Ужин настажио у онисти, iii-й эпизод, сандро боттичелли

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

Эпоху Итальянского Возрождения прекрасно показывает искусство Сандро Боттичелли, все его работы отражают утонченность, изысканность. Также художник великолепно справлялся с отражением эмоционального плана, личных переживаний, он смог написать свойственные эпохам противоречия. Художник ярко переживал особенности своего времени, изначально в его работах было заметно очарование, поэтичность, одухотворенность, позже проявилась некая надломленность.

О художнике не так много данных, его настоящее имя Алессандро да Марианно ди Ванни ди Амедео Филиппепи. Он был рожден в семье кожевника, имеющего мастерскую. Год рождения мальчика 1445, он много болел, но отличался любознательным нравом.

Изначально он прошел обучение как ювелир, и больше всего его привлекало вырисовывание малейших деталей, выполнение эскизов. Так он легко нашел свое назначение.

Он учился у Филиппо Липпи, известно только о подражании манере учителя, и его успехе в данной работе.

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

«Клевета». Около 1495

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

«Благовещение». 1489–1490 (фрагмент)

Боттичелли очень впечатлила работа Липпи «Мадонна под вуалью», это привело к созданию ряда картин самим Боттичелли. Они напоминали полотно Липпи, он добился высокой точности, даже складки на вуали повторялись, однако интонация изменилась.

Устранив сложность фона, удалось направить взгляд зрителя на самих персонажей. В ранних картинах ярко заметна лиричность, величие. К 1467 году Боттичелли смог усвоить передачу письма, и перестал посещать мастерскую. Он проводил время со скульптором Андреа дель Верроккьо, где усвоил световоздушную передачу.

Эти знания отражены в его работах, в том числе в «Мадонне на лоджии».

Художник славится возвышенностью и утонченностью образов, он строго продумывал композиции. Почти все его Мадонны находятся близко к зрителям, экспрессивность порыва заменяет тонкую моделировку света и тени.

Он старался полно раскрыть каждый образ, показывая чистоту фигур, их благородство, и все, что делает их близкими к возвышенному миру. Он отражает не реальность мира, а воображаемую сторону, мечту.

Уже на ранних сроках возникла очаровательная пластика, она стала частью всех его работ.

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

«Мадонна с гранатом». Около 1487 (фрагмент)

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

«Мадонна Магнификат». Около 1483–1485 (фрагмент)

Свободное творчество

Около 1469 года художник перестал работать в мастерских учителей, и в доме отца обустроил свое место для творчества. «Алтарь Сант-Амброджо» относится именно к этому времени, примерно до 1470 года. В работе представлен стандартный сюжет, где окружающие поклоняются младенцу. Мария с ребенком в центре композиции, она сидит на троне.

Вокруг собрались святые, в том числе мученики. Возможно, работа была заказана домом Медичи. Построение цветов рассчитано практически математически, и коричневый, красный, и другие тона точно распределены. Яркими оттенками он выделил Младенца с матерью, а также Дамиана и Козьму.

При этом фон сохранен плоским, ему и не пытались придать глубины.

Первым заказом официального типа был образ «Сила» в 1470 году, с ней он вошел в окружение Медичи. Художник создал женщину, он отразил нравственную силу, придав меланхоличности.

Поза неустойчива, заметна изящность, некоторая надломленность. Здесь заметно как влияние других художников, так и личное направление автора, поскольку пропорции удлинены, а движения пластичны.

Возможно, за образец для ряда работ бралась одна женщина, поскольку черты очень похожи.

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

«Алтарь Сант-Амброджо». 1467–1470

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

«Сила». 1470 (фрагмент)

Во время той эпохи часто использовались черты заказчиков, или других реальных личностей. Со вступлением в гильдию Святого Луки в 1472 году, художник заявил о своей работе свободно, а в новой мастерской завел подмастерьев и помощников.

Средневековое творчество часто создавалось по мотивам религии и дополнялось символикой, однако Боттичелли не пользовался данным ходом. «Святой Себастьян» был создан им ориентировочно в 1473 году, классический сюжет получил всестороннее одобрение.

О наличии славы в городе можно утверждать по выставке полотна на обозрение сразу после его написания на колонне церкви. Его звали в Пизу для росписи, но работу он не выполнил.

Работа на семейство Медичи

«Поклонение волхвов» было создано в 1473 году. Лами дружил с Медичи, именно он позвал Боттичелли ко двору. В работу вписал элиту Флоренции. В работе центром является семейство святых, далее рядами стоят желающие поклониться. Нарисованы три поколения Медичи, а также круг близких к ним граждан.

Герои переданы не с точностью, они созданы как идеальные, и служат напоминанием, а не идентичной копией. Для современников такого намека было достаточно, чтобы понять, кто нарисован. К ножкам Младенца прикасается старик, в котором легко угадывали покойного Козимо Медичи. На полотне находили погибших сыновей Пьеро и Джовании, они нарисованы волхвами.

Также можно опознать и других членов семейства. Примечательно наличие самого Боттичелли, он стоит в золотисто-охровом одеянии. Данная работа позволила живописцу получить расположение знатного семейства. Это сделало его частью буйной истории тех лет.

После убийства одного из Медичи, вернувшийся Лоренцо приказал убить всю семью нападавших, отобрать их владения, и расписать стены в своем дворце портретами казненных. Это должно было послужить назиданием для врагов. Так художник получил крепкую репутацию благодаря расположению Лоренцо.

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

«Поклонение волхвов». Около 1473

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

«Мадонна с Младенцем и ангелом». 1465–1467 (фрагмент)

Великолепие творчества

Художник не один год работал с заказами известного семейства, многое уходило для украшения виллы. На тот период были созданы его самые лучшие работы: «Рождение Венеры», «Весна». Работа «Весна» включает несколько групп, которые соединены с помощью движения. В итоге удалось добиться единства сцены.

Произведение все пронизано неким ритмом, справа нарисован Зефир, он настигает красавицу Хлорис, чтобы взять в жены силой. Но раскаявшись, он превращает ее во Флору. В работе отражено превращение, здесь Хлорис переходит в новое воплощение.

Интересно, что одежды персонажей развиваются в разные стороны, Флора ступает вперед уверенно, сыпет цветы на поляну. Чуть дальше нарисована Венера в роскошном наряде, и с красным плащом, что показывает любовь. Венера напоминает изображения Мадонн, имея типичный наклон головы.

Здесь она грустна и застенчива, а над ней летит Амур, целя в одну из граций, которые заняты танцем. Хоровод из фигур выражен четким круговым движением, тела граций повернуты, их ступни и кисти имеют особое положение, совместно передавая ритм танца.

Изобретательность художника проявилась и в прическах персонажей, каждая грация имеет непохожую на остальных прическу. Раю угрожает только грозовое облако, привлекающее Юпитера, юноша удерживает его, не пуская в пределы сада.

Вокруг героев виден густой сад из апельсиновых деревьев, художник учел окружающую Флоренцию растительность, которая есть в весенние месяцы. При детальном изучении специалистами, на картине удалось найти более 50 видов растений. Все лица на полотне действуют закономерно и продуманно.

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

«Весна». 1478

«Джованна Альбицци с Венерой и грациями». (фрагмент) 1486–1490

Также широко известным шедевром Боттичелли является «Рождение Венеры», эту картину узнают по всему миру. Здесь построение другое, но образ также отдает поэтичностью. Пространство сохранено открытым, можно угадать свойственную раннему утру атмосферу, открывшую миру красоту Венеры.

Ее подгоняет ветер, созданный Зефиром, а стоит она в крупной раковине. Богиня нарисована у самого побережья, выражен триумф прибытия – к ней летят розы, а Оро бежит прикрыть ее тело красивым плащом. При сравнении с «Весной» можно выделить большую четкость и ясность композиции.

Для главного персонажа художник выбрал безупречность, она имеет красивые черты, смотрится гармонично и безупречно.

