Другие известные художники
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе. Он был предпоследним из пятерых детей в семье портного Лео Ренуара и его жены Маргерит, урожденной Мерле. В 1844 году семейство Ренуаров перебралось в Париж.
В школе Огюст заслужил репутацию «жизнерадостного, но серьезного» ребенка. Уже тогда он обнаружил художественные способности и много рисует.
Преподаватель музыки Шарль Гуно, впоследствии ставший знаменитым композитором, считал, что Огюст должен обучаться пению, и привлек его к воскресным выступлениям в хоре церкви св. Евстафия.
В тринадцать лет Ренуар начал путь живописца на Севрской мануфактуре: «Моя работа заключалась в том, что я должен был расписывать белый фон маленькими букетиками цветов, за которые получал по пять су за дюжину.
Если предметы были больше, то и букеты увеличивались. Плата возрастала, правда, незначительно; наш хозяин находил, что следует экономить и — конечно же, в интересах самих «художников» — не слишком засыпать их золотом».
Вся посуда предназначалась для Востока.
Мастер строго следил за тем, чтобы каждое изделие имело клеймо Севрского завода. Когда я стал чувствовать себя немного увереннее, то отказался от изображения букетов и начал писать фигуры, за ту же нищенскую плату.
Помню, что портрет Марии-Антуанетты приносил мне восемь су». Свидетельством того, что его росписи нравились, было прозвище «Рубенс», которым его наградили подмастерья. В этой мастерской Ренуар проработал четыре года.
Но ею не замыкался круг его интересов: «Во время перерыва я бегал в Лувр рисовать с антиков».
В семнадцать лет юноша лишился заработка. Печатный декор оказался быстрее и дешевле ручной работы. Тогда Ренуар начал расписывать веера. Затем нашел новое место у фабриканта, промышлявшего изготовлением штор.
Картина «Зонтики», Ренуар
В 1857 году, не взяв еще ни одного урока, Ренуар написал маслом портрет своей бабушки. С 1862 года Огюст обучается в ателье Глейра. Единственный положительный момент краткого пребывания Ренуара в мастерской — знакомство с Моне, Сислеем, Базилем, Писсарро и Сезанном.
В лесу Фонтенбло Огюст пишет пейзажи шпателем, техникой, заимствованной у Курбе. Влияние Курбе чувствуется и в картине «Диана» (1863). Зимой 1863 года Ренуар работал в парижской мастерской Базиля и написал его портрет — «Базиль перед мольбертом». Палитра Ренуара светлеет, мазок становится подвижным и легким, он начинает работать в импрессионистской манере.
В Шайи Огюст встретил Лиз Трео, которая стала его любимой моделью. Он пишет «Лиз с зонтиком» (1868). Тогда же был исполнен парный «Портрет четы Сислей».
Портрет мадам Шарпантье с детьми, Пьер Огюст Ренуар, 1878
«Лиз с зонтиком» обратила на себя внимание критиков на Салоне 1868 года. Один недостаток — она была плохо размещена.
Дюранти возмущался по этому повода: «Неужели вы думаете, что Ренуар когда-нибудь забудет нанесенное ему оскорбление? Бедный молодой человек! Он прислал картину, которую я, если и не назову совершенной, то во всяком случае интересной.
Дама представлена в полный рост, под зонтиком, в потоке солнечного света. Земля — мягкая, дерево — шершавое, фигура в полутени моделирована с большим совершенством. Во всяком случае, картина — смелый эксперимент.
И хотя Лиз имела успех и знатоки заметили ее и спорили о ней, все же устроители выставки не нашли ничего лучшего, как запихать ее на свалку, в чулан, на самую верхотуру, куда уже отправили большие «Корабли» Моне».
В конце шестидесятых годов Ренуар начинает работать вместе с Эдуардом Мане. Желание писать модель на пленэре не покидало обоих художников. Оно привело их в купальню «Гренуйер» — «Лягушатник», где было все необходимое для создания яркой, жизнерадостной, насыщенной светом живописи — гребцы и купальщики, единство поэзии повседневной жизни и поэтичности самой натуры.
В отличие от картин Мане, в пейзажах Ренуара всегда присутствуют человеческие фигуры. Его краски становятся все более легкими и светлыми, манера свободнее. В целом же его полотна представляют собой разноцветные пятна с расплывчатыми силуэтами. На Салоне 1870 года художник выставляет «Купальщицу» и «Алжирскую женщину», неплохо принятые критикой.
Портрет актрисы Жанны Самари, Ренуар, 1878
С началом войны с Германией Ренуар, получив повестку, уехал в Бордо, где был приписан к десятому полку легкой кавалерии. Но при первой же возможности художник возвратился в Париж. В 1871 году он пишет «Купальшицу с грифоном» и «Одалиску, или Алжирскую женщину».
Благодаря дружбе с Дюран-Рюэлем, который приобрел многие его работы, Ренуар смог купить большую мастерскую в Париже и с успехом выступил в Салоне Отвергнутых в 1873 году.
В следующем году он становится одним из организаторов и участников первой выставки импрессионистов. На этой выставке в ателье Надара было показано пять его картин — «Танцовщица», «Ложа», «Парижанка», «Жнецы», «Голова женщина».
Ренуара ругали меньше других. Ему даже удалось продать «Ложу» за 425 франков.
История жизни Пьера Огюста Ренуара
«После «Ложи» Ренуар начал писать маленькими прозрачными мазками, положенными один на другой, они создавали на полотне и в восприятии зрителя нужный тон, — отмечает М. Готье.
— Требовалась особая сноровка, чтобы в соответствии с законами оптики и психологии на сетчатке родилось должное впечатление. И если Ренуар не испытывал желания навязывать искусству науку, то он и не скрывал своего желания нравиться. И он нашел средство осуществить это стремление.
Самая суть его существа заставляла Ренуара с любовью писать обнаженные фигуры и портреты — он действительно был в них влюблен, а вовсе не хотел любой ценой приворожить зрителя». В 1875 году вместе с Сислеем и Бертой Моризо он решил устроить в отеле Друо продажу с аукциона своих произведений.
Наибольшую цену в 300 франков он получил за картину «Пон Неф». Двадцать полотен едва принесли ему две тысячи франков.
В саду. Под деревьями Мулен-де-ла-Галетт, Ренуар, 1876
В эти годы художник создает лучшие свои произведения: «Ложа» (1874), «Обнаженная» (1876), «Мулен де ла Галетт» (1876), «Завтрак гребцов» (1881), ряд превосходных портретов артистки Жанны Самари (1877), портрет коллекционера В. Шоке (1875).
В большой картине «Завтрак гребцов» впервые появилась молодая девушка Алиса Шарига, ставшая вскоре женой Ренуара. Эта картина принадлежит к той же категории, что и «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Прогулка на лодках в Шату», написанные два года назад. Сделана еще одна попытка запечатлеть оживленную людскую толпу в радостной атмосфере, насыщенной солнцем.
В 1879 году на Салоне был выставлен «Портрет мадам Шарпантье с детьми». Ренуар добился успеха. Кастаньяри пишет: «Портрет мадам Шарпантье с детьми — одна из самых интересных работ. Палитра необычайно разнообразна. Наблюдательность художника остра, живописная манера — свободна и стихийна».
Описание картины «Качели», Ренуар, 1876
Особое влияние на творчество Ренуара оказывают путешествия. В 1879 году, а затем еще раз в 1882 году он посещает Северную Африку, в 1880 году выезжает в Гернси, в 1881-1882 годах — в Италию. Ренуар утверждал, что живописи нужно обучаться в музеях.
И действительно, побывав в музеях Лондона, Голландии, Испании, Германии, художник совершенствует свою технику, сохраняя живописность с плавными переходами тонов при доминанте зеленоватых и серо-голубых цветов. Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной.
Он постепенно возвращается к конкретным предметным образам.
Отдав дань праздничным сценам городской жизни, пейзажам и изображению цветов, Ренуар переходит к обнаженной натуре, где доминирующими цветами становятся розовый и персиковый. Женские образы Ренуара привлекают своей красочностью, колоритностью, необычайно живым выражением лиц.
Программной работой художника может считаться картина «Нагая женщина, сидящая на кушетке» (или «Обнаженная»). На кушетке, обитой розово-зеленой полосатой шелковой тканью, боком к зрителю, обратив к нему лицо, сидит обнаженная женщина.
Ее полная, немного тяжеловатая фигура, дышащая силой, здоровьем и молодостью, далека от академических представлений о женской красоте.
Ренуар не стремится к углубленной психологической характеристике, да и сама модель, миловидная и бездумная, не располагает к этому. Она покоряет нас своей чувственной красотой, природной грацией движений, заметной в неторопливом повороте головы, в движении рук, в непринужденности ее позы.
Необычной свежестью веет от ее розового лица с живыми блестящими синими глазами, обрамленными темным пушком ресниц, от пухлых алых губ. Пышная копна темных волос с чуть растрепанной челкой на лбу подчеркивает светлый тон ее лица, прозрачность кожи.
Живость модели оттеняется и золотым браслетом на ее руке, и мерцающим драгоценным камнем в серьге.
Картина «Бал в Мулен де ла Галетт», Ренуар, 1876
И в дальнейшем Ренуар обращался к обнаженной натуре: «Лежащая обнаженная» (1890), «Купальщица в скалах» (1892), «Спящая» (1897).
В 1885 году у четы Ренуаров появился первенец Пьер. Позднее у них родилось еще двое сыновей — Жан (1893) и Клод (1901).
«Шедевром этого времени являются «Большие купальщицы» (1885-1887), возвышающиеся над остальными работами той поры, — пишет М. Готье. — На создание этой композиции его вдохновил Жирардон. Ренуар видел в Версале его рельеф Нимфы.
Купальщицы Ренуара отнюдь не сказочны, они подлинно человечны, хотя художник и стремился сделать их идеальными. По его собственным словам, он «барахтался» с этой картиной размером 1,16 на 1,68 метра более трех лет и считал ее самой удачной из созданных в зрелые годы.
И действительно, картина со всей отчетливостью выявляет определенное направление в его творчестве. Позднее Ренуар отказался от этой манеры.
Ренууар был слишком эмоциональной и слишком живой натурой, чтобы подчиняться жесткой дисциплине. Он покорялся ей, когда это было необходимо, и бежал от нее, сметая все преграды, всякий раз, когда радость творчества захватывала его».
Собирание цветов, Пьер Огюст Ренуар, 1875
«В 1890-е годы и в более позднее время Ренуар создает отдельные удачные картины, повторяет и свои старые работы, но в целом в его искусстве наблюдается спад, — отмечает Ю.Г. Шапиро.
— Усиливаются субъективные черты, сознательный отход от натуры и формалистические поиски «красивого». Он часто прибегает к гиперболизации в передаче форм, к странным и неестественным сочетаниям красок».
В 1898 году Ренуар покупает сельский дом в Эссуа близ Труа, на родине жены. Через год первый тяжелый приступ ревматизма заставляет художника провести зиму на юге. В 1900 году художник переселяется на юг Франции, в Кань, и живет в своем домике на склоне горы Колетт.
Несмотря на мучающий его артрит, он продолжает рисовать, вновь возвращается к пейзажам, рисует цветы, пробует заниматься скульптурой. Манера его становится более классической, и вместе с тем в его картинах сохраняются легкость, воздушность и неповторимый колорит красок.
В 1907 году «Портрет мадам Шарпантье с детьми» был продан за девяносто одну тысячу франков. В шестьдесят шесть лет художник, наконец, обрел достаток.
С 1910 года Ренуар мог передвигаться только с помощью костылей. В 1912 году ему отказали руки и ноги. Но он работает кистью, зажатой между двумя еще подвижными пальцами — указательным и большим. Ежедневно почти до самого дня смерти прославленный художник садился к мольберту, устраивался так, чтобы левой рукой помогать правой, и говорил:
Девушки в черном, Пьер Огюст Ренуар
Э-э… нет, ни одного дня без работы!
— Почему вы так настойчивы? — спросил его заезжий поклонник.
- Поглощенный работой, Ренуар ответил:
- — Но ведь нет выше удовольствия!
- И прибавил:
- — Потом, это похоже на долг.
- 3 декабря 1919 года Ренуар умер.
Источник: https://tunnel.ru/post-renuar-ogyust-per
«Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара — История одного шедевра
Он пришел на вечеринку с кистями, красками и, конечно, холстом. Из других заведений его, почти наверняка, выгнали бы. Но это же Монмартр. Богема!
Сюжет
Залитые солнечным светом пары кружатся в танце, компашки болтают — выпивают, девушки томно посматривают на кавалеров. Обычный летний вечер в ресторане на Монмартре «Мулен де ла Галетт». В середине 1870-х Ренуар жил в том районе и нередко заходил в кабачок. Тут он встречал своих хороших знакомых, будущих натурщиц и просто интересных персонажей.
«Бал в Мулен де ла Галетт». (wikipedia.org)
И однажды, разгоряченный очередным таким вечером, художник решил написать всю честную компанию. Причем с натуры. Чтобы запечатлеть на полотне столь многофигурную композицию, Ренуар работал все лето 1876 года. Он старательно приходил в ресторан к трем часам и до шести писал, не отвлекаясь ни на стаканчик бордо, ни на болтовню с друзьями.
Тут и танцы, здесь и застолье. И все залито светом. Собственно, ради него, света, Ренуар и просиживал долгие часы на пленэре. Конечно, было бы проще сделать эскизы, а потом собрать все в мастерской. Но пропала бы та самая атмосфера, за которую он и любил Монмартр.
Свет, над которым так тщательно работал Ренуар, не бьет в глаза, но как бы танцует вместе с завсегдатаями «Мулен де ла Галетт».
Хорошо выписаны лица только нескольких персонажей, остальные даны скорее схематично. Не заставишь же всех каждый летний день приходить на одно и то же место в тех же костюмах и отплясывать.
А вот друзей, которые и так проводили много времени на Монмартре, — вполне. Например, за столом сидят три друга автора: Фран-Лами, Генетт и Жорж Ривьера.
Среди танцующих можно узнать живописца Анри Жерве, журналиста Поля Лота, художника Фредерика Корде.
Через 4 года Ренуар напишет близкую «Балу» по сюжету картину «Завтрак гребцов». (pinterest.com)
Приглашал мастер и специально выбранных натурщиц. Например, слева на картине в персиковом платье танцует 16-летняя швея Марго Легран. Никто из знакомых Ренуара не понимал, почему художник так любит писать эту невзрачную девчушку, которая не отличалась ни тонкостью черт, ни изысканностью манер.
Но Ренуар видел иначе, и не раз писал Легран (которая, кстати, умерла от тифа в 20 лет). Высокий, с иголочки одетый джентльмен в цилиндре, с которым она танцует, — кубинский живописец испанского происхождения Дон Педро Видаль де Соларес-и-Карденас. Две юные девушки на переднем плане в центре картины — тоже швеи: сестры Жанна (в темно-синем) и Эстель (в полосатом).
У Эстель не зря высокая прическа — Ренуар хотел написать уши девушки, которые находил прекрасными.
Контекст
Ресторан «Мулен де ла Галетт» был оборудован в помещениях старой мельницы. Танцевальный зал располагался в деревянном сарае, выкрашенном в ярко-зеленый цвет. В хорошую погоду танцующие выходили во двор, где по кругу стояли лавки и столы. «Он поселился там на полгода, перезнакомился со всем тамошним мирком и его особой жизнью, которой не передали бы никакие натурщики, и, вжившись в атмосферу этого популярного кабачка, с ошеломляющим подъемом изобразил царящую там бесшабашную суматоху». Так описывал жизнь Ренуара его брат Эдмон. Премьерный показ «Бала» состоялся на третьей выставке импрессионистов в 1877 году. Полотно отвисело положенное незамеченным. Кто-то из критиков бросил пару фраз о странном свете на картине — якобы люди кажутся плоскими и небрежными. Но в основном, игнор. Полотно заметили 20 лет спустя, когда другие любители Монмартра и его злачных заведений — Анри де Тулуз-Лотрек и Пабло Пикассо — начали создавать вариации на тему Ренуара. Сегодня эта картина — одна из самых известных и дорогих. За миллионы долларов в своем время были проданы копия с нее, сделанная самим Ренуаров, а также эскизы.
Судьба художника
Пьер Огюст Ренуар прожил долгую и в целом благополучную жизнь. Родился он в семье портного в провинциальном городе. Особо там не заработаешь, и Ренуары переехали в Париж. Уже в детстве у Огюста проявился талант к искусству: он великолепно пел и рисовал. Второе приносило и радость, и деньги, поэтому Пьер Огюст начал учиться живописи.
«Моне пишет свой сад», 1873. (pinterest.com)
В молодости Ренуар общался с Сислеем, Моне, Сезанном, Писсарро. Вместе они создали в 1872 году «Анонимное кооперативное товарищество». Увы, их идеи не поняли. Первая выставка в 1874-м провалилась. Молодых авторов назвали оскорбительным на тот момент прозвищем «импрессионисты».
Случайно или нет, но пока Ренуар был активным участником товарищества, слава как-то все не приходила и не приходила к нему.
Постепенно он от них отдаляется, не участвует в выставках товарищества… и вуаля! Его начинают замечать состоятельные коллекционеры.
Последующие экспозиции Ренуара проходят при большом стечении восторженных почитателей его таланта и государственных чиновников, которые не пожалели ему звание кавалера Ордена Почётного легиона.
Ренуар работает, несмотря на ревматизм. (pinterest.com)
Ренуар писал до последних дней. Его страсть не могли сдержать даже ревматизм, ни паралич. Несмотря на то, что Ренуар был прикован к инвалидному креслу, он продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.
