«воспитательный дом в москве», фёдор яковлевич алексеев — описание картины

Московский пожар 1812 года — возгорания, произошедшие в Москве в период со 2 (14) по 6 (18) сентября 1812 год во время оккупации города французскими войсками. Пожар охватил практически весь Земляной и Белый города, а также значительные территории на окраинах города, уничтожив три четверти деревянных построек.

Специалисты рассматривают несколько основных версий сентябрьских событий. По официальной версии царского правительства, пожар был вызван действиями оккупантов. Некоторые историки считают, что приказ о поджоге оставленного города мог отдать градоначальник Фёдор Ростопчин.

Пожар 1812 года стал одним из самых крупных городских возгораний в России XIX века.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753, Санкт-Петербург — 11 (23) ноября 1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, один из основоположников русского городского пейзажа. Современники называли его «русским Каналетто». Крупнейший мастер русской ведуты.

Картины Фёдора Яковлевича Алексеева

  • «Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины
  • Вид Никольской башни и ворота Московского Кремля (справа) и рвом на месте современного кладбища возле Кремлевской стены и (частично) Красная площадь
  • «Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины
  • Коломенское
  • «Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины
  • Царицыно
  • «Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины
  • Военный госпиталь в Лефортове
  • «Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины
  • Вид на Красные ворота
  • «Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины
  • Вид в Замоскворечье на Кадашевский Хамовный двор и колокольню церкви Космы и Дамиана
  • «Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины
  • Сухарева башня
  • «Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины
  • Церковь Тихона Чудотворца у Арбатских ворот
  • «Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины
  • Вид Триумфальных ворот на Страстной площади в Москве
  • «Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины
  • ид Страстной площади с Триумфальными воротами, церковью Дмитрия Солунского и домом Козицкой

Вид от Лубянки на ц. Гребневской иконы Божьей Матери и Владимирские ворота Китай-города. Вид довольно фантазийный. Гребневская церковь была одноглавая. Плюс ещё дополнительная башня

  1. Вид на Воспитательный дом
  2. Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста

Вид на Ильинские ворота Китай-города. Дворец В. Разумовской задумкой художника перенесён изрядно ближе к воротам.

Вид в Китай-городе у подворья Калязинского Макарьевского монастыря, ц. Макария Калязинского и Проломных ворот.

  • Богоявленский монастырь
  • Церковь Николы «Большой Крест» на Ильинке
  • Москворецкая улица и собор Василия Блаженного
  • Троицкая и Кутафья башни, церковь Николы в Сапожках
  • Вид на Кремль от Троицкой башни
  • Вид Воскресенских ворот Китай-города, Никольских ворот Кремля и Неглинного моста
  • Вид на Иверские (Воскресенские) ворота и Казанский собор
  • Вид на собор Василия Блаженного, Спасскую башню и Кофейный дом
  • Церковь Благовещения на Житном дворе
  • Дворцовые приказы (Поваренный дворец) располагались в корпусах, стоявших вдоль западной границы Государева двора.
  • Вид Боровицких ворот с восточной стороны
  • Вид на здание Сената и караульню у Никольских ворот
  • Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Никольские ворота
  • Потешный дворец
  • Вид на Теремной дворец и собор Спаса на Бору
  • Боярская площадка и собор Спаса на Верху
  • Боярская площадка и собор Спаса на Верху
  • Соборная площадь. Благовещенский Собор и Грановитая палата
  • Иллюминация на Соборной площади в Кремле по случаю коронации Александра I. Сентябрь 1801 год

Вид с запада на юго-восточную часть Кремля с церковью Николы Гостунского. Фрагмент. (UPD 23.05.2016 г.)

Спасские ворота (Вид в Кремле у Спасских ворот на Архиерейский дом и церковь Николы Гостунского). 1800-е.

  1. Ивановская площадь в Кремле. Вид на Ивана Великого, Чудов монастырь и Архиерейский дом

Вид на Собор Василия Блаженного. 1800-02.

  • Вид на Московский Кремль от Каменного моста
  • Вид от Лубянcкой площади на Владимирские ворота Китай-Города, акварель
  • Вид на Воспитательный дом в Москве
  • Вид Владимирских (Никольских) ворот Китай-города.1800

Вид на Собор Василия Блаженного. 1800-02.

Кремлевская стена, Троицкий мост, Троицкая и Кутафья башни. Справа — церковь Николы в Сапожке. 1800-е

  1. Дорога на Красную площадь от Тверской улицы.
  2. Воскресенские ворота. Названы в честь расположенного за кремлевской стеной Воскресенского монастыря
  3. Вид Спасских ворот в Кремле.1800-1802
  4. Арсенал, Никольские ворота и Сенат, в Кремле,1800.
  5. Благовещенский собор и Грановитая палата 1811. Слева — Архангельский
  6. Красная площадь, Северная часть. Вид на Воскресенские ворота

Красная площадь, Южная часть. Вид на Храм Василия Блаженного (Покрова, что на Рву). Акварель мастерской Алексеева Ф.Я. На Спасской башне четко виден царский орел — символ самодержавия в России

Источник: https://artsgtu.ru/blog/dopozharnaya-moskva/

Федор Яковлевич Алексеев – основоположник русского ведутизма

Стиль ведута достиг своего рассвета Италии в первой половине XVIII века.

Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-1755 – 1824) был ярчайшим представителем достаточно экзотичного для России  живописного стиля «ведута» — veduta.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картиныФедор Яковлевич Алексеев

В конце XVIII и в начале XIX веков популярность Ф.Я. Алексеева была настолько велика, что современники называли его «русским Каналетто».

Стиль ведута достиг своего рассвета Италии в первой половине XVIII века.  Ведутисты изображали городские пейзажи, стремясь предельно точно воспроизводить  архитектуру и повседневную жизнь городов.   Ярчайшими представителями этого художественного направления были Джованни Каналетто (Giovanni Canalett), Франческо Гварди (Francesco Guardi), Бернардо Беллотто (Bernardo Bellotto).

В  России  ведута  появилась благодаря творчеству художника и архитектора  Джакомо Кваренги, который исполнил в этом стиле виды Петербурга и  его окрестностей.

Федор  Яковлевич  Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой  своей  творческой деятельности.  Еще обучаясь в Академии Художеств, он три года провел в Венеции, где имел возможность  познакомиться с лучшими образцами венецианского ведутизма.

Благодаря его работам, удалось навсегда сохранить архитектурный облик и особый аромат  городской жизни  Петербурга, Москвы и других городов России на рубеже XVIII — XIX веков.

Работы Федора  Яковлевича  Алексеева  являются не только документальными историческими памятниками, но обладают и высоким эстетическим содержанием.

Напряженно-тревожное состояние вызывает его серия городских  пейзажей  Москвы, улицы которой пусты.  Апокалипсическое видение мира без людей  пробуждает понимание, что душа любого города  не только прекрасные здания и перспективы улиц – но  люди, наполняющие их жизнью.

Федор  Яковлевич  Алексеев  сумел открыть своим современникам красоту русского городской архитектуры, в окружении которой они жили, но зачастую просто не замечали.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картиныФ.Алексеев. Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции, 1776. Копия картины А. Канале (Каналетто)
«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картиныФ. Алексеев. Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля, 1800. С-Петербург
«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картиныФ. Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794. С-Петербург
«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картиныФ. Алексеев. Вид на Михайловский Замок в Петербурге со стороны Фонтанки, около 1800. С-Петербург
«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картиныФ. Алексеев. Вид Казанского собора в Петербурге, 1811
«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картиныФ. Алексеев. Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса, 1810. С-Петербург
«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картиныФ. Алексеев. Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, С-Петербург
«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картиныФ. Алексеев. Вид Петропавловской крепости и дворцовой набережной. С-Петербург
«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картиныФ. Алексеев. Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости, 1810. С-Петербург
Ф. Алексеев. Красная площадь в Москве, 1801
Ф. Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост в Москве, 1811
Ф. Алексеев. Соборная площадь в Московском Кремле
Ф. Алексеев. Вид на Воспитательный дом в Москве.
Ф. Алексеев. Кремль. Троицкая и Кутафья башни. Справа — церковь Николы в Сапожке, 1800-ее. Москва
Ф. Алексеев. Кремль со стороны Каменного моста. Москва
Неизвестный художник школы Ф.Я. Алексеева. Вид Москвы у Иверских ворот Кремля. Около 1800-1802
Ф. Алексеев. Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в Московском Кремле, 1810
Ф. Алексеев. Никольские (Владимирские) ворота Китай-города, 1800-е годы
Ф. Алексеев. Вид Москвы от Троицких ворот Кремля, 1810-е
Ф. Алексеев. Вид от Лубянки на Владимирские ворота, 1800-е гг. Москва
Ф. Алексеев. Благовещенский собор и Грановитая палата 1811, Москва
Ф. Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве, 1811. Москва
Ф. Алексеев. Церковь Иоанна Предтечи, Боровицкая Николы Большой крес на Ильинке, 1800. Москва
Ф. Алексеев. Вид на храм Василия Блаженного с ул. Варварка. Москва
Ф. Алексеев. Вид Спасских ворот в Кремле, 1800-1802. Москва
Ф. Алексеев. Вид города Николаева, 1799
Ф. Алексеев. Вид города Бахчисарая, 1798
Ф. Алексеев. Площадь в Херсоне, 1796

Источник: http://eaculture.ru/gallery/2271

Жилярди Доменико

Биографии известных деятелей искусств

Архитекторы из рода Жилярди в течение длительного времени жили и работали в России, состояли на государственной службе, строили по заказам частных лиц. Большой известностью пользовался в Москве архитектор Иван Дементьевич Жилярди.

4 июня 1785 года в Монтаньоле у него родился старший сын, получивший имя Доменико. В 1796 году в одиннадцатилетнем возрасте мальчик вместе с матерью впервые приехал к отцу в Россию.

Здесь его стали звать Дементий Иванович.

Несмотря на окружение, в котором рос Доменико, архитектура не сразу увлекла его. Он мечтал стать художником-пейзажистом.

В 1799 году, когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, отец отправил его в Петербург к художнику Феррари учиться рисованию и живописи.

Вскоре Доменико перешел в мастерскую Порто, а в 1800 году — к историческому живописцу Карло Скотти, у которого обучался в течение трех лет.

В это время он получает при содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны государственную стипендию, с увлечением занимается искусством, иногда посылает отцу свои рисунки. Отец продолжает следить за успехами сына.

Непривычный для южанина петербургский климат юноша переносит с трудом.

В одном из писем к родным в Швейцарию отец сообщает, что Доменико был при смерти, и мечтает о тепле юга для сына, скорбит о смерти младших, родившихся в Москве детей.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

По-видимому, в конце 1803 года Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию для продолжения занятий живописью в Миланской Академии искусств, куда он, после краткого пребывания в Монтаньоле, прибыл летом 1804 года.

Первые месяцы Доменико усиленно занимается живописью. Но художником он все же не стал.

Критический анализ своих способностей и возможностей, советы профессоров, раздумье о своей будущей деятельности в России заставили его отказаться от живописи и привели к архитектуре, которая, как и показала его творческая судьба, больше отвечала особенностям его дарования.

От увлечения живописью, пейзажем осталось отличавшие все творчество Жилярди понимание значения окружающей среды, природы, усиливающее эмоциональное воздействие создаваемых зодчим произведений, тонко продуманное сочетание архитектуры с особенностями ландшафта, городской или усадебной планировки.

После окончания в 1806 году Миланской Академии Жилярди около четырех лет посвятил совершенствованию своих знаний, изучая искусство и архитектуру городов Италии — Рима, Флоренции, Венеции.

В июне 1810 года он вернулся в Россию, а в январе 1811 года был определен помощником отца в ведомство Московского Воспитательного дома, с которым и был связан всю свою последующую архитектурную практику.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

Здание Московского университета

В августе 1812 года, когда войска Наполеона подходили к Москве, Жилярди, вместе с другим помощником архитектора Воспитательного дома Афанасием Григорьевичем Григорьевым и вслед за населением, покидавшим город, выезжает в Казань. Но поздней осенью они возвращаются в Москву.

Первые годы после Отечественной войны были заполнены работами по приведению в порядок зданий Воспитательного дома, проектированию вместе с отцом новой аптеки и лаборатории Дома. С 1813 года Жилярди состоит в Экспедиции кремлевских строений, где принимает участие в работах по восстановлению пострадавших сооружений Кремля, в частности, звонницы и колокольни Ивана Великого.

В восстановлении здания Московского университета (1817-1819), пострадавшего от пожара, в полной мере проявилось творческое дарование Жилярди. Здесь он выступает как градостроитель, учитывавший местоположение сооружения в ансамбле центра Москвы, как художник, как конструктор и, наконец, как организатор, за два года осуществивший столь крупное строительство.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

Усадьба князей Голицыных

Под руководством Жилярди были проведены большие строительные работы. Без изменений остались лишь объем здания, планировка основных залов и обработка стены дворового фасада.

Учитывая градостроительную роль университета, Жилярди внес значительные изменения в решение главного фасада, он придал ему более торжественный, полный героического пафоса облик. Архитектор пошел по пути укрупнения масштаба основных членений и деталей здания.

Читайте также:  Архангельский собор московского кремля, россия

В обновленном облике сооружения зодчий стремился подчеркнуть идею торжества наук и искусств, достигнуть органического сочетания архитектуры, скульптуры и живописи.

В июле 1817 года Жилярди-старший, проработавший в России двадцать восемь лет, уволился «в чужие край впредь до выздоровления», а в марте 1818 года «за старостью и слабостью» был уволен совсем. После его отъезда должность архитектора Воспитательного дома занял его сын.

В 1818 году Жилярди поручают перестройку Вдовьего дома в Кудрине и здания Екатерининского училища на Екатерининской площади.

Перестраивая здание Екатерининского училища, расположенного в глубине участка, Жилярди «прикрыл» его измельченный фасад монументальным десятиколонным портиком, поднятым на высокую аркаду нижнего этажа.

При капитальной реконструкции и расширении здания, осуществленными Жилярди в 1826-1827 годах, были пристроены сильно вынесенные вперед крылья, образовавшие глубокий парадный двор.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

Вдовий дом

История жизни Доменико Жилярди

Одной из значительных работ Жилярди, осуществленной им в 1814-1822 годах, была перестройка усадьбы П.М. Лунина у Никитских ворот. Жилярди создает при перестройке новую композицию усадьбы главный дом он «поворачивает» на линию улицы своим основным фасадом путем пристройки к торцу существовавшего дома нового корпуса.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

Усадьба Луниных

Композицию фасада главного корпуса Жилярди построил на контрастном сопоставлении с фасадом флигеля. Пространственному решению флигеля противопоставлена подчеркнутая цельность и монолитность объема главного корпуса. Однако при всем различии фасадов оба здания объединены в единую композицию. Это достигается горизонтальным строем общей композиции фасадов, в том числе и колоннад.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

Храм Большое Вознесение у Никитских ВоротМузей А.С. Пушкина

Внутренняя планировка главного корпуса характерна для жилых домов дворцового типа с анфиладой парадных помещений в бельэтаже, подсобными помещениями в первом этаже и жилыми комнатами — в верхнем.

Особой красотой и парадностью отличается большой танцевальный зал, соединяющий анфилады комнат, идущие по продольной и поперечной осям дома.

Его полуциркульный свод, расписанный гризайлью, и обработка торцевых стен полуциркульными арками с парными ионическими колоннами свидетельствуют о неизменном влечении Жилярди к подобной композиции залов.

Фасад главного дома Луниных с коринфской колоннадой-лоджией в 1832 году был опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве» и своей необычной для жилых домов композицией стал образцом для подражания в застройке послепожарной Москвы.

Строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (1823-1826) стало в творчестве Жилярди своеобразным этапом, имевшим большое значение для его творческой деятельности на ближайшие годы.

Этому немало способствовало то обстоятельство, что Опекунский совет — единственное крупное общественное сооружение в практике Жилярди, где он не был связан с необходимостью использования полностью или частично старых построек и мог более полно осуществить свои идеи.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

Воспитательный дом в Москве

Занявшее основное место в застройке Солянки, рассчитанное на градостроительный эффект, здание Совета воспринимается при фронтальном обозрении как традиционная классическая система кубических объемов, но это не соответствует действительным очертаниям корпусов, уходящих в глубь двора. Функциональное назначение здания вошло в противоречие с логикой построения архитектурной формы, что в силу ограниченности художественных приемов архитектуры классицизма не мог преодолеть Жилярди.

Интересным было цветовое решение интерьера здания Совета.

Изысканностью колорита отличалось убранство зала Присутствия, стены которого были обтянуты шелковой тканью с золоченым багетом по краям, лопатки облицованы искусственным мрамором, на окнах белые штофные занавеси. Своды остальных залов также были расписаны, стены окрашены зеленым или желтым кроном, стены и свод парадной лестницы расписаны.

Так же как в перестройке Вдовьего дома и Екатерининского училища, в постройке здания Опекунского совета значительной была роль Афанасия Григорьева. Воспитанник Ивана Жилярди, крепостной по происхождению, лишь в возрасте двадцати двух лет получивший вольную, Григорьев был близок семье Жилярди.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

Дом А.П. Хрущева — Селезневых

Одновременно со зданием Опекунского совета Жилярди строит одно из самых совершенных своих произведений — дом князя С.С. Гагарина на Поварской улице.

Особенностью внешнего облика этого здания является то, что ведущим художественным приемом в решении фасада зодчий делает не традиционный колонный портик, а арочное окно с широким архивольтом и двухколонной вставкой, несущей антаблемент.

Три таких окна занимают все пространство центрального выступа главного фасада. Арки заглублены в стену, что, усиливая игру светотени, способствует выявлению архитектурных и скульптурных элементов композиции.

Здание расположено с отступом от красной линии, перед небольшим парадным двором, что выделяет его в ряду застройки улицы.

В организации внутреннего пространства здания Жилярди обращается к контрастным приемам из низкого вестибюля с четырьмя парными дорическими колоннами, несущими балки перекрытия, неширокая, расходящаяся по двум сторонам лестница ведет в торжественную обходную галерею, перекрытую, подобно Опекунскому совету, высокими парусными сводами со световым фонариком в центре. Великолепно разработанные арки со скульптурной группой Аполлона и муз на антаблементе занимают стены с четырех сторон галереи.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

Усадьба князя С.С. Гагарина (Поварская, дом № 25)

Созданные почти одновременно интерьеры Опекунского совета и дома Гагарина — одни из лучших в творчестве Жилярди.

Одновременно Жилярди строит и в Подмосковье. Самые известные его загородные постройки — в Кузьминках, подмосковной усадьбе князей Голицыных.

Основное значение в открывающейся панораме имеет Музыкальный павильон Конного двора, созданный в 1820-1823 годах. Конный двор расположен на противоположном берегу верхнего пруда, справа от главного дома, и хорошо виден с дальних и ближних точек зрения.

Комплекс построек, образующих конный двор, представляет собой в плане замкнутое каре. Главный фасад, протянувшийся вдоль пруда, состоит из двух жилых флигелей, соединенных низкой каменной оградой с Музыкальным павильоном в центре.

За ним скрывается собственно конный двор с расположенными вокруг него в форме буквы «П» центральным зданием конюшни и хозяйственными постройками.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

Музыкальный павильон конного двора

Музыкальный павильон был намеренно построен из дерева, что сообщало ему высокие акустические качества. Его монументальность носила декоративный характер, в чем проявилась общая тенденция развития архитектуры позднего классицизма.

В усадьбе Кузьминки Жилярди, благодаря своему тонкому пониманию особенностей русской классической архитектуры, русской природы, продолжил и поднял на новую высоту начатое архитекторами предшествующего поколения.

Дементий Иванович проработал в Кузьминках до 1832 года, когда в связи с болезнью и отъездом из России все дела были переданы работавшему вместе с ним Александру Осиповичу Жилярди.

В октябре 1826 года сразу же после окончания строительства Опекунского совета Жилярди приступил к перестройке Слободского дворца в Лефортове.

Этот дворец был передан ведомству Воспитательного дома для размещения в нем ремесленных учебных мастерских и богадельни Воспитательного дома.

Для перестройки сгоревшего здания дворца была создана Строительная комиссия, и Жилярди было поручено возглавить строительные работы.

Слободской дворец

Учитывая большой объем работ, в июле 1827 года Жилярди подал в Строительную комиссию рапорт «О представлении ему двух знающих помощников к производству работ». По собственному его выбору старшим помощником Жилярди был назначен Григорьев.

В самый разгар строительства, в ноябре 1828 года, Жилярди в связи с плохим состоянием здоровья получает разрешение Опекунского совета об отпуске и уезжает в Италию. Все строительные работы по ведомству Воспитательного дома, в том числе и по Слободскому дворцу, Опекунский совет возложил на Григорьева.

Только в сентябре 1829 года, пробыв в отпуске восемь месяцев, Жилярди возвращается в Москву и приступает к исполнению своих обязанностей.

Здание получило строгий облик, соответствующий назначению сооружения, и монументальность, отвечающую масштабу застройки дворцового района Лефортова.

Жилярди, со свойственным для московской архитектурной школы объемным пониманием архитектуры, подчинил сильно вытянутое здание единому пространственному решению и вместе с тем выделил его объемы для придания большего единства всей композиции центральный и боковые корпуса одинаковой высоты в три этажа и более низкие двухэтажные галереи.

В 1829-1831 годах Жилярди строит городскую усадьбу Усачевых на Земляном валу близ Яузы.

Это стало своеобразным итогом деятельности Жилярди, обобщением накопленного опыта предшествующих работ, показало высокий уровень профессионального мастерства зодчего, творившего в соответствии со стилистическими, градостроительными и социальными требованиями эпохи.

«Фасадное» решение дома с улицы противопоставлено совершенно иному характеру дворового фасада, в котором выявлена конструкция здания — его этажи, лестничная клетка, плоскости стен с однообразными оконными проемами.

Рационально решена внутренняя планировка здания с сохранением парадной анфилады вдоль главного фасада и отделенными от нее продольным коридором, обращенными во двор небольшими комнатами. Большое значение в ансамбле придано парку, композиция которого была построена на сочетании регулярной и пейзажной планировки, на связи с архитектурой садового фасада дома, павильонов, беседок и на раскрытии видовых панорам города. Связь дома с парком Жилярди осуществил с помощью пандуса, идущего от второго, парадного этажа.

Усадьба Усачёвых-Найдёновых

В 1832 году, в год отъезда из России на родину в Швейцарию, Жилярди создает проект своего последнего сооружения в России — мавзолея в Отраде. Для мавзолея зодчий нашел ясное и спокойное решение, то сочетание торжественности и интимности, которое отвечает назначению этого сооружения.

Жилярди передавал свои знания многочисленным ученикам и помощникам. С 1816 года учеником Жилярди был ставший позже академиком М.Д. Быковский; на его постройках обучался Е.Д. Тюрин; с четырнадцатилетнего возраста учился у него его двоюродный брат А.О.

Жилярди — помощник во многих его постройках; учились братья Ольделли из Тессинского кантона Швейцарии; его учениками с малолетства становились крепостные князей Гагариных, Голицыных и др.

Он передавал им свой практический опыт и теоретические познания, подготавливая профессионально грамотных строителей.

Мавзолей в Отраде

Отход Жилярди от активной деятельности обозначился довольно четко. Он совпал со временем правления Николая I, с изменением идеалов в области архитектуры. Хуже стало и со здоровьем.

В одном из писем он сетовал «Был бы я совершенно здоров, то я не называл бы это жертвой, но так как я чувствую себя очень плохо, то могу только жаловаться на свою судьбу…

» Угнетенное состояние, плохое здоровье, длительное вдовство, возможно, тоска по единственной дочери, воспитывавшейся в Швейцарии, побудили принять решение об отъезде, и в 1832 году он уезжает.

Творческий путь его был закончен. На родине в Монтаньоле он построил только одну часовню, придав ей, как бы в память о Москве, формы московского классицизма. Она стоит на дороге от «Золотого холма» близ Монтаньолы, где было его поместье, в монастырь Сан-Аббондио, на кладбище которого через двенадцать лет зодчий был похоронен рядом со своей дочерью Франческой.

Остаток своей жизни Жилярди проводил в своем поместье в Швейцарии, на зиму уезжая в Милан. 5 марта 1833 года его избрали членом-корреспондентом той самой Миланской Академии искусств, где тридцать лет назад он изучал ставшее для него дорогим искусство архитектуры.

Умер Жилярди 26 февраля 1845 года в Милане.

Источник: https://tunnel.ru/post-zhilyardi-domeniko

Воспитательный дом в Москве. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Императорский воспитательный дом в Москве — памятник архитектуры XVIII—XX веков. Крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода (длина фасада по набережной 379 м).

Из трёх корпусов-каре в XVIII веке были выстроены только два (арх. Карл Бланк); восточный корпус завершен в XX веке (арх. И. И. Ловейко).

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины Воспитательный дом, 1764—1781 NVO, GNU 1.2

В XIX веке расширением Воспитательного дома заведовали архитекторы Джованни и Доменико Жилярди, А. Г. Григорьев, М. Д. Быковский. До 2013 года в зданиях Воспитательного дома базировались Военная академия РВСН и Российская академия медицинских наук.

История строительства

Воспитательный дом учреждён на основании «Генерального плана», составленного И. И. Бецким и утверждённым Екатериной II 1 сентября 1763. Под строительство был отдан т. н.

Читайте также:  «поклонение пастухов», эль греко — описание картины

Васильевский луг — обширный участок между Солянкой и рекой Москвой, ограниченный с запада Китайгородской стеной, а с востока стеной Белого города, упразднённого в 1760.

На нём располагались Гранатный двор, Устьинские бани и мелкие постройки.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины Воспитательный дом. Рис. Федора Алексеева, 1800-е гг. Фёдор Яковлевич Алексеев (1753–1824), Public Domain

Для строительства была организована открытая подписка; императрица передала в фонд 100 тысяч рублей единовременно и подписалась на ежегодные отчисления в 50 тысяч.

Крупнейший частный жертвователь, П. А. Демидов, передал на учреждение Родильного института при Воспитательном доме 200 тысяч рублей. Бецкой лично внёс 162995 рублей.

Демидов здесь живёт, Кой милосердия пример даёт, Свидетель в том — Несчастный дом. — Московские ведомости, 1772, «Вывеска к жилищу Прокофия Акинфиевича Демидова»

По проекту, составленному Карлом Бланком при участии Ю. М. Фельтена, вдоль берега реки Москвы должны были быть выстроены три замкнутых корпуса-каре с обширными внутренними дворами: западный для мальчиков, восточный для девочек, и соединяющий их центральный (корделож, фр. corps de logis). Торжественная закладка состоялась 21 апреля 1764.

Екатерина II, императрица и самодержица всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, а притом и в прибежище сирых и неимущих родильниц, повелела соорудить сие здание, которое заложено 1764 г. апреля 21-го дня — Закладная доска Воспитательного дома

Западное каре было завершено в 1767, главный корпус — в 1771—1781. В 1795—1797 был замощён проезд по Москворецкой набережной, в 1801—1806 устроена её пологая гранитная облицовка. Помимо основного здания, Воспитательный дом прирастал административными зданиями по Солянке.

Пост главного архитектора в конце XVIII века перешёл к династии Жилярди — вначале к Джованни (Ивану Дементьевичу) Жилярди, а с 1817 — к его более известному сыну, Доменико (Дементию Ивановичу), который совместно с А. Г. Григорьевым выстроил украшение Солянки — здание Опекунского совета.

В комплекс Воспитательного дома также входит бывшее Николаевское сиротское училище и въездные ворота с Солянки со скульптурами И. П. Витали.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины Опекунский Совет на Солянке неизвестенwikidata:Q4233718, Public Domain

При пожаре 1812 года Воспитательный дом оказался практически в центре огня — к западу и северу полностью выгорел Китай-город, к востоку — Яузская часть города. Сам же главный корпус отстояли от пожара служители, оставшиеся в оккупированной Москве под руководством И. А.

 Тутолмина (1752—1815) для ухода за сиротами (их оставалось около 600 человек, общая численность находящихся в доме людей с учётом персонала составляла 1125 человек ) и оставленными в здании ранеными.

По французским источникам, Тутолмину также помогали 13 французских жандармов; уходя из города, Наполеон передал на попечение Тутолмина французских раненых и больных в количестве около 3000 человек, из которых около 2000 умерли. Трупы хоронили у Китайгородской стены, кидали в колодцы.

Сей памятник воздвигнули ему супруга, его благодарные подчинённые и те из посторонних лиц, которые в 1812 году пользовались его попечением и спасены от гладной и насильственной смерти.

Во время неприятельского вторжения 1812 года, среди пожаров, грабежей и убийств, сохранил он человеколюбивое заведение воспитательный дом с питомцами и служащими; при оном давал в нём пристанище несчастным жителям столицы и с ними разделял последнюю свою пищу — Надгробие И. А. Тутолмина, 1815

В октябре 1826 года Николай I передал Московскому Воспитательному Дому каменные корпуса, оставшиеся после пожара 1812 года от бывшего Слободского дворца на Яузе.

Здания эти к 1830 году были перестроены известным московским архитектором Д. И.

Жилярди, с прикупкой части смежной земли у соседних владельцев, для Ремесленного учебного заведения Императорского Московского Воспитательного Дома — в будущем Императорского Московского технического училища.

После революции 1917 года приют был ликвидирован, а здания Воспитательного дома заняты профсоюзными учреждениями. В 1920-е гг. были перепланированы помещения главного здания. Тогда же по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица вокруг владения была возведена новая ограда.

В начале 1950-х годов над зданием Воспитательного дома нависла угроза уничтожения. Старые архитекторы рассказывают, что Сталин планировал построить на этом месте ещё одно высотное здание. Предположительно, архитектор И. И.

 Ловейко добился того, чтобы вместо новой высотки был построен второй корпус каре по первоначальному проекту. В 1960-х годах Ловейко завершил этот проект. Возведенный второй «квадрат» в целом повторяет основные формы оригинала.

История деятельности

Ещё в 1715 году своим указом от 4 ноября Петр I учредил в Москве Воспитательный дом «хотя и в малом виде», куда:

«…все незаконнорожденные дети должны были быть принимаемы и воспитываемы человеколюбиво.…Открыв через сие надежное убежище злополучным жертвам запрещенной любви, Государь наказывал смертью тех, кои дерзали отклонить помощь сию, прибегая к зверскому детоубийству».

— День 21 февраля в Николаевском университете. (По случаю 300-летнего юбилея царствования дома Романовых) С прил. речи проф. В.И. Разумовского «Медицинское дело в России в царствование первых государей дома Романовых», 1913 г.

Где располагался этот дом, установить не удалось.

В самый день закладки в ещё не построенный Воспитательный дом принесли 19 младенцев; первые двое, нареченные в честь высочайших покровителей Екатериной и Павлом, вскоре умерли.

Проблемы с поиском кормилиц для новорожденных заставили администрацию пристраивать их на время в приёмные семьи. Сократить детскую смертность это не помогло — из 40669 младенцев, принятых в 1764–1797, умерли 35309 (87%, Волкевич, гл.

II), так как большинство детей, попадавших в Воспитательный дом, были тяжело больны.

С самого основания Воспитательного дома важное значение придавалось медицинским аспектам деятельности учреждения.

Согласно Генеральному плану «О начальниках и служителях Воспитательного дома», в Воспитательном доме предусматривался штат медицинских работников, состоящий из докторов, лекарей и повивальных бабок.

Таким образом, Императорский Московский воспитательный дом по праву можно считать колыбелью российской педиатрии.

Воспитательный дом управлялся Опекунским советом и финансировался частными пожертвованиями (в том числе от имени монархов и великих князей) и налогами — четвертью сбора с публичных позорищ и особым налогом на клеймение карт.

Все игральные карты, продаваемые в России, облагались налогом в пять копеек с колоды российского производства и десять — с заграничных, принося 21 тысячу рублей в 1796 и 140 тысяч в 1803.

С 1819 до 1917 Воспитательный дом обладал монополией на производство карт, которые выпускала только принадлежавшая ему Александровская мануфактура в Петербурге.

С 1772 г. Опекунский совет также управлял банковскими учреждениями — Ссудной, Сохранной и Вдовьей казнами, ставшие в XIX веке основным источником дохода. В том же году на средства П. А. Демидова было открыто Демидовское коммерческое училище и театральная студия антрепренёра Медокса.

Дети до 11 лет обучались письменности и основам ремёсел в стенах учреждения, а с 1774 отдавались в обучение на сторонних фабриках и мастерских. Одарённые воспитанники посылались для продолжения образования в МГУ, Академию художеств, а 180 человек были отправлены для обучения в Европу.

Большинство же выпускников не имело таких привилегий — им давали одежду, один рубль денег, и паспорт свободного человека, разрешающий вступать в купечество и открывать собственные предприятия.

В 1770 году опять же по инициативе Ивана Ивановича Бецкого по образцу Московского воспитательного дома был создан Петербургский Воспитательный дом.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины Московский Воспитательный дом. Фото 1883 год Nikolay Naidenov (1834-1905), Public Domain

В 1797 году император Павел I, после смерти Бецкого, передал управление благотворительными учреждениями императрице Марии Фёдоровне, которая в течение десятилетий реорганизовала всю систему общественного призрения (в её память она до 1917 называлась Ведомство учреждений императрицы Марии). В её управление удалось снизить детскую смертность — через ограничение приёма младенцев и передачу их на воспитание в приёмные семьи. Годовой оборот банковских операций ведомства к 1826 достиг 359 миллионов рублей.

По данным проф. В. Ю.

 Альбицкого, на основании ряда источников, в одном из зданий московского Императорского воспитательного дома в 1799 году была организована Окружная больница «для служителей и питомцев» с родильным госпиталем и отделением для больных детей; по мнению автора, «по существу, это был первый педиатрический стационар в России» (традиционно первой в России педиатрической больницей считается Инфекционная больница № 18 имени Н. Ф. Филатова, которая была открыта 31 декабря 1834 года, недалеко от Аларчина моста в Санкт-Петербурге.

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины Воспитательный дом в Москве, 1900–1910 неизвестен, Public Domain

В стенах Дома обучались «…

бухгалтерии, аптекарской и хирургической науке, мастерствам столярному, слесарному, каретном, кузнечному, седельному, портному, башмачному, оловянному, медному, золотому и серебряному, инструментальному, типографскому, переплётному, хлебному, токарному, часовому, гравировальному, перчаточному, галантерейному по контрактам и по разным на домашних фабриках….мужеска пола 257 человек» (Волкевич, гл. II).

Классная комната. Воспитательный дом в Москве, 1900–1910 неизвестен, Public Domain

От ремесленного образования Воспитательный дом постепенно перешёл к образованию общему, классическому;с 1807 года в его стенах были открыты Латинские классы, готовившие воспитанников, прежде всего, — к поступлению в Медико-хирургическую академию.

Эти классы впоследствии были преобразованы в две параллельные десятилетние гимназии. Воспитанники, не имевшие способности к медицине, поступали в университет.

Были открыты Повивальный институт (1800) и курсы для подготовки к поступлению на медицинский факультет Московского университета, а также Французские классы для будущих гувернанток.

Те, кто не оканчивал курса в классических классах в фельдшера при Военном госпитале, в садовники — в Никитский сад, в земледельческую школу и в ремесленное учебное заведение (ныне — МГТУ им. Н. Э. Баумана).

Столовая. Воспитательный дом в Москве, 1900–1910 неизвестен, Public Domain

В XIX веке на территории Воспитательного дома жили и работали до 8 тысяч человек. Посетив Москву незадолго до смерти, Мария Фёдоровна застала Воспитательный дом перенаселённым и повелела

Во-первых, хочу я учредить вне Воспитательного Дома большие мастерские для разных ремёсел, со спальнями, со столовою и прочими потребностями, и переместить туда из Воспитательного Дома всех ремесленных воспитанников, умножив их число до 300, с тем, чтобы уже впредь не отдавать питомцев в ученье к вольным мастерам, где они лишены надлежащего за их нравственностью надзора. Очистив чрез такое перемещение ремесленных воспитанников нарочитое число отделений, в Воспитательном Доме можно будет увеличить классы воспитанниц, ныне под названием французских существующих, следовательно умножить число выпускаемых наставниц. Сверх того, полагаю я учредить два особенные отделения одно воспитанниц, приуготовляемых к званию учительниц музыки и рисования и всяких женских рукоделий, а другое воспитанников, назначаемых в учители рисования, чистописания и музык, то есть игре на фортепьяно, да особенный класс для обучения некоторого числа воспитанников архитектуре и каменных дел мастерству, с потребными для сего науками, с тем, чтобы они потом упражняемы были в практике под руководством архитектора Воспитательного Дома… 

распоряжение от 5 октября 1826

В 1837 году, после смерти Марии Фёдоровны, все эти «классы» были ликвидированы, а освободившиеся обширные помещения были отданы под Николаевский институт для штаб и обер-офицерских сирот, которых оказалось много после холерных эпидемий. Николаевский институт постепенно занял почти все помещения; Воспитательному дому, ставшему с 1837 года «временной станцией для грудных детей», остался лишь 5-й этаж.

После Октябрьской революции был преобразован в Дом охраны младенца и Институт акушерства, которые в 1922 году были объединены в Институт педиатрии, ставшим впоследствии НИИ педиатрии.

С 1938 года — Военная Академия им. Дзержинского. В 2015 году Военную академию Ракетных войск стратегического назначения им.

Петра Великого перевели в Балашиху, на место реорганизованного Военно-технического университета.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/46370-vospitatelnyj-dom-v-moskve/

Воспитательный дом в Москве. Москворецкая набережная, 7

Императорский Воспитательный дом, который сегодня расположен на Москворецкой набережной, 7, является одной из крупнейших построек дореволюционной Москвы с длиной фасада около 380 метров.

