«воскрешение лазаря», хуан де фландес — описание картины

В музее Прадо находится грандиозная коллекция испанской живописи различных эпох. Здесь представлены средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

В зале испанской живописи, фото Alex-Segre

Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде нет равных в мире. Она охватывает период с XII века до начала XIX столетия и представляет 4800 бесценных произведений изобразительного искусства.

Галереи картин занимают три этажа и дают возможность проследить всю историю испанской школы живописи. В музее собраны масштабные коллекции полотен Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, демонстрируются работы Санчеса Коэльо, Хусепе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо.

В филиале музея Casón del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века.

Эль Греко (1540–1614 гг.)

Эль Греко стоит особняком в ряду великих испанских художников. Он родился и долгое время жил на острове Крит, затем обучался у Тициана, а в Испанию попал только в возрасте 35 лет. Техника его живописи с характерным серым перламутром полутонов считается уникальной, и у мастера не было последователей-современников.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Эль Греко «Рыцарь с рукой на груди» 1579 года

Коллекция Эль Греко в Прадо насчитывает около 30 работ. Самая известная из них – «Рыцарь с рукой на груди» 1579 года, написанная в Толедо. Картина считается одним из лучших образцов портретной живописи XVI века.

Глаза изображенного на полотне неизвестного идальго притягивают, словно магнит, а жест клятвы выглядит абсолютно искренним.

Считается, что в этом портрете отчетливо проявилась способность великого художника увидеть и передать внутренний свет человека.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Эль Греко «Сошествие Святого Духа на апостолов», 1600 год

Большая часть произведений Эль Греко относится к жанру религиозной живописи и выполнена в стиле маньеризма. На полотне «Сошествие Святого Духа» 1600 года изображена Дева Мария в окружении учеников Христа и голубь, символизирующий Святой Дух. Полотно отличается динамичным развертыванием композиции снизу вверх, строится на сопоставлении оцепенелости и движения, замкнутости и беспредельности.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Эль Греко «Поклонение пастухов», 1612-1613гг.

Интересна небольшая картина «Благовещение» с Пресвятой Девой и архангелом Гавриилом, написанная на деревянной доске. Живописец начал создавать ее в Италии и закончил в 1577 г. Тема Благовещения была очень близка Эль Греко, он не раз к ней обращался и умер в тот момент, когда рисовал Богородицу.

Экспозиция творений живописца включает также относящуюся к 1580 году картину «Святая Троица», полотна «Коронование Девы Марии» 1590 года, «Крещение» 1600 года, «Святое семейство» 1604 года и другие произведения.

Веласкес (1599–1660 гг.)

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Диего Веласкес «Менины» (Фрейлины), 1656

Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная картина, изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия.

В центре композиции – пятилетняя инфанта Маргарита, которая вместе со своей свитой находится в мастерской, где придворный художник Диего Веласкес пишет портрет ее родителей. Филипп IV и его жена Марианна Австрийская, одновременно приходящаяся ему племянницей, позируют за пределами полотна и отображаются в висящем на стене зеркале.

Они внимательно смотрят на дочь, всеми силами стремящуюся продемонстрировать родителям свое умение держать себя по-королевски. Художник отчетливо передает контраст между хрупкой прелестью, живостью личика принцессы и той непростой ролью, которую она вынуждена играть соответственно высокому сану, лишившему ее детства.

Свита инфанты, включающая фрейлин, гвардадамаса, дуэнью и карликов, выписана весьма достоверно, что говорит о желании живописца подчеркнуть особенности придворного этикета.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Диего Веласкес «Триумф Вакха», 1628-1629 гг.

Среди других известных произведений Веласкеса в музее можно увидеть написанный в 1628 г.

«Триумф Вакха», где художник с изрядной долей иронии изображает юного бога вина; уникальные произведения «Поклонение волхвов» 1619 года и «Распятие Христа» 1632 года, иллюстрирующие сцены из библии; сочетающую мифологический сюжет и сцену в ковровой мастерской картину «Пряхи» 1657 года; созданное в 1635 г. полотно «Сдача Бреды» – одно из самых гениальный творений батальной живописи.

Гойя (1746–1828 гг.)

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Франсиско Гойя «Распятие» 1780 года

Чтобы осмотреть коллекцию картин Гойи, понадобится много времени. Прадо представляет 135 гравюр, рисунков и картин художника. По самой крайней мере, пять из них нельзя пропустить.

Связь творчества живописца с религией наиболее отчетливо видна в картине «Распятие» 1780 года, изображающей мученическую смерть Христа. Полотно написано в строго академическом стиле, другие произведения Гойи на библейские темы гораздо менее ортодоксальны.

В восьмидесятых годах XVIII столетия художник обрел славу тонкого и в композиции, и в цвете портретиста. Подтверждение тому – созданная в 1788 г. картина «Семья герцогов Осуна». Фигуры и предметы на ней словно слегка завуалированы легкой прозрачной дымкой.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Франсиско Гойя «Маха одетая», 1797-1798гг.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Франсиско Гойя «Маха обнаженная» (1746-1828)

Красотки из простонародья (махи) были излюбленными объектами художественного внимания живописца.

Однако существует мнение, что для знаменитой пары «Маха обнаженная» и «Маха одетая», созданных в течение 1796-1798 годов, позировала герцогиня Альба, которую с мастером связывали отнюдь не художественные отношения. Но кем бы ни была натурщица, маха Гойи стала одной из самых притягательных и восхитительных женщин в мире.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Франсиско Гойя «Молочница из Бордо», 1825—1827

Картину «Молочница из Бордо» Гойя написал в последние годы жизни. На ней изображена его дальняя родственница Розарио, помогавшая ему вести хозяйство. Технику мазка и работу со светом, мягко окутывающим фигуру героини, искусствоведы рассматривают как предвосхищение импрессионизма.

Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV», 1800г.

Интересны картины «Перепелиная охота» 1775 года, «Бой быков» 1780 года, «Святое семейство» 1790 года, «Семья Карла IV» 1800 года, «Автопортрет» 1815 года, «Аллегория промышленности» 1806 года, а также шаблоны для фабрики гобеленов «Зеленый зонтик», «Цветочницы», «Жмурки».

Коэльо (1531–1588 гг.)

Алонсо Санчес Коэльо «Инфанта Изабель и Магдалена Руис» (1531-1588)

Санчес Коэльо был придворным художником Филиппа II, поэтому его творчество связано с августейшим семейством.

Мастер вошел в историю изобразительного искусства Испании как основатель школы аристократического портрета, а также писал картины на религиозные сюжеты.

В Прадо представлены следующие работы кисти живописца: «Обручение Святой Екатерины» 1578 года, портрет Филиппа II, относящийся к 1575 году, и написанный в 1579 году портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении.

Рибера (1591–1652 гг.)

Хусепе де Рибера «Кающаяся Мария Магдалина» (1591-1652)

Хусепе де Рибера – живописец широкого творческого спектра. Он создавал портреты, писал картины библейской и мифологической тематик, а также причисляется к крупнейшим мастерам гравюры.

С его творчеством знакомят относящиеся к 1628 году полотна «Иксион» и «Титий или Прометей», работы «Смеющийся Демокрит» 1630 года, «Троица» 1636 года, «Мученичество Святого Филиппа» 1639 года и созданная в 1645 году картина «Кающаяся Мария Магдалина».

Сурбаран (1598–1664 гг.)

Франсиско де Сурбаран «Оборона Кадиса» (1598-1664)

Для творчества представителя севильской школы живописи Франсиско де Сурбарана характерно органичное сочетание строгого монументализма образов и композиций с теплотой цветовой гаммы, тщательностью передачи фактуры.

Экспозиция работ выдающегося мастера включает полотна «Видения Святого Педро Ноласко» 1629 года, «Благословляющий Христос» 1638 года, а также написанные в 1634 году картины «Оборона Кадиса», «Подвиги Геркулеса» и «Натюрморт с четырьмя сосудами».

Мурильо (1618–1682 гг.)

Бартоломео Эстебан Мурильо «Святое Cемейство с птичкой», 1650г.

Произведения еще одного представителя севильской школы Эстебана Мурильо отличаются ярко выраженными национальным характером и колористической наклонностью.

Наиболее интересными из представленных в Прадо работ мастера являются «Святое семейство с птичкой» 1650 года, «Мадонна с четками» 1655 года, «Добрый пастырь» 1660 года, «Явление Богородицы Святому Бернарду» 1660 года, портрет Николаса Омасура 1672 года.

До второй половины XVI века

Музей Прадо демонстрирует редчайшие образцы живописи XII столетия — фрагменты росписей из часовни Санта Круус де Мадеруэло и храма Сан Бауделио де Берланга.

Среди наиболее ценных картин эпохи Возрождения следует отметить работы Хуана де Фландеса «Распятие» и «Воскрешение Лазаря», а также огромную, высотой 2,2 м, картину «Святая Екатерина» кисти Фернандо Яньеса.

Время работы музея Прадо

ПН-СБ 10:00 – 20:00
ВС и праздники 10:00 – 19:00
6 января, 24 и 31 декабря 10:00 – 14:00
1 января, 1 мая и 25 декабря закрыто

Цена входного билета

полный € 15,00
пенсионеры € 7,50
дети до 18 лет и студенты до 25 лет бесплатно
ПН-СБ: 18:00 – 20:00 бесплатно
ВС и праздники:  17:00 – 19:00 бесплатно

Как добраться до музея Прадо

Ехать метро до станции Atocha (линии 1) или Banco de España (линии 2).

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Источник: https://ispaniagid.ru/museo-del-prado-ispanskaya-shkola-zhivopisi/

Читать онлайн Музей Прадо страница 3. Большая и бесплатная библиотека

Харменс ван Рейн Рембрандт (1606–1669) Софонисба принимает чашу с ядом 1634. Холст, масло. 142×154

Рембрандт — выдающийся голландский живописец, рисовальщик и офортист. Его творчество, проникнутое стремлением к философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из величайших взлетов мировой художественной культуры.