Пьер Огюст Ренуар почил в возрасте 78 лет, будучи признанным гением, добрым семьянином и достойным французом.
Русские земли находились в зависимости от Монгольской империи два с половиной века. Ордынское иго оказало существенное влияние на экономическое развитие страны.
Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia
Главный редактор: Снежана Петрова
Источник: https://diletant.media/articles/31491142/
Читать онлайн "ГМИИ им. А. С. Пушкина" автора Корсакова Ю. — RuLit — Страница 14
Картина «Стог сена около Живерни» поражает будничностью и даже некоторой случайностью выбранного живописцем мотива. Жаркое марево от раскаленного летнего солнца и тень бегущих по небу облаков изменяют привычные цвета предметов, заставляя стог сена казаться фиолетовым, а листву деревьев — синей.
Клод Моне (1840–1926) Руанский собор в полдень 1894. Холст, масло. 101×65
Пристальное наблюдение Моне за малейшими изменениями светотеневых отношений достигло своей кульминации в серии полотен «Руанский собор». Художники и раньше писали различные вариации одного и того же мотива.
Однако Моне сознательно стремился изображать практически один и тот же вид собора при различном состоянии света и атмосферы.
Последовательно отображая смену освещения от утренней зари до вечерних сумерек, Клод Моне написал пятьдесят видов величественного готического фасада, растворяющегося в свете.
Полуденное солнце загорается медово-золотистым пламенем на одной из башен собора, мерцающие конструкции готической архитектуры западного портала пока еще тонут в утренней лиловатой дымке, но уже скоро будут готовы включиться в постепенно усиливающуюся игру света.
Клод Моне (1840–1926) Руанский собор вечером 1894. Холст, масло. 101×65
В феврале 1892 художник приехал в Руан и снял комнату на главной улице, прямо напротив знаменитого готического храма. Живописцу не давал покоя его новый замысел: «Я сломлен, я не могу больше. У меня была ночь, полная кошмаров: собор сваливал меня вниз, он казался то синим, то розовым, то желтым».
Моне превратил величественный массив собора в чистую вибрацию света. Сложная система стрельчатых конструкций в полной мере соответствовала светоносным подвижным красочным слоям, нанесенным кистью.
Благодаря чуть изогнутым, «пламенеющим» мазкам художник воссоздал прихотливую графику готических переплетений фасада, не прибегая при этом к рисунку как таковому.
В послеполуденные часы верхние ярусы с неизменным «окном-розой» в центре озарены заходящим солнцем, при этом свечение исходит как бы изнутри камня, а снизу к собору постепенно подступают фиолетовые вечерние сумерки.
Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) Обнаженная 1876. Холст, масло. 92×73
В картине «Обнаженная» Ренуар обращается к одной из вечных тем искусства — женской красоте.
Известная парижская натурщица «belle Anne», подобно богине любви и красоты Венере, окружена сиянием холодных серо-голубых оттенков окружающей ее световоздушной среды.
Отказавшись от традиционной моделировки и четкости контуров, заменив их прозрачными лессировками и мелкими подвижными мазками, Ренуар передает необыкновенную изнеженность героини и добивается поразительного ощущения жизненного тепла.
Живопись Ренуара рождает впечатление неповторимости его модели, она — словно драгоценность на фоне полупрозрачных драпировок, неслучайно за картиной прочно закрепилось второе название — «Жемчужина».
Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) В саду. Под деревьями Мулен-де-ла-Галетт 1876. Холст, масло. 81х65
Принято считать, что на холсте «В саду. Под деревьями Мулен-де-ла-Галетт» Ренуар изобразил своих друзей. Художник как бы случайно бросает взгляд на расположившуюся за столом компанию из-за спины стоящей натурщицы. Здесь нет никакого действия, сценка обыденна и непритязательна.
Однако Ренуар с упоением передает эффект от солнечных бликов, которые падают на розовое в полоску платье модели.
Благодаря освещению поверхность предметов испещрена световыми рефлексами, ткань платья, трава и листва обретают драгоценную фактуру, а вся картина в целом звучит как гимн радости бытия, прославляет неповторимость каждого солнечного дня.
Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) Портрет актрисы Жанны Самари 1877. Холст, масло. 56×47
Женские образы занимают центральное место в творчестве Ренуара. В 1870-е его постоянной моделью становится начинающая актриса театра «Комеди Франсез» Жанна Самари. Она дебютировала в 1875 в роли Дорины в пьесе Мольера «Тартюф». В 1877 живописец создал один из ее самых прекрасных портретов. Облик героини излучает пленительную женственность.
Едва заметная полуулыбка, глубокие, темные, с влажным блеском глаза в контрасте с рыжеватой копной волос и нежной кожей создают ощущение «пойманного мгновения» — запечатленной художником изысканной, неуловимой красоты.
Ренуар виртуозно соединяет в портрете зеленый цвет платья Жанны и розовый фон стены, усиливая ощущение редкостного очарования своей излюбленной модели.
Источник: https://www.rulit.me/books/gmii-im-a-s-pushkina-read-434451-14.html
Ренуаровский "Бал в Мулен де ла Галетт" в Эрмитаже
Ренуаровский «Бал в Мулен де ла Галетт» в Эрмитаже
В Эрмитаже — выставка одной картины. Но какой! Из парижского Музея д’Орсэ в Санкт-Петербург прибыл многолюдный, шумный, переливающийся от солнечных бликов шедевр Огюста Ренуара. В рамках серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» с марта по июль 2015 г выставка одной картины – «Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт».
- Автопортрет 1875
- Пьер Огюст Ренуар (1841–1919 ) французский художник-импрессиони
ст, родился 25 февраля 1841 года во Франции в Лиможе. Отец его был портным. В 1862 году Ренуар поступает в школу изящных искусств. Во время учёбы познакомился с такими мастерами живописи, как А.Сислеем, Ф.Базилем и К.Моне. Любимыми художниками Пьера были А.Ватто, Ф.Буше, O.Фрагонар, Г.Курбе. Его ранние работы очень схожи по стилистике с работами этих авторов. Детальная проработка светотени, которая придаёт изображению почти скульптурные формы, но даже тогда был заметен отличительный почерк будущего великого художника – это лёгкая, почти воздушная цветовая гамма.
Над картиной «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуар работал все лето 1876 года.
Каждый день на протяжении всего лета кто-нибудь из друзей помогал художнику вынести огромный холст к танцевальной площадке «Мулен де ла Галетт» — и начиналась работа. Тот фантастический эффект солнечного света, пробивающегося сквозь листья акаций, который Ренуару удалось передать на подвижных фигурах, критики не оценили. На третьей выставке импрессионистов в 1877 году, где картина впервые предстала перед зрителями, на нее просто не обратили внимания. Пока её для своей коллекции не приобрел Гюстав Кайеботт (фр. Gustave Caillebotte, 1848—1894) — французский коллекционер и живописец, представитель импрессионизма.Мадам Ренуар, мать художника, сказала ему однажды, что должно пройти 50 лет, прежде чем люди начнут понимать его живопись. На самом деле прошло 20, пока из личной коллекции Гюстава Кайботта картина переехала в Музей Люксембургского сада, и 53 – пока ее перевезли наконец-то в Лувр. .Больше столетия пройдет после того монмартрского лета Ренуара – и уменьшенная копия его картины «Бал в Мулен де ла Галетт» уйдет с торгов Sotheby’s за 78 млн. долларов. Мадам Ренуар была мудрой женщиной, которая мало понимала в искусстве и много – в людях.Мулен де ла Галетт — так назывался парижский кабачок на Монмартре рядом с одноименной мельницей. Ренуар не заинтересовался ни мельницей, ни интерьерами ресторанчика — его увлекли танцы и застолья на летней площадке. Эту мельницу и ресторан при ней писали многие художники. Целая серия есть, например, у Ван Гога: парижская квартира его брата Тео находилась на Монмартре по соседству с Мулен де ла Галетт.
- • Винсент Ван Гог Мулен де ла Галетт1886,
- Не прошли мимо мельницы Тулуз-Лотрек и Пикассо.
Анри де Тулуз-Лотрек В «Мулен де ла Галетт»
- Пабло Руис Пикассо Мулен де ла Галетт
- Сантьяго Русиньоль
Мулен де ла Галетт. В ожидании посетителей 1890-е
- Исаак Исраэлс Кафе с танцами Мулен де ла Галетт
- Поль Франсуа Куинсак Мулен де ла Галетт
Но самой яркой и жизнерадостной эта парижская достопримечательность получилась, пожалуй, у Ренуара. И самой успешной. Художник даже изготовил ее уменьшенную копию — и она в 1990-м году на нью-йоркских торгах Sotheby’s была продана за 78 млн. долларов.
Умеьшенная копия.
И даже набросок к этой картине — теперь музейная ценность и датская достопримечательность (эскиз хранится в музее в пригороде Копенгагена).
набросок
А в Москве сценка из жизни Мулен де ла Галетт обитает круглый год. В 1907 году за за 28.000 франков эту картину купил Иван Морозов, до 1919-го она была в его коллекции, потом — в собрании Государственного музея нового западного искусства, а с 1948-го, когда последний был уничтожен, — в Пушкинском.
Пьер Огюст Ренуар. В саду (Под деревьями в Мулен де ла Галетт), 1876, ГМИИ им. Пушкина
На картине «В саду» Ренуар изобразил своих друзей.
Слева, спиной к зрителю, стоит натурщица Ренуара Нини, за ней сидит Клод Моне, в глубине картины стоит Франс Лами, справа, рядом с молодой девушкой из Мулен де ла Галетт, сидит Корде.Некоторые исследователи идентифицируют стоящую в глубине фигуру мужчины с Сислеем, а мужчину, сидящего за столом, с Генеттом. Друзья не только позировали Ренуару, но и помогали ему носить большие холсты из мастерской в Мулен де ла Галетт.
Но вернемся к шедевру, который сейчас выставляется в Санкт-Петербурге…
Пьер Огюст РенуарБал в Мулен де ла Галетт1876, 131×175 см.
10 фактов о картине Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» и ее пребывании в Эрмитаже.
1.
Никто прежде не писал на пленэре такую многофигурную картину, на которой люди чем только не занимаются: пляшут и отдыхают после танцов, прогуливаются, болтают, выпивают, веселятся, скучают… Почему бы не наделать эскизов и не собрать сложную композицию в мастерской? Все дело в том, что даже сильнее запечатленных на полотне людей Ренуара интересовал свет, который на картине тоже танцует и веселится, пробиваясь на танцплощадку сквозь листья акации. Развлекающиеся люди и резвящийся свет создают на картине головокружительную круговерть.
2. Ренуар писал картину все лето 1876-го года: приходил на площадку к трем дня и удалялся после шести.
3. При создании этой картины у Ренуара было много помощников — его друзья и тусовавшиеся в окрестностях галетной мельницы молодые художники: они знакомились с девушками, приводили их на площадку — танцевали и позировали все вместе. Например, за столиком справа вальяжно пожевывает стебелек Норбер Генетт — один из художников, с которыми Ренуар приятельствовал в ту пору.
4. Есть на картине и специально приглашенные натурщицы. Например, 16-летняя швея Марго Легран — она танцует в левой части картины в платье персикового цвета.
Современники сообщают, что черты ее лица были грубоваты, на веках ее не было ресниц, да к тому же она часто не приходила на оплаченные сеансы и водилась со всяким сбродом. Но Ренуару было виднее: он ее назначил музой и изобразил на многих своих работах.
Спустя три года после написания «Бала» Маргарита Легран умрет от тифа. Но это потом, а пока Марго вдыхает ароматы горячего шоколада и белой сирени на портрете 1878-го года:
Чашка шоколада 18785.
5. Две юные девушки на переднем плане в центре картины — тоже швеи: сестры Жанна (в темно-синем) и Эстель (в полосатом).
две девушки
Ренуар находил прекрасными уши Эстель и просил ее делать прическу, которая бы давала возможность ими полюбоваться.
Он поселился там на полгода, перезнакомился со всем тамошним мирком и его особой жизнью, которой не передали бы никакие натурщики, и, вжившись в атмосферу этого популярного кабачка, с ошеломляющим подъемом изобразил царящую там бесшабашную суматоху.
6. Премьера «Бала в Мулен де ла Галетт» состоялась на 3-й выставке импрессионистов в Париже, в 1877-м — и не произвела фурора.
Но через два года для своей коллекции ее купит художник Гюстав Кайботт, в 1896-м она окажется в Музее Люксембургского сада, в 1929-м переберется в Лувр, а оттуда — в Музей д’Орсэ, уже в статусе шедевра, ради которого стоит затевать специальные выставки.
7. На время пребывания в Санкт-Петербурге и дорогу в Эрмитаж и обратно, картина застрахована на 90 миллионов евро. «Действие страховой защиты распространяется на случай пожара, залива жидкостями в результате аварий систем снабжения, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц, включая вандализм», — сообщает компания «Альфастрахование».
8. В обмен на ренуаровский «Бал» в д’Орсэ из Эрмитажа поедет триптих Пьера Боннара «У Средиземного моря»
Пьер Боннар Триптих «У Средиземного моря» 1911
9. Эрмитаж и сам располагает отменной коллекцией Ренуара, на которую стоит взглянуть после «Бала».
Девушка с веером [1881]
«Девушка с веером» — это Альфонсин Фурнез, дочь владельца кабачка «Лягушатник» («Гренуйер»), неоднократно позировавшая Ренуару. В этом кабачке девушку называли красавицей Альфонсин. Красота ее не в классических чертах, а в очаровании молодости, живых красках лица, блеске глаз. Образ исполнен обаяния, которое мастер воспевает в своих героинях. Тщательная проработка лица позволяет разглядеть детали, тогда как руки, платье, веер переданы более обобщенно. Тонкая разработка цветовых отношений создает ощущение световоздушной среды, заполняющей фон и смягчающей контуры. / © www.hermitagemuseum.org Портрет актрисы Жанны Самари — Пьер Огюст Ренуар. 1878. Холст, масло. 174×105 Крупнейший представитель французского импрессионизма, Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) очень много работал в области портрета. Его женские образы полны очарования и непосредственности. Блестящим примером является портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари. Она изображена во весь рост на фоне японской ширмы, ковра и пальмы, специально принесенных художником в обычно пустую мастерскую для создания парадной обстановки. Ренуар едва наметил психологический рисунок своей модели, он с радостью перешел к передаче перламутровости ее кожи, пушистости легких рыжеватых волос, подведенных глаз и ярких приоткрытых губ. Как истинный импрессионист, Ренуар с удовольствием разбирает сложную цветовую гамму светлого платья актрисы, создает разнообразные по форме мазки золотистого, розоватого и сиреневатых тонов.
Эрмитажный портрет Жанны Самари не единственный в творчестве живописца, ее поясной портрет находится в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, а третий украшает фойе«Комеди Франсез».
Пьер Огюст Ренуар Ребёнок с кнутиком `1885Ренуар всегда любил писать детей, и его моделями становились, практически, дети всех его друзей`.`Мальчика с кнутиком он писал по заказу: поклонник его таланта, сенатор Этьен Гужон заказал Ренуару портреты своих четырех детей — это один из них. Возможно, именно желанием удовлетворить заказчика объясняется особенная четкость линии в этом портрете: резко очерчен абрис лица, глаза, ноздри, рот. Однако все остальное — окружение и одежда — написано по-импрессионистически свободно. Покачиваются на песчаной дорожке голубые тени, чередующиеся с розовым солнечным светом, расплываются в теплом воздухе цветы на заднем плане, пронизаны рефлексами белое платье и черные волосы. Для маленького Этьена Гужона Ренуар нашел такую позу, которая невольно вызывает ассоциации с портретами Веласкеса гордой постановкой фигуры и напоминающим шпагу кнутиком. Это не только дань уважения великому испанцу, паломничество к картинам которого в Мадрид Ренуар совершал несколько раз, но и образец особой романтики ренуаровского мира`.`Пятилетний мальчик одет так, как принято было одевать детей в 80-е гг. ХIХ в`.Написана в 1885 году. Ренуар написал портреты четырех детей доктора Гужона. Картина «Ребенок с кнутиком» является портретом третьего сына Гужона, Этьена, в возрасте пяти лет.В Национальной галерее Вашингтона находится портрет старшей сестры Этьена, Мари Гужон, парный к картине «Ребенок с кнутиком».Пьер Огюст Ренуар«Дама в черном». 1876 г.10. «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара будет выставляться в Эрмитаже до 7 июля 2015 года.
Использованы материалы статьи Натальи Кандауровой.
Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43712646081
История одного шедевра
23 октябряСреда
Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.
Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.
За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг.
Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира.
Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.
Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».
Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.
Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.
В х возник вопрос: «Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!». Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.
Источник: http://www.chaskor.ru/article/istoriya_odnogo_shedevra_41053
Пьер Огюст Ренуар
Эта особенность сохраняется и в портретном искусстве Ренуара. Интерес к тонким движениям души, к легким, едва уловимым оттенкам настроения в значительной мере предопределил и выбор объектов для портретирования. В этом смысле явный перевес оказывается на стороне детей и женщин, в чьих чертах Ренуар в изобилии находил все, что было созвучно его восприятию человека.
В лицах детей и хорошеньких женщин его привлекали мягкость черт, лучистый свет глаз, безоблачность и улыбчивость, сердечная простота и игривая кокетливость – все, из чего складывается лирическое прочтение личности. В любом ренуаровском портрете (все равно, мужском или женском) анализ неизменно уступает быстрому впечатлению и живому, непосредственному отклику на него.
Его в первую очередь занимает игра оттенков.
Живопись Ренуара легка и стремительна. Она порождает у зрителя иллюзию того, что возникла без особых усилий и труда, как бы играючи. Ощущение, которое дается, как и всякое проявление артистизма, лишь путем невероятного, но хорошо скрытого напряжения, без которого немыслимо подлинное мастерство.
Для Ренуара в этом отнюдь не желание блеснуть совершенством глаза и руки, а проистекающая из характера его образов и манеры видения необходимость настоятельно добиваться впечатления непринужденности.
В достижении абсолютного слияния его художественной манеры с образной сутью изображаемого как раз и кроется яркость ренуаровской поэтичности, лишенной психологической подосновы, в существе своем безыскусственной и импульсивной.
В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве новые перемены. Ослабевает жесткость цвета. Вновь смягчаются и растворяются в красочной стихии линии рисунка. Мазок обретает ранее не встречавшуюся размашистость и пластичность. В живописной манере появляется переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым».
Практически в поздние годы Ренуар варьировал одну и ту же тему: купальщицы, одалиски, аллегорические фигуры, чередующиеся с портретами детей, – все они представлялись ему символическими образами молодости, красоты и здоровья. Южное солнце Прованса, красота женского тела, милое лицо ребенка – в них воплотилась для Ренуара радость жизни, то, чему он посвятил свое искусство.
Предвоенные годы, а затем первая мировая война
нарушили привычную жизнь Монмартрских кабачков и парижских предместий. Вокруг было много горя, но Ренуар в силу своего характера не мог отказаться от радостного, неомраченного искусства.
И если реальная жизнь уже не давала для этого пищи, ее в изобилии могли предоставить ренуаровские натурщицы и разросшийся сад на склоне горы Колетт.
Семидесятивосьмилетний Ренуар до последнего вздоха остался неисправимым почитателем солнечного света и человеческого счастья.
V. Анализ картин
«Купание
на Сене» (1869)
Ее сюжетом послужила оживленность отдыхающей на берегу реки публики, очарование солнечного дня, серебристый блеск воды, прозрачная голубизна воздуха. Внешняя красивость никогда не увлекала Ренуара. Он хотел быть не красивым, а естественным.
Чтобы этого достичь, он отказался от традиционного толкования композиции, придав своей картине вид моментально сделанного снимка. Прием, ставший у импрессионистов почти что правилом, послуживший поводом к обвинению со стороны официальной критики в неумении строить, в беспомощности и незавершенности композиционного решения.
Ей виделось в этом отсутствие способностей, ибо в академическом салонном искусстве царили композиционные законы классицизма, основанные на совершенно иных принципах, с обязательным помещением главных действующих лиц в центре картины, со строгой трехплановостью построения пространства и обязательной кулисностью.
Конечно, несмотря ни на какую свою «случайность», импрессионистическая композиция вовсе не имеет спонтанного характера. Такова лишь видимость. На самом же деле в ее основе лежит глубоко продуманная система. Она не предполагает выделения центра. В ней равнозначен любой участок холста.
Перед нами как бы фрагмент происходящего события, выбранный с кажущейся произвольностью, ничем не навязанный и случайный, а потому и подкупающе естественный. Ренуар запечатлевает всю сцену, словно бы он сам один из ее участников.
Он не хотел смотреть на гуляющих глазами стороннего наблюдателя, желая как можно ярче передать ту легкость и раскованность, которые свойственны отдыхающему человеку. Способность как бы смешаться с толпой, проникнуться ее настроением – одна из характернейших черт Ренуара-художника. Эдуард Мане не смог увлечься подобной стихией, и потому его картины на сходные темы более холодны.
Эдгар Дега слишком
хорошо знал своих современников
и поэтому не был склонен разделять ренуаровский оптимизм. Что касается Клода Моне, то он, будучи пейзажистом, не мог отвести восхищенного взора от бесчисленных световых и воздушных эффектов.
Вот и получилось, что из всех импрессионистов лишь одному Ренуару удалось увидеть толпу не с привычной для его современников позиции «сверху вниз», откуда она представлялась им безликой, шокирующей и вульгарной, а как бы изнутри ее, что дало ему возможность разглядеть в ней большую жизненную энергию, здоровье и бодрость.
Ренуаровская
толпа – своеобразный и запоминающийся образ, в основе которого заложены оптимизм и демократичность.
Первое проистекало из свойственной только Ренуару способности улавливать красочность и динамизм людского потока, его оживленность, нарядность и праздничность.
Второе заключается в том, что в его толпе все одинаково молоды, прекрасны и веселы. В ней нет места каким-либо условностям и предрассудкам.
«В
саду» (1875)
Эту картину можно было бы назвать
и этюдом. Дело в том, что импрессионисты практически не делали почти никакого различия между двумя этими понятиями. Впервые в истории искусства они соединили их, прежде всегда существовавших раздельно, в один процесс.
Картина от начала и до конца создавалась под открытым небом. Художник уже не обдумывал заранее ее цветовое и композиционное решение, находя его готовым в естественном бытии изображаемого объекта.
Это объясняет, например, тот факт, почему у Ренуара отсутствует подготовительный материал даже для самых крупных его произведений.
Для художника-импрессиониста будущая картина рождалась в непосредственном контакте с натурой, в том виде, в каком ее фиксировало его зрение, и это общение делало живописную манеру более динамичной и обобщенной. Ренуар не желал терять времени на выписывание деталей, ибо спешил охватить наиболее существенное и характерное для данного момента.
Картина «В саду» написана широкими свободными мазками, нанесенными быстрыми движениями кисти, отчего формы предметов выглядят достаточно обобщенными, однако это
не лишает работу впечатления завершенности.
Цвет картины удивительно гармоничен, и его спокойная тональность как бы созвучна неторопливой дружелюбной беседе расположившихся под деревом молодых людей.
В милой обаятельности лиц, в грациозной простоте движений, в тонком великолепии пейзажа, во всей атмосфере этой сцены не ощущается ли что-то уже виденное и знакомое?
Свежесть, красота и изящество,
в такой степени свойственные
прежде, быть может, лишь дамам
и кавалерам Ватто или Патера, вдруг сделались достоянием ничем,
кроме своей молодости, не примечательных
парижан.
«Бал
в Мулен де ла Галетт»
(1876)
Пожалуй, самая крупная жанровая картина в импрессионизме. Характерность
избранного художником мотива несомненна. Танцующая, веселящаяся толпа, типичные фигуры и лица завсегдатаев парижских
увеселительных садов – они примелькались парижанину, они привычны его глазам, они частичка большого, многолюдного города.
Ренуар и здесь остается самим собой.
В этом пестром мелькании фигур, жестов и лиц, в весело мчащемся потоке красочных пятен недорогих нарядов, в солнечных бликах, заставляющих их сверкать и переливаться, его, как и прежде, привлекала своеобразная поэтичность современного, атмосфера живого общения людей, смеющихся, флиртующих, беседующих, прекрасных и банальных в одно и то же время.
И здесь
во всем как бы царит случай. Случайно, словно на мгновение вспыхивают блики света, рождаются, чтобы тут же исчезнуть, контрасты пятен фигур и силуэтов.
Именно это мелькание связывает открывшуюся взору сцену единой световой и воздушной атмосферой, своим мажорным ритмом оказывается на редкость созвучным настроению, охватившему собравшихся здесь людей, соединяет их в монолитный организм толпы, так естественно существующей именно в данный момент и вместе с тем такой привычной и знакомой, какой мы не раз видели ее в каких-то иных, похожих ситуациях. Таким образом, Ренуару удалось осуществить, казалось бы, невозможное: созданный им образ перерастает сиюминутность, обретая масштаб высокого художественного обобщения.
Восприятие «Бала в Мулен де ла Галетт» обладает одной особенностью: Ренуар не позволяет нашему глазу подолгу задерживаться на отдельных деталях композиции, взгляд как бы скользит, не цепляясь за частности, улавливая лишь общую атмосферу открывшегося ему зрелища. Именно так человек видит в реальной жизни, когда бросает первый взгляд на что-то заинтересовавшее его.
К этой
особенности человеческого зрения
и апеллируют импрессионисты, именно
в ней суть так называемой
«мгновенности впечатления», открывающей
им возможность фиксировать дыхание
жизненного потока в любой
ситуации, сколь бы кратковременной она ни была. Возможно, такой способ видения приводил к обеднению художественного образа, мешая проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Но в этом не было пренебрежения к мотиву. Был просто иной способ отыскания красоты и поэзии мира.
С его позиций
любой уголок природы, любой
фрагмент жизни, сколь бы крошечным
и внешне незначительным он
ни был, обладал равноправной
ценностью в сравнении с любым
другим компонентом мироздания. Естественная поэтичность природы
потому и естественна, что существует во всех ее проявлениях.
«Обнаженная»
(1876)
Картина создана в пору высочайшего расцвета ренуаровского искусства, она воплотила в себе совершенно новое представление об идеале женской красоты, разительным образом не совпадающее с понятием о ней в среде поклонников официального Салона. На его полотне натурщица (мадемуазель Анна) так и осталась натурщицей.
Она открыто демонстрирует свое нагое тело на фоне сине-лиловых и зеленоватых драпировок, но в том, как она это делает, нет и намека на вызов. Цель ренуаровского образа – показать прекрасное в облике современной женщины, ничего не меняя и не исправляя в нем.
Ее красота проистекает не из утонченных форм и линий, не из идеализированной красивости черт, а из здоровья и молодости, из той милой и безыскусной обаятельности, без которой невозможно себе представить ренуаровских героинь.
Помещенное среди мерцающего шелковистого потока драпировок, ее молодое плотное тело как бы приняло на себя тончайшую вуаль нежных, прозрачных рефлексов, наполняющих его упругие формы живым трепетом и теплом. В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей.
Этот поразительный эффект, кстати, подаривший картине еще одно название («Жемчужина»), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок. Просвечивая один через другой, они создают восхитительное зрелище, доставляя глазу истинное наслаждение.
Однако
почитателей академической красоты
в лице и фигуре этой женщины неизбежно
коробило отсутствие идеализации. Ее живая и естественная красота казалась им шокирующей и непристойной. Раздражала и манера живописи. Один из апологетов салонной критики позволил себе сравнить «Обнаженную» с куском гниющего мяса, тронутого зеленью.
Этому господину совершенно искренне казалось, что искусство Ренуара грубо и вульгарно, а его вкус низмен и безнадежно испорчен. Ему и в голову не приходило, что он избрал мишенью своих острот живопись, глубоко уходящую корнями во французскую почву.
VI. Заключение
Живопись Ренуара превосходна. Так ярко и вдохновенно уметь видеть и изобразить прелесть и очарование повседневности, как это сделал Ренуар на своих картинах и многочисленных портретах, мог далеко не каждый художник.
Его творчество освежает наши глаза и чувства, оно заставляет нас по-новому, восхищенно и влюблённо, взглянуть на людей и природу, оно учит нас видеть красоту в любом мгновении нашей жизни.
По мнению многих радостные и чувственные работы Огюста делают его величайшим художником всех времён.
Даже костенеющей рукой он выводил бессмертные образы всего живого — женщин, детей, плоды и цветы. На его полотнах мы видим только прекрасное, видим то, что нужно ценить, а именно красоту и любовь, и за это мы должны быть благодарны Ренуару.
«Настоящее искусство… должно быть необъяснимым и неповторимым».
Пьер Огюст Ренуар
Литература
- Документальный фильм – Импрессионисты — Огюст Ренуар.
Автор сценария – Дэвид Мэнсон
- Перрюшо А. Жизнь Ренуара, 1986
- Художественная галерея — Ренуар: №3, 2004
- Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма: Москва,
ОЛМА-ПРЕСС, 2000
Источник: http://stud24.ru/culture/per-ogjust-renuar/219444-642242-page4.html