Встреча святых антония великого и павла отшельника, давид тенирс младший

Давид Тенирс Младший (Антверпен, 15 декабря 1610 года — Брюссель, 25 апреля 1690 года). Фламандский художник, один из самых значимых фламандской школы, самый важный представитель семьи антверпенских художников.

 

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс МладшийВстреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс МладшийВстреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс МладшийВстреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс МладшийВстреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс МладшийВстреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс МладшийВстреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс МладшийВстреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс МладшийВстреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс МладшийВстреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший Сельская таверна
Искушение святого Антония
Нищий с трещоткой в руке
Волынщик
Der_Alte_Und_Die_Kuchenmagd_After_david_Teniers_D_J
Казарма
Обезьяний банкет
Курящие и пьющие обезьяны
Обезьянья школа
Обезьяны в кладовой
Обезьяна-скульптор
Обезьяна-художник
Алхимик
Хирург
Оперирующий хирург
Деревенский обед
Старик и служанка ()
Старик и служанка
Кухня
Король пьет
Курение в таверне
Пьющие и курящие крестьяне
Курящие и пьющие крестьяне
Курение в таверне
Веселый солдат
Стрельба из лука
Игра в шары
Кермесса
Кермесса
Кермесса
Сельский праздник у таверны
David Teniers The Younger A peasant eating mussels at a farm 42088 20
David Teniers The Younger Guardroom with Monkeys 32798 172
David Teniers The Younger Peasants playing dice outside an inn 18342 172
Гитарист
Точильщик
Примирение Ринальдо и Армиды
Армида сражается в строю сарацинов
Ринальдо в бою против египтян
Отплытие Ринальдо с волшебного острова
Расстование Ринальдо и Армиды
Сад Армиды
Карл и Убальдо прибывают на волшебный остров Армиды
Ринальдо переносится во сне на волшебный остров Армиды
Армида влюбляется в Ринальдо на острове Оронт
Колдун указывает Карлу и Убальдо местонахождение Ринальдо
Годфрид и его совет распрашивают об Армиде
Армида в Готфрид Бульонский
Святые Павел Отшельник и Антоний Аббат
Искушение святого Антония
Искушение святого Антония
Искушение святого Антония
Пейзаж с отшельником
Пейзаж с цыганами
Пейзаж с отшельниками
Сельский дом
Пейзаж с крестьянами у хижины
Пастухи со стадом
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе
Казарма
Искушение Св. Антония
Искушение св. Антония
Флейтист
Караульня
Картежники
Крестьяне в кабачке
Крестьяне, играющие в кости
Крестьяне, играющие в шары
Крестьянская свадьба
Курильщик ()
Курильщик
Кухня
Обезьяны в кухне
Сцена в кабачке
Сцена в кабачке
Пастушка
Пастушок
Пейзаж с башней
Пейзаж с крестьянами перед кабачком
Пейзаж с гротом и группой цыган
Пейзаж с пастухом и стадом
Пейзаж с деревенским кабачком
Пейзаж с рыбаками
Пейзаж со служанкой у колодца
Пейзаж
Портрет гентского епископа Антония Триста и его брата
Приморская гавань
Жатва
Живописец в своей мастерской
Вид окрестностей Брюсселя
Горный пейзаж
Групповой портрет членов стрелковой гильдии Oude Voetboog в Антверпене
Деревенский праздник ()
Деревенский праздник
Двор крестьянского дома ()
Двор крестьянского дома
Двор Дрейторенского замка
Дуэт
Чудо апостола Павла на острове Мальта
Курящий каменщик, 1630-1660
Солдатская вахта, 1641
Старый любитель пива, 1640-1660
Искушение Святого Антония Затворника, 1640-1660
Танцующие крестьяне, 1620-1700
сапог, 1630-1650
Крестьянин с женой и ребёнком перед фермой, 1640-70
Крестьянская ярмарка, 1665
Скрипач в таверне
Алхимик
Венера и Адонис
Вертумн и Помона
Юнона с Ио, превратившаяся в корову, и Юпитер
Мальчик с собакой
Молитва благодарности Авраама
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в галерее искусств в Брюсселе
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе ()
Эрцгерцог Лепольд Вильгельм и осада Гравлингена
Концерт на кухне
Дела добродетели
Сельский праздник с участием аристократического семейства
Соколиная охота эрцгерцога Леопольда-Вильгельма
Интерьер кухни
Алхимик
Компания за столом
Автопортрет с семьей
Пейзаж с радугой
Пейзаж с рыбаками
Сельский праздник близ Антверпена
Деревенский дом у реки с видом на замок
Цыганка-гадалка в скалистом пейзаже
Мужчина со стаканом и женщина , покуривающая трубку
Имение Стерксхоф близ Антверпена
Вид на деревню
Старый крестьянин и кухарка в сарае
Осень
Игроки в нарды
Крестьяне за стрельбой из лука
Крестьяне, музицирующие в таверне
Крестьяне, играющие в шары у деревенской таверны
Весна
Лето
Алчность
Богач, попавший в ад
Игра в карты на кухне таверны
Зима
Старушка, чистящая груши
Врач, перевязывающий ногу пациента после операции
Читающая старушка
Аллегория осени
Крестьянское веселье у загородного замка
Художник в своей мастерской
Крестьяне, играющие в шары у трактира, на фоне пейзажа
Адам и Ева в раю
Крестьянские танцы и пиршества
Юдифь с головой Олоферна
Караульная и Освобождение Святого Петра
Добрый самаритянин
Пастухи и овцы
Старость в поисках молодости
Венера и Купидон
Слепой ведет слепых

Давид Тенирс Младший (Антверпен, 15 декабря 1610 года — Брюссель, 25 апреля 1690 года). Фламандский художник, один из самых значимых фламандской школы, самый важный представитель семьи антверпенских художников.

Его вклад огромен и разнообразен (ему приписывается около 2000 картин), но больше всего он известен своими крестьянскими сценами, такими же, как у Браувера, хотя и менее сердечными.

В 1651 году в Брюсселе он был назначен придворным художником эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского, правителя испанских Нидерландов, и он также стал хранителем коллекции произведений эрцгерцога.

Он составил каталог части коллекции, опубликованный в 1660 году как Theatrum Pictorium и сделал копии некоторых картин, чтобы помочь гравёрам, которые разработали иллюстрации (его копии теперь почти также широко известны как и оригиналы, примеры находятся в галерее Courtauld и коллекции Уоллеса, Лондон).

Тенирс также нарисовал несколько больших картин, изображающих эрцгерцога в собственной галерее (пример, датированный 1651 годом, находится в Petworth House, Sussex, NT). Среди других его выдающихся покровителей были королева Швеции Кристина, Король Испании Филипп IV и различные дворяне.

Успех принёс ему немалое богатство.

Его отец, Давид Старший (1582-1649), был в основном художником религиозных сцен. Известно мало картин, доподлинно принадлежащих кисти отца и многие, ранее приписываемые отцу, теперь считаются работами его сына, с которым он мог и сотрудничать при написании.

Сын Давида Младшего – Давид III (1638-1685), был одним из многих художников, которые подражали стилю отца. Несколько других членов семьи также были художниками.

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1693619031/

Давид Тенирс Младший картины

Давид Тенирс Младший считается одним из самых известных художников фламандской школы. Родился в 1610 году в Антверпене. Его творчество очень разнообразно. Несмотря на то, что он придерживался одной техники, картины его отличаются разными жанрами.

Так он писал и портреты, и пейзажи, и картины на религиозные темы, на мифологические, деревенские сцены и другие. Первые уроки живописи брал у своего отца, который тоже являлся художником — Тенирса Старшего.

Так же, судя по косвенным свидетельствам, Тенирс Младший проходил обучение у Рубенса и Адриана Браувера.

В 1637 году Давид Тенирс Младший женился на дочери известного художника Яна Брейгеля Старшего. Таким образом, он вступил в семью, несколько поколений которой считались и считаются одними из самых значительных живописцев в истории искусства. Он получил их покровительство и тем самым поднял своё творчество на новый уровень.

Его картины вполне традиционны классической фламандской школы. Он писал жанровые сцены и пейзажи в которых доминировали коричневые и серые оттенки. С возрастом его подход к живописи несколько поменялся. Картины приобрели яркие цвета.

Под влиянием творчества Рубенса, жанровые и религиозные сцены стали намного глубже, а формы изысканнее. Кроме того, в контексте изображения появилась доля юмора, которую можно трактовать как скрытый символизм.

За свою жизнь он написал более двух тысяч полотен.

Давид Тенирс Младший умер 25 апреля 1690 в Брюсселе. В настоящее время его картины находятся практически во всех знаменитых музеях мира, в том числе и в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Если вы тоже являетесь художником, то всё для творчества вы можете приобрести в Арт Квартал. Здесь есть всё, начиная от бумаги и мольбертов и заканчивая красками и карандашами.

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Аллегория Благоразумия (Аллегория Веры)

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Аллегория милосердия

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Безумная Грета

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Двор крестьянского дома

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Деревенский праздник

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Картежники

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Картинная галерея эрцгерцога Леопольда

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Курильщики

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Кухня

Ночная гулянка

Пейзаж с пастухами и стадом

Сельский праздник в кабачке «Полумесяц»

Сцена в таверне

Торопыга

Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе

???? Блинцов | 2013-07-31, 09:41 | ???? 325

Источник: https://art-assorty.ru/3787-david-tenirs-mladshiy-kartiny.html

«Искушение святого Антония» в живописи

03 Ноября 2015

В последнее время необъяснимо усилилась тяга к средневековой живописи и популярным художественным образам, которые визуализируют известные мифические сюжеты. Они привлекали и продолжают привлекать художников до сих пор. В данном контексты мы недавно писали про Вавилонскую башню, например. А сегодня хотелось бы вновь обратиться к сюжету «Искушение святого Антония». Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Жак Калло, 1635

  Преподобный Антоний Великий — реальный исторический персонаж, живший в эпоху становления христианства в Египте, в III-IV веках от Рождества Христова. Он является раннехристианским монахом-отшельником, постигавшим божественное путем самоотречения и сознательного уединения. Уединялся Антоний в развалинах древнего воинского форпоста в Писпире на берегу Нила. Он лишь изредка прерывал свой пост для помощи мирянам и поддержки христиан, которые в то время подвергались гонениям, а также оказания посильной помощи в формировании христианства, как религиозной институции. Известен случай, что, будучи уже в преклонном возрасте, Антоний посещал Александрию где принимал участие в дискуссии с арианами, представителями еретического ответвления христианства. Кроме того, он стал одним из отцов монашеского движения, воплотив образ «идеального отшельника». Стоит заметить, что скромный образ жизни не повлиял на физическое здоровье Антония, напротив — он обладал отменным здоровьем, что подробно описывает один из отцов Церкви, святитель Афанасий Александрийский в своем агиографическом труде «Жизнь Антония». Почил с миром Антоний в возрасте 105 лет. Его гробница была обнаружена стараниями византийского императора Юстиниана, который организовал перезахоронение останков преподобного сперва в Александрии, примерно в 529-м году. В районе 623-го года его мощи перезахоронили в Константинополе, в 980-м — в альпийском Мот-Сен-Дидье, ныне известном как французская коммуна Сент-Антуан-л'Аббеи. Именно там они и покоятся в 114-килограммовом ковчеге. При этом, череп святого Антония с 1491-го года хранится в другом месте, в церкви св. Иулиана города Арль. Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Питер Брейгель Cтарший, XVI век

  Популярность жития преподобного Антония и показательность его деяний способствовали тому, что «Искушение святого Антония» были воплощены на холстах. Многократно. Авторы изображали историю по-своему, оставаясь в рамках общей идеи, так что их стараниями множество Антониев оказались всячески одолеваемы легионами всевозможных злых духов, олицетворяющих собою соблазны материального мира. Разумеется, каждый художник стремился воплотить в краске краеугольный камень данного сюжета — стоическую самоотверженность преподобного Антония на пути веры. Многочисленные результаты их трудов, и то не все, представленны ниже. Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Стефано ди Джованни Сассетта, 1430-1432

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Мартин Шонгауэр, ок. 1470-1475  

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Микеланджело Буонарроти, 1487-1488  

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Бернардино Паренцано, 1494

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

  • Иероним Босх, 1497  
  • Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший
  • Иероним Босх, 1505-1506  
  • Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший
  • Иоахим Патинирб, ок. 1515  
  • Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший
  • Корнелис Кунст, 1530  
  • Ян Мандейн, после 1530  

Питер Хьюс, 1547  

  1. Джованни Джироламо Савольдо, 1524  
  2. Никлаус Мануэль Дойч, 1520  
  3. Мартен де Вос, 1591-1594  
  4. Паоло Веронезе, 1553  
  • Давид Тенирс Младший, середина XVII века  
  • Жус Ван Краесбек, 1650  
  • Анри Фантен-Латур, вторая половина XIX века  
  • Поль Сезанн, 1867-1869  
  • Доменико Морелли, 1878  
  • Фелисьен Ропс, 1878  
  1. Макс Эрнст, 1945
  2. Сальвадор Дали, 1946  
  3. Бела Кондор, 1966  
  4. Сергей Шаров, 1969  

Источник: https://estetico.me/posts/view/iskushenie-svjatogo-antonija-v-zhivopisi

Преподобный Антоний Великий: житие, икона, молитва

Святой Антоний Великий родился в Египте около 250-го года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. 18-ти лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении.

Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах о том, как они оставили все в этом мире, чтобы следовать за Господом и служить Ему. Входит в храм и слышит евангельские слова: “Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мт. 19:21).

Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру.

Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: “Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы (Мт. 6:34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему.

Читайте также:  Картина «притча о слепых» или «слепые», питер брейгель старший — описание

Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали “другом Божиим.” Затем он решается уйти дальше.

Зовет старца с собой, и когда тот отказывется, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу.

Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов.

Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. “Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?” — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему.

“Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига.”

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: “Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне.” Вдруг он видит: кто то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. “Делай так и спасешься,” — сказал ему ангел Господень.

Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел.

Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих.

Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни.

Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.

Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. “Куда ты хочешь бежать?” — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. “В верхнюю Фиваиду,” отвечал Антоний.

Но тот же голос возразил ему: “Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню.” Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря.

Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.

Через три для пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию.

Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений.

Приводили к нему больных; он молился о них и исцелял их.

Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника.

Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась.

Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне.

После братского лобзания, Павел спросил Антония: в каком положении род человеческий? какое правление в мире? остаются ли еще идолопоклонники? Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства — горькой. Пока старцы беседовали спустился к ним ворон и положил хлеб.

“Щедр и милостив Господь,” воскликнул Павел: “Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб.”

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, (знаменитого борьбой за Православие против арианской ереси. чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца.

Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: “Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю.

” На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.

“Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!” Однако когда он вошел в пещеру Павла, то нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться.

Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия.

Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.

Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.

Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы (авва, евр. слово — значит отец) жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой.

Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами.

Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

Преподобный Антоний Великий: икона

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Икона Святого преподобного Антония Великого

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Икона Святого преподобного Антония Великого

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Икона Святого преподобного Антония Великого

Преподобный Антоний Великий: молитва

Молитва преподобному Антонию Великому

Тропарь преподобному Антонию Великому, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Антонию Великому, глас 2

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

Молитва преподобному Антонию Великому

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем.

Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами.

Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-velikij-1/

Тенирс Давид Младший(Teniers David) | Студия И

Тенирс Давид (1610–1690)- один из наиболее значимых художников и гравёров фламандский школы, наряду со своими соотечественниками Рубенсом и ван Дейком.

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Художник родился в 1610 году в Антверпене в семье живописца и торговца картинами Давида Тенирса Старшего (1582-1649), учился у своего отца, в мастерской которого начинал свою деятельность в 1626 году. В 1632/33 годах Давид Тенирс Младший становится членом антверпенской гильдии св. Луки.

Молодой мастер работает в самых разнообразных жанрах, пишет портреты исторических деятелей, групповые портреты членов стрелковых гильдий, религиозные, аллегорические и мифологические композиции, бытовые сцены, натюрморты, пасторали, пейзажи.

В начале 1630-х годов Тенирс испытывает влияние известного мастера бытовых сцен Адриана Браувера (1605/06-1638), о чем свидетельствуют «Крестьяне, играющие в кости». Но постепенно он перестает подражать Брауверу. Выработать свой стиль молодому живописцу помогает знакомство с творчеством Питера Брейгеля Старшего.

В определённом смысле Тенирс «породнился» с традицией брейгелевского искусства, благодаря женитьбе в 1637 году на Анне Брейгель, внучке Питера Брейгеля Старшего и дочери Яна Брейгеля Бархатного (1568-1625). Основную часть приданого Анны составили картины и рисунки её деда и отца. Изучение этих работ имело решающее значение в развитии жанровой живописи Тенирса.

В год женитьбы на Анне Брейгель Тенирс пишет первую картину на сюжет «Крестьянская свадьба». До наших дней дошли еще пять его композиций на эту тему, в том числе и эрмитажная, исполненная в 1650 году. В них Тенирс, основываясь на брейгелевской традиции, показывает за столом невесту одну, без жениха. Подобно Брейгелю он смотрит на своих героев с лёгкой иронией.

Неслучайно во многих его работах, в том числе в пяти эрмитажных, непременным элементом является прикреплённый к стене рисунок мужской головы. Он служит своеобразной визитной карточкой Тенирса и воспринимается как дополнительный, помимо подписи, авторский знак.

С 1637 года начинается зрелый этап творчества мастера. Тенирс создаёт мирные, спокойные по характеру картины, в которых нет агрессивных персонажей и конфликтных ситуаций; предпочитает изображать происходящее действие не в интерьере, а на открытом воздухе, на природе («Крестьяне, играющие в шары»).

Создавая летопись фламандского быта, художник со знанием дела красочно и подробно передает сцены деревенского труда — уборку урожая, стрижку овец, охоту, рыбную ловлю, беление холстов, уход за домашним скотом и многие другие, а наряду с этим — отдых крестьян (в Эрмитаже хранятся две композиции 1646 и 1648 годов на сюжет «Деревенский праздник»).

Его ранние работы вполне традиционны для фламандской живописи. С 1632 г. под влиянием Браувера он начинает писать жанровые картины и пейзажи с доминированием коричнево-серой гаммы. На вершине своей карьеры, с 1640 по 1650 г., писал отличающиеся тщательностью манеры, небольшие по размерам жанровые сцены, главным образом идиллические сценки крестьянского быта.

Его палитра становится ярче и изысканнее. Созданные им религиозные композиции трактованы в жанровом духе. В пейзажной живописи художника заметно сильное влияние Рубенса. Его портреты пронизаны скрытой иронией. В последние 10 лет жизни его палитра вновь темнеет до изысканной светло-серебристой гаммы, а мазок становится тяжелее. В XVIII в.

сюжеты полотен Тенирса часто воспроизводились на французских гобеленах. Произведения художника хранятся практически во всех значимых музейных собраниях мира.

Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/teniers-david/

ТЕНИРС, ДАВИД МЛАДШИЙ

ТЕНИРС, ДАВИД МЛАДШИЙ (Teniers, David) (1610–1690), фламандский художник, мастер бытового жанра.

Родился в Антверпене в семье живописца Д.Тенирса Старшего. Был крещен 15 декабря 1610. Учился у отца. Жил и работал в Антверпене; с 1649 – декан местной гильдии художников. Был другом П.П.Рубенса.

Читайте также:  1918 год в петрограде (петроградская мадонна), петров-водкин - описание

В раннем его творчестве проступает сильное влияние «низких» жанров А.Браувера (Музицирующие крестьяне, 1630-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен). Успешно работал в разной тематике, писал пейзажи, портреты, натюрморты, «охоты», картины на библейско-евангельские и аллегорико-мифологические сюжеты.

Барочное жизнелюбие и наблюдательность, равно как и дар колориста лучше всего проявились в бытовых композициях типа Караульни (1643, Эрмитаж, Петербург) или Автопортрета на постоялом дворе (1646, галерея «Старые мастера», Дрезден).

Ряд вещей Тенирса историко-документален (Групповой портрет членов стрелковой гильдии «Oude Voetboog» в Антверпене, 1643, Эрмитаж, Петербург; Стрельба по птицам в Брюсселе, 1652, Художественно-исторический музей, Вена), другие базируются на типажных стандартах.

По сути дела, таким типажным стереотипом были его многочисленные «кермессы» (или «деревенские праздники» – эрмитажный, 1646, и др.), однако живописность и теплый юмор этих композиций превратили их в популярные символы голландско-фламандского искусства 17 в. в целом.

В картинах с «обезьянами, пародирующими человеческие занятия», и «искушениях св. Антония» проявил себя как мастер «предромантического» гротеска.

В 1651 переехал в Брюссель, где служил при дворе испанских наместников художником и директором картинной галереи.

Запечатлел последнюю в картине Эрцгерцог Леопольд-Вильгельм в своей картинной галерее (1651), известной в нескольких вариантах.

Выполнил также много отдельных копий картин галереи, награвированных и изданных в 1660 в виде альбома Живописный театр. По его инициативе была основана антверпенская Академия художеств (1663).

Умер Тенирс в Брюсселе 25 апреля 1690.

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Литература:

Смольская Н. Тенирс в собрании Эрмитажа. Л., 1961

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»

Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/TENIRS_DAVID_MLADSHI.html

Антоний Великий — Православный журнал "Фома"

В «Братьях Карамазовых» Федора Достоевского есть эпизод, который по своей силе является одним из стержневых моментов всей книги: Совсем еще юный Алеша Карамазов стоит в храме и, услышав слова Евангелия, призывающие раздать имение и идти за Христом, вдруг осознает, что уже не может жить иначе. Если он хочет стать совершенным, то должен отречься от всего и последовать за Спасителем. Иной, более компромиссной дороги молодой человек просто не мыслит, и в конце романа перед читателем предстает послушник Алексей, который трудится в монастыре, готовясь к постригу.

Мало кто знает, что тот самый эпизод, где Алеша размышляет над евангельской фразой, – не выдумка.

Писатель буквально срисовал его с натуры: на рубеже III и IV веков в Египте жил юноша, который тоже, слыша упомянутые выше слова Христа, избрал путь отшельничества.

И не просто стал иноком, но прославился как один из столпов восточного монашества, чьи поучения до сих пор служат настольной книгой для тех, кто пошел дорогой подвижника. Мы знаем этого человека как Антония Великого.

Он происходил из богатой коптской семьи и был старшим ребенком у родителей, которые кроме него растили маленькую дочь. Когда юноше исполнилось 20 лет, супруги умерли, оставив сына одного с малолетней сестрой.

Похоронив отца и мать, Антоний стал перед вопросом – что делать дальше? В его положении вполне естественно было бы создать семью и зажить безбедно, преумножая то, что досталось ему от предков.

Но молодой человек чувствовал, что тот путь, который предлагает общество, – привычный путь, пусть и богатого, но все равно обывателя, – чужд его душе.

С раннего детства он воспитывался в духе христианского благочестия и настолько проникся им, что, повзрослев, так и не смог изменить благодатному опыту, который прибрел прежде. Антоний сторонился шумных компаний, редко выходил из дому, проводя свободное от забот время либо с сестрой, либо в молитве, либо в храме. Его душа томилась, не находя смысла во всей окружающей обстановке.

Развязка наступила спустя несколько месяцев, когда, не зная, какой выбор ему все-таки сделать, молодой человек взмолился Богу, прося Его указать дальнейший путь.

Как-то раз, находясь на богослужении, Антоний ощутил, что именно сегодня ему нужно быть внимательным, потому что услышанное и увиденное им окажется для него очень важным.

В этот день на Литургии священник читал фрагмент Евангелия, в котором Христос говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21).

В контексте отрывка слова Спасителя обращены к юноше, который пришел спрашивать у Иисуса, что ему делать для наследования жизни вечной. Однако Антоний понял, что здесь и сейчас с Ним говорит сам Бог и указывает ему направление его дальнейших действий.

На следующий день он продает свой бизнес, – огромную финиковую рощу, – а вырученные деньги практически полностью раздает нищим, сохраняя лишь небольшую часть на пропитание. Но было в этом поступке нечто половинчатое, и молодой человек, не любивший полудел и полутонов, решает завершить начатое до конца.

Осознавая, что его подрастающей сестре нужна женская забота и тепло, он отдает девочку на воспитание местным благочестивым христианкам. Сам же, раздав оставшиеся деньги, навсегда уходит из родного селения.

Конечно, Антоний еще посетит его, но это уже будет совсем другой человек – аскет и подвижник, победитель демонов.

Первые годы отшельничества монах провел в странствиях – он день ото дня бывал то у одного, то у другого пустынника, и каждая встреча приносила начинающему иноку что-то новое.

Как пишет биограф святого, Антоний уподобился пчеле, которая, прежде чем выработать своим организмом мед, тщательно собирает нектар с разных цветков. Так он научился смирению, трудолюбию, молитве и другим добродетелям.

Будучи человеком умным и внимательным, молодой подвижник очень скоро смог систематизировать то, что видел и слышал. Его подход к деланию был скрупулезным и осознанным. Через некоторое время многие старцы, с которыми он общался, стали замечать, что их ученик превосходит своих учителей.

Понимал это и сам Антоний, но, не желая давать волю гордыне, продолжал смиренно нести крест ученичества. И только лишь окончательно окрепнув духом, подвижник удалился в глубокую пустыню, где ему предстояло пройти немало испытаний.

Первое, с чем пришлось вплотную столкнуться на новом месте молодому иноку, – это блудные мысли. Познай Антоний женское тепло до своего ухода из мира, ему гораздо труднее было бы вести борьбу с похотью. Но монах был девственником, что, впрочем, не отменяло закона плоти, которая постоянно напоминала о себе.

Порою нечестивые вожделения были настолько сильными, что подвижнику приходилось не спать сутками, пребывая в непрерывном труде и молитве, дабы погасить пожар разгоравшейся страсти.

Из этой борьбы отшельник вышел победителем – ни естественные проявления мужского начала, ни устрашения дьявола, являвшегося ему зримо, не смогли заставить его впасть в блуд. Так впервые Антоний посрамил беса.

Проведя некоторое время в пустыне, и стяжав от Бога благодать борьбы со страстями, подвижник объявил демонам открытую войну. Он переселился в заброшенную крепость на берегу Нила, где плел корзинки, выменивая их на зерно у местных крестьян.

Свое жилище святой устроил в древнем захоронении, а спал в гробу. Почти не отдыхал, находясь практически все время в труде и молитве. Видя, что вызов брошен, бесы каждый день собирались у гробницы, принимая вид страшных чудовищ и пытаясь вселить в душу монаха смятение и страх.

Но тот, зная, что это всего лишь призраки, спокойно говорил им:

– Я знаю, вы хотите меня запугать, но я также знаю, что если вам не разрешит Господь, вы меня не тронете, а если разрешит, то усилий одного из вас хватит, чтоб меня умертвить. Поэтому чего вы медлите, нападайте, если на то Божья воля.

 Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Бездыханное тело святого спустя несколько дней нашел житель соседнего городка, который время от времени приносил подвижнику пищу. Посчитав, что инок умер, он забрал его с собою, и местные христиане совершили над ним отпевание. Но Антоний был жив.

Когда его оставили на ночь в комнате, решив следующим утром похоронить, он пришел в себя и, тихо подозвав одного из своих благодетелей, попросил отнести обратно в гробницу. Просьба была выполнена. Не имея сил встать, Антоний лежал на полу и молился.

Чувствуя, что он в гробнице не один, отшельник громко произнес:

– Бесы! Я здесь. И не избегаю борьбы с вами. Знайте же, что если сделаете мне что-либо плохое, ничто не может отлучить меня от любви к Христу.

Стены жилища затряслись, и демоны стали пугать отшельника пуще прежнего, наводя на него различные видения и страхи. Но Антоний лишь молился и призывал на помощь Бога. Казалось, что минуты превратились в столетия – такой невыносимой была эта психологическая атака темных духов.

Однако навредить святому физически они уже не осмелились. Подвижник продолжал молиться. Он чувствовал, что силы вот-вот покинут его. Вдруг старинные развалины озарил неземной свет, в лучах которого Антонию явился Христос. Не терпя божественного присутствия, бесы с воплями покинули убежище отшельника.

Видя такую развязку своего испытания, Антоний обратился к Спасителю:

– Господи Милосердный, где Ты был раньше, и почему сначала не явился исцелить мои раны?

На что получил ответ:

– Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире.

Через несколько минут монах почувствовал, что на его теле уже нет ни одной раны, а сил в суставах прибавилось. Здоровье полностью вернулось к нему и с тех пор больше не покидало святого.

По милости Божьей, у Антония до самой смерти было острое зрение, целые зубы и такая энергичность, что он мог сравниться с любым юношей. Вот так наградил Господь Своего угодника за верность и стойкость, попустив, чтоб он сам справился с бесовскими наваждениями.

Для монаха это был очень важный урок и напоминание о том, что Бог не дает человеку непосильных испытаний, и раз они ниспосланы, то их важно пройти до конца.

В своем убежище Антоний прожил до сорока лет. Он стяжал огромное смирение, которое сочеталось в нем с мудростью и высокой нравственной чистотой.

Укрепившись в добродетели, святой решил покинуть крепость, где провел более 15 лет, и перебрался в другое место – скалистую возвышенность, имеющую несколько природных пещер. В одной из них и поселился инок.

Постепенно в нем открылся дар наставничества, и многие люди стали приходить к нему за духовным утешением и поддержкой. Но особенно много к Антонию прибывало тех, кто желал подражать его жизненному пути.

Так постепенно вокруг его пещеры формировались общины отшельников, для которых Антоний был наставником и примером для подражания. Конечно, старца тяготила такая роль – он всю жизнь мечтал об уединении с Богом, а не о том, чтобы взять на себя нелегкий крест духовника огромного числа людей.

Однако в своем новом служении он увидел волю Божью и подчинился ей, до конца жизни будучи духовным отцом многих сотен иноков. Так Господь судил этому человеку стать основателем нового вида подвижничества – отшельничества.

Собственно, и до выхода Антония в пустыню Церковь знала немало людей, которые покидали родные дома и бежали в дикие места. Но при этом каждый монах действовал лично по своему усмотрению, и многие из-за неопытности и гордыни кончали этот путь падением.

Антоний ввел жесткое правило: спасаться монахи могут и порознь, но духовный наставник у них должен быть один.

С тех пор отшельничество приобрело оформленный вид, и монахов, которые жили без внешнего духовного руководства, становилось все меньше и меньше. Общины аскетов-одиночек стали называться лаврами (от греческого «laura» – «улица»).

У лавры, как правило, был один литургический центр – либо храм в ближайшем селении, либо специально выстроенное помещение, где раз в неделю служил приглашаемый извне священник. Большинство времени монахи проводили в одиночестве, лишь раз в один-три дня сходясь для духовных бесед со старцем.

Часто жили и парами – более опытный аскет принимал в свою келью новичка и воспитывал его некоторое время, пока тот духовно не созреет для полного отшельничества.

Читайте также:  Музей чарльза диккенса в лондоне

Антоний имел непререкаемый авторитет, но никогда им не злоупотреблял. Его любили не только монахи, но и миряне. Пару раз, уже будучи в преклонных летах, он дискутировал с еретиками, отрицавшими божественность Христа.

Во время полемики открылось, что великий святой – не только опытнейший духовник, но и замечательный знаток Священного Писания, а также человек, чья богословская логика была во много раз крепче доводов большинства дипломированных философов и теологов.

Ведь если для большинства оппонентов Антония Библия и теология были всего лишь предметами изучения, то для самого старца это было плодом его личного мистического опыта общения с Богом – живого общения, которое он вел всю свою жизнь.

Обладал монах и даром исцеления, который, однако, тщательно маскировал и всегда говорил, что исцеляет только Господь.

Умер Антоний в одиночестве, попросив двух своих учеников оставить его в пещере и не открывать места своей кончины.

Святой понимал, что полуграмотные люди после его смерти начнут боготворить его, а ему хотелось совсем другого – чтоб слава от людей воздавалась не человеку, но Богу, от Которого и получил некогда Антоний благодатные дары.

Подвижник мирно отошел в Вечность в 356 году 105 лет от роду. Его святые останки были найдены лишь спустя два века.

***

При чтении жития этого удивительного подвижника, я сделал для себя два важных вывода. Прежде всего, своим примером Антоний показал, что монашество – это не банальное бегство от мира.

Конечно, в любую эпоху находилось немало тех, кто желал просто спрятаться за стенами обители от забот и искушений мирской жизни, стремясь к некоей, как сейчас модно говорить, «гармонии с собою и с Богом». Но на самом деле монах – не беглец, а воин, стоящий на передовой борьбы с грехом и дьяволом.

И проблемы, с которыми он сталкивается в пустыне, не идут ни в какое сравнение с искушениями, которые подстерегают его в городе.

Очень символично, что местом подвига Антония была гробница. Издревле кладбище (как и вообще любая пустошь или открытое море) считалось не только местом погребения тел, но и средой обитания злых духов.

Античный человек чувствовал себя комфортно только в городе или в селе, где был под защитой социума и стен собственного дома. Чем дальше от населенных пунктов он находился, тем опаснее становилось его пребывание.

Люди понимали, что мир – не их, что он оккупирован силами зла, и что в необжитые места лучше не ходить.

Христианство говорит совершенно о другом. Да – мир захвачен демонами, да – он лежит во зле, но это состояние – противоречит изначальному замыслу Творца. В идеале вселенная принадлежит человеку, а дьявол – вор, укравший это достояние у людей, а самих нас – сделавший своими подданными.

Именно против такого положения дел и выступает монашество – оно уходит в пустыню, чтобы отвоевать ее у беса, чтобы показать, кто – хозяин, а кто – оккупант.

Своими подвигами иноки первых веков окончательно утвердили христианский взгляд на мир как на Божье творение, которое нужно очистить от тех искажений, которые нанес ему враг.

Святые пустынники понимали, что преображение мира начинается с преображения самого себя и достигается только через самоотречение и следование тому призыву к совершенству, который услышал в начале своего иноческого пути преподобный Антоний.

Вторым ключевым моментом и подвига Антония, и жизни остальных его последователей, вне зависимости от времени их жизни, стала борьба с плотью.

Действительно, порою трудно понять монахов, которые лишают себя даже элементарных удовольствий, изнуряют себя постом, и все это – ради расплывчатой, на первый взгляд, идеи спасения.

Но, оказывается, аскетизм иночества очень логичен, если принять во внимание вещь, на которую мы редко обращаем внимание.

Человек – существо сложное, и представляет собою сочетание личностного начала и материальной природы. Грубо говоря, любой из нас – это и «кто», и «что» одновременно. До грехопадения, в Божьем замысле о мире, личностное начало – главнее, оно руководит всеми процессами, которые происходят в человеке.

Иными словами, Господь задумал человека существом иерархичным, упорядоченным, в котором все элементы находятся в гармонии. Эта система выглядит примерно так: Бог – личность – тело. Тело подчинено личности, а личность все свои устремления имеет в Боге.

Но так – в идеале, реализоваться которому помешало грехопадение.

После того, как человек согрешил в раю, эта система соподчиненности катастрофически изменилась: материальное начало в человеческой природе взяло верх над личностью, и та вместо устремленности к Богу оказалась порабощена плотью. Именно на разрушение этого порочного круга и направлена вся аскетическая практика, а вовсе не на мазохистское самоистязание, как это покажется несведущему обывателю.

Путь монаха – это дорога домой, возврат к тому блаженному состоянию, которое знали наши прародители до того, как были совращены дьяволом на грех. Конечно, далеко не каждый может быть иноком, это – крайняя форма отречения от мира, доступная лишь немногим.

Но, несмотря на это, все традиционное христианское богословие пропитано духом монашества.

Потому что, становясь христианином, любой человек ступает на путь войны со злом, который до него уже был пройден такими выдающимися Христовыми воинами, как Антоний Великий и его сподвижники.

Источник: https://foma.ru/antonij-velikij.html

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника, Давид Тенирс Младший

Встреча святых Антония Великого и Павла отшельника — Давид Тенирс Младший. Дерево, масло. 97,3х157,5
   Святой Антоним Великий, или аббат Атоний (ок. 251/52 — 356), родился в Верхнем Египте; после смерти родителей он удалился в пустыню. Павел Отшельник, или Павел Фиванский (ум. в 341) — первый пустынник Египта, обитавший в окрестностях города Фивы.

Оба христианские святые известны как великие отшельники. Хотя они родились и выросли в богатстве, оба покинули отчий дом, чтобы вести одинокую и богоугодную жизнь. В возрасте 90 лет св. Антоний, согласно легенде (LA, XV), отправился искать в фиванской пустыне отшельника Павла, которому тогда было 113 лет.

   Встреча святых Антония и Павла стала распространенным сюжетом в западноевропейской живописи XVII в. Один из наиболее известных примеров — одноименная картина Веласкеса, в которой встреча двух святых дополнена эпизодом погребения Павла Отшельника.

В трактовке ландшафтов на полотнах Веласкеса и Тенирса 1630-х наблюдается сходство, обусловленное воздействием фламандской пейзажной живописи XVI — начала XVII в., в частности картин Иоахима Патинира и Иоса де Момпера Младшего.

   Тенирс несколько раз обращался к двум основным сюжетам из жизни св. Антония. Например, в середине 1640-х он создал картину «Искушение св. Антония», на втором плане которой среди скал видны крошечные фигуры двух снятых, Атония и Павла. К ним летит ворон, держа в клюве хлеб, которым по велению Бога он кормил Павла.

На эрмитажном полотне встреча двух святых является не второстепенным, а главным сюжетом. На нем изображены крупные фигуры святых, сидящих перед хижиной и ведущих беседу. Св. Антоний представлен в традиционной черной мантии, а св. Павел — в одеянии из листьев. В одной руке он держит посох, другой — указываем на крышу хижины, где видны крест и ворон с хлебом.

На земле, рядом с персонажами, стоят песочные часы, напоминающие о скоротечности земной жизни. Аналогичные по трактовке и крупные по масштабу фигуры отшельников изображены в подписном произведении Тенирса «Св. Павел и св. Антоний» из частного собрания в Лондоне, исполненном около 1650. Вероятнее всего, эрмитажное полотно создано в это же время.

Сравниваемые работы различаются лишь выбором места действия. В лондонской картине художник, точно следуя легенде, показал пустыню и горные уступы. В эрмитажной он по-своему трансформировал легенду, поместив героев не в пустыне, а в лесной местности (с фигурой путника на дальнем плане).

Живописец подробно изображает детали пейзажа: зеленые кроны деревьев, увитую плющом хижину, розы за изгородью и многочисленные дары земли (кочаны капусты, артишоки, морковь, белые репки, разрезанные дыня и арбуз). На полотне также видны разнообразные предметы труда: топор (у хижины), нож (на земле), тачка, лопата.

В интерпретации Тенирса судьба отшельника — это пример христианского образа жизни. Видимо, художник полагал, что св. Павел долгие годы неустанно грудился и на земле, и на духовном поприще (думая о Боге, молясь, читая священные книги, изображенные рядом с песочными часами).

   Линник предположительно назвала автором пейзажа Адриана вам Стальбемта (1580 1662). С такой гипотезой трудно согласиться. По нашему мнению, пейзаж полностью исполнен самим Давидом Тенирсом Младшим.

Левая часть пейзажного фона холста обнаруживает сходство с ландшафтом, написанным Тенирсом в правой половине картины «Крестьянский танец».

Тогда как аналогичные пейзажные детали (с фшурой путника), изображенные в центральной части фона на эрмитажном полотне, встречаются, например, в правой половине картины «Крестьянская семья перед своим домом» Тенирса (Рейксмузеум, Амстердам.

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_gollandia/792-vstrecha-svyatyh-antoniya-velikogo-i-pavla-otshelnika.html

Тенирс Давид Младший (1610 — 1690)

Кроме роскошного и великолепного искусства Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса во Фландрии 17-го столетия было и иное искусство — более камерное и скромное, проникнутое интересом к обычаям и нравам своего народа, любовью к фламандской природе. Это направление во фламандской живописи ярче всего выразил Давид Тенирс Младший.

Тенирс родился в Антверпене, в семье живописца. Отец дал ему первоначальное профессиональное обучение. Из-за материальных трудностей Тенирс много работал, и уже в 22 года был принят в антверпенскую гильдию живописцев.

С молодых лет Тенирс работал в самых разных жанрах. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, изображал аллегорические сцены, животных. Однако основную часть его произведений составляют жанровые сцены из жизни простого народа, фламандских крестьян. В этом сказалась и индивидуальная склонность живописца, и влияние мастера бытового жанра Адриана Броувера, с которым Тенирс дружил.

Произведения, выполненные Тенирсом в начальный период своего творчества мало отличались от картин Броувера. Однако картины его никогда не бывают такими мрачными и печальными, как произведения Броувера.

Он создает образы более идеализированные, предпочитая не замечать теневых сторон жизни народа. Особенно Тенирс любил изображать крестьян во время их досуга, отдыхающими и веселящимися, любил писать праздники, сельские ярмарки.

Лишь изредка он изображал сцены крестьянского труда — жатву, сенокос.

Постепенно влияние Броувера ослабевало, а сцены у Тенирса становились все более беззаботными. Смягчились контуры, менялся колорит, он стал более светлым, золотистым.

Во многих картинах Тенирс выступает в роли рассказчика — из сюжета в сюжет переходят одни и те же персонажи. Многие произведения оказываются как бы в двух жанрах — портрете и бытовом жанре («Пастушка», «Флейтист» и др.).

С большим мастерством Тенирс строил композицию в массовых сценах — и в деревенских праздниках, и в сценах солдатского быта. Иногда в бытовую сцену Тенирс вводит эпизод из священной истории. При этом персонажей священной истории он одевает в костюмы 17-го века, отчего эти истории выглядят как бытовые сцены. Иногда эти священные истории Тенирс пишет с оттенком юмора.

Во фламандском искусстве Тенирс стал и одним из ведущих мастеров пейзажа. Писал скалы, пещеры, водопады, с особой любовью писал и родную фламандскую природу. Пейзаж у Тенирса деятельный, в нем всегда учавствует человек. На фоне пейзажа Тенирс часто изображает животных — коров, овец, свиней, собак и пр.

Наиболее интересны у Тенирса изображения обезьян. В его картинах обезьяны пьют вино и едят, играют в карты, надевают на голову роскошный берет с пышным пером. Картины эти похожи на басню, пародией на человеческие занятия.

Тенирс был необычайно популярен и знаменит среди знати, среди бюргеров. В 1651 году он был назначен придворным художником и хранителем картинной галереи правителя Фландрии эрцгерцога Леопольда Вильгельма.

Эту свою деятельность художник выразил в своих картинах, показывающих картинную галерею эрцгерцога. Таким образом, полотна Тенирса представляют собой не только художественный, но и исторический интерес.

Тенирс прожил долгую жизнь и написал свыше семисот произведений. Но умер в возрасте 89-и лет одиноким и забытым. Однако его искусство продолжало жить в творчестве его многочисленных учеников, среди них был и великий Ватто.

Источник: http://cvetamira.ru/tenirs-david-mladshiy-1610-1690

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector