- Фильтр:
- Музей: Музей Тулуз-Лотрека [x]
- Вы уверены, что хотите удалить репродукцию из галереи?
Ла Тур, Жорж де Апостол Иаков Алфеев 1624-1650
Ла Тур, Жорж де Апостол Иуда Иаковлев 1624-1650
Тулуз-Лотрек, Анри де Одноконный экипаж 1880
Тулуз-Лотрек, Анри де Портрет графини Адель де Тулуз-Лотрек Около 1880-1890
Тулуз-Лотрек, Анри де Служанка Около 1880-1890
Тулуз-Лотрек, Анри де Юный гуляка Селейран 1882
Тулуз-Лотрек, Анри де Мадемуазель Дио за фортепиано 1890
Тулуз-Лотрек, Анри де Мсье, мадам и собачка (содержатели борделя) 1893
Тулуз-Лотрек, Анри де Доктор Тапье де Селейран в фойе театра 1894
Тулуз-Лотрек, Анри де Иветт Гильбер кланяется публике 1894
Тулуз-Лотрек, Анри де Салон на улице Мулен 1894
Тулуз-Лотрек, Анри де Мадам Пупуль за туалетом 1898
Тулуз-Лотрек, Анри де Модистка мадемуазель Маргуэн 1900
Тулуз-Лотрек, Анри де Морис Жуайан в бухте Соммы 1900
Тулуз-Лотрек, Анри де Мать художника, графиня Адель де Тулуз-Лотрек за азвтраком 1881-1883
Тулуз-Лотрек, Анри де Мисс Долли 1899
Тулуз-Лотрек, Анри де Мадмуазель Дио за фортепиано 1890
Тулуз-Лотрек, Анри де Фронтиспис журнала «Бешеная корова» 1896
Источник: https://art.biblioclub.ru/museums/?name=%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%A2%D1%83%D0%BB%D1%83%D0%B7-%D0%9B%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0&time=19
Тулуз-Лотрек АнриКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Анри Раймон Мари де Тулуз-Лотрек-Монфа (Henri de Toulouse-Lautrec) (1864-1901), французский живописец и график, потомок древнего аристократического рода, происходящего от владетельных графов Тулузских, родоначальником которого был Балдуин Тулузский, младший сын знаменитого Раймунда V. Тулуз-Лотрек учился у Леона Жозефа Флорентина Бонна (1882) и у Ф. Кормона (с 1883) и работал в Париже; испытал влияние Эдгара Дега и японской гравюры. Основная тема творчества художника – развлечения и быт парижских богемы и “дна”, которые он воссоздает без морализирования, но с присущей ему болезненной остротой наблюдения.
Женщина за туалетом, 1889, Музей д'Орсе, Париж
Женщина с перчатками (Онорина Плетцер), 1891, Музей д'Орсе
Обучение танцу в Мулен Руж, 1890, Музей искусств Филадельфии
Чтение газеты в саду или Дезире Дио, Музей Тулуз-Лотрека, Альби
Начало кадрили в Мулен Руж, 1892, Национальная галерея, Вашингтон
Афиша Цыганка де Ришепен (Гитана), 1893, Музей Альби
В картинах Анри де Тулуз-Лотрека довольно часто заметна едкая ирония, в этих работах художник искусно передавал гротескную динамику как бы случайно выхваченных из потока жизни мизансцен, характерность поз и жестов (“Цирк Фернандо. Наездница”, 1888, Институт искусства, Чикаго; “Танец в Мулен Руж”, 1890, частное собрание, Филадельфия; “Певица Ивет Гильбер”, 1894, Музей изобразительных искусств, Москва).
Портрет Эмиля Бернарда, друга Тулуз-Лотрека, 1886
Графиня Адель де Тулуз-Лотрек в библиотеке замка Мелрум, 1887
В Мулен де ла Галетт, 1889, Институт искусств, Чикаго
Марселла Лендер танцует болеро, Национальная галерея, Вашингтон
В Мулен Руж с друзьями, 1892-1895, Институт искусств Чикаго
Афиша Кабаре Японский диван, 1893, Музей Тулуз-Лотрека, Альби
Сугубо индивидуальной манере Анри де Тулуз-Лотрека свойственны обобщенный, гибкий и ломкий рисунок, длинные вибрирующие мазки, холодная гамма, оттененная крупными, яркими красочными пятнами.
Великолепное мастерство рисовальщика Тулуз-Лотрека особенно ярко проявилось в литографированных театральных афишах с их графически-острым лаконизмом, декоративной броскостью цвета, причудливо-гибким рисунком (“Аристид Брюан в своем кабаре”, 1892; “Жанна Авриль”, 1893).
В салоне на улице де Мулен, 1894-1895, Музей Альби
В Ла Бастиль (Жанна Венц), 1888, Национальная галерея, Вашингтон
Ла Гулю с подругами, 1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Модель Элен Вари в мастерской художника, 1889 год
Девушка в корсете, 1896, Музей Августинцев, Тулуза
Жанна Авриль, 1893, Собрание Ставроса Ниарчоса
Источник: http://smallbay.ru/tou_loutrec.html
В салоне на улице де мулен, тулуз-лотрек, 1894
- Анри де Тулуз-Лотрек
- Музей: Музей Тулуз-Лотрека
- Год: 1894
⇐ Нажмите на изображение для увеличения
Описание картины:
В Салоне на улице де Мулен — Анри де Тулуз-Лотрек. 1894. Холст, масло. 111,5х132,5 Существование публичных домов во Франции XIX века вызывало яростные споры между теми, кто защищал их, и теми, кто требовал их закрытия. Тулуз-Лотрек не принимал участия в этих дебатах.
Он просто изображал реальность, в которой жили и работали обитательницы этих домов. Художник часто посещает публичные дома, а особенно этот, на улице де Мулен. Где-то с 1893—1894 годов он чувствует себя там как дома. Некоторые знакомые художника едва сдерживаются от ядовитых намеков на то, что Лотрек обрел в кварталах терпимости свою вторую семью.
У Анри всегда при себе его рабочие инструменты. Нередко прямо в публичном доме его можно было застать за выполнением небольших набросков. Заканчивал картины он, как правило, уже в мастерской, и затем они практически никогда не покидали ее. Тем, кто уговаривал его представить их публично, он обычно отвечал: «Никогда! Все решат, что я хочу скандала».
Картина «В Салоне на улице де Мулен» — одно из лучших изображений мира публичных домов.
На ней — один из любимых мотивов Лотрека: ожидание клиентов. Отсутствие мужчин позволяет художнику сконцентрироваться на психологии. Спокойная, и даже безучастная атмосфера подчеркивает специфику повседневного существование этих женщин. Небрежная поза «жрицы любви» на переднем плане выражает ее полное безразличие ко всему на свете. Сидящая рядом с ней женщина в розовом пеньюаре смотрит вниз с нескрываемой тоской. Просторные диваны цвета увядшей розы и вычурные архитектурные детали на заднем плане только подчеркивают впечатление царящей в помещении скуки.
Лотрек намеренно создает контраст между глубоко скрытой индивидуальностью каждой из женщин и их родом занятий, превращающим их просто в бездушный товар. Художник стремился раскрыть то человечное, что видел в своих моделях.
Картины Анри де Тулуза-Лотрека
Дохлая крыса
Марсель Лендер, танцующая в Хильперик
Иветт Гильбер, поющая Linger, Longer, Loo
Кафе Амбассадор
Мадемуазель Дио за фортепиано
Экзамен на медицинском факультете
Женщина с зонтиком
Источник: https://muzei-mira.com/kartini_francii/1244-v-salone-na-ulice-de-mulen-tuluz-lotrek-1894.html
Sample: Анри де Тулуз-Лотрек «Салон на улице Мулен»
Художник Анри де Тулуз-Лотрек не так известен в России, как его друзья-современники Эдгар Дега и Винсент Ван Гог. Непопулярность художника у зрителя объясняется просто: в отечественных музеях очень мало его произведений, в отличие от большого собрания Моне и Ренуара. Однако Лотрека можно назвать одним из центральных художников Франции конца XIX века.
Единственному ребенку из знатной французской семьи, в истории которой были и крестоносцы, и родственники королей, и видные политики, пророчили великое будущее. Однако в 13 лет Анри, вставая с кресла,ломает левое бедро, а еще через год, упав в канаву, повреждает еще и правую.
Кости в итоге срослись неправильно и из-за наследственного заболевания (родители художника приходились друг другу кузенами) перестали расти. Из-за травмы рост Лотрека остановился на 152 см, и планы родителей на большое будущее своего чада рухнули: знатные юноши того времени становились военными, а с таким здоровьем это было невозможно.
Также Анри не мог принимать участие в светских развлечениях вроде охоты или балов.
Анри де Тулуз-Лотрек
Когда юноша достиг совершеннолетия, он переехал в Париж на Монмартр, район бедных художников, где начал заниматься творчеством. Впрочем, параллельно он еще пристрастился к алкоголю и был частым гостем публичных домов. Из-за своего образа жизни Тулуз-Лотрек умер в 37 лет на руках у своей матери, страдая алкоголизмом и сифилисом.
Анри де Тулуз-Лотрек «Салон на улице Мулен» 1894 – 1895 гг.
Одна из самых известных картин Тулуза-Лотрека «Салон на улице Мулен» описывает жизнь парижского борделя.
Художник использовал здесь не масло, а пастель, свой любимый материал. Из-за этого картина выглядитнезаконченной. Такой художественный прием незавершенности часто использовали импрессионисты и постимпрессионисты.
Художник смог передать атмосферу дома терпимости, в котором девушки ждут клиентов. На переднем плане художник изобразил Мирей, проститутку, испытывавшую особую симпатию к Анри.
Рядом с ней в бледно-розовом платье сидит хозяйка заведения.
Вся произведение построено на контрастах: вальяжные позы куртизанок – напряжение хозяйки; бледная кожа и светлые платья – темный тон обивки дивана; тщательно прорисованный передний план картины – почти эскизный фон.
Такой выбор сюжета, манера письма и асимметричная композиция были немыслимы для салонного искусства того времени. Но импрессионисты, а после них и постимпрессионисты, объявили войну надоевшим канонам. В галереях их искусство не принимали, а критики смеялись над этими полотнами. Впрочем, время все расставило на свои места.
В Петербурге открылась мультимедийная выставка «От Моне до Сезанна», где рассказывается история импрессионистов и постимпрессионистов, где среди прочих демонстрируется и картина Тулуза-Лотрека «Салон на улице Мулен».
Источник: https://www.be-in.ru/places/34201-anri-de-tuluz-lotrek-salon-na-ulice-mulen/
NeWestMuseum Музей нового западного искусства
Художник принадлежал графскому роду Тулуз-Лотрек-Монфа [de Toulouse-Lautrec Monfa]. Детство его прошло в родовых поместьях, а в 1872 году семья переехала в Париж, где Анри вскоре стал учеником лицея Кондорсе [Lycée Condorcet]. (Один из его школьных друзей, Морис Жуайан [Maurice Joyant], впоследствии много сделает для популяризации творчества Тулуз-Лотрека.)
- Шато дю Боск, одно из поместий, где Тулуз-Лотрек провел свое детствоОк. 1930
- © Rue des Archives / Vostock Photo
С 12 лет Анри начал страдать от болей в суставах — следствия генетических отклонений: его отец и мать приходились друг другу кузенами. Он был переведен на домашнее обучение, много времени проводил в клиниках, на курортах и в фамильных имениях. После того как в 14 лет Анри поочередно сломал обе ноги, их рост остановился, и с этого времени он передвигался только при помощи трости.
Тулуз-Лотрек, с раннего возраста проявлявший незаурядные художественные способности, теперь все больше увлекался рисованием: анималистическими зарисовками, живописными этюдами, портретами и карикатурами.
Анри брал уроки рисования у своего дяди Шарля де Тулуз-Лотрека, а также у друга отца глухонемого художника Рене Пренсто [René Princeteau], мастера охотничьих и батальных сцен.
Отец познакомил его с Жаном-Луи Фореном.
В 17 лет Тулуз-Лотрек решил получить академическое художественное образование. Он поступил в мастерскую портретиста Леона Бонна [Léon Bonnat] (1882), а после ее закрытия — в ателье мастера исторической живописи Фернана Кормона [Fernand Cormon] (1883–1886), благодаря которому познакомился с Винсентом Ван Гогом и даже выполнил его портрет.
- Художники в ателье КормонаКрайний слева на табуретке – Тулуз-Лотрек
- Ок. 1885
- Анри де Тулуз-ЛотрекПортрет Винсента Ван Гога1887Картон, пастель. 57×46,5
- Музей Ван Гога, Амстердам
Хотя Тулуз-Лотрек испытывал влияние импрессионистической живописи и даже писал картины на пленэре, определяющее значение для него имело искусство Эдгара Дега: виртуозное владение линией, передающей непосредственность и мгновенность движения, смелые композиционные решения и обращенность к той же теме сценической и повседневной жизни, которая занимало его самого.
Впрочем, Тулуз-Лотрек всегда оставался в стороне от любых художественных объединений — даже сведя знакомство с Дега, Камилем Писсарро, Полем Гогеном, Жоржем-Пьером Сёра. Сняв мастерскую на Монмартре, он стал постоянным посетителем кабаре, кафе-концертов, цирков и баров, и жизнь обитателей квартала — представителей богемы и простолюдинов — сделалась основной темой его творчества.
Присущий Тулуз-Лотреку саркастический склад ума, который позволял ему с насмешкой относиться к собственному увечью, отчасти проявлялся и в художественной манере, граничившей с гротеском.
Ежедневными упражнениями художника были этюды натурщиц и многочисленных знакомых: от аристократов, философов и артистов до извозчиков и проституток («Глухая Берта в саду господина Фореста», 1889; «Певица Иветт Гильбер», 1894).
1 / 2
Со второй половины 1880-х годов портреты художника все чаще включают в себя фрагменты обстановки и окружения, становясь обобщенными социальными типами («Похмелье» [Gueule de Bois], 1889, Музей Фогг, Кембридж, Массачусетс).
С начала 1890-х годов в тематическом репертуаре Тулуз-Лотрека появляются картины и графические серии, посвященные публичным домам («В салоне на улице Мулен» [Au Salon de la rue des Moulins],1894, Музей Тулуз-Лотрека, Альби); художник даже декорирует зал одного из «домов терпимости» (1892).
1 / 2
- Анри де Тулуз-ЛотрекПохмелье1887–1889Холст, масло. 47×55,3
- Музей Фогг, Кембридж, Массачусетс
- Анри де Тулуз-ЛотрекВ салоне на улице Мулен1894
- Музей Тулуз-Лотрека, Альби
Тулуз-Лотрек и его модель перед картиной “В Салоне на улице Мулен”Ок. 1894
В 1891 году Тулуз-Лотрек выиграл конкурс на создание афиши к открытию кабаре Мулен-Руж.
Работа над литографией с пляшущей канкан танцовщицей Ла Гулю [La Goulue] и акробатом Валентином Бескостным [Valentin le Désossé], в которой буквы использовались в качестве равноправного с красочными мазками выразительного средства, положила начало важнейшему направлению в творчестве самого мастера и послужила образцом жанра для нескольких поколений художников («Мулен Руж. Ла Гулю» [Moulin Rouge, La Goulue], Национальная Библиотека, Париж). В дальнейшем Тулуз-Лотрек выполнил афиши для кафе-концерта «Диван Жапоне» (1892–1894), кабаре Аристида Брюана [Aristide Bruant] и многих других артистов, спектаклей и заведений.
Анри де Тулуз-ЛотрекМулен Руж. Ла Гулю1891Цветная литография. 201×123.5
Музей Ван Гога, Амстердам
С 1895 года графические работы Тулуз-Лотрека начал публиковать ведущий художественный журнал «Ревю Бланш» [La Revue blanche], в издательстве которого он познакомился с Пьером Боннаром, Эдуаром Вюйаром и Феликсом Валлоттоном.
Войдя в круг литераторов: Анри де Ренье [Henri de Régnier], Стефана Малларме [Stéphane Mallarmé] и др., — Тулуз-Лотрек обратился к книжной иллюстрации, в частности оформил «Естественные истории» [Histoires naturelles] Жюля Ренара [Jules Renard] (1899).
Он также пробовал себя в театральной декорации, экспериментировал в области керамики и витража.
1 / 2
- Анри де Тулуз-ЛотрекLa Revue Blanche (Портрет Мизии Натансон на катке)1895Цветная литография. 130×95
- Музей Тулуз-Лотрека, Альби
- Титульный лист книги «Естественные истории» Жюля Ренара, оформленной двадцатью двумя литографиями Тулуз-ЛотрекомИздание H. Floury (Paris), 1899
- Французская национальная библиотека, Париж
Тулуз-Лотрек страдал от приступов депрессии, усиливающейся из-за неудач в отношениях с женщинами. Экстравагантный, импульсивный, подверженный алкоголизму, он часто провоцировал скандалы и вызывал недовольство семьи. Его отец, Альфонс де Тулуз-Лотрек, даже превосходящий сына эксцентричностью поведения, продал своей сестре часть владений, которую должен был унаследовать Анри.
Начиная с 1883 года Тулуз-Лотрек принимал участие в различных групповых выставках в Париже и за его пределами, экспонировал свои работы вместе с участниками группы «ХХ» в Брюсселе.
Первая персональная выставка Тулуз-Лотрека прошла в 1895 году в галерее Буссо и Валадона [Boussod, Valadon & Cie]; ее организовал друг художника Жуайан, сменивший Тео Ван Гога на посту директора галереи.
Члены семьи были настолько возмущены показанными работами, что уговорили Тулуз-Лотрека уехать в путешествие. В сопровождении друзей, которым было поручено присматривать за ним и удерживать от алкоголя, художник отправился в Лондон, затем посетил Голландию, Испанию и Португалию.
Вернувшись в Париж, Тулуз-Лотрек переселился с Монмартра в более фешенебельный район; он становился все более несдержанным в употреблении крепких напитков и все больше предпочитал одиночество.
Скоро состояние Тулуз-Лотрека сделалось критическим: в начале 1899 года он несколько месяцев провел в психиатрической клинике, где исполнил свою серию «Цирк» из 37 рисунков цветными карандашами («Испанский шаг» [Le Pas espagnol], 1899, Музей Метрополитен [Metropolitan Museum of Art]).
Мать художника, графиня Адель, поручила присматривать за сыном после его выхода из клиники дальнему родственнику семьи Полю Вио [Paul Viaud]. Вместе с ним Тулуз-Лотрек отправился поправлять здоровье на побережье Ла-Манша, а затем в Бордо.
Впрочем, пить художник не переставал, пряча от своего провожатого спиртное в трости с тайником.
- Анри де Тулуз-ЛотрекИспанский шаг (из серии «В цирке»)1899Графит, пастель и уголь на веленевой бумаге. 35×25
- Музей Метрополитан, Нью-Йорк
В конце лета 1901 года у Тулуз-Лотрека случился удар. Мать перевезла его в замок Мальроме, где он вскоре умер, немного не дожив до 37 лет. Большую часть произведений сына графиня Адель де Тулуз-Лотрек передала в дар городу Альби; в 1922 году там открылся музей художника.
Источник: http://www.newestmuseum.ru/data/authors/t/toulouse_lautrec_h/index.php
Необычные натурщицы Анри де Тулуз-Лотрека
zharevnaВ картинах великого постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec) был воплощен дух эпохи конца ХІХ в. и его личный опыт. Большую часть времени художник проводил на Монмартре, в кабаре и публичных домах. Картины Тулуз-Лотрека автобиографичны, на них можно увидеть тех людей, которые окружали его в повседневной жизни: танцовщицы кабаре и певицы, пьяницы и проститутки, аристократы и прачки.
В салоне на улице де Мулен, 1894 г.
Анри де Тулуз-Лотрек родился в богатой и знатной семье – его отец происходил из старинного аристократического рода, который жил в окрестностях Тулузы с ХІІ века.
Мальчик рос болезненным и хилым, в результате кровосмешения – его отец и мать были двоюродными братом и сестрой. В подростковом возрасте он сломал обе ноги, в результате чего остановился в росте (до 150 см) и навсегда остался калекой.
Тем не менее, это не мешало ему всю жизнь быть страстным поклонником женского пола, за что он и получил прозвище «горбатого донжуана».
Музы Тулуз-Лотрека
Работницы публичного дома на Монмартре
С не меньшей страстью Тулуз-Лотрек увлекался живописью. Больной, прикованный к постели, он говорит: «Рисую и пишу так много, насколько могу, пока рука не падает от усталости». Несмотря на возражения родителей, он перебирается жить в бедный квартал Парижа, излюбленное место творческой богемы – Монмартр, район художественных мастерских, кабаре и публичных домов.
Рыжеволосая женщина на коленях, 1897 г.
Женщина, лежащая на спине. Усталость. 1896 г.
Лежащая обнаженная, 1897 г.
Иногда художник проводил в публичных домах по несколько недель подряд. Его друг Морис Жуаян писал: «Некоторые публичные дома стали его основной квартирой.
Лотрек рисовал там без передышки, отмечая каждый случай из жизни обитательниц этих заведений». Только здесь он забывал о собственных увечьях и болезнях, только здесь чувствовал себя как дома.
А на все укоры отвечал: «Наконец-то я нашел женщин не выше меня!»
Ла Гулю, входящая в Мулен Руж с двумя женщинами, 1892 г.
Улица Мулен, медицинский осмотр, 1894 г.
Одним из самых любимых заведений Лотрека было кабаре «Мулен Руж». На тот момент самой популярной танцовщицей здесь была Луиза Вебер по прозвищу Ла Гулю.
Художник страстно влюбился в нее и писал ее портреты сутки напролет.
Впрочем, она была не единственной его музой – позже объектом его страсти стала Рыжая Роза (заразившая его сифилисом), затем – танцовщица Джейн Авриль и певица Иветт Гильбер.
Туалет, 1896 г.
В картинах Лотрека не было ни вульгарности, ни сентиментальности, ни морализаторства. Он изображал повседневную жизнь проституток, их обычные занятия – утренний туалет, ожидание клиентов, игру в карты, танцы, медицинский осмотр. Говоря о своих работах, он утверждал: «Я старался передать правду». И это ему бесспорно удалось!
Танец в Мулен Руж, 1889-1990
Тулуз-Лотрек с натурщицей в его студии на Монмартре. Фотограф Морис Жюбер
Источник: https://zharevna.livejournal.com/909405.html
Читать
Властимил Фиала
Анри де Тулуз-Лотрек
Как правило. Тулуз-Лотрека называют среди художников-постимпрессионистов.
Творчество Сезанна, Ван-Гога, Сера и Тулуз-Лотрека действительно является в известной мере реакцией на импрессионизм, хотя большинство из них и выставляло свои произведения совместно с импрессионистами.
Но если под импрессионизмом понимать не только технику письма, некоторые новые оптические открытия, но и программу последовательной современности искусства, актуализации тем, то мы должны будем назвать среди импрессионистов и Мане, и Дега, и Тулуз-Лотрека.
Анри де Тулуз-Лотрек был современным художником в полном смысле этого слова. Интересуясь полусветом, жизнью парижских кабаре и цирков, монмартрских кафешантанов, рисуя портреты танцовщиц, художников, писателей, он изображает окружающий мир с жестокой правдивостью. Он понимает радость, но ему близка и боль.
Ои видит не только блеск, но и нищету. Искусство Тулуз-Лотрека — это искусство импровизации, создаваемое несколькими ударами кисти, одновременно и объективное, и деформирующее, но в совершенстве выражающее видение и чувства художника.
Творчество Тулуз-Лотрека, расцветшее в такой краткий промежуток времени, представляет один из краеугольных камней современного искусства.
Настоящая монография приносит репродукции произведений Лотрека, находящихся сейчас в разных европейских галереях и музеях. Иллюстрации сопровождаются кратким очерком жизни и творчества художника.
АРТИЯ
Репродукции в этой книге печатаются с любезного разрешения следующих галерей и коллекционеров: Музея Анри де Тулуз-Лотрек, Альби (репр. I–III, VI, XII, XIII, XXII, XXV–XXX, XXXIX–XLV); собрания Артура Джеффресса, Лондон (репр. IV); Городского музея искусств в Сен-Луи (репр. V); Картинной галереи в Бремене (репр.
VII); Музея изящных искусств в Бостоне (репр. VIII, XV); Института искусств, Чикаго (репр. IX, X, XVI); собрания Генри Мак Айленни, Филадельфия (репр. XI); Музея искусств в Филадельфии (репр. XIV); Национальной галереи искусств, Вашингтон (репр. XVII); собрания госпожи Леви, Нью-Йорк (репр. XVIII); Лувра, Париж (репр.
XX, XXXII, XXXIV, XXXVI); Уодсуорд Эфенеюм, Гартфорд, Коннектикут (репр. XXI); Глиптотеки Карлсберга, Копенгаген (репр. XXIII); Музея искусств, Кливленд (репр. XXIV); собрания Оскара Рейнгарта, Винтертур (репр. XXXI); собрания проф. Ганса Р. Шинца, Цюрих (репр. XXXIII); собрания Ганса Меттлера, Сен-Галлен (репр.
XXXV); собрания Иры Гаупт, Нью-Йорк (репр. XXXVII); Института Курто, Лондон (репр. XXXVIII); Национальной галереи в Праге (репр. XIX). Фотографии для репродукций I–III, VI, XII, XIII, XX–XXII, XXV–XXX, XXXII–XXXVI, XXXVIII–XLII, XLV–XLVII были сделаны агентурой «Жиродон» в Париже.
Фронтисписная иллюстрация — «Автопортрет Тулуз-Лотрека» — печатается с любезного разрешения Музея Анри де Тулуз-Лотрек в Альби.
- Властимил Фиала АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК
- Графическое оформление Б. Трита
- Издательство АРТИЯ, Прага 1963
- Отпечатано в Чехословакии
«Triste fin d’une triste vie!»
Из некролога в „Lyon R6publicain ct 15. 10. 1901
«Vous croyez en cette ceuvre plus que moi
et vous avez juge juste..»
Из письма Альфонза де Тулуз-Лотрека Морису Жойяну (март 1902)
Прежде чем рассказать историю художника с Монмартра, я хотел бы коротко остановиться на некоторых фактах его жизни, которую так часто окружает ореол трагической, но в то же время и двусмысленной славы.
Бурная жизнь искалеченного человека, бунт против общества, против самого себя, против собственных страданий, против бесправия, от которого Тулуз-Лотрек пытался спрятаться за беспечной улыбкой и которому мстил злой колючей иронией! Все это часто заслоняет подлинный свет его творчества.
Повесть о печальной жизни художника с Монмартра до сих пор известна больше, чем его полотна, изображающие жизнь Монмартра. Лишь в 20-ые годы нашего столетия произведения Тулуз-Лотрека начинают покупать европейские и американские картинные галереи.
Исключением являются французские публичные собрания, где положение было несколько иным, хотя и на родине слава пришла к художнику не сразу. Первое произведениеЛотрека — «Портрет клоунессы Ша-Ю-Као» (1895) попадает в Лувр в 1914 году по завещанию Камона.
В это же время галерея в Бремене покупает его «Девушку в ателье» (1888). Однако уже вскоре после первой мировой войны музеи раскупают последние картины художника, появляющиеся на аукционах и в салонах. Такова судьба больших художников. Ведь и Винсент Ван-Гог продал при жизни лишь одну свою картину. .
Графский герб с надписью «Diex lo volt», позолоченная корона над двумя львами и крестами-эмблемы старинного французского рода Тулуз-Лотреков. Предки Тулуз-Лотрека были среди первых крестоносцев, вошедших в XI веке в Иерусалим. Это не помешало им впоследствии выступить против папы и короля. Папские проклятия и отлучение от церкви сопровождаются конфискацией земельных угодий.
Но когда стране нужны мужественные бойцы, Лотреков вновь призывают на службу. Франциск I назначил одного из Лотреков (Оде де Фуа Лотрек, + 1528) своим маршалом. Последний погибает под Неаполем. Быть может, от руки убийцы, быть может, от чумы, быть может — от того и другого сразу.
Отец художника, Альфонс де Тулуз-Лотрек, — замечательный кавалерист и знаток лошадей, страстный охотник, беспокойный и редкий гость в замке Альби — был эксцентричным человеком. Скачки и соколиная охота занимали его больше, чем судьба собственного сына.
К тому же и его брак с графиней Адель Тапье де Селейран был отмечен печатью безразличия — брак двоюродных брата и сестры, продиктованный стремлением материально укрепить беднеющий род Тулуз-Лотреков и оказавший влияние не только на психику и эмоциональный мир ребенка, но и на его физическое развитие.
Родители впоследствии осознали это и с беспокойством следили за хрупким здоровьем единственного сына.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 29 ноября 1864 года в городке Альби в замке дю Боек. В Альби в настоящее время находится одно из крупнейших собраний его картин, литографий, рисунков — известный музей Анри де Тулуз-Лотрека.
Маленький Анри вырастает под опекой матери среди своих двоюродных братьев и сестер. Он растет в семье, где вечерним досугом часто бывает рисование. Известно, что отец и мать Тулуз-Лотрека были замечательными рисовальщиками. Особенно отец.
Мать посвящает все свое время сыну (когда Анри исполнилось три года, у него родился брат, вскоре, однако, умерший).
В 1873 г. вся семья переезжает в Париж, где Анри поступает в лицей Фонтан. Мальчик учится блестяще. В лицее он встречается с двумя своими будущими друзьями, имена которых следует назвать. Луи Паскаль и Морис Жойян, известный впоследствии торговец картинами, сменивший Тео Ван-Гога в фирме Гупиль. Лотрек два раза выставляет у Жойяна. Третья выставка была посмертной.
Жойян пишет первую большую двухтомную монографию о Тулуз-Лотреке с наиболее полной пока библиографией его произведений (1926-27). Он же впервые приводит в ней сведения о том, что Лотрек в лицее получал первые премии по латыни, французской грамматике и английскому языку. С английского языка Лотрек переводит впоследствии книгу о соколах. Однако уже в 1875 г.
у Лотрека проявляются первые признаки частых заболеваний и будущих нервных припадков. Он вынужден прервать учебу в лицее. Частные учителя под наблюдением матери руководят его занятиями. Отец тем не менее все еще продолжает брать сына с собой на охоту, учит его ездить на лошади в надежде вырастить достойного продолжателя дворянского рода.
Вскоре, однако, происходит несчастный случай, который изменяет течение всей последующей жизни Лотрека (точно так же как отношение к нему отца). 30 мая 1878 г. Анри поскользнулся на паркете в замке дю Боек и сломал левую ногу. Долгое время он лежит в гипсе. Кость срастается медленно.
Еще не совсем оправившись от болезни, он во время прогулки на глазах у матери вторично ломает на этот раз правую ногу. Все повторяется вновь. Родители приглашают лучших врачей. Длительное бездействие. Рост костей нижней части тела приостанавливается. Верхняя часть развивается, однако, нормально. Походка Анри становится неуверенной, и он постепенно начинает осознавать, что стал калекой.
Одиночество, дни без друзей, дни, когда он упрекает мать за то, что она родила его, совершенно изменившие характер, настроение и мысли мальчика! Его единственное развлечение в это время — рисунки. Он рисует буквально все. Под открытым небом и в комнате, фигурные композиции и портреты.
Постепенно развлечение становится радостью, а затем и просто необходимостью: уметь больше, научиться всему! В это же время Лотрек пытается сделать первые иллюстрации к рассказу «Cocotte», написанному его молодым другом Этьеном Девизмом (1879). Под одним из писем он так и подписывается «будущий художник А. де Т. Л.» (X, 1881).
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=185913&p=9
Тулуз-Лотрек — это… Что такое Тулуз-Лотрек?
- Тулуз-Лотрек — французско русский графский род, происходящий от владетельных графов Тулузских, угасшего в старшей линии в 1249 г. Родоначальником их был Балдуин Тулузский, младший сын графа Раймунда V, сторонник Симона Монфорского в войне альбигойцев, казненный … Биографический словарь
- ТУЛУЗ-ЛОТРЕК — (Toulouse Lautrec) Анри де (1864 1901), французский график, живописец. Мастер острых, порой язвительных характеристик, гибкого энергичного рисунка (плакаты, композиции на темы жизни парижской богемы) … Современная энциклопедия
- Тулуз-Лотрек — (Toulouse Lautrec) (собственно Тулуз Лотрек Монфа, Toulouse Lautrec Monfa) Анри Мари Раймон де (24.11.1864, Альби, 9.9.1901, Мальроме, близ Бордо), французский живописец и график. Потомок древнего аристократического рода. С 1881 жил в… … Большая советская энциклопедия
- Тулуз-Лотрек — Анри Мари Раймон де (Toulouse Lautrec, Monfa Henri Marie Raymond de) 1864, Альби 1901, замок де Мальроме, Жиронда. Французский живописец, график. Судьба Тулуз Лотрека исполнена трагизма. Красивый одаренный мальчик (последний, по мужской линии,… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
- Тулуз-Лотрек — (toulouse lautrec) Анри де (полное имя Анри Мари Раймон де Тулуз Лотрек Монфа) (1864, Альби – 1901, Мальроме, близ Бордо), французский живописец и график, один из крупнейших мастеров постимпрессионизма. Происходил из древнего аристократического… … Художественная энциклопедия
- Тулуз-Лотрек — французско русский графский род, происходящий от владетельных графов Тулузских, угасшего в старшей линии в 1249 г. Родоначальником их был Балдуин Тулузский, младший сын гр. Раймунда V, сторонник Симона Монфорского в войне альбигойцев, казненный… … Большая биографическая энциклопедия
- Тулуз-Лотрек — франц. русский графский род, происходящий от владетельных графов Тулузских, угасшего в старшей линии в 1249 г. Родоначальником их был Балдуин Тулузский, младший сын гр. Раймунда V, сторонник Симона Монфорского в войне альбигойцев, казненный своим … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
- Тулуз-Лотрек — Анри де (1864 1901), фр. художник. Яркий представитель парижской богемы кон. XIX в. Творчество Т. Л. в значительной мере посвящено изображению жизни социального дна (танцовщиц кабаре, быта публичных домов, проституток и их клиентов и др.).… … Сексологическая энциклопедия
- Тулуз Лотрек — … Википедия
- Тулуз-Лотрек — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються … Орфографічний словник української мови
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/692112