Питер Брейгель Старший. (Pieter Bruegel).
Брейгель явился свидетелем того, как люто свирепствовала инквизиция в средине XVI века в Нидерландах. Тогда вооруженные отряды испанского войска, выполняя карательную миссию, во главе с католическим фанатиком Альбой «огнём и мечом» прошлись по территории своей северной колонии, пытаясь подавить народное восстание. Таким образом Испания сделала попытку истребить зарождавшееся там протестантство. В тех провинциях, где прошли испанцы, оставалась обожженная земля и груды трупов, исчисляемые десятками тысяч.
Король Испании Филипп II, будучи ярым католиком заявлял: «Я скорее пожертвую ста тысячами жизней, чем перестану преследовать еретиков!». В жутком страхе и безысходности погрязла страна.
Под таким неимоверно жутким впечатлением от происходящих событий Питер Брейгель создал примерно в 1562 году одно из самых зловещих и одновременно самых потрясающих своих творений — «Триумф смерти».
Без малого пять веков это полотно мастера производит неизгладимое впечатление на публику и заставляет еще раз задуматься о неизбежности смертного одра.
«Триумф смерти»
Питер Брейгель Старший — «Триумф смерти». (1562). Дерево,масло 117х162 Музей Прадо, Мадрид.
На своей картине художник создал жуткий «панегирик» Смерти. Впервые увидев это грандиозное по своему содержанию полотно, получаешь немалое потрясение. Нечто непонятное и зловещее открывается взору: множество скелетов и черепов, уже умерших и бьющихся в агонии людей, растерзанных и готовящихся к казни, а также пирствующих и пытающихся оказывать сопротивление.
И лишь, разглядывая это невообразимое творение рук человеческих, сантиметр за сантиметром можно проникнуться и понять то, что замыслил автор и, что он хотел донести до сознания современников и потомков.
«Триумф смерти». Фрагмент.
Перед зрителем открывается огромный панорамный вид чудовищного ландшафта, напоминающего выжженную пустыню, где бесплодная земля — в зареве пожаров усеяна столбами с колесами пыток и виселицами.
А на самой линии горизонта виднеется обмелевшее море с тонущими кораблями.
Высокая же линия горизонта дала возможность художнику с размахом развернуть зловещую картину того, что творится ниже — на земле.
«Триумф смерти». Фрагмент.
Выгоревшая пустыня повсюду заполнена в изобилии различными сооружениями для пыток и казней. Их активно используют воины смерти для истребления своих жертв.
«Триумф смерти». Фрагмент.
Огромный символический и композиционный смысл несет сама Смерть, объединяющая все происходящее вокруг себя. Как видим, на картине Смерть — это образ скелета с косой, лихо скачущего на костлявой лошади прямо в гущу событий. Всадник апокалипсиса ведет за собой полчища своего войска. Он триумфует, видя как разворачивается «пляска смерти».
«Триумф смерти». Фрагмент.
Полчища скелетов, прикрываясь крышками гробов, словно щитами, создали заслон для толпы, которую загоняет Смерть в огромный распахнутый гроб, чем-то похожий на мышеловку. Никому от нее не уйти, она всех перекосит своей косой — королей, и кардиналов, карточных шулеров и купцов, крестьян и рыцарей, женщин и детей. Она ни перед кем и ни перед чем не остановится.
«Триумф смерти». Фрагмент.
Смерть настигает героев картины всюду: в массовом побоище и поединке, за работой, за трапезой и даже на любовном свидании. От неё нигде нельзя укрыться, от неё нет спасения. Она – вездесуща. Буквально каждый предстает перед лицом Смерти бессильной песчинкой в воронке смерча, куда рано или поздно будет затянут. Все начинают понимать, что гибель ожидает всех, невзирая на статус и положение.
«Триумф смерти». Фрагмент.
В левой нижней части полотна художник написал лежащую фигуру в королевской мантии. Монарх явно уже в агонии — его время сочтено. Смерть уже заглянула ему в глаза и теперь ее волнует лишь лежащее рядом с королем золото. Она-то точно знает, какой ценой оно было добыто.
«Триумф смерти». Фрагмент.
На полотне также можно увидеть несколько смельчаков пытающихся оказать сопротивление ратникам Смерти, но все тщетно — их минуты сочтены.
Хотя в правом нижнем углу еще теплится жизнь: здесь накрытый стол, окруженный пирующими и парочка влюбленных, которые музицируя, любезничают.
Но шут, уже завидев что-то неладное, пытается спрятаться под стол, а один смельчак схватился за меч. Однако совершенно ясно, что мгновение — и все обречены на гибель.
«Триумф смерти». Фрагмент.
Жутковатое зрелище усиливает телега с черепами, которую влачит костлявая кляча, управляемая скелетом.
В «Триумфе Смерти» внимание зрителя привлекает еще один немаловажный момент: в центре левой части полотна, одетые в белые тоги мертвецы, собрали свое судилище. Стоя на высокой трибуне рядом с крестом, трубят в трубы и собираются что-то провозгласить. Знатоки истории в этом находят прямой намек на трибунал Святейшей инквизиции.
Хотя во время создания картины испанские цензоры так и не смогли придраться к творению художника: мотив полотна был дозволенный в христианском мире, и, к тому же, довольно распространенный.
К счастью, Брейгелю нередко удавалось создавать очень откровенные работы с очень актуальным смыслом, скрытым под традиционными сюжетными мотивами.
«Триумф смерти». Фрагмент.
При более внимательном рассмотрении деталей, открывается одно удивительное обстоятельство: казалось бы, десятки сотен скелетов и столько же черепов совершенно одинаковых, но автор умудрился написать так эти образы, что можно увидеть их четкую мимику. Они то подмигивают, то скалятся, то дьявольски насмехаются, а то, злобно, с угрозой смотрят провалами своих глазниц. Эти детали художник передал потрясающе, и это говорит о величайшем его мастерстве.
- К слову, многое в своем творчестве Брейгель взял от своего соотечественника и предшественника Иеронима Босха — нидерландского живописца эпохи Северного Возрождения.
- Так, путем иносказаний и метаморфоз мастер выразил свой протест против происходящего у него на родине, и в такой способ он попытался донести до потомков ужасную правду об увиденном и пережитом.
- Источник.
Источник: https://alexandr-palkin.livejournal.com/7912678.html
Питер Старший Брейгель (1525-1569) — Лучшие картины известных художников 15-20 века
Описание: Прадо, Мадрид (Prado, Madrid).ок 1562, 117х162 Полный размер: 5200 х 3697 px. Открыть оригинал | Скачать на диск
Другие картины «Брейгеля Питера Старшего»:
Вавилонская башня [The Tower of Babel] 1563, 114х155, Музей истории искусств, Вена
Фламандские пословицы [The Dutch Proverbs] 1559, 117х163, Государственный музей, Берлин
Избиение младенцев, 1565-67, 109х158, Королевское собрание, Лондон
Игры детей [Childrens games] 1559-60, 118х161, Музей истории искусств, Вена
Страна лентяев (Земля Кокейн) [The Land of Cockayne] 1567, 52х78, Старая пинакотека, Мюнхен
Мизантроп 1568, 86см, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь
Карнавал и пост, 25х36, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен
Избиение младенцев [The Slaughter of the Innocents] 1565-67. 111х160. Музей истории искусств Вена
Три солдата [Three soldiers] 1568, 20х18, Коллекция Фрик Нью Йорк
Самоубийство Саула. 1562. 34х55. Музей истории искусств Вена
Падение Икара [Landscape with the fall of Icarus] 1555-60, 73х112, Королевский Музей искусств, Брюссель
Битва карнавала и поста [The fight between carnival and lent] 1559, 118х165, Музей истории искусств Вена
Количество просмотров: 201 Количество комментариев: 0
© Питер Старший Брейгель (1525-1569)
Источник: https://www.beesona.ru/museums/brueghel/2904/
В мадриде представили отреставрированный «триумф смерти» питера брейгеля старшего
Музей Прадо в Мадриде представил после реставрации «Триумф смерти»(1562 — 1563) Питера Брейгеля Старшего.
До 2011 года это была единственная работа фламандского мастера в Испании, пока учреждение не купило его«Праздник вина в День святого Мартина».
«Триумф смерти» — нравственная картина на одну из часто повторяющихся тем в средневековой литературе. Во время её создания Брейгель находился под влиянием Иеронима Босха.
Реставраторы восстановили структурную стабильность этой исключительной панели и её оригинальные цвета. Они также проанализировали состав и уникальную живописную технику, основанную на точных мазках, которые придают поразительную чёткость переднему плану и прозрачность фону.
- Триумф смерти
- Питер Брейгель Старший
- 1563, 117×162 см
Основная тема работы Питера Брейгеля Старшего — победа Смерти над мирской сущностью. Гибель живого символизируется огромной армией скелетов,завоёвывающей Землю, на фоне бесплодного пейзажа с ужасающими сценами разрушения.
На переднем плане Смерть верхом на красном коне уничтожает мир во главе своего войска. Живых заталкивают в огромный гроб, и ничто не в силах спасти их. Кое-кто пытается сопротивляться своей участи, но большинство смирились с уготованной им судьбой.
Лишь пара влюблённых в правом нижнем углу ещё не замечает грядущих страданий.
Брейгель выбрал доминирующую красновато-коричневую палитру, которая придаёт композиции дополнительный инфернальный характер. Изобилие отдельных сцен и морализаторский смысл указывают на то, что автор вдохновлялся произведениями Иеронима Босха.
Неизвестно, кто и когда решил уменьшить толщину четырёх горизонтальных дубовых панелей,на которых написана работа. Тогда же они были усилены рамой, которая ограничивала естественное движение досок. Кроме того, четыре панели,составляющие картину, были разделены и собраны вновь.
Их внутренние края отшлифовали, из-за чего пострадал красочный слой. Затем доски соединили неровно и, чтобы скрыть это, швы поверх оригинала замазали гипсом и перекрасили.
Во время разборки панелей верхнюю повредили,в результате чего по ней из конца в конец побежали многочисленные трещины.
Слева: Питер Брейгель Старший,«Триумф смерти», фрагмент(«Побоище»). Музей Прадо, Мадрид
Теперь специалисты удалили раму, ограничивающую свободное движение древесины,выровняли поверхность картины и отреставрировали трещины. Затем они определили точную кривизну, которую панели приняли после того, как была убрана опора,и добавили другую, из бука, с учётом гигроскопичности досок.
Красочный слой был восстановлен до мельчайших деталей, очищен от следов прежних реставраций и перекрашиваний, которые были замаскированы цветными лаками для однородного эффекта, что сделало картину практически монохромной.
«Праздник вина в День святого Мартина» (1567) — вторая картина Питера Брейгеля Старшего в коллекции Музея Прадо и в Испании
Полная очистка оказалась сложным делом из-за того, что слой оригинального пигмента оказался тонок, в отличие толстых и твёрдых перекрашенных областей.
Заодно была удалена тонированная вуаль, добавленная во время ранних реставраций, которая скрыла детали первоначальной картины, и теперь зрители могут оценить свежие синие и красные оттенки.
И, наконец, была восстановлена сложность композиции и глубина ландшафта.
Инфракрасная рефлектография и изучение копий, которые сделали сыновья Брейгеля,позволили правильно воссоздать небольшие утерянные элементы, которые были искажены и закрашены во время грубых ранних реставраций.
«Триумф смерти» — копия картины отца, выполненная Питером Брейгелем Младшим в 1610-х годах. Частная коллекция
https://artchive.ru/news/
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2018/05/blog-post_57.html
Питер Брейгель-старший: картины с названиями и описанием :
Нидерландский художник Питер Брейгель-старший, картины которого мы рассмотрим, родился в 1525 году и умер в 1569 году, 15 сентября. Брейгель известен под прозвищем Мужицкий. Питер Брейгель-старший картины писал преимущественно на бытовые темы. Основные произведения живописца мы представим в этой статье.
«Времена года»
Цикл картин на эту тему содержал 6 или 12 работ. На сегодняшний день их осталось только пять. Питер Брейгель-старший картины с названиями «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Сенокос», «Жатва» и «Сумрачный день» написал предположительно в 1565 году. Именно с этих жанровых сцен мы начнем представлять произведения художника.
Работа «Охотники…» показывает, как предполагается, декабрь или январь.
Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Везде бурлит жизнь. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. Цветовая гамма темна, в особенности зеленый лед и небо, они контрастируют с белизной снега и холмов вдали.
Раннюю весну без единого просвета солнышка мы видим при изображении «Сумрачного дня». Один из персонажей занят обрезкой ветвей, другой собирает их в вязанки, еще трое подвыпили и бездельничают. По бурлящей реке несутся, как щепки, кораблики. По мрачному небу ветер гонит тучи.
Настроение радости несет произведение «Сенокос».
Оно создано в золотисто-оранжевых тонах и показывает оживленный и бодрый труд крестьян, слитых в гармонии с природой. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. А рядом на лугу его собирают в стога. Все торопятся воспользоваться погожими деньками. Питер Брейгель-старший картины писал с любовью к своим персонажам, детальным знанием их труда и часто с легким юмором.
«Жатва» отражает работу более поздним летом, может быть, даже в начале осени. Кто-то активно трудится, другие уже подкрепляются перед дальнейшей работой. Один из мужчин заснул в тени дерева.
Поздняя осень, небо потемнело, почернело, пастухи торопятся загнать стадо, поскольку надвигается ненастье. Так Брейгель изобразил «Возвращение стада» с летних пастбищ.
Страшные события на родине
Армия испанцев под предводительством Альбы вторглась на родину художника. Начались бесчинства оккупантов. Несколько тысяч нидерландцев признали еретиками и уничтожили. На эту тему Питер Брейгель-старший картины пишет очень страшные и горькие.
«Триумф смерти» (около 1562)
На дальнем плане — выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью.
Путешествие в Италию
В 1552-1553 годах художник побывал во Франции, Швейцарии и Италии. Его потрясли памятники Вечного города и шедевры Возрождения.
Переосмыслив их, Питер Брейгель-старший картины создает с итальянскими мотивами на библейские темы. Его волнует, как Бог смешал все языки, не дав людям кощунственно построить башню до небес.
Он создал три картины. Мы же рассмотрим большую, которая находится в Вене.
Вавилонский зиккурат
Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей. Уже построены семь этажей, растет восьмой, проникающий за облака, но башня уже слегка дала крен и местами обваливается. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением. Они среди каменных блоков упали на колени перед Нимвродом и его свитой, испрашивая прощения за неудачи. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. В основу был положен популярный сюжет из Библии о строительстве башни, достигающей вершиной неба. Библейские мудрецы, ненавидя города как таковые, как места греховные, дали картину бренности людских устремлений. А Брейгель изобразил не традиционное смешение языков, а ошибки в расчетах, потому башня и рушится.
Поздние работы
Питер Брейгель-старший картины в позднем периоде пишет с укрупнением персонажей на своих работах. Если раньше фигурки были мелкими, то теперь художник начинает интересоваться человеком. Мы также рассмотрим последнюю картину «Слепые», которую написал Питер Брейгель-старший. Картины с описанием как давались выше, так и последуют далее. Произведение «Слепые» — немеркнущий шедевр Брейгеля.
Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший
Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.
На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится.
Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах – беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет.
Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.
Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.
Источник: https://www.syl.ru/article/305104/piter-breygel-starshiy-kartinyi-s-nazvaniyami-i-opisaniem
Триумф Смерти
- Год создания: 1562г,
- дерево, масло,
- Оригинальный размер: 117 x 162 см.
- Музей Прадо, Мадрид, Испания
- Описание картины Питера Брейгеля «Триумф Смерти»
Полотно, написанное Питером Брейгелем под названием «Триумф смерти» имеет чрезвычайно мрачный вид.
Смотря на это изображение, мы можем почувствовать апатию, безысходность и меланхолию, а также понять, что все в нашем мире бренно. И это несмотря на то, что здесь отсутствуют бесы, которые фигурировали на более ранних картинах автора.
Художник изобразил не просто триумф, к примеру, чумы, которая в средневековье унесла несметное количество жизней, а именно триумф смерти. Ведь если повнимательнее вглядеться в изображение, то можно увидеть, что каждый человек умирает по своему. Из этого можно сделать вывод, что эпохи сменяют друг друга, но каждый человек все равно умрет своей, уготованной ему судьбой смертью.
Увиденное зрителем изображения создает такое впечатление, что в один миг граница между живым и загробным миром перестала существовать. Но несмотря на все вышеперечисленное, к всеобщему удивлению, сюжет картины придумал не сам автор.
Он позаимствовал идею у старинных икон.
Каждая такая икона пыталась своим изображением донести до человека тот факт, что если он не будет соблюдать главные заповеди господа, на мир опустится тьма и править в ней будет только беспощадная смерть.
Также автор использует так называемую «обманку». Смерть на картине представляется людям милосердной, и как бы говорит, если люди исправятся, она пощадит их. На самом деле это не так. Она косит всех без разбора: женщин, мужчин, детей и стариков. А чтобы зритель смог рассмотреть все происходящее в мельчайших деталях, автор создает панораму.
А у наблюдателя складывается такое впечатление, что он смотрит на разворот событий свысока. Также наглядно показано, что на земле не осталось травы, на ней стоят только виселицы и орудия пыток. Таким образом, художник показывает, что в своих проблемах, отчасти, виноваты мы сами.Знаменитая картина Питера Брейгеля «Триумф смерти».
Картина очень мрачная, может быть, самая мрачная из брейгелевских работ. Но, если вдуматься, то здесь запечатлены безусловно, недобрые символы, злые силы, всеобщее торжество смерти, некое ощущение глобального конца человечества – но здесь нет дьявольщины, которую мы можем увидеть в более ранних работах мастера.
В Нидерландах свирепствовала инквизиция, испанцы огнем и мечом пытались подавить народное восстание. Все это нашло отражение в творчестве художника. В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: Скелеты правят бал.
Вдруг как будто прервались какие-то законы, прорвалась какая-то ненадежная граница, отделяющая царство смерти от царства живых.
Брейгель не придумывает этот сюжет. Еще готическое средневековье разработало довольно тщательно дифференцированную иконографию плясок смерти, триумфов смерти, искусства умирать. Фрески, графика в манускриптах, картины…
Тема часто встречалась в те времена.
«Пляски смерти» представляли собой обычно серии сюжетов, изображающих хоровод, где скелеты, судорожно подпрыгивая, увлекают в танце людей из самых разных слоев общества: императоров, кардиналов, купцов.
«Триумфы смерти» – это именно картины, в которых чаще всего скелеты или смерть с косой в виде истлевшего трупа завладевает миром. Брейгель, используя многие иконографические мотивы, существовавшие в разрозненном виде, объединяет их в некое новое, чисто брейгелевское по пониманию сюжета, единство.У него смерть косит всех без разбора.
В зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами; на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями.
Поднимается крышка огромного гроба, который сам по себе как бы является входом в потустороннее царство, и оттуда двигаются нескончаемые миллионы скелетов, с которыми пытаются вступить в сражение лишь отдельные люди, но исход уже предрешен заранее.
Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что пространство, охваченное картиной, изобилует самыми разными сценами, наполнено различной символикой. Здесь и символическое изображение средневекового понимания «триумфа смерти», где она изображена в виде скелета на тощем коне, и «пляска смерти», в которой перед неизбежным концом все равны.
Бесчисленные полчища воинов-скелетов, влекут толпы людей — кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих — к огромному распахнутому гробу. Человечество перед лицом Смерти предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели.
Работа изобилует массой разрозненных сцен, тематически связанных между собой присутствием смерти, которая подстерегает и настигает людей всюду.Центральное место в картине занимает изображение побоища, за которым стеной стоят шеренги скелетов, порожденных им.
В правом углу показан стол, окруженный пирующими и предающимися разврату молодыми людьми; их также поджидает смерть.
В левом углу изображена лежащая фигура в короне, в алой мантии на горностаевом меху, в латах, которого смерть-скелет ; смерть, уже предъявившая на него свои права, теперь интересуется лежащим рядом с королем золотом, добытым обманом и стяжательством.
Рядом кардинал в широкополой шляпе, изображенный со спины, простая горожанка, упавшая ниц; рядом с ней грудной ребенок, которого нюхает пес-скелет. Тощая лошадь, управляемая скелетом, влечет полную черепов телегу. На высоком парапете, рядом с круглым зданием классической архитектуры, скелеты, облаченные в некое подобие белых тог, сгруппировавшись вокруг креста, предстают неким трибуналом. На втором плане картины — пейзаж, усеянный виселицами с повешенными, скелетами, сценами битв и пожарищами.
Когда рассматриваешь детали, то поражаешься одному обстоятельству: здесь сотни скелетов, сотни черепов. Ну что можно «выжать», так сказать, в художественном, образном отношении из черепа? Ведь все абсолютно однообразны.
Но Брейгель изображает их в таких разворотах, в таких положениях, что эти черепа как бы приобретают мимику. Они кажутся то подмигивающими, то скалящимися, то улыбающимися какой-то дьявольской ухмылкой, то, наоборот, угрожающе смотрящими провалами своих глаз.
Эти детали замечательно выполнены художником и свидетельствуют о его высочайшем мастерстве. Смерть у Брейгеля — кара за грехи, она настигает человека в бою и на пиру, во время любовного свидания и в поле за работой. А фоном всему этому — страшный адский пейзаж земли, превращенной людьми в пустыню.
Так в иносказательной манере художник пытался выразить свой протест против того, что происходило у него на родине, донести до потомков ужасную правду об увиденном. Kару на этом свете несёт инквизиция.
Брейгель умел создавать очень откровенные произведения с очень актуальным смыслом, скрытым под традиционными сюжетными мотивами. Но испанским религиозным цензорам было не к чему придраться: мотив, дозволенный в христианском мире, и, к тому же, довольно распространенный.
Источник: В. Клеваев. «Лекции по истории искусства.Северное Возрождение.Питер Брейгель Старший».
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Triumf_Smerti/