Среди художников, писавших на тему крестьянской жизни, Василий Максимович Максимов занимает особое место.
Талант Максимова начал проявляться ещё в детском возрасте, когда выходец из бедной семьи стал учеником иконописца в местном монастыре.
Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василий Максимович смог добиться того, что в возрасте 18 лет был принят в Петербургскую Академию Художеств.
Среди художников, писавших на тему крестьянской жизни, Василий Максимович Максимов занимает особое место. Талант Максимова начал проявляться ещё в детском возрасте, когда выходец из бедной семьи стал учеником иконописца в местном монастыре.
Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василий Максимович смог добиться того, что в возрасте 18 лет был принят в Петербургскую Академию Художеств.
После окончания курсов у талантливого молодого живописца появилась возможность уехать за границу, но он предпочёл остаться на родине, так как изображение русского народного быта было главным смыслом его жизни.
Стремление быть первым среди лучших
Первый рисунок, который Максимов сдал преподавателям на первом курсе, определил художника на 69-е место по уровню мастерства.
Любой другой человек мог бы быть сломлен неудачей, но не Василий Максимович – он проявил максимум старания и усердия, чтобы к окончанию учебы считаться одним из лучших выпускников, наряду с Поленовым, Репиным, Савицким. Юноше посчастливилось учиться у таких гениев, как Т.А. Неффа, Ф.А.
Бруни, П.М. Шамшин, А.Т. Марков. Каждый из педагогов оказал влияние на творчество Максимова, постаравшегося взять лучшее из того, что давали ему учителя.
Первая работа, позволившая заявить о Максимове, как о серьёзном живописце – «Автопортрет» (1863 год). Колоритный холст дает возможность узнать автора ближе, увидеть скрытые нотки его характера – ранимость, уязвимость и одновременную уверенность в себе, а также стремление к независимости.
Огромную роль в творчестве Василия Максимовича сыграло его участие в свободной артели художников, возглавляемой П.А. Крестоносцевым.
Революционное настроение энергичной молодёжи проявлялось в том, что они отказывались от участия в традиционном конкурсе за золотые медали, отдав предпочтение независимой деятельности.
Своей главной задачей они, и Максимов, в том числе, видели воспроизведение реальной российской жизни, а также поиск прекрасного в обычных, повседневных явлениях. Меньше чем через год общество распалось, но основные его идеи Василий Максимович сохранил в своем сердце, продолжая работать в выбранном направлении.
Наиболее яркими образцами работ, хранящих «отголосок» пребывания в свободной артели, являются «Дед-судья», «Семейный чай», «По примеру старших», «Мечта о будущем» и другие. Максимов акцентирует внимание зрителя на важных особенностях – деталях интерьера скромных жилищ, выражениях лиц простых людей, объединяя все элементы в единое, целостное ощущение естественности и натуральности.
Знаток крестьянских будней
Картина «Больное дитя», написанная в 1863 году, стала своеобразной «отправной точкой», от которой ведется отсчет серьёзным, «зрелым» работам Максимова.
Как и многие его холсты, «Больное дитя» было написано с натуры: в родной деревне, практически на глазах художника умирает его 10-летняя племянница.
Смерть девочки настолько взволновала мастера, что он решил запечатлеть то, что врезалось в его сердце.
О народном быте рассказывают и другие работы: «Бабушкины сказки» (1867), «Сборы на гулянье» (1869), «Девушка у амбара» (1874), «Бедный ужин» (1879), «Больной муж (1881).
Самые знаменитые полотна Максимова – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) и «Семейный раздел в крестьянском быту» (1876) выставлены в Государственной Третьяковской галерее в Москве вместе с некоторыми другими картинами мастера.
В конце 19-го века Максимов испытывает творческий и личностный кризис: новое время диктует свои правила, но мастер не может «перестроить» свой внутренний мир для изображения новых реалий. Последние годы своей жизни Василий Максимович занимался, в основном, резьбой по дереву, лишь иногда возвращаясь к любимому занятию – живописи.
Максимов скончался в 1911 году, в родном селе Лопино.
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1040780374/
Художник Максимов В.М
Василий Максимович Максимов родился 17 января 1844 года в деревне Лопино Санкт-Петербургской губернии. Василий рано лишился родителей. В 1855 году он переехал в Санкт-Петербург. Мастерству художника обучался в иконописной мастерской, куда был отдан в ученики.
В 1863 году Максимов поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его преподавателями были П.М. Шамшин, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, Ф.А. Бруни. В 1864 году Максимов стал членом художественной артели Петра Крестоносцева. Цель этой организации состояла в «совместной работе и жизни».
Она просуществовала чуть больше года.
В 1865 году Максимов пишет картину «Больное дитя», за которую получает золотую медаль и статус художника третьей степени. От конкурса на большую золотую медаль художник отказывается. Он решает отправиться в Тверскую губернию, где планирует изучать русский быт.
В это время Максимов состоит учителем рисования в имении Голенищевых-Кутузовых. В 1866 году художник совершает путешествие по Волге, которое становится для него новым источником вдохновения.
В этот период Максимов окончательно определяется с тематикой своих произведений: жизнь и быт простого народа.
В 1867 году на выставке ОПХ художник представляет свою картину «Бабушкины сказки». За эту работу Максимов получает премию, полотно приобретает для своей коллекции П.М. Третьяков.
Одной из самых важных работ в творчестве художника стало полотно «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Эта картина поражает детализированным изображением каждого персонажа, несмотря на то, что их на полотне много.
Каждый герой написан очень правдиво.
Восьмидесятые и девяностые годы стали периодом активной работы для Максимова. В это время появляются картины «Больной муж», «Лихая свекровь», «У своей полосы», «Слепой хозяин», «Заем хлеба», «Аукцион за недоимки», «Бедный ужин».
Эти работы были отмечены критиками как полотна, наиболее полно и правдиво изображающие крестьянский быт.
Художник стремился в своих произведениях делать акцент на положительных началах жизни крестьян, он показывал этих людей как воплощение всего лучшего, что есть в народе.
В череде картин, описывающих жизнь крестьян, особняком стоит полотно «Все в прошлом». Эта работа посвящена теме вымирания дворянских усадеб. Картина проникнута грустью по ушедшим временам.
В последние годы Максимов вынужден был терпеть постоянные лишения. Его картины практически не продавались. Художник скончался 18 ноября 1911 года в Санкт-Петербурге.
Лучшие картины Максимова В.М.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/maksimov-v-m/
Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика
- Художник, передвижник, живописец-жанрист
-
-
- Автопортрет.
-
Василий Максимов родился 29 января 1844 года в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии. Его родители были государственными крестьянами, и до десяти лет Максимов рос в деревне. Как у большинства русских художников, круг его ранних художественных впечатлений стал определяющим. Максимова окружали устоявшийся веками уклад крестьянской жизни, красочные обряды свадеб и земледельческих праздников, избы с красивой резьбой, костюмы, домашние ткани, вышивки на них. В мальчике рано проснулась поэтическая чуткость и умение видеть красоту. В своих «Автобиографических записках» Максимов восхищался чудесным видом на противоположный берег Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г.Томилова. Позднее Максимов побывал в его доме, где впервые увидел живопись А.П.Лосенко, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского и удивился живости нарисованный людей. Отец и мать Максимова были единственными грамотными людьми в деревне. Прадед Василия также славился в деревне как грамотей. Отец рано стал учить сына читать. Столь же рано мальчик начал рисовать. Мать поощряла эту его склонность. Благоприятные для развития юного художника моменты — семейная грамотность, твердые нравственные устои и обычаи трудовой крестьянской семьи — очень скоро сменились противоположными, пытающимися сломать поэтическую душу мальчика. В шесть лет Василий пережил смерть отца, а в десять — смерть матери. Но мать успела определить сына в монастырскую школу, а затем в послушники Николаевского монастыря. В доме иеромонаха Антония Бочкова протекала вся его «монастырская духовная жизнь». Послушников, кроме пения, ничему не учили, и Максимов решил самовольно уйти из монастыря, уехал в Петербург и поступил в иконописную мастерскую Пошехонова, где столкнулся с невиданной жестокостью в обращении с учениками. Он убежал из этой мастерской к иконописцу К.А.Ярыгину, который преследовал его за чтение, сжигал книги, но Максимов оставался у него пять лет, поскольку на второй год работы разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте. Мальчик жил мечтой учиться в Академии художеств. Чтобы заработать деньги на одежду, он успевал писать иконы и портреты местных мелких торговцев. Чтобы выстоять в таких условиях и не затеряться, Максимову нужно было обладать огромным упорством и внутренней устремленностью. Осенью 1862 года Максимов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, получив за рисунок отличную оценку, а 7 января 1863 года Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку не имел отпускной от сельского общества) начал занятия в Академии. К занятиям Максимов приступил с благоговением и восторгом. Для него началось время стремительных успехов. Сначала за рисунок в головном классе он получил последний 69 номер, но уже в ноябре 1863 года первым номером за рисунок «Бойцы» был переведен из класса гипсовых фигур в натурный. Затем, в продолжение всего обучения, среди талантливых соучеников, среди которых были Савицкий, Поленов и Репин, Максимов был одним из самых первых. 18-20 декабря 1863 года Максимов написал автопортрет, показанный на выставке 1877 года. Этот холст был многоплановым по своему содержанию. Он знакомил зрителей с личностью автора, вводил их в мир художника, говорил о его взаимоотношениях с миром. Луч света делал различимыми во тьме лицо и фигуру сидящего художника. Свет скользил и словно запутывался в копне его непокорных кудрей, создавая свечение вокруг юного с мягкими чертами лица. Динамика светового построения, подвижный мазок, незамкнутая объемная форма сообщали образу эмоциональную взволнованность. Осанка юноши была горделива, голова в смелом полуобороте смотрела на зрителя, в выражении лица были чистота и открытость. Небрежно запахнутый халат и не застегнутый ворот рубашки дополняли характеристику романтической раскованности. Художник был молод. С автопортрета на зрителей смотрел человек, осознающий свою внутреннюю незаурядность, натура которого тянулась ко всякого рода творчеству. Максимов увлекался офортом, самозабвенно занимался столярной работой — мастерил стулья, блюда и чаши. Наряду с романтической приподнятостью в его портрете присутствовала интимность. Художник не скрывал мягкость своего характера, открывал уязвимость легко ранимой натуры. В этой несколько намеренной демонстрации независимости и уверенности в себе был виден момент самоутверждения и желание скрыть беззащитность перед миром, судьбой и жизнью. Создание автопортрета совпало с «бунтом четырнадцати». В ноябре группа выпускников Академии, осознав устарелость многих академических норм для русского искусства, во главе с И.Н.Крамским отказалась от условий конкурса на золотые медали и вышла из Академии, основав Артель свободных художников по типу бытовой коммуны. Как подтверждение широкого устремления к обновлению художественной жизни весной 1864 года в Петербурге появилась еще одна артель художников, руководимая П.А.Крестоносцевым. В эту артель входил юный Максимов. Артель Крестоносцева просуществовала немногим более года и не имела большого значения как идейное и организационное объединение. Молодые художники начала 1860-х годов, осваивая эстетику революционных демократов, впервые обратились к воспроизведению русской жизни, к поискам прекрасного в реальной действительности. Молодое поколение живописцев в обстановке общедемократического подъема прониклось гражданственными идеалами, уверилось в своем общественном и нравственном призвании. Максимов был непосредственным свидетелем всех этих событий.
В своей первой картине «Больное дитя», написанной через полтора года пребывания в Академии и удостоенной золотой медали, Максимов использовал взволновавший его подлинный факт. Проводя первые каникулы летом 1863 года в родной деревне, художник оказался свидетелем того, как скоропостижно скончалась его десятилетняя племянница. Интерьер избы, предметы крестьянского быта, лица крестьян — все было им написано с натуры. Картина известна лишь по офорту, но и он позволял отметить, что в этой работе Максимов — пока лишь добросовестный ученик Академии. Академическая условность — идеальность лиц, предметная иллюстративность, полог у кровати, как торжественная академическая драпировка — снижала значительность жизненного факта. Сюжет из крестьянской жизни наметил главную тему его искусства, но художнику предстояло еще выработать художественное мышление, противоположное академическому. Этот процесс шел неразрывно с гражданственным возмужанием художника. О том, как трудно было Максимову преодолеть нормы академической эстетики, свидетельствовали картины «Крестьянская девочка» в 1865 году и «Бабушкины сказки» в 1867 году.
«Крестьянская девочка». 1865 год.
«Больное дитя». 1864 год.
«Заслушались». 1864 год.
В формировании нового художественного видения нельзя недооценивать пребывание совсем юного Максимова в артели Крестоносцева, когда в квартиру для совместной работы и жизни съехались помимо Максимова Н.А.Кошелев, А.А.Киселев, В.А.Бобров, А.К.Дамберг, А.Ф.Калмыков, а позднее А.И.Шурыгин. Некоторые из них были запечатлены Максимовым в групповом не законченном портрете 1864 года, написанном в близкой манере к автопортрету. В артели, в среде единомышленников, впервые появилась мысль, отрицающая традиционность пути художников-выпускников Академии. Художники артели потянулись к жанровым сюжетам.
Автопортрет и портреты товарищей. 1864 год.
Как и другие артельщики, Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» в 1864 году, «По примеру старших» в 1864 году, «Семейный чай» и «Дед-судья» в 1865 году. Такие сюжеты были в то время в новинку для русской публики. Названия этих работ говорили о том, что бытовые картины артельщиков были пассивно-созерцательными, отличными от критической направленности московской школы. Петербургский жанр расширял тематику и осваивал сюжеты обыденности. В работах Максимова проявлялись отголоски поэтического реализма 1830-х и 1840-х годов. Художник легко вел бытовой рассказ. Он обращал внимание зрителя на выразительность жестов и лиц, рассматривал предметы, населяющие интерьер: сбитые коврики на полу, обои, картинки в рамах на стенах, столы и кресла.
«По примеру старших». 1864 год.
Самую значительную картину из своей серии городского жанра Максимов написал в 1868 году — «Мечта о будущем». В ней забавный бытовой рассказ картин периода артели перерастал в мягкое поэтическое переживание повседневности. Молодая женщина приостановила шитье, задумалась, отключившись от будничного, уходила в свои мысли и чувства. Зрителей пленяло ее юное, но уже женственно очаровательное лицо. Приближение к традиции поэтического реализма проявлялось в том, как любовно был написан интерьер и предметы. Неяркий свет лился сквозь прозрачные занавески, выявляя зеленый ажур цветка, наполняя уютным полусумраком петербургскую квартиру. В глубине стоял комод с зеркалом в резной овальной раме; мягко поблескивали полированное дерево и подсвечники, на резные ножки столика, стоящего против света, падали светлые блики, а кожаная обивка стула отливала голубоватыми отсветами. Рассказ был достаточно подробен, но не было ощущения натуралистического перечисления, все было словно освещено и приподнято лирическим настроем молодого, влюбленного художника. Отсутствие цветовых контрастов в колорите картины соответствовало состоянию счастья, покоя и тихого проникновенного ожидания радости. Из этой темы вытекало любование «вещной» красотой, сказавшееся в трактовке формы и фактуры предметов быта. Соединение белого и желтовато-серого в костюме не совсем удалось художнику, но в живописи картины жило трогательное стремление к красоте и поэтизация повседневности. Этой картиной художник подводил к концу тему городского жанра в своем творчестве, чувствуя ее второстепенность и неактуальность для русской живописи второй половины 1860-х годов.
«Шитье приданого». 1866 год.
«Мечты о будущем». 1868 год.
- «В комнатах».
«Материнство». 1871 год.
Развивая одну из главных тем искусства передвижников — крестьянскую, Максимов не изменил себе, сохранив присущее ему дарованию поэтическое чутье. В последние годы пребывания в Академии у него появлялось все больше рисунков и небольших живописных этюдов из деревенской жизни. Максимов окунулся в деревенский быт, зажив одной жизнью с крестьянами. Это произошло после решения покинуть Академию, отказа от конкурса на золотую медаль и поездки за границу. Решения эти созревали давно. Лето 1866 года Максимов провел в Шубино Тверской губернии, проработав там домашним учителем рисования в доме П.П.Голенищевой-Кутузовой. Максимов завел знакомства среди дворовых и земледельцев, присматривался и раздумывал. Шубино — заметная веха в творческом становлении художника. Там зародились темы всех его значительных картин, и был получен толчок к нравственному мужанию. По его словам, ему больше не хотелось писать портреты городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих мало знакомых людей. Отныне свое творчество Максимов посвящал русскому крестьянству.
«Крестьянская девочка». 1865 год.
«Девочка». 1866 год.
- «Старик-крестьянин».
«Голова крестьянина».
«Портрет старика».
Осенью 1866 года Максимов получил аттестат со званием художника 3-й степени и чин 14-го класса, после чего поселился в родной деревне. Он жил в избе, носил русскую рубаху и шаровары, брат-портной шил ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим. Авторитет художника был так велик, что крестьяне шли к нему за советом, его приглашали на семейные разделы, со многими крестьянами он переписывался потом долгие годы. Жизнь в деревне и написание крестьянских картин стало настоящим подвижничеством глубоко убежденного и сильного духом художника. Знаменитая картина Василия Максимовича «Бабушкины сказки» была закончена в ноябре 1867 года, но ее эскиз был сделан в Шубине по воспоминаниям детства — когда-то в их избе долгими вечерами собирались соседи послушать сказки матери Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидела старушка и рассказывала сказки. Ее заслушались деревенские ребятишки. Выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания событий у ребят, сидящих слева, оттенялось задумчивым переживанием рассказанного у мальчика и девочки. Находящиеся с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины уравновешивали и одновременно усугубляли это состояние погруженности в обдумывание, в теплое и задушевное воспоминание. Тихая сосредоточенность в лицах была видна у приостановивших работу мужчин. Переживание услышанного оправдывало отключенность от будничного и бездействие героев. В картине был поставлен акцент не на действии, а на состоянии, причем длительном – художником создавалось впечатление, что люди надолго останутся в одном настрое.
«Бабушкины сказки». 1867 год.
В картине «Бабушкины сказки» присутствовал предметный натюрморт. Это было видно в том, как добросовестно художником были перечислены полка с посудой, хомут с седелком, жердь для зыбки, связки сушеных грибов, одеяло у печи и шаль, ощущается не поэтическая, а скорее прозаическая тенденция грядущего аналитического искусства передвижников, когда предметы быта выступали как знак конкретной социальной среды. Стремясь к бытовой достоверности, художник все писал с натуры – избу и ее убранство. Ему позировали племянники, деревенские ребятишки, брат Алексей, невестка Варвара, а рассказчицу сказок он написал со старушки Юдишны. Он хотел отразить различные характеры детей, но хотя он и работал с натуры, в их лицах была заметна некоторая идеализация и одинаковость черт. Максимов находился в процессе перехода от одного периода искусства к другому, и было видно взаимодействие и противодействие различных методов искусства. Новой важной работой стала работа 1869 года «Сборы на гулянье». В ней на праздник наряжались две крестьянские девушки, что-то обсуждая между собой. В их действиях не было суеты, сценка была наполнена светлым лиризмом. В лицах девушек была видна целомудренная несмелость и тихая радостность, в жестах и пластике фигур — мягкость и неспешность движений, истинно русская напевная грация.
«Сборы на гулянье». 1869 год.
Максимов внутренне был почти готов к исполнению большого замысла, у него было радостное состояние, выразившееся в тематике картин 1869 года. Сказался ряд удач в жизни художника. За выставленную в начале 1868 года в Обществе поощрения художников картину «Бабушкины сказки» Максимов получил премию, а Академия художеств продлила ему стипендию. Но главное — ее купил П.М.Третьяков для своей галереи. С этого времени между ними установились близкие дружеские отношения. В ноябре 1870 года Академия художеств за картину «Мечта о будущем» присудила Максимову звание классного художника первой степени. И произошло еще одно радостное событие – женитьба на Лидии Александровне Измайловой, ставшей его большим другом. 26 ноября 1872 года Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Все это наполнило его желанием работать, наделило уверенностью в себе и на несколько лет обеспечило творческой энергией.
«Внутренний вид избы». 1869 год.
«Внутренний вид избы». 1869 год.
«Красный угол в избе». 1869 год.
«Крестьянская изба». 1869 год.
«Мальчик-механик». 1871 год.
«Девушка у амбара». 1874 год.
Официальной датой написания картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» считается период 1871-1875 годов, но работа фактически была начата в 1868 году. С весны этого года, поселившись в деревне Чернавино, Максимов напряженно работал над этюдами, накапливал материал и творчески преображал его. Чтобы окончательно созреть для написания эпического полотна и отойти от некоторой камерности предшествующего периода, художнику нужно было проехать по России, ощутить ее просторы и увидеть ее народ. И весной 1871 года Максимов с В.М.Васнецовым отправился в Киев. Художники наблюдали собравшийся со всех сторон на богомолье люд, ездили по деревням, изучая типы и характеры, слушали пение, смотрели танцы, зарисовывали костюмы.
«Новая Ладога. Успенский монастырь». 1875 год.
Источник: http://newsland.com/community/5920/content/maksimov-vasilii-maksimovich/6219184
Биография художника Максимов Василий Максимович
Живописец, график
Сын государственного крестьянина. Воспитывался в монастыре в Старой Ладоге. Первоначальные художественные навыки приобрел в иконописных мастерских В. М. Пошехонова и К. А. Ярыгина в Петербурге (1855–1862), одновременно посещал рисовальную школу при Технологическом институте. Учился в ИАХ (1863–1866) в классе исторической живописи у Ф. А. Бруни, Т. А. Неффа, А. Т.
Маркова, П. М. Шамшина. Был награжден малыми серебряными медалями за этюд с натуры (1864) и рисунок (1864), большой серебряной медалью (1866), малой золотой медалью Виже-Лебрен «за экспрессию» в картине «Больное дитя (Деревенская сцена)» (1864). Отказавшись участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, вышел из ИАХ со званием классного художника 3-й степени.
В том же году поселился в деревне Шубино Тверской губернии в имении Голенищевых-Кутузовых на правах домашнего учителя. В 1870 за картины «Бабушкины сказки», «Мечта о будущем», «Сборы на гулянье» и этюд «Старуха» получил звание классного художника 1-й степени. В 1878 за картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел» удостоен звания академика.
Жил в Петербурге, деревнях Чернавино и Любше Санкт-Петербургской губернии. Неоднократно путешествовал по России; побывал на Урале (1871, вместе с В. М. Васнецовым), Волге (1866, 1881–1896). В годы учебы состоял членом художественной артели П. А. Крестоносцева в Петербурге (1864–1865).
Работал как жанрист, пейзажист, портретист. Занимался резьбой по дереву, офортом; Д. А. Ровинским в «Подробном словаре русских граверов XVI — XIX веков». (СПб., 1896) описано девять жанровых офортов Максимова. В 1890-х написал цикл пейзажей окрестностей Михайловского, связанных с жизнью А. С.
Пушкина.
С 1868 — участник выставок (Общества поощрения художников). Экспонировал работы на академических выставках (1870–1881, с перерывами), Всемирных выставках в Париже (1878, 1900), Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896). Член (с 1872) и экспонент ТПХВ (1872–1911).
Максимов — один из крупнейших мастеров-жанристов второй половины XIX века. Его произведения отличает повествовательность сюжета, стремление к поэтизации персонажей, продуманность композиционных решений, «острая» наблюдательность в передаче характеров и тщательность в изображении бытовых деталей (предметов интерьера, костюмов и так далее).
Произведения Максимова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, картинных галереях и художественных музеях Вологды, Новгорода, Иркутска, Воронежа, Барнаула, Кирова, Омска, Перми, Рязани, Таганрога, Севастополя, Челябинска, Одессы, Николаева, Львова, Луганска, Полтавы, Минска и других.
Источник: https://artinvestment.ru/auctions/968/biography.html
Наш земляк — художник Василий Максимов
Главная / Наш земляк — художник Василий Максимов
17/29 января 2019 года исполнилось
175 лет со дня рождения художника
29 января 2019 г. в Никольском мужском монастыре была отслужена братией лития памяти художника. На молитве были помянуты предки и потомки Василия Максимова.
художника – передвижника Василия Максимовича Максимова (1844-1911).
Большинство из самых известных своих картин
художник написал на малой Родине:
в деревне Лопино или соседних – Чернавино и Любше.
Как будто родные места многократно увеличивали
его творческий потенциал и вдохновляли на создание шедевров!
Как будто ли?! С творчеством художника в родных деревнях мы и знакомим.
Денис АРУТЮНОВ
В родном краю черпал он вдохновение…
Родная деревня Лопино – исключительное по красоте место, где заложилось чувство прекрасного в маленьком Васе. До десяти лет Максимов оставался в родной деревне, рос среди крестьянского труда, в окружении одухотворённых и отзывчивых людей, которые затем пришли в его картины.
Устоявшийся веками уклад крестьянской жизни, замысловатые обряды свадеб и земледельческих праздников, избы, украшенные резьбой, костюмы, вышивки на тканях, а также русские лица – все эти ранние визуальные впечатления стали для будущего художника главными в его творчестве.
Отец Максимова, Максим Терентьевич и мать – Анастасия Васильевна, дочь дьячка, были государственные крестьяне деревни Лопино, Новоладожского уезда, Петербургской губернии. Труд, строгий порядок и дружное согласие царили в этой крестьянской семье. Василий, родившийся 17 января 1844 года, был последним четвёртым ребёнком.
В мальчике с раннего детства проснулась поэтическая чуткость, умение видеть красоту обыденного. В «Автобиографических записках» Максимов вспоминал, какой был чудесный вид на противоположный берег реки Волхов с Георгиевской крепостью, Успенским девичьим и Николаевским мужским монастырями, садами усадьбы помещика А.Г.
Томилова, церковью Иоанна Предтечи упразднённого древнего Ивановского монастыря.
От его детских воспоминаний веет душевной теплотой: «В тихие вечера я любил сидеть на горе, слушать отдалённый говор людской и клёпанье белья, повторяемые эхом… Иногда после ужина мы с Федей (брат художника – прим. авт.
) выйдем на улицу, сядем на крыльцо нашего амбара, укроемся шубами и сидим, слушаем, как один перед другим звонко поют соловьи в орешнике, что в кряжу сопочного поля. Запах сырой земли и свежей зелени, холодный воздух, тишина – не хочется в избу идти…».
У Максимова рано появилась страсть к рисованию. На клочке бумаги, на стенах, на печи или лежанке он рисовал все, что попадалось в поле зрения. В стремлении к рисованию маленького Васю поддерживала мать. Она терпеливо смывала с печи художества сына и приносила лист чистой бумаги со строгим наказом не марать углем, где попало, а рисовать карандашом на бумаге.
Учась в Петербургской Академии Художеств, во время первых летних каникул 1863 года, проведённых в родной деревне, прилежный ученик стал свидетелем того, как скоропостижно скончалась его десятилетняя племянница. Не сумев освободиться от охватившего его чувства горя, он тут же задумал написать на эту тему картину. В том же году был составлен эскиз, а в следующем, 1864 году, картина была закончена. Интерьер избы, предметы крестьянского быта, лица крестьян – всё написано с натуры. Академия признала картину «Больное дитя» достойной награды и присудила Максимову золотую медаль «за экспрессию».
Окончив Академию, получив звание художника, Максимов радовался своей независимости, приобретённым знаниям и возможности всецело посвятить свои силы изображению жизни народа. Окрылённый надеждами и верой в свои силы, он с несколькими десятками рублей уехал в деревню, поселился у брата в свободной задней избе, жил крестьянской жизнью, и наряду с этюдами и небольшими картинами, начал работать над картиной «Бабушкины сказки». «Я рад был, — пишет Максимов, — решению пожить в деревне, на свободе ознакомиться с крестьянской жизнью, — не сквозь чужие очки и не по детским воспоминаниям, а во всей полноте моей подготовленности и любви». Не сразу крестьяне родной деревни художника поняли смысл и значение его работы. «Крестьяне, — читаем мы в «Автобиографических записках», — дивились, зачем я такими пустяками занимаюсь, неужели за это дают деньги. Я им отвечаю также вопросом: зачем они сами покупают картинки? Зачем вышивают узоры на полотенцах и развешивают по стенам и т. д. Скоро мы начали понимать друг друга, они перестали дивиться…». Поняв назначение его труда, крестьяне охотно соглашались позировать.
С крестьянами — натурщиками у Максимова всегда устанавливались самые дружественные, самые тёплые отношения. Для них он был свой, знакомый с детства. Мужики к нему тянулись, становились его друзьями. Некоторые из них, всю последующую жизнь, не теряли с ним связь, переписывались, когда он уезжал в Петербург, обращались за помощью, делились своими радостями и горем. В архиве Государственного Русского музея хранится большое количество писем к нему крестьян. Пишут и кланяются крестьяне, сообщают об урожае, об выданье девок замуж, о сенокосе. Его друг, уже престарелый крестьянин Степан Васильевич Лисин, постоянная его модель, описывая события, произошедшие в деревне и с ним самим, заканчивал письма очень трогательно: «Остаюсь многолюбящий и уважающий Вас, друг ваш Степан Васильевич Лисин».
Крестьяне скучали по Максимову, когда он надолго уезжал из деревни, в свою очередь и сам художник спешил всегда вернуться к своим землякам.
Вместе с крестьянами Василий Максимович проводил деревенские праздники, любил бывать на ярмарках, был дорогим гостем, а то и «посажённым отцом» на деревенских свадьбах. На сходках выбирали его, как лицо справедливое и незаинтересованное, быть судьёй при семейных разделах. Максимов старался проникнуть во все стороны деревенской жизни, ближе стать к народу, жить с ним одною жизнью и правдиво отразить эту жизнь в своём творчестве.
Картина «Бабушкины сказки», оконченная 27 ноября 1867 года, навеяна воспоминаниями о матери, которая была мастерицею сказок. В Обществе Поощрения Художников картина была удостоена премии и в 1876 году приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи.
Прекрасно понимая, что сказки, как и вся народная поэзия несут в себе глубокое содержание народной жизни, Максимов, с большой любовью решил эту тему и создал, избегая всякой сентиментальности, глубоко жизненные образы. Особенно задушевны у него образы крестьянских детей, так замечательно отражённых в картинах и рисунках.
В семидесятых — восьмидесятых годах Максимов создаёт лучшие свои произведения, в которых чувствуется исключительное знание крестьянской жизни и всепоглощённость деревенской тематикой: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел», «Больной муж», «Бедный ужин», «Заем хлеба», «Слепой хозяин» и многие другие.
Эти произведения принесли автору заслуженный успех. Появилась масса отзывов в печати, более всего положительных.
Отзывы были помещены в передовых газетах того времени: в «Новом Времени», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Голосе», «Новостях», «Петербургском листке», а также в газетах Харькова, Новороссийска, Одессы, Киева, Ярославля.
Картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» экспонировалась на международной выставке в Париже и имела там успех. Строгий критик П.П. Чистяков в письме к П.М. Третьякову от 14 апреля 1875 года хвалил эту картину: «Хорошую картину Вы купили у Максимова… За Максимова я радуюсь: он встал на тропу художника».
«Бедный ужин» — писал критик В.В. Стасов, — очень талантливая картина, необыкновенно верно и характерно передающая истинную крестьянскую действительность…». О другой картине – «Заем хлеба», — Стасов говорил следующее: «Новая картина его так превосходна, что заставляет молчать всяческие претензии… Для меня господин Максимов один из значительнейших художников».
И.Е. Репин в письме к П.М. Третьякову от 5 октября 1882 года пишет о картине «Заем хлеба»: «Максимов привёз превосходную вещицу: цельно, неподражаемо, правдиво, просто и художественно; надо видеть». В другом письме от 8 марта 1883 года Репин о той же картине пишет: «Очень хвалят все Максимова «Заем хлеба», — вот она, правда».
Правда – в том виде, в каком внёс её в нашу русскую живопись Максимов – есть нечто новое. Художник проник в недостаточно тогда разработанную огромную область русской жизни – жизнь русского крестьянства. Крестьянские образы Максимова – нечто такое, чего никто до него не давал подобным образом и что, кажется, иным немаксимовским способом нельзя и выразить.
Вместе с успехом к художнику приходят известность и признание.
Все свои лучшие картины семидесятых годов Максимов писал в деревне Чернавино, терпя неудобства из-за отсутствия свободного помещения, недостатка света и оборудования. «Горе работать в деревенской избе, где стёкла зелёные – никак не добьёшься чистого воздуха» — писал Максимов жене в Петербург. Но зато он, пользуясь подлинной натурой, вознаграждал себя постоянным общением и дружбой с крестьянами. «Ты наш, — говорили они ему, — если и напишешь, то не для смеху». Цитаты приведены из воспоминаний дочери В.М. Максимова А.В. Скалозубовой.
26 ноября 1872 года, по предложению И.Н. Крамского, В.М. Максимов за картину «Семейная молитва», написанной в Чернавино, был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок.
Максимов достиг вершин своего творчества в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). Эта картина – одно из крупных и значительных произведений русской живописи – сразу создала автору имя, громкую заслуженную славу и звание академика. Работа над картиной была начата ещё в 1868 году и продолжалась семь лет.
Каждый раз, когда на выставку передвижников приносили картину Максимова, Иван Николаевич Крамской – разум и душа передвижников, непоколебимо убеждённый в значении национального начала в русском искусстве, отдавался наслаждению этим подлинным свидетельством о жизни народа: «Да, да, сам народ написал свою картину», — говорил растроганный Крамской. Эти слова, эту глубоко верную оценку мы можем отнести, прежде всего, к одной из лучших картин Максимова – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу».
Как и каждый значительный художник Максимов оригинален и узнаваем. Все свои лучшие картины он написал в весьма своеобразных условиях в Новоладожском уезде. По выражению И.Е. Репина, картина Максимова писалась всей деревней. О работе его знали, работой его интересовались все крестьяне вокруг. В создании картины они принимали как бы непосредственное участие. В избу, превращённую в мастерскую, заходили мужики, его друзья, судили, давали советы. Максимов внимательно выслушивал их указания о подлинности того или другого типа, искал их простых, искренних советов.
«Топорная светёлка была его мастерской. А вдохновители и критики – все тут же под боком. Полна изба приходила к Василию Максимовичу по его зову, народ здраво и умно разбирал каждый его труд… Василий Максимович не раз рассказывал, как много ему приходилось переделывать по замечаниям деревенских друзей. До тех пор не считал он свою картину законченной, пока она не была совершенно одобрена ими», — пишет И.Е. Репин в книге «Далёкое близкое».
Максимов, с детства обладая зорким взглядом и любознательностью, подмечал внешний вид и поведение крестьян, используя затем увиденное в своих произведениях. Фигуры на его картинах не статичны, они живут, находятся в движении, как бурлаки на Волге у Репина. Сравнение это законно, так как картины «Приход колдуна» и «Семейный раздел» можно поставить в ряд с «Бурлаками на Волге», как подлинно народные произведения.
В работах Максимова всё продумано и вместе с тем пережито и перечувствовано. В них художник хотел сказать о русском народе всё, что знал.
Тема, созвучная душевному настрою и потому принёсшая (в последний раз) успех, пришла в 1885 году, когда после смерти тёщи, помещицы Измайловой, Максимовым перешла по наследству усадьба Любша, недалеко от родной деревни художника. Картина «Всё в прошлом», написанная в Любше, приносит художнику последнюю славу.
Максимов, опять же в родной деревне, создал полотно глубокого общественного смысла и большой художественной выразительности. Можно сказать, что картина «Всё в прошлом» стала символом уходящей пореформенной России. Её также приобрёл П.М.
Третьяков, она и поныне в Государственной Третьяковской галерее рядом с холстами «Бабушкины сказки», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел» и «Больной муж».
В год написания картины «Всё в прошлом» Максимову было всего сорок пять лет. Но он уже работал с трудом – сказался тяжёлый жизненный путь. После картины «Всё в прошлом» Максимов прожил ещё двадцать лет, но это были годы постепенного угасания с редкими творческими просветлениями. И. Е. Репин в некрологе Максимову писал: «Судьба … всю жизнь колотила его, как злая мачеха, — точно так же, как она беспощадна к исключительно даровитому народу русскому и с какой-то тайной завистью не даёт ему ни отдыху, ни сроку…».
Скончался В.М. Максимов в ночь на 1 декабря (18 ноября по старому стилю) 1911 года, в Александровской мужской больнице Петербурга, на 15-й линии Васильевского острова. Из Петербурга до Старой Ладоги останки сопровождала только семья. Необходимо было пересечь реку Волхов, но на лошадях сделать эту переправу было немыслимо: тонкий лёд не выдержал бы лошадей. Здесь на помощь явился тот народ, которому покойный посвятил свою жизнь.
На Васильевском погосте, находившемся в версте от Лопина, родной деревни Максимова, должна была начаться в это время праздничная обедня (21 ноября – праздник Введения во Храм Пресвятыя Богородицы). Священник, протоиерей Вениамин Михайлович Воробьёв, в уважение к памяти Максимова, приостановил благовест к обедне, чтобы подоспело тело. Крестьяне Лопина и Чернавина перевезли на себе гроб через Волхов, и, подняв на руки, донесли гроб с телом своего художника до церкви. После обедни было сердечное прощание. Сколько трогательной простоты и величия было в этом прощании. В этот день родной погост принял его тело.
Василий Максимович посвятил всю свою жизнь работе художника, служению своему великому народу, пронеся любовь к родной земле и населяющим её людям, и они ответили ему взаимностью.
Источник: http://nikskit.ru/hudognik-vasilii-maxsimov
Художник василий максимов. я пришёл навсегда к деревенской жизни
Приход колдуна на крестьянскую свадьбу
Василий Максимович Максимов – великий русский художник-передвижник, большой мастер жанровой живописи, академик.
Биография художника василия максимова
Василий Максимович родился в январе 1844 года в деревне Лопино, в окрестностях Новой Ладоги, в крестьянской семье. В раннем детстве будущий художник лишился родителей и был определен учеником иконописца местного монастыря. Врожденный талант и трудолюбие позволили молодому церковному иконописцу поступить (в возрасте 18 лет) в Императорскую Академию живописи.
Василий Максимович Максимов
Случилось так, что первый конкурсный рисунок выполненный первокурсником Максимовым занял только 69-у место по уровню мастерства. Кого-то такая неудача могла сломить, но Максимов приложил все свои силы и к последнему курсу обучения стал одним из лучших молодых художников. А на одном курсе с Максимовым учились Савицкий, Поленов, Репин.
Ещё в студенческие годы художник начал общаться с будущими передвижниками и по их примеру отказался от написания выпускной работы и заграничной поездки за счет академии. Максимов пожелал писать реальную жизнь российской сельской глубинки.
Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя.
В 1866 году получив звание классного художника 3-й степени, Максимов отправился в деревню Шубино Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом этого же года художник совершил путешествие по Волге. Эта поездка была очень познавательной и плодотворной.
Позднее он говорил П.М. Третьякову:
… не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни.
Написанная после этого путешествия картина «Бабушкины сказки» было премировано на очередной выставке передвижников и приобретено для Третьяковской галереи.
Следующей работой, которая была с восторгом встречена знатоками живописи стала картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Тут и обилие персонажей, и глубокое знание крестьянского быта, и с огромным мастерством выписанные персонажи.
Я не буду описывать все картины художника, которые были отмечены искусствоведами, критиками и коллегами – это будет очень длинный перечень. Самые знаменитые (если так можно сказать о картинах) я собрал в галерею, которую хочу предложить вашему вниманию сегодня.
В 1878 году Василию Максимовичу Максимову было присвоено звание академика.
Последние двадцать лет жизни художника были наполнены лишений и горькой нужды. Передвижники с их горькой правдой жизни вышли из моды, деньги кончились, а новых заказчиков практически не было.
В декабре 1911 года художника не стало.
Картины художника василия максимовича максимова
Больной муж
Всё в прошлом
Мальчик-механик
Примерка ризы
С дипломом
Семейный раздел в крестьянском быту
Слепой хозяин
Шитьё приданого
Игра в шашки
Бедный ужин
Бабушкины сказки
Залом ржи
Злая свекровь
Мечты о будущем
Кто там?
Лесной сторож
Материнство
Художник Василий Максимов (1844 — 1911). Я пришёл навсегда к деревенской жизни
Источник: https://pravoslavnaa.livejournal.com/363678.html