- Привороты
- Чакры человека
- Саморазвитие
- Сонник
- Астрология
- От сглаза и порчи
Согласно давней традиции, игумения монастыря, матушка Георгия (Щукина) и сестры встретили у расположенного за пределами обители источника Божией Матери принесенную из Троицкого собора
Русской Духовной Миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.После молебна под звон колоколов и церковных песнопений многолюдный крестный ход с чудотворным образом направился в Казанский храм Горненской обители. Перенос иконы и крестный ход возглавил специально приглашенный иерарх Иерусалимского Патриархата митрополит Вострский Тимофей. В крестном ходе приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий
, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и многие паломничающие на Святой Земле православные священнослужители.
Весь путь крестного хода, символизирующего путешествие Божией Матери из Назарета и Ее восхождение в Горний град Иудов, был украшен на территории обители зеленой травой и цветами.
Так как празднование выпало на Светлую Седмицу, чудотворную икону покрыли розовым одеянием до пола, наподобие монашеской мантии, и поставили вместе с укрепленным у ее основания игуменским жезлом в центре Казанского храма.
Здесь икона будет пребывать в продолжение трех месяцев — до праздника Рождества Иоанна Предтечи в воспоминание того события, что именно на такой срок Пресвятая Богородица гостила в Горнем граде у праведной Елисаветы.
Чудотворная икона займет в храме игуменское место, и будет называться Игуменией Горненской обители. Место же земной настоятельницы обители будет находиться рядом с иконой. Монашествующие и паломники в этот период берут благословение сначала у святыни и лишь затем у священников и матушки Георгии.
Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, возглавивший вечернее богослужение, по его завершении на площади перед храмом от имени епархии передал в дар Горненскому монастырю две большие иконы в киоте – «Образ Пречистой Богородицы Абалакской» и «Собор святых в земле Сибирской просиявших», написанные в иконописных мастерских Тобольска. Эти иконы будут украшать внутреннее убранство стоящего на возвышенности величественного собора во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, являющегося с 2007 года архитектурной доминантой Горненской обители.
Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и игумения Георгия в своем ответном слове сердечно поблагодарили владыку Димитрия за ценные иконы, а певчие Тобольской семинарии и Горненской обители исполнили духовные песнопения.
Свое впечатление о прошедшем празднике, называемым в женском монастыре «Вторым Благовещением», выразил архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин
: «Этот праздник, хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, в лучах которой мы сейчас радостно купаемся, но он приносит и добавляет все православным верующим еще больше радости. И я тоже лично вместе со всеми радуюсь, что прибыл сюда, чтобы встречать Пресвятую Богородицу, Которая более двух тысяч лет назад предприняла путешествие из Назарета в Горнюю страну. Этот праздник входит в сердце и душу и приносит нам бесконечную радость».
Справка
Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии (лат. Visitatio Mariae) — встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39). Евангелие описывает встречу так:
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.- Лк.1:41-45
Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее.
Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария.
В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк.1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.
Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.
Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима.
На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь.
Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.
Наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39).
Евангелие описывает встречу так:
«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
Таким образом, Елисавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее.
Cлова приветствия Елисаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария.
В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк.1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.
Согласно Евангелию, Мария прожила в доме и Елисаветы около 3-х месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.
Место встречи
- Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима.
- На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь.
- Чуть выше по склону, примерно в 20 м от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.
Праздник
В Католической церкви это событие вспоминается на празднике Посещения Пресвятой Девы Марии (31 мая или 2 июля).
Празднование дня Встречи (чаще используется термин «Посещение») имеет средневековое происхождение.
Он отмечался францисканским орденом ещё до 1263 г., когда он был письменно рекомендован Святым Бонавентурой.
Благодаря влиянию ордена он распространился, но всецерковное одобрение он получил только в 1389 г., по приказу Урбана VI.
Ранее отмечался 2 июля, потом дата была уточнена и перенесена на 31 мая, чтобы попасть между Благовещением и рождением Иоанна.
Тем не менее, в некоторых Церквях она осталась фиксированной на прежней дате.
В честь праздника Посещения была названа женская монашеская конгрегация визитанток, созданная в 1610 г. святым Франциском Сальским и святой Иоанной де Шанталь.
В горненском монастыре
По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Cвятейший синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 г. благословил совершать в Горненском монастыре праздник – «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов».
Он празднуется через 5 дней после Благовещения – 30 марта (12 апреля), если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг Светлой седмицы.
