Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге. Его отец был сторожем в Академии, и по его ходатайству молодого человека приняли на обучение в 1766 г.; сначала он обучался в натюрмортном классе, а затем в пейзажном. В 1773 г. он получил золотую медаль за программный пейзаж и стипендию для обучения в Венеции. Но, к сожалению художника, целью его обучения были театральные декорации, а он мечтал о пейзажной живописи. Три года, которые он провел в Венеции, Алексеев изучал работы таких художников как Пиранези, Гварди, Канале и др. Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами. Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг.), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать. Но стремление к цели и настойчивость помогли Федору Яковлевичу избавиться от нелюбимой работы. В залах Эрмитажа он находил пейзажи великих мастеров Канале, Беллотто, Роббера и Берне и копировал их. Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи.
В 1793 г. Алексеев пишет картину «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной», в 1794 г. «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» и ряд других городских пейзажей. За эти работы в 1794 г. Федор Яковлевич получает звание академика. Эти картины, выполненные по всем законам классицизма, демонстрируют нам величие Петербурга, наделенного собственной индивидуальностью.
В 1795 г. Алексеев едет в Крым и Новороссию и пишет виды мест, которые посетила Екатерина II в 1787 г. Оттуда он привез свои знаменитые городские пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева. В 1800 Федор Яковлевич отправляется в Москву по заданию императора Павла I.
Художник погружается в изучение старой, монументальной архитектуры древней Москвы. Пробыв там год, Алексеев нарисовал множество хорошо прорисованных акварельных этюдов, из которых в Петербурге родились законченные пейзажи московских монастырей, улиц, Кремля, городских предместий.
Эта работа принесла Алексееву множество заказов от знатных вельмож и членов императорской семьи.
С 1802 г. Алексеев Федор Яковлевич стал руководителем класса живописи в Императорской Академии художеств. Он возвращается к его любимой теме – виды города Петербурга. Но теперь в пространстве картин появляются люди.
Их фигуры не только населяют город, вдыхают в него жизнь, но и являются «единицами масштабности», позволяющие представить высоту деревьев, размеры построек, площадей, каналов и кораблей.
Его живопись стала более плотной за счет теплого колорита, формы объемнее.
К сожалению, Федор Яковлевич умер в глубокой бедности, всеми забытый. На похороны художника Академия выделила средства, а также пособие его большой семье.
Если вы хотите оставить в памяти праздник, мероприятие или просто событие из жизни, то в этом вам поможет профессиональный фотограф Баскаль Юлия. Услуги фотографа с большим опытом работы и по самым демократичным ценам.
Благовещенский собор и Грановитая палата
Вид Адмиралтейства и дворцовой набережной
Вид Английской набережной с Васильевского острова
Вид города Николаева
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости
Вид на Биржу и Адмиралтейство
Вид на Владимирские ворота со стороны Лубянки в Москве
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост со стороны Тверской улицы в Москве
Вид на Казанский Собор в Санкт-Петербурге
Вид на Михайловский Замок в Санкт-Петербурге со стороны Фонтанки
Вид на Михайловский Замок в Санкт-Петербурге со стороны Фонтанки
Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля
Вид на Москву от Иверского моста у Кремля
Вид Петропавловской крепости и дворцовой набережной
Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Вененции. Копия картины А.Каналя «Архитектруная фантазия»
Городская площадь в Херсоне
Дворец в Царицино недалеко от Москввы
Ивановская площадь
Иллюминация на Соборной площади в честь коронации Александра I
Коломенское
Красная площадь в Москве
Красная площадь в Москве
Новоиерусалимский монастырь
Сиротский Дом в Москве
Собор Василия Блаженного
Соборная площадь в Московском Кремле
Спасские ворота
Триумфальная арка
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра
Церковь Гребневской Божьей Матери
???? Наташа | 2013-03-22, 11:04 | ???? 376
Источник: https://art-assorty.ru/2894-alekseev-fedor-yakovlevich.html
Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
Троице-Сергиева лавра под Москвой была основана преподобным Сергием Радонежским, в миру Варфоломеем.
После смерти родителей Варфоломей оставил свою долю наследства младшему брату Петру и пришел к старшему брату Стефану в монастырь. Здесь он уговорил брата отправиться в уединенное место и посвятить себя служению Богу. Такое место они нашли примерно в десяти верстах от Хотьково на холме Маковец, у подножия которого протекала речка Кончура.
Здесь они выстроили себе келью и небольшую церковь, освященную в честь Святой Троицы. Место это стало зваться Троицкой пустынью на Маковце. Вскоре старший брат Стефан ушел в Москву, в Богоявленский монастырь, Варфоломей же продолжил подвижничество уже в одиночестве.
В начале 1340-х годов в пустынь стали собираться новые насельники и образовался особножительный (по-гречески -идиоритм – вид монастыря) монастырь. Первым игуменом монастыря стал Митрофан, который постриг Варфоломея в монахи под именем Сергий. После смерти в 1344 году Митрофана игуменом монастыря стал Сергий.
В 1355 году по благословению Константинопольского патриарха Филофея он ввел в монастыре общежитийный устав.
Преподобный Сергий положил начало жертвенному служению своему Отечеству. Он примирял князей, содействуя единству Земли Русской. Он благословил благоверного князя Димитрия на борьбу с Мамаем, в помощь князю преподобным были даны два троицких схимника. Его молитвенная поддержка укрепляла русских ратников на поле Куликовом.
Скончался преподобный Сергий в 1392 году. В 1422 году состоялась его канонизация и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой внутри монастыря.
В 1408 году монастырь был дотла сожжён татарским ханом Едигеем, предпринявшим очередной опустошительный поход на Москву и её окрестности. В монастыре был крещён Иван Грозный, который способствовал превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное оборонное значение для Московского региона.
Вместо деревянной ограды в 1540-1550 гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня. В 1608-1610 гг. монастырь 16 месяцев находился в осаде польско-литовских войск. Пётр I сохранял значение царской и важной государственной крепости и не раз посещал монастырь, а в 1689 г.
во время стрелецкого бунта в Москве юный Пётр укрылся за стенами монастыря.
С 1688 года монастырь является ставропигиальным. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры. В 1782 из окружающих монастырь сел и слобод был образован Сергиевский посад. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и др.
В советское время, в 1920 году, монастырь был закрыт и превращен в музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года).
Весной 1946 года лавра была возобновлена для монашеской жизни, но на территории монастыря до 1953 года находился Загорский учительский институт. Сам город, образовавшийся вокруг лавры, назывался Сергиевым (1919), Загорском (1930).
В 1991 году ему возвращено историческое имя Сергиев Посад.
В 1993 году архитектурный ансамбль лавры, который складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век, вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Обитель преподобного Сергия Радонежского всегда играла особую историческую роль для жизни страны и служила источником духовного возрастания для русского народа. Сюда совершали паломничества все от мала до велика, невзирая на чины и сословия. Русские художники обращались к истории монастыря, много рисовали паломников и виды монастыря в разные эпохи.
Инв. номер: 1548
Первая картина из цикла, посвященного Сергию Радонежскому написана Нестеровым в Уфе на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия»: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву.
Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту».
Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он.
— Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания»».
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Частное собрание
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 1550
Труды преподобного Сергия. Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1896-1897 гг. Холст, масло. 135 x 66. Триптих. Правая часть.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Преподобный Сергий Радонежский. Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель. 42 x 14. Эскиз росписи пилона церкви во имя благоверного князя Александра Невского. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Сергий Радонежский. Васнецов, Виктор Михайлович (1848 — 1926). 1882 г. Икона для церкви в Абрамцеве.
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская обл.
Сергий-строитель. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1925 г. Холст, темпера. 73 x 117.
Частное собрание
Сергий-строитель. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1942 г. Холст, темпера. 100 x 140. Частное собрание
Святой Сергий Радонежский. Рерих, Николай Константинович (1874 — 1947). 1932 г. Холст, темпера. 150 x 108. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Троице-Сергиева лавра. Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856-1933). 1908-1913 гг. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
Троице-Сергиева лавра. Лисснер, Эрнст Эрнестович (1874 — 1941). 1907 г. Бумага, акварель.
Сюжет картины посвящен посещению Дмитрием Донским Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре перед битвой.
Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1897 г. Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш. 31 x 44. Эскиз неосуществленной картины. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Осада Троице-Cергиевой лавры. Верещагин, Василий Петрович (1835 — 1909). 1891 г. Холст, масло. 282 x 458. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Оборона Троице-Cергиевой лавры. Милорадович, Сергей Дмитриевич. 1894 г. Холст, масло. 138×221.
- Государственный Русский музей
- Защита Троице-Сергиевой Лавры монахами от поляков. Клодт, Михаил Петрович (1835-1914)
Три всадника (Легенда). Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры. Нестеров, Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1932 г. Холст, масло. 81 x 60.
Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Сергиев Посад, Московская обл.
Михаил Нестеров изобразил на картине эпизод из истории осады Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими войсками Лжедмитрия II, которая продолжалась почти шестнадцать месяцев — с 3 октября (23 сентября по ст. с.) 1608 г. по 22 января (12.01 по ст. с.) 1610 г.
После провала попытки Лжедмитрия II с ходу захватить Москву его войска попытались полностью ее блокировать. Для этого необходимо было взять Троице-Сергиев монастырь, прикрывавший дорогу из Москвы на север и Среднее Поволжье. Для осады было направлено войско (около 15 тысяч человек).
В гарнизоне монастыря было примерно 2200-2400 человек. Гарнизон состоял из дворян, стрельцов, монастырских слуг, монахов и крестьян. Монастырь был хорошо укрепленной крепостью, с артиллерией и боеприпасами.
Оборона Троице-Сергиева монастыря сковала значительные силы интервентов, создав благоприятные условия для развертывания народного национально-освободительного движения.
Основным источником по истории Троицкой осады является Сказание Авраамия Палицына — келаря Троице-Сергиевой лавры, очевидца и участника описываемых им событий.
Авраамий Палицын рассказывает о своем «Сказании», что Сергий Радонежский явился пономарю монастыря, говоря: «Скажи всей братии и всем ратным людям: почему скорбят из-за того, что нельзя послать в Москву вести? Я послал от себя в Москву в дом Пречистой Богородицы и ко всем московским чудотворцам…
трех своих учеников: Михея, Варфоломея и Наума – в третьем часу ночи… И воры, и литовцы видели их». Из расспросов пленных выяснилось, что стража осаждавших видела трех монахов, выехавших из монастыря на очень худых лошадях. Осаждавшие монастырь послали погоню, но догнать не смогли: кони под старцами неслись как будто крылатые.
Затем сам преподобный Сергий явился одному больному монаху, сомневавшемуся в этом событии, и исцелил его. «И сказал ему великий чудотворец Сергий, – повествует Авраамий Палицын. – Что сомневаешься? Воистину послал я своих учеников».
А старец, простецом будучи, говорит: «А на чем послал, государь наш?» Преподобный же отвечает: «На трех слепых меринах, которых конюший … из-за нехватки корма выгнал из монастыря в надолбы, – на тех и послал». Меринов поискали, но не нашли, и уверились, что воистину было, как сказал святой Сергий чудотворец, и воздали все за это славу Господу Богу, творящему удивительное». elitsy.ru
Красная башня Троице-Сергеевой лавры. Кустодиев, Борис Михайлович (1878 — 1927). 1912 г. Бумага, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В обители. Троице-Сергиева лавра. Дубовской. Николай Никанорович (1859 — 1918). 1917 г. Холст, масло, 107×143. Ростовский областной музей изобразительных искусств
Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре. Юон, Константин Федорович (1875-1958). Холст, масло, 41х63.
Свято-Троицкий собор, Свято-Троице Сергиева Лавра, Сергиев Посад. Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1905 г. Бумага на доске, масло. 37,4×21,3.
Частная коллекция
Купола и ласточки. Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1921 г. Холст, масло, 71×89. Государственная Третьяковская галерея
В монастырском посаде. Юон, Константин Федорович (1875-1958). Открытка изд. Общиной св. Евгении.
Загорск. Базарная площадь. Юон, Константин Федорович (1875-1958). 1943 г. Фанера, масло, 26,5 x 34
Частное собрание
Троице-Сергиева лавра. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). Бумага на картоне, акварель, гуашь, карандаш, 24×31.
Частное собрание
Троицкая лавра зимой. Юон, Константин Федорович. 1910 г. Холст, масло. 125×198.
Государственный Русский музей
Троице-Сергиева лавра зимой. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). 1910-е. Холст, масло. 57 x 75. Частное собрание
Вид Троицкой лавры. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). 1916 г. Бумага, акварель, белила, 22×30.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Весенний день. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). 1903 г. Бумага, гуашь, 47×62. Одесский художественный музей, Украина
Инв. номер: Г-1065
Трапезная Троице-Сергиевой лавры. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). 1922 г. Холст, масло. 71 x 83. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Троице-Сергиева лавра при лунном свете. Юон, Константин Федорович (1875 — 1958). Холст, масло. 60 x 84.
Частное собрание
Купола Троице-Сергиевой лавры. Петровичев, Петр Иванович (1874 — 1947). Не позднее 1917 г. Холст, масло. 62 x 79.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Зима. Архипов, Абрам Ефимович (1862 — 1930). 1909 г.
Холст, масло. 86 x 86 см
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Вид Троице-Сергиевой лавры. Соколов, Владимир Иванович (1872 — 1946). Бумага, акварель.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
Пятницкая церковь. Соколов, Владимир Иванович (1872-1946). 1916 г. Тонированная бумага, тушь, гуашь. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- Художник изобразил Пятницкую церковь в Сергиевом Посаде, находящуюся за стенами Троице-Сергиевой лавры и являющуюся подворьем обители
- Иконные лавки.
Соколов, Владимир Иванович (1872-1946). 1917 г. Тонированная бумага, акварель, гуашь
Паперть Трапезной церкви. Соколов, Владимир Иванович (1872-1946). 1917 г. Тонированная бумага, акварель, гуашь.
Частное собрание
Успенский собор Соколов, Владимир Иванович (1872-1946). 1917 г. Тонированная бумага, акварель, гуашь.
Частное собрание
Церковь Успения Божией Матери в Гефсиманском ските. Соколов, Владимир Иванович (1872-1946). 1917 г.
Троице-Сергиева лавра. Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 — 1943). 1921 г. Холст, масло. 88 x 107. Государственный Русский музей, С.-Петербург Инв. номер: ЖС-1061
Троице-Сергиев Посад. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1915 г. Картон, гуашь. 47 x 61. Частное собрание
Троице-Сергиева Лавра. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1916 г. Фанера, масло. 21 x 23. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл.
Инв. номер: ЖГ-5
У стен Троице-Сергиевой лавры. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1915 г. Холст, масло.
Частное собрание
Вид Троице-Сергиевой Лавры. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). Холст, масло. 63 x 81.
Частное собрание
Вид Троице-Сергиевой лавры. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1920 г. Холст на картоне, масло. 44 x 54. Частное собрание Почему-то эту работу ошибочно именуют «Вид Новодевичьего монастыря»
Вид Троице-Сергиевой Лавры. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). 1923 г. Холст, масло. 86 x 107.
Частное собрание
Русский город под снегом. Горбатов, Константин Иванович (1876 — 1945). Холст, масло. Частное собрание
На картине изображен Сергиев Посад
Весна. Плотничья и Каличья башни Троице-Сергиевой лавры. Осмеркин, Александр Александрович (1892-1953). 1044 г. Холст, масло. 101 x 80. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Инв. номер: Ж-6778
Кладезная Троице-Сергиевой лавры. Осмеркин, Александр Александрович (1892-1953). 1945 г. Холст, масло. 100 x 80. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск
Загорск. Шестой корпус. Осмеркин, Александр Александрович (1892-1953). 1946 г. Холст, масло. Государственный Русский музей
Вид из окна на Троице-Сергиеву лавру. Осмеркин Александр Александрович (1892-1953). 1947 г. Холст, масло.
Собрание Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова
Купола Троице-Сергиевой лавры. Петровичев, Петр Иванович (1874 — 1947). Не позднее 1917 г. Холст, масло. 62 x 79.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Ещё по теме:
Источник: https://ros-vos.net/christian-culture/7/20/
История Сергиевой Лавры
Около 1337 года там, где сейчас величественно возвышается Троице-Сергиева Лавра, был глухой лес, в котором Сергий Радонежский со своим братом Стефаном основали небольшую обитель, чтобы сосредоточившись в уединении, слать Создателю молитвы о помощи всей Руси.
Дело в том, что было это в те далекие времена, когда Русь страдала от постоянных опустошительных набегов ордынских войск.
Спасая свою семью от гибели, родители будущего Сергия — Кирилл и Мария с тремя детьми бежали из Ростова в городок Радонеж. В конце жизни родители ушли в Хотьков монастырь, где впоследствии и скончались.
А Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан решили стать отшельниками.
Основание Троице-Сергиевой Лавры
Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте.
Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь.
Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.
Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности.
И стекались люди к Сергию, и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город.
А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым.
И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу, в результате которой Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси.
Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.
После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.
В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.
В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен, превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.
Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря.
Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше, чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд.
Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.
При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя строительство на территории монастыря временно прекратилось.
Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия.
Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»).
При Елизавете же началось строительство Колокольни.
К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.
После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.
Но история Лавры на этом не закончилась.
История Сергиевой Лавры после революции
Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.
В 90-х 20 века в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры. А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.
Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Источник: https://russo-travel.ru/info/istoriya-sergievoy-lavry/
Троице-Сергиева лавра — Алексеев Федор Яковлевич — Информация ARTSphera
Page 2
Алексеев Федор Яковлевич
(1753 — 1824)
Ф. Я. Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа.
В 1766- 73 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям.
В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства.
По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).
Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех.
Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.
Среди его работ 1790-х гг. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794).
Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. За эти картины Алексеев получает в 1794 г.
звание академика перспективной живописи. В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов — Николаева, Херсона, Бахчисарая.
В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой.
Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом — разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью.
Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.
В 1800-х гг. Алексеев — уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга.
Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города.
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность.
Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».
Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.
Page 3
Источник: https://www.artsphera.com.ua/master_work.php?id=75
Троице-Сергиева Лавра. Вид На Успенский Собор
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Федора Алексеева. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Федора Алексеева на натуральном холсте.
Федор Яковлевич Алексеев первым в русской живописи стал мастером городского пейзажа.
С 16 лет учась в Академии Художеств в 1773 году получил золотую медаль за программный пейзаж и был отправлен в Венецию для занятий живописью театральных декораций.
Это не соответствовало его склонностям, и он в Венеции увлекся видовыми и фантастическими гравюрами римского художника Пиранези, работами знаменитых итальянских пейзажистов Канале, Гварди, что вызвало недовольство начальства Академии и повлекло за собой принудительную работу декоратором при театральном училище по возвращении на родину, ему было отказано в программе на получение какого-либо академического звания.
Долгожданную возможность писать оригинальные пейзажи он получил только в 1786 году. К этому времени он обрел славу «российского Каналетто», копируя пейзажи Канале, Робера, Берне из собрания Эрмитажа.
Работая самостоятельно, ему удалось создать образ величественного Петербурга.
За картины «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной», написанной в 1793 году, и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» — в 1794 году художник получает звание академика перспективной живописи и его посылают в Новороссию и Крым для создания пейзажей южных городов. Так в творчестве Алексеева появляются виды городов Николаева, Херсона, Бахчисарая.
В 1800 году он получает задание от императора Павла I написать виды Москвы. Московские работы с видами улиц, монастырей, предместий, разнообразными изображениями Кремля привлекли многих заказчиков из числа знатных вельмож и членов императорской семьи, отличаясь своей документальностью.
В 1800 годах Алексеев возглавил класс перспективной живописи в Академии Художеств, и с 1802 года возвращается к своей любимой теме Петербурга, теперь весь передний план его полотен занимают люди на фоне прекрасных дворцов и неповторимой Невы.
Своим многолетним и упорным трудом Алексеев доказал свое право быть пейзажистом. Умер он, однако, постепенно забытый публикой, в большой бедности. Академия была вынуждена выделить денежные средства на его похороны и пособие вдове художника и его малым детям.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Федора Алексеева не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Источник: https://bigartshop.ru/painters/alekseev-fedor/troice-sergieva-lavra-vid-na-uspenskiy-sobor
Троице-Сергиева Лавра — история обители
Троице-Сергиева Лавра основана одним из самых почитаемых на Руси святым — Сергием Радонежским. История обители связана со многими важными событиями Русского государства: Куликовская битва, тяжелый период монголо-татарского ига, борьба с иностранными интервентами и первые годы правления Петра Первого, — все эти страницы истории не прошли мимо монастыря.
Российские правители чтили Троице-Сергиеву лавру, приезжали сюда на богомолье и оказывали помощь монастырю. У стен Успенского собора похоронен царь Борис Годунов и члены его семьи — царица Мария, царевич Феодор и царевна Ксения, в монашестве Ольга.
Троице-Сергиева Лавра – это действующий мужской монастырь, расположен недалеко от Москвы, посетить его можно за однодневную поездку или во время тура по Золотому кольцу.
Троице-Сергиева лавра — основание
Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.
Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.
Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.
- Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.
- Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.
- Так была основана ставшая позже знаменитой Троице-Сергиева Лавра.
Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.
Образование монастыря
Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.
В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.
В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.
В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.
В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.
Монастырь во время монголо-татарского ига
Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.
Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.
Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.
Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.
Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда.
Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте – на территории Тверского княжества.
На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.
Возведение каменных храмов Троице-Сергиевой лавры в XV веке
В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, монастырь был украшен новыми каменными постройками.
Троицкий собор
На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.
Троицкий собор – это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422-1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.
Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.
Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее, где и находится в настоящее время.
Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот.
На двери сохранилось отверстие в 5-7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося.
Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.
В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.
Строительство оборонительных сооружений
В XIV—XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.
Троице-Сергиев монастырь, расположенный на подступах к Москве, стал важной крепостью, призванной защитить столицу.
Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540-1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.
В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.
Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен – шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.
- Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
- Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
- На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
- Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.
Создание Успенского собора и других храмов
Успенский собор
В 1559-1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.
Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.
Храм строился долго — около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.
- Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
- с севера — Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635-1638 годах
- с юга – трехэтажная Лестничная башня.
- За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI-XVII веков
- В 1686-1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
- В этом же стиле в 1692-1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
- В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
- Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
- Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
- Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
- Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
- За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.
Троице-Сергиева Лавра в Смутное время
В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.
В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.
После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.
В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.
После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.
Троице-Сергиева лавра в период правления Петра Первого
В конце XVII — начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи.
В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.
В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.
В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.
Открытие духовной семинарии
В XVIII веке Троице-Сергиева обитель была богата и имела большие земельные владения. О высоком авторитете обители говорит тот факт, что в 1742 году на ее территории была открыта Духовная семинария, а позже здесь разместилась Московская Духовная академия. В 1744 году указом Елизаветы обители было присвоено почетное имя Лавры.
Троице-Сергиева Лавра в Советское время
В мае 1920 года состоялось последнее богослужение и вскоре в помещении обители был организован историко-археологический музей. Вся братия была выселена и стала жить в трудовых коммунах. Через девять лет большая часть монастырских колоколов была снята и переплавлена, уцелели лишь колокол «Лебедь» 1593 года и «Никоновский» 1420 года.
Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.
До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь.
Троице-Сергиева Лавра – одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV — XIX веков. С 1993 года Троице-Сергиева Лавра находится под охраной Юнеско.
Источник: https://TripGuide.ru/page_242.htm