Лицо Венеры спокойно, но несколько печально, золотые волосы волнами развеваются на ветру, а позиция схожа со статуями периода античности. Художник смог достичь тонкого ритма, здесь все двигаются, отражена глубина. Произведение гармонично, продуманы цветовые решения.

«Рождение Венеры». 1484

Росписи в Сикстинской капелле

Для украшения фресками Боттичелли пригласил Сикст IV, художник направился на территорию Италии с другими специалистами. Боттичелли доверили роль главного в работе, созданные композиции получили одобрение, они стали частью ансамблей в капелле.

Образы выглядят волнующе, имеют четкую и выраженную динамику, а действие получает развитие. «Юность Моисея» является монументальным произведением, и рассказывает о данном персонаже.

Он изображен в различных сценах, и по типу построения можно угадать его тягу к ранним отражениям монументального искусства. Событие развивается от правого края, к левой стороне.

Все ситуации связаны с Моисеем, он убивает египтянина, убегает, помогает поить овец, и так далее. Последним показан исход израильтян из Египта. Хотя можно четко указать на перегруженность сюжета, все сцены легко определяются из общего многообразия. Образы довольно условно отражены, художник проявил большую толику фантазии.

Древний мир подан с идеализацией, на многих персонажах одеяния эпохи, в которой жил Боттичелли. Также он создал фреску с искушениями – «Три искушения Христа», «Наказание левитов». Все они включают несколько сцен, сюжеты разворачиваются в красивом окружении пейзажей. Все работы он завершил к 1482, получив хорошую награду, которую Боттичелли промотал.

Дома мастера ждала тяжелая потеря, его отец скончался.

«Юность Моисея». 1480–1482

«Наказание левитов». 1481–1482

Успех художника

Максимальной успешностью художника являются 1480-е годы, на него отовсюду сыпались новые заказы. В большей мере работали ученики, хорошо справлявшиеся с имитацией его особенностей живописи. Для Медичи была заказана работа «Паллада и Кентавр», в ней нужно было отразить мудрость, могущество, а также силу представителя могучей династии.

Рамки сюжетной линии были расширены, художник добавил борьбу между светом и тьмой. Именно с этой целью он противопоставил образы Кентавра и богини, полной красоты. Платье Паллады он расписал эмблемами дома Медичи. Также фоном Кентавра была выбрана частично разрушенная постройка, а за спиной девушки виден красивый пейзаж и бездонное небо.

Художник написал много работ, в том числе «Алтарь Барди», здесь все по канону – трон занимает Царица Небесная и Младенец, а окружают ее святые.

Работа отличается жесткостью линий, мать в изображении печальна, а ее черты стали неземными, удлинились. Художник оставил намеки на воплощение Христа, такие композиции все чаще проявляются в творчестве художника в 1480-х годов.

Ему нравилось работать над алтарными образами. Художник считался лучшим живописцем во Флоренции.

«Паллада и Кентавр». 1482 (фрагмент)

«Алтарь Барди». 1485 (фрагмент)

«Венера и Марс» также многоплановая работа, формат удлинен, справа на полотне изображен спящий Марс и Венера, пребывающая в задумчивости. Также на полотне есть сатиры, играющие с оружием. Учитывая тенденции того времени, можно трактовать задумку по-разному, боги могли означать планеты. Сцена сдержанна, а шалящие фигуры уравновешены спокойствием богов.

«Венера и Марс». 1482–1483

Портреты

Немало портретов создал Боттичелли, он старался держаться стандарта, но изменения не были редкостью. Возможно, часть работ художника помогали создавать ученики, «Портрет молодого человека» является ранней работой. Изображен молодой человек в яркой куртке, а фоном ему служит голубое небо. Художник отразил надменность юноши.

После 1470-х годов построение было изменено, он убрал пейзаж в качестве фона, и сделал пространство более плоским. Большая часть доски отводилась под модель, чаще всего рисунки делались в профиль. Сами модели подавались идеализированными.

«Портрет Джулиано ди Медичи» — необычная работа, однако не известно, писал ли художник один из четырех вариантов сам. В 1482-1490 годах пришла большая реалистичность образов, появляются рисунки в фас.

Меланхоличность проскальзывает во всех работах.

Читайте также:  Музей марионеток в городе сиракузы, италия

«Портрет молодого человека». 1482–1483 (фрагмент)

«Портрет Джулиано ди Медичи». 1476–1477 (фрагмент)

Перемены

Начало 1490-х годов несло перемены, изменившие и жизнь художника, после кончины Лоренцо управление перешло к Пьеро. Он допустил целый ряд ошибок, что привело к изгнанию Медичи. Монах Савонарола смог добиться прихода к власти, в это период жизнь живописца была тяжелой.

Умер его брат, он потерял уверенность в своем творчестве. В 1497 монах устроил «судный день», под его внушением люди сжигали все символы роскоши, от нарядов, до музыкальных инструментов, картин, не отвечающих понятиям морали. Некоторые художники сами бросали туда свои работы.

В то время Боттичелли не мог ходить без применения костылей, и не отправился на событие.

Уже к маю 1498 новый правитель был обвинен и сожжен, Боттичелли ощущал безнадежность, и стал сторониться общества. Заказы от него уходили, а средства таяли, как и слава мастера. Влияние монаха привело к созданию работы «Оплакивание Христа», он показал драму, как горе человеческое, скорбь без конца. Далее художник работал над заказами последователей Савонаролы, так он мог выживать.

«Оплакивание Христа». Около 1500

К 1502 году великий художник окончательно лишился здоровья, после назначения судебного разбирательства. Его недоброжелатели обвинили Боттичелли в содомском грехе. Есть предположение, что виной тому отсутствие жены.

Художник скончался в 65 лет, спустя шесть лет после печальных событий разбирательства. Он был похоронен около церкви Оньисанти, после чего его не вспоминали, а слава быстро ушла.

О творчестве Сандро Боттичелли снова стали говорить только ближе к концу XIX века.

Серия картин к новеллам «Декамерон».Ужин Настажио у Онести, I-й эпизод. 1487

Серия картин к новеллам «Декамерон».Ужин Настажио у Онести, II-й эпизод. 1487

Серия картин к новеллам «Декамерон».Ужин Настажио у Онести, III-й эпизод. 1487

Серия картин к новеллам «Декамерон».Ужин Настажио у Онести, IV-й эпизод. 1487

Оставьте заявку, мы рассчитаем стоимость и свяжемся с вами

Источник: https://theheritage.ru/poleznoe/velikie-khudozhniki/sandro-bottichelli/

История Настаджо дельи Онести

Искусство Италии 15 века. Ренессанс. Картина художника Сандро Боттичелли «История Настаджо дельи Онести», сцена третья «Ужин у Настаджо дельи Онести», серия из четырёх картин к «Декамерону» Боккаччо. Размер работы 84 x 142 см, дерево, темпера.

Вазари сообщает, что Сандро Боттичелли «для дома Пуччи … написал четыре маленьких очаровательных картины с маленькими фигурками по новелле Боккаччо о Настаджо дельи Онести». Эти композиции по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини в 1483 году заказал художнику Лоренцо Великолепный.

Сандро Боттичелли исполнил общий замысел на картоне, над картинами сцен работали его помощники Бартоломео ди Джованни и Якопо Селайо. Этим объясняется не столь высокий уровень исполнения, как в авторских произведениях Сандро Боттичелли.

При общей элегантности форм и драматической напряженности действия линии кажутся сухими, а цвет – эмалевым и резким.

Сюжет новеллы из «Декамерона» Боккаччо (V, 8), соединяющий в себе жестокость и куртуазность, импонировал вкусам заказчиков из придворного круга Медичи. В новелле рассказано, как богатый юноша из Равенны по имени Настаджо дельи Онести влюбился в девушку, принадлежавшую к более знатной семье Траверсари».

Все усилия влюбленного надменно отвергались красавицей. Впавший в отчаяние юноша удалился в Кьясси под Равенной, где, гуляя в роще (фигура композиции слева), погруженный в мечты о своей даме сердца, натолкнулся на ужасающее зрелище.

Два пса преследовали и кусали обнаженную девушку, а за нею гнался всадник со шпагой, грозя смертью (правая часть композиции). Желая спасти несчастную, Настаджо схватил сук дерева (вторая фигура слева), но услышал от всадника любовную историю, приведшую того к самоубийству.

Попав после смерти в ад, строптивая девушка, жестоко отвергавшая влюбленного, обречена вечно бежать от него, а он – вновь и вновь убивать свою жертву и бросать ее холодное сердце на пожрание собакам.

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

На картине третьей сцены истории художником Сандро Боттичелли изображено, как Настаджо пригласил на обед своих друзей и семью Траверсари с их надменной дочерью в то место, где он стал свидетелем «терзания жестокой женщины».

Художник создает красивую композицию, оживленную яркими цветовыми пятнами. Он внимательно передает бытовые реалии того времени.

Действие представлено в момент кульминации, когда праздничную атмосферу застолья резко нарушило появление обнаженной девушки, истязаемой собаками, и всадника, который нагонял ее с поднятой шпагой.

Ужин Настажио у Онисти, iii-й эпизод, Сандро Боттичелли

Гости Настаджо реагируют на происходящее позами и жестами, выражающими ужас, изумление, сострадание.

Театрализованный характер построения подчеркивает фигура Настаджо: повернувшись к своим гостям, с красноречивым жестом широко разведенных рук он объясняет суть страшного видения.

Трактуя эпизод новеллы на языке живописи кассони, мастер придает ему драматическую выразительность. Композиция четвертого эпизода содержит концовку новеллы, где устрашенная девушка из дома Траверсари согласилась выйти замуж за Настаджо.

Перейти к следующей работе мастера ►

Источник: http://smallbay.ru/artreness/botticelli03.html

Читать

М. Гордеева

Сандро Боттичелли 1445-1510

Благовещение. 1489–1490

Сандро Боттичелли является одним из прекрасных представителей искусства итальянского Возрождения.

Творчество художника наполнено чертами утонченности и аристократической изысканности, картины чрезвычайно эмоциональны, пронизаны чувством личных переживаний, отражающих сложные противоречия эпохи.

Глубокая одухотворенность и поэтическое очарование образов, которые в позднем творчестве приобретают опенок надломленности, характеризуют живописца как человека, глубоко переживающего духовные перипетии своего времени.

Годы обучения. Становление

О жизни великого мастера известно не так много достоверных фактов. Настоящее имя Сандро Боттичелли — Алессандро да Марианно ди Ванни ди Амедео Филиппепи.

Родился Алессандро во Флоренции в 1445 в семье Мариано и Змеральды Филиппепи, которые уже воспитывали троих сыновей Джованни, Антонио и Симоне. Отец семейства был кожевником и имел собственную мастерскую.

Точных сведений, каким образом Алессандро получил свое прозвище «Боттичелли» («бочоночек»), нет. Возможно, оно было унаследовано от одного из его старших братьев.

О детстве будущего живописца известно также, что он рос очень любознательным, наблюдательным, но болезненным мальчиком.

В возрасте примерно тринадцати лет Сандро начал обучаться ювелирному делу в мастерской своего брата Антонио.

Ювелирное искусство с его тщательным и скрупулезным вырисовыванием всех деталей и нюансов будущего изделия еще на этапе эскиза настолько завладело сердцем юноши, что он очень быстро понял свое истинное призвание.

В начале 1460-х молодой человек начал посещать мастерскую фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469) — одного из самых известных итальянских художников своего времени. Нужно отметить, что фра Филиппо более десяти лет состоял в ордене монахов-кармелитов, который покинул в 1431.

В 1456, уже будучи известным живописцем, Липпи, воспылавший страстью к молодой монахине Лукреции Бути, похитил ее из женского монастыря в Прато и в последствии женился на ней.

Только благодаря заступничеству герцога Козимо Медичи, супруги смогли жить в относительной безопасности. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток.

По иронии судьбы, сын Липпи Филиппино, которого Сандро знал с малолетства, впоследствии стал одним из его учеников. В своем творчестве он продолжил смелые поиски учителя, оказавшись прекрасным живописцем.

Лоренцо Торнабуони перед аллегорическими фигурами семи свободных искусств. Фрагмент. 1486–1490

О годах обучения Боттичелли почти ничего не известно. Этот период можно представить лишь по жизнеописанию мастера, составленному Джорджо Вазари: «Он стал последователем своего учителя и подражал ему так, что фра Филиппо его полюбил и своим обучением вскоре поднял его до такой степени, о которой никто не мог бы и подумать»[1].

Около 1465 Филиппо Липпи написал алтарный образ «Мадонна под вуалью» (Галерея Уффици, Флоренция), в котором впервые в искусстве итальянского Возрождения в образе Мадонны предстала юная жительница Флоренции.

Это нежное и одухотворенное произведение оказало на молодого Боттичелли столь огромное впечатление, что он создал ряд самостоятельных работ, по композиционному построению близких «Мадонне под вуалью».

Практически точной репликой выглядит произведение Сандро «Мадонна с младенцем и ангелом» (1465–1467, Галерея Воспитательного дома, Флоренция).

Юный художник полностью повторил композицию Липпи, точно воспроизведя даже мельчайшие детали вплоть до расположения складок вуали на голове Мадонны.

Но, несмотря на очевидное сходство с картиной учителя, в произведении молодого Боттичелли ощущаются новые интонации. Созданный им образ Мадонны задумчив и умиротворен.

Чтобы сконцентрировать внимание зрителя только на персонажах, художник отказался от сложного пейзажного фона.

Нужно отметить, что для ранних полотен мастера характерна лирическая окраска образа, наделенная оттенком божественного величия.

В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств».

С целью усовершенствования и расширения своих навыков молодой художник посещал мастерскую Андреа дель Верроккьо — прославленного скульптора, живописца и ювелира, у которого также учились Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино.

Если у Липпи Сандро научился виртуозному владению линией, то у Верроккьо — созданию атмосферы посредством световоздушной моделировки.

Три искушения Христа. Фрагмент. 1480 — 1482

Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь).

Образы в картинах — спокойные, возвышенноутонченные, композиционное построение строгое и продуманное. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии», имеющей классическое построение). В полотнах нет тонкой свеготеневовой моделировки, главную роль Боттичелли отдает рисунку, наделенному экспрессивным порывом.

Линией художник преображал и словно раскрывал безукоризненно чистый облик своих божественных моделей, выявляя их утонченность, благородство и принадлежность к возвышенному миру. Создавая эти образы, мастер стремился показать не предметно-реальный мир, а идеальную, воображаемую им страну меч ты.

В ранних произведениях Боттичелли проявляется та очаровывающая пластика, которая в дальнейшем будет определять все искусство мастера в целом. Возможно, это были его первые самостоятельные работы.

Алтарь Сант-Амброджо. 1467–1470

Свободный художник

Известно, что примерно в 1469 Боттичелли покинул своего последнего учителя и обустроил мастерскую в отцовском доме, располагавшемся в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова.

К этому времени относится создание запрестольного образа «Мадонна с Младенцем и святыми Марией Магдалиной, Иоанном Крестителем, Франциском, Екатериной Александрийской, Козьмой и Дамианом» (другое название «Алтарь Сант-Амброджо», 1467–1470, Галерея Уффици, Флоренция).

Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». В центре полотна — восседающая на троне Мария с Младенцем на руках, которых окружают святые. Интересен тот факт, что в число поклоняющихся Христу и Его матери включены фигуры мучеников Козьмы и Дамиана.

Их «присутствие» в картине может говорить о том, что это произведение могло быть исполнено по заказу правящего в то время во Флоренции дома Медичи, небесными покровителями которого и являлись святые.

Поклонение волхвов. Около 1473

Работая над запрестольным образом, Боттичелли почти математически точно просчитал его колористическое построение, мастерски распределив красные, голубые, фиолетово-синие и коричневые цвета. При помощи ярких акцентов он выделил главных героев: Мадонну, Младенца, Козьму и Дамиана. Архитектурный фон, в котором находятся герои композиции, не имеет глубины, воспринимается плоским и театральным.

В 1470 Cандро Боттичелли получил свой первый официальный заказ на исполнение аллегорического образа «Сила» (Галерея Уффици, Флоренция).

Читайте также:  Картины, биография: серов валентин александрович

Источник: https://files.litmir.me/br/?b=578858&p=6

Сандро Боттичелли (1445 — 1510)

Настоящее имя Сандро Боттичелли — Алессандро ди Мариано Филипепи. Трудно назвать художника эпохи Возрождения, имя которого было бы больше связано с историей Флоренции.

Он родился в семье кожевника Мариано Ванни Филипепи.

После смерти отца главой семьи становится старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли (бочонок), это прозвище пристало к нему то ли за чрезмерное пристрастие к вину, то ли из-за его полноты.

В пятнадцать-шестнадцать лет одаренный мальчик поступает в мастерскую знаменитого Филиппи Липпи.

Усвоивший технику фресковой живописи, Алессандро Боттичелли (прозвище брата стало своего рода псевдонимом художника) поступает в самую знаменитую во Флоренции художественную мастерскую Андреа Вероккьо.

В 1469 году Сандро Боттичелли был представлен видному государственному деятелю Флорентийской республики Томазо Содерини, который свел художника с семьей Медичи.

Отсутствие привилегий, предоставляемых богатством и знатностью, с юности приучило Сандро во всем полагаться только на собственную энергию и дарование. Настоящей школой для «взбалмошной головы» — юного Сандро стали улицы Флоренции с их дивной архитектурой и храмы со статуями и фресками родоначальников Возрождения Джотто и Мазаччо.

Ищущий свободы и творчества живописец обретает ее не в традиционных церковных сюжетах, а там, где его «обуревают любовь и страсть».

Увлекающийся и умеющий нравиться, он очень скоро находит свой идеал в образе девушки-подростка, пытливо познающей мир. Боттичелли считали певцом утонченной женственности.

Всем своим мадоннам художник дарит, как сестрам, одно и то же проникновенное, мыслящее, чарующе неправильное лицо.

Художник сплавляет воедино свои наблюдения жизни с впечатлениями античной и новой поэзии. Благодаря мифологическому жанру италянская живопись становится светской и, вырываясь за стены церквей, входит в жилища людей каждодневным источником наслаждения прекрасным.

Для семьи Медичи Боттичелли выполнил свои самые знаменитые и крупные заказы. Сандро никогда не покидал Флоренцию надолго. Исключение — его поездка в Рим к папскому двору в 1481-1482 годах для росписи в составе группы художников библиотеки Сикстинской капеллы. Возвратившись, он продолжает работать во Флоренции. В это время были написаны его самые знаменитые работы — Весна, Рождение Венеры.

Политический кризис во Флоренции, разразившийся после смерти Лоренцо Великолепного, и прихода к духовной власти в городе воинствующего проповедника Савонаролы, не мог не сказаться на творчестве художника.

Потерявший нравственную опору в лице семьи Медичи, глубоко религиозный и мнительный человек, он попал в духовную зависимость от экзальтированно-религиозного и нетерпимого проповедника. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.

Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение.

Его работы на религиозные темы сухи и перегружены деталями, художественный язык стал более архаичным. Казнь Савонаролы в 1498 году вызвала у Боттичелли глубокий душевный кризис.

В последние годы своей жизни он вовсе перестал писать, посчитав это занятие грешным и суетным.

Источник: http://cvetamira.ru/sandro-bottichelli-1445-1510

Читать онлайн "Боттичелли" автора Гордеева Марина Николаевна — RuLit — Страница 9

Выбрать главу

Все эти политические перипетии совпали с тяжелым периодом в личной жизни живописца. В 1493 умер любимый брат художника Джованни. Под влиянием доминиканца в сердце Боттичелли поселились сомнения относительно верности своего творческого пути. Поддержать живописца было некому. В конфликте Савонарола — Медичи художник занял выжидательное положение.

Портрет молодого человека. 1482 — 1483

Портрет Симонетты Веспуччи. Около 1480

Портрет Джулиано ди Медичи. 1476–1477

Женский портрет. Около 1475–1480

7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции.

На площади Синьории был разожжен огромный костер, в котором горожане под впечатлением от проповеди Савонаролы жгли музыкальные инструменты, роскошные женские наряды, украшения, картины, не отвечающие христианской нравственности и морали, а также осужденные францисканцем как воплощение греха.

В тот роковой день в порыве самоубийственного покаяния многие художники, друзья и ученики Боттичелли сами приносили и бросали в огонь свои произведения. Живописец не принимал в этом участия только по тому, что его ноги сильно ослабли и он не мог обходиться без костылей.

Мадонна с гранатом. Около 1487

Правление Савонарола не было долгим. 23 мая 1498 жители Флоренции сожгли оклеветанного монаха с той же фанатичной категоричностью, с какой еще недавно по его же наставлению избавлялись от материальных воплощений своих грехов.

После казни живописец осознал свою вину, которую несколько лет пытался ему навязать Савонарола. Боттичелли переживал приступы безнадежности и был исполнен веры в религиозное обновление.

Смерть доминиканца вызвала в душе художника сомнения и боль.

Мадонна Евхаристии. 1470–1472

Оплакивание Христа. Около 1500

Коронование Марии. 1490–1492

Мадонна с книгой. Около 1479

Серия картин к новеллам «Декамерон» Ужин Настажио у Онести, 1-й эпизод. 1487

Серия картин к новеллам «Декамерон» Ужин Настажио у Онести, II-й эпизод. 1487

Боттичелли стал нелюдимым, постепенно терял заказы и финансовое благополучие. Слава мастера померкла.

Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан; другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен).

Отличительной чертой этих произведений является то, что христианскую драму художник трактует как непереносимое человеческое горе.

Бесконечная скорбь по невинной жертве, прошедшей крестный путь страданий и позорной казни, захватывает каждого из изображенных персонажей, тем самым объединяя их в единое патетическое целое.

После 1498 Боттичелли стал исполнять немногочисленные заказы приверженцев Савонаролы — так называемых «пьяньони» (буквально «плакса»).

Так, например, для Франческо дель Пульезе он написал «Последнее причащение святого Иеронима» (около 1498, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), а для Джакомо и Джованни ди Бернардо картину «Святой Августин» (1490–1495, Галерея Уффици, Флоренция). Подобного рода немногочисленные заказы позволяли мастеру еле-еле сводить концы с концами.

Серия картин к новеллам «Декамерон» Ужин Настажио у Онести, III-й эпизод. 1487

Серия картин к новеллам «Декамерон» Ужин Настажио у Онести, IV-й эпизод. 1487

Окончательно здоровье Боттичелли было подорвано в 1502, когда по наветам недоброжелателей и завистников против живописца было назначено судебное разбирательство по обвинению в содомском грехе. Возможно, подобные толки были вызваны тем, что за всю свою жизнь художник ни с кем не связал себя узами брака.

Спустя восемь лет в возрасте шестидесяти пяти лет Сандро Боттичелли скончался. Его похоронили на кладбище при флорентийской церкви Оньисанти.

Вместе с живописцем была погребена и память о нем. Творчество Боттичелли было заново открыто только в конце XIX века.

Источник: https://www.rulit.me/books/bottichelli-read-479311-9.html

Сандро Боттичелли – биография и картины художника в жанре Раннее Возрождение – Art Challenge

Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.

Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты.

Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына.

По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.

Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.

В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля.

Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.

Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.

Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.

Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.

До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками.

Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли.

В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.

В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.

В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.

Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици).

Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.

Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.

В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.

Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги.

Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.

Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти.

Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.

В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.

Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки.

Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.

Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.

Читайте также:  «мадонна в церкви», ян ван эйк — описание картины

Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты.

Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына.

По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.

Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.

В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля.

Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.

Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.

Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.

Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.

До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками.

Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли.

В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.

В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.

В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.

Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици).

Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.

Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.

В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.

Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги.

Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.

Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти.

Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.

В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.

Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки.

Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/42.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector