Столетие независимости
Столетие независимости
1892
1892
Cвадьба
Cвадьба
1905
1905
Рыболовы
Рыболовы
1908
1908
Авеню в парке Сен-Клу
Авеню в парке Сен-Клу
1908
1908
Берега реки Уаз
Берега реки Уаз
1905
1905
Мальчик на скалах
Мальчик на скалах
1897
1897
Карнавальный вечер
Карнавальный вечер
1886
1886
Мебельняа фабрика в Альфортвиле
Мебельняа фабрика в Альфортвиле
1897
1897
Девочка с куклой на поляне
Девочка с куклой на поляне
1904-1905
1904-1905
Ева и змей
Ева и змей
1904-1905
1904-1905
Нападение в джунглях
Нападение в джунглях
1891
1891
Экзотический пейзаж
Экзотический пейзаж
1908
1908
← →
Tropical Forest: Battling Tiger And Buffalo
← →
Tropical Forest: Battling Tiger And Buffalo
1908
1908
Букет цветов
Букет цветов
1909
1909
Букет цветов в вазе
Букет цветов в вазе
1889
1889
Счастливый квартет
Счастливый квартет
1902
1902
Нападение ягуара на лошадь
Нападение ягуара на лошадь
Неизвестно1910
Неизвестно1910
Дом в предместье Парижа
Дом в предместье Парижа
1902
1902
Пейзаж с дирижаблем
Пейзаж с дирижаблем
1910
1910
Люксембургский сад. Памятник Шопену
Люксембургский сад. Памятник Шопену
1909
1909
Поле коров
Поле коров
45
45
Liberty Inviting Artists to Take Part in the 22nd Exhibition of the Societe
Liberty Inviting Artists to Take Part in the 22nd Exhibition of the Societe
1906
1906
Обезьяны в джунглях( где вы обезьян увидели!?)
Обезьяны в джунглях( где вы обезьян увидели!?)
19 век
19 век
The Monkeys In The Jungle
The Monkeys In The Jungle
1900 — е
1900 — е
Автопортрет
Автопортрет
1890
1890
Ягуар , напавший на негра
Ягуар , напавший на негра
1910
1910
Семья во главе с отцом в дог-карте
Семья во главе с отцом в дог-карте
1908
1908
Художник, картина и его жена
Художник, картина и его жена
неизвестно
неизвестно
Portrait of Joseph Brummer
Portrait of Joseph Brummer
1909
1909
Портрет мадам М
Портрет мадам М
ок.1896
ок.1896
Portrait of Pierre Loti
Portrait of Pierre Loti
1891
1891
Портрет женщины
Портрет женщины
1895
1895
Автопортрет
Автопортрет
1890
1890
← →
Portrait Of Josephine The Artist's Second Wife( Портрет Жозефины, второй жены художника
← →
Portrait Of Josephine The Artist's Second Wife( Портрет Жозефины, второй жены художника
1900-1903
1900-1903
Прогулка в лесу
Прогулка в лесу
1886 — 1890
1886 — 1890
Свидание в лесу
Свидание в лесу
1886
1886
Пила Милл Окрестности Парижа,
Пила Милл Окрестности Парижа,
1893
1893
нападение в джунглях
нападение в джунглях
1891
1891
Артиллеристы
Артиллеристы
неизвестно
неизвестно
Весенний пейзаж
Весенний пейзаж
1908-1909
1908-1909
The Banks Of The Oise
The Banks Of The Oise
1905
1905
Таможня
Таможня
1890
1890
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Жан-Жак Руссо-стрит (Париж)
Жан-Жак Руссо-стрит (Париж)
1900 — е
1900 — е
Экваториальные джунгли
Экваториальные джунгли
1909
1909
Фламинго
Фламинго
1907
1907
Игра в футбол
Игра в футбол
1908
1908
Муза, вдохновляющая поэта
Муза, вдохновляющая поэта
1909
1909
Landscape with Farmer
Landscape with Farmer
1900 — e
1900 — e
На лугу
На лугу
неизвестно
неизвестно
Настоящее и прошлое или философские мысли.
Настоящее и прошлое или философские мысли.
1899
1899
Лев в джунглях
Лев в джунглях
1900 -е
1900 -е
The Representatives Of Foreign Powers Coming To Salute The Republic As A Sign Of Peace
The Representatives Of Foreign Powers Coming To Salute The Republic As A Sign Of Peace
1907
1907
Спящая цыганка
Спящая цыганка
1897
1897
Заклинательница змей
Заклинательница змей
Неизвестно
Неизвестно
The Waterfall
Общественное достояние
← →
The Waterfall
The Waterfall
Общественное достояние
← →
The Waterfall
1910
1910
The Tiger Hunt
The Tiger Hunt
1895 -1896
1895 -1896
Child with a Puppet
Child with a Puppet
1903
1903
The Customs Post
The Customs Post
неизвестно
неизвестно
Обезьяны в джунглях. Анри Руссо, ну скажи мне что это за черти с апельсинами?
Обезьяны в джунглях. Анри Руссо, ну скажи мне что это за черти с апельсинами?
1890 — е
1890 — е
Прогулка
Прогулка
1909
1909
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
View Of Malakoff Hauts De Seine. Городской пейзаж
View Of Malakoff Hauts De Seine. Городской пейзаж
1903
1903
View Of The Bridge At Sevres And The Hills At Clamart St. Cloud And Bellevue
View Of The Bridge At Sevres And The Hills At Clamart St. Cloud And Bellevue
1908
1908
Пейзаж. Деревья
Пейзаж. Деревья
19 век
19 век
Near Port Saint Nicolas, Evening
Near Port Saint Nicolas, Evening
20 век
20 век
Рыбная ловля
Рыбная ловля
20 век
20 век
Walking in the Montsouris
Walking in the Montsouris
1909
1909
War or Ride if Discord
War or Ride if Discord
1894
1894
Девушка в розовом
Девушка в розовом
1900 — е
1900 — е
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/75.html
Художник Руссо Анри: биография, фото, произведения :
Анри Руссо — известный французский художник-примитивист, получивший прозвище «Таможенник». Он начал писать картины достаточно поздно — в 42 года, не имея никакого художественного образования. Однако его работы в стиле примитивизма и сюрреализма получили высокую оценку публики и специалистов благодаря оригинальному видению мира и его выражению в живописи.
Биографические данные
Henri Julien Felix Rousseau родился в 1844 г. в Лавале департамента Майенн (Франция), отец его работал в жестяной мастерской. Сведений о его детстве и молодости очень мало.
Учился он плохо, проявляя способности только к музыке и сочинению стихов, выпускные экзамены в школе сдать не смог.
Затем он записался добровольцем во французскую армию, где служил в качестве полкового музыканта-кларнетиста в оркестре пехотной части до 1868 г.
По его рассказам, Руссо бывал в Мексике, однако по данным историков, он всю жизнь прожил во Франции и никогда никуда не выезжал. После выхода в отставку он поступил клерком в судебную контору и в 1869 г. женился по любви на К. Буатар.
Однако их семейная жизнь была не очень счастливой: из рожденных 7 детей выжили только двое, затем старший сын умер в 18 лет. В живых осталась единственная дочь, а жена в 1888-м умерла от чахотки. Второй женой художника в 1899 г.
стала Жозефина Нури.
В 1871 г. он поступил на работу в таможню. Впоследствии именно поэтому ему дали прозвище Таможенник (Le Douanier). Он занимался сбором пошлин с крестьян и выдачей квитанций, проводя рабочее время у городских ворот или в пригородах Парижа на таможенных пунктах.
Уже в зрелые годы он неожиданно для всех занялся созданием живописных полотен. Творческий период в биографии Анри Руссо начался в 1886 г., когда он впервые показал свои работы на «Выставке независимых».
Картины были оценены зрителями, которым понравились оригинальные сюжеты и яркая колористика полотен.
Однако при жизни художник вел нищенское существование, часто писал картины в кредит или просил задаток даже у друзей.
Кроме рисования, Руссо занимался игрой на скрипке и написанием литературных произведений. Из-под его руки выходили мелодраматические романы, наполненные такой же фантазией и наивностью, как и его картины.
Художник умер совершенно нищим в возрасте 66 лет в сентябре 1910-го в Парижской больнице Неккера, куда попал для лечения раны на ноге. В результате занесения инфекции у него развились гангрена и заражение крови. Похоронен был в Париже, через год на его могиле друзья установили барельеф с эпитафией, выполненный скульптором К. Брынкуши, французом румынского происхождения.
В 1947 г. его останки были перевезены на родину в город Лаваль, где удостоились торжественной церемонии. Слава пришла к нему только после смерти.
Оригинальный метод живописи
Постепенно А. Руссо стал совершенствовать свое мастерство и своеобразный художественный метод рисования. Вначале специалисты причислили его картины к направлению примитивизма. Однако после овладения в полной мере техникой написания живописных полотен художника стали оценивать как представителя постимпрессионизма и сюрреализма.
Основные черты его стиля: оригинальная цветовая гамма, изображение реальных и выдуманных растений, отсутствие в композиции перспективы.
Большинство живописных произведений Анри Руссо посвящено теме тропического леса и происшествиям в экзотических джунглях, где он никогда не бывал. Он рисовал только то, что придумывал сам, за что его называли романтичным и странным чудаком.
Многие зрители специально приглашали своих друзей, чтобы повеселиться и посмеяться над буйными красками и примитивными сюжетами картин.
Специалисты назвали его работы новым направлением в искусстве живописи. Его произведения наделены магической силой, которая подчинена фантастическому воображению мастера.
Он смог создать атмосферу таинственности и наполнил свои композиции выдуманными историями, животными и растениями.
Единственным местом, где Руссо мог увидеть природу, был Парижский Ботанический сад, который стал для него источником неуемной фантазии.
Его друзья Ф. Клеман и Ж. Л. Жером были художниками и помогли ему оформить карту копииста. По ней он мог бесплатно входить в залы Лувра, Версаля и Люксембургского дворца, где и познакомился с работами классиков живописи и современных мастеров.
Первые работы
Ранние работы Руссо посвящены видам природы и городским пейзажам. Это «Таможня» (1890), «Пейзаж с водяной мельницей» (Landscape with Watermill, 1879), «Свидание в лесу» (Rendezvous in the Forest, 1886) и «Прогулка в лесу» (1890). В них большую часть пространства занимают деревья или неподвижный и даже зловещий лес.
Впервые А. Руссо выставил свои произведения в 1886 г. в Салоне независимых, который был создан в это же время. Выставка была организована для всех желающих, и каждый художники за небольшой взнос мог в ней участвовать. Салон прославился своими открытиями таких мастеров и представителей постимпрессионизма, как Гоген, Сезанн и Сера.
Одна из первых работ Анри Руссо — «Карнавальный вечер» (Carnival Evening, 1886), на которой изображен зимний лес, окруженный таинственной атмосферой, и пара людей, одетых в костюмы. Фоном служат черные деревья, а на небе висит яркая луна.
Слева стоит маленький домик, из которого выглядывает загадочное лицо. Картина продемонстрировала уникальную хроматическую фантазию художника и мастерство при стилизации и изображении элементов и форм.
Картина сейчас находится в Художественном музее Филадельфии (США).
Анри Руссо «Нападение в джунглях»
Самой первой картиной, изображавшей тропический лес, стала работа Tiger in a Tropical Storm. Она была выставлена в 1891 г. в Салоне независимых, где автор дал ей первоначальное название «Сюрприз».
На ней изображен нападающий тигр во время бушующего ливня и урагана (тропического шторма). Все происходит при яркой вспышке молнии, когда животное приготовилось к прыжку, чтобы напасть на свою добычу.
Картина Анри Руссо «Нападение» кажется простой по сюжету, однако стиль художника позволяет изобразить буйную растительность джунглей, используя послойное заполнение всего пространства.
На холсте изображено множество фантастических растений различных оттенков зеленого цвета. Чтобы нарисовать проливной дождь, А.
Руссо придумал собственный метод, который состоит в расположении серебристых потоков воды в диагональном направлении сквозь всю композицию.
Картина, висящая сейчас в Лондонской национальной галерее, помогла получить Руссо первое признание. И, вдохновившись им, художник впоследствии ежегодно представлял свои работы для публики именно в Салоне независимых.
К теме изображения джунглей Анри Руссо вернулся только в 1898 г., спустя 7 лет после первой работы. Это были картины «Обезьяны в джунглях», «Атака тигра» (1904), «Голодный лев» (1905), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Джунгли на экваторе» (1909), «Тропический лес с обезьянами» (1910).
Городские сценки
Много работ Анри Руссо было посвящено теме городских пейзажей. Из-за своей профессии он часто посещал различные районы и предместья Парижа, которые постепенно стал переносить на полотна. Одним из первых произведений стал «Пейзаж с водяной мельницей» (1879, находится в Музее искусств Гетеборга), позже появились другие работы:
- «Мебельная фабрика в Альфортвиле» (1897) – одна из самых известных картин, где художник применил правильную перспективу, хотя все дома и объекты выглядят условно и неестественно, на берегу реки стоит небольшая фигурка рыбака, которая (по мнению Руссо) позволила ему воплотить идею вечности;
- «Вид с моста в Севре» (1908) – представляет мост между берегами Сены, покрытыми густым лесом; по реке плывет пароход, а над ним летают современные летательные аппараты (самолет, дирижабль, воздушный шар), которые принадлежат надвигающемуся на природу техническому прогрессу.
Анри Руссо «Спящая цыганка»
Эта картина, на которой художник отступил от тематики тропиков, одно время считалась поддельной и ее авторство приписывали другому мастеру (А. Дерену).
Фоном ее является бесплодная пустыня, в центре лежит спящая цыганка, держа в руке мандолину и кувшин. Рядом с ней стоит лев и с любопытством ее обнюхивает.
Композиция работы немного странная из-за изображения наклонной плоскости и местоположения действующих лиц (ниже линии горизонта).
Женщина одета в восточный наряд, а окружающие детали пейзажа наделены необычными цветами, что и создает иллюзию сновидения.
Вверху висит голубая луна, свет от которой дает ощущение гармонии, существующей между человеком, животным и природой.
В изображении использованы различные геометрические фигуры: округлая мандолина, прямой львиный хвост и палка в руке цыганки, волнообразные женские волосы и грива зверя.
За свою нереальную и немного жуткую красоту картина Анри Руссо «Спящая цыганка» (La Bohémienne endormie, 1897) стала культовой в творчестве художника и приобрела статус первой среди сюрреалистических работ. Полотно было выставлено и Руссо хотел продать его мэру г. Лаваля, однако критики и публика не смогли понять и оценить ее при жизни мастера.
Жанровые работы
Кроме «Цыганки» Анри Руссо написал много других работ, где изображены жанровые сцены, зарисовки или значимые события, например:
- «Столетие независимости» (Le Centenaire de l'indépendance, 1892) – создана к юбилею 1-й Французской республики, на ней изображены крестьяне, танцующие фарандолу (народный танец Прованса) вокруг Дерева свободы, символа революции; сюда же добавлены знамена, вагончик с музыкантами в костюмах и др., внизу справа – 4 лидера Республики. Вся работа заполнена движением и демонстрирует веселье и счастье от происходящих событий.
- «Война» (La Guerre, 1894) – посвящена событиям франко-прусского конфликта, центром картины является женщина с факелом и мечом в руке, изображает римскую богиню войны Беллону, сидящую на коне (напоминающем у Руссо монстра), внизу лежат грудой тела погибших, между которыми ходят черные вороны-падальщики. После демонстрации картина вызвала много нареканий за жестокость, а также восхищений независимым стилем художника.
Автопортреты
Картина «Портрет-пейзаж» (1890) была выставлена в марте в Париже и вызвала много насмешек критиков и эмоций у публики. По мнению Руссо сочетание черного и белого цветов было каноном для живописи, поэтому все его герои на портретах были одеты в черные одежды.
Художник несколько лет подряд дописывал детали, меняя свою внешность (добавлял седину), имя жены на палитре и т. д. Работа выставлена в Национальной галерее Праги (Чехия).
Портретные работы
Анри Руссо писал также портреты своих друзей и других людей, часто на заказ. Себя он считал создателем жанра ландшафтного портрета, хотя такой стиль на самом деле существовал и у старых мастеров.
Два женских портрета, похожие по композиции, были написаны им с интервалом в 2 года. Это «Портрет госпожи М.» (1896) и «Портрет женщины» (1891). Персонажи и их расположение на полотне очень похожи, однако сведений о том, кто позировал, нет. По неподтвержденным сведениям на ней изображена полька Ядвига, к которой художник воспылал страстными чувствами, считая ее олицетворением женственности.
Госпожа М. — элегантная женщина среднего класса, одетая в черное платье с пышными рукавами, на руках — браслеты, на шее — тонкий шарф, в руке держит зонт. У ее ног расположилась кошка, играющая с клубком, фоном служат стилизованные кусты и цветы.
В другом портрете женщина в черном драматическом платье держит в руке ветвь, символизирующую смерть. Это подтверждает легенду, ведь модель уже умерла к тому времени. В 1908 г. картину купил П. Пикассо, выразив свое восхищение и устроив в честь покупки торжественный прием в собственной мастерской.
Картина «Портрет Пьера Лоти» (Portrait de Pierre Loti, 1906) оказывает на зрителя завораживающее действие, ведь на ней высказаны все мечты и желания художника. Моделью был писатель и морской офицер П.
Лоти, который часто путешествовал в дальние страны, описывая их затем в своих книгах.
На заднем плане портрета представлены приметы эпохи: дымящиеся трубы заводов, дома, а полосатый кот символизирует спутника человека и сильно похож на тигра из джунглей.
Работа «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) относится к известным полотнам Руссо, написанным в период его творческого вдохновения. На ней изображен его друг Гийом Аполлингер, поэт-символист, стоящий со своей подругой-музой, художницей М. Лорансен. Она была куплена коммерсантом А. Волларом, который часто приобретал работы Руссо, за 300 франков.
Завещание художника
Считается, что для полотна «Сон» (The Dream, 1910), которая сейчас находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), моделью была также Ядвига.
Эта картина стала одной из последних работ Анри Руссо (фото в мастерской сделано в 1910 г.), и была с восторгом принята друзьями и коллегами.
После ее демонстрации они заговорили о создании ориентира для последующих поколений в искусстве сюрреализма.
На полотне изображен фантастический мир тропиков, традиционный для Руссо и совсем не похожий на реальные джунгли. Многие зрители посчитали, что картина показывает загадочную часть Рая. В центре композиции лежит Ева, пребывая в неге и истоме и видя волшебный сон.
Картину «Сон» некоторые называют завещанием художника, т. к. она была написана за несколько месяцев до его смерти. Картина была выставлена на 26-м аукционе Салона независимых.
Заключение
Творчество Анри Руссо (1844-1910) стало примером для многих художников, послужило образцом стиля примитивизма и его эстетической ценности для изобразительного искусства. Кропотливая работа мастера и уникальное фантастическое видение природы и взаимоотношений ее с человеком привели в восхищение многих его поклонников, среди которых был Пабло Пикассо и другие знаменитости.
Современные поэты выразили свое восхищение художником, сочинив стихи с рифмой Пикассо-Руссо следующего содержания: «Подари мне, Анри Руссо, детское колесо! Подари, молодой Пикассо, треугольное колесо…».
Источник: https://www.syl.ru/article/420955/hudojnik-russo-anri-biografiya-foto-proizvedeniya
Живопись Анри Руссо
Cон (1910)
Первым заявил о своих рисунках как о живописи и был принят всерьез французский «таможенник-пенсионер» Анри Руссо (1844—1910 гг.). В отличие от своих последователей художник действительно верил в то, что он занимается не чем иным, как изобразительным искусством.
На рисунках Руссо можно увидеть сцены из повседневной жизни, в которых он, как мог, выражал свои чувства и впечатления. На других картинах изображены дальние страны, полные вымысла ландшафты тропиков и пустынь.
Несмотря на свою безграмотность в области изобразительного искусства, Руссо Довольно гармонично сочетал цветовую палитру и так просто и непосредственно изображал своих персонажей, что они вызывают исключительно положительные эмоции.
Первыми поддержали Анри Руссо кубисты, которым пришлись по вкусу незамысловатые картины художника.
Картины Анри Руссо
Эйфелева башня (1898)
Автопортрет (1900)
Анри Руссо, как дирижер оркестра
Букет цветов (1909)
Война (1893)
Ева (1906 — 1907)
Карнавальный вечер (1885 — 1886)
Люксембургский сад памятник Шопену (1909)
Мальчик на скалах (1895)
Муза вдохновляющая поэта (1909)
Нападение ягуара на лошадь (1910)
Нападение ягуара на негра в джунглях (1910)
Натюрморт с чайником и фруктами (1910)
Обезьяны в джунглях (1909)
Обнаженная с медведем (1901)
Охота на тигра (1895 — 1896)
Севрский мост (1895)
Спящая цыганка (1897, Нью-Йоркский музей современного искусства)
Футболисты (1908)
Источник: https://evivid.ru/zhivopis-anri-russo.html
Фантастические джунгли таможенника Руссо
Художник Анри Руссо (1844 – 1910) по прозвищу Таможенник является первым примитивистом в истории европейской живописи, а самые известные работы художника – картины, изображающие экзотическую природу джунглей.
Впрочем, многие художники XIX века в поисках сюжетов для картин оправлялись в дальние страны. Почему же картины Руссо такие необычные и даже неправдоподобные?
Так вот, Таможенник никогда не видел настоящие джунгли, а все его путешествия заканчивались в парижском зоопарке и ботаническом саду. Но он был большим фантазером, причем не только в живописи.
Известно, что художник мистифицировал свою биографию, и в несчетных фантастических байках выступал настоящим авантюристом.
Одна из таких историй повествует о невероятных приключениях Руссо в мексиканских джунглях…
Анри Руссо. Заклинательница змей. 1907 год.Известно, что Руссо написал ее под впечатлением от рассказа матери художника Роберта Делоне о путешествии в Индию.
Получается, джунгли на картинах художника тоже своеобразная мистификация: экзотическая флора в большинстве случаев имеет европейское происхождение, а животные скопированы с фотографий настоящих путешественников и даже с иллюстраций детских книжек.
Поскольку Руссо не получил художественного образования, перспектива и люди давались ему нелегко. Эти и прочие трудности заставили художника придумать собственные законы и приемы письма. Так самоучка превратился в новатора и предвосхитил своим творчеством кубизм, абстракционизм и сюрреализм.
Анри Руссо. Тропическая буря. 1891.
Анри Руссо. Джунгли со львом. 1904.
Анри Руссо. Ева и змей. 1905.
Анри Руссо. Проголодавшийся лев. 1905 год.Картина была выставлена на Осеннем салоне в Париже и сопровождалась таким пояснением: «Проголодавшийся лев набрасывается на антилопу и пожирает ее; пантера с нетерпением ждет, когда и ей перепадет лакомый кусочек. Стервятники вырвали кусок плоти из несчастного животного, проливающего слезы! Солнце заходит».
Анри Руссо. Веселые шутники. 1906.
Анри Руссо. Фламинго. 1907.
Анри Руссо. Трапеза льва. 1907.
Анри Руссо. Экзотический пейзаж. 1908.
Анри Руссо. Битва между тигром и быком. 1908.Анри Руссо. Схватка тигра с быком. 1908 – 1909.Анри Руссо. Джунгли. 1909.Анри Руссо. Тропический пейзаж. Американский индеец сражается с гориллой. 1910.Анри Руссо. Нападение ягуара на лошадь. 1910.Анри Руссо. Нападение ягуара. 1910.Анри Руссо. Водопад. 1910.
Источник: https://volynska.livejournal.com/34435.html
Анри Руссо. Архаический авангардизм
Вот об этой:
Сон
Ну, чтобы окончательно добить тему примитива в авангардизме, я решил написать об Анри Руссо. О нашем примитиве – о Пиросмани – я уже написал, напишу теперь о ненашем. Вам же интересно, как с этим делом обстоит у них? Ну вот, иду навстречу вашим почему-то невысказанным запросам.
Хорошая, кстати, мысль – вы можете писать в комментах свои пожелания, а я — если, конечно, еще захочу – оформлю их в виде бодрого и познавательного текста с картинками. Пишите что-нибудь оригинальное, типа: «Ув.
Андруша! Во первых строках сообщаем, что мы любим всей семьей читать то, что вы понаписали, а потом до посинения спорить, правильно ли мы поняли все использованные вами буквы, слова и выражения.
Очень просим вас написать про художника/направление/стратегию/… Мы это очень любим, хотя родственники и обижаются. С наилучшими пожеланиями и здоровья детям, чтоб они так же жили, как мы». Адрес вы знаете.
Однако – Анри Руссо (1844—1910). В отличие от нашего человека в Тбилиси — Пиросмани, который хоть чуть-чуть поучился у передвижных народных творцов вывесок/рекламы, Руссо не учился ни у кого. Правда, у него была другая пруха – Лувр под боком. В Тифлисе при жизни Пиросмани музеев не было.
В Париже с этим было чуть лучше, и Руссо ходил туда по собственной инициативе делать копии с шедевров. Вот ведь – Европа, блин, там любой сын жестянщика (жестянщик – это папа Руссо) знает, что настоящие художники копируют в Лувре.
И что, если ты тоже хочешь стать таким художником, надо там копировать.
Опять же, в отличие от Пиросмани, Руссо имел постоянное место работы – парижскую таможню, а искусству посвящал вечера и выходные. Т.е. в чистом виде оправдывал термин «художник выходного дня», коим в Европе стали обозначать таких самодеятельных творцов, количество которых к концу XIX века все увеличивалось.
Пиросмани, как вы помните, сделал искусство профессией и жил за счет него. Я постоянно буду сравнивать этих двух художников – во-первых, на мой взгляд, это два самых могучих примитива, а во-вторых, несмотря на расположение на одной историко-культурной полке, у них полно существенных различий.
Например, вот то, что они воспроизводили в своей практике два совершенно разных способа профессионального существования.
Пиросмани – средневековую по сути модель жизни бродячего живописца, работающего исключительно на заказ и в широком диапазоне от вывески до фрески; Руссо – современную ему европейскую модель, когда художник пишет что хочет, а пиарится и реализуется через выставки и сопутствующую профессии прессу.
За кисти Руссо взялся поздно, ему было тогда уже около 40 лет. А впервые выставился в Салоне Независимых в 1886 году.
В этом Салоне выставлялись все, кто хочет, или кого не взяли на официозные Парижские салоны. Выставлялись там, помимо прочих, и люди совсем не слабые.
В том же 1886 месте с Руссо, например, там висели Одилон Редон, Жорж Сёра и Поль Синьяк – народ все из самых крутых тогдашних новаторов.
Карнавальный вечер
Руссо выставил вот эту картинку. Тут уже видны характерные черты его стиля – глубокое пространство, размеренное чередование планов – уроки Лувра сказались — обилие тщательно проработанных деталей и полное отсутствие световоздушной перспективы – это, вообще, характерные качества работ наивных художников.
Ну, световоздушная перспектива – вещь тонкая, рождающаяся из наблюдения, а наивные художники, как и дети, пишут то, что знают, а не то, что видят. Это такой достаточно архаический взгляд на мир.
Любовь же к деталям – это, во-первых, следствие почти детского восторга перед миром и радость от возможности его изобразить при полной неспособности отделить главное от второстепенного.
Во-вторых, это способ убедить себя и зрителя в полной достоверности изображенного – в мире же много есть всякого, вот, глядите, все это я подробнейшим образом запротоколировал. И именно эти качества во многом и создают очарование наивного искусства.
Вот, кстати, у Пиросмани деталей мало – он предельно лаконичен и монументален. Еще Руссо, в отличие, опять же, от Пиросмани, очень любит четкий силуэт – это тоже характерная черта наивного искусства. Поэтому облака, например, у него получаются очень весомыми и нипочем не хотят двигаться. Да и не надо – они есть, и этого достаточно. Понятно же, что это облака.
Работа Руссо вызывала у публики, в основном, одну реакцию – хохот, что уже тогда косвенно свидетельствовало в пользу работы, а не публики. Лет за пятнадцать до того она точно так же ржала перед работами импрессионистов. А вот Камиллю Писсарро, одному из этих осмеянных импрессионистов, кстати, картинка Руссо понравилась. Он нашел в ней отменную точность валеров и тональное богатство.
В общем, после этого Руссо стал известен в профессиональных кругах как несколько странный персонаж, которого трудно классифицировать.
Маргинал, аутсайдер, новатор, традиционалист – кто он? Все его дружеские связи находились в стане революционеров, в конце жизни он активно контачил уже с фовистами и кубистами, при этом всю жизнь он завидовал академикам вроде Кабанеля, Бугро, Жерома, с которыми воевали еще импрессионисты, а сам себя позиционировал как реалиста и новатора.
«Я все более совершенствовался в оригинальном жанре и имел достаточно сил, чтобы стать одним из лучших художников-реалистов», — писал он в своей автобиографии. Реализм, в его понимании, выглядел так – когда он писал эту работу,
Муза, вдохновляющая поэта. Портрет Гийома Аполлинера и Мари Лорансен
он тщательнейшим образом измерял портняжным метром фигуры Аполлинера и Лорансен. Ну, что ж, реально вышло. Правда, по всем воспоминаниям, Мари Лорансен тогда была очень худая.
Но, возможно, по представлениям Руссо, худая Лорансен на роль музы не годилась – несерьезно как-то, невесомо и неубедительно. Из этой его записи можно еще узнать и том, как он себя оценивал. Оценивал нехило. Руссо, вообще, был странный человек, такой чудак, по-настоящему наивный художник.
Он, например, мог спросить знаменитого Дега, выставляется ли тот, и где выставляется.
А на известном банкете в честь коронования Руссо как короля художников, устроенном Пикассо в своей мастерской в Бато-Лавуар, он, Руссо, сказал Пикассо, уже написавшему «Авиньонских девиц», между прочим: «Мы с вами — два самых великих художника эпохи. Только я работаю в самом современном стиле, а вы – в египетском (т.е. архаическом – В.К.)».
Этот банкет-коронация был, понятное дело, мистификацией. Руссо было тогда уже хорошо за 60, его же друзьям, среди которых были Пикассо, Аполлинер, Брак, Дерен, Вламинк, Сандрар, Жарри и много еще кого из тех, о ком сейчас можно прочесть даже в Википедии, им было по 20-30 с небольшим.
Руссо мало и своеобразно понимал смысл их искусства, но поддерживал сам факт новаторства, был странен, старомоден, наивен, его суждения отличались той или иной степенью чудаковатости и убежденности. Такие персонажи на самом деле – не редкость в молодежных компаниях.
Еще он был беден – работу в таможне он уже оставил, зарабатывал нечастыми продажами своих работ и уроками живописи и игры на скрипке. Относились к нему очень хорошо, хотя и с некоторой снисходительностью, что, в общем, нормально — мир-то принадлежал не Руссо, а им, юным, злым, голодным и жутко талантливым.
В общем, эта молодая банда решила слегка разыграть Руссо. Они ему сообщили, что художники Франции признали в нем своего короля, устроили великолепную массовую пьянку, одели на Руссо корону со свечами – воск капал ему на лысину, но он терпел ради такого случая – и сказали, что сейчас приедет министр, награждать.
Руссо любил знаки внимания – он, например, очень гордился почетным дипломом, которым его наградила Литературная и Музыкальная академия Франции за сочиненный им вальс. Не знаю, понял ли Руссо, что это – розыгрыш, но банкет ему понравился.
Эти же наивность и доверчивость рождали у Руссо бесстрашие и уверенность в своих силах. Профессиональный художник несколько раз подумает, прежде чем взяться за что-нибудь, чего он еще не делал. Наивный же художник, как дите малое, смело и энергично берется за все. Руссо, скажем, отметился в совершенно разных жанрах. Кроме уже показанного портрета, это натюрморт:
Цветы в вазе
- Пейзаж:
Люксембургский сад. Памятник Шопену
- Жанровая картина:
Футбол
- Морской пейзаж:
Корабль, попавший в шторм
- Мифологический жанр:
Ева
- И даже многофигурная аллегория:
Война
- Но больше всего Руссо прославился своими экзотическими и фантастическими картинами:
Ягуар, напавший на лошадь
- Голодный лев бросается на антилопу
За пределы Европы Руссо не выезжал никогда, хотя любил рассказывать, как во время службы в армии его послали в Мексику. Некоторые – верили.
На самом же деле все его познания в области животного и растительного мира жарких стран происходили из посещений Ботанического сада и рассматривания журнальных картинок.
Оно, может, и к лучшему – фантастичность его представлений об обстоятельствах тамошней жизни породили совершенно странные, завораживающие работы. В некоторые из них даже присутствует какая-то малопонятная мистика. Впрочем, не знаю, бывает ли мистика понятной.
Спящая цыганка
Заклинательница змей
Когда в авангардизме к власти пришли сюрреалисты, они заново открыли Руссо. К тому времени он уже лет десять как умер, и его слегка подзабыли. Сюрреалисты же объявили его своим предтечей, мастером грез и снов. Так что фраза, в которой Руссо называет себя самым современным художником, перестала звучать дико.
Умер же Руссо от гангрены – поранил ногу. Барельеф на его могиле сделан знаменитым Константином Бранкузи, стихи написаны знаменитым Аполлинером.
Могила Анри Руссо
Этот текст я начал со стихов, логично ими и закончить. Вот они:
Милый Руссо, ты нас слышишь? Мы приветствуем тебя, Делоне, его жена, Господин Кеваль и я. Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам. Мы доставим тебе кисти, краски, холсты, Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины, Ты посвятил живописи,
- И чтобы, как когда‑то меня, ты написал звездный лик.
- Вадим Кругликов
Источник: https://adindex.ru/publication/gallery/2011/11/28/82840.phtml
Руссо АнриКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Руссо Анри Жюльен Феликс (Rousseau Henri) (5 декабря 1844, Лаваль, Майен – 04 сентября 1910), французский живописец, представитель примитивистского модерна. Руссо был художником-дилетантом. Он привлек к себе внимание парижского авангарда, когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году. Творчество французского живописца Анри Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира художником-самоучкой, абсолютно свободное от догм академического общения.
Заклинательница змей, 1907, Музей Орсэ, Париж
Сновидение, 1910 год, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Мост в Севре, 1908, ГМИИ, Москва
Памятник Шопену, 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Обезьяны, 1908 год, Национальная галерея, Вашингтон
Война, 1894, Музей Орсэ, Париж
Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо.
Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (“Прогулка в лесу”, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (“Автопортрет с палитрой”, 1889-1890, Национальная галерея, Прага; “Артиллеристы”, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом.
Макалоф, 1908, Национальная галерея, Прага
Столетие свободы, 1892, Музей Поля Гетти
Свадебная вечеринка, 1908, Музей де л'Оранжери
Спящая цыганка, 1897, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Тигр и буйвол, 1908-1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Двуколка отца Жюне, 1908, Музей де л'Оранжери
Создавая воображаемые джунгли, художник черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже. Прозвище Руссо – Таможенник – обязано своим происхождением его основной профессии. Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.
Футболисты, 1908, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Прогулка на лесной опушке, 1886, Кунстхаус, Цюрих
Джунгли на экваторе, 1909, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Источник: http://smallbay.ru/rousseau.html
Анри Руссо (1844 — 1910)
05.10.2008
Публикации
Анри Руссо, художнику-самоучке, суждено было сыграть в истории искусства особую роль. Его творчество вызвало интерес профессионалов, благодаря чему был открыт целый пласт в художественной культуре, всегда существовавший, но ранее не привлекавший к себе внимания — так называемое наивное искусство, или искусство примитивов.
Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа, из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Он начал рисовать и писать красками, по-видимому, около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком.
Малообразованный, не знакомый ни с изобразительной грамотой, ни с историей искусства, он, наверное, навсегда бы остался в неизвестности, если бы не созданное в 1884 году Общество независимых художников, которое отказалось от жюри и открыло двери своих выставок для всех желающих.
Над картинами Руссо, представшими в Салонах независимых, потешались, хохотали до упаду, дивясь самонадеянности простака, решившего состязаться с хорошо обученными профессионалами.
Я. Портрет-пейзаж. 1890
Сам Руссо как будто не замечал в своей живописи отклонений от академической нормы. Он преклонялся перед Бугро и Жеромом, тогдашними кумирами официальных Салонов, и, искренне полагая, что продолжает эту традицию, называл себя «национальным достоянием Франции». Он оказался прав, хотя история предписала ему иную и, пожалуй, более существенную роль, нежели ту, на которую он претендовал.
Заклинательница змей. 1907
К тому времени в европейском искусстве проявилась тенденция примитивизма — ориентации на народное творчество, на канонические формы первобытных цивилизаций.
Люди из литературно-артистической среды подшучивали над простодушием «Таможенника», разыгрывали фарсы его официального признания, но в их насмешках проступал и неподдельный интерес к свободному от школьных предписаний самоучке, решившемуся начать с нуля, с чистой доски.
Живопись Руссо и в самом деле достойна самого пристального внимания. Она отличается необычной для «примитивов» энергетикой формы, ее волевой, уверенной организацией.
По-видимому, художников авангарда пленяли и непреднамеренные смысловые сдвиги, расхождения видимого и подразумеваемого.
Ведь, стараясь воспроизвести жанры и формы академического искусства, Руссо невольно создавал пародии на них.
Муза, вдохновляющая поэта (Портрет поэта Гийома Аполлинера и художницы Мари Лорансен). 1909
Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен.
Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки.
В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Позы этих коренастых фигур неустойчивы, а жесты неуверенны, как будто им навязали не свойственные им роли.
Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья, и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра.
Люксембургский сад. Памятник Шопену. 1909
Репертуар Руссо был весьма разнообразен. Он писал портреты, семейные празднества и официальные церемонии, виды Парижа и его окрестностей, натюрморты, пейзажи с фигурами, военные парады и баталии.
Но любимейшей его темой стали экзотические пейзажи — густые тропические леса с гуляющими по ним хищниками и аборигенами. В связи с этим родились слухи, будто в молодости Руссо участвовал в мексиканской экспедиции французской армии.
Но, по-видимому, он никогда не покидал пределов Франции и в своих картинах передавал лишь всем знакомые детские мечты о заморских странах.
Поразительно умение Руссо заполнить пространство растительными переплетениями, оставив где-то в глубине некие полости, убежища для затаившихся зверей.
Его тигры и ягуары с горящими глазами, сказочные птахи, хитрые обезьяны, изворотливые рептилии, темнокожие заклинатели змей различаются не сразу, а иногда едва заметны за густыми завесами огромных листьев и стеблей.
Как будто художник обучался у дикой природы, наблюдая ее уловки — прятаться в укрытиях, таиться в темноте, исподтишка выглядывать, пугать внезапным появлением.
Сон. 1910
По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей? Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов.
На самом деле мы видим нечто другое — женщина будто только что очнулась и, приподнявшись, с изумлением вглядывается в фантастические заросли. Тигры, потрясенные ее внезапным появлением, таращатся круглыми глазами, испуганно припав на задние лапы, а диковинная жар-птица встрепенулась, забив пестрыми крыльями.
Скрывающийся в тени темнокожий обитатель тропиков играет на дудочке, то ли заклиная уползающую змею, то ли исполняя серенаду вдруг очутившейся здесь красавице.
В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе, и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу.
«Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти.
Ведь в то время на такое совмещение несовместимых художественных программ мог отважиться только наивный самоучка.
Мастера авангарда, забавляясь над «Таможенником», удивлялись его необычным ходам и неосознанно учились, получая уроки незашоренного и потому способного на подлинные открытия восприятия. Пример Руссо стимулировал интерес к стихии любительского творчества, которое отныне стало подпитывать течение примитивизма в профессиональном искусстве.
Валентина Крючкова
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=652