Он был заложен еще в 1764 году как благотворительное учебно-воспитательное заведения для беспризорных детей, а также сирот и подкидышей. Инициатором стал известный российский просветитель Иван Иванович Бецкой.

Читайте также:  «изенхеймский алтарь», маттиас нитхардт (грюневальд) — описание картины

Учредили заведение «Воспитательный дом на Москворецкой набережной» на основании «Генерального плана», составленного тем же И.И. Бецким и утвержденного личным указом императрицы Екатерины Второй 1 сентября 1763 года.

Под строительство был выделен обширный участок между улицей Солянкой и берегом Москвы-реки — так называемый Васильевский луг. В то время территория была ограничена с восточной стороны стеной Белого города, а в западной части уже Китайгородской стеной.

Стоит отметить, что средства на возведение Воспитательного дома шли не из государственной казны: для финансирования использовалась открытая подписка. Так, сама императрица сразу предоставила фонду 100 тысяч рублей и подписалась на внесение ежегодно еще 50 тысяч.

Крупнейшим жертвователем из частных лиц стал Прокопий Акинфиевич Демидов, передавший на создание при заведении Родильного института 200 тысяч рублей. Иван Иванович Бецкой внес тоже немало — более 160 тысяч.

Проект Воспитательного дома был выполнен архитектором Карлом Бланком при непосредственном участии зодчего Юрия Матвеевича Фельтена. По плану, вдоль нынешней Москворецкой набережной, 7 должны были возвести три корпуса-каре с большими внутренними дворами — центральный, западный (для размещения мальчиков) и восточный (для размещения девочек).

Торжественная закладка пришлась на 21 апреля 1764 года. На Закладной доске были выбиты следующие слова:

«Екатерина II, императрица и самодержица всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, а притом и прибежище сирых и неимущих родильниц, повелела соорудить сие здание, которое заложено 1764 года апреля 21-го дня».

Строительство западного каре завершили в 1767 году, главный корпус возвели с 1771 по 1781 годы, а вот восточный построили лишь в XX веке, уже при советской власти.

В девятнадцатом столетии вопросами расширения и строительства на территории Воспитательного дома занимались такие архитекторы, как отец и сын Жилярди — Иван Дементьевич и Дементий Иванович, Афанасий Григорьевич Григорьев и Михаил Дормидонтович Быковский.

Помимо строительства основных зданий, проводились работы по облагораживанию прилегающего к зданию берега Москвы-реки. Так, в период с 1795 по 1797 годы замостили проездную дорогу по Москворецкой набережной, а немного позже, в период с 1801 по 1806, устроили на ней гранитную облицовку.

Обустраивалась и остальная территория, выделенная благотворительному заведению. При Доменико Жилярди возвели прекрасное здание Опекунского совета на Солянке, затем Николаевское сиротское училище, въезд к которому со стороны улицы оформили скульптурами Ивана Петровича Витали.

  • Пожар 1812 года нанес значительный урон заведению, но главный корпус все же удалось спасти, благодаря местным служителям, которые остались в Москве и продолжали ухаживать за сиротами вместе с главным смотрителем Иваном Акинфеевичем Тутолминым, несмотря на оккупацию города французской армией.
  • Исходя из французских источников, в тушении пожара были задействованы также 13 наполеоновских жандармов, а при отступлении из Москвы Наполеон передал под опеку Тутолмина и своих тяжелораненых солдат и офицеров.
  • После Октябрьской революции 1917 года большевики упразднили приют, а все здания на территории Воспитательного дома передали в ведение профсоюзных организаций.

Первая реконструкция главного здания при советской власти была проведена в 1920-е годы и главным образом была связана с перепланировкой помещений. В те же годы по всему периметру установили новую ограду, проект которой выполнил архитектор Илларион Александрович Иванов-Шиц.

В середине прошлого столетия основные здания вознамерились снести, а на их месте построить очередную сталинскую высотку.

Предполагают, что архитектор Иосиф Игнатьевич Ловейко смог отстоять исторически и архитектурно значимые строения, а также добился разрешения на проектирование и строительство восточного корпуса, сообразно первоначальному проекту Бланка. Работы были завершены уже в 1960-х годах.

В настоящее время территорию бывшего Воспитательного дома по адресу Москворецкая набережная, 7 занимают военное ведомство и РАМН (Российская академия медицинских наук).

…..

«Воспитательный дом в Москве», Фёдор Яковлевич Алексеев — описание картины

Последние добавленные на сайт статьи …

Источник: https://ProgulkiPoMoskve.ru/publ/doma/vospitatelnyj_dom_v_moskve_moskvoreckaja_naberezhnaja_7/39-1-0-1709

Московский воспитательный дом

Императорский Воспитательный дом в Москве.

Закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей  и беспризорников, учрежденное в 1763 году по инициативе И.И. Бецкого.

И.И. Бецкой

Основателем Воспитательного дома стал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Он родился в знатной семье И.Ю. Трубецкого, однако, будучи незаконнорожденным сыном, всю жизнь носил только окончание этой фамилии – «-бецкой». Получил прекрасное образование, служил в кавалерии, откуда ушел после ранения. Много путешествовал по Европе, был другом матери Екатерины II принцессы Иоганны.

При Петре III Бецкой возглавлял канцелярию строений домов и садов. Уже при Екатерине он руководил созданием и установкой памятника Петру I – «Медного всадника»,  решеток Летнего сада и т.п. Он также возглавил Академию художеств.

Кроме того, занимался реформированием учебных заведений в духе французского просветительства, участвовал в создании Смольного и Екатерининского институтов благородных девиц.

Разделяя с императрицей любовь к просветителям и стремление  воспитать на основе их идей «новую породу» физически и нравственно здоровых людей, Бецкой большое внимание обращал на проблему поддержки сирот и незаконнорожденных.

В России традиционно заботу о таких детях брала на себя церковь. Так, первый приют для них был открыт в 1706 году митрополитом Иовом при Холмово-Успенском монастыре. В 1714 году в Петербурге появилась богадельня для подкидышей и беспризорников. Бецкой же хотел построить это дело на основе идей просвещения.

Основание Воспитательного дома

Императорский Московский воспитательный дом  с госпиталем для бедных родительниц был учрежден Правительственным манифестом от 1 сентября 1763 года. По статусу учреждение считалось государственным и находилось под покровительством императрицы.

Герб дома изображал пеликана, который по легенде кормил своих птенцов собственной плотью, надпись на гербе гласила: «Себя не жалея, питает птенцов». Воспитательный дом получил некоторые налоговые и финансовые привилегии. Управление им осуществлялось попечителями и опекунами. Главным попечителем стал Бецкой, направлявший всю деятельность дома.

Он смог собрать вокруг себя единомышленников. При его участии директором Воспитательного дома стал знаменитый историк Герард Миллер. Любопытно, что одним из попечителей был Дени Дидро.

Воспитательный дом существовал в основном на пожертвования, которых требовалось немало. Сам Бецкой вносил в кассу дома крупные суммы денег. Императрица Екатерина взяла на себя обеспечение учреждения провиантом.

Многие представители царской фамилии и аристократии жертвовали значительные средства, после обращения Синода пожертвования потекли со всей страны и даже из-за границы. Но жертвовали не только деньги.

Например, Воспитательному дому был подарен прекрасный кабинет истории, из Академии художеств и Кремлевского двора посылали книги, предметы искусства, иконы.

Еще одной статьей дохода стала прибыль от принадлежащих дому мельниц, кузниц, харчевен, сдаваемых в аренду, а также пивоварен, пристаней и т.д.

  • Само здание Воспитательного дома было построено в Васильевском саду на берегу Москвы-реки недалеко от Кремля.
  • Организация жизни в Воспитательном доме
  • Важной проблемой Воспитательного дома стала детская смертность, так как большинство воспитанников, попадавших сюда, были слабыми, им не хватало грудного молока, к тому же из-за слишком большого числа поступавших детей возникала сильная скученность.

Бецкой с соратниками прежде всего стремились наладить питание младенцев. В дом привлекали кормилиц, которым платилось хорошее жалование. Кроме того, были заведены коровы и козы, которых воспитатели держали на собственные средства. Вскоре Бецкой организовал молочную ферму у Дорогомиловской заставы, для которой закупал коров в Голландии.

Еще одной проблемой были эпидемии. С 1768 года, сразу после введения в России оспо- и корепрививания, всем воспитанникам стали прививать оспу.

С самого основания в Воспитательном доме заработал родильный госпиталь, называвшийся «секретным», так как дети, рождавшиеся там, были, как правило. незаконнорожденными, а матери скрывали свои имена.

Новорожденный, оставленный матерью, попадал в грудное отделение, а сами женщины получали документ с указанием времени поступления, именем ребенка и его регистрационным номером. Некоторых грудничков отдавали в крестьянские семьи на вскармливание.

В это время за ними следили уполномоченные Опекунским советом чиновники. В 2-3-летнем возрасте детей привозили обратно, чтобы привить оспу. С шести лет начиналось обучение грамоте и ремеслам. Все воспитанники вне зависимости от происхождения считались вольными.

Бецкой следил, чтобы дети, переданные на воспитание в деревню, не становились крепостными.

Образование в Воспитательном доме

Дети, воспитывавшиеся в крестьянских семьях, обучались грамоте и арифметике. В случае болезни их привозили на лечение в Воспитательный дом. Усыновлять воспитанников могли только бездетные государственные крестьяне, имевшие свидетельство о хорошем поведении и способные содержать ребенка. При появлении в семье родных детей приемный ребенок сохранял равные с ними права. 

Детей, возвращенных из деревень в дом для обучения ремеслам, с 8 лет отдавали на воспитание мастерам – мальчиков на 16, девочек на 12 лет. Воспитанники становились лесоводами, фельдшерами, садоводами, получали технические специальности.

При Воспитательном доме было открыто и ремесленное училище с 6-летним сроком обучения. Здесь преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение.

После обучения шли 3 года практики, после чего ученики получали аттестаты ученых мастеров, мастеров и подмастерьев. В 1868 году училище получило статус высшего технического учебного заведения. Московское техническое училище в советское время стало МВТУ им.

Н.Э. Баумана, сейчас это Московский государственный технический университет.

Среди воспитанников дома всегда были те, кто выделялся способностями к наукам и искусствам. После обучения в Воспитательном доме они могли стать домашними учителями, бухгалтерами. Наиболее способные поступали в университеты и Медико-хирургическую академию.

В самом доме были учреждены мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт стал Сиротским кадетским корпусом, а женский – Александринским, а затем Николаевским сиротским институтом, где готовили домашних учительниц, получавших диплом Московского университета, а также домашних учительниц с правом преподавания в гимназиях.

Воспитанники дома, уже начавшие работать, еще шесть лет получали от него пособия. Потеряв работу, заболев и оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники могли вернуться в дом, там они имели содержание и отдельную комнату.

По инициативе И.И. Бецкого в 1770 году был открыт Петербургский Воспитательный дом. За свою деятельность Бецкой был произведен в действительного статского совета и награжден медалью «За любовь к отечеству».

В 1797 году Павел  I передал управление всеми благотворительными учреждениями императрице Марии Федоровне, которая руководила преобразованиями в системе общественного призрения.

В 1837 году почти все помещения Воспитательного дома занял Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот. После Октябрьской революции он был упразднен, его место занял Дом труда.

С 1922 по 1962 год здесь находился НИИ педиатрии, затем вся территория отошла Академии ракетных войск стратегического назначения, которая была выведена отсюда в 2016 году.

Литература

  • Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, конфирмованное И. В. 1764 г. марта 12 дня. СПб., 1766.
  • Быстров А.А. «Сохранение жизни неповинных младенцев»: Воспитательные дома в XVIII – начале ХХ века // Человек. 2011. № 3.
  • Веселова А.Ю. Воспитательный дом в России и концепция воспитания И.И. Бецкого // Отечественные записки. 2004. № 3.
  • Ерошкина А.Н. Администратор от культуры (И.И. Бецкой) // Русская культура последней трети XVIII века – времени Екатерины II. М., 1997.
  • Лавринович М.Б. За фасадом российского Просвещения: питомцы Московского воспитательного дома о своей жизни // Отечественные записки. 2007. № 37(4).
  • Фруменкова Т.Г. «Служим роду человеческому»: Воспитательные дома в России в царствование императрицы Екатерины II. 1763-1796. СПб., 2015.
  • Шаскольская Е.А. И.И. Бецкой – «виновник» воспитательных домов в России. СПб., 2003.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/moskovskii_vospitatielnyi_dom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector