назначен
заведующим штамповальной мастерской Петербургского патронного завода…».

На военном заводе Н. А. Ярошенко проработал более двадцати
лет, и оставил его генерал-майором на сорок шестом году жизни. Многолетнее,
постоянное, ежедневное общение с рабочими помогло художнику понять жизнь
простого народа.

Именно в заводских мастерских Ярошенко нашёл своего героя,
своего «Кочегара».

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый
еврей», «Украинка».

 

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888
«Старик с табакеркой», 1873

По окончании Академии художеств в 1874 году Николай
Александрович женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной
спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое
посещение Кисловодска молодыми супругами.

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

«Портрет М.П. Ярошенко»,
нач.1880-х

В 1875 году за картину «Невский
проспект ночью»,
выставленную впервые на 4-й передвижной выставке, Н.А.
Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества художников-передвижников.
Затем он был избран в правление, принимал активное участие во всей его деятельности,
стал душой этого общества. После смерти И.Н. Крамского Николай Александрович
возглавил Товарищество.

Главенствующую
роль в живописи передвижников второй половины XIX века играет бытовой жанр,
позволяющий точно расставить акценты, выразить свою гражданскую позицию по
отношению к наболевшим вопросам времени. Картина «Слепцы» экспонировалась на 7-й передвижной выставке.

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

«Слепцы», 1879 (Самарский
художественный музей)

Композиционно
она близка репинским «Бурлакам на Волге»: появляясь из глубины, цепочка
нищих-слепцов следует с богомолья из Киево-Печерской лавры по берегу Днепра.

Здесь нет ярких, запоминающихся образов – однообразие проходящих перед нашими
глазами незрячих лиц воспринимается как осознанный приём, подчёркивающий
двойную обделённость (природой и обществом) этих людей.

Картина хранится в
Самарском художественном музее.

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

«Портрет Н.Н.
Обручева», 1898

Картины Н.А. Ярошенко провозглашают человечность, чувство
справедливости, сострадание к простым людям. Он был весьма разносторонним
художником, и особую любовь почитателей искусства ему принёс талант
портретиста-психолога. Им создана великолепная портретная галерея передовых
деятелей русской науки, литературы и искусства. Его кисти принадлежат известные
портреты М.Е.

Салтыкова-Щедрина, Д.И. Менделеева, П.А. Стрепетовой, Г.И.
Успенского и других. Мастерски и любовно написанные портреты дают нам полное
представление не только о внешнем облике людей, но и об их внутренней, духовной
жизни, их стремлениях, борьбе и страданиях.

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888
«Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина»,1886

В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе.
Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего
семь улиц. Ярошенко проводили лето именно здесь. В доме на «Ярошенковских
субботах» играл С.В. Рахманинов, звучали могучий бас Ф.И. Шаляпина, светлый и
лучезарный тенор Л.В. Собинова.

Бывали друзья-единомышленники художники И.Е. Репин, А.М.
Васнецов, М.В. Нестеров, Н.Н. Дубовской, Н.А. Касаткин, А.И. Куинджи,
артисты К.С. Станиславский, Е.И. Збруева, писатель Г.И. Успенский, учёные Д.И. Менделеев, И.П. Павлов. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда
планировал свой первый побег из Ясной Поляны.

Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному
дому несколько флигелей для гостей. Усадьбу назвали Белой виллой. Росписью дома
в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В конце XIX века Белая вилла
стала одним из главных культурных центров на юге России.

Разносторонне образованный, Николай Александрович был
блестящим, остроумным собеседником. Литература, искусство, археология,
экономика, природа Кавказа и быт горцев были материалом для бесед. Всё
волновало и увлекало художника и его друзей.

Особое внимание стоит обратить на портреты горцев, которые,
несмотря на запреты шариата, позировали художнику из уважения к его мастерству,
любви и бережному отношению к истории и традициям Кавказа. Николай
Александрович изъездил весь Кавказ.

Забирался в отдалённые горные аулы – и везде
его встречали гостеприимно и уважительно.

