Венера, завязывающая глаза амуру, тициан вечеллио

Известно ли вам, дорогие друзья сайта «Художники, выставки, картины», что в сентябре 2013 года начинается Год туризма «Италия-Россия»? Он будет посвящен достопримечательностям городов Италии, малоизвестным российским туристам.

Наша дружба с этой солнечной страной сейчас начинается с выставки картин великого итальянского мастера Тициана Вечеллио да Кадоре. Экспозицию представляет Государственный Музей изобразительного искусства им. А.С.

Пушкина на Волхонке, и называется она «Тициан. Из музеев Италии».

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

Мадонна с младенцем (1507) из собрания Академии Каррары в Бергамо

Тициан является одним из четырех титанов итальянского Возрождения, наряду с Рафаэлем, Микеланджело и Леонардо да Винчи.  На выставке представлены 11 шедевров гениального живописца, которые привезены из 8 итальянских городов. Работы, представленные в музее, охватывают весь творческий путь Тициана.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

Крещение Христа (1512). Из пинакотеки Капитолина

Вот работы молодого художника – это «Мадонна с младенцем» (1507) из Академии Каррары в Бергамо,  «Крещение Христа» (1511-1513) из Пинакотеки Капитолина в Риме и наполненная чувственной красотой «Флора» из Галереи Уффици во Флоренции.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

Флора 1515. Флоренция Галерея Уффици

Тициан — мужские портреты

Необыкновенно выразительны мужские портреты.

«Портрет Томмазо или Винченцо Мости» ( 1520-1526) до сих пор остается загадкой – кто изображен на портрете Томмазо Мости или его брат Винчеццо, ведь Томмазо был духовным лицом, а на картине мы видим мужчину в светской одежде. Но надпись на обороте гласит, что это портрет Томмазо. Произведение хранится в собрании Галереи Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

Портрет Томмазо или Винченцо Мости (1520-1526)

Джулио Романо был учеником Рафаэля. На портрете он изображен как архитектор, держащий в руках план церкви. «Портрет Джулио Романо» (1536) привезен на выставку из Палаццо де Те в Мантуе.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

Джулио Романо (1536). Палаццо де Те в Мантуе

Специалисты говорят, что  «Портрет графа Антонио Порчиа» (1535 – 1540) — одно из лучших произведений зрелого периода живописца. Картина хранилась у потомков графа, а в 1891 году была ими подарена Пинакотеке Брера.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

Портрет Антонио Порчиа (1535-1540). Пинакотека Брера

Величественный алтарный образ «Распятие» впервые покинул границы Италии, чтобы участвовать в представленной нам экспозиции. Тициан создал его для церкви Сан-Доменико в Анконе в 1558 году. Слева в глубокой скорби Дева Мария, справа стоит Святой Иоанн, пораженный случившимся, у подножия креста Святой Доминик.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

Распятие (1558). Сан Доменико Маджоре в Анконе

«Благовещение» также впервые вывезли за пределы Италии. Этот огромный алтарный образ (410х240см) закончен Тицианом для капеллы Святого Августина венецианской церкви Сан Сальвадор в 1564 году. Обе работы относятся к «позднему Тициану», когда художник старался передавать человеческие страдания с помощью цвета. Для этого он иногда наносил краску не кистью, а пальцем.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

Благовещенье (1459-1564). Церковь Сан-Сальвадор, Венеция

Необыкновенной красоты девушку вы увидите на картине «Красавица (La Bella)». Портрет незнакомки в богатом одеянии из синего бархата происходит из урбинского собрания. Вместе с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере в 1631 году он поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи. Сейчас портрет прибыл к нам из Галереи Палатино Палаццо Питти во Флоренции.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

Красавица (La Bella), 1535. Флоренция, Галерея Палатина, Палаццо Питти

Тициан — мифологические сюжеты

Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. Даная была  дочерью Акрисия, царя Аргосского, и Евридики. Акрисий заключил Данаю в подземный дом, так как ему предсказали, что он будет убит сыном своей дочери. Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя.

После этого Даная родила сына Персея. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Тициан написал целую серию работ на эту тему. Первая версия, привезенная к нам из Национального музея Каподимонте в Неаполе, была закончена Тицианом в 1546 году. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

Даная (1545–1546). Неаполь, Национальный музей Каподимонте

«Венера, завязывающая глаза Амуру» принадлежит кисти позднего  Тициана. Царственные фигуры Венеры и нимф завораживают зрителей. Венера завязывает глаза одному из Амуров, а нимфы приготовили ему лук и стрелы. Сейчас картина принадлежит Галерее Боргезе в Риме.

Венера, завязывающая глаза Амуру (1565). Из Галереи Боргезе

Тициан умер в Венеции в 1576 году во время эпидемии чумы. На его могиле высечены слова:

Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов

Гениальные творения Тициана передают нам дух того времени. От картин исходит великая мощь и необыкновенная харизма. Я очень благодарна устроителям выставки, так как я заново открыла для себя великого живописца.

Выставка открыта в Государственном Музее изобразительных искусств до 29 сентября 2013 года.

Для того чтобы посетить выставку, мне пришлось отстоять очередь. Но она была намного меньше многокилометровой очереди в находящийся рядом Храм Христа Спасителя, где выставлен для поклонения Крест Андрея Первозванного. Огромное количество верующих хотели прикоснуться к христианской святыне, привезенной из Греции.

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/titsian-iz-muzeev-italii

Тициан Вечеллио, мастер Возрождения

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

Флора. 1517 г. Флоренция. Галерея Уффици

О приключениях эфира и о том, как приятно восхищаться мастерством и находить в нем странности, также о том, что жить нужно долго

27 января 2014 Людмила Бредихина

В прошлом году в Москву привозили одиннадцать полотен Тициана из итальянских музеев, и это незабываемое событие для фанатов живописи Возрождения.

Быть фанатом живописи приятно. До сих пор вспоминаю, как из глубин Тверской области на единственном поезде с номером 666 выбиралась на выставку «Париж-Москва».

До этого поезда — ночью пешком четыре километра лесом, а? Но ведь это был русский авангард и это был 1981 год. А до Тициана было каких-то полчаса на метро, часок-другой в очереди и воспоминаний на всю оставшуюся жизнь.

«Информационный повод» давно позади, зато теперь каждая репродукция Тициана как любовная записка!

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио Венера, завязывающая глаза Амуру. 1559-1561 гг. Рим. Галерея Боргезе

В Пушкинском есть, конечно, свой Тициан, даже два, но оба проблемные. «Мадонна с младенцем в нише» — возможно, все-таки копия с Джорджоне или подражание Беллини. Между прочим, реставрировал ее Павел Корин. «Портрет кардинала Антониотто Паллавичини», в Москве прописанный с 1928 года, Тициану приписан только в 2002-м.

Между прочим, Александр Бенуа считал его «хорошим подражанием Тициану». Потом картина приписывалась (как говорят, без веских оснований) Себастьяно дель Пьомбо. Теперь вот справедливость восторжествовала – вроде все-таки Тициан.

 Наш настоящий Тициан в Эрмитаже! Причем питерская коллекция уходит корнями в известную коллекцию Барбариго, то есть в дом самого Тициана. Со старыми полотнами чего только ни бывало. В 1779 году мы (в смысле русский царь) купили «Портрет мальчика с няней» Тициана из английской коллекции Уолпола.

Позже портрет сменил название на «Сын Тициана с няней», а еще позже сменил и автора. Теперь это Пьетро Марискальски из Фельтре.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио Спящая Венера. 1510. Дрезден. Галерея старых мастеров.

В каталоге к выставке Тициана в Пушкинском увидела я его «Спящую Венеру» из Дрездена и стала искать десять различий со спящей же Венерой Джорджоне – есть у меня каталог Дрезденской галереи времен реституции, 1956 года. Там каждая картина на отдельном листе, в основном это чб, и все уложено в пуленепробиваемую коробку.

 Думала, как с «Дианой и Каллисто» или с «Положением Христа во гроб» — существует множество версий. Или множество копий. «Молодую женщину с веером» Рубенса от «Портрета девушки с веером» Тициана можно различить только если рядом поставить. Не говоря уж о многочисленных копиях «Флоры»…

В итоге не нашла я ни одного различия – та же самая спящая Венера.

Читаю А.Чегодаева в каталоге: «Это сокровище поступило в Дрезденскую галерею еще в XVII веке, но, по иронии судьбы, двести лет картина пребывала в запаснике, определенная каким-то невеждой тех лет как «плохая копия с Тициана». Только в середине XIX века были распознаны подлинное авторство и истинная ценность этой картины. Произошло ее второе рождение для истории искусства».

Думаете речь о Тициане? Еще нет. Автором картины здесь признан «таинственный художник, умерший в тридцатидвухлетнем возрасте, о жизни которого до сих пор почти ничего неизвестно». Джорджоне. Наконец третье рождение для истории признало участие обоих мастеров – Тициан закончил полотно после смерти друга и учителя. Сейчас бы написали «Тициан, при участии Джорджоне». Или наоборот.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио Диана и Актеон. 1556–1559 гг. Лондонская национальная Галерея

Меня насмешила история с тициановской «Дианой и Актеоном». Актеон в целомудренном охотничьем костюмчике стоит перед множеством обнаженных женщин. И Диана там, естественно.

Так эту картину, как слишком откровенную, в 16 веке при дамах не показывали, закрывали пологом.

Запретную наготу, которую незаконно подсмотрел в свое время Актеон и за что сильно поплатился, теперь демонстрировали мужчинам и только мужчинам. Гримасы патриархата, сказали бы сейчас.

Еще мне нравится история о том, как в Германии (видимо, в 1548 году) великий мастер однажды уронил кисть, а портретируемый им Карл V быстро поднял ее и сказал: «Услужить Тициану почётно и императору». Напоминает историю, как Жуковский смял черновой листочек и бросил под стол, а юный Пушкин быстро достал и сказал: «Что Жуковскому не нужно, нам пригодится».

Но я-то хотела поговорить о выставке в Пушкинском.

Разрыв в полвека между ранней «Мадонной с младенцем» (1510) Тициана и его поздним «Благовещением»(1565) дает возможность представить долгий путь художника. Сюда б еще триллер «Наказание Марсия» (1576), чтоб острей почувствовать диапазон… Марсия не было. Впрочем, любые картины, даже случайно оказавшиеся рядом, всегда предложат законченную историю. А может, и не одну. 

Читайте также:  Ледяные скульптуры: фото, про фестивали

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио Даная с золотым дождем. 1544-1545 гг. Неаполь. Национальная галерея Каподимонте

Выставка в Пушкинском предлагала остросюжетную историю о движениях золотого эфира божественного происхождения. В «Данае» он проливается вниз, материализуясь в монеты. В «Крещении Христа» происходит нечто подобное, то есть золотой свет проливается с небес, но уже без намека на монетизацию – чистым эфиром.

В «Благовещении» божественные эфирные вихри сгущаются до мощного атмосферного разряда – тут гром и молния и голубь-буревестник… В «Распятии Христа» все грозы уже позади, и свет растерял золотистую тональность.

Свет здесь так растерян, что появляется там, где его совсем не ждешь – между пальцев Иоанна Богослова, например.

Подозреваю, странное внутреннее свечение «Флоры», каковой насильно овладел очередной бог (Зефир), имеет отношение к тому же эфиру. Увы, именно божественное насилие сделало Флору соблазнительницей, не принеся радости и покоя. Медные волосы на женской коже у Тициана всегда обращают на себя внимание – на левом плече Флоры они напоминают странный сгущенный свет.

Чувственность женщин Тициана избегает демонстрации (разве что питерская Даная немножко не избежала). В «Венере, завязывающей глаза Амуру», женский эротизм имеет тройное дно – все три изображенные женщины отводят глаза сильно в сторону от зрителя, и я никак не могла понять, почему от этой типичной аллегории у меня ощущение почти физиологическое.

Потом поняла – странное левое крылышко Амура, которое вываливается из картины, объемное, похожее то ли на тритона, то ли на другое какое-то животное, ползущее по его спинке. И усталое, я бы сказала, циничное выражение его братца Антероса. Купидоны у Тициана бывают странные. Венец Венере у зеркала подает маленький, обрюзгший и порочный чиновник.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио Благовещение. 1563-1565гг. Венеция. Церковь Сан Сальвадор

И все-таки самой завораживающей и странной картиной на выставке было «Благовещение». Что там творится с купидонами – это надо видеть. Если не знать, что специальный жест руки Мадонны с указанием на ухо означает непорочное зачатие (сonceptio per aurem), он кажется неуместно энергичным.

В правом углу неясно прописанное свечение кто-то считает лилией и символом неопалимой купины, кто-то объемным пюпитром. Меня больше всего удивил кувшин с водой там же, в правом углу. Тициан умел писать воду — прекрасный кувшин с водой был уже в его «Сельском концерте» (1511).

Но здесь в самом углу огромной алтарной картины, не предполагающей мелких деталей, художник отражением вписал в кувшин свою мастерскую и малюсенького себя. Ну не странная затея?

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио Портрет Папы Павла III без головного убора. 1543 г. Национальная галерея Каподимонте

На выставке были показаны три мужских портрета – граф Антонио Порча, строгий и промытый до блика на кончике носа, очень непростой Джулио Романо, архитектор, и прекрасный во всех отношениях юноша-священник Томмазо Мости… Жаль, не было моего любимого Портрета Папы Павла III без головного убора. Трудно поверить в существование Папы такого непапского вида (может, все дело в головном уборе?). Руки Папы выписаны так, что напоминают о недавней, всех удивившей идее Дэвида Хокни насчет специальных луп, которыми в подобных случаях тайком пользовались старые мастера.

Знаменитый портрет «Красавицы» (1536) вполне может служить иллюстрацией к построению феминистских теоретиков о том, что женщина в культуре – лишь костюм и маскарад.

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио Красавица. 1536 г. Флоренция. Палаццо Питти

Пышные бархатные рукава, всяческие украшения и кружавчики выписаны так подробно, что румяное лицо сильно им уступает. Вообще оно несколько напоминает цветную фотографию на паспорт, нет? Зато глаз невозможно оторвать от груди (вот где «дыхание цвета»!). И, конечно, фирменный рыжеватый локон на белоснежной коже плеча…

Взгляните на обнаженную «Венеру Урбинскую» из галереи Уффици. Женщины на заднем плане роются в сундуках, подбирая Венере гардероб. Напрасно. Нагота – до сих пор главный костюм принятого в культуре женского маскарада… Кстати, легко узнать в Венере нашу «Красавицу», только в домашних условиях.

С тем же подозрительным золотистым свечением тела, что у «Флоры» и с букетом в той же руке…

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио Венера Урбинская. 1538 г. Флоренция. Галерея Уффици

Говорят, в России нужно жить долго, чтобы хоть что-то понять, – все меняется быстро и радикально, не успеваешь. В таком случае Тициан – уникальный пример для подражания. Свои без малого девяносто лет он прожил, не отвлекаясь от бесконечной и, в общем-то, однообразной работы, но понял все на много столетий вперед. Теперь всем миром догоняем.

Источник: http://www.kultpro.ru/item_99/

11 картин Тициана, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан «Мадонна с младенцем», 1507

Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).

В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом.

Вазари в своем известном труде «Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих» писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне.

Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).

«Мадонна с младенцем» также имеет второе название – «Мадонна Лохиса» — по имени известного европейского коллекционера XIX века графа Гульельмо Лохиса (Guglielmo Lochis), жемчужиной собрания которого она была.  Сейчас эта работа хранится в Академии Каррара в Бергамо.

«Крещение Христа» (1512 год)

© public domain

Тициан. Крещение Христа. 1512 год.

Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. На картине три персонажа – сам Христос, облаченный в белое и стоящий по колено в реке Иордан, Иоанн Креститель, а по диагонали от него – мужчина в черном, наблюдающий за таинством крещения.

По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины.

Если на выставке будет возможность подойти к картине поближе, то можно рассмотреть два обручальных кольца на руке мужчины в черном, считается что они символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом – идея так называемого «мистического брака между Богом и человеком» была общим местом в теологии времен Возрождения.

Эту картину относят к периоду, когда Тициан выработал собственный стиль и его работы стали все менее походить на произведения Беллино и Джорджоне. Кроме того, в этой работе ему удалость достигнуть эффекта сфумато, знаменитого приема, изобретенного Леонардо да Винчи, позволяющего передать на картине воздух, окутывающий ее героев.

До конца XVI века эта картина находилась в собственности семейства Рам, затем была продана и спустя время, в 1750-м году, попала в коллекцию капитолийской Пинакотеки.

«Флора» (1515 год)

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан «Флора», 1515 год.

Несмотря на то, что этот портрет был написан Тицианом в возрасте приблизительно 25 лет и относится к раннему периоду его творчества, он является  квинтэссенцией того, что принято называть «тициановской красотой», чувственной и полнокровной. Кто изображен на картине – загадка.

Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет.

Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева, или же искусная куртизанка.

Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – «Женщина перед зеркалом» (Лувр) и «Саломея» (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.

«Портрет Томмазо или Винченцо Мости» (1520-1526 годы)

© public domain

Тициан. Портрет Томаззо или Винченцо Мосит. 1520-1526 годы

Портрет-загадка, существуют разные предположения относительного того, кто запечатлен на картине — согласно надписи на обороте на ней изображен Томмазо Мости.

Однако, поскольку он был духовным лицом, а портретируемый одет в светскую одежду, было сделано предположение, что на самом деле это его брат Винченцо, фаворит герцога Феррары, Модены и Реджио Альфонсо д'Эсте.

Сейчас находится в собрании Галереи Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

La Bella/»Красавица» (1536 год)

© public domain

Тициан. Красавица (La Bella). 1536 год

На выставке в Москве можно увидеть еще один из самых прекрасных женских образов в истории мирового искусства – на этой картине изображена другая незнакомка в богатом одеянии из синего бархата, но также, как и Флора, с пышными золотистыми волосами, собранными в косу вокруг головы.

  Происходит потрет из урбинского собрания, поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи в 1631 году с наследством  супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Возможно, именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди  как «Дама в синем».

Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.

«Портрет Джулио Романо» (1536 год)

© public domain

Тициан. Портрет Джулио Романо. 1536 год.

На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Портрет Тициан писал в Мантуе, у живописцев были совместные дела, и оставил его в подарок другу. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви.

После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.

Читайте также:  Музей молчащей музыки в барселоне

Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.

  • Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – «Форнарина» или «Дама за туалетом» как еще называют эту работу (зал №7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).
  • «Портрет Антонио Порчия» (1535-1540 годы)

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Портрет графа Антонио Порциа, 1535 — 1537 годы.

Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Эта картина — типичная для того времени работа на заказ, официальный портрет благородного мужа.

Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. И к тому же один из самых больших его портретов.

Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. В то же время портрет не выглядит тяжелым, не давит на зрителя, «воздуха» картине добавляет пейзаж за окном.

Картина долгие годы хранилась у потомков господина Порчия, а потом вместе с семьей переехала в Милан, где была унаследована Евгенией Висконти Литта Аресе, которая в 1891 году в свою очередь подарила ее городскому музею — Пинакотеке Брера, где картина хранится и по сей день.

«Даная» (1544-46 годы)

Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио

© предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Даная. 1544 — 1545 годы.

Даная – героиня картин многих художников. В древнегреческой мифологии дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики, мать Персея, имя которой упоминается в «Илиаде». Тициан также изображает «кульминационный момент» истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя.

Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе.

Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.

Еще одна из них находится в музее Прадо, вторая в Эрмитаже, третья в Венском художественно-историческом музее.

Более всего похожи между собой «Данаи» из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом.

В свое время картина принадлежала коллекции знаменитой итальянской династии Фарнезе, до того как попала в коллекцию музея. Во времена Второй мировой войны эта работа Тициана была в числе похищенных нацистами произведений искусства, которые были найдены в шахте в Зальцбурге, и вернулась в Неаполь после окончания войны в 1947.

«Распятие» (1558 год)

© public domain

Тициан. Распятие. 1558 год.

«Распятие» было завершено Тицианом в 1558 году и сейчас принадлежит алтарю церкви Сан-Доменико в Анконе. Эта работа была заказом венецианского купца Петро делла Корнови, переехавшим с семьей из Венеции в Анкону. 

Композиция картины почти плоская, слева у подножия креста – Дева Мария в темно-синих одеждах, ее лица почти не видно, Святой Доминик обнимает крест, а Святой Иоанн стоит, раскинув руки, не в силах поверить в случившееся.

На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет, и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета.

Вазари описывал этот стиль «позднего Тициана», как «сделанный из пятен» краски. Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света.

Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем.

«Благовещение» (1564 год)

© public domain

Тициан. Благовещение. 1564 год.

Это часть алтарного образа (Тициан кроме «Благовещения» работал также над еще одним образом в этой же церкви — «Преображением Господним»), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.

  Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Хотя современники критиковали эту «Благовещение» за «грязные цвета», сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ.

На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции.

«Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565 год)

© public domain

Тициан. Венера, завязывающая глаза Амуру. 1565 год.

Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки  «Россия-Европа-Россия». С  «Флорой» «Венеру» разделяют полвека, и, безусловно, меняется манера письма мастера.

Живопись здесь, вдохновившая позже Тернера и импрессионистов,  похожа на крупные светоносные цветные пятна, которыми обозначены царственные фигуры богини и нимф. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами.

В то же время другой прижимается к ней, как дитя к матери, что сообщает полотну спокойствие и игривую атмосферу одновременно. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.

Тициан скончался почти через десять лет, в августе 1576 года во время эпидемии чумы. По легенде, его нашли на полу мертвым с кистью в руке.

Подготовили Наталья Попова и Светлана Янкина

Источник: https://ria.ru/20130627/829304551.html

Тициан

Итальянский живописец венецианской школы эпохи Возрождения -Тициан.Тициан 

Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, — 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.Адам и Ева 

Аллегория возрастовПохищение ЕвропыЕго искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго; «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон; так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости.  Любовь небесная и любовь земнаяВакханалияМажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон; «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж).Диана и Актеон Конец 1510-х-1530-е гг. — новый период в творчестве Тициана, во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция)ФлораЮдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид; «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон; «Положение во гроб», 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 1534-1538, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция).Чудесное исцеление ноги Бахус и АриаднаКонец 1530-х-1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. Аллегория бренности (Ванитас)С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.Венера с зеркаломВенера на леопардовой шкуреВенера, завязывающая глаза АмуруВенера и АдонисДоминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Тициана — «Ипполито Медичи» (1532-33), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) — все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др.

    Читайте также:  Лебеди, отраженные в слонах, сальвадор дали, 1937

    Праздник на АндросеДиана и КаллистоДанаяС середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности.Мать Cкорбящая (Dolorosa)Святой СебастьянСвятой Себастьян СизифСвятой Иоан Баптист в отшельничествеМученичество святого ЛаврентияСвятой ИеронимЖизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид; «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим; «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.Воспитание АмураВенера УрбинскаяСвятая Мария МагдалинаНаписанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни («Св. Иероним», около 1552, Лувр, Париж; «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид; «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; «Св. Себастьян», Эрмитаж, Ленинград; «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен; «Оплакивание Христа», 1573-76, Галерея Академии, Венеция, и др.).Венера с кавалером играющим на органеПодношение Филиппа IIТроица во славеОтличительное свойство поздних работ Тициана — их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.БлаговещениеБлаговещениеБлаговещение Мадонны Мадонна с кроликомМадонна ГипсиМадонна и дитяМадонна с младенцем 

    Мадонна с младенцем

    Мадонна с младенцемМадонна во славе К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста.

    Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Тицианом свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох — Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н.

    Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.

    Христос в ЭммаусеДинарий кесаря»Не тронь меня «Христос и грешницаВзятие ХристаСе человекНесение крестаНесение крестаБичевание Христа «Коронование терновым венцом»»Коронование терновым венцом «РаспятиеРаспятие ХристаХристом и Вор на ГолгофеОплакивание Христа Положение Иисуса во гробПоложение Иисуса во гробВоскресение Иисуса ХристаВоскресение Иисуса Христа Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов. Аллегория времени,управляемого разумом                

    Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов.

    Портрет Федерико Гонзага, герцога МантуаПортрет Пьетро АретиноПортрет инквизитора, дожа Андреа ГриттиПортрет мужчины в платье с синими рукавамиПортрет мужчины в красной шапкеПортрет мужчины с перчаткойКардинал Александро ФарнезиПортрет музыкантаПортрет Якобо СтрадоПортрет молодого англичанинаПортрет Папы Юлия второгоПортрет Папы Павла третьегоПапа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе (незавершена) Портрет Марка Антонио ТревисаниПортрет Томазо Винченцо МостиПортрет Филиппа второгоПортрет славянкиПортрет Клариссы Строцци с собачкой 

    ТИЦИАН Франциск I, король Франции,  1538.

    Дон Фернандо Альварес де Толедо, великий герцог Альба

      Императрица Изабелла Португальская Изабелла д'ЭстеДевушка в шубке«Цыганская Мадонна»            http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post215478184/                  http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post215485013/

      Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43449109743/Titsianutm_referrer=mirtesen.ru?nr=1

      Описание картины Венера, завязывающая Амуру глаза – Тициан Вечеллио

      В поздний период творчества Тициан был захвачен созданием наполненных драматизмом картин на христианские сюжеты, но и античность по-прежнему привлекала его. Художник разделял убеждение неоплатоников, что созерцание красоты возвышает человека. То есть красота имела для него религиозный смысл.

      Оттого данная работа, известная под разными названиями, – это не только игра художнической фантазии на темы мифологии: Венера завязывает глаза Амуру, а одна из нимф подает ему лук, чтобы любовные стрелы были пущены наугад.

      Внимание привлекают, прежде всего, прекрасные женщины, их лица с классическими чертами, светло-золотистая кожа, шелковистые волосы, мягкие жесты. Венера полна спокойного достоинства, исходящая от нее живая, согревающая все вокруг теплота подчеркнута уткнувшимся в плечо богини любви Амуром – он прильнул к ней, как ребенок к матери.

      Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало. Возникает впечатление, что полотно Тициана дышит, и неспроста: ко времени создания этого произведения он пришел к новой живописной манере.

      Его холсты того периода вблизи выглядят скоплением хаотично положенных мазков, но стоит зрителю сделать несколько шагов назад, и он увидит, как буквально на его глазах рождаются образы, сотканные из цвета и света.

      (No Ratings Yet) Loading…

      Еще картины:

      1. Венера с зеркалом – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Венера с зеркалом”. Размер картины 124 x 105 см, холст, масло. Венера, в римской мифологии богиня……
      2. Вeнepa с органистом и купидоном – Тициан Вечеллио “Beнepa с органистом и купидоном” была создана Тицианом в его второй приезд в Аугсбург. В этой картине художник обратился к……
      3. Введение Марии во храм – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Введение во храм” . Размер картины 345 x 775 см, холст, масло. Композиция “Введение во храм”……
      4. Обиженный Амур и Венера – Лукас Кранах Картина “Обиженный Амур и Венера”, размер 81,3 x 54,6 см, дерево, масло. Мифологические и исторические сюжеты в картинах позднего периода……
      5. Мужской портрет (Ариосто) – Тициан Вечеллио Наряду с Микеланджело Тициан, пожалуй, самая грандиозная фигура Высокого Возрождения. Его творческая жизнь охватывает почти три четверти трагического и бурного……
      6. Смерть Эвридики. Д – Тициан Вечеллио “Смерть Эвридики” входит в группу небольших мифологических композиций горизонтального формата, видимо, предназначенных для украшения свадебных сундуков – кассоне. Эти композиции,……
      7. Смерть Актеона – Тициан Вечеллио “Смерть Актеона” иллюстрирует одну из историй, взятую из “Метаморфоз” Овидия. Прекрасный Актеон, охотясь в лесу, случайно увидел купающуюся богиню Диану…….
      8. Охота Дианы – Тициан Вечеллио Картина не окончена. Предполагается, что она должна была входить в цикл, посвященный Диане и заказанный Тициану Филиппом II в 1556……
      9. Мадонна семейства Пезаро – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Мадонна семейства Пезаро” . Размер картины 478 x 268 см, холст, масло. Ясная и глубокая одухотворенность……
      10. Сельский концерт – Тициан Вечеллио Эта работа – одна из тайн европейской живописи: несмотря на его бесспорное качество и эпохальную важность, мнения расходятся касательно и……
      11. Марс и Венера, застигнутые Вулканом – Франсуа Буше Почти во всех своих работах, посвященных любви и чувственным наслаждениям, Буше сводит повествовательный элемент к минимуму, предоставляя зрителю просто наслаждаться……
      12. Нимфа и пастух – Тициан Вечеллио Происходит из собрания Бартоломео делла Наве а Венеции. В 1638-1649 годах – в собрании герцога Гамильтона в Лондоне, затем –……
      13. Тарквиний и Лукреция – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Тарквиний и Лукреция” была написана для Филиппа II Испанского. Размер картины 189 x 145 см, холст,……
      14. Святой Себастьян – Тициан Вечеллио “Святой Себастьян” – один из шедевров позднего периода творчества Тициана. Во время работы над картиной художнику было уже около 85……
      15. Портрет молодого человека – Тициан Вечеллио Происходит из коллекции Э. Вуда. Вплоть до последнего времени находился в собрании графа Галифакса в Гэрроуби Холл. В настоящее время……
      16. Оплакивание Христа (Пьета) – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Оплакивание Христа” . Размер картины 352 x 349 см, холст, масло. Одним из самых глубоких по……
      17. Любовь земная и небесная – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Любовь земная и небесная”. Размер картины 118 x 279 см, холст, масло. В своем творчестве художник……
      18. Портрет Изабеллы Португальской – Тициан Вечеллио Живопись, заказанная императором Карлом V, была выполнена в Аугсбурге в 1548 году. Изабелла Португальская вышла замуж за императора Карла V……
      19. Портрет Рануччо Фарнезе – Тициан Вечеллио Портрет происходит из флорентийского собрания Контини-Бонакосси. В собрании Кресс с 1948 года. До расчистки считался старой копией. В наши дни……
      20. Портрет Карла V с собакой – Тициан Вечеллио Карл V – один из выдающихся правителей своей эпохи, король Испании из династии Габсбургов. Разносторонне образованный, знал несколько языков. Вел……

      Описание картины Венера, завязывающая Амуру глаза – Тициан Вечеллио.

      Источник: https://art.goldsoch.info/venera-zavyazyvayushhaya-amuru-glaza-tician-vechellio/

      Ссылка на основную публикацию