Читайте также:  «тайная вечеря», хуан де хуанес — описание картины

Картина «Софонисба принимает чашу с ядом» является ранним произведением Рембрандта на историческую тему. Римский полководец Публий Корнелий Сципион Африканский, завоеватель Карфагена, победил в союзе с царем Восточной Нумидии Масиниссой царя Западной Нумидии Сифакса.

Жена Сифакса Софонисба, дочь карфагенского царя, умолила Масиниссу избавить ее от римского плена. Масинисса, покоренный красотой Софонисбы, взял ее в жены, чем вызвал гнев Сципиона. Желая оправдаться перед Сципионом и спасая Софонисбу от позора, Масинисса послал ей яд.

В облике героини угадывается портрет жены художника Саскии. Софонисба в роскошном одеянии, не скрывающем будущего материнства, в украшениях с жемчугами сидит у стола, покрытого ковром, на котором лежит манускрипт.

Коленопреклоненная служанка подает ей напиток в чаше, сделанной из раковины наутилуса. Жест Софонисбы можно трактовать как принимающий и одновременно защищающий зародившуюся в ней жизнь.

Старуха, стоящая в глубине в тени, с выражением горестного сочувствия наблюдает за этой сценой: Софонисба, не желая украсить собой победу Сципиона, предпочла выпить яд. Главным повествователем в картине у Рембрандта становится свет.

Самая светоносная фигура — героиня, стоящий перед ней кубок-наутилус, как роковое отражение, обладает странным, золотисто-перламутровым сиянием, завораживающим и смертоносным.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Адриан ван Остаде (1610–1685) Деревенский концерт 1630–1640. Холст, масло. 27×30

Адриан ван Остаде является одним из самых известных представителей семьи голландских художников, мастером крестьянского бытового жанра, рисовальщиком и офортистом, учеником Франса Халса.

В картине ощущается влияние Адриана Браувера — автора брутальных простонародных сцен.

Несмотря на многосложный рембрандтовский тональный колорит, выдержанный в золотисто-охристой гамме, и эффектную передачу светотеневых переходов, произведение со всей полнотой воплощает гротескный, комически-пародийный характер «крестьянских сцен» Остаде и принадлежит к числу его ранних композиций.

Вместе с тем в образах музицирующих крестьян с их подчеркнутой экспрессией жестов и выразительной мимикой художник раскрывает общечеловеческое начало, активность и непосредственность, полноту жизненных сил, умение извлекать из жизни ее простые, нехитрые радости.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Виллем Клас Хеда (1594-между 1680 и 1682) Натюрморт с часами 1657. Холст, масло. 74×52

Виллем Клас Хеда — один из выдающихся мастеров голландского натюрморта первой половины XVII века. Художественное образование получил у Гиллиса и Ван Дейка. Работал в Харлеме, где в 1631 был принят в гильдию святого Луки.

В начале творческого пути художник писал портреты и картины на религиозные сюжеты, однако в зрелые годы, находясь под сильным влиянием Питера Класа, стал создавать исключительно натюрморты, преимущественно «завтраки» — особо популярную в Харлеме разновидность натюрморта.

В отличие от полотен Класа работы Хеды отличаются большим разнообразием форм и фактуры изображаемых предметов, тонкой передачей световоздушной среды. Как правило, они включают серебряную, оловянную, фаянсовую, нередко золоченую посуду, а иногда венецианское стекло и раковины.

Нередко художник привносил в свои работы иносказательный смысл, что было связано с популярнейшей в XVII веке темой бренности всего сущего. В «Натюрморте с часами» это показано через опрокинутый кубок, разбитый бокал (ремер), орехи, лежащие на блюде часы. Картину отличают богатство световых и цветовых нюансов, естественность и строгость продуманной композиции.

Все изображенные предметы выступают не только спутниками, но и безмолвными свидетелями жизни человека.

Живопись Испании

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Эль Греко. Дворянин с рукой на груди. Около 1580

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Хуан де Фландес (около 1460–1519) Портрет девушки Около 1496–1505. Дерево, масло. 32×22

Хуан де Фландес — испанский живописец, один из крупнейших представителей Возрождения, был родом из Нидерландов. Его прозвище указывает на происхождение, а настоящее имя осталось неизвестным. Фландес был художником при дворе королевы Изабеллы.

Его творчество можно отнести к так называемой испано-фламандской школе живописи Кастилии, страны, в которой в тот момент в художественном отношении преобладало нидерландское влияние.

Работам Фландеса присущи черты, характерные для Северного Возрождения, в частности, ощущается влияние Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса и Михеля Зиттова.

В произведениях отразились типичные черты нидерландской портретной живописи XV века: внимание к человеческой личности, ее духовной и психологической глубине, передаваемой с неповторимой пластичностью и выразительностью. Считается, что Фландес написал несколько портретов представителей правящей испанской династии.

Кисти мастера принадлежит и этот прелестный погрудный портрет юной испанской принцессы, возможно, Каталины Арагонской. Нераскрывшийся бутон розы в руке девушки — эмблема Тюдоров — символизирует ее чистоту. По всей вероятности, портрет написан в преддверии ее помолвки с Артуром, принцем Уэльским.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Алонсо Санчес Коэльо (около 1531–1588) Портрет инфанта Карлоса 1555–1559. Холст, масло. 109×95

Санчес Коэльо — испанский живописец, португалец по происхождению, основатель национальной испанской школы портрета, испытывавший влияние маньеризма. С 1557 Коэльо являлся придворным художником Филиппа II.

Испанские исследователи называют Коэльо «мастером серого цвета» — он превосходно передавал цветовые градации, отлично владел гаммой серых и серебристых тонов.

Одна из величайших находок в испанской живописи — это выработанный им прием использования нейтрального серого фона вместо пейзажа и интерьера, принятых в итальянских ренессансных портретах.

На нейтральном фоне полотна изображен принц Карлос, наследник испанского трона, сын Филиппа II и его первой жены Мануэлы Португальской. Коэльо сильно идеализирует облик принца, который родился с серьезными физическими уродствами. Наброшенный поверх камзола плащ, отороченный мехом рыси, и фронтальная поза позволили художнику замаскировать телесные недостатки модели.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Хуан де Фландес (около 1460–1519) Воскрешение Лазаря 1514–1519. Дерево, масло. 110×84

Доска является частью алтаря церкви Св. Лазаря в Паленси и представляет одно из чудесных деяний Христа — воскрешение из мертвых. Этот евангельский эпизод содержится в текстах Иоанна Богослова.

На глазах у зрителей Христос сотворил величайшее чудо, доказав свою двойственную природу как Сына Божьего и Сына Человеческого и утвердив свою власть над смертью. Действие разворачивается на фоне ветхой стены с арочным проемом, за ней виден храм.

Фландес активно включает в художественный контекст принятые в искусстве Северного Возрождения иносказания. Свидетели чуда теснятся под полуразрушенной аркой, что указывает на Ветхий Завет. Но чудо свершилось, и, как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это уверовали в Иисуса.

Тем самым, по слову Иисуса, был возведен храм новой веры, который уже виден и скоро полностью предстанет перед людьми, как только рухнет стена Ветхого Завета, и над миром воссияет Новый Завет.

Колорит всей композиции обладает особой цветовой пластичностью, художник мастерски передает пейзаж, детали событий, душевное состояние персонажей — от сомнений до полного уверения. Слитность красочного слоя в полной мере соответствует тому духовному единению людей, которое проповедует новое учение Христа.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Источник: https://dom-knig.com/read_188660-3

«Воскрешение Лазаря». История картины

Настенная живопись римских катакомб, византийские фрески, иконы, а еще Джотто, Лукас Кранах Младший, Рембрандт, Нестеров, Ван Гог… Список художников, обращавшихся к истории воскрешения Лазаря, друга Христа, брата Марфы и Марии, можно продолжать почти до бесконечности.

Один из знаковых сюжетов Священного Писания, история чуда, описанная евангелистом Иоанном, стала важной темой в истории мировой живописи. Писали ее по-разному: боговдохновенно, тонко, эмоционально или отстраненно, строго или торжественно, детализировано, современно, в соответствии вкусам или стилю. Но среди прочих был один художник.

Прообраз Воскрешения Христа, событие воскрешения мертвого он изобразил так, будто сам был очевидцем этих реальных событий.

Гениальный бродяга

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони (1621)

Микеланджело Меризи да Караваджо — выходец из Ломбардии. Он осиротел в 1576 году в возрасте четырех лет. Его отец архитектор Фермо Меризи умер от чумы, которая обрушилась на Ломбардию.

Мальчик рано начал заниматься живописью, с одиннадцати лет учился у миланского художника Симоне Петерцано. Тогда же научился игре на лютне, овладел искусством фехтования и стал великолепным наездником.

Когда умерла мать, братья разделили достаточно большое наследство и стали жить самостоятельно. Караваджо, которому было уже двадцать лет, отправился искать счастья в Рим. На первое время денег хватало, но потом пришла нужда, в том числе из-за разгульного образа жизни, который вел юноша.

Микеле (так называли его друзья) жил среди оборванцев великого города, скитался, бродяжничал. Случай привел его в мастерскую известного тогда Джузеппе Чезари. Чезари скупал работы молодых художников и перепродавал их. Нанимал художников в свою мастерскую и вообще поставил на поток производство картин.

Обратив внимание на талантливого юношу, он взял его в свою мастерскую, где поручал Караваджо писать только натюрморты, пользовавшиеся большим спросом среди покупателей. Правда отношения между Караваджо и Чезари сразу не заладились, поэтому Караваджо незаметно писал еще и для себя.

В основном это были портреты уличных мальчишек и бедноты. И хотя эти картины не пользовались спросом у перекупщиков, Караваджо продолжал писать. Тогда то он и написал «Юношу с корзиной фруктов», на которой изобразил своего друга.

Картина заинтересовала многих заходивших в мастерскую Чезари и определила будущее художника.