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Картина 1888 года «Всюду
жизнь»
стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила
всенародное признание на 16-й передвижной выставке. Композиционно картина
решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный
кадр: окно вагона, люди за решёткой, доски перрона, птицы.

Это создает
видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и
жизненной.

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

«Всюду жизнь», 1888
(Третьяковская галерея)

Очень любил художник и пейзажи. В своих картинах он раскрывает
нам красоту и прелесть природы, её живописность и очарование. Неутомимый
путешественник, Н.А. Ярошенко много ездил по России, по Западной Европе.

Но
именно Кавказ явился его счастливым открытием, последней любовью. Его
захватывала и привлекала суровая красота и величие белоснежных гор.

Художник объездил
глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и
заходил в такие дебри, до которых в то время «ещё не добирался ни один становой».

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Из больших
пейзажей следует отметить работу «Шат-гора
– Эльбрус на рассвете, освещённый лучами восходящего солнца».
К лучшим по
живописи следует отнести пейзажи «Тебердинское
озеро»,
«Эльбрус в облаках»
и «Красные
камни»,

«Снежные
вершины», «Кисловодск».

Для большинства жителей средней полосы юг России был землёй
неизведанной. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора»,
многие приняли изображённую там панораму Кавказского хребта за плод фантазии
автора. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для
соотечественников.

На передвижных художественных выставках кавказские пейзажи
привлекали большое внимание зрителей и получили высокую оценку общественности и
художников. Великий И.Е. Репин писал: «Следовало
бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на
пейзажи…».

Восторженно отзывался В.В. Стасов об этюдах Н.А. Ярошенко, называя
его «портретистом гор». Николай
Александрович Ярошенко любил и прекрасно знал обычаи народов Кавказа, их
чудесные песни, легенды, сказания. У него было много друзей среди горцев.

В 1897 году художник предпринял поездку в Сирию, Египет и
Италию, пополнив свою коллекцию большим количеством картин, этюдов, портретов и
графических работ.

За свою короткую жизнь Ярошенко создал более двух тысяч
картин.

Николай Александрович Ярошенко скончался летом 1898 года на
следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое
седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя. Похоронили художника
недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора.

Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый
бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным
изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями.

В разработке проекта
надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор
скульптурного портрета – друг художника Л.В. Позен.

Могила Н.А.
Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица,
называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Н.А. Ярошенко. В доме Н.А.
Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те
дни в Кисловодске:

«В
воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает
народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска
Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил
и скончался».

11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н.А.
Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена
мемориальная доска с барельефом Н.А. Ярошенко.

Открывая с улицы калитку,
любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние
годы жизни художника (1885-1898).

После реставрационных работ посетители смогли
увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Н.А. Ярошенко.

Сегодня в музее хранится самое крупное в России собрание
живописных произведений Н.А. Ярошенко (более 100), а также живописные и графические
произведения М.В. Нестерова, Н.Н. Дубовского, Н.А. Касаткина, А.М.

Васнецова и
других мастеров XIX – начала XX
века; письма, фотодокументы, скульптуры, редкие книги, мемориальные предметы и
прочие экспонаты (более 7800 единиц).

В последние годы территория музея
значительно расширилась: усадьбе возвращены её прежние размеры и разбит прекрасный
сад.

В музее возрождены традиционные «Ярошенковские субботы» –
творческие встречи с выдающимися деятелями русской культуры. На «субботах»
выступают видные художники, учёные, композиторы, писатели, артисты.

Жители
Кисловодска уже не представляют культурной жизни города без этого небольшого
дома над вечно говорливой и неумолкающей рекой Ольховкой, где всегда будет жить
имя художника-передвижника Н. А. Ярошенко! Музей Н.А.

Ярошенко, как правило,
вызывает восхищение, он притягивает своей доброй памятью, искренностью, как
написано в стихах Владимира Туркина:

  • «Приходите,
    люди, к Ярошенко —
  • Этот дом
    не просто чист и мил.
  • Присмотритесь,
    люди, хорошенько,
  • Как в нём
    разместился целый мир.
  • И,
    спускаясь по аллеям парка,
  • Унесите в
    памяти навек:
  • Жил здесь
    очень умный, очень яркий,
  • Песенный и
    добрый человек».

Смотрите фильм
Михаила Резцова о художнике Н.А. Ярошенко

  1. Фото
    с сайта
  2. Сайт Музея-усадьбы художника Ярошенко 
  3. Виртуальный тур по Музею-усадьбе художника Ярошенко (г.
    Кисловодск) 

Сайт «Товарищество передвижных художественных выставок». Николай Ярошенко – русский и украинский живописец и портретист

Описание картин художника Николая Ярошенко

Источник: http://stavropollibblind.blogspot.com/2015/12/blog-post_13.html

Картины Николая Ярошенко

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Картина 1888 года «Всюду жизнь» стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке.

Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной.

Прослужив на петербургском патронно-минном заводе свыше двадцати лет, Ярошенко в июле 1892 года «за отличие по службе» был произведен в генерал-майоры с зачислением в запас пешей полевой артиллерии по Петербургскому уезду.

В следующем году Николай Александрович Ярошенко вышел в отставку и уехал в Кисловодск; в последние годы жизни художник страдал тяжелой горловой чахоткой и часто болел.

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Сестра милосердия, 1886, Ивановский художественный музей

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Александр Яковлевич Герд, 1888, Музей-усадьба художника

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Философ Владимир Сергеевич Соловьев, 1895, ГТГ

В музее-усадьбе художника «Белая вилла» в Кисловодске Ярошеко написал множество портретов и создал много жанровых произведений. Кроме работы «В теплых краях», Ярошенко написал здесь картины «На качелях», «Проводил», «Девушка-крестьянка» и другие.

Но лучшим и трогательным явилось большое жанровое полотно «Хор». К концу своей жизни художник главным образом занимался пейзажной живописью. Одной из главных тем в творчестве Ярошенко стал Кавказ.

Художник объездил глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время «еще не добирался ни один становой». Из больших пейзажей следует отметить работу «Шат-гора – Эльбрус на рассвете, освещенный лучами восходящего солнца».

К лучшим по живописи следует отнести пейзажи «Тебердинское озеро», «Эльбрус в облаках» и «Красные камни» – очень небольшую по размеру работу, написанную сочно, смело и красочно.

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

На качелях в селе Павлищево на Духов день, 1888, Русский музей

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Девушки с письмом, 1892, Бурятский музей, Улан-Удэ

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Проводил, 1891, Омский музей изобразительных искусств

В петербургской квартире художника проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые стали своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Здесь бывали знаменитые писатели: Гаршин, Успенский, Короленко, художники Репин, Поленов, Максимов, артисты Стрепетова, ученые Менделеев, Соловьев, Павлов.

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Эту же атмосферу супруги Ярошенко перенесли в Кисловодск, на дачу, которую приобрели в 1885 году. Здесь собирались друзья генерала, а также большое общество знаменитых художников, артистов, ученых пребывающих на отдыхе и лечении в летний сезон.

С веранды усадьбы художника, расписанной в помпеянском стиле, звучал рояль, на котором исполняли свои произведения композиторы Аренский, Танеев и молодой Рахманинов. Здесь часто бывали артисты – Станиславский, Савина и другие деятели русского театра.

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Всюду жизнь, 1888, ГТГ

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Студент, 1881 ГТГ

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Девушка-крестьянка, 1891, частное

Из многочисленных живописцев-гостей художника Ярошенко в Кисловодске достаточно назвать лишь некоторых: это художники М.В. Нестеров, Н.А. Касаткин, Н.Н. Дубовской, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Э. Борисов-Мусатов. Устраивались большие пикники, поездки к Замку коварства и любви, на Седло-гору, на плато Бермамыт.

Предпринимались и более дальние поездки: по Военно-Грузинской, Военно-Осетинской дорогам, в Теберду, к подножию Эльбруса. И отовсюду привозилось большое количество картин, этюдов, зарисовок.

В 1897 году Ярошенко предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив свою коллекцию большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.

Цыганка, 1886, Серпуховской историко-художественный музей

Елизавета Платоновна Ярошенко, Калужский художественный музей

Николай Николаевич Обручев, 1898, Музей-усадьба, Кисловодск

Николай Александрович Ярошенко скончался в 1898 году в Кисловодске. Похоронили художника недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора.

Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на черном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями.

В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л.В. Позен.

Эльбрус в облаках, 1894, Русский музей

Красные камни, 1892, Музей-усадьба художника Ярошенко

Гора Седло в окрестностях Кисловодска, 1882, Музей-усадьба

Картины и биография Николая Ярошенко ►

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/yaroshenko_pictures.html

«Всюду жизнь» Ярошенко: история картины

Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца 19 века. Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Дмитрий Менделеев и многие другие — все они были близко знакомы с Ярошенко и гостили у него.

Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью, а о его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится.

Однако в памяти широкого зрителя Ярошенко остался автором одного шедевра — картины «Всюду жизнь».

Отношение современников к ней менялось от года к году — от принятия и восторга до обвинения в толстовстве и тенденциозности. Что пошло не так в истории шедевра?

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Сюжет

Внимание зрителя приковывает зарешеченное окно арестантского вагона. Мы следуем за взглядом узников, которые наблюдают за тем, как едят свободные голуби. Как тут не вспомнить пушкинского «Узника».

В числе этапируемых — вдова с ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент и заключённый с хохлацким чубом.

Через разнообразные образы Ярошенко постарался показать, что каток пенитенциарной системы не щадит никого из народа.

Мы не знаем, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены, но художник всеми средствами показывает, на чьей стороне должен быть зритель. По мнению Ярошенко, люди арестованы несправедливо — об этом говорят их невинные лица. Собственно, по этой причине и обвиняли художника в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое. На деле же, конечно, ситуация всегда сложнее.

Контекст

Поначалу картину приняли с восторгом. И женщина вышла удачно, и ребенок, и композиция выверена. Загляденье! Однако вскоре критик за критиком стал уличать Ярошенок в тенденциозности: «Всюду жизнь» в профессиональных кругах стала картиной «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривали символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.

Через 20 лет после кончины художника заговорили о его увлечении толстовством. Был ли он вхож в кружок поклонников идей Льва Николаевича, сказать сложно, но знакомы они были, причем довольно близко. В частности, Ярошенко приписывали следование идее, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.

Поклонники же Ярошенко понимали, что художник не мог быть таким плоским. Формулу «где любовь, там и бог», приписываемую полотну, они встретили насмешкой, настаивая на социальности сюжета и силе «мотивов гражданской скорби».

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Судьба автора

Николай Ярошенко родился в семье отставного военного и, естественно, родители прочили ему карьеру отца, однако мальчик выбрал свой путь. Художественный талант, который его мать и отец старались игнорировать, молодой человек направил в конструктивное русло — будучи студентом Михайловской артиллерийской академии, он одновременно посещал Академию художеств и брал частные уроки рисования.

Вращаясь в художественной среде, Ярошенко сблизился с передвижниками. Он даже был избран в правление общества и оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Крамским в течение многих лет. Для современников он был вдохновляющим примером, человеком твердого характера, решительным и приверженным искусству.

Заслуга Ярошенко во многом в том, что благодаря ему выставки уходили все глубже в провинцию, поддерживая идею движения, перемещения из пространства в пространство. Благодаря Ярошенко, выставки охватывали более 10 городов и объединяли тысячи людей.

Ярошенко писал пейзажи, писал и портреты. Кстати, пейзажи кавказского хребта обеспечили ему прозвище «портретиста гор». Все это составило художнику славную репутацию. Однако не хватало шедевра или скандала. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того, и другого.

В доме Ярошенко в Кисловодске перебывали самые яркие представители российской интеллигенции. А Лев Толстой даже планировал скрываться у Ярошенко во время первого побега из Ясной Поляны.

Скончался художник скоропостижно: пройдя под дождем более 10 км, он получил сердечный приступ и вскоре почил.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38912919-vsyudu-zhizn-yaroshenko-istoriya-kartiny/

Известная и скандальная картина

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Художник Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца XIX века. Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Дмитрий Менделеев и многие другие — все они были близко знакомы с Ярошенко и гостили у него. Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью. О его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится. Однако в памяти широкого зрителя Ярошенко остался автором известного и скандального шедевра — картины «Всюду жизнь».

    Современники к этой квартире относились по разному. Одни восторгались. Другие обвиняли в толстовстве и тенденциозности.  Но чтобы там не говорилось, вот уже много десятилетий  зрителя приковывает  это зарешеченное окно арестантского грязно-зелёного, с облезшей краской, вагона.

    Центральная группа напоминает Святое семейство. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Но все сходились в едином мнении — Ярошенко нашёл «золотое сечение»:  герои жизненны и простонародны.

   За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком.

В глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого», и тем подсказал зрителям — кто это).

Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, „все“ там, за решеткой. Вся жизнь наша — тюрьма».

Они — невинны

    Обитатели арестантского вагона ничем кроме одежды и выстриженных наполовину голов не отличаются от тех, кто смотрит на них. Радость, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц — их обычное душевное движение…

    Надо сказать, что у Ярошенко, как и у многих художников-передвижников, евангельские параллели служат для усиления социального звучания полотна. Остаётся за кадром, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены.

Однако художник  сумел сделать так, что зритель невольно встаёт ни их стороне. Автор красноречиво даёт понять — люди, изображённые им, арестованы несправедливо. Об этом говорят их невинные лица.

Зритель увидел картину в 1888 году на XXVI выставке передвижников.

    Потом Лев Толстой скажет об этой картине: «Как много она говорит сердцу».

Мнение общества разделилось

    Поначалу картину приняли с восторгом. Однако вскоре критики стали уличать Ярошенко в тенденциозности. А кто-то и вовсе картину «Всюду жизнь» переименовал в картину «Всюду тенденция».

Находились и те, кто усматривали символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.

Потом Ярошенко стали упрекать в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое.

      Для недругов Ярошенко и передвижничества «Всюду жизнь» стояла в одном ряду с «Заключенным», «Студентом», «Курсисткой». А через 20 лет после написания картины, художник к тому времени уже скончался и вовсе заговорили о том,  что картина написана под впечатлением рассказа Льва Толстого «Чем люди живы?».

    В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых», Сергей Глаголь, отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Он даже намеревался дать картине название „Где любовь, там и Бог“».

Выражение социальной психологии

    В книге «Памятные встречи» Александр Алтаев (псевдоним писательницы Маргарита Ямщиковой) рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: «Первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений.

— Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщина…и этот человек, отмеченный позором… — «Всюду жизнь» — ведь это символ… — Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташке…»где любовь там и бог»… — Ну, запахло «толстовщиной»! В толпе сдержанный смешок.

— Гораздо глубже надо подойти, психологичнее… Здесь выражение социальной психологии понимаете…»

Вся наша жизнь — тюрьма

   Сам же Ярошенко в споре с Чертковым, настойчивым проповедником толстовского учения, отрицает рациональную иллюстративную направленность искусства и превращение его в средство проповеди определённых идей.

   «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно, и сил бодро и энергично в ней участвовать,-исполняет ли основную задачу искусства или нет?» — спрашивал художник.

И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, потому что задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь…».

Слова Ярошенко в известной мере противоречат теоретическим установкам Толстого, требованиям, предъявляемым им к искусству, но в полной мере соответствует его художественной практике.

    За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком.

В глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого», и тем подсказал зрителям — кто это).

Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, „все“ там, за решеткой. Вся жизнь наша — тюрьма».

Родители видели в нём военного

    Николай Александрович Ярошенко родился 13 декабря 1846 года в Полтаве (Российская Империя) в семье отставного генерал-майора. Родители будущего художника хотели, чтобы старший сын продолжил военную карьеру и не придавали особого значения художественному таланту мальчика.

   В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус. По его окончании он поступает в петербургское Павловское пехотное училище. Затем своё обучение будущий военный инженер продолжает в Михайловской артиллерийской академии и параллельно посещает Академию художеств.

Он также берёт частные уроки рисования, работает в мастерской Андриана Марковича Волкова и посещает вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподаёт Иван Крамской. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки».

На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.

  В 1875 году Ярошенко дебютировал на IV Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Кстати, Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».

Современники о художнике

   «В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал в статье, посвящённой памяти мастера Николай Михайловский.

    Это высказывание дополняют слова Николая  Дубовского: «У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования».

    «Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», — таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.

    «Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня примером, — признавался Михаил Нестеров, — и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело». «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал Нестеров.

Портреты кисти Ярошенко

   Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты. Он написал их около ста.

Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности.

Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».

   Содержанием жанровых картин художника служили преимущественно «мотивы гражданской скорби». Наиболее известные творения Николая Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».

   Произведения Николая  Ярошенко в портретном жанре свидетельствуют о его способности передавать характер изображаемых лиц. Лучшие из этих произведений — портреты Прасковьи  Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Дмитрия Менделеева (акварельный, там же), Владимира Соловьева и др.

   Кроме жанров и портретов, Ярошенко писал пейзажи, главным образом рисуя уголки кавказской природы. Ряд картин и этюдов из этих работ находится в Третьяковской галерее.

Ревнитель выставок в провинции

   Николай Александрович был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Эти выставки становились крупным общественным событием. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов.

Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением.

28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске в залах Дворянского собрания.

   Под влиянием Ильи Репина в её организации принимала участие Мария Тенишева.

На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: Апполинария Васнецова, Николая Касаткина, Исаака Левитана, Владимира Маковского, Василия Поленова, Ильи Репина, Ивана Шишкина и других, в том числе уроженца Смоленщины Николая Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля.

За неделю её посетили тысячи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Николая Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится в фондах Калужского областного художественного музея.

«Портретист гор»

   В 1874 году Ярошенко женился на бестужевке и общественной деятельнице Марии Невротиной. Молодожёны посещают Полтаву, Пятигорск… От его первых кавказских пейзажей публика в восторге.

А уж когда он привозит в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» многие считают панораму Кавказского хребта фантазией автора.

Вскоре с лёгкой руки критика Стасова Ярошенко стали называть «портретист гор».

   Вскоре Ярошенко покупает в Кисловодске дом, который называют «Белой Виллой». Там семья проводит лето и к ним приезжают друзья из Петербурга. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей. С росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.

    В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора. В 1897 году, несмотря на серьёзное заболевание художник отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ…

   Ярошенко умер 26 июня 18981 года.  Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца.

Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями.

В разработке проекта надгробия принимали участие художники Николай Дубовской и Павел Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника  Леонид Позен.

  • Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Первый русский импрессионист Константин Коровин до последних дней жизни тосковал по родине»
  • Наталья Швец
  • Репродукция картины Николая Ярошенко «Всюду жизнь»

Источник: http://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/izvestnaya-i-skandalnaya-kartina.html

Ярошенко Николай Александрович (Nikolay Yaroshenko)

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888Имя: Ярошенко Николай Александрович (Nikolay Yaroshenko)
Годы жизни: 1846-1898 годы
Направление: Реализм
Биография: Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Отец его — Александр Михайлович Ярошенко, был высокообразованным человеком, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерал-майора. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. В раннем детстве у мальчика проявилась склонность к рисованию, однако отец хотел, чтобы сын, по сложившейся семейной традиции, стал военным, и в девять лет устроил Николая в Полтавский кадетский корпус, после окончания которого в 1863 году будущий художник переехал в Петербург. В Петербурге Ярошенко поступает в Павловское военное училище, затем переводится в Михайловском артиллерийское училище. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А.М. Волкова, посещает вечернюю школу Общества поощрения художеств, занимаясь под руководством И.Н. Крамского. В 1867 году после окончания Михайловского артиллерийского училища Николай поступает в Михайловскую артиллерийскую академию и, кроме того, становится слушателем Академии Художеств. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью.

Посещая занятия в академии Художеств, Ярошенко сближается с Товариществом передвижных художественных выставок, что оказало влияние на социальную направленность творчества художника.

На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).

На этом холсте изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две несчастные женщины, которых нужда заставила пойти на панель. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны.

За эту картину Ярошенко 7 марта 1876 года был принят в Товарищества передвижных художественных выставок. Вскоре художник был избран в состав правления, после чего вместе с И.Н. Крамским десять лет руководил Товариществом. В 1886 году, после смерти Крамского, Ярошенко стал его преемником, хранителем традиций и передовых идей передвижничества.

На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего.

В этом образе прослеживается мысль об ответственности капиталистического общества Российской Империи за нечеловеческую эксплуатацию простых рабочих.

Но образ кочегара, созданный Ярошенко в данном произведении, — это не только жертва капиталистического общества, — это еще и сила, противостоящая ему.

В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.

1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году, и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России.

В основе сюжета данной картины лежало реальное политическое событие — покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Д.Ф. Трепова. Это событие общественность восприняла как протест против нечеловеческих условий содержания людей, находившихся в заключении в Литовском замке по политическим мотивам.

Городские власти запретили выставлять это произведение на выставке Товарищества передвижников. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.

В произведении «Старое и молодое» (1881), художник отразил характерный для второй половины XIX века конфликт консервативной идеологии «отцов» и бунтарской идеологии «детей».

Важное значение в творчестве художника занимали портреты. В своих работах Ярошенко изображал в основном людей интеллектуального труда, среди которых были писатели, художники, ученые, актеры.

При написании портретов своей задачей художник считал прежде всего познание и отражение психологии человека. Об этом говорила жена художника М.П. Навротина: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».

Ярошенко хорошо понимал жизнь, характер, психологию молодого поколения.

Среди портретов наиболее известны произведения «Студент», написанное в 1881 году, «Курсистка» (1887), портреты Г.И. Успенской, И.Н. Крамского, Д.И. Менделеева (1885), В.Г. Короленко (1898), Н.Н. Ге (1890).

Одной из лучших работ художника в данном жанре является портрет П.А. Стрепетовой, написанный в 1884 году.

Ярошенко раскрыл внутреннюю силу духа актриссы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины, тоскующей о свободной жизни.

Далее Ярошенко создает несколько жанровых произведений, среди которых следует отметить «На качелях» (1888), «Девушка-крестьянка» (1891).

В популярной жанровой картине «Всюду жизнь», написанной в 1888 году, художник повествует о коротком светлом мгновении в жизни узников тюремного вагона, показывая, что за решеткой окна находятся несчастные жертвы социальной действительности, а не бездушные преступники.

В последние годы жизни несмотря на болезнь Ярошенко много путешествовал как по России, так и за границей (Италия, Сирия, Палестина, Египет). В 1892 году Ярошенко получает чин генерала-майора.

Через год уходит в отставку, продолжая при этом участвовать в выставках Товарищества передвижников. Умер художник 25 июня (7 июля) 1898 года от паралича сердца в Кисловодске.

Там же открыт художественный музей Николая Александровича Ярошенко.

art19.info

Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=934

«ВСЮДУ ЖИЗНЬ»

Если бы художническая деятельность Ярошенко оборвалась в середине восьмидесятых годов, если бы он был автором только «Кочегара» и «Заключенного», «Студента» и «Курсистки», портретов Стрепетовой, Глеба Успенского, Салтыкова-Щедрина, он уже успел бы завоевать себе прочное место в русском искусстве. Он уже выказал бы себя как художник-демократ, выразитель настроений передовой интеллигенции и революционной молодежи, — о нем уже можно было бы сказать едва ли не все лучшее, что о нем сказано, что принято о нем говорить.

Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. И не потому, что это — итоговая картина, хотя в какой-то степени картина действительно итоговая, завершающая искания художника в семидесятые и восьмидесятые годы.

И не потому, что это — картина переломная, хотя картины, за ней следующие, по замыслу, по настроению, по манере, в самом деле, существенно отличаются от картин, ей предшествующих.

«Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного, искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. Сразу же. И вроде бы сама собой.

Порой трудно обнаружить закономерности, благодаря которым то или иное произведение (нередко с точки зрения специалистов и не самое лучшее) для зрителей оказывается главным произведением художника. Наверно, это происходит, когда картина отвечает насущным и глубоким душевным потребностям многих и разных людей, вызывает во многих и разных людях сильный душевный отклик.

— Играйте Бетховена, — просил и просил Суриков, слушая музыку. — Играйте, я найду свое.

Ярошенковский «иероглиф» — как музыка — настраивает зрителей на определенный лад, но не исчерпывается названием, объединяет всех общим чувством, но оставляет возможность каждому найти свое.

«Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. И еще того более: для многих «Всюду жизнь» — одна из исходных точек интереса к русскому искусству вообще, познания его; «Всюду жизнь», наконец, одна из тех первых, первоначальных русских картин, к которым мы приходим так рано, что и не успеваем заметить, когда вобрали их в себя, мы растем, развиваемся (и не только в своих отношениях к искусству), уже храня в памяти, в душе эту картину, ставшую частицей нашей духовной жизни.

  • Вряд ли большинство зрителей достаточно четко помнит все подробности полотна и не мелочи, даже самые существенные подробности: лица, образы, положение каждого из людей, изображенных художником, но и тюремный вагон, арестанты в окне, ребенок за решеткой, кормящий вольных голубей, — вот это горькое, больное, привычное для русского сердца, как песня, как пословица, запрещающая от тюрьмы и от сумы зарекаться, это и остается в душе, как песня, как пословица, памятью сердца: можно неточно помнить мотив, слова, расположение их — суть давно и навсегда стала частицей нашего «я».
  • Здесь, наверно, одна из причин безгранично широкой известности картины, ее долголетия — не музейного, но долгой жизни в людях, в народе и в каждом человеке, с ней однажды соприкоснувшемся, общего для всех ощущения ее значительности и многозначности ее восприятия.
  • Следующая глава

Источник: https://design.wikireading.ru/7935

Всюду жизнь — это… Что такое Всюду жизнь?

  • Всюду жизнь — Название картины (1888) художника передвижника Николая Александровича Я рошенко (1846 1898), находящейся в Третьяковской галерее. На холсте изображена группа каторжан (женщина с ребенком, мужчины, старик), которые смотрят из окна стоящего… …   Словарь крылатых слов и выражений
  • Всюду жизнь (спектакль) — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. О картине Н. А. Ярошенко см. Всюду жизнь …   Википедия
  • ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… …   Православная энциклопедия
  • Жизнь и труды Николая Николаевича Дурново —    В истории русской филологической науки имя и труды Николая Николаевича Дурново занимают особое место. Страстный собиратель старины и талантливый лектор, он не просто был одним из самых одаренных людей в ученом мире конца XIX – первой трети XX… …   Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины
  • Пустыня и ее жизнь —         Образ пустыни дает понятие о вечности; освобожденный дух никогда не пугается такого величия, он рвется к свету и стремится изведать глубину бесконечного… Молчит пустыня, но о тайна! в этой полусонной тишине я, задумавшись, слышу из… …   Жизнь животных
  • Общий взгляд на жизнь рыб —         Рыбы образуют тот класс позвоночных животных, представители которого, все без исключения, дышат жабрами. Этими немногими словами класс рыб очерчивается гораздо резче и определеннее, чем обстоятельным и точным описанием строения их… …   Жизнь животных
  • Личная жизнь Майкла Джексона — Майкл Джексон в 1988 Личная жизнь Майкла Джексона была объектом внимания общественности и СМИ несколько десятилетий …   Википедия
  • Общий взгляд на жизнь животных —         Основатель классической зоологии и наиболее значительный представитель ее в классической древности, Аристотель, разделял известных ему животных на группы: группу живородящих четвероногих, которая соответствует современной группе… …   Жизнь животных
  • Плотин (жизнь) —     Порфирий     Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике, и из за такого своего настроения всегда избегал рассказывать и о происхождении своем, и о родителях, и о родине. А позировать… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
  • Дружинин, Егор Владиславович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дружинин. Егор Владиславович Дружинин …   Википедия

Источник: https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/627437

Ссылка на основную публикацию