Возвращение блудного сына, гверчино, 1628

Возвращение блудного сына. Пальма Джоване. 1595

Возвращение блудного сына. Франческо Гверчино. 1619

Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1642

Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо 1667-1670

Возвращение блудного сына. Помпео Батони. 1773

Возвращение блудного сына. Рембрандт. Фрагмент. 1666/1669

Современный блудный сын. Возвращение. Джеймс Тиссо. 1882

Возвращение блудного сына. Ян Стен

Блудный сын. Джеймс Тиссо

Возвращение блудного сына. Габриэль Метсю

Возвращение блудного сына. Лиз Свиндл 2005

Возвращение блудного сына. Макс Слефогт

Возвращение блудного сына. Жозеф Сандора

Блудный сын. Харольд Копинг.

Возвращение блудного сына. Коптская икона

Возвращение блудного сына. Японское искусство. Соичи Ватанаби

Возвращение блудного сына. Иисус Мафа

Возвращение блудного сына. He Qi

Источник: https://tanya-mass.livejournal.com/1087020.html

Младший сын с картины Рембрандта

Картина «Возвращение блудного сына» появилась в коллекции Эрмитажа в середине XVIII века. Князю Голицину удается купить ее у некоего коллекционера, господина д`Амезюна. В.Ф.

Лессинг-Левинсон, один из выдающихся сотрудников Государственного Эрмитажа, посвятивший музею большую часть своей жизни, в своей книге «История картинной галереи Эрмитажа» так пишет о приобретении «Блудного сына»: «Этот самый драгоценный из эрмитажных Рембрандтов достался д`Амезюну весьма недорого.

Он исходил их собрания архиепископа Кельнского Климента Августа Баварского, собрание которого распродавалось после его смерти в Бонне в 1764 году, было в значительной части скуплено торговцами Буалло и Жулленом и вывезено в Париж для второй аукционной продажи.

«Блудный сын» остался не проданным на аукционе, на котором картины шли очень дешево, и д`Амезюн приобрел его… По-видимому, за немногим большую сумму, ее приобрели для Эрмитажа. Это не значит, однако, что эту картину не умели ценить.

15 августа 1772 года Фальконе с радостью сообщает Екатерине: «Мне пишут из Франции, что в какой-то глуши есть превосходная картина Рембрандта, составляющая пару к «Блудному сыну». Если она действительно так хороша, то эта картина достойна Вашей галереи.

Если ваше императорское величество прикажете, то я напишу одному из лучших наших художников посмотреть, такова ли эта картина, как ее описывают; я, конечно, остерегусь давать это поручение кому-либо другому. Тогда остается только поручить доставку тому лицу, которое мне известно. Сюжет картины: Мардохей у ног Эсфири и Ассура…». «Если картина, о которой Вы говорите, — отвечает через несколько дней Екатерина, — может являться парой к моему «Блудному сыну», то я готова ее купить…»…» Но картина оказалась подделкой и некоторое, правда, весьма недолгое, время «Блудный сын» прибывал в одиночестве в залах Эрмитажа. В том смысле, что это была единственная картина Рембрандта в собрании Екатерины II.

В основу картины «Возвращение блудного сына» легла, как известно, евангельская притча (Лк 15,11-32). Художники всегда с удовольствием обращались к этому сюжету.

В западноевропейском искусстве он приобрел особую популярность, начиная с XIII века, когда его стали использовать для украшения витражей французских церквей.

Постепенно персонажей стали одевать в современные художникам одежды, тем самым показывая, что эта притча не теряет актуальности во все времена.

Каждый художник выбирает что-то свое. Кто-то показывает весь путь, пройденный блудным сыном. Например, у Дюрера есть сцена обращения, в которой представлен изголодавшийся юноша, окруженный свиньями. Он стоит на коленях перед корытом и молится.

Блудный сын. Гравюра Альбрехта Дюрера

Другие же художники показывают только сам момент возращения и отца, выбегающего навстречу сыну. Таковы картины Мурильо. Иногда представлены слуги, несущие новую одежду и ведущие тельца для праздничного пиршества.

Опять же стоит посмотреть на полотна Мурильо. В этих работах много света, движения и радости. Разнообразие одежд не уступает разнообразию поз и эмоций. Перед нами словно разворачивается театральное действо.

Даже здания на заднем плане кажутся декорациями.

Бартоломе Эстебан Мурильо — Возвращение блудного сына

У Гверчино юноша, тело которого вовсе не кажется изможденным, уже переодевается и отец тщательно следит, чтобы одежда была подобающей.

Не обходили вниманием эту тему и русские художники. Академист Лосев тщательно выписывает каждую деталь. Его блудный сын падает на колени прямо у порога, и весь его вид означает покаяние и смирение. А у Семирадского, напротив, вся сцена написана с восточной щедростью и буйством красок.

Блудный сын. Генрих Семирадский

Интересно, что голландские художники, современники Рембрандта, предпочитали теме возвращения разгульный образ жизни блудного сына. В их творчестве появляются все возможные шумные компании, пирушки и сценки, намекающие на свободное времяпрепровождение среди блудниц. На полях стоит отметить, что и русских художников эта тема не обошла стороной. Пример тому – работа Поленова.

Блудный сын — Василий Поленов

Рембрандт, следуя традициям времени, тоже пишет себя в «чертоге разврата». Здесь имеется в виду его «Автопортрет с Саскией». Они с супругой веселы и пьяны. Им кажется, что весь мир лежит у их ног. Богатая жизнь уже никогда не кончится и хорошие заказы будут сами течь им в руки… Увы, все сложилось иначе.

Рембрандт Ван Рейн. Автопортрет с Саскией. 1635-36 г.

Даже у Шагала есть картина, посвященная блудному сыну. Она словно переносит нас в атмосферу Витебска и создает особый, неповторимый, еврейский взгляд на эту притчу. Отец, еще совсем не старый человек, одетый, как и положено, в черный картуз, прижимает к груди сына. Откуда вернулся этот юноша? Уж не из Киева ли, куда ездил учиться без отцовского разрешения.

Его голова не покрыта, значит, он жил в нееврейском окружении и был далек от законов предков. Вероятно, в эту картину Шагал вложил и частичку своей биографии. Ведь его отец не желал отпускать сына учиться и даже выбросил деньги на обучение в окно, чтобы лишний раз показать неправоту сына.

В то время юноша, поступивший по-своему, воспринимался примерно так же, как младший сын, потребовавший причитающуюся ему часть имения. Но как бы отец не относился к жизненному выбору сына, Шагал никогда не забывал о своих корнях. Даже расписывая католические храмы, он привносил в создаваемые им образы свое еврейское понимание всего происходящего.

И, возможно, его «Возвращение блудного сына» ближе к картине Рембрандта, чем какое-либо другое произведение.

Возвращение блудного сына. М. Шагал. 1975

Перед нами покаяние, пусть и переданное непривычными средствами. Возвращение в лоно религии предков. Йом Кипур, День Искупления. Это особое время в жизни еврейской общины, о котором Рембрандт, последние годы живший среди евреев и друживший со многими из них, не мог не знать. В это время не работают, не учатся и не читают.

В это время молятся. Иудейские мудрецы пишут: «Всевышний любит Свой народ и не желает смерти грешника, а его раскаяния и возвращения на праведный путь.

Поэтому Он установил дни, когда Он особенно близок нам и немедленно принимает раскаяние, как сказано у Пророков: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко (Ис 55,6)».

Это время отличается еще и тем, что в синагогах поется молитва Кол Нидрей. В среде евреев, окружавших Рембрандта, она имела особое значение. Многие из них, живя в Испании и Португалии, под угрозой жизни вынуждены были принять крещение.

Раз в год они тайком собирались, чтобы попросить у Всевышнего милосердия и прощения за то, что в течение года они выглядели как люди, преступившие законы Торы.

Молитва Кол Нидрей – это молитва освобождения от невыполненных в течение года обетов, молитва примирения.

Как могли воспринять жители квартала Йордан, в котором прожил последние годы Рембрандт, его картину? Скорее всего, именно День Трепета и молитва Кол Нидрей пришли бы им на ум в первую очередь.

Поскольку Господь принял их раскаяние и позволил на новой земле, в Голландии, восстановить общину и нормальную религиозную жизнь.

Он принял их обратно к Себе, истерзанных и изрядно потрепанных, но все еще любимых детей.

И еще несколько слов о картине Шагала. В ней появляется красный петух. Это еще одна отсылка к Йом Кипуру, потому что в это время принято крутить над головой красного петуха и думать о своих грехах. В еврейском искусстве XX века этот красный петух становится таким же символом покаяния, как для католиков фиолетовая стола.

Однако вновь вернемся к картине Рембрандта и продолжим разговор о покаянии уже с христианской точки зрения.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына, 1669

Младший сын покидает родительский дом. Он рвет все связи со своей семьей и общиной. В греческом тексте для описания его состояния используется наречие означающее, что он живет «вне», «без спасения». Это заставляет нас по-новому взглянуть на происходящие события. Перед нами не только некое продолжение притчи о талантах.

Ведь у многих богословов мы находим размышления о том, что грех сына заключался не столько в том, что он попросил разделить имущество, а в том, что он бездарно его растранжирил. Здесь стоит привести и еще одно мнение: грех сына – в его желании независимости.

В этом он уподобляется Адаму и Еве, выказавшим в раю свое непослушание.

Подобно прародителям, покидая родину и отчий дом, младший сын словно выходит за ворота рая. Теперь он будет жить по собственным правилам. Теперь он обрел полную свободу. И вместе с ней пришло одиночество. Оставшись без денег, он опускается на самое дно.

В отличие от солдата из известной сказки Андерсена у него нет запасного варианта – волшебного огнива. Юноша остается наедине сам с собой, со своим характером и своими проблемами.

Что, кроме денег, он вынес из родного гнезда? Ощущал ли он там себя нужным и любимым? Что на самом деле побудило его к протестным действиям?

Мог ли Рембрандт, поддерживаемый семьей во всех своих начинаниях, ответить на эти вопросы? Ведь для него жизнь в родительском доме совсем не напоминала жизнь тигра в клетке. Современная психология говорит о том, что множество наших проблем родом из детства.

Да и в писаниях святых мы можем найти этому подтверждение, достаточно вспомнить «Исповедь» святого Августина, в которой он заново проходит весь свой жизненный путь, чтобы простить то, что еще не было прощено и «заключенных отпустить на свободу». Святой Августин проходит по дорогам своей судьбы вместе с Богом, позволяя Ему дать оценку произошедшим некогда событиям.

Вероятно, именно этот путь, самое его начало, имел в виду и Дюрер, когда создавал гравюру с блудным сыном, молящимся посреди свиней.

Даже в детской книжке про мальчика Марселино (Хосе Мария Санчес-Сильва «Марселино Хлеб-и-Вино») главный герой, идя вместе с ангелом по дороге в рай, вспоминает о событиях своей жизни, глядя на них новыми глазами и давая им новую оценку.

Этот путь должен был пройти и младший сын, сын расточительный, потерявший по дороге к удовольствиям все, что имел, от денег до чувства собственного достоинства. Он, будучи евреем, никогда ранее не прикасавшимся к свинине, становится свинопасом. Он попирает все законы, по которым жили его предки и, действительно, оказывается вне спасения.

Сейчас мы знаем, что поведение свиньи, предпочитающей лежать в луже, как говорит апостол Петр, «вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет 2,22), связано именно с ее чистоплотностью, таким образом, она избавляется от паразитов.

В древности же люди не анализировали поведение этого животного. Они просто констатировали: свинья – это грязь. Кроме того, потребления свиного мяса было частью языческих культов и потому сурово осуждалось иудеями.

Во второй Маккавейской книге даже есть повествование об иудеях, предпочитавших умереть, чем приступить закон и отведать запретного мяса.

Младший сын же опустился до такого состояния, что готов был не только жить среди свиней, но и делить с ними обед. И именно здесь, на самом дне жизни, к нему приходит новое понимание: был сделан неправильный выбор. Исправить уже ничего нельзя, но можно вернуться в то место, где тебя когда-то любили и попробовать начать все заново.

Это – только самое начало пути. Пути тернистого и сложного, пути переосмысления своей жизни и прежнего опыта. Вспомним слова блудного сына: «сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода». Здесь еще нет раскаяния, только сравнение.

Но ведь именно оно часто и становиться началом обращения. Когда Иисус спрашивает своих учеников: не хотите ли и вы отойти? Петр отвечает ему вопросом же: к кому нам идти? (Ин 6,67-68). В этих словах слышится не только удивление.

Этот ответ говорит о том, что ученики сравнивали своего Рабби с другими учителями, сравнивали порядки в своей общине с тем, что происходит у других. И они не только пришли к выводу, что нашли самое хорошее, самое духовное место и самого лучшего учителя.

Сравнение и наблюдение за теми людьми, которые приходили к Иисусу, позволили ученикам сделать вывод, что именно Он – Тот, Кто имеет глаголы вечной жизни. Он – Христос, Сын Бога Живого.

У Ивана Бунина мы находим следующие строки:

И цветы, и шмели,  и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет —  Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?».
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным колосьям припав.

Источник: http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/mladshiy-syin-s-kartinyi-rembrandta/

Загадки картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта

Картина «Возвращение блудного сына» 1668 год

«Возвращение блудного сына» Рембрандт написал незадолго до смерти. В основе — притча из Евангелия от Луки, которую рассказывает Иисус фарисеям. Младший сын одного человека попросил выделить ему часть имущества, уехал от семьи, прокутил все добро и, впав в нищету, вернулся к отцу с покаянием. Родитель великодушно простил заблудшего, распорядился устроить в его честь пир и заколоть откормленного тельца. Когда старший, добропорядочный сын возмутился, почему он не видал от отца таких почестей, тот сказал: «Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:31–32). Американский историк искусства Сьюзен Донахью Курецки отмечает, что в религиозных спорах конца XVI века о спасении души «католики использовали притчу, чтобы доказать важность покаяния и церковного таинства исповеди, в то время как протестанты считали ее столь же ярким примером Божьей милости к одумавшимся грешникам».

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Автопортрет с Саскией на коленях» («Блудный сын в таверне»). 1635 год

Сюжет притчи занимал художника много лет. В молодости Рембрандт изобразил себя на полотне «Блудный сын в таверне» в образе заглавного героя, пирующего в обнимку с куртизанкой, которую написал со своей супруги Саскии.

То были счастливые годы: художник женился по любви, но при этом на состоятельной девушке, и сам, будучи модным портретистом, хорошо зарабатывал и с удовольствием предавался расточительству. К старости настало время платить по счетам. Саския давно лежала в могиле; в 1660-е годы умерли его новая возлюбленная и единственный сын.

Состояние Рембрандт растратил, многих клиентов и покровителей растерял. Тем не менее он продолжал работать. «Возвращение блудного сына» художник написал не по заказу, а по собственному почину, как будто подводил итог жизненного пути.

1. Отец. Фигура старика повторяет форму арки позади него. По словам Курецки, «по сути, старик предстает в роли дверного проема, через который блудный сын достигает искупления».

2. Младший сын. Оборванный молодой человек застыл в молитвенной позе. В притче он говорит: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою». Здесь блудный сын написан спиной к зрителю, который, таким образом, как бы оказывается следующим в очереди на покаяние.

3. Старший сын. Сам Рембрандт не оставил пояснений, кого еще он изобразил на этой картине, но многие исследователи считают мужчину в богатом одеянии, похожем на плащ хозяина дома, старшим братом главного героя.

4. Рельеф. Изображенный на стене человек с дудкой и свиньями — напоминание о злоключениях блудного сына. Чтобы не умереть с голоду, ему пришлось наняться на самую неприятную работу: пасти этих животных, считающихся у иудеев нечистыми.

5. Сандалии. Оборванец на картине наполовину разут. В этом усматривают параллель с эпизодом из Книги Исхода, когда Бог говорит Моисею, созерцающему неопалимую купину: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Таинство исповеди в грехах и божественного прощения — тоже «территория» священного.

6. Руки отца. Кисти рук выглядят по-разному: левая, более грубая и мускулистая, — «мужская», изящная правая — «женская». Католический богослов Хенри Науэн полагал, что это неслучайно. По его мнению, персонаж символически соединяет в себе оба вида родительской любви, отцовскую и материнскую, поскольку это образ Бога.

7. Фигуры на заднем плане. Вероятно, это слуги отца. На более ранних офорте и рисунках Рембрандта на ту же тему домочадцы заняты делом: забивают тельца, несут оборванному юноше богатые одежды. На картине все обитатели дома застыли, созерцая момент воссоединения отца с сыном.

8. Свет. С помощью освещения Рембрандт в своей типичной манере выделяет главных героев этой истории: старика и двух его детей.

9. Красный. Советский искусствовед Михаил Алпатов писал: «Насыщенный красный цвет одежды отца, как цветовая доминанта, подчиняет себе все остальное. Отсюда напрашивается вывод, что красный цвет и является выражением победившего чувства. Теплый красный цвет в этой картине означает пылающий цвет любви».

Источник: https://homsk.com/bingo/zagadki-kartiny-vozvrashenie-bludnogo-syna-rembrandta

Описание картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта

Художник: Рембрандт Харменс ван Рейн Название картины: «Возвращение блудного сына» Картина написана: 1666—1669 г. Холст, масло.

Размер: 260 × 203 см

17 век известен не только окончанием инквизиции, а и тем, что стал популярен сюжет библейской притчи о блудном сыне. Юноша, забравший свою часть наследства и отца, отправился путешествовать. Все свелось к пьянству и кутежу, а впоследствии молодой человек трудоустроился свинопасом. После долгих мытарств и невзгод он вернулся домой, а отец принял его и расплакался.

Художники того времени стали активно эксплуатировать образ непутевого сына, изображая его то играющим в карты, то предающимся утехам с прекрасными дамами. То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира.

Потом появился Рембрандт Харменс ван Рейн и в 1668-1669 году создал полотно, так отличавшееся от общепринятых канонов.

Чтобы понять и раскрыть глубочайший смысл этого сюжета, художник прошел нелегкий жизненный путь – он потерял всех любимых людей, видел славу и богатство, горесть и нищету.

«Возвращение блудного сына» — это скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни и пища для ума многих историков и искусствоведов.

Посмотрите на сам холст – он сумрачный, но наполненный особым светом откуда-то из глубины и демонстрирует площадку перед богаты домом. Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях.

Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам. Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато.

Это лишь первое впечатление, которое развеивает таинственный свет, выходящий за границы тьмы, способный приковать к себе внимание любого зрителя и очистить его душу.

Главные фигуры Рембрандт располагает не по центру, а несколько сдвинутыми в левую сторону – так лучше всего раскрывается основная идея картины. Художник выделяет самое главное не образами и деталями, а светом, который переносит всех участников события к краю полотна.

Примечательно, что балансом для такого композиционного приема становится старший сын в правом углу, а вся картина подчинена золотому сечению. Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций.

Но Рембрандт в этом плане оказался особенным – он построил полотно опирающимся на фигуры, передающие глубину пространства и открывающие схему отклика, то есть реакцию на событие.

Главное действующее лицо библейской притчи – блудный сын, которого художник изобразил бритоголовым. В те времена лысыми были только каторжники, так что юноша пал на низшую уровень социальных слоев.

Воротник его костюма – это намек на роскошь, которую молодой человек когда-то знавал.

Обувь изношена практически до дыр, причем одна упала, когда он стал на колени – довольно трогательный и щемящий момент.

Старик, который обнимает сына, написан в красных одеждах, которые носили богатые люди и кажется слепым. Причем, библейское сказание не говорит об этом, а исследователи полагают, что вся картина – это изображение самого художника в разных образах, которые символизируют духовное перерождение.

Образ младшего сына – это образ самого художника, решившего покаяться в своих проступках, а земной отец и Бог, что выслушает и, возможно, простит – это и есть старик в красном. Старший сын, с укором смотрящий на брата – это совесть, а мать становится символом любви.

Есть на картине еще 4 фигуры, которые скрытые в тени. Их силуэты скрыты в темном пространстве, а исследователи называют образы братьям и сестрами.

Художник изобразил бы их в качестве родственников, если бы не одна деталь: притча повествует о ревности старшего брата к младшему, но Рембрандт ее исключает, используя психологический прием семейной гармонии.

Фигуры означают веру, надежду, любовь, покаяние и правду.

Интересно и то, что самого мастера кисти не считаю т набожным человеком. Он думал и наслаждался земной жизнью, обладая мышлением самого обычного человека со всеми его страхами и переживаниями. Скорее всего, по этой причине «Возвращение блудного сына» — иллюстрация человеческого пути к самопознанию, самоочищению и духовному росту.

Кроме этого, центр картины считается отражением внутреннего мира художника, его мировоззрения. Он – стоящий в стороне наблюдатель, который хочет уловить всю суть происходящего и вовлечь зрителя в мир человеческих судеб и переживаний.

Картина – это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Наверное, поэтому, можно назвать главным героем именно отца, а не блудного сына, который стал поводом для проявления великодушия.

Присмотритесь внимательно к этому человеку – он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши.

Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь.

… Рембрандт умер в 63 года. Он был старым, нищим, злобным и больным стариком. Нотариус описал его имущество быстро: пара фуфаек, несколько носовых платков, десяток беретов, принадлежности для картин и Библия.

Мужчина вздохнул и вспомнил о том, что художник родился в нищете.

Этот крестьянин познал все, а его жизнь напоминала стихию, качающую душу по волнам триумфа и величия, славы и богатства, настоящей любви и невероятных долгов, травли, презрения, банкротства и нищеты.

Он пережил смерь двух женщин, которых любил, его оставили ученики и осмеяло общество, но Рембрандт работал так, как и в пору расцвета своего таланта и славы. Художник все так же вынашивал сюжет будущего полотна, подбирал краски и светотени.

Один из величайших мастеров кисти умер в полном одиночестве, но открыл живопись как путь в лучший из миров, как единство существования образа и мысли. Его творчество последних лет – это не только размышление над смыслами библейского сюжета о блудном сыне, а и умение принять себя без ничего и простить прежде самому, чем искать прощение у Бога или высших сил.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-rembrandt-vozvrashhenie-bludnogo-syna/

Возвращение блудного сына

Он посмотрел на себя в зеркало: лицо в морщинах, волосы поседели, усы висят редкими, смешными прядками. В мастерской ужасно холодно (печку вчера унёс крикливый жадный кредитор). Накинув на плечи старую шубу, подошёл к окну.

Январь… Почти касаясь башен и шпилей, плыли облака, крыши домов покрыты снегом; вода в каналах отражала свинцово-чёрным. На подоконнике лежала библия, он открыл её: «У одного человека было два сына.

Младший из них попросил отца дать ему ту часть имения, которую он должен был получить. Отец исполнил желание. Тогда он ушёл из дому, поселился в чужой стране, жизнь там вёл невоздержанную и в скором времени истратил всё своё состояние».

Да… вся жизнь Рембрандта похожа на существование героя древней притчи.

Отец хотел видеть своего шестого, младшего сына учёным, философом. Он разрешил ему поступить в Лейденский университет. А сын, наперекор, стал художником, переехал в Амстердам.

Его вещи нравились – и ему неплохо платили. Рембрандт завёл отменный дом. Появилось интереснейшее собрание гипсов, скульптур, старинных вещей, оружия, музыкальных инструментов. Он пишет «Поклонение волхвов», «Флору», «Притчу о работниках на винограднике», «Пророк Иеремия», «Воздвижение креста».

Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» приносит Рембрандту славу незаурядного мастера. Богатство мимики и драматическое использование светотени подводит итог экспериментированию. Свидетельствуя о наступлении творческой зрелости.

При создании четырёхметровой картины «Ночной дозор» – самого масштабного из своих произведений – Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX в. – эпохи реализма, импрессионизма.

Модели изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось клиентам. Многие из которых оказались при этом безбожно задвинутыми на задний план. Можно себе представить, как возмущались стрелки, оплатившие совместный портрет: ну как же, ведь Рембрандт не расположил мушкетёров по фронту, не выписал детально их лица, мундиры, награды!

Рембрандт, тем не менее, сотворил великолепное историческое полотно: его герои по сигналу трубы выступают в поход, они полны энергии и мужества, сердца их кипят отвагой – «Ночной дозор»! А эти ожиревшие от сытости вельможи только визгливо гадали, кто и как показан, представлен. Кричали, что плохо, мол, видно одного, второго, третьего.

«Он был первейшим насмешником и презирал всё на свете. Внешность его (а лицо он имел некрасивое и плебейское) мало выигрывала от беспорядочного костюма, ибо во время работы он имел обыкновение вытирать о себя кисти и тому подобное.

Когда он был занят работою, ни один величайший монарх не добился бы его аудиенции, и пришлось бы ему потратить немало времени, чтобы попасть, наконец, к художнику во время перерыва в работе», – отмечал современник Рембрандта датчанин Бернгард Кейль.

Вообще с заказчиками, доставлявшими ему немалые хлопоты, художник не церемонился. Обращался не всегда вежливо и деликатно.

Однажды Рембрандт писал групповой портрет: семейная чета, дети и с ними – маленькая тщедушная обезьянка.

Во время одного из сеансов обезьянка сдохла, и потрясённый случившимся художник изобразил на картине её трупик.

Клиенты потребовали убрать эту не слишком приятную деталь, на что мастер ответил решительным отказом. Дескать, именно она-то одна и делает холст интересным и колоритным. Сочным.

Покупатель, не будь дураком, не отставал и продолжал изводить автора никчемными придирками: упрёк состоял в том, что полотно получилось слишком шероховатым на ощупь. Рембрандт возразил фразой, ставшей впоследствии знаменитой: «Прошу прощения, но я ведь художник. А не чистильщик сапог!»

В быту он непритязателен – частенько посещал лавки старьёвщиков и покупал там старомодные платья и костюмы, выглядевшие забавными.

А потом развешивал всё это тряпье, – как бы грязно оно не оказывалось, – по стенам студии. Вперемежку с превосходными драгоценностями и всевозможным оружием – алебардами, шпагами, рапирами, ножами.

Тщательно и заботливо их коллекционировал, скрупулёзно каталогизировал и очень тем гордился.

Гордым, независимым был и характер Рембрандта.

Он любил рассказывать историю про Караваджо, коего считал одним из своих учителей и подражал ему в раннем творчестве.

Микеланджело Караваджо искусно владел клинком, что импонировало Рембрандту – подобно Рембрандту, Караваджо полвека назад категорически не терпел никакой критики. Нелестные отзывы о его манере письма приводили маэстро в ярость.

Один раз некий Серапино неодобрительно отозвался о картинах Микеланджело, – вмиг получив за это вызов на дуэль.

Караваджо заколол его. За что был приговорён к смертной казни. Однако приговорённый чудом сумел бежать из Рима. Много скитался, продолжая творить, – что, несомненно, восхищало Рембрандта. Серапино же, в свою очередь, по иронии судьбы вошёл в анналы мировой истории как человек, которого убил на дуэли грандиозный художник-виртуоз стиля барокко – Микеланджело да Караваджо!

В 40 – 60-е годы семнадцатого века Рембрандт работает над «Данаей», «Святым семейством», «Вирсавией» и другими полотнами. Растёт его известность как рисовальщика, графика, офортиста: он создаёт «Слепого Товия», «Христа, исцеляющего больных», «Девушку у окна», «Три креста», «Мельницу». Пейзажи, портреты простых людей.

Вплоть до начала XX в. офортная техника развивалась, главным образом следуя рембрандтовской традиции. На протяжении всей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и филигранной техники «затяжки».

Наступили блестящие и неуёмные годы славы и счастья: он пылко любит прекрасную жену Саскию, рождается сын Титус. Заказы сыплются один за другим: не менее полусотни портретов датируются именно годами пребывания Рембрандта в Амстердаме.

Но судьба блудного сына преследовала-настигала непрестанно: через год после рождения последнего ребёнка умерла Саския; и в быту, и в жизни начался горький период непрерывных личных утрат. Чёрная полоса.

Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы, постепенное обнищание и постыдное забвение.

От Рембрандта отворачиваются заказчики, оставляют ученики. Осаждаемого кредиторами, художника признают несостоятельным должником. С молотка продан дом, имущество, коллекция, картины. Умирает отогревшая было его сердце Хендрикьё, бывшая ранее служанкой в доме. Ушёл в могилу сын Титус. Вместе с бедностью и одиночеством подошла старость.

И только доскональное знание ремесла не покинуло вплоть до скорбного часа: как никто умел он передать психологию, характер модели, цветовое богатство, искусство светотени. Глубокая человечность и возвышенность содержания отличают полотна позднего Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Семейный портрет», «Отречение апостола Петра».

Всё, что он пережил за непростой свой век, всё мастерство, всю любовь к людям вложил Рембрандт в «Возвращение».

«…Жизнь обернулась для блудного сына самой тяжёлой стороной: он нищенствовал, голодал. Тогда он раскаялся и вернулся домой. Любящий отец, увидев его издали, поспешил навстречу, пал ему на шею и поцеловал», – так заканчивалась притча.

С какой страстью и вдохновением писана эта картина! Она движется, живёт, трепещет. Полна чувств, искреннего переживания. Палитра картины – красная, коричневая, иссиня-жёлтая, шафранная, золотистая – словно светится божественным светом.

Не видно лица юноши, прильнувшего к отцу. Его жалкое рубище, стоптанная обувь въяве расскажут о прожитом и пережитом прошлом. Скрытое от зрителя лицо – каждому представляется по-своему. Так же как неутешное горе.

Насколько нежно, трогательно старик-отец обнял сына и прижал его к себе! В этом жесте – всепрощающем, милосердном, идущем от любящей души, – заключена мысль художника, его завещание людям: «Любите друг друга, прощайте заблуждения и ошибки близких – и тогда вы будете счастливы!»

«Возвращение блудного сына» – одно из самых совершенных созданий великого мастера… Всего мирового наследия.

Говорят, как-то раз к Рембрандту заглянул его преуспевающий ученик.

Он искусно нарисовал на полу золотые монеты, – которые подслеповатый художник принял за настоящие, – и тут же бросился собирать! Вскоре после сего последнего удара судьбы он умер.

  • Он умер в Голландии,

  • холодом моря повитой,

  • оборванный бог,

  • нищий гений.

  • Он умер,

  • и дивную тайну унёс нераскрытой.

  • Он был королём светотени.

  • Бессмертную кисть,

  • точно жезл королевский, держал он

  • над царством мечты негасимой

  • той самой рукою,

  • что старческой дрожью дрожала,


когда подаянья просил он…

  1. Новелла Матвеева
  2. ОТПРАВИТЬ:
          

Источник: http://www.chaskor.ru/article/vozvrashchenie_bludnogo_syna_40700

“Возвращение блудного сына” Рембрандта. Почему это шедевр

Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

“Возвращение блудного сына”. Старый отец вновь обрёл покой. Его младший сын вернулся. Он не колеблясь прощает ему растраченное наследство. Никаких упреков. Только милосердие. Всепрощающая отцовская любовь.

А что же сын? Он дошёл до крайней степени отчаяния. Нищий и оборванный, он забыл о гордости. Он упал на колени. Почувствовав невероятное облегчение. Потому что его приняли.

“Блудного сына” Рембрандт написал за несколько месяцев до смерти. Это кульминация его творчества. Его главный шедевр. Перед которым каждый день в Эрмитаже собирается толпа. Что же так притягивает людей?

Особая трактовка притчи

Перед нами сюжет из библейской притчи. У отца было два сына. Младший потребовал часть своего наследства. Получив лёгкие деньги, он поехал смотреть мир и наслаждаться жизнью. Пирушки, карточные игры, море выпивки. Но деньги быстро растаяли. Жить стало не на что.

Дальше – голод, холод, унижения. Нанялся свинопасом. Чтобы есть еду свиней. Но эта жизнь оказалась настолько впроголодь, что сын понял. Единственный выход – вернуться к отцу. И попросится к нему в работники. Ведь они более сыты, чем он, его родной сын.

И вот он у отчего дома. Встречается со своим отцом. Именно этот момент притчи многие художники выбирали для своих картин. Но работа Рембрандта совершенно не похожа на работы его современников.

Взгляните на картину Яна Стена.

Ян Стен. Возвращение блудного сына. 1668-1670 гг. Частная коллекция. wikiart.org

В отличие от Рембрандта, Ян Стен был очень популярен. Потому что полностью соответствовал тогдашним вкусам заказчиков. Которые хотели видеть веселье. Свою добротную и сытую жизнь.

Отсюда и корзина с фруктами на голове у женщины. И телёнок, которого обрадованный отец приказал заколоть по случаю возвращения сына. И даже в рог трубят. Дабы возвестить соседей о радостном событии в семье.

А теперь сравните эту житейскую сценку с картиной Рембрандта. Который не стал добавлять второстепенных деталей. Мы даже лица сына не видим. Рембрандт делает все, чтобы мы сосредоточились на главном. На чувствах главных героев.

В других странах господствовали похожие вкусы. Художники добавляли эффектные детали. Так, испанский художник Мурильо даже написал одежду на подносе. Которую отец приказал выдать вернувшемуся сыну.

Еще мы видим все того же бедного телёнка. Которого хотят приготовить в честь радостного события.

Мурильо. Возвращение блудного сына. 1667-1670 гг. Национальная галерея Вашингтона, США. nga.org

Вы себе можете представить этого телёнка у Рембрандта?

Конечно, нет. Картина Рембрандта совсем о другом. Не о внешних атрибутах великодушия. А о внутренних чувствах отца.

Передать же это гораздо сложнее. Но Рембрандту это так хорошо удаётся, что все внешние атрибуты кажутся нелепыми. Вот в этом его гениальность.

Техника Рембрандта

Рембрандт полностью сосредоточен на передаче внутреннего мира своих героев. Это отражается на его технике. Мы не видим стандартной цветовой гаммы. Мы видим сплав красных, коричневых и золотистых оттенков.

Мазки краски наложены порывисто, как будто небрежно. Художник не скрывает их. Никакой прилизанности.

Рембрандт. Возвращение блудного сына. Фрагмент. 1669 г. Государственный Эрмитаж

Необычна и светотень на картине. Главные герои освещены неярким источником света. Самое яркое пятно – лоб отца. Вокруг полумрак. Который переходит почти в кромешную темноту на заднем плане. Такие переходы от света к тени добавляют эмоциональности.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Долой внешнюю красоту

Рембрандта не волновала внешняя красота человека. Его Блудный сын истерзан жизнью по-настоящему. Его вид неприятен. Дыра на спине. Стертые ноги. Голый череп.

Рембрандт. Возвращение блудного сына. Фрагмент. 1669 г. Государственный Эрмитаж

А теперь посмотрите на Блудного сына Николая Лосева.

Да, его одежда изношена. Даже чересчур. Это уже скорее театральный атрибут. Фальш, конечно. Ведь под этим дырявым тряпьем мускулистое, красивое тело. Хорошо стрижен к тому же. Отец в белых одеждах и вовсе похож на сказочного пророка. Очень красиво. Даже пёс прекрасен.

Николай Лосев. Возвращение блудного сына. 1882 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Wikipedia.org

А теперь сравните эту картину с работой Рембрандта. И поймёте, у кого вышло правдивей. Эмоциональней.

Личная трагедия Рембрандта

Рембрандт создал “Блудного сына” сразу после постигшей его трагедии. Умер его сын Титус. Ему едва исполнилось 26 лет.

Он был рождён от его первой жены. Любимой Саскии. Которая скончалась, когда мальчику было 10 месяцев. Ребёнок был очень желанным. До него пара потеряла трёх детей ещё в младенчестве.

Титус был очень любящим сыном. Он верил в гений отца. И делал все, чтобы отец продолжал творить.

Рембрандт. Титус в образе монаха. 1660 г. Музей Рейксмюсеум, Амстердам. Wikipedia.org

После того, как кредиторы отобрали у Рембрандта дом и его богатую коллекцию, пришлось переселиться на окраину города.

Едва подросший Титус организовал предприятие по продаже картин. Картины отца продавались плохо. Сын торговал картинами других художников. Чтобы отец спокойно работал в своей мастерской.

И вот Титус умер от чахотки.

Только работа могла спасти Рембрандта от полного безумия. Отогнать мысли о самоубийстве.

Он решил написать Блудного сына. Как оплот своей мечты. Однажды вновь обнять своего сына. Немощный, старый, больной. Каким был на тот момент сам Рембрандт. Способный лишь на лёгкое прикосновение. Но лишь бы обнять.

Глубина отцовской любви передана через кисть и краски. Мы сопереживаем Рембрандту. Хотя об этом и не догадываемся. Но эти бессознательные чувства притягивают наши взгляды к картине ещё сильнее…

“Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать” Ван Гог (о Рембрандте).

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/rembrandt-bludny-syn/

Ссылка на основную публикацию