Однажды Караваджо заметил и пригласил работать к себе во дворец кардинал Франческо Мария Борбоне дель Монте. Он поселил его в своем дворце, выделил мастерскую и обеспечил заказами.

Это напрямую было связано с деятельностью папы Климента VIII, который уделял большое внимание украшению церквей.

Многие меценаты, желая отметиться и получить расположение понтифика, активно содействовали этому начинанию папы. Заказы так и сыпались на художников.

Караваджо — человек, рисовавший жизнь

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

«Положение во гроб» (1603)

Отличительной особенностью Караваджо была его откровенность. И прежде всего откровенность в передаче натуры. Он не признавал авторитетов, был непредвзят, принципиально ничего не выдумывал, не создавал отвлеченных романтизированных образов.

Читайте также:  Бартоломе эстебан мурильо: картины и биография

Он писал как есть, скрупулезно выписывая предметы, которые в момент написания и были главными на картине. Если изображал мифологическое существо, а натурщиком выступал юноша с грязными жилистыми руками, то у античного бога были жилистые, рабочие руки.

Если натурщик держал в руках виноград со сгнившими ягодами и пожухлыми листьями, то художник выписывал их такими, как они есть.

Многие биографы Караваджо пишут о нем как о человеке, который «не делал ни одного мазка, кроме как подсказанного жизнью», как о «перевернувшем все представление о том, что украшает живопись».

Караваджо писал то, что знал лучше всего. Воспевал красоту земной жизни, как ее видел. Он и верил лишь в то, что видели его глаза. Может быть, поэтому его картины имеют такую силу воздействия. Зритель чувствует себя вовлеченным участником события

Многие критиковали Караваджо за натурализм, вульгарность, за профанированность его святых. Ведь на полотнах это были простые смертные люди. Еще больше заказчиков возмущало то, что ради этой своей «с натуры» в качестве моделей Караваджо приглашал бродяг, нищих и проституток.

Но как иначе мог поступать человек, который жил бок о бок с римской нищетой, знал, что это такое, был частью этого мира? «Вы не просто смотрите на мои картины, вы видите, вы верите в них, вы их чувствует», — говорил он. Да, он действительно по-своему интерпретировал сюжеты священного Писания, нарушая сложившиеся каноны и пренебрегая авторитетами.

Бывали случаи, что от его картин отказывались заказчики. Но Караваджо воспринимал Евангельскую весть самым серьезным образом, как то, что касается его самого, является его частью.

«Успение», «Мадонна пилигримов» (1603), «Ужин в Эммаусе» (1606), «Положение во гроб» (1602) «Уверение Фомы» (1601), «Мученичество святого Матфея» (1600) и многие другие работы демонстрируют Караваджо как евангелиста от живописи и заставляют содрогнуться от того, насколько близки могут быть события Писания.

Вспыльчивый, грубый, эмоциональный, страстный, неуживчивый, экстравагантный, нетерпимый, наживающий всюду и всегда себе врагов, гениальный… Караваджо всегда носил при себе оружие и часто его применял. Однажды он повздорил с неким Томаззони.

Из-за девушки, известной в Риме куртизанки, которая, как говорили, позировала ему для картины «Святая Екатерина». Скрестили шпаги, дуэль была жестокой и кровопролитной. Раненый Томаззони умер от потери крови.

О стычке быстро стало известно властям, и Караваджо кинулся в бега, ведь его не просто разыскивали за убийство, за его голову объявили награду.

Скрываясь от наказания, он добрался до Неаполя. Здесь его прятали и опекали покровители, которые обеспечивали ему свободу, но взамен требовали писать картины. Потом художник перебрался на Мальту.

Несмотря на причастность к убийству (это было непреодолимым обстоятельством), Караваджо приняли в орден мальтийских рыцарей-ионитов. И он вновь стал писать.

Мучимый чувством вины, жаждущий прощения и помилования, на Мальте Караваджо создал серию работ настолько откровенных, беспощадных и драматичных в своей подаче, картин без намека на утешение, что его прямо стали называть величайшим художником современности.

Всех особенно потрясло огромное полотно «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608), где Караваджо впервые поставил свою подпись. Он подписал картину в центре, кровью Крестителя, будто желая, чтобы это смыло с него совершенное преступление.

«Лазаре, гряди вон»

Страх, ужас неизбежности, негодование из-за несправедливости законов природы, — вот что испытывает человек, соприкасаясь со смертью. Но вот мы читаем евангелиста Иоанна.

В одиннадцатой главе святой Иоанн рассказывает историю жителя Вифании, небольшого поселения вблизи Иерусалима. Праведный Лазарь, тот, что принимал в своем доме вместе с сестрами Марфой и Марией Иисуса Христа, заболел. Мария через знакомых просила передать Христу: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен».

«Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий», — такой она получила ответ. Лазарь все-таки умер. Плачут сестры, плачут друзья. Не верят в смерть соседи, но хоронят праведника, как подобает обычаю, запеленав в саван, кладут в пещеру, в гроб и задвигают каменной плитой.

Продолжают плакать, тосковать, утешать друг друга в печали о Лазаре. А в это время в Вифанию спешит с учениками Христос: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его».

«Господи! если уснул, то выздоровеет», — говорят ученики и слышат прямой ответ: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему». (Ин 11:14-15)

Уже подходя к городу, Христос встречает Марфу и, видя ее слезы, говорит: «Воскреснет брат твой!» И она, кивая и плача,  говорит: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».

В словах убитой горем женщины слышны и вера, и сомнение, и потому Христос говорит ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.

Веришь ли сему?» (Ин 11:25-26)

Уже там, недалеко от гроба, Христос встретил другую сестру Лазаря, Марию и расплакался вместе с нею. Тут же шепот прошел по толпе: «неужели Он, открывавший глаза слепым, не мог сделать, чтобы и этот не умер?» Дальше события происходят стремительно, чудо происходит без промедления у всех на глазах.

«… То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший… Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет…» (Ин 11:38-44)

И вот уже горе сменяется радостью, слезы — ликованием. Смерти больше нет, страх смерти изжит. И мы через рассказ евангелиста становиться свидетелями Малой Пасхи, прообраза Воскресения Христова.

«Воскрешение Лазаря». Караваджо

В 1608 году Караваджо бежал с Мальты. Он и там умудрился повздорить и оказаться в тюрьме. Его приютил в Сиракузах старый друг и ученик, который и помог осуществить побег с острова рыцарей. Тут же новость облетела Сицилию, и на прославленного художника обрушились заказы. Он получил заказ для церкви святой Лючии.

Сразу откликнулся на него, тем более, что был без средств к существованию. Он написал «Погребение святой Лючии», которая считалась покровительницей Сиракуз, достаточно быстро, всего за два месяца. Но многим картина показалась мрачной, серой и скупой в колорите.

Поэтому, как только Караваджо получил гонорар, он отправился в Мессину, тем более, что мальтийские рыцари напали на его след.

В Мессине Караваджо познакомился с успешным и состоятельным купцом Джовани Баттиста де Ладзари, который предложил художнику что-нибудь для него написать. Караваджо, как было тогда принято, написал образ святого покровителя заказчика — обратился к теме воскрешения Лазаря.

Мрачные катакомбы, два человека держат тело Лазаря, умершего четыре дня назад. Караваджо обычно писал с натуры, поэтому и здесь он нанял людей, чтобы те позировали ему. Он даже велел принести ему выкопанное тело недавно убитого юноши. И хотя натурщики категорически отказывались держать в руках тело, Караваджо настоял на своем. Говорят, он даже пригрозил им клинком.

«Воскрешение Лазаря», Хуан де Фландес — описание картины

«Воскрешение Лазаря» (1609)

Мощная и огромна пустота. Луч света, который прорезает пространство. Свет, который, как прожектор, высвечивает действующих персонажей, который противопоставлен тьме и пустоте и сам является действующим лицом полотна — отличительная особенность Караваджо.

Свет скользит по фигурам Христа, Лазаря, его друга, Марии и прямо сейчас, в эту секунду этот неземной свет воскресит к жизни оплаканного брата. Могильщики ухватились и едва удерживают плиту, которую только что отвалили от гроба. Они отвернулись, не желая смотреть смерти в глаза.

На землю выкатились кости, череп, спали погребальные пелены с Лазаря. И вот его рука, будто отозвавшись на слова: «Лазарь, выйди» — уже тянется к свету. Смятение, горе, любопытство, недоумение на лицах присутствующих.

Нет ликования, нет понимания, что чудо уже случилось, так неожиданно и вопреки законам природы оно вошло в их жизнь.

А зритель вновь участник реальных событий, такой же недоумевающий и растерянный, сопричастный и неравнодушный. Одни биографы говорят, что, увидев  недоумение на лице заказчика и его знакомых, пришедших взглянуть на картину, раздосадованный реакцией Караваджо выхватил кинжал и полоснул им по холсту.

Другие утверждают, что заказчик был очень недоволен, и Караваджо в отчаянии снял изображение и написал картину заново.

В 1609 году картина была подарена мессианскому братству крестоносцев. Она пострадала во время землетрясений на Сицилии в 1693, 1783, 1908 годах, но ее удалось отреставрировать. В дошедшей до наших дней картине, которую художник написал за год до смерти, Караваджо предстает человеком, жаждущем истины и доказательств, миссионером и проповедником, искренне верящим в Воскресение из мертвых.

Фото ru.wikipedia.org

Источник: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/04/12/voskreshenie_lazarya_istoriya_kartiny/

Описание картины Воскрешение Лазаря – Хуан де Фландес

Доска является частью алтаря церкви Св. Лазаря в Паленси и представляет одно из чудесных деяний Христа – воскрешение из мертвых. Этот евангельский эпизод содержится в текстах Иоанна Богослова.

Читайте также:  Мадонна дони (святое семейство), микеланджело буонарроти

На глазах у зрителей Христос сотворил величайшее чудо, доказав свою двойственную природу как Сына Божьего и Сына Человеческого и утвердив свою власть над смертью.

Действие разворачивается на фоне ветхой стены с арочным проемом, за ней виден храм. Фландес активно включает в художественный контекст принятые в искусстве Северного Возрождения иносказания. Свидетели чуда теснятся под полуразрушенной аркой, что указывает на Ветхий Завет.

Но чудо свершилось, и, как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это уверовали в Иисуса. Тем самым, по слову Иисуса, был возведен храм новой веры, который уже виден и скоро полностью предстанет перед людьми, как только рухнет стена Ветхого Завета, и над миром воссияет Новый Завет.

Колорит всей композиции обладает особой цветовой пластичностью, художник мастерски передает пейзаж, детали событий, душевное состояние персонажей – от сомнений до полного уверения. Слитность красочного слоя в полной мере соответствует тому духовному единению людей, которое проповедует новое учение Христа.

(No Ratings Yet)

  1. Явление Христа Марии – Хуан де Фландес Картина испанского живописца Хуана де Фландеса “Явление Христа Марии” – часть алтаря, который, в свою очередь, является копией с оригинала……
  2. Воскрешение Лазаря – Джотто В своих работах Джотто часто избирал такой тип многофигурной, композиции, где основному сюжетному действию сопутствует множество побочных эпизодов. На первый……
  3. Христос и Самаритянка – Хуан де Фландес Хуан де Фландес относится к числу крупных мастеров франко-фламандского круга конца XV – начала XVI столетия. Он был родом из……
  4. Воскрешение Лазаря – Гверчино Гверчино – один из самых ярких представителей болонского академизма первой половины XVII в. Художник учился у Л. Карраччи, работал в……
  5. Моисей, добывающий воду из скалы – Филиппино Липпи Книга книг, т. е. Священное Писание – Библия, делящаяся на две неравные и неровные в стилистическом отношении части – Ветхий……
  6. Искушение Христа – Сандро Боттичелли На фреске запечатлены три эпизода из Евангелия, напротив расположена фреска “Призвание Моисея” так же работы Боттичелли, своего рода параллель из……
  7. Воскрешение сына Теофила – Мазаччо и Филиппино Липпи Мазаччо в середине 1420-х гг. был заказан цикл фресок для капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции,……
  8. Воскрешение Христа – Джованни Беллини Картина Джованни Беллини “Воскрешение Христа”. Размер картины 148 x 128 см, дерево, масло, перенесено на холст. Непосредственная жизненная реальность восприятия……
  9. Воскрешение Христа – Паоло Веронезе Картина Паоло Веронезе “Воскрешение Христа” написана на основе широкоизвестного библейского сюжета. Размер картины 136 x 104 см, холст, масло. Художник……
  10. Тайная вечеря – Хуан де Хуанес Настоящее имя известного испанского художника Хуана де Хуанеса – Висенте Хуан Масип. Художественное образование он получил в Италии, где познакомился……
  11. Страшный суд. Левая створка – Ганс Мемлинг Слева Святой Петр ведет небольшую группу праведных душ вверх по хрустальным ступеням. Перед входом в Рай ангелы дают им одеяния,……
  12. Мария Магдалина – Эль Греко Картина испанского художника Эль Греко “Мария Магдалина”. Размер картины 157 х 121 см, холст, масло. Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц,……
  13. Воскрешение сына Теофила и апостол Петр на кафедре – Мазаччо Портрет коленопреклоненного прихожанина как нельзя лучше подтверждает восторженные слова Вазари об умении Мазаччо создавать “удивительно жизненные и похожие портреты”. Для……
  14. Не прикасайся! – Паоло Веронезе Библейский сюжет. Мария Магдалина, в христианских преданиях женщина из Галилеи, последовательница Иисуса Христа. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом……
  15. Мертвый Христос – Витторе Карпаччо Картина Витторе Карпаччо “Мертвый Христос”. Размер картины 145 x 185 см, холст, темпера. Бездыханное тело Иисуса Христа на скамейке, покрытой……
  16. Голубая звезда – Хуан Миро Жгучий синий цвет, используемый в одной из самых важных картин в карьере художника, можно увидеть в последующих работах не только……
  17. Мария Магдалина – Либерале да Верона “Мария Магдалина” – персонаж Нового Завета, преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом,……
  18. Положение во гроб – Ганс Гольбейн “Страсти Господни в серых тонах” считаются одним из главных творений Ганса Гольбейна Старшего. Цикл получил такое название благодаря серой монохромной……
  19. Рождество Христово. – Пьетро Каваллини В апсиде римской церкви Санта Мария ин Трастевере сохранилась мозаика Каваллини, созданная им в 1291 г. по заказу Бертольдо Стефанески…….
  20. Оплакивание Христа – Энтони Ван Дейк Все евангелисты рассказывают, что, когда Иисус Христос умер на кресте, его ученик, богатый человек по имени Иосиф из города Аримафеи……

Источник: https://art.goldsoch.info/voskreshenie-lazarya-xuan-de-flandes/

Описание картины Джотто «Воскрешение Лазаря»

Описание картины Джотто «Воскрешение Лазаря»

В большинстве своих работ художник Джотто очень часто выбирал такую разновидность многофигурных композиций, в которых к основному сюжету приписывается очень много сопутствующих ему же побочных эпизодов. Как может показаться при первом, поверхностном взгляде, все эти побочные эпизоды и сюжеты являются настолько незначительными и маленькими, что у некоторых может возникнуть сомнения в целесообразности их отображения на картине.

Однако потом, после детального осмотра, становится понятно, что небольшие сюжетные эпизоды, отображенные возле основного, создают в сумме исключительный по своей значимости фон, благодаря которому картина получается не просто красивой, но и живой.

И здесь, в этой картине, раскрывается величие Христа, которые подчеркиваются полными волнения и изумления лицами каждого человека, который присутствует при чудесном вознесении Лазаря.

Драматизм в сюжетной картине достигает своей самой высокой точки напряженности в том месте произведения, в котором изображены павшие в покорности на колени родные сестры главного персонажа – Лазаря.

Мария и Марфа склонились, в их жестах и на их лицах отображены чувства свидетелей этого чудесного действия. Но больше всего драмы и покорности собрано на этой картине в фигуре Иисуса и его протянутой руке.

Здесь, как и во всех работах художника Джотто, каждый человек оказывается как будто в центре этого необычного религиозного события.

Фигуры персонажей Лазаря и Христа были немного отодвинуты художником в края общей композиции, поэтому центр достается свидетелям этого чуда.

А эмоций в картине очень много, начиная от суеверного страха и заканчивая глубочайшим потрясением и покорностью от происходящего. Все это можно увидеть на творческой работе художника после ее осмотра или после продолжительного изучения.

(No Ratings Yet) ← Описание картины Сергея Алексеевича Лучишкина «Шар улетел (1926)»Описание картины Джованни Тьеполо «Пир Клеопатры» → Рылов Зеленый Шум Сочинение 3 Класс

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-dzhotto-voskreshenie-lazarya/

Фландес, Хуан — это… Что такое Фландес, Хуан?

Хуан Фландес. Портрет королевы Хуаны Безумной

Хуáн де Флáндес (исп. Juán de Flandes) — испанский художник нидерландского происхождения XV века, один из главнейших представителей Возрождения в Испании.

Точные годы жизни неизвестны, родился ок. 1460-х гг. Вместе с Зиттовом работал в Испании в период с 1496 по 1519 гг. при дворе королевы Изабеллы Кастильской.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Живопись
  • 3 Ссылки
  • 4 Литература

Биография

О биографии этого художника известно немного. Его настоящее имя не ясно, встречаются варианты — «Хуан де Фландес» — указание на национальность, «Иоанн» или «Ян из Фландрии», также «Ян Салаэрт» или «Мастер из Гента».

Впервые упоминается в счетах королевы Изабеллы за 1496 г. Два года спустя документы говорят о нем уже как о «придворном художнике Ее Величества». Свое место при королеве он сохраняет до ее смерти в 1504 г. Его кисти принадлежат несколько портретов представителей правящей династии.

После этого он отправляется в Саламанку, где в 1505 г. было документировано создание им нескольких работ для университета и «Алтаря Сан-Мигеле» для городского собора. В 1509 г.

по заказу епископа Хуана Баутисты де Фонсеки он создает большое ретабло для собора в Валенсии. Оно состоит из 12 частей и производит грандиозное впечатление. В Валенсии Фландес оставался до своей смерти, предположительно наступившей до октября 1519 г.

, после которого его супруга в административных документах была упомянута как вдова.

Живопись

«Воскрешение Лазаря», Лувр

Фландес — представитель т. н. «испано-фламандской» школы живописи Кастилии, страны, в которой в тот момент в художественном отношении преобладало нидерландское влияние. Его работам присущи черты, характерные для Северного Возрождения, в частности, ощущается влияние Яна ван Эйка.

Произведения

Для королевы Изабеллы Фландес создал переносное ретабло из 47 миниатюрных изображений. Из них сохранилось менее половины, рассеянной по различным музеям мира, от Метрополитена до Лувра и Прадо.

Портреты Фландеса отличает тщательность, внимательность и гармоничность, это типичные образцы нидерландской портретной живописи XV в., правда, второго ряда. Он несколько раз писал королеву Изабеллу — и молодой женщиной, и суровой старухой с дряблым лицом с морщинами: искусство его направления не имело склонности к идеализации.

Сохранились его изображения Хуаны Безумной, тогда еще инфанты, её мужа Филиппа Красивого, а также анонимной инфанты, предположительно Екатерины Арагонской, будущей королевы Англии (Музей Thyssen-Bornemisza, Мадрид). Первый из известных придворных испанских портретистов, череду которых продолжит Веласкес и Гойя.

Ссылки

Литература

  • The Retalbo de Isabel la Catolica by Juan de Flandes and Michel Sittow, Chiyo Ishikawa, M.A. ’83, Ph.D. ’89, Brepols Publishers, 2004

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/277212

Ссылка на основную публикацию