В общецерковном календаре Русской православной церкви такое празднование отсутствует.
Фотогалерея
Полезная информация
Посещение Марии
Встреча Девы Марии и Елисаветы
Дева Мария в доме Елисаветы
лат. Visitatio Mariae
Евангелие от Луки
39
Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40
и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42
и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! 43
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? 44
Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. 45
И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. 46
И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48
что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49
что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50
и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51
явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 52
низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53
алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54
воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55
как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. 56
Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
— Лк.
1:39-56
В изобразительном искусстве
Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве.
Известен с V в. (равеннский саркофаг) — женщины просто разговаривают. Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.
Интересный момент — так как Елизавета замужняя женщина, а Мария — Дева (Её обручение с Иосифом состоялось, но сам брак ещё не был заключён), то в большинстве изображений Елизавета изображена в головном уборе, полностью закрывающем волосы, а волосы Марии могут быть распущены, как знак её незамужнего статуса.
На алтарной арке, под изображением Благовещения расположены справа — Встреча Марии с Елизаветой и слева — Тридцать сребреников. Оба эти момента также выведены из временного ряда.
Очевидно, эти сцены должны были заключать в себе иносказательный смысл: первое предвестие грядущей смерти Христа и первое предвестие его рождения.
При этом последовательность их — сначала весть о смерти, а затем весть о жизни — также заключали в себе аллегорию смерти и последующего возвращения к жизни, то есть воскресения.
Отведенное для сцены пространство сильно стеснено, и это делает фигуры более рельефными, потому что их пропорции должны сохраняться идентичными пропорциям фигур в других сценах.
«Во «Встрече Марии и Елизаветы» Мария сохраняет спокойную величавость и строго поставлена в профиль; Елизавета с ее старческим, морщинистым лицом склоняется и стремится заглянуть ей в глаза; Мария величественна и сдержанна, Елизавета более растрогана, и этот контраст составляет основу композиции»
М. Алпатов.
Новаторство Джотто проявилось в попытках отразить душевное состояние героев его произведений. Чувства героинь он передает посредством жестов. Именно они являются здесь ярким выражением характера и темперамента персонажей.
- Об этой фреске говорят, что все изображенные на ней женщины беременные.
- «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
- Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
- И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
- И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
- И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
- и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
- что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
- что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
- и милость Его в роды родов к боящимся Его;
- явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
- низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
- алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
- воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
- как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
- Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой»
- Евангелие от Луки 1:39-56.
- Поскольку именно на правой части алтарной арки помещена сцена встречи Марии с Елизаветой, добродетели также расположены на правой стене, к тому же этот фриз примыкает к изображению праведников в сцене страшного суда на западной стене.
Последние материалы раздела:
Максим: происхождение и значение имени
Мужское имя Максим имеет латинские корни. Его происхождение связывают с римским родовым именем Maximus, которое означает «величественный»,…
Сонник: к чему снится писать
В некоторых случаях человек во сне может увидеть ситуацию, когда он что-то пишет на бумаге. В связи с этим многим интересно знать, каким же образом…
Бежать во сне: к чему это
Сновидение, в котором приходится бежать, наверное, хоть раз, но было у многих. Мы убегаем от чего-то страшного, нас догоняют, но мы все еще…
Источник: https://www.bezdepbonus.ru/vstrecha-devy-marii-s-elizavetoi-vstrecha-marii-i-elizavety.html
Праздник «Целования Божией Матери и праведной Елизаветы» в Горненском монастыре (Эйн-Карем)
Этот праздник установлен в 1883 году и совершается он только в Горненской обители, расположенной на той самой земле, где жили святые праведные Захария и Елисавета, родители святого Иоанна Крестителя.Евангельское повествование гласит, что сюда, «во град Иудин», пришла после архангельского благовестия из Назарета Галилейского Сама Пречистая, чтобы поделиться возвещенной Ей небесной тайной о рождении Богомладенца со Своей близкой родственницей Елисаветой, носившей уже под сердцем Иоанна Предтечу. Матерь Божия прожила в Горней стране три месяца, а умилительная встреча Пречистой со святой праведной Елисаветой нашла свое отражение в Евангелии от Луки: «и вниде в Дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк. 1:40).
Сестры и трудницы Горненской обители украсили живыми цветами киоты двух икон «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы» и собрали соединенные друг с другом аккуратными травяными дорожками четыре цветочных ковра вокруг храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Согласно давней традиции, игумения монастыря, матушка Георгия (Щукина) и сестры встретили у расположенного за пределами обители источника Божией Матери принесенную из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.
После молебна под звон колоколов и церковных песнопений многолюдный крестный ход с чудотворным образом направился в Казанский храм Горненской обители. Перенос иконы и крестный ход возглавил специально приглашенный иерарх Иерусалимского Патриархата митрополит Вострский Тимофей.
В крестном ходе приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и многие паломничающие на Святой Земле православные священнослужители.Весь путь крестного хода, символизирующего путешествие Божией Матери из Назарета и Ее восхождение в Горний град Иудов, был украшен на территории обители зеленой травой и цветами.Так как празднование выпало на Светлую Седмицу, чудотворную икону покрыли розовым одеянием до пола, наподобие монашеской мантии, и поставили вместе с укрепленным у ее основания игуменским жезлом в центре Казанского храма. Здесь икона будет пребывать в продолжение трех месяцев — до праздника Рождества Иоанна Предтечи в воспоминание того события, что именно на такой срок Пресвятая Богородица гостила в Горнем граде у праведной Елисаветы.Чудотворная икона займет в храме игуменское место, и будет называться Игуменией Горненской обители. Место же земной настоятельницы обители будет находиться рядом с иконой. Монашествующие и паломники в этот период берут благословение сначала у святыни и лишь затем у священников и матушки Георгии.Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, возглавивший вечернее богослужение, по его завершении на площади перед храмом от имени епархии передал в дар Горненскому монастырю две большие иконы в киоте – «Образ Пречистой Богородицы Абалакской» и «Собор святых в земле Сибирской просиявших», написанные в иконописных мастерских Тобольска. Эти иконы будут украшать внутреннее убранство стоящего на возвышенности величественного собора во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, являющегося с 2007 года архитектурной доминантой Горненской обители.
Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и игумения Георгия в своем ответном слове сердечно поблагодарили владыку Димитрия за ценные иконы, а певчие Тобольской семинарии и Горненской обители исполнили духовные песнопения.
Свое впечатление о прошедшем празднике, называемым в женском монастыре «Вторым Благовещением», выразил архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин : «Этот праздник, хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, в лучах которой мы сейчас радостно купаемся, но он приносит и добавляет все православным верующим еще больше радости. И я тоже лично вместе со всеми радуюсь, что прибыл сюда, чтобы встречать Пресвятую Богородицу, Которая более двух тысяч лет назад предприняла путешествие из Назарета в Горнюю страну. Этот праздник входит в сердце и душу и приносит нам бесконечную радость».
Справка
Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии (лат. Visitatio Mariae) — встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39).
Евангелие описывает встречу так:Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.— Лк.1:41-45Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородице, а в католицизме Радуйся, Мария. В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк.1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат.Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.
Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима. На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.
SocButtons v1.5
Источник: http://simvol-veri.ru/xp/prazdnik-celovaniya-bojieie-materi-i-pravednoie-elizaveti-v-gornenskom-monastire-eien-karem.html
"МИКЕЛАНДЖЕЛО и СЕБАСТЬЯНО" В ЛОНДОНЕ
Национальная галерея в Лондоне открывает выставку-историю — детальное исследование периода в жизни Микеланджело Буонарроти, когда он тесно сотрудничал с художником, гораздо менее известным, чем он.
«Микеланджело и Себастьяно» — это рассказ, который переносит посетителей в сердце Рима эпохи Высокого Возрождения. А один из главных экспонатов — мраморная статуя воскресшего Христа, известная своей полной и бескомпромиссной наготой.
Отношения между двумя великими итальянскими мастерами — Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо — можно с полным основанием назвать исключительными для жестокого конкурентного мира Высокого Возрождения в Риме.
Они познакомились в 1511 году, когда Себастьяно приехал в Рим, где Микеланджело заканчивал украшение потолка Сикстинской капеллы.
Результатом последующей 25-летней дружбы и сотрудничества стали выдающиеся произведения искусства, которые один не смог бы создать без другого.
Отношения двух мастеров проходили на фоне военных и религиозных конфликтов той эпохи, которая в то же время отличалась интеллектуальным всплеском и художественными новшествами.
Себастьяно дель Пьомбо (настоящее имя — Себастьяно Лучиани) родился в Венеции в 1485 году и обучался,вероятно, у Джорджоне. В Рим 26-летнего художника привёз Агостино Киджи, папский банкир и крупный покровитель того времени. Молодой венецианец — во многом благодаря протекции Микеланджело, — стал знаменитым портретистом и мастером религиозных сюжетов.
Микеланджело вовлёк Себастьяно в соперничество с Рафаэлем. Он делал разработки для «Воскрешения Лазаря» дель Пьомбо, пытаясь затмить«Преображение» своего прямого конкурента Санти.
После смерти Рафаэля Себастьяно стал первым художником Рима и первым живописцем, который вернулся в Вечный город после знаменитого Разграбления 1527-го года.
В награду папа Климент VII сделал его хранителем папской печати (отсюда и прозвище Пьомбо — «Свинцовый»).
Слева: рисунок Микеланджело для«Воскрешения Лазаря» (1516). Британский музей
Поздний стиль Себастьяно дель Пьомбо характеризуют как тёмный и мрачный, а фигуры на его картинах демонстрируют почти неуклюжую силу.
«Творчество Микеланджело явилось одним из факторов, стимулировавших развитие маньеризма, но,в отличие от маньеристов, односторонне понимавших его наследие, сам Микеланджело сумел до конца сохранить и выразить в своих произведениях любовь к человеку и веру в его величие и красоту», — более подробную биографию одного из величайших мастеров Возрождения читайте здесь.
Помимо совместной работы «Воскрешение Лазаря», написанного для Нарбонского кафедрального собора во Франции,в центре выставки «Микеланджело и Себастьяно» находится мраморная статуя полностью обнажённого Христа.
Микеланджело закончил это изображение воскресшего Иисуса в 1521 году в возрасте 46 лет.
Но после смерти скульптора его творение задрапировали металлической вуалью в стиле барокко — и в таком виде оно до сих пор стоит в римской базилике Санта-Мария-сопра-Минерва.
«Вера Микеланджело в тотальное раскрытие человечности Христа все ещё слишком современна для церкви 21-го века», — заметил арт-критик газеты «Гардиан» Джонатан Джонс.
Впрочем, в Британию привезли первую версию «Воскресшего Христа», которая томилась в безвестности в монастыре Сан-Винченцо в Бассано-Романо до 1997 года, пока её не признали утерянным произведением Микеланджело. Это своё творение отверг сам мастер. Как гласят источники XVI века, статую ему заказали в 1514 году. Он принялся за работу над огромным мраморным блоком и практически закончил скульптуру, когда обнаружил в камне тёмное пятно — как раз на лице Иисуса. Как правило,Микеланджело начинал с ног, и поэтому сделал неприятное открытие лишь в конце работы.
В ярости Микеланджело отказался от этой версии, получил новый блок мрамора и вырезал ту статую, которая по сей день стоит в сердце Рима. А забракованная первая попытка была забыта, позже доработана неизвестным скульптором и, наконец, оказалась в монастыре, где её мало кто видел.
Слева: Микеланджело Буонаротти,«Воскресший Христос» (1521)
На выставке «Микеланджело и Себастьяно» можно увидеть ещё один плод совместного творчества двух мастеров — «Пьету» для базилики святого Франческо в Витербо, другие картины, рисунки, скульптуры и фрагменты переписки между художниками.
Ниже: слева — фрагмент «Пьеты» Себастьяно дель Пьомбо, справа — фрагмент рисунка Микеланджело «Мужской торс со сжатыми руками» (1512)
Экспозиция «Микеланджело и Себастьяно» в Национальной галерее в Лондоне открывается 15 марта и продлится до 25 июня.
По материалам официального сайта Национальной галереи в Лондоне, газеты The Guardian и ряда других источников
Источник: http://a.kras.cc/2017/03/blog-post_514.html
Память сретения Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы
Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии – встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки – Лк. 1:39-56.
Встреча Марии и Елизаветы. Статуи западного фасада собора в Реймсе. 1225—1240
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк. 1:39).
Евангелие описывает встречу так: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк. 1:41-45)
Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородицы, а в католицизме Радуйся, Мария.
В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46-55).
Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.
Встреча Девы Марии и св. Елизаветы
Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима.
На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.
Недалеко от Иерусалима, примерно в семи километрах к юго-западу, находится небольшая деревушка. Именно в этом поселении жил Захария, отец Иоанна Крестителя, и Дева Мария посещала свою сестру Елизавету. На месте е1 жилища возвели церковь Посещения или же Встречи Девы Марии и святой Елизаветы.
Сначала это был обычный византийский храм, который датировался четвертым веком, но от него остался лишь остов, так как основное помещение было разрушено.
Сохранились малые части фрагментов более поздних построек церквей двенадцатого и четырнадцатого веков. Современный же храм был основан и построен в 1935 году. Интерьер храма щедро украшен фресками, иконами и мозаиками.
Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии
Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V века (равеннский саркофаг) – женщины просто разговаривают.
Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.
В миниатюрах православных рукописей младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Иконография этого сюжета необычайно устойчива: сложившись в основных чертах в VI веке, она сохранилась в России до XIX века.
- Эпизод встречи Марии и Елизаветы – сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях.
- По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Cвятейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник – «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов».
- Он празднуется через пять дней после Благовещения – 30 марта (12 апреля), если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг Светлой седмицы.
- В общецерковном календаре Русской православной церкви такое отдельное от Благовещения празднование отсутствует.
Горненский женский монастырь Иерусалим, Израиль
Горненский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме находится в районе Эйн Карем на западной окраине Иерусалима.
Сюда вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария, чтобы поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью святого Иоанна Предтечи (Лк., 1, 39–45). До сих пор в центре селения Эйн Карем сохранился источник, из которого Пресвятая Богородица брала воду.
Встреча Девы Марии и Праведной Елисаветы
От этого источника дорога ведет к русскому Горненскому женскому монастырю. В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустину) купил здесь два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем смежные земли и построил приют для русских паломников. Средства на покупку были собраны в России по инициативе члена Государственного Совета Петра Мельникова.
Вскоре здесь начали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых живут насельницы.
Отцом Антонином составлена и служба праздника «Целования» на основании службы Благовещению. Архимандрит Антонин сам написал к этому празднику песнопения.
В 1911 года на территории монастыря началось строительство большого соборного храма, прерванное в 1914 году в связи с Первой мировой войной. Лишь в конце 2003 года при начальнике Миссии архимандрите Елисее (Ганабе) возобновились строительные работы.
Архимандрит Антонин (Капустин). Худ. Н.А.Кошелев.jpg
К 160-летнему юбилею Миссии при начальнике Миссии архимандрите Тихоне (Зайцеве) строительство было завершено. 28 октября 2007 митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне — Святейший Патриарх, освятил собор малым чином в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.
Молебен на освящении собора возглавил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. В своем приветственном слове по окончании молебна он: «Мы прославляем Триединого Бога, сподобившего нас войти сегодня в новопостроенный храм, посвященный просиявшим в России святым.
Сей день радостный и праздничный, поскольку завершены работы по возведению здесь, во Святой Земле, нового храма, в котором будет возвещаться свидетельство веры».
Напомнив о гонениях, которым подвергалась Русская Церковь 70 лет, предстоятель Иерусалимской Церкви заявил: «Нисколько от этого не уменьшилась Её слава, Церковь ещё более укрепилась кровью мучеников, кровью, которая соединилась с Кровью Господа нашего Иисуса Христа. И сегодня мы пожинаем плоды, которые принесла Русская Православная Церковь».
«Я хотел бы поблагодарить братскую Русскую Церковь, Его Высокопреосвященство митрополита Кирилла, который не жалел трудов, чтобы строительство этого храма было завершено.
На богослужениях, которые совершаются в храме Гроба Господня, мы молимся о всех православных христианах. Надеемся, что Господь будет поспешествовать Святой Русской Церкви.
Сегодня её радость является также и нашей радостью», — сказал в заключение Патриарх Феофил.
На территории находится также пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя, освященный в 1987 году.
Вид на Иерусалим со стороны Горненского женского монастыря
Источник: http://www.brooklyn-church.org/vstrecha-marii-i-elizavety-poseshhenie-marii.html
Встреча Марии и Елизаветы
Встреча Марии и Елизаветы (Посещение Марии) — Себастьяно дель Пьомбо. Холст, масло. 168 x 132 см В своей работе «Встреча Марии и Елизаветы» мастер обращается к Евангелию от Луки, где описывается посещение Богородицей своей двоюродной сестры Елизаветы.
Во время Благовещения Архангел Гавриил поведал Марии, что бездетная пожилая Елизавета ждет ребенка. Мария отправилась в город в Иудее, чтобы навестить ее. Услышав приветствие Марии, Елизавета почувствовала толчки будущего Иоанна Крестителя. Вдохновленная Святым Духом, она первая возвестила о воплощении Иисуса Христа.
Картина, скорее всего, была создана для алтаря. Общая колористика полотна отсылает нас к венецианской школе живописи. Себастьяно дель Пьомбо использует яркие, сочные цвета. На заднем фоне мы видим типичный итальянский пейзаж 16 века, напоминающий работы Джорджоне.Неслучайно выбрана расцветка одежды двух женщин.
Белый платок на голове Марии свидетельствует о ее непорочности, синий плащ — символ Неба — является ее атрибутом. Этим покровом Богородица оберегает и защищает всех верующих. Желтый (наряду с белым) цвет Святого Духа.
Желтая накидка на голове Елизаветы говорит о том, что Дух Святой сошел на нее при виде Богородицы и открыл ей правду о ее беременности.В соответствии с традициями маньеризма, композиция произведения полна драматизма, усиленного резким контрастом между светом и тенью.
Большую часть картины занимают фигуры Марии и Елизаветы, приветствующие друг друга. Лицо Богородицы серьезно, на нем словно отражаются все будущие переживания и страдания матери Спасителя. Елизавета раскрывает ей объятья, словно стараясь укрыть от грядущих испытаний.
Деву Марию сопровождают две женщины, ее родственницы — Мария Клеопова и Саломея. Они являются зрителями и свидетелями знаменательной встречи, благочестиво застыв в молитве. В верхнем правом углу мы видим старца Захарию — мужа Елизаветы. Экспрессивная мужская фигура (скорей всего это Иосиф, сопровождающий Марию) взволнованным жестом указывает ему на женщин.
Мастерство художника таково, что, несмотря на кажущуюся обыденность сцены, мы понимаем: происходит Таинство — встреча Спасителя с Иоанном Предтечей еще в утробе матери.
Рассказ евангелиста Луки
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк. 1:39). Евангелие описывает встречу так:
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Слова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородицы, а в католицизме Радуйся, Мария.
В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат. В Русской Церкви эта Песнь поется почти всегда во время утрени перед пением 9-й песни канона праздника.
Исключение составляют только Двунадесятые праздники, во время которых вместо этой Песни поются особые припевы (обычно начинаемые словами «Величай, душе моя…»).
Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.
В Русской Православной Церкви Евангельский рассказ об этом событии читается каждый раз на всенощном бдении при праздновании Богородичных праздников.
В изобразительном искусстве
Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V века (равеннский саркофаг) — женщины просто разговаривают. Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.
Интересный момент — так как Елизавета замужняя женщина, а Мария — Дева (Её обручение с Иосифом состоялось, но сам брак ещё не был заключён), то в большинстве изображений Елизавета изображена в головном уборе, полностью закрывающем волосы, а волосы Марии могут быть распущены, как знак её незамужнего статуса.
- Картина Гирландайо
- Картина Пьеро ди Козимо
- Фреска в монастыре Matris Domini, Бергамо
- Мастер Литомержицкого алтаря. Створка Страговского алтаря.
В миниатюрах православных рукописей младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Иконография этого сюжета необычайно устойчива: сложившись в основных чертах в VI веке, она сохранилась в России до XIX века. Эпизод встречи Марии и Елизаветы — сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях.
Праздник
Престольный праздник Посещения в одноимённой церкви в городе Серембан, МалайзияФреска под куполом Нижней Церкви Посещения в Эйн-Кареме, посвящённая этому событию
Празднование дня Встречи (чаще используется термин «Посещение») имеет средневековое происхождение. Он отмечался францисканским орденом ещё до 1263 г., когда он был письменно рекомендован Святым Бонавентурой. Благодаря влиянию ордена он распространился, но всецерковное одобрение он получил только в 1389 г., по приказу Урбана VI.
Ранее отмечался 2 июля, потом дата была уточнена и перенесена на 31 мая, чтобы попасть между Благовещением и рождением Иоанна. Тем не менее, в некоторых Церквях она осталась фиксированной на прежней дате.
В честь праздника Посещения была названа женская монашеская конгрегация визитанток, созданная в 1610 году святым Франциском Сальским и святой Иоанной де Шанталь.
В Горненском монастыре
По просьбе архимандрита Антонина (Капустина), Святейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник — «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов».
Он празднуется через пять дней после Благовещения — 30 марта (12 апреля), если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг или пятницу Светлой седмицы.
Богослужебное последование праздника включено в месячные минеи, изданные Издательским Советом Русской Православной Церкви в 2002 году.
> См. также
Источник: https://karavay35.ru/vstrecha-marii-i-